Г челекен туркменистан пос 1 мая. Челекен (город в Туркменской ССР)

Во время нефтяных промыслов был образован поселок Челекен в 1950 году. Кстати, нефтепромыслы возникли на этой территории уже в 17 столетии. А этот поселок практически сразу получил статус города, уже в 1956 году. Только в девяностых годах город Челекен получил свое нынешнее название Хазар. Надо сказать, что на туркменском языке Каспийское море называется Хазарским, поэтому его переименовали в честь этого моря.

Туркменский город Хазар находится на одноименном полуострове, что на побережье Каспийского моря. При этом этот город считается индивидуальной административной единицей, и приравнивается к этрапу. Сегодня автомобильная дорога связывает его с Балканабадом. Кроме того, до Хазара можно доехать морским путем. В прошлом поселок Челекен являлся просто островом. Но когда уровень Каспийского моря понизился, то современный Хазар смог соединиться с континентальной частью. Это произошло в начале прошлого года.

Особенности Хазара

В туркменском Хазаре проживает приблизительно свыше 13 тысяч человек. При этом население состоит из туркмен, лезгин, русских, азербайджанцев, татар и других национальностей. В Хазаре в основном преобладает сухой климат. Поэтому зима достаточно мягкая, в январе температура может опускаться до +3 градусов. А вот лето очень жаркое, хотя относительно сухое. Часто на побережье можно наблюдать туман. Хазарский химический завод является самым крупным предприятием в городе, здесь производится бром, технический углерод, озокерит, йод и другие продукты. Кроме того, стоит отметить небольшие предприятия, работающие в области строительных материалов и пищевой промышленности.

В Хазаре есть культурные и исторические достопримечательности, поэтому в последнее время Хазар является вторым курортным городом Туркменистана, по крайне мере, по количеству отдыхающих. Открытое море омывает берега города Хазар, да и вода здесь теплее. Для удобства туристов в городе построены дома отдыхов и уютные гостиницы.

Хотя Хазар является относительно молодым городом, но все же у нее богатое прошлое. Не только в Хазаре, а также в его окрестностях чувствуется дыхание истории. Туристы сюда приезжают ради курортного отдыха, и всегда остаются довольными, ведь здесь не так много туристов, что позволяет отдохнуть от шумного мегаполиса. Кроме того, здесь красивейшая природа, и в местных лесах обитают различные животные.

Это рассказ о том, как живут люди на полуострове на Западе Туркменистана. Челекен – край “черного золота”, соленой воды и беспощадного солнца. Город нефтяников на берегу Каспия.

Более трех лет жители полуострова ездят и ходят по разбитым дорогам и тротуарам. Впечатление такое, что город подвергся массированной бомбежке. Городские власти решили провести замену канализационных и водопроводных труб, но траншеи закопали кое-как, а положить сверху асфальт или тротуарные плиты «забыли». Поэтому у горожан автомашины постоянно на ремонте, так как седаны не выдерживают экстремальных дорожных условий, созданных горе руководителями в городе, а чтобы купить внедорожник финансов не хватает.

Из государственных предприятий здесь действует химический завод, который выпускает йод и бром. Недалеко от Челекена находится сажевый завод. Сажа является необходимым компонентом для производства резины. В Советские годы здесь добывались озокерит, соль и охра. Сейчас добыча прекращена.

На полуострове работают две иностранные компании “ Dragon oil” и Консорциум “Хазар”.

Сотрудники иностранных компаний получают высокую зарплату, поэтому цены на рынке ориентированы на них, а не на местных жителей. И эти цены на продукты питания, овощи и фрукты выше, чем в Балканабате (бывший Небит-Даге и административный центр западного региона страны). Средний заработок государственного служащего около 600 манат ($210), поэтому жителям выгодно ездить в велаятскйи центр и все необходимое закупать там. Расстояние между городами около 125 км.

Челекенская земля сильно соленная и сельскохозяйственная деятельность практически невозможна.

Вылов рыбы запрещен. Местная власть не разрешает челекенцам выходить в море на своих безмоторных лодках. Разнообразие рыбы зависит от их миграции в Каспийском море. В водах Каспии водится сазан, ак балык, судак, вобла, сельдь… В советское время попадались белуга, краснуха, русский осетр. Сейчас их наших водах уже нет. Знатоки говорят, что рыба перестала мигрировать, а в Астрахани увеличился улов ценных рыб.

Улучшилось качество питьевой воды за счет новой опреснительной установки. Но пить из крана все равно опасно. В то же время в детских садиках детям не разрешают пользоваться туалетом и поэтому они ходят в памперсах.

На полуострове есть теплые и горячие минеральные источники, целительная сила которых издавна известна местному населению.

По словам старожилов с сокращением наркопотребления преступность на полуострове снизилась.

При хякимлике существует самодеятельный ансамбль песни и танца. Ансамбль гастролирует не только по стране, но и выезжал за границу. Кружка современного бального танца нет из-за отсутствии учителя, хотя, как удалось выяснить, желающих заниматься много.

Популярные туркменские певцы не балуют местных жителей своими концертами. Кино здесь не крутят. Кино-концертного зала в городе нет. Клуба тоже. Молодежь ходит на дискотеки в бары.

Нефтепромыслы возникли здесь в конце Х VII века и город имеет интересную историю, но нет исторического и краеведческого музея. Есть одна центральная библиотека и два небольших филиала.

При Советах на Челекене существовал аэропорт и выполнялись рейсы Челекен - Ашхабад и Ашхабад - Челекен - Баку. Уже около десяти лет аэропорт закрыт. Один раз в день осуществляется автобусный рейс Небит-Даг – Челекен и обратно.

Есть два стадиона – открытый и закрытый. Но работает только одна спортивная секция - бокса. По другим видам спорта нет тренеров.

Нет детских и спортивных площадок, нет парков и культурных развлекательных центров. Уличного освещения тоже нет. Работы по благоустройству города местными властями не ведутся. Зато работники местного хякимлика облагородили свое здание и позаботились о зеленных насаждениях вокруг него.

На полуострове четыре школы, которые на 80% процентов обеспечены учебниками. Одна туркменская школа, две школы смешанные (туркмено – русские) и четвертая – русская.

Скорая помощь работает отлажено. Имеется одна городская больница с современным оборудованием, но не хватает врачей – специалистов разбирающихся в новой медицинской технике.

Доступен только мобильный интернет да и то, впрочем как и по всей стране, связь очень плохая. Жители этого региона смотрят телевизионные программы через спутниковые антенны, а чтобы смотреть туркменское ТВ приходится ставить специальную антенну.

Городской мечети нет, и местные верующие ходят на молитву в соседний поселок Гарагель.

Пляжи очень грязные, в воду зайти тоже опасно из-за большого количества железок, арматуры, камней от затопленных домов. Несмотря на то, что ежегодно в море тонут по нескольку детей, спасательной службы не существует.

На сегодняшний день на Челекене проживают туркмены, русские, азербайджанцы, татары, лезгины. Живут дружно, без каких либо конфликтов на национальной почве.

Частный бизнес практически не развит. Если бы местные власти занялись, то можно было бы решить вопрос о разведении ценных пород рыб и птицы. Туркменским бизнесменам заниматься поставкой продуктов питания для жителей полуострова и для иностранных компаний фактически запрещено, так как этим занимается арабская компания “Damac “. Ее специализированные подразделения обеспечивают продуктами не только иностранные компании, но и весь Балканский регион. Качество ввозимых продуктов хуже, чем продукты местного производства. Даже рыбу привозят замороженную.

Здание в котором проводятся бракосочетания находится в плачевном состоянии. Зимой регистрировать брак молодоженам приходится в пальто.

Полуостров и его жители приносят огромные доходы стране, а сами обитают в очень тяжелых климатических, финансовых и социальных условиях. Челекенцы живут надеждами, что власти страны о них не забыли, и надеждами на повышение уровня жизни и улучшения социально-бытовых условий. И они этого вполне заслуживают.

Челекен – полуостров на восточном берегу Каспийского моря. Впервые нанесен на карту первоисследователем Каспийского моря А. Бековичем-Черкасским в 1715 г. как остров Черекен. На ряде карт XVIII-XIX вв. надписан как остров Нефтяной. Нынешнее название - Хазар.

«Этот остров заслуживает совершенно исключительного внимания, а отдельные участки его должны быть объявлены государственным заповедником», – писал академик А. Е. Ферсман, побывав в 1929 г. на Челекене.

Рядом находится Остров Огурчинский – это живой уголок дикой природы, который является Государственным заповедником. Там находится и погранзастава. Площадь заповедника составляет около 40 км. в длину и два - в ширину.

Мерием Ялкапова

Вконтакте

Челекен (город в Туркменской ССР)

Челекен, город (с 1956) областного подчинения в Красноводской области Туркменской ССР. Расположен в западной части полуострова Челекен, на побережье Каспийского моря, в 70 км к Ю. от г. Красноводска. Добыча нефти, газа. Заводы: химический (выработка йода, брома, йодистого калия, йодоформа), технического углерода. Вечернее отделение Красноводского химико-технологического техникума.

  • - 1) город, Балканская обл., Туркменистан. Возник как пос. при нефтепромыслах, появившихся в конце XVII в.; с 1956 г. город. Название по расположению на п-ове...

    Географическая энциклопедия

  • - самый большой остров на Каспийском море, Красноводского уезда Закаспийской области, расположен в 60 верстах к ЮЮВ от города Красноводска у входа в Красноводский зал. О-в Ч. имеет форму овала, к которому на Ю и на С...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - высшее научное учреждение Туркменской ССР. Основана в 1951 на базе Туркменского филиала АН СССР. Находится в Ашхабаде...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Кировск, посёлок городского типа в Тедженском районе Марыйской области Туркменской ССР. Расположен в Тедженском оазисе, в 36 км к С. от железнодорожной станции Теджен. Народный театр. В районе ‒ хлопководство...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Комсомольск, посёлок городского типа в Чарджоуской области Туркменской ССР. Расположен на левобережье Амударьи, на автомобильной дороге Чарджоу - Керки, в 8 км к Югу от Чарджоу. 20,4 тыс. жителей...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Кушка, город в Тахта-Баварском районе Марыйской области Туркменской ССР. Расположен в долине р. Кушка, на автомобильной дороге Мары ≈ Кандагар. Конечный пункт ж.-д. ветки Мары ≈ К. 5,3 тыс. жителей...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Теджен, город областного подчинения, центр Тедженского района Ашхабадской области Туркменской ССР. Расположен в Тедженском оазисе, на левом берегу р. Теджен...

    Большая Советская энциклопедия

  • - I Челеке́н полуостров на восточном берегу Каспийского моря, в Туркменской ССР. В 30-х гг. 20 в. Ч., бывший до этого островом, из-за понижения уровня Каспийского моря причленился к берегу и превратился в...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Челекен, полуостров на восточном берегу Каспийского моря, в Туркменской ССР. В 30-х гг. 20 в. Ч., бывший до этого островом, из-за понижения уровня Каспийского моря причленился к берегу и превратился в полуостров....

    Большая Советская энциклопедия

  • - юго-восточная часть Красноводского залива Каспийского моря у северного берега полуострова Челекен. Отделен от моря Северной Челекенской косой...

    Большая Советская энциклопедия

  • - северная часть Туркменского залива Каспийского моря у южного берега полуострова Челекен. Отделен от моря низменным полуостровом Дервиш и Южной Челекенской косой...

    Большая Советская энциклопедия

  • - город в Туркмении, Балканская обл., на берегу Каспийского м. 14 тыс. жителей. Добыча нефти и газа. Заводы: химический, технического углерода и др. Историко-революционный музей...
  • - полуостров на восточном побережье Каспийского м., территория Туркмении. Образован из о. Челекен, причленившегося к берегу из-за понижения уровня моря. Ок. 500 км². Поверхность равнинная...

    Большой энциклопедический словарь

  • - юго-восточная часть Красноводского зал. Каспийского м., у северного берега п-ова Челекен...

    Большой энциклопедический словарь

  • - северная часть Туркменского зал. Каспийского м., у южного берега п-ова Челекен. Длина ок. 20 км, ширина 35 км, глубина 5-7 м. Порт - Аладжа...

    Большой энциклопедический словарь

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 полуостров...

    Словарь синонимов

"Челекен (город в Туркменской ССР)" в книгах

Глава III Истоки туркменской нации

Из книги Рухнама автора Ниязов Сапармурат

Глава III Истоки туркменской нации Мои дорогие соотечественники!Быть нацией, безраздельно принадлежать ей, черпать силы и вдохновение из единого источника духа – величайшее благо для народа и для каждого отдельного человека. Но быть нацией, то есть цельным народом,

Академия наук Туркменской ССР

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Комсомольск (пос. гор. типа в Туркменской ССР)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Кировск (пос. гор. типа в Туркменской ССР)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

На границах Средней Азии. Путевые очерки в 3-х книгах. Книга 1. Персидская граница. — СПб., 1909.

Нестерпимым блеском, рассыпая свои жгучие лучи, искрится южное солнце, отражаясь в неподвижной, как будто мертвой, поверхности Каспийского моря. По берегу его, длинной грядой красновато-желтого цвета тянутся каменные массивы горных хребтов, уходящие вглубь Средней Азии. Необозримые равнины, сожженные солнцем, порою видны сквозь горные ущелья.



Город Красноводск. Железнодорожная станция. 1906.
Источник: humus

В полукруглой, почти подковообразной формы долине, окруженной высокими горами, лишенными совершенно растительности, раскинулся на самом берегу Каспийского моря город Красноводск. Разбросанные на пространстве небольшой долины, виднеются ряды домов, среди которых выделяется своей своеобразной архитектурой вокзал . Строго выдержанный мавританский стиль громадного здания как нельзя больше гармонирует с окружающею природою и восточного покроя костюмами местных жителей, а напротив вокзала среди широкой площади одиноко стоит православная церковь, золотой крест которой, сияя на солнце, как будто осеняет своими лучами весь город.

Непрерывная, кипучая деятельность заметна в части города, прилегающей к рельсам железной дороги, соединенным с пристанями пароходных обществ. Постоянное движение дежурных паровозов, передвигающих вагоны, приход и отход поездов с их неизбежною сутолокою, разгрузка и нагрузка вагонов, сотни рабочих, снующих в этой стороне, наглядно указывают на значение Среднеазиатской дороги для Туркестанского края как главной и пока единственной жизненной артерии Закаспийской области.



Город Красноводск. Вид железнодорожной станции. 1906.
Экспедиция К. Г. Маннергейма. humus

Противоположная сторона города кажется вымершею. Жгучие лучи южного солнца и каменистый грунт при полном отсутствии воды не дают возможности развести какую-либо растительность, и небольшой клочок земли, занятый городским сквером с чахлыми, как будто умирающими растениями, составляет единственное зеленое пятно, оживляющее мрачную и пыльную картину.

«Вы не поверите, как трудно было развести и этот сквер, — жаловался обыватель. — Землю привозили из — здесь кроме камня ничего нет… Ну а затем, с поливкой просто беда… Воды мало… Хорошо, что построили кроме железнодорожного еще один опреснитель, но все же ведро воды у нас не дешевле копейки…»


Длинными, унылыми рядами тянутся казармы местного резервного батальона, около которых густые облака пыли, поднимаемые снующими верблюдами и рабочими, подвозящими строительные материалы, кажутся еще гуще. В остальной же части города жизнь лишь видна в часы прихода пароходов, замирая затем снова до прихода или отхода следующего.

Остатки крепостных стен и башня напоминают лишь собою о старом Красноводском укреплении, построенном в 1869 году полковником Столетовым.

На самом берегу залива в небольшом друг от друга расстоянии виднеются пристани пароходных компаний, содержащих пароходы для рейсов между портами Каспийского моря. На рейде стоят шкуны, бриги, пароходы, занимающие все пространство водяной площади залива. В порте и заливе заметно то же оживление, как и около железной дороги; пароходы постоянно приходят и отходят, бороздя зеркальную поверхность моря и поднимая на ней мелкую зыбь. В ожидании ветра уныло стоят парусные суда, капитаны которых с завистью посматривают на движение пароходов. На палубах шкун не видно никакого признака жизни, все кажется как будто заснувшим; их экипажи отдыхают, собираясь с силами для предстоящего плавания. Под вечер около 8-ми часов мелкая зыбь появляется на ровной поверхности залива, делаясь все больше и больше — это ветер, вырвавшийся из горного ущелья на простор Каспийского моря. Одно за другим поднимают свои якоря парусные суда, и скоро весь горизонт залива покрывается ими. Будто какие-то гигантские птицы вырисовываются они на водяной поверхности и легко, рассекая волны, подгоняемые попутным ветром, постепенно уменьшаясь, исчезают где-то далеко на самом краю горизонта. Ночью залив покрывается массой огней, горящих на судах. Для каждого малознакомого с жизнью порта эти картины кажутся вначале особенно своеобразными, но потом, как и все, они начинают утомлять своею однохарактерностью и надоедать…



Город Красноводск. Берег Каспийского моря. 1906.
Экспедиция К. Г. Маннергейма. humus

Приехав в Красноводск по службе и прожив в нем более недели, мы скоро пригляделись к этим картинам, и поэтому с особенным удовольствием приняли известие, что наконец мы двигаемся далее на Петровскую косу и остров Челекен и совершим эту поездку на трехмачтовом шлюпе «Андриан», принадлежавшем Закаспийской бригаде пограничной стражи.

Наскоро собрав свой багаж, мы выехали из города по направлению к морю, где около пристани стоял готовый к выходу парусный трехмачтовый шлюп. Отвалив от берега и ловко поставив паруса, шлюп быстро понесся по волнам Красноводского залива. Умелое управление парусами и отчетливая их постановка, выполняемая экипажем шлюпа, состоявшим из нижних чинов стражи, заслуживали полного одобрения. Попутный ветер надувал паруса, и шлюп шел недурно. Щегольская его окраска и совершенно новое с иголочки вооружение заставляли встречные суда невольно более внимательно всматриваться в него, а развевавшийся на конце реи флаг пограничной стражи с большим двуглавным орлом посредине, указывавший на официальное положение судна, понуждал их командиров еще издалека давать шлюпу дорогу. Быстро промелькнули перед нашими главами здание нового опреснителя и новые домики обывателей, построенные по берегу моря. Красноводск остался позади… Расположившись на палубе около кормы, я с особым интересом начал всматриваться в открывавшуюся передо мною картину. Горный хребет, постепенно понижаясь, перешел в равнину, расстилавшуюся далеко до самого конца горизонта. Желтый фон песчаного берега производил угнетающее впечатление своим унылым однообразием; лишь порою на берегу вырисовывались группы юрт, одиноко стоявших на песчаной равнине и принадлежавших туркменским рабочим ватагам.

Темнота между тем мало-помалу уже наступала, и берега начали исчезать в туманной мгле. Сосредоточенно всматриваясь вперед и держа в руке рукоятку румпеля, как будто статуя, виднелась на корме у руля темная фигура рулевого. На носу в той же позе хладнокровно-спокойного внимания вырисовывалась фигура вахтенного. Ветер изменился и подул встречный, заставивший шлюп лавировать и постоянно переносить паруса. К полуночи, впереди, вначале тихо, а затем все громче и громче, послышался глухой шум прибоя. Волны моря разбивались о скалы наружной стороны Петровской косы, взбегая далеко на берег, но тотчас же отходя назад и сталкиваясь с встречными, образовывали буруны, глухой шум которых разносился по окрестностям. Темная полоса Петровской косы наконец показалась явственно перед нами, но лишь пройдя почти целый час вдоль берега, шлюп остановился и бросил якорь. На берегу виднелись неясные силуэты рыбацкого поселка, а в самой бухте чернели корпуса рыбачьих шкун, стоявших на якорях.



Бот пограничной стражи «Адриан». Фото из книги Д. Н. Логофета

Петровская коса врезывается в море узкою полосою семидесяти почти верст длины, при ширине от одной до двух верст. Сравнительное мелководье этой части Красноводского залива привлекает сюда громадное количество рыбы, вследствие чего на Петровской косе уже лет почти тридцать тому назад образовались рыбачьи поселки. Лов красной и частиковой рыбы продолжается почти круглый год и прекращается лишь в течение нескольких недель зимою, а также и во время штормов, довольно часто поднимающихся на Каспийском море. Рыболовный промысел идет в этих местах в общем недурно, и количество вылавливаемой рыбы может быть оценено в несколько десятков тысяч рублей. Засол рыбы производится тут же на месте, а затем соленая рыба отправляется в и далее вверх . Отличительная особенность здешней соленой рыбы и ее главнейший недостаток состоит в некотором горьковатом привкусе, что объясняется употреблением для засола местной челекенской соли, дурно очищаемой от различных примесей других солей, и значительного количества находящейся в ее составе глауберовой соли. Жаркий климат этой части Каспийского моря мешает приготовлению рыбы впрок, хотя в настоящее время одна из рыбопромышленных фирм устроила в Красноводске ледоделательный завод, благодаря чему засол рыбы и приготовление балыков идет очень успешно. Для наблюдения за рыболовством на восточном побережье, в г. Красноводске живет особый смотритель рыбных промыслов, состоящий на службе по Министерству земледелия. Ловля рыбы производится здесь сетями и крючками на особой снасти.

«Очень в последние годы лов плох стал, — жаловался нам старшина рыбачьего поселка, — прежде куда больше рыбы ловилось, а только по какой-то причине меньше теперь ловим. Надо думать, ушла рыба от нашего берега в другое место…»

Высказанное мнение, кажется, отчасти имеет основание, но причины перекочевки рыбы объяснить трудно; вернее всего предположение, что вследствие увеличившейся глубины в этих местах рыба ушла в более мелководный Гасан-Кулинский залив, находящийся верстах в трехстах южнее Красноводска.

Тут же с края поселка расположен кордон пограничной стражи, резко выделяясь своею архитектурою среди рыбачьих домов и юрт. Большой деревянный оштукатуренный снаружи дом вполне доказывает то заботливое отношение, которое видно во всем к этим заброшенным на далекую окраину труженикам. Тяжелая их служба невольно останавливает на себе внимание каждого, кто только имел случай с нею познакомиться.

В конце Петровской косы одиноко стоит небольшой памятник, поставленный здесь на память о неудачном походе в 1717 году князя Бековича-Черкасского, высадившегося со своим отрядом в этом месте. Гений Великого Петра два с половиной века тому назад послал горсть русских людей разведать о землях, сделавшихся впоследствии достоянием Русского Государства.

Через несколько часов шлюп наш, поставив все паруса, несся уже по проливу, направляясь к острову Челекену, неясные очертания которого выступали из мрака ночи.

Ветер, незначительный с вечера, подул со страшною силою, поднимая сильную зыбь. То ныряя в пучину, то поднимаясь на высокие гребни волн, быстро шел наш шлюп, направляясь на огни красноводского плавучего маяка, обозначающего вход в Красноводский залив. Мягкий свет луны искрился в воде, которая казалась совершенно темно-свинцовой. С глухим шумом, разбиваясь о нос шлюпа, неслись волны, как будто стремясь догнать одна другую. Темною, неопределенных очертаний точкою вырисовывался с правой стороны плавучий маяк с ярко горящими фонарями на мачтах. Порою, резко скрипя сластями, проходили мимо нас парусные суда.

— Ишь ты, не кажут огня, — ворчливым тоном говорил каждый раз рулевой, указывая на отсутствие огней, которые должны быть на основании устава на каждом морском судне для предупреждения столкновений встречных судов друг с другом. Беда с этими самыми рыбаками, ваш-скородие. Того гляди, что на его наскочишь… Ни за что они, да и вобче купец, не поставит огней… Видит иной раз, пароход идет — они ему, значит, спичками давай огонь показывать, потому парохода-то очень опасаются… Тоже ихнего брата по морю много пароходы ко дну по этой самой причине пускают… Прежде еще туда-сюда, а теперь уж больно много пароходов на этой дороге ходит… И штрафуют их, а поди ж ты, ничего из этого не выходит; все по-старому. Зачем, сказывают, масло даром жечь; — оно деньги стоит.

— Сейчас, ваше благородие, мы, значит, в залив к острову Челекену входить будем; тут места пойдут мелкие, ну, фарватер извилистый, того гляди на мель можно сесть. Место-то такое, что тут мало кто ходит, больше рыбак, наши пограничные шлюпы, да пароход московского товарищества, «Меридианом» прозывается. Только название что пароход. В самом деле такой, что коли волна большая, живой рукой захлестнуть его может.

— Почему же так? — заинтересовался я.

— Да потому, ваше скородие, что пароход речной, а его заставили по морю ходить.

Рассвет уже начинался. Впереди ясно виден был весь небольшой залив, в конце которого на берегу вырисовывался кордон пограничной стражи и небольшой барак с маленькою деревянною пристанью для причала «Меридиана», совершающего сюда рейсы два-три раза в неделю. Почти следом за ним показалась небольшая шлюпка, доставляющая по договору с почтовым ведомством почту на остров Челекен. Войдя в залив и сделав несколько поворотов, наш шлюп лишь через добрый час остановился, наконец, саженях в десяти от берега и бросил якорь. Перед нашими глазами виднелись прибрежные песчаные холмы восточной стороны острова, закрывавшие горизонт. Ровный, желтовато-темный колорит еще резче оттенял зеленовато-синий цвет морской воды. Две-три кибитки туркмен-рыбаков стоили невдалеке от кордона. Местами выступали беловатые пятна солончаков, и при всем этом никакого признака зелени. Общий вид унылый и безотрадный.


Туркмен с Челекена. Из альбомов служащих «Товарищества
humus

Остров Челекен но своей величине самый большой на Каспийском море. И эта сожженная темно-желтая земля острова уже с давних пор привлекла к себе предприимчивого человека. С отдаленных времен туркменские племена йомуды и огурджалинцы, поселившиеся на острове Челекене, стали добывать нефть для своей потребности, а затем и продавать избыток в . До 1874 года добывание это производилось самым примитивным способом из колодцев, разбросанных на пространстве всего острова. В этом же году на острове впервые начата разведка товариществом братьев Нобель и К°, причем для этой цели было арендовано у местных жителей несколько участков, и началась правильная добыча нефти буровым способом, причем также было арендовано у местных жителей и несколько десятков ручных колодцев. Нефтяная горячка широко распространилась по обеим сторонам моря, и в настоящее время весь остров покрыт заявочными столбами, которыми многие довольно удачно спекулируют, перепродавая свои участки за очень значительные суммы. Из заложенных товариществом Нобель буровых скважин в особенности интересны скважины около сопок Мешед и Аймон, которые выбрасывали периодически нефтяные фонтаны; из последних один давал совершенно чистую нефть, выбрасывая ее на высоту 6 сажень, а другой — смесь воды с нефтью. Оба фонтана снабжены особыми приспособлениями для их урегулирования. Но, к сожалению, в настоящее время одна из скважин совершенно засорилась, и добыча нефти из нее прекратилась. В общем добыча нефти товариществом братьев Нобель достигает приблизительно от 200 до 300 тысяч пудов ежегодно.



Киргизы с Челекена. Из альбомов служащих «Товарищества
нефтяного производства братьев Нобель». humus

Вся добываемая обществом нефть поступает в особые земляные амбары, а затем по нефтепроводу перекачивается на южную часть острова, где наливается в наливные суда и отправляется в . Всего этой фирмою вывезено с острова до 5 миллионов пудов нефти. По следам Нобеля явилось еще несколько предпринимателей, и в настоящее время почти на всем острове производился добывание нефти. Кроме фирмы Нобель на острове основалось также и московское нефтяно-промышленное товарищество, которое только недавно начало свою деятельность и при первых работах в течение года добыло до 70.000 пудов нефти.



Челекен. Из альбомов служащих «Товарищества
нефтяного производства братьев Нобель». humus

— Кстати, и лошади уже готовы. Мы должны к вечеру добраться до ночлега, проехав весь остров во всю его длину…

Один за другим тянулся наш караван. Лошади, тяжело ступая, в некоторых местах положительно вязли в сыпучем песке, но мы все же, несмотря на отвратительную дорогу, подвигались довольно быстро вперед. Перевалив гряду прибрежных холмов, мы спустились в долину, среди которой, прихотливо извиваясь, виднелась небольшая речка, покрытая местами довольно толстою стекловидной пеленой; казалось, что речка покрыта льдом, но это предположение разрушалось 50° жарою, благодаря которой вся поверхность острова изображала из себя какую-то раскаленную сковороду.

— Это осадок соли, — сказал долго молчавший N… Но, несмотря на свою кажущуюся прозрачность, соль здесь очень дурного качества, так как в ней очень много всяких примесей…

Остров Челекен находится у входа в Красноводский залив, в 60-ти верстах от города Красноводска, длиной около 50-ти верст и шириной до 15-ти. Своим происхождением он, как предполагают, обязан тому геологическому перевороту, результатом которого появились Кавказские горы и Хоросанские возвышенности, связанные между собою грядою, идущею по дну Каспийского моря от Апшеронского полуострова к Михайловскому заливу, причем остров является высшею точкою подводной гряды. Это предположение подтверждается появившимися года три тому назад подводными скалами на половине дороги между Баку и Красноводском, находящимися в открытом море. Скалы эти выдвигаются почти до поверхности воды, благодаря чему по ним ходят почти все время буруны. На всем острове нет ни одного совершенно пресного источника, и вода, которую пьют жители, имеет горько-соленый вкус.

Перевалив через несколько холмов, мы наконец с радостью заметили в одной из ложбинок присутствие зелени, но подъехав ближе, тут же разочаровались, увидев ошибочность наших предположений, так как растительность принадлежала к породе колючек, еще более жалкой, чем на материке, и являющейся на острове единственной представительницей растительного царства. Почти на середине острова виднелось какое-то жилье, и через полчаса несколько деревянных домов компании московского нефтепромышленного общества, составляющих особый поселок, были перед нами.

Отдохнув несколько времени у заведывающего работами геолога И., с истинно русским гостеприимством предложившего нам остановиться у него в доме, мы сразу почувствовали себя в России. То гнетущее чувство чего-то чужого, которое испытывает каждый русский в Азии, улетучилось под влиянием чисто московского радушия хозяина. Заброшенный в такую глушь, геолог И. живет совершенно один в поселке, имея лишь несколько русских служащих и рабочих, главный контингент которых состоит почти исключительно из туркмен. Дела молодой компании под его руководством, как говорят, процветают. Во всех работах но добыче нефти видна опытная рука… За кипящим самоваром и интересными разговорами мы даже не заметили, как пролетело время… Хозяин разговорился и сообщил нам массу сведений об острове и его особенностях.

Почти весь остров имеет много естественных выходов нефти; в особенности же их много в западной его части, в которой находится несколько нефтяных сопок… Как на одну из достопримечательностей острова нам указали на озеро Пурса-гель, что в переводе на русский язык значит вонючее озеро. Озеро это расположено на северо-восточной стороне горы Чехрака и находится на 260 футов выше уровня моря. С поверхности этого озера выделяются в большом количестве серные и углеводородные газы, а по берегам его наблюдается постоянное вспучивание рыхлой почвы с выделением довольно значительного количества чистой нефти зеленовато-бурого цвета. Озеро это, как видно, образовалось на плоской поверхности нефтяной сопки, которая, надо предполагать, действует и поныне, выбрасывая со дна озера много кира [разновидность горного воска]. Недалеко от него находится несколько горячих серно-щелочных источников с температурою до 46° по Реомюру.



Озеро на Челекене. Из альбомов служащих «Товарищества
нефтяного производства братьев Нобель». humus

Кроме нефти на острове добывается озокерит (горный воск), кир и соль. Добыча первого относительно незначительна и ведется преимущественно туркменами самым примитивным способом, разработкою его на незначительной глубине от поверхности земли; выработку его начинают обыкновенно в тех местах, где он сам обнажился на поверхность земли или же где на него случайно наткнулись при вынимании грунта для нефтяного колодца. Специальных же разведок для отыскания его мест нахождения не производилось. Добытый озокерит обыкновенно очищается от земли плавкою его в особых котлах, а затем выливается в особые формы и в таком виде поступает в продажу по цене около 1 руб. 50 коп. за пуд, причем главным образом он идет в Баку и , где его употребляют для окрашивания материй и при шитье обуви вместо смолы. Чистый челекенский озокерит содержит в себе до 70% церезина.



Нефтяные промыслы о-ва Челекен

Одновременно с нефтью и озокеритом на острове добывается соль, залежи которой находятся на северо-восточном конце острова. Разработка каменной соли производится здесь снятием верхнего песчаного слоя до одного аршина толщины, а затем уже выломкою ее особыми ломами и кетменями. Общий запас соли на острове считают до 30 миллионов пудов. Добываемая соль имеет много примесей. Добытая соль вывозится в Персию и на наше Кавказское побережье, причем она обложена особою пошлиною, носящею название попудного сбора. Незначительная же часть соли остается для местного употребления.

Все туземное население острова живет в трех аулах, в которых русских, считая в том числе и солдат пограничной стражи, размещенных в двух казармах на северном и южном концах острова, не больше 50 человек; общая численность всего населения острова достигает до 1.000 человек. Независимо работы на нефтяных и соляных промыслах туземное население Челекена занимается также торговлею и рыболовством. Здесь же живут лучшие мастера по постройке парусных судов особого туркменского типа, плавающих по южной и восточной частям Каспийского моря.

Поблагодарив радушного хозяина и воспользовавшись любезно предложенною тройкой, мы в покойном тарантасе с небольшим в часа добралась до Южного Челекена. Довольно глубокая бухта приютила здесь с десяток парусных судов, а на взморье, в версте от берега, резко выделялся белый корпус военного крейсера «Часовой», принадлежащего к крейсерской флотилии Отдельного корпуса пограничной стражи.



Пост пограничной стражи Челекен. Фото из книги Д. Н. Логофета

Вид острова с южной стороны так же дик и пустынен, как и с северной, и лишь торговый флаг, развевающийся над деревянным домиком таможенной заставы, указывал и подтверждал торгово-промышленное значение острова. Без этого напоминания остров казался бы совершенно мертв. Нельзя позавидовать таможенному чиновнику, живущему без выезда при своей заставе. Оторванный от людей, имея дело почти исключительно с туркменами, он с каким-то особенным любопытством осматривал приезжих… Таможенный переходный пункт устроен здесь для взыскания пошлин с персидских товаров, привозимых в значительном количестве морем с Гязского берега для местного употребления. Благодаря свойству грунта и отсутствию воды на острове не произрастает никаких злаков. С самых отдаленных времен остров Челекен был известен как место, где причаливали рыболовы-туркмены, да, пользуясь уединенностью острова, на нем свили себе гнездо шайки морских разбойников, грабивших суда с товарами, шедшие из Персии в Астрахань. На Челекене в свое время долю проживал атаман Стенька Разин со своею вольницею понизовою. Крик «Сарынь на кичку» часто раздавался на волнах синего моря Хвалынского, наводя панический ужас на персидских купцов-мореходов… Имя грозного удалого атамана до сих пор не исчезло из памяти туземцев, и описание его удалых налетов встречается в преданиях и сказках челекенцев.
. ;
. .