Повседневная и боевая организация корабля. Разведывательно-диверсионная группа. «Тюлень» К службам относятся

Посвящаю Галине Северинчик (Муковоз),
вдове командира БЧ-5 подводной лодки

Одним из самых близких моих сослуживцев на подводной лодке Б-63 был командир БЧ-5 Абдрахман Сайпулаев. Как занесло на флот этого уроженца Дагестана, мне неведомо. Он никогда об этом не рассказывал. Но вот на Дальний Восток уж его точно послало командование. Как и многие офицеры, он снимал квартиру во Владивостоке, проживая с молодой женой. Когда в их семье наметилось пополнение, они получили квартиру в малосемейке для офицерского состава недалеко от бухты Малый Улисс. Незадолго до того, как я пришел служить на эту лодку, у Сайпулаева родился сын. Он назвал его Гамзатом, в честь популярнейшего в Дагестане поэта Расула Гамзатова.

В том 1971 году на подводную лодку, которая после 15 лет эксплуатации заканчивала почти трехлетний ремонт в 178 заводе Владивостока, пришло сразу 4 молодых офицера. Я, начальник медицинской службы, приехал первым, потом добрались и остальные, два торпедиста и механик, непосредственный подчиненный Сайпулаева, лейтенант Володя Белов. Он полностью соответствовал своей фамилии – был блондин со светло-голубыми глазами, которые становились совершенно бесцветными, когда он выпивал. Был он невысокого роста, как и его командир БЧ-5 Сайпулаев. Тот тоже был коренастым, с черными волосами и с бородкой. Командир БЧ Сайпулаев и командир группы движения Белов были полной противоположностью не только внешне. Темпераментный, юркий как ртуть Абдрахман и меланхоличный Владимир. Эта медлительность подчиненного часто вызывала раздражение у Сайпулаева. Но подчиненных, как Родину и родителей, не выбирают, с ними работают, воспитывают.

Мне, как и всем прибывшим на службу офицерам, надлежало в месячный срок сдать зачет на самостоятельное управление службой или боевой частью. Надо было очень много знать и обо всем рассказать членам комиссии. И устройство подводной лодки, и всякие наставления по борьбе за живучесть, и уставы, и еще много всяких разных руководящих приказов и наставлений. И это помимо знаний, связанных с оказанием медицинской помощи. Но последнее касалось только меня. Для всех других офицеров, которые 5 лет учились в стенах военных училищ, все это было знакомо. А вот для меня, выпускника гражданского медицинского института, это была тайна за семью печатями. И её надо было узнать.

Ну кто, как не командир электро-механической боевой части, мог лучше всех рассказать устройство подводной лодки? Недаром у него на кителе есть значок в виде маленькой подводной лодки со звездой. Это знак того, что он имеет право командовать подводной лодкой и знает, как это делать. Но я боялся к Сайпулаеву подойти. И не потому, что он мне отказал в чем-то. Наоборот, он сразу понравился своей доброжелательностью и улыбчивостью. Просто он был самый занятый в нашем экипаже человек. То он шел куда-то вместе со строителем (так называют инженера, которые отвечает за ремонт объекта, т.е. нашей лодки), то с военпредом, то отвечал на вопросы каких-то рабочих или инженеров, то подсказывал матросам и старшинам, как лучше сделать то или другое. И всем он был нужен в каждую минуту. И я решил, что буду иногда, когда он делал обход подводной лодки, ходить за ним следом и мотать на ус. Так и начал делать. Кое-что узнавал из разговоров Сайпулаева с людьми, кое-что он мне мимоходом пояснял, что-то показывал. Ведь все многочисленные трубопроводы на дизельных лодках видны, они в большинстве своем проходят через все отсеки лодки. Ну а дизель от электромотора я мог отличить и сам.

Со временем Абдрахман привык к моему присутствию за спиной, и даже звал с собой, когда считал, что я узнаю что-то новое по устройству подводной лодки. А когда нашу лодку поставили в плавучий док и стали снимать наружную обшивку, чтобы часть заменить новыми листами, я смог увидеть и то, что обычно скрыто за обшивкой легкого корпуса субмарины. И по-прежнему гидом для меня был Сайпулаев. Я первый сдал на самостоятельное управление службой среди всех пришедших в это лето в 4-ю бригаду подводных лодок, и во многом благодаря помощи моего старшего товарища Абдрахмана Сайпулаева.

Получив в первый раз денежное довольствие, все молодые офицеры должны были «прописаться» в экипаже. Т.е. повести всех офицеров в ресторан «Зеркальный» недалеко от нашей береговой базы, на площади Луговой во Владивостоке. Нас было четверо, поэтому вся эта процедура растянулась на 4 месяца. Не все офицеры могли пойти в ресторан, по-моему, лишь один раз ходил на «прописку» командир лодки Сергиенко В.К. Но Сайпулаев ходил на все. В то время денежное довольствие на флоте выдавали 14 числа, и лишь подводникам на день раньше – 13. Поэтому в этот вечер в ресторанах Владивостока «гудели» только подводники. У остальных флотских денег на ресторан не было. И это было хорошо, всегда можно было заказать столики для всех своих офицеров. Обычно в ресторанах рядом сидели гражданские моряки, пришедшие с морей с толстыми пачками денег, и швыряли ими направо и налево. Это очень не нравилось Сайпулаеву, и почти каждый раз все заканчивалось дракой. Ему, горячему представителю Дагестана, где все виды борьбы известны и популярны, ничего не стоило спустить гражданского моряка со второго этажа ресторана «Зеркальный», где был зал.

Однажды Абдрахман пригласил нас с Володей Беловым на день рождения своего сына, которому исполнился 1 годик. Забавный черноволосый и черноглазый малыш, красивая, восточного типа жена, которая приготовила сказочное угощение. В основном были традиционные блюда дагестанской кухни, очень неожиданные и удивительно вкусные. Я, как уже имеющий опыт отец, взял на руки Гамзатика, как его звал Абдрахман, и посюсюкал, сделал козу, как обычно делается в русских семьях. Видимо, в Дагестане так не принято, поэтому и ребенку, и его родителям это очень понравилось. Вечер прошел замечательно, и наши отношения с Сайпулаевым стали еще ближе.

Подводная лодка закончила ремонт, начались заводские испытания. Наш очень молодой и некрепко сколоченный экипаж, где большинство молодых матросов и старшин не выходили в море, вызывал беспокойство и у командира, и у Сайпулаева. Ведь от того, как будут действовать его подчиненные, зависит, сможет ли субмарина отойти от пирса, отдифферентоваться, дать надводный ход под дизелями и подводный ход под электромоторами. Погрузиться и всплыть, наконец. Чувствовалось его волнение. Я ощущал это по его командам, когда он проводил «подготовку корабля к бою и походу» вместо традиционного утреннего «проворачивания оружия и технических средств». Голос звучал как-то громче и четче обычного. Я, как командир второго отсека, стоял у динамика общекорабельной связи и, получая команду из центрального поста, повторял её подчиненным в отсеке. А по выполнению приказа докладывал в центральный. Но тревоги Сайпулаева были напрасны. Несколько пришедших с других подводных лодок опытных старшин на должности трюмных, дизелистов и электриков помогли ему сделать из вчерашних салаг более-менее умелых матросов.

Сайпулаев был знающий и требовательный офицер. Как коммунисту, ему поручили проведение политзанятий среди личного состава. И он очень умело это делал. Мне наш замполит рекомендовал поучиться у Абдрахмана, когда и меня назначили пропагандистом. Но вот его непосредственный подчиненный Володя Белов доставлял ему больше хлопот, чем все подчиненные БЧ-5, вместе взятые. Бывают такие неудачливые люди. Не буду перечислять все, что за первый год службы случилось с моим сослуживцем Беловым, мы с ним были более близки, чем с другими офицерами. Видимо, нас сближал Абдрахман, который часто просил меня оказать ему помощь в перевоспитании своего командира группы движения. Общими усилиями нам это удалось. Белов стал более собранным и ответственным, к нему стало меньше замечаний и от командира лодки, и от Сайпулаева. Взрослел офицер.

В эту пору среди механиков подводных лодок было популярно стихотворение, написанное курсантами училища подводного плавания в городе Пушкине под Ленинградом. Там писалось о тяжелой доле командиров БЧ-5. Я уже не помню много слов из этого стихотворения, лишь самое начало и конец. Начиналось оно так: «В древней солнечной Элладе, а точней в Афинограде, на заре античных лет жил мудила Архимед. Как-то раз он поднабрался, еле до дому добрался. И в бассейн тут наш мудрец, освежиться что б, полез. Смотрит он в хмельном бреду философски на елду. На земле она свисает, а в воде наверх всплывает. С криком «Эврика» вскочил и такой закон открыл: «На погруженное тело, как оно бы не хотело, давит сила по подъему, равная его объему». Сей закон довел людей до подводных кораблей».

Стихотворение длинное, там упоминаются и Джевецкий, и Якоби, и другие создатели «потаенного» судна. И все не очень добрыми словами. В заключение несколько последних строк из него: «Только лег поспать тут малость, так и есть, опять сломалось. То пожарчик, то вода, то другая ерунда. И куда не оглянись, хоть убейся, хоть топись! А виновник этих бед был мудила Архимед». Мне трудно было судить о художественной ценности этого стихотворения, но что у механиков на подводной лодке нелегкая доля, я полностью согласен. Недаром командир БЧ-5 имел звание лишь на 1 ступень меньше командира подводной лодки, в то время как другие офицеры на 2-3 ступени.

Мы, офицеры из других боевых частей и служб, должны знать устройство подводной лодки в общих чертах, и чуть лучше свой отсек. Командир БЧ-5 должен знать на лодке все! Где и как проходят разные трубопроводы, где есть клапана, вентили, рычаги и другие устройства, как они устроены, как можно их отремонтировать в случае поломки. И не только знать, но и донести эти знания до каждого своего подчиненного, отработать у них до автоматизма все действия, как в штатных ситуациях, так и в аварийных. Авария на субмарине может развиваться стремительно, и минутное промедление может привести к трагедии. И главное – довести до каждого матроса, что мелочей на подводной лодке не бывает, каждое неправильное действие чревато серьезными последствиями. На моей памяти было два таких случая, когда молодые матросы не выполняли команды старшего или проявляли ненужную самостоятельность.

Первый случай произошел в первый год моей службы, во время ходовых испытаний. Чтобы вечером не идти в базу, а на утро опять выходить в море, лодка вставала на якорь в проливе Босфор Восточный, который отделяет остров Русский от материка. Утром проводилось «проворачивание оружия и технических средств». Я, как обычно, находился у динамика общекорабельной связи. И вдруг после одной из команд услышал испуганный голос Сайпулаева, который даже выматерился, что на него было не похоже. Когда все закончилось, и я вышел в соседний, третий отсек, где находится центральный пост, то увидел Сайпулаева, на котором лица не было. На мой вопрос, что случилось, он ответил, что чуть мы не пошли на корм рыбам. Оказалось, что молодой матрос, который по штатному расписанию находится в трюме третьего отсека и отвечает за несколько механизмов, отрапортовал, что открыл клапан вентиляции цистерны быстрого погружения, а на самом деле этого не сделал. А Сайпулаев дал в эту цистерну сжатый воздух. И не низкого давления, а высокого, 200 атмосфер, как положено. Хорошо, что сработал аварийный клапан, и давление ушло в атмосферу. Лодка после ремонта, и клапан не закис. А так подводная лодка могла быть разорвана на две части и пошла бы ко дну.

Второй случай не мог в обычных условиях привести к трагедии, но во время войны или аварийной ситуации запросто. Молодой матрос, штурманский электрик, впервые нес вахту в боевой рубке. Ему за шиворот капала вода из-под верхне-рубочного люка. Он взял что-то тяжелое и затянул потуже кремальеру люка. Капать перестало. Но потом, когда лодка всплыла, и на люк снаружи перестало действовать давление воды, командир открыть люк не сумел. Пришлось погружаться на глубину, отдавать кремальеру и снова всплывать. А если бы в лодке заканчивался запас кислорода для дыхания или сжатого воздуха для продувания цистерн? Можно только догадываться, что бы произошло. И вот за всех своих многочисленных подчиненных нес ответственность командир электро-механической боевой части, т.е. Абдрахман Сайпулаев.

Мы были очень рады, когда Сайпулаеву в положенный срок присвоили очередное звание капитана 3 ранга. Как обычно, отметили это событие в «Зеркальном». На этот раз Абдрахман обошелся без драки. Все же он стал уже старшим офицером, «кап-три». Остепенился. Но только на людях, среди подчиненных. А так он оставался простым мужиком из дагестанского аула, очень доброжелательным ко всем. Умелым командиром БЧ-5, механиком, которые провел нашу субмарину через все трудности плаваний, в том числе и во время несения боевой службы, так называемой «автономки».

P.S. Через много лет после увольнения в запас я услышал знакомую фамилию Сайпулаева из уст одного гражданского моряка, выпускника Дальневосточного инженерного мореходного училища. Случилось это при следующих обстоятельствах. Мои друзья пригласили меня покататься на яхте, которая принадлежала как раз этому учебному заведению. Небольшая яхта «Командор Беринг». У трапа нас ждал крепкий мужчина примерно моих лет в форменной куртке моряка с множеством лычек на погонах. Оказался, что это проректор училища прибыл проводить нас в плавание и дать напутствия экипажу яхты. В разговоре я упомянул, что три года плавал на подводной лодке. И когда сказал номер её, проректор заулыбался. Оказалось, он за год до меня проходил на лодке практику, будучи курсантом училища, и Сайпулаев был его наставником. Мы очень тепло вспомнили этого горячего дагестанца, военного моряка, подводника. Как тесен мир, и в нем бывают самые неожиданные встречи. Жаль, что ни с самим Абдрахманом, ни с его сыном Гамзатом случай меня так и не свел.

ЛЕКЦИЯ

Тема № 1 Основы организации корабля

Занятие № 1

Изучаемые вопросы :

1. Общие положения корабельного устава (КУ) ВМФ.

2. Повседневная организация корабля.

Учебные и воспитательные цели :

1. Формировать и развивать сознательное выполнение требований

корабельного устава.

2. Ознакомить с основами организации корабля.

Отводимое тематическим планом время :2 академических часа.

1. Состав учебных подразделений на занятиях: учебные взвода

2. Учебник старшины ВМФ.

3. Учебник «Морская практика».

4. Журнал «Морской сборник».

Организационно-методические указания :

После решения организационных вопросов преподаватель проводит опрос студентов по предыдущему теме. Контроль знаний по предыдущему материалу производится в форме летучки либо устного опроса. После опроса преподаватель приступает к постановке задач, обращая внимание обучаемых на основные аспекты изучаемых вопросов.

В конце занятия преподаватель подводит итоги, обращая внимание студентов на важность изучаемых вопросов, необходимость более глубокого их изучения во время самоподготовки.

Акцентирует внимание студентов на подготовку к следующим занятиям.

Вступление :

Любые воинские формирования (Армия, Флот, Авиация) не смогут выполнить своего боевого предназначения, если их подразделения не будут находиться в высокой боевой готовности.

Непременным условием высокой боевой готовности кораблей и подразделений является уставная организация службы во всех её звеньях, высокое качество боевой учёбы. Именно эти вопросы, прежде всего, определяет Корабельный устав ВМФ.

Первый морской устав регулярного русского флота был создан в 1720 г. Петром I. Устав выдержал более 10 изданий и просуществовал почти без изменения около 100 лет. В последующее столетие вышло 6 уставов корабельной службы.

Руководствуясь Корабельным уставом, русский Военно-Морской Флот за 200 лет провёл 24 крупных сражения и в 23-х одержал победу.

В настоящее время Военно-Морской Флот РФ руководствуется Корабельным уставом, введённым в действие приказом Главнокомандующего ВМФ от 1 сентября 2001 г. № 350.

КУ ВМФ определяет:

Организацию корабельной службы, направленную на обеспечение боевой

готовности, безопасности корабля в море и базе;

Поддержание твёрдого воинского порядка на корабле.

Определяет обязанности должностных лиц;

Организацию боевой подготовки кораблей ВМФ;

Правила несения службы корабельных нарядов.

Команды подаваемые на кораблях ВМФ, определяются приложением к Уставу - “Командные слова”.



Учебная дисциплина - “Корабельный устав ВМФ” - важнейшая составляющая общей военно-морской подготовки, а так же одна из основополагающих дисциплин в правовой подготовке офицеров запаса ВМФ.

На изучение КУ ВМФ на ФВО ДВФУ отводится программой 12 часов.

На учебном сборе (4 курс) выделено: _____ часов.

В результате изучения дисциплины “КУ ВМФ” курсанты должны ЗНАТЬ:

Ø основы организации корабля и боевой подготовки;

Ø организацию повседневной службы корабля и корабельных нарядов;

Ø обязанности должностных лиц корабля от матроса до командира боевой части

(начальника службы) включительно.

УМЕТЬ:

· воспитывать подчинённых в духе патриотизма и преданности Родине и

русскому народу;

· разрабатывать методические документы по подготовке личного состава

· организовывать боевую подготовку подчинённых;

· поддерживать в подразделении дисциплину, внутренний порядок;

· организовывать службу нарядов в подразделении.

Задачей каждого из вас является тщательное и вдумчивое изучение основных положений и требований Корабельного устава, что позволит Вам, став офицером ВМФ, правильно руководить подчинённым личным составом и успешно решать поставленные перед подразделением задачи.

Учебный вопрос № 1

Общие положения корабельного устава ВМФ .

Военно-Морской Флот (ВМФ) - вид вооружённых сил РФ.

Включает в себя 4 рода сил:

Ø Подводные силы;

Ø Надводные силы;

Ø Морская авиация;

Ø Береговые войска ВМФ.

Возглавляет ВМФ РФ Главнокомандующий, являющийся одновременно заместителем Министра обороны РФ.

Ему подчиняется Главный штаб и управления ВМФ.

Рис.1 Классификация корабельного состава ВМФ .

Под словом “корабль” понимается подводная лодка (ПЛ) и надводный корабль (НК).

Требования корабельного устава ВМФ распространяются на все военные корабли, катера и шлюпки, несущие Военно-морской флаг, а также корабли специального назначения, на морские и рейдовые суда обеспечения (если они укомплектованы военными экипажами). Организация службы на морских и рейдовых судах обеспечения с гражданскими экипажами (рабочими и служащими) определяется Уставом службы на судах обеспечения ВМФ.

Общие права и обязанности военнослужащих взаимоотношения между ними, вопросы дис­циплинарной практики, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, Строевые приемы для военнослужащих Военно-Морского Флота определены общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

В соответствии с руководством о Классификации кораблей и судов ВМФ, корабли (суда) ВМФ разделяются на классы (подклассы) и ранги.

На ранги военные корабли делятся в зависимости от тактико-технических элементов, для определения старшинства командиров, правового положения офицеров и норм материально-технического обеспечения. В ВМФ установлены

4 ранга кораблей. Высшим рангом является первый.

На классы военные корабли делятся в зависимости от их основного оружия и назначения. А классы исходя из специализации, водоизмещения, типа энергетичес-кой установки и принципов движения - на подклассы .

Современный боевой корабль - это сложнейшее сочетание технических устройств, систем и комплексов, ядерной энергетики, газовых и паровых турбин большой удельной мощности.

Современный корабль - это самонаводящееся подводное оружие, автоматическая артиллерия, ракеты различного назначения с ядерными боеголовками, способные поразить океанские, воздушные и наземные цели противника .

Современный корабль - это радиотехнические средства и средства управления, базирующиеся на электронных вычислительных машинах, аналоговых и моделирующих устройствах.

Для обслуживания этой сложной и многообразной техники назначается экипаж корабля - офицеры, мичманы, старшины и матросы.

Чтобы с наибольшей эффективностью применить оружие и использовать технические средства корабля в бою и в повседневных условиях, руководить его личным составом, необходима чёткая, тщательно отработанная корабельная организация.

Таким образом, ВМФ , состоящий из Подводных сил, Надводных сил, Морской авиации, Береговых войск ВМФ, только строго выполняя требования КУ, определяющих их организацию, способен решать Конституционные задачи по защите морских рубежей Отечества.

Повседневная организация корабля

Во главе корабля стоит командир корабля. В помощь командиру корабля назначаются:

Старший помощник (помощник), явля­ющийся первым заместителем командира

ко­рабля;

Заместители и помощники, определяе­мые штатом корабля.

Весь личный состав корабля составляет его экипаж.

В целях лучшего использования оружия и технических средств, а также удобства плавания на корабле создаются боевые части и службы, во главе которых стоят их командиры и начальники. Каждый корабль разбит как бы на крупицы, которые выполняют свои, только им присущие, действия в общей организации корабля.

Боевая часть (служба) - это организационное подразделение корабля, объединяющие одинаковые по назначению и специализации виды оружия или технические средства и обслуживающий их личный состав.

К боевым частям относятся:

· БЧ-1 – штурманская боевая часть;

· БЧ-2 – ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) боевая часть;

· БЧ-3 – минно-торпедная боевая часть;

· БЧ-4 – боевая часть связи;

· БЧ-5 – электромеханическая боевая часть;

· БЧ-6 – авиационная боевая часть;

· БЧ-7 – радиотехническая боевая часть.

К службам относятся:

Сл. Х – служба радиационной, химической и биологической защиты;

Сл. М – медицинская служба;

Сл. С – служба снабжения.

БЧ-1 – обеспечивает навигационную безопасность плавания и ведет расчеты по боевому маневрированию корабля для боевого использования оружия.

В БЧ-1 объединяются: рулевые, штурманские электрики, штурманские радиометристы – наблюдатели.

БЧ-2 предназначена для нанесения ракетных (артиллерийских) ударов по кораблю и береговым объектам противника, а так же для отражения его ударов с моря, берега и воздуха.

В БЧ-2 объединяются: ракетчики, комендоры, артиллерийские электрики.

БЧ-3 обеспечивает применение минного, торпедного, трального оружия и производство работ с ним.

В БЧ-3 объединяются: торпедисты, минеры, торпедные электрики.

БЧ-4 обеспечивает внешнюю и внутреннюю связь корабля (визуально и по радио) с командованием и взаимодействующими кораблями и внутреннюю связь с командными пунктами и боевыми постами корабля.

В БЧ-4 объединяются: радисты, телефонисты, сигнальщики.

БЧ-5 обеспечивает кораблю заданный ход, обеспечивает всех потребителей электроэнергией, живучесть корабля, оружия и технических средств.

В БЧ-5 объединяются: машинисты, трюмные, турбинисты, электрики сильного и слабого тока и другие специалисты.

БЧ-6 обеспечивает наблюдение, поиск и уничтожение подводных лодок противника, а так же ведение разведки и прикрытие кораблей с воздуха. Личный состав БЧ-6 обслуживает летательные аппараты корабля (вертолеты, самолеты), обеспечивает их полеты и управление ими.

БЧ-7 предназначена для наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдаёт данные о противнике, необходимые для применения оружия.

На кораблях 1 ранга ракетная, электромеханическая и авиационная боевые части подразделяются на дивизионы.

Кроме этого, боевые части, дивизионы кораблей делятся на группы, башни, батареи, команды и отделения. (см. схема №1 )

Во главе дивизионов, групп, башен, батарей стоят командиры, во главе команд стоят старшины команд, во главе отделений – командиры отделений.

Радиотехническая служба предназначена для наблюдения за подводной, надвод-ной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдаёт данные о противнике, необходимые для примене-ния оружия, данные о навигационной обстановке.

В СЛ-Р объединяются: гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств и др.

Химическая служба предназначена для защиты л/с от радиоактивных и отравляю-щих веществ.

Технические средства СЛ-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозимет-рического контроля и др.) обслуживаются специалистами - химиками флота.

Медицинская служба предназначена для сохранения здоровья л/с, своевременного оказания медицинской помощи раненым, поражённым и больным.

В СЛ-М объединяются: врачи, фельдшеры, санитары.

Служба снабжения предназначена для обеспечения личного состава продуктами питания и снабжения подразделений корабля имуществом и материалами по установленным нормам.

В СЛ-С объединяются: баталеры, коки, писари и др.

Таким образом, основное боевое назначение корабля – уничтожение или ослаб-ление сил и средств противника путем боевого воздействия.

Образцовая корабельная организация – одно из решающих условий успешного вы-полнения основного боевого назначения корабля.

Повседневная организация включает в себя командование, боевые части, службы, группы, команды, отделения.

Повседневная организация корабля обеспечит четкое управление экипажем корабля в повседневных условиях его жизни, подготовку к решению свойственных боевых задач и высокую боевую готовность

Учебный вопрос № 2

Современный боевой корабль является оружием коллективного пользования. Основным боевым назначением корабля поражение сил и средств противника боевым воздействием. Следовательно, если корабль – это оружие коллективное, то должна быть какая-то организация его боевого использования, организация, которая предусматривала бы действия каждого члена экипажа при определённых боевых действиях корабля.

Термин организация обычно определяет построение (структуру) какого-либо коллектива (предприятия, учебного заведения или воинской части) и распределение обязанностей между членами этого коллектива, их взаимодействие.

Под корабельной организацией следует понимать организационное построение экипажа корабля и распределение обязанностей между его членами в различных условиях боевой и повседневной деятельности.

Организация корабля строится в соответствии с его боевым назначением и определяется его штатом.

Штат – это перечень должностей, которые должны занимать офицеры, мичманы и личный состав срочной службы при выполнении своих служебных обязанностей.

Что же такое организация корабля?

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8. Основным боевым назначением корабля является поражение сил и средств противника боевым воздействием.

Организация корабля строится в соответствии с его боевым предназначением на основе задач, решаемых данным классом (подклассом) кораблей. Организационно-штатная структура корабля устанавливается его штатом.

9. Во главе корабля стоит командир корабля . В помощь командиру корабля назначаются:

- старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира корабля,

- заместители и помощники, определяемые штатом корабля.

Весь личный состав корабля составляет его экипаж.

10. В целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою на кораблях создаются боевые части и службы:

На отдельных кораблях, в зависимости от их специализации и особенностей конструкции, могут создаваться и другие службы.

11. Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля.

Во главе боевых частей, дивизионов (групп, батарей) стоят их командиры, а во главе служб - начальники.

12. На кораблях 2, 3 и 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более боевыми частями или службами.

13. Первичными штатными структурными подразделениями личного состава корабля являются отделения. Во главе их стоят командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.

14. Для обеспечения повседневной деятельности надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга создаются подразделения, не входящие в состав боевых частей (служб).

Функции боцманской команды на подводных лодках выполняет команда рулевых-сигнальщиков.

15. Для боя личный состав корабля распределяется по командным пунктам и боевым постам.

Личный состав, не расписанный по боевой тревоге на боевых постах своих боевых частей (служб), расписывается на боевые посты других боевых частей (служб). С момента объявления боевой тревоги (учебной тревоги) он поступает в подчинение начальников согласно расписанию по боевой тревоге и после ее отбоя возвращается в подчинение начальников, под руководством которых несет повседневную службу.

КОМАНДНЫЕ ПУНКТЫ И БОЕВЫЕ ПОСТЫ

16. Командным пунктом (КП) называется место, оборудованное необходимыми средствами управления, откуда командир руководит действиями личного состава подчиненных ему подразделений, применением оружия, использованием технических средств и борьбой за живучесть, а также поддерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими подразделениями.

Командный пункт командира корабля является главным командным пунктом корабля и именуется ГКП , а на кораблях 4 ранга, где имеется только один командный пункт - КП .

На случай выхода из строя ГКП создается запасной командный пункт (ЗКП), который оборудуется дублирующими средствами управления кораблем и средствами связи. Для этих же целей в боевых частях (службах) могут оборудоваться запасные пункты (ЗП).

На определенных проектах кораблей создается центральный командный пункт (ЦКП), предназначенный для сбора, обработки и анализа данных обстановки и возглавляемый старшим помощником командира корабля.

17. Боевым постом (БП) называется место на корабле с находящимися на нем оружием или техническими средствами, имеющими определенное боевое назначение, где личный состав использует и обслуживает их.

Боевой пост возглавляет командир боевого поста .

18. Все командные пункты и боевые посты на кораблях должны иметь наименования, обозначения и порядковые номера, которые определены приложением 1 к настоящему Уставу.

На подводных лодках командные пункты нумеруются в каждой боевой части (службе) по порядку номеров с носа в корму. Номера боевых постов подводной лодки состоят из двух или трех знаков (цифр или букв). Первые цифры (одна или две) указывают номер отсека, последний знак (вторая или третья цифра или буква) - принадлежность боевого поста к боевой части (службе).

Боевым постам ракетной боевой части номера присваиваются независимо от расположения их в отсеках: 20, 30, 40 и т. д., начиная с носа подводной лодки. Номера боевых постов вспомогательных механизмов соответствуют номерам отсеков.

На надводных кораблях командные пункты и боевые посты нумеруются в каждой боевой части (службе, дивизионе) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстройкам, палубам и платформам.

На надводных кораблях 4 ранга, где штатом боевые части и службы не предусмотрены, боевые посты нумеруются в общем порядке возрастания номеров по кораблю.

БОЕВОЙ НОМЕР

19. В соответствии с боевой организацией корабля мичманам, старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в табель нумерации личного состава .

Боевой номер состоит из трех частей:

Первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

Третья часть (две цифры) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра - порядковый номер мичмана, старшины или матроса в смене.

Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

Первой боевой смене - 1, 5, 7;

Второй боевой смене - 2, 4, 8;

Третьей боевой смене - 3, 6, 9.

20. Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов изготавливается из белой прочной материи и нашивается на левый наружный карман, надпись наносится черной краской.

Для старшин и матросов, не допущенных к исполнению обязанностей по занимаемой должности, а также для курсантов и стажеров, проходящих практику на корабле, перед первой цифрой (буквой), боевого номера проставляется цифра «0» (ноль).

На спецобмундировании всех офицеров и мичманов делается надпись с указанием краткого наименования должности.

Высота цифр и букв боевого номера (надписи) должна быть 30 миллиметров.

21. Мичманы, старшины и матросы получают книжку «Боевой номер», в которой указываются их место и обязанности по всем корабельным расписаниям, а также номера закрепленного за ними личного оружия, противогаза и пр.

Книжки «Боевой номер» находятся на строгом учете. При увольнении на берег книжки сдаются лицам дежурной службы и возвращаются при сдаче увольнительной записки.

КОРАБЕЛЬНЫЕ РАСПИСАНИЯ

22. Корабельные расписания составляются в целях распределения личного состава по командным пунктам и боевым постам для применения оружия и использования технических средств корабля, а также для выполнения других систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ.

Корабельные расписания делятся на боевые и повседневные .

23.Основным документом, определяющим организацию корабля в бою, является расписание по боевой тревоге . Это расписание является основой всех других корабельных расписаний.

24. Личный состав корабля по командным пунктам и боевым постам распределяется с учетом их специальности, уровня подготовки, физических качеств. Распределение имеет целью обеспечить наиболее эффективное применение оружия и использование технических средств корабля в бою, борьбу за живучесть корабля и взаимозаменяемость личного состава.

25. Каждый офицер корабля в бою должен иметь двух заместителей. Это положение в равной степени относится к мичманам и старшинам, выполняющим особо ответственные обязанности.

Остальные мичманы, старшины и матросы должны иметь по одному заместителю. Заместители указываются в расписании по боевой тревоге и соответственно подготавливаются.

Командира корабля в бою после старшего помощника (помощника) командира замещают офицеры корабля в порядке, определенном приказом командира корабля.

26. Проект первоначального расписания по боевой тревоге головного корабля каждой серии составляется Главным штабом Военно-Морского Флота.

Для несерийных кораблей первоначальное расписание по боевой тревоге разрабатывается офицерами корабля под руководством штаба соединения на основании табеля комплектации личным составом, входящего в техническую документацию корабля.

В период постройки (модернизации) корабля командиры боевых частей и начальники служб под руководством старшего помощника (помощника) командира корабля и при участии флагманских специалистов и заместителя командира по электромеханической части своего соединения дорабатывают расписание по боевой тревоге. При этом они учитывают происшедшие изменения в оружии, технических средствах и в их расположении на корабле.

Доработанное расписание по боевой тревоге утверждает командир соединения.

На основании утвержденного расписания по боевой тревоге на корабле составляются все остальные корабельные расписания, предусмотренные и . настоящего устава, и боевые инструкции.

27. Коррективы в корабельные расписания и боевые инструкции вносятся по мере отработки организации кораблей и накопления опыта, а также при конструктивных и штатных изменениях в объеме, определяемом для однотипных кораблей серии командиром соединения, а для несерийных - командиром корабля.

28. К боевым расписаниям относятся:

Расписание по боевой тревоге (боевая готовность № 1 ) со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой, с табелями командных пунктов, боевых постов и нумерации личного состава корабля;

Расписание по боевой готовности № 2 со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой.

На подводных лодках составляются два расписания по боевой тревоге - отдельно для подводного и надводного положения и два расписания по боевой готовности № 2 - также для подводного и надводного положений (расписания для подводного положения являются основными);

Расписание по приготовлению корабля к бою и походу (для подводных лодок - к бою, походу и погружению);

Расписание по приготовлению, вводу и выводу главной энергетической установки (для кораблей с ядерными энергетическими установками);

Расписание по борьбе за живучесть корабля;

Расписание по оставлению корабля при угрозе его гибели;

Расписание по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) по боевым готовностям № 1 и № 2 со схемой зрительного наблюдения вооруженными вахтенными по борьбе с ПДСС (и технического наблюдения на противодиверсионных ГАС - для надводных кораблей);

Расписание по приему (сдаче) оружия и боеприпасов;

Расписание корабельной подрывной команды;

Расписание по специальной обработке корабля со схемами расположения участков специальной обработки и движения личного состава, в котором определяются обязанности личного состава по дезактивации, дегазации, дезинфекции корабля, дозиметрическому и химическому контролю и санитарной обработке экипажа, а также при введении на корабле карантина (обсервации).

а) на подводных лодках :

Расписание по использованию систем работы дизеля или пополнения воздуха под водой;

Расписание вахт при пребывании дизельной подводной лодки на грунте;

б) на надводных кораблях :

Расписание по оказанию помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие, и свозу с корабля аварийно-спасательных групп;

Расписание по приготовлению корабля к приему корабельных летательных аппаратов, обеспечению полетов и управлению ими;

Расписание по постановке и подъему забортных гидроакустических устройств;

Расписание по постановке и выборке тралов и искателей;

Расписание по приготовлению и постановке мин со схемой расстановки личного состава;

Расписание по приему и высадке десанта и свозу корабельного десантного подразделения со схемой размещения личного состава и техники десанта.

На кораблях специального назначения и судах обеспечения, в зависимости от их специализации, могут составляться и другие расписания, перечень которых определяет командир соединения.

29. К повседневным расписаниям относятся:

Расписание по заведованиям, по осмотру и проверке оружия и технических средств;

Расписание по постановке на якорь (бочку, швартовы) и съемке с якоря (бочки, швартовов);

Расписание по буксировке со схемами буксировки;

Расписание по приему и передаче твердых, жидких и взрывоопасных грузов на ходу;

Расписание по каютам и кубрикам для жилья;

Расписание по приборкам.

Кроме указанных расписаний составляются:

а) на подводных лодках :

Расписание по заряду аккумуляторных батарей;

Расписание по работе личного состава на верхней палубе (надстройке, за бортом);

б) на надводных кораблях :

Расписание по затемнению корабля;

Расписание по спуску и подъему плавсредств.

30. В расписаниях указываются место действия (командный пункт, боевой пост, отсек, помещение и т. д.), обязанности личного состава, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин, матросов. Фамилии личного состава вписываются в табель нумерации личного состава корабля.

В расписании по боевой тревоге как дополнительные обязанности указываются действия личного состава боевых постов по герметизации корпуса корабля, по сигналам «Радиационная опасность» и «Химическая тревога» , по оказанию помощи раненым и пораженным, при плавании в сложных условиях, а также другие обязанности, которые выполняются личным составом по боевой тревоге, но отличные от основных боевых функций.

31. Все расписания вносятся в книгу корабельных расписаний .

Кроме того, в книгу должны быть внесены:

Схема боевой организации корабля;

Схема повседневной организации корабля;

Корабельная боевая схема;

Нумерация пожарных рожков, огнетушителей, клапанов системы водяной защиты;

Перечень водогазонепроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий с их маркировкой.

К книге должен быть приложен Сборник боевых инструкций личного состава корабля .

32. На схеме боевой организации корабля показываются командные пункты и боевые посты с указанием их подчиненности по боевой тревоге.

На корабельной боевой схеме на продольном разрезе корабля показывается расположение всех командных пунктов, боевых постов, отсеков и других помещений корабля.

В боевых инструкциях подробно излагаются обязанности мичманов, старшин и матросов по боевой тревоге, по применению оружия и использованию технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению, а также дополнительные обязанности по герметизации корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнения воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, по сигналам «Химическая тревога»

Для ведения боя;

При фактическом повышении боевой готовности;

б) «Учебная тревога» :

Для отработки действий экипажа корабля по боевой тревоге;

При проведении корабельных боевых учений с практическим применением оружия;

Для проведения корабельных боевых учений и тренировок на боевых постах, в том числе по борьбе за живучесть, с участием всего личного состава корабля;

При погрузке (выгрузке) боеприпасов;

При выходе (входе) корабля из базы (в базу), проходе узкостей, плавании в сложных условиях;

Для экстренного приготовления корабля к бою и походу.

В остальных случаях - по решению командира корабля. В военное время выход (вход) из базы (в базу), проход узкости, плавание в сложных условиях, а также экстренное приготовление корабля к бою и походу производятся по боевой тревоге.

Одновременно с объявлением боевой или учебной тревоги по корабельной трансляции объявляется ее цель;

в) «Аварийная тревога» - при поступлении воды внутрь корабля, возникновении пожара, взрывах, опасных концентрациях газов (вредных веществ) и других аварийных ситуациях вне боя;

г) «Химическая тревога» - при угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения;

д) «Радиационная опасность» - при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения.

Звуковые сигналы для объявления тревоги приведены в приложении 2 к настоящему уставу.

Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая - штурманская, вторая - ракетная, третья - мино-торпедная, четвёртая - радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая - электромеханическая, самая большая. С первой по четвёртую части - это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 - это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке - её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет - только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.

Первое погружение

Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.

Служба

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты - то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая - 50 суток, самая длинная - 90. В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса - так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам. Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.

Быт

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий - праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке - турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.


Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.

Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят - восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи - в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то - гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. - Прим. ред.). Причём самое обидное - закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет - драишь его до конца.

Что мне нравилось в плавании - так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами - то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.

Еда

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие - за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.

Иерархия


Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание - подчинённый его выполняет без комментариев. Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста - подгодок - матрос, который отслужил два года, а самые крутые - годки - у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина - это их, а вторая - всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

Устав - это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит. Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной - не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня? Бегом! Бл..!!! Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».

Командиры


Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему - получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, - капитан первого ранга Гапоненко (фамилия изменена. - Прим. ред.). Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА - Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте. Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили. Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)». На другом конце провода раздалось какое-то мычание. А потом: «Я 685-й бортовой, исполнить „слово“ не могу. Приём». Гапоненко начал нервничать: «Приказываю исполнить „слово“ немедленно!» А в ответ ещё более настойчиво: «Повторяю вам, исполнить „слово“ не могу. Приём». Тогда он уже совсем озверел: «Я, б…, приказываю тебе, су…, исполнить „слово“ …! Немедленно, слышишь! Я капитан первого ранга Гапоненко! Ты придёшь в базу, су..., я тебя, бл…, за жопу подвешу!..» Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой - это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», - ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.

Иллюстрации: Маша Шишова

Матрос подводной лодки анонимно рассказал о том, что такое поцелуй кувалды, зачем закусывать вино воблой и почему некоторым подводникам приходится годами драить туалет.


Подлодка

Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая — штурманская, вторая — ракетная, третья — мино-торпедная, четвёртая — радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая — электромеханическая, самая большая.

С первой по четвёртую части — это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 — это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке — её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет — только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.

Первое погружение

Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.

Служба

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты — то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая — 50 суток, самая длинная — 90.

В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса — так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам.

Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий — праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке — турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.

Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.

Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят — восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи — в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то — гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. — Прим. ред.). Причём самое обидное — закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет — драишь его до конца.

Что мне нравилось в плавании — так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами — то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие — за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.

Иерархия

Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание — подчинённый его выполняет без комментариев.

Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста — подгодок — матрос, который отслужил два года, а самые крутые — годки — у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина — это их, а вторая — всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

Устав — это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит. Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной — не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня? Бегом! Бл..!!! Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».

Командиры

Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему — получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, — капитан первого ранга Гапоненко. Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА — Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте.

Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили. Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)».

На другом конце провода раздалось какое-то мычание. А потом: «Я 685-й бортовой, исполнить „слово“ не могу. Приём». Гапоненко начал нервничать: «Приказываю исполнить „слово“ немедленно!» А в ответ ещё более настойчиво: «Повторяю вам, исполнить „слово“ не могу. Приём». Тогда он уже совсем озверел: «Я, б…, приказываю тебе, су…, исполнить „слово“ …! Немедленно, слышишь! Я капитан первого ранга Гапоненко! Ты придёшь в базу, су..., я тебя, бл…, за жопу подвешу!..»

Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой — это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», — ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!