Учебный год в америке. Преимущества обучения детей в США. Система высшего образования США: уровни

Система образования США характеризуется гибкостью и демократичностью: при высоком разнообразии программ у учащихся - как школьников, так и студентов - есть возможность самостоятельного выбора изучаемых дисциплин, а также смены специализации. Даже в университете можно переходить с одного факультета на другой, изучать дополнительные предметы и составлять собственную образовательную программу.

Дошкольное образование в США

Дошкольное образование в США начинается практически с пеленок. В ясли или детский сад ребенка можно отдать уже с 6 месяцев. Там он может находиться с шести утра до шести вечера. В отличие от российских детских садов, ребенка могут приводить в детский сад и после школы, так как по закону до 12 лет он не может находиться дома один. Все детские сады в Америке платные, средний ежемесячный взнос составляет около 1200 долларов.

Для детей от трех до пяти лет при школах действуют «подготовительные группы» . На данном этапе большое внимание будет уделяться общему развитию, социализации, а также литературе, так как дошкольная система образования ставит перед собой задачу в первую очередь обучить ребенка навыкам чтения.

Однако детский сад и дошкольные классы - это все же необязательная ступень. Обязательное образование в Америке начинается в школе и длится 12 лет.

Система школьного образование в США

В отличие от многих стран, единого образовательного плана в Америке не существует: в общем виде план формирует совет по образованию при администрации штата, более точный определяет совет конкретной школы.

Школьное образование в США делится на три этапа:

  • начальное (1-5 классы) - дети изучают основные обязательные предметы, занимаются спортом и творчеством.
  • среднее : Middle School (6-8 классы) или Junior High School (7-9 классы) - помимо обязательных предметов появляются дисциплины по выбору.
  • старшие классы : High School (9-12) или Senior High School (11-12) - сокращение числа обязательных предметов, максимальная свобода в выборе изучаемых дисциплин. Последние 2 года одаренные школьники могут изучать программы повышенной сложности (Advanced Placement). По окончании High School американскому школьнику предстоит сдавать экзамен SAT (Scholastic Aptitude Test).

В зависимости от штата, дети начинают учиться в возрасте от пяти до восьми лет. Как правило, каждая из ступеней американской школы имеет свое собственное здание и представляет из себя полностью обособленное учебное заведение.

Учебный год в американской школе делится на два семестра. Продолжительность учебных занятий составляет 5-6 часов в день с обеденным перерывом. Послеобеденное время чаще всего посвящается спорту, клубам по интересам и другой общественно-полезной работе, которые являются обязательной составляющей американского школьного образовании. Оценки выставляются в буквенной форме: A, B, C, D, F будут эквивалентны российским оценкам от пятерки до двойки.

В отличие от системы высшего образования США, которая является мировым лидером, школьный сектор оценивается контроверсивно. С одной стороны, набор обязательных предметов мал: среди них математика, английский, естествознание науки, история, искусство, физкультура.

С другой стороны, у учеников огромный выбор профильных занятий : от театра до экологии. В этот список входят и иностранные языки. Во многих школах старшеклассникам предлагают программы повышенной сложности (Advanced Placement): самые целеустремленные и способные ученики могут дополнительно изучать тот или иной предмет на университетском уровне. Таким образом, школьная система образования в США хороша для тех, кто хочет учиться, но не нацелена на общее повышение образованности в стране.

Государственные и частные школы в США

По типу финансирования школы в США делятся на государственные (public schools) и частные (private schools). Уровень преподавания в государственных очень разнится не только от штата к штату, но и даже внутри одного города. Дело в том, что финансирование государственных школ происходит за счет бюджета округа (чаще всего из налогов на недвижимость). В результате школы в «дорогих» районах имеют хорошее обеспечение, и как следствие - материальное оснащение, сильный преподавательский состав и общие высокие показатели успеваемости. Так как по законам США ребенок может посещать только ту школу, к которой он относится по месту проживания, такая система приводит к увеличению стоимости недвижимости в районах с «сильными» школами. Налоги возрастают, школа получает еще большее финансирование. Обратная ситуация в «дешевых» районах: недостаток финансирования приводит к тому, что школы так и остаются слабыми.

Частные школы - это финансово независимые организации, получающие дотации от спонсоров, а также взымающие плату за обучение. Наличие высокого уровня финансирования позволяет поддерживать высокий уровень успеваемости: великолепное материально-техническое оснащение, сильный преподавательский состав и небольшие по размеру классы делают эти заведения «колыбелями» будущих дипломатов, политиков и топ-менеджеров. Полученное здесь образование открывает двери в большинство топовых вузов мира. Стоит сказать, что число граждан США в частных школах зачастую составляет менее 50%: больший интерес они представляют для иностранных школьников. Отчасти это связано с миграционным законодательством страны: иностранец может учиться в государственной школе только если семья переезжает в Америку и имеет вид на жительство или если школьник участвует в годичной программе обмена.

Значительные различия между элитными частными школами и «средними» муниципальными также усиливают общую неоднородность в сфере среднего образования Америки.

Высшее образование в США

В систему высшего образования США входят колледжи и университеты - частные и государственные. По данным международных рейтингов, большинство из них входит в число лучших учебных заведений мира. Стоит заменить, что в отличие от европейской системы образования, в Америке между колледжем и университетом качественной разницы нет. К примеру, даже Гарвард, первый в рейтинге за 2016 год , на самом деле делится на школы, колледжи и институты. Различие заключается лишь в том, что колледжи предлагают только программы бакалавриата, а университеты и институты дают возможность заниматься научными исследованиями и продолжить академическую карьеру в магистратуре (1-2 года), аспирантуре (от 3 до 6 лет) и заниматься исследованиями после защиты докторской диссертации. В случае, если специализация студента связана с медициной, правовым или теологическим образованием, схема обучения несколько отличается: по окончанию программы бакалавра учащийся может поступить в высшую профессиональную школу. Подобные учебные заведения существуют при крупных университетах, длительность обучения в них составляет 3 года.

Технические институты и муниципальные колледжи относятся к профессиональному образованию (аналог российских ПТУ), однако могут служить первой ступенью высшего в случае, если после обучения в них студент переводится в университет на программу бакалавриата. Как правило, перевод осуществляется на 2 или 3 курс.

Система высшего образования США характеризуется еще большей свободой в сравнении со школами. Большинство вузов принимают студентов не на конкретный факультет, а просто в университет. Впрочем, абитуриенты чаще всего выбирают все-таки вуз, который наиболее силен в той области, изучать которую они и планируют. Например, Массачусетский Технологический Институт знаменит разработками в области роботехники и искусственного интеллекта, но, если планы поменялись, там можно изучать и историю, и театр, и литературу. Это связано с тем, что в течение двух первых лет студент может брать практически любые курсы, предлагаемые в стенах учебного заведения. Единственным требованием является достаточное количество заработанных «кредитов» (credits ), которые учащийся получает за успешно освоенные дисциплины. На 3 курсе требуется определиться со своей специализацией и выбрать major - основную область профессиональных интересов. Именно по ней и будет получен диплом. Однако благодаря тому, что студент волен сам формировать свой учебный план, в США возможно получение самых редких специальностей на стыке различных профессий.

Демократичность в формировании учебного плана однако предполагает достаточно дисциплинированное отношение к учебе: это и посещение занятий, и своевременная сдача всех контрольных и исследовательских работ. Последнему в системе высшего образования США уделяется особое внимание: помимо привычных россиянам лекций и семинаров, студентам американских вузов приходится много времени проводить над исследованиями или проектами. Зачастую они выполняются не индивидуально, а группой студентов: в США уверены, что обучение может строиться не только по схеме «от преподавателя к студенту», но и «от учащегося к учащемуся». Также подобная работа развивает умение трудиться в команде, что высоко ценится не только в учебной среде, но и впоследствии работодателями.

Наконец, не последним фактором, сделавшим американскую систему высшего образования столь почитаемой во всем мире, является финансово-материальное обеспечение. Оно позволяет не только поддерживать прекрасное оснащение вузов, но и содержать штат действительно сильных преподавателей, которые зачастую приезжают в США из других стран.

Все вместе - сильная академическая подготовка, возможность выбора дисциплин исходя из собственных профессиональных планов, ориентированность образования на реальные секторы экономики - позволяет оставаться системе высшего образования в США сильнейшей в мире.

Система образования в Америке неоднородна. Начальные и средние государственные школы США не всегда внушают доверие. Они предлагают набор базовых предметов, которых одаренному ученику, скорее всего, покажется недостаточно. Родители, прочащие своим детям успешную карьеру, предпочитают отправлять их в частные школы. Однако американские вузы и колледжи, как частные, так и государственные, из года в год венчают мировые рейтинги. В них сочетается демократичность учебного процесса и высокий уровень образования, поэтому целеустремленный студент может быть уверен, что получит от учебы именно то, что нужно.

И опять я не стану изобретать велосипед, а воспользуюсь толковой статьей одного русского американца. Замечу только, что в разных штатах есть отличия, но непринципиальные.

Американское образование считается одним из лучших в мире , благодаря университетам, которые занимают лучшие места в мировом рейтинге ВУЗов. Попробуем разобраться, что из себя представляет американская система образования и чем она отличается от российской. Какие у нее достоинства и недостатки? С чем сталкиваются ученики и их родители?

Итак, вопросы образования в США регулируются на трех уровнях - властями штата, городскими и федеральными властями.

На федеральном уровне этими вопросами занимается Министерство Образования. Оно следит за исполнением федеральных образовательных законов о праве на неприкосновенность частной жизни и гражданских прав, распределяет федеральное финансирование, анализирует успеваемость студентов, а также проводит расследования связанные с мошенничеством и неплатежами по кредитам на образование.

В юрисдикцию властей штата и города входит - разработка образовательных стандартов, программ и тестирований, распределение финансирования из бюджетов города и штата, прием на работу учителей и привязка городских районов к школьным округам. Именно поэтому, не существует единых государственных образовательных норм и программ, они разнятся от штата к штату.
Система образования в США состоит из среднего (school), бакалавриата (undergraduate), магистратуры (graduate) и докторантуры (postgraduate).

Среднее или школьное государственное образование является обязательным, общедоступным и бесплатным. Любому ребенку, находящемуся на территории США, гарантировано право на школьное образование не зависимо от его статуса, национальности, религии, пола, физического состояния и владения английским языком.

Большинство школ - государственные и бесплатные. К каждому району города прикреплена одна или несколько школ. Дети могут ходить только в школу по месту жительства. В США не существует понятия «прописки». В доказательство проживания в районе, прикрепленном к конкретной школе, родители предъявляют договор аренды или покупки жилья с указанием адреса и оплаченные счета за коммунальные услуги.

Управление школами осуществляет избранный на выборах Школьный Совет Округа (school boards). Он занимается разработкой школьных программ, учебных планов, выбором учебников, распределением финансирования, экзаменацией школьников и оформлением преподавателей на работу. Финансирование бесплатных школ происходит из городского налога на недвижимость. Здесь и возникает «замкнутый круг».

Дети из обеспеченных семей, проживающие в дорогих районах с хорошими школами, имеют доступ к довольно качественному среднему образованию, а дети из бедных районов вынуждены ходить в соответствующие школы с низким рейтингом. Согласно документальному фильму «Ожидая Супермена» («Waiting for «Superman »), профсоюзы учителей в США работают таким образом, что преподавателя почти невозможно уволить. Проработав определенное время (срок варьируется от штата к штату), учитель получает гарантию пожизненного рабочего места.

Многие школы зачастую просто «обмениваются» плохими учителями, которых не в силах уволить. Поэтому, зная все это, многие семьи (которые могут себе позволить переезд в новый дом) сначала выбирают будущую школу для детей, а только потом недвижимость для покупки.

Если родители хотят отдать ребенка в хорошую школу, перед ними всегда стоит выбор: переехать в район с дорогой недвижимостью (даже если финансово им это не по карману) или купить дом подешевле и платить ежемесячно за частную школу. Ну а если ребенок родился в бедной семье, которая не может позволить себе переезд в дорогой район, где есть хорошая школа, шансов на хорошее школьное образование мало. Нет хорошего школьного образования, попасть потом в хороший университет или колледж тоже будет сложнее.

Чуть больше 10% американских школ - частные. Они не финансируются из городского бюджета и не подчиняются Школьным Советам Округа. Образовательная программа у каждой школы может быть своя. Как правило, уровень обучения и конкурс на поступление там намного выше, чем в обычной школе.

Частная школа The Lawrenceville School в Нью Джерси, основана в 1810 году. В 2012 году из 2063 желающих там учиться, было принято только 250 учеников.

Основная задача частных школ - подготовить выпускников к поступлению в самые престижные университеты США. После окончания частной школы многие школьники имеют более высокий балл на итоговом тестировании по сравнению с учениками государственных школ. Стоимость обучения в таких школах, варьируется от штата к штату, в среднем составляет $2000 - $4000 в месяц за ребенка. Во многих частных школах дети носят школьную форму. Девочки ходят в белых рубашках и юбках, а мальчики в костюмах.

В систему школьного образования также входят бесплатные так называемые «Школы-магниты » - школы для одаренных детей. Как правило, эти школы имеют одну специализацию (art, science и т. д.). Места в них распределяются либо на конкурсной основе и тестировании, либо тестировании и последующей лотереи. Количество мест в таких школах строго ограничено. Поступить туда могут дети из соседних школьных округов, не относящихся к этой школе.

Менее 5% родителей обучают детей на дому , по утвержденной образовательной программе. Они это делают из религиозных убеждений, из-за физических отклонений ребенка или желания оградить детей от наркотиков, оружия и алкоголя, которые также являются большой проблемой некоторых американских школ.

Большинство детей пользуется школьным автобусом, чтобы добраться до школы. Каждое утро он собирает детей по району и привозит всех к школе до начала занятий. Уроки в школах заканчиваются в одно и тоже время. После окончания занятий школьный автобус развозит детей обратно по домам. Эта услуга предоставляется бесплатно, кроме детей, которые проживают на расстоянии менее 3,5 км от школы (5-6 км для учеников старшей школы). Они должны добираться самостоятельно.

Школьное образование делится на три этапа (на каждом этапе детям приходится менять школу): начальная, средняя и старшая школа.

1) Начальная школа (elementary school) - с 1 по 5 класс (6-11 лет).
К поступлению сюда дети начинают готовиться за год (в 5 лет) в специальном подготовительном отделении (preschool) или старшей группе детского сада (kindergarden). Во время подготовки к поступлению в начальную школу детей учат читать и писать.

В конце, дети сдают тест, по результатам которого их принимают в начальную школу.
Все предметы ведет один преподаватель и дети не перемещаются из класса в класс. Средняя наполняемость класса - от 20 до 30 детей.

Как правило, у детей в начальной школе очень мало домашней работы. Всю основную работу они делают в классе.

Школа выдает бесплатные учебники, которые дети не могут забирать домой. Уроки проходят с 7:30 до 14:25 часов. Обучение в начальном школе заканчивается выпускным итоговом тестом. На основании которого, детей переводят в среднюю школу.

2) Средняя школа (middle school) - с 6 по 8 класс (11-13 лет). Здесь ученикам предоставляется бОльшая свобода и нагрузка одновременно.

Они частично могут выбирать предметы для изучения по своему усмотрению в дополнение к базовым. Ученикам разрешается брать книги на дом. Объем домашней работы значительно больше по сравнению с начальной школой. Также, на этом этапе происходит деление учеников на продвинутые и обычные классы.

Из-за того, что в средней школе дети переходят из класса в класс, каждому выделяется собственный шкафчик для хранения вещей. Ученики не ходят по школе с рюкзаками, а берут необходимые учебники перед каждым классом.

Уроки проходят с 8:15 до 15:10 часов. По окончанию обучения, школьники сдают итоговый тест, с результатами которого поступают в старшую школу.

3) Старшая школа (high school) - с 9 по 12 класс (14 - 18 лет) больше напоминает колледж или университет. Как правило, в старших школах учится гораздо больше школьников, чем в предыдущих, а сами школы состоят из комплексов зданий, библиотек, спортивных площадок и парковок.

Иногда, на территории старших школ располагаются также средние и начальные, образуя целый школьный город (school distict). Например, The Edwardsville Community Unit Scgool District в штате Иллинойс. Спортивному образованию уделяется огромное внимание. Отсюда столько бейсбольных и футбольных полей, теннисных кортов, бассейнов и как следствие - олимпийских чемпионов.

Для получения диплома, школьникам необходимо посетить определенное количество обязательных к изучению дисциплин. Все остальные, они могут выбирать самостоятельно, исходя из своих интересов. Уроки проходят с 9:00 до 15:55 часов.

В конце последнего года обучения, все школьники пишут единый для всех тест на знание базовых дисциплин SAT или ACT. На основании его и будут зачислять в университет. Чем выше балл, тем больше шансов попасть в хороший университет. Школьники, желающие поступить в престижный университет, начинают готовиться к итоговому экзамену за несколько лет.

Интересно что в штатах Нью-Йорк, Калифорния, Иллинойс и Вирджиния, планшеты постепенно вытесняют привычные книги. Почти все школьники уже работают на планшетах.

Американское школьное образование далеко не лучшее в мире и имеет много недостатков. Например, недоступность качественного образования для бедных. Во многих американских школах отсутствуют мировая история и мировая литература, а в некоторых и география. Базовые предметы, такие как химия, физика, биология изучают всего один год, в том время как, например, российские школьники учат их по несколько лет. Финансовый кризис 2008 года лишь усугубил эту ситуацию: многих учителей сократили или заменили менее квалифицированными, временными.

Парадоксально, но в отличие от школьного, высшее образование в США - одно из лучших в мире, почти все платное, и невероятно дорогое (особенно для иностранных студентов).

Коммьюнити колледж (community college) - 2-х годичное профессиональное высшее учебное заведение. Внимание: Коммьюнити колледж и колледж - не одно и тоже! В коммьюнити колледже также можно найти десятки, а часто даже сотни разных учебных программ. Но так как обучение происходит всего 2 года, по окончанию выдается диплом о средне-профессиональном образовании и присваивается степень associate degree (а не bachelor’s degree, как в колледже или университете). Коммьюнити колледжи есть в каждом городе и довольно популярны. В основном из-за стоимости обучения, которая в разы ниже (обычно около $2000-5000) чем в колледже или университете.

Кроме того, для поступления в community college не нужно сдавать вступительные экзамены, достаточно предоставить школьный аттестат с результатом теста SAT или ACT. Большинство коммьюнити колледжей связаны с крупными и известными университетами. Это значит, что отучившись 2 года в коммьюнити колледже, студент может перевестись сразу на 3 курс университета, сэкономив значительную сумму денег.

Университет или колледж - 4-х годичное высшее учебное заведение. В США колледж и университет это одно и тоже с одним небольшим отличием. Во многих (но не во всех) колледжах отсутствуют научно-исследовательские программы и докторантура. Во всем остальном, колледж - это полноценное высшее учебное заведение, дающее степень бакалавра (bachelor’s degree).
В свою очередь, колледжи и университеты делятся на государственные и частные.

Государственные финансируется властями штата и ориентированы на местных студентов (резидентов штата). Для студентов из других штатов конкурс и цена зачастую намного выше.

Государственный университет Калифорнии (UC) основан в 1868 году. Имеет 10 кампусов (отделений), бюджет $22,7 миллиарда и обучает 236 000 студентов одновременно. Кампус университета в Лос-Анджелесе (UCLA) занимает целый город.

В UCLA учится около 40 000 человек. В 2012 году он занял 13 строчку в мировом рейтинге ВУЗов (по версии Times Higher Education).

Как правило, стоимость обучения в государственных университетах и колледжах гораздо ниже чем в частных. Но, количество студентов в одной группе превышает показатели частных в несколько раз. Отсюда и недостаток государственных университетов/колледжей - из-за больших групп, студент не всегда получает достаточного внимания профессоров.

Частный университет /колледж финансируется на деньги спонсоров. К частным университетам относятся самые престижные вузы США - Стенфорд, Калифорнийский технологический (CalTech), Массачусетский технологический университет (MIT), все 8 университетов «Лиги Плюща» и др. Проходной балл во многих частных университетах, из-за их престижности, выше чем в государственных.

Прием студентов в колледж/университет осуществляется на основании пяти документов: результат итогового школьного тестирования (ACT или SAT), средний школьный балл, взятый за конкретный период обучения (GPA), заполненная анкета, эссе и рекомендательные письма от учителей.

Большинство студентов пробуют поступить в несколько университетов сразу - от 3 до 10. Как правило, эти университеты разбросаны по стране и многие студенты уезжают учиться в другие штаты. Обычно студента принимают в университет в целом, а в последующие годы он выбирает специальность. Реже студентов набирают на конкретный факультет.

Интересно, что в США очень распространены программы кредитования студентов, которые часто включают не только деньги на обучение, но и на аренду жилья, еду и карманные расходы. Надо понимать, что за годы обучения, суммы долга получаются огромными.

Американские студенты очень серьезно относятся к образованию. Они уделяют учебе огромное количество времени, особенно внеклассной работе.

Обучение в университете очень гибкое. Студент может сам составлять свое расписание, выбирать предметы к изучению (кроме обязательных по специальности), изменить выбранную специальность в процессе обучения, добавить к основной специальности несколько дополнительных, а то и вовсе получить диплом по нескольким направлениям сразу. Каждый курс состоит из определенного числа кредитов (unit) - количества часов, отведенных на посещение занятий по предмету каждую неделю.

Важная особенность образования в США - это научно-исследовательская деятельность и практика во время обучения. Прослушав лекции, студенты, как правило, изучают это на практике. В итоге, после окончания университета у них есть практический опыт работы по специальности.

Первая ступень высшего образования в США - бакалавриат (bachelor’s degree). В первые два года все студенты слушают общие предметы, одинаковые для всех. На третьем курсе выбирают специальность или несколько (Именно на третий курс университета/колледжа иногда можно перевестись из комьюнити колледжа). В дальнейшем, обучение идет только по предметам специальности.

Обучение длится 4 года. После получения степени бакалавра, студенты могут продолжить обучение и поступить в магистратуру (master’s degree). Это вторая ступень высшего образования. Там они учатся еще 2 года. Большая часть времени отводится аудиторным занятиям. В процессе обучения студент должен подготовить большое исследование по выбранной специальности (master’s thesis).

Последняя ступень - это докторантура (Ph. D.). За 3-6 лет, в зависимости от специальности и выбранной нагрузки, студенты получают докторскую степень. В течение первых двух лет обучение проходит в классах и на семинарах. Следующий год или более посвящается собственному исследованию или диссертации.

Общеизвестен тот факт, что система образования в США является одной из самых лучших в мире. Именно поэтому молодежь из разных стран нашей планеты стремится попасть на учебу в американские университеты, которые занимают ведущие места в рейтинге лучших вузов мира.

Пытаясь решить проблемы, существующие в системе образования России, многие специалисты стараются применить позитивный опыт других стран. Но прежде чем внедрить какое-либо новшество в наши детские сады, школы и вузы, с ним стоит внимательно ознакомиться и проанализировать все его плюсы и минусы.

Итак, рассмотрим особенности системы образования США и сравним ее с той, которая существует в нашей стране.

Обучение в Америке

Современная система образования США сложилась под непосредственным влиянием многих экономических, социальных и исторических факторов. Именно поэтому для нее характерны некоторые особенности, которые не совпадают с западноевропейскими стандартами. Так, в США нет единой государственной системы образования. К тому же каждый из штатов Америки имеет право самостоятельно определять ее структуру.

Вся территория США разбита на 15,5 тыс. школьных округов. Как правило, это небольшие образования, которые посещает до 50 тысяч учащихся. Но некоторые из таких школьных округов просто огромны. Примером тому может служить Нью-Йорк. В расположенном на его территории школьном округе обучаются около миллиона детей. Каждое из таких образований выполняет работы по взиманию налогов, направляемых на нужды учебных заведений, по разработке и принятию программ, набору педагогов и т. д.

В современной американской системе обучения присутствуют принципы самофинансирования, самоуправления и самоопределения. При этом осуществляется ее эффективное взаимодействие с федеральными и местными властями.

На сегодняшний день в систему образования США входят:

Дошкольные учреждения;
- общеобразовательные «всеохватывающие» 12-летние школы, дающие полное среднее образование;
- профессиональные и высшие учебные заведения.

Как правило, американские дети начинают свое обучение с дошкольного класса, а затем продолжают его в школе в течение двенадцати лет.

Начальное образование

Начальное обучение в США ребенок получает уже в возрасте пяти лет, находясь в старшей группе детского сада. Это время, когда начинается плавный переход от игры к чтению и письму.

Начальная система образования в США ориентируется на переживании малышом собственного социального опыта. В английском языке это именуется таким многозначным словом, как experience. Под этим подразумевается получение ребенком навыка самостоятельности, воспитания в нем уважительного отношения к сверстникам, а также адекватного понимания окружающего его мира, что достигается без многознания и излишнего теоретизирования.

Система образования в США предусматривает, что на данном этапе с группой, состоящей из двадцати детей, работает педагог с помощником. Большую роль в воспитательной работе играют и волонтеры. Они помогают организовать досуги, экскурсии и занятия.

Кто такие волонтеры? Это, как правило, мужчины и женщины зрелого возраста, которые безвозмездно трудятся ради общественного блага. В школах и детских садах они помогают учителям и воспитателям, занимаясь с детьми и отдавая им тепло своей души.

Но не только этим система образования в США отличается от российской. Еще находясь в детском саду, каждый ребенок может посещать библиотеку и работать на компьютере. А те дети, которые имеют определенные проблемы с общением, выделяются в отдельные небольшие группы. В каждой из них с тремя воспитанниками работает только один педагог. Это позволяет уделить больше внимания каждому ребенку и развить в маленькой личности индивидуальные творческие способности.

Чем еще система дошкольного образования в США отличается от российской? Удивительно, но в детских садах Америки вы не найдете кроваток. Дети, решившие отдохнуть, просто расстилают полотенце на ковре и спят, пока воспитатель читает им сказку. Такие принципы существуют в общественных детских садах, которые посещают более пятидесяти процентов пятилетних американцев. Но в США существуют и частные дошкольные учреждения. Они удовлетворяют более широкий спектр родительских требований.

Комплектование классов

Система среднего образования в США включает в свой состав школы, которые, в отличие от российских, располагают каждое из своих звеньев (начальное, среднее и старшее) в отдельных зданиях. В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, межвозрастные группы не пересекаются между собой, что исключает вероятность возникновения конфликтов. Но при этом дети из одной семьи, обучающиеся в разных звеньях, не имеют возможности ходить в одно учебное учреждение.

Система школьного образования в США, представленная начальным уровнем, включает в себя обучение с 1-го по 5-й класс. В этом звене все занятия проводятся одним педагогом. Формируются классы целенаправленно. В каждый из них детей направляют по результатам предварительного тестирования. При этом выделяют три основные группы. В первую из них попадают самые способные ученики. Занятия с ними проводятся на самом серьезном уровне. Это группа одаренных детей, к которым предъявляют самые серьезные требования. Каждый год в таком классе меняется педагог и состав учеников.

Переформирование групп проводится с целью воспитания у ребенка индивидуализма, а также ровных и доброжелательных отношений с разными людьми. В этом случае американским школьникам просто нет времени на установку личных привязанностей с учителями и одноклассниками. Конечно, отношения в таком коллективе складываются довольно прохладные, но это позволяет детям не центрироваться на каком-либо одном человеке. Ежегодная смена преподавателей и одноклассников позволяет американскому ребенку сохранять спокойствие в ситуациях неопределенности, а также снизить общую тревожность за свое будущее.

Начальная система образования России и США отличается и тем, что в наших школах учитель проводит занятия с одними и теми же учениками с первого по четвертый класс. Кроме того, в Америке меньше времени отводится на арифметику. Набор же остальных предметов практически ничем не отличается от того, который существует в российских школах. Длина учебной недели составляет пять дней.

Средняя школа

В этом звене дети обучаются с шестого по восьмой класс. Причем для средней школы в США нет единых учебников и программ. Разработкой своих собственных рекомендаций занимается каждый из округов, а программы по предмету разрешено составлять самим преподавателям. Стоит заметить, что школьные учителя в Америке – это люди, закончившие соответствующие факультеты в колледжах и университетах. Другими словами, их уровень квалификации по соответствующему предмету не вызывает никаких сомнений. Но и после получения диплома работать с детьми они могут только лишь имея подтверждение педагогической квалификации.

Основные школьные предметы

В Америке существует определенный перечень уроков, которые должны входить в школьную программу. Действует система образования США на английском языке. Именно поэтому его изучение относят к обязательным предметам. Кроме того, в школьную программу входит математика и естествознание, физкультура с гигиеной, труд, изобразительное искусство и домоводство. Все уроки длятся от 40 до 50 минут.

Перемены же в США короткие. Детям дают от 3 до 5 минут только для того, чтобы достать из шкафчика тетради и учебники для следующего урока. Именно поэтому, в отличие от российских школ, в США невозможно найти детей, которые не знают, чем себя занять между звонками.

В Америке учащиеся занимаются не более чем на шести уроках в день. В средней школе, так же, как и в начальной, учебная неделя состоит из пяти дней.

Если провести сравнение системы образования России и США, то в Америке дети с огромным удовольствием занимаются спортом и поют. В этой стране школы гордятся подобными коллективами. У наших детей также есть возможность для развития своих спортивных и музыкальных способностей. Однако все это включается в систему дополнительного образования. А самые талантливые дети посещают специализированные спортивные и музыкальные школы. В США одаренные школьники имеют возможность развиваться, не покидая стен своего учебного заведения. В этой стране считается, что интеллектуальное, духовное и физическое развитие ребенок должен получать одновременно. Именно поэтому здесь не существует делений на культурно-спортивные мероприятия и непосредственно учебные занятия. Это большой плюс американской школы, так как происходит гармоничное развитие детей без «перекосов» то ли в область излишнего развития мускулатуры, то ли в сферу художественного отрыва от существующей реальности.

Старшая школа

На данной ступени образования детей обучают с девятого по двенадцатый класс. В этом звене разрабатываются такие учебные программы, в которых предусматривается непрерывное обучение английскому языку. Среди других предметов находятся социальные науки, изучению которых отводится не менее трех лет. Математику и предметы естествознания детям преподают на протяжении двух лет.

Среди особенностей американской школы старшего звена можно выделить существование трех направлений – академического, профессионального и многопрофильного. Ученик имеет право на свой выбор только после проведения независимого компьютерного тестирования.

Тот из учеников, кто выбрал академический профиль, может получить хорошую научную подготовку. Она понадобится для получения дальнейшего образования. Профессиональный профиль позволит получить навыки, нужные для непосредственной практической деятельности. При этом детям дается меньший объем общеобразовательных знаний.

Обоснованный выбор того или иного профиля старшего школьного звена школьникам помогают сделать консультанты. При этом каждый ребенок получает то образование, на которое он способен.

Российские же старшеклассники, как правило, представляют себя в будущем только в качестве студентов престижных вузов. К получению ребенком высшего образования стремятся практически и все родители. Что касается американской системы обучения, то она, в отличие от нашей, ориентирует учеников на то, что, несмотря на любые способности, они всегда найдут свое место в жизни. Это позволяет детям не бояться своего будущего и быть более раскованными.

В разных странах мира обучение может отличаться весьма существенно. Так, разнится и система образования Великобритании и США. На уровне старшей школы в Англии у детей нет каких-либо обязательных предметов, по которым им предстоит сдача экзаменов. Здесь все связано с теми требованиями, которые выдвигают университеты, в которые будут поступать нынешние старшеклассники. То есть выбор своей будущей профессии английские дети делают заранее, чтобы обратить особое внимание на тот или иной предмет.

А вот в Японии старшее звено не дает детям возможность выбора. Здесь существует большое число обязательных предметов, которые должны знать все без исключения.

Школьные рейтинги

Оценка знаний в американской школе предусматривает существование пятибалльной шкале, имеющей буквенные обозначения. В ней А означает отлично, В – хорошо, С – удовлетворительно, D – плохо, а F – неудовлетворительно. Часто к оценкам американских детей преподаватели добавляют плюс или минус.

Внутриклассный контроль состоит из тестов и зачетов. Он проводится на усмотрение учителя. Есть в американской школе и внутришкольный контроль. Его осуществляет администрация школы. Все это очень похоже на российскую систему.

Профессиональное образование

Этот тип обучения проводится в средних школах. Также его осуществляют региональные профессиональные центры и центры профессиональных навыков. Здесь учащимся предлагается освоение разнообразных специальностей до достижения ими уровня квалифицированного рабочего.

Система профессионального образования США имеет весьма внушительные масштабы. Как правило, ученики проходят не менее двух-трех курсов обучения. В некоторых школах по такой программе занимается практически две трети детей.

Система профессионального образования готовит не только рабочих, но и персонал, которых будет занят в сфере услуг, конторских служащих и т. д.

Для того чтобы учащиеся овладели подобными навыками, в средних школах Америки формируются специализированные потоки и отделения. Во многих учебных заведениях работают мастерские, а изучение предметов по профессиональной специализации организуется непосредственно на уроках.

Высшее образование

Удивительно, но в Америке такого понятия, как вуз, просто не существует. Система высшего образования в США считается послешкольной. При этом она включает в себя разнообразные учреждения, работа которых базируется на:

Гибкости учебных программ, а также их мобильной адаптации к различным социальным потребностям;
- многообразии форм обучения;
- высокой демократичности учебных процессов;
- свободе выбора самим студентом программы и формы обучения.

Система высшего образования в США включает в себя государственные и частные вузы, которые играют весомую роль в обучении студентов. Это многочисленные колледжи и университеты, представляющие собой заключительный этап образовательного процесса.

Абитуриентам США предоставляется возможность подачи документов одновременно в несколько вузов. Это значительно увеличивает шанс на поступление.

Колледжи предлагают своим студентам четырехлетний курс обучения. При его завершении и сдаче соответствующего экзамена выдается степень бакалавра. В колледжах можно получить и степень магистра. Для этого необходимо проучиться еще один-два года и защитить аналитический доклад научного направления.

Высшим этапом вузовского образования являются докторские программы. Они ориентированы на самостоятельную научную работу тех учащихся, которые имеют степень магистра.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что система образования в США принципиально отличается от той, которая существует в России. Она адаптирована к потребностям, существующим в обществе. К тому же американскую систему отличает гибкость и способность к изменениям для осуществления дальнейшего развития научно-технического прогресса. Конечно, она отучает детей от способности создавать решения, предлагая готовые варианты ответов к тестам. Но, с другой стороны, такая система готовит отличных специалистов своего дела, пусть даже и очень узкого. При этом экономика страны получает именно те кадры, которые ей нужны.

Образование США отличается высоким уровнем просвещения, масштабной популярностью американских дипломов, безупречностью английского языка и наличием блистательных возможностей устройства на работу не только в стране процветания и безграничных реальностей, но и в различных уголках мира. Американская образовательная система знаменита своей многообразностью. Доказательством этому является:

Схема получения образования

Несмотря на отсутствие единой государственной системы образования и определение ее структуры каждым штатом в отдельности обучение в Америке имеет многоступенчатый характер. Образовательную систему страны составляют:


Подготовка детей к школе

Привитие интереса к учению, развитие способностей ребенка, формирование его как личности – основные задачи дошкольного образования в США, которое представлено такими учреждениями, как ясли, детские сады, дошкольные центры (общественные и частные). Довольно распространенным явлением на этой ступени образования стало создание школ – яслей для самых маленьких воспитанников.

В основу методической деятельности всех дошкольных учреждений положен принцип игры, от которого осуществляется плавный переход к чтению, письму, формированию соответствующих навыков для занятий учебным трудом в школе. Между тем основной упор делается на всестороннее развитие ребенка, чему в определенной мере способствуют занятия лепкой, изготовлением поделок, музыкой, рисованием, пением, физическими упражнениями.

Некоторые штаты осуществляют выдачу сертификатов общих достижений воспитанника по окончании дошкольного учреждения (в определенных случаях необходимый документ для зачисления в начальную школу).

Известен опыт открытия небольших частных детских садов для русских малышей с двухлетнего возраста (количество воспитанников не превышает 8 человек).

Обучение в школе

Школьное обучение представляет собой образование детей в начальной школе и средней. Начальные школы в Америке предполагают дифференцированный принцип комплектования классов. В зависимости от результатов теста, который проверяет сообразительность, гибкость и глубину умственных способностей ребенка, учащиеся зачисляются в группы («одаренные», «нормальные», «неспособные»). Следовательно, преподавание в группе «А» ориентирует учащихся на поступление в колледж с первых дней занятий, отличающихся высоким уровнем требований к знаниям учащихся.

Содержание обучения на начальной ступени определяется учебным планом, который включает: чтение, письмо, литературу, орфографию, родной язык (на устной основе). В соответствии с планированием происходит изучение арифметики, географии, истории, естествознания, гигиены. Определенная роль отводится ручному труду и физическому воспитанию, музыке и изобразительному искусству. Однако распределение учебного времени на изучение предметов неоднозначно: арифметика, музыка, ручной труд и изобразительное искусство занимают равные позиции.

Продолжительность обучения в средней школе составляет 6 лет (младшая ступень – 3 года, старшая ступень – такой же срок). Младшая средняя школа отличается отсутствием единых программ, планов и учебников. Универсальность обучения на этой ступени обуславливается следующими факторами:

  • продолжительность учебного года, включающего семестры (170-186 дней);
  • пятидневная учебная неделя;
  • продолжительность занятий (с 8.30 до 15.30);
  • наличие системы выбора предметов с 8 класса;
  • обязательность изучения английского языка, математики, естествознания, обществоведения, гигиены, физкультуры, музыки, труда и изобразительного искусства.

Профилирующими дисциплинами учебной программы на старшей ступени средней школы являются такие предметы, как английский язык (4 года изучения), математика (2 года), естественные науки (2 года) и социальные (3 года изучения).

Наличие различных типов средних школ (академические, профессиональные, многопрофильные) предопределяет их направленность. Академический тип школ ориентирует учащихся на последующее получение образования на высшей ступени. Обязательным условием при поступлении является сдача теста, по которому определяется коэффициент умственной одаренности ученика (90 и выше).

Профессиональные средние школы занимаются подготовкой учащихся к практической деятельности.

Многопрофильная средняя школа предполагает наличие с 9 класса различных отделений: индустриальное, сельскохозяйственное, коммерческое, академическое, общее. Причем два последних профиля не обеспечивают учащихся должным уровнем подготовки для поступления в колледжи и университеты.

По причине обязательности среднего образования в распоряжение американских школьников предоставлены общественные школы (обучение бесплатно), частные школы с высоким уровнем образования на платной основе, специализированные частные школы для одаренных детей возможность домашнего обучения.

Наличие 3000 частных школ, где плата за обучение составляет боле 2 000 долларов в год, свидетельствует о состоятельности определенного числа американцев, которые могут позволить своим детям (около 3%) обучаться в таких учебных заведениях. Выходцы частных школ занимают посты дипломатов, руководителей, членов правительства. Большинству частных школ придан статус пансионатов (проживание учащихся на протяжении учебного года).

Определенный процент американских родителей использует возможность обучения на дому по заранее утвержденной программе обучения. Объяснением этому являются их религиозные убеждения, наличие особенностей физического развития ученика, желание родителей обезопасить своего ребенка от оружия, наркотиков и алкоголя.

Если раньше специальное образование в США было представлено сетью особых учреждений для детей с нарушениями умственного, эмоционального развития или с отклонениями в поведении, то в настоящее время большинство детей данной категории получают возможность обучения в обычных классах нормальных школ.

Наличие русских эмигрантов в Америке поспособствовало появлению на территории страны школ, обеспечивающих образовательный процесс для их детей. Ярким примером этому явилось открытие бесплатной русской школы в штате Флорида (город Джексонвилл) в 2009 году, где преподавание ведется на английском языке (помимо предметов русский язык и литература).

Широкое распространение в Штатах получили такие русские учреждения, как школы продленного дня, воскресные церковные школы при православных приходах, еврейских центрах.

Возможность развивать и совершенствовать свои способности и таланты предоставляют русским детям различные студии, учебные центры разной направленности (спорт, театр, изобразительное искусство).

Общенациональной системы оценок в США нет (для некоторых школ – шкала в цифрах, для других – буквенная). Широкое распространение в школах страны получила пятибалльная буквенная шкала с самой высокой оценкой A (отлично), B (хорошо), C (средне), D (ниже среднего), F (неудовлетворительно).

Основная форма проверки знаний учащихся – тестирование (ежегодные тесты умственных способностей, внутриклассовые тесты с буквенной шкалой оценивания).

Завершение обучения на средней ступени сопровождается получением диплома об окончании средней школы. Реальность данного явления возможна при условии сдачи зачета по 16 академическим курсам, которые учащиеся выбирают самостоятельно на протяжении 4 лет учебы.

Некоторые школы практикуют организацию специальных курсов, приравнивающихся к уровню университетских, для талантливых учащихся с последующей выдачей рекомендательных писем для поступления в элитные университеты.

Необходимым условием осуществления попытки получения высшего образования в США является сдача теста SAT (определение навыков грамотного письма, уровня решения проблем).

Обучение в Штатах на каникулах

Образовательный процесс на каникулах осуществляется посредством организации детских лагерей в США, предоставляющих ребятам из многих стран уникальную возможность отдыха и совершенствования уровня языковой подготовки.

Эффективность летнего обучения достигается сочетанием высокого профессионализма преподавателей и современного уровня оснащения аудиторий для проведения занятий. Обучение английскому языку в лагере предусматривает наличие обязательной учебной программы, рассчитанной примерно на 20 часов занятий в неделю. Совершенствование грамматических, лексических навыков, тренировка умений правильного построения фраз происходит естественным путем, в процессе проведения различных мероприятий (ролевых игр, экскурсий, встреч с интересными людьми, дискотек и спортивных состязаний).

Самое главное преимущество летних школ и лагерей – обеспечение подростку возможности избавления от языкового барьера по причине полнейшего погружения в языковую среду. Открытием летних лингвистических лагерей в Америке занимаются частные средние школы, предлагая ребятам индивидуальные языковые курсы и тематические программы, ориентированные на обучение английскому языку. Такие лагеря могут организовываться весной, на зимних и осенних каникулах. Особую популярность завоевали среди подростков программы: «Язык + спорт», «Английский + фото», « Английский + театр».

Возможность учебы в США для русских школьников может реализоваться посредством следующих вариантов:

  • обучение в государственной школе на протяжении года по программе обмена опытом (FLEX) для подростков от 15 до 18 лет;
  • поступление и учеба в частной школе;
  • получение ПМЖ в Америке и выбор учебного заведения для учебы (государственного или частного).

Получение высшего образования

После окончания средней школы американские подростки обеспечены возможностью подступа к высшему образованию благодаря существованию колледжей (community colleges), которые и составляют основу системы профессионального образования в США.

Данные колледжи пользуются спросом не только у американских, но и зарубежных студентов по причине наличия современных программ обучения, упрощенной системы подачи документов, приемлемой стоимости обучения, комфортных условий проживания. Профессиональные колледжи дают возможность студенту продолжить образование в университетском колледже с получением степени бакалавра.

Высшая школа в США представлена университетами и колледжами, которые могут быть государственными (финансирование штатом) и частными.

Основная особенность учреждений высшей ступени образования – возможность выбора студентом программы обучения в США. Это означает, что им выбираются предметы для изучения (помимо обязательных по специальности). Университеты в должной мере обеспечивают своих выпускников практическим опытом работы по специальности благодаря сочетанию научно-исследовательской деятельности и практике в процессе обучения. Продолжительность обучения в университетах и колледжах составляет 4 года. Выпускникам присваивается степень бакалавра.

Получение ученых степеней

Магистратура в США предоставляет возможность получения степени магистра после продолжения образования в течение двух лет. Обучение на второй ступени высшего образования сводится к подготовке студентом большого исследования по специальности и его защите.

Самым высоким уровнем образования является степень доктора философии. Реальность ее получения обуславливается следующими факторами:


Для выпускников вузов и аспирантов России существует возможность самостоятельного получения образования и поступления в аспирантуру в Америке. Кандидаты наук имеют шанс поступления в аспирантуру, но с последующим обучением на протяжении 2-3 лет. Для них реальна стажировка в американских учреждениях высшей ступени образования, участие в исследовательской деятельности или чтение лекций при эвалюации (легализации) диплома для США.

Образование для русских в Америке

При желании получения образования за рубежом следует подумать о том, сколько стоит обучение в США. Исходное число – от 30 тысяч долларов в год. Следовательно, стоит поискать возможности получения бесплатного образования в США, реальность которого может быть осуществлена посредством:

  • стипендий, выдаваемых по результатам достижений студента;
  • грантов, предоставляемых в случае невозможности оплаты за обучение;
  • различных видов финансовой помощи, оказываемых учебным заведением.

Особой популярностью пользуются следующие программы грантов на обучение в США: программа Фулбрайт, программа стипендий Э.Маски, программа образовательного фонда AAUW.

Для получения образования в Штатах следует сдать тесты (GRE, GMAT, SAT) на высокий балл, подготовить мотивационное письмо предельно высокого качества, доказывающего уникальность кандидатуры на отбор приемной комиссией.

Поиск стипендии или гранта для бесплатного обучения следует начинать за два года до поступления, ведь сроки подачи заявок имеют свой дедлайн.

Для выдающихся спортсменов существует шанс получения возможности бесплатного обучения благодаря спортивным стипендиям в США. Однако выдача этого уникального американского пособия осуществляется только на 1 год, ее продление реально по окончании сезона при условии улучшения спортсменом своих результатов.

Студенты из России могут обучаться в Штатах по программе обмена студентами, которая предполагает договоренность между учебными заведениями на прохождение стажировки или обучение на протяжении 1-2 семестров с проживанием в студенческих городках или принимающих семьях.

Elementary School: определяем сильные стороны

Учебный год

В большинстве американских школ учебный год начинается в конце августа и длится от 170 до 186 дней. Выходные и каникулы зависят от конкретного штата. Самые распространенные каникулы в течение учебного года, как правило, связаны с праздниками: Днем благодарения, Рождеством и Пасхой.

Система высшего образования в США

В Америке более 4700 высших учебных заведений, в которых обучаются 21 млн студентов, среди них порядка 5% иностранных граждан (по данным на 2015 год). В колледжах и университетах США ежегодно обучаются 4900 российских студентов.

Чем колледжи отличаются от университетов

Вузы, которые предлагают только программы бакалавриата, называются колледжами. Как правило, большинство из них частные. Колледжи гуманитарной направленности называют «колледжами свободных искусств», многие из них сравнимы по престижности с университетами Лиги плюща.

Университеты бывают как частные, так и государственные. На оснащение или учебный процесс способ финансирования не влияет. Однако большинство американских школьников мечтают учиться в частных вузах - классы в них меньше, и у преподавателей есть возможность уделять студентам больше внимания.