Страстная неделя перед пасхой: какие молитвы читать. Какие молитвы нужно читать в страстную пятницу дома

Многие наверняка слышали, что знахари и целители относятся к празднику Пасхи и предшествующей ему Страстной неделе с особым почтением. Считается, что в эти дни заговоры и магические ритуалы обладают особой силой. В эти дни при помощи заговоров и веры в Господа можно вылечить безнадежно больных, оградить оберегами свою семью от всех бед и даже поправить свое материальное положение.

Заговоры для здоровья

Заговор от боли в костях

В понедельник Страстной недели необходимо купить кусок мыла. При этом сдачу не берут и спасибо не говорят. Когда принесете мыло в дом, надо, чтобы его подержал в руках “невинный “человек, лучше всего – ребенок. Можно мужчина или женщина, которые еще не состояли в браке. Затем забрать это мыло и вымыть им себе руки. При мытье рук надо говорить заговор:

“Как мыло с моих рук Вода Божья смывает,
Так пусть вся хворь
С тела моего убывает.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.”

Заговор от артрита, остеоартроза, ревматизма

Тем, кто страдает артритом, остеоартрозом, ревматизмом и так далее, необходимо во вторник Страстной недели встать на порог своего дома и три раза произнести молитву:

“Господи Боже, помоги!
Святая Богородица, благослови!
Выговариваю я
Из всех суставов мою боль,
Прогоняю я святой молитвою свою хворь.
Пойди хворь из моих рук и моих ног.
Переступи боль моя мой порог.
Будьте вы, мои слова,
Крепки и лепки,
До тела моего цепки.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.”

Заговоры от болезней

От различных заболеваний есть замечательные молитвы, но при этом надо иметь яйцо, оставленное с Пасхи и веточки вербы, оставленные с Вербного воскресенья. При освящении вербы надо следить, чтобы на землю не упала ни одна веточка. Иначе можете заболеть.

Заговоры от болезней

Веточками вербы дотрагиваются до больных мест и говорят:

“Святой Павел вербой махал,
От меня (имя) боль прогонял.
И как верно то, что люди Вербное воскресенье чтут,
Так же свято слово, что мои боли уйдут.
Аминь. Аминь. Аминь.”

Заговор от боли на пасхальное яйцо

Пасхальным яйцом катают по больному месту, говоря тридцать три раза:

“Христос воскрес, смертию смерть поправ.
Люди Господа восхваляют,
А Божьи слова мою боль отгоняют.

Аминь.”

Заговор для лечения суставов в Великий Четверг

” Как четверговая соль в воде тает,
Так пусть костяная хворь пропадает.
Чистый четверг, зайди на мой порог,
Очисти меня, рабу Божью (имя).
Во имя Отца и сына и Святого Духа. Аминь.”

Заговор для здоровья на пасхальной неделе

В четверг после Пасхи тоже можно поправить свое здоровье. Надо в емкость со святой водой заглянуть так, чтобы увидеть свое отражение, стать на колени над водой и читать:

“Чей лик в воде отразился,
Того бы лихомон усмирился.
Иди, хворь, на Марью Продовик,
С ней обручайся, а с (имя) не знайся.
Аминь. Аминь. Аминь.”

После этого воду вылить под дерево.

Для красоты и здоровья в Чистый четверг умываются с золота или серебра. Золото или серебро кладут в воду. В Великий Четверг.

Заговоры для красоты и здоровья

Для красоты и привлекательности необходимо в Великий четверг встать очень рано, бросить в воду серебряную монету, умыться заговоренной водой, утереться новым полотенцем. Слова заговора:

“Серебряной водой умоюсь,
Золотою ризою укроюсь.
Как денежки народ любит,
Так пусть и меня весь мир любит и голубит”.

Также существует заговор на красоту, который необходимо читать в среду Страстной недели. Выгляньте в окно и читайте, глядя на небо:

“Господи, Всемогущий Боже,
Создавший все из ничего!
Благослови и очисти мое тело,
Да будет свято и крепко твое дело.
Как у тела небесного ничего не болит,
Не ноет, не мозжит и огнем не горит,
Так бы и у меня мои косточки не болели,
Не ныли, не мозжили и не горели.
Вода Божья с небес спускается,
Тело от хвори мое очищается.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.”

“Шла я, раба Божья (имя), дорогой, вышла к глубокому синему морю,
Лицом к радости, спиной к горю.
В море синем плывет белорыбица – царица,
Никто в мире с красотой и здоровьем ее не сравнится.
Глаза у царицы стеклянные,
Плавники у нее оловянные,
Голова золотая, а душа ее лубяная.
Боли она ни своей, ни чужой не слышит,
Вода морская ее колышет,качает,
Никаких хворей она не знает.
Так бы и я (имя) хворей не знала,
Никогда не болела и не страдала.
На ныне, на века, на все светлые времена. Аминь.”

Обязательно оставьте свечу со Страстной пятницы. Она в дальнейшем может пригодиться, чтобы избавиться от прыщей. Надо взять эту свечу, измерить ее суровой ниткой, отрезать нить,заговорив, сжечь нить и свечу. Слова заговора:

“Как нитка суровая сгорит, так лицо мое от прыща освободит. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.”

Заговор на Пасху для тяжелобольного

Если у вас в доме или в больнице находится тяжелобольной человек, на Пасху надо обязательно пойти в храм, похристосоваться с батюшкой, обменявшись яйцами. С этим яйцом надо подойти к иконе Пресвятой Богородицы, перекреститься и говорить:

“Матушка Богородица – Христос Воскрес!
Пречистая Богородица, идем со мной
Ко мне домой, с нами Пасху справлять,
Раба Божьего (имя) исцелять.”

После этого надо идти домой, ни с кем не разговаривая. Дома это яйцо скормить больному. Обычно, этот больной живет еще год.

Заговор от туберкулеза

В третий день Пасхи можно подлечить туберкулез. Для этого с пасхальным яйцом идут на кладбище, находят могилку покойника с таким же именем, как у больного. Больной должен поцеловать яйцо и произнести следующие слова:

“Яичко святая Магдалена взяла,
Господу его подала.
Как то яичко гладко, без изъяна,
Так бы у (имя) легкие стали чисты,
Гладки без изъяна,
Без боли и без хвори.
Во веки веков. Аминь.”

До самого дома ни с кем не разговаривают. Нельзя оглядываться.

Существует много способов для привлечения удачи в Пасху и в Светлую седмицу. Например, для привлечения денег идут в третий день Пасхи в храм. Нужно оказаться самой первой из прихожан. Зажигают свечу у распятия Иисуса Христа и произносят:

“Как к этому кресту люди идут,
Так пусть ко мне большие деньги придут.
Ныне, вечно и бесконечно.”

На Пасху существует такой ритуал на удачу. Нужно первое яйцо, снесенное на Пасху, разбить в керамическую чашечку со словами: “Будь яйцо во мне, а удача на мне. Аминь.” Яйцо незамедлительно выпить. Господь вам подарит свою милость – удача вам будет сопутствовать весь год.

Для того, чтобы у вас водились деньги, нужно в Великий четверг пересчитать все деньги, которые имеются в доме. Тогда деньги обязательно привлекут другие денежки.

Заговоры для удачи и богатства

Чтобы в вашем доме царили счастье и благополучие, надо первое яйцо, которое на Пасху вы покрасили, отдать самому младшенькому в семье. При этом про себя говорить: “До тех пор, пока люди красить яйца будут, до той самой поры святые наш дом не забудут. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.”

При помощи пасхального кулича можно добиться уважения людей. Оставьте кусочек освященного кулича, которым разговлялись, носите его на себе девять дней, предварительно заговорив. а затем сьешьте, размочив в молоке. Слова заговора:

” Как с любовью люди в храме кулич держали, Святым Божьим словом благословляли, Так бы и меня, рабу божью (имя), С любовью принимали, Кланялись, как выйду, И на ноги вставали.”

Для материального достатка необходимо, чтобы в семье в Великий четверг периодически спрашивали друг у друга: “Деньги ведутся?” Ответ: “Ведутся, ведутся, девать некуда!”

Для удачи, для успеха, от беды в ночь со среды на чистый Четверг узелок с солью кладут в печь. Еще до восхода солнца забирают его и несут к любой воде (речке, колодцу, озеру), бросают соль в воду и говорят:

“Из соли лапти не плетут,
Из соли дорожку не ткут,
Никто соль врагом не считает,
Никто соли зла не желает.
В нее не стреляют, ее не секут,
Ни палками, ни кнутами ее не бьют.
Никто соль не судит, не убивает,
Никто смерти и порчи ей не желает.
Так бы и мне, Божьей рабе,
Быть, как соли четверговой, неуязвимой,
Ни зверем, ни человеком непобедимой.
И будьте слова мои лепки, И будьте дела мои крепки.
Как камень Алатырь крепок.
Как банный лист до голого зада лепок.
Ключ, замок, язык. Аминь.
Аминь Аминь.”

Если вас по жизни преследуют неудачи и пустота, если вам пожелали плохое, необходимо в Чистый Четверг, встав на колени и открыв крышку, заглянуть в темень погреба и громко сказать:

“Как жерло погреба не видать, так и лиху от худых слов не бывать.
Во имя Отца и Сына и Святого духа.
Ныне, присно и во веки веков. Аминь.”
Зажигать свет,фонарь, свечу нельзя.

Необходимо всегда почитать на Страстной неделе Пятницу Великого поста. Кто в этот день прочтет Сон Пресвятой Богородицы, тот никогда внезапной смертью не умрет. Божья милость его спасет от всех бед, тот проживет долгий и счастливый век.

“Крест – хранитель всей Вселенной.
Крест – церковная красота.
Крест – церквям держава.
Крест – верным утверждение.
Крест – ангелам слава.
Крест Христов от трех сложений,
Сон рабе твоей (имя) От Троицы единородного
Господа Нашего Иисуса Христа.
Пособи, Господи,
Победить врагов дьявольскую злую мысль.
Слава кресту твоему,
Поклоняемся, Владыка,
И Святое Воскресение Твое славим.
Спаси мя, грешницу, рабу твою(имя),
Всегда и ныне,
И присно, и во веки веков. Аминь. Жезл Твой.
Опочивала Пресвятая Богородица
В Вифлееме граде,
Чудесном марте месяце
В Божьей церкви, за престолом.
И пришел Господь к ней и рече:
“Мати моя Мария, Пресвятая Богородица, Спишь ты или не спишь?
Слышишь ли иль не слышишь?
Что во сне видишь?
Пробудись ото сна высшею славою,
И непобедимою здесь
В будущем веке сподоби
И даже радость бесконечная.
Не печали, не воздыхание, но жизнь вечная.
Святую Троицу и Мать прославляем.
Господа Бога моего Иисуса Христа величаем,
Всегда и ныне,
И присно, и во веки веков. Аминь.”

Молитва от воров в Страстную пятницу

Существует очень сильная молитва от врагов, которую надо читать обязательно только в Страстную пятницу:

“Во имя Отца и сына и Святого Духа.
Царь Ирод бьется, дерется,
Кровь проливает, никого не жалеет,
Никому не спускает.
Против злого человека
Есть Великий Стрелец – Бог Отец!
У Господа нашего Иисуса Христа солнце – лук,
Месяц – стрела.
Есть чем стрелять.
Никому не даст Господь меня обижать.
Господь Бог у меня впереди,
Богородица позади,
С ними я никого не боюсь.
С ними я никого не страшусь.
А вы, мои лиходеи – враги,
Вам спица в языки.
Каленые клещи в клыки,
И в поганые очи пески.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Заговор на Пасху для хорошей торговли

“Как в праздник полно в храме людей,
Так пусть полно будет их в лавке моей.
Кто в лавку мою войдет,
тот и товар мой весь заберет.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.”

Торговля пойдет успешно.

Заговор для людской милости

Можно для людской милости перед Пасхой подойти к храму, поклониться и произносить:

“Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Как нынче к Светлому празднику соберется народ,
Как много нынче православных к храму придет:
Креститься, смотреть на кресты золоченые,
Любоваться на яички и куличи печеные,
– Так бы чтобы глядели и любовались на меня
Старые бабы и старики, пожилые и молодые мужики,
Древние старухи, вдовы и молодухи,
Красные девицы, отроки и отроковицы,
Малые ребята, малые девчата.
Глядели. смотрели, любовались
На мою красоту удивлялись.
Казалась бы я им милей красного золота,
Светлей серебра белого,
Павой шла, в милость вошла.
Где я ступлю – там любовь и милость найду.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь Аминь.”

Заговор от беды на Пасху

Люди всегда обращались за помощью к Божьей милости.В этот великий Светлый праздник Христовой Пасхи нужно, услышав колокольный звон, перекреститься и сказать:

“Христос воскрес! Как не грызут колокол, не плетут косу из лебеды, так чтобы у меня (имя) Весь год не было горя и беды. Аминь.”

Рекомендуем к прочтению: Подготовка к празднику Пасхи

Как попросить прощения у умершего человека

Если вы чувствуете вину перед человеком, который уже умер, а вы при жизни не успели попросить у него прощения, то на Пасху можно это сделать. Надо прийти на могилу этого человека и прочитать три раза молитвы “Отче наш” и “Да воскреснет Бог.”

После прочтения молитв сразу же попросить прощение. В старину говорили, что покойники в этот день слышат каждое слово, обращенное к ним.

Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.

С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии.

Соучаствуя в страданиях Спасителя, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3, 10), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т. д.) и сами священнослужители облачаются в темные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной богослужебной практике обычно совершают великопостные богослужения в черных облачениях, сменяя их на светлые в Великую субботу. В некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается, сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в Страстную седмицу – в багряных – бордовых, цвета крови – в воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира Крови Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. Уже на вечерне в Неделю ваий она приглашает верных стекаться от высочайшего и священного Божественного праздника ваий на Божественный праздник честнóго, спасительного и таинственного воспоминания Страстей Христовых, видеть Господа, приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный характер.

В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужении понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Обряд совершается среди храма. При чтении протодиаконом соответствующего места из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает ноги сидящим по обе стороны уготованного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В кафедральном патриаршем соборе в Москве на литургии Великого четверга по преложении Святых Даров Святейшим Патриархом совершается по мере нужды освящение святого мира. Освящению мира предшествует приготовление его (чин мироварения), начинающееся в Великий понедельник и сопрождаемое чтением Святого Евангелия, положенными молитвословиями и песнопениями.

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице (лобызание Плащаницы). О выносе Плащаницы в Великую пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано. Говорится только об изнесении ее в Великую субботу после великого славословия. Не говорится о Плащанице в службе пятницы и в древнейших уставах греческих, южнославянских и древнерусских. Предположительно, обычай износить Плащаницу на великой вечерне Великой пятницы получил у нас начало в XVIII веке, позже 1696 года, когда при патриархах Московских Иоакиме и Адриане было завершено редактирование Типикона в нашей Церкви.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Богослужения в эту беспримерную и незабвенную во все века жизни человечества субботу начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни так называемой пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений – на пасхальной заутрени.

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: «Славно бо прослáвися». Чтение паримий заключается песнью трех отроков: «Гóспода пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола поются, вместо «Аллилуиа», семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни΄, Боже, суди΄ земли΄».

Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды, и затем читается Евангелие от Матфея, зач. 115. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человéча». Великий вход совершается около Плащаницы. Вместо «О тебе радуется» – ирмос 9-й песни канона Великой субботы «Не рыдай Менé, Мати». Причастен – «Востá, яко спя, Господь и воскрéсе, спасáяй нас». Заамвонная молитва читается за Плащаницей. Всё остальное бывает по чину литургии святого Василия Великого. По отпусте литургии непосредственно совершается благословение хлебов и вина. Этот обряд напоминает о древнем благочестивом обычае христиан ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний апостольских. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, и предстоявшего бдения, Церковь подкрепляла силы верных благословенными хлебом и вином.

Страстная неделя перед Пасхой в 2017 году продолжается с 10 по 16 апреля. В этот период особое внимание стоит уделить своему духовному состоянию и посвятить время молитвам.

Истинная вера поможет душе каждого освободиться от негативаи впустить в сердце Господа.

Молитва в Великий понедельник



«Господи Иисусе! Душой и сердцем всегда с Тобой каждый грешный на этой Земле. Возмолимся Тебе, вспоминая жертву Твою для всего рода человеческого. Милостью Твоей да обретем душевный покой, избавимся от демонов, нас с верного пути совращающих. Житие наше грешное, но Тобой управляемое, избавится от темноты и непросветленности. Аминь».

Молитва в Великий вторник

«Источник жизней наших, Господи! Услышь молитвы мои, к Тебе обращенные. Очисть меня от согрешений, спаси меня от помыслов нечистого. Источник жизни своей нашел я в молитвах к Тебе, Господи. Покаянно и смиренно прошу простить меня за свои поступки неблагочестивые, взываю к Святой Троице о защите и покровительстве надо мной. Аминь».

Молитва в Великую среду

«Леность свою осознаю, радуюсь каждому дню, прожитому во кресте. Велико мое покаяние. Даруй, Господи, страдания за нас принявший, спаси нас. Милость Твоя да распространится над челом каждого, войдет в души, смирит смятение и крик диавольский. Озарит светом небесным путь во тьме, да проведет нас путем безгреховным. Аминь».

Молитва в Великий четверг

«Слава Тебе, Господи! Помяни меня, грешного, в Царстве Твоем. Не позволь проискам нечистого поведать тайны и секреты Твои, запри на замок уста мои дерзновенные. Дай насладиться светом, с Небес исходящим, проникнуться мудростью в веках и научить сыновей и дочерей своих жить в праведности и безгреховности. Аминь».

Молитва в Великую пятницу

«Молитвой праведною да смирением христианским молю Тебя, Господи. Благослови меня на дела безгрешные, дай сил бороться с проявлениями негативными, не винить обидчиков своих и ставить их наказание на Волю Твою. Праведными молитвами воскрешаю Тебя ежедневно, молю за весь род людской, даруй нам всепрощение. Аминь».

Молитва в Великую Субботу



«Слава Господу нашему за Крест, за смерть Христа, за Воскресение Святое. Нет больше преград душе праведной, ибо смерть - лишь сон и упокоение. Помолимся же за души наши, за мир на Земле грешной, против козней дьявольских. Да не оставит нас Господь в наших метаниях, укажет дланью путь чрез темноту да к свету Божьему. Благослови нас, Господи. Аминь».
Завершает Страстную неделю Светлая Пасха, праздник Воскресения Христова. В этот день православные христиане радуются этому событию, прославляют Господа и приветствуют друг друга словами: «Иисусе Воскресе! Воистину Воскресе!».
Молитвы и обращение к Небесам каждый день дают нам великую силу противостоять негативу, что окружает нас. С их помощью мы просим прощения и благословения, защищаем себя от болезней и робости, помогаем детям нашим.

До Пасхи остается меньше недели. Последние дни именуются Страстными или Великими. В этот период Церковь погружается в Евангелие и вспоминает последние дни пребывания Господа на земле.

Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда

Страстная седмица начинается в Великий понедельник, а Великий понедельник начинается вечером в воскресенье. Сначала – вечерня, закрывающая праздник Входа Господнего в Иерусалим, а затем – новый день, утреня понедельника.

Три утрени подряд Церковь будет прославлять Христа – Жениха Церкви тихим и кротким тропарем, который в течение года слышен только на полунощницах:

Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / Блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.

(Хор Валаамского монастыря)

(Женский хор. Диск “Время поста и молитвы”)

Чертог Твой. Бортнянский

  • Страстная седмица: как совместить работу, службы и подготовку к Пасхе…

В Понедельник Страстной седмицы вспоминается ветхозаветный персонаж – целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода. Чтобы подчеркнуть трагичность этого символа, Церковь предлагает вспомнить почти всю 21 главу от Матфея (ст.18-44), включая притчу о злых виноградарях.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году . Если вы не успели посетить эти службы в течение Четыредесятницы, постарайтесь восполнить этот пробел!

  • Великий понедельник: Начало Великих дней (+ аудио, + видео)
  • Святые отцы

В Великий вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах.

  • Святые отцы

Великая среда – день предательства. Именно в память о предательстве Христа Иудой мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром.

Во вторник вечером в последний раз поют «Се, Жених…» В среду утром в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается . Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей, не будет до самой Пятидесятницы.

Вечером в среду совершается последняя большая исповедь, народу на ней будет очень много, поэтому лучше постараться исповедоваться заранее.

Во многих храмах больше исповеди не будет до конца Светлой седмицы.

  • Святые отцы
  • Великая среда: Если ты Его любил, почему продал, словно беглого раба?

Страстные дни

В Великий Четверг Церковь вспоминает – последней трапезе Спасителя со учениками. В этот день все православные причащаются святых Христовых таин.

Литургия Великого Четверга по чину святителя Василия Великого совершается в соединении с вечерней, поэтому будьте готовы к тому, что служба долгая.

После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви. Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. Он во образ Христа омывает ноги двенадцати священнослужителям. В ХХ веке в Русской Церкви обряд не совершался. Был восстановлен только в 2009 году Патриархом Кириллом .

Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы – одна из самых длинных и красивых служб в году, известная под названием « ». На ней вспоминаются Страсти Господни от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до положения Его Тела во Гроб.

  • Святые отцы

ОБЫЧАИ

Существует народный обычай в Великий Четверг готовиться к Пасхе: убирать дом, печь куличи и красить яйца. Лучше это сделать заранее. Между двумя службами, даже если вам удастся на этот день отпроситься с работы, лучше помолиться и отдохнуть. Пропускать же службы главных дней Страстной седмицы ради предпраздничной суеты совершенно недопустимо.

Великая пятница

Сам день Великой пятницы начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются Евангелия Страстей Господних. В середине дня (обычно – около двух часов пополудни) совершается вечерня с Выносом Плащаницы. Если вы работаете, возможно, вам будет удобно дойти до ближайшего храма во время перерыва на обед.

Кстати, обед в этот день не полагается, как и завтрак – день строго постный.

  • Песнопения Страстной пятницы. Будем погребать Господа…
  • Святые отцы
  • Святые дни на Афоне: Великая пятница и Пасха в Ватопедском монастыре

Великая суббота: Да молчит всякая плоть

Вечером в приходских храмах совершается утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы – долгая и светлая служба, вокруг богато украшенной цветами Плащаницы. В самом воздухе уже ощущается приближение Пасхи.

В некоторых храмах и монастырях (Троице-Сергиева Лавра, Данилов монастырь) Погребение Плащаницы совершается ночью . Литургически это более правильно, но физически выдержать такую службу непросто, тем более что сразу после нее начинается Литургия. Некоторые рассказывают, что удобнее всего после Выноса Плащаницы – подольше отдохнуть, к 23.00 приехать на ночную службу, которая продлится до 3-4 часов, а после нее отдохнуть 3-4 часа до начала Литургии Великой Субботы в любом приходском храме.

Литургия Великой Субботы – также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из фиолетовых постных в белые праздничные одеяния.

Эта служба призывает к молчанию и покою, ибо эта суббота – и есть день покоя, когда Сам Господь почил. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Вместо «Достойно есть» – ирмос 9 песни канона Великой Субботы: «Не рыдай Мене , Мати , зряще во гробе, Его же во чреве без семени зачала еси Сына: возстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

  • Святые отцы

После литургии начинается освящение куличей, яиц и пасок – обычно во дворах храмов. Принято не только освящать яства для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.

В Великую субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов.

А пасхальная служба начинается с чтения на полунощнице канона «Плач Пресвятой Богородицы», после которого Плащаница уносится в алтарь. Начинается Пасхальная заутреня – первая служба Светлого Христова Воскресения.

Страстной седмицей, или Страстной неделей, называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится .

«Все дни, – говорится в Синак-саре, – превосходит святая и великая Четыредесятница, но больше святой Четыредесятницы святая и великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия великая и святая Суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя...»

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста , первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братии своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквах совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предизображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по крестному пути Господа до светлого торжества Христова Воскресения.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к Страстям Христовым. В соответствии с тем, что пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь впервые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как впервые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к Страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все богослужение, – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства – неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю – переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно Страждущего, Поруганного и Распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах; полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви из-за большого количества читаемого многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением... Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет – и присутствие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит – размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен... Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве? И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодой; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это... Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.

Путь Страстной седмицы – путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря – говения для достойного причащения Святых Тайн в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется Жених душ (), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на Кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия Креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни, как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы – оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих, Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы; одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.