Детская библиотека как особый тип (вид) библиотеки. Интервью наталии шпагиной Детская библиотека что мы о ней знаем

Детская библиотека как особый тип (вид) библиотеки

В настоящее время в России сеть детских библиотек активно работает. Представляет собой отдельный социальный институт, который пользуется эффективной поддержкой у детской части населения.

Абсолютно все органы законодательной власти формируют фундаментальные нормы права деятельности библиотек, обеспечения прав людей на доступ к информации. Так, согласно Федерального закона «О библиотечном деле» (1994 г.), закреплено право детей на библиотечное обслуживание в библиотеках разных типов, в том числе, и в специализированных детских библиотеках.

Библиотека (греч. bibliothзkз, от biblion - книга и thзkз - хранилище) - культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Задачи библиотеки заключаются в сборе, систематизации, хранении и выдаче читателям печатных изданий. Также в обязанности входит информационно - библиографическая работа.

Детская библиотека рассматривается, как внешкольное учреждение, способствующее воспитанию и обучению школьников. Библиотека служит для оказания помощи в глубоком освоении наук, воспитание культуры чтение и при общение детей и подростков к литературе. Основная категория читателей детской библиотеки обучающиеся 1-8 классов, дети с семи до четырнадцати лет. Также есть и дошкольники, знакомые с азбукой и владеющие основами чтения и педагоги младшей школы и дошкольных учреждений.

Фонды детской библиотеки, комплектуемые с учётом возрастных особенностей читателей, содержат общественно-политическую, научно-популярную, художественную литературу, справочные издания, детские журналы и газеты, грампластинки, диафильмы и диапозитивы, а также научно-методическую литературу и библиографические издания для руководителей детского чтения.

В работе с детьми существует своя специфика, внимание нужно уделять каждому читателю. Для привлечения интереса детей к библиотеке используют различные формы и методы: выставки, беседы, открытый доступ читателей к книжным полкам, обсуждения книг, литературные утренники и вечера, встречи с писателями, читательские конференции, литературные игры, кружки рецензентов, друзей книги и т.д.

Детская библиотека также служит для передачи традиций новому поколению. Детскую библиотеку можно сравнить с живым организмом, который развивается и становится не только адаптивной средой, но и инновационной. Дети нуждаются в гибкой сфере, для проявления творческих способностей и самостоятельности. Детская библиотека дает возможность экспериментировать в освоении новых способов взаимодействия с внешним миром, предлагает модели ценностей.

Библиотека манит детей и подростков, открывая им мир, полный информации, в том числе информацию вторично-документального уровня. В фонде публичных библиотек предоставляется широкий выбор изданий и авторов, что обеспечивает удовлетворении разнообразных интересов и разностороннее развитее ребенка. Библиотека - единственное неангажированное учреждение, призванное и способное представлять интересующимся (через имеющиеся у неё материалы) различные точки зрения, различные подходы, теории, концепции, системы взглядов на тот или иной предмет, явление, событие. В этом их (библиотек), если можно так сказать, плюралистическая сущность.

Современные библиотеки, используя новые технологии, имеют доступ не только к печатным изданиям, находящимся в их фонде, а и к редким изданиям, печатным и непечатным. Одно из основных направлений работы каждой детской библиотеки - это помощь в формировании информационной и библиотечно-библиографической культуры читателя. Организация фонда, справочно-поисковый аппарат, консультационная поддержка не только в поиске, но и в освоении информации - всё направлено на то, чтобы с детства закладывался фундамент грамотной работы с книгой, с текстом, начиная с осознания цели чтения и соотнесения с нею способа использования информации. Это работа стратегического значения, она направлена на сохранение традиций книжной культуры нашего общества. Освоение библиотеками новых информационных технологий, предоставление пользователям доступа к электронному каталогу, к документам на электронных носителях (энциклопедиям, развивающим программам и т.п.) делает современную библиотеку особенно привлекательной для ребёнка и подростка.

Учитывая своеобразные особенности абонентов детской библиотеки, для привлечения внимания к книге, используют различные формы работы. Порой школьные, клубные методики. В детских библиотеках уже прижились традиционные мероприятия, которые используются для привлечения внимания маленьких читателей. Так уже стало привычным проведение ежегодного мероприятия «Неделя детской книги», в рамках которых проходят встречи с писателями и художниками-иллюстраторами, журналистами и издателями, презентации новых книг и журналов. Ежегодно проходят · Национальные и международные выставки детской книги,· выставки работ художников детской книги.

Регулярно проводятся читательские конкурсы, конференции, турниры знатоков, для привлечения детей к творчеству - литературно-художественные студии, кружки юных иллюстраторов, объединения юных журналистов, конкурсы на лучшую рукописную книгу и т.п..

К проблемам распространения чтения среди детей активно привлекаются родители и педагоги.

Библиотеку нельзя приравнивать к литературному архиву, который служит для узкого круга читателей. Редкие документы архивируются в электронной форме, а подлинники передаются в архив для хранения. В фонд библиотеки поступают не только текстовые документы, а и полнометражные аудиоматериалы (передачи радио, интервью), также фотодокументы и копии рукописей.

Фонд детской библиотеки является универсальным. Детская библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD-ROMы, DVD, базы данных, в том числе, базы данных интернета). В нем должны быть представлены, наряду с документами, развивающие игры и игрушки. Документный фонд детской библиотеки обязан отвечать критериям отбора наиболее качественной литературы и других документов для детей и в то же время отражать многообразие мнений, точек зрения, сложившихся в обществе. При комплектовании фонда детской литературы необходима исключать материалы, в которых пропагандируется вражда, жестокость, насилие, присутствует порнография и жесткость. В каждой библиотеке имеются нормативные документы, которые четко формулируют правила отбора материалов в фонд. Эти критерии вырабатываются на основе данных рекомендательной библиографии, литературной критики, рекомендациях специалистов в области детского чтения и детской литературы с учетом мнения членов Совета по комплектованию каждой библиотеки. В процессе формирования фонда детской библиотеки материалы проходят проверку на соответствие критериям, которые учитывают потребности личности, обеспечение ее интеллектуальных, духовных, образовательных и иных запросов.

Детскую библиотеку можно сравнить с мостом, который соединяет ребенка с культурой, и обеспечивает им взаимодействие. Пространством, аккумулирующим последствия деятельности школьника в культуре. Пространством, предъявляющим школьнику его ценность как деятеля культуры в процессе генерирования идей о себе, продуцирования смыслов.

Воспользуемся определением, данным П. Флоренским “Пространство - не одно только равномерное бесструктурное место, не простая графа, а само - своеобразная реальность, насквозь организованная, имеющая внутреннюю упорядоченность и строение”.

Современная детская библиотека, чтобы быть средой принятия детей - деятелей (субъектов) общества, осмысливается как современный институт, действующий в культуре. Изменились условия взаимодействия ребёнка с культурой и условия её восприятия, поэтому детская библиотека сегодня привлекает к себе внимание особенностью положения, она стремится расположиться на границе разных типов культур. При этом, как открытая и пластичная система, позволяет обнаруживать современному ребёнку “точки” перехода, перетекания, сосуществования и конфликта между культурами и их субъектами. Школьник, читающий и нечитающий, в пространстве детской библиотеке переживает опыты диалога в культуре, что особенно важно в переходном периоде.

В современной детской библиотеке четко выделены два аспекта деятельности, это создание и сохранение культурного наследия. Хранится может на аудио, видео, электронных и книжных носителях. Детская библиотека обеспечивает доступ к событиям в культуре, храня и консервируя документы. Библиотека одновременно моделирует новые возможности посредствам взаимодействия с электронными носителями и продвигает значение и ценности книжных изданий. Все в мире взаимосвязано, и естественно, что библиотека не может стоять в стороне отвергать опыт миропонимания.

И вот уже термин “пропаганда” книги сменяется “популяризацией”, а “воспитание культуры чтения” - “привитием информационной культуры”.

Каждая библиотека, на протяжении многих лет, создавала длительные и кратковременные планы. Ставила перед собой определенные цели и задачи. В наше время “модным” стало определять “миссию” организации, и библиотека не исключение.

Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, чем может быть ей полезна библиотека, к чему она стремится, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей. Самосознание коллектива библиотеки, реалистичное понимание им своих сильных и слабых мест является одним из условий нахождения своего места в конкретной ситуации.

Вместе с течением времен менялись направления работы детских библиотек, усложнялись цели и задачи, поставленные перед сотрудниками библиотек. Коллектив знал, что их задача состоит в обеспечении прав ребенка на бесплатный доступ к информации, библиотечно - информационное обслуживание и предоставление услуг в доступе к фонду. Библиотека имеет одну из главных ролей в воспитании образованных, социально - активных юных членов общества, которые в дальнейшем обеспечат прогресс нации. Главная задача, которая имеет фундаментальное значение в развитии общества, это развивать и поддерживать стремление детей к знаниям, чтению. Наша нация - это читающая нация, а читающая нация, в свою очередь, это, прежде всего, читающие дети. Библиотека занимается привлечением детей и взрослых к совместному чтению.

Определяя миссию, библиотека оценивается как ворота в мир информации без границ, которая призвана научить детей работать с виртуальной информацией, оценивать и анализировать ее.

В наши дни, молодое поколение, делится на читающих и нечитающих, не зависимо от социального слоя, скорее разделение становится явлением универсального порядка. Частично это связано с процессами демократизации, протекающими во всем мире. Развитие книжной культуры для детей и юношества созданное обществом, государством ее распространение во многом заставили взрослое население планеты понять самоценность такого периода жизни, как детство и отрочество.

В последние десятилетия проблема грамотности молодежи снова стала актуальной, и государству и взрослому поколению необходимо стимулировать детей, проявляющих интерес к чтению. Привлекать в круги читающих новых участников. Открывать все возможности литературы.

Современность не относится к литературе, как к педагогическому инструменту, не воспринимает детскую книгу как средство воспитания, но все же необходимо понимать, что ее образовательно-воспитательное воздействие на формирование личности юного читателя неоспоримо. Ребенок, где бы он ни был, читает, чтобы узнать больше не только о законах общества, мира, но и во многом о самом себе. Многие дети воспринимают чтение не только как процесс образования и ознакомления с окружающим миром, а и как свое развлечение. Книги захватывают ребенка и «переносят в свое измерение».

Детская библиотека дает ребенку не только доступ к информации, но и знакомит с культурными ценностями, синтезом которых является необходимыми условиями процесса информатизации детской библиотеки. Все ресурсы библиотеки для детей должны быть сориентированы на педагогические и образовательные цели. Сегодня детские библиотеки выполняют различные функции. Они и центры общения детей и подростков и центры проведения досуга. Именно здесь создаются условия для творческой самореализации ребенка. Детская библиотека - социальный институт воспитания и духовного развития личности, который обязан обеспечить соблюдение прав ребенка.

Развитие библиотеки, как центра «обережения» детства - одна из современных культурно эстетических концепций ее миссии. Актуальная потребность детства - творчество.

Детские библиотеки имеют свою миссию - используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Дети нуждаются в особом внимании, в создании условий для роста и саморазвития. Цель существования детских библиотек состоит в содействии духовному росту ребенка, формированию у ребенка потребностей в самопознании, самообразовании, приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре. Детские библиотеки ведут пропаганду ценности чтения и книги, вводят детей в социальную и культурную среду общества через чтение. Детские библиотеки должны соответствовать потребностям растущей личности.

Детские библиотеки активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными библиотеками, и другими учреждениями, организациями в области защиты прав детей на свободный доступ к информации и приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

В чем нуждаются дети и как детские библиотеки могут помочь им в удовлетворении их потребностей, необходимых для жизни в будущем?

Поиски миссии детской библиотеки на рубеже нового столетия привели теоретиков и практиков к гуманистической идее развития личности ребенка как многопланового процесса приобщения к духовным ценностям человечества, заложенным в книге, раскрытия всех творческих способностей растущего человека, а затем и посильного участия в созидании культуры.

Осмысление этой программной цели требует конкретизации применительно к специфике библиотеки как социального института. Согласно деятельностному подходу, человек развивается лишь в условиях самостоятельной активности, когда из внешних форм овладения окружающим миром и общения с людьми рождаются индивидуальные психические новообразования. Система разнообразных деятельностей признается важнейшей движущей силой онтогенеза личности.

Информационная среда современной детской библиотеки открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активности. В библиотеке ребенок может не только читать и знакомится с литературой, а и поиграть, и пообщаться со сверстниками, и заняться школьными уроками, и отдохнуть. Детская библиотека предназначена для полноценного отдыха и развития ребенка. все же центральное место здесь занимает читательская деятельность, то есть целенаправленные действия по выбору, восприятию и осмыслению печатной информации. В этом проявляется сущность библиотеки. Она не только собирает, хранит и рекомендует широкий круг документов, но и содействует установлению их связи с читателем. В условиях компьютеризации коммуникативная функция библиотеки не только не уменьшается, но и актуализируется. Ведь освоение новых носителей информации невозможно без базовых умений и навыков читательской деятельности.

Приоритеты библиотечного обслуживания отображаются в том, что ребенку достаточно овладеть неким минимумом приемов чтения, что позволяет успешно учиться, приобретать новые знания. Если и говорится о сколько-нибудь систематическом совершенствовании читательской культуры, то лишь в отношении художественных текстов, тогда как за другими видами литературы не признается их влияние на духовное становление ребенка. Ни школа, ни библиотека, таким образом, не добиваются подлинно целостного представления о чтении, закрепляя у него поверхностный уровень восприятия. А между тем замечательные ученые прошлого и наши современники утверждают, что чтение как деятельность совершенствуется вместе с онтогенезом личности. Эти процессы тождественны и взаимосвязаны. Исходя из этого видно, что чтение способно изменить детскую душу, что само оно неисчерпаемо в возможностях обогащения и усложнения. Важно, что именно детская библиотека как никакой другой воспитательный институт дает уникальную возможность приобщиться к миру подлинной информационной культуры наиболее эффективными средствами.

Но для этого многое должно измениться в сознании библиотекаря. Требуется понимание чтения как сложнейшего системного психологического явления, затрагивающего разные сферы личности - эмоции, интеллект, воображение, систему субъективных отношений к миру и т.д. Освоения ждут современные научные представления о механизмах чтения у детей разного возраста, методике развития творческих читательских способностей. Надо преодолеть стереотипы библиотечных форм работы с книгой, которые в основном акцентируют внимание на стадии выбора книги и упускают такие важные фазы чтения, как собственно восприятие творческого замысла автора, сопереживание его идеям и образам, критическую оценку прочитанного.

Ответственным шагом в решении проблемы с приобщением ребенка к чтению, является организация взаимодействия ребенка и взрослого на основе сотрудничества и сотворчества. И только методом совместной деятельности, направленной на преодоление возникающих трудностей, школьник учится самостоятельно открывать новые грани библиотечного обслуживания. Библиотекарю практика совместной работы дает возможность, с одной стороны, предоставить ребенку необходимую свободу, а с другой - взращивать живую душу, удовлетворять и развивать информационные потребности ребенка. Детские библиотеки выступают как главные ресурсные центры читательского развития детей школьного возраста. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми, равноправный диалог ребенка и взрослого, их интеллектуальное и духовное партнерство, формирование личности ребенка как читателя.

В понимании общественности библиотека это хранилище книг. Мнение о равнозначности библиотеки и книжного архива уже не актуально. Сейчас библиотеки располагают не только документами новых, современных форматов, они весьма многопрофильны. Работа детской библиотеки подчинена основной миссии - создать среду для развития школьника, его духовного и интеллектуального роста, воспитания творческих способностей. В наше время особенно важна открытость библиотек для детей из всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями.

Таким образом, определяя миссию детской библиотеки можно сделать выводы о том, что используя все имеющиеся ресурсы, она стремится предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям .

Фотобанк Лори

Если вы считаете, что в библиотеку ходят только за книгами, вы безнадежно отстали от жизни. Современная библиотека – это целый культурный центр, где можно не только читать, но и заниматься во всевозможных кружках, посещать выставки, концерты, спектакли, лекции, клубы. А если это детская библиотека, то еще и играть в самые разные игры (от настольных до компьютерных), лепить, рисовать, танцевать… Словом, любой ребенок – даже тот, кто еще не знает ни одной буквы, – сможет там найти себе занятие по душе. И, что немаловажно, большинство всех этих интереснейших мероприятий проводится в детских библиотеках совершенно бесплатно.

Полтора века истории

Детские библиотеки выросли из взрослых, точнее – из их детских отделов и «читален». А первая «полноценная» публичная детская библиотека была открыта в 1878 году в Москве на Садовой улице книголюбом и редактором А.Д. Тороповым (к сожалению, вскоре она прекратила свое существование). В ней насчитывалось около 1500 книг из собрания самого Торопова, и за небольшую плату посещать ее мог любой желающий (как говорили в XIX веке, «подписчик»). Дореволюционные детские библиотеки вообще, как правило, создавались на личном энтузиазме и частных пожертвованиях. Некоторые из тех «пионеров» существуют до сих пор: среди старейших в России – Ялтинская детская городская библиотека (с 1899 г.), Ленская районная детская библиотека (с 1911 г.), Московская детская библиотека им. Братьев Гримм (с 1913 г.), Ростовская детская областная библиотека им. В.М. Величкиной (с 1914 г.).

Сегодня книги для маленьких читателей можно найти и во взрослых библиотеках. В любой из них, согласно нормативам, детские фонды должны составлять не менее 30%, а всех посетителей до 14 лет записывают туда бесплатно по паспорту родителей. Но именно в детских библиотеках создается особая среда, где стараются не просто выдавать книги и учебники, а развивать, учить, воспитывать и, конечно, развлекать.

Первая в мире детская книга с картинками была выпущена в 1658 году чешским священником и педагогом Яном Коменским и называлась «Мир чувственных вещей в картинках». Написанная на латыни, она переводилась на множество европейских языков, и долгие годы оставалась единственным учебником нерелигиозного содержания, созданным специально для детей. Книга была иллюстрирована 150 гравюрами со сценками повседневной жизни, изображениями растений и животных.

Что предлагают сегодня детские библиотеки?

Конечно же, книги . Самые новые, популярные и интересные. Бесспорный лидер в этом плане – Российская детская государственная библиотека (РГДБ), крупнейшая библиотека детской литературы не только в России, но и в мире. Здесь можно найти практически любую книгу для детей, изданную в нашей стране, тысячи книг на иностранных языках, ноты, а также все отечественные детские журналы и газеты. Сюда первыми попадают новинки книжных издательств, а чтобы читателям и специалистам было проще ориентироваться в этом потоке, на сайте библиотеки регулярно появляются обзоры и каталоги книжных новинок.

Услуги электронных каталогов и онлайн-доступа к некоторым изданиям сегодня предлагают многие библиотеки, а кое-где книги даже можно заказать с доставкой на дом. Например, в московской Центральной городской молодежной библиотеке им. М.А. Светлова («светловке») такой бесплатной помощью могут воспользоваться многодетные семьи и люди с ограниченными возможностями.

Аудио- и видеоматериалы. В любой детской библиотеке можно взять на дом или скопировать компакт-диски с музыкой и аудиокнигами, виниловые пластинки, видеофильмы (например, с интересными учебными материалами). В библиотеках все это не выбрасывают, а бережно хранят или оцифровывают.

Фотобанк Лори

В детской библиотеке можно и заниматься, и общаться

Развивающие занятия. Почти в каждой детской библиотеке работают детские кружки и студии: от уроков английского языка и театрального мастерства до шахмат и лего-конструирования. Но «изюминка» детских библиотек, которую можно найти только здесь, – это литературные занятия и книжные клубы. На таких уроках детей учат вдумчиво читать и обсуждать прочитанное, знакомят с историей создания книг, показывают тематические фильмы. Например, в московской «гайдаровке» – Центральной городской детской библиотеке им. А. П. Гайдара – работает сразу несколько литературных студий: для школьников начальных классов – «Мастерская русской речи», для младших и средних классов – «Литературная азбука», для юных писателей и поэтов – «Литературная лаборатория для одаренных детей».

Игровое пространство. В крупных детских библиотеках для самых маленьких есть комнаты с игрушками и лазалками, а для детей постарше организуются особые игры – квесты, викторины, конкурсы. Так что смело приходите в библиотеку всей семьей – занятие по душе найдется всем!

Выставки, встречи с литераторами и художниками. Крупные детские библиотеки проводят их регулярно и бесплатно. Например, в Московской областной государственной детской библиотеке с марта проходят выставки иллюстраций выдающегося художника Ильи Глазунова.

Старшего сына Андрюшу мы записали в детскую библиотеку рядом с домом, когда ему было 4 года. Своих книг ребенку уже не хватало, постоянно хотелось новых, а без конца покупать их очень накладно, да и ставить уже некуда. Ходит в библиотеку у нас в основном бабушка, в среднем раз в месяц, сама подбирает и приносит книги. На одного ребенка можно взять не больше 5 книг, а, когда появилась младшая, книги понадобились и для нее. Так что дочку записали туда еще в год, и теперь берем по 10 книжек на двоих.

Марина, мама 7-летнего Андрея и 3-летней Веры, читателей Детской библиотеки №9 (Москва)

Спектакли, театрализованные представления. Они могут организовываться силами юных участников театральных студий при тех же библиотеках или школах, а могут – и с приглашением профессиональных артистов. Например, в РГДБ периодически выступают с детскими спектаклями московские театры.

Общение. Найти друзей по интересам и пообщаться на волнующие темы можно не только на форумах и в социальных сетях. В библиотеках работают самые разные клубы для детей и подростков, которые дают им ничем не заменимое живое общение со сверстниками. Выбор огромный – скажем, в одной только «светловке» таких клубов целых три: юных литераторов «Я и все», любителей музыки и бардовской песни «Орфей», а также православный молодежный клуб «Доминанта».

Психологическая помощь. В библиотеках проводятся бесплатные консультации детских психологов, дефектологов, логопедов, педагогов. Все это организуется бесплатно в рамках муниципальных социальных программ. Например, в «светловке» подростков принимают специалисты по профориентации, которые помогут им определиться с будущей профессией. А «гайдаровка» ведет активную работу с детьми-инвалидами и их родителями, помогая им консультациями и специальной литературой.

Цифровые услуги. Для библиотек работа в этом направлении очень важна, хотя у жителей мегаполисов, не расстающихся со смартфонами, это и может вызвать улыбку. Но в глубинке библиотека по-прежнему часто остается единственным местом, где можно бесплатно или за небольшую плату получить доступ в интернет, распечатать или отсканировать файл, сделать ксерокопию.

В библиотеку мы ходим с 3 лет, примерно раз в месяц, и книги Максим всегда выбирает сам. Первым делом идет к полке с комиксами - обожает диснеевские мультики. Я не то чтобы в восторге, но мы договорились, что вторую книгу берем какую-нибудь «толковую». Я сначала обращала его внимание на сказки, но он вдруг сам заинтересовался познавательными книгами для школьников. Взяли на пробу книжку Левитана про звезды и планеты - моему 3-летке на удивление понравилось! Теперь всегда выбирает что-нибудь про природу, животных, детские энциклопедии - благо, сейчас много хороших красочных книг для малышей.

Несмотря на изобилие в книжных магазинах и многочисленные электронные ресурсы, детская библиотека с ее неповторимой атмосферой остается местом, куда по-прежнему тянутся читатели всех возрастов. И не стоит думать, что эта роскошь доступна только в больших городах. Присмотритесь к своей районной библиотеке – за ее скромными дверями наверняка найдется много интересного и для вашего ребенка, и для вас.

Сегодня маленькие дети много времени проводят у телевизора и за компьютером. А вот читают очень мало. Между тем, важность чтения доказывается следующими моментами:


Роль литературы в формировании личности


Дети сейчас больше проводят времени в интернете, чем за чтением книг Детские книги, сопровождая взросление ребёнка, знакомят его с народной мудростью, накопленной веками. Познание жизни начинается с чтения сказок, которые учат добру и злу, умению сопереживать за героев. Чтение расширяет рамки внешнего мира, учит жить с ним в гармонии.

Ещё не зная букв, малыш, слушая то, что читает ему мама, получает положительные эмоции от прочитанного. Он хочет быстрее выучить буквы, чтобы потом самостоятельно складывать их в слова. Обучение чтению на образах идёт быстрее, стимулирует развитие умственных процессов.

Книга для ребёнка – это возможность окунуться в мир фантазии, пройти вместе с героем через все приключения. Эту путь познания жизни.

О пользе чтения

Литература классическая и современная

Детская литература в библиотеке любого уровня представлена широко: много интересных и понятных для детей разного возраста книг, знакомые имена писателей и поэтов, любимые жанры. Любящий книги ребёнок всегда может без труда найти увлекательное и интересное издание.


В многообразии детской литературы малышу помогут разобраться родители и работники библиотек. Они посоветуют малышу и классическую, и современную литературу, ценную в плане формирования личности, такую, которая на примерах учит познавать жизнь. Библиотечный каталог содержит множество таких произведений.

Любой ребёнок с удовольствием почитает сам то, что ему читала на ночь мама: сказки Пушкина, стихи Некрасова и Есенина, рассказы Толстого и т.д. Произведения советских авторов, таких как Барто, Маршак, Носов и зарубежных авторов (Линдгрен, Алан Милн, Льюис Кэррол, и других) тоже стали классикой. Она вечна, и на этих образах и картинах будет воспитываться ещё не одно поколение детей.

Виды библиотек


Библиотечное просвещение за историю своего существования прошло несколько этапов:

  • начиналось всё с церковных и домашних собраний;
  • затем появились публичные библиотеки при учебных заведениях 19 века, куда был открыт доступ в основном дворянам;
  • 20 век ознаменовался основанием изб-читален, которые в начале прошлого века были единственным местом отдыха и учёбы крестьянства в деревнях;
  • позднее открывались школьные и городские библиотеки, клубы семейного чтения;
  • сегодня можно читать книги онлайн через Интернет.

Чтение книг на компьютере и планшете имеет свои преимущества. Скачанные таким образом книги можно читать в любом месте. Электронная библиотека удобна, обширна, доступна и легка в поиске нужного произведения.

Но ничто не заменит той таинственной атмосферы, которая царит в помещении, полном стеллажей с книгами. Эта особая тишина, этот неповторимый запах, это бережное обращение с пожелтевшими от времени страницами старых книг может быть только в настоящей библиотеке.

Чтение книг в любом формате принесёт немало пользы ребёнку.

10 фактов о чтении

Бесплатные онлайн-библиотеки

Сегодня эта услуга доступна в каждом доме, где есть Интернет. Процедура регистрации на сайте не займёт много времени. Получив доступ к электронным книгам, можно собрать свою виртуальную библиотеку, скачав самые нужные и интересные книги. Электронная библиотека детских книг будет полезна ребёнку, поможет ему познать мир, наблюдая за приключениями героев книг.

В такой коллекции найдётся место детским сказкам и загадкам, потешкам и считалкам, рассказам и т.д. Скачивание не займёт много времени и выполняется одним нажатием кнопки мыши. А нужные материалы можно легко найти по рубрикам, авторам, названию и т.д.

Формируя таким образом личное собрание книг, можно легко в нём ориентироваться, обращаться повторно, если это необходимо.

Сайты бесплатных онлайн-библиотек адаптируют свой дизайн под мобильные устройства, обеспечивая удобное пользование. Материалы постоянно пополняются.

Кроме того, здесь есть возможность комментировать и рецензировать материалы, можно делиться с друзьями прочитанным, отправляя свои комментарии в одну из соцсетей (ОК, вконтакте и др), работает услуга рассылок, для того, чтобы подписчики сразу видели, какие действия произошли на сайте.

Платные услуги

Крупные областные библиотеки, а также небольшие районные оказывают населению в основном бесплатные услуги. Это выдача книг на дом, работа читального зала, консультации библиотечных работников, организация выставок книг-новинок и подобные услуги.

Но также есть и платная область услуг. Сюда входят:


  • услуги по сканированию, копированию, распечатыванию документов;
  • организация платных студий и кружков;
  • библиотечно-информационные услуги;
  • издательская деятельность, переплётные работы;
  • организация массовых предприятий;
  • услуги межбиблиотечного абонемента;
  • электронная доставка документов.

Часть платных услуг относится непосредственно к организации досуга детей. И если ребёнок пришёл в библиотеку на занятие какого-то кружка, то, уходя домой, он обязательно возьмёт с собой книгу. Такие кружки проводятся обычно дважды в неделю, и значит, у ребёнка будет прекрасная возможность пристраститься к миру чтения.

И платные, и бесплатные услуги библиотек формируют в ребёнке грамотного читателя, который вырастет в образованного человека. Ребёнок с детства понимает важность образования, и с каждой прочитанной книгой становится умнее и образованнее.

Познавательные занятия в библиотеках


В любом областном центре обязательно работает детская библиотека. Там собрано богатейшее наследие классиков и современников. Это те книги, которые занимали особое место в жизни людей старшего поколения, книги, сформировавшие характеры многих известных людей.

Знакомство с русской литературой начинается с первых книжек, которые мама покупает ребёнку. Затем знакомые имена и названия произведений маленький читатель видит на библиотечных полках. Он ещё не умеет толком читать, но посещения библиотеки становятся традиционными. Там ребенок приобщается к миру книг.

Чтобы заинтересовать своих юных читателей, областная библиотека для детей проводит различные мероприятия, цель которых заинтересовать ребёнка чтением книг, показать ему массу возможностей, которые открываются перед читателем.

В число таких мероприятий входят:


Всемирный День ребенка можно отметить в районной библиотеки
  • выставки книг-юбиляров;
  • встречи с поэтами и писателями;
  • викторины по творчеству писателя;
  • выставки рисунков по прочитанным произведениям;
  • всемирный День ребёнка.

Последнее мероприятие традиционно отмечается с 1954 года 20 ноября. Библиотеки нашей страны в этот день проводят различные благотворительные акции, позволяющие детям через прикосновение к миру книг стать образованными людьми.

Видео: Детские библиотеки

О роли библиотекарей или о важности библиотечных уроков в начальных классах. Размышления


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9,
г. Ульяновск.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию статью о библиотекарях и библиотечных уроках. Данный материал может быть полезен учителям начальных классов, библиотекарям и любящим поклонникам книг.


Цель: Передача опыта.
Задачи:
- обобщить представление о библиотекарях, библиотечных уроках;
- сохранять трепетное отношение к празднику - Общероссийскому дню библиотек, уважение к библиотекарям;
- развивать любовь к чтению.

Мне кажется, замечательный человек Марина Скороходова однажды
довольно точно подметила:

Библиотека - слово то какое,
Оно почти как Библия – святое!
Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши,
Недаром говорят: "Аптека для души".

Мы с ней знакомимся ещё с младых ногтей,
И чем случится это раньше у детей,
Тем преданнее они будут ей,
И верность сохранят в душе своей.

И пронесут её через года,
И будут благодарны ей всегда.
За то, что очень многое дала,
Сподвигла на хорошие дела.

Мы в книжках ищем мудрые советы,
Когда не знаем, как нам поступить.
И до сих пор не найдено ответа
На каверзный вопрос "так быть или не быть".


Библиотекарь – это добрая и нужная профессия. Именно библиотекари несут людям самое главное – просвещение.
Так посчастливилось, что нас, а именно меня и моих учеников, в настоящий момент окружает большое количество библиотекарей. Это Нина Семёновна ,


Екатерина Семёновна,


Наталья Александровна, Нурия Рахимовна, Вера Сергеевна и ещё многие - многие другие.


Знакомство с библиотечными уроками у нас началось, пожалуй, с самого 1 класса. Как сейчас помню, пришла первый раз к нам на урок Нина Семёновна . Эти замечательные строки так точно её подходят:

Попав однажды в плен чудесный,
Не вырвешься уже вовек!
Мир бесконечно интересный,
Волшебный мир библиотек!

Библиотекарь это слово
Магическое, как кристалл!
Всегда помочь тебе готовый,
Твоим он другом лучшим стал!

Он в книжном море навигатор!
Как путеводная звезда,
Хранитель, спутник и новатор,
Сияй, сияй, сияй всегда!
Подобно «путеводной звезде» она повела нас за собой, за что ей огромное спасибо!


На мой взгляд, библиотекарь – это уникальная профессия , а в какой-то степени даже в чём-то загадочная. Подобно доброй волшебнице она правит целым миром сказок и грёз, путешествий и романтики! Благодаря таким добрым людям, Храм знаний с каждым днём пополняется новыми читателями. Так и у нас появились на руках читательские билеты.


Далее, мы раз в неделю погружались в удивительный и восхитительный мир «Библиотечных уроков» .
Следует отметить, что библиотечные уроки – это, конечно же, нестандартные уроки, требующие особого мастерства.
Что же такое Библиотечные уроки?


Библиотечные уроки – это основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации.
В нашем классе библиотечные уроки всегда проходят на «УРА!». Дети увлечённо слушают, активно участвуют, и с нетерпением ждут новых встреч! Библиотечные уроки всегда учат добру, вежливости, они делают детей мудрыми и воспитанными, а главное - прививают навык чтения.




В настоящее время современный библиотекарь , помимо специальных библиотечно-библиографических знаний и умений должен быть:
- высоко образованным человеком с широким кругозором, чтобы легко отвечать на самые разные детские и недетские вопросы;
- доброжелательным и коммуникабельным, чтобы найти общий язык с любым: мальчиком, девочкой, учителем;
- обладать солидным запасом терпения, ибо читатели бывают разные: придирчивые, вредные, неопрятные;
- уверенным пользователем ПК, хотя бы в пределах офисных программ, так как современная библиотека - это не только формуляры и карточки, это и еще солидный набор электронных ресурсов;
- всегда хорошо выглядеть, потому что читатели хотят видеть за кафедрой библиотеки приветливого и симпатичного человека.


Красивая, грациозная, суперсовременная, Нина Семёновна , она поражает нас своим талантом поддержания библиотеки на должном уровне. По-настоящему интеллигентна и весьма деликатна, проводя жизнь рядом с великими людьми и великими событиями, никогда не будет выпячивать собственную значимость.
Наша Нина Семёновна настоящий идеал! Она, пожалуй, даже пример всем библиотекарям мира!
На мой взгляд, есть ещё одно наиважнейшее качество, которым должен обладать библиотекарь – это, конечно же, человеколюбие . Он должен любить всех, кто приходит, со всеми недостатками и слабостями. Если нет любви к людям, то обмануть их простой учтивостью и холодной вежливостью не выйдет.
Великий Экзюпери говорил об этом так: "самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения". Думаю, что это особенно актуально в настоящее время. На дворе 21 век - век высоких технологий и компьютерных достижений. А нам, людям, не хватает общения. И не с компьютером, а друг с другом. Ведь если техника на таком высоком уровне, это совсем не значит, что люди не нужны друг другу. На мой взгляд, читатели, дети и взрослые, идут в библиотеку за добрыми словами, советом, поддержкой, идут за тем, что нам всем жизненно необходимо и в чём мы, оказывается, больше всего нуждаемся. Нина Семёновна именно такой человек! Она как магнит, притягивает к себе детишек, да и взрослых.

И по лужам, и по снегу
Ходим мы в библиотеку.
Ходим вечером и днём
Книги разные берём.

Поднялись, как этажи,
В книжном доме стеллажи.
Поднялись, как облака,
Не дотянется рука.

Помогите, говорю
Я библиотекарю.

Нина Семёновна привстанет,
Книгу бережно достанет
И добавит: Рано
Вам читать романы.

К нижним книжным этажам
Дотянуться проще нам,
Знаем без подсказки,
Где стихи, где сказки.

Ещё есть то, что отличает библиотекарей от обычных людей. Это неиссякаемая любовь к книгам, тяга к знаниям. Мне иногда даже кажется, что любовь к книгам возникла у неё в детстве, и теперь она стала хозяйкой книжного царства! Приятно видеть человека, который посвятил себя любимому делу!

Слаще в мире нет утех,
Без печали, без помех,
Упражняться не спеша
В том, к чему лежит душа.

Таким образом, библиотеки – это хранилища памяти человечества, главный источник информации - от древних рукописей до электронных ресурсов. Как говорил Лихачев, "библиотеки важнее всего в культуре… пока жива библиотека - жив народ, умрёт она - умрет прошлое и будущее".
Работа в библиотеке в настоящие дни отличается от прежних лет. Например, в 18 веке работа в библиотеке считалась очень престижной . Настолько престижной, что плата за неё полагалась не всегда. Звание библиотекаря считалась и так высокой честью. Одни имена чего стоят: Н. И. И. А. Крылов, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг. Женщины в библиотеке появились во время первой мировой войны, когда мужчины ушли на фронт.
Уверена, что библиотеки, как хранители знаний и культуры, будут всегда. Может быть, они, конечно, будут не такие, как те, к которым мы привыкли. Возможно, в будущем в библиотеке будет встречать юный (или не очень) ученый с ноутбуком в руках (или что там еще придумает изобретательное человечество). Но в одном я точно уверена, библиотеки будут всегда!


Ежегодно 27 мая в нашей стране отмечается Общероссийский день библиотек.


Этот знаменательный день является профессиональным праздником для всех библиотекарей России. Выбран он был не случайно. Ведь именно этот день и является датой основания первой государственной общедоступной библиотеки России «Императорской публичной библиотеки», которая сейчас носит название «Российская национальная библиотека». Она была основана 27 мая 1795 года.

Хочется сказать огромное спасибо библиотекарям за то, что бережёте такое величайшее достояние человечества, как книги. Книга – это увлекательный мир к знаниям.


Желаю всем библиотекарям интеллигентных читателей, которые с трепетом и любовью относятся к книгам!
Примите благодарность за важный и полезный труд. Вы обитаете в мире бесценных сокровищ: храните труды классиков, записки путешественников, наработки талантливых ученых.
Дорогие хранительницы книг! Пусть все светлые истории о добре и любви, описанные в обожаемых вами книгах, сбудутся наяву и сделают жизнь поистине сказочной. Спасибо Вам огромное за благородное дело, которому Вы посвящаете свою жизнь!
Стеллажи, сотни хлопотных дел и книги, книги, книги… И над всем этим – Вы, хозяйки и владычицы библиотек!


Библиотекарь старается дать учащимся все необходимые знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Важно уметь учитывать и возрастные особенности читателей. Главное же - научить детей работать с книгой .
Нина Семёновна погружала нас в мир интересных книг и воспитанных читателей! В её словах всегда было, есть и будет напоминание о бережном обращении с книгами.

В библиотеке для ребят,
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной,
Ты книжку навсегда,
Страницы замолчат тогда.

Мне кажется, что нельзя воспитать достойных людей вне семейной атмосферы доброты и любви, без уважения семейных традиций, одна из которых – традиция семейного чтения.

С развитием интернета и разных образовательных каналов, а также цифровых носителей информации, библиотеки отошли в образовании наших детей на второй план. Возможно, взрослым они и не нужны, но для детей это очень важное место.



Вспомните свои детские впечатления от похода в библиотеку! Те впечатления, когда вы впервые набрали сумку книг и понесли их домой со жгучим желанием всех их прочесть. Если у вас не было такого в детстве или же вы подзабыли, то вот несколько причин повести своих детей в библиотеку:

1. В хорошей библиотеке умеют рассказывать о книгах так, что даже малыши поймут, какие это ценные и важные вещи. Впрочем, рассказать могут не только люди, но и само место. Объясните ребенку, что вы пришли в книжный , познакомьте с правилами библиотеки, покажите бесконечные полки с книгами.
2. В магазине не каждый родитель готов позволить малышу выбирать книги. А в библиотеке этому как раз легко учиться. Поэтому всегда ищите книги вместе с ребенком, соглашайтесь взять на абонемент даже неудачные, по вашему мнению, издания. Учите делать выбор, объясняйте, почему одни книги вам нравятся, другие нет.
3. Есть в библиотеках особая “книжная” атмосфера. И нередко она подкрепляется интересными событиями – встречами с писателями, выставками иллюстраций, литературными вечерами. Кроме того, в некоторых библиотеках проводятся занятия для юных читателей, на которых герои книг оживают, а далекие события тридесятого королевства становятся близкими и понятными.
4. Познакомьте ребенка с книгами своего детства. И дело не только в качественных, проверенных временем, книгах, пусть ребенок увидит радость родителей, обнаруживших на полке старых друзей.
5. Кажется, что опыт временного владения каким-либо предметом важен для ребенка. Дошкольники часто хотят иметь, а не использовать вещь. Библиотечные книги учат получать радость от чтения, а не обладания. Учат возвращать понравившиеся книги (хотя малышам это бывает очень трудно).
6. Сегодня ребенок увлекается морскими животными, а завтра его заинтересуют черные дыры. Конечно, хорошо иметь дома энциклопедии, отвечающие на все вопросы, но все-таки в библиотеке вы сможете отыскать познавательных книг по теме намного больше. И спокойно вернуть их, когда интерес к теме угаснет.
7. Есть замечательные произведения, которые давно не переиздавались, редкие публикации, дорогие книги, пособия, актуальные недолгое время, и другие издания, которые покупать дорого или бессмысленно, а иногда и невозможно. А в библиотеке ребенок сможет с ними познакомиться.
8. Интересно играть в библиотеку – много необычных ситуаций, полезные занятия по классификации, изготовлению книг, изучение произведений и авторов, практика для начинающих читателей, логичное введение понятия алфавитного порядка. Но как играть библиотеку, если ребенок там никогда не был?
9. Удобно протестировать книгу, автора прежде, чем покупать. Вдруг ребенку история не понравится или окажется, что он не дорос до нее. Особенно важно проверять книги новых авторов, может быть и вам не захочется иметь их дома.
10. В нашу жизнь входят электронные книги, и многие дети слушают их не хуже бумажных. Но даже если ребенок обходится без картинок, ему все равно хочется увидеть героев или посмотреть иллюстрации, когда текст уже прочитан. И тут маленький экран электронного устройства неизменно проигрывает цветным разворотам настоящей книги. Это не повод отказаться от чтения с букридера, но еще одна причина пойти в библиотеку, полистать бумажное издание.