Скачать пособия по биологии. Биология. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека

Биология является, пожалуй, одной из самых занимательных научных направлений. Изучать особенности флоры и фауны, внутреннего строения человека и прочее очень интересно и захватывающе.

Вот только легким осваивание подобной науки никак не назовешь. Многие школьники уделяют немало внимания изучению специализированной литературы, ведь они понимают, что подготовка к ОГЭ должна быть серьезной и следует развиваться, получая знания не только на уроках, но и с других источников.

Ребята постарше готовятся к ЭГЭ, для них существует особые учебные биологические книги, позволяющие узнать основы общей биологии и более детализированные особенности для удачной сдачи экзамена. Зачастую такие издания предлагают в конце пройти специальные тесты, чтобы проверить уровень усвоения информации.

Для детей также предлагается немалое количество популярных книг биологического направления, ведь с их помощью малыши получат отличную базу для развития в данном направлении. Более того, такие произведения являются лучшими способами показать ребенку особенности человеческого организма.

Что касается взрослых, то для них на рынке представлена литература по молекулярной и медицинской биологии, а также работы, рассматривающие медико-биологические проблемы. Даже начинающие специалисты смогут подобрать что-то для себя, ведь в указанных направлениях было получено немало любопытных результатов, отображенных в книгах по биологии.

Стоит отметить, что указанная литература постоянно обновляется, ведь каждый год ученые делают изумительные открытия, разрабатывают новые подходы к изучению тех или иных объектов. Биология относится к тому виду наук, которые беспрестанно развиваются, поэтому естественно, что все полученные знания описаны в научных и образовательных книгах.

Важный момент: литературу вышерассмотренного плана не так-то и легко найти, но на нашем портале для пользователей собрана подборка лучших экземпляров, которые можно скачать бесплатно и без регистрации или же читать онлайн при наличии постоянного доступа к интернету. Ассортимент предлагаемых книг огромен, ведь сайт также содержит художественные, детективные, фантастические и прочие произведения.

Для загрузки доступны файлы таких электронных форматов, как epub, fb2, pdf, rtf, txt. Поэтому с отображением информации на разнообразных устройствах проблем не возникнет, ведь корректность всех файлов проверена.

Найдено 914 товаров

Сначала новые

По алфавиту А-Я

По алфавиту Я-А

По году выхода (по возрастанию)

По году выхода (по убыванию)

По цене (по возрастанию)

По цене (по убыванию)

276 ₽

131 ₽

2847 ₽

1702 ₽

301 ₽

158 ₽

Где купить?

1040 ₽

136 ₽

228 ₽

148 ₽

439 ₽

266 ₽

190 ₽

190 ₽

Где купить?

228 ₽

Гусева Е., Дворкина Е., Полякова Ю.

Издательство Златоуст Год издания 2017

Цель пособия - введение и активизация языкового материала научного стиля, развитие диалогической и монологической речи. Комплексная подача языкового материала обеспечиваются через введение лексико-грамматического материала на синтаксической основе. Цель пособия - введение и активизация языкового материала научного стиля, развитие диалогической и монологической речи. Комплексная подача языкового материала обеспечиваются через введение лексико-грамматического материала на синтаксической основе.

867 ₽

Пособие написано в соответствии с действующей программой по биологии для поступающих в вузы, содержит необходимые и достаточные сведения по ботанике, зоологии, анатомии человека и общей биологии. Материал изложен на современном уровне, по всем разделам информация дается с «запасом», и её более чем достаточно для поступления в высшее учебное заведение. В книге приведены 384 рисунка и 11 таблиц, помогающие восприятию изложенного материала, в конце каждого раздела имеются вопросы для самоконтроля. Особое внимание в пособии обращено на изложение тех тем курса биологии, которые обычно вызывают у школьников наибольшие затруднения. Прослеживаются основные этапы эволюции органического мира, эволюционные изменения в строении и функциях организмов.

Предназначено для абитуриентов, слушателей подготовительных отделений, учащихся колледжей, лицеев, гимназий с углубленным изучением биологии, учителей биологии.

Научный редактор Гороховская Е.А.

Рецензент доктор биологических наук, профессор Шарова И.Х.

Растения, главы 35, 36, 38, 39, 40 написаны Гончаровым О.В.

Животные, Человек, главы 37, 41, 42, 43, 44, 45 и основные вопросы для повторения ко всем разделам написаны Пименовым А.В.

Раздел 1. Царство Растения (Plantae) 11

Введение 11

Морфология и анатомия растений 13

Глава 1. Особенности строения растительных клеток 14

Глава 2. Растительные ткани 18

2.1. Образовательные ткани (меристемы) 19

2.2. Покровные ткани 20

2.3. Механические (арматурные) ткани 22

2.4. Проводящие ткани 22

2.5. Основные ткани 24

2.6. Выделительные ткани 24

Глава 3. Вегетативные органы 25

3.1. Корень и корневые системы 25

3.1.1. Морфология корня 26

3.1.2. Анатомическое строение корня 27

3.1.3. Корневые системы 29

3.1.4 Почва 30

3.1.5. Удобрения 30

3.1.4. Физиология корня 33

3.2. Побег и системы побегов 37

3.2.1. Морфология побега 37

Внешнее строение побега 37

3.2.2. Развитие побега из почки 40

3.2.3. Образование системы побегов. Ветвление 40

3.2.4. Видоизменения побега 41

3.2.5. Стебель - осевой орган побега 44

Общая характеристика стебля 44

Анатомия стебля 45

Транспорт веществ по стеблю 47

3.2.6. Лист - боковой орган побега 47

Морфология листа 48

Анатомия листа 52

Функции листа 53

Видоизменения листа 56

Листопад 57

Глава 4. Размножение растений 57

4.1. Бесполое размножение 58

4.2. Вегетативное размножение растений 59

4.3. Половое размножение 65

Глава 5. Генеративные органы 66

5.1. Цветок 66

5.1.1. Морфология цветка 67

5.1.2. Соцветия 74

5.1.3. Опыление 76

5.1.4. Оплодотворение. Образование плодов и семян 78

5.2. Семя 78

5.2.1. Состав семян 79

5.2.2. Строение семени 79

5.2.3. Типы семян 80

5.2.4. Условия прорастания семян 81

5.3. Плод 81

5.3.1. Околоплодник 82

4.3.2. Классификация плодов 82

Систематика растений 86

Глава 6. Низшие растения, или Водоросли 86

6.1. Красные водоросли, или багрянки 88

6.2. Отдел Бурые водоросли 90

6.3. Отдел Зеленые водоросли 91

6.4. Значение водорослей 95

Высшие растения 96

Глава 7. Отдел Моховидные (Bryophyta) 96

Значение мхов 100

Глава 8. Отдел Плауновидные (Lecopodiophyta) 100

Значение плаунов 101

Глава 9. Отдел Хвощевидные (Equisetophyta) 102

Значение хвощей 103

Глава 10. Отдел Папоротниковидные (Polypodiophyta) 104

Семенные растения 106

Глава 12. Отдел Покрытосеменные (Angiospermae) 110

12.1. Двудольные растения 113

11.2. Однодольные растения 117

Раздел 2. Царство Грибы (Mycota) 119

Глава 13. Отдел Грибы 119

13.1.1. Плесневые грибы. Дрожжи 120

13.1.2. Шляпочные грибы 123

13.1.4. Значение грибов 126

13.2. Отдел Лишайники (Lichenophyta Lichenes) 126

13.2.1. Морфология лишайников 126

13.2.2. Физиология лишайников 127

13.2.3. Значение лишайников 129

Раздел 3. Царство Дробянок (Mychota) 129

Глава 14. Бактерии 129

14.1. Морфология бактерий 130

14.2. Физиология бактерий 134

14.3. Значение бактерий 136

Основные вопросы для повторения 137

Корень 137

Цветы и соцветия 138

Плоды и семена 139

Классификация цветковых 139

Водоросли 139

Лишайники 140

Моховидные 140

Раздел 4. Царство Животные (Zoa) 141

Глава 15. Подцарство Простейшие (Protozoa) 144

15.1. Общая характеристика 144

15.2. Тип Корнежгутиковые (Sarcomastigophora) 145

15.2.1. Класс Корненожки, или Саркодовые (Sarcodina) 145

15.2.2. Класс Жгутиконосцы (Mastigophora) 146

15.2.3. Тип Инфузории, или Ресничные (Ciliophora) 149

15.2.4. Тип Споровики (Sporozoa) 151

Подцарство Многоклеточные 153

Глава 16. Тип Кишечнополостные (Coelenterata) 153

16.1. Появление многоклеточных животных 153

16.2. Общая характеристика типа 154

16.2. Класс Гидроидные полипы (Hydrozoa). 155

16.3. Класс Сцифоидные медузы (Scyphozoa) 156

Глава 17. Тип Плоские черви (Plathelminthes) 158

17.1. Общая характеристика типа 158

17.2. Класс Ресничные (Turbellaria) 160

17.3. Класс Сосальщики (Trematoda) 162

17.4. Класс Ленточные (Cestoda) 164

Первичнополостные 168

Глава 18. Тип Круглые черви (Nemathelminthes) 168

18.1. Общая характеристика типа 168

18.2. Строение и жизнедеятельность нематод 169

Вторичнополостные 173

Глава 19. Тип Кольчатые Черви (Annelida) 173

19.1. Общая характеристика типа 173

19.2. Строение и жизнедеятельность 174

Глава 20. Тип Моллюски (Mollusca) 179

Класс Двустворчатые (Bivalvia), Класс Брюхоногие (Gastropoda) 179

20.1. Общая характеристика типа 179

20.2. Строение и жизнедеятельность 180

Глава 20. Тип Членистоногие (Arthropoda) 186

20.1. Общая характеристика типа 186

20.2. Подтип Жабродышащие (Branchiata) Класс Ракообразные (Crustacea) 188

20.3. Подтип Хелицеровые (Chelicerata) Класс Паукообразные (Arachnida) 191

20.4. Подтип Трахейные (Tracheata) Класс Насекомые (Insecta) 197

Строение и жизнедеятельность 197

Глава 21. Тип Хордовые (Chordata) 206

Подтип Бесчерепные (Acrania) Класс Головохордовые (Cephalochordata) 206

21.1. Общая характеристика типа 206

21.2. Ланцетник 208

Подтип Позвоночные (Vertebrata) Надкласс Рыбы (Pisces) 212

21.3. Характеристика подтипа 212

21.4. Характеристика надкласса 215

21.5. Класс Хрящевые рыбы (Сhondrichtyes) 217

21.6. Класс Костные рыбы (Osteichtyes) 217

Надкласс Наземные позвоночные (Tetrapoda) 225

Класс Земноводные (Amphibia) 225

21.7. Характеристика класса 225

21.8. Строение и жизнедеятельность 226

Класс Пресмыкающиеся (Reptilia) 234

21.9. Характеристика класса 234

21.10. Строение и жизнедеятельность 235

Класс Птицы (Aves) 243

21.11. Характеристика класса 243

21.12. Строение и жизнедеятельность 244

Класс Млекопитающие (Mammalia) 256

21.13. Общая характеристика класса 256

21.14. Строение и жизнедеятельность 257

Основные вопросы для повторения 273

Простейшие 273

Кишечнополостные 273

Плоские черви 274

Круглые черви 274

Кольчатые черви 274

Членистоногие, ракообразные 275

Членистоногие, Паукообразные 275

Членистоногие, Насекомые 275

Головохордовые 276

Земноводные 276

Пресмыкающиеся 276

Единый государственный экзамен – это новая форма аттестации, ставшая обязательной для выпускников старшей школы. Подготовка к ЕГЭ требует от школьников выработки определенных навыков ответа на предлагаемые вопросы и навыков заполнения экзаменационных бланков.

В предлагаемом полном справочнике по биологии приводятся все необходимые материалы для качественной подготовки к экзамену.

1. Книга включает в себя проверяемые в экзаменационных работах теоретические знания базового, повышенного и высокого уровней знаний и умений.

3. Методический аппарат книги (примеры заданий) ориентирован на проверку знаний и определенных умений учащихся по применению этих знаний как в знакомых, так и в новых ситуациях.

4. Наиболее трудные вопросы, ответы на которые вызывают трудности у школьников, анализируются и обсуждаются для того, чтобы помочь учащимся с ними справиться.

5. Последовательность изложения учебного материала начинается с «Общей биологии», т. к. содержание всех остальных курсов в экзаменационной работе строится на основе общебиологических понятий.

В начале каждого раздела цитируются КИМы по данному разделу курса.

Затем излагается теоретическое содержание темы. После этого предлагаются примеры тестовых заданий всех форм (в разном соотношении), встречающихся в экзаменационной работе. Особое внимание нужно обратить на термины и понятия, которые выделены курсивом. Именно они, в первую очередь, проверяются в экзаменационных работах.

В ряде случаев наиболее трудные вопросы анализируются и предлагаются подходы к их решению. В ответах к части С даются только элементы правильных ответов, которые позволят вам уточнить информацию, дополнить ее или привести другие доводы в пользу своего ответа. Во всех случаях эти ответы достаточны для сдачи экзамена.

Предлагаемое учебное пособие по биологии адресовано прежде всего школьникам, решившим сдавать единый государственный экзамен по биологии, а также учителям. Вместе с тем книга будет полезна всем школьникам общеобразовательной школы, т. к. позволит не только изучить предмет в пределах школьной программы, но и систематически проверять его усвоение.

Раздел 1
Биология – наука о жизни

1.1. Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека

Термины и понятия, проверяемые в экзаменационных работах по данному разделу: гипотеза, метод исследования, наука, научный факт, объект исследования, проблема, теория, эксперимент.


Биология – наука, изучающая свойства живых систем. Однако определить, что такое живая система, достаточно сложно. Именно поэтому ученые установили несколько критериев, по которым организм можно отнести к живым.

Главными из этих критериев являются обмен веществ или метаболизм, самовоспроизведение и саморегуляция. Обсуждению этих и других критериев (или) свойств живого будет посвящена отдельная глава.

Понятие наука определяется, как «сфера человеческой деятельности по получению, систематизации объективных знаний о действительности». В соответствии с этим определением объектом науки – биологии является жизнь во всех ее проявлениях и формах, а также на разных уровнях .

Каждая наука, в том числе и биология, пользуется определенными методами исследования. Некоторые из них универсальны для всех наук, например такие, как наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, построение теорий. Другие научные методы могут быть использованы только определенной наукой. Например, у генетиков есть генеалогический метод изучения родословных человека, у селекционеров – метод гибридизации, у гистологов – метод культуры тканей и т. д.

Биология тесно связана с другими науками – химией, физикой, экологией, географией. Собственно биология делится на множество частных наук, изучающих различные биологические объекты: биология растений и животных, физиология растений, морфология, генетика, систематика, селекция, микология, гельминтология и множество других наук.

Метод – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную задачу, проблему.

К основным методам науки относятся следующие:

Моделирование – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте. Так, например, при установлении структуры молекулы ДНК Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов модель – двойную спираль ДНК, отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований. Эта модель вполне удовлетворяла требованиям, предъявляемым к ДНК. (См. раздел Нуклеиновые кислоты.)

Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте. Наблюдать можно визуально, например за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса теленка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т. д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.

Эксперимент (опыт) – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы . Примерами экспериментов являются скрещивания животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства, выявление роли какого-либо органоида клетки и т. д. Эксперимент – это всегда получение новых знаний с помощью поставленного опыта.

Проблема – вопрос, задача, требующие решения. Решение проблемы ведет к получению нового знания. Научная проблема всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации. Примером проблемы может служить, например, такая: «Как возникает приспособленность организмов к окружающей среде?» или «Каким образом можно подготовиться к серьезным экзаменам в максимально короткие сроки?».

Сформулировать проблему бывает достаточно сложно, однако всегда, когда есть затруднение, противоречие, появляется проблема.

Гипотеза – предположение, предварительное решение поставленной проблемы. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Именно поэтому гипотеза чаще всего имеет форму предположения: «если … тогда». Например, «Если растения на свету выделяют кислород, то мы сможем его обнаружить с помощью тлеющей лучины, т. к. кислород должен поддерживать горение». Гипотеза проверяется экспериментально. (См. раздел Гипотезы происхождения жизни на Земле.)

Теория – это обобщение основных идей в какой-либо научной области знания. Например, теория эволюции обобщает все достоверные научные данные, полученные исследователями на протяжении многих десятилетий. Со временем теории дополняются новыми данными, развиваются. Некоторые теории могут опровергаться новыми фактами. Верные научные теории подтверждаются практикой. Так, например генетическая теория Г. Менделя и хромосомная теория Т. Моргана подтвердились многими экспериментальными исследованиями в разных странах мира. Современная эволюционная теория хотя и нашла множество научно доказанных подтверждений, до сих пор встречает противников, т. к. не все ее положения можно на современном этапе развития науки подтвердить фактами.

Частными научными методами в биологии являются:

Генеалогический метод – применяется при составлении родословных людей, выявлении характера наследования некоторых признаков.

Исторический метод – установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет). Эволюционное учение развивалось в значительной мере благодаря этому методу.

Палеонтологический метод – метод, позволяющий выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях.

Центрифугирование – разделение смесей на составные части под действием центробежной силы. Применяется при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций (составляющих) органических веществ и т. д.

Цитологический, или цитогенетический , – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.

Биохимический – исследование химических процессов, происходящих в организме.

Каждая частная биологическая наука (ботаника, зоология, анатомия и физиология, цитология, эмбриология, генетика, селекция, экология и другие) пользуется своими более частными методами исследования.

У каждой науки есть свой объект , и свой предмет исследования. У биологии объектом исследования является ЖИЗНЬ. Носители жизни – живые тела. Все, что связано с их существованием, изучает биология. Предмет изучения науки всегда несколько уже, ограниченнее, чем объект. Так, например, кого-то из ученых интересует обмен веществ организмов. Тогда объектом изучения будет жизнь, а предметом изучения – обмен веществ. С другой стороны, обмен веществ тоже может быть объектом исследования, но тогда предметом исследования будет одна из его характеристик, например обмен белков, или жиров, или углеводов. Это важно понять, т. к. вопросы о том, что является объектом исследования той или иной науки встречаются в экзаменационных вопросах. Кроме того, это важно для тех, кто в будущем будет заниматься наукой.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А

А1. Биология как наука изучает

1) общие признаки строения растений и животных

2) взаимосвязь живой и неживой природы

3) процессы, происходящие в живых системах

4) происхождение жизни на Земле


А2. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования:

1) исторический 3) экспериментальный

2) описательный 4) биохимический


А3. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это:

1) теория 3) факт

2) гипотеза 4) доказательство


А4. Эмбриология изучает

1) развитие организма от зиготы до рождения

2) строение и функции яйцеклетки

3) послеродовое развитие человека

4) развитие организма от рождения до смерти


А5. Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования

1) биохимическим 3) центрифугированием

2) цитологическим 4) сравнительным


А6. Селекция как наука решает задачи

1) создания новых сортов растений и пород животных

2) сохранения биосферы

3) создания агроценозов

4) создания новых удобрений


А7. Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом

1) экспериментальным 3) генеалогическим

2) гибридологическим 4) наблюдения


А8. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется:

1) селекционер 3) морфолог

2) цитогенетик 4) эмбриолог


А9. Систематика – это наука, занимающаяся

1) изучением внешнего строения организмов

2) изучением функций организма

3) выявлением связей между организмами

4) классификацией организмов

Часть В

В1. Укажите три функции, которые выполняет современная клеточная теория

1) Экспериментально подтверждает научные данные о строении организмов

2) Прогнозирует появление новых фактов, явлений

3) Описывает клеточное строение разных организмов

4) Систематизирует, анализирует и объясняет новые факты о клеточном строении организмов

5) Выдвигает гипотезы о клеточном строении всех организмов

6) Создает новые методы исследования клетки

Часть С

С1. Французский ученый Луи Пастер прославился как «спаситель человечества», благодаря созданию вакцин против инфекционных заболеваний, в том числе таких как, бешенство, сибирская язва и др. Предложите гипотезы, которые он мог выдвинуть. Каким из методов исследования он доказывал свою правоту?

1.2. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие

гомеостаз, единство живой и неживой природы, изменчивость, наследственность, обмен веществ.


Признаки и свойства живого . Живые системы имеют общие признаки:

Клеточное строение – все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Исключением являются вирусы, проявляющие свойства живого только в других организмах.

Обмен веществ – совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.

Саморегуляция – поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Стойкое нарушение гомеостаза ведет к гибели организма.

Раздражимость – способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных и тропизмы, таксисы и настии у растений).

Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и изменений наследственного аппарата – молекул ДНК.

Наследственность – способность организма передавать свои признаки из поколения в поколение.

Репродукция или самовоспроизведение – способность живых систем воспроизводить себе подобных. В основе размножения лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.

Рост и развитие – все организмы растут в течение своей жизни; под развитием понимают как индивидуальное развитие организма, так и историческое развитие живой природы.

Открытость системы – свойство всех живых систем связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалении продуктов жизнедеятельности. Иными словами организм жив, пока в нем происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой.

Способность к адаптациям – в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.

Общность химического состава . Главными особенностями химического состава клетки и многоклеточного организма являются соединения углерода – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В неживой природе эти соединения не образуются.

Общность химического состава живых систем и неживой природы говорит о единстве и связи живой и неживой материи. Весь мир представляет собой систему, в основании которой лежат отдельные атомы. Атомы, взаимодействуя друг с другом, образуют молекулы. Из молекул в неживых системах формируются кристаллы горных пород, звезды, планеты, вселенная. Из молекул, входящих в состав организмов формируются живые системы – клетки, ткани, организмы. Взаимосвязь живых и неживых систем отчетливо проявляется на уровне биогеоценозов и биосферы.

1.3. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационных работах: уровень жизни, биологические системы, изучаемые на данном уровне, молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический, биосферный.


Уровни организации живых систем отражают соподчиненность, иерархичность структурной организации жизни. Уровни жизни отличаются друг от друга сложностью организации системы. Клетка устроена проще по сравнению с многоклеточным организмом или популяцией.

Уровень жизни – это форма и способ ее существования. Например, вирус существует в виде молекулы ДНК или РНК, заключенной в белковую оболочку. Это форма существования вируса. Однако свойства живой системы вирус проявляет, только попав в клетку другого организма. Там он размножается. Это способ его существования.

Молекулярно-генетический уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями); на этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ.

Клеточный – уровень, на котором жизнь существует в форме клетки – структурной и функциональной единицы жизни. На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие.

Организменный – это самостоятельное существование отдельной особи – одноклеточного или многоклеточного организма.

Популяционно-видовой – уровень, который представлен группой особей одного вида – популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы – накопление, проявление и отбор мутаций.

Биогеоценотический – представлен экосистемами, состоящими из разных популяций и среды их обитания.

Биосферный – уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов. Продукты жизнедеятельности организмов участвуют в процессе эволюции Земли.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А

А1. Уровень, на котором изучаются процессы биогенной миграции атомов, называется:

1) биогеоценотический

2) биосферный

3) популяционно-видовой

4) молекулярно-генетический


А2. На популяционно-видовом уровне изучают:

1) мутации генов

2) взаимосвязи организмов одного вида

3) системы органов

4) процессы обмена веществ в организме


А3. Поддержание относительного постоянства химического состава организма называется

1) метаболизм 3) гомеостаз

2) ассимиляция 4) адаптация


А4. Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как

1) наследственность 3) раздражимость

2) изменчивость 4) самовоспроизведение


А5. Какая из перечисленных биологических систем образует наиболее высокий уровень жизни?

1) клетка амебы 3) стадо оленей

2) вирус оспы 4) природный заповедник


А6. Отдергивание руки от горячего предмета – это пример

1) раздражимости

2) способности к адаптациям

3) наследования признаков от родителей

4) саморегуляции


А7. Фотосинтез, биосинтез белков – это примеры

1) пластического обмена веществ

2) энергетического обмена веществ

3) питания и дыхания

4) гомеостаза


А8. Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»?

1) анаболизм 3) ассимиляция

2) катаболизм 4) метаболизм

Часть В

В1. Выберите процессы, изучаемые на молекулярно-генетическом уровне жизни

1) репликация ДНК

2) наследование болезни Дауна

3) ферментативные реакции

4) строение митохондрий

5) структура клеточной мембраны

6) кровообращение


В2. Соотнесите характер адаптации организмов с условиями, к которым они вырабатывались

Часть С

С1. Какие приспособления растений обеспечивают им размножение и расселение?

С2. Что общего и в чем заключаются различия между разными уровнями организации жизни?

Раздел 2
Клетка как биологическая система

2.1. Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: единство органического мира, клетка, клеточная теория, положения клеточной теории.


Мы уже говорили о том, что научная теория представляет собой обобщение научных данных об объекте исследования. Это в полной мере касается клеточной теории, созданной двумя немецкими исследователями М. Шлейденом и Т. Шванном в 1839 г.

В основу клеточной теории легли работы многих исследователей, искавших элементарную структурную единицу живого. Созданию и развитию клеточной теории способствовало возникновение в XVI в. и дальнейшее развитие микроскопии.

Вот основные события, которые стали предшественниками создания клеточной теории:

– 1590 г. – создание первого микроскопа (братья Янсен);

– 1665 г. Роберт Гук – первое описание микроскопической структуры пробки ветки бузины (на самом деле это были клеточные стенки, но Гук ввел название «клетка»);

– 1695 г. Публикация Антония Левенгука о микробах и других микроскопических организмах, увиденных им в микроскоп;

– 1833 г. Р. Броун описал ядро растительной клетки;

– 1839 г. М. Шлейден и Т. Шванн открыли ядрышко.

Основные положения современной клеточной теории:

1. Все простые и сложные организмы состоят из клеток, способных к обмену с окружающей средой веществами, энергией, биологической информацией.

2. Клетка – элементарная структурная, функциональная и генетическая единица живого.

3. Клетка – элементарная единица размножения и развития живого.

4. В многоклеточных организмах клетки дифференцированы по строению и функциям. Они объединены в ткани, органы и системы органов.

5. Клетка представляет собой элементарную, открытую живую систему, способную к саморегуляции, самообновлению и воспроизведению.

Клеточная теория развивалась благодаря новым открытиям. В 1880 г. Уолтер Флемминг описал хромосомы и процессы, происходящие в митозе. С 1903 г. стала развиваться генетика. Начиная с 1930 г. стала бурно развиваться электронная микроскопия, что позволило ученым изучать тончайшее строение клеточных структур. XX век стал веком расцвета биологии и таких наук, как цитология, генетика, эмбриология, биохимия, биофизика. Без создания клеточной теории это развитие было бы невозможным.

Итак, клеточная теория утверждает, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка – это та минимальная структура живого, которая обладает всеми жизненными свойствами – способностью к обмену веществ, росту, развитию, передаче генетической информации, саморегуляции и самообновлению. Клетки всех организмов обладают сходными чертами строения. Однако клетки отличаются друг от друга по своим размерам, форме и функциям. Яйцо страуса и икринка лягушки состоят из одной клетки. Мышечные клетки обладают сократимостью, а нервные клетки проводят нервные импульсы. Различия в строении клеток во многом зависят от функций, которые они выполняют в организмах. Чем сложнее устроен организм, тем более разнообразны по своему строению и функциям его клетки. Каждый вид клеток имеет определенные размеры и форму. Сходство в строении клеток различных организмов, общность их основных свойств подтверждают общность их происхождения и позволяют сделать вывод о единстве органического мира.