Штраф за отсутствие суот в организации. Суот на предприятии обязательна? не факт. Система управления охраной труда в строительстве

Всех приветствую!

Тема статьи: СУОТ на предприятии, система управления охраной труда, СТБ 18001-2009.

Так нужно ли в обязательном порядке каждой частной строительной организации иметь систему управления охраной труда? Где установлена прямая норма о том, что необходимо организациям иметь систему управления охраной труда?

Эти вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Оговорюсь заранее, что я высказываю свое юридическое мнение. С ним можно, как соглашаться, так и не соглашаться. Данная статья не является руководством к действию (бездействию). Статья размещена для того, чтобы частные строительные предприятия смогли, используя статью, самостоятельно проанализировать законодательство и составить свое мнение об обязательности наличия СУОТ в рамках действующего на момент написания статьи законодательства.

Вообще, я не против того, чтобы система управления охраной труда (СУОТ) была в строительных организациях. Такая система, конечно же, в плюс любой организации. Но создание каждой системы влечет для бизнеса существенные расходы, вдобавок СУОТ является системой, которая подлежит обязательной оценке соответствия требованиям ТНПА, то есть нужно СУОТ еще и сертифицировать.

Поэтому мне поступает много просьб описать ситуацию с обязательным внедрением СУОТ в частных строительных компаниях.

Для строительных организаций и так имеются и являются обязательными система производственного контроля согласно требованиям ТКП (технического кодекса установившейся практики), с начала 2016 года система управления качеством (то есть система менеджмента качества) согласно изменениям, внесенным в технический регламент о безопасности в строительстве в 2015 году.

Давайте посмотрим, в каких НПА или ТНПА установлены требования для создания и внедрения СУОТ.

Я лично не нашел в законодательстве прямой нормы, которая говорит, что мол такие и такие организации всех форм собственности или организации в такой-то сфере, обязаны иметь СУОТ. Обнаружил только косвенное упоминание.

Пришлось обратиться к Интернету.

Специализированные сайты ссылаются на следующие основные НПА и ТНПА, в которых содержится требование.

  1. Обязательное требование о наличии СУОТ в строительных организациях содержится в Законе Республики Беларусь «Об охране труда», а именно, в статье 17 данного закона.

В данной статье сначала идет перечисление обязанностей работодателя, и потом во второй части указано, что наниматель помимо прочих обязанностей несет также обязанность по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда.

Разве это прямая норма , обязывающая строительные организации иметь СУОТ. По-моему нет.

На мой субъективный взгляд, в Законе просто идет перечисление того, в отношении чего обязанности несет наниматель, а не работник, например. Но это еще ни о чем не говорит. Например, наниматель согласно законодательству обязан выполнять условия коллективного договора. Это тоже его обязанность. Но согласно тому же законодательству коллективный договор может быть в организации, а может и не быть. Подобных примеров можно привести много. Некоторые могут сказать, что сравнение неуместное, но я пытаюсь заставить читателей посмотреть на норму статьи 17 указанного выше закона с другой стороны. Пытаюсь донести, что это не прямая норма о том, что все строительные организации в обязательном порядке обязаны разработать и внедрить СУОТ. Перечисление обязанностей работодателей или нанимателей является лишь косвенной нормой.

Кроме того, ведь само законодательство, регулирующее создание и внедрение СУОТ, может содержать нормы, в соответствии с которыми СУОТ обязателен, например, для внедрения только государственными организациями.

Или, например, как обойти тот факт, что согласно Закону Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» статье 20 все государственные стандарты в Республике Беларусь являются добровольными к применению. А СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Общие требования», который регулирует вопрос создания и внедрения СУОТ как раз и является государственным стандартом. Обязательным такой стандарт может стать только в следующих случаях:

— если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то требования этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения;

если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги) (использовав обозначение государственного стандарта в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований государственного стандарта для них становится обязательным.

Соответственно, технического регламента по охране труда, насколько я помню, в Республике Беларусь нет, а добровольно государственный стандарт СТБ 18001-2009 по СУОТ строительные организации не применяют, по крайней мере, я таких строительных организаций не встречал. Возможно, это делают какие-то крупные градостроительные компании. В настоящее время, все больше частных строительных компаний стало внедрять СУОТ, но делают они это не в добровольном порядке, а потому что со всех сторон, в том числе в интернет, идет информация об обязательном наличии СУОТ.

  1. Требования об обязательном наличии СУОТ в строительных организациях содержится в Правилах заключения договоров строительного подряда, которые утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998г. № 1450. Идет утверждение, что без наличия СУОТ договор может быть признан недействительным (или незаключенным).

Не могу согласиться с данным утверждением.

Так, в соответствии с данными правилами договор строительного подряда заключается при наличии у подрядчика:

— документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством;

— в штате аттестованных специалистов.

Затем указан отдельный абзац: «Подрядчик в обязательном порядке предоставляет заказчику сведения о наличии строительных машин, оборудования и механизмов, транспортных средств, технологической оснастки, необходимых для строительства объекта (выполнения строительных работ), а также систем производственного контроля и управления охраной труда, средств обеспечения безопасности производства работ, контроля и измерений, системы управления качеством при выполнении строительных работ».

Скажите, это прямая, по-вашему, норма законодательства, которая устанавливает обязанность всем строительным организациям иметь СУОТ? Для меня нет.

Разве может фраза «предоставляет сведения о наличии чего-то» являться нормой, обязывающей внедрять и сертифицировать СУОТ. Для меня нет.

Что означает «предоставляет сведения»? В какой форме?

К тому же, сообщает о наличии, например, для меня означает, что подрядчик сообщает о том, есть ли у него то или иное оборудование или нет , есть ли у организации та или иная система или нет и так далее. Это не норма, по моему скоромному мнению, устанавливающая обязанность всех частных строительных организаций иметь СУОТ.

Кроме того, в пункте 8. и 8.2. Правил указывается, без чего договор не может быть заключен. И после фразы подрядчик должен иметь в штате аттестованных специалистов стоит знак препинания — точка . Абзац с указанием различных систем качества, СУОТ и так далее обособлен от перечисления требований для заключения договора строительного подряда.

Поэтому мое мнение, что договор строительного подряда, заключенный без СУОТ, не может признаваться недействительным или незаключенным.

  1. Требование об обязательном наличии СУОТ содержится в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2005г. № 905 «О республиканской целевой программе по улучшению условий и охраны труда на 2006-2010 годы».

Но ведь данное постановление это только программа и плюс ко всему распространяется она на республиканские органы управления, государственные организации и других государственных исполнителей. Поэтому ссылка на данное постановление лично для меня ни о чем не говорит.

Отмечу также, что на некоторых сайтах бросились в глаза ссылки на неправильную статью, на других сайтах ссылки на недействующий уже нормативный правовой акт.

Также в интернет указано, что отсутствие СУОТ на предприятии влечет ответственность в размере до 50 базовых величин. С чего они это взяли, я не понимаю, потому что на данный момент санкция за нарушение правил охраны труда, содержащихся в НПА и ТНПА, составляет максимум 40 б.в., а штраф в 50 б.в. можно получить только при повторном нарушении. Кроме того, нет в законодательстве зафиксированного четкого прямого требования о наличии у всех частных строительных компаний, как, впрочем, и не строительных частных компаний, внедренной и сертифицированной СУОТ, поэтому отсутствие СУОТ не является нарушением правил по охране труда и санкция в данном случае не может применяться.

В общем, после анализа законодательства и сети Интернет я, например, не нашел ссылки на нормативный правовой акт, в том числе технический нормативный правовой акт, где черным по белому было бы указано, что все строительные организации, в том числе частные обязаны создать и внедрить у себя СУОТ. Все, что я увидел, это косвенные ссылки, из которых за уши вытягивают необходимость каждой компании внедрять СУОТ.

Что говорить , если даже при подаче документов на аттестацию в строительстве, одним из квалификационных требований для организаций и предпринимателей является наличие системы охраны труда , в том числе подтверждение проведения проверки знаний по вопросам охраны труда руководителя, его заместителей и ответственного за охрану труда в порядке, установленном законодательством.

То есть наличие не системы управления охраной труда (СУОТ ), а наличие системы охраны труда, которая обычно создана по умолчанию во многих организациях. То есть это положение по охране труда и технике безопасности, приказы о назначении ответственных по охране труда, это прохождение курсов руководителем организации, его заместителями и ответственным за охрану труда курсов по охране труда в местном исполнительном комитете. Но это не создание СУОТ. Это не сертификация внедренной СУОТ, которая является обязательной с точки зрения законодательства, так как подпадает под обязательную оценку соответствия. Аттестаты соответствия в строительстве выдаются без приложения к документам сертификата СУОТ. Это факт.

Таким образом , хочу пояснить, что я вовсе не против СУОТ. Скорее всего, что для любой крупной компании, особенно если мы говорим о производстве, СУОТ очень полезен. Но не стоит забывать про частные строительные компании со штатом, например, в 5 человек, которым вполне достаточно иметь положение по охране труда и технике безопасности, иметь должностные инструкции, проводить первичный и последующие инструктажи по охране труда, пройти курсы в исполкоме с получением удостоверений по охране труда и так далее. Им нет необходимости внедрять и сертифицировать СУОТ.

И главное, почему им нет необходимости это делать, это то, что законодательство не содержит нормы об обязательном внедрении СУОТ для частных строительных компаний.

Что нужно сделать, чтобы ликвидировать косвенные упоминания и «вытягивания за уши» обязательности наличия СУОТ: законодателю предусмотреть прямую норму об обязательном наличии сертифицированной СУОТ в каждой компании в Законе РБ «Об охране труда» или же в каком-то отдельном Постановлении Совета Министров Республики Беларусь и тогда лично для меня, например, все спорные вопросы сразу отпадут.

Но СУОТ дорого и не каждая компания может себе это позволить и вводить ее как обязательную для всех я бы не стал.

На этом все.

Спасибо за внимание.

Смотрите видео нашего канала, читайте новости и статьи на сайте и помните, что каждый должен заниматься своим делом, поэтому юридические вопросы доверьте юристам.

Создавать безопасные рабочие условия для сотрудников компании - прямая обязанность любого работодателя. Законодательство обязывает предприятия четко регламентировать все процессы, связанные с безопасностью работников. Мы расскажем, как это сделать.

Система управления охраной труда на предприятии

Что такое система управления охраной труда (ОТ)?

Это бизнес-процесс, состоящий из следующих элементов:

  1. Политика и цели в сфере безопасности работников конкретной компании. Например, целью организации может стать сокращение или недопущение несчастных случаев на производстве.
  2. Процедуры по достижению заявленных целей. Процедуры осуществляются с помощью регламентирующих документов, действий сотрудников, материально-технических ресурсов.

На практике для создания системы управления ОТ в организации необходимо:

  • определить уровни ответственности: от руководителя компании до рядового сотрудника;
  • распределить обязанности по ОТ между работниками;
  • осуществлять конкретные мероприятия и процедуры;
  • описать все это в документах компании.

На предприятиях, где работает меньше 15 человек, СУОТможет иметь упрощенную структуру, но все требования законодательства по охране труда должны соблюдаться в полной мере.

Что нужно включить в положение осистеме охраны труда?

Основным документом будет Положение о СУОТ, которое должно существовать в каждой организации. Минтруд России приказом от 19.08.2016 N 438н утвердил Типовое положение о СУОТ, которым и следует руководствоваться при составлении документа конкретно для вашей компании (скачать его можно в конце статьи).

В Положение нужно включить следующую информацию:

  • политика и цели работодателя в сфере ОТ (вводный раздел);
  • распределение обязанностей и ответственности между сотрудниками организации на всех уровнях управления: кто что делает и за что отвечает;
  • процедуры: что конкретно и каким образом будет делаться для выполнения требований законодательства и достижения целей компании (обучение работников, оценка условий труда, выдача средств защиты, расследование несчастных случаев, мониторинг ситуации на предприятии и др.).

Также необходимо отразить обязанности, ответственность и конкретные действия работников, задействованных в СУОТ, в должностных инструкциях и трудовых договорах, внутренних регламентах организации, регулирующих другие процессы (например, производственных и технических регламентах). Все эти документы должны быть логически связанными друг с другом и не иметь противоречий, соответствовать нормам законодательства.

Чем грозит отсутствие СУОТ?

Поскольку наличие СУОТ — это обязательное требование законодательства в сфере охраны труда (

Бизнес-консультанта по управлению персоналом и трудовому праву

По статистике Роструда, 48% штрафов при проверках - это именно штрафы за нарушения в сфере охраны труда. Конечно, некоторые положения и нормы ТК РФ могут и не распространяться на конкретную компанию. Например, не все работники подлежат медосмотрам, не всем работникам нужна спецодежда, не всем выплачивается компенсации за работы во вредных условиях. Но вот инструктажи и обучение по охране труда, наличие локальных нормативных актов по охране труда, проведение спецоценки инспекция труда проверяет практически в любой компании в отношении любых работников.

Рассмотрим, за какие нарушения инспекция, скорее всего, оштрафует компанию.

Если в компании никто не отвечает за охрану труда

Согласно ст. 217 ТК РФ, если численность компании превышает 50 человек, то вводится должность специалиста по охране труда, если менее 50 человек - руководитель может заниматься охраной труда самостоятельно либо привлечь специалиста или организацию по гражданско-правовому договору. Поэтому, если у вас в компании больше 50 человек, а специалиста по охране труда (хотя бы совместителя на 0,25 ставки) нет, то штраф от 50 до 80 тыс. рублей по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ неизбежен. В случае если в компании менее 50 человек, необходимо приказом назначить ответственного по охране труда.

Инструктажи по охране труда обязательны для всех

Вводный инструктаж по охране труда обязателен абсолютно для всех работников (ст.212 ТК РФ, Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда России от 13.01.2003 № 1/29). Кроме того, в отдельных случаях может понадобиться первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, целевой, внеплановый инструктажи. Отсутствие в компании документов, подтверждающих проведение инструктажей работников по охране труда (журналы регистрации инструктажей) может повлечь привлечение к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в размере от 110 до 130 тыс. рублей.

Всех ли надо обучать по охране труда

Проведением вводного инструктажа обучение по охране труда не оканчивается. Согласно п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда, работники должны пройти специальное обучение по охране труда при поступлении на работу в течение первого месяца. При этом директор и начальники отделов проходят обучение и проверку знаний по охране труда в учебном центре, а рядовые работники - внутри компании. Для этого необходимо создать комиссию из тех сотрудников, которые прошли обучение в учебном центре. Чем подтвердить инспектору труда, что работники прошли обучение? Протоколами и удостоверениями проверки знаний требований охраны труда. Если таких документов к проверке не окажется, то, скорее всего, компанию накажут штрафом в размере до 130 тыс. рублей по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ.

Без инструкций по охране труда не обойтись

Согласно ст.212 ТК РФ работодатель должен разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников. Таким образом, разработка инструкций по охране труда является для работодателей обязательной. При разработке инструкций по охране труда следует пользоваться следующими документами: Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, утвержденные Минтрудом РФ 13.05.2004 г., Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 г. № 80, межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда. С инструкциями работники знакомятся до заключения трудового договора при приеме на работу (ст.68 ТК РФ). Если у компании не будет листов ознакомления с росписями работников (или журналов ознакомления, или росписей на инструкциях), то компанию могут наказать штрафом по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ до 80 тыс. рублей.

Спецоценка: затраты меньше, чем штраф

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» устанавливает обязанность проводить специальную оценку условий труда на всех рабочих местах, кроме дистанционных работников и надомников.

Почему работодатели не проводят спецоценку? Понятно: это дополнительные затраты. Но сравним эти затраты со штрафами. Если стоимость спецоценки составляет несколько тысяч рублей, то штраф - несколько десятков тысяч, а точнее 80 тыс. рублей, согласно ч.2 ст.5.27 КоАП РФ. По итогам спецоценки оценивающая компания составит для организации отчет, который необходимо будет показать инспектору. Если у компании ранее не было «вредников», то спецоценку можно проводить до 2018 года, это подтвердил Верховный суд РФ, но в этом случае компании придется доказать в суде, что она проводит спецоценку поэтапно, согласно плану, и уже приступила к реализации плана (например, заключила договор с оценивающей организацией).

А что с медосмотрами?

Проверьте еще раз, действительно ли вашим работникам не надо проходить медосмотр.

Для этого обратитесь прежде всего к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, а если у вас только офисные работники, еще и к СанПиНу 2.2.2/2.4.1340-03. Ведь согласно этому документу медосмотры должны проходить работники, которые работают за компьютером более 50% рабочего времени. Если окажется, что медосмотры все-таки полагаются, то следует заключить договор с медицинским учреждением, выдавать работникам направления, получать медицинские заключения и акты и предъявлять их инспектору при проверке. Иначе - штраф до 130 тыс. рублей по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ.

Проверьте, нужна ли спецодежда

Также компании необходимо проверить, нет ли в штате компании работников, которым необходимо предоставлять спецодежду, например, уборщиц, водителей. Для этого необходимо изучить в правовых системах Типовые нормы для конкретных профессий (должностей), например, Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.

В случае если должности, указанные в типовых нормах, имеются в штатном расписании компании, то таким работникам компания должна за свой счет предоставлять спецодежду, согласно Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н. Если спецодежда обязательна, а ее нет, штраф по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ составляет от 130 до 150 тыс. рублей.

Если руководитель не соглашается выделить средства на мероприятия по охране труда, покажите ему эту таблицу с ответственностью за нарушения требований охраны труда, обратите его внимание на то, что наказывают не только компанию, но и самого руководителя. Стоит также иметь в виду, что, как показывает судебная практика, инспектора вправе не только складывать штрафы за различные нарушения, но и перемножать их на количество проверенных работников.

Таблица. Ответственность за нарушения требований охраны труда

Нарушение

Штраф на руководителя

Штраф на компанию

Статья

Нарушение требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 - 4 ст. 5.27.1

Штраф в размере от 2 до 5 тыс. рублей

Штраф в размере от 50 до 80 тыс. рублей

Ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ

Нарушение работодателем порядка проведения спецоценки или ее непроведение

Штраф в размере от 5 до 10 тыс. рублей

Штраф в размере от 60 до 80 тыс. рублей

Ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ

Допуск работника к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медосмотров, или при наличии медицинских противопоказаний

Штраф в размере от 15 до 25 тыс. рублей

Штраф в размере от 110 до 130 тыс. рублей

Ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Штраф в размере от 20 до 30 тыс. рублей

Штраф в размере от 130 до 150 тыс. рублей

Ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 ст. 5.27.1, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

Штраф в размере от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Штраф в размере от 100 до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Ч.5 ст.5.27.1 КоАП РФ

Копирование и любая переработка материалов с сайта сайт запрещены


28 декабря 2013 года был принят Федеральный закон N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Помимо технических изменений в существующие законы и нормативные акты (в частности, аттестация рабочих мест по условиям труда заменена словами «специальная оценка условий труда»), есть здесь и более серьезные положения. Так, в квотах для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда.
Этим же законом значительно повышаются наказания за нарушения в области охраны труда. Теперь новая редакция статьи 143 Уголовного кодекса РФ гласит:
Статья 143. Нарушение требований охраны труда
1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Внесены изменения и в Кодекс об административных правонарушениях:
Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
КоАП РФ также дополнен новыми статьями:
Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. 5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Статья 14.54. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда
1. Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда-
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несет административную ответственность как должностное лицо.
Статью 19.5 дополнить частью 23 следующего содержания:
«23. Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.»
Много изменений внесено и в Трудовой кодекс. В частности, теперь статья 117 имеет следующую редакцию:
Статья 117. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную частью второй настоящей статьи, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.
В законе уточнены и некоторые термины в области охраны труда (ст. 209).
Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
В законе отмечено: «3. При реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Федеральным законом N 421-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и некоторые другие.
Федеральный закон N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» вступает в силу с 1 января 2014 года.

Теги: Закон, Трудовой кодекс, нарушения в области охраны труда, специальная оценка условий труда, дополнительный оплачиваемый отпуск работникам

На сегодняшний день разработка и внедрение системы управления охраны труда в организациях Беларуси является обязательным требованием законодательства (статья 17 Закона «Об охране труда», пункт 10 Межотраслевых общих правил по охране труда). Многие компании уже внедрили и работают в рамках СУОТ. Кто-то же только сейчас начинает разрабатывать систему.

В этой связи у руководителей появляется множество вопросов. Безусловно, какие-то из них узкоспециализированы и относятся сугубо к отдельно взятому предприятию. Но есть и общие - ответы на которые интересуют или важны для каждого руководителя. Исходя из моего опыта, это, примерно, такой список вопросов:

  1. Зачем нам охрана труда (ОТ) или система управления охраной труда (СУОТ) ?
  2. В чём отличие ОТ от СУОТ? Что именно нужно внедрят нам?
  3. Какие перечни документов входят в ОТ и в СУОТ?
  4. Как разработать, где найти специалистов?
  5. У нас все работают за компьютерами, никакого производства нет, нам тоже надо внедрять СУОТ?
  6. У нас в организации нет ни специалиста по ОТ, ни службы ОТ, нам нужно внедрять СУОТ?
  7. Получим ли мы преимущества от внедрения СУОТ?
  8. Какая ответственность предусмотрена за отсутствие СУОТ?

Зачастую, руководителям организаций попросту негде получить ответы, а при обращении в консалтинговые компании у Вас может возникнуть ощущение, что Вам пытаются навязать ненужные услуги.

Руководителям негде получить ответы, а консалтинговые компании навязывают свои услуги

Действительно, сегодня зачастую компании, которые предлагают свои услуги по внедрению СУОТ, не обладают должным опытом и знаниями, не аккредитованы Министерством труда и соцзащиты на оказание услуг в области охраны труда - а значит вообще не имеют права внедрять СУОТ в Вашей организации. В этом случае они ограничиваются тем, что предоставляют Вам немного доработанные шаблоны документов, взятых из интернета. Ни о какой рабочей системе, разработанной с учетом всех требований законодательства, конечно, и речи не идет - их работа напоминает курсовой проект студента. Все это заканчивается при первой же проверке.

При этом, к сожалению, заказчик из-за отсутствия необходимой квалификации в сфере ОТ не может оценить грамотность выполненной работы, кладёт выданные «разработчиками» шаблоны на полку, не понимая, что подобная СУОТ совершенно равна ее отсутствию.


Прежде всего, чтобы понять, что нужно внедрить Вам, необходимо четко разграничить СУОТ и ОТ.

Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства. (ст. 221, Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З (ред. от 01.07.2014) «Трудовой кодекс Республики Беларусь».

ОТ включает в себя требования локальных нормативных правовых актов (внутренних положений, стандартов, приказов организации), а также предписания, содержащиеся в законодательстве Республики Беларусь.

Система управления охраной труда - это часть общей системы управления, которая способствует управлению рисками в области охраны труда, связанными с деятельностью организации.

СУОТ включает организационную структуру, планирование, ответственность, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, осуществления, анализа и поддержания в рабочем состоянии политики предприятия в области охраны труда, а также руководство, в котором регламентируется процедура управления безопасными условиями труда в организации и в её структурных подразделениях.

Таким образом, ОТ это неотъемлемая составная часть СУОТ.

Согласно статье 17 Закона «Об охране труда» «наниматель обязан обеспечить разработку и внедрение системы управления охраной труда в организации». Поэтому ответ на вопрос, достаточно ли будет обеспечить функционирование ОТ в организации без внедрения СУОТ, однозначен - нет! Внедрение СУОТ является законодательным требованием для любой организации.

При этом система должна конкретно отражать специфику деятельности организации и подробно описывать процедуры по охране труда, с привязкой к структуре, штату, производственным процессам и, в том числе, определять должностные обязанности руководителей и специалистов.

Как же разработать СУОТ?

Создание и внедрение СУОТ на предприятии включает следующие стадии:

  1. Анализ действующей на предприятии СУОТ;
  2. Разработка (корректировка существующей) СУОТ;
  3. Внедрение разработанной СУОТ;
  4. Проведение самооценки СУОТ либо проведение сертификации СУОТ внешней организацией;
  5. Контроль состояния условий и охраны труда и функционирования СУОТ на предприятии;
  6. Анализ состояния условий и охраны труда на предприятии.

В соответствии с требованиями СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования»:

Для предприятия, и особенно для его руководителей, важно знать, как должна «выглядеть» разработанная и внедренная СУОТ , чтобы соблюсти требования законодательства Республики Беларусь. В результате разработки СУОТ предприятие получает ряд документов, которые включают:

  1. Руководство по СУОТ - это своеобразный путеводитель по СУОТ, в котором кратко описываются ключевые элементы СУОТ и взаимодействие между различными частями данной системы;
  2. Процедуры СУОТ (процедура - это способ осуществления деятельности или процесса. Процедуры могут быть документально оформленными или нет. Документально процедуры оформляются в виде стандартов предприятия, методических инструкций, положений, порядков, указаний и т. д.);
  3. Рабочие инструкции - предназначены для работников, выполняющих конкретные задачи по ОТ. Включают в себя: инструкции по охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации оборудования, схемы процессов, таблицы, графики и т. д. ;
  4. Записи - документы, содержащие сведения о достигнутых результатах или свидетельства осуществления определенной деятельности. Включают в себя: акты о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, авариях и инцидентах, несоответствиях, иные акты, журналы, протоколы совещаний, проверки знаний, удостоверения, различные отчеты и т. д.

Разработанная и внедренная на предприятии СУОТ позволяет:

  • ✔ выявить производственные опасности;
  • ✔ дать оценку рискам гибели и травмирования работников;
  • ✔ предупредить, а значит – предотвратить, несчастные случаи на производстве (организации);
  • ✔ снизить риск профессиональных заболеваний и соответствующие затраты;
  • ✔ разработать и реализовать эффективные меры по снижению затрат на мероприятия, связанные с ОТ.

Система управления охраной труда в строительстве

Особое внимание вопросу создания и внедрения системы управления охраной труда придается в отношении строительных организаций, специфика работы которых связана с повышенной производственной опасностью и значительными рисками гибели и травмирования работников. Вступили в силу новые Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда (постановление Совмина № 1450 от 15.09.1998 г. в редакции постановления Совмина № 301 от 01.04.2014 г.).

Пункт 8 данных правил говорит о том, что договор строительного подряда может быть заключен при наличии у подрядчика системы управления охраной труда; это же требование касается и всех субподрядчиков.

Если же договор строительного подряда будет заключен в противоречие этому требованию законодательства, то в силу статьи 170 Гражданского кодекса Республики Беларусь такая сделка признается ничтожной. Последствия такой ничтожной сделки: в доход Республики Беларусь взыскивается всё полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой взыскивается в доход Республики Беларусь всё полученное ею и всё причитающееся с неё первой стороне.

Для других сделок, для других видов экономической деятельности законодательство Республики Беларусь не содержит подобного жесткого требования о наличии СУОТ.

Законодательством Республики Беларусь установлена административная и уголовная ответственность за нарушения требований по охране труда.

  • ✔ Административная – штрафы до 1150 рублей.
  • ✔ Уголовная – до 7 лет лишения свободы.

Обратите внимание!

  1. В республике насчитывается около пяти тысяч нормативных и технических нормативных правовых актов, в которых регламентированы требования безопасности. Работодатель обязан определить перечень тех документов, в которых регламентированы требования безопасности работающих своей организации с учетом видов деятельности, далее изучить указанные требования и разработать локальные нормативные правовые акты.
  2. Объем внутренних документов по охране труда достаточно велик. Лицо, ответственное за охрану труда, должно обладать знаниями, чтобы правильно разработать и применять на практике указанные документы.

Подводя итог, хотела бы еще раз отметить: СУОТ обязателен для внедрения в любом предприятии. Сегодня именно отсутствие внедренной системы зачастую становится главным нарушением в предписаниях проверяющих органов. Особенно тщательно к проверке СУОТ стали подходить с 2016 года, в связи с чем сегодня сильно увеличился интерес к соответствующим специалистам.

Однако, на мой взгляд, небольшим предприятиям не стоит вводить в штат должность инженера по охране труда, если это не является прямым требованием закона. Проще, надежнее и дешевле будет воспользоваться аутсорсинговыми услугами нештатного специалиста по ОТ. Так Вы получите более квалифицированную помощь.

Группа компаний «Стандарт Качества» аккредитована Министерство труда и соцзащиты Республики Беларусь на оказание услуг в области охраны труда. Наши квалифицированные специалисты помогут Вам решить любые сложности, связанные с организацией системы управления охраной труда. Мы проведем обучение Ваших сотрудников, разработаем и внедрим все необходимые документы в строгом соответствии с законодательством.

Светлана Крук ,
Специалист по разработке и внедрению
систем менеджмента охраны труда