Протокол стажировки на рабочем месте. Проведение стажировки на рабочем месте. Продолжительность стажировки для различных категорий работников


Всем привет! Предлагаю вашему вниманию исчерпывающий материал на тему: . Данным материалом поделился со мной мой уважаемый знакомый, коллега — Шумик Владимир Яковлевич. Рекомендую абсолютно всем подписчикам и посетителям ознакомится с опубликованной статьей и бесплатными дополнительными материалами к ней. Стажировка по охране труда раскрыта дальше, чем вы можете себе представить. Большое от души Владимиру Яковлевичу!

Предлагаю читателям сайта сайт высказать замечания по этой статье, особенно, критические. Это необходимо для того, чтобы собрать все лучшее по данной теме и предложить Министерству труда разработать самостоятельный документ на эту тему. С уважением, Владимир Яковлевич.

Стажировка по охране труда

Одной из форм обучения работников практическим безопасным приемам выполнения работы является стажировка работника на его рабочем месте. В действующем на сегодняшний день Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда у работников организаций, утверждённом постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. №1/29 (далее Порядок) про стажировку говорится всего лишь в одном пункте 2.2.2., а именно: Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте…

И всё. Ни раскрыт сам термин «стажировка». Ни описан порядок проведения её. Ни приведены образцы стажировочного листа, программ стажировок, приказов (распоряжений) о назначении стажировки. Одним словом, ничего.

А тем временем тысячи и тысячи инженеров по охране труда страны выходят на сайты по охране труда в интернете, пишут и звонят в редакции журналов по охране труда, задают друг другу вопросы, чтобы разобраться в проведении стажировок в своих организациях. Наверное, более безграмотного документа, как этот Порядок, а вернее сказать Беспорядок, среди документов по охране труда, не найти.

Наверное, в годы правления Сталина И. В., разработчиков таких нормативных правовых актов приставили бы к стенке за саботаж в масштабах всего государства. И правильно бы сделали. А в настоящее время, конечно, в правом государстве, таких разработчиков дисквалифицировали бы на всю оставшуюся жизнь и на «пушечный выстрел» не допускали бы до разработки нормативных правовых актов.

А сейчас давайте рассмотрим Проект новой редакции Порядка, разработанный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 сентября 2012 г. в редакции от 14 ноября 2012 г., в части, касающейся проведения стажировки. Данный Проект так и не расставил все точки над И. Давайте убедимся в этом.

1. Рассмотрим название раздела, в котором говорится про стажировку «Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ». Зачем заниматься терминологической чехардой? Коль в этом разделе речь идет о стажировке, то и название этого раздела должно быть таким «Стажировка» или «Стажировка по охране труда».

2. Рассмотрим п.44 этого раздела «Для всех поступающих на работу лиц, а также работников, переводимых на другую работу, работодатель (уполномоченное им лицо) после проведения вводного инструктажа проводит первичный инструктаж на рабочем месте с обучением безопасным методам и приемам выполнения работ (за исключением работников, освобожденных от первичного инструктажа).

Про инструктажи сказано в отдельном разделе этого Проекта «Инструктаж по охране труда». Поэтому этого пункта в этом разделе вообще не должно быть. К тому же:
— из этого пункта следует, что вводный инструктаж проводится и с работниками, переведенными на другую работу в организации, что не соответствует действительности;
— словосочетание «…проводит первичный инструктаж на рабочем месте с обучением безопасным методам и приемам выполнения работ…» составлено безграмотно. Инструктаж по охране труда и есть обучение безопасным методам и приемам выполнения работ или одна из форм этого обучения. Читая данный пункт, складывается впечатление, что инструктаж по охране труда это одно, а обучение безопасным методам и приемам выполнения работ - это что-то другое. К тому же, зачем такая детализация: «обучение безопасным методам и приемам выполнения работ». Почему не дано определение, что такое «безопасный метод выполнения работ» и «безопасный прием выполнения работ» и чем они отличаются между собой? К тому же, в дальнейшем ни в одном нормативном правовом акте не упоминается ни про «безопасные методы выполнения работ», ни про «безопасные приемы выполнения работ», ни в одном нормативном правовом акте они не перечислены и не требуется их составления.

3. Рассмотрим первую часть п.45 «Для лиц, поступающих на работы с вредными и (или) опасными условиями труда, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, проводится стажировка непосредственно на рабочем месте под руководством работника, прошедшего обучение по охране труда , на которого приказом работодателя (уполномоченного им лица) возложены обязанности по проведению стажировки».

Учитывая, что работ на которых отсутствуют опасные и(или) вредные условия труда вообще нет, то данное уточнение в данном предложении неуместно.

Почему при введении нового понятия «стажировка» не дается его толкование? Неужели толкование понятия «стажировка» необходимо искать в энциклопедиях и толковых словарях? И какой термин необходимо вводить в обращение «стажировка» или «стажировка по охране труда»?

Учитывая, что руководителем стажировки может быть и рабочий, а поскольку не все рабочие проходят обучение по охране труда, то требование, что работник (руководитель стажировки) обязан пройти обучение по охране труда не правомочно.

Вместо слова «работник» необходимо указать «руководитель стажировки». А поскольку у работника появляется новый статус «руководитель стажировки», то у него появляются новые права, обязанности и, и, разумеется, ответственность, которые должны быть сформулированы в локальном нормативном акте - Должностной инструкции руководителя стажировки. Точно также и со стажером. Для него должна быть разработана Рабочая инструкция стажера, в которой должны быть оговорены его обязанности, права и, разумеется, его ответственность во время прохождения стажировки.

4. Рассмотрим вторую часть п.45 «Продолжительность стажировки устанавливается работодателем (уполномоченным им лицом) исходя из характера выполняемых работ, но не менее двух и не более четырнадцати смен»

Необходимо помнить, что продолжительность стажировки устанавливается не только работодателем (уполномоченным им лицом), но и нормативными правовыми актами.

Вместо словосочетания «… характера выполняемых работ…» предлагается использовать словосочетание «… сложности (опасности) выполняемых работ…»

Зачем ограничивать срок проведения стажировки? Руководителю организации и его специалистам лучше знать, на сколько смен организовать стажировку для своих работников. Здесь должен срабатывать принцип «чем больше, тем лучше».

5. Рассмотрим первую часть п.46 «Руководитель стажировки назначается работодателем (уполномоченным им лицом) из числа бригадиров, мастеров, инструкторов и квалифицированных рабочих, имеющих практический опыт работы по данной профессии».

Из словосочетания «…практический опыт работы…» исключить слово практический, так как непрактического (теоретического) опыта работы не существует. Опыт работы и есть опыт работы.

Каким образом определять практический опыт работы по данной профессии?

А что для специалистов стажировка не проводится? И кто для них будет руководителем стажировки?
6. Рассмотрим вторую часть п.46 «К одному руководителю стажировки не может быть прикреплено для прохождения стажировки более двух работников одновременно».

Каких работников? Одной или разных профессий? Ведь руководитель стажировки не может проводить стажировку одновременно для двух рабочих, специалистов разных профессий, специальностей.

7. Рассмотрим п. 47. «Прохождение стажировки оформляется записью в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте в соответствии с пунктом
41 Порядка: информация о стажировке на рабочем месте (с выделением отдельных граф «Количество смен (с… по…), «Стажировку прошел (подпись рабочего)», «Знания проверил, экзамен принял, допуск к работе произвел (подпись лица, проводившего стажировку, дата)»;

Строку из журнала регистрации инструктажа на рабочем месте «информация о стажировке на рабочем месте (с выделением отдельных граф «Количество смен (с… по ….), «стажировку прошел (подпись работника)», «Знания проверил, экзамен принял, допуск к работе произвел (подпись лица проводившего стажировку, дата)» предлагается исключить как составленную безграмотно, так как:

— журнал имеет конкретное название «Журнал регистрации инструктажей по охране труда» и про стажировку здесь ни слова;
— проведение стажировки - это отдельное самостоятельное обучающее мероприятие по охране труда, а поэтому все, что касается прохождения стажировки должно быть отражено в отдельном самостоятельном документе, например, в Листе стажировочном по охране труда;
— руководитель стажировки проверяет у работника не только и не столько знания, как практические навыки. В данном случае предлагается изложить предложение в следующем виде: «Знания и практические навыки проверил...»;
— поскольку стажировку проходят не только рабочие, но и специалисты, то предложение «Стажировку прошел (подпись рабочего)» предлагается заменить на «Стажировку прошел (подпись стажера)»;
— руководитель стажировки (тем более рабочий) не может проводить (принимать) экзамены у другого рабочего, тем более единолично. Экзамены принимаются комиссионно. В состав комиссии должны входить только должностные лица. Для проведения экзаменов составляются экзаменационные билеты (тесты), протоколы комиссии по проведению экзамена, определяется регламент работы комиссии (порядок принятия решений о прохождении работника экзамена (путем голосования, простым или квалифицированным большинством голосов и т.п., определяются критерии прохождения и непрохождения стажировки, оценки знаний проверяющего (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично и т.п или прошел/не прошел.). Но об этом в Порядке ни слова.
— поскольку руководителем стажировки может быть рабочий пусть и с более высокой квалификацией, чем рабочий, который проходит стажировку, то руководитель стажировки (как предлагается в Порядке) не может допускать другого рабочего к самостоятельной работе. Право допускать рабочего к самостоятельной работе имеет только руководитель структурного подразделения, в которое принят на работу работник после проведения с ним обучающих мероприятий по охране труда, а именно: инструктажа по охране труда; инструктажа по пожарной безопасности; прохождения пожарно-технического минимума; инструктажа по электробезопасности и присвоения группы по электробезопасности, инструктажа по безопасности (для рабочих эксплуатирующих оборудование, поднадзорное Ростехнадзору); инструктажа по безопасности дорожного движения (для рабочих, эксплуатирующих автотранспорт), стажировки по охране труда, дублирование, обучения по охране труда и проверки знаний по охране труда, инструктажа по охране окружающей среды, издав соответствующее распоряжение по своему структурному подразделению;
— словосочетание «допуск к работе произвел» стилистически безграмотное. Вместо него предлагается использовать следующее словосочетание «к самостоятельной работе допустил»;
— после слова «смен» предлагается добавить слово «рабочих дней», так как не во всех организациях рабочее время работников исчисляется в сменах.

8. Рассмотрим п. 48 «Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте завершается экзаменом, который проводится лицом, осуществляющим соответствующее обучение, в форме проверки теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасного выполнения работ».

«Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте…». Что это такое? Масло масляное. Какая-то чухня. Ведь стажировка и есть один из видов обучения безопасным методам и приемам выполнения работ. Неужели разработчики данного Проекта не понимают этого?

«Обучение… со стажировкой… завершается экзаменом…». Не обучение со стажировкой, а обучающие мероприятия по охране труда, которые проводились с работником (вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране туда на рабочем месте, вводный противопожарный инструктаж, первичный на рабочем месте инструктаж по охране труда, первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте, пожарно-технический минимум, инструктаж по электробезопасности и присвоение соответствующей группы по электробезопасности, первичный на рабочем месте инструктаж по безопасности, первичный инструктаж на рабочем месте по безопасности дорожного движения, обучение по охране труда, стажировка по охране труда, дублирование, первичный инструктаж по охране окружающей среды) завершается экзаменом. Но это совсем другая история. И об этом необходимо говорить в отдельном разделе Проекта под названием «Экзамен по охране труда».

А чем тогда завершается сама стажировка? Так и не понятно. Что считается прохождением стажером стажировки? Разработчики Проекта, наверное, и сами не знают?

«… в форме проверки теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасного выполнения работ». Из этого, однозначно, следует, что вместо термина «стажировка» в Проекте необходимо использовать термин «стажировка по охране труда», так как под термином «стажировка» можно понимать и профессиональную подготовку (переподготовку) молодых специалистов, работников, студентов (например, прохождение стажировки студентами, молодыми врачами в других учреждениях образования, здравоохранения своего государства, других стран);

9. Рассмотрим первую часть п. 49 «При положительных результатах экзамена работодатель (уполномоченное им лицо) издает распоряжение о допуске работника к самостоятельной работе».

Что необходимо понимать под «положительным результатом экзамена»? А что необходимо понимать под «отрицательным результатом экзамена»? А что необходимо издавать при отрицательном результате экзамена? Что необходимо делать с работником при отрицательном результате экзамена?

10. Рассмотрим вторую часть п. 49 «При неудовлетворительных результатах экзамена работник должен сдать экзамен повторно в сроки, установленные работодателем (уполномоченным им лицом)».

Данное предложение построено стилистически безграмотно. Если в первой части данного пункта говорится об «неудовлетворительных результатах», то во втором части этого пункта говорится уже не об «отрицательных результатах», а об «неудовлетворительных результатах». Где логика. Что необходимо понимать, в этом случае, под «неудовлетворительными результатами экзамена»?

«… работник должен сдать экзамен повторно…». Работник никому и ничего в данной ситуации, не должен. Наниматель, в данной ситуации, имеет право (но не обязан) предложить стажеру пройти повторно экзамен. А что с работником в этом случае нельзя расторгнуть трудовой договор по результатам первичного испытания, ведь уровень профессиональной подготовки работника можно определить и по результатам первичной сдачи экзамена. А, что, в этой ситуации работник, осознав серьезность отношения нанимателя к организации экзамена, не может сам расторгнуть трудовой договор по своей инициативе? А что будет, если работник и повторно не пройдет экзамен? Об этом разработчик Проекта умалчивает или просто сам не знает?

Данный пункт предлагается сформулировать следующим образом: «При неудовлетворительных результатах экзамена (стажировки):

а) наниматель имеет право (но не обязан) предложить работнику повторно пройти экзамен в сроки, установленные им (уполномоченным им лицом);
б) работник имеет право расторгнуть трудовой договор по личной инициативе;
в) с работником может быть расторгнут трудовой договор по соглашению сторон;
г) с работником может быть расторгнут трудовой договор по инициативе нанимателя, в связи с неудовлетворительными результатами испытания стажера.

В случае повторного непрохождения экзамена (стажировки):
а) работник имеет право расторгнуть трудовой договор по личной инициативе;
б) с работником может быть расторгнут трудовой договор по соглашению сторон;
в) с работником может быть расторгнут трудовой договор по инициативе нанимателя, в связи с неудовлетворительными результатами испытания стажера.

1. Министерству труда РФ разработать самостоятельный нормативный правовой акт - Правила проведения стажировок по охране труда в организациях, в которых методично расписать порядок проведения стажировок по охране труда и упомянуть обо всех локальных нормативных актах (приказы, распоряжения, списки, должностную инструкцию руководителя стажировки, должностную (рабочую) инструкцию стажера, журналы, стажировочный лист, типовые программы стажировки и т.п.), которые должны издаваться, составляться, заполняться, вестись в связи с проведением стажировок по охране труда в организациях и привести образцы написания, составления, заполнения, ведения этих актов;

2. дать в этих Правилах определения всем терминам, упоминающимся в этих Правилах, в том числе «стажировка по охране труда», «руководитель стажировки», «стажер», «стажировочный лист», «безопасный прием выполнения работы», «безопасный метод выполнения работы»;

3. Министерствам, входящим в состав Правительства Российской Федерации:

3.1. на основании вышеуказанных Правил разработать Правила проведения стажировок по охране труда для работников, которые должны проходить стажировку по охране труда, на предприятиях, в организациях и учреждениях своего Министерства, а также сквозных профессий и должностей, отразив в них свою специфику проведения стажировок по охране труда;

3.2. на основании Правил проведения стажировок по охране труда на предприятиях, в организациях и учреждениях в своем Министерстве обязать предприятия, организации, учреждения, входящие в состав своего Министерства разработать Положения (Стандарты предприятий) о проведении стажировок по охране труда на конкретном предприятии, в организации и учреждении своего Министерства;

3.3. разработать все типовые локальные акты (приказы, распоряжения, списки, перечни, должностную инструкцию руководителя стажировки, должностную (рабочую) инструкцию стажера, стажировочный лист, типовые программы стажировки и т.п.) для всех профессий, должностей, которые имеются в их Министерстве и работники которых обязаны проходить стажировку по охране труда, которые необходимы при проведении стажировок по охране труда. Привести образцы написания, составления, заполнения, ведения этих актов;

3.4. определить перечень профессий и должностей, которые должны проходить стажировки по охране труда в своем Министерстве;

3.5. выложить вышеуказанные акты на сайте своего Министерства в свободном доступе или с использованием кода.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

  1. Положение о проведении стажировок по охране труда
  2. Должностная инструкция руководителя стажировки
  3. Рабочая инструкция стажера
  4. Перечень должностей специалистов, которые должны проходить стажировку по охране труда
  5. Перечень профессий рабочих, которые должны проходить стажировку по охране труда
  6. Продолжительность стажировки по охране труда для рабочих
  7. Продолжительность стажировки по охране труда для специалистов
  8. Программа стажировки по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей
  9. Лист стажировочный по охране труда
  10. Приказ о приеме на работу слесаря по ремонту автомобилей
  11. Приказ о проведении стажировки слесарю по ремонту автомобилей
  12. Распоряжение о проведении стажировки для слесаря по ремонту автомобилей
  13. Распоряжение об освобождении от прохождения стажировки слесаря по ремонту автомобилей
  14. Приказ о расторжении трудового договора со слесарем по ремонту автомобилей

СКАЧАТЬ КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ

На этом всё.

Продолжение следует...

Инструктажи на рабочем месте и стажировка на рабочем месте для многих работодателей процедуры схожие. Именно потому к стажировкам в организациях относятся не достаточно серьезно. На самом деле обе процедуры необходимы, чтобы научить сотрудника выполнять свои обязанности безопасно. И обе проводят до начала работы. В этом их схожесть. Но есть и существенные отличия. Так инструктаж с сотрудниками чаще всего занимает несколько часов. А стажировка - несколько рабочих смен. Инструктаж – это короткий теоретический курс о безопасном выполнении работы с демонстрацией практических примеров. А во время стажировки сотрудник выполняет положенные обязанности под присмотром наставника, учится на практике выполнять предстоящую работу, изучает производственно-технологические процессы.

Для кого стажировка на рабочем месте является обязательной процедурой?

Обязательной стажировка на рабочем месте по-прежнему осталась для сотрудников, поступающих на работу с вредными и опасными условиями труда. Эта обязанность закреплена за работодателем в статье 225 Трудового кодекса и п. 11.4 ГОСТа 12.0.004-2015, который вступает в силу уже 1 марта 2017 года. Например, электротехнический персонал, горняки, металлурги, работники нефтеперерабатывающей отрасли, шахтеры и т.д.

Когда нужно проводить стажировку на рабочем месте?

С 1 марта 2017 года стажировку на рабочем месте для руководителей, специалистов, работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала нужно проводить:

При их поступлении на работу;
- при переводе на другое место работы внутри организации с изменением должности или выполняемой работы;
- для подготовки к возможному замещению на время отсутствия (болезнь, отпуск, командировка) постоянного работника;
- для практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда.

Стажировку проводили при переводе на другую работу или при смене типа оборудования или переходе на управление другой техникой (марка машины, крана и т. п.).

Сроки проведения стажировки на рабочем месте

С 1 марта 2017 года продолжительность стажировки определяет руководитель подразделения, в котором работает стажирующийся работник. Он учитывает уровень образования сотрудника, его квалификацию, опыт работы и другие важные факторы.

Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала, которые имеют необходимую квалификацию и опыт, срок стажировки должен составлять от 3 до 19 рабочих смен.

Если работник рабочих профессий не имеет опыта работы и соответствующей квалификации, то срок стажировки, включая освоение вопросов охраны труда и безопасности выполнения работ, должен составлять от 1 до 6 месяцев.

Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяет работодатель. В зависимости от образования, подготовкой и опыта работы - от 2 недель до одного месяца.

Согласно ГОСТ 12.0.004-90, который действует на данный момент, стажировку на рабочем месте проводят в течение первых 2–14 смен после первичного инструктажа.

Ее продолжительность зависит от характера работы и квалификации работника.

В документе нет разделения по срокам для руководителей, специалистов или сотрудников рабочих профессий.

Действующий ГОСТ разрешает руководству по согласованию со службой по охране труда и профсоюзом предприятия освобождать от стажировки работника, стаж работы по специальности которых составляет не менее 3 лет, если он переходит из одного цеха в другой, а характер его работы и тип оборудования не меняется.

В новом документе этого пункта нет!

Вопрос от работодателя: Нужно ли проводить стажировку на рабочем месте с сотрудниками турфирмы, которые работают в офисе?

Ответ: Нет, не нужно. Стажировку на рабочем месте после первичного инструктажа должны обязательно проходить только сотрудники, которые будут заняты на работе с вредными или опасными условиями труда (ст. 225 ТКРФ). Офисные работники к этой категории не относятся.

Кто проводит стажировку на рабочем месте?

С 1 марта 2017 года стажировку для рабочих может проводить руководитель работ, инструктор производственного обучения или другой опытный рабочий, прошедший обучение как инструктор по охране труда и имеющий большой практический опыт.

Что касается поступающих на работу руководителей и специалистов, то с ними стажировку могут проводить вышестоящий или иной руководитель, которого своим решением назначит работодатель.

РАНЕЕ: Для проведения стажировки работодатель назначал своим приказом руководителя стажировки из числа руководящих сотрудников или специалистов.

Вопрос от работодателя: Нужно ли нам проводить стажировку на рабочем месте с сотрудником, если он переходит из одного отдела в другой?

Ответ: Вам нужно проводить стажировку с сотрудником, но только если условия труда на новом рабочем месте являются вредными или опасными (ст. 225 ТК РФ). Если то не так, то можете спокойно переводить сотрудника в другое структурное подразделение без проведения стажировки.

Как проходит стажировка на рабочем месте?

ГОСТ 12.0.004-2015, который вступает в силу с 1 марта 2017 года, прописывает для работодателя четкий регламент проведения стажировки.

В нем указано, что руководитель стажировки должен:

Составить программы стажировки и отразить в них конкретные задачи и сроки выполнения с учетом образования сотрудника, подготовки и опыта работы стажирующегося;
- Ознакомить стажирующегося сотрудника со всеми работниками подразделения и условиями труда.

Во время стажировки новый сотрудник должен узнать правила внутреннего трудового распорядка, основные функции подразделении и все положенные требованиями охраны труда при выполнении работы.

В процессе стажировки ознакомить стажирующегося с пакетом документов, необходимых для работы.

В него должна обязательно входить должностная инструкция работника, положение о подразделении, внутренние нормативы и регламенты, локальные нормативные акты по охране труда и безопасности производства.

На протяжении всего срока стажировки, руководитель должен внимательно наблюдать за работой стажирующегося, контролировать и, если необходимо, корректировка его действия. После того как время стажировки окончено, руководитель должен в произвольной форме оформить отзыв о прохождении стажировки. Итоги стажировки подводит специально созданная комиссия работодателя.

Для работников рабочих профессий – квалификационная комиссия, а для руководителей и специалистов - аттестационная комиссия. Она проводит квалификационный экзамен. Форму работодатель выбирает сам. Задача членов комиссии - оценить уровень теоретической и практической подготовки стажирующегося, уровень его знаний требований охраны труда и оформить соответствующий протокол.

Внимание! В ГОСТ 12.0.004-2015 нет четких указаний на состав и численность комиссии. Рекомендуем привлекать для того не менее трех человек, рабочий стаж и опыт которых позволит выполнить возложенную на них задачу. Если члены комиссии решили, что сотрудник успешно прошел стажировку, руководитель подразделения или организации издает распоряжение о допуске стажирующегося к самостоятельной работе. Если итоги стажировки отрицательные, сотрудника нельзя допускать к самостоятельной работе. Он должен в течение одного месяца пройти повторную стажировку, после чего еще раз пройти проверку знаний требований охраны труда.

Если сотрудник повторно не смог пройти стажировку на рабочем месте и получил от комиссии неудовлетворительную оценку, организатор обучения имеет право рассмотреть вопрос о его соответствии занимаемой профессии или должности.

Какую ответственность понесет работодатель, если не проведет стажировку на рабочем месте?

Стажировка на рабочем месте – это один из видов обучения сотрудника безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда. Если работодатель допускает сотрудника к работе без проведения с ним положенной по закону стажировки, инспектор ГИТ во время проверки может наложить штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ): на должностных лиц – от 15 000 до 25 000 рублей, юридических лиц – от 110 000 до 130 000 рублей за каждого необученного сотрудника.

2.Сокращения и глоссарий

3.Основные цели Профессионального обучения

4.Организация Профессионального обучения

5.Порядок формирования квалификационной комиссии

6.Ученический договор

7.Заключительные положения

8.Перечень профессий и специальностей, по которым проводится Профессиональное обучение (Приложение № 1)

9.Перечень дополнительных профессий и специальностей, по которым планируется проведение Профессионального обучения (Приложение № 1)

10.Положение о наставничестве (Приложение № 2)

11.Форма Ученического договора (Приложение № 3)

12.Форма служебной записки (Приложение № 4)

13.Форма Производственной характеристики (Приложение № 5)

14.Форма Оценочного листа (Приложение № 6)

15.Форма Дневника производственного обучения (Приложение № 7)

16.Форма Наряда-задания на проведение практических (пробных) работ (Приложение № 8)

1. Область применения

1.1 Настоящее Положение о профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации и обучении второй профессии работников основного и вспомогательного производства ЗАО «Лиггетт-Дукат» (далее - «Положение») разработано в соответствии Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - «ТК РФ») и определяет формы и порядок проведения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и обучения второй профессии работников основного и вспомогательного производства ЗАО «Лиггетт-Дукат» (далее - «Организация» или «Работодатель»).

2. Сокращения и глоссарий

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации совместно именуются «Профессиональное обучение».

Квалификация -

Профессиональная зрелость работников, их подготовленность к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемые наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта, а именно: присвоение разряда/установление второй профессии.

Профессиональная подготовка

Получение работником, не имеющим образования, специальности с определенной квалификацией.

Профессиональная переподготовка

Получение работником, имеющим определенную специальность, новой с учетом требований производства

Повышение квалификации

Получение работником новых навыков и знаний по своей специальности.

Квалификационная комиссия -

Высококвалифицированные сотрудники соответствующих структурных подразделений Организации, обладающие достаточной компетенцией для проведения квалификационного экзамена и принятия решения о присвоении квалификации сотруднику.

Квалификационный экзамен -

Форма проверки и оценки соответствия квалификации сотрудника требованиям, предъявляемым к должности.

Перечень профессий и квалификаций -

Список профессий и квалификаций, которые могут быть присвоены сотрудникам по решению квалификационной комиссии.

Сотрудник, направленный на обучение по решению руководства подразделения для прохождения подготовки, переподготовки, или получения болеевысокой квалификации.

Наставник -

Непосредственный руководитель или наиболее квалифицированный работник по специализации, который назначается приказом по Организации.

Заявка на обучение -

Форма, которая заполняется непосредственным

руководителем и согласовывается с менеджером службы по специализации для направления сотрудника на обучение.

Оценочный лист -

Форма, которая заполняется непосредственным руководителем и согласовывается с менеджером службы по специализации для оценки знаний сотрудника по специальности и рекомендаций.

Производственная характеристика -

Форма, которая заполняется непосредственным руководителем и согласовывается с менеджером службы по специализации, для оценки поведенческих компетенций сотрудника.

Отдел ОО и РП -

Отдел по обучению и развитию персонала.

3. Основные цели Профессионального обучения

3.1. Основными целями Профессионального обучения работников основного и вспомогательного производства является:

  • Формирование на производстве дополнительных квалифицированных кадровых ресурсов, необходимых при внедрении новых производственных мощностей;
  • Создание внутреннего резерва квалифицированных кадров для работы по другой профессии или специальности при необходимости замещения работников на время их отсутствия;
  • Формирование высококвалифицированных работников, способных решать сложные проблемы при работе на производственном оборудовании.

4. Организация Профессионального обучения

4.1. Для организации и проведения профессионального обучения, руководители подразделений в период формирования бюджета (PSAP) направляют в отдел по обучению и развитию персонала план-заявку установленного образца на проведение обучения для составления тренинг-плана и формирования бюджета на проведение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также по запросу ОО и РП предоставляют всю необходимую дополнительную информацию. Планирование профессионального обучения осуществляется на стадии составления годового тренинг-плана как на технологическом оборудовании Организации, так и силами сторонних организаций, предоставляющими техническое обучение.
ОО и РП предоставляет проект общего плана на рассмотрение и утверждение всех вовлеченных в принятие решение лиц по подразделениям.

4.2. При планировании профессионального обучения на год, все подразделения Организации соответственно совместно с ОО и РП и отделом по компенсациям и льготам планируют предстоящие затраты на обучение.

4.3. Работники имеют право на Профессиональное обучение в соответствии с ТК РФ и Коллективным договором.

4.4. Необходимость Профессионального обучения работников для собственных нужд определяет Работодатель.

4.5. В случаях, предусмотренных ТК РФ и Коллективным договором, Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

4.6. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в Организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях. Вопросы обучения регулируются соответствующим Договором с учебным заведением.

4.7. Профессиональное обучение организуется в следующих формах:

Индивидуального обучения - Профессионального обучения согласно разработанной для каждого конкретного ученика индивидуальной учебной программы и плана, включающего проведение лекций, индивидуальных теоретических и практических занятий по профессии с привлечением специалистов Организации;

Бригадного обучения - Профессионального обучения согласно разработанной для группы учеников учебной программы и плана, включающего проведение лекций, групповых теоретических и практических занятий по профессии, с привлечением специалистов учебных комбинатов и тренинг центров;

Курсового обучения - Профессионального обучения по разработанной и утвержденной методике производителя оборудования или программного обеспечения для группы учеников;

Практического обучения - Профессионального обучения на рабочем месте с закреплением наставника и выполнением самостоятельных работ согласно разработанной программе по профессии;

4.8. Перечень профессий и специальностей, по которым проводится Профессиональное обучение, определен в Приложении №1 к настоящему Положению.

4.9. Перечень необходимых профессий и специальностей, определяется Работодателем, с учетом мнения Профсоюза. Изменения отражаются в Приложении №1.

4.10. Для подачи заявки на допуск сотрудника к прохождению обучения с последующей сдачей квалификационного экзамена, непосредственный руководитель должен предоставить в отдел по обучению и развитию следующие документы:

Служебную записку (Приложение № 4)

Производственную характеристику (Приложение № 5).

4.11. Обучение проводится наставником производственного обучения. Отношения наставника и ученика регулируются Положением о наставничестве, которое является Приложением № 2 к настоящему Положению.

4.12. Обучение проводится в пределах рабочего времени, установленного действующим Коллективным договором и в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. Работникам, проходящим Профессиональное обучение, Работодатель должен создать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные ТК РФ.

4.13. В случае прохождения Профессионального обучения в учебных заведениях дополнительного образования, обучающийся может проходить стажировку (практические занятия) в Организации. Для проведения стажировки (практических занятий) в Организации, непосредственный руководитель определяет для обучающегося наставника.

4.14. По окончании периода обучения обучаемый сотрудник сдает квалификационный экзамен:

Экзамен по теории принимает квалификационная комиссия. Порядок работы комиссии регламентируется п.5 данного Положения.

Экзамен по практике принимает непосредственный руководитель обучающегося, представитель технической службы производства и наставник обучения. В случае несдачи экзамена по практике и при апелляции ученика, повторный экзамен проводится по заявлению ученика с участием непосредственного руководителя обучающегося, представителя технической службы производства, наставника обучения и представителя Местного комитета. Специалист Отдела по анализу и улучшению процессов производства информирует состав комиссии, принимающей экзамен по практике и ОО РП о дате и месте проведения экзамена по практике.

4.15 Сдача квалификационного экзамена проводится путем собеседования по вопросам экзаменационных билетов.
Экзаменационные билеты состоят из 3 блоков:

  • Вопросы по специализации;
  • Вопросы по качеству;
  • Вопросы по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

4.16. Вопросы билетов доводятся до сведения учеников непосредственным руководителем не позднее, чем за три недели до момента проведения квалификационного экзамена.

4.17. Непосредственный руководитель оказывает методическую помощь и поддержку ученику в подготовке по экзаменационным билетам. В случае необходимости проведения консультаций по вопросам качества, ООС, ПБ и ОТ и по специализации непосредственный руководитель информирует отдел ОО и РП. Сотрудник отдела ОО и РП координирует время и место проведения консультаций.

4.18. На экзамене обязательно заслушивается Производственная характеристика на ученика и Оценочный лист (Приложение № 6).

4.19. Экзамен считается сданным в случае, если кандидат ответил на все вопросы билета. Члены комиссии могут задавать наводящие и дополнительные вопросы.

4.20. В случае если кандидат не сдал квалификационный экзамен, ему предоставляется право на повторную пересдачу. С момента получения соответствующей квалификации сотруднику может быть присвоена более высокая квалификация не ранее, чем через 3 месяца.

4.21. Информация о присвоении квалификации сотрудникам хранится в базе данных отдела ОО и РП. Копия протокола передается в отдел по работе с персоналом.

4.22. На основании Протокола комиссии, отдел по работе с персоналом готовит приказ о присвоении квалификации. Информация о присвоении квалификации заносится в трудовую книжку, личную карточку сотрудника и выдаётся сертификат.

4.23. Отдел ОО и РП совместно с Отделом по анализу и улучшению процессов производства оказывают методическую поддержку руководителям подразделений в оформлении экзаменационных билетов, обеспечивают их хранение и выдачу необходимого количества наборов экзаменационных билетов для подготовки учеников.

4.24. Ответственным за координацию процесса разработки и актуализацию экзаменационных билетов является ОО и РП.

4.25. Ответственными за разработку вопросов:

  • по специализации - являются специалисты и руководители технических служб производства;
  • по качеству - специалисты службы контроля качества;
  • охране труда, промышленной и пожарной безопасности - инженер по охране труда.

5. Порядок формирования квалификационной комиссии

5.1. Состав квалификационной комиссии утверждается приказом генерального директора. Заместителем председателя комиссии является представитель местного комитета профсоюзной организации, который назначается Председателем Местного комитета. В состав комиссии входят представители: службы качества, службы охраны труда, промышленной безопасности и экологии, отдела охраны, отдела по обучению и развития персонала, технических и инженерных служб.

5.2. Заседания комиссии созываются по мере необходимости проведения квалификационного экзамена. О дате и месте очередного заседания комиссии сообщает посредством электронной почты специалист ОО и РП. Для участия в квалификационном экзамене представителей Местного комитета профсоюзной организации, уведомление в электронной форме направляется Председателю Местного комитета профсоюзной организации ЗАО « Лиггетт-Дукат».

5.3. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 членов. В обязательном порядке в заседании квалификационной комиссии принимают участие: Председатель комиссии и/или его заместитель, представитель службы ООС, ПБ и ОТ, службы менеджера по качеству, представитель Местного комитета и члены комиссии в соответствии со специализацией экзамена.Комиссия принимает решения простым большинством голосов от числа участвующих в заседании членов квалификационной комиссии (при равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии или его заместителя). Принятое решение подписывается членами комиссии, принявшими участие в заседании.

5.4. При условии предварительного не менее чем за 3 рабочих дня уведомления членов комиссии о месте и времени заседания комиссии, отсутствие кого-либо из членов комиссии указанных в т.ч. и в п. 5.3 не препятствует проведению заседанию комиссии.

6. Ученический договор

6.1. Право работника на Профессиональное обучение реализуется путем заключения Ученического договора (Приложение № 3) между работником и Работодателем.

6.2. Ученический договор с работником Организации является дополнительным к трудовому договору и регулируется ТК РФ.

6.3. На время Профессионального обучения работнику выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного Коллективным договором минимального размера оплаты труда.

6.4. Работникам без квалификации, впервые принятым в Организацию, которые направлены на обучение новым профессиям, устанавливается стипендия в размере 80% от должностного оклада соответствующей профессии, на которую учится работник.

6.5. При обучении второй профессии или направлении Работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы/без отрыва от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата, но не ниже размера должностного оклада по основному месту работы.

6.6. Наставникам за обучение работников выплачивается вознаграждение. Размер вознаграждения регулируется Положением о наставничестве, которое является Приложением № 2 к настоящему Положению.

7. Заключительные положения

7.1 Изменения и дополнения в настоящее Положение вносится сторонами Коллективного договора.

7.2. Во всех случаях, не рассмотренных и не включенных в данное Положение, применяется порядок и нормы, установленные действующим законодательством РФ.

Скачать полную версию положения о профессиональном обучении работников основного и вспомогательного производства можно после регистрации .

Извините, этот материал доступен целиком только участникам Сообщества производственных менеджеров.
Вы можете пройти регистрацию и получить доступ к эксклюзивным аналитическим, методическим и переводным материалам, опубликованным на сайте.

Участие также дает много дополнительных возможностей.


Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова вошел в топ-100 Шанхайского рейтинга вузов (ARWU), поднявшись с прошлогоднего 93-го на 86-е место.
Образование

Для чего необходимо обучение работников?

Любая организация нуждается в квалифицированных кадрах. Чем выше профессионализм работника, богаче практический опыт, глубже теоретические знания, тем эффективнее (качественнее и быстрее) он будет выполнять свою работу. Соответственно, тем большую ценность он будет представлять для предприятия. Поэтому вполне логично предположить, что подготовка, переподготовка, повышение квалификации сотрудников является не тяжким бременем, которое ложится непомерным финансовым грузом на плечи работодателя, а условием успешной реализации планов, которые стоят перед организацией.

Потребности работодателя в персонале зафиксированы в штатном расписании, которое определяет численный состав предприятия. Оно также содержит перечень наименований должностей постоянных сотрудников и размеров должностных окладов.

Поэтому решение о профессиональной подготовке и повышении квалификации работников должно предваряться анализом:

Реальной потребности организации в тех или иных кадрах;

Их квалификационного уровня;

Характера производства и его оснащенности (см. Примеры 1, 2).

Пример 1

Если в текущем штатном расписании в соответствии с технологическими требованиями предусмотрено три токаря 4 разряда и эти места заполнены, то проводить профессиональную подготовку или повышение квалификации еще одному токарю третьего разряда нет необходимости. Если все же она возникла (например, увеличились объемы производства, потребовалось выполнение более сложных видов токарных работ), то в штатное расписание предварительно через приказ должны быть внесены изменения.

На предприятии в связи с частичной приостановкой деятельности производственного цеха по монтажу холодильного оборудования работодателем было принято решение о переподготовке кадров. Некоторые рабочие были направлены на обучение, в процессе которого освоили дополнительную профессию слесаря механосборочных работ, после чего были переведены с их согласия в сборочный цех. Тем самым руководство завода убило 3-х зайцев одним выстрелом:

- не потеряло квалифицированный персонал (возможно, ситуация с цехом по монтажу оборудования носит временный характер и через некоторое время производство заработает в прежнем объеме);

- решило проблему нехватки людей в сборочном цехе;

- продемонстрировало заботу о сотрудниках, повысив в их глазах свой рейтинг.

Иногда работодатель готов создать условия и выделить средства на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работника с учетом перспектив развития предприятия. Такой подход свидетельствует о том, что в организации большое внимание уделяется формированию кадрового резерва.

Планируем обучение работников

Представим себе, что на предприятии возникла потребность в профессиональной подготовке кадров. С чего необходимо начинать специалисту кадровой службы или сотруднику подразделения, которому вменена обязанность обучения персонала?

1. Изначально следует определить, обучение какого вида необходимо работникам.

На сегодняшний день оно существует в виде:

Подготовки новых работников (первоначального профессионального обучения лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии) (см. Пример 3),

Переподготовки (переобучения) работников (освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства) (см. Пример 4),

Повышения квалификации работников (обучения, направленного на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям) (см. Пример 5).

Пример 3

В отдел кадров завода обратился сотрудник предприятия с просьбой взять на работу сына, которому недавно исполнилось 20 лет. Вернувшись из армии, парень стеснялся пойти учиться в ПТУ, а профессию ему получать все равно надо было. Лучшим решением ситуации показалась реализация предложенной отцом идеи освоить специальность прямо на заводе, тем более система производственного обучения на предприятии была основательной. После собеседования в отделе кадров и разговора с мастером сварочного цеха парень заинтересовался работой слесаря механосборочных работ - у него с детства была склонность что-то мастерить, возиться с железками.

Молодому человеку назначили наставника, высококвалифицированного работника цеха.

В течение полугода новый работник в статусе ученика проходил профессиональную подготовку на предприятии по профессии слесарь механосборочных работ. Производственное обучение осуществлялось на рабочем месте, где парень под руководством своего инструктора набирался практического опыта. Теорию же изучал самостоятельно, иногда обращаясь за разъяснениями к инженеру.

После сдачи квалификационного экзамена ему присвоили 3 разряд по освоенной им профессии.

Пример 4

В связи с частичным перепрофилированием производства на заводе по изготовлению металлических решеток возникла потребность в сокращении численности пяти рабочих сварочного цеха. Однако в то же время в гальванический цех понадобились дополнительно 3 стропальщика. Сварщикам, подпадающим под увольнение, в отделе кадров предложили пройти переподготовку по более востребованной на предприятии профессии на базе учебно-производственного комбината «Модуль». Поскольку руководство завода было заинтересовано в сохранении проверенных кадров, оно готово было оплатить обучение своих работников, даже с учетом того, что продолжительность переподготовки с отрывом от работы превышала 1 месяц. Двое сварщиков согласились на переобучение, после которого продолжили трудовую деятельность на предприятии в новом качестве.

Пример 5

Новый заказ на изготовление оборудования для машин, используемых в геологоразведочных экспедициях, заставил технического директора завода «Политрон» провести ревизию квалификационного уровня рабочих. На профессиональное мастерство своих подчиненных он не мог жаловаться - кадры проверенные, имеющие большой стаж работы на данном производстве. Но заказ потребует применение иных видов сварочных работ, нежели те, на которые его сотрудники были аттестованы. Отделу кадров было срочно дано задание организации мероприятия по повышению квалификации сварщиков. Отобранные 4 человека (главным критерием, определяющим выбор, стал разряд - не ниже 5, образование - среднее техническое, уровень профессиональной подготовки), были направлены на прохождение дополнительного обучения и аттестации в учебном центре. После подготовки сварщики по своему уровню квалификации имели право быть допущенными до тех видов сварочных работ, которые были необходимы для изготовления заказанного оборудования.

2. После принятия решения о виде профессиональной подготовки, необходимо определиться с ее формой.

Она может быть:

Индивидуальной,

Бригадной (групповой),

Курсовой.

При индивидуальной подготовке обучаемый осваивает теоретический курс самостоятельно. Также он может воспользоваться консультациями преподавателей, в роли которых выступают соответствующие специалисты организации. Производственное обучение он проходит индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника - инструктора производственного обучения на рабочем месте.

При бригадной (групповой) форме обучающиеся объединяются в специальные группы, которые включаются в состав бригады, для овладения профессиональными навыками под руководством инструктора производственного обучения.

При курсовой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе. Ее численность должна варьироваться в пределах от 10 до 30 человек. Теоретическое обучение обычно проводится:

В учебных центрах,

Учебно-курсовых комбинатах,

На постоянно действующих курсах, организуемых министерствами и ведомствами.

Также возможно изучение теории в учреждениях начального профессионального образования по договору между предприятием и училищем за счет средств работодателя.

Освоение практики при курсовой подготовке рабочих проводится, как правило, в следующей последовательности:

На первом этапе обучение проходит в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-материальной базе предприятия, учебного центра, учебно-курсового комбината (пункта);

Затем формирование практических умений и навыков происходит уже непосредственно на рабочих местах, причем обучение может продолжаться в учебной группе или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего-инструктора производственного обучения.

В том случае, если необходимая учебно-материальная база отсутствует, допускается, в порядке исключения, проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах предприятия.

Обычно курсовая форма используется для подготовки по сложным профессиям с большим объемом теоретических знаний и выполнением различного вида работ, которыми невозможно овладеть самостоятельно на рабочем месте.

Выбор формы может зависеть от:

Условий обучения,

Сложности осваиваемого материала,

Количества обучаемых.

Пример 6

Получение знаний и освоение профессиональных навыков крановщиков, обслуживающих стреловые краны, предпочтительнее организовывать в форме курсовой подготовки. Это объясняется тем, что данная профессия предполагает освоение большого объема теории, касающейся не только знания составных частей агрегата и технологии управления им, но и техники безопасности. А формирование практических навыков должно происходить только на специально созданной для этого учебной базе. Обычно отработка умений проходит в технически оборудованных классах, где есть имитационная модель крана. Сложность и опасность профессии крановщика не позволяет изучить ее на рабочем месте, поэтому подготовка обычно происходит в лицензированных Ростехнадзором учебных центрах.

3. Следующая стадия в организации профессиональной подготовки работника - решить, где обучение будет происходить.

Подготовка может быть организована:

Непосредственно на предприятии своими силами,

В учебных заведениях (подразделениях) повышения квалификации и переподготовки кадров,

В системе начального и среднего специального образования.

При выборе места подготовки кадров необходимо принимать во внимание:

Сложность получаемой профессии,

Продолжительность обучения,

Наличие в организации учебно-материальной базы (лабораторий, полигонов, мастерских, цехов, специально оборудованных рабочих мест, наглядных пособий),

В отдельных случаях с разрешения вышестоящих организаций допустимо создание планов и программ на самих предприятиях.

4. Планируя профессиональное обучение работника, специалист по подготовке кадров должен принимать во внимание требование законодательства в отношении регулирования труда женщин и несовершеннолетних.

Согласно статье 253 и статье 265 ТК РФ обучение для этих категорий проводится только по тем профессиям и на тех производствах, на которых разрешается применение их труда.

Например, существует Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года, который запрещает применение труда лиц, моложе 18 лет, на ряде работ (в т.ч. на подземных работах, выполняемых рабочими всех профессий при производстве горных работ, строительстве метрополитенов, тоннелей и т.д.), либо содержит ограничения на применение труда несовершеннолетних (по видам работ, профессий, производств, отраслей экономики и др.). В примечании в данному документу сказано, что если в него включены профессии рабочих под общим наименованием, например, сталевар, то запрещение применения труда лиц, не достигших 18-летнего возраста, распространяется на подручных, помощников, старших рабочих по этой профессии. Профессиональная подготовка молодежи на производстве по работам и профессиям, включенным в перечень, допускается для граждан, не моложе 17, лет при условии достижения к моменту окончания восемнадцатилетия. Выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее 3 лет по профессиям, включенным в перечень, и не достигшие 18 лет, могут допускаться к работе по этим профессиям на аттестованных рабочих местах при условии строгого соблюдения в этих производствах действующих санитарных норм и правил по охране труда.

5. После этого необходимо определиться со сроком обучения.

Понятно, что работодатель (учитывая проблему дефицита кадров) заинтересован в том, чтобы продолжительность обучения была минимальной, но при этом его качество оставалось на высоком уровне.

В целом, сроки профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников устанавливаются определенными нормативными документами. Так, в Типовом положении о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС 15 июня 1988 года № 369/92–14–147/20/18–22, который не утратил юридической силы, указаны сроки подготовки и повышения квалификации работников.

При подготовке нового работника сроки обучения не превышают:

По общему правилу - 6-ти месяцев;

По отдельным сложным профессиям - 12-ти месяцев и указываются в Перечне профессий, утверждаемом Гособразованием СССР.

Сроки обучения при повышении квалификации обусловлены ее задачами. Так, если целью является улучшение производственных умений и технических знаний для получения более высоких тарифных разрядов в соответствии с требованиями производства, то ее реализация происходит на производственно-технических курсах, где продолжительность обучения устанавливается от 3 (если подготовка проходит с отрывом от работы) до 6 месяцев. На теоретический курс отводится от 70 до 210 учебных часов.

Если на предприятии возникла необходимость в изучении новой техники, оборудования, технологии, то на курсах целевого назначения на это должно быть отведено не менее 20 часов.

Освоение необходимых знаний и производственное обучение должны проводиться, в соответствии со статьей 203 ТК РФ, в пределах рабочего времени, установленного для работников соответствующего возраста, профессии. Поэтому продолжительность профессиональной подготовки, например, работника в возрасте 17 лет, согласно статье 92 ТК РФ, не может превышать 36 часов в неделю, так же как и работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда (сварщиков, маляров и т.п.).

Квалификационные экзамены

Степень эффективности подготовки или переподготовки проверяется с помощью квалификационных экзаменов. Причем они сдаются независимо от того, в каком виде или форме протекало обучение. Цель квалификационных экзаменов - определить соответствие полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков программе обучения и требованиям квалификационной характеристики и на этой основе установить им:

Квалификационные разряды;

Для того, чтобы участвовать в сдаче квалификационных экзаменов, работник должен успешно пройти полный курс теоретического и производственного обучения.

Принимает квалификационный экзамен в организации или образовательном заведении квалификационная комиссия. Основанием для ее создания и функционирования на предприятии является приказ, подписанный руководителем, а в учебном учреждении - приказ того органа, в непосредственном подчинении которого оно находится.

Нормы, которые регламентируют работу квалификационной комиссии, могут составлять отдельный локальный акт («Положение о квалификационной комиссии») или быть самостоятельной частью правового документа («Положение об аттестации»). При этом содержательная сторона Положения должна включать в себя такие пункты, как:

Количественный и персональный состав комиссии;

Ее полномочия;

Порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов;

Решения, принимаемые по результатам аттестации и т.п.

Если профессиональная подготовка работника проходит на базе предприятия, то на специалиста, отвечающего за нее, часто возлагают ответственность за обеспечение необходимых условий для проведения экзаменов:

Разработку проекта положения о квалификационной комиссии;

Сбор заявлений от работников об обучении;

Ведение протокола и т.п.

Работа квалификационной комиссии

Попытаемся последовательно проследить работу квалификационной комиссии предприятия на примере рассмотрения вопроса о присвоении более высоких разрядов рабочим.

Основанием к началу ее функционирования является подача:

Заявления работником (образец заявления см. в Примере 10) и

Представления (характеристики, ходатайства) на сотрудника руководителем соответствующего подразделения, цеха, отдела.

Обычно квалификационные экзамены проводятся на предприятии раз в полгода или год в соответствии с утвержденным графиком. В течение этого времени секретарю комиссии (или в отдел кадров) поступают заявления от работников, желающих повысить разряд по своей профессии.

За 2 недели до начала экзамена претенденту выдается мастером, начальником цеха наряд-документ, который устанавливает задание на исполнение работ и содержит их перечень, нормы расходования времени на их выполнение и т.д.

В качестве пробных работ выбирают те, которые:
- соответствуют определенным параметрам:

Уровню заявленной квалификации,

Нормам выработки, принятым в организации;

Характерны для данного предприятия;

По своей продолжительности не превышают 1 смены и т.д.

Прежде чем работник приступит к квалификационной работе, мастер должен разъяснить порядок и условия ее выполнения. После этого в наряде записывается время ее начала. После ее выполнения фиксируется окончание.

Задания рабочему должны даваться в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) в разделе «Примеры работ». При этом, если в нем предусмотрено несколько видов работ по одной и той же профессии, проба производится по той, которую выбрал работник.

Решение по кандидатуре принимается по нескольким основаниям:

- по результатам устных ответов на вопросы из раздела ЕТКС «Должен знать» в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой;

Пример 8

При проведении квалификационного экзамена по присвоению разряда токарю комиссия может поинтересоваться:

- какой режим резания использовался при выполнении пробной работы;

- из какого металла сделаны сверла;

- по какому классу обрабатывались поверхности, какие инструменты и приборы применялись в процессе.

Обычно главным показателем того, что претендент профессионально подготовлен, является его умение читать чертежи. Экзаменуемый должен объяснить комиссии, какая деталь изображена на чертеже, из чего она сделана и т.п.

Учитываются также знания рабочим:

Технологии,

Маркировки применяемых материалов,

Норм расхода горючего,

Правил перемещения и складирования грузов,

Правил техники безопасности,

Правил внутреннего трудового распорядка, а также

Иного необходимого теоретического материала.

- по качеству выполнения квалификационной (пробной) работы;

- с учетом характеристики мастера, который дает оценку по следующим параметрам:

Выполнялась ли норма выработки,

Как овладел экзаменуемый умениями и навыками,

Насколько быстро и точно выполняет рабочие приемы по обслуживанию машин, агрегатов и т.д.

Квалификационный экзамен считается несданным:

Если работник не продемонстрировал навыки и знания, требуемые квалификационной характеристикой;

Если не были выполнены нормы выработки во время пробной работы;

Если был допущен брак по вине экзаменуемого;

Если были нарушены требования безопасности труда или отсутствовали знания о них.

Работнику, получившему неудовлетворительную итоговую оценку, могут быть установлены дополнительные сроки производственного обучения, по истечении которых решается вопрос о повторном допуске к сдаче квалификационного экзамена.

Результаты экзамена и решение комиссии заносятся в заключение (см. Пример 16) и протокол (см. Пример 11). Отделом кадров подготавливается проект приказа о присвоении разряда (см. Пример 12), и после его подписания руководителем организации вносится запись в трудовую книжку (см. Пример 13).

Аттестуем стропальщиков

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников по некоторым профессиям возможна, по общему правилу, только в специальных учебных комбинатах, образовательных учреждениях.

Речь идет о выполнении работ, относящихся к категории особо опасных (их выполняют сварщики, стропальщики, крановщики и т.д.).

Допустимо профессиональное обучение по таким профессиям и на предприятии, но только в том случае, если оно получило лицензию Ростехнадзора. Для работодателя такая форма подготовки и переподготовки является предпочтительной, поскольку она менее затратна в финансовом и временном планах.

Так, на некоторых заводах обучение стропальщиков проводится своими силами при наличии всех необходимых для этого условий, а именно:

Лицензии Ростехнадзора;

Аттестованных Ростехнадзором преподавателей;

Учебно-производственной базы для проведения занятий (классов, действующей модели крана, наглядных пособий и др.);

Утвержденных учебных планов и программ и т.п.

Занятия проводятся в группе, которая формируется исходя из потребностей предприятия в данной категории работников с одной стороны, и желания самих рабочих получить дополнительную специальность с другой. Обычно численность группы не превышает 10 - 15 человек.

Перед началом обучения на предприятии издается приказ, где указываются сроки теоретической и практической подготовки стропальщиков (обычно освоение профессии происходит в течение одного месяца с отрывом от работы, причем, на теорию отводится где-то порядка 2 недель) и назначается мастер по практическому обучению и стажировке - лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.

На каждого работника в период практики заполняется стажировочный лист, в котором указываются время стажировки по программе, ее содержание (тема каждого занятия), оценка. По окончании стажировки лист подписывается инструктором, который проводил обучение, и главным инженером.

Профессиональная подготовка стропальщиков заканчивается сдачей экзамена, на котором в обязательном порядке должен присутствовать представитель Ростехнадзора.

По результатам экзамена комиссия оформляет протокол (см. Пример 14).

Стропальщику, успешно прошедшему обучение, выдается удостоверение установленного образца.

Переводим или присваиваем разряд?

Присвоение разряда с юридической точки зрения может быть как переводом, так им и не являться.

Согласно статье 72 ТК РФ переводом считается:

Изменение трудовой функции или

Изменение существенных условий трудового договора.

Если после присвоения работнику нового разряда ему поручают выполнять работу в соответствии с ним, то фактически у него меняется трудовая функция, а значит - это, с юридической точки зрения, является переводом. Для того, чтобы подтвердить данную мысль, проведем сравнительный анализ характеристик работ продавца непродовольственных товаров четвертого и пятого разрядов, данных в ЕТКС (см. Таблицу 1), а также токаря третьего и четвертого разрядов (см. Таблицу 2). Таким образом, сравнивая содержание работ по одной и той же профессии, но с разным уровнем квалификации, мы видим, что оно не идентично.

Однако ситуация может быть и иной: работнику присвоили более высокий разряд, но на новое место работы его не перевели.

Пример 9

Руководство завода по изготовлению мельничного оборудования запланировало в течение 10 месяцев разработать и запустить в массовое производство улучшенные модели мини-мельниц. Поскольку реализация данного проекта предполагала освоение более сложных и точных видов работ, то перед специалистами отдела персонала была поставлена задача по организации дополнительного обучения кадров, непосредственно принимающих участие в изготовлении нового оборудования. В установленные сроки рабочие прошли необходимую профессиональную подготовку, однако в течение еще полугода они продолжали выполнять тот объем и характер работ, который у них был до обучения.

С точки зрения логики и здравого смысла, конечно же, в первом случаев трудовой книжке должна быть запись о переводе, а во втором лишь о повышении разряда. Лица, отстаивающие данную позицию, рассуждают следующим образом. Различие формулировок записи в трудовой книжке при установлении разряда, класса и т.п. обусловлено тем, что присвоение квалификации рассматривается как обыкновенное подтверждение нового уровня знаний и навыков, не имеющее отношения к изменению трудовых функций. Иначе говоря, человек мог повысить разряд (на курсах, в образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования), но при этом не работать в соответствии с ним, т.е. работник продолжает выполнять тот же объем и содержание работы, что и до обучения. В данной ситуации если запись о повышении разряда и делается, то она приравнивается к записи об обучении. Но если сотрудник после профессионального обучения приступил к выполнению работы в соответствии с полученным квалификационным уровнем, то, по мнению некоторых специалистов кадровых служб, это как раз тот случай, когда речь идет о переводе с соответствующим документальным оформлением.

Однако если мы обратимся к Инструкции по заполнению трудовых книжек, то узнаем, что «если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), то об этом в установленном порядке производится соответствующая запись». Установленная форма, однако, не прилагается, и иллюстративная запись отсутствует. А ниже приводится пример записи об установлении работнику другой профессии и квалификации - «Установлена вторая профессия «Электросварщик» с присвоением 3 разряда». Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение разряда (класса, категории) в трудовой книжке должно отражаться формулировкой «Присвоен». В некоторых случаях специалисты кадровых служб, опровергая данное утверждение, апеллируют к унифицированным формам, где не предусмотрен бланк приказа о присвоении разряда (категории), но есть приказ о переводе. А поскольку Правила ведения и хранения трудовых книжек, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225, требуют соблюдения формулировки приказа при внесении записи в трудовую книжку, то изменение квалификационного разряда зачастую оформляется как перевод.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про порядок стажировки на рабочем месте.

Сегодня вы узнаете:

  • Что такое стажировка персонала;
  • Кто должен проходить стажировку;
  • Как проходит организация стажировки.

Что такое стажировка персонала

Каждый хотя бы раз в жизни сталкивался с таким понятием, как стажировка. Впервые мы становимся стажерами во время обучения в среднем специальном или высшем учебном заведении в период проведения практики. Как правило, такая стажировка не оплачивается, все, что получает будущий специалист – бесценный опыт.

Вторая и последующие подготовки происходят в начальный период деятельности соискателя в организации. Также стажировка на рабочем месте возможна и при продвижении по карьерной лестнице, если новая специальность предполагает кардинально отличные от прежних обязательств.

Так происходит в жизни, теперь мы рассмотрим, как должна проходить стажировка по закону и какими правами и обязанностями обладает соискатель и работодатель.

Стажировка – рабочая деятельность, включающая получение дополнительного профессионального образования по определенной специальности, а также способ приложения своих теоретических знаний для доказательства компетентности руководству предприятия и будущего трудоустройства.

Сразу выделим основные функции для стажирующегося:

  • Получение новых профессиональных навыков;
  • Приложение теоретических знаний на благо организации;
  • Возможность оценить собственные способности и соотнести их с функциями и задачами;
  • Возможность трудоустройства по итогам.

Функции для работодателя выделяют следующие:

  • Позволяет сократить период адаптации;
  • Проверяет способности будущего работника и позволяет соотнести их с его задачами и функциями, которые он будет выполнять;
  • Позволяет оценить теоретические знания практиканта.

Также необходимо подчеркнуть отличительные черты стажировки:

  • Профессиональное обучение ограничено во времени;
  • Переподготовка, как вид рабочей деятельности оплачивается согласно договору;
  • Сумма оплаты предварительного обучения работника меньше, чем ежемесячная заработная плата на этой должности;
  • Обязательно должна быть оформлена документально;
  • Стажировка работника осуществляется согласно заранее разработанной программе обучения на рабочем месте;
  • За потенциальным сотрудником закрепляется наставник, который будет курировать выполнение задач стажером.

Когда необходима стажировка

Всего выделяют четыре случая, когда у соискателя возникает необходимость пройти переподготовку:

  • При первом трудоустройстве выпускников средних и высших учебных заведений;
  • При передвижении работника по должностной лестнице;
  • При долгом отсутствии сотрудника на рабочем месте, при условии кардинальных изменений в процессе выполнения своих должностных обязанностей (больничный, декрет);
  • При временном переводе на другую специальность (например, в связи с временным отсутствием специалиста, который занимал это место ранее).

Однако, есть исключение. Потенциальный соискатель может быть освобожден от профессиональной подготовки в случае совместного решения об этом начальника отдела и начальника по охране труда предприятия. Такой ответ может быть дан только при условии наличия опыта деятельности у нанимаемого на идентичной должности более трех лет.

При этом функции специалиста и оборудование, с которым ему предстоит работать не должны отличаться от прежних. В этом случае в личном деле счастливчика необходимо указать то, что он был принят без испытательного срока.

Учебная практика от учебного заведения или найденная самостоятельно без официального оформления – стажировкой не считается.

Выделяют группы должностей, которые обязывают прохождение обучение методом стажировки на рабочем месте.

К ним относятся:

  • Водители общественного транспорта;
  • Сотрудники, контактирующие непосредственно с производственным оборудованием;
  • Должности, связанные с опасными условиями труда.

После обучения, конкурсанты на данные должности обязаны сдать экзамен.

Срок прохождения стажировки на рабочем месте

С 1 марта 2017 года изменилась длительность проведения испытаний. Ранее, согласно Трудовому законодательству, стажировка не могла продолжаться дольше двух недель (14 дней), без учета выходных. Ее минимальная продолжительность составляла всего 3 дня.

Сейчас испытательный срок для рядовых определяет начальник отдела, в котором будет трудиться служащий. При наличии у нанимаемого необходимых для специальности умений, навыков и опыта выполнения обязанностей на идентичной должности, время переподготовки может составлять от 3 до 19 дней, без учета выходных.

Если же служащий не обладает необходимой квалификацией или не имеет схожего опыта на идентичной должности, то период его переподготовки будет составлять от 1 до 6 месяцев на усмотрение начальника отдела.

В том случае, если практику необходимо пройти для поступления на руководящую позицию, ее временной интервал может варьироваться от двух недель до одного месяца, на усмотрение руководства компании.

Оплата периода обучения

Вновь обратимся к определению: “Стажировка – рабочая деятельность…”. А как известно, любая работа обязана оплачиваться.

Даже если вы, проработав несколько дней, получили отказ работодателя в дальнейшем трудоустройстве, вам обязаны оплатить отработанные вами дни. Если вам отказывают в оплате, вы вправе обратиться в суд.

При этом заработная плата стажирующегося не может быть меньше установленного минимального размера оплаты труда. На 1 января 2019 года составил 11 280 рублей в месяц. Выплата по дополнительной практике обязана проходить официально с учетом всех налоговых отчислений.

Однако, заработная плата во время испытательного срока всегда меньше стандартной заработной платы работника на той же должности.

Но вернемся к студентам. Как уже говорилось ранее, учебная деятельность не является стажировкой с целью трудоустройства на постоянной основе, она предназначена для приобретения практикантом опыта, поэтому не оплачивается.

Порядок прохождения стажировки

Первое, что предстоит пройти претенденту на новую позицию – собеседование с руководителем.

В ходе собеседования практиканта должны ознакомить с заранее составленным положением об испытательном сроке, в котором указан период подготовки, права и обязанности служащего и нанимателя, сумма оплаты, условия успешного прохождения и дальнейшая судьба претендента. Здесь же руководитель официально назначает стажировку.

Второй шаг на пути к желаемой должности – совместное с руководителем составление программы испытательного периода. Здесь разрабатывается журнал, который будет вести куратор переобучения.

Программа обязана отвечать следующим задачам:

  • Практическое применение теоретических знаний испытуемого;
  • Получение практических профессиональных навыков;
  • Ознакомление с деятельностью компании, ее структурой;
  • Ознакомление с должностными обязанностями.

Немного позже мы более подробно рассмотрим этот вопрос.

Третий этап очень важен и позволит избежать обмана со стороны работодателя – . После этого соискатель допускается к прохождению практики. Также подписывается приказ о стажировке.

По окончании испытаний руководитель составляет отзыв на претендента и определяет его профпригодность, на основе чего выносится вердикт о дальнейшем трудоустройстве.

Процедура оформления стажировки

Практика всегда оформляется документально. Это выгодно, как стажеру, так и компании.

Работнику выгодно потому что он будет иметь гарантию оплаты своей трудовой деятельности, а также честности компании при принятии решения о его дальнейшем трудоустройстве. Предприятию, потому что в противном случае она нарушит закон, что чревато негативными последствиями.

Кроме того, в случае с официальным оформлением, организация обезопасит себя от возможных претензий со стороны стажера при получении им травм по собственной неосторожности в процессе труда.

Для того чтобы официально оформить претендента, вам нужно составить следующие документы:

Положение о стажировке . Настоящий документ регулирует процесс проведения переобучения персонала, утверждается руководителем компании.

Состоит из следующих структурных элементов:

  • Общие положения, где указываются основные моменты в координации процесса подготовки;
  • Цели и задачи подготовки. Здесь указываются общие цели, такие как усвоение теоретических и практических основ, необходимых для выполнения функций и задач, ознакомление с деятельностью компании, ее спецификой и другие.
  • Порядок проведения стажировки.
  • Ответственность сторон, также здесь указывается руководитель стажирующегося.
  • Необходимые тесты и испытания по окончании переобучения, позволяющие оценить качество усвоенного во время стажировки материала.
  • Программа прохождения стажировки. О ней мы говорили ранее.
  • Приказ о стажировке.
  • Приказ о допуске к самостоятельной работе. Оформляется уже после практики и сдачи экзамена (если требуется). Приказ допускает к самостоятельной профессиональной деятельности.

Программа стажировки: виды и структура

Условно выделяют следующие типы стажировок:

Практика по охране труда – направлена на приобретение конкурсантом теоретических знаний и практических навыков по обеспечению безопасной реализации его должностных обязанностей. То есть в процессе демонстрации правил по охране труда потенциальному работнику надо объяснить, как он должен работать, чтобы не получить травму и не травмировать других.

Длительность переобучения зависит от степени опасности и сложности работ. Однако, многие руководители пренебрегают данным видом подготовки сотрудников, обходясь только кратким инструктажем. Это неправильно.

По закону стажировку по охране труда должны пройти:

  • Все новопришедшие сотрудники;
  • Переведенные на более опасные виды деятельности;
  • Рабочие, вернувшиеся после трехлетнего перерыва в работе;
  • Выпускники колледжей и вузов.

Программа стажировки по охране труда, как правило, содержит следующие структурные элементы:

  • Охрана труда;
  • Пожарная безопасность;
  • Электробезопасность;
  • Правила санитарной безопасности;
  • Безопасность дорожного движения;
  • Безопасность в промышленности;
  • Средства индивидуальной безопасности;
  • Действия работника в случае чрезвычайных происшествий;
  • Оказание первой медицинской помощи.

Если ваше предприятие никак не связано с производством и промышленностью, то вы можете исключить данный пункт из программы.

Стажировки по специальностям – в этом случае программа будет зависеть от тех работ, которые будет выполнять будущий работник. Назначаются они, если претенденту не придется иметь дело со специальной техникой или сложными видами работ.

Например, водитель комбайна обязательно проходит стажировку, чтобы показать свои навыки управления машиной. Такая практика будет проходить под надзором ответственного за стажировку или куратора, который и вынесет оценку по ее окончании.

Отличным примером стажировки по специальности является процесс выпуска водителей общественного транспорта. Прежде чем новоявленный водитель приступает к самостоятельному следованию по своему маршруту, он обкатывает этот маршрут с наставником – опытным водителем.

Структурно программа переобучения по специальностям содержит следующие элементы:

  • Теоретическая часть . Она заключается в прочтении претенденту инструкции, содержащей теоретические основы труда;
  • Практическая часть . Предполагает демонстрацию навыков и умений претендента непосредственно куратору стажирующегося;
  • Оформление документации .

Завершение стажировки

Чаще всего по окончании обучения соискатель на вакансию проходит аттестацию. Для этого собирается комиссия, состоящая из наставника и непосредственного начальника.

Решение принимается либо на основе реализованных стажером задач, либо на основе тестового задания. Также на окончательное заключение руководства, влияет журнал стажировки, который ведет наставник стажера в процессе обучения.

Если комиссия принимает положительное решение, то стажера оформляют в штат, для этого оформляется приказ о допуске к самостоятельной работе.