Космическое право в современном международном праве. Xvi международное космическое право Космическое право

Возникновение международного космического права как самостоятельной тесно связано с началом практического исследования и освоения космического пространства. В течение нескольких дней после запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 1148 (XII) призвала к совместному изучению «системы инспекции, имеющей своей целью обеспечить, что запуск предметов в космическое пространство будет производится исключительно для мирных и научных целей». В 1958 году Генеральная Ассамблея ООН создает специальный Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС) и поручает ему изучение «характера правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства». Данные резолюции, дополненные несколькими другими резолюциями Генеральной Ассамблеи, заложили основу международного права, регулирующего вопросы космической деятельности, и определили его общий характер и форму.

Ключевые принципы международного космического права изначально были задуманы и предложены публицистами в правовой доктрине. Анализ ранних представлений различных авторов, касающихся правового регулирования космической деятельности, обнаруживает их общую характерную особенность, а именно, что космическое пространство и небесные тела должны быть свободными для исследования и использования всеми государствами в соответствии с общими принципами международного права, включая Устав ООН, и не подлежат присвоению государствами. Таким образом, провозглашая свободу исследования и использования, в противовес созданию новых зон суверенитета, было заявлено, что космическое пространство должно служить интересам всего человечества.

Космическое пространство – уникальное и по сути новое поле деятельности человека. Природа и физические характеристики космического пространства таковы, что деятельность носит преимущественно международный характер. В то время как международные отношения регулируются международным правом, был сформирован ряд специфических норм и принципов, регулирующих деятельность государств в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела.

Развитие международного космического права.

Первостепенную роль в разработке международного космического права играла и продолжает играть ООН, в частности путем принятия резолюций Генеральной Ассамблеи. Не имеет существенного значения, обладают ли эти резолюции обязательным характером или являются простыми рекомендациями, открытыми для всестороннего обсуждения.

До первого запуска космического спутника аналогией наиболее близкой к космическому пространству было открытое моря – территория, принадлежащая всем, (res communis ). После запуска первых советских и американских спутников Генеральная Ассамблея ООН в рамках работы КОПУОС начала изучать правовые проблемы, которые могут возникнуть при осуществлении космической деятельности. В резолюции 1472 (XIV) от 12 декабря 1959 года Генеральная Ассамблея признала в качестве фундаментальной основы в деле освоения космоса ориентацию только на благо всего человечества и отметила важность учета интересов всех государств «независимо от уровня их экономического или научного развития» при проведении исследований и использовании космического пространства. Также подчеркивалась необходимость содействия международному сотрудничеству.

Следующее важное постановление Генеральной Ассамблеи – резолюция 1721, принятая единогласно в декабре 1961 года, явилась своего рода руководством по дальнейшему развитию международного космического права. В дополнение к вышеупомянутым принципам Генеральная Ассамблея утвердила новый руководящий принцип, согласно которому «космическое пространство и небесные тела доступны для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат присвоению государствами». Данные принципы были более подробно изложены в резолюции 1962, принятой единогласно и озаглавленной «Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства». Были торжественно провозглашены следующие руководящие принципы международного космического права :

  1. Исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всего человечества.
  2. Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства и в соответствии с международным правом.
  3. Космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению.
  4. Деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН.
  5. Государства несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, ответственность возлагается либо на государство, либо на международную организацию и на участвующие в ней государства. Деятельность национальных органов в космическом пространстве должна вестись под постоянным наблюдением соответствующего государства.
  6. При исследовании и использовании космического пространства государства осуществляют всю свою деятельность с должным учетом соответствующих интересов других государств. Если деятельность в космосе или планируемый эксперимент потенциально могут нанести ущерб другим государствам, то необходимо предварительно провести международные консультации.
  7. Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем, находящимся на нем, во время их нахождения в космическом пространстве.
  8. Каждое государство, которое осуществляет или обеспечивает запуск предмета в космическое пространство, несет международную ответственность за ущерб, причиненный иностранному государству таким предметом или его наземными составными частями в воздушном или космическом пространстве.
  9. Государства рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь. Космонавты, в случае вынужденного приземления на территории иностранного государства, незамедлительно возвращаются государству, в котором зарегистрирован их космический корабль.

Все последующие договоры, касающиеся международного космического права, включают большинство из принципов, закрепленных в данной Декларации.

Современное правовое положение.

КОПУОС и его два подкомитета – Научно-технический и Юридический, подготовили пять международных договоров, регулирующих деятельность в космическом пространстве. Все они были приняты на основе консенсуса.

Договор по космосу.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 19 декабря 1966 года, обычно называемый Договором по космосу, считается краеугольным камнем международного космического права. Договор содержит ряд основополагающих принципов, устанавливающих основные правовые рамки деятельности государств в космическом пространстве. Однако, рассматривая договор как правовую основу космической деятельности, многие авторитетные юристы по космическому праву отмечают отсутствие надлежащей точности и определенности при использовании терминов. Подобное отсутствие ясности правовых норм в некоторых случаях являлось результатом преднамеренного упущения. Несмотря на такую критику, Договор по космосу является самым важным источником международного космического права. Вся деятельность государств в области исследования и использования космического пространства подчиняется его широким параметрам. Следует также иметь в виду, что в соответствии с его названием, он является договором о принципах и считается правовой основой, на базе которой может осуществляться разработка более конкретных соглашений.

Соглашение о спасении и возвращении.

Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года, как говорит его название, предусматривает незамедлительное принятие всех мер по спасению космонавтов и оказанию им необходимой помощи в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки. Большинство государств сошлись во мнении, что с космонавтами, нуждающимися в помощи, следует обращаться с особой заботой и содействовать их скорейшему возвращению. С этой целью государства согласились рассматривать космонавтов как посланников человечества. Такое отношение к космонавтам отражает дух международного сотрудничества и взаимной помощи в непростом деле освоения космоса. Соглашением также предусматривается возвращение космических аппаратов или их составных частей по просьбе властей государства, осуществившего запуск.

Конвенция об ответственности.

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектом от 29 марта 1972 года, была разработана на основе общих принципов, заложенных в статьях VI и VII Договора о космосе, в которых, соответственно, оговаривается международная ответственность государств за национальную деятельность в космическом пространстве и ответственность за ущерб, причиненный космическим аппаратом или его составной частью другому государству-участнику Договора, его физическому или юридическому лицу. Его основной целью является разработка эффективных международных правил и процедур для «безотлагательной выплаты полной и справедливой компенсации» жертвам ущерба, причиненного космическим объектом. Ответственность «запускающего государства» может быть либо абсолютной, либо требующая доказательства вины. Абсолютная ответственность возникает в случае ущерба, причиненного космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. В случае причинения ущерба космическим объектом в другом месте, требуется предоставить доказательства вины запустившего государства или лиц, за которых оно отвечает.

Конвенция о регистрации.

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, устанавливает обязательную систему регистрации космических объектов, выведенных на орбиту Земли и за ее пределы. Она основана на добровольной системе, сформулированной в резолюции 1721 ГА ООН, и дополняет подробным содержанием положения Договора по космосу, относящиеся к национальным реестрам (ст. V и VIII). Конвенция налагает на запускающее государство обязательство создать национальный реестр (ст. II) и указывает, какую конкретно информацию следует предоставлять в централизованный публичный реестр (статья IV). Данный публичный реестр ведется Управлением по вопросам космического пространства в рамках Департамента по политическим вопросам ООН. Конвенция о регистрации часто подвергается критике за слабость ее формулировок. Крайне важная информация, такая как дата и место запуска, изменения параметров орбиты после запуска, а также дата возвращения космического аппарата, должна сообщаться «в ближайший практически осуществимый срок» (статья IV). Это может занимать недели или месяцы. Государства не обязаны раскрывать истинную функцию спутника, а только его «общее назначение» (статья IV). До настоящего времени ни разу не сообщалось о произведенном с военной целью запуске космического аппарата. Наконец, маркировка космических объектов, которая могла бы оказать неоценимую помощь в установлении государства, несущего международную ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом, является только добровольной (ст. V).

Соглашение о Луне.

Соглашение о деятельность государств на Луне и других небесных телах от 5 декабря 1979 года, вступившее в силу 11 июля 1984 года, является последним общим договором международного космического права. Договор о Луне представляет собой совокупность общих принципов и конкретных положений, определяющие допустимые виды деятельности на Луне и других небесных телах. В нем указывается, что его положения применяются не только к Луне, но также и другим небесным телам солнечной системы, «за исключением тех случаев, когда вступают в силу конкретные правовые нормы в отношении любого из этих небесных тел». Основные положения в значительной степени подтверждают основополагающие принципы Договора по космосу и расширяют его положения об информировании (ст. 5 и 9) и положения о защите окружающей среды (ст. 7). В нем предусматривается, что « используется… исключительно в мирных целях» (ст. 3.1), и «на Луне запрещается угроза силой или применение силы или любые другие враждебные действия или угроза совершения враждебных действий» (ст. 3.2).

Наиболее важным положением Соглашения является ст. 11, согласно которому Луна и ее природные ресурсы должны рассматриваться как . В данной статье содержится призыв к созданию международного режима для регулирования эксплуатации ресурсов, обнаруженных на Луне и других небесных телах, способного обеспечить рациональное использование ресурсов и справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов. Положения Соглашения имеют выраженную направленность на интернационализацию Луны и ее природных ресурсов сходную по смыслу с международным морским правом. Однако Соглашение о Луне и его будущие перспективы полны неопределенностей. Правовое содержание режима общего наследия человечества все еще является предметом обсуждения. Одни авторы считают это простым изложением позиции, в то время как другие признают в нем зарождающийся принцип международного права. Ратифицировать Соглашение о Луне ни США, ни Россия, похоже, не планируют.

Международная конвенция электросвязи.

В принятой 6 ноября 1982 года конвенции Международного союза электросвязи (МСЭ), регламентирующего вопросы международного использования радиочастотного спектра и геостационарной орбиты, нашли отражение основные принципы международного космического права. Одной из целей МЭС является обеспечение и расширение международного сотрудничества с целью усовершенствования и рационального использования всех видов электросвязи (ст. 4.1.а). Эффективное использование радиочастотного спектра достигается путем согласования и координации действий государства. Что касается геостационарной орбиты, предлагается ее использовать эффективно и экономично, обеспечивая справедливый доступ для всех государств-членов. В соответствии со статьей 33 геостационарная орбита признается в качестве ограниченного естественного ресурса и ее использование должно учитывать особые потребности развивающихся государств (ст. 33.2). Данное положение четко демонстрирует изменение философии МСЭ в отношении к вопросам регулирования использования таких ограниченных ресурсов.

Актуальные вопросы международного космического права.

Граница между воздушным и космическим пространством.

Договор по космосу устанавливает для космического пространства международно-правовой режим, совершенно отличный от режима воздушного пространства, находящегося под суверенитетом государства, над территорией которого оно расположено. Однако соглашения о том, где заканчивается режим воздушного пространства и начинается космического, не существует. Можно насчитать как минимум 35 теорий о том, где находится граница между воздушным и космическим пространством. Тем не менее ни одна из этих теорий не получила всеобщего признания среди юристов или государств. В правовом отношении наибольшее влияние имеют две школы мысли, возникшие на ранней стадии: функционалисты, которые в качестве решающего фактора рассматривают характер деятельности космического аппарата, а не физическое местоположение его деятельности, и пространственники, которые традиционно больше вниманию уделяют признанному территориальному суверенитету государств. В 1979 году Советский Союз представил рабочий документ КОПУОСу, в котором, среди прочего, указывалось, что пространство выше отметки 100 (110) км над уровнем моря следует считать космическим пространством. Несколько стран, включая США и Великобританию, выступали против этой инициативы, утверждая, что демаркационная линия не нужна и будет только препятствовать настоящей и будущей космической деятельности.

Вопрос об определении границы космического пространства становится еще более запутанным с учетом позиции нескольких экваториальных государств, заявивших, что геостационарная орбита из-за ее зависимого положения от земной гравитации должна находится под суверенитетом государств, над территорией которых она расположена. Данная позиция была решительно отвергнута. Если бы существовало международное соглашение, устанавливающее границу космического пространства, экваториальные государства, возможно, не стали бы выдвигать свои требования. Пока продолжается дискуссия о делимитации или ее необходимости, вопрос приобретает новое измерение с появлением космических челноков, которые свою миссию выполняют в качестве космических кораблей, но возвращаясь на Землю, планируют через воздушное пространство. Решение проблемы определения границы по-прежнему кажется труднодостижимым.

Защита космической среды.

В космосе отслеживается более пятнадцати тысяч космических объектов. Самыми очевидными рисками, связанными с растущим использованием космического пространства, являются перегруженность околоземного пространства, космический мусор, вредное воздействие, оказываемое на атмосферу и ионосферу ракетным топливом, и опасность радиоактивного загрязнения. Открытый характер космического пространства, а также существующие проблемы загрязнения земной поверхности свидетельствуют о необходимости разработки эффективных правовых мер защиты космической среды. Космическому экологическому праву придется иметь дело как с космическим мусором, так и с космическим загрязнением. Необходимо разработать нормы по удалению неактивных спутников и вообще по сокращению всего космического мусора. Сборка орбитальных станций в космическом пространстве еще сильнее увеличивает напряженность космического трафика. Будущая космическая деятельность должна подвергаться эффективным ограничениям по загрязнению, поскольку ее негативное воздействие может затрагивать весь земной шар.

Другая проблема, вызывающая озабоченность международного сообщества, связана с рисками, связанными с использованием ядерных источников энергии (ЯИЭ) в космическом пространстве. Особое внимание данному вопросу стало уделяться после распада над арктической территорией Канады в 1978 года советского спутника морского слежения «Космос-954». Этот инцидент привлек внимание к многолетней практике космических держав по запуску транспортных средств, перевозящих радиоактивные материалы, в космическое пространство без какого-либо международного контроля.

По разным оценкам от 25 до 100 спутников, оснащенных ЯИЭ, были размещены США, Россией и другими странами на земной орбите. Назрела необходимость разработки руководящих принципов для обеспечения безопасного использования ЯИЭ в космическом пространстве. Они могут содержать нормы предельно допустимой радиоактивности, стандарты защиты, предложения по сотрудничество государств, требования к наблюдению за космическими объектами и обмену информацией.

Коммерциализация космической деятельности.

Деятельность человека в космосе перешла от стадии научных исследований к коммерческой эксплуатации. В настоящее время во всех государствах ведется сокращение бюджетных расходов. Такая ситуация вместе с высокими затратами на будущую космическую деятельность потребует финансовой помощи со стороны государств и правительств. Показателен подход к коммерциализации спутниковых служб и коммерческая доступность вывода на орбиту. Существующие нормы международного космического права должны учитывать экономические и технические предпосылки, которые усиливают растущую коммерциализацию космической деятельности.

Можно с уверенностью ожидать, что роль частного предпринимательства в космической деятельности значительно возрастет как по общему объему, так и по отношению к государственной космической деятельности. Правовые основы такой коммерческой деятельности частных предприятий требуют дальнейшего уточнения.

Милитаризация космического пространства.

Возрастающую опасность милитаризации космического пространства нельзя недооценивать. Договор по космосу предусматривает лишь частичную его демилитаризацию. Появление новых технологий, таких как системы защиты от спутников, систем противоракетной обороны и стратегической обороной инициативы, требуют не только уточнения действующих норм, но и разработки новых альтернативных и возможно компромиссных правовых инструментов, направленных на ограничение и сокращение подобной активности.

Перспективы развития международного космического права.

Имело впечатляющее начало. Действующие соглашения о космическом праве и другие документы дают космической деятельности более четкие и безопасные правовые основы, чем те, которые можно найти в других видах деятельности, регулируемых международным правом. Как упоминалось выше, ряд проблем и препятствий, вероятно, могут затруднить достижение будущих международных договоренностей в области космического права и сделать их менее всеобъемлющими. Технологические, экономические и политические вопросы имеют и будут оказывать существенное влияние на будущее развитие международного космического права. Можно ожидать, что некоторые конкретные области космического права станут все более важными и потребуют уточнения действующих и создания новых правовых норм. Правовой вакуум, связанный с космическим пространством, постепенно заполняется, но в своем развитии международному космическому праву предстоит преодолеть еще немало препятствий.

Понятие «космическое право». Субъекты космического права. Некоторые особенности деятельности международных организаций как субъектов космического права. Объект (правового регулирования) в космическом праве. История возникновения космического права. Основные принципы космического права. Основные источники космического права. Особенности политико-правового положения космонавтов в пространстве космического права.

Космическое право - отрасль современного международного права, основные и специальные принципы и нормы которой регулируют правовой статус космического пространства, а также устанавливают политико-правовые режимы его использования субъектами космического права.

В качестве субъектов космического права в современном международно-правовом пространстве на данный момент (начало XXI в.) выступают практически исключительно государства.

Тем не менее международные межправительственные организации также могут принимать определенное участие (на практике, достаточно ограниченное) в различной работе в космической сфере, но, исключительно в тех случаях, когда большая часть государств- членов той или иной международной межправительственной организации являются полноправными сторонами основополагающей международной договоренности по космическому праву, а именно Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г., а также других наиболее важных отраслевых документов универсального характера.

При этом определяющее значение в пространстве космического права на данный момент истории человечества, играют именно государства, т.е. пока еще, в практически абсолютной степени, доминирующие субъекты современного космического права.

Существенным исключением из данного status quo в соотношении государств и международных организаций в деятельности в сфере космоса необходимо признать ООН - Организацию, которая сыграла важную роль в выработке и претворении в жизнь правовых основ для космического сотрудничества между государствами.

Так, в рамках деятельности ООН существенную роль в обеспечении деятельности космического права играет созданный в 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН Комитет по использованию космического пространства в мирных целях.

В рамках данного Комитета осуществляется деятельность по активизации технического сотрудничества между государствами по космической проблематике; разрабатываются программы по совместному освоению космического пространства; происходит обмен различной технической и политико-правовой информацией по данной проблематике; осуществляется процесс ознакомления субъектов космического права с правовыми стандартами в данной области.

Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях состоит из двух частей: юридического и научно-технического отделов (подкомитетов), каждый из которых работает в соответствии с собственным направлением.

Также, достаточно активно работают в сфере космического права следующие международные организации:

  • 1) ЮНЕСКО;
  • 2) ОБСЕ;
  • 3) МАГАТЭ;
  • 4) ИКАО;
  • 5) ВМО.

В своей работе данные организации часто взаимодействуют с юридическим отделом (подкомитетом) Комитета ООН по использованию космического пространства.

Весь комплекс различных отношений между субъектами космического права, связанных с обеспечением взаимовыгодного использования космического пространства, представляет собой объект (правового регулирования) данной международно-правовой отрасли.

Космическое право - это наиболее поздняя по времени возникновения отрасль международного права. Деятельность данной международно-правовой отрасли началась лишь в конце 50-х гг. XX в., после того, как две наиболее могущественные державы того времени (и они же противники в холодной войне) - СССР и США, развернули собственные космические программы, изменившие мировые научно-технические и военно-политические реалии.

По сути, стартовой точкой для возникновения космического права стал осуществленный в 1957 г. СССР запуск первого искусственного спутника Земли. Последовавшие вслед за ним «симметричные ответы» американцев; отправление СССР первого человека в космос; полет американских космонавтов на Луну; стремительное развитие космических технологий в обеих странах-противниках окончательно «обеспечили жизнь» космическому праву, сделав его наиболее современной и перспективной международно-правовой отраслью.

Как уже было указано выше, основной источник космического права - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. Данный документ сформулировал и закрепил определяющие политико-правовые принципы космического права как действующей и развивающейся международно-правовой отрасли.

Основными принципами космического права, призванными определять конкретную практическую деятельность субъектов космического права, являются:

  • 1) принцип исследования и использования космического пространства (космоса) в интересах всего человечества;
  • 2) принцип абсолютного политико-правового равенства всех государств при исследовании и использовании ими космического пространства (космоса);
  • 3) принцип свободы научных исследований в космическом пространстве (в космосе);
  • 4) принцип недопустимости национального присвоения космического пространства (космоса);
  • 5) принцип исследования и использования космического пространства (космоса) исключительно в мирных целях;
  • 6) принцип международной ответственности за национальную деятельность в космическом пространстве (в космосе);
  • 7) принцип международной политико-правовой ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами;
  • 8) принцип сотрудничества и взаимной помощи государств при осуществлении ими любой космической деятельности;
  • 9) принцип отказа государств от загрязнения ими космического пространства (космоса) различными вредными отходами и космическим мусором.

Кроме того, в рассматриваемом Договоре его разработчикам удалось соединить проблематику человеческой деятельности в космосе с другими наиболее важными проблемами современного человечества, а именно с:

  • 1) проблемой обеспечения мировой безопасности;
  • 2) проблемой экологической безопасности;
  • 3) проблемой контроля за ядерными вооружениями.

Также в данном Договоре была выработана основополагающая правовая база для этой отрасли современного международного права.

Кроме того, важными международными источниками космического права являются:

  • 1) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г.;
  • 2) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.;
  • 3) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г.;
  • 4) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. и ряд других отраслевых международных договоренностей.

Космонавты независимо от их национальности, гражданства и государственной принадлежности в рамках действующего космического права обладают статусом посланцев человечества в космосе, имеющих право на незамедлительную и действенную помощь со стороны любого современного государства (обладающего определенными техническими возможностями) в деле их своевременного и безопасного возвращения на территорию запустивших их государств.

Кроме того, современные международно-правовые стандарты также требуют от государств и иных субъектов космического права (т.е. от международных межправительственных организаций) оказывать всем космонавтам любую иную возможную помощь, например, сообщать отправляющим или уже отправившим космонавта в космос государствам всю информацию о возможных рисках для жизни и безопасности космонавта, связанных с теми или иными явлениями в космосе, зафиксированными специальным оборудованием и/или учеными данного субъекта международных отношений.

В этой связи, следует особо обратить внимание на то, что в космическом праве в настоящее время активно действует такая категория субъектов космического права, как «государства-эксплуатанты» различных космических объектов (зондов, спутников и т.д.), запущенных другими субъектами космического права в космическое пространство.

На практике государства - эксплуатанты космических объектов - это либо технически менее развитые (по сравнению с государствами - производителями космических объектов, которые, как правило, запускают определенные объекты) государства, либо державы, тесно связанные экономически и политически с запускающими те или иные космические спутники и/или зонды государствами.

Государства - эксплуатанты космических объектов также могут быть состоятельными, экономически развитыми субъектами международных отношений, но не рассматривающими развитие собственных космических программ в качестве приоритетов для своих национальных экономик и политических систем.

Экипажи пилотируемых космических кораблей в ходе полета всегда находятся под юрисдикцией государства регистрации данного космического корабля. Права собственности на тот или иной космический объект, а также на его составные части принадлежат конкретному государству регистрации данного объекта как во время его нахождения в космическом пространстве, так и по возвращении данного объекта на Землю.

Космическое пространство, по стандартам космического права, не принадлежит какому-либо международно-правовому субъекту, а является таким пространством, которое может свободно использоваться всеми обладающими соответствующими техническими возможностями субъектами международных отношений.

Также Луна в соответствии со стандартами космического права (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.) выступает в качестве «общего наследия всей человеческой цивилизации». Это относится и ко всем ресурсам Луны, как найденным, так и еще не обнаруженным исследователями.

Отдельным важным вопросом является проблематика использования космического пространства (космоса) в интересах обеспечения национальной безопасности в сфере деятельности Вооруженных сил (ВС) тех или иных государств и/или военно-политических союзов (функционирующих в условиях современности на базе влиятельных международных межправительственных организаций). В данной сфере космического права в настоящее время можно констатировать наличие некоторого противоречия.

Так, с одной стороны, принцип исследования и использования космического пространства (космоса) исключительно в мирных целях, а также основанные на нем конкретные положения космического права запрещают проведение испытаний различных видов и типов вооружений в космосе; создание в космическом пространстве каких-либо военных баз (это международно-правовое предписание в дальнейшем может стать вполне актуальным, при условии активного развития военно-космических и военных технологий в соответствующем направлении) и провозглашают космическое пространство демилитаризованным.

Однако, с другой стороны, современное международное право допускает возможность обоснованного (но только обязательно временного) нахождения в космическом пространстве различных вооружений, за исключением ядерного оружия (данная оговорка в космическом праве носит абсолютно категорический характер).

Данное противоречие не носит слишком явный и/или прямо деструктивный в плане конкретной правоприменительной практики характер, однако оставляет некоторые «лазейки» для использования влиятельными мировыми «игроками» космоса не всегда в мирных целях.

Дальнейшее развитие космического права, вероятно, будет связано, в первую очередь, с развитием космических промышленности и технологий; военных технологий; космических проектов и исследований, а также человеческой цивилизации в целом. Вариант развития человечества со значительно более активным освоением космоса (что привело бы к существенному изменению действующего космического права) в краткосрочной перспективе маловероятен, а о дальнесрочной перспективе рассуждения преждевременны.

В любом случае существующие в настоящее время политико-правовые отношения между государствами-лидерами в сфере использования космоса в целом позитивны. Они несомненно ориентированы на взаимовыгодное сотрудничество.

Понятие, сущность и основные особенности международного космического права

С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. Это повлекло необходимость, во-первых, разделить понятия “правомерная космическая деятельность” и “противоправная космическая деятельность” и, во-вторых, установить определенный порядок осуществления допустимой с точки зрения международного общения космической деятельности.

Осуществление всякой деятельности, затрагивающей интересы других государств, неизбежно приводит к возникновению международных правоотношений. Носителями соответствующих прав и обязанностей в таких случаях становятся субъекты международного права.

Признание того, что в процессе космической деятельности могут возникать международные правоотношения, содержалось уже в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 г., в которой отмечались “общая заинтересованность человечества в космическом пространстве” и необходимость обсуждения в рамках ООН характера “правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства”.

Разработка международно-правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе освоения, космоса, первоначально происходила на основе понятия космической деятельности как объекта правоотношений. Вместе с тем возникла необходимость в установлении правового режима космического пространства-новой среды, в которой стало возможным осуществление деятельности человека.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН “Вопрос об использовании космического пространства в мирных целях”, принятой 13 декабря 1958 г., говорится как о правовом статусе космического пространства, так и о характере космической деятельности (стремление использовать космическое пространство исключительно в мирных целях, на благо человечества; необходимость международного сотрудничества в новой области).

Договор по космосу 1967 года устанавливает режим космического пространства (ст. I и II) и в то же время определяет права и обязанности государств в процессе деятельности не только собственно в космосе, но и во всех других средах, если их деятельность там связана с исследованием и использованием космоса.

Если бы нормы и принципы международного космического права относились только к регулированию деятельности в собственно космическом пространстве, то соответствующие правоотношения на Земле, связанные с деятельностью в космическом пространстве, были бы искусственно изъяты из сферы космического права.

Между правовым режимом космического пространства и правовым регулированием деятельности по использованию этого пространства существует неразрывная связь. Еще до того, как Генеральная Ассамблея ООН признала необходимость разработки специальных правовых принципов космической деятельности, ученые-юристы многих государств предсказывали, что в системе международного права сложится особая группа норм и принципов, призванных регулировать правоотношения в новой сфере деятельности. Специфичность этой группы норм и принципов обосновывалась особенностями самого космического пространства как новой среды деятельности человека, а также особенностями космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.

Космическое право имеет следующие особенности: только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть & перспективе использованы человеком; космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных.

К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она осуществляется с помощью принципиально новых средств-ракетно-космической техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность; в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств; запуск космических аппаратов и их возвращение на Землю могут быть связаны с использованием воздушного пространства иностранных государств и пространств открытого моря; космические запуски могут причинять ущерб иностранным государствам и их гражданам.

Исходя из указанной специфики космического пространства и космической деятельности, правовая доктрина предлагала различные решения проблем, возникающих в связи с деятельностью человека в этой области.

Отдельные юристы обосновывали специфику международно-правового регулирования космической деятельности и режима космического пространства. При этом они в своих рассуждениях зашли столь далеко, что сформулировали вывод либо о полной самостоятельности нового вида правоотношений и его изолированности от всей совокупности уже существующих международных правоотношений, либо о необходимости ревизии существующего международного права под влиянием нового вида деятельности.

Анализ характера и целей космической деятельности показывает, что никакой исключительности с точки зрения общественных отношений в этой новой сфере человеческой деятельности нет.

Между правом и внешней политикой существует неразрывная связь. Тесно связано с вопросами внешней политики и освоение космоса. Руководящим началом в проведении государствами внешней политики в любой области в наши дни должны служить принципы мирного сосуществования, которые, безусловно, применимы и к космической деятельности.

Особое значение общие правовые принципы имели для космической деятельности в тот период, когда международное космическое право находилось в начальной стадии своего формирования. Отсутствие специальных принципов должно было компенсироваться применением общих принципов. Такой подход давал возможность отвергать необоснованные утверждения о “правовом вакууме” в сфере космической деятельности.

Советские и другие прогрессивные юристы с самого начала зарождения науки международного космического права исходили из того, что основные принципы и нормы международного права распространяются и на космическую деятельность. Что касается ее специфики, то она подлежит учету в специальных нормах, которые, будучи основанными на общепризнанных основополагающих принципах и нормах, могут составить новую отрасль международного права, но отнюдь не самостоятельную правовую систему.

Советская, а позже - российская концепция международного права исходит из тесной взаимосвязи научно-технического прогресса и права. Прогресс науки и техники не может не отражаться на развитии международного права. Крупнейшие научно-технические достижения всегда вызывали необходимость правового регулирования отношений между государствами, связанных с использованием этих достижений, ввиду того что последствия их применения могут приобретать региональный и даже глобальный характер.

Однако международное право не только испытывает воздействие научно-технического прогресса, но и, в свою очередь, оказывает влияние на развитие науки и техники. Принятие запретительных норм тормозит совершенствование одних видов техники, стимулирует развитие новых, использование которых не подпадало бы под действие этих запретов.

Если с точки зрения науки о природе космос подчиняется своим особым закономерностям, то с точки зрения науки об обществе он должен подчиняться общим для всего человечества принципам, распространяющимся на все виды деятельности. Международное право-это социальный исторический институт, существование которого обусловлено разделенностью мира на самостоятельные государства. Регулированию этой системой права подлежит всякая деятельность, если она затрагивает интересы более чем одного государства. Общепризнанные в каждую конкретную эпоху нормы международного права подлежат применению всюду, где действуют различные государства.

Правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут быть оторваны от основных принципов мира и мирного сосуществования государств. Они должны строиться с учетом актуальных проблем развития современных международных отношений.

Распространение на космос основных принципов современного международного права необходимо также потому, что они включают положения о равенстве, мирном сосуществовании, сотрудничестве государств, невмешательстве во внутренние дела друг друга и т. д. В их соблюдении заинтересованы все народы, Эти принципы применимы ко всем видам космической деятельности, несмотря на ее специфику. Только на основе этих принципов возможны организация широкого международного сотрудничества и ускоренный прогресс в области исследования и использования космоса.

Теоретическая полемика ученых-юристов завершилась официальным признанием государствами применимости международного права, включая Устав ООН, к космическому пространству и небесным телам [п. 1а резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г.]. Через год государства признали применимость международного права, включая Устав ООН, к деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства [преамбула резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1802 (XVII) от 14 декабря 1962 г.]. Договор по космосу 1967 года уже содержит обязательные для применения материальные нормы, согласно которым космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом {ст. I), а деятельность по исследованию и использованию космического пространства должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН (ст. III).

Неземное пространство делится на воздушное и космическое. Такое деление предопределено различными техническими принципами передвижения летательных аппаратов. Космическая деятельность затрагивает интересы всего человечества, поэтому космическое пространство по аналогии с воздушным нельзя разделить на национальное и международное. Все космическое пространство в целом является международной территорией, не подлежит национальному присвоению и установлению суверенитета какого-либо государства, находится в общем пользовании. К космическому пространству применяется понятие общего наследия человечества.

Международное космическое право представляет собой отрасль международного права, сформировавшуюся в процессе освоения государствами космического пространства. Международное космическое право – это совокупность норм, регулирующих международные правоотношения относительно статуса космического пространства как особой внеземной среды и деятельность государств по его исследованию и использованию. Это множество международных правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регламентирующих отношения субъектов международного права в связи с использованием космоса.

Предметом международного космического права являются международные отношения в процессе космической деятельности. Объект международного космического права – деятельность его субъектов, связанная с исследованием и использованием космоса, планет Солнечной системы, Луны, иных небесных тел, космических объектов. Космическое право регулирует деятельность государств не только в космосе, но и деятельность на Земле, связанную с изучением и освоением космоса. Субъектами международного космического права выступают и традиционные, и нетрадиционные субъекты международного публичного права: государства, международные межправительственные и неправительственные организации, юридические лица.

До разработки первого универсального Договора о космосе 1967 г. основные правила космической деятельности имели статус обычно-правовых норм (например, принцип нераспространения государственного суверенитета на космическое пространство). До сих пор в международном космическом праве действует большой конгломерат именно обычных норм, сформировавшихся в практике государств (100–110 км от поверхности Океана – граница между воздушным и космическим пространством). Кроме того, многие положения космического права закреплены в двусторонних договоренностях между основными космическими державами – США и СССР. Другие государства придерживаются установленных в этих соглашениях правил на уровне международного обычая.

Особенности международных обычных норм в космическом праве – они сформировались в течение достаточно короткого времени (с начала 60-х и до середины 70-х гг. XX в.).

В сфере космического права принято большое количество универсальных международных соглашений. Основным является Договор о принципах деятельности государств по использованию и исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор о космосе). Этот Договор устанавливает наиболее общие международно-правовые принципы космической деятельности (участники – около 100 государств мира).

Другие универсальные соглашения по международному космическому праву: Договор о запрещении использования ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.; Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. В 2007 г. под эгидой ООН приняты Руководящие принципы Комитета по использованию космического пространства в мирных целях по предупреждению образования космического мусора.

Круг государств, на которые распространяются нормы космического права, шире "космического клуба", т.е. круга государств, которые непосредственно участвуют в освоении и использовании космического пространства. При этом общепризнанные принципы международного космического права распространяются на все государства, независимо от их участия в космической деятельности.

В регулировании международного космического права важную роль играют резолюции-рекомендации международных организаций (прежде всего, ГА ООН): Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г.; Принципы использования государствами некоторых спутников Земли для международного непосредственного телевещания 1982 г.; Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства, 1986 г.; Принципы использования ядерных источников энергии на борту космических объектов 1992 г.; Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран 1996 г.

Совместную деятельность государств в космосе регламентируют в основном международные научно-технические соглашения – учредительные акты МНПО (ИНМАРСАТ, ИНТЕЛСАТ, Европейское космическое агентство, Интерпуть). Важную роль в этой сфере играют деятельность юридического и научно-технического подкомитетов ООН, Комитета ООН по использованию космического права в мирных целях и его рабочих групп.

Основные принципы международного космического нрава закреплены в Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г. и в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.:

  • – нераспространение государственного суверенитета на космическое пространство;
  • – исследование и использование космического пространства на благо всего человечества;
  • равные права всех государств по исследованию и использованию космического пространства;
  • – запрещение национального присвоения космоса;
  • – соответствие космической деятельности общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • – свобода космоса для научных исследований;
  • – использование луны и других небесных тел только в мирных целях;
  • – международная ответственность государств за всю национальную космическую деятельность;
  • – международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами;
  • – сотрудничество и взаимопомощь государств при исследовании и использовании космоса;
  • – сохранение государственной юрисдикции и контроля над государственными космическими объектами;
  • – обязанность государств предотвращать загрязнение космоса.

МКП - это система юридических норм, договорных и обычных, регулирующих отношения, возникающие между субъектами международного права в связи с исследованием и использованием космического пространства и небесных тел.

Объект международного космического права

Объектом международного космического права в самом общем смысле слова являются правомерные космические отношения, возникающие между государствами и создаваемыми ими межгосу­дарственными космическими организациями, такие, как установление режима космического пространства, естественных и искусственных тел, вопросы контроля за использованием космоса, ответственности субъектов космической деятельности.

1 . В качестве материальных объектов (предметов ) можно рас­сматривать само космическое пространство, его уникальные особенности или «процессы» - невесомость, солнечный ветер, нали­чие таких геопозиций, которые дают особые преимущества распо­ложенным на них КС и ИСЗ, как геостационарная орбита (ГСО).

Геостационарная орбита расположена на высоте около 36 тыс. км над Землей в районе экватора. Она представляет собой геометрическую позицию, в которой разме­щенный объект ведет себя по отношению к Земле иначе, чем если бы он был размещен в каком-либо ином месте космического про­странства. Геостационарный спутник - спутник Земли, период обращения которого равен периоду вращения Земли вокруг своей

оси. Иными словами, это геосинхронный спутник, прямая и круговая орбиты которого лежат в плоскости земного экватора и который вследствие этого остается неподвижным относительно Земли. Такие спутники имеют огромное значение для научной, культурной, технической и иных видов деятельности государств. ГСО относится к категории ограниченных природных ресурсов, этому ее использование должно контролироваться сообществом. В настоящее время такой контроль осуществляется Международным союзом электросвязи (МСЭ).

2 . Следующая группа объектов представлена широким спектром естественных небесных тел В первую очередь это те из них, которые не заселены другими цивилизациями. Среди этой группы следует выделить как тела, имеющие постоянные орбиты , так и не имеющие их; тела, достигающие Земли естественным путем: астероиды, метеоры, метеориты и принадлежащие государствам, на территории которых они обнаружены.

3. Особый вид объекта космических отношений составляют искусственные небесные тела , - космические объекты. В этой категории находятся непилотируемый и пилотируемые космические аппараты, обитаемые и необитаемые орбитальные станции, станции и базы на Луне и естественных небесных телах, это нефункционирующие спутники или это отработанные блоки ракет-носителей. и космический мусор

Субъекты международного космического права.

Субъектом международного космического права являются государства и обра­зованные ими международные межгосударственные организации (ММГО=ММПО).

1) Государства, реально занимающиеся космической деятельностью, подразделяются на «запускаю­щие» государства и государства регистрации.

2) В качестве ММГО выступают следующие организации: ИНТЕЛСАТ(Международная организация спутниковой связи), ИНМАРСАТ(Международная организация морской спутниковой связи), ЕКА(Европейское космическое aгентство), ЕВТЕЛСАТ(Европейская организация спутниковой связи), ЕВМЕТСАТ(Европейская организация по эксплуатации метеорологических спутников), АРАБСАТ: (Арабская организация спутниковой связи).

3) На основе межгосударственных соглашений могут создаваться и неправительственные организации, объединяющие национальные юридические лица для коммерческой деятельности в космосе.Примеры-европейский концерн Arianspase, компания Iridium Satellite, ракетно0космический консорциум «Морской старт».

Особую группу составляют организации системы ООН - рабочие органы главных органов ООН и специализированные учреждения ООН - ИКАО, ИМО, ФАО, ЮНЕСКО и др. заинтересованные в результатах космических исследований.

Источники международного космического права.

Под источни­ками международного космического права следует понимать международные договоры и обычаи, в форме которых объективируются юридические нормы отрасли.

Источниками отрасли, без учета основных принципов межд. права, являются многосторонние (в том числе универс. и региональные) и двусторонние договоры и обычаи. Особое место среди них занимают кодифицирующие универсальные договоры.

1. Важнейшим из них является

1) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела космосе 27.01.1967).

2) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г.,

3) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами ответственности 1972 г.,

4) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство1975 г.;

5) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

2 . Условно к источникам отрасли относятся отдельные положения договоров, связанных с космической дея­тельностью или пространством, например: Договора о всеобъем­лющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., Конвенции о за­прещении использования природной среды в военных или любых враждебных целях 1977 г., Конвенции об оперативном оповеще­нии о ядерной аварии 1986 г., уставные договоры международных космических организаций , (например, Соглашение о Международ­ной организации спутниковой связи ИНТЕЛСАТ 1968 г.).

3 . Для отрасли в качестве источников выступают обычно-правовые нормы, которые регулируют границы воз­душного и космического пространства, вход космических аппара­тов и искусственных спутников Земли в суверенное воздушное пространство других государств. Важнейшие из них также имеют универсальный характер.

4 . В качестве источников МКП выступают также следующие резолюции, подготовленные Комитетом Генеральной Ассамблеи и принятые ООН:

1) Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевещания, в 1986 г. -

2) Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса, в 1992 г. -

3) Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве 1992 г.,

4) Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства в 1982 г

5 .. Многие государства - участники космической деятельности имеют законодательство о космической деятельности в космосе. В США действует Закон об аэронавтике и исследовании космического пространства 1958 г., о коммерциализации дистанционного зондирования Земли 1984, в Швеции - Закон о космической деятельности 1982 г., в Великобритании - Закон о космическом пространстве 1986 г., в Италии - Закон об учреждении национального центра космических исследований 1988 г., в РоссииЗакон о космической деятельности 1993 г. с последующей редакцией в 1996 г., аналогичные законы были приняты в Франции и других странах, На основании Закона, универсальных актов отрасли заключа­ются международные договоры России с иностранными государст­вами и межгосударственными организациями. Так, в 1998 г. между Правительством России и Европейским космическим агентством было заключено Соглашение относительно особого порядка ввоза и вывоза товаров для сотрудничества в исследовании и использова­нии космического пространства в мирных целях, в 2000 г. вступило в силу Соглашение о создании в рамках СНГ Межгосударственной финансово-промышленной группы «Интернавигация» по внедре­нию современных спутниковых технологий для развития навигаци­онной инфраструктуры СНГ на основе взаимовыгодной экономи­ческой деятельности как самими государствами, так и их предпри­ятиями и другими хозяйствующими субъектами, с США, КНР, Францией, Венгрией и др. странами.

Правовой режим космического пространства, естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов.

естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов.

Принципы МКП.

Наибольшее значение для определения режима космоса в целом имеют основные принципы международного права - запреще­ния применения силы, мирного разрешения международных спо­ров, суверенного равенства государств, добросовестного выполне­ния международных обязательств, невмешательства в дела, входящие во внутреннюю функцию государства а также принципа сотрудничества государств.

Специальные принципы международного космического права. Основополагающее значение среди специальных принципов имеет принцип 1: запрещаются применение силы и угрозы силой, а также любые враждебные дейст­вия в космосе или из космоса в отношении Земли. Раскрывая это тре­бование, можно сказать, что запрещается использование космиче­ского пространства, Луны и небесных тел в качестве театра войны и военных действий как в космосе, так и в отношении Земли, для размещения военных станций, баз и укреплений, а также анало­гичная деятельность в мирное время с целью подготовки военных действий.

2. запрещающий национальное присвоение космическо­го пространства, Луны и других небесных тел , закрепленный в До­говоре по космосу 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г. Указанные пространства, являясь общим достоя­нием (космическое пространство) и наследием (Луна) человечест­ва, не могут быть «...собственностью како­го-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации или неправительственного уч­реждения или любого физического лица». Это же относится к их частям и ресурсам.

3.свобода исследования и использо­вания космоса на благо всех государств независимо от степени их экономического, научного развития или реального участия в кос­мической деятельности. Соответственно эта свобода ограничена требованием обра­щения добытых ресурсов на благо всех стран. Так, в случае обна­ружения природных ресурсов на небесных телах государства обя­заны информировать Генерального секретаря ООН, обществен­ность, международное научное сообщество. Заинтересованные государства могут претендовать на предоставление в их распоряжение образцов грунта и минералов, доставленных на Землю с небесных тел. В случае возможной эксплуатации природных ресурсов небесных тел государства обязуются установить режим, отвечающий интересам сообщества, однако добытые минералы и образцы принадлежат добывшим их государствам. Естественно, эта ситуация потребует в дальнейшем детального правового регу лирования.

4 .Принцип предотвращения вредного загрязнения космического пространства тесно связан с глобальной задачей охраны окружающей среды. Его содержание обязывает государства действовать «с предосторожностью», чтобы не наноситьущербкосмосу в процессе исследования и использования. Юридические обязательства государств по экологической защите космоса явля­ются важнейшим элементом его правового режима. Статья IX До­говора по космосу 1967 г. называет его в числе важнейших норм отрасли; в дальнейшем он конкретизируется в Соглашении о Луне 1979 г., Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, материалах конференции АЭРОСПЕЙС и др.

Государства обязуются использовать космос таким образом, чтобы избегать его загрязнения в результате антропогенной дея­тельности, предотвращать нарушение сформировавшегося равно­весия космической среды, для чего необходимо контролировать деятельность ядерных установок на, космических объектах, публи­ковать данные оценки ядерных источников энергии на борту кос­мических объектов до их запуска (ст. VII Соглашения о Луне 1979 г. и ст. 1 Конвенции об оперативном оповещении 1986 г.).

5. Принцип международной охраны космической среды. Он обязывает гос-ва не наносить ущерб космосу в процессе его исследования и использования.

Правовой режим космических объектов . Следствием деятельно­сти государств по исследованию и использованию космического

пространства является наличие в нем искусственных небесных} тел пилотируемых » непилотируемых спутников Земли, космических аппаратов различных размеров и назначения, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, которые в доктрине объединяются понятием «космический объект» или «аэрокосмический объект». Находясь в космическом пространстве, они подчиняются действующему в космосе правопорядку. Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать на них космические объекты - установки, обитаемые и необитаемые станции на поверхности и в недрах небесных тел.

Тем не менее их режим имеет ряд особенностей. Конвент о регистрации 1975 г. требует от государства:

1) регистрации внесения его в национальный регистр и лее - в Реестр Генерального секретаря ООН 2) нанесения маркировки, по которой в дальнейшем могла быть проведена идентификация объекта или его частей в случи обнаружения их за пределами государства регистрации или на международной территории в целях последующего возвращения собственнику (запуск «Радиоастрона» - уникального телескопа - высоту 360 тыс. км осуществлялся 18 странами, государством регистрации является Россия). Космические объекты или их части, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.

Во время нахождения в космическом пространстве на космический объект (или его части) и экипаж распространяется юрисдикция государства регистрации. Однако право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, ценности любого характера, включая объекты интеллектуальной собственности, может принадлежать нескольким государствам или международной организации, а также в соответствии с нормами отрасли контролируемым государствами физическим и юридическим лицам. Положения о защите права собствен включаются в двусторонние договоры о космическом сотрудничестве. Из новейших договоренностей можно сослаться на двустороннее Соглашение между Россией и Бразилией, вступившее в силу в 2002 г., а также на Соглашение относительно сотрудничества по Международной космической станции 1998 г. между Канадой, Европейским космическим агентством, Россией, и Японией. Уникальность последнего заключается не в том, что каждая сторона в соответствии со сложившейся практикой сохраняет право собственности на элементы илиоборудование космической станции, но также и в том, что каждая сторона (партнер) регистрирует в качестве космических объектов предос­тавляемые им космические элементы и соответственно распро­страняет на них свое национальное законодательство.

Правовой статус космонавтов. Институт статуса космонавтов, сформированный в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Соглашением о спасании космонавтов 1968 г., в последние годы пополнился обычно-правовыми нормами о статусе интернацио­нальных экипажей и космических туристов. Космонавтом - членом космического экипажа считается:

1) гражданин одного из участвующего в запуске государств;

2) выполняющий функциональные обязанности во время по­лета или нахождения на управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесном теле.

До появления Соглашения о МКС было принято считать, что космонавт - член экипажа независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации. Согласно ст. 5 Согла­шения 1998 г. государство - участник Соглашения «...сохраняет юрисдикцию и контроль... над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи ее, ко­торые являются его гражданами». Что же касается статуса косми­ческих туристов, будь то орбитальная или расположенная на не­бесном теле станция, он определяется общим положением о юрисдикции государства регистрации объекта, если междуна­родными договорами не будет установлено иное.

В целом же космонавты рассматриваются как посланцы всего человечества, что возлагает на государства следующие обязанно­сти : оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на любой территории; предостав­лять терпящим бедствие на небесных телах лицам укрытие на сво­их станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; инфор­мировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания ме­рах, а также о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и на небесных телах, которые могли бы создавать уг­розу жизни и здоровью человека; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвраще­ния; использовать ресурсы своих космических объектов на небес­ных телах и в космическом пространстве для поддержания жизне­деятельности экспедиций. Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космическом пространстве

Космическая деятельность субъектов международного права подчинена императивам основных принципов международного права, в соответствии с которыми к наиболее тяжким междуна­родным правонарушениям (преступлениям) относятся: развязы­вание и ведение военных действий в космосе; превращение кос­моса в театр войны или военных действий иным образом, несо­вместимым с мирным использованием космоса; использование космоса для ведения военных действий против Земли; милитари­зация космоса (например, испытания ядерного оружия, размещение на небесных телах баз и сооружений военного характера, вы­вод на околоземную или окололунную орбиты объектов с оружием | массового уничтожения; военное или иное любое использование" средств воздействия на космос, которое может иметь широкие,; долгосрочные или сопоставимые с ними серьезные последствия, используемое в качестве способов разрушения, нанесения ущерба, причинения вреда любому другому государству).

Остальные деяния могут рассматриваться как деликты, возни­кающие в результате нарушения иных, чем основные принципы норм международного права. Деликтом являются деяния, нарушающие положения Конвенции о регистрации 1975 г. (например, несообщение Генеральному секретарю ООН и международному сообществу сведений об экспедициях на небесные тела; нерегистрация запущенного в космос объекта; непредставление МАГАТЭ сведений об аварии и возможном заражении Земли радиоактивными материалами).

Еще одна категория деяний характеризуется наличием ущерба но причиненного без умысла, в результате деятельности, не запрещенной международным правом. Обязанность возмещения ущерба и в этом случае не отрицается, но касается только возмещения причиненного ущерба и не отягощается санкциями.

В известной мере можно говорить и о связанном с отраслью космического права институте уголовных преступлений междуна­родного характера. По крайней мере два состава можно считать сложившимися - присвоение и последующая контрабанда метео­ритов и ярко проявившееся в связи с аварией «Колумбии» в 2003 г. «космическое мародерство », т. е. присвоение упавших на Землю частей космического объекта физическими лицами с целью последующей наживы.

В Соглашение о Международной космической станции 1998 г. вводится новое для космического права понятие - уголовная от­ветственность космонавтов (по Соглашению - «персонала») за неправомерные действия на орбите, особенно затрагивающие жизнь или безопасность гражданина другого государства-партнера или причиняющие ущерб орбитальному элементу другого государ­ства. При определении уголовной юрисдикции учитывается, как следует из содержания ст. 22 указанного Соглашения, не место со­вершения преступления - внутри или вне орбитального элемента, принадлежащего государству национальности физического лица, а его гражданство. В порядке исключения может быть поставлен вопрос об осуществлении уголовной юрисдикции потерпевшим государством по его просьбе.

Особенности института ответственности в отрасли космиче­ского права:

1, в любом случае причинения ущерба из космоса Земле в отрасли действует принцип абсолют­ной ответственности, за исключением случаев, когда государства или иные участники действовали в космическом пространстве. В последнем случае ответственность каждого определяется его ви­ной.

2. Основным субъектом ответственности за космическую дея­тельность является государство. В случае участия в ней межгосу­дарственной организации ответственность наравне с ней несут го­сударства - члены организации.

3 Государство несет ответственность за деятельность в космо­се своих граждан, национальных юридических лиц.

4. Пострадавшее государство или международная межгосударственная организация имеют право на возмещение ущерба со стороны государств -причинителей и даже третьих государств, если ущерб", причиненный космическим объектом, представляет серьезную угрозу для окружающей космической среды или жизни лю­дей либо может серьезно ухудшить условия жизни населения (Конвенция об ответственности 1972 г.).

5. Претензия за ущерб предъявляется потерпевшей стороной как государству регистрации, так и любому (любым) участнику запуска. Таким образом, предполагается, что: а) ущерб возмещается на солидарной основе, б) возможно использование регрессного иска.

6. В случае если причинителем ущерба оказывается межгосударственная организация, ответчиками будут также ее государства-члены. Такой порядок, установленный Конвенцией об ответственности 1972 г., обеспечивает интересы истца.

7. В случае если потерпевшей оказывается сама международная организация, иск от ее имени может быть предъявлен одним из государств-членов.

8. Государство, ведущее деятельность в космосе, имеет право допустить к ней своих физических лиц и их объединения, однако при этом оно не только имеет право защищать их интересы, но и обязано нести ответственность за их действия.