Современная наука имеет очень сложную организацию. С точки зрения предметного единства, все ее многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук – естественных, общественных, технических, гуманитарных, антропологических.
Георг Гегель (1770-1831), немецкий философ, основоположник диалектики, сформулировал основные признаки, определяющие науку :
1) существование достаточного объема опытных данных;
2) построение модели, систематизирующей и формирующей опытные данные;
3) возможность на основе модели предсказать новые факты, лежащие вне первоначального опыта.
Перечисленные признаки содержатся и в современном определении науки : наука - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Выделяют следующие функций науки :
1. описательная - выявление существенных свойств и отношений действительности;
2. систематизирующая - отнесение описанного по классам и разделам;
3. объяснительная - систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития;
4. производственно-практическая - возможность применения полученных знаний в производстве, для регуляции общественной жизни, в социальном управлении;
5. прогностическая - предсказание новых открытий в рамках существующих теорий, а также рекомендации на будущее,
6. мировоззренческая - внесение полученных знаний в существующую картину мира, рационализация отношений человека к действительности.
Как другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты:
Характерные черты науки:
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - сообщает знания, истинные для универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.
ФРАГМЕНТАРНОСТЬ - изучает различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины.
ОБЩЕЗНАЧИМОСТЬ - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки- однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.
ОБЕЗЛИЧЕННОСТЬ - ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ- наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ- новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.
КРИТИЧНОСТЬ - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.
ДОСТОВЕРНОСТЬ - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.
ВНЕМОРАЛЬНОСТЬ - научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.
ЧУВСТВЕННОСТЬ - научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
Эти черты науки образуют шесть диалектически взаимосвязанный пар:
универсальность - фрагментарность, преемственность - критичность,
общезначимость - обезличенность, достоверность - внеморальность,
систематичность - незавершенность, рациональность - чувственность.
Кроме того, для науки характерны свои особые формы, методы исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.
4. Структура, уровни и формы научного познания.
За 2,5 тыс. лет своего существования наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой. Основными элементами научного знания являются:
ü твердо установленные факты;
ü закономерности, обобщающие группы фактов;
ü теории, как правило, представляющие собой знания системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;
ü научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.
Главная опора, фундамент науки - это, конечно, установленные факты. Если они установлены правильно (подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдения, экспериментов, проверок и т.д.), то считаются бесспорными и обязательными. Это - эмпирический, т. е. опытный базис науки. Количество накопленных наукой фактов непрерывно возрастает. Естественно, они подвергаются первичному эмпирическому обобщению, систематизации и классификации. Обнаруженные в опыте общность фактов, их единообразие свидетельствуют о том, что найден некий эмпирический закон, общее правило, которому подчиняются непосредственно наблюдаемые явления.
Но фиксируемые на эмпирическом уровне закономерности обычно мало что объясняют. Кроме того, эмпирические закономерности обычно малоэв-ристичны, т.е. не открывают дальнейших направлений научного поиска. Эти задачи решаются уже на другом уровне познания - теоретическом .
Эмпирический уровень научного познания предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация).
Теоретический уровень научного познания связан с объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки.
Кроме того, принято различать еще один уровень научного познания, который носит прикладной характер - производственно-технический - проявляет себя как непосредственная производственная сила общества, прокладывая путь развитию техники.
К формам научного знания обычно относят проблемы, гипотезы, теории , а также идеи, принципы, категории и законы – важнейшие элементы теоретических систем.
Проблема определяется как «знание о незнании», как осознанный учеными вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Уметь правильно выбрать и поставить научную проблему очень важно.
Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений, а чаще всего более или менее обоснованных гипотез , с помощью которых исследователь пытается объяснить факты, не укладывающиеся в старые теории. Гипотезы возникают в неопределенных ситуациях, объяснение которых становится актуальным для науки. Кроме того, на уровне эмпирических знаний (а также на уровне их объяснения) нередко имеются противоречивые суждения. Для разрешения этих проблем требуется выдвижение гипотез.
Гипотеза представляет собой всякое предположение, догадку или предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в научном исследовании. Поэтому гипотеза есть не достоверное знание, а вероятное, истинность или ложность которого еще не установлены. Гипотеза выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда правил - требований:
1. Предлагаемая гипотеза не должна противоречить известным и проверенным фактам.
2. Соответствие новой гипотезы надежно установленным теориям (так, после открытия закона сохранения и превращения энергии все новые предложения о создании «вечного двигателя» просто не рассматриваются).
3. Доступность выдвигаемой гипотезы практической, экспериментальной проверке (хотя бы в принципе).
4. Максимальная простота гипотезы.
Таким образом, любая гипотеза должна быть обязательно обоснована либо достигнутым знанием данной науки, либо новыми фактами (неопределенное знание для обоснования гипотезы не используется). Она должна обладать свойством объяснения всех фактов, которые относятся к данной области знания, систематизации их, а также фактов за пределами данной области, предсказывать появление новых фактов (например, квантовая гипотеза М. Планка, выдвинутая в начале XX в., привела к созданию квантовой механики, квантовой электродинамики и др. теорий). При этом гипотеза не должна противоречить уже имеющимся фактам.
Гипотеза должна быть либо подтверждена, либо опровергнута. Для этого она должна обладать свойствами фальсифицируемости и верифицируемости. Фальсификация - процедура, устанавливающая ложность гипотезы в результате экспериментальной или теоретической проверки. Требование фальсифицируемости гипотез означает, что предметом науки может быть только принципиально опровергаемое знание. Неопровержимое знание (например, истины религии) к науке отношения не имеет. При этом сами по себе результаты эксперимента опровергнуть гипотезу не могут. Для этого нужна альтернативная гипотеза или теория, обеспечивающая дальнейшее развитие знаний. В противном случае отказа от первой гипотезы не происходит.
Верификация - процесс установления истинности гипотезы или теории в результате их эмпирической проверки. Возможна также косвенная верифицируемость, основанная на логических выводах из прямо верифицированных фактов.
После того, как гипотеза проверена и доказана, она приобретает характер теории - системы истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о сущности явлений. Теория – это высшая форма научного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и связей. Например, утверждение об атомном строении материи было долгое время гипотезой. Подтвержденная опытом, эта гипотеза превратилась в достоверное знание, теорию атомного строения материи.
Для понимания специфики теории как формы знания очень важно учитывать, что все теории оперируют не реальными объектами, а их идеализациями, идеальными моделями, которые неизбежно абстрагируются от каких-то реальных сторон объектов и поэтому всегда дают неполную картину действительности. Это обязательно надо учитывать на стадии перехода от разработки или усвоения теории к се применению на практике.
Главные элементы теории - ее принципы и законы . Принципы - наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Как обобщающий результат предыдущего познания в данной теории принципы всесторонне раскрываются и обосновываются. При самом построении и изложении теории принципы играют роль исходных, основных и первичных посылок, закладываются в сам фундамент теории. Основные аспекты содержания каждого принципа раскрываются в совокупности законов и категорий теории. Законы конкретизируют принципы, раскрывают «механизм» их действия, взаимосвязь вытекающих из них следствий. Законы науки отражают в форме теоретических утверждений объективные законы (т.е. общие и необходимые связи изучаемых явлений, объектов, процессов). Категории науки - наиболее общие и важные понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, ее предмета. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий.
Раскрывая сущность объектов, законы их существования, взаимодействия, изменения и развития, теория позволяет объяснять явления, предсказывать новые, еще не известные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать (более или менее успешно) закономерное поведение изучаемой системы в будущем. Таким образом, теория выполняет две важнейшие функции: объяснение и предсказание, научное предвидение.
Теория - одна из наиболее устойчивых форм научного знания. Такая стабильность обеспечивается и ее системностью, и в большей или меньшей степени ее общим характером. Чем более общим является знание, тем оно устойчивее. Но и теории подвержены количественным и качественным изменениям. Вслед за изменением фактического, эмпирического базиса теории, накоплением новых фактов ее законы уточняются или дополняются новыми. В конце концов, изменения затрагивают и фундаментальные принципы теории. Переход к новому принципу - по существу переход к новой теории. Все теоретическое знание выражается не в одной теории, а в совокупности ряда, вернее множества теорий. Изменения в наиболее общих теориях, приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания; в результате происходит научная революция. Известные научные революции связаны с именами Н. Коперника, И. Ньютона, А. Эйнштейна.
Наука – сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей.
Наука – одна из форм общественного сознания. За две с половиной тысячи лет своего существования наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой. Основными элементами научного знания являются:
1) твердо установленные факты;
2) закономерности, обобщающие группы фактов;
3) теории, как правило, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;
4) методы как специфические приемы и способы исследования реальности, исходящие из особенностей и закономерностей изучаемых объектов;
5) научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.
Выделяют следующие функции современной науки :
1) описательная – выявление существенных свойств и отношений действительности;
2) систематизирующая – встраивание объективных знаний в систему;
3) объяснительная – объяснение сущности изучаемого явления, причин его возникновения и развития;
4) производственно-практическая – возможность применения полученных знаний на практике;
5) прогностическая – возможность научного предвидения явлений в будущем;
6) мировоззренческая – внесение полученных знаний в существующую картину мира.
Соотношение науки и вненаучного знания. Общее доверие к науке настолько велико, что мы порой просто отождествляем понятия «знание» и «научное знание», считая их почти синонимами. Но это существует немало видов знания, источником которых является не наука, а житейский опыт, эстетические впечатления, религиозное откровение и т.д. Выделяют следующие формы вненаучного знания:
1) ненаучное , понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
2) донаучное , выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;
3) паранаучное , несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом; оно включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
4) лженаучное , сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;
5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения (лысенковщина, шельмование генетики, кибернетики и т.п.);
6) антинаучное , утопичное и сознательно искажающее представление о действительности;
7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;
8) обыденно-практическое знание - элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой является опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его первой особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания;
9) игровое познание , которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Оно носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения;
10) личностное знание ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности.
11) народная наука , которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее являлась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода. Как правило, народная наука существует и транслируется от наставника к ученику в бесписьменной форме. Иногда можно выделить ее конденсат в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.
12) вера - важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положений, норм, истин. Вера проявляется в состоянии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения, требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит.
Научное знание отличается от других форм познания следующими признаками :
1) научное знание характеризуется систематичностью , а также логической выводимостью одних знаний из других;
2) объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги - идеализированные объекты (например, точка, прямая в геометрии, идеальный газ, абсолютно черное тело в физике);
3) важным признаком научного познания является осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания, фиксация и предъявление строгих требований к методам познания;
4) научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка , четко фиксирующего смысл и значение понятий;
5) научное знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых истин, т.е. их независимость от познающего субъекта, безусловную воспроизводимость;
6) наука изучает не все явления подряд, а только те, которые повторяются, и поэтому ее главная задача - искать законы , по которым эти явления существуют.
В различные периоды истории наблюдалось различное сочетание и соподчинение науки с различными сферами человеческой деятельности. В античный период наука была частью философии и выступала в комплексе со всеми формами общественного сознания. В Средние века наука находилась под властью религии, которая значительно сдерживала ее развитие. В эпоху Возрождения наука начинает бурно развиваться, но сохраняет за философией место ведущего элемента в мировоззрении.
В XIX в. в связи с успехами естествознания наука начала доминировать в культуре и мировоззрении. Тогда же между наукой и философией разгорелся конфликт, который продолжается до настоящего времени. Суть конфликта – борьба за право обладать истиной в последней инстанции. В XIX в. наука, не осознавая своих границ, пыталась дать ответ на все вопросы бытия. Так возникла идеология сциентизма как веры в науку как единую непререкаемую истину.
Антисциентисты считают, что наука (научное познание), безусловно, является одной из форм постижения бытия, но она выражает собой лишь ограниченное, по сравнению с философией, знание, так как она не касается бытия в целом. Наука не может претендовать на «чистое» описание мира уже потому, что она, как и любая конструктивная деятельность разума, базируется на определенных ценностях и представляет собой прежде всего особую мировоззренческую ориентацию. В основе этой ориентации лежит предпосылка о полном постижении мира с помощью конкретно-научных методик. Но ни о какой полноте постижения бытия здесь и речи быть не может, так как оно всегда предметно ограничено. Таким образом, согласно антисциентизму , наука – лишь одно из средств упорядочивания (конструирования, интерпретации) мира.
Классификация наук. К настоящему времени наука превратилась в весьма сложную, многоплановую и многоуровневую систему знаний. Главный способ ее организации - дисциплинарный. Вновь возникающие отрасли научного знания всегда обособлялись по предметному признаку - в соответствии с вовлечением в процесс познания новых фрагментов реальности. Вместе с тем в системе «разделения труда» научных дисциплин есть и небольшой «привилегированный» класс наук, выполняющих интегрирующие функции по отношению ко всем прочим разделам научного знания, - математика, логика, философия, кибернетика, синергетика и т.д. Их предметная область предельно широка, как бы «сквозная» для всей системы научного знания, что позволяет им выступать в роли методологической основы научного познания.
По предметному своеобразию все научные дисциплины делятся на три большие группы: естественные, общественные и технические.
Предметная область естественных наук (физики, химии, биологии, геологии и др.) охватывает все доступные человеку природные процессы, протекающие независимо от воли и сознания людей.
Общественные науки имеют дело с той частью бытия, которая включает все проявления социальной жизни: деятельность людей, их мысли, чувства, ценности, возникающие социальные организации и институты и т.д. В совокупности общественных наук принято выделять социально-научные и гуманитарные дисциплины . Разделение это не строгое и не однозначное, но тем не менее имеющее под собой серьезное основание.
Социально-научные системы знания (экономика, социология, политология, демография, этнография, антропология) ориентируются на стандарты естественных наук. Эти науки предпочитают иметь дело с количественными (математически выразимыми) методами исследования. Эмпирической (фактической) базой гуманитарных наук являются, как правило, тексты (в широком смысле этого слова) - исторические, религиозные, философские, юридические, рисованные, пластические и т.д. Поэтому методы гуманитарно-научного знания диалогичны: исследователь текста ведет своеобразный диалог с его автором. Рождающиеся в результате такого диалога интерпретации текстов, т.е. устанавливаемые смыслы зафиксированных в них проявлений жизнедеятельности людей, не могут, разумеется, быть строго однозначными.
В дисциплинарной структуре научного знания особое место занимают науки технические . К ним относятся электротехника, электроника, радиотехника, энергетика, материаловедение, металлургия, химические технологии и др. Предмет их исследований - техника, технология, материалы, т.е. вещная и процессуальная стороны человеческой деятельности. Главной особенностью технических наук считается то, что конечной их целью выступает не познание истины о природных процессах, а эффективное использование этих процессов в производственной и иной деятельности человека. Поэтому большая часть технического знания может быть отнесена к разряду прикладного , которое принято отличать от знания фундаментального .
Соотношение фундаментальных и прикладныхнаукобычно выражают противопоставлением «знания, что» «знанию, как». Задача прикладных наук - обеспечить практическое применение фундаментального знания, довести его конечный продукт до потребителя.
Каковы основные черты большой науки?
- наличие разделения и кооперации научного труда;
- наличие научных учреждений, экспериментального и лабораторного оборудования;
- наличие методов научно-исследовательской работы;
- наличие понятийного и категориального аппарата (в каждой науке свои понятия и категории);
- наличие стройной системы научной информации;
- наличие базы ранее полученных и накопленных научных знаний.
Большая наука ориентирована на принципиально новое, ей чуждо слепое поклонение старому. В ней есть ясное понимание того, что имеющееся знание верно в определенных границах и не является абсолютным. Она не ориентируется на сиюминутную прибыль.
Большая наука занимается глобальными, а не второстепенными вопросами. Достижения Большой науки применяются не всегда сразу после открытия. Иногда для реализации могут понадобиться годы подготовки.
Я полагаю, что основные черты следующие.
Во-первых, так называемая Большая наука является локомотивом для всей науки в целом, открывает новые горизонты для науки прикладной.
Во-вторых, она требует немалых денежных вливаний и как правило финансируется государством или венчурными фондами.
В-третьих, результаты фундаментальных исследований более инерционны и меньше подвержены конъюнктуре и динамическим изменениям.
Большая наука характеризуется тем, что она умозрительна в первую очередь, то есть много теоретических рассуждений, гипотез, теорий. И только спустя какое-то время некоторые моменты опускаются до прикладного уровня.
Большая наука не ограничивается только сбором научного материала: производится систематизация этого материала, выдвигаются гипотезы, при необходимости строятся математические модели, гипотезы и математические модели проверяются опытным путм.
Большая наука занимается фундаментальными вопросами мироздания. Ее достижения, в отличии от прикладной науки, могут быть применены на практике как через год, так и через век. А некоторые - никогда. Например, теория струн.
Большая наука, как мне кажется, это те научные области, которые непосредственным образом способны изменить мир. Скажем, работа над альтернативными энергоресурсами, поиск антиматерии, поиск конце вселенной или первопричины всего бытия.
В понятие большая наука можно внести неоднозначный смысл.Наверное, каждый человек понимает ее по своему. Если рассматривать этот термин как соединение многих наук,то к основными чертам можно отнести подробное или поверхностное изучение вопросов тех наук, что входят в так называемый состав большой науки. А если понимать этот термин как что то архисерьезное, то основными чертами большой науки является глубокое изучение (во всех смыслах)вопросов, с вытекающими ответами на поставленные задачи,используя всевозможные методы и накопленные ранее знания
Большая наука, если рассматривать ее не с организационной точки зрения, это тот фундамент, базис, из которого далее вырастают новые научные направления, которые, в свою очередь, имеют прикладной характер и могут быть тесно связаны с жизнедеятельностью людей.
Большие научные открытия - это цель большой науки.
Такие понятия, как малая наука и большая наука, были впервые рассмотрены в курсе лекций американского ученого Колумбийского университета Дерека Джона де Солла Прайса, издавшего в 1963 году книгу под названием Малая наука, Большая наука в издательстве Колумбийского университета. Эта книга положила основу науковедения - науки о науке.
Основная мысль книги в том, что в истории науки были два периода: малая наука с древних времен и большая наука, когда появились научные общества, научные школы и научные учреждения, а наука стала профессиональным видом деятельности.
Наука - это сфера деятельности человека, направленная на непрерывный сбор фактов о действительности, критический анализ, выработку теоретических знаний, их систематизацию и постоянное обновление.
Основные черты большой науки можно было видеть в современном обществе с начала XХ века.
Основная черта большой науки - наличие научных обществ и научных учреждений. Наука стала управляемым профессиональный процессом человеческой деятельности.
Истина - это то, что можно проверить и подтвердить на практике. Эксперимент, практика являются критерием истины. Один опыт - не опыт. Для подтверждения истины необходимо проведение не менее трех опытов.
Для стандартизации научного метода необходимо воспроизведение разработанной методики в разных лабораториях и разными экспериментаторами.
Основные черты современной большой науки:
Наука существовала всегда, просто до определенного момента времени люди не придавали особенного значения опыту и знаниям, которые приобретались в процессе бытия. Трудно назвать тот момент, когда систематизация знаний стала нормой и образовались направления развития общественного сознания в философии, математике, дипломатии, военном деле, социологии и по другим направлениями. Но некоторые исследователи порой брали на себя такую ответственность.
Важнее другое - есть система сложившихся направлений развития знания. Есть не только сложившиеся пласты знаний и точное направление развития, стиль мышления, логика и концепция, но и значительное количество школ, институтов и понимание в общественном сознании, эквивалентное по разным странам и языкам.
Фундаментальные науки
Каковы основные черты большой науки? Философия, математика, естествознание и другие научные дисциплины несомненно можно отнести к понятию «большая наука». Научная деятельность по многим таким направлениям не только активно ведется, но и развита в многих странах мира.
Постоянно происходит обмен мнениями, растет количество научных конференций, идет приток кадров. Ученые пишут диссертации, а окружающие считают их «не от мира сего» и относят их работу в область умозрительных рассуждений, бесполезных теоретических изысканий, в сферу мифических гипотез.
Между тем научно-исследовательская работа приводит к реальным результатам. Если бы математика (в свое время) не начала развиваться в сторону дифференциального и интегрального исчислений, не было бы возможность запустить космический аппарат, построить самолет, рассчитать подводную лодку с атомным двигателем.
Фантазии астрономов, идеи алхимиков и физические теории частиц, энергии, гравитационных полей далеки от обыденного сознания, но атомные электростанции работают, а генетика привела к созданию множества полезных культур.
Даже натуралисты (любители бабочек, муравьев и перелетных птиц) своими частными исследованиями натолкнули на неожиданные и практичные решения ученых из совершенно других областей знаний.
Частное исследование и фундаментальное прошлое
Наука не претендует на лавры и ей совершенно безразлично, к какой категории ее отнесет человек в то или иное время. Человеку свойственно развитие, понимая сегодня одно событие именно так, он уже знает, что завтра к результату он может отнестись кардинально иначе.
Научная деятельность - это работа. Она ничем не хуже работы медицинской сестры, повара или строителя. В науку приходят различные люди, которые вне своей работы сталкиваются с мнением окружающих, ничего не понимающих в творчестве людей. Далеко не каждый работник становится ученым, далеко не каждый научный центр таковым является.
Количество вузов, которые готовят физиков или философов, подпадают под методы математической статистики: чем больше исходная масса, тем вероятнее результат - появление еще одного однозначно признанного ученого.
Появление ученого может стать причиной нового большого явления в науке, но по сути это частное изыскание и локальный интерес, который даже коллегам по работе может быть предельно не интересен. Коллеги могут считать пустой тратой времени любое исследование, которое не укладывается в рамки фундаментального прошлого.
Философия - большая наука, но еще более великое философское направление может в ней образоваться, как в математике в свое время появились пределы, преобразования Лапласа, бесконечно малые и бесконечно большие величины. Первое - это не ноль, а второе - это не бесконечность. Но каждое из них стремится к своим пределам.
Фундаментальная физика не могла стать причиной ни квантовой теории, ни положить начало теории элементарных частиц. Наука и научное знание не предвидели теорию относительности, не представляли, какой резонанс вызовет использование в науке данных наблюдений с космических спутников и полетов к другим планетам.
Влияние малого на большое
Ученый подобен флюсу. Полнота его знаний ограничена, но есть всего два абсолютно различных пути к признанию.
Человек может прийти в науку и исключительно внимательно посвятить все свои исследования в разрезе сложившихся идей, теорий, гипотез. На этом пути рождение большого возможно только, если в его сознание попадет удивительное явление, событие, объект, кардинально нарушающий его картину мира.
Человек может прийти в науку и, схватив идею, двигаться своей дорогой, критикуя и анализируя достижения предшественников и коллег. Это очень хороший путь, поскольку позволяет оценить достоверность, практичность и качество сложившихся научных представлений. Рождение большого менее вероятно, но, если своя дорога была интуитивно выбрана правильно и человек удержался от соблазнов следовать традициям, - эффект будет колоссальным.
В 80-е годы был очередной бум, и даже общественное сознание обратило внимание на идею искусственного интеллекта. Фантасты предложили свои идеи, программисты написали свои программы, ученые, в конечном счете, отошли от дел. Бум закончился, все занялись обычной работой.
Но большое всегда вызывает к жизни малое. В те годы было множество теорий и идей, которые не признали или просто уничтожили. Не исключено, что какая-то из них живет до сих пор, человек жив, идея жива и большая наука об искусственном интеллекте - не за горами.
Если это так, то это новый виток развития философии, кардинально новое положение у социологии и разделение общественного сознания на тех, кто «за» роботов, и тех, кто категорически «против».
Естественно, какой человек хочет испытать судьбу динозавров и оставить Планету на откуп роботам?
Галилей и большое противостояние
Каковы основные черты большой науки? Прежде всего, предмет и глубина исследования. В понимании общественного сознания и признанных ученых, предмет должен быть актуальным и востребованным, а глубина должна определяться количеством авторитетных предшественников.
Сомнительно, что так думал Ньютон, Планк, Эйнштейн и уж тем более Галилей. Многие ученые, которые кардинально изменили структуру и содержание знаний в той или иной области, меньше всего обращали внимание на общественное сознание и на оценку их труда как действительно предметного и глубокого исследования.
Вероятно, люди, как точки в социальном пространстве, вспыхивают не просто так и упрямо движутся к исполнению своей миссии. Если такая «точка» начала движение, и оно получило реально большое противодействие, но «точка» справилась с этим, а идея пережила своего автора, легла в основу нового научного направления.
Смерть не останавливает движение идеи, необязательно идея должна иметь только одного автора и становиться большой или значимой в течение конкретной жизни.
Процесс познания мира неоднороден и управлять им практически невозможно. Однако вполне допустимо воспринимать окружающую действительность, накапливать знания и идти естественно обусловленным, объективным путем.
Большая наука - это не обыденная научно-исследовательская работа, это прежде всего противостояние, но определить его уровень и силу, как и предмет и глубину исследований, практически невозможно.
Oracle и сотни тысяч квалифицированных работников
Интернет - это не наука. Специалист (программист, разработчик) - не ученый. Но теория информации, разработка алгоритмов и программирование все больше и чаще именуют наукой, хотя с приставкой «прикладная». Каковы основные черты большой науки, если здесь до сих пор не было ни одного «большого события»?
Наука о информации поныне пребывает в статусе «информатика». Это слово даже рядом нельзя поставить с такими монстрами, как Философия, Физика, Математика, Химия. Это действительно большие науки и значимые. Они пережили так много кардинально мощных событий, что по негласному закону пребывают в статусе большой науки и, более того, в их недрах постоянно идут рождения новых больших идей.
Не нужно это воспринимать как аксиому, необязательно этому верить, но можно быть совершенно спокойным относительно того, что большое в признании изначально не нуждается.
Несомненно, Oracle лидирует в области информации, линейка их решений составлена из сотни позиций, а работают у них сотни тысяч специалистов, распределенных по многочисленным офисам по всей планете. С 80-х годов прошло уже 38 лет. В 1985 году была разработана чипиотика - студенческий экспромт, которому не суждено было покорить мир, но она могла бы превратить эти 38 лет в три года работы совершенно небольшого количества программистов.
Банальная идея активных знаний по-прежнему актуальна, но не востребована. Программирование с каждым днем становится все более сложным, более запутанным и Интернет уже превратился в самостоятельно функционирующий организм.
Каковы основные черты большой науки, определяет человек. Этот человек - автор. Ни один автор новой большой идеи в недрах существующих наук или идущий собственным путем не одинок.
Каждый новый исследователь опирается на арсенал накопленных знаний, и чем больше их объем, чем более пристально он ведет свое направление, чем меньше обращает внимание на противодействие своей работе, тем больше шансов на успех.
Творческое развитие, стремление к знаниям и адекватное отношение к пройденному пути - верное начало нового большого знания. Будет ли это начало большой наукой, скажут потомки.