В каком городе находится собор святого стефана. Венский собор святого стефана, средневековый памятник австрии. Примеры малых алтарей

Собор Святого Стефана главная — достопримечательность Вены, национальный символ Австрии и города Вены, национальное достояние и один из самых известных памятников средневековой европейской архитектуры и обойти его своим вниманием приехав в город даже на один день не представляется возможным. Романские «Исполинские врата», готическое убранство, декоративные детали эпохи Ренессанса и барокко — в убранстве храма воплотилась тысячелетняя история искусства Центральной Европы.

Доехать до него очень просто — на всех схемах венского метро собор обозначен рисунком своего характерного силуэта. Собор находится на площади Святого Стефана, а станция метро называется Stephansplatz, из метро вы подниметесь прямо к собору, никуда больше идти не надо.

Сколько стоит посещение Собора святого Стефана

Войти в собор можно бесплатно, пройти далеко не дадут или придется прикинуться верующим, верующим можно бесплатно, туристам за деньги, так же как в .

Полный билет, включающий в себя подъем на обе башни, аудиогид на русском языке по самому собору, и экскурсию в катакомбы собора на немецком и английском языке стоит:

Нам достались билеты по спецпредложению, наверное в низкий туристический сезон, как раз и действуют скидки.

Билеты можно купить у подножия южной башни. К тому же можно купить отдельные билеты только туда, куда хотите именно вы, на каждую из перечисленных опций взрослый билет стоит по 5 евро. Обратите внимание, что в катакомбы можно пройти только с экскурсией по времени.

Вход на лестницу Южной башни, там же продают билеты

Южная башня Собора Святого Стефана

Мы взяли полные билеты и начали с Южной башни собора. Это самая высокая башня собора и подниматься на нее придется пешком, для отдыха там предусмотрена одна площадка, но она достаточно высоко. Лестница очень узкая и по ней осуществляется движение вверх и вниз, разойтись достаточно трудно.

На самой верхней площадке расположен сувенирный магазин, там работает отопление, фотографировать придется через стекло.



Вид на Вену с Южной башни Собора Святого Стефана

После спуска пошли осматривать собор, но оказалось, что до 13-00 в соборе будет идти богослужение и всем туристам предлагается подождать. Нужно заметить, что верующих было много, почти целый собор, и часть из них очень складно пели, такого религиозного рвения я не ожидала увидеть, летом в Турку мы видели богослужение, там было не более 10 верующих.

Во время богослужения в соборе было включено полное освещение, оно осталось включенным всего на 10 минут после его окончания, потом свет выключили и туристы осматривали сокровища собора в полумраке — немецкая экономность в действии, это при том условии, что мы заплатили за билеты.

Внешние стены

Площадь вокруг Собора Святого Стефана совсем не большая и сфотографировать его целиком не представляется возможным. Поэтому сделали несколько фотографий издали.



Исполинский портал собора Святого Стефана, сохранивший романские стены 1230-1245 годов постройки

В западном фасаде сохранились самые старинные стены, там над входом встроена кость дракона, как думали раньше, сейчас ученые установили, что это кость мамонта, именно поэтому западный фасад получил название Исполинского портала . Рядом расположены Языческие башни , названные так за то что в при их строительстве использовали материал из бывших культовых древнеримских построек.

У стен Собора Святого Стефана расположена стоянка туристических фиакров.Прокатиться на фиакре стоит всего 55 евро, жуть, если пересчитать по нынешнему курсу в рубли. Все лошадки закутаны от дождя в Gore Tex, рядом с фиакрами стоит характерный навозный запах. Зимой, достаточно сомнительное удовольствие, катание на фиакре, окошечко там маленькое, дождь идет и оно все в каплях, так что рассмотреть Вену из фиакра не удастся.



Фиакры у стен собора Святого Стефана

Последнее время в связи с кризисом на Украине, кафедра Св. Иоанна Капистрана получила популярность в интернете. Святой Иоанн Капистрана прославился тем, что призывал к войне с неверными, но под ногами у него почему-то, скульптор изобразил одного из героев фильма «Тарас Бульба», получается, что он украинцев считал неверными или это все таки турок? Я навела справки, турки не носили причесок типа оселедец, значит это запорожский казак. Очевидно в те времена, турки и казаки были одинаково неверными для жителей Вены.

Кафедра Св. Иоанна Капистрана

С заднего фасада собора установлена фигура Христа, прозванная «Господь, страдающий от зубной боли». Известно предание о юношах, посмеявшихся над статуей. Их поразила ужасная зубная боль, бедняги не могли ничего делать, а облегчение наступило только после молитвы раскаяния.



Распятие «с зубной болью», называемое так из-за выражения на лике Спасителя

Бронзовая копия собора, меньше в 100 раз, чем оригинал. Поясняющая запись на ней написана азбукой Брайля. Вокруг собора работает одна из рождественских ярмарок.



Макет Собора Святого Стефана

Северная башня Собора Святого Стефана

Изначально хотели построить две одинаковые башни, но как часто случается, не получилось и сейчас северная башня существенно ниже южной, зато внутри нее есть лифт с лифтером, наверху организована открытая смотровая площадка. Туда стоит подниматься, чтобы получше рассмотреть великолепную крышу собора из цветной майоликовой черепицы.

Северная башня Собора святого Стефана в Вене

Крыша собора Святого Стефана

Внутри Собора Святого Стефана

Вена пережила две турецкие осады. Первую — трехнедельную в 1528 году. В 1683 году осада длилась уже 3 месяца. Турки, стоявшие на территории нынешнего квартала Шпительберг, выпустили по Вене более 1000 ядер. Одно из них застряло в стене Южной башни. На нем горожане вырезали лицо великого визиря Кары Мустафы (ядро можно увидеть только в бинокль) .

Макет алтаря в честь снятия турецкой осады

В помещении собора в память о турецких осадах был установлен масштабный алтарь, который погиб в пожаре 1945 года. Собор уцелел во время бомбардировок последней войны и операции по взятию Вены, но был сильно поврежден при пожаре, перекинувшемся на него с рынка разграбленного мародерами. Собор горел три дня, свод собора обвалился, гигантский колокол Пуммерин, сорвался с подвеса и разрушил при падении Северную башню. Восстановительные работы ведутся по настоящий день, многие реликвии уцелели, т.к. были защищены защитными саркофагами.



Сохранившиеся фигуры алтаря в честь снятия турецкой осады

Ниже фото 14-граной купели для крещения в капелле Святой Екатерины (1481 год). украшеной рельефами, главных героев Евангелия.

Капелла Святой Екатерины в Южной башне Алтарь Святой Екатерины в южной башне

Согласно поверью, обвиняемая в краже прислуга одной графини пред этой скульптурой умоляла о поддержке Мадонну. Настоящий грабитель был пойман, и графиня помиловала служанку. Согласно иной версии, скульптура украшала женский хор, там проводилась наиболее раннее богослужение, на нем присутствовала только челядь, встававшая гораздо раньше своих господ.

Статуя Мадонны — заступницы прислуги

Император Фридрих III заказал саркофаг еще в молодости. Пьедестал массивной каменной усыпальницы украшают сказочные и ужасные звери, и без костей с черепами тоже не обошлось — символы прегрешений императора. Рельефы на стенках гроба символизируют его добрые начинания. В верхней части многочисленные церковные служители из основанных венценосцем монастырей, молятся о спасении бессмертной дущи Фридриха. Говорят, кто заглянет на крышку саркофага на целый год убережет себя от внезапной смерти, но сделать это можно разве что воспользовавшись стремянкой, поскольку саркофаг слишком высок.



Саркофаг Фридриха III в Апостольском нефе

Самый основной алтарь из темного мрамора изготовлен уже в эпоху барокко и является одним из первых алтарей Вены выполненных в этом тогда еще новом стиле.



Главный алтарь Собора святого Стефана (1640-1660)

Винер-Нойштадский алтарь украшен выразительными раскрашенными деревянными рельефами (72 святых и сцены из жизни Девы Марии), обрамленными готическими орнаментами. Он был создан по указанию императора Фридриха III и долгое время хранился в монастыре города Винер-Нойштадт.



Винер-Нойштадский алтарь

Готическая кафедра епископа полна символизма, к каким только ассоциациям не обращается скульптор, но жителям 21 века не понять глубокого замысла автора без надлежащих объяснений. Во многих деталях кафедры идет противопоставление небесного числа 3 (Святая Троица) и земного числа 4, напоминающего нам о нашей бренной жизни, например у нас 4 времени года, 4 основных темперамента можно выделить у людей и т.д.



Епископская кафедра 1480 год

Экскурсия в Катакомбы Собора Святого Стефана

Экскурсия начинается в Северной башне собора, вход в катакомбы возможен только с экскурсоводом. Он говорит сначала на немецком, потом повторяет на английском, четко разделяя слова и не быстро, т.е. при среднем владении языком вполне можно понять. Фотографировать там нельзя.

Сами катакомбы делятся на несколько помещений. Первые помещения выглядят совсем цивилизованно. Там похоронены венские епископы, у саркофага последнего епископа стоят свежие цветы, горят свечи, т.е. благодарные прихожане еще его не забыли. Дальше мы прошли в помещение, где похоронены герцог Рудольф VI, а рядом на полках в кастрюльках стоят внутренние органы Габсбургов. Фуууу, что еще можно сказать по этому поводу.

Дальше начались совсем мрачные подземелья, которые раньше были частью кладбища, располагавшегося вокруг собора, много костей и черепов. Всего в катакомбах погребено около 11000 человек, в том числе и умерших во время эпидемии чумы.

Многие надгробные плиты вмонтированы сейчас во внешние стены собора.



Надгробные плиты на внешних стенах Собора Святого стефана

Для тех, кто хочет увидеть катакомбы, но не хочет за это платить, можно посоветовать осмотреть капеллу Святого Виргилия внизу при входе на станцию метро. Её строительство относится к 1230 году и за долгие столетия она оказалась на 12 м ниже современного уровня площади.



Капелла Св. Виргилия в метро

Во время осмотра собора мы получили ни с чем несравнимые впечатления, погрузились в историю, узнали много нового, насладились великолепной панорамой Вены, открывающейся с башен Собора, испытали на себе ужас подземелий. Всем советуем подробный осмотр собора, это того стоит.

На моем сайте вы можете узнать . Вам больше не придется просматривать десятки сайтов чтобы найти информацию про: какой вид транспорта выбрать (самолет, поезд, автобус,), все методы трансфера из аэропорта Вена-Швехат, чем заняться в Вене, что посмотреть самостоятельно, где можно скачать аудиогид, где попробовать легендарный торт Захер и чуть менее знаменитый тафельшпиц, Все в одной статье, все необходимые ссылки.

| 10 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Собор Святого Стефана в Вене (Штефансдом) – огромный католический собор, который является главной достопримечательностью и символом Вены.


Содержание статьи

История строительства Собора Святого Стефана

Первый собор в честь покровителя Австрии Святого Стефана начали строить в 1137 году, через 10 лет он был завершен. Это был собор в романском стиле. Но в 1258 году собор сгорел при пожаре.

В апреле 1359 года началось строительство нового католического собора, в готическом стиле. Южная башня, высота которой 137 м, строилась почти 100 лет. Строительство северной башни собора Святого Стефана началось в 1450 году. Северная башня собора так и не была достроена, высота ее составляет 68,3 м. В башнях сейчас расположены смотровые площадки, с которых открывается великолепный вид на Вену.

Собор Святого Стефана не пострадал при бомбардировках во время войны, но был поврежден при пожаре в апреле 1945 года. Северная башня рухнула и огромный колокол Пуммерин упал и разбился, интерьер собора был почти полностью уничтожен.

Восстановительные работы собора Святого Стефана велись на деньги горожан, на добровольные пожертвования. Собор вновь открыл свои двери для прихожан в апреле 1952 года. А реставрация собора Святого Стефана в Вене продолжается по сей день.


Крыша собора Святого Стефана покрыта 230 000 плитками черепиц.

В звонницах собора Святого Стефана находятся 23 колокола. Один из них – новый колокол «Пуммерин», вес которого 21 383 кг, находится в северной башне. Звенит он только 11 раз в год – на крупные праздники. А вот для ежедневных звонов предназначены 11 колоколов, расположенных в южной башне.

В соборе Святого Стефана находится усыпальница династии Габсбургов, а в восточной части собора Святого Стефана расположено подземное кладбище – катакомбы.

Как добраться до Собора Святого Стефана?

Собор расположен в Вене по адресу Stephansplatz 1, площадь Штефансплатц. Добраться можно на метро U1, U3 до одноименной станции метро «Stephansplatz». От Венской оперы идти прямо по пешеходной улицы буквально 5 минут.

Собор Святого Стефана: время работы и стоимость посещения

Собор Святого Стефана это действующий католический собор, открыт для посещения с 6:00 до 22:00 с понедельника по субботу и с 7:00 до 22:00 в воскресенье.

Если вы планируете посетить собор Святого Стефана со своим гидом, то это можно сделать с 9:00 до 11:30 и с 13:00 до 16:30, а в воскресенье и в праздничные дни с 13:00 до 16:30.

С понедельника по субботу, в 10:30 утра в соборе Святого Стефана проводится 30 минутная экскурсия на английском языке. Стоимость экскурсии 5 евро с человека.

Катакомбы можно посетить с экскурсией, которая длится около 30 минут, проводится с понедельника по субботу с 10:00 до 11:30 и с 13:30 – 16:30, в воскресенье с 13:30 до 16:30. Стоимость посещения катакомб собора Святого Стефана 5 евро с человека.

Обязательно стоит подняться на одну из смотровых площадок в башнях собора. В южной башне, на высоте почти 137 м, расположена смотровая площадка, попасть на которую можно преодолев 343 ступени.

Режим работы смотровой площадки в Южной башне Святого Стефана: с 9:00 до 17:30. Стоимость посещения 4 евро взрослый билет, 2 евро билет для детей 15-18 лет, 1.5 евро для детей 6-14 лет. Вход на смотровую площадку Южной башне находится справа, если смотреть на собор, с наружной стороны.

Смотровая площадка на Северной башне собора Святого Стефана работает с 9:00 до 17:30 и с 19:00 до 21:30. Стоимость посещения 5 евро взрослый билет и 2 евро детский билет. Вход на Северную башню расположен внутри собора, слева. На Северную башню поднимает лифт, что актуально для тех, кто не любит ходить пешком в гору, или для тех кто и так устал от катания на лыжах, ну как мы, например 😎

Можно купить комплексный билет за 16 евро и посетить все перечисленные выше достопримечательности собора Святого Стефана.

Собор Святого Стефана в Вене. Отзыв. Видео

Мы посетили главную достопримечательность два раза. Первый раз, в день приезда в Вену, мы просто гуляли по городу, доехали на метро из нашего до Венской оперы и пошли по пешеходной улице.


Гуляем по пешеходной улице в Вене
Рождественские елки на улицах Вены
Улицы Вены украшены к Рождеству и Новому году

Совсем скоро вышли на площадь Штефансплатц.


На площади возле собора Святого Стефана Новогодняя елка возле собора Святого Стефана

Собор Святого Стефана поражает своими размерами. Мы пытались фотографировать его и так и сяк, а он все не помещался в кадр. Поэтому у нас на фотографиях только кусочки собора 😎




В тот вечер внутри собора Св. Стефана проходило богослужение и дальше входа нас не пустили.


Второй раз мы шли целенаправленно в Штефансдом, что бы подняться на смотровую площадку в Северной башни . Я знала заранее, что подниматься по ступенькам в Южную башню не хочу, хотя предполагаю, что вид с нее лучше, чем с Северной башни.

А мы увидели вот такие виды вечерней Вены.










Кстати, вот там в дали знаменитое Венское колесо обозрение.


Вот там далеко виднеется знаменитое Венское колесо обозрения

Я очень хотела на нем прокатиться, но мы не успели. Значит в следующий раз, будет повод вернуться в Вену!

А вот и видео, снятое со смотровой площадки собора Святого Стефана

На обзорной площадке собора Святого Стефана установлены вот такие автоматы, где за 1 евро и за 2,5 евро можно получить информацию о открывающейся панораме на разных языках. Русского языка пока там нет.

Спустились вниз мы тоже на лифте, немного отдохнули внутри собора

и пошли искать, где же вкусно поужинать. Про вкусные места в Вене я расскажу совсем скоро. Подписывайтесь на обновления , что бы получать новые статьи на e-mail.

Еще в XII веке начали строить собор Святого Стефана, нынешний символ Вены и всей Австрии. В его архитектурном облике легко опознать отличительные черты разных стилей зодчества, романского и готического. Восточная оконечность храма – образец готики с продолговатыми узкими оконными проемами и высокими выступами контрфорсов. Темная острая крыша апсиды переходит в двускатную храмовую, где красуются черепичные гербовые орлы.

Недостроенную северную башню окружают леса реставраторов, продолжающих воссоздавать древнее строение. Легенда о гибели главного строителя из-за нарушения договора с дьяволом наивна, скорее всего средств не хватило. Башня превратилась в колокольню, завершившись куполом в стиле барокко. Здесь размещается крупнейший на западе Европы колокол, весом более 20 тонн. Отлили новый Пуммерин в 1950-х из металла лопнувшего при пожаре изделия 1711 года.

Южная башня имени покровителя храма вознесена над городскими кварталами на все свои 135 метров с лишним. Долгое время в Вене запрещались строить более высокие, превосходящие башню покровителя города. Возводить собор Святого Стефана пришлось многим поколениям, достройка продолжалась вплоть до XV века. Отсюда и стилевое разнообразие, с преобладанием признаков более позднего направления.

Собор Святого Стефана виден и с улицы Грабен, организовали которую ради проезда на месте бывшей площади. Сейчас решили снова превратить широкую улицу в пешеходную территорию, ради удобства осмотра достопримечательностей многочисленными туристами. На Грабен красуется , по одну сторону от нее , по другую – . Отсюда же можно достигнуть церкви Петра и Павла с двумя колокольнями.

Собор Святого Стефана снаружи

Западным фасадом собор Святого Стефана выходит на одноименную площадь, также запретную для автотранспорта. Это древнейшая часть постройки после первого храма, освященного в 1147 году, включающая Исполинские врата и Языческие башни романского стиля, позже затронутые готикой. Привлекает внимание остроконечная крыша основного объема храма, соорудить такую конструкцию было нелегко.

Заострить крышу до угла в 80 градусов решили, чтобы снизить воздействие осадков на черепицу. Капли лишь касаются поверхности и отскакивают вниз, влага на черепице не задерживается. Удивительна для культового строения расписанная оригинальным орнаментом кровля, видеть подобное покрытие храма не доводилось. Живописно оформлены боковые стены с арочными проемами разного размера, с острыми завершениями.

Сбоку от западного фасада наблюдаются контрфорсы, как и виденные перед восточным. Где только возможно, размещены скульптурные украшения религиозной тематики. Световые проемы устроены разной формы, некоторые забраны ажурными решетками. Самый габаритный проем располагается над храмовым входом, сохранить ворота удалось достаточно длительный промежуток времени.

Чтобы организовать строительство такого масштабного святилища, потребовалось участие многих влиятельных персон. Первым в этом ряду принято называть маркграфа Австрии Леопольда Четвертого, деятеля 1140-х годов. Романская часть строилась при герцоге Фридрихе Втором (не путать с Фридрихом Вторым Великим, прусским королем). Готические нефы и высотные башни достраивались уже при власти Габсбургов.

Исполинские врата — рупорные, в форме арки, украшенные скульптурами в стенных нишах, датируются 1240-м годом. Внутри протяженного тамбура арки уменьшаются в габаритах, образуя открытый наружу рупор. Над дверями входа встретить прихожан и посетителей доверено лепным рельефам на библейские сюжеты. Популярность, которой пользуется собор Святого Стефана, демонстрируется толпой вокруг входа.

По бокам от центрального светового проема расположены малые круглой формы, один решили использовать, разместив часы. Выше находится фигурный фриз из повторяющихся лепных элементов. Находящиеся среди прочих граждан персоны в красных одеяниях, один из которых забыл снять парик, скорее всего – музыканты. Видимо, прошел или готовится органный концерт, прижатый к телу альбом нот Моцарта тому свидетельство.

Внутреннее устройство и убранство храма

Строить основное помещение, которым славится собор Святого Стефана, начали еще при Рудольфе Четвертом. Происходило это в начале 1250-х годов, а в 1278-м Австрия попала под господство династии Габсбургов. Нужно видеть величественность готических нефов воочию, чтобы оценить их красоту. Ряды вытянутых арок делят помещение на три части, где размещены алтари и скамьи для прихожан.

Все элементы внутреннего оформления призваны подчеркнуть устремленную ввысь конструкцию, в этом собор Святого Стефана един внутри и снаружи. Силуэты арок разделительных перегородок повторяются в устройстве сводов, словно отраженные гигантскими зеркалами. Сходящиеся выпуклые ребра придают ажурность потолку, эффект усиливают решетчатые оконные переплеты с цветными витражами.

Чтобы было где разместить зрителей, желающих послушать орган, пространство перед алтарем заставили стульями. Притягательность духовой музыки способна обеспечивать прекрасная акустика, которой характерен собор Святого Стефана. Впечатления от музыкальных мероприятий дополняют традиционные христианские ценности, которыми богат старинный храм. К таковым относится все внутреннее убранство.

В религиозном оформлении собор Святого Стефана выделяется широким использованием живописных изображений. Скульптур здесь даже больше, но не настолько, как в других католических храмах, где они преобладают. Отдельного рассказа достойна епископская кафедра, настоящий шедевр ваяния из камня. Иконы в сопровождении статуй размещены в обрамлении мраморных колонн боковых алтарей, что весьма эффектно.

Кафедральным собор Святого Стефана был объявлен далеко не сразу, сказалось противодействие древнего религиозного центра Пассау. Выполнять кафедру был приглашен известный скульптор чешского происхождения Антон Пильграм, ранее делавший балкон органа. Необычность изделия в том, что выполнено из монолитной мраморной глыбы. Мастер буквальным образом смог выполнить завет великого Микеланджело – отсекать все лишнее.

Сложнейший орнамент обрамления кафедры содержит скульптурные портреты учителей храмовой школы, позднее признанных отцами церкви. Мастер смог не только выполнить портреты, он ухитрился вложить в них еще два смысла. В портретах отразились и четыре возраста людей, и четыре основных типа человеческих характеров. Пильграм ненамного пережил свое произведение, вскоре он скончался.

Об устройстве храма

Традиционно в католических храмах принято особо тщательно оформлять главное алтарное пространство. Не стал исключением и собор Святого Стефана, где страдания покровителя храма изображены на крупнейшей запрестольной иконе главного алтаря. Дополняется живописный образ искусными статуями, немалую роль играют цветные витражи окон апсиды. Некоторые из них уцелели с момента создания, большинство новых.

Обеспечивать прихожан сидячими местами принято у католиков издавна, в кафедральном соборе без этого тем более невозможно обойтись. Лавки здесь добротные, можно и сидеть, и преклонить колени на специальной полке. Дефилирующая от главного алтаря мимо кафедры экскурсионная группа направляется, видимо, к спуску в катакомбы. Подземная усыпальница настоятелей и более знатных персон – тоже местная достопримечательность.

Очередная фотография призвана просветить читателя обзора в устройстве и терминах, касающихся внутреннего пространства собора. Оно разделено на три нефа, южный, где движется группа туристов, посвящен апостолам, так и именуется. В его восточной части – саркофаг Фридриха Третьего. Центральный неф посвящен Христу и Святому Стефану, особого названия не имеет. Дальний от нас, северный, посвящен Богородице и святой мученице Екатерине, называют его женским.

Помимо главного зала из трех нефов, собор Святого Стефана оборудован шестью обособленными капеллами. Основной объем насчитывает около двадцати малых алтарей, посвященных самым почитаемым святым угодникам и библейским событиям. Оформлялись престолы в общей стилистике, различия улавливаются только при внимательном рассмотрении. Колонны из цветного мрамора держат порталы, обильно украшенные скульптурами.

Второй по значению алтарь и чудотворная икона

Одним из главных сокровищ храма принято считать Винер-Нейштадтский алтарь, размещенный в конце женского нефа. Выполнить его повелел Фридрих Третий, датируется алтарь 1447-м годом. Собор Святого Стефана получил реликвию в 1884 году, до этого она находилась в монастыре города, в честь которого названа. Обитель относилась к цистерцианскому ордену, более строгому аналогу бенедиктинского.

Цистерианцы не позволяли изображать другие личности, кроме Христа и Богородицы, на видных местах. Поэтому изображения 72-х святых — на обратной стороне алтарных створок, а на виду сцены жития Девы Марии. Закрывают створки лишь на Страстной неделе и еще в некоторые праздники. Богородице поклониться желают многие прихожане, перед складным алтарем есть отдельные скамейки.

Чудотворная икона Богоматери из венгерского селения Пёч помещена в юго-западной части собора, поблизости от входа. Некто Ласло Шигри заказал ее для тамошней церкви в память об освобождении из турецкого плена. Через 20 лет, в 1696 году, образ прославился как исцеляющий. Император Леопольд Первый переместил реликвию в Вену, оставив селению копию, тоже оказавшуюся чудотворной. Даже поселение в честь образа стало Мариапечем.

Чудотворный образ находится на невысоком подиуме, за низкой оградой из столбиков и ажурной решетки. Интересно и живописно устроено укрытие в виде балдахина на двух витых колоннах. Перед алтарем иконы установлены скамейки для почитателей, здесь же ящик для пожертвований. Но чудеса исцеления оказываются не на платной основе, излеченные искренне благодарят Богородицу. Запретить дары невозможно и ненужно, они идут от сердца.

Больной Христос, постамент органа и его автор

На стене нижнего яруса северной башни, близ спуска в катакомбы, на стене помещен необычный образ. Бюст Иисуса, изображенного по пояс, обнаженного и со скрещенными на животе руками, не похож на другие лики. Из-за искаженного гримасой боли лица он получил несколько названий, связанных с зубной болью. Однако положение рук можно трактовать как признак болей в желудке, либо другого недомогания.

Определять заболевание по символическому изображению неправильно, да и не нуждается Христос в диагнозе. Легкомысленно подходя к священному образу, можно и постамент за необычность формы принять за купель. Тогда что же, Христов в бане получается? Не находя объяснений в доступных источниках, оставляем замысел неведомого скульптора без комментариев.

Балкон для органа иногда именуют постаментом, но разница несущественна, а красота произведения налицо. Строить постамент стали примерно тогда же, что и епископскую кафедру. Именно здесь, по описаниям, располагался первый орган 1516 года, давно утраченный. Путеводители содержат устаревшую информацию о том, что постамент оставлен пустующим, в натуре видим другое.

Авторство постамента считается установленным точно, выполнить произведение доверили тому же чеху Антону Пильграму, что и кафедру. При этом по поводу кафедры возникают сомнения, многие источники авторство Пильграма опровергают, причем аргументированно. Нашли под лестницей на кафедру портрет скульптора с соответствующими инструментами в руках. Сходство с ранее известным портретом чешского ваятеля отсутствует.

Не замеченный ранее портрет считается теперь изображением Герхардта, автора саркофага Фридриха Третьего. Все чаще именно его называют автором кафедры, хотя утверждать это категорически нельзя. Постамент же Антон Пильграм подписал наглядно, его автопортрет помещен на видном месте. Себя скульптор изобразил символично, как несущий элемент конструкций.

Теперь появилась версия, что таким образом скульптор выразил свою перегруженность заказами, косвенно опровергая авторство кафедры. Трактовку трех букв на ленте под портретом как Мастер Пильграм тоже ведь можно подвергать сомнению. Однако сюда Николауса Герхардта привязать невозможно, а портрет под лестницей не подписан никак.

Примеры малых алтарей

Несколько малых алтарей, которыми изобилует собор Святого Стефана, уже попадали в поле зрения при осмотре. Чтобы обеспечить читателя более полной информацией, предлагаем подборку фотографий с этими элегантными сооружениями. Перечислять всех изображенных на живописных полотнах и в скульптурах считаем ненужным. Многие знают их лучше обозревателя, а собирающиеся в Вену увидят воочию.

Если внимательно рассматривать малые алтари собора, можно обнаружить все жанры изобразительного искусства и их формы. Здесь и объемные скульптуры, и привязанные к плоскости барельефы и горельефы. Представлена резьба по камню и дереву, пластическая лепка и их сочетания. Живописные полотна соседствуют со стенными росписями и фресками, дополняются раскрашенными статуэтками.

Снова – собор Святого Стефана с улицы

Организовать пешеходную зону в районе площади у собора и на улице Грабен пришлось вынужденно. Совместить возрастающий поток туристов и автомобильное движение в стесненных условиях оказалось невозможным. Поэтому наружная соборная кафедра Иоанна Капистрана, откуда святой призывал к Крестовым походам против еретиков и османов, стала фоном для стоянки ожидающих клиентов конных экипажей.

Привлекательность и экзотичность поездки на старинном дилижансе очевидны, но обоняние протестует против ароматов лошадиной жизнедеятельности. Пока с этим мирятся и власти, и прогуливающиеся, экзотика еще сдерживает прогрессивные новшества. Очевидным выходом стали бы повозки на электрической тяге, без шума и запахов вообще. Наверняка поздно или раньше эта замена произойдет.

меньших размеров собор Святого Стефана предстает перед посетителями реального храма возле его старинных стен. Формула Есенина – большое видится на расстоянье, верна, но здесь не работает из-за стесненности окружающей застройки. Туристы не могут окинуть взглядом весь собор, и макет помогает ориентироваться в его сложном построении. Выполнена копия филигранно, со всеми элементами и деталями.

По уменьшенной копии туристы могут определить, какие части собора они будут проходить, оказавшись внутри. Найти выгодную точку наружной съемки могут любители фотографировать, которых среди посетителей множество. Оригинальным будет и фото на фоне самой модели, хотя это прельщает немногих. Подавляющее большинство переключают внимание на наружные стены, изобилующие многообразными экспонатами.

Больной Христос и резьба по камню

Одним из самых привлекательных следует признать статую больного Христа, повторяющую размещенную внутри храма. Она установлена на тонкой колонне в неглубокой нише под навесом, отгороженной перилами. Непонятен мотив такого дублирования, однако снаружи скульптура еще более выразительно выглядит из-за более разнообразного окружения. На стене живописные росписи на библейские сюжеты, еще ряд экспонатов.

У правой стенки ниши — небольшой аналог классического портика из пары колонн с волютами в капителях, поперечной балки и треугольного фронтона. Это только фон для обрамления резьбы религиозного содержания, по виду очень древней. Любопытна и угловая полочка в противоположной части углубления стены, где трудно определить, резные фигурки или вылепленные. Две памятные таблички требуют более близкого рассмотрения.

Представить еще несколько образцов древнего камнерезного мастерства решено подборкой фотографий. Они различны как по времени выполнения, так и по использованным композиционным и изобразительным приемам. Мастера применяли различную технику резьбы, неодинакова глубина обработки камня и степень шлифовки изображений. Специалисты найдут разницу моментально, дилетантам необходимо вглядеться.

Иллюстрируемые древними резчиками сцены разнообразием не отличаются, все они на сюжеты библейских описаний. Изображения как одиночные, так и из нескольких самостоятельных барельефов разной формы и величины. Различна насыщенность картин персонажами, по ходу публикаций их становится больше. На последнем каменном полотне изображение весьма насыщено персонами, объектами и действиями.

Покидаем собор Святого Стефана

Покинуть собор Святого Стефана основная масса посетителей не торопится, всматриваясь в детали древнего храма. Многие не жалеют времени на круговой обход сооружения, благо никого, кроме пешеходов и редко проезжающих конных экипажей на площади нет. Рассматривают и архитектурные крупные формы различных стилей, и более мелкие элементы, вплоть до отдельных деталей.

Множество памятных досок с поминальными текстами не обозначают места захоронений. Выдающихся личностей хоронили в подземелье под алтарным пространством, то есть в крипте.

Более глубокие катакомбы содержат более 10 тысяч захоронений граждан Вены всех сословий, должностей и занятий. Входят в подземелье возле северной стены храма, выйти можно туда же либо сразу наружу.

Посетившие собор Святого Стефана получают неизгладимые и разнообразные впечатления. Религиозное благоговение перед святынями свойственно и доступно вовсе не каждому. А вот познавательное и художественное достояние впечатляет всех. Национальный австрийский символ стоит посетить всем, оказавшимся в гостеприимной Вене.

Собор Св. Стефана (Австрия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Австрию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собор Св. Стефана - символ не только Вены , но и всей Австрии . Его величественный шпиль, возвышающийся на 136 м, виден из большинства районов столицы. Грандиозный готический собор на главной площади города, известен не только своей внешней красотой, но многочисленными реликвиями: иконами, церковной утварью и произведениями искусства мирового уровня. «Штеффи», как любовно называют его венцы, почти без потерь просуществовал предыдущие 700 лет, пережил множество войн, но уже в наше время не смог уберечься от простой человеческой глупости. И тем не менее, глядя на потрясающую мозаичную крышу, стрельчатые своды и впечатляющие витражи, хочется верить, что Собор Св. Стефана уже никогда не исчезнет с венского пейзажа.

История

История «Штеффи» началась в 1359 г., когда был заложен первый камень нового венского католического собора. Его доминанта, Южная башня, строилась почти столетие.

Не менее величественной должна была стать и Северная башня, заложенная в 1450 г. Правда, она так и не была закончена, застыв на высоте 70 м.

Сегодня в обеих башнях открыты смотровые площадки, позволяющие полюбоваться живописными видами города.

Храм почти не пострадал при бомбежках Второй мировой, но был сильно разрушен мародерским поджогом в апреле 1945 г. Северная башня упала вместе с легендарным колоколом «Пуммерин», убранство погибло в огне.

Реставрационные работы проводились на частные пожертвования венцев. «Штеффи» вновь распахнул двери только в 1952 г. Его восстановление продолжается и по сей день.

Что посмотреть

Сегодня в звонницах храма установлено в общей сложности 23 колокола. Главный из них - обновленный «Пуммерин» весом 21 т - находится на своем привычном месте, в Северной башне. Звонит он лишь 11 раз в году - на главные праздники. А знакомый каждому венцу ежечасный звон обеспечивают 11 колоколов Южной башни.

Будто пряничная крыша собора собрана из 230 тыс. плиток черепицы.

В крипте находится фамильная усыпальница Габсбургов, а в восточном его крыле - катакомбы. В этом подземном кладбище хоронили и обычных венцев.

Практическая информация

Время работы: понедельник-суббота - 6:00-22:00, воскресенье - 7:00-22:00.

Вход на территорию всех достопримечательностей (собор, катакомбы, Южная и Северная башни, сокровищница) с аудиогидом: 14,90 EUR. Цены на странице указаны на апрель 2019 г..

Или «Stephansdom» – одно из самых красивых сооружений культа и архиепископская резиденция, а еще, это один из самых известных туристам символов австрийской столицы. Величественное, сто тридцати шестиметровое сооружение в смешанном романско-готическом стиле – «Штефансдом» стоит на одноименной площади Святого Стефана, точнее «Stephansplatz», и является обязательной к посещению достопримечательностью, входящей в любую ознакомительную экскурсию по городу.

Этот чудесный собор имеет очень долгую историю. Первую романскую церковь начали строить еще в 1137 году по приказу маркграфа Леопольда Четвертого в честь австрийского небесного покровителя - Святого Стефана. Стефан Первомученик был самым первым страдальцем, убитым за христианскую веру. В тридцатые годы первого века он был приговорен судом к ужасной смерти - побитию камнями, за его проповедь, прочитанную в городе Иерусалиме. Здание возводили на протяжении десятилетия, и в 1147 году его торжественно освятили. Но собор простоял недолго, потому что в 1258 году выгорел в сильнейшем пожаре. Очень интересен тот факт, что до двухтысячного года считалось, что венский Собор Святого Стефана строился на пустом месте, и даже, вне городской черты, но, семнадцать лет назад, когда мастера вели работы по установке в здании новой отопительной системы, раскопав землю в подвале на глубину в два с половиной метра, они наткнулись на старинные захоронения, которые, после проведения радиоуглеродного анализа, датировали четвертым веком. Данное открытие позволило ученым предположить, что раньше здесь было не чистое поле, а стояло древнейшее культовое сооружение.

На выгоревших руинах церкви построили новое здание, его освящение прошло двадцать третьего апреля 1263 года. И об этом событии до сих жива память служителей собора, ведь каждый год, в эту дату происходит трехминутный перезвон соборных колоколов. В 1304 году, находившийся в то время у власти герцог Альберт, приказал увеличить размеры сооружения, расширив его с восточной части, исполнение его приказа продлилось вплоть до 1340 года.

А уже в 1359 году при следующем герцоге Рудольфе Четвертом началось строительство нового здания католического Собора Святого Стефана, но уже не в романском, а в готическом стиле. Южную сто тридцати шестиметровую башню строили целый век и завершили к 1433 году. Северную башню начали возводить в 1450 году: заложили ее фундамент, возвели постройку на высоту около семидесяти метров, но в 1511 году ее строительство остановили и больше не возобновляли. Разве что в 1556 году тут произвели установку колокольни. Длительное время эта церковь являлась обычным приходским храмом, но в 1469 году была признана «кафедральным собором», а в Вене появилась собственная епархия.

Венский кафедральный собор Святого Стефана благополучно простоял много веков, и даже пережил грозные годы Второй Мировой войны, выстоял во время начала наступательной операции, производимой советскими войсками, но пострадал от грабительских действий австрийских мародеров, которые не только украли из него бесценные украшения, предметы искусства и предметы оправления культа, но стали инициаторами умышленного поджога соседних магазинов на площади Штефансплац, огонь поглотил их, а затем перекинулся и на крышу древнего собора. Кровля была значительно повреждена, с Северной башни рухнул самый большой соборный колокол «Пумеринн», который был отлит в 1711 году, а металлом для него послужили сто восемьдесят турецких пушек, захваченных во время сражений с неприятелем. Были уничтожены красивейшие соборные хоры, старинный орган, деревянные декоративные элементы интерьера.

Храм начали восстанавливать сразу по завершению войны, причем, деньги на восстановление национального достояния передавали все земли Австрии, и благодаря их помощи, уже к концу 1948 года Собор Святого Стефана был частично открыт, там стали проводить богослужения. К 1952 году он был открыт полностью, правда, эпизодические реставрационные работы тут проводят и сейчас.

Катакомбы и гробницы Собора Святого Стефана в Вене

Многие туристы удивляются, когда узнают от гидов, что с самого начала существования данный собор окружало кладбище, причем, оно находилось тут со времен правления римлян. На нем хоронили представителей всех слоев общества, как аристократов, так и бедняков. Штефансплац являлась местным кладбищем вплоть до 1732 года, пока герцог Карл Шестой не запретил хоронить здесь людей из-за вспышки чумы в городе. Захоронения есть внутри собора. С его внешней стороны находятся несколько надгробных плит, правда, почти все они чисто символические, потому что тела погребены под землей в катакомбах. Тут находится место упокоения для семьи Габсбургов, в том числе строителя данного собора Рудольфа Четвертого, а еще герцога Фридриха Второго, принца Евгения Савойского. Совершенно удивительно и даже шокирующе, что под главной достопримечательностью Вены – Собором Святого Стефана, в самом центре города, располагается кладбище, которое занимает всю территорию под восточной частью здания и уходит под соседние дома рядом с храмом, расположенные на площади. В катакомбах Собора Святого Стефана на сегодняшний день упокоены останки одиннадцати тысяч человек.

Но, вернемся к герцогскому склепу Габсбургов. Он находится под алтарем, тут стоят семьдесят восемь контейнеров из бронзы, хранящие сердца и внутренние органы представителей династии Габсбургов. Склеп возвели в 1365 году, по указу герцога Рудольфа Четвертого, который задумался о месте своего будущего захоронения еще при жизни.

Особенно впечатляет туристов надгробие императора Фридриха Третьего, оно даже является некоей достопримечательностью собора. Этот правитель очень много сделал для своей страны, он сыграл важную роль в воссоединении соседних земель, создав основы возникновения империи Габсбургов. Такой выдающийся император, коронованный в Риме самолично Папой, был достоин самого великолепного надгробного памятника. Эту гробницу создавали в течении сорока пяти лет по проекту Никласа Герхерта ван Лейдена, причем, работа началась за двадцать пять лет до смерти Фридриха. Саркофаг сделан из красного мрамора, в верхней его части находится лежащая фигура императора Фридриха Третьего в регалиях для коронации, окруженный гербами австрийских домионов, кроме того, надгробие украшают двести сорок резных фигур.

Гробница австрийского принца Евгения Савойского располагается в часовне «Крест» при соборе. Этот человек стал не менее выдающейся личностью Австрии, он являлся талантливым военачальником, который дослужился высочайших государственных постов императорского двора Вены. Евгений Савойский сыграл важную роль в спасении империи Габсбургов от захвата французами, остановил натиск османов, освободив центральную часть Европа от ига турков. А еще, он был щедрым меценатом.

В подвальной части расположены епископские захоронения, и самое последнее погребение в этом отдельном склепе датируется 2014 годом, когда хоронили девяносто восьмилетнего кардинала Франца Кенига. Проректоров и прочие церковные чины хоронят на Центральном кладбище Венского пантеона – «Зентральфрифхофе».

В катакомбы собора есть специальная отдельная экскурсия, деньги за нее нужно отдавать лично в руки гиду на выходе из помещения катакомб. Экскурсии идут на немецком или английском языках, но для наших соотечественников на руки выдают информационные бланки, где, тоже самое написано на русском языке. Это довольно захватывающая и даже мистическая экскурсия.

На сегодняшний день венский Собор Святого Стефана – популярнейшее туристическое место, он привлекает гостей города своими гигантскими размерами и внешним великолепием. Сооружение в длине имеет почти двести метров, в ширине – чуть больше шестидесяти метров, в высоте – сто тридцать шесть метров и оборудовано двадцатью тремя колоколами. Его покрывает красивая кровля из разноцветной черепицы, где отчетливо просматривается узор – огромные гербы города Вены и Австрии. Стены собора выложены из грубого обтесанного камня, их украшают интересные скульптуры, в которых проработаны даже мельчайшие детали, а порталы покрывает сплошной изысканный узор, в виде растений, птиц, людей и даже чудовищ. Около Собора Святого Стефана, всегда стоят повозки, запряженные лошадьми, и здесь легко почувствовать себя жителем Вены семнадцатого века, а закрепить это ощущение, можно, совершив поездку в такой коляске по историческому центру города.

Произведения искусства Собора Святого Стефана в Вене

«Исполинские ворота» - одно из самых примечательных произведений искусства в позднероманском стиле. Ворота привлекают своим роскошным оформлением, выполненным в технике скульптурного узора. Их продольный неф украшают великолепные витражи, середины четырнадцатого века, в готическом стиле. Великолепен свод ворот в виде сетки, которая, опирается на колонны. Исполинские ворота были созданы в 1240 году.

Витражи Собора Святого Стефана – здание собора украшают великолепные витражи, особенно они роскошны, когда вы находитесь внутри помещения, а сквозь них проникают солнечные лучи, отбрасывающие разноцветные блики. Оригинальные витражи были созданы для этого собора в 1340 году, но они хранятся в городском музее Вены, а здесь представлены туристам в виде копий. Из оригиналов, тут есть пять витражей пятнадцатого века. На всех витражах изображены самые разные сцены из Библии. Самые красивые витражи располагаются непосредственно над соборным алтарем.

Алтари Собора Святого Стефана не менее прекрасны. Один – это главный алтарь. Он расположен в хорах, оформленных сиденьями в барочном стиле, и сделан из великолепного черного мрамора. Этот алтарь был создан выдающимся мастером Йоганном Якобом Поком, а на нем висят картины «Святой Стефан, побиваемый камнями» и «Успение Марии», которые написал Тобиас Пок. Другой резной алтарь в готическом стиле со створками, который называется Винер-Нойштадским, подарил Собору Святого Стефана император Фридрих Третий в 1447 году, он привез его из церкви «Нойклостеркирхе» города Нойштадта.

Скульптуры Собора Святого Стефана – их здесь очень много, в основном, данные произведения искусства относятся к четырнадцатому-пятнадцатому векам. Особо впечатляет прекрасная статуя Мадонны в готическом стиле, созданная в 1320 году, она стоит рядом с колонной кафедры и называется «Мадонна для прислуги». Если вы зайдете в залу, расположенную при северной башне, то увидите оригинальную скульптуру «Бог зубной боли», внешнюю часть соборных хоров украшает ее точная копия.

Кафедра Собора Святого Стефана – это наиболее великолепный памятник позднеготического стиля Средневековья. Ее, в 1515 году создал Николаус Герхардт. Кафедра стоит на одной из колонн, по высоте она равняется четырем метрам, это великолепный образчик искусной резьбы по камню начала шестнадцатого века. Кафедра оформлена статуями четырех церковных учителей: Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Григория Великого. А себя мастер увековечил в виде автопортрета «Оконный зевака», прямо у подножия этой кафедры. Перила лестницы, поднимающейся на кафедру, украшает узор из жаб и ящериц из мрамора, которые чередуются, тем самым являются символом постоянной борьбы добра со злом.

Пёчская икона Девы Марии – главная священная реликвия Собора Святого Стефана в городе Вене. Она является чудотворной, а начало своей истории ведет с 1676 года. Эту икону заказал написать в честь своего освобождения из османского плена венгр Ласло Шигри, житель села Пёч. Икона была создана и помещена местной церквушки. Но с 1696 года у Пёчской иконы начали происходит различные чудеса исцеления. Экскурсоводы рассказывают, что согласно легенды, когда в 1697 году принц Евгений Савойский вел битву с турками на реке Тисе, все эти полмесяца из глаз Божьей Матери на иконе стекали слезы. Будучи наслышанным о разных чудесных вещах, который происходят у иконы, император Леопольд Первый решил перевезти эту икону в Собор Святого Стефана в Вену, а в Пёч оставил копию иконы, и тем не менее, даже список с нее является чудотворным, поэтому с давних пор в небольшое поселение, которое теперь называется Мариапёч, до сих пор приезжает много паломников. Икона с Пётчской Мадонной в Соборе Святого Стефана расположена в правом нефе около Певческого портала.

Колокола Собора Святого Стефана - это действующий собор, поэтому там имеется колокольня, расположенная внутри северной башни. В ее звоннице двадцать три колокола, но используются лишь двадцать, причем, каждый из них выполняет свою роль. Крупнейший колокол в Европе, который занимает второе место по размеру после колокола Кельнского собора, называется «Новый Пуммерин», он весит двадцать одну с половиной тонну и звонит одиннадцать раз за год, по самым большим праздникам: самый длинный его звон – десять минут. Одиннадцать колоколов собора располагаются внутри южной башни, и звонят каждый день во время проведения служб.

Орган Собора Святого Стефана – их три, и все они великолепны. Органы устанавливались в Штефансдоме в разные годы, вместо оригинального органа, сгоревшего в пожаре. Самый большой соборный орган имеет четырехрядную клавиатуру, десять тысяч трубок. Но на службах, чаще всего, играет средний орган, расположенный около алтаря. У него пятьдесят пять трубочных рядов. Кстати, в этом венском соборе постоянно проходят концерты классической или органной музыки, билеты на них можно купить на Площади Штефансплац или прямо в кассе собора. Чаще всего концерты идут в вечернее время, но приходить стоит за полчаса до начала мероприятия.

Адрес Собора Святого Стефана в Австрии: город Вена, площадь Stephansplatz, дом 3.

Как добраться до Собора Святого Стефана?

На метро: по линии U1, U3, доехать до остановки «Stephansplatz», расположенной в сотне метров от здания собора.

Часы работы Собора Святого Стефана: работает с шести утра до десяти вечера, с понедельника по субботу; - с семи утра до десяти вечера в воскресенье.

Собор туристы могут посещать самостоятельно или в экскурсионной группе с гидом. Если вы выбрали самостоятельное ознакомление с достопримечательностью, то в этом вам поможет аудиогид на русском языке.

Цена входных билетов и экскурсий в Собор Святого Стефана:

Экскурсия в катакомбы – получасовая, проводится с понедельника по субботу, с десяти утра до половины двенадцатого дня, затем с половины второго дня до половины пятого вечера; в воскресенье – с половины второго дня до половины пятого вечера. Цена взрослого билета в катакомбы Собора Святого Стефана – пять евро, для ребенка – два евро.

Экскурсия на Южную Башню собора и ее смотровую площадку - можно попасть с девяти утра до половины шестого вечера. Вход располагается снаружи справа. На смотровую площадку нужно подняться по триста сорока трем ступеням. Цена билета: для взрослого – четыре евро, для подростка от пятнадцати до восемнадцати лет – два евро, для ребенка от шести до четырнадцати лет – полтора евро.

Экскурсия на Северную башню Собора Святого Стефана с посещением смотровой площадки. Площадка работает с девяти утра до половины шестого вечера и с семи до половины десятого вечера. Цена взрослого билета- пять евро, детского – два евро. Вход на Северную башню находится внутри собора, в левой части. На Северную башню можно подняться на лифте.

Экскурсия с гидом по собору – с индивидуальным гидом экскурсию можно совершить с девяти утра до половины двенадцатого дня, с часу дня до половины пятого вечера, с понедельника по пятницу; - в субботу, воскресенье и по праздникам - с часу дня до половины пятого вечера. Если вы хотите присоединиться к постоянной экскурсии, которая проводится в соборе регулярно с понедельника по субботу, она проводится в течении получаса на английском языке, то приходите сюда к половине одиннадцатого, цена такой экскурсии – пять евро с каждого человека.

Вечерние экскурсии, совмещенные с прогулкой по крыше: детский билет – четыре евро, взрослый – десять евро.