Евгений моргунов - биография, информация, личная жизнь. Биография евгения моргунова и его семья Лучшие роли в фильмах

Евгений Александрович Моргунов. Родился 27 апреля 1927 года в Москве - умер 25 июня 1999 в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1978).

Евгений Моргунов родился 27 апреля 1927 года в Москве в семье Александра Семёновича Моргунова.

Воспитывался без отца - тот ушел из семьи, когда Евгению едва исполнился год.

С 14 лет начал работать на заводе «Фрезер», где обтачивал болванки для артиллерийских снарядов. Он тогда был маленького роста, и для того, чтобы он мог работать, к станку приставляли ящик.

Трудился он наравне со взрослыми - по 12 часов в сутки, и даже получил за свой труд Почетную грамоту. А в свободное время бегал заниматься в драмкружок при Дворце культуры, ходил в театры, в консерваторию. Денег на билеты не было, но он как-то прорывался, смотрел спектакли и концерты, сидя на ступеньках.

В 1943 году юный Моргунов написал письмо на имя Сталина: "Примите меня в искусство, я хочу быть таким, как Станиславский и Немирович-Данченко".

На письмо пришёл ответ, и Моргунова действительно зачислили в училище при театре Таирова, однако он проучился там всего год и перевёлся во ВГИК на актёрский факультет к Сергею Герасимову.

В 1948 году окончил ВГИК. Его однокурсниками были такие звезды как Клара Лучко, Инна Макарова, Людмила Шагалова, Муза Крепкогорская, Сергей Гурзо, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук.

В 1948-1951 годах - актёр Театра-студии киноактёра.

В 1951-1953 годах - актёр академического Малого театра, затем снова вернулся в Театр киноактёра.

Александр Довженко так писал в рекомендации на Моргунова при зачислении в Театр киноактёра: "Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но если в экспедиции застрянет машина, Моргунов тут же её вытащит. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но Моргунов прекрасно переносит жару и холод, и если надо - неприхотлив в еде. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но он прекрасно умеет доить корову и переносит на ногах грипп. Такой, как Моргунов, в экспедиции незаменим. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но вы-то знаете, талантлив ли Моргунов" .

В кино дебютировал в 1944 году, сыграв несколько эпизодических ролей.

Известность к актеру пришла в 1948 году, когда он сыграл предателя Евгения Стаховича в фильме «Молодая гвардия» (версия 1948 года, режиссёр Сергей Герасимов) - экранизации одноимённого романа Александра Фадеева. Молодой Моргунов в образе Стаховича настолько запомнился публике, что в одном провинциальном городе актёр был атакован на улице мальчишками, считавшими, что выследили предателя.

Евгений Моргунов в фильме "Молодая гвардия"

В 1950-е годы актёр снимался преимущественно в фильмах историко-патриотической направленности, ныне малоизвестных.

А широкую, поистине всенародную любовь и популярность Моргунову принесла роль Бывалого в серии кинокомедий 1960-х годов - «Самогонщики» , «Пёс Барбос и необычный кросс» , «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» , «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» .

Евгений Моргунов в фильме "Кавказская пленница"

На волне популярности Моргунов лпробовал себя в качестве режиссёра - снял картину «Когда казаки плачут» по рассказу Шолохова (1963).

Во время съёмок «Кавказской пленницы» между Моргуновым и Гайдаем произошёл конфликт, когда актёр повёл себя по отношению к режиссёру, известному своей строгостью, излишне независимо. Считается, что этот эпизод сильно осложнил дальнейшую карьеру Евгения Моргунова. Хотя вдова актера это опровергала: "Евгений Александрович нагрубил Гайдаю, но Леонид Иович вовсе не поэтому перестал его снимать. Трус, Балбес и Бывалый были очень хороши в немом кино - в "Самогонщиках" и "Псе Барбосе...". "Операция "Ы" еще куда ни шло, а в "Кавказской пленнице" их сцены уже выглядели вставными номерами. Гайдай это понял и решил: я вас породил, я вас и убью. Потом их еще некоторое время использовали в своих картинах другие режиссеры. Например, Рязанов в фильме "Дайте жалобную книгу!", но былого успеха они уже не имели - зрители смеялись, скорее, по инерции".

В 1970-1980-е годы он редко снимался в кино, в основном в эпизодах, наиболее известный фильм этого периода с его участием - «Покровские ворота» . В постсоветские годы он снялся в большем числе картин, чем за предыдущие двадцать лет, однако главных ролей по-прежнему не играл. Для зрителей он так и остался Бывалым.

Евгений Моргунов в фильме "Покровские ворота"

Евгений Александрович болезненно переживал творческую невостребованность, крайне резко высказывался о советской кинематографической индустрии. В повседневной жизни он был большим шутником и любителем розыгрышей, всегда был окружён множеством друзей. Несмотря на то, что актёр на протяжении многих лет страдал от диабета, он злоупотреблял алкоголем, перенёс тромбоз, два инфаркта и инсульт.

Евгений Моргунов скончался в московской Центральной клинической больнице 25 июня 1999 года от второго инсульта, незадолго до этого в июне 1998 года в автокатастрофе погиб его 26-летний сын Николай. Как отмечала вдова актера, именно гибель сына его и скосила: "Когда Коля погиб, Евгений Александрович первый раз в жизни впал в отчаяние. "Как же так?! - все время повторял он. - За что?! Почему такая несправедливость?!". Чтобы как-то спастись от чувства пустоты и утраты, старался при первой же возможности сбежать из дома - на людях ему было легче. Муж старался не показывать, как ему тяжело, но я видела: он срублен под корень. Через год после смерти Коли не стало и его".

Оба похоронены в Москве на Кунцевском кладбище.

Рост Евгения Моргунова: 181 сантиметр.

Личная жизнь Евгения Моргунова:

Более 10 лет состоял в гражданском браке с балериной Большого театра Варварой Рябцевой, которая была старше его на 13 лет.

"Прожив вместе больше 10 лет, они считали себя при этом абсолютно свободными людьми. Продолжали общаться и после нашей свадьбы, но это были уже исключительно дружеские отношения. Они любили ходить друг к другу в гости - Рябцева жила в роскошной квартире на Кузнецком Мосту, где частыми гостями были актеры Большого театра. Евгений Александрович чувствовал себя там как рыба в воде. Рябцеву нежно называл Вавой. Когда Вава умерла, он ее хоронил", - рассказывала вдова Моргунова, Наталья Николаевна. По ее словам, она не ревновала мужа к его бывшей гражданской жене.

Затем женился на Наталье Николаевне. Она была младше Моргунова на 13 лет, её родители были инженерами.

Их знакомство началось в 1963 году с розыгрыша. Телефонный номер Моргунова по ошибке набрала студентка МАТИ. В полной уверенности, что звонит на институтскую кафедру, она спросила, когда можно сдать зачет. "А вы оставьте телефон, - ответил Евгений, - посмотрю расписание и перезвоню". Он действительно связался с ней, назначив день и час для пересдачи, но когда Наташа приехала в институт, преподаватель ее там не ждал. А потом он перезвонил вновь.

"Когда Евгений перезвонил, представился и покаялся в своем розыгрыше, я только подумала: "Господи, ему что, делать больше нечего?!". Поначалу даже разговаривать с ним не хотела, но потом успокоилась, отошла. Это случилось в самом начале 1963 года", - рассказывала вдова актера.

Поженились в 1965 году, в 1966 родился сын Антон, а в 1972 году - сын Николай. Есть три внука.

Евгений Моргунов был заядлым футбольным болельщиком. Болел за команду ЦСКА.

Фильмография Евгения Моргунова:

1944 - В 6 часов вечера после войны - артиллерист (нет в титрах)
1944 - Дни и ночи - солдат (нет в титрах)
1944 - Родные поля - призывник (нет в титрах)
1944 - Человек № 217 - заключённый № 204 (нет в титрах)
1945 - Это было в Донбассе - подпольщик (нет в титрах)
1948 - Молодая гвардия - Евгений Стахович (в версии 1960-х гг. - Геннадий Почепцов)
1949 - У них есть Родина - комендант (нет в титрах)
1950 - Донецкие шахтёры - шахтёр, сын Горовых (нет в титрах)
1950 - Заговор обречённых - военный (нет в титрах)
1950 - Секретная миссия - американский солдат (нет в титрах)
1950 - Смелые люди - Гофман (нет в титрах)
1952 - Незабываемый 1919 год - моряк-анархист (нет в титрах)
1953 - Вихри враждебные - анархист
1954 - «Богатырь» идёт в Марто - Гемфри
1954 - Командир корабля - Махотин
1955 - Мать - жандарм (нет в титрах)
1955 - Мексиканец - Майкл
1955 - Отелло - эпизод (нет в титрах)
1956 - Павел Корчагин - урка в подъезде (нет в титрах)
1956 - Первые радости - санитар (нет в титрах)
1956 - Поэт - зритель на вечере поэзии (нет в титрах)
1957 - Гори, моя зоре - Крутиков
1957 - Отряд Трубачёва сражается - немец-денщик (нет в титрах)
1957 - Рождённые бурей - Кобыльский
1957 - Страницы былого - жандарм (нет в титрах)
1958 - Шли солдаты - адъютант генерала (нет в титрах)
1959 - Белые ночи - стражник
1959 - Василий Суриков - комендант снежного городка
1959 - Судьба человека - толстый немец (нет в титрах)
1959 - Черноморочка - Трамбоний, конферансье
1960 - Евгения Гранде - бочар (нет в титрах)
1960 - Воскресение - Частный (нет в титрах)
1961 - Алые паруса - полицейский капрал
1961 - Две жизни - Красавин (нет в титрах)
1961 - Нахалёнок - эпизод
1961 - Пёс Барбос и необычный кросс - Бывалый
1961 - Самогонщики - Бывалый
1961 - Человек ниоткуда - повар из племени тапи (нет в титрах)
1962 - Фитиль № 1 (сюжет «Живой труп»)
1963 - Стёжки-дорожки - патрульный милиционер
1964 - До свидания, мальчики! - пляжник с ребёнком
1964 - Сказка о потерянном времени - владелец «Москвича»
1964 - Хотите - верьте, хотите - нет... - собеседник в ресторане
1965 - Дайте жалобную книгу - директор магазина одежды
1965 - Операция «Ы» и другие приключения Шурика - Бывалый
1966 - Три толстяка - толстяк
1967 - Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика - Бывалый
1967 - Морские рассказы - певичка в иллюзионе «Нимфа»
1968 - Семь стариков и одна девушка - Бывалый
1969 - Похищение - артист Моргунов
1969 - Старый знакомый - артист-конферансье
1971 - Ехали в трамвае Ильф и Петров - налётчик
1975 - Большой аттракцион
1976 - Весёлое сновидение, или Смех и слёзы - Туз Пик
1976 - Волшебный фонарь - шериф, полисмен, сосед, пограничник
1976 - Соло для слона с оркестром - Коля
1977 - Риск - благородное дело - камео
1977 - Фитиль № 186 (сюжет «Любители»)
1977 - Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика - камео
1979 - Бабушки надвое сказали… - повар в ресторане гостиницы
1980 - Комедия давно минувших дней - Бывалый
1982 - Не ждали, не гадали! - сосед
1982 - Покровские ворота - Соев
1982 - Просто ужас! - хозяин козы
1984 - Ералаш (эпизод «Сорок чертей и одна зелёная муха») - директор школы
1986 - Премьера в Сосновке - зритель
1986 - Хорошо сидим! - футбольный судья
1987 - Сильнее всех иных велений - помещик
1990 - Супермент
1991 - Болотная street, или Средство против секса - хозяин квартиры
1991 - Действуй, Маня! - кинорежиссёр
1992 - Бабник 2 - экстрасенс
1992 - Выстрел в гробу - Колбасюк
1992 - Господа артисты - архитектор
1992 - Новый Одеон - Блохин
1993 - Бравые парни - Иван Карась, майор
1993 - Сокровище моей семьи
1994 - Вальсирующие наверняка
1994 - Ералаш (эпизод «Бомба») - директор школы
1998 - Бульварный роман - губернатор
1998 - Райское яблочко - Всеволод Иванович Тюбиков, начальник охраны

Евгения Моргунова в лицо знает каждый любитель советских комедий, хотя мало кто из нынешней молодежи интересуется, как зовут Бывалого из неразлучной гайдаевской троицы. К сожалению, из-за нелепой ссоры с режиссёром Евгений Александрович поставил под удар свою карьеру и потому не стал известен иными образами, помимо преступника в знаменитых комедиях о приключениях Шурика. Моргунов был человеком прямолинейный, любителем шуток и розыгрышей. В частности, актёр периодически использовал свой талант, выдавая себя за должностное лицо, вследствие чего бесплатно проходил на мероприятия, обедал в ресторанах и т.д.

Евгений Моргунов родился в Москве. Детство юного Моргунова было спокойным. Мальчик играл в художественной самодеятельности, увлекался дворовым футболом и много времени проводил с друзьями. Подростковый возраст пришелся на начало Великой Отечественной войны, куда почти сразу же отправили его отца. В скором времени Александр Моргунов погиб. Чтобы помочь матери, подросток с 14 лет работал на военном заводе, где занимался тяжелой трудовой деятельностью. Артист по 12 часов подряд обтачивал болванки для снарядов. За такой самоотверженный труд юноша вскоре получил грамоту, однако до конца своих дней Евгений Александрович считал, что не делал ничего особенного.


В то же время молодой Моргунов увлёкся кино. Юноша тратил все свободные деньги на утренние походы в кинотеатр, часто жертвуя при этом учёбой в школе. Вскоре он загорелся идеей стать актёром. Кроме участия в самодеятельности он успел сняться в массовке на киностудии "Мосфильм", а затем захотел превратить в актёрство свою жизнь. В процессе воплощения этой идеи возникло неожиданное препятствие, так как директор завода воспротивился желанию своего работника и не согласился его отпустить. Тогда смелый юноша поступил радикально и, ни много ни мало, написал с просьбой самому Сталину. Через две недели директору завода "Фрезер" пришел ответ, в котором был приказ направить Моргунова в Камерный театр, где он стал учеником блестящего режиссёра Александра Таирова.


Около года Моргунов проработал в театре, играя во второстепенных и эпизодических ролях. Постепенно он понял, что недостаток актёрского образования ему сейчас не восполнить даже опытом, и потому подал документы во ВГИК, куда и поступил без особого труда. Юноша учился под руководством прославленного режиссёра Сергея Герасимова.

В вузе Моргунов познакомился со многими талантливыми ребятами, ставшими впоследствии прославленными советскими актёрами, в частности, с и .

Фильмы

В молодости Евгений Александрович отличался эффектной, притягательной внешностью, был очень фотогеничным. Сергей Герасимов начал подбирать среди учеников актёров в свой фильм "Молодая гвардия", куда пригласил и студента Моргунова. Позже прославленный актёр вспоминал, что в головах зрителей предатель Стахович настолько прочно ассоциировался с самим Моргуновым, что однажды после премьеры актёра даже попробовали задержать на улице дети, обвинив молодого человека в военном преступлении.


Евгений Моргунов в фильме "Молодая гвардия"

Ходили слухи, что за роль Евгения Стаховича юноша должен был получить Сталинскую премию, однако в итоге было решено не увековечивать образ предателя. Несколькими годами позже вскрылись дополнительные факты из истории организации "Молодая гвардия", и, поскольку фильм было решено привести в соответствии с реальностью, очень многие эпизоды с Моргуновым были вырезаны, а предатель переименован.

Как ни странно, режиссеры не заметили харизматичного молодого человека. Моргунов не стал унывать, а устроился работать в Театр-студию киноактёра, где прослужил вплоть до 1953 года. Примечательно, что артиста с места работы несколько раз попытались уволить, якобы за отсутствие актёрского таланта. Возможно, дело было в трудном характере исполнителя, который любил подшутить, невзирая на статус, а также отличался прямолинейностью и резкостью в словах.


Евгений Моргунов в фильме "Гори, моя звезда"

С 1951 по 1953 год Моргунов совмещал работу в Театре-студии киноактёров со службой в Малом академическом театре, параллельно он снимался в эпизодических ролях на киностудии "Мосфильм", однако ни на сцене, ни перед камерами молодому актёру не доверяли серьёзные образы. В таком режиме прошло более 10 лет, прежде чем случайная встреча на студии перевернула жизнь Моргунова.

В то время у была не самая светлая полоса в режиссёрской карьере. Только что его новый фильм провалился в прокате, и огорченный режиссер уехал в деревню. Там он и решил экранизировать небольшую юмористическую поэму Степана Олейника в виде короткометражки. Для трио друзей-алкоголиков Гайдай довольно быстро нашел актёров и , но третье место оставалось вакантным.


Режиссёр перепробовал множество актёров, и никто из них режиссера не впечатлил. Ситуацию спас , директор "Мосфильма", в телефонном звонке заверивший Гайдая, что нашел подходящую кандидатуру. К тому времени красавец-Моргунов успел несколько облысеть и располнеть, что в сочетании с телосложением и характером делало его идеальной кандидатурой на роль Бывалого.

Короткометражный фильм "Пёс-Барбос и необычный кросс" мгновенно прославило троицу. Картина была настолько успешной, что ее номинировали на "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском кинофестивале 1961 года. В кинотеатрах был аншлаг, народ сразу же влюбился в комичных антигероев. Вторая короткометражка "Самогонщики", выпущенная в том же году, укрепила славу троицы.

Актёры и в жизни сдружились между собой, что не могло не повлиять положительно на их сыгранность. Однажды произошел и вовсе беспрецедентный случай: попросил Гайдая "одолжить" ему актёров и персонажей, а потому в 1964 году Трус, Балбес и Бывалый появились в комедии "Дайте жалобную книгу" в эпизодических ролях.

Затем последовало ещё 2 успешных фильма с троицей, прежде чем в коллективе возникли конфликты. В конце десятилетия актёры рассорились между собой и с тех пор практически не общались. Тем не менее образ шайки продолжил вдохновлять работников кинематографического искусства, в частности, легендарное трио появилось в мультфильме "Бременские музыканты".


Легендарное трио в мультфильме "Бременские музыканты"

В это же время Моргунов поругался с Леонидом Гайдаем, что в итоге поставило крест на карьере актёра в большом кино. Точно неизвестно, способствовал ли Леонид Ионович творческим неудачам артиста, или просто коллеги не хотели ссориться со вспыльчивым режиссёром, однако, начиная с семидесятых, Евгений Александрович почти перестал появляться в заметных ролях.

В 1980 году актёру ещё раз выпала возможность предстать перед публикой в образе Бывалого. Режиссёром Юрием Кушнерёвым был снят фильм-кроссовер "Комедия давно минувших дней", где смешались несколько кинематографических реальностей - Труса и Бывалого, сотрудничающих с "великим комбинатором" Бендером и его бессменным помощником Воробьяниновым. Но все попытки вернуть славу оказались для Моргунова тщетными.


Евгений Моргунов в фильме "Комедия давно минувших дней"

В период с 1980 по 1990 год актёр снялся менее чем в десятке фильмов. После перестройки дела так и не наладились, кризис в стране ударил по киноиндустрии. Для Евгения Александровича в новой реальности места так и не нашлось.

Личная жизнь

Евгений Александрович был в браке дважды. Первой его супругой стала балерина Варвара Рябцева, которая была старше супруга на 13 лет. Их семейная жизнь не заладилась.


Второй женой артиста стала девушка по имени Наталья. Пара сыграла свадьбу в 1965 году, в браке у них родилось двое сыновей - Антон и Николай. Младший Николай погиб в результате ДТП за год до смерти отца.

Смерть

После заката карьеры актер очень переживал из-за своей невостребованности. Несмотря на диабет, Евгений Моргунов злоупотреблял спиртным. Артист перенес два инфаркта и инсульт. Близкие говорили, что смерть младшего сына очень пошатнула и без того слабое здоровье Моргунова.


Евгений Александрович умер 25 июня 1999 года в московской больнице в результате второго инсульта. Отец и сын Моргуновы похоронены на Кунцевском кладбище.

Фильмография

  • В 6 часов вечера после войны
  • Это было в Донбассе
  • Секретная миссия
  • Смелые люди
  • Дайте жалобную книгу
  • Операция "Ы" и другие приключения Шурика
  • Три толстяка
  • Морские рассказы
  • Бабушки надвое сказали...
  • Бравые парни

Актера с колоритной внешностью на роль Бывалого в фильме «Пес Барбос и необычный кросс» Гайдай искал долго. Евгений Моргунов попался на глаза Пырьеву. Он ему заявил: «Ты утвержден без проб». А слово Пырьева на «Мосфильме» было закон. Моргунов таким и запомнился – в образе толстяка-тунеядца. В первом же его фильме – «Молодая гвардия» в роли Стаховича он выглядел иначе – высокий, стройный красавец. Но вскоре у Евгения обнаружили диабет. Болезнь была причиной его страданий, он сильно поправился, и, как ни парадоксально, благодаря именно полноте получил роль, ставшую его визитной карточкой.

– В войну пайки были мизерные, мальчик часто жил впроголодь, – рассказывает Наталья Моргунова, вдова актера. – Мама как-то раздобыла пачку масла. Женя съел ее всю сразу, без хлеба. А вскоре его скрутило, едва удалось спасти. Вот и нарушился обмен веществ.

По молодости актер забывал делать уколы инсулина, любил выпить и хорошо закусить. Невозмутимый внешне Моргунов обожал розыгрыши. Он мог, войдя в ресторан, помахать перед носом официанта красной корочкой и заявить: «Посади так, чтобы вон те типы меня не заметили, а я бы видел их как на ладони. И принеси что-нибудь поесть». Его принимали за сотрудника КГБ, всё беспрекословно выполняя. Заходя в салон троллейбуса, актер, пробираясь между пассажирами, требовал предъявить билеты, а через пару остановок выходил, садился в другой троллейбус, повторял тот же трюк и так бесплатно доезжал до места назначения. Снявшись в первом фильме Гайдая, он уже не мог шутить, оставаясь неузнаваемым. Но его и так всюду пропускали без очереди.

Трус, Балбес и Бывалый в 60-е годы были самыми популярными персонажами советского кино. Виновником их заката невольно стал Моргунов. Во время съемок «Кавказской пленницы» он пришел на рабочий просмотр в сопровождении двух девушек. Гайдай приказал посторонним выйти. Режиссер сказал это грубо. Моргунов, обидевшись, не подчинился. И, демонстрируя независимость, сострил по поводу неудачно снятых эпизодов погони: «Гайдай, ты не ловишь мышей!»

Тот повторил требование, не церемонясь. И тогда Моргунов чуть не набросился на него с кулаками.

Гайдай вычеркнул все последующие сцены из фильма, связанные с Бывалым.

Из всей троицы ему выдали самый маленький гонорар. Он получил за съемочный день по 25 руб., Юрий Никулин – по 50 руб., а Георгий Вицин – по 40 руб.

Рассорился Моргунов и с Никулиным после очередной шутки. Однажды он встал у входа в цирк на Цветном бульваре перед началом представления и всем проходящим гражданам говорил, что если они имеют жилищные проблемы, то могут обращаться к директору Никулину. После десятка посетителей Никулин, узнав, с чьей подачи его атакует народ, распорядился не пускать Моргунова на порог цирка, сказав: «У нас и своих клоунов хватает!»

Лучшие дня

После Бывалого Моргунов снимался редко – в «Трех толстяках», в «Ехали в трамвае Ильф и Петров». Новые, драматические, грани его таланта раскрылись в «Покровских воротах». Но чаще актер зарабатывал на жизнь, разъезжая по городам со сборными концертами «Товарищ кино».

Одолевать болезнь и неприятности на работе ему помогала верная жена. До 30 лет Моргунов жил в гражданском браке с балериной Большого театра Варварой Рябцевой, она была старше его на 13 лет. Потом, женившись на Наталье, он поддерживал дружбу с бывшей любовницей и помогал ей.

Моргунов души не чаял в сыновьях. Хотя понимал родительский долг однобоко, считая, что главное – одеть, обуть и накормить. Был и курьезный случай.

– Как-то он посадил ребенка в коляску и повез ее не впереди, а за собой, – рассказывает Моргунова. – Сын выпал, а Евгений Александрович, задумавшись, не заметил. Очнулся, услышав крик прохожих: «Гражданин, вы ребенка потеряли!»

В последние годы актер едва передвигался. Жена ему даже резинки на носках разрезала – они давили и причиняли невыносимую боль. Он разрезал и ботинки, в них не влезали распухшие ноги. Даже на концертах выходил на сцену в тапочках, отшучиваясь: «По дороге мне бревно на ногу упало».

– Последние 15 лет жил, что называется, под ножом, ему по четыре раза в год врачи говорили: «Ампутируем ноги!» – рассказывает Наталья Николаевна. – Он стал очень вспыльчивым и даже просто невыносимым: грубым, озлобленным. Я прощала и терпела, понимая, что всему причиной болезнь.

Окончательно Моргунова подкосила гибель младшего сына.

– Коля гонял на большой скорости. Муж часто его ругал за это, – говорит вдова. – Будто предчувствовал эту трагедию. Коля, возвращаясь ночью с дачи в Москву, заснул за рулем и врезался в дерево.

Когда сын погиб, Евгений Александрович первый раз в жизни впал в отчаяние. Чтобы спастись от чувства пустоты и утраты, старался при первой же возможности сбежать из дома – на людях ему было легче.

Его сразил инсульт. Лежа в больнице, он отшучивался: «Вы меня отсюда никогда не вынесете вперед ногами, потому что я – не-вы-но-си-мый!»

Его супруга, Наталья Николаевна, теперь живет с внучкой Евгенией. Актер всегда мечтал, чтобы дети и внуки стали музыкантами. Девочка играет на виолончели и собирается в консерваторию.

– Мне есть ради кого жить, ведь еще у меня есть сын Антон и внуки, старшему – 20 лет, а младшему 10, – говорит она.

И жизнь, и слезы, и любовь...

Вдова актера Евгения МОРГУНОВА Наталья: "Мужа подкосила гибель нашего младшего сына - через год после смерти Коли не стало и Жени"

Их знакомство началось с розыгрыша - Евгений Моргунов был на них большой мастак.

Их знакомство началось с розыгрыша - Евгений Моргунов был на них большой мастак. Его телефонный номер по ошибке набрала студентка МАТИ. В полной уверенности, что звонит на институтскую кафедру, она спросила, когда можно сдать зачет. "А вы оставьте телефон, - ответил Евгений, - посмотрю расписание и перезвоню". Он действительно связался с ней, назначив день и час для пересдачи, но когда Наташа приехала в институт, преподаватель ее там не ждал. Домой она возвращалась расстроенная и с несданным зачетом. Стоило ей переступить порог, как вновь зазвонил телефон...

"МОЯ МАМА НАЗЫВАЛА ЕВГЕНИЯ "ТВОЙ БЕСЦЕРЕМОННЫЙ КАВАЛЕР"

- Наталья Николаевна, шутка, прямо скажем, была жестокая. Вы обиделись?

Скорее, разозлилась: обижаться можно только на близких людей, а мы и знакомы-то не были. Я вообще сначала ничего не поняла: уж очень голос у собеседника был серьезный и солидный. Когда Евгений перезвонил, представился и покаялся в своем розыгрыше, я только подумала: "Господи, ему что, делать больше нечего?!". Поначалу даже разговаривать с ним не хотела, но потом успокоилась, отошла. Это случилось в самом начале 1963 года.

А короткометражные комедии "Пес Барбос и необычный кросс" и "Самогонщики" вышли на экран в 1961-м. Значит, Евгений Александрович был уже узнаваемым человеком. Вы его узнали?

Да. Но, видите ли, я не считала его артистом: мол, режиссер просто нашел для картины нужный типаж. Мне тогда казалось, что актеры должны быть другими - статными, красивыми. А этот простой, полноватый - в общем, обычный человек из толпы.

- Моргунов сразу начал за вами ухаживать?

Жизнь у него была насыщенная, но время от времени он вспоминал обо мне и звонил. Много чего плел, однако я к его словам серьезно не отнеслась. Известный актер захотел побалагурить с девчонкой - глупо было принимать это за подлинный интерес ко мне. А потом вышла картина "Когда казаки плачут" - в ней Евгений Александрович предстал не только актером, но и режиссером, сценаристом.

Хотя монтаж фильма не был закончен, Моргунов, который еще что-то там дописывал и доделывал, повез материал показывать футболистам "Спартака" - они тренировались на своей базе в Серебряном Бору. Мы в то время жили неподалеку, на "Соколе", и он пригласил меня присоединиться. Я поехала с подругой. Так, ни шатко ни валко, наши отношения тянулись до лета. А в августе он уехал в Киев и вызвал меня туда.

- Оказывается, у вас со столицей Украины многое связано?

Настоящий роман у нас начался именно там. В Киеве у Евгения Александровича был друг - легендарный бегун, фронтовик Евгений Буланчик. Из-за травмы ноги ему очень трудно было заниматься спортом, но он каждый день, сцепив зубы, выходил на пробежку. Кстати, жил Буланчик на Крещатике, в шикарном сталинском доме. Меня поселили в гостинице "Украина", тогда она находилась на бульваре Шевченко. Еще к нашей компании прибился какой-то летчик, и мы прекрасно проводили время.

С этого времени наши отношения стали серьезными. Правда, с предложением Моргунов не торопился. Расписались мы только через два года, в 1965 году. А еще через год у нас родился первый сын, Антон, и через шесть лет - второй, Николай...

- Как ваши родители приняли знаменитого зятя?

Поначалу без особого восторга. Дело в том, что, ухаживая за мной, Евгений Александрович вел себя своеобразно: то появлялся каждый день, то где-то неделями пропадал, мог позвонить мне в любое время дня и ночи. Мою маму это ужасно раздражало, и она говорила о Моргунове: "твой бесцеремонный кавалер".

Он был человеком из другой среды, и моим родителям-инженерам было непонятно, зачем мне нужен актер и, главное, зачем я нужна ему. Правда, когда мы поженились, они Женю полюбили. Дело в том, что зять их очень уважал и ценил, заботился о тесте и теще, как о своих собственных родителях. Он воспринял нас как свою семью, поскольку был на этом свете один как перст - его мамы, которая была для него всем, не стало в 1960 году.

"ПЕРВАЯ ЖЕНА МОРГУНОВА БЫЛА СТАРШЕ МЕНЯ НА 26 ЛЕТ. О КАКОЙ РЕВНОСТИ РЕЧЬ?"

- До вас Евгений Александрович официально не был женат, но состоял в гражданском браке с балериной Большого театра Варварой Рябцевой. Вы его не ревновали?

Прожив вместе больше 10 лет, они считали себя при этом абсолютно свободными людьми. Продолжали общаться и после нашей свадьбы, но это были уже исключительно дружеские отношения. Они любили ходить друг к другу в гости - Рябцева жила в роскошной квартире на Кузнецком Мосту, где частыми гостями были актеры Большого театра. Евгений Александрович чувствовал себя там как рыба в воде. Рябцеву нежно называл Вавой. Когда Вава умерла, он ее хоронил. Она была старше его на 13 лет, а меня, соответственно, на 26. О какой ревности могла идти речь?

- Говорят, у Евгения Александровича было трудное детство. Он вам о нем рассказывал?

Не очень охотно. Отца он не помнил: тот ушел, когда сыну едва исполнился год. Его мама, простая женщина, работала в роддоме санитаркой, зарабатывала мало, и ей было очень трудно тянуть сына в одиночку. Когда началась война, 14-летний Женя устроился на завод в Сокольниках, где делали артиллерийские снаряды, - вытачивал болванки. Мальчишка был маленького роста, и для того, чтобы он мог работать, к станку приставляли ящик.

Трудился он наравне со взрослыми - по 12 часов в сутки, и даже получил за свой труд Почетную грамоту. А в свободное время бегал заниматься в драмкружок при Дворце культуры, ходил в театры, в консерваторию. Денег на билеты не было, но он как-то прорывался, смотрел спектакли и концерты, сидя на ступеньках. Классическая музыка привлекала его даже больше, чем драматический театр (кстати, и билеты в консерваторию были гораздо дешевле). Если же пойти не удавалось, слушал по радио - в то время часто транслировали отрывки из опер и симфоний.

Евгений очень хотел работать в театре, но директор завода его не отпускал (тогда и руководители предприятий, и председатели колхозов наделялись таким правом). И тогда он взял и написал письмо Сталину: "Примите меня в искусство, я хочу быть таким, как Станиславский и Немирович-Данченко".

- Смелый шаг!

Самое интересное, что ему ответили. На имя директора завода пришло письмо, подписанное Сталиным, согласно которому мальчика направили в Камерный театр Таирова (был тогда такой), во вспомогательный состав. Там Евгений постигал азы актерского искусства, а через год, в 1944-м, поступил во ВГИК, на курс Сергея Аполлинарьевича Герасимова. Ему исполнилось 17 лет, он был самым молодым на курсе. В мирное время его бы, наверное, не взяли - предложили бы немного подрасти, но шла война, почти все мальчики ушли на фронт, а кому-то надо было играть с девочками этюды...

Курс у них был золотой! Там учились Клара Лучко, Инна Макарова, Людмила Шагалова, Муза Крепкогорская, Сергей Гурзо, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, чуть позже появился Сергей Бондарчук.

Герасимов был потрясающим педагогом, и студенты его обожали. Он рассказывал им много интересного, водил в консерваторию, приглашал к себе домой - Евгений вспоминал, что у него были редкие пластинки с записью классической музыки. В 1948 году Герасимов снял всех своих студентов в экранизации "Молодой гвардии", Моргунову досталась малопочтенная роль предателя Стаховича.

- Долгие годы Евгений Александрович играл только эпизоды. Он не огорчался, не отчаивался?

Уныние ему вообще было несвойственно. Моргунов и жизнь, и все, что она ему преподносила, воспринимал как подарок. Почему-то принято считать, что роль Бывалого испортила ему биографию: дескать, после этого в других ролях режиссеры его уже не видели.

- Разве это не так?

Во-первых, он никогда не воспринимал собственную персону чересчур серьезно, не претендовал на место в вечности: пригласили - хорошо, не пригласили - ничего страшного. А во-вторых, муж всегда находил, чем заняться.

Когда не было ролей в кино, ездил со сборными концертами "Товарищ кино" - такие встречи с актерами пользовались у зрителей большой популярностью. Жалоб на то, что он не понят, не признан и не оценен по достоинству, я от него никогда не слышала, Боже упаси! Да, он мог пошуметь, и характер у него был сложный, это правда. Но, с другой стороны, если все это отмести, с ним было очень легко общаться, потому что у него был позитивный взгляд на мир. Евгений Александрович во всем умел найти хорошее, он вообще был мажорным человеком.

- Говорят, Гайдай долго искал исполнителя на роль Бывалого...

Первым из славной троицы он нашел Труса - с Вициным Гайдай дружил. Потом кто-то посоветовал ему посмотреть на невероятно смешного клоуна Никулина, так появился Балбес. А вот с Бывалым не складывалось. Гайдай видел в этой роли Жарова, но Михаил Иванович был уже человеком пожилым и бегать, как того требовал от персонажа сценарий, не мог. Кто-то предложил на эту роль Ивана Любезнова, но тот почему-то отказался.

Время шло, надо было приступать к съемкам, а актера так и не нашли. И тут Пырьев, который был тогда директором "Мосфильма", в холле гостиницы "Европейская" в Ленинграде встретил Моргунова. "Погоди, - сказал он Евгению Александровичу, - Гайдай ищет Бывалого - это же твоя роль! Поезжай сейчас же на "Мосфильм". А сам тем временем позвонил секретарше и распорядился: "Передайте Гайдаю, пусть больше никого не ищет, я лично утверждаю Моргунова!". Пырьев на "Мосфильме" был царь и бог, никто не мог позволить себе его ослушаться.

"ЖЕНЯ ЧЕРЕЗ ЛЮБУЮ ТОЛПУ ШЕЛ, КАК ЛЕДОКОЛ, И НИКТО НЕ РИСКОВАЛ К НЕМУ ПОДОЙТИ"

- После выхода первого же фильма с участием знаменитой троицы на Вицина, Никулина и Моргунова обрушилась слава. Наверное, поклонники не давали актерам прохода?

Вицин в таких случаях поднимал воротничок пиджака, надвигал на глаза кепочку и пытался проскользнуть незамеченным. Женя никогда не маскировался: через любую толпу он шел, как ледокол, и никто не рисковал к нему подойти, если он сам этого не хотел.

- По слухам, в жизни Вицин, Никулин и Моргунов почти не контактировали?

Нет. Они прекрасно общались. Правда, с Никулиным меньше, но исключительно по причине занятости Юрия Владимировича: он работал в цирке, его по полгода не было в Москве, а если никуда не уезжал, то играл по три спектакля в день. Вицин был более свободным, поэтому и встречались они чаще - вместе ездили на концерты, да и просто так.

- Что у Моргунова случилось с Гайдаем - почему режиссер его больше не снимал?

У них действительно вышла ссора - Евгений Александрович нагрубил Гайдаю, но Леонид Иович вовсе не поэтому перестал его снимать. Трус, Балбес и Бывалый были очень хороши в немом кино - в "Самогонщиках" и "Псе Барбосе...". "Операция "Ы" еще куда ни шло, а в "Кавказской пленнице" их сцены уже выглядели вставными номерами. Гайдай это понял и решил: я вас породил, я вас и убью. Потом их еще некоторое время использовали в своих картинах другие режиссеры. Например, Рязанов в фильме "Дайте жалобную книгу!", но былого успеха они уже не имели - зрители смеялись, скорее, по инерции.

- Была роль, о которой ваш муж мечтал?

Он никогда ни на что не замахивался и не переживал из-за того, что не сыграл Гамлета или Отелло. Другое дело, что, хорошо зная не только музыку, но и литературу, будучи человеком начитанным, мог разложить по полочкам любую роль, рассказать, как бы он ее трактовал. Наверное, так и появлялись слухи о том, что Моргунов страстно мечтал сыграть какого-то персонажа. Да и где он мог это сделать? Евгений Александрович, как и многие его коллеги, числился в Театре киноактера, но уже давно не играл на его сцене.

"МУЖА ВЫВЕЛ ИЗ ТРАНСА КРИК ПРОХОЖИХ: "ГРАЖДАНИН, ВЫ РЕБЕНКА ПОТЕРЯЛИ!"

- В жизни вашему супругу не мешала полнота, которая добавила ему как актеру яркости, характерности?

У него был сахарный диабет - болезнь, страшная своим коварством. Человек ничего не чувствует - ни боли, ни других симптомов, ему даже кажется, что он абсолютно здоров, а тем временем его организм разрушается изнутри: страдают сердце, легкие, ноги и, что самое страшное, нервная система.

- У него была специальная диета?

- (Смеется ). Муж много говорил о ней, но почти не придерживался. Вообще-то, дома у нас все готовилось правильно - никакого сахара, преимущественно гречка и овощи в разных вариациях. Бывало, приготовлю ему что-нибудь постное и сижу жду. А когда он приходил, выяснялось, что у него была встреча и он успел с кем-то поужинать (разумеется, блюдами, категорически ему противопоказанными), еще и инсулин забыл уколоть. А то еще и торт принесет. Если я начинала ругаться, говорил: "Так ведь это я тебе принес". А сам схватит кусок, и попробуй у него отними. Он любил вкусно поесть и ни в чем себе не отказывал.

- О непростом характере Моргунова ходят легенды...

Евгений Александрович был человеком вспыльчивым, легковозбудимым, гневливым, но это не врожденные свойства его личности, а следствие болезни: люди, страдающие диабетом, легко раздражаются. Правда, вспышки гнева, которым он был подвержен, быстро и проходили. Муж мог накричать, тут же повернуться и разговаривать, как ни в чем не бывало.

Последние три года мне даже казалось, что я живу не с ним, а с другим человеком, настолько сильно он изменился - стал более грубым, озлобленным. Иногда и журналистам говорил то, чего не следовало. Я, увидев в прессе очередные "откровения Моргунова", буквально хваталась за голову - Женя снова кого-то обидел и нажил себе еще несколько смертельных врагов. Причем намеренно говорил вещи неприятные, и только я знала: на самом деле муж так не думает.

На него многие обижались, но ведь никто даже не подозревал, насколько ему тяжело. Он же никому не рассказывал о своем самочувствии, все хорохорился, старался держать марку. А я ему даже резинки на носках разрезала, потому что они давили и причиняли ему невыносимую боль.

Евгений Александрович стал отцом довольно поздно - в 39 и 45 лет. Это наложило отпечаток на отношения с сыновьями?

Он в них души не чаял. Хотя и понимал свой родительский долг однобоко: был уверен, что главное - одеть, обуть и накормить. Старался везде брать сыновей с собой, чтобы они побольше увидели, - считал, чем больше впечатлений, тем лучше для их развития. С внуками он редко куда-то ходил - в то время это была для него уже непомерная физическая нагрузка. Единственное, куда мы их водили, так это на концерты и в оперу, да и то больше я этим занималась.

Муж всегда разговаривал с детьми, как со взрослыми. Если ему казалось, что я чрезмерно их опекаю, Женя меня ругал. Но бывали, конечно, и курьезы. Как-то этот заботливый папаша... потерял сына. Я их выпроводила гулять на улицу, а он посадил ребенка в коляску и повез ее не впереди, а за собой. Сын выпал, а Евгений Александрович так задумался, что и не заметил. Вывел его из транса только крик прохожих: "Гражданин, вы ребенка потеряли!".

- Многих актеров его поколения подкосила перестройка. А как Евгений Александрович к ней отнесся?

Она совершенно на нем не отразилась: работы у него меньше не стало, он по-прежнему зарабатывал концертами. Умудрялся выступать, даже лежа в больнице. С утра ему ставили капельницы, делали уколы, а вечером он мог сесть в машину, которая всегда стояла около больницы, и укатить на концерт.

Да, кино стало другим, а люди, чтобы как-то выжить, кидались на любые заработки... Но у Жени была своя жизнь: консерватория не закрылась, любимые книги стояли на своих местах, театры не прекратили существования. Иногда он мне говорил: "Я так устал без хорошей русской речи!" - и шел в Малый театр, где по-прежнему играли русскую классику. Его подкосила не перестройка, а гибель нашего младшего сына.

- Как это случилось?

Коля разбился на машине. Сейчас, когда я о нем думаю, понимаю: он жил так, будто чувствовал, что ему мало отпущено, и хотел все успеть. Женился сразу же после школы. А на машине гонял гонял с такой скоростью, что отец не мог с ним ездить. Сам-то Евгений Александрович был аккуратным, дисциплинированным водителем: очень следил за машиной, всегда вовремя делал профилактику. О том, чтобы нарушить правила, и речи не шло. Если Коля его куда-нибудь подвозил, заканчивалось это всегда тем, что муж начинал кричать: "Ты гоняешь, как сумасшедший! Немедленно сбавь скорость или я сейчас выйду!". Сын в ответ только смеялся...

Когда Коля погиб, Евгений Александрович первый раз в жизни впал в отчаяние. "Как же так?! - все время повторял он. - За что?! Почему такая несправедливость?!". Чтобы как-то спастись от чувства пустоты и утраты, старался при первой же возможности сбежать из дома - на людях ему было легче. Муж старался не показывать, как ему тяжело, но я видела: он срублен под корень. Через год после смерти Коли не стало и его.

"Я ЧИТАЛА ИСТОРИЮ ЕГО БОЛЕЗНИ И ПОНИМАЛА: С ТАКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ НЕ ЖИВУТ"

- Как вы все это пережили?..

К уходу Жени, как ни страшно это звучит, я была готова. Несмотря на то что ему было 72 года, - не так уж и много! - его организм был уже в таком состоянии, что это могло случиться с ним в любую минуту. Он по два-три раза в год лежал в больнице, а когда возвращался домой, я читала историю его болезни и понимала: с такими показателями не живут. У Жени практически не осталось ни одного здорового органа, но он держался до последнего и терпеть не мог нытья: "Все будет хорошо!".

- Правда, что государство не выделило ни копейки на похороны?

Мы на это и не рассчитывали. Ни он, ни я никогда и мысли не допускали, что кто-то чем-то нам обязан. Деньги у нас были, мы достойно проводили Евгения Александровича. Все было не хуже, чем у других. На Кунцевском кладбище, маленьком и уютном, похоронено много хороших актеров, к тому же там было место возле Коли.

Это уж потом журналисты стали подсчитывать, кто пришел на похороны, кто нет. Но ведь было лето, все куда-то разъехались: кто на гастроли, кто на съемки, кто на кинофестиваль. Помню, Сергей Никоненко сбежал с какого-то фестиваля, чтобы попрощаться с Женей, и тут же сел в машину (он сам был за рулем) и уехал обратно.

Было очень жарко. Чтобы никого не мучить, гроб из больницы сразу перевезли в церковь, на отпевание. В Дом кино не поехали - в этом не было нужды. Может, кого-то из коллег и не было, зато пришло много простых людей, а это самое главное. Так что обиды ни на кого не держу, Боже упаси! Наоборот, меня всегда удивляло: почему деятели культуры претендуют на большее, чем обыкновенные люди? Обыкновенные люди тоже всю жизнь где-то работают, все силы отдают, душу вкладывают. Неужели они менее значимы для общества только потому, что не публичны?

А на каких весах взвесить радость, которую зрители до сих пор получают от картин с участием Евгения Моргунова?

Так ведь и он получал от этих фильмов дивиденды! Его знала вся страна, он мог войти в любой начальственный кабинет, и его везде с удовольствием принимали. (Смеется ).

В тяжелое время, когда не было продуктов, директор любого магазина обязательно продавал ему что-нибудь дефицитное. Так что грех жаловаться - роли в фильмах отразились на его жизни самым лучшим образом. Как Бывалый он был своим в любой среде и мог общаться с теми, кто был ему интересен, - композиторами, дирижерами, художниками, писателями. Муж считал, что ему повезло, ведь всего этого могло и не случиться.

- Он вам снится?

Почти никогда. Только в этом году где-то с месяц назад вдруг приснился. Вывод я сделала один: надо быстро ехать на кладбище - наводить там порядок. Ведь как принято считать: если покойник снится, значит, какая-то вина в тебе подспудно живет: или на кладбище давно не был, или в церкви не поминал, или при жизни ему чего-то недодал. Но мне в отношении Евгения Александровича себя укорять не в чем: мы прожили вместе 36 лет, и я всегда делала для него все, что было в человеческих силах. Ухаживала за ним до последнего дня, терпела его, даже когда он был совсем невыносимым. Люди ведь сходятся, чтобы жить друг с другом, как говорят во время венчания, "и в горе, и в радости, и в здравии, и в болезни".

- Два страшных события подряд - сначала гибель сына, потом смерть мужа - это напоминает злой рок...

На самом деле, было не две, а три смерти. Сначала заболела моя мама. Я прожила в ее больничной палате три месяца, ухаживала, но все старания были тщетны. Потом разбился Коля, умер Евгений Александрович... Сама не знаю, как я все это выдержала. Считается, что горе можно выплакать со слезами, а я - такая уж у меня особенность! - плакать не умею. Когда случается что-то совсем ужасное, просто каменею и нахожусь в таком состоянии дни, недели, месяцы.

Я старалась никому демонстрацией своей скорби жизнь не отравлять: вокруг люди, какое я имею право ходить черной вдовой? А потом взяла к себе на воспитание внучку и с тех пор ращу ее, как дочь. Она пришла ко мне первоклассницей, а недавно уже окончила восьмой класс, совсем большой стала. Девочки всем хороши, жаль только, взрослеют быстро.

Помню, мои сыновья уже и школу оканчивали, а все говорили мне басом: "Мам, пошли в кино!" - и со всеми вопросами бежали ко мне. А эта с 10 лет такая самостоятельная, что и не подступишься. Мне с ней повезло, она в отличие от моих сыновей-лентяев учится очень хорошо. Помимо нее, у меня есть еще внуки: одному 19 лет, другому - девять.

- Никто из них не мечтает стать актером?

Пока нет. Но внучка исполнила другую заветную мечту Жени - окончила музыкальную школу по классу виолончели. Мы с ней сразу договорились, что не делаем ставку на музыкальную карьеру. Она будет просто учиться, а дальше - как получится. Если пойдет хорошо, значит, попробует поступать в консерваторию... Как бы мне хотелось, чтобы Женя услышал, как Женя играет! Ее тоже зовут Женя...

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Заслуженный артист РСФСР (1978)

Евгений Моргунов рос без отца, рано начал работать, любил петь и играть в футбол. Позже сам актер вспоминал о своем детстве: «Меня поставили в ворота, так как я занимал в них значительное место, к тому же был очень подвижным, ведь у меня не всегда был такой живот, с каким я снимался в кино. Кроме футбола, моей радостью была почетная грамота, которую я получил «за самоотверженный труд» на заводе, хотя и не подозревал, что тружусь так здорово, просто работал, как и все, по двенадцать часов в сутки. В общем-то, счастливое детство обошло меня стороной. Я стал бы Утесовым, если бы родился раньше него. Играя на сцене клуба, увлекался самодеятельностью и вообще хотел посвятить жизнь искусству. В кино ходил часто, но только на утренние сеансы, легче было купить билет за двадцать копеек. Для этого прогуливал школу. Я и стал артистом из-за того, что учился неважно. И еще, наверное, потому, что жил без отца. Не было человека, который мог бы хорошенько выпороть меня и поставить на правильный путь».

В годы войны четырнадцатилетний Евгений обтачивал болванки для артиллерийских снарядов на заводе «Фрезер». А в 1943 году Евгений написал письмо Сталину, в котором сообщил, что хочет стать актером: «Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство. Я рабочий Сокольнического вагоноремонтного завода СВАРЗ, болваночник, хочу быть в искусстве, участвовал в самодеятельности, работал в массовке на «Мосфильме». Но директор нашего завода препятствует этому стремлению. Я хочу быть как Станиславский, Немирович-Данченко». И случилось невероятное. Директор завода получил из Кремля ответ: «Направить товарища Моргунова Е.А. для поступления в театр имени Таирова в качестве актера вспомогательного состава. Сталин».

После ответа Сталина Моргунов стал учеником режиссера Таирова в Камерном театре, а в конце 1944 года перешел на актерский факультет ВГИКа в мастерскую Сергея Герасимова, где его однокурсниками были Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Нонна Мордюкова и Сергей Гурзо. В кино Евгений дебютировал в фильме Александра Столпера «Дни и ночи» еще учась в институте.

В 1946 году Александр Фадеев дал почитать рукопись романа «Молодая гвардия» Сергею Герасимову, и тот решил поставить по этому произведению спектакль, распределив роли между студентами своего курса. Музыку к спектаклю написал Дмитрий Шостакович, и однажды Могунов подошел к нему и спросил - не может ли композитор его прослушать? Шостакович дал ему номер своего домашнего телефона и предложил: «Приходите, когда сможете». Моргунов позвонил и пришел на следующий день, и после прослушивания Шостакович написал рекомендательное письмо профессору консерватории Целиковскому. Однако Моргунов путевкой в большой музыкальный мир не воспользовался, и объяснил это так: «Из Москвы в Петербург и из Петербурга в Москву одновременно выехали два поезда. В пути они не встретились, хотя мчались навстречу друг другу. Вопрос: почему? Ответ прост: не судьба».

Выпустив спектакль «Молодая гвардия», Герасимов взялся за съемки одноименного фильма. Моргунов в экранизации должен был играть Тюленина, но Фадееву очень понравился в этой роли Сергей Гурзо, и в результате Моргунову досталась роль предателя Стаховича. Моргунов сыграл ее настолько достоверно, что в одном провинциальном городе актёр был атакован на улице мальчишками, посчитавшими что они выследили настоящего предателя. Мальчики ударили артиста по голове, а потом навалились и начали избивать, но это увидел исполнитель роли Олега Кошевого Владимир Иванов, и остановил хулиганов: «Ребята, это же артист, он просто роль такую сыграл, а в жизни — это прекрасный человек» - чем несказанно выручил Моргунова.

После окончания ВГИКа Моргунов с 1948 года работал в Театре-студии киноактера, где считался средним актером. Однако, в отсутствие ролей актерское дарование Моргунова активно проявлялось за кулисами театра. Однажды Театр-студию посетили партийные лидеры того времени Молотов и Каганович, где их встретил высокий худощавый Моргунов, и представился художественным руководителем театра. Он был остроумен, обходителен и настоятельно попросил партийных вождей поднять зарплату актерам театра. Те не заподозрили подвоха, и к радости коллег Моргунова увеличили актерские ставки. Так же свои актерские наклонности Евгений умело применял во время поездок на общественном транспорте. Чтобы доехать до нужной остановки, он мог войти вавтобус и сказать: «Граждане пассажиры, приготовьте билеты», - после чего, не спеша проверить билеты и пересесть в другой автобус.

В Театре-студии киноактера Моргунов проработал до 1953 года. Одновременно в этот же период Моргунов являлся актером академического Малого театра. Характер в то время у Евгения Моргунова был непростой, что часто приводило к конфликтам, и попыткам уволить его из театра. После одной из таких попыток Моргунов обратился за помощью к режиссеру Александру Довженко, у которого однажды снимался в массовке, с просьбой дать ему характеристику. Довженко написал: «Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но если в экспедиции застрянет машина, Моргунов тут же ее вытащит. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но Моргунов прекрасно переносит жару и холод, и если надо - неприхотлив в еде. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но он прекрасно умеет доить корову и переносит на ногах грипп. Такой, как Моргунов, в экспедиции незаменим. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но вы-то знаете, талантлив ли Моргунов». Дирекция театра не очень поняла, на что намекает режиссер, но оставила Моргунова в покое.

Кардинальный поворот в актерской карьере Евгения Моргунова неразрывно связан с именем Леонида Гайдая, который после провала своего фильма «Трижды воскресший» в 1960 году уехал в Иркутск к родителям, где обнаружил на чердаке их дома номер газеты «Правды» с фельетоном в стихах «Пес Барбос» Степана Олейника. Фельетон заинтересовал его, и он рассказал сюжет будущего фильма супруге - актрисе Нине Гребешковой: «Нинок, ты послушай, как это смешно! Бежит Пес - 2 метра пленки, за ним Бывалый - 3 метра, оглядывается - 1,5 метра. Общий план - бегут все...» Родные только плечами пожали: «Три дурака бегают от собаки со взрывчаткой, которую сами же и бросили. Что ж тут смешного?» Гребешкова ответила: «Потрясающе!»



Двух «друзей-алкоголиков» подобрал сам режиссер - любимый актер Гайдая Георгий Вицин согласился сыграть Труса, а роль Балбеса досталась клоуну Юрию Никулину. А Моргунова определил в картину Гайдая Иван Пырьев. Леониду Иовичу позвонила секретарша Пырьева, который был в тот момент директором «Мосфильма» и сообщила: «Вам просили передать, чтобы вы не тратили время и средства и никого больше не искали. Пырьев лично утверждает на роль Бывалого Евгения Моргунова». Евгению повезло, что Пырьев случайно его заметил в съемочном павильоне и решил таким образом помочь Гайдаю.



Перевоплощаться в Бывалого Моргунову было почти не нужно - он фактически играл самого себя, только со знаком минус. В его отрицательность верили даже животные, с которыми он снимался в первых гайдаевских короткометражках. На съемках фильма «Пес Барбос и необычный кросс» собака, игравшая Барбоса, почему-то все время кусала именно Моргунова. В «Самогонщиках», где снимался уже другой пес, тот тоже первым делом набрасывался именно на «Бывалого». По всей видимости, собакам не нравился отрицательный персонаж, сыгранный Моргуновым слишком правдоподобно. Тем временем сам Евгений Моргунов после исполнения роли Бывалого имел фантастический успех у публики. 9-минутный фильм «Пес Барбос и необычайный кросс» с его участием стал настоящей сенсацией. Зрители свершали паломничество в кинотеатры, а Гайдай, став лауреатом всевозможныхпремий, занялся созданием следующего короткометражного фильма с участием Вицина, Моргунова и Никулина под названием «Самогонщики». Но настоящим триумфом гайдаевской троицы стали комедии «Кавказская пленница» и «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», которые сразу завоевали сердца десятков миллионов зрителей. После съемок в этих картинах на Никулина, Вицина и Моргунова обрушилась невероятная лавина славы. Моргунов стал не просто узнаваемым человеком, а превратился почти в национального героя. Увидев его, контролеры на стадионе улыбались, забывая про свои обязанности, а Моргунов мог взять с собой с десяток знакомых, небрежно кивнув: «Это со мной». Однажды он прошел не просто на трибуну, а в ложу, где сидели высокопоставленные чиновники, и рядом с ним в ложе оказался генерал-лейтенант милиции. Моргунов во время матча попросил у него закурить, и генерал вытащил пачку «Казбека», чтобы угостить любимого актера. Моргунов в ответ взял папиросу, а когда генерал сделал движение, чтобы убрать пачку с сигаретами в карман, очень серьезно отметил: «Не надо прятать». И генерал держал папиросы в руках весь матч.


Моргунов так же мог на троллейбусной остановке оттянуть рога троллейбуса, и попросить их подержать какого-либо прохожего, принявшего Моргунова за водителя. Далее актер с интересом наблюдал за развитием событий. В ресторане Моргунов мог притвориться сотрудником компетентных органов, который следит за злоумышленниками, и обычно в результате такой «слежки» официанты просто боялись приносить актеру счет. Моргунов так же славился умением с помощью красной книжечки, похожей на служебное удостоверение, и нехитрых, но убедительных актерских навыков бесплатно проходить в баню и ездить на такси. Однажды в Киеве он выдал себя за сына Павлика Морозова и на этом основании отнял хулигана у милиционеров.


Во время съемок у Гайдая Вицин, Моргунов и Никулин поначалу подружились, и даже ездили отдыхать вместе, но вскоре ситуация изменилась. Моргунов, преклонявшийся перед актерским талантом Георгия Вицина,был недоволен Юрием Никулиным, конфликт с которым спровоцировал сам. Однажды перед началом представления в цирке на Цветном бульваре, Евгений Моргунов с депутатским значком на лацкане пиджака подошел к главному входу, и начал в шутку предлагать зрителям обратиться для решения всех своих жилищных проблем к директору цирка Никулину. После того, как количество просителей перевалило за полтора десятка, Юрий Никулин направил своего помощника выяснить, в чем же дело, и после выяснения распорядился не пускать Евгения Моргунова в цирк с формулировкой: «У нас и своих клоунов хватает!» Не поладил Моргунов и с Гайдаем во время съемок. Когда во время съемок погони в фильме «Кавказская пленница» Гайдай нервничал во время просмотра рабочего материала, считая, что получается несмешно, Моргунов пришел на рабочий просмотр в сопровождении девушки. Гайдай приказал посторонним выйти, а Моргунов, обидевшись, не подчинился. И, демонстрируя независимость, сострил по поводу неудачно снятых эпизодов погони: «Гайдай, ты не ловишь мышей!» Гайдай повторил свое требование, и Моргунов в ответ чуть было не набросился на режиссера с кулаками. В результате Гайдай вычеркнул все последующие сцены из фильма, связанные с Бывалым, а из всей троицы Моргунову выдали самый маленький гонорар. Он получил за съемочный день по 25 рублей, в то время, как Юрий Никулин получал по 50 рублей, а Георгий Вицин - по 40 рублей. Помирились актер с режиссером лишь спустя 27 лет на открытии Музея трех актеров.


Кроме работы с Гайдаем Моргунов снимался в кино немного, в том числе и в таких картинах, как «Три толстяка» и «Ехали в трамвае Ильф и Петров». Были и другие, менее значительные работы. Евгений Моргунов так же написал четыре сценария, один из которых лег в основу его режиссерского дебюта - в 1962 году под патронажем Михаила Шолохова Моргунов поставил комедию «Когда казаки плачут». Но эта его режиссерская работа была в его кинокарьере оказалась единственной.


Евгений Александрович болезненно переживал творческую невостребованность, и крайне резко высказывался о советской кинематографической индустрии. При этом в повседневной жизни он был большим шутником и любителем розыгрышей, и всегда был окружён множеством друзей. Доктор технических наук Владимир Михайлович Ахутин рассказывал о том, как отправив семью на отдых, и чтобы каждый день не возиться, сварил огромную кастрюлю борща. А через пару дней у него собралась дружеская компания, в которой оказался и Моргунов. После посиделок Моргунов поинтересовался: «Поесть бы теперь!» Ахутин ответил: «Поесть? Борща хочешь? Тазик борща - съешь?» Моргунов не знал, что борща у Ахутина - почти ведро, и подтвердил: «Съем!», - «Спорим на ящик коньяка, что не съешь!» Ахутин поставил тазик на стол, принес кастрюлю и вылил ее в таз. Моргунов стал есть, так как ящик коньяка - это были приличные деньги. Он честно попытался съесть борщ, но понял, что здоровье дороже, и отложил ложку. «И тогда, - рассказывал Ахутин, - мы перенесли посиделки в «Европейскую».


Геннадий Хазанов в свою очередь рассказывал: «Как-то Моргунов достал четыре контрамарки на закрытый пляж в Алуште. А нас было пятеро: я, Дербенёв, Вицин, Никулин и последним шёл Моргунов. На входе строгая женщина-контролёр потребовала ещё одну контрамарку. На что Вицин, указывая на Моргунова, сказал: «А он не будет купаться, мы на нём плаваем».


Когда в Севастополе за приехавшими на гастроли актёрами присматривал инструктор горкома КПСС, Евгений Моргунов сказал ему: «Вы знаете, товарищ, наши артисты — Вицин, Санаев, Ладынина, Мартинсон — просто мечтают поехать на экскурсию на кладбище, чтобы поклониться могилам российских моряков. Только встаём мы все очень рано, поэтому давайте что-нибудь организуем часов эдак в семь утра». На следующий день в семь утра у гостиницы стоял автобус, а гид ходил по номерам, стучался к сонным артистам и зазывал на экскурсию. Но автобус так и остался пустым. При этом большинство друзей прощали Моргунову его шутки, но некоторые и обижались. Например, Михаил Глузский двадцать лет не здоровался с Моргуновым за какой-то проступок. Но однажды ему и Моргунову довелось ехать в одном купе в Ленинград, и Моргунов попросил прощения у Глузского. Они снова зауважали друг друга, но утром, когда Глузский уезжал в Москву, и уже сел в вагон тронувшегося поезда, Моргунов бежал следом за вагоном, крича на весь перрон: «Лаврентий Павлович! Товарищ Берия! Зачем вы уезжаете? Я освободил целый корпус в «Крестах»! У нас столько задумано! Остановите пломбированный вагон!»


В 1982 году Михаил Козаков доверил Евгению Моргунову в своей картине «Покровские ворота» роль автора куплетов Соева. Актер сыграл ее очень ярко, но другие режиссеры по-прежнему не спешили использовать его огромный комедийный талант. А сам Моргунов ничего не просил. Он часто в шутку повторял: «Я человек скромный, несмотря на свою порядочность». Зарабатывал себе Моргунов на жизнь тем, что ездил по стране с концертами. Хотя для него эти поездки были настоящим испытанием, так как он с юности был болен диабетом, который с каждым годом прогрессировал, и был основной причиной его полноты. «В войну пайки были мизерные, мальчик часто жил впроголодь, - рассказывала Наталья Моргунова, вдова актера. - Мама как-то раздобыла пачку масла. Женя съел ее всю сразу, без хлеба. А вскоре его скрутило, едва удалось спасти. Вот и нарушился обмен веществ». Моргунов часто выходил во время этих выступлений на сцену в ботинках, разрезанных по бокам, чтобы не так сильно болели отекающие ноги артиста. Тем не менее, актер никому не жаловался, и даже хромая на сцене от боли, Евгений Моргунов шутил, что упал с лошади.


До 30 лет Моргунов жил в гражданском браке с балериной Большого театра Варварой Рябцевой, но она была старше него на 13 лет, и они расстались, а Моргунов позже женился на студентке авиационно-технического института по имени Наталья, прожил с ней в браке 36 лет, и вырастил двоих сыновей, от которых у него так же были внуки и внучки.

В последние годы своей жизни актер с трудом передвигался. Супруга вынуждена была даже разрезать резинки на носках, так как они причиняли Моргунову боль. А сам он разрезал даже ботинки, так как в них не влезали распухшие ноги. «Последние 15 лет жил, что называется, под ножом, ему по четыре раза в год врачи говорили: «Ампутируем ноги!» - рассказывала Наталья Николаевна Моргунова. - Он стал очень вспыльчивым и даже просто невыносимым: грубым, озлобленным. Я прощала и терпела, понимая, что всему причиной болезнь».


Евгений Моргунов писал в своих воспоминаниях: «Самое страшное — остаться одному. Знаете, горе какое случилось у прекрасного комика, удивительного человека Сергея Николаевича Филиппова? Как бессердечно отнеслась ленинградская общественность к артисту, который смешил всех, которого боготворили, которому предлагали выпить все. Он умер один в своей квартире и лежал две недели. Соседи обратились на «Ленфильм» (за год до того у Филиппова умерла жена, он остался один). «Ленфильм» принял ужасающее решение. (Не дали на похороны ни копейки денег.) И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актеров, которые были на пенсии, у актеров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. И слова совершенно гениальные написали на могиле: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Это его любимые были стихи».


В 1998 году в семье Моргуновых случилось горе - младший сын Евгения погиб в автокатастрофе. «Коля гонял на большой скорости. Муж часто его ругал за это, - рассказывала Наталья Моргунова. - Будто предчувствовал эту трагедию. Коля, возвращаясь ночью с дачи в Москву, заснул за рулем и врезался в дерево». Евгений Александрович очень тяжело переживал потерю сына, перенес два инфаркта и инсульт. Когда его положили в больницу на очередное обследование, врачи сообщили, что надежды на выздоровление нет. Но Евгений Александрович пошутил: «Вы не вынесете меня отсюда, потому что я - не-вы-но-си-мый!» Он пережил своего сына на один год.


Заслуженный артист России Евгений Александрович Моргунов скончался после инсульта на 73-м году жизни в Москве в Центральной клинической больнице 25 июня 1999 года.

Похоронен на Кунцевском кладбище.

В 2008 году о Евгении Моргунове режиссером Анной Филимоновой был снят прекрасный документальный фильм «Человек в кадре». В этом фильме о Моргунове вспоминают Зиновий Высоковский, Александр Пятков, Наталья Варлей, Наталья Крачковская и вдова Наталья Моргунова.

Снимался в фильмах:

  • В шесть часов вечера после войны (1944)
  • Молодая гвардия (1948)
  • Командир корабля (1954)
  • Мать (1955)
  • Мексиканец (1955)
  • Дорога правды (1956)
  • Аннушка (1959)
  • Белые ночи (1959)
  • Василий Суриков (1959)
  • Черноморочка (1959)
  • Алые паруса (1961)
  • Нахаленок (1961)
  • Пес Барбос и необычный кросс (1961)
  • Самогонщики (1961)
  • Стежки-дорожки (1963)
  • Дайте жалобную книгу (1964)
  • До свидания, мальчики! (1964)
  • Хотите - верьте, хотите - нет... (1964)
  • Звезда балета (1964)
  • Операция "Ы" и другие приключения Шурика (1965)
  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
  • Три толстяка (1966)
  • Семь стариков и одна девушка (1968)
  • Старый знакомый (1969)
  • Ехали в трамвае Ильф и Петров (1971)
  • Большой аттракцион (1974)
  • Северная рапсодия (1974)
  • Соло для слона с оркестром (1975)
  • Комедия давно минувших дней (1980)
  • Не ждали, не гадали (1982)
  • Покровские ворота (1982)
  • Знай наших! (1985)
  • Хорошо сидим! (1986)
  • Супермен (1990)
  • Действуй, Маня! (1991)
  • Бабник-2 (1992)
  • Выстрел в гробу (1992)
  • Бравые парни (1993)
  • Имперские сокровища моего дедушки (1993)
  • Бульварный роман (1994)
  • Вальсирующие наверняка (1994)
  • Господа артисты (1994)