Взаимосвязь человека и природы. Взаимоотношение человека и природы, как философская проблема

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Мы в огромной степени зависим от окружающего нас мира. Еще не так давно господствовало мнение, что человек является царем природы, ее полноправным хозяином. Однако на сегодняшний день ясно, что мы - всего лишь крошечная частица в мире.

Взаимодействие человека с природой может быть гармоничным только тогда, когда мы уважительно и бережно относимся к ее дарам. Люди составляют единое целое с окружающей средой, поэтому должны нести ответственность за свои действия и оценивать их последствия.

Человек - неотъемлемая часть мира

В процессе своей жизнедеятельности мы во многом зависим от природы. Она дает нам столь необходимые вещи, как воздух, вода, свет, пища. Только от нас зависит, в каком виде мы сохраним все эти ценные ресурсы для себя и последующих поколений. Население во всех уголках планеты развивается, строит свой быт и трудовую деятельность, ориентируясь на природные условия, климат в месте проживания. Образ жизни людей, живущих у теплого моря, сильно отличается от жизни в суровых северных условиях.

Несмотря на свою, казалось бы, довольно сильную способность менять природные условия, изменять русла рек и ландшафт, человечество по-прежнему сильно зависит от среды обитания. Такие катаклизмы, как извержения вулканов, землетрясения, цунами и многие другие способны уничтожить целые города и даже цивилизации. Экономическое развитие и создание новых прогрессивных технологий также не представляется возможным без использования природных ресурсов.

В последние десятилетия все более очевидным становится тот факт, что природа не может бесконечно удовлетворять все потребности людей, если те не будут ничего давать взамен. Основой гармоничной жизни должно стать осознание, что человек является неотъемлемой частью окружающего мира, а, значит, должен заботиться и охранять его, разумно использовать все ресурсы без вреда для природы.

Как человечество влияет на Землю

С тех пор, как человек стал разумным и получил возможность использования орудий труда, начинается его влияние на окружающие условия и их изменение. Под воздействием наших сил произошло множество изменений в окружающей среде, как положительных, так и негативных. К позитивным сторонам влияния людей можно отнести создание национальных парков и заповедников, где многие редкие виды животных и растений стало возможным сохранить от исчезновения. Такая деятельность позволяет расширить биологическое разнообразие существующих на планете видов. Создавая искусственные оросительные системы, мы помогаем увеличить площадь плодородных почв и эффективно их использовать.

К сожалению, от неразумных и непродуманных действий людей природа терпит большой ущерб. Например, вырубка лесов разрушает естественную среду обитания многих животных и растений, ведет к снижению выработки кислорода, что, в свою очередь, неизбежно вызывает глобальное потепление. На месте вырубленных лесов зачастую образуются пустыни, поскольку после исчезновения деревьев верхний плодородный слой почвы легко размывается.

Быстрый рост населения приводит к тому, что для его обеспечения пищей приходится применять новые технологии в сельском хозяйстве. Если раньше плодородную почву не эксплуатировали постоянно, давая ей некоторое время отдохнуть, то сейчас люди распахивают все новые площади и используют их без перерыва, тем самым снижая плодородие.

Для более быстрого роста применяют современные удобрения, которые оказывают отрицательное влияние на грунт и воду. Мы строим огромное количество заводов, но мало заботимся о том, какое количество отходов они выбрасывают в атмосферу и сколько мусора оказывается в воде. В Тихом океане существует огромная зона, сплошь покрытая плавающим по поверхности мусором, что неизбежно ведет к вымиранию многих видов океанических животных. Города, стоящие на пресноводных реках, ежедневно сбрасывают в них канализационные отходы, отходы промышленного производства.

Таким образом, мы не только вредим природе, но и загоняем себя в ловушку, сокращая количество пригодной для питья воды. Отсутствие пресной воды уже сейчас является большой проблемой в некоторых районах планеты.

Если мы хотим научиться не столь губительно влиять на природу, стоит предпринять несколько несложных действий:

  • для эффективного и рационального использования минеральных ресурсов нужно совершенствовать способы их добычи, уменьшая количество отходов и вредных выбросов;
  • использовать ресурсы животного и растительного мира нужно в таких количествах, чтобы это не приводило к исчезновению отдельных видов.
  • необходимо широко внедрять применение альтернативных источников энергии в быту и производстве.

Для более детального ознакомления с темой рекомендуется просмотреть познавательные презентации , где вся информация изложена в доступной и понятной форме. Чем скорее человечество начнет более бережно относиться к природе, тем лучше мы сможем сохранить всю ее красоту и богатство для наших детей и внуков.

Природа к человеку добра и щедра. У нее есть все, что необходимо человеку для проживания. Если человек будет разумен, используя все эти богатства, сохранит и приумножит то, что уже дано природой, то он сможет всегда жить безбедно.

Но отношение человека к природе видно наглядно, стоит только посмотреть в свое окно.

Конечно, такое отношение не проходит бесследно. Вырубая леса, люди оставляют на их месте пустыни, итогом являются засухи, разрушение почв, гибель диких зверей. Меняется сам климат планеты из-за бездумного природопользования. Приходят разрушительные ураганы и смерчи. Там, где лес не вырубили, он просто горит. У человека не находится достаточно ресурсов, чтобы уберечь его от огня. Природные пожары уничтожают ежегодно тысячи гектаров тайги. Природа очень страдает от такого поведения человека.

Люди, считающие себя венцом творения, проявляют величайшую недальновидность и глупость, разрушая и приводя в негодность свой собственный дом – планету Земля. Что они оставят после себя будущим поколениям, своим детям и внукам? Ведь, даже выезжая на пикник за город, на природу, выбираясь на свежий воздух из своих загаженных городов, они, к сожалению, оставляют непогашенные костры, мусор и стекло на берегах водоемов. Казалось бы, нет ничего проще, чем убрать за собой.

Чтобы помочь природе, необходимо строить очистные сооружения, мусороперерабатывающие предприятия, восстанавливать леса новыми посадками. Также нужно воспитывать с детских лет уважение к природе. Прививать детям чувство ответственности за свою землю. Чтобы они относились к ней бережно, пользовались в полной мере ее дарами и передали все это следующим поколениям людей.

Вариант 2

Изначально все человечество связано с природой. Этот союз существовал всегда, взаимодействие было, есть и будет. Без этого людям никак не прожить, как собственно говоря, и природе не развиваться и не сохраниться без участия человека.

Стоить начать с самого главного. Это – воздух, кислород без которого живые существа не смогут жить. Самые насыщенные места кислородом там, где растет множество деревьев и растений. Только сохраняя леса, посадки и большую часть растительности, можно быть уверенным в том, что будут продлены жизни многих людей и животных. Но с растениями следует быть осторожным. Если на улице они не несут существенной угрозы, то в комнате дома они могут быть весьма небезопасными. Мало того, что они потребляют кислород так же, как и человек, но еще и с углекислым газом могут выпускать частички ядовитых элементов. Это не значит, что такие растения не нужно беречь, а значит то, что необходимо тщательно выбирать цветы для дома и правильно за ними ухаживать.

Природа обеспечивает нам большую часть продуктов питания. Она создает, почти все, что можно употреблять в пищу. Когда люди ухаживают за землей, обрабатывают, сажают, то потом собирают урожай: овощи, фрукты, ягоды, разнообразное зерно. Взаимоотношение человека и природы, как нельзя лучше можно увидеть именно в этих процессах. Ведь, как люди относятся к природе, так она и благодарит результатами урожая.

Начиная с младенческого возраста, людям прививают любовь и бережливость в природе. Множество занятий, в детском саду, посвящены защите природы. Потом, эти знания, продолжают вкладывать учителя в сознание детей. Но, как обычно, это бывает, всегда найдется тот, кто будет делать все с точностью до наоборот. Таких людей в обществе не уважают, ведь они понимают, что вредят природе, но все равно делают плохие вещи. Наверное, они так хотят завоевать авторитет, но придет время, и они поймут, что были не правы.

Природа не может существовать без человека, как и человек без нее не проживет. Хорошее взаимоотношение нам необходимо, без него не будет плодотворного взаимодействия. Вывод можно сделать один – берегите природу, и она убережет нас.

Сочинение на тему Взаимоотношения человека и природы

Проблемы взаимодействия природы и человека существуют давно. Люди над этим задумываются с возрастом, когда накапливается опыт, зрелая мудрость. Эту проблему пытаются решить многие поколения.

Многие поэты в стихотворной форме поднимали данную проблему. А. Усачёв в стихотворении «Хоть трава не расти» призывает одуматься и стать защитником природы. Эту тему продолжает С. Михалков «Будь человеком», отмечая отрицательные поступки людей, халатно относящихся к ограниченным частицам природы. Писатель – натуралист В. Бианки В рассказе «Анютина утка» хочет указать на то, что дикие птицы не смогут жить в неволе. Инстинкт их зовёт на природу в специальные участки, спрятанные от глаза человека. Птицы боятся людей потому, что они разоряют гнёзда, убиваю их.

Отрицательные поступки, варварское отношение к животному миру, вызывает возмущение с её стороны. На человечество обрушиваются смерчи, ураганы, землетрясения. Нельзя принимать позицию: «Мне всё равно», завтра беда может настигнуть вас или ваших детей, внуков.

Все люди должны быть защитниками родных сокровищ нашего края. Всегда знать и помнить, дары природы – матери не беспредельны, и их надо пополнять. Подсаживать деревья, кустарники, травы и цветы. Стараться не рвать растения, а если сорвал, то сохранять в земле корень, в том числе и грибы. Тогда на этом месте вырастет новый цветок и грибок. Сохранять животных, занесённых в Красную книгу.

Помнить, что истребляя их, могут исчезнуть многие виды ценных животных и лекарственных растений. Не засорять реки и моря, леса и поля. Не разводить костры. Ведь пламя может истребить множество животных и растений. Учить друг друга, как сберечь и увеличить ископаемые, растения, популяции птиц и животных.

«Сохранять природные богатства – означает беречь и защищать Родину».

Нужно передавать опыт и любовь к Краю, где ты вырос и родился. Чистый воздух, вода и земля зависят от нас. Нужно уважать и защищать всё живое в мире. Учиться наблюдать, познавать со стороны, без ущерба окружающим просторам.

Больше читать книг, вместе восхищаться с авторами. Обогащать жизненный опыт предков, пополнять словарный запас. Человек, делающий добро испытывает счастье. Заступаться за животных, которые не могут себя защитить. Бороться с грубостью и жестокостью.

ЕГЭ 11 класс

Несколько интересных сочинений

    Труд учителя бесценен. Ведь работа с детьми и их воспитание – в этом будущее всего государства. Каждый день учитель вкладывает в голову своих учеников новую и интересную информацию, которая когда-то пригодиться в жизни.

  • Конфликт между поколениями. Итоговое сочинение

    Конфликты между разными поколениями происходили за всю историю существования человечества. Порой, каждый сталкивался с подобными ситуациями, когда родитель ссорится со своим ребёнком и наоборот.

  • Сочинение Образ Мальчика Манолина (Старик и море Хемингуэй)

    Широко известная повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» рассказывает о старом рыбаке. У старика Сантьяго есть маленький друг и помощник, мальчик по имени Манолин

  • Сочинение Нина Заречная в пьесе Чайка Чехова: характеристика героини

    Пьеса начинается не совсем оптимистично, история о тяжелой жизни молодой девушки, которая в собственном доме не чувствует себя комфортно. Это и есть она - наша главная героиня.

  • Много - много лет назад, когда я был еще совсем маленький и не ходил в школу, мне подарили велосипед. Впервые увидев двухколесное чудо, эмоции просто переполнили меня.

Жизнь всегда неумолимо двигалась вперед, развивалась и эволюционировала. В итоге появился человек, существо, совершеннее всего, что было и есть. Человек - венец природы. Казалось бы, он должен быть благодарен своей матери природе за то, что она дала ему жизнь и все условия для существования. Но чем больше человек приспосабливался и развивался, тем меньше думал о последствиях своей деятельности, касательно природы. Вопрос взаимоотношения природы и человечества был важным всегда. Но в последнее время он стал глобальной и неразрешимой проблемой, требующей скорейшего рассмотрения.

Конечно, важно рассматривать проблему взаимоотношения человека и природы с разных сторон. Ведь экономика, политика и жизнь каждого человека оказывают большое влияние на состояние природы в целом. Но если посмотреть в корень и заглянуть глубже, то мы поймем, что невозможно наладить взаимоотношения природы и человека массово. Нельзя просто взять и отменить человеческую деятельность, плохо сказывающуюся на природе. Этот вопрос нужно решать индивидуально, чтобы каждый мог понять суть проблемы, а главное, что именно он часть ее устранения.

Конечно, человек был создан для развития. Он намного превосходит всех живых существ. Человек - царь природы. Но глупо отталкиваться от этих убеждений. Люди максимально используют природные ресурсы, не давая ничего взамен. Общество прогрессирует, появляются новые технологии и это хорошо. Но никогда еще не было такого кризисного состояния природы. А почему? Все мы знаем, что человек жаден. Он настолько увлечен своим богатством и достижениями, что забыл о последствиях. Люди берут от природы все, но не отдают ничего, а если и отдают, то лишь химические отходы.

В наши дни до сих пор есть племена, обожествляющие природу. Они преподносят ей дары, проводят различные обряды, для того, чтобы природа была снисходительна к ним. Конечно, такое отношение к философскому вопросу взаимоотношения общества и природы - это утопия. Эти племена рано или поздно вымрут от болезней или голода. Но суть их отношения к жизни верна. Эти люди не избалованы дарами жизни. Они благодарны тому, что у них есть. Возможно, это связано с тем, что до них не дошел прогресс. Если бы мы жили в таких же условиях, то были бы такими же. Однако и погибли бы тоже с ними.

Ответ на философский вопрос о взаимоотношении человека и природы живет внутри нас. Каждый человек понимает, как решить эту проблему, но никто не хочет браться за это дело. А все потому что это долго, дорого и невыгодно. Если мы не устраним угрозу катастрофы сейчас, то потом будет поздно. Нас погубит наш прогресс. Начать нужно с малого, начните с себя.

Современный этап общественного развития характеризуется обострением противоречий во взаимодействии общества и природы. Использование новейших технических средств превратило человеческую деятельность в мощную геологическую силу, превосходящую по своим масштабам действие стихийных сил природы. Ныне в хозяйственный оборот вовлечены громадные территории. Подсчитано, в частности, что человек эксплуатирует около 55% суши, использует 50% прироста леса, добывает около 150 млрд. т полезных ископаемых. Более того, эти показатели значительно возрастут уже в ближайшие годы, что не может не сказаться на характере протекания природных процессов

Беспрецедентное возрастание научно-технического потенциала подняло на качественно новую ступень возможности человека по преобразованию окружающей его природной среды и открыло перед ним необычайные перспективы. В то же время во взаимодействии человека с природной средой его обитания проявляется все больше тревожных симптомов опасности, грозящей существованию планеты Земля и всего человеческого рода. Имеются в виду прогрессирующее загрязнение природной среды продуктами техногенного происхождения, угроза исчерпания природных ресурсов, изменение климата и т. д., а также проблемы, которые и в прошлом стояли перед человечеством (нехватка продовольствия и др.), но сейчас заметно обострились, особенно в развивающихся странах в связи с взрывом и другими обстоятельствами

Широкий круг вопросов, связанных с взаимодействием современного общества с природной средой, объединяется под общим названием экологической проблемы. Слово «экология» в последние годы стало очень модным. И сфера его применения существенно расширилась с того момента, когда Геккель более ста лет тому назад предложил его для обозначения конкретного научного направления, изучающего взаимоотношения животных и рас гений со средой их обитания. Слово «экология» сейчас встречается в лозунгах, под которыми проходят демонстрации в западных странах (так называемое движение «зеленых»); упоминается в официальных государственных документах, в статьях ученых, юристов, журналистов и представителей других профессий. Экологический взгляд на мир в самом широком смысле слова предполагает при определении ценностей и приоритетов человеческой деятельности учет последствий влияния, которое эта деятельность оказывает на природную среду, равно как и влияние природной среды на человека.

От понятия экологии как точки зрения следует отличать, по крайней мере, еще два случая употребления этого термина. Первый из них характерен для современной науки, в которой под экологией традиционно понимается раздел биологии, изучающий взаимоотношения живых существ с окружающей их средой (в русле понимания экологии, идущего от Геккеля) Второй вариант употребления термина «экология» чаще встречается в трудах философов, географов и представителей других профессий, интересующихся соответствующей проблематикой. В этом случае имеют в виду некое синтетическое научное направление или совокупность существующих направлений, изучающих проблему взаимоотношения человеческого общества со средой его обитания и называемых чаще всего экологией человека, социальной экологией, глобальной экологией и даже современной экологией в отличие от традиционной экологии. В данной работе без специальной оговорки термины «экология» и «экологическая проблема» будут пониматься многоемко.

Проблема взаимоотношения человека и природы во всей целостности всегда была предметом глубокого философского интереса к ней так или иначе обращались крупнейшие мыслители прошлого, пытавшиеся определить место и роль человека в Универсуме. В связи с этим встает вопрос, как соотносится экологическая проблема, ставшая одной из наиболее актуальных и требующая неотложных естественно-научных, технико-экономических и социально-политических решений, с вечной философской проблемой взаимоотношений человека и природы?

Базисным для экологии является почерпнутое из понятийного аппарата экологии животных и растений понятие среды, его можно определить как часть природы, в которой существует человек, средоточием которой он является, непосредственно сталкиваясь с ней в своей деятельности. Термин «природная среда» имеет важный практический и психологический смысл, поскольку акцентирует внимание именно на той части природы, в центре которой находится человек и которая является сферой его обитания и объектом изучения и преобразования. Важность этого термина определяется еще и тем, что природа все в большей степени понимается в наше время как нечто внешнее для человека и противостоящее ему. Понятие же «природная среда» подводит природу к человеку, ориентирует на рассмотрение природы для человека.

Биосфера, как и многие другие сложные системы, обладает свойством самоподдержания и даже самовосстановления в ответ на некоторые разрушающие воздействия. Однако эти свойства проявляются в достаточно ограниченных пределах, выход за которые влечет необратимые изменения в биосфере и ее разрушение.

Техническая мощь современного человека впервые в истории дала ему потенциальную возможность (и опасность) таких воздействий на биосферу, которые в конечном итоге могли бы привести к ее уничтожению. Это факт имеет чрезвычайно важное мировоззренческое значение.

Отдельные организмы имеют ограниченные сроки жизни. А жизнь на Земле в целом? В XIX столетии постановка этого вопроса стимулировалась концепцией «тепловой смерти Вселенной». Так интерпретировалось состояние всеобщего термодинамического равновесия, на пути к которому неизбежно разрушение всякой структурности и организованности материи. Такая перспектива признавалась возможной, но лишь как тенденция, удаленная на многие миллионы лет вперед и к тому же никак не связанная с практической деятельностью человека. Примерно такой же абстрактный характер имеет и возможность разрушения жизни вследствие столкновения с каким-либо небесным телом, вследствие возможного взрыва на Солнце либо другого природного катаклизма.

Однако ныне этот вопрос приобретает принципиально иное звучание. Человечество обладает столь мощными средствами уничтожения жизни, что теперь не столько от природы, сколько от самих людей зависит дальнейшее сохранение жизни на Земле.

В нынешних условиях первым и неотложным условием спасения жизни на Земле является предотвращения ядерного пожара, причем, как показал пример Чернобыля, это касается не только специфики использования ядерного оружия, но и эксплуатации «мирного атома». Поэтому неизмеримо возрастает роль и всепланетная ответственность соответствующих видов инженерной, в том числе военно-инженерной деятельности. Существуют и другие источники опасности для живого, связанные, например, с химической или бактериологической угрозой, искусственным регулированием климата и т.д.

Жизнь всегда воспринималась людьми как ценность. Известный мыслитель-гуманист первой половины ХХ столетия А. Швейцер, к примеру, развивал «этику благоговения перед жизнью»: «…Самоотречение, - писал он, - должно совершаться не только ради человека, но и ради других существ, вообще ради любой жизни, встречающейся в мире и известной человеку».

Великие мыслители нашего столетия ввели и обосновали понятие ноосферы, подчеркнув тем самым, что человечество ныне становится ведущей силой, которой впредь определять эволюцию планеты. Поэтому дальнейшее существование жизни на Земле до многом зависит от того, достанет ли человечеству мудрости для надлежащего устройства своих отношений с природой, с другими людьми.

Инженерная деятельности. На первый взгляд инженер непосредственно имеет дело лишь с неживой материей, по крайней мере, когда речь идет о предметной основе технической деятельности. Но такой подход является ограниченным. И не только потому, что техника в конечном итоге служит удовлетворению социальных потребностей, нужд и интересов человека - высшей формы организации живого на Земле.

Живая материя выступает и как непосредственный объект профессиональной деятельности инженера. В качестве сырья и материалов в самых различных технологических процессах выступают продукты переработки и преобразования живых организмов и продуктов их жизнедеятельности: деревянные и иные конструкции органического происхождения, растительные и животные масла и т.д. Целый ряд технологических процессов современного производства включает процессы функционирования живой материи: брожение дрожжей, поглощение определенных веществ микроорганизмами. Структуры живых организмов и алгоритмы их деятельности нередко выступают моделями для создания технических устройств. Решение подобного рода задач является содержанием особого научного направления - бионики.

Чаще всего техника создается с учетом биологических особенностей человеческого организма не только для того, чтобы обеспечить комфортность условий работы оператора, но и для того, чтобы в целом повысить эффективность функционирования системы «человек - техника». К примеру, создание усилителей низкой частоты в технике связи во многом обусловлено тем, что человеческое ухо не в состоянии непосредственно воспринимать высокочастотный сигнал. Оценка мощностей, напряжений и т.д. в технике связи с помощью логарифмических зависимостей определяется не столько удобством расчетов, сколько тем, что чувствительность органов слуха к силе сигнала подчиняется логарифмическому закону. Совокупность проблем, обусловленных необходимостью оптимального «сопряжения» человека и техники, решается в рамках инженерной психологии, эргономики и ряда других научных дисциплин.

Возрастающую роль в труде современного инженера играет всесторонний учет экологических последствий технической деятельности. Экологическая оценка техники, технических устройств и производственных технологий нередко выступает решающим фактором при окончательном определении целесообразности создания подобных объектов или процессов.

Созидательная деятельность человека, прежде всего техническая и инженерная, создали искусственную среду обитания, которая наступает на естественную среду, на природу. Достаточно отметить, что вся биомасса, производимая живой материей на земной суше в год, составляет около 1012 т, в то время как техномасса, производимая человеком за этот же период, равна примерно 1013 - 1014 т. Уже сейчас человечество создало такую искусственную среду обитания, которая в десятки и сотни раз продуктивнее самой природы. Это еще один фактор, который приводит к обострению экологических проблем, вынуждает человека все чаще и пристальнее огладываться на результаты своей производительной деятельности в их отношении к природе.

Особенно пагубное влияние на природную среду оказывает такой специфический вид технической деятельности, как военно-техническая, и военное дело в целом.

Природа и военное дело. Связи природы и военной, военно-технической деятельности весьма сложны и многообразны. Покажем некоторые из них.

Природный, в первую очередь географический фактор становится одним из важных факторов современной вооруженной борьбы. Географическая специфика театров военных действий существенным образом влияет на применение того или иного оружия, на использование конкретных способов ведения вооруженной борьбы. Географическое расположение страны по отношению к другим государствам - дружественным, нейтральным, враждебным - влияет на соотношение видов вооруженных сил, оперативное оборудование территории театров военных действий. Размеры территории страны в известной степени определяют живучесть экономики в случае войны, границы и возможности маневра вооруженными силами.

Природные богатства, наличие или отсутствие стратегического сырья и топливно-энергетических ресурсов у воюющих государств оказывают чрезвычайно важное влияние на специфику военного производства, на подготовку, ход и исход войны.

Следует иметь в виду и обратную сторону рассматриваемого отношения: всевозрастающее негативное влияние военного дела на природу. Наиболее ярко это влияние выражается в выявленном учеными разных стран в начале 80-х годов эффекте «ядерной зимы» - всеобщего и резкого похолодания на Земле в случае ядерной войны, даже локальной. Подобный эффект может с неизбежностью привести к гибели живого на Земле. Однако не только сама война, но и подготовка к ней наносят чрезвычайно большой экологический ущерб.


Возрастает объем и доля непроизводительных затрат ограниченных природных ресурсов, употребляемых для нужд военного дела. Так, мировое потребление в военных целях таких металлов, как алюминий, медь, никель и платина, превышает весь спрос на них в странах Азии, Африки и Латинской Америки, вместе взятых. В непроизводительную сферу военной деятельности втягиваются огромные людские массы. Ныне в этой сфере занято в мире столько людей, что это примерно равно количеству рабочих перерабатывающей промышленности всех стран Европы. Из сферы производительного освоения исключаются огромные территории. Только в 13 наиболее развитых странах мира площадь земли, отторгаемой под военную деятельность, составляет более 14 млн. гектаров.

Все большее влияние производство и испытание средств массового поражения оказывают на повышение уровня химического, радиоактивного и др. заражения окружающей среды. Так, подземные испытания на острове Амчитка привели к почти полному исчезновению алеутского канадского гуся. Радиоактивные изотопы надолго удерживаются лишайниками и мхами и через мясо оленей, поедающих эти растения, попадают в организм местных жителей. Природные экологические цепочки, через которые радиоактивные изотопы проникают в человеческий организм, стали хорошо известны и в нашей стране после Чернобыля.

Таким образом, резкое снижение уровня милитаризации жизни современного человечества становится необходимым и насущным с точки зрения требований экологии.