Психология в медицинской деятельности. Психология медицинская. Какими методами руководствуются специалисты отрасли

Роль медицинской психологии заключается

1. в улучшении необходимых контактов медперсонала с больными,

2. в быстрейшем и наиболее полном выздоровлении,

3. в предупреждении болезней, охране здоровья, воспитании гармоничной личности.

Она широко изучает весь диапазон благотворных или пагубных влияний на личность человека, воздействие характера межличностных отношений на его здоровье и возникновение болезней.

Основная цель преподавания медицинской психологии сводится

1. к воспитанию у студентов гуманизма,

2. высокой медицинской культуры,

3. этических норм

4. широкого психогигиенического (психопрофилактического) подхода в коррекции состояния больного человека.

Важнейшей задачей медицинской психологии является изучение психики больного в различных условиях.

Медицинская психология должна разрабатываться в связи с актуальными задачами, которые ставятся различными медицинскими дисциплинами.

ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Особенностями медицинской психологии сегодня являются всё большая дифференциация на различные направления и расширяющиеся связи с другими областями знаний. По направленности психологических исследований можно выделить общую и частную медицинскую психологию.

Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений.

Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния.

Индивидуальность (темперамент, характер, личность), эволюцию и этапы ее постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевые процессы.

Медицинскую деонтологию, включающую вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.

Психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций, психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (например, пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.

Общую психотерапию.

Частная медицинская психология изучает конкретного больного, а именно:

особенности психических процессов у психических больных;

психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;

особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);

психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

психику больных алкоголизмом и наркоманией;

частную психотерапию.

Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии:

в психиатрической клинике - патопсихология ;

в неврологической - нейропсихология ; в соматической - психосоматика .

Патопсихология изучает, по определению Б.В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Близка к патопсихологии нейропсихология , объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Последняя является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии - клинико-описательный.

На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние взаимообразно. Близка медицинская психология и к ряду других психологических и педагогических наук - экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.

Медицинская психология оказывает значительное влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии: соотношение социального и биологического в развитии психики; анализ компонентов, входящих в состав психических процессов; развитие и распад психики; роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности. Медицинская психология использует знания педагогики, социологии, философии и т.д.

отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Определяет специфику отношений между врачом и больным. Обосновывает процедуры диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных.

В область исследования психологии медицинской входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных:

1) с возникновением и течением болезней и влиянием на это психических факторов;

2) с влиянием заболеваний на психику человека;

3) с диагностикой патологических состояний;

4) с психопрофилактикой и психокоррекцией заболеваний;

5) с обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий;

6) с характером отношений больного человека с микросоциальным окружением.

Принято выделять две основные области приложения психологии медицинской: заболевания нервно-психические и заболевания соматические.

Структура психологии медицинской содержит ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицины и практического здравоохранения. Самый общий из них - психология клиническая, включающая патопсихологию, нейропсихологию и соматопсихологию. Интенсивно развиваются отрасли психологии медицинской, связанные с психокоррекционной работой: психогигиена, психофармакология, психотерапия, реабилитация психическая.

К важнейшим проблемам психологии медицинской относятся такие, как:

1) взаимодействие психических и соматических процессов при возникновении и развитии болезней;

2) закономерности формирования представления о своем заболевании у больного;

3) изучение динамики осознания болезни;

4) формирование адекватных установок личностных, связанных с лечением;

5) использование компенсаторных и механизмов защитных личности в терапевтических целях;

6) изучение психологического воздействия лечебных методов и средств для обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психическое состояние клиента, и пр.

Существенное место среди исследуемых вопросов занимают:

1) психологические аспекты организации лечебной среды;

2) изучение отношений больных с родственниками, персоналом и друг с другом.

В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеют:

1) изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной и профилактической работы;

2) изучение рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса;

3) предупреждение иатрогений.

На базе данных, полученных в психологии медицинской, можно строить продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

англ. medical psychology) - отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением различных экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией больных. . М. п. изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней, на процесс выздоровления людей.

Современная М. п. делится на 2 основные области. Одна связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основная проблема состоит в изучении влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией, либо детерминированных врожденными, в частности генетическими, аномалиями. Др. область М. п. связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (см. Психосоматика).

Наиболее глубокое развитие в отечественной психологии получила 1-я область М. п., что проявилось в возникновении 2 научных дисциплин: нейропсихологии (Лурия А. Р.) и экспериментальной патопсихологии (Зейгарник Б. В.). Разработка в рамках этих научных дисциплин фундаментальных теоретических проблем - мозговой организации высших психических функций, соотношения развития и распада психической деятельности и др. - позволила заложить научные основы активного участия М. п. в решении диагностических, экспериментальных и реабилитационных задач.

Менее развита 2-я область М. п., что обусловлено прежде всего недостаточной научной разработкой вопросов, связанных с природой и механизмами взаимодействия соматических (телесных) и психических процессов. К числу важнейших относится также и проблема изучения взаимоотношения врача и больного. В настоящее время при разработке проблем в данной области М. п. объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов и др.

М. п. играет большую роль в развитии самой психологической науки, поскольку в патологии м. б. нередко раскрыто то, что часто бывает скрыто в норме. М. п. - важнейшая область практического применения психологической науки, один из источников новых психологических знаний. См. Клиническая психология. (Ю. Ф. Поляков.)

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

область психологических исследований и знаний, связанных с диагностикой, профилактикой и лечением различных заболеваний, а также с научным описанием психологических и поведенческих нарушений, возникающих у человека при различных заболеваниях.

Психология медицинская

область отечественной психологии, изучающей весьма широкий круг проблем, таких, как психологические аспекты заболеваний человека, деятельности медицинских работников, отношений между ними и пациентами, а также тех отношений, которые складываются в группах пациентов и в коллективах медицинских сотрудников. Кроме того, это изучение роли психологических факторов в развитии патологии, исследование влияния соматического расстройства на психику пациентов, разработка способов диагностики психической патологии у пациентов разного профиля, методов профилактики психосоматической патологии, разработка и практическое применение приемов психотерапии, психологической коррекции, обоснование различных подходов к реабилитации и др. Иногда этот термин ассоциируют с психопатологией («частной медицинской психологией»), тем самым понимая последнюю как изучение психологических аспектов психиатрических расстройств или даже семиотику последних.

Медицинская психология

лат. medicus - врачебный, лечебный) - (1) отрасль психологии, использующая психологические закономерности, механизмы в профилактике, диагностике, лечении заболеваний, в реабилитации пациентов. М. п. изучает деятельность врача, медицинского персонала, их отношение к пациенту, психологию больного человека и его взаимоотношения с себе подобными, роль психических факторов в возникновении психосоматических заболеваний, ятрогении, психологический климат лечебно-профилактических учреждений; (2) раздел клинической психологии, связанный с профессиональной практикой и оказанием услуг пациентам с физическими, психическими заболеваниями, часто в условиях стационара. Основные области интересов - психическое здоровье, психосоматические заболевания, реакции и отношение личности к своему психическому и физическому состоянию, вопросы профилактики, лечения и реабилитации пациента, решение различных задач психологической экспертизы. В М. п. традиционно выделяют две основные области: 1) применение психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией либо врожденными, в частности генетическими аномалиями. Данное направление в отечественной психологии представлено двумя научными дисциплинами - нейропсихологией (А. Р. Лурия) и экспериментальной патопсихологией (Б. В. Зейгарник); 2) применение психологии в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (данное направление представлено научной дисциплиной - психосоматика). В настоящее время применение психологии в медицине разнообразно: это и традиционные направления медицинской психологии, и психологическое сопровождение работы школ здоровья, профессиональной деятельности медицинского работника и фармацевта, применение психологии в семейной медицине, управлении лечебно-профилактическими учреждениями, медицинском и фармацевтическом образовании (в подготовке медсестер с высшим образованием, менеджеров здоровья, семейных врачей, военных врачей, др.), организации групп поддержки, проведение Балинтовских групп с врачами и медсестрами, участие психологов в программах по поддержанию общественного здоровья, пр. М. п., находясь в тесной взаимосвязи с клинической психологией (новой психологической специальностью), развивается на границе психологии и медицины.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Копирование для распространения в любом виде части или полностью возможно только с разрешения авторов учебного пособия.

Медицинская психология: методические указания для самостоятельной работы студентов медицинского факультета // А.М.Кожина, В.Л.Гавенко, Г.А.Самардакова, В.М.Синайко, Т.П.Мозговая, В.И.Коростий, Н.В.Гавенко, Л.М.Гайчук, М.Н.Хаустов, И.Н.Стрельникова, А.А. Черкасова, И.М. Соколова – Харьков, 2014. – 122 с.

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

ПОНЯТИЕ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявлениях психики. Психологию подразделяют на общую, индивидуальную и социальную. Из общей психологии выделяют возрастную, медицинскую, инженерную, космическую, военную и др. Психология непосредственно связана с философией и другими науками о человеке, играет значительную роль в научном познании закономерностей формирования личности, ее идейных, моральных, этических и эстетичных установок и ценностей.

Общая психология - наука о закономерностях формирования и практической реализации психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоций, эффекторно-волевой сферы, сознания) в отдельности и в их взаимодействии, которое составляет личность. Она дает врачу методы, которые позволяют замечать незначительные изменения в психическом состоянии больного, шаг за шагом наблюдать за ходом заболевания, отмечая положительное или отрицательное действие способов лечения.

Медицинская психология - это область психологии, которая изучает закономерности функционирования психики в условиях возникновения и течения заболевания, лечения больных людей и использования психологических факторов в лечебном процессе, профилактической и гигиенической работе медицинского персонала.

Медицинская психология направлена на решение теоретических и практических задач, связанных с укреплением и поддержанием психологического здоровья населения, предупреждением заболеваний, диагностикой патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением вопросов экспертизы, социально-трудовой реаби­литации здоровых и больных людей, а также с изучением психологических особенностей профессиональной деятельности медицинского работника.

Место медицинской психологии в клинической медицине определяется объектом исследования этих наук - больным человеком, который при любом заболевании имеет измененную психику. Психологические особенности поведения врача при том или ином заболевании, коррекция психики в процессе лечения больного, психотерапевтическое влияние на больного – основные точки соприкосновения этих наук. Медицинская психология связана со всеми медицинскими специальностями (терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия, гигиена и др.), имеет при этом некоторые специфические подходы, и, соответственно, играет большую роль в подготовке врачей любого профиля.

Основные задачи медицинской психологии :

    Психологическая оценка индивидуальных особенностей больного, изменений его психических функций под влиянием различных психических и соматических заболеваний

    Изучение влияния различных психических и сомато-неврологических болезней на психическую сферу детей и взрослых

    Оценка роли психических воздействий в возникновении, течении и предупреждении психосоматических заболеваний, их психопатологических осложнений

    Анализ индивидуальных и профессиональных психологических особенностей поведения и работы с больными врача и других медицинских работников

    Изучение психологии взаимоотношений больного и медицинских работников при осуществлении лечебно-диагностического процесса

    Разработка принципов и методов экспериментально-психологического исследования в клинике, методов коррекции и психотерапевтического обеспечения диагностического и лечебного процессов.

В Украине психология развивается как интегральная часть мировой психологической науки. На начало ХХ ст. сформировались научные школы: Киевская (Г.И.Челпанов, И.А.Сикорский, С.А.Ананьин), Одесская (И.М.Се­ченов, И.И.Мечников, М.М.Ланге, С.Л.Рубинштейн). Одним из важнейших центров развития экспериментальной психологии в 20-30 годах ХХ век был Харьков. История развития медицинской психологии также связана с такими известными учеными, как А.Р.Лурия, Л.С.Выготский, Н.А.Бернштейн, О.В.Запоро­жец, А.Я.Анфимов, К.К.Платонов, О.М.Леонтьев, В.П.Протопо­пов, П.И.Зинченко, Л.И.Божович и др.

Так, Александр Романович Лурия был основоположником нейропсихологии в СССР, его исследования были посвящены проблемам локализации высших психических функций и их нарушений при повреждениях головного мозга. Лев Семенович Выготский занимался проблемами развития психических функций, разработал понятие о «психологических системах», которые подразумевали функциональные связи между различными психическими функциями, предложил гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц головного мозга. Работы Л.С.Выготского обогатили психиатрию, дефектологию, другие науки о человеке. Николай Алексеевич Бернштейн разработал методы исследования – кимоциклографию и циклограмметрию, с помощью которых были изучены движения человека в норме и у больных с патологией нервной системы, при пользовании протезами конечностей. Полученные им результаты позволили уточнить представление о локализации функций в нервной системе, предложить эффективные приемы восстановления нарушенных функций. Петр Кузьмич Анохин разработал теорию функциональных систем, которая является одной из важнейших в психофизиологии. Блюма Вульфовна Зейгарник стояла у истоков формирования патопсихологии, занималась разработкой культурно-исторической теории применительно к исследованию проблем патологии различных психических процессов. Леонид Фокич Бурлачук занимался вопросами методологии психологических исследований, принципов психодиагностики, разработкой понятий об уровнях психического здоровья. Вадим Моисеевич Блейхер уделял большое внимание разработке принципов патопсихологической диагностики при различных психических заболеваниях.

Прежде чем перейти к описанию методов, которые используются в медицинской психологии, следует остановиться на основных этапах экспериментально-психологического обследования.

На подготовительном этапе формулируется вопрос (гипотеза), на который необходимо найти ответ. Чаще всего это вопрос о дифференциальной диагностике, о причинах или факторах, которые определяют специфику протекания того или иного заболевания, об установлении индивидуально-психологических особенностей личности больного.

Психодиагнорстическое исследование включает этапы:

    Подготовительный (постановка гипотезы, подбор методов)

    Собственно экспериментальный

    Количественной обработки данных исследования

    Интерпретация полученных данных, написание заключения

После того, как проблема сформулирована, можно, перебирая все возможные явления, установить, как и насколько влияют они на событие, которое интересует исследователя. Такой предварительный ответ на вопрос о характере связи событий представляет собой гипотезу. Основным требованием к гипотезе есть возможность ее проверки. Часто при планировании исследования могут возникнуть несколько равновероятных гипотез, тогда они проверяются последовательно.

Психологический диагноз – это выявления скрытых причин видимого неблагополучия (Л.Ф.Бурлачук).

В медицинской психологии используются следующие методы:

1 - метод клинической направленной беседы,

2 - метод наблюдения

3 - эксперимент

4 – психодиагностическое обследование

Клиническая беседа и наблюдение – это основные методы, применяемые в повседневной практической работе врача и медицинского психолога.

Метод клинической беседы, (интервью). Беседа предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, которые получены в реальном двустороннем общении с исследуемым. Это метод получения информации о индивидуально- психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах, внутренней картине болезни и структуре проблемы пациента, а также способ психологического влияния на человека, выработанный непосредственно на основе личного контакта врача, психолога и пациента.

Принципами клинической беседы являются: однозначность, точность и доступность формулировок, адекватность, последовательность; гибкость, беспристрастность опроса, проверенность полученной информации. Успех беседы зависит от квалификации исследователя, которая предусматривает умение установить контакт с обследуемым, дать возможность максимально свободно высказывать свои мысли.

В процессе клинической беседы происходит сбор анамнестических сведений и опрос жалоб больного. Материалы анамнеза позволяют судить о характере болезни, причинах и обстоятельствах ее возникновения, особенностях течения и клинических проявлениях. Собирая анамнестические сведения, врач может оценить нервно-психическое состояние пациента в период, предшествующий заболеванию, узнать, лечился ли больной ранее и в каких отделениях, насколько эффективным было проводимое лечение. Анамнез дает возможность врачу определить отношение больного к своему заболеванию, особенности психологических реакций на болезнь. При опросе больного врач не только оценивает фактический материал, но и имеет возможность определить психологические особенности больного. Нужно предоставить больному возможность самостоятельно рассказать о своем заболевании, своей жизни, однако беседа с больным должна направляться врачом. Очень важно правильно, в определенном порядке и форме задавать вопросы больному, нельзя вопросами внушать больному те или иные ощущения (например, иногда достаточно спросить больного, нет ли у него болей в области сердца, и он начинает их испытывать). С особой деликатностью следует затрагивать наиболее интимные вопросы жизни пациента. Врач должен учитывать, как внимательно и вдумчиво слушает больной его вопросы.

Однако больные, страдая от неприятных ощущений и болей, могут думать, что либо врач невнимательно обследовал его, либо болезнь очень серьезная и неизлечимая. Кроме того, некоторые стремятся остаться на положении больного, хотя и наступило выздоровление, опасаются возвращаться к прежнему здоровому образу жизни. В этом случае можно говорить об установке на болезнь. Нередко больные недооценивают тяжесть своего болезненного состояния и либо вовсе не высказывают жалоб, либо смягчают степень их выраженности.

Клиническая беседа - важный метод не только исследования больного, но и взаимодействия врача с больным, влияния на больного.

Метод наблюдения. Одним из наиболее типичных способов работы исследователя является наблюдение за объектом (человек, группа) в ожидании, что явления, интересующие исследователя, проявятся таким образом, что их можно будет зафиксировать и описать. С помощью этого метода изучают психические процессы, состояния и свойства у здоровых и больных людей. Изучение психики осуществляется в естественных жизненных условиях и отличается от естественного эксперимента тем, что врач или психолог является пассивным наблюдателем и вынужден ждать, когда вторично сможет увидеть явления, которые его интересуют.

Преимущество этого метода состоит в том, что во время наблюдения не нарушается естественной ход психических явлений. Недостатком метода наблюдения является то, что он не дает возможности с абсолютной точностью установить причину конкретного психического явления, поскольку в процессе наблюдения нельзя учесть все взаимоотношения психического явления. Наблюдение проводится в обычных условиях жизни: в семье, в процессе труда, игре, обучении, в палате больницы. Учитывается самостоятельная активность, наблюдательность, особенности реакций пациента на происходящее, его взаимоотношения с окружающими. Наблюдение должно быть направленным, т.е. преследовать определенные задачи. В медицинской практике оно дает возможность оценить сон больного, его аппетит, настроение, психическую активность и т.д.

Эксперимент. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что предусматривает организацию ситуации исследования, которое позволяет осуществить то, что невозможно в наблюдении - относительно полный контроль переменных. Под переменной понимается реальность, которую можно изменять в экспериментальной ситуации. Манипулирование переменными - одна из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем.

Если исследователя интересует любая связь явлений между собою, то в эксперименте возможно, создав определенную ситуацию, внести новый элемент и определить, возникнет то или иное изменение в ситуации как следствие созданного им изменения. При наблюдении же исследователь вынужден ждать возникновения изменения, которое может и не наступить. Эксперимент бывает 4 видов: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий.

Недостатком метода является то, что его тяжело организовать таким образом, чтобы исследуемый не знал о том, что с ним происходит. Поэтому у исследуемого может обнаруживаться скованность, неуверенность, осознанная и неосознанная тревога и т.п.

Психодиагностическое обследование . На основе психодиагностического исследования проверяют гипотезы о зависимостях между разными психологическими характеристиками. Обнаружив их особенности в достаточном количестве исследуемых, появляется возможность на основе соответствующих математических процедур установить их взаимосвязь. Требования к психодиагностическому исследованию те же, что и к эксперименту - контроль переменных. Психодиагностика, кроме того, есть самостоятельная область психологии и, в этом случае исследователь ориентируется не на исследование, а на обследование. Психодиагностика как область психологии ориентирована на измерение личностно-психологических свойств личности.

Психодиагностика - это наука и практика установления психологического диагноза. Диагноз как основная цель диагностики - может устанавливаться на разных уровнях.

1 уровень - симптоматичный или эмпирический. На этом уровне диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов (признаков)

2 уровень – этиологический, который учитывает не только наличие характеристик, но и причины их возникновение.

3 уровень - уровень типологического диагноза, который состоит в определении места и значение выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека.

Методы психодиагностики. Основными методами психодиагностики есть тестирование и опрос, методическим воплощением которых есть соответственно, тесты и опросники, которые также называются методиками. Методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки, предоставляют информацию о человеке вообще, а прицельно о тех или других ее особенностях (об интеллекте, тревожности и т.д.), позволяет провести качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми. Информация, полученная с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или другой деятельности индивида.

Тестирование. Тест - это проба, задача или система задач, которые дают возможность быстро оценить психическое состояние или уровень интеллектуального развития исследуемого.

Психологическая диагностика использует ряд экспериментально-психологических методик - тестов, с помощью которых возможна оценка функционирования как отдельных сфер психической деятельности, так и интегративных образований - типов темперамента, особенностей характера, личностных качеств.

Существуют тесты вербальные (языковые) и невербальные (рисуночные). Преимущественно выделяют две группы тестов - стандартизированные и прожективные (проективные).

Тест, ориентированный на оценку, называется стандартизированным тестом (тесты интеллекта, специальных способностей, для измерения творческих способностей).

Однако, существуют тесты, ориентированные на другое: они определяют не оценочные показатели (например, уровень развития определенного свойства), а качественные особенности личности. К этой группе тестов принадлежат проективные методики. Они базируются на том, что в разнообразных проявлениях индивида воплощается его личность, в том числе скрытые, несознаваемые потребности, конфликты, переживания. То есть, основным является субъективное содержание и отношение, которое вызовет тест у обследуемого, что позволяет строить заключения об особенностях личности.

Опросниками называют методики, которые содержат набор вопросов, на которые обследуемый должен ответить, соглашается ли он с этим утверждением или нет. Существуют опросники "открытого" типа (ответы даются в произвольной форме) и "закрытого" типа (ответ выбирают из вариантов, которые представлены в опроснике). Кроме того, различают опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты предоставляют возможность получить такую информацию об обследуемом, которая не отображает непосредственно его личностные особенности. Например, биографические, опросники интересов, установок.

Личностные опросники для измерения особенностей личности делятся на несколько групп:

а) типологические опросники, разработанные на основе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, который отличается качественно своеобразными проявлениями;

б) опросник черт личности, которые определяют выраженность черт - стойких личностных признаков;

в) опросник мотивов;

г) опросник ценностей;

д) опросник установок;

е) опросники интересов;

Методы психологического исследования не являются изолированными, они могут входить составной частью один в другой.

Основные психодиагностические методики:

Сфера психической деятельности

Психодиагностическая методика

Восприятие

Сенсорная возбудимость

Пробы Ашаффенбурга, Рехардта, Липмана

Тест десяти слов

Запоминание цифр

Воспроизведение рассказов

Внимание

Таблицы Шульте

Корректурная проба

Счет по Крепелину

Мышление

Тесты на классификацию, исключение понятий, силлогизмы, аналогии, обобщение толкование пословиц

Ассоциативный эксперимент

Пиктограмма

Интеллект

Тест Равена,

Тест Векслера

Тест Спилбергера

Метод цветовых выборов Люшера

Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)

Личность

Тест Роршаха

САН, ТРАНС

Опросник Айзенка

«Незаконченные предложения»

Методика самооценки Дембо - Рубинштейна

Последний этап экспериментально-психологического исследования обязательно включает в себя написание заключения по полученным результатам.

Одним из важнейших в медицинской психологии является понятие о психическом здоровье. Согласно Уставу ВОЗ, здоровье определяют как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Выделяют составляющие здоровья: 1) физическая (физическая активность, физическое благополучие, физические ограничения); 2) психическая (психическое благополучие, контроль поведения и эмоциональных реакций, функционирование когнитивных процессов); 3) социальная (межличностное общение); 4) ролевая (свобода в выполнении обычных ролей дома, на работе); 5) общая самооценка здоровья.

Описаны три взаимосвязанные аспекты здоровья - соматический, психический и духовный, которые основаны на соответствующих уровнях личности, учет которых необходим для правильного планирования валеологических мероприятий. Духовный (нравственный) аспект здоровья – это мотивация здорового образа жизни, установка на долгую и полноценную жизнь, отсутствие иждивенческого отношения к медицине, самостоятельная активность в формировании и укреплении собственного здоровья, бережное отношение к жизни и здоровью других.

В соответствии с критериями ВОЗ, под психическим здоровьем понимают: а) отсутствие выраженных психических расстройств; б) определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы, затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; в)состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об "объективной реальности".

Психическое здоровье - это отсутствие психического заболевания, нормальное психическое развитие и благоприятное функциональное состояние высших отделов ЦНС. Для детей - это наличие нормальных способностей к овладению знаниями и умениями, возможностей выполнения всех требований школьной жизни, соблюдения норм поведения во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами. Нормальное развитие - гармоничное, соответствующее возрасту, с нормальным функциональным состоянием и нормальной умственной работоспособностью, с положительным эмоциональным состоянием.

Общепризнанным является выделение 5 групп здоровья:

    Здоровые с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

    Здоровые, но имеющие функциональные или некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.

    Больные хроническими болезнями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма.

    Больные с хроническими болезнями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

    Больные с хроническими болезнями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

Важным в медицинской психологии является понятие о психологической адаптации человека, т.е. способности изменения структурных связей для сохранения функций и обеспечения существования человека в изменившейся среде. Адаптация может включать как физиологические, так и поведенческие реакции. Выделяют несколько типов адаптационных состояний:

    Состояние «физиологической адаптации» - обычное существование человека в меняющихся условиях среды при оптимальном режиме всех функциональных систем.

    Состояние напряженной адаптации – при возникновении необходимости перестройки, изменения существующих параметров деятельности, требующих определенного напряжения в работе соответствующих функциональных систем.

    Состояние патологической адаптации, наступающее при превышении резервных возможностей организма, которое может привести к полному истощению адаптационных механизмов и развитию дезадаптации.

Контрольные вопросы

    Укажите принципы построения целенаправленной психологической беседы.

2. Психология – это:

А. Наука, изучающая поведение человека

B. Наука о закономерностях возникновения, развития и проявлениях психики

C. Отрасль науки, изучающая уровень интеллектуального развития человека

D. Наука, направленная на выработку адекватных методов лечения психически больных

E. Все перечисленное выше

3. Медицинская психология - это:

А. Раздел психиатрии, изучающий основные симптомы и синдромы психической патологии

B. Раздел психологии, изучающий основные закономерности функционирования психики при возникновении заболевания

C. Наука о методах определения уровня интеллектуального развития человека

D. Отрасль человеческого знания, направленная на использование достижений современной медицины в изучении психологических особенностей человека

E. Все перечисленное выше

4. Медицинская психология связана со специальностями:

А. Педиатрия

B. Акушерство и гинекология

C. Хирургия

D. Психиатрия

E. Все перечисленное выше

5. Методика “Корректурная проба” используют для исследования:

А. Ощущений и восприятий

C. Психологических свойств личности

D. Мышления

E. Внимания

6. На приеме у психолога подросток 17 лет, у которого наблюдается неадекватность эмоций. Какими методами можно уточнить эмоциональные особенности пациента?

А. Проба Ашафенбурга

B. Метод Люшера

C. Счет по Крепелину

D. Тест 10 слов

E. Все вышеперечисленное

7. Родственники пациента 35 лет, перенесший несколько лет назад черепно-мозговую травму, стали замечать, что у него возникли затруднения в мыслительной деятельности. Какой метод исследования наиболее целесообразен для оценки интеллектуального состояния пациента:

А. Воспроизведение рассказов

B. Счет по Крепелину

C. Тест Векслера

D. Методика пиктограмм

Психическое здоровье выступает одной из необходимых составляющих социального благополучия личности, уровня его физического комфорта и трудоспособности. Несмотря на огромные усилия, прилагаемые к развитию и совершенствованию системы здравоохранения, за последнее столетий в мировых странах многократно выросла распространенность психических расстройств.

Подходы к дефиниции медицинской психологии

В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает развитие медицинской (клинической) психологии - научной области, призванной решить наиболее сложные проблемы современности. Специфика статуса научного направления заключается в его междисциплинарном характере, позиции на стыке медицинских и психологических знаний и практик. Выступая самостоятельной научной областью, медицинская психология не утрачивает связей ни с медициной, ни с психологией.

Определение 1

На современном этапе своего развития медицинская психология представляет собой самостоятельный раздел медицинских знаний, который включает психологические проблемы, возникающие у людей на различных этапах развития заболеваний в различных условиях обращения за медицинской помощью.

В центре внимания науки – психология больного, психологическое состояние личности, которое имеет решающее значение в возникновении заболевания, обуславливает особенности его течения, определяет развитие и успех лечения.

Задачи медицинской психологии

В процессе оказания медицинской и психологической помощи медицинская психология направлена на решение ряда актуальных задач, включая психологический анализ природы заболеваний, в частности нервно-психических, исследование психических болезней; изучение всего диапазона пагубных и благотворных влияний на личность.

Определение 2

Предметом научной области выступает исследование многообразных проявлений психики больного, их влияние на болезнь и здоровье, обеспечение оптимальных условий, психологически целебных влияний.

Медицинская психология призвана оптимизировать контакты между пациентом и врачом, способствовать быстрейшему и полному выздоровлению, предупреждению возникновению заболеваний.

Общая и частная медицинская психология

Медицинская психология может быть условно разграничена на общую и частную.

Определение 3

В центре внимания общей – основные закономерности психических состояний больного (выработка критериев болезненной, частично измененной и нормальной психики), психология медицинского работника, психология повседневного взаимодействия пациента и врача, психология атмосферы лечебных организаций.

Определение 4

Частная клиническая психология исследует ведущие аспекты профессиональной деятельности медицинского работника в процессе его взаимодействия с конкретным пациентом при определенных заболеваниях.

Болезнь как базовая категория медицинской психологии

Любое заболевание выступает патологическим состоянием не отдельных органов, но всего организма в целом, соответственно, и лечение должно носить комплексный характер.

В современной медицине патологические состояния условно подразделяются на:

  • внутренние (соматические), при которых патологические трансформации осуществляются в системах и органах человеческого тела;
  • нервные заболевания. Патологические состояния данного типа чаще всего носят системный характер;
  • психические болезни, сущность которых заключается в расстройстве специфически субъективных, идеальных, рассудочных форм человеческой деятельности. Патологии данного вида находят свое отражение в изменениях продуктивности, результативности целенаправленной деятельности, изменениях последовательности, полноты и адекватности психомоторики, пантомимической выразительности, неадекватности оценок окружающих и пр.

Вне зависимости от характера заболевания, патологическое состояние приводит к изменениям психики личности. Снижение негативных переживаний, стрессовых состояний вследствие психических изменений выступает одной из наиболее актуальных задач медицинской психологии.

Таким образом, клиническая психология выступает одним из перспективных научных направлений, позволяющих оптимизировать психологическое состояние больного человека, способствующих быстрейшему и полному выздоровлению личности.

Как одна из областей общей психологии, медицинская психология представляет собой научное направление, в рамках которого рассматриваются теоретические и практические медицинские аспекты психологических отклонений у людей.

Предметом изучения этой дисциплины являются вопросы психологии индивидуумов, которые связаны с выявлением провоцирующих патологии факторов, предупреждением, лечением и профилактикой заболеваний. Совместившая в себе медицинские и психологические понятия, эта область науки играет особую роль в плане сохранения физического и укрепления психологического здоровья у населения. Что подразумевает под собой данный термин и какую нишу занимает медицинская психология в России, мы расскажем в этой статье.

Самостоятельное направление психологической деятельности

С появлением науки психологии, изучающей закономерности появления и проявления психики на разных этапах ее развития, возникли такие направления, как общая и медицинская психология. И в то время как общая – детально рассматривает психические функции (их формирование и реализацию в практических условиях), медицинская – изучает функционирование на фоне протекающих в организме человека заболеваний.

В рамках данного научного познания, которое является самостоятельной областью психологии, проводится работа по исключению факторов, вызывающих психологические отклонения у людей, а также лечение и психокоррекционное воздействие на заболевание. Таким образом, медицинская психология изучает закономерности «работы» психики пациентов и деятельность медперсонала, осуществляемую в отношении больных людей.

Данное научное направление занимает определенное место в медицинской практике. Связано это с самим объектом изучения, так как медицинская психология и направлены на изучение изменений психологического состояния человека, возникающих на фоне патологических отклонений.

Как области научного познания, медицина, общая психология и медицинская психология имеют несколько точек соприкосновения в рамках данного учения:

  • Психологические особенности деятельности медицинского сотрудника при выявлении и терапии того или иного заболевания.
  • Коррекционные методы влияния на психику пациента, применяемые в ходе его лечения.
  • Психотерапевтическое воздействие на человека.

Эта наука имеет непосредственную связь в различными дисциплинами, представляющими основу медицины (терапия и педиатрия, неврология, акушерство, логопедия и пр.). Поэтому она имеет немаловажное значение для подготовки профессиональных кадров и предусматривает специфические приемы воздействия в рамках их практической деятельности.

К основным задачам психологии в медицине относятся следующие:

  • Мониторинг психологических индивидуальных особенностей пациентов.
  • Оценка изменений психологического здоровья и функций, возникающих на фоне патологий различного характера.
  • Изучение психической сферы взрослых и детей, которые меняются при психических, соматических и неврологических нарушениях.
  • Оценка значимости факторов воздействия в ходе проведения терапевтической деятельности, а также при диагностике и профилактике заболеваний.
  • Анализ поведенческой деятельности и применения профессиональных навыков медицинскими работниками во время лечения людей с патологиями.
  • Оценка и изучение характера взаимоотношений, возникающих между пациентом и медперсоналом, который ответственен за проведение диагностики и лечения больного.
  • Разработка специфических приемов и принципов, представляющих основы медицинской психологии и позволяющих проводить клинические исследования, применять коррекционные методы и психотерапевтическое воздействие, от которого зависит успешность лечения пациентов в клинике.

В рамках медицинской психологии детально изучаются основные разделы медицины, которые играют немаловажную роль в терапевтической деятельности, а именно:

  • Признаки и симптомы заболеваний, позволяющие судить о появлении отклонений.
  • Причины и природа появления патологий.
  • Терапия больных и уход за ними во время лечения.
  • Предупреждение и профилактика болезней.
  • Повышение стойкости организма человека к воздействию болезнетворных факторов.

В соответствии с этим можно выделить основные направления, которые являются предметом изучения медицинской психологии:

1. Психические особенности заболеваний в динамике.

2. Роль и состояние психического здоровья больного в появлении, протекании и профилактике нарушений, а также в ходе проводимых гигиенических мероприятий.

3. Значимость влияния заболевания на психологическое состояние пациента.

4. Ход развития нарушений психики.

5. Приемы, принципы и способы психологической экспериментальной деятельности в клинике.

В то же время не все психологические школы единогласно принимают цели, предмет и задачи медицинской психологии. Так, например, одни полагают, что она должна более детально раскрывать тему психических расстройств на фоне конкретных заболеваний.

По мнению других, основной задачей медицинских психологов должно быть рассмотрение особенностей психологического состояния больных для применения в отношении них соответствующих приемов коррекции. Есть и такие, кто считает задачей данной науки разработку специальных коррекционных программ под дезадаптивные терапевтические картины и дезадаптивные поведенческие приемы.

Какие вопросы решает научное исследование

На самом же деле медицинская психология (МП) подразделяется на две ветви, которые занимаются разными психологическими исследованиями и потому имеют различные задачи. Так, существуют общая и частная медицинская психология, которые отличаются направлениями осуществляемой научной деятельности.

При этом общая МП состоит из нескольких разделов, предметом изучения которых являются закономерности психологии пациента и врача, взаимоотношения между ними, особенности лечебного заведения и характер влияния заболевания на состояние больного. Помимо этого общая медицинская психология детально рассматривает вопросы деонтологии и гигиены в рамках проводимой терапевтической деятельности.

В то же время к задачам частной медицинской психологии относят изучение особенностей течения заболеваний и характера возникающих психических процессов, состояний пациента на разных этапах проведения терапии, индивидуальных аспектов психики в рамках конкретных отклонений. Также частной МП рассматриваются особенности психологического фона у людей с отклонениями в развитии и дефектами (слепых, немых, глухих), а также у страдающих от алкоголизма и наркомании пациентов.

Таким образом, можно смело сказать, что в целом предмет медицинской психологии выявляет и изучает объективные закономерности функционирования различных психологических явлений в зависимости от клинической картины заболевания и лечебного процесса. Особое внимание МП уделяет особенностям деятельности и поведения пациента в клинике, которые могут помочь выявить причину болезни и повысить успешность лечения для сохранения здоровья человека и улучшения сопротивляемости его организма провоцирующим факторам в дальнейшем.

Разработкой теоретических и практических приемов, коррекционных программ медицинской психологии изначально занимались зарубежные квалифицированные специалисты, благодаря которым данное научное ответвление стало развиваться как самостоятельная область. Широкое распространение данное понятие получило на Западе еще в начале XIX века, когда медицинские психологи стали более активно заниматься вопросами медицины, проблемами пациентов с психическими отклонениями и их взаимодействия с врачами.

Благодаря практической деятельности западных специалистов медицинская психология в России начала активно развиваться уже в начале XX столетия. В настоящее время регулярно издается научный журнал с одноименных названием, освещающий деятельность врачей в данной области. Также детально ознакомиться с хронологией и поэтапным развитием этого научного направления, предметом его изучения и задачами поможет учебное пособие «Основы общей и медицинской психологии», автором которого является Д.А. Шкуренко.

Изучая материалы по развитию данного научного направления, можно понять, что современная медицинская психология подразделяется на два направления, связанные с применением психологии в клиниках разной специализации. Так, например, одна из областей МП связана с использованием в лечебных заведениях коррекционных приемов для пациентов с неврологическими и психическими отклонениями.

И в данном случае наука рассматривает изменения состояния больного на фоне нарушений в структуре или функционировании головного мозга, возникших из-за приобретенных или врожденных патологий. Вторая же область МП имеет непосредственную связь с диагностикой и лечением болезней соматического характера, которые возникают по причине влияния психических факторов на происходящие в организме человека соматические процессы.

Какими методами руководствуются специалисты отрасли

Методы медицинской психологии, которые активно применяются в клинической практике на сегодняшний день в рамках данного научного направления, можно разделить на основные, к которым относятся экспериментальные исследования и наблюдение, и вспомогательные (получение дополнительных сведений в ходе опроса и тестирования пациентов, анализ полученных материалов и т.д.). Завершающей стадией исследований, в которых применяются методы МП, является написание экспертного заключения на основании полученных результатов.

К примеру, тестирование по системе Вине-Симона, ориентированное на разные возрастные категории. Эти тесты помогают определить степень умственного развития по количеству выполненных заданий в соответствии с фактическим возрастом человека. О свойствах позволяет судить средний показатель решенных задач в процентах. И если в результате исследования пациент демонстрирует недостаточный уровень интеллекта (менее 70%), это может указывать на наличие у него олигофрении.

Есть еще одна система тестов (Векслера), посредством которой можно проводить оценку интеллекта и индивидуальных особенностей/качеств взрослых пациентов и детей. Данная система состоит из 11 пунктов: 6 тестов для устного опроса и 5 тестов – это практическая деятельность (распознавание объектов, их сравнение, систематизация, складывание отдельных элементов и т.д.).

Это лишь часть методов, которые применяются в рамках медицинской психологии. Но стоит заметить, что все они являются лишь дополнением к общей клинической картине обследования и лечения больных, позволяя дать максимально точную оценку личностных психологических качеств испытуемых. Автор: Елена Суворова