Социальная психология любовь и дружба. Дружба, любовь и психологическая близость. Типы дружбы Дружбу можно разделить на три типа по возрастным категориям: детская, юношеская и взрослая. Здесь рассмотрим только юношескую и взрослую. Юношеская дружба

VII. Социально-психологические основы семейных отношений и их влияние на формирование личности

1. Социально-психологические особенности любви и дружбы

Рассматривая в предыдущей лекции проблемы формирования личности, мы отмечали в качестве одного из институтов социализации семью. При этом семью необходимо рассматривать с двух сторон: семья, где вырос человек, и которая влияла и будет влиять на него, пока живы ближайшие родственники, и семья, которую он создает сам, где будут муж (жена), дети.

Но семья основывается на любви, любовь – на дружбе, а дружба начинается с познания, восприятия, о чем мы уже говорили. Ведь только по древним и религиозным догмам жених и невеста узнавали друг друга на свадьбе. В нашей же жизни это происходит гораздо раньше.

Вспомним особенности межличностного восприятия :

1. Большая пристрастность (человека, который нас не интересует, мы просто не замечаем).

2. Зависимость от целевой установки (мы воспринимаем прежде всего тех, кто будет способствовать достижению наших целей и игнорировать тех, кто нам не поможет).

3. Исключительность первого впечатления (у А. С. Пушкина: «Я помню чудное мгновенье…»).

Но дружба не может только давать – она ко многому обязывает. Чего же требует дружба ?

Интерес (неподдельный) к жизни и делам друга;

Полное взаимное доверие;

Честность и искренность;

Помощь и взаимная поддержка;

Готовность даже к самопожертвованию;

Верность и бескорыстие;

Взаимная требовательность.

Наконец, дружба – строго избирательна. Нельзя каждого знакомого считать другом, но и нельзя разбрасываться друзьями, как случайными попутчиками. «Лучше иметь одного друга многоценного, нежели многих малоценных» – писал древнескифский мудрец Анахарсис Скифский еще в VI в. до н. э. .

Надо сказать, что дружба находится под постоянным контролем внимания, памяти, мышления, воли. Но бывают ситуации, когда эмоциональная сфера выходит из-под контроля и мысли, и воли – это вспыхивает страсть.

Страсть – это сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над всеми остальными; это сплав эмоций и мотивов. Хотелось бы, чтобы она была только созидательной, но, к сожалению, она иногда бывает и разрушительной; в любом случае – без страстей не бывает и личности. «Как гибельны страсти! – писал Вольтер. – Это ветры, надувающие паруса корабля, они его иногда топят, но без них он не может плавать». . Наиболее часто страсть выражается в любви.

Вот как определяется она в учебном пособии по социальной психологии: «Любовь – это интенсивное, напряженное и устойчивое чувство, выражающееся в стремлении человека быть своими личностно – значимыми чертами с наибольшей полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости». .

Но любовь настолько сложное психологическое образование, что она выступает на различных уровнях. Прежде всего, в социально-эмоциональном проявлении любовь – это чувство к Родине, народу, труду, профессии.

Еще в I веке до н. э. Цицерон писал: «Нам дороги родители, дороги дети, близкие родственники; но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове «отчизна». Какой честный человек станет колебаться умереть за нее, - если он может принести этим ей пользу?» .

Еще более пылко и ярко написал об этом проявлении любви великий сын украинского народа Т. Г. Шевченко:

«Святая родина! Святая!

Иначе как ее назвать!

Ту землю милую, родную,

Где мы родилися, росли

И в колыбели полюбили

Родные песни старины». .

Такая любовь зависит от нравственно-психологического и эмоционально-эстетического развития личности, ее идейно-политических и правовых взглядов. В. А. Сухомлинский писал: «Любовь – это цветы нравственности; нет у человека здорового нравственного корня – нет и благородной любви». .

Другая сторона любви – внутрисемейное чувство: родительская, братская, сыновья, дочерняя. Семейные связи – очень мощны, держатся не только пока кто-то из близких жив, но и тогда, когда все близкие уже только в памяти.

Г. Гегель писал: «Мать любит в ребенке супруга, а последний – жену; оба имеют в нем свою любовь перед собою. В то время как в имуществе единство находится лишь во внешней вещи, в детях оно пребывает в некоторой духовной связи, в которой родители любимы, и которое любимо ими». . В этом плане особенно большой удар жизнь нанесла сиротам. Это совершенно своеобразная категория людей, требующая особого такта и заботы.

Наконец, нельзя обойти и третье проявление любви – индивидуальное чувство представителей двух полов. Эта сторона любви не только предельно индивидуальна, но и предельно избирательна. В самом деле, какая неведомая сила связала Ромео и Джульетту, Руслана и Людмилу, Меджнуна и Лейли! Над разгадкой этой тайны великого чувства бились, бьются и еще будут биться лучшие умы человечества.

С одной стороны, можно ли из любви мужчины и женщины совершенно исключить сексуальные мотивы, знаменитое «либидо» Зигмунда Фрейда, за одно упоминание о котором еще не так давно можно было быть обвиненным в очень многих грехах? Конечно, нет!

Скажем откровенно: вряд ли привлекут внимание противоположных полов тусклая, неряшливо одетая, не следящая за собой женщина или оборванный, синюшный от перепоя бомж.

Но с другой стороны, половые инстинкты присущи и животным. Так неужели же мы так и не поднялись над животными миром в этом плане? Конечно нет. Кроме полового чувства в фундаменте настоящей человеческой любви находятся нравственные и духовные начала.

Великий гуманист В. Г. Белинский подчеркивал: «… первый и основной смысл любви заключается в заботе природы о поддержании и размножении рода человеческого. Но если б в любви людей все ограничивалось только этим расчетом природы, люди не были бы выше животных. Следовательно, это чувственное стремление в любви человека одного пола к человеку другого пола есть только один из элементов чувства любви, его первый момент, за которым в развитии следуют высшие, более духовные и нравственные мотивы». .

Следует подчеркнуть, что нельзя смотреть на любовь только как на радость и удовольствие, это и житейско-бытовые сложности, и материальные проблемы; это испытания временем и соблазнами; это многоплановые обязанности перед любимым человеком.

Как не вспомнить здесь замечательно точные строки из программного стихотворения известного русского советского поэта – лирика С. Щипачева:

«Любовью дорожить умейте,

С годами – дорожить вдвойне!

Любовь – не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Все будет: слякоть и пороша –

Ведь вместе надо жизнь прожить,

Любовь с хорошей песней схожа,

А песню нелегко сложить».

Найти в юности единственную любовь на всю жизнь – великое счастье, потерять юношескую любовь, но не потерять себя, не очерстветь – великое мужество, растоптать, исковеркать юношескую любовь – великое горе и потеря.

Итак, любовь как одно из наиболее сложных человеческих чувств выступает одновременно в трех проявлениях: социальном, групповом и индивидуальном, проявляя социальные, психологические, традиционно-семейные и интимно-сексуальные мотивы человека.

Под дружбой еше со времен Аристотеля обычно понимают вы-сокоиндивидуализированные и свободные от эротических элементов отношения между людьми. Причем это устойчивые к внешним воздействиям, положительные, длительные отношения, основанные на духовной близости, то есть на наличии обших интересов, на добровольной совместной деятельности в области, интересующей дружащих людей. Условием дружеских отношений является полное доверие, открытость, преданность людей друг другу, бескорыстность и готовность оказать помошь друг другу.

Наконец, что очень важно, люди, находящиеся в отношениях дружбы, получают удовольствие от того, что доставляют приятное другому человеку. Таким образом, у дружащих людей возникает и развивается соответствующая мотивация, внутренняя потребность в дружбе. Именно в этом смысле следует понимать известное выражение о том, что дружить надо уметь. Особенно активное развитие мотивации дружбы обычно происходит в детском и юношеском возрасте во время становления характера человека, формирования его внутреннего мира, его самосознания, моральных норм и законов. Действительно, если человек способен к дружбе, в его восприятии мира обязательно должна иметь место определенная иерархия ценностей, в которой на первом месте стоит потребность делать приятное другу, бескорыстно жертвовать для него многими материальными и нематериальными благами.

Исходя из этого, становится понятным такая особая характеристика дружбы, как ее высокая индивидуальная настроенность. По-видимому, это свойство связано с тем, что человек может испытывать потребность жертвовать своими интересами только в особых случаях, ради очень узкого круга людей. Другое дело, что среди масс обыкновенных людей встречаются редкие люди с истинно жертвенным характером, которых люди называют героями, обожествляют, о которых пишут книги, слагают поэмы, легенды и мифы.

Из сказанного следует, что важным условием дружеских отношений является также схожесть уровня духовного развития и систем духовных ценностей людей. Например, едва ли будут дружить люди, имеющие различные представленияодопустимости обмана или воровства (особенно у близких), о возможности измены или предательства (особенно близкого человека), о нарушениях других христианскихзаповедей. Понятно также, что, вообще говоря, дружеские чувства в значительно меньшей степени зависят от различия интеллектуального развития людей - примером может служить дружба между взрослым и ребенком.

Необходимость развитых духовных и интеллектуальных компонент для существования дружеских отношений позволяет по-новому рассмотреть классический вопрос о возможности дружбы между мужчиной и женщиной. Действительно, уровень внутренней культуры человека, уровень его интеллектуального развития, существующие у него моральные, этические и нравственные нормы определяют возможность дружеских отношений этого человека с людьми другого пола. Вопрос сводится к тому, способен ли, например, мужчина увидеть в женщине не только существо другого пола, но и личность, обладающую набором перечисленных категорий. Иными словами, хватает ли у этого мужчины интеллектуальных, духовных, моральных, этических и нравственных качеств для того, чтобы "отстроиться" и раздельно воспринимать духовные и половые характеристики женщины.

От любви дружба отличается большей рассудочностью и более строгими нормами взаимного поведения. Чувство любви проявля-ется в виде нескольких форм: в форме любви мужчины и женщины, братской любви, любви родителей и детей, любви человека к самому себе, фанатичной любви к кумиру и т. д. Так же как и в случае дружбы, любой вид чувства любви основан на существовании у человека сложного комплекса моральных, нравственных, духовных и интеллектуальных качеств, составляющих основу личности и позволяющих человеку выделить любимого или любимую среди множества других людей.

Основополагающей чертой чувства любви, так же как и дружбы, является ее мотивационная сущность. Настоящая любовь по мере своего развития становится одной из основных внутренних, первичных потребностей человека. Это потребность в совершении бескорыстных дел, совершении часто безрассудных, вредящих самому человеку, поступков ради объекта любви. Также как и в случаях дружбы, разные люди в разной степени способны испытывать любовь как первичную потребность делать бескорыстное добро для объекта любви и тем более приносить ему в жертву свои интересы, цели и стремления.

В этом смысле говорят, что по-настоящему любить дано не каждому, не каждый человек обладает способностью испытывать радость, отдавая другому не только материальные ценности, но и свою жизненную силу, энергию. Наряду с мотивацией жертвенности способность любить требует от человека наличия развитого и богатого духовного мира, высокой внутренней культуры, что позволяет человеку правильно оценивать свои поступки, намерения и мысли. При этом, как и в дружбе, чувство любви совершенно не обязательно требует осознания, оно просто можетбыть непреодолимой внутренней потребностью дарить радость. "В дарении себя и есть та сила, которая рождает любовь", - писал философ и психолог Эрих Фромм (59: 111).

В этой формулировке просматривается еше одна существенная сторона любви: любовь -забота о другом человеке. Недаром в русском языке одним из синонимов понятия любить является понятие жалеть. По-видимому; в своих истоках, по своему происхождению, чувства любви, сострадания, милосердия и сочувствия имеют родственные корни.

Фромм является создателем напраатения "гуманистического психоанализа", в котором любовь в широком смысле слова рассматривается как важнейший способ преодоления дисгармонии между личностью и обществом. "Дарение пробуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба увеличивают радость, которую внесли в свою жизнь", - писал он.

Понятно, что развитие потребности отдавать является не простым делом, которое, действительно, требует от человека высокой духовной организации, высокой внутренней культуры, тонко организованной системы моральных ценностей и норм. Эта система имеет свою структуру приоритетов, запретов, свои критерии позволенного и непозволенного, свои условия прошения, предписания по искуплению нарушений норм, например таких нарушений, как измена или предательство. При этом интуитивно или осознанно люди, находящиеся в отношениях любви, конечно, должны иметь сопоставимые представления о том, что может рассматриваться как измена или предательство и насколько тяжелым нарушением являются эти действия в данныхконкретныхситуациях. В этом смысле неудивительна и другая интересная формулировка, говорящая о том, что "в любви один любит, а другой только позволяет любить себя".

Представление о чувстве любви како сложной иерархической, перестраиваемой в зависимости от обстоятельств системе понятий, отношений, критериев, приоритетов и запретов в эмоционально-когнитивной сфере дает возможность рассмотреть различные виды любви. Например, становится понятным, что секс (эротическая, или половая, любовь) представляет собой только небольшую часть этой системы. Важность и значимость для человека этой части очевидна и несомненна, это один из базисных инстинктов, одна из базисных потребностей, в частности, связанная с другим базисным инстинктом - врожденной потребностью продолжения рода.

Однако для человеческихотношений абсолютно важным яаляется сочетание этих первичных базисных потребностей со всей системой культурных, моральных и нравственных отношений, с наличием взаимного уважения интересов, духовных ценностей, черт характера, привычек, личностных особенностей, а также возможных странностей и заблуждений, которые часто представляют неотъемлемую часть внутреннего мира человека. Прощать ошибки, не обращать внимания на какие-то не совсем приятные черты характера любимого человека, помогать ему в трудных ситуациях - именно такое поведение является необходимым условием взаимной любви.

В этом плане стоит только вспомнить о таких типичных и не очень удобных для общения чертах, как забывчивость, неэкономность в деньгах, неаккуратность, болтливость и т.д.

Особым видом любви является влюбленность. Следует отметить разницу между длительным, устойчивым чувством любви и чувством мгновенной влюбленности, когда человек руководствуется только некоторыми первичными и часто обманчивыми впечатлениями. Отличительной чертой и, как правило, причиной состояния алюбленности является то, что человек часто видит в предмете любви тот идеал, который сам сформировал в своем воображении, то есть проецирует на внешний мир свои нормы и предпочтения, наделяет некий объект набором идеальных качеств и характеристик. Именно поэтому влюбленность стечением времени при более внимательном знакомстве с человеком, при более полном и глубоком узнавании черт его характера или проходит, или переходит в любовь.

С другой стороны, влюбленность может перейти в вариант слепой фанатичной любви к кумиру, когда человек не в состоянии реально оценить качества объекта любви, его характер, отношение к другим людям. Этот вариант любви достаточно распространен и, как правило, связан с определенным дисбалансом между основной триадой качеств, составляющих основу любого чувства. Эти качества в согласии с вышеприведенным определением понятия чувства представляют собой: во-первых, силу эмоций, во-вторых, выраженность потребностей в духовных, идеальных качествах объекта любви, таких качествах, как наличие добра, справедливости, таланта, нравственности, и, в-третьих, наличие критической, объективной оценки реальных качеств предмета обожания. Понятно, что при фанатичной любви дисбаланс проявляется в ослаблении третьего фактора, то есть в отсутствии критической оценки реальных качеств предмета обожания.

С разной степенью выраженности основной триады чувства связано также существование неразделенной любви, когда один из партнеров с той или иной степенью объективности не видит в другом воплощения своего идеала. Интересно отметить, чтолюди при этом очень часто становятся жертвами иллюзий: те или иные черты характера, отношение к добру и злу, такие свойства, как порядочность, терпимость к недостаткам и, наконец, не в последнюю очередь, сама способность к любви далеко не всегда бывают видны с самого начала. С одной стороны, очень часто внешние характеристики объекта любви заслоняют собой, делают незаметными душевные качества человека, с другой стороны, эти качества остаются незамеченными, так как находятся в тени аналогичных, но идеальных характеристик. Наконец, в случаях неразделенной любви имеет место и объективное расхождение личностных характеристик реального партнера и предстаатений о необходимых какфи-зических, так и духовных качествах любимого человека, то есть рассогласование между идеалом и реальностью, что в конечном счете и приводит к такому комплексному явлению, как отсутствие взаимности.

Особо интересно отметить, что представления людей об идеале любви, о наиболее желаемом объекте любви подвержены серьезным изменениям. И это в какой-тостепени опровергает устоявшееся мнение о том, что стечением веков и тысячелетий у человечества не изменялся идеал красоты. Например, представление отом, что таким идеалом как была, так и осталась женщина типа богини Венеры. Исторический анализ представлений о идеальном объекте любви все-таки претерпевает определенные изменения. Так, в течение долгих средних веков типичным эталоном мужчины, мужской красоты и мужского характера был рыцарь, то есть человек, обладавший определенным происхождением, определенными навыками боевых искусств, определенными моральными, этическими, интеллектуальными качествами.

Очевидно, что сегодняшний идеал мужчины, даже если он тоже будет называться рыцарем, имеет отличия, если не по всем, то по большинству из приведенных пунктов. В конце XX века в мужчине ценилисьскорее не физическая сила, а интеллект, умение находить обший язык, договариваться с трудным партнером, а не применение грубой силы, общительность, способность занимать положение в обществе, деловитость. Идеал современной женщины также представляет собой результат длительных исторических изменений. Может быть, наиболее ярким показателем этой динамики является активное развитие феминизма, то есть борьбы женщин за равноправие. Современная женщина наряду с традиционными чертами красоты, привлекательности, доброты, терпимости, заботы о детях стремится обрести свободу поведения и принятия решений, широкий доступ к знаниям и интеллектуальному потенциалу, хочет стать специалистом, быть деловитой, энергичной, самостоятельной.

Говоря о видах любви, стоит отметить ролевые функции людей, проявляющиеся во взаимных отношениях любящих. Примером типичной ролевой функции мужчины является "мужчина-сын", то есть мужчина, в первую очередь ищущий в любимой женщине мать и ошушаюший себя комфортно только в качестве объекта опеки или заботы. Такой матерински ориентированный мужчина в своихлюбовных отношениях всегда пребывает в роли ребенка, часто он бессознательно играет роль беспомощного, иногда обаятельного, иногда избалованного и эгоистичного центра семьи. Мужчина такого типа ищет женщину, внутренне настроенную играть функцию матери в любовных отношениях, более того, при встрече с женщинами другого типа он искренне чувствует себя несправедливо обиженным и разочарованным.

Симметричная ролевая функция - "женщина-ребенок", ориентированная на отцовскую любовь. Такая роль, как правило, свойственна женщинам, которые в детстве были очень привязаны к своим отцам, они ищут в любимом лучшие черты отца и бывают счастливытолькосмужем, который заботитсяо нихкакоребенке.

В качестве другого примера типичной ролевой функции можно назвать такой, как "женщина-лидер". Женщина этого типа просто неспособна к другому типу взаимодействия, она непроизвольно требует от мужчины полного подчинениям это практически является условием их совместной жизни. Трагичность такой ролевой функции для семьи иллюстрируется даже на языковом уровне: в русском языке мужчин, живущих в таких семьях, называют "подкаблучники", американский жаргон имеет не менее сильное выражение - "hen-pecked" (буквально: курицей клеванный).

Естественно, что проблема коррекции ролевых функций, как и любая другая проблема психотерапии, является трудно решаемой, в частности потому, что ролевые функции реализуют глубинные черты характера человека, отчасти генетически переданные по наследству, отчасти сформированные в раннем детстве. Вообще проблема коррекции или в более общем плане проблема переучивания является сложной ввиду своей прямой связи с возрастными стадиями развития психики, о чем мы говорили ранее. Действительно, с возрастом по мере созревания и развития нейрофизиологических структур происходит "запаивание" и многих психологических функций и в первую очередь, как хорошо известно из практики, функций запоминания, переучивания, переосмысливания имеющихся данных и формирования новых понятий.

Еще одним важным и интересным для рассмотрения видом любви является любовь человека к самому себе. Существенно отметить, что по мере развития общества, по мере все большего признания людьми важности личных интересов укрепляется представление о том, что любовь к себе является нормальным явлением для человека. При этом библейская заповедь "возлюби ближнего как самого себя" на самом деле дает очень точный рецепт по балансировке двух во многом противоположных потребностей, дает предписание того, как избежать эгоизма и самообожествления. Действительно, в этой формуле дан критерий нормы правильного поведения в обществе. При этом, конечно, общество приветствует как героическое поведение человека, который совершает поступок, в котором его интересы приносятся в жертву интересам друтих людей. Интересно также заметить, что такое превышение требований нормы общественных отношений является новой специфической нормой для отношений по-настоящему любящих друг друга людей.

О понятии дружбы между мужчиной и женщиной слышал, наверное, каждый человек. Полемику на эту тему разводят уже не одно тысячелетие, но, несмотря на это, менее актуальным вопрос дружбы между мужским и женским полом не становиться. Говоря о дружеских взаимоотношениях мужчины с женщиной, предполагается настоящие искренние и приятельские отношения.

Дружба между мужчиной и женщиной

Однако ученые в области психологии настойчиво утверждают, что дружбы между противоположными полами быть не может. В обычной жизни человек выбирает себе друзей исходя из симпатий и антипатий, а следовательно, если мужчина и женщина дружат, то они оба на уровне подсознания испытывают симпатию друг к другу. Эта симпатия в определенный момент всегда проявляется в сексуальном влечении.

Понятно, что ни один человек не станет дружить с тем, кто ему неприятен. Поэтому дружба между мужчиной и женщиной, женщиной и женщиной, а так же мужчиной и мужчиной никогда не возникнет, если они не испытывают симпатии друг к другу.

С психологической точки зрения дружба между разнополыми людьми основана на подсознательном уровне и несет сексуальный характер. И действительно, немало примеров, когда просто «дружба» перерастает в крепкие «любовные отношения».

Однополая дружба и любовь

Сегодня не редким является однополая дружба, перерастающая в более интимные отношения. Лесбийская и гомосексуальная связь между друзьями сегодня уже никого не повергнет в шок. Подобные отношения, так же как и отношения между мужчиной и женщиной начинались с чистой и искренней дружбы, но в силу симпатий приобрело и сексуальный характер.

Часто в дружеских отношениях возникает ревность. На первый взгляд может показаться, что ваш друг эгоист, но если копнуть глубже и разобраться, все сразу же становиться на свои места.

Итак, дружба такие же близкие взаимоотношения, как и любовь, одна первая менее бурная, чем вторая. Дружба между мужчиной и женщиной заканчивается тогда, когда появляется ревность.

Многие спросят, как же отличить дружбу от любви и как не допустить, что бы первое переросло во второе? Где грань между любовью и дружбой?

Отличить дружбу от любви не так уж и легко, и даже самые философские умы не справляются с этой задачей. Происходит это оттого, что дружба и любовь настолько близки, что определить между ними грань — задача не из легких. Как говориться лучший партнер тот, который совмещает в себе и мужа и друга и любовника. Наверное, это неспроста, и дружба часто рождает страсть переходящую в любовные отношения. Обще доказанный факт, что важнейшим условием любви является дружба. Кто же докажет обратное?

Первой отличительной особенностью дружбы от любви является чувство собственности. Настоящая дружба проявляется тогда, когда флирт на стороне не обижает вашего друга, и он не стоит у вас на пути, а радуется тому, что наконец-то обрели вторую половинку. Если же этого не произошло, и возникает ревность, необходимо задуматься, не зашла ли ваша дружба за ее пределы.

Необходимо помнить, как и любовь, так и дружба — это дар Божий, и некоторые тратят годы на поиски близких по духу людей. Именно эти чувства позволяют нам ощутить себя нужным для кого-то и неважно друг он или любовь всей вашей жизни.

Дружба между мужчиной и женщиной – вечная дилемма, о которой все спорят. Сколько людей, столько и мнений. Эти чувства идут по жизни рука об руку. Могут ли возникнуть обычные, дружеские отношения без влюблённости и романтических чувств? Любовь и дружба имеют много общего – понять, где граница, и отличить её бывает нелегко. Для начала важно разобраться в этих понятиях и определить их значения. Что такое романтические чувства и что такое дружеские узы.

Любовь – о ней можно говорить бесконечно, это одно из самых сильных и прекрасных чувств, которое испытывают люди. Оно имеет множество значений и форм. Основные виды любви:

  • Эрос – романтические чувства, симпатия по отношению к мужчине или женщине;
  • Сторге – подразумевает под собой чувства к родственникам, семье;
  • Филиа – чувства, которые проявляются к близким друзьям;
  • Агапе – любовь к Богу.

Каждая грань любви вмещает в себе чувство глубокой привязанности к другому человеку. Она побуждает жить для других и отдавать. Во имя любви на протяжении всей человеческой истории совершалось множество героических, красивых, фантастических поступков. Она не всегда бывает со счастливым концом. Но она всегда делает счастливым того, кто её проявляет. Умение любить других обогащает и избавляет от эгоизма.

Дружба – отношения между людьми, основанием которых являются любовь, честность, искренность. У близких друзей взаимная симпатия, общие цели и интересы, полное доверие между собой. Друзья помогают друг другу становиться лучше.

Понятия любви и дружбы, как видно, тесно связаны между собой. Эти чувства просто не могут существовать по отдельности. Не бывает друзей, которые не любят. Да и симпатия возникнет, если фундаментом является хорошая дружба. Уже не один пример показал, что секрет счастливого брака есть близкие, доверительные отношения до женитьбы. Муж и жена просто обязаны быть лучшими друзьями.

Общие основания дружеских и романтических чувств

И влюблённости, и хорошей дружбе характерно притяжение. Люди, которые близко общаются, как и влюбленные пары могут скучать друг по другу. У них возникает желание часто проводить время вместе, созваниваться.

И дружба, и любовь подразумевают под собой близкие отношения. Желание делиться сокровенным, своими чувствами, мечтами, целями. Любимый человек или друг становится особым, ближе, чем все остальные. Связь, которую основывают понимание и доверие, возможна в обоих случаях.

Дружба или любовь просто не возможны без взаимного уважения. Нельзя говорить, что любишь человека и при этом относиться к нему небрежно или как-то унижать его достоинство. Оба чувства побуждают к взаимной поддержке. Благодаря этому любые отношения становятся крепче, развиваются и ценятся больше. И, конечно же, проведённое вместе время приносит удовольствие. Приятно вместе посмеяться, ждать следующей встречи.

Чем они отличаются

Это не любовь, а дружба, как удостовериться? Хотя дружеские и романтические отношения объединяет многое, есть и существенные различия. Отличить эти понятия возможно по многим аспектам. Безусловно, у хороших приятелей много общего, у них могут быть одинаковые взгляды на жизнь, общие стремления. Но просто хорошие друзья не стремятся к общему осуществлению своих целей. Совместное будущее планируют только потенциальные семьи.

Определить истинное отношение к человеку можно и по количеству оказанного внимания. Даже в самой крепкой дружбе не уделяется столько времени, как в романтических отношениях. Влюблённые всё своё свободное время, каждую минуту отдают друг другу. А если это не так, то это не любовь, а дружба, или даже что-то меньшее.

Когда двое любят, у них нет понятий «я», «мне», «моё», они говорят «мы», «нам», «наше». У товарищей есть потребность друг в друге, но всё равно у каждого из них своя жизнь. Друзья идут по жизни параллельно, рядом, а когда связывают узы любви, двое становятся одним целым. Конечно, отношения влюблённых пар во многом ближе и теплее дружеских чувств. По этим аспектам отличить и понять разницу между дружбой и серьёзными любовными отношениями не составит труда.

Из дружбы в любовь

А может ли хорошая дружба перерасти в нечто большее? Ответ очевиден: да, это возможно. Как уже писалось выше, крепкие семьи получаются из хороших друзей. От любви никто не застрахован. И вот отличить эту тонкую грань сложнее. Перерастает дружба в более близкие отношения постепенно и незаметно. Поэтому определить можно не сразу. Отношения становятся теплее и крепче, человек становится просто незаменимым в жизни. Вот так дружат с детства, сидят за одной партой, делятся сокровенными секретами. Но утверждают, что просто друзья, о любви не идёт и речи. Но вдруг что-то происходит, и двое влюбляются. Замечательно, если эти чувства взаимны, получится чудесная семья.

Конечно, не всегда возникает такое чувство. На вопрос, нельзя отвечать утвердительно. Одни скажут «нет», другие – «да». Всё зависит от каждой ситуации в отдельности.

Существует множество примеров дружбы противоположных полов. Но примеров, когда она перерастала в более тёплые и нежные отношения, не меньше. Может возникнуть симпатия, близкие отношения, но они будут не романтические, а скорее как родственные. Двух людей могут объединять общие воспоминания, прошлое, им комфортно вместе. Но между ними иной вид любви. Отношения между мужчиной и женщиной могут быть как отношения брата и сестры. Но опять же никто не застрахован, даже очень долгое обычное общение может перерасти в романтику. Не всегда легко понять и разобраться в своих чувствах. Определить это поможет время, проведённое вместе. Любовь и дружба – самые добрые и светлые грани человеческих отношений. Прекрасно, когда они гармонично дополняют друг друга. Независимо от того, дружба это или любовь.

Отношения, начавшиеся с желания (или вожделения), обычно заканчиваются банальным сексом . Настоящие отношения, которые в будущем могут перерасти в долговременные отношения и в любовь, начинаются с симпатии и дружбы. Вам не предложили переспать на первом свидании? У вас есть шанс на продолжение отношений, конечно,

если при первой встрече вам было интересно друг с другом, вы узнали много нового, вас внимательно слушали, вас не «напрягало» общение с партнером, вы не поглядывали на время и не спешили домой.

Вы начинаете общаться, ваши отношения становятся дружескими, вы делитесь друг с другом своими секретами (пусть не всеми), рассказываете о свои победах и поражения, вас слушают, вам сопереживают, вами восхищаются, вы вместе радуетесь разным вещам, у вас появляется много общего и вам интересно друг с другом.

Это называется дружба, потому что:

У вас есть общие интересы;

Вам интересно делать что-то вместе;

Вы начинаете доверять друг другу;

Вы не считаете, что кто-то кому-то чем-то «обязан»;

Вы не устраиваете, друг другу «сцены» и не закатываете «скандалы» по разным поводам;

Вы не завидуете успехам и искренне радуетесь удачам друг друга;

Вы постоянно общаетесь, но при этом у каждого своя жизнь;

Вы планируете свою жизнь самостоятельно, но можете договариваться о совместных походах и прогулках;

Вы, находясь рядом - чувствуете себя свободными.

И через некоторое время ваши отношения переходят на новый уровень. В вашей жизни наступает момент, когда вы понимаете, что вы не хотите больше расставаться. Вам хорошо вместе, вам спокойно, комфортно, вам легко. В ваших отношениях возникают чувства, появляется влюбленность и приходит Любовь . Вы заключаете союз (или вступаете в брак). Вы начинаете жить вместе, вы начинаете планировать свою жизнь с оглядкой друг на друга, в расчёте на долгую и счастливую совместную жизнь.

Но через некоторое время этой самой совместной жизни, вы вдруг осознаете, что многое изменилось в ваших отношениях. Что-то не так, не так как было вначале. Вы стали жить только своими интересами, перестали делать что-то совместно. И доверие, оно начало исчезать, а на смену доверию пришла ревность , обиды, сожаление, непонимание, пустота. Не у всех так, но более 99% семей с этим сталкиваются. Большинство продолжают делать вид, что это нормально, другие разводятся, обвиняя друг друга в своих ошибках, но лишь единицы готовы обсудить сложившиеся проблемы со своим партнером и сохранить отношения.

Возможно, вы забыли о том, что вы не только супруги, но и друзья. Куда ушла дружба? И так уж ли она важна в браке? Разве совместная жизнь должна строиться только на любви и совместном ведении хозяйства? Любовь со временем уходит (конечно, если огонь любви не поддерживают оба партнера), и
что остается? Дружба, уважение, доверие . Вы можете добавить - совместное хозяйство, дети, родственники и т.д., но это все не то, это не залог счастливой семейно жизни, так живут почти все семьи. И что, вы думаете, они счастливы? А дети, которые вырастают в таких семьях, они счастливы? Они так живут, потому, что так принято, так проще, так не осудят.

Искренняя дружба между супругами – это дар, который, как и любовь надо уметь сохранить . Будучи не только отличными любовниками, но добрыми друзьями, друг для друга, ваши отношения будут меняться, потому, что другу можно простить многое, чем любимому. Недостатки друга можно принять и быть к ним более терпимыми, чем к недостаткам вашего партнера. Важно помнить, что вы добровольно приняли решение жить вместе (надели на себя эти «узы брака»), а значит вы не враги, а друзья. И в первую очередь должны видеть в своем партнере друга, настоящего, искреннего, человека которому можно и нужно доверять, а потом уже любовника, мужа (жену), партнера по бизнесу (если у вас свой бизнес) и т.д.