В каком украинском городе хранятся часы ататюрка. Турецкий реформатор Ататюрк Мустафа Кемаль: биография. Военная и политическая карьера

Мустафа Кемаль Ататюрк ; Гази Мустафа Кемаль-паша (тур. Mustafa Kemal Atatrk; 1881 - 10 ноября 1938) - османский и турецкий реформатор, политик, государственный деятель и военачальник; основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции; первый президент Турецкой Республики, основатель современного турецкого государства.

Возглавив после поражения (октябрь 1918) Османской империи в Первой мировой войне национально-революционное движение и войну за независимость в Анатолии, добился ликвидации марионеточного правительства султана и оккупационного режима, создал новое, основанное на национализме («суверенитете нации»), республиканское государство, провёл ряд серьёзных политических, социальных и культурных реформ, таких как: ликвидация султаната (1 ноября 1922), провозглашение республики (29 октября 1923), упразднение халифата (3 марта 1924), введение светского обучения, закрытие дервишских орденов, реформа одежды (1925), принятие нового уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу (1926), латинизация алфавита, очищение турецкого языка от арабских и персидских заимствований, отделение религии от государства (1928), предоставление избирательных прав женщинам, отмена титулов и феодальных форм обращения, введение фамилий (1934), создание национальных банков и национальной промышленности. Как председатель Великого национального собрания (1920-1923) и затем (с 29 октября 1923) как президент республики, переизбиравшийся на этот пост каждое четырёхлетие, а также как несменяемый председатель им созданной Народно-республиканской партии, приобрёл в Турции непререкаемый авторитет и диктаторские полномочия.

Происхождение, детство и образование

Родился в 1880 или 1881 году (достоверных сведений о дате рождения нет; впоследствии Кемаль выбрал датой своего рождения 19 мая - день начала борьбы за независимость Турции) в квартале Ходжакасым оттоманского города Салоники (ныне Греция) в семье мелкого лесоторговца, бывшего таможенного служащего Али Рыза-эфенди и его жены Зюбейде-ханым. Доподлинно неизвестно происхождение его отца, некоторые источники утверждают, что его предки были турками-переселенцами из Сёке,другие это опровергают, в семье говорили по-турецки и исповедовали ислам, хотя среди противников-исламистов Кемаля в Османской империи было распространено мнение, что его отец принадлежал к иудейской секте дёнме, одним из центров которой был город Салоники. Он и его младшая сестра Макбуле Атадан были единственными детьми в семье, дожившими до взрослого возраста, остальные умерли в раннем детстве.

Мустафа был активным ребёнком и обладал вспыльчивым и чрезвычайно независимым характером. Общению со сверстниками или сестрой мальчик предпочитал одиночество и независимость. Он нетерпимо относился к мнению окружающих, не любил идти на компромиссы и всегда стремился следовать выбранному для себя пути. Привычка прямо высказывать всё, что он думает, принесла Мустафе в дальнейшей жизни немало хлопот, и с ней он нажил многочисленных врагов.

Мать Мустафы, ревностная мусульманка, хотела, чтобы её сын изучил Коран, но её муж, Али Рыза, склонялся к тому, чтобы дать Мустафе более современное образование. Супруги никак не могли прийти к компромиссу, и поэтому, когда Мустафа достиг школьного возраста, его сначала определили в школу Хафыза Мехмет-эфенди, располагавшуюся в квартале, где жила семья.

Его отец умер в 1888 году, когда Мустафе было 8 лет. 13 марта 1893 года он, согласно своему устремлению, будучи 12-и лет, поступил в подготовительную военную школу в Салониках Selnik Asker Rtiyesi, где учитель математики дал ему второе имя Кемаль («совершенство»).

В 1896 году был зачислен в военную школу (Manastr Asker dadisi) в г. Битола в Македонии.

13 марта 1899 года поступил в Оттоманский военный колледж (Mekteb-i Harbiye-i ahane) в Стамбуле, столице Османской империи. В отличие от прежних мест учёбы, где господствовали революционные и реформаторские настроения, колледж был под жёстким контролем султана Абдул-Хамида II.

В том, что евреи уничтожили в 1923 году Оттоманскую империю, лиц оной национальности обвиняли всегда и обвиняют сегодня не без оснований.
После ее развала Франция получила Сирию (которая тогда включала Ливан), Великобритания Ирак и Палестину (которая тогда включала и территорию нынешней Иордании). А оставшаяся часть территории сверхдержавы средневековья превратилась в новое государство под названием Турция.
И править этим государством стал Кемаль Ататюрк. «Ататюрк» в переводе означает «отец турок», что совершенно справедливо. Ибо он не только ввел в обиход сами названия «Турция» и «турки». Для новорожденного народа он ввел алфавит с латинскими буквами (в Оттоманской империи пользовались буквами арабскими).
В 1925 году он провел радикальную реформу головных уборов и одежды. Так родился национальный турецкий костюм. А в 1934 году он ввел в новом государстве для его граждан фамилии, принцип создания которых сам и придумал. Так возникли исконно турецкие фамилии. Ввел он в новообразованном государстве и европейские системы времени, календаря и других мер измерения (1925-31 годы).
А вот законы шариата, которые казались незыблемыми, отменил ко всем чертям. Впрочем, отменой меджелле (свода законов, основывающихся на шариате) он яро занимался все годы своего правления, хотя исламский дух из созданного им народа так до конца и не выбил. Хотя всякие там титулы, дервишеские органы, гаремы и прочую чепуху, на которой веками строилась Блистательная Порта, он отменил безжалостно. И даже столицу перенес из Стамбула в Анкару (Ангору), чтобы отрезать старую элиту от власти.
Он даже геноцид армян 1915-16 годов осудил в резких тонах. Хотя сам в его проведении так же участвовал. Впрочем, это было единственное его нововведение, которое потом забылось.
Как вы понимаете, столь буйный и последовательный реформатор не мог не быть евреем. И действительно, Кемаль Ататюрк был донме (хотя школьный курс турецкой истории приписывает ему другое происхождение).
А кто такие донме? «Донме» (тур. d;nme, буквально - отступники) - секта в исламе, созданной в 17 веке последователями Шабтаем Цви. Были такие богоискатели на почве секса в среде польских евреев. После ряда перипетий часть из них типа приняла ислам и поселилась в Салониках.
Шабтай Цви заменил 10 общепринятых заповедей новым религиозным катехизисом из 18 пунктов, исключив из него завет «не прелюбодействуй». И ввел особый праздник донме - Праздник Овцы, который отмечаемый в ночь с 21 на 22 еврейского месяца адар. Суть этого празднества заключается в том, что несколько женатых пар едят новорожденных овец. После чего тушат свет и ложатся спать все вместе друг с другом. Дети, рожденные от такого союза, считаются у донме святыми.
Суть саббатианства заключается в клиппот. Чтобы достичь всеобщего счастья, полноценной жизни отдельного человека и гармонии между людьми в отношениях на личном уровне и шире, в обществе, люди должны, по Саббату (так в Европе называли Шабтая Цви), пройти максимальные страдания или, как вариант, опуститься на самое дно и побыть моральными уродами (опуститься в клиппот - зло ивр.). А уж там, в дерьме, осознать, что тиккун (исправление ивр.) - это единственно правильное.
Это в теории. На практике это вылилось в появлении в общинах народных традиций пьянок-гулянок и оргий - (опускание в клиппот). Также в саббатианстве развит культ проповедников, которых считают миссиями - новыми Шабтаями. Нетипично для классического иудаизма, где почитаются только ветхозаветные пророки. А уж все эти раввины, цадики (праведники ивр.), подвижники, мудрецы за историю выдающиеся, но всё же люди как люди.
Но, при этом, донме выполняют многие заповеди иудаизма и женятся только друг на друге и по сию пору. А все могло быть по-другому.
Основная часть донме, около 16 000, после окончания Первой Мировой Войны жили в Салониках. Во время обмена населением между Грецией и Турцией в 1924 году донме попросили раввинов Салоник, желая избежать возвращения в Турцию, разрешить им вернуться в иудаизм. Однако раввины Салоник донме обратно в евреи не приняли.
Свое решение раввины объяснили тем, что дети, родившиеся после ночей Праздника Овцы, считаются по еврейскому закону мамзерим, т.е. незаконорожденными, родившимися у замужней женщины не от ее мужа. Хотя логики я тут не вижу, потому что и мамзерим являются точно такими же евреями, как и не мамзерим - и тех и других родила мать-еврейка.
И донме уехали в Турцию, прочно вошли в ее политическую и культурную элиту, не смотря на свою малочисленность. А евреев Салоник в 1942 году немцы убили всех. Раввины вообще часто поступают правильно, хотя это не всегда сразу бывает очевидно.
Но вернемся к временам распада Оттоманской империи. Донме никогда не забывали, что они евреи и очень сочувствовали сионистскому движению. И были крайне недовольны политикой султана Абдул-Хамида за то, что он препятствовал деятельности Теодора Герцля по переселению евреев во входившую тогда в Оттоманскую империю Палестину. А потому активно включились в революционную борьбу против прогнившего султанского режима. В среде младотурок, на первоначальном этапе их деятельности, значение донме было очень значительно. Хотя, в действительности, именно донме способствовали тому, что турецкие власти разрешили евреям из восточной Европы переселятся в Палестину в начале 20-го века.
После прихода младотурок во власть донме, естественно, заняли серьезные позиции во главе властной пирамиды. Кроме самого Ататюрка, донме были три министра первого турецкого правительства (Нужет Фаика, Мустафа Арифа и Мехмет Джавида). Сам Мустафа Кемаль дал очень интересный ответ на прямой вопрос одного из своих близких друзей Нури Чонкера (Nuri Conker) по поводу своего происхождения. Кемаль ответил: «Некоторые обо мне говорят, что я еврей, потому что родился в Салониках. Но не надо забывать, что и Наполеон был итальянцем из Корсики, хотя умер как француз и как таковой вошел в историю». (For me as well as some people want to say that I’m a Jew – because I was born in Salonica. But it must not be forgotten that Napoleon was an Italian from Corsica, yet he died a Frenchman and has passed into history as such.)
Исламисты в Турции ненавидели и ненавидят донме люто. В частности, один из самых страстных и авторитетных антисемитов сегодняшней Турции, Мехмет Сакат Аяги, обнародовал «Протоколы «красных». В Турции донме называют «красными турками», а обычных этнических турок, называют «черными турками». Это вызвано тем, что донме часто рыжие и белокожие, в отличие от жгучих брюнетов истинных турок. Так вот в «Протоколах «красных» программными целями донме объявляются «отключение турецких женщин от исламской культуры», «пропаганда бикини и отказа от чадры» и т. д.
Что, кстати, правда. В турецкой культуре и средствах массовой информации донме представлены чрезвычайно широко и всегда выступают за «западные ценности» вообще и бикини в частности. Что и не удивительно, потому что идеалы сексуальной свободы им были свойственны еще со времен Шабтая Цви.
Поэтому сегодня, во времена ползучей исламской революции в Турции, дня не проходит без того, чтобы тот или другой настроенный исламски орган массовой информации не предупреждали бы турецкий народ об опасности космополитизма, исходящий от донме. Этих продажных девок американского империализма, который, как известно игрушка в руках могущественного еврейского лобби. Ибо истинной целью оных девок является распад Турции на маленькие национальные государства (курдов, алавитов и т. д.), оставив самим туркам клочок земли вокруг Стамбула.
Именно донме, кстати, способствовали в 1997 году падению исламистского правительства Неджметина Арбакана. Что сегодня им вменяется в вину крайне активно так как нынешние правители Турции являются политическими последователями Арбакана.
А в Израиль, кстати, донме уехать права не имеют. Хотя без их помощи сионистский проект вряд ли бы состоялся. Потому что Израиль предоставляет гражданство только евреям, которые исповедуют иудаизм или не исповедуют никакую религию вообще. А донме все-таки мусульмане.

КЕМАЛЬ ПАША, Гази Мустафа \(Ататюрк\)

(1880-1938) - выдающийся турецкий политический и государственный деятель, основатель Турецкой республики. Родился в мелкобуржуазной семье в Салониках. Получил высшее военное образование. В 1905 по окончании Стамбульской академии генерального штаба К. подвергся репрессиям за пропаганду против деспотизма Абдул-Хамида II (см.). Находясь на военной службе в Сирии (1905-07) и Македонии (1907-09), К. участвовал в подготовке и проведении младотурецкой (революции 1908-09, но затем, вследствие разногласий с лидерами комитета "Единение и прогресс", в особенности с Энвером (см.), временно отошёл от политической деятельности. Он отличился в триполитанской и второй балканской войнах и в 1913-14 состоял военным атташе в Болгарии. Являясь противником иностранного контроля над Турцией, осуждал прогерманскую политику Энвера, назвав приглашение в Турцию миссии Лимана фон Сандерса (см.) "национальным оскорблением". К. также возражал против вступления Турции в первую мировую войну на стороне Германии.

В 1915 К. командовал в чине полковника группой дивизий на дарданелльском фронте, где удачно осуществил, вопреки указаниям Лимана фон Сандерса, собственный план обороны Галлиполийского полуострова. В 1916 он был произведён в генералы и отправлен на Кавказский фронт. Русский генеральный штаб в своих отзывах о командном составе противника особо выделял К. из числа остальных турецких генералов, как "наиболее популярного, храброго, талантливого, энергичного и в высшей степени самостоятельного", отмечая также, что К. хотя и "приемлет программу младотурок", но "презирает членов комитета" и является "опасным соперником Энвера". В 1917 К. был назначен командующим армией в Сирии, но вскоре вступил в конфликт со своим непосредственным начальником, германским ген. фон Фалькенгайном, из-за его вмешательства во внутренние дела Турции и подал в отставку. Весной 1918 К. сопровождал принца (впоследствии султана) Вахидеддина в поездке на Западный фронт в германскую главную ставку. Убедившись в безнадёжности военного положения Германии, К. пытался склонить Вахидеддина к удалению Энвера с поста вице-генералиссимуса и к разрыву союза с немцами, но Вахидеддин сообщил об этом Энверу, и К. был снова отправлен на сирийский фронт.

Мудросское перемирие (см.) застало К. в Алеппо. Приняв командование над остатками разгромленных турецких армий в северной Сирии, К. намеревался удержать хотя бы те районы, которые к моменту перемирия не были заняты противником, в частности Александретту. Однако великий визирь Ахмед Иззет паша предписал ему не препятствовать вступлению английских войск в Александретту, т. к. английское командование в обмен на эту "любезность" обещало облегчить для Турции условия перемирия. К. в ответ телеграфировал, что он "лишён надлежащей деликатности, чтобы оценить как джентльменство английского представителя, так и необходимость отвечать на него указанной любезностью", и, подав в отставку, возвратился в Стамбул. В мае 1919, после бесплодных попыток побудить султана, парламент и Порту к противодействию агрессивным планам Антанты, направленным на расчленение Турции, К. выехал в Восточную Анатолию в качестве инспектора III армии с официальной миссией ликвидировать начавшееся там национальное движение, а в действительности - с целью принять в нём активное участие.

К этому времени на западе и на юге Анатолии уже действовали против оккупантов крестьянские партизанские отряды, а во многих вилайетах создались общественные организации, требовавшие сохранения за Турцией её земель. Эти выступления производились без общего плана и руководствам рамках локальных интересов: на востоке Анатолии-против дашнаков, на юго-востоке-против курдского сепаратизма, на севере-против проекта создания греческой "Понтийской республики", на западе-против оккупации Измира греческой армией и т. д. К. поставил своей задачей объединение этих разрозненных национальных сил, имея в виду необходимость общенародной борьбы с империализмом Антанты, как с главной угрозой целостности и независимости Турции.

Вскоре К., благодаря широте своего интеллектуального и политического кругозора, патриотизму, твёрдой воле и незаурядному военному таланту, сделался общепризнанным руководителем национально-освободительного движения. В немалой степени этому способствовало и то, что во время мировой войны он открыто враждовал с Энвером, протестовал против подчинения Турции немцам, не участвовал ни в каких спекуляциях и был единственным турецким генералом, не испытавшим поражения на поле битвы.

Уже начальные шаги К. в Анатолии вызвали беспокойство английских оккупационных властей и Порты. По требованию англичан султан 8. VII 1919 издал указ "об окончании функций инспектора III армии Мустафы Кемаля паши". В ответ К., отказываясь возвратиться в Стамбул, но вместе с тем не желая оказаться нарушителем воинской дисциплины, вышел в отставку. С этого времени он открыто возглавил анатолийское национально-освободительное движение, получившее впоследствии по его имени название "кемалистского". Под руководством К. были проведены в 1919 Эрзерумский конгресс и Сивасский конгресс (см.), выработан "Национальный пакт", созданы в 1920 Великое национальное собрание Турции и его исполнительный орган- анкарское правительство. Султан и Порта объявили К. мятежником. 9. VIII 1919 К., именуемый в султанском указе "Мустафа Кемаль бей", был исключён из списков армии и лишён всех чинов, титулов и орденов. 11. V 1920 К. (на этот раз просто "эфенди") был заочно приговорён военным судом в Стамбуле к смертной казни.

К. принадлежала главная заслуга в организации вооружённого сопротивления англо-греческим интервентам, пытавшимся навязать Турции Севрский договор (см.). Под его руководством была одержана в 1921 победа на р. Сакарья, за которую Великое национальное собрание наградило его титулом "Гази" ("Победитель") и возвело в чин маршала. Год спустя, в августе-сентябре 1922, турецкая армия под командованием К. нанесла грекам окончательное поражение, повлекшее за собой почётное для Турции Муданийское перемирие (см.) и затем - Лозаннский мирный договор 1923 (см.).

К. возглавил также революционную борьбу против султана и феодально-компрадорских элементов. Кемалистская революция ограничилась рамками буржуазно-национальных преобразований, главным образом в области государственного строя, права, культуры и быта, не внеся существенных изменений в положение основного производительного класса страны - крестьянства. Но и эти преобразования в сочетании с военной победой над империалистической интервенцией позволили Турции перейти от прежнего, полуколониального существования к независимости. Важнейшие реформы были осуществлены по инициативе и под непосредственным руководством К. К их числу относились: уничтожение султаната (1922), провозглашение республики (1923), упразднение халифата (1924), введение светского обучения, закрытие дервишских орденов, реформа одежды (1925), принятие нового уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу (1926), латинизация алфавита, отделение церкви от государства (1928), предоставление избирательных прав женщинам, отмена титулов и архаических форм обращения, введение фамилий (1934), создание национальных банков и национальной промышленности, строительство железных дорог, выкуп иностранных концессий и т. д. Как председатель Великого национального собрания (1920-23) и затем (с 29. X 1923) как президент республики, неизменно переизбиравшийся на этот пост каждое четырёхлетие, а также как несменяемый председатель им созданной Народно-республиканской партии К. приобрёл в Турции непререкаемый авторитет. В 1934 Великое национальное собрание присвоило ему фамилию Ататюрк, что означает "Отец турок".

Внешнеполитическая концепция К. вытекала из его стремления создать на развалинах прежней феодально-теократической Оттоманской империи независимое турецкое национальное государство. Поэтому К. отвергал младотурецкие тенденции панисламизма и пантюркизма, расценивая их как антинациональные. При обсуждении халифатского вопроса он указывал, что Турции незачем брать на себя бремя забот о всём мусульманском мире. "Народ новой Турции, - говорил он, - не имеет никаких оснований думать о чём либо другом, как только о собственном существовании, собственном благополучии". По определению К., Турции надлежало вести "строго национальную политику", а именно: "трудиться в пределах наших национальных границ, опираясь прежде всего на нашу собственную силу и охраняя наше существование, во имя действительного счастья и процветания народа и страны; ни в коем случае не отвлекать народ несбыточными чаяниями и не вредить ему этим; требовать от цивилизованного мира культурного и человеческого обращения и взаимной дружбы". Эти принципы являлись для К. в период национальной войны (1919-22) основой его внешней политики и дипломатии. С первых дней пребывания в Анатолии он выдвинул требование об освобождении Турции от империалистического контроля. Исходя из этого, он настаивал на образовании национального центра в глубине страны, "вне надзора Стамбула и вне влияния и воздействия иностранных держав". Тогда же он указывал своим сторонникам, что державы Антанты проявят уважение к Турции лишь в том случае, "если нация им продемонстрирует, что она сознаёт свои права и готова единодушно, невзирая на жертвы, защищать их от всякого посягательства". На Сивасском конгрессе К. высказался против американского мандата над Турцией и остальными территориями бывшей Оттоманской империи, отметив в частности, что население Анатолии не вправе выступать от имени арабов. После Лондонской конференции 1921 (см.) он дезавуировал Бекира Сами бея (см.), подписавшего с Францией и Италией конвенции, ограничивавшие суверенитет Турции.

Дипломатические методы, применявшиеся К. в этот период, были направлены главным образом на использование противоречий между империалистическими державами и на создание затруднений для Англии, являвшейся инициатором и руководителем интервенции в Турции. Так, напр., с целью привлечения к Турции симпатий мусульманских подданных держав Антанты, особенно мусульман Индии, К. выдвинул тезис, что национальные силы выступают не против, а в защиту султана-халифа. Несмотря на фактическую войну между Анатолией и султаном, К. объявил, что стамбульское правительство "скрывает правду от падишаха", а распоряжения падишаха только потому не подлежат исполнению, что он "находится в плену у неверных".

Другим средством дипломатического воздействия на Англию являлась для К. широкая гласность. Учитывая недовольство влиятельных английских кругов ближневосточной политикой Ллойд-Джорджа, К. стремился осведомлять европейское общественное мнение обо всех фактах антитурецкой деятельности британского правительства. В одной из своих инструкций К. отмечал, что англичане стараются вредить Турции тайно, а "наш (т. е. турецкий) метод состоит в том, чтобы внушать им, что всякая даже малейшая придирка с их стороны повлечёт за собой огромный шум во всём мире".

В то же время К. успешно использовал недовольство Франции Севрским договором, её противоречия с Англией и заинтересованность французских капиталистов в сохранении целостности Турции. Он лично вёл переговоры с Франклен Буйоном, завершившиеся подписанием 20. X 1921 франко-турецкого договора (см.) о прекращении Францией военных действий против Турции и о признании ею анкарского правительства.

Но самой важной внешнеполитической задачей К. считал в этот период обеспечение дружественных отношений с Советской Россией. Ещё в 1919 на Эрзерумском конгрессе он приводил в качестве примера, достойного подражания, антиимпериалистическую борьбу "русского народа, который, видя, что его национальной независимости угрожает опасность и что со всех сторон на него надвигается иностранное нашествие, единодушно поднялся против этих попыток мирового господства". 26. IV 1920, через три дня после открытия Великого национального собрания в Анкаре, К. отправил в Москву на имя В. И. Ленина письмо, в котором предложил установить между обеими странами дипломатические отношения и просил оказать Турции помощь в её борьбе против империализма. Когда на одном из заседаний Великого национального собрания, летом 1920, реакционные депутаты внесли запрос о характере отношений между анкарским правительством и "большевиками", К. ответил: "Это мы сами искали большевиков, и мы их нашли... Сношения с Советской республикой официально установлены". Осенью того же года К. в телеграмме, посланной Советскому правительству, писал: "Мне доставляет величайшее удовольствие сообщить вам о чувстве восхищения, испытываемом турецким народом по отношению к русскому народу, который, не удовлетворившись тем, что разбил свои собственные цепи, ведёт уже более двух лет беспримерную борьбу за освобождение всего мира и с энтузиазмом переносит неслыханные страдания ради того, чтобы навсегда исчезло угнетение с лица земли". Через год, выступая в Великом национальном собрании с сообщением о победе на р. Сакарья, К. заявил: "Мы с Россией - друзья. Ибо Россия раньше, чем кто-либо иной, признала наши национальные права и проявила к ним уважение. При этих условиях как сегодня, так и завтра, да и всегда Россия может быть уверена в дружбе Турции".

С окончанием национальной войны внешняя политика Турции стала терять антиимпериалистический характер, а затем и вовсе утратила его. По мере развития этого процесса изменялась и дипломатия К. Во время Лозаннской конференции 1922-23 К. дал турецкой делегации директиву: "добиться полного признания в широкой и удовлетворяющей нас форме нашей независимости и наших прав в вопросах финансовых, политических, экономических, административных и других". Но одновременно, надеясь получить поддержку от Англии в финансовых и экономических вопросах (в которых была заинтересована больше всего Франция) и добиваясь быстрого подписания мирного договора с целью скорейшей эвакуации иностранных войск из Стамбула, К. пошёл на существенные отступления от прежних принципов: он согласился на установление невыгодного для Турции и других черноморских стран режима проливов (см.), дал согласие на отсрочку решения мосульского вопроса и пр. В дальнейшем изменения внешнеполитической линии К. проявились в дипломатических комбинациях, проводившихся Арасом (см.), и в некоторых выступлениях самого К., свидетельствовавших о постепенном сближении Турции с империалистическими державами.

Тем не менее свои основные взгляды на внешнюю политику Турции К. сохранил до конца своей жизни. Подчёркивая разницу между национальным турецким государством и бывшей Оттоманской империей, он в 1931 заявлял: "Нынешние балканские государства, включая Турцию, обязаны своим рождением историческому факту последовательного расчленения Оттоманской империи, в конце концов погребённой в могиле истории". Выступая против развивающихся агрессивных тенденций гитлеровской Германии, К. в 1935 заявил в интервью, данном американскому журналисту: "Некоторые лицемерные руководители превратились в агентов агрессии. Они обманули народы, которыми управляют, извратив национальные идеи и традиции..." В 1937 К. опубликовал предупреждение по адресу фашистских агрессоров, указав, что, "кто нападёт на балканские границы, тот обожжётся". Он подчёркивал необходимость обеспечения коллективной безопасности и высказывался против нейтралитета в его прежнем значении, т. е. против одинакового отношения к агрессору и к жертве агрессии.

Дружбу с Советским Союзом К. считал необходимой гарантией независимости Турции. В ежегодных президентских речах (при открытии сессии Великого национального собрания) он уделял отношениям с СССР видное место. Эти отношения он неизменно характеризовал как важнейший элемент турецкой внешней политики. Будучи главой государства, К. не посещал иностранных миссий, но делал из этого правила единственное исключение для советского посольства.

В одном из своих, самых последних по времени, парламентских выступлений, в ноябре 1936, отмечая, что согласно конвенции, подписанной в Монтре (см.), "отныне воспрещён проход через проливы кораблям какой бы то ни было воюющей державы", К. подчёркивал "с исключительным удовлетворением", что между Турцией и её "великим морским и сухопутным соседом" существует и продолжает нормально развиваться искренняя дружба, "доказавшая уже на протяжении 15 лет свои достоинства".

Даже в самые последние дни своей жизни К. указывал, в виде политического завета своим будущим преемникам, на необходимость сохранения и развития дружбы с СССР.

После смерти К., при новом президенте Инёню (см.) и его министрах Сараджоглу, Менемеджиоглу (см.) и др., внешняя политика Турции, отойдя от принципов К., пошла по реакционному и антинациональному пути.

Литература: Ata türk\"ün söylev ve demecleri. Istanbul. 1945. 398 s. - Nutuk, Gazi Mustafa Kemal tarafindan. Gilt 1-317 s., eilt 11-345 s., cilt III-348 s. Istanbul. 1934. (Русское издание: Мустафа Кемаль. Путь новой Турции. Т. 1-480 с, т. II-416 с, т. III-488 с., т. IV- 571 с. М. 1929-1934). Atatürk 1880-1938. Ankara. 1939. 64 s. - Mельник, А. Турция. M. 1937. 218 с.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Мустафа Кемаль Ататюрк

Даже если вы никогда не были в Турции, то наверняка слышали это имя. Тот же, кто уже успел там побывать, конечно, вспомнит многочисленные бюсты и памятники, портреты и плакаты, увековечивающие память этого человека. А сколько учреждений, учебных заведений, улиц и площадей в различных городах Турции названы этим именем, наверное, никто и не сосчитает. Для людей нашего поколения во всем этом есть что-то до боли знакомое и узнаваемое. Мы тоже помним многочисленных истуканов из мрамора, бронзы, гранита, гипса или другого подручного материала, воздвигнутых на улицах и площадях, в скверах и парках городов и поселков, украшающие детские садики, парткомы и столы различных президиумов. Впрочем, некоторые остались на свежем воздухе и до сих пор. И тоже в каждом кабинетике любого руководящего товарища от заплеванного колхозного правления в деревне Распердяево до роскошных кремлевских хором нас встречал лукавый прищур, врезавшийся в память с самыми первыми детскими впечатлениями. Почему же Мустафа Кемаль Ататюрк и сейчас национальная гордость и святыня турецкого народа, а Ильич у нас даже в анекдотах в последнее время упоминаться перестал? Безусловно, это тема для большого и серьезного исследования, но нам кажется, что простое сравнение двух высказываний этих, несомненно, выдающихся исторических деятелей дает в какой-то степени правильный ответ: «Какое счастье быть турком!» и «На Россию мне наплевать, ибо я большевик».

Человек, который считал, что быть турком - это счастье, родился в 1881 году в городе Салоники (Греция). По отцовской линии Мустафа Кемаль происходит из юрюкского племени Коджаджык, представители которого в XIV–XV веках переселились из в Македонию. Юный Мустафа , едва достигнув школьного возраста, лишился отца. После этого отношения с матерью у Мустафы Кемаля складывались не совсем просто. Овдовев, она вышла замуж вторично. Личность второго мужа категорически не устраивала сына, и они прекратили отношения, которые восстановились лишь после разрыва матери с отчимом. После окончания школы Мустафа поступил в военное училище. Именно в этом заведении учитель математики добавил к имени Мустафа имя Кемаль (Kemal — совершенство). В возрасте 21 года он становится слушателем Академии Генерального штаба в . Здесь увлекается литературой, особенно поэзией, сам сочиняет стихи. После окончания военной академии Мустафа Кемаль участвует в офицерском движении, которое называло себя “движением младотурок” и стремилось произвести коренные реформы в политической структуре общества.

Мустафа Кемаль проявил свои военно-стратегические способности на разных фронтах Первой Мировой войны - в Ливии, Сирии и особенно при защите Дарданелл от многочисленных сил англо-французской армии. В 1916 году он получает чин генерала и звание «Паши». Первая Мировая война заканчивается поражением и распадом Османской империи. Страны-победительницы - Англия, Франция, Греция и Италия оккупируют большую часть территории Турции. Именно в это время под руководством Мустафы Кемаля и начинается национально-освободительное движение турецкого народа против оккупантов. За победу над греческими войсками в битве при реке Сакарье (1921 год) ему присваивают чин маршала и титул «Гази» («Победитель»).

Война заканчивается в 1923 году победой турецкого народа и провозглашением независимого турецкого государства, а 29 октября 1923 года устанавливается республиканская власть в стране и первым президентом Республики Турция становится Мустафа Кемаль . Это было началом масштабных прогрессивных реформ, в результате которых Турция стала превращаться в светское государство с европейским обликом. Когда в 1935 году был принят закон, обязавший всех граждан Турции взять турецкие фамилии, Кемаль (по просьбе народа) принял фамилию Ататюрк (Отец турок). Мустафа Кемаль Ататюрк , долгое время болевший циррозом печени, скончался 10 ноября 1938 года в 9.05 утра в стамбульском . 21 ноября 1938 года тело Ататюрка было временно предано земле у здания в . После завершения строительства мавзолея на одном из холмов , 10 ноября 1953 года, останки Ататюрка с грандиозной церемонией погребения были перенесены на его последний и вечный погост.

Каждый политический шаг Ататюрка был просчитан. Каждое движение, каждый жест выверен. Он использовал данную ему власть не для получения удовольствий и не тщеславия ради, но как возможность бросить вызов судьбе. Есть мнение, что для достижения своих, несомненно, благородных целей Ататюрк считал, что все средства хороши. Но среди этих «всех средств» у него почему-то отсутствовали поголовные репрессии. Он сумел сделать Турцию светским государством, не прибегая к тотальным запретам. Ислам не подвергался никаким гонениям ни во времена Ататюрка , ни после, хотя сам Ататюрк был атеистом. И атеизм его был демонстративным. Это был политический жест. Ататюрк питал слабость к спиртным напиткам. И тоже демонстративно. Очень часто его поведение было вызовом. Вся его жизнь была революционна.

Его противники говорят, что Ататюрк был диктатором и объявил вне закона многопартийность, дабы получить абсолютную власть. Да, действительно, Турция его времени была однопартийной. Однако он никогда не был противником многопартийности. Он считал, что все слои общества имеют право и должны высказывать свое мнение. Но не получались тогда политические партии. Да и могли ли они появиться у народа, почти два столетия терпевшего поражение за поражением и утратившего национальное самосознание и гордость. Кстати, национальную гордость народу вернул также Ататюрк . В то время, когда в Европе слово «турок» употреблялось с оттенком пренебрежения, Мустафа Кемаль Ататюрк произнес свою великую фразу: «Не мутлу тюркюм дийене!» (турецк. Ne mutlu türk’üm diyene – Какое счастье быть турком!).

Сегодня имя Мустафы Кемаля Ататюрка знает без преувеличения каждый турецкий школьник. Его почитают как старшее, так и молодое поколение. Именно этому человеку всего за 15 лет своего правления удалось создать сильную, развитую и современную Турцию – такую, какой мы знаем ее сегодня. Давайте же поближе познакомимся с биографией этого великого турецкого реформатора и узнаем, какими делами он прославился на весь мир.

Гази-Мустафа Кемаль-паша родился в 1880 году в городе Салоники (сегодняшняя Греция) в небогатой семье. Точный день своего рождения Мустафа не знал и позже выбрал в качестве него 19 мая – дату начала борьбы за независимость Турции. Мать очень хотела, чтобы Мустафа воспитывался в традициях ислама и изучал Коран, а отец мечтал дать сыну современное образование. В результате, так и не придя к согласию по этому вопросу, родители отдали Мустафу в ближайшую школу, а в 12 лет (через 4 года после смерти отца) Мустафа по собственному желанию поступил в подготовительную военную школу. Именно здесь за успехи в учебе ему дали второе имя – Кемаль, что означает «совершенство». А вот фамилию Ататюрк («отец турок») Мустафа Кемаль получил намного позже – в 1934 году по предложению парламента.

Мустафа Кемаль в совершенстве владел немецким и французским языками, любил искусство во всех его проявлениях, но при этом с самого детства отличался строгим, своенравным и даже несколько упертым характером. Он привык добиваться своих целей и говорить правду в глаза, за что впоследствии нажил себе множество врагов.

Мустафа закончил военную школу в Македонии, Оттоманский военный колледж в Стамбуле и Оттоманскую академию генштаба. Сразу после окончания академии пережил арест и ссылку. Но это не сломило дух будущего реформатора и лишь напротив подвигло его на новые свершения.

Мустафа Кемаль служил в Сирии и Франции, а во время Первой мировой войны принимал активное участие в военных операциях – командовал турецкими войсками в битве на Чанаккале, препятствовал успеху британских сил при высадке в заливе Сувла, был предводителем 7-й армии и успешно оборонялся от атак английских войск. После окончания военных действий вернулся в Стамбул и поступил на работу в Министерство обороны.

Послевоенное время было самым тяжелым для Османской империи. В этот момент именно Мустафа Кемаль определил основные пути спасения отчизны. Одним из самых известных высказываний Ататюрка стало: «Полная независимость возможна только при экономической независимости». Именно этого он и старался добиться для граждан своей страны.

Для того чтобы рассказать обо всех реформах Мустафы Кемаля не хватит и двух статей. Но мы все же попытаемся хотя бы кратко познакомить вас с теми реформами, которые были произведены в Турции в годы правления Ататюрка. За какие-то 15 лет в стране был упразднен султанат и провозглашена Республика, проведена реформа головных уборов и одежды, введена международная система времени и мер измерения, женщинам предоставлены равные с мужчинами права, принят новый Гражданский кодекс и осуществлен переход на светскую систему правления, принят новый турецкий алфавит, упорядочено университетское образование, введено поощрение частного предпринимательства в сельском хозяйстве и отменена устаревшая система налогообложения, создано огромное количество успешных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, построена обширная сеть дорог на территории всей страны и многое многое другое.

Сложно поверить в то, что один человек смог совершить такой колоссальный рывок в развитии всей страны и совершить преобразования абсолютно во всех сферах, создав сильную и единую страну. Так сложилось, что у Мустафы Кемаля не было своих детей, но у него было 10 приемных и 11-й ребенок – его Турция.

Ататюрк умер в возрасте 57 лет от цирроза печени. До последних дней он работал на благо страны, а часть своего наследства завещал турецким обществам лингвистики и истории. Великий реформатор был похоронен 21 ноября 1938 года на территории музея этнографии в Анкаре. А 15 лет спустя его останки были перезахоронены в выстроенном для Ататюрка мавзолее «Аныткабир».