Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами рисования в подготовительной группе – «Первоцветы. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Художественное творчество"

Ольга Епонешникова
Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Весна. Первоцветы»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему : «Весна . Первоцветы » .

Программное содержание :

Коррекционно-образовательные задачи : расширять кругозор, уточнять и закреплять элементарные представления о весне , о весенних цветах, обогащать активный словарь, активизировать речь воспитанников, продолжать знакомить с Красной книгой;

Коррекционно-развивающие задачи : развивать связную речь : умение описывать явления природы на основе собственных наблюдений и знаний; развивать внимание, память, эстетическое восприятие, воображение, образные представления; способствовать развитию познавательных способностей;

Коррекционно-воспитательные : воспитывать чувство прекрасного в душе ребенка, прививать любовь и бережное отношение к природе, к цветам.

Планируемые результаты : Умение составлять рассказ о весне с опорой на сюжетные картинки, составлять описательный рассказ по вопросному плану. Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; иметь элементарные представления о весенних цветах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом.

Материалы и оборудование : Серия сюжетных картинок : «Весна » , предметные картинки : «Весенние цветы» , интерактивная доска, слайд-шоу «Весенние цветы» , живые цветы в вазе, аудиозапись произведения : «Подснежник» П. Чайковского.

Предварительная работа : Беседа о весне , о весенних цветах; рассматривание картин, иллюстраций с изображением весны , весенних цветов; чтение художественной литературы, отгадывание загадок; решение кроссвордов, обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок и по плану.

Ход занятия

I. Организационный момент

Загадка о весне .

Логопед : Сейчас я загадаю загадку, а вы отгадайте, о каком времени года в ней говорится?

Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится :

Зелень - листьям,

Нам - тепло,

Волшебство

Чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица - … (Весна ) .

II. Составление рассказа о весне по серии картинок .

Логопед : Мальчики и девочки, вы любите весну ? Расскажите, пожалуйста, о ней, о её приметах. А помогут вам в этом картинки, только зима их перепутала, потому что не хочется ей уступать своё место весне , поэтому нам их нужно разложить по порядку, чтобы вся исправить. (Дети раскладывают по порядку серию сюжетных картинок, затем говорят по предложению к каждой картинке, придумывают заключение рассказа. (Все рады весне ) В итоге желающий воспитанник рассказывает весь рассказ целиком).

1. Весной солнце светит ярче .

2. День длиннее ночи.

3. Тает снег, с крыш капают сосульки.

4. Появляются проталины на земле, расцветают подснежники.

5. На деревьях набухают почки и распускаются молодые листочки.

6. Перелётные птицы возвращаются их тёплых стран.

7. Просыпаются животные и насекомые после зимней спячки.

8. Люди меняют зимнюю одежду на весеннюю.

III. Упражнение на развитие мимических мышц лица :

Мы умеем удивляться,

Мы умеем огорчаться,

Мы умеем улыбаться

И конечно восхищаться.

IV. Составление описательного рассказа о цветке по плану.

1. Сюрпризный момент : живые весенние цветы (нарцисс, тюльпан, лесная фиалка, мышиный гиацинт, гиацинт, ветреница, чистяк весенний, прострел).

Логопед достаёт из шкафа цветы в вазе, и говорит детям, что это весна привет им передала .

2. Дыхательное упражнение : «Аромат цветов» .

Вдох через нос, выдох через рот, 3 раза.

3. Рассматривание цветов, сравнение, составление описательного рассказа по плану :

Что это?

Какого цвета?

Какие особенности строения ? (Назовите части растения) .

Где растёт?

Какую пользу приносит?

Чем примечателен этот цветок?

Примерный рассказ : Это аптечная ромашка. Она белая, а серединка у неё жёлтая. У неё есть корень, стебель, тонкие зелёные листья, белые нежные лепестки, желтые тычинки. Ромашка растёт на лугу. Из неё делают лекарства, мыло, шампунь. Она пахнет приятным запахом.

V. Физкультминутка «Вместе мы идём»

Вместе по лесу идём, (Ходьба) .

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг, (Ходьба) .

Тысяча цветов вокруг! (Потягивание, руки в стороны) .

Вот ромашка, кашка, клевер, (Наклон на каждый цветок) .

Расстилается ковёр (Руки развести в стороны) .

И направо, и налево. (Наклон, правой рукой коснуться левой ступни и наоборот) .

К небу ручки потянули

Позвоночник растянули (Потягивание, руки вверх) .

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети присаживаются на свои места) .

VI. Беседа о цветах.

На интерактивной доске слайд-шоу предметных картинок : «Весенние цветы» .

Назовите цветы - первоцветы , т. е. те которые расцветают первыми .

Назовите цветы, которые занесены в красную книгу. (Тюльпан, прострел, мать – и мачеха, подснежник, медуница, фиалка, ветреница, лютик, ландыш).

Почему эта книга называется Красной? (Красной книга называется, потому что красный - цвет опасности) . Он как бы говорит : «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет!»

Что мы с вами можем сделать, чтобы спасти их. (Мы не должны собирать большие букеты, без надобности срывать цветы, топтать их. Надо только любоваться ими).

VI. Просмотр на интерактивной доске слайд-шоу «Весенние цветы» под аудиозапись произведения : «Подснежник» Петра Ильича Чайковского.

Логопед : Вам понравилась музыка, которая сейчас звучала? Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку и смотрели весенние цветы? Какая эта музыка? (замечательная, волшебная, красивая, лёгкая,) Автор этой музыки великий композитор Петр Ильич Чайковский, а называется она «Подснежник» из произведения «Времена года» . Запомните, пожалуйста! Какие цветы вы видели на экране? (Воспитанники перечисляют все цветы , которые они видели и запомнили).

VII. Игра : «Составь цветок» - закрепление предметного словаря.

Воспитанники составляет цветок из лепестков, на которых изображены весенние цветы. Они их называют.

VIII. Упражнение «Составь предложение» - преобразование деформированной фразы .

Деревья, на, листья, распустились.

Высоко, ласточки, над, летать, земля.

Под, сидеть, берёза, ёж.

Луг, одуванчики, на, растут.

IX. Игра : «Повтори скороговорку» - автоматизация звуков.

Просыпаются весной цветики лесные ,

Одеваются цветы в платьица цветные.

X. Игра : «Скажи наоборот» - употребление антонимов.

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое) .

Зимой дни холодные, а весной … (тёплые) .

Зимой часто погода пасмурная, а весной … (солнечная) .

У тюльпана толстый стебель, а у подснежника … (тонкий) .

Нарцисс высокий, а пролеска … (низкая) .

Лютик ядовитый, а мать-и-мачеха … (лекарственная) .

У гиацинта гладкий стебель, а у незабудки … (шершавый) .

Лесная фиалка – полевой цветок, а анютины глазки - … (садовый) .

XI. Игра : «Назови признаки» - уточнение и закрепление словаря прилагательных.

Логопед : Вот открою сундучок, в нём таинственный клубок, передавая таинственный клубок друг другу, мы будем дарить весне красивые слова . (Яркая, красивая, долгожданная, нарядная, тёплая, солнечная, ароматная, зелёная, цветущая, замечательная, любимая).

Логопед : Ой, какие вы молодцы! Мне так понравилось с вами играть. А вам понравилось наше занятие ? А что больше всего понравилось? Нарисуйте своё настроение в виде смайлика с помощью цветных карандашей.

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли :

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

На тему: «Первоцветы»

Воспитатель:

Л. А. Андреева

с. Чунояр

2015г

Цель : расширение знаний детей о первоцветах.

Задачи:

Обучающие

Научить находить связь между цветущими растениями и насекомыми;

Развивающие:

Закрепить представления детей о первоцветах, умение определять их по описанию,

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к первоцветам.

Обогащение словаря

Мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, первоцветы, галантус, гиацинт, нарцисс, нектар.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «физическое развитие».

Виды деятельности: Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Материал и оборудование: Презентация, проектор, ноутбук, карандаши, бумага.

Ход занятия:

Этап закрепления знаний. Все сообщения иллюстрируются слайдами презентации. «Зима сменяется весною»

Зимние дни миновали,

ночи короткими стали

солнышко с неба ясней,

луч золотой разливает.

Влажным теплом подувает

Ветер с раздольных полей

Быстро одна за другою

Тучки несутся толпою

Лёгкою дымкой скользят

Галки, вороны стадами.

Сядут на крыше рядами,

Вербы над тыном склонилась,

Вся расцвела распушилась,

Так и блестит жемчугом.

Кое где обтаяли кочки,

И закраснелися почки

С дремлющим сладко листом.

/С.Дрозжин./

Сейчас я вам загадаю загадку.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Беседа с детьми:

Какие изменения происходят весной? Почему?

На слайде зашифрована тема сегодняшней беседы. Давайте попробуем ее расшифровать.

Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветы. Они первыми появляются из-под снега.

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерший, чуть живой

Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра.

Цветку под снегом душно стало,

И он подумал, что пора,

И вылез…Но кругом все тихо,

Соседей нет, он первый здесь.

Его увидела зайчиха,

Понюхала, хотела съесть,

Потом, наверно, пожалела:

Уж больно тонок ты дружок!

И вдруг пошел пушистый, белый

Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки…

Опять зима, а не весна.

И от цветка на длинной ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую клоня,

Сказал: «Умру, но не жалею:

Ведь началась весна с меня!»

З. Александрова

Почему эти растения зацветают первыми? Почему чаще всего у них первым появляется цветок, а затем листья? На эти вопросы мы и найдем сегодня ответ. В природе ничто не происходит "просто так". Если что-то имеет в ней место, значит, этому есть свои причины.

Апрель – это месяц весенних первоцветов. Днём сильно пригревает яркое лучистое солнце, торопливо бегут ручьи, а ночью земля стынет. Зелёное царство просыпается, и подносит нам сои первые, хотя и скромные на вид дары.

Вернемся к нашим первоцветам и зададим себе вопрос: "зачем они цветут так рано весной?". Для начала вспомним, что растениям для нормальной жизнедеятельности необходим солнечный свет. Именно на свету в зеленых органах растений происходят процессы фотосинтеза, когда из неорганических веществ (воды и углекислого газа) образуются органические вещества - углеводы, которые потом растения используют для своего развития. Таким образом, достаточное количество солнечного света является необходимым условием нормального развития растений. Вся жизнь растений проходит в постоянной борьбе за свет. Приходилось ли вам бывать в апрельском лесу? Давайте заглянем. Обратите внимание на то, каким светлым он кажется в это время года? Деревья и кустарники еще не оделись листвой, ничто не мешает солнечному свету беспрепятственно проникать до самой земли. Именно это обстоятельство и является основной причиной того, что многие виды растений "выбрали" для своего цветения это время года. Кроме того, земля после схода снега насыщена влагой, которая также является необходимым условием для нормального развития растений. В это время года, однако, еще довольно прохладно, и раннецветущим растениям пришлось приспосабливаться к этому (вспомним, что, например, степным и пустынным растениям в избытке хватает и тепла и света, но им приходится бороться за драгоценную в тех условиях влагу). Для того, чтобы получить преимущество в одном, живым организмам приходится жертвовать преимуществами в другом.

"Прозрачность" свободного от листьев весеннего леса различные виды растений используют по-разному. Низкорослые насекомоопыляемые растения в это время года привлекают первых насекомых яркими цветками. Кто заметит их цветки в сумраке летнего леса? Сейчас же, когда нижние ярусы леса хорошо освещены, здесь лучше всего заметны желтые, голубые и розовые цветки.

Они отличаются необычайной "торопливостью"- появляются на свет тотчас же после схода снега и быстро развиваются, несмотря на весеннюю прохладу. Через неделю-другую после появления на свет они уже цветут, а еще через две-три недели у них появляются плоды с семенами. Сами растения при этом желтеют и полегают на землю, а затем надземная их часть засыхает. Происходит все это в самом начале лета, когда, казалось бы, условия для жизни лесных растений самые благоприятные - достаточно тела и влаги. Но эти цветы имеют свой особый "график развития", не такой, как у многих других растений. Они всегда активно развиваются - растут, цветут и плодоносят - только весной, а к лету совершенно исчезают из растительного покрова.

Первоцветы – это многолетние растения, т.е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. Корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. В начале весны листьев на деревьях нет, и первоцветы получают достаточное количество солнечного света. А после схода снега земля насыщена влагой.

Мать и мачеха .

Местами ещё лежит снег, а там где пригревает солнце на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, в начале апреля появляются золотые корзиночки мать и мачехи. Мать и мачеха нектаром славится, первый взяток пчёлы несут в улей с неё. А знаете, ли вы, почему этому растению дано такое странное прозвище мать и мачеха? А вот почему: нижняя часть его листа, покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это мать. А верхняя часть листа, жёсткая и холодная, это мачеха. Вот и назвали растение мать и мачеха. Большие пушистые снизу листья, появляются в середине лета, а весной, стебли на которых сидят цветы, покрыты небольшими чешуйками, это недоразвитые листья. Лечебные свойства.

Листья используют в медицине как отхаркивающее средство, входят в состав грудного и потогонного сборов.

Прострел раскрытый, или сон-трава (Pulsatílla pátens)

Это красивоцветущее растение встречается у нас по сухим сосновым лесам, на открытых солнечных местах. Крупные цветки этого растения напоминают по форме колокольчики. Вначале цветки поникшие, потом прямостоячие. Пока цветок не вполне раскрылся, хорошо видно, что снаружи он бело мохнатый от длинных оттопыренных волосков. Эта пушистая "шубка" предохраняет бутоны сон-травы от весенних заморозков. Раскрывшийся цветок привлекает внимание своей красивой сине-фиолетовой окраской. Так окрашены листочки простого околоцветника, похожие на широкие лепестки (их обычно бывает шесть). Внутри цветка заметны многочисленные желтые тычинки и очень много мелких пестиков. Когда цветение заканчивается, красивые листочки околоцветника опадают по одному, тычинки засыхают, а из кучки пестиков образуется рыхлая пушистая головка, чем-то напоминающая одуванчик. Это - группа плодиков. Каждый из них снабжен длинным тонким отростком, покрытым волосками. Отрываясь от растения, такие плодики легко переносятся ветром.

Как и многие другие, сон-трава является ядовитым растением. Она содержит разнообразные вещества, которые являются ядами и находят широкое применение в медицине для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.. Цветки и листья сон-травы поедают весной глухари.

Численность прострела раскрытого продолжает сокращаться. Причиной тому служит рубка сосновых лесов, неумеренный сбор растений людьми на букеты, а зачастую и на продажу.

Чтение легенды . Существует одна давняя история, которая по своему сюжету напоминает волшебную сказку. Жили-были брат и сестра. Родители их умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра хозяйничала по дому. Однажды, когда брата не было дома, решила сестра вымыть полы в горнице. Взяла она два ведра и пошла в лес за снегом, белым и чистым. Забрела она довольно далеко от дома. Девушка хорошо знала родные места, поэтому не боялась заблудиться, но тут ее подстерегла другая беда. Старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, заприметил девицу, и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала, схватил ее и повез в свое жилище. Но девушка не растерялась – рванула веревочку бус из речного жемчуга, которые остались ей от матери, и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко, над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы – подснежники. Они – то и указали брату дорогу к лешему. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.

Первоцвет весенний (Prímula véris)

ПРИМУЛА

Цветём мы раньше всех,

зовёмся первоцветами

И просим нас не рвать,

не составлять букетами.

Мы жизнь свою короткую

в лесу хотим прожить:

Порадоваться солнышку

и дождичка испить,

В родном лесном уюте

свой обрести покой

И снова с вами встретиться

будущей весной.

Многолетнее травянистое растение высотой 10-30 см. Стебель мягко опушенный или голый, иногда красноватый, железистый. Листья образуют прикорневую розетку молодые с краев завернуты на нижнюю поверхность пластинки, морщинистые. Цветки ярко-желтые душистые, собраны в зонтичное соцветие, поникшее на одну сторону Цветет с апреля по июнь. Плод - коробочка. Растет на умеренно сухих, каменистых почвах: в широколиственных лесах, полянах и на лугах. Лекарственное растение, известное еще с 16 века. Собирают цветы и корневище. Лекарственное сырье обладает медовым запахом и сладковатым вкусом, корневище - ароматом аниса.

Медуница неясная (Pulmonaria obscura Dumort)

Соцветия медуницы формируются еще под снегом. Сразу же после хода снега появляются ее короткие стебельки с яркими заметными цветками.

Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в начале весны в апреле, мая в неодетом лесу. За медовую дань в раннем лесу это растение и названо медуницей. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Собраны цветки в конце стебля в соцветие завитки. Медуница – это цветок загадка. В состав лепестков медуницы входит красящее вещество антоциан, которое в зависимости от среды меняет окраску. Если в клетках цветка среда кислая, цветки красные, если щелочная – цветки фиолетовые, а если нейтральная – грязно-синие.

Ветреница дубравная (Anemone nemorosa) Многолетнее растение,10-25 см в высоту, с толстым корневищем. Растет в лиственных лесах, кустарниках, на лугах. Встречается у нас редко. Белые цветки из 6 лепестков и околоцветником из 6-8 листочков. Ее родственница.

Ветреница лютиковая (Anemone ranunculoides L).

Ветреница лютиковая остается пока одним из самых распространенных наших первоцветов, хотя встречается уже не везде. Растет она в лиственных и смешанных лесах. Растение имеет прямой стебель, поднимающийся от земли, на конце его - три сильно рассеченых листа, которые направлен в разные стороны; еще выше - тонкая цветоножка, которая оканчивается цветком. Цветки ветреницы ярко-желтые, немного напоминают цветки лютика, из пяти лепестков.

Ветреница быстро разрастается по лесу, долго не выдерживая на одном месте. Ветреница - ядовитое растение. Содержащиеся в нем вещества действуют на сердце. Листья ветреницы используют в медицине как потогонное и усиливающее действие почек и легких, средство.

А сейчас нам пора размяться.

Физминутка весенняя .

На слайде.

Хохлатка плотная (Corydalis solida)

Цветет в апреле-мае в наших лесах и кустарниках. Хохлатка - растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Ее сиреневые цветки собраны в плотные цилиндрические кисти,имеют приятный запах и богаты нектаром. Иногда встречаются растеньица с белыми цветками.

Цветение хохлатки непродолжительно. Через несколько дней на месте цветков уже образуются мелкие стручковидные плоды. Немного позже из них высыпаются черные блестящие семена. Всю жизнь остается на одном и том же месте. У нее нет ни корневищ, ни ползучих подземных побегов, которые бы могли распространяться в стороны. Клубеньки хохлатки представляют собой небольшие желтоватые шарики, величиной с вишню. Здесь хранятся запасы питательных веществ, в основном крахмала, необходимые для быстрого развития побега на следующую весну. Каждый клубенек дает начало одному растеньицу. На конце клубенька располагается крупная почка, из которой впоследствии вырастает хрупкий стебелек с сиреневыми цветками.

Хохлатка очень уязвима. Зацветает растение лишь на 4-5 год после прорастания семян. Клубенек у хохлатки довольно слабо сидит в земле и очень легко выдергивается даже при незначительном усилии. Поэтому очень много растений погибает при сборе на букеты. Это привело к тому, что хохлатка практически исчезла в наших пригородных лесах. Во многих областях она включена в список охраняемых растений, сбор ее на букеты запрещен.

Пролеска сибирская (Scilla sibirica)

Наиболее широко распространенный неприхотливый вид пролески. Широколинейные листья стянуты на верхушке в виде колпачка. Луковица образует до 4 цветоносов, они не очень прочные и иногда полегают.

Бутоны появляются одновременно с листьями. Цветки поникающие, по 1-4 на концах цветоносов, сине-голубые, иногда белые, розовые, ярко-синие. Форма с белыми цветками цветет на 10-17 дней позже. Пролеска сибирская цветет с середины апреля-начала мая в течение 15-20, иногда 25 дней.

ПРОЛЕСКИ

Ю. Краснокутский

Пролески, как малые дети,-

Весны голубые глаза.

Как можем мы их не заметить,

Они по особому светят,

Об этом нельзя не сказать.

Проснутся, как прежде, в апреле

Среди прошлогодней листвы,

Где сыростью пахнет и прелью,

Под птичьи весёлые трели,

Нежны и немножко просты.

Под цвет голубым небесам

На мир удивлённые взглянут;

Их нет по тенистым лесам,-

Такая земная краса

Цветёт на открытых полянах.

Но если в апреле морозы -

Последний удар по весне,

Пролески, не чуя угрозы,

Роняя горючие слёзы,

Ложатся, как звёзды, на снег.

Чистяк весенний (Ranunculus ficaria)

Он цветет по кустарникам, лиственным лесам и лесным опушкам, на низинных лугах.

За лето вся надземная часть его отмирает, а в почве остается шишковидно-утолщенные клубневидные корни. В средние века, во времена войн, голода и неурожая их даже употребляли в пищу. Молодые весенние растения (до начала цветения) содержат довольно много витамина "С" и поэтому их можно использовать как приправу к весеннему салату. Тем не менее, чистяк, как и другие представители семейства Лютиковых, является ядовитым растением. Если молодой чистяк еще пригоден в пищу, то позднее, с началом цветения, он приобретает горьковатый вкус и становится ядовитым. Однако бобры, например, охотно поедают чистяк без вреда для себя.

Гусиный лук желтый (Gagea lutea)

Он растет по лесам, лесным оврагам, кустарникам, встречается в парках. Желтые звездчатые цветы гусиного лука широко раскрываются (как на этом фотоснимке) лишь в солнечную погоду. В сумерки и пасмурную погоду цветки остаются закрытыми и поникшими. Гусиный лук является раннецветущим медоносом.

Гусиный лук относится к луковичным цветам. Его луковичка достигает размеров вишни и покрыта бурой оболочкой. Обычно луковичка одна, иногда у основания материнской луковички образуется 1 или 2 луковички - детки.

Кандык сибирский

Ценное декоративное растение, один из наиболее ярких и декоративных видов рода. Введён в культуру. Особую ценность представляет раннее цветение кандыка, сразу после таяния снега, когда других цветущих видов немного, в равнинных районах Южной Сибири этот период начинается с середины апреля. Очень холодостоек. На ночь и во время похолоданий кандык закрывает цветки, после восхода солнца, если температура поднимается выше 0 °С, растение вновь раскрывает цветки. В случае дружной тёплой весны кандык быстро отцветает. И наоборот, если весна холодная и затяжная, цветение отдельных растений может продолжаться свыше двух недель. Ранний медонос. Активно посещается пчёлами и шмелями.

Луковицы съедобны, раньше массово заготавливались местным населением некоторых регионов Южной Сибири.

Луковицы поедаются также дикими животными, например, кабанами.

Внесен в «Красную книгу России»

ОДУВАНЧИК

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос тот цветочик,

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький портрет.

Почетным «гостем» в саду может быть одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale).

Одуванчик – целебное и пищевое растение, все его части имеют ценность.

Первые нежные листья одуванчика идут в салаты.

Также соцветия одуванчика могут быть использованы для приготовления целебных напитков.

Одуванчик относится к растениям-защитникам сада: опытные садоводы используют настой из одуванчика в борьбе с насекомыми-вредителями.

Морозник.

Очень декоративное вечнозеленое растение, ценится не только за крупные цветки, но и за красивые рассеченные листья. Может зимовать под снегом, не вымерзает даже в самые суровые зимы. Цвести начинает ранней весной, прямо из-под снега появляются цветки, которые сохраняются на растении до полугода. Цветки в зависимости от вида бывают и белыми, и розоватыми, с желтым оттенком, всех оттенков красного и бордового, почти до черного, но особенно ценятся сорта с цветками помеченными мелкими крапинками. Высотой морозник бывает от 30 см. до метра.

Ландыш.

В России - на всей Европейской части, в Сибири, на Дальнем Востоке.

Ландыш растёт в лиственных и сосновых, а также смешанных лесах, на опушках и полянах. Особенно хорошо развивается в пойменных дубравах, на богатой почве при хорошем увлажнении.

На нетронутых местообитаниях разрастается очень широко. Теневыносливое растение.

Ландыш давно культивируют.

Охранный статус

В природных местообитаниях ландыш интенсивно уничтожается, особенно вблизи крупных населённых пунктов, из-за вытаптывания во время сбора цветков и лекарственного сырья. Плод - оранжево-красная шаровидная ягода 6-8 мм в поперечнике, содержащая одно или два почти шаровидных семени. Ягоды долго сохраняются на растении.

Ландыш и одуванчик появляются уже в мае.

«Бабочки – пчелы».

Загадка:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Почему на цветах мы встречаем бабочек, пчел? Они пьют нектар. Рано проснувшиеся насекомые испытывают голод, так как цветов еще нет, и счастлива та пчелка, которой удается найти первоцвет. Первоцветы – единственные в это весеннее время цветущие растения, которые спасают жизнь насекомым.

«Береги цветы».

Что вы видите на этом слайде? Что обозначает каждая картинка, под номером 1,2,3?

Как вы думаете, почему надо беречь первоцветы? Почему нельзя их собирать? (Первые медоносы; источники лекарственных средств; сохранение целостного почвенного покрова; положительные эмоции). К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди скрывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут. В красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Закрепление полученных знаний

Почему цветы, которые мы сегодня увидели и вспомнили, называют первоцветами?

Почему эти растения зацветают первыми?

Почему чаще всего у них первым появляется цветок, а затем листья?

Чем они полезны людям и насекомым?

Давайте проверим, как вы запомнили названия некоторых из первоцветов.

  1. Чистяк весенний.
  2. Прострел или подснежник (сон трава).
  3. Ветреница.
  4. Первоцвет (примула).
  5. Мать и мачеха.
  6. Медуница.
  7. Хохлатка.
  8. Гусиный лук.
  9. Пролеска.
  10. Кандык.

Какие из первоцветов рассмотренных сегодня мы не назвали? (Одуванчик, ландыш, морозник).

Игра

Предлагается детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: « Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – «Отгадайте наши имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в сторону. Меняются команды местами. Чья команда больше угадает.

Продуктивная деятельность. Рисование подснежника.


Наталья Дементьева
Конспект НОД в подготовительной группе «Первоцветы»

Цель : организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами .

Задачи :

Познакомить детей с первоцветами : подснежником, пролеской, крокусами, мать-и-мачехой, медуницей, примулой;

Закрепить знание о первоцветах : подснежниках, пролеске, крокусах, мать- и-мачехе, медунице, примуле;

Способствовать обогащению и активации словаря по теме занятия;

Воспитание бережного отношения к природе.

Демонстрационный материал : конверт с изображением грустного цветочка, знаки "Не рви цветы", "Не топчи цветы", "Не разводи в лесу костер".

Оборудование : проектор, экран для просмотра презентации «Первоцветы » .

Обогащение словаря : Галантус, пролески, крокус, мать-и-мачеха, медуница, примула.

Ход занятия

1. Мотивационно-организационный этап

Воспитатель : Ребята, нам сегодня принесли письмо (открываем, а там картинка грустного цветка) .

Как Вы думаете, почему цветок грустит?

Хотите узнать, что в письме?

«Ребята, началась весна и в лесу расцвели первоцветы . Но люди рвут первые цветы и топчут , а нам цветам от этого очень грустно. И подпись первоцветы ».

Поможем первоцветам ?

Как мы можем помочь первоцветам ? Что нам для этого нужно делать? (Не рвать цветы, не топтать цветы) .

А как Вы знаете, что такое первоцветы (Ответы детей)

А какие первоцветы растут у нас в лесах (Ответы детей)

Хотите узнать (Ответы детей)

Воспитатель : Первоцветы приглашают нас в гости и хотят, чтобы вы выучили не которые правила, которые помогут первоцветам .

Показ презентации «Первоцветы »

Воспитатель : Едва сбежит звенящими ручейками с пригорков растаявший снег, появятся черные и коричневые проталинки и сразу появляются первоцветы . Первоцветы – это удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли.

Весенним солнечным деньком

В забытом парке городском,

В густых кустах орешника

Проснулись три подснежника.

Раскрыли скромные свои

Бутоны нежной синевы

И робко прошептали :

«Скажите, нас тут ждали?»

Л. Терехова

Пробьются сквозь валежники

Росточками мечты

Жемчужные подснежники –

Молочные цветы.

Ал. Савостьянов, «Жемчужные подснежники»

Воспитатель : Подснежник появляется прямо из-под снега, поэтому ему дали такое название. Но настоящим подснежником является только Галантус. Это первый из весенних цветов , который распускается в теплые дни февраля. Его цветки - колокольчики молочно-белого цвета. А название происходит от латинского слова Galanthus – молочный цветок, отражающий его нежнейший белый цвет. Подснежник начинает свое цветение при теплой зиме и ранней весне уже в феврале. Распускается подснежник только на день, а когда солнце заходит и становится прохладно, цветок опускается ближе к снегу. Утром опять цветок подснежника заново открывается и ощущается великолепный аромат.

Под ногой в лесу трещит,

И хрустит валежник.

Ищем мы цветок весны,

Голубой…подснежник.

Воспитатель : В начале апреля в лиственных лесах, под деревьями можно найти одно из самых милых весенних растений голубую пролеску. Пролеску иногда называют голубым подснежником, из-за внешнего сходства с последним, а еще потому, что появляется она, как только сойдет снег. На самом деле это разные растения. Эти голубые или синие цветочки так же не пугают весенние морозы. По народному предсказанию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Латинское название го – «сцилла» , что в переводе означает морской лук, наверное потому, что цвет его напоминает синеву моря. У многих народов существует поверье, что этот цветок исцеляет больных. Он считается цветком весёлого настроения. Появляется он одним из первых . Стебелёк его тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства. Этот цветок пролеска.

По земле весна гуляет,

Снег в сугробах быстро тает,

Травка новая растёт,

Крокус снова расцветёт.

Крокус маленький цветок,

Словно звёздочки сынок,

Лепестки свои раскроет,

Снегом вешним их умоет.

Носом жёлтеньким чихнёт,

Запах пчёлок привлечёт.

Крокус первый из цветов ,

Что весной цвести готов,

Из земли листочки тянет,

На морозе он не вянет.

Анна Кулагина-Фурсина

Воспитатель : А этот весенний цветок называется крокус. Крокусы начинают цвести уже ранней весной. Яркие невысокие цветки крокуса появляются вместе с первым весенним теплом . Цветут крокусы недолго, всего 5-7 дней. Существуют виды крокусов, которые предпочитают цвести осенью.

Полянкой крокусов, прекраснейших созданий,

Цветов нежнейших, вестников весны,

Украсил тот художник созидая,

Свои проникновенные, весенние холсты.

Воспитатель : Отгадайте загадку, что это за цветок?

Золотым лучом согрет

Вырос солнышка портрет!

Но у желтого цветочка

Временно листочков нет

(Мать-и-мачеха)

Жёлтый глаз из-под земли

Первым дарят нам они .

Как их правильно назвать,

Если им земля, как мать?

(Мать-и-мачеха)

Воспитатель : Что вы знаете о мать-и-мачехе? Как вы думаете, почему цветок имеет такое название? (Ответы детей)

Мать-и-мачеха

У апреля первенцы-цветы

Всюду на лужайках расцвели.

К солнцу поднимают стебельки

Желтые цветочки от земли.

Лепестки похожи на лучи,

К вечеру сожмутся в кулачки.

Утром в небе солнышко взойдет,

Цветик кулачок свой разожмёт.

Лишь головку к солнцу приподнял –

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки Земли

Мать-и-мачехой в народе нарекли.

Воспитатель : В пасмурную, дождливую погоду цветы мать-и-мачехи закрываются. Закрываются они и к ночи. Утром же, в солнечную пору корзинки мать-и-мачехи открываются вновь. Растет на обочинах дорог и в лесу. Верхняя сторона листа гладкая и прохладная («мачеха» ). Нижняя, белесая от многочисленных волосков, мягкая и теплая – соответственно, «мать» . Является лекарственным растением.

Это прозвище не даром,

У красивого цветка,

Капля сочного нектара,

И душиста, и сладка,

От простуды излечиться

Вам поможет медуница.

В лес пойдёте, не забудьте

Медунице поклонится.

Е. Кожевников.

Медуница, весеница!

Неба синего сестрица.

Как нежны твои листочки!

Как сладки твои цветочки!

Воспитатель : Медуница – лесной цветок. Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в начале весны в апреле, мая в неодетом лесу. Называют его так, потому что в нем много нектара, которым питаются пчелы и другие насекомые. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Медуница – это лекарственное растение.

Чуть первый жаворонка привет

Раздался с неба чист и звонок,

Уж самый ранний первоцвет

Из золотых блеснул пелёнок.

Адам Мицкевич

Воспитатель : Этот цветок – примула. Примулу в народе их называют "баранчиками" - молодые листочки, волнистые, похожи на спинки ягнят; а ещё "ключиками" - цветки собраны в соцветие, напоминающие связку ключей. Растет примула в лесах, на сухих опушках. Растение лекарственное.

Воспитатель : Давайте повторим названия первоцветов , с которыми мы познакомились. У каждого цветка номер. Я загадываю загадку, а вы говорите номер и название цветка.

Снег не весь еще сошел,

Обогрелся чуть песок,

А на нем уже расцвел

Желтый маленький цветок.

Я гадаю, что за цвет -

Одуванчик или нет?

Если он, то очень странно,

Почему цветёт так рано? (Мать-и-мачеха)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Какие цветы похожи на подснежники, но только они голубые? (пролески)

Мы в лесок пойдем, там цветок найдем

Сладкое название, синий огонек

Что же это за цветок. (Медуница)

К акой красивый, озорной.

Р астёт, из снега вылез.

О н смелый очень, он лесной.

К ак он морозы вынес?

У стал под снегом замерзать,

С корей на солнце - луч поймать

Первоцвет весенний , ключик от весны,

Не тебе ли снятся, золотые сны. (Примула)

8 слайд, 9 слайд, 10 слайд

Д/и «Что лишнее?» Посмотрите на слайд и скажите, какой цветок лишний и почему? (2 слайда)

8 слайд – лишняя роза – садовый цветок

9 слайд - лишний колокольчик – летний цветок

Воспитатель : Вот Вы и познакомились с первоцветами , которые растут в наших лесах. Но как же люди могут помочь цветам (Ответы детей)

Воспитатель : У меня есть знаки подсказки, как Вы думаете, какие правила они обозначают?

Показ знаков "Не рви цветы", "Не топчи цветы", "Не разводи в лесу костер".

Воспитатель : «Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все : и я, и ты, Если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны, И не будет красоты!»

Динамическая пауза.

Физкультминутка «Подснежник»

На лесной проталинке,

Спит цветочек маленький (сидят на корточках)

Вот проснулся, потянулся (встают, потягиваются)

И подставил лепестки (руки на пояс, повороты в стороны)

Под солнечные лучики.

Воспитатель : Ребята. А вы хотите попробовать самостоятельно сделать букетик первоцветов (Ответы детей)

Как Вы думаете из чего их можно сделать? (Ответы детей)

Мы с Вами сделаем цветы из бумаги. Показ готовых букетиков

Если цветочки желтые, на какие цветы они похожи? (мать-и-мачеха и примула, а синие и розовые? (на медуницу, голубые и белые? (подснежники, пролески)

Выбирайте ту цветную бумагу, которая Вам понадобится для изготовления цветов.

Воспитатель показывает, как выполнить кустик.

Потом дети самостоятельно вырезают и наклеивают цветы.

Какой ты делаешь первоцвет ?

3. Рефлексивный этап

Воспитатель : Какие цветы Вы сделали? Как еще их можно назвать одним словом? (первоцветы )

Вы довольны своей работой? Что было трудным? (Ответы детей)

Кому покажите свой цветок? Вы можете научить других, делать такие цветы?

Кому Вы подарите цветочек? (Ответы детей)

Интересно ли вам узнать о других первоцветах , которые растут в России и других странах? Где можно узнать? (В энциклопедиях)

Мне было с вами очень интересно.

Литература и ресурсы (иллюстрации) :

1. Литературные – загадки, стихи : «Весенним солнечным деньком» Л. Терехова, «Мать-и –мачеха» Антосыч, «Если я сорву цветок» Т. Собакин, «Жемчужные подснежники» А. Савостьянов, «Крокус» В. Павлова, «Крокус маленький цветок.» стихи для детей Анна Кулагина-Фурсина, стихи Е. Кожевников;

Конспект занятия по экологии в старшей группе.

Тема: «Первоцветы»

Цель : Уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Материал: Аудиокассета «Звуки природы», карточки с изображением цветов, кукла Гномик.

Ход занятия:

Дети, я обещала вам новое путешествие. Готовы? Сегодня мы отправимся в весенний лес и на луг, а поможет нам в этом Гномик. Вот он (воспитатель надевает на руку куклу и говорит от его имени)

Здравствуйте, ребята! Отгадайте, что я вам принес? (Игра «Да – нет»)

Это рукотворное? (Нет)

Это природное? (Да)

Это животное? (Нет)

Это растение? (Да)

Это высокое? (Нет)

Это низкое? (Да)

Это комнатное растение? (Нет)

Это лесное растение (Да)

Это красивое? (Да)

Это цветы? (Да)

Воспитатель. Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. Ине просто о цветах, а о первоцветах.

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. (Рассматривают иллюстрации.)

Какие первые цветы Гномик увидел в лесу? (Подснежники, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед,-

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е.Серова)

По – зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком. И утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Физминутка.

Звучит грамзапись «Подснежник». Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко – красные. Вот она, природа волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер из подснежников и хохлаток, лугу – пестрый ковер из луговых цветов.

Какие цветы увидел Гномик на луговом ковре? (Мать – и – мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик и др.)

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков – головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по – цветочному они одеты хорошо: с ног до головы – в пушистых листиках чешуйках.

В каждой семейке мать - и – мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа – мать – теплая, другая – мачеха – холодная.

От цветения, каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т.д.)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит – одуванчик поднимает головку кверху, приближается к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С.Красиков)

Одуванчик – один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время – одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

(Д.Зуев)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы увидел гномик в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы и т.д.)

Дидактическая игра «Цветы в вазу» (Детям раздаются карточки или ободочки с изображениями различных цветов. Воспитатель командует: Первоцветы, вазу; Садовые цветы в вазу; Полевые цветы в вазу.)

Подарок весны

Шла лесами, шла лугами

Весна в пестром сарафане,

В золотом венке, с цветком в руке.

В косах – ленты атласные –

Белые и красные,

Синие, голубые,

Желтые, золотые.

Кого весна встречала, Всех привечала,

Со всеми говорила

И по ленточке дарила:

Бору еловому

Дала ленточку новую.

Под старым валежником

Расцвели подснежники –

Засинели, как озера,

Посветлели чащи бора.

Возле мелких лужиц –

Звездочки калужниц,

Засияли, зацвели,

Полетели к ним шмели.

Да вот беда!

Осталась у Весны

Ленточка одна.

Попросили ленту

Зеленые кусты,

И на них раскрылись

Дивные цветы:

Гроздья тяжелые,

Махровые, лиловые;

В каждом палисаднике

Сирень расцвела –

Не узнать весною

Нашего села!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон.

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали? Что можем мы им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

Ине будет красоты.

В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.

Конспекты занятий по экологии по теме «К первоцветам в гости»

Цель : дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы, росток, вороний глаз, незабудка, нектар)

Материал и оборудование : Цветная бумага для оригами, Лист ватмана с изображением поезда, иллюстрации цветов: первоцветов, ландышей, мать-и-мачехи, незабудки. Грамзапись Чайковского «Вальс цветов».

Ход занятия.

1. На ватманском листе нарисовать железную дорогу, вдоль которой расположить остановки, по этой дороге «вести» поезд, который вставляется на остановках в прорези. Заготовить цветную бумагу для аппликации (оригами), грамзапись.

Загадка о весне:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Беседа с детьми:

Какие изменения происходят весной? Почему?

Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы)

Путешествие по железной дороге.

Педагог открывает первую закрытую картинку вдоль нарисованной железной дороги на ватмане. Это первая остановка «Сказочная». Педагог читает (рассказывает) сказку «Как появились цветы на земле».

Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала.

Вторая остановка – «Первоцветная». Педагог рассказывает о последовательности развития растения: семя – росток – цветок, выкладывает соответствующие карточки.

Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.

Третья остановка – «Мать-и-мачеха».

Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку на третьей остановке, продолжая рассказ.

Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветения – листья. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

Четвёртая остановка – «Ландышевая». Педагог предлагает детям отгадать загадку: «Белые горошки на зелёной ножке».

Описание ландыша педагогом: Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветения образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.

Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок? (Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)

Пятая остановка – «Музыкальная». Дети слушают «Вальс цветов» Чайковского, танцуют под музыку.

Шестая остановка – «Незабудка». Педагог открывает изображение незабудки на ватмане и рассказывает о ней: «Растёт незабудка на лесных лугах, у лесных болот, очень красиво цветёт маленькими голубыми цветками, листья и стебель шершавые, это сохраняет растение от весенних заморозков. Весь луг кажется голубым, когда цветёт незабудка».

Седьмая остановка, вновь с красным кружком, - «Вороний глаз».

Очень зло глядит на вас

Из травы «вороний глаз».

Посмотрите, даже вид

Этих ягод ядовит.

Педагог открывает иллюстрацию и рассказывает про растение: «Растёт в лесах на стебле – один цветок, после его отцветения образуется чёрная ягода-плод, напоминающий вороний глаз. За сходство с ним растение и получило своё название. Всё растение и особенно плод – ядовито».

Восьмая остановка - «Бабочки». Загадка:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Почему на цветах мы встречаем бабочек?

Девятая остановка – «Береги цветы». У платформы знак: изображение букета цветов, перечёркнутое красной линией.

Почему букет перечёркнут красной линией? Педагог читает стихотворение:

Если ты сорвёшь цветок

Если все: Ия, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и цветы

И не будет красоты.

Десятая остановка – «Игровая». Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: «Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – Отгадайте наши имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в сторону.

Одиннадцатая остановка – «Цветочная полянка». Коллективное оригами: складывание из бумаги цветов и бабочек и наклеивание их на заранее приготовленный фон.


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад№7 общеразвивающего вида


Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами рисования в подготовительной группе – «Первоцветы»

Разработала: воспитатель Махотина Л.В.

Анна 2014г.

Цель: уточнить и расширить представления детей о первых цветах весны.


Задачи: учить любоваться цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы. Сформировать представления детей о связи растений с различными экологическими факторами. Дать представления о различных частях растения и их функциях, о сезонном развитии растения . Развивать связную речь детей. Учить четко, выразительно читать стихи. Активизация словаря: первоцветы, пыльца, нектар. Пользоваться для изображения цветов различными материалами.

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов, наблюдения на прогулке, знакомство с различными способами изображения.

Материалы к занятию:

Полумаски цветов, комплект карточек «Одуванчик», воск, гуашь, штампы, фломастеры, тени, помады, мелки, зубные щетки, кисти, трафареты, шаблоны.

Ход занятия: 1 часть.

маленький разведчик, посланный весной.

Пусть еще над лесом властвуют снега,

пусть лежат под снегом сонные луга,

пусть на спящей речке неподвижен лед,

раз пришел подснежник, и весна придет.

Тюльпаны – улыбка весны,

ни где не увидишь такой красоты.

Красные, желтые, пестрые, бордовые,

Необычно яркие, пестрые, лиловые.

Нарциссы расцвели на нашей клумбе

Такие ранние и дивные цветы.

Весна своим теплом их согревает

И землю украшать им доверяет.

Ландыш:


Распустился ландыш в мае,

В самый праздник, первый день.

Май, цветами провожая,

Распускается сирень.

Одуванчик:

В камышах гнездятся цапли, дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли на речные берега.

Стали капельки цветами, озарили все вокруг,

Какая красивая клумба у нас с распустившимися весенними цветами, давайте мы с вами потанцуем вместе с цветами (звучит музыка, дети идут хороводом)

К сожалению, жизнь цветов недолговечна, часто люди срывают цветы, топчут их, не задумываясь, что губят красоту…

Я шла однажды по дороге

И вдруг нашла букет.

Лежали сорваны цветы,

И стало мне их жалко,

И стало грустно мне…

Цветы уже увяли, поникли стебельки

Зачем же их сорвали, сломали стебельки?

Казалось мне, что слышу цветочков слабый стон,

Он делался все тише, но сердце ранил он.

Почему цветы стонали? Если бы цветы умели говорить, что бы они сказали?

Ответы детей.

Что мы можем пообещать цветам?

Дети читают стихи.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты…

Воспитатель: В Красной книге написано «Не сорви! Не истреби! Не затопчи!» Это наказ людям : стереги, дай вырасти, и ты станешь богаче не только лесами, лугами – но и душой! Давайте, дети, беречь нашу природу!

Ответы детей.

Конечно, бледно-зеленым, т.к трава весенняя молодая нежно-зеленого цвета. Подумайте и выберите себе материал для работы. (звучит музыка, дети тонируют бумагу)

А пока ваши полянки подсыхают, мы с вами поиграем . Отгадайте-ка мою загадку:

Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Что это? (ответы детей)

Дети: одуванчик.

Сейчас я расскажу одну историю, а вы мне поможете.

Жил на свете одуванчик. Прошла холодная снежная зима, наступила весна. Растаял снег на голой земле появились длинные резные листочки. (поставить карточку №1,где изображены листики одуванчика) Дети, а из чего появились листочки? (ответы, пригласить ребенка, чтобы он пошел и поставил карточку №2)

А почему весной тает снег и все начинает расти? (ребенок прикрепляет карточку №3-солнце)

Что еще есть у одуванчика, кроме листьев? На тоненьком стебельке распускается? Когда мы нюхаем одуванчик, то нос у нас становится желтым , почему? Как вы думаете? В цветах есть порошок, он мелкий как пыль, поэтому он и называется пыльца, а еще в цветах есть сок – нектар, его очень любят пчелки, прилетят пчелки попить его, испачкают лапки в пыльцу, потом перелетит на другой одуванчик, отряхнет там пыльцу с лапок и тогда вместо цветов появятся у одуванчика семена с пушистыми парошютиками. Вот и постарел наш одуванчик, вместо желтого стал белым, для чего же ему эти парошютики? Да это семена. Подует ветер разлетятся семена по всему белому свету, а потом упадут на землю и лежат эти семена в земле всю зиму , а весной пригреет солнышко, семена одуванчика дадут корень, а корень даст росток, и ранней весной, вновь зажелтеет наш лужок желтыми одуванчиками (проводится подвижная игра «Одуванчики»)

Наши полянки уже подсохли, а теперь, ребята, вы нарисуете на них красивые цветы, разные-разные, голубые, красные, синие, желтые весенние цветы. (дети рисуют, самостоятельно выбирая материал для изображения. В конце занятия уточнить способы и методы изображения. Дети рассказывают о выбранном материале . Похвалить всех детей за творчество, воображение