Использование различных видов тренинга. Характеристика тренинговых методов обучения

    Групповая дискуссия

    Игровые методы

    Методы, направленные па развитие социальной перцепции

    Методы телесно-ориентированной психотерапии

    Медитативные техники

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры (Л. А. Петровская, 1982; Г. А. Ковалев, 1989; Т. С. Яценко, 1987 и др.).

Кроме того, исследователи – теоретики и практики тренингов – предлагают добавить к числу базовых методов тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства (Ю. Н. Емельянов, 1985), включающий. техники невербального взаимодействия, которые развивают восприимчивость к "языку тела". Мы полагаем, что практика тренингов последних лет убедительно показала правомерность и полезность использования в тренинговой работе также медитативных и суггестивных (с целью научения самовнушению) техник.

Кратко охарактеризуем указанные базовые методы.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения . В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежуточных, целей, например, актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям. Например, можно говорить о структурированных дискуссиях, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки"), и неструктурированных дискуссиях, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается. Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала. Так, Н. В. Семилетом предлагается рассматривать:

    тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;

    биографические , ориентированные на прошлый опыт;

    интеракционные , материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, мри анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).

Впрочем, для других направлений тренингов не меньшее значение приобретают игровые методы , которые включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансакционном анализе Э. Берна.

Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты". Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционном средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых методов в тренинговой работе действительно неисчерпаемы, отсюда такой большой интерес исследователей к организацнонно-деятельностным играм (А. А. Вербицкий, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.).

В следующий блок основных методов входят методы, направленные на развитие социальной перцепции . Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнении участники получают вербальную и невербальную информацию о том как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие. Они приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия. К этой группе методов примыкают приемы использования парапсихологических феноменов и развития под-пороговой чувствительности (например, в холодинамике Вернона Вульфа)

Несколько особняком стоят методы телесно-ориентированной психотерапии , основателем которой является В. Райх (W. Reich, 1960) В последнее время внимания практических психологов – ведущих тренинговых групп все больше привлекает этот вид терапии. Здесь выделяют три основные подгруппы приемов: работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза), чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).

Медитативные техники , по нашему мнению, тоже должны быть отнесены к тренинговым методам, поскольку опыт показывает полезность и. эффективность их применения в процессе групповой работы. Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции. Но на первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.

Некоторые из специалистов используют на тренингах трансовую суггестию – погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков. Что достигается за счет реализации комплекса суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза) тренинговых (освоение технологии самогипноза) и организационных мер высокая интенсивность занятий под необходимым специальным контролем – 8-10 дней по 18-20 часов)" (А. П. Ситников, 1996 с 178)

Основные методы, используемые в психологическом тренинге, отражены на рисунке 4.

Рис. 4. Важнейшие тренинговое методы

Безусловно, важнейшим вопрос, возникающий при обсуждении правомерности использования суггестивных (в частности медитативных) техник. – этический. Поскольку внушение подразумевает некритическое восприятие сообщаемой информации реципиентом, то могут возникнуть обоснованные возражения против использования этих техник как жестко манипулятивных, что может противоречить гуманистическим установкам психолога или психотерапевта. Соглашаясь с существованием опасности манипулирования группой со стороны ведущего, следует отметить, что, во-первых, техники внушения в практической психологии и психотерапии применяются давно и эффективно; во-вторых, доля этих методов в общем времени тренингов, как правило, мала: в-третьих, использование их подразумевает не только высокую квалификацию, но и высокий нравственный уровень психолога, ведущего группу; в-четвертых, эти техники обычно касаются только установок на саморазвитие и самосовершенствование, на веру в свои собственные силы, на осознание цельности и психофизического единства своего Я, а вовсе не закрепления зависимости от ведущего.

Вообще говоря, нанести вред участникам группы может не только неосторожное или злонамеренное внушение, но и почти любое психологическое воздействие, производимое неумелым, низкоквалифицированным или преследующим эгоистические цели ведущим. А. Ф. Бондаренко, анализируя эту проблему, подчеркивает: "Так же как "этичность" выступает смысловым ядром семантического пространства Я, а духовность условием и атрибутом психотерапевтических воздействий и личностных изменении, забота об этике является не чем иным, как своеобразным показателем профессиональной пригодности психолога к практической работе" (1993, с. 65). Отсюда понятно, почему такие высокие требования предъявляются к специалисту, берущему на себя ответственность организовывать тренинговый процесс, и почему настолько важным является скрупулезно продуманное составление тренинговой программы с учетом всех возможных последствий применения того или иного метода.

Вопросы и задания для самоконтроля

    Что такое групповая дискуссия как метод тренинговой работы?

    Назовите и охарактеризуйте виды групповой дискуссии:

    1. по степени организации процесса;

    Какие виды игр можно выделить в тренинге? Как вы сами оцениваете роль и значение игровых методов в тренинге?

    Что понимается под методами развития социальной перцепции?

    Среди конкретных психотехник сензитивного тренинга выделяют вербальные и невербальные. Как вы думаете, могут ли вербальные и невербальные упражнения преследовать и другие цели, помимо развития навыков социальной перцепции?

    Назовите основные подгруппы приемов, относящихся к методам телесно-ориентированной психотерапии.

    Какое понятие раскрывается и следующем определении: "....,. – погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков"?

    Правомерно ли использование в психологическом тренинге суггестивных (в частности медитативных) техник? Объясните почему.

    Какой важнейший вопрос связан с применением ведущим тренинговой группы "сильнодействующих" и манипулятивных психотехник?

    Согласны ли вы с утверждением Л. Ф. Бондаренко, что "... забота об этике является не чем иным, кик своеобразным показателем профессиональной пригодности психолога к практической работе"?

В самом общем смысле метод - это способ достижения цели. Также можно сказать, что это система способов, с помощью которых человек познает мир, осваивает и преобразует объекты действительности, включающая в себя общие принципы и конкретные приемы обращения с теми или иными предметами.

Начиная с классических работ зарубежных авторов и кончая последними публикациями отечественных специалистов, занимающихся проблемами групповой работы, к основным методам тренинга относят групповую дискуссию и игру. В то же время каждый из специалистов, строя свою классификацию способов работы в групповом тренинге, выделяет не только указанные способы достижения результата.

Говоря о групповой дискуссии, следует обратить внимание на тот факт, что такой способ взаимодействия участников группы - это не просто разговоры, а особым образом организованное общение, в котором людей поощряют внимательно слушать друг друга и в процессе этого взаимного говорения и слушания понимать и принимать иное видение мира.

Такие диалоги дают участникам возможность самораскрытия, что благотворно влияет на их установки и понимание себя и других. Здесь, с помощью тренера, они могут выявлять несоответствия между ценностями людей и их поведением по отношению к другим группам. Организованное таким образом общение способствует возникновению эмпатии к людям и помогает видеть в каждом человеке уникальность, неповторимую целостность, личность. Групповая дискуссия может помочь участникам изменить не только имеющиеся у каждого из них установки, но и характер отношения к другим людям. Подобные диалоги способствуют появлению новых активных социальных действий.

В этом процессе тренер выступает в роли фасилитатора, т. е. человека, который направляет взаимодействие участников, помогает им извлекать знания из собственного опыта, но он не обучает группу в формальном смысле этого слова.

Наиболее глубокий и многосторонний анализ проблемы методов группового тренинга представлен в работах И. В. Вачкова. В частности, общее представление об основных способах работы, применяемых в тренинге, отражено в созданной им схеме (см. рис. 2; ВачковИ. В., 2000).

Обсуждая проблему методов в контексте психологической практики, специалисты обращают внимание на то, что ни один психологический метод не в состоянии разрешить социальные проблемы. Также следует учесть, что, когда мы говорим о способах психологической работы, то речь идет о методах, направленных не на объект действительности, а на субъекта. Точнее сказать, направленных на субъектов двух типов - индивидуального и группового. Из этого следует, что возможна классификация тренинговых методов на те, которые направлены на отдельных участников, и те, которые предполагают работу с группой как целым.

Однако в реальности тренинга индивидуальные и групповые процессы слиты в едином потоке, поэтому сам тренер фактически осуществляет работу на трех уровнях:
1) в группе (с отдельным участником),
2) с группой (как единым целым);
3) через группу (с отдельными участниками средствами самой группы).

Опираясь на это, И. В. Бачков считает, что при разработке классификации тренинговых методов необходимо опираться на критерии, в которых учтены:
с одной стороны, единство индивидуальных и групповых процессов;
с другой - уровни осуществления деятельности тренера.

Создавая свою классификацию методов, И. В. ВачКОВ отмечает, что методы, применяемые тренером, должны выступать способом организации событийности тренинга. По его мнению, с методологической точки зрения событие - это конкретное проявление движения в пространстве и времени. На основании вышеизложенного дается следующее определение метода в тренинге.

Тренинговый метод - это способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих.

При построении классификации тренинговых методов Вачковым И. В. рассматриваются возможные типы событий по осям времени и пространства: события, произошедшие до тренишй случившиеся на тренинге и конструируемые для использования после тренинга. Он выделяет девять возможных сочетаний временных и пространственных характеристик событий и обращает внимание на то, что тренинг будет тем насыщенней, чем большее число разных видов событий на нем окажутся представленными.

В данной параграфе мы рассмотрим основные методы тренинга, которые можно эффективно использовать при разработке программы социально-психологического тренинга в условиях межкультурного взаимодействия. На схеме 1 мы отобразили основные методы тренинговой работы, содержание и методические особенности их использования.

Схема 1. Методы тренинговой работы

Упражнения – это групповые или индивидуальные действия, выполняемые по определенной инструкции, направленные на решение конкретных задач, заложенных в программе тренинга, и способствующие достижению целей тренинга. Ин­формацию об упражнениях можно получить из методических и научных публикаций, либо придумать самостоятельно. Как правило, на практике приходится адаптировать известные упражнения к целям тренинга, конкретным задачам занятия, особенностям группы и техническим условиям проведения тренинга (например, площади помещения).

Разминочные упражнения, которые иногда называют «разогревом», как правило, проводятся в качестве обяза­тельных в начале занятий и при необходимости в процессе занятий. Разминочные упражнения выполняют функцию подготовки к работе и способствуют созданию позитивной групповой атмосферы, групповой динамике. Кроме того, эти упражнения, как и любые другие, являются источником диагностической информации для тренера. Выбор разминочных упражнений определяется задачами конкретного этапа занятия и содержанием тех видов работ, которые запланированы после разминки. Если по результатам упражнения тренер видит, что цель не достигнута, можно дать новое задание или продолжать выполняемое. В ситуациях, когда перед тренером стоит задача активизировать группу, но при этом после разминки от участников потребуются внимание и сосредоточенность, целесообразно провести двигательную разминку, а затем упражнение на конценцентрацию внимания.

Этюдные упражнения, как правило, имитируют действия, в которых отсутствуют ролевые предписания, и направлены на воспроизведение каких-либо ситуаций, фрагментов реальной жизни. В практике тренинга широко используются этюды из кур­сов обучения сценическому мастерству. Большую группу составляют этюды, ориентированные на развитие и понимание невербальных средств общения. При использовании в тренинге упражнений этой груп­пы очень важен настрой, создаваемый тренером. Участники должны ве­рить, что их игра будет восприниматься позитивно, а получаемая от груп­пы обратная связь будет выражена в конструктивной форме. Тренеру следует специально уделить внимание безоценочному восприятию пове­дения участников группы и включать эти упражнения в занятия лишь тог­да, когда группа и участники достигли определенного уровня развития и принятия друг друга, достаточной раскрепощенности.



Медитативные упражнения объединяют группу самых разных тех­ник, основанных на методах релаксации, внушения, работы с образами, аутотренинга. Их использование в тренинге должно быть очень осторожным. Наименее безопасный вариант – групповая релакса­ция, ориентированная на образы разной модальности.

Дискуссия-беседа – основной метод обсуждения всех вопросов и проблем в группе. В задачи тренера входит обязанность пере­водить беседу в дискуссионное русло, поскольку в дискуссиях при столк­новении разных точек зрения быстрее происходит прояснение позиций, взглядов, активное развитие социального мышления и овладение ис­кусством полемики. Тренер в процессе дискуссии должен отслеживать и регулировать множество показателей: ход дискуссии, содержание высказываний, степень включенности в работу всех участников, реакции участников на выступления и т.п.

Игра как моделирование поведения чело­века в разных ситуациях, как реализация ролевых предписаний (спонтан­ных и заданных) является в тренинге значимым элементом. Известно, что игры можно применять для реабилитации, психотерапии, психодиагности­ки, обучения (Эльконин, 1978). Игры дифференцируют по самым разным основаниям: степени активности, количеству участников, сюжету, набору ролей, целям и т.п. В межкультурном тренинге эффективными являются ролевые игры. Опыт тренинговой работы показывает, что игры не следу­ет ставить в программу первых занятий, а также не стоит начинать имен­но с них любое занятие. Это связано с тем, что игровое поведение требу­ет от личности свободы, раскованности, доверия к участникам группы. Именно поэтому игры следует вводить постепенно, начиная с их элементов, накапливая опыт разнообразного публичного поведения членов группы.



Симуляционные игры представляют собой моделирующие игры для тренингов и семинаров. Игры идеально подходят для решения таких задач, как разработка стратегии, сплочение коллектива вокруг ценностей, улучшение внутренних коммуникаций, повышение личной эффективности.

Деловая игра - метод имитации принятия решений участников руководящих в различных контактных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или ведущим в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости. В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и тому подобное. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.

Действующими лицами в ДИ являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.

В межкультурном тренинге используются также культурно-специфичные ролевые игры, которые помогают участникам научиться взаимодействовать с представителями конкретных культур в реальных ситуациях. В подобных играх возможно два вида распределения ролей: иногда участники играют роли представи­телей собственной культуры (например, русские играют роли русских, кабардинцы - кабардинцев), иногда принимают на себя роли представи­телей другой культуры (например, русские играют за кабардинцев и на­оборот). Когда в игре представлены члены обеих культур, ее участники получают опыт межкультурного взаимодействия, который довольно лег­ко переносится на реальные межкультурные контакты. Но подобного ро­да обучение далеко не всегда достигает своей цели, поскольку сильный этноцентризм участников может помешать им избавиться от предубежде­ний в ходе занятий.

Ритуалы как совокупность повторяющихся действий используются в тренинге на разных этапах занятий. Но чаще всего имеются в виду риту­алы приветствия и прощания. Ритуальные действия становятся частью группового сознания, способствуют развитию групповых традиций и выполняют функцию завершающего или начинающего работу действия.

Для усиления элемента традиционности и по усмотрению тренера ритуалы прощания могут быть одинаковыми в течение всего тренинга, кроме последнего занятия. Можно заканчивать каждое занятие новым ритуалом, усиливая позитивность эмоционального фона участников тренинга. Тренера рекомендуют использование элементов пения и хорового проговаривания слов участников тренинга вместе с ведущим тренером, когда все участники при выполнении ритуала прощания находятся в «рабочем» кругу. Такие ритуальные действия должны сплачивать группу.

Все методы, используемые в тренинге обладают идентичной структурой и состоят из последовательных этапов: формулировка и проведение инструкции, выполнение задания и обсуждение.

В играх и некоторых упражнениях добавляется распределение ролей. Отметим некоторые особенности проведения инструкций. Инструкция является важным инструментом работы тренера. Грамотно составленная и четко изло­женная инструкция во многом определяет успешность выполнения заданий. Давая инструкцию, тренер должен находиться в периметре круга. Если группа расположена иначе в момент получения задания, то тренер должен обязательно стоять ко всем лицом, видеть реакцию всех участников группы. Нельзя переходить к выполнению работы, не убедившись в том, что все поняли инструкцию правильно. Но при этом не следует задавать такие вопро­сы, как: «Все ли понятно? Все ли поняли инструкцию?» Нужно формулировать от­крытые вопросы, требующие развернутого ответа. Например: «Что дол­жен делать водящий?» Подобные вопросы лучше адресовать к самым невнимательным членам группы (Лунева, 2002).

Произнося инструкцию, тренеру следует избегать употребления оборотов авторитарного стиля. Кроме того, используемые в инструкции местоимения должны подчеркивать единение тренера с группой. Так, например, следует говорить: «Сейчас нам предстоит выполнить упражне­ние». Не рекомендуется употреблять такие обороты как «вы у меня сей­час...», «вы будете делать..» и т.п. Если группа не понимает инструкцию, не следует раздражаться. Ведь это проблема тренера. Следует скорректи­ровать текст инструкции вместе с группой, привлекая ее в соавторы.

Важным методическим моментом тренинга являются процедуры разделения группы на пары, тройки (подгруппы) и подбор состава их участников. Существует очень незначительное количество упражнений, в которых важен произвольный выбор партнеров. В остальных случаях подгруппы следует сознательно комплектовать. Для тренинга в условиях межкультурного взаимодействия это особенно важно, поскольку есть задания как для моноэтнических, так и для полиэтнических групп. Комплектация групп должна происходить на основе целей выполняемых заданий, статусной, гендерной, этнической, конфессиональной, социально-психологической и личностной характеристик участников тренинга.

Несмотря на то, что главная цель тренинга достигается в основной его части, первое и последнее занятия играют особую роль и отличаются от других занятий своей структурой.

Первое занятие является стартовым. От его успешности во многом зависит эффективность всего тренинга. Традиционно оно начинается со знакомства. Однако, если члены группы уже знают друг друга, следует начать с разминки. Главной целью первого занятия является создание групповой атмосферы, чувства безопасности у каждого участника и опы­та доверительного общения. Кроме того, на первом занятии закладыва­ются основы групповой и индивидуальной мотивации, направленные на достижение целей тренинга. Участники группы должны понимать цель работы, не чувствовать себя объектами, которыми тренер манипулирует для достижения собственных целей. Все эти аспекты групповой работы обсуждаются во время дискуссии и закрепляются в созданной группой «групповой конвенции». Конвенция включает правила поведения в груп­пе, условия эффективной работы (например, активность каждого участ­ника), регламент и особые условия для тренера (например, право переби­вать говорящего). Каждый участник группы подтверждает свое принятие конвенции, и поэтому в процессе работы тренер и группа вправе требовать от всех выполнения ее условий.

На первом занятии тренеру важно получить диагностическую информацию о членах группы. Поэтому предлагаемые группе виды работы должны быть разнообразными, а тренер должен создавать ситуации, в которых могли бы наиболее ярко проявиться качества участников, их ценности, установки, модели поведения и т.п.

В первый день занятий целесообразно обсуждать все выполняемые упражнения, в том числе, разминочные. Это позволяет «разговорить» группу на нейтральном материале, постепенно переходя к более глубин­ной рефлексии (если это входит в задачи тренинга).

Полезно на этом занятии спланировать работу в парах, подгруппах, постоянно меняя их состав. Это позволит каждому участнику получить максимально возможное число контактов с членами группы. Особенно важно учитывать этот момент в группах, численность которых превы­шает 12-14 человек (Лутошкин, 1988).

Тренеру важно контролировать время выполнения всех видов работ и выделить время на итоговое обсуждение. Заключительный этап проходит в форме анализа итогов дня. Участники обязательно располагаются кругом. Важно, чтобы высказался каж­дый участник. Тренер должен вести эту процедуру, добиваясь решения сформулированных выше задач и того, чтобы каждый участник высказы­вал свое личное мнение, а не просто присоединялся к остальным членам группы.

При подведении итогов, впечатлений дня тренер должен получить ответы на вопросы, которые он сфор­мулировал заранее для группы и для себя. Рекомендуемыми вопросами для участников тренинга могут быть:

Здесь и сейчас я почувствовал…

Здесь и сейчас я узнал…

Здесь и сейчас я понял…

Можно позволить высказаться каждому в свободной форме, но желательно ответить на вопросы, что дал участникам тренинг, как повлиял на их мысли, чувства и поведение. Важно, чтобы возможность вы­сказаться получили все члены группы. Если группа большая, можно ограничить время выступления, четко контролировать следование теме.

К концу занятия тренеру необходимо сделать для себя вывод, все задачи занятия решены, над чем следует продолжить работу на следующем занятии.

Последнее занятие отличается тем, что, как правило, к этому моменту уровень сплоченности группы достигает своего пика, что ведет к развитию эмоционального благодушия в группе. С другой стороны, формируются «чемоданные настроения», «любовь ко всем» перед разлу­кой. Несмотря на то, что это занятие последнее, задача тренера – сделать его рабочим и эффективным. Достичь этого помогает четкая инструкция в начале занятия и поддержание внимания и ответственности участников на протяжении всей работы. Рекомендуется использовать в эти дни зада­ния и упражнения в форме ролевых и деловых игр, соответствующие эмоциональному настрою группы. Не следует делать длительных обсуж­дений. В этот день самым длительным по времени должно быть подведе­ние итогов. Тренеру необходимо хорошо подготовиться к этой процедуре. Следует соотнести цель тренинга и получение содержательной обратной связи от участников. Очень важно, чтобы разговор в группе не свернул в сторону «раздачи благодарностей» и прощальной эйфории. Мы счита­ем, что удержать подведение итогов в нужном русле позволяет разделе­ние его на две части, о которых сообщается группе.

Первая часть состоит из устного самоотчета каждого члена группы, включающего три составляющие: новые знания, изменение представле­ний; чувства, связанные с собственными переживаниями и с группой; го­товность и намерение изменить поведение. Эти традиционные элементы психологической установки должны быть соотнесены с целью тренинга.

Вторая часть может проходить в форме свободных высказываний, содержательных оценок и пожеланий участникам, группе, тренеру. Целесообразно попросить участников написать свои впечатления о тренинге (эссе), либо заполнить заранее приготовленную анкету (Верещагина, Дзгоева, Дреева, 2006).

Тренеру также следует подготовить краткое итоговое сообщение. Ритуал прощания на последнем занятии должен быть подобран специально. Желательно, чтобы он был новым для группы.

При планировании тренинга следует уделить внимание раздаточному материалу (Стимсон, 2002). При проведении тренингов и обучающих семинаров сложилась традиция раздавать папки с материалами к заня­тиям перед началом работы. Представляется, что это не самый правиль­ный путь. Он способствует тому, что участники начинают папку листать, рассматривать содержание страниц, до которых процесс тренинга еще не дошел. Целесообразнее использовать несброшюрованные листы, выда­вая их участникам в нужный момент. Желательно, чтобы эти листы вклю­чали информационный материал в виде текста, таблиц, иллюстраций, графиков (теоретический материал тренинга), а также заготовки для зада­ний, которые надо выполнять в процессе тренинга. Все страницы разда­точного материала должны быть пронумерованы, чтобы к ним при необходимости можно было обращаться в процессе тренинга. «Отрабо­танные» листы вкладываются участниками в индивидуальные пластико­вые конверты (файлы).

К раздаточному материалу относятся и необходимые для тренинга канцелярские товары: ручки, фломастеры, мелки, цветная бумага, специаль­ные маркеры, клейкая лента, клей, ножницы, писчая бумага, листы ватма­на. По желанию тренера можно использовать один или несколько мячей разного размера, мягкие игрушки, скакалки, шнуры и другой вспомога­тельный материал.

Вопросы для самоконтроля

1. С чего начинается разработка программы межкультурного взаимодействия?

2. Что определяет задачи и содержание межкультурного тренинга?

3. Назовите основные элементы структуры тренинга.

4. Перечислите условия, обусловливающие эффективности межкультурного тренинга?

5. Какие существуют механизмы формирования мотивации участников тренинга?

6. Необходимо ли учитывать возрастные особенности участников тренинга при разработке программы тренинга? Каким образом?

7. Какие методы тренинговой работы Вы знаете?

8. Перечислите виды игр, которые используются в межкультурном тренинге?

9. Что определяет успешность выполнения заданий и упражнений участниками тренинга?

11. Чем отличаются первое и последнее занятия тренинга от остальных?

Тренинг - это активная форма обучения. Здесь участник не пассивно слушает преподавателя, как на лекции, а активно трудится, усваивая знания и приёмы.

Ролевая игра (и её разновидность - )

Как выглядит: участники делятся на пары или на тройки и отыгрывают ту или иную ситуацию. Например, разговор начальника в подчинённым.

Зачем нужно: ролевые игры используются для двух задач - во-первых, отработать приёмы, изучаемые в ходе тренинга; во-вторых, оценить уровень участников (используется обычно в самом начале тренинга, при чём один человек в паре, как правило, тренер).

Время: от двух минут до часа.

Мозговые штурмы в мини-группах

Как выглядит: большая группа разбивается на мини-группы, и каждая мини-группа выполняет то или иное задание. Например, составить список всех возражений клиентов. Или прописать слабые стороны продукта, который продаёт компания, заказавшая тренинг. Или наоборот - сильные стороны.

Зачем нужно: задача мозгового штурма в мини-группах - создать материал, который потом будет использоваться в дальнейшей работе.

Время: от десяти минут до получаса.

Решение кейсов (правильнее говорить - решение задач, но термин «кейс» уже устоялся)

Как выглядит: кейс - это ситуация, в которой нужно найти эффективное решение. Группа может решать один кейс на всех. Можно разбить группу на мини-группы и дать им разные кейсы. Кейс может быть записан на бумаге, рассказан устно, показан на видео. Главное, чтобы были обозначены важные условия и дана чёткая команда - какой результат обсуждается.

Зачем нужно: решение кейсов - это уже тренировка, попытка применения того материала, который давался на тренинге. Либо - что бывает реже - способ заинтересовать группу материалом. Если дать кейс в начале тренинга и группа не справится, что велик шанс вызвать у них интерес к способам решения такой задачи.

Время: от пятнадцати минут до трёх часов.

Групповые обсуждения

Как выглядит: тренер даёт группе тему для разговора, как правило, через вопрос («Как вы думаете, почему мужчина должен платить за девушку в ресторане?», «Кто решил, что клиент всегда прав?», «Как правильно уволить сотрудника?» и пр.). Если вопрос «попадает» в болевую точку группы, очень быстро разгорается богатейший спор.

Зачем нужно: во-первых, групповые обсуждения позволяют людям высказаться и услышать других (если, конечно, тренер следит за цивилизованностью дискуссии). В результате такой дискуссии люди приходят к общему мнению или, хотя бы, лучше понимают позиции друг друга. Во-вторых, групповое обсуждение используется для обучения приёмам продуктивной дискуссии. Сначала эти приёмы разбираются, потом люди начинают дискутировать, используя приёмы.

Время: от двадцати минут до часа.

Общегрупповая игра

Как выглядит: увлекательный процесс (обычно с правилами и сюжетом), в котором участвуют все члены группы (иногда в командах, иногда индивидуально). Самая известная общегрупповая игра - «Воздушный шар». Вся группа играет роль путешественников, решающих, что нужно выбросить из корзины падающего воздушного шара, чтобы спастись от катастрофы.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение для тренингов "Миллион евро"

    Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга целеполагания, успешности или тренингов личностного роста.

    Это упражнение "для тренинга развивает у участников осмысленное отношение к целям, которые они ставят перед собой, помогает найти те вдохновляющие цели , которые человеку будет по-настоящему радостно реализовывать , и отделить эти цели от искуственных, навязанных целей или промежуточных целей. Благодаря интересной легенде упражнение "Миллион евро" всегда проходит живо, участники тренинга сильно вовлекаются, повышается энергетика и заинтересованность участников. И мотивация участников тренинга на достижение собственных целей!

    Судите сами, объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.

  • Ролевая игра "Слалом"

    Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей , а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

    Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

    Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения , все тренерские тонкости и нюансы.

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам , как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть , просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью , в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.

В широком смысле метод понимается как способ достижения цели, осуществления познания, освоения и преобразования объектов действительности, включающий в себя общие принципы и конкретные приемы обращения с тем или иным предметом.

В случае тренинга методы направлены не на объект действительности, а на субъект двух типов - индивидуального и группового. Поэтому тренинговые методы подразделяются на те, которые направлены на отдельных участников, и те, которые предполагают работу с группой как целым.

Однако в реальности тренинга индивидуальные и групповые процессы объединятся, поэтому тренер фактически реализует тренинговые методы на трех уровнях:

  • 1) в группе - с отдельным участником; обычно это происходит в случае диадного взаимодействия ведущего и одного из членов группы либо при демонстрации техники индивидуальной психокоррекционной или консультационной работы, либо при проведении сеанса какого-либо направления психотерапии в присутствии наблюдателей, либо при спонтанном возникновении диалога по какой-либо значимой для всех теме;
  • 2) с группой - как единым целым; такая ситуация возникает, когда ведущий дает задание, которое должна выполнить вся группа, и обращается именно к группе (или подгруппе), а не к отдельному участнику (такой подход особенно важен в тренинге командообразования);
  • 3) через группу - с отдельным участником средствами самой группы; внешне работа на этом уровне напоминает картинку предыдущего, однако здесь ведущий скрытым образом использует ресурсы группы для воздействия на одного или нескольких участников (разумеется, в целях оказания им психологической помощи, а не ради манипуляции как таковой).

Следовательно, при анализе тренинговых методов необходимо опираться на критерии, в которых учтены, с одной стороны, единство индивидуальных и групповых процессов, а с другой - уровни осуществления деятельности тренера.

Методы тренинга как форма практической психосоциальной работы всегда отражают своим содержанием определенный принцип деятельности, этих методов придерживается ведущий, проводящий тренинговое занятие.

Тренинговые методы - это форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков. Активность участника тренинга заключается в стремлении к самопознанию, в работе над выявлением представлений о себе, а соответственно, и поиска путей изменения своего поведения и тех личностных особенностей, которые мешают эффективному деловому общению. Самоанализ помогает найти те личностные ресурсы, развивая которые участник тренинга проложит свой путь к достижению успеха в профессиональной, да и просто в межличностной коммуникации.

Методы, применяемые тренером, должны быть способом организации активной формы обучения тренинга. Совместная активная работа участников над созданием какого-то интеллектуального продукта является инструментом тренинга. В процессе совместной деятельности каждый вносит свой вклад и имеет возможность сравнить свой взгляд на проблему с мнением других и, возможно, изменить или дополнить свое мнение.

Тренинговый метод - это способ организации потребности в активности к процессу обучения участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих. Вопрос о типологии методов тренинговой работы представлен широко.

Формат тренинговой работы предполагает создание специальных условий, мотивирующих участников к инициативному и творческому освоению предложенных тем. Такие условия создаются с помощью методов активного обучения. Тренер активизирует познавательную деятельность участников, которая проявляется в трех видах активности: мыслительная активность, активность действия, эмоционально-личностная активность (табл. 8).

Таблица 8

Классификации.методов тренинговой работы

Эффективность применения методов во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать необходимую и достаточную информацию. Не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями. Неудачным можно считать такой вариант, когда тренер инструктирует дольше, чем длится выполнение самого методического приема.

Иногда целесообразно в процессе проговаривания инструкции привести пример, иллюстрирующий процесс выполнения упражнения, или показать, продемонстрировать, как оно должно выполняться.

Проговаривая инструкцию, тренер внимательно по очереди смотрит на участников группы, устанавливая с каждым визуальный контакт. Это повышает уровень внимания участников группы, снижает вероятность отвлечения и пропуска тех или иных фрагментов инструкции. По выражению лица, глаз тренер сразу замечает тех, кто что-то не понял, и, заканчивая инструкцию вопросом, может быть, что-то неясно и требуются уточнения, задерживает взгляд именно на этих участниках группы.

Активность участника играет решающую роль в том, чтобы полученная информация преобразовалась со временем в навык, а затем перешла в автоматизм, чтобы человек, уже не задумываясь, мог действовать по-новому.