Жанрами публицистического стиля являются репортаж путевой очерк. Репортаж как особый публицистический жанр. Презентация на тему: Жанры публицистического стиля. Путевой очерк

Стиль публицистики и прессы - это стиль пропаганды и агитации. Населению не просто сообщается об актуальных событиях в политике, общественной жизни, искусстве, литературе, науке и технике, информация преподносится с определенной точки зрения, чтобы влиять на читателя и убеждать его. (Дроняева,2004:33)

Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, - сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

Каждый публицистический текст относится к определенному жанру.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля - функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Поэтому публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность (что вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции).

В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений- рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы.

На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. (Брандес, 1990: 126)

Как отмечает А. А. Тертычный, понятие “жанр” непрерывно изменяется и усложняется, и разные исследователи предлагают свой “набор” жанров. Сам он называет тремя главными жанрообразующими факторами предмет, цель и метод отображения, реализуемые осознанно или неосознанно конкретным

журналистом в ходе создания того или иного текста. В совокупности три признака образуют “тип отображения действительности”, и трем типам - фактографическому, исследовательскому и художественно-исследовательскому - соответствуют три типа журналистских текстов. Другими словами, это все те же информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. (Тертычный,2000: 144)

У каждого жанра публицистики - свой объект отображения. Это та область реальной действительности, которую исследует автор текста.

Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты.

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. (Кадыкова, 2004: 35)

Аналитические жанры - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия.

Художественно-публицистические жанры - здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка. Сюда относится очерк, фельетон, памфлет.

Значение информационных жанров в том, что они “выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности”. (Тертычный,2000: 145)

Цель информационных жанров - сообщить о факте; в основе дифференциации в этой группе жанров лежит именно способ освещения фактов.

Журналист знает или интуитивно постигает целевое назначение различных жанров и обращается к ним в соответствии с задачей, которую решает. Ошибочный выбор жанра его выступления в газете может помешать ему успешно выполнить полученное задание. (Гуревич,2002: 127)

Понятие «репортаж» возникло в первой половине 19 века и происходит от латинского слова «reportare», означающее «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Очерк - наиболее характерный для публицистики жанр, построен по законам драматургии и основан на фактах, он максимально приближается к художественным жанрам. Глубина авторского осмысления - отличительная черта очерка. Он не только описывает, комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознание автора. Личность автора не менее важна в очерке, чем факт или событие. Сюда можно отнести творческий портрет.

Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно художественная, или преимущественно теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпирические факты. Именно непроясненность названного обстоятельства долгое время служила исходным моментом горячих споров о том, относить ли газетный (журнальный) очерк к художественным произведениям или же к документально-журналистским.

Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в отечественной теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.

В современной российской теории журналистики прослеживается относительное согласие в принципиальных взглядах на репортаж. Практики, настаивающие на необходимости упрощения формулировок, не меняют сути этих формулировок. Репортаж всеми трактуется как информационный жанр.

Л.Е. Кройчик называет репортаж, отчет и интервью как жанры публицистики “оперативно-исследовательскими текстами”, где на первый план выступает истолкование информации. В этих жанрах «анализ - не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментария». (Кройчик,2005: 167)

Он дает следующее определение жанра:

«Репортаж - публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события». (Кройчик, 2005: 170)

Также Кройчик говорит о том, что репортаж- это один из самых эффективных публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом. Стержнеобразующий жанровый элемент в репортаже- отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Он называет репортаж фабульным жанром: основу повествования составляет последовательное описание события. (Кройчик, 2005: 170)

Шибаева высказывает такое же мнение. Она в своей статье называет предметом репортажа ход события. “Надо организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан эффект присутствия (читатель как бы сам видит происходящее)”. (Шибаева,2005: 48)

Жанрообразующими факторами Шибаева называет предмет, функцию и метод. Отличие от формулы Тертычного только в том, что “цель” заменена на “функцию” жанра. Другие устойчивые признаки жанра - масштаб отображения действительности и стилевые особенности. «Постоянство связей между определенным предметом, функцией и методом обеспечивает ту самую устойчивость формы, которая делает жанр узнаваемым даже при сравнении произведений, написанных разными авторами из разных стран и разных времен». Предмет трактуется в статье как тема, функция - как стоящая перед журналистом творческая задача. (Шибаева, 2005)

Кадыкова пишет: «Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный». (Кадыкова, 2007: 36)

Е.В. Розен придерживается следующего мнения: «Репортаж описывает с документальной точностью события, встречи автора с людьми, его личные впечатления об увиденном. В руках талантливого журналиста репортаж превращается в действенное оружие публицистики. Репортаж непременно сочетает точность в изображении фактов с некоторой литературной художественностью». (Розен,1974: 32)

А вот А. Кобяков даёт своё определение репортажа: «Репортаж - изложение актуального фактического материала, полученного с "места происшествия". Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги. Объем газетного репортажа - от 100 строк». Также А. Кобяков считает, что «репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.)» (Кобяков)

Гуревич считает, что специфика репортажа проявляется и в его стиле - эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности - яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ». (Гуревич,2002: 95)

По мнению С.М. Гуревича задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего - быстро развивающихся). (Гуревич,2002: 251)

Итак, отечественные исследователи выделяют следующие признаки репортажа:

Последовательное воспроизведение события;

Наглядность- создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;

Динамичность;

Создание «эффекта присутствия»;

Эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;

Образная аналитичность - отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь;

Предельная документальность - репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла;

Активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения;

Предметом репортажа всегда является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Как утверждает С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором». (Гуревич,2002: 115)

В Германии репортаж считается одним из основных жанров журналистики. Материалы в жанре репортажа широко представлены в СМИ, теория жанра служит предметом дискуссий.

Теоретическим осмыслением репортажа в Германии занимаются Вальтер фон Ла Рош, Курт Ройманн, группа ученых «Projektteam Lokaljournalisten», Карл-Хайнц Пюрер, Хорст Пётткер и многие другие ученые. Одно из самых обстоятельных исследований жанра репортажа принадлежит Михаэлю Халлеру. В книге «Die Reportage» он анализирует теорию и практику репортажа в Германии и сопоставляет различные трактовки жанра, данные коллегами.

Существует ряд определений репортажа, на которые преподаватели журналистики в Германии опираются при подготовке авторских курсов по репортажу, а практики - в своей каждодневной работе. Одной общепринятой дефиниции, однако, нет.

Михаэль Халлер, разделивший все попытки определения репортажа на две группы, больше ценит разработки, связанные с практикой журналистики - на ней основанные и ей способствующие. «Ученые ошибаются, так как они хотят установить замкнутое на себя, прямо-таки номиналистское определение репортажа. Они хотели бы раз и навсегда сказать начинающим журналистам, чем точно является репортаж, вместо того, чтобы сказать, что происходит в репортаже с темой, с событием, с положением вещей, как в репортаже оформляются факты и переживания, как передаются происшествия, короче говоря, как функционально оценивать репортаж.» (Халлер, 1997: 79)

Немецкие исследователи называют репортаж «одним из выдающихся средств публицистики» (Халлер,1999: 76), «самым широкоохватным журналистским жанром» (Ройман,1999: 105), «королем жанров» (Бюшер,1998: 13)

«Репортаж - это отчет, ориентированный на факты, но при этом индивидуально окрашенный.» (Ройманн,1999:104)

Такого же мнения придерживается и Халлер, который пишет, что «репортаж ссылается на факты, но сообщает их как пережитые события». (Халлер,1997: 56).

При этом репортаж должен быть как можно более конкретным и образным.

В ходе недавнего опроса немецкие газетные редакторы ответили на вопрос «Как вы определяете для себя репортаж?» следующим образом: «Субъективное восприятие и изображение ограниченного во времени и в пространстве отрезка реальности» («General-Anzeiger», 2005), «сообщение о лично увиденном» («Augsburger Allgemeine», Аугсбур, 2005), «персонально ориентированный жанр, характеризующийся наглядностью» («Sudkurier», Констанц, 2005).

Бельке говорит о репортаже как о конкретной, сильно персонализированной окрашенной форме представления ситуации и событии. «Традиционный репортаж как публицистический жанр…имеет своей целью сообщить информацию. Темперамент репортера и перспектива переплетаются друг с другом и таким образом создается оформление репортажа. Репортер изображает события глазами очевидца и с личной увлеченностью, но всегда в строгом соответствии с фактами. Репортер стремится потрясти, захватить читателя. Поэтому репортаж синтаксически легок, написан простым языком.» (Бельке,1973: 95)

Таким образом, прослеживается сходство в толковании жанра репортажа немецкими и российскими исследователями.

Главной функцией репортажа является сообщение специфических событий автором для широкой публики.

Важнейшими составляющими репортажа являются:

Центральная роль репортера в публикации;

Относительная эмоциональность репортажа как главное отличие от других жанров;

Присутствие в тексте других участников события;

Общие сведения (задний план, предыстория, числа, даты, факты);

Подлинные документы;

Единство времени и места в репортаже, его ограниченность коорлинатам «здесь» и «теперь».

Немецкие исследователи соглашаются с тем, что репортаж имеет много сходств другими жанрами публицистики, особенно с очерком и корреспонденцией.

Однако, очерк больше, чем репортаж концентрируется на задаче трансформации абстрактного в конкретное и показа характерных черт ситуации. Один из примеров разницы между очерком и репортажем в немецкой журналистике выглядит так: если происходит крупная автокатастрофа, то в репортаже с точки зрения репортера описывается, как выглядит место происшествия, а в очерке дается анализ, мнения экспертов, статистика. (Халлер, 1995:154)

Что касается корреспонденции (Bericht), то в отличии от репортажа, она более объективна и «документирует объективное представление событий по четким и сравнительно строгим правилам, беспристрастным языком.» (Халлер, 1995: 85)

Халлер все же не отрицает, что в практическом употреблении репортаж не нужно ограничивать как тип текста, так как не существует определенного жанра в чистом виде. (Халлер,1995:85)

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение репортажа. Репортаж - это информационный жанр публицистики, который, с одной стороны, стремится к объективности, а с другой стороны пронизан индивидуальными впечатлениями об увиденном, что сказывается на восприятии читателя.

Специфика репортажа проявляется и в его стиле, в использовании средств и приемов образного раскрытия темы, в эмоциональности изложения. Язык репортажа совмещает документальность и художественность. Нарушение баланса приводит к тому, что репортаж становится скучным. Если преобладает художественность, то утрачивается ощущение реальности.

Однако за репортажем не всегда признают право на самостоятельность. Оперативный информационный повод должен быть отражен в газете или журнале в жанре новости или корреспонденции. Газетный репортаж может быть дополнением к новости или ее продолжением, но ни в коем случае не замещением. С другой стороны, когда у репортера нет времени на поиск информации, ему не хватает специальных знаний или подготовки, репортаж может стать альтернативой интервью.(Халлер,1995: 120)

Какой бы классификации не придерживался тот или иной немецкий исследователь, все признают информационную природу репортажа. Существует понимание тонкой, но явной границы между «персональной окрашенностью» текста репортажа и оценкой. Репортер не оценивает события и даже, по возможности, передавая настроение, не навязывает собственное мнение.

Репортажу в крупных газетах общенационального распространения (“Frankfurter Allgemeine Zeitung”, “Suddeutsche Zeitung”) отводится третья полоса, которая, как считается, привлекает к себе внимание сразу вслед за первой. Репортаж считается неотъемлемой частью региональных вкладок центральных газет. Почти во всех частных школах журналистики в Германии именно репортаж выпускники пишут в качестве экзаменационного задания, так как этот жанр дает журналисту возможность показать, что он умеет наблюдать и увлекательно рассказывать.

Исследования репортажа в современной Германии проводятся на высоком уровне и, что немаловажно, с участием многих непосредственно заинтересованных в теории жанра людей - журналистов-практиков.

В практике современной журналистики ФРГ и России тоже наблюдается общая тенденция: проигрывая в оперативности электронным СМИ, пресса делает ставку на преимущество аналитичности и более взвешенного рассмотрения событий. В связи с этим, во-первых, репортаж оказывается очень востребованным жанром, во-вторых, развивается именно его аналитическая разновидность.

Презентация на тему: Жанры публицистического стиля. Путевой очерк





























1 из 28

Презентация на тему: Жанры публицистического стиля. Путевой очерк

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе. Сегодня мы подробно остановимся на особенностях жанра очерка и его разновидностях. Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества: политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе.

№ слайда 4

Описание слайда:

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

№ слайда 5

Описание слайда:

Основной задачей эссе является донесение информации или объяснение чего-либо. Эссе выполняет эту задачу посредством прямого авторского высказывания, а значит, в эссе не создаются ни персонажи, ни сюжет. Обычно эссе предполагает новое, субъективное мнение о какой-либо ситуации и может иметь философский, публицистический, критический, научно - популярный и др. характер.

№ слайда 6

Описание слайда:

Наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе. Некоторые признаки эссе Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно- популярный или чисто беллетристический характер. В содержании эссе оцениваются, в первую очередь, личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

№ слайда 7

Описание слайда:

Тема эссе должна служить своей цели - побуждать к размышлению. Это может быть спорный тезис, либо известное изречение. Поэтому формулировка темы эссе обычно содержит в себе вопрос и проблему, например: «Нужно ли милосердие и сострадание в современном мире?» или «Доброта… Что это?" Тема эссе

№ слайда 8

Описание слайда:

В эссе предмет или явление служат словно предлогом для мыслей пишущего. Или писатель ходит кругами вокруг конкретной темы, словно «плетет кружево» или «паутину» повествования. Это качество можно наблюдать, анализируя названия. Часто в них появляется предлог «О», так как заглавие лишь приблизительно отражает содержание работы, или является первоначальной точкой для рассуждений автора, или не связано напрямую с темой эссе. Не случайно и наличие союзов «КАК», «ИЛИ». («О совести», «О природе слова», «Как читать книгу»). Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам и многому другому.

№ слайда 9

Описание слайда:

Эссе может воплощаться в различные литературные формы: моральную проповедь, статью, дневник, рассказ, исповедь, речь и многие другие. Используя их возможности и пересекая жанровые границы, эссе сохраняет свою жанровую самостоятельность. («Исповедь молодого человека», «Эскиз познания прозаика», «Неотправленное письмо актрисы »).

№ слайда 10

Описание слайда:

1.Титульный лист (используется, в основном, в студенческих эссе). 2. Введение эссе. Суть и обоснование выбранной темы. На этом этапе необходимо сформулировать вопрос, на который будет найден ответ в ходе написания эссе. Кроме того, важно определить актуальность темы и термины, необходимые для ее раскрытия 3. Основная часть эссе. Изложение ответа на основной вопрос. Данная часть содержит анализ имеющихся данных и аргументацию точки зрения автора. В зависимости от вопроса, анализ можно проводить на основе различных философских категорий, например: причина - следствие, форма - содержание, часть - целое и т.п. Каждый абзац Вашего эссе должен содержать лишь одну законченную мысль. 4. Заключение эссе. Суммирование уже сделанных выводов, подведение общих итогов. Кроме того, можно еще раз повторить основные моменты эссе, сделать иллюстрирующую цитату, либо закончить сочинение возвышенными нотками. Структура эссе

№ слайда 11

Описание слайда:

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). Мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность. Структура эссе Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): вступление тезис, аргументы заключение.

№ слайда 12

Описание слайда:

Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора). Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы. Стиль изложения: эссе присуще эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить. При написании эссе важно также учитывать следующие моменты: Классификация эссе С точки зрения содержания, эссе бывают: философскими, литературно - критическими, историческими, художественными, художественно - публицистическими, духовно - религиозными и др.

№ слайда 13

Описание слайда:

1.Небольшой объем. Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста. 2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка. Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос. Признаки эссе

№ слайда 14

Описание слайда:

3. Свободная композиция - важная особенность эссе. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот". 4. Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

№ слайда 15

Описание слайда:

5. Склонность к парадоксам. Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. 6. Внутреннее смысловое единство. Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

№ слайда 16

Описание слайда:

7. Ориентация на разговорную речь. В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно. Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа. Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе

№ слайда 17

Описание слайда:

1.Обязательным формальным требованием данной работы является заголовок. Остальное: содержание, способ изложения мыслей, постановка проблемы, формулирование выводов и т.д. - пишется по усмотрению автора. 2. Главным требованием содержательного характера является высказывание взгляда автора на рассматриваемую проблему. Здесь возможны варианты: сопоставление уже известных точек зрения и мнения пишущего или только выражение субъективных мыслей автора по рассматриваемому вопросу. Общие рекомендации:

№ слайда 18

Описание слайда:

3. В качестве средств художественной выразительности при написании эссе приветствуется использование в меру различных метафор, ассоциаций, сравнений, приведение афоризмов, проведение параллелей и аналогий и т.п. Живость и динамичность тексту эссе обычно придают вопросы, неожиданные переходы, непредсказуемые выводы. 4. При написании эссе следует избегать таких фраз, как "В данном эссе я расскажу о…", "В этом эссе рассматривается проблема…" и т.п. Гораздо лучше заменить их вопросами, постановкой проблемы или обращением к читателю, ведь основная цель эссе - заинтересовать читателя, донести до него точку зрения автора, заставить задуматься над прочитанным, сделать свои собственные выводы по исследуемым вопросам. Главное при написании эссе - высказать СВОЮ точку зрения.

Описание слайда:

Толковый словарь. Очерк – 1.небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. Энциклопедический словарь. Очерк – 1. в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. 2. публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором.

№ слайда 21

Описание слайда:

Бывают очерки и небольшие, публикуемые в газетах, и значительные по объему, публикуемые в журналах, и целые очерковые книги. Так, в свое время в журнале были опубликованы очерки М. Горького «В Америке». Целую книгу составляют очерки В. Овечкина о русской деревне 50-х годов - «Районные будни». Известны книги очерков В. Короленко, Л. Леонова, Д. Гранина, В. Лакшина, В. Распутина.

№ слайда 22

Описание слайда:

Очень популярен путевой очерк, путевые зарисовки. Поездки, экспедиции, встречи с интересными людьми дают богатый материал для достоверного и вместе с тем художественного описания края, для рассказа об интересных людях, их быте, для размышлений о жизни. Характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий, о которых речь. В нем называются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия, очерке, как и в художественном произведении, используются и выразительные средства, вводится элемент художественной типизации. Очерк, как и другие жанры публицистики, всегда поднимает какую-то важную проблему. Различают очерк путевой, в котором рассказывается о дорожных впечатлениях: даются зарисовки природы, быта людей Очерк портретный - раскрывает личность человека, его характер, и проблемный очерк, в котором поднимается какая- то социально значимая проблема, предлагаются, анализируются пути ее решения. Нередко в очерке сочетаются все его разновидности: в путевом - встречаются портретные зарисовки или волнующая автора проблема.

Описание слайда:

(Описание внешности героя; рассказ о его деле, профессии, творчестве; отдельные факты биографии; описание особенностей характера героя его речи; эпизод (или несколько эпизодов, раскрывающих в герое главное.) Что вы узнали из очерка о русском писателе, мастере устного рассказа Ираклии Андроникове? Каким вы представляете этого человека? Как вы думаете, из каких основных частей создается очерк?

№ слайда 25

Описание слайда:

В качестве начала очерка может быть использовано описание внешности героя, описание места действия, описание среды. Зачин может быть и повествовательным, если автор решил начать очерк с какого-либо эпизода, ярко характеризующего личность героя. Все зависит не только от писательской манеры, но и от тех задач, которые автор решает в своем очерке. Как начать портретный очерк? Очерк - это жанровая форма, в которой двигателем сюжетного развития, главным организующим материал фактором выступает авторское «я», образ автора (отношение его к действительности, к предмету изображения). Очерки могут быть более или менее сдержанными, строгими по степени самовыражения, по тону (это зависит от индивидуального вкуса и манеры), но обязательной чертой жанра остается тесная связь изложения с авторским «я». Как вы думаете, каково место авторской позиции в портретном очерке?

Описание слайда:

Каково место авторской позиции в очерке? Повторим Какие жанры публицистического стиля вы знаете? Что такое очерк? В чем особенность проблемного очерка? По какому типу речи строится проблемный очерк? Что такое путевой очерк? Приведите примеры. В чем отличие портретного очерка от портретной характеристики в художественном произведении?

№ слайда 28

Описание слайда:

Тема : Жанры публицистического стиля речи. Проблемный очерк.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели:

Уметь определять жанр текста публицистического характера, характерные для публицистики выразительные средства языка;

Понимать особенности жанра проблемного очерка, уметь анализировать текст публицистического стиля данного жанра, определять его характерные признаки и языковые средства, создавать собственный текст в жанре проблемного очерка, правильно определять тип речи (рассуждение), сохранять его композицию, уместно используя характерные для публицистики выразительные средства.

Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация.

Ход урока.

    Проверка домашнего задания упр. 392.

    Словарная работа.

Слова записываются в тетради, объясняется их лексическое значение

Полемика, дискуссия, диспут, диалог, спор, оппонент, пропонент.

Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис.

Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис.

Дискуссия (от лат. discussion – рассмотрение, исследование) – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения.

3. Повторение и углубление ранее изученного материала

1.Беседа

Назовите характерные признаки публицистического стиля.

Что общего у публицистического стиля с художественным?

Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (Заметка, ста тья, репортаж.)

2. Подчеркните названия жанров публицистики.

Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.

3.Укажите в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе.

Построение сложноподчиненных предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; работа администрации города; рейтинг исполнителей современной музыки; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста.

4. Новый материал

1.С лово учителя. Учащиеся составляют краткий конспект.

Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским, близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе.

Остановимся подробнее на некоторых жанрах. В первую очередь нас интересуют те, с которыми мы постоянно сталкиваемся, которые необходимы нам в работе.

- В этом жанре часто пишутся школьные сочинения. Итак, что такое очерк?

(По материалам учебника с. 248-249.) Особенности проблемного очерка (стр. 262). «Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально зна чимых). Документальный, публици стический, бытовой очерк». (Толковый словарь русского языка). «Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором». (Эн циклопедический словарь).

Какие тексты, недавно вами прочитанные, соответствуют жанру очерка?

Какие приметы очерка вы могли бы выделить?

Очерк касается самых разных вопросов общественной жизни: политических, экономических, научных, социальных, бытовых. Для этого жанра характерны документальность, достоверность, постановка проблемы и варианты ее разрешения. Очерк включает и факты действительности, и художественные образы, и размышления автора, который не просто описывает, обрисовывает явление, но и дает ему свою оценку. Художественные образы, которые обязательно присутствуют в очерке, сближают его с художественным стилем речи. С их помощью автор делает обобщения, выходит за пределы сиюминутной документальности. Таким образом, очерку обычно суждена более долгая жизнь, чем, например, репортажу (оперативному сообщению о каких-либо фактах действительности).

В зависимости от предмета описания очерк может быть портретным, биографическим, путевым, хроникальным, проблемным. Иногда эти разновидности очерка могут соединяться.

Проблемный очерк и другие виды публицистических жанров

Среди других публицистических жанров особое место принадлежит проблемному очерку . Он может включать в себя элементы портретного, путевого очерка, но главная отличительная черта проблемного очерка - постановка общественно, социально значимых проблем. Такой очерк обычно носит полемический характер: автор высказывает свои суждения, споря с воображаемым оппонентом, доказывая собственную точку зрения.

Какому типу речи соответствует проблемный очерк?

Рассуждению. Оно обычно состоит из тезиса (постановка проблемы), доказательства или опровержения тезиса (приведение доводов с привлечением примеров) и вывода. В этом смысле проблемный очерк близок к научному стилю речи. Отличие его в образном, эмоциональном воздействии на читателя, в субъективной позиции автора.

Какие темы вы бы предложили для проблемного очерка?

Они могут касаться и мировых проблем, и проблем внутри класса, и даже проблем одного человека - важно показать их значимость, ваше отношение к тому, о чем вы пишете.

5 .Анализ содержания текста и рецензирование.

У вас на столах вы видите текст Виктора Сергеевича Розова. Он известный русский драматург, участник Великой Отечественной войны. В остроконфликтных пьесах преимущественно о молодёжи второй половины XX века (“В поисках радости”, “Традиционный сбор”, “Вечно живые”, по которой был снят один из лучших фильмов об Отечественной войне “Летят журавли” и др.) он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции. Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье.

(Ученики читают текст сначала про себя, затем вслух)

Исходный текст

Счастье

(1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

(2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: “Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай” (11) Обратите внимание на начало фразы: “Если хочешь быть оптимистом…” (12) И ещё – “вникай сам”.

(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.

(14) Сёстры спрашивали: “Розов, что ты такой весёлый?” (15) А я отвечал: “А что? Это нога болит, а я – то здоровый”. (16) Дух мой был здоровый.

(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: “Царствие Божие внутри нас”. (18) Гармоническое устройство этого “царства” во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. ((19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за “честного малого” в себе, иначе – беда.

(В. Розов)

Определите стиль текста, тип текста и жанр речи.

(Стиль речи – публицистический, тип речи – рассуждение-размышление, жанр – проблемная статья)

Докажите. (ученики доказывают)

Определите тему текста (тема текста – счастье).

Основные проблемы:

1) проблема счастья (в чём заключается человеческое счастье? Каково соотношение внутренних и внешних атрибутов счастья?);

2) проблема гармонии (кто или что может сделать человека счастливым?)

(Счастье состоит не только и не столько в материальных атрибутах; чтобы быть счастливым, надо постоянно работать над собой.)

Сформулируйте своё мнение о проблеме, поставленной автором данного текста, приведите аргументы в защиту своей позиции

6. Подведение итогов урока

Какие жанры публицистического стиля вы знаете? Что такое очерк? В чем особенность проблемного очерка? По какому типу речи строится проблемный очерк? Каково место авторской позиции в очерке?

Домашнее задание.

Упр.434. Написать проблемный очерк на одну из предложенных тем. При работе использовать материалы из прочитанных художественных произведений, статей и журналов.

Тема: Репортаж как жанр публицистического стиля

Цель: Научить пользоваться жанром репортажа в речи.

Задачи:

    Формировать умение доказывать принадлежность текста репортажа к публицистическому стилю (определять речевую ситуацию, условия общения, функции общения).

    Формировать умение определять неязыковые признаки репортажа.

    Формировать умение выявлять языковые средства и устанавливать их зависимость от неязыковых средств.

    Формировать умение отличать репортаж от заметки.

Развёрнутый план урока

    1. Вступительное слово учителя (цель – создать положительную мотивацию, показать значимость и актуальность изучаемой темы).

П: Ранним утром миллионы людей берут в руки пахнущие типографской краской газетные листы…

Что? Где? Когда? Вся жизнь нашей страны, вся жизнь нашей планеты на этих листах. События, различные по характеру, неравноценные по значению, находят своё отражение на страницах газет, журналов. Только ли на страницах газет, журналов отражается жизнь страны и мира?

У: Жизнь страны и мира представлена и на телевидении.

П: Конечно, телевидение активно и оперативно реагирует на жизнь страны и жизнь мира. Какой стиль оказывается востребованным на страницах газет, журналов и телевидении?

У: Публицистический стиль.

П: Откройте свои тетради с опорными конспектами, напомните особенности речевой ситуации, общение в которой предполагает использование публицистического стиля.

У: Это ситуация, в которой пишущий адресует информацию широкой аудитории читателя, т.к. она информирует читателя, представляет общественную значимость. Она касается всей страны и жизни каждого человека.

П: Верно. Какие две функции выполняет публицистический стиль?

У: Публицистический стиль выполняет 2 функции: информативную – сообщить объективную, проверенную информацию и воздействующую – вызвать определённое отношение к обсуждаемой проблеме, теме.

    1. Постановка цели урока.

Вы уже умеете писать информационную заметку. Теперь перед вами другая цель – научиться составлять текст репортажа.

Репортаж – один из самых ярких, самых востребованных жанров публицистики, так как помогает читателю «пережить» ситуацию, в нём отражающуюся, наглядно представить себе произошедшее.

    1. Объяснение нового материала.

    Вводная беседа (цель – подготовить к восприятию нового материала).

П: Вам, наверно, приходилось слышать слово «репортаж». Как вы думаете, о чём сообщается в репортаже?

П: В каких ситуациях может быть использован жанр репортажа?

П: При просмотре каких телепередач вы встречали жанр репортажа?

    Лингвостилистический анализ текста-образца (цель – определить неязыковые и языковые признаки).

П: В.А. Гиляровский, автор книг «Москва и москвичи», «Москва газетная» и многих других, В.А. Гиляровский был общепризнанным «королём» газетного репортажа. В любое время дня и ночи, в дождь и в стужу готов был «дядя Гиляй» мчаться к месту происшествия, чтоб в следующем номере газеты появился его интересный и правдивый репортаж. Вот как, например, рассказывает Гиляровский в репортаже «Ураган» о буре, разразившейся над Сокольниками в 1904 году и причинившей страшные разрушения:

«… Мне посчастливилось быть в центре урагана. Я видел его начало и конец: потемнело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали чёрными… Наступивший мрак сменился сразу зловеще жёлтым цветом. Грянула буря, и стало холодно.

Над Сокольниками спустилась чёрная туча – она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же другая. Вдруг всё закрутилось. Внутри этой крутящейся чёрной массы засверкали молнии. Совсем картина разрушения Помпеи по Плинию! Вдобавок среди зигзагов молний вспыхивали тяжёлые огни, и багрово-огненный жёлтый столб крутился посередине. через минуту этот ужас оглушающее промчался, руша всё на своём пути» (избр. произв. в 3-х т. М., 1960, т. 2, с. 220).

П: Итак, вы познакомились с образцовым репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа.

П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в которых бы описывалось что, где, когда произошло?

У: Даётся описание урагана над Сокольниками.

П: Кому адресован текст?

У: Текст адресован массовому адресату.

П: Каковы условия общения?

У: Текст может быть использован в официальной обстановке.

П: От чьего лица ведётся изложение?

У: От 1 лица

П: Найдите слова, в которых доказывается, что автор был на месте происшествия.

У: Мне посчастливилось быть в центре урагана .

П: Присутствие автора выражается и в том, что мы воспринимаем описываемое и происходящее его глазами. Как автору удаётся создать наглядный образ произошедшего ранее, придать картинность событию?

У: 1. Автор использует слова, называющие цвет: потемнело, бронзовые, чёрный, жёлтый, багрово-огненный.

2. Метафоры – зигзаги молний .

П: Какие слова не выражают отношение, состояние автора, но «воздействуют» на читателя?

У: Чёрный, зловеще, багрово-огненный, тяжёлые.

П: Что можно сказать о впечатлении В.А. Гиляровского от увиденного явления природы?

У: Гроза вызывает чувство страха, тревоги.

П: Какой приём, используемый автором, усиливает проявление чувств и переживаний?

У: Инверсия: грянула буря, спустилась туча, засверкали молнии, вспыхивали огни и т.д.

П: Какими средствами автор создаёт динамичную картину?

У: 4 простых предложения, связанные бессоюзной связью придают динамизм повествованию. (потемнело небо ), ( налетели бронзовые тучи ), ( мелкий дождь сменился крупным градом ), ( тучи стали чёрными ).

П: Обратите внимание на вид глаголов, используемых в предложениях. Глаголы какого вида передают динамику, стремительность действий?

У: Глаголы совершенного вида передают стремительность действий.

П: Перечитайте начало 2 абзаца. Какое слово подчёркивает резкую смену событий?

У: Резкую смену событий передаёт наречие вдруг .

П: В каком предложении содержится авторское отношение?

У: Совсем картина разрушения Помпеи.

    Сообщение учителя об основных признаках текста репортажа.

Репортажу присущи следующие неязыковые признаки: документальность (точное указание места, времени, участников событий), логичность. В репортаже всегда присутствует личность автора («эффект присутствия»), раскрывается его отношение к событию (радость, гордость, сочувствие и т.д.). Такие неязыковые признаки репортажа, как экспрессивность, эмоциональность, побудительность, оценочность приводят к широкому использованию лексико-фразеологических и синтаксических средств выразительности (тропов и стилистических фигур).

    Заполнение таблицы «Репортаж» (цель – систематизировать полученные знания).

П: Продолжаем заполнять таблицу. Откройте тетради с опорными конспектами. С какой целью создаётся репортаж?

П: Присутствует ли автор, выражает ли своё отношение к событию?

П: Кому адресован текст репортажа?

П: В какой обстановке может быть использован текст репортажа?

П: Каким типом речи следует воспользоваться при составлении текста репортажа?

П: Сжато или развёрнуто передаётся информация в репортаже?

П: Какие вопросы можно задать к тексту репортажа?

Изложение материала

Репортаж

    Цель

Сообщить о новом, воздействовать, дать оценку событию

    Адресат

Рассчитан на определённый круг людей

    Условия общения

Официальная обстановка

    Тип речи

Сочетание типов речи: повествование, описание, рассуждение

    Требования к передаче информации

Развёрнутость:

(Что? Где? Как? Когда? Какой?

Что? Где? Как? Когда? Почему?)

    1. Этап закрепительных упражнений (цель – применить полученные знания при выполнении упражнений).

Упражнение № 1. Лингвистический анализ текста-репортажа (цель – определить языковые признаки в тексте репортажа).

П: Докажем, что данный текст является репортажем.

П: Найдите предложения, в которых указывалось бы что, где, когда произошло.

Текст

Со скоростью, близкой ко второй космической, мчится домой спускаемый аппарат.

Его уже ждут. Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвётся к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте. И окунается в снежную круговерть.

В 22 часа 12 минут по московскому времени 25 февраля возвращаемый аппарат совершил мягкую посадку в 40 километрах северо-западнее Джезказгана. Исключительная, поистине снайперская точность!

П: Как автор создаёт наглядный образ произошедшего ранее?

У: В тексте используются выразительные средства речи: олицетворения – шар врезается, окунается, рвётся ; эпитет – бушующее пламя .

П: Какова роль инверсии в 1 предложении?

У: Инверсия переводит высказывание из нейтрального плана в экспрессивно-эмоциональный.

П: Какая временная форма преобладает в репортаже?

У: Глаголы настоящего времени несовершенного вида.

П: Замените глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени. Какой текст вам кажется динамичнее – данный или преобразованный?

У: Данный текст динамичнее.

П: С какой целью автор прибегает к членению предложения «Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвётся к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте. И окунается в снежную круговерть.»

У: Данный приём усиливает выразительность текста.

П: Ощущаем ли мы присутствие автора – участника событий? Какая частица указывает на это?

У: Да, поскольку автор передаёт нам подробности события, оценивает действия. Частица вот .

П: Каково отношение автора к событию? В каком предложении содержится авторское отношение?

У: Исключительная, поистине снайперская точность!

Упражнение № 2. Определение жанра текста (цель – определить отличия репортажа от заметки).

Пользуясь таблицей, определите какой из текстов относится к жанру заметки, какой – к репортажу.

Текст № 1

Ледовый поход завершён

Сегодня в Мурманский порт из плавания в высокие широты Полярного бассейна возвратился атомный ледокол.

Беспримерный в истории освоения Арктики поход завершён. В беседе с корреспондентом капитан атомного ледокола Борис Макарович Соколов рассказал:

– В тяжёлых условиях полярной зимы, полярной ночи атомный ледокол прошёл боле восьми тысяч миль, из них свыше пяти тысяч – в тяжёлых льдах. Никогда раньше ледоколы в этих широтах не плавали. Атомная установка работала безукоризненно, корабль продемонстрировал замечательные ходовые качества.

Все задания выполнены.

Текст № 2

Льды за кормой

Атомный ледокол завершил экспедицию.

На мостике атомохода, вцепившись в дубовые поручни, – качка – стоит вахтенный штурман и напевает тихонько песню, которая полюбилась на судне:

«Корабль несётся на крыльях короткого слова «Вперёд!». Но теперь последнее слово в ней звучит иначе: вместо «вперёд» штурман поёт «домой».

Вчера утром в кромешной полярной ночи мы обогнули с севера Новую Землю. По левому берегу в двенадцати милях скрывались Оранский остров и полярная станция мыса Желания. В шестнадцать часов судового времени минута в минуту на смене вахт, когда отзвенели склянки, корабль пересёк ледовую кромку.

Конечно! Льды за кормой!

Впереди – до самого Мурманска – море Баренца катит волны в космах бурлящей пены… Моряки, полярники атомохода, скоро ступят на родную землю. Им бы сейчас накрахмалить рубашки, отутюжить кители… Но шторм – нелёгкое дело, даже когда он попутный. Порою судно кренится так, что волны одна за одной перекатываются через нос и гуляют студёной рекой по палубам. В каютах идёт «война» с настольными лампами, креслами, книгами – со всеми предметами обихода, не желающими стоять на местах…

Шторм осложняется снегом. Сплошная его завеса временами скрывает море. Постоянно включен локатор. Идём, подавая гудком сигналы. На баке – вперёдсмотрящий. Он возвращается с вахты в бушлате, промокшем, блестящем корочкой льда от замёрзших брызг и солёной пены…

П: Чем отличается информация, содержащаяся в заметке, от информации в репортаже?

У: В заметке информация представлена сжато, в репортаже – развёрнуто. Из репортажа читатель узнаёт не только о маршруте, длительности похода, но и получает представление об обстановке, в которой проходило плавание.

П: При помощи каких средств достигается «эффект присутствия» читателя на корабле?

У: Употребление местоимений: мы обогнули ; форма глагола: идём .

П: По каким деталям в тексте репортажа мы можем сделать вывод о прямом участии автора в экспедиции?

У: Порой судно кренится так, что волны одна за одной перекатываются через нос и гуляют студёной рекой по палубам; вперёдсмотрящий возвращается с вахты в бушлате, блестящем корочкой льда.

П: Репортаж, в отличии от заметки, как бы переносит читателя на борт корабля, мы словно видим людей, слышим их голоса, ощущаем качку корабля и брызги ледяной воды.

Упражнение № 3. Конструирование предложений (цель – подготовить к созданию собственных текстов).

П: Кроме обычного, «текстового» репортажа, в газетах и журналах можно встретить фоторепортажи. Основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер. Перед вами несколько спортивных фоторепортажей.

    Постройте предложения, поясняющие содержание фотографий.

    Предложения должны образовать связный текст.

    Выразите своё отношение к изображённому на фотографиях.

П: Какие языковые средства помогут вам передать своё отношение к происходящему?

У: Слова оценочные, выражающие эмоциональность, восклицательные предложения, вводные слова и предложения, обращения.

Упражнение № 4. Составление текстов репортажей (цель – формировать умение строить текст репортажа).

П: Работаем в группах. Ваша задача – смоделировать речевую ситуацию по 1 – 2 фотографиям. Используя составленные предложения, придумать текст репортажа.

    1. Итог урока (цель – проверить усвоение учащимися теоретических сведений о репортаже).

П: Что вы узнали о репортаже?

П: Чему вы учились на этом уроке?

П: Какая работа на уроке была самой интересной?

П: В каких ситуациях, по-вашему, знания, полученные на данном уроке, будут востребованы?

    1. Домашнее задание.

П: Выдающимся спортивным комментатором в нашей стране был Николай Николаевич Озеров. Дома вам нужно будет, прочитав текст упр. 361, в котором Н.Н. Озеров обращается к начинающим журналистам, составить памятку для пишущего репортаж. Не забудьте употребить слова «соблюдайте», «не забывайте», «старайтесь».

П: Каким типом и стилем речи вы воспользуетесь, составляя заметку?

П: Найдите в последних газетах репортажи, укажите характерные признаки одного из них.

Введение 3

1. Публицистический стиль 5

1.1. Основные признаки публицистического стиля речи 5

1.2. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи 9

2. Жанры публицистического стиля речи 10

2.1. Путевой очерк 11

2.2. Портретный очерк 11

2.3. Проблемный очерк 12

Заключение 13

Список литературы 15

Введение

В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка – функциональные стиль.

Слово «стиль» (от. греч. stylus – стержень для письма на восковых дощечках) приобрело в дальнейшем значение «почерк», а позднее стало означать манеру, способ, особенности речи.

Слово «стиль» стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики – умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого.

Стили языка получили название функциональных потому, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определенной информации и воздействия на слушателя или читателя.

Язык полифункционален – он выполняет, как уже говорилось, несколько функций, формирующих основные разновидности языка. Используя эти стили, язык оказывается способным выразить сложную научную мысль, глубокую философскую мудрость, точно и строго сформулировать законы, превратиться в поэтические строфы или отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа. Функции и функциональные стили обуславливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения мысли.

Функции языка формирует стиль, определяя ту или иную манеру изложения –точную, объективную, конкретно-изобразительную, информативно-деловую. В соответствии с этим каждый функциональный стиль выбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнить внутреннюю задачу данного стиля.

Функциональные стили являются исторически сложившимися и социально осознанными системами речевых средств, которые используются в той или иной сфере общения и соотносятся с той или иной сферой профессиональной деятельности.

Современному русскому литературному языку присущи книжные функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, которые используются преимущественно в письменной форме речи, и разговорный, применяющийся главным образом в устной форме речи.

Рассмотрим публицистический стиль русского языка более подробно.

1. Публицистический стиль

1.1. Основные признаки публицистического стиля речи

Публицистический стиль читается особенно сложным и разветвленным, характеризующимся многочисленными переходным (межстилевыми) влиянием. Основные его подстили – политико-агитационный (воззвания, приказы, прокламация), официальный политико-идеологический (партийные документы), собственно публицистический – в узком смысле слова (памфлеты, очерки, фельетоны и т.п.), газетный.

В свою очередь, каждый подстиль подразделяется на разновидности в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь очень ощутимы.

Весьма сложным оказывается внутристилевое расслоение газетной речи. Стилевые различия в ней обусловлены прежде всего преобладанием в конкретном тексте одной из основных газетных функций – информативной или пропагандистской. Кроме того, некоторые специфические газетные жанры (передовица, репортаж, интервью, информация и др.) отличаются по стилевым особенностям от всех прочих. Различия стиля объясняются и направленностью издающего органа, специализацией газеты, тематикой содержания и авторской манерой изложения.

В газетных жанрах весьма ощутимым переходные, межстилевые влияния, например воздействия художественно-беллетристического стиля на очерк, фельетон, репортаж. Очерк является синтетическим художественно-публицистическим жанром, и это отражается в его стиле, однако газетный очерк отличается по стилю от собственно художественного. Газета, являясь популяризатором знаний в области техники, экономики и т.п., использует в ряде своих материалов особую разновидность научно-популярного и научно-публицистического стиля. Воздействие научного стиля проявляется также в проблемных статьях, где дается аналитико-обобщенное изложение предмета речи. Несмотря на разнообразие газетных материалов (что находит отражение в стиле речи), можно говорить об общих принципах построения газетной речи, об общности ее функций, структуры и стилевой окраски, следовательно, о газетном подстиле в целом.

Публицистика как сфера массовой коммуникации имеет и другие разновидности: радиопублицистика, кинопублицистика, телепублицистика. Каждой из них помимо общих черт, свойственных публицистике, присущи свои лингвостилистические различия. Выделяется и такая специальная сфера, как ораторская речь – особый публицистический подстил, представляющий собой сложное взаимодействие письменно-публицистической и устно-публицистической речи. Вопрос о статусе ораторской речи в функционально-стилевом расслоении языка до сих пор не решен. Это устная форма продуманной, обычно заранее подготовленной, искусной речи, предполагающей специальное воздействие на слушателей. Ораторская форма речи неоднородна и тяготеет к функциональным стилям, соответствующим сферам их применения: ораторская публицистическая речь, академическое красноречие, судебное красноречие. Это тот сложный случай, когда пересекаются функциональные стили и формы речи. Все эти внутренние разновидности объединяет общая цель – воздействия на слушателей с расчетом достижения заранее предусмотренного эффекта.

Публицистический (идеолого-политический) стиль обслуживает широкую сферу общественных отношений – общественно-политических, культурных, спортивных и др. Наиболее полно публицистический стиль используется в газетах и общественно-политических журналах, а также на радио и телевидении, в документальном кино.

Публицистический стиль применяется и в письменной, и в устной формах, которые в рамках этого стиля тесно взаимодействуют и сближаются, причем основой более часто является письменная форма.

Публицистический стиль выполняет две основные функции – информационную и воздействующую – и используется для выражения разносторонней и всеобъемлющей информации. В газете получают широчайшее и регулярное отражение события в стране и за рубежом, но при непременном условии, что они представляют общественный интерес. Информационная функция неотделима от функции воздействия.

Информационная функция свойственна и другим стилям, например художественному, но характер информации здесь иной: в художественному, произведении действительность предстает не прямо не непосредственно, а в художественно-обобщенной форме, являясь результатом творческой фантазии художника; публицистика же отражает жизнь непосредственно, ее информация фактографична и документальна. Это не свидетельствует о том, что публицистике чужды типизация и обобщение, однако они проявляются не столько в воспроизведении самих фактов, сколько в их истолковании и освещении. Соотношение художественной литературы и публицистики, обусловленное различным характером сообщаемой ими информации, напоминает соотношение художественного и документального кинофильмов.

Функция воздействия не только объединяет публицистику и художественную литературу, но и разделяет их, так как характер ее в этих стилях принципиально различен. Функция воздействия в значительной мере определяется формой выражения позиции автора в художественном и в публицистическом произведениях: автор-публицист обычно выражает свою позицию прямо и открыто, а позиция автора-художника обычно проявляется в сложной речевой и композиционной структуре художественного произведения.

Жанрами публицистического стиля являются выступления на собраниях политического характера, передовая статья, теоретико-политическая статья, идеологическая консультация, международный обзор корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, морально-этическая статья, очерк, спортивные обозрения и др.

Наиболее полно и широко во всем разнообразии жанров публицистический стиль представлен на газетных полосах = это постановления и приказы, политические доклады и речи, идеологические консультации и т. д. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.

Не все, что публикуется на страницах газеты, относится к публицистическому стилю. Так, стихотворение или рассказ, где бы они ни публиковались, относятся к художественному стилю, а постановление или приказ – к официально-деловому и др. собственно газетными следует считать такие жанры как передовая статья, корреспонденция, репортаж, фельетон, международный обзор. Спортивное обозрение, информация. О стилевом единстве газеты свидетельствует и то обстоятельство, что далеко не всякий жанр и не всякая словесная форма вписываются в язык газеты.

Важнейшим лингвистическим признаком газетно-публицистического подстиля является тесное взаимодействие и взаимопроникновение выразительных, эмоционально воздействующих речевых средств и стандартных средств языка, широко употребляемых именно в данном стиле.

Выразительность газетной публицистики обусловлена агитационно-пропагандистской функцией и отличается от выразительности языка художественной литературы. Присущая газете ориентация на массового многоликого читателя, широта и разнообразия тематики, открытость ее идеологических позиций – все эти особенности газеты требуют использования броских, мгновенно воспринимаемых выразительных средств.

Стремление к стандартизации языковых средств отражает информационную функцию газеты и в еще большей мере – условия ее функционирования.

Стандартными обычно считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации или (шире) в определенном функциональном стиле. Немало речевых стандартов в научном и официально-деловом стилях. Газетно-публицистический подстиль также имеет свои речевые стандартные средства: добрая традиция, кровавый переворот, международная гуманитарная помощь, нажить политический капитал, обострение обстановки и т.д.

Однако термин «стандарт» для газетно-публицистического подстиля следует помнить в более широком смысле, имея в виду не только специфические газетные, но и все языковые средства, которые отличаются стилистической и эмоциональной нейтральностью.