Окунулся? Забудь о соцсетях! Или чего не следует делать в праздник Крещения. Откуда пришла традиция купания в проруби

В православных странах, например, России, Украине, Беларуси, Греции принято купаться на Крещение. Как правильно погружаться в прорубь, как освящается вода?

Купель на Крещение: правила по окунанию в прорубь

В каждой православной стране церковные праздники отражают традиции, национальный менталитет и исторически сложившуюся культуру. В православных странах, например, России, Украине, Беларуси, Греции принято купаться на Крещение. Благодаря терпимости и любви Православной Церкви множество древних добрых традиций дошло до наших дней.



Обычаи и богослужения на Крещение

19 января Церковь празднует великий двунадесятый праздник - Богоявление, или Крещение Господне. Этот день отличается рядом традиций и известным всем освящением воды. Однако Крещенское купание - не просто оздоровительная процедура.


В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.


Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.


Исторически на берегу реки Иордан накануне одного из иудейских праздников, во время которого совершались обрядовые омовения, Иоанн Предтеча начал свое пророческое служение словами о том, что перед омовением водой нужно омыться от грехов. Сам Иоанн Креститель крестил людей символически - ведь Господь Иисус еще не взошел на Крест и не основал Церковь - но призывал в таком крещении очиститься от грехов благодатью Божией. После Крещения Господа Иисуса Христа в Иордане начался земной путь проповеди Христа.


В праздник Крещения освящается Великим чином святая вода, молятся Господу об очищении и освящении жилищ и сердец.



Молебен на Крещение

Водосвятие в храмах обычно проводят после утреннего богослужения - Божественной литургии 19 января, однако в больших храмах может производиться и накануне, 18 января.


Великое освящение воды совершается раз в год, в великий праздник - Крещения Господня. В это время духовенство храмов, расположенных возле рек и водоемов, выходит большим крестным ходом к проруби и освящает воду в ней. Отдельно освящается и питьевая вода.


Малое освящение воды может совершаться даже ежедневно, поэтому в храме всегда есть святая вода в свободном доступе. Кроме того, вы можете заказать водосвятный молебен в храме или у себя дома, чтобы помолиться о своем благополучии, помощи своей семье. По окончанию молебна наберите святой воды с собой в пустую чистую бутылку (но не из-под алкоголя).


Во время водосвятного молебна священник от имени всей полноты Церкви будет просит о благополучной жизни, о здоровье молящихся за богослужением, об освящении всего мира Духом Святым. После освящения воды священник кропит святой водой окружающих и жилище или церковь - так зримо приходит к нам благодать Божия.


Молебен совершается следующим образом:


    На середину храма выносят стол с чистой скатертью, на который ставят металлическую чашу с водой, рядом кладут выносной Крест и Святое Евангелие. На столе ставят подсвечник, на котором возникают восковые свечи.


    После начала богослужения с возгласом священника читается псалом 142.


    После Псалтири поется повторяющееся песнопение «Бог Господь» с тропарями. Пока поют молитву, священник совершает каждение чаши с водой крестообразно.


    Затем читается псалом 50-й, тропари и ектения - перечисление кратких прошений о спасении, здравии и благополучии. В это время священник кадит по периметру храм или дом, где совершается богослужение.


    По завершении каждения читается прокимен и слова Апостольского послания (Евр. 2, 14-18), а затем - Евангелие от Иоанна (5 глава, 2-4 стих).


    После чтения Евангелия совершается последование ектении, во время которой читаются прошения об освящении воды, которая кадится священником крестообразно. Затем читается особая молитва, призывающая благодать Святого Духа на воду.


    После чтения молитвы священнослужитель берет Крест (изображением Христа к себе), проводя им над водой крестообразно. Затем весь крест погружается в воду под троекратное пение тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» и иных.


    Вынув из воды Крест, священник целует его (по-церковнославянски - прикладывается к нему), кропит всех присутствующих и церковь или дом по периметру.


    Все молящиеся по очереди прикладываются к Святому Кресту, иерей в это время окропляет каждого святой водой (именно поэтому женщинам не рекомендуется активно краситься перед походом в церковь: косметика потечет; кроме того - чтобы не привлекать к себе лишнее внимание молящихся и не отвлекаться на впечатления, а сосредоточиться на молитве).


    Теперь молившиеся за молебном набирают воду из чаши. Конечно, воду могут набрать и люди, не заказавшие молебен или случайно зашедшие в храм. Однако это уже не совсем правильно: получается, такие люди приобретут святыню нечестным путем (ведь набрать воды могут только заказавшие молебен и молившиеся за ним).



Как делают прорубь, иордань на Крещение

Во многих храмах у водоемов освящают и воду в водоеме (реке, море, озере). В холод, если на воде лежит лед, вырезают крестообразную прорубь, которую еще называют «иордань» (от названия реки Иордан, то есть люди как бы погружаются в маленький Иордан) с лесенкой. У проруби обычно находится два теплых шатра, палатки (для женщин и мужчин), к проруби проложены сходни-мостки и лестница.


Конечно, если вам повезет, на вашем приходе могут натопить баню и из нее будет вход к проруби. Тогда вы совместите приятное с полезным.
Или рискните, затопите баню в Крещенскую ночь на берегу.



Что взять с собой на Крещение, на купание в проруби

Стоит взять с собой большое полотенце, если вы хотите окунуться и, конечно, прийти ко времени начала богослужения: иначе это будет лишь «оздоровительное» мероприятие, а не духовный подвиг.


    Во время освящения воды священник погрузит в воду крест. По окончании молебна зайдите в шатер, наденьте купальник (лучше соблюдать приличия, на купальник также можно надеть длинную рубаху для купания, которая продается в церкви). Входя в воду, держитесь за перила. Если есть силы - креститесь, говоря: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа,» и затем погружайтесь с головой. Повторите трижды и вылезайте.


    Если сил нет, перекреститесь, на берегу скажите про себя: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа,» - окунитесь один раз (можно даже не погружаться с головой) и вылезайте.


Известно, что по благочестивому преданию в Крещенскую ночь небо открывается и в течение 18-19 января вода освящается во всех водоемах. Поэтому если вы хотите окунуться дома, осените себя перед окунанием крестом и произнесите названную нами молитву «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». При этом лучше быть одетым в плавки или купальник, иначе получится странный обряд, молиться голышом неприлично (вы все же предстоите перед Богом).


Еще лучше посетить храм, помолиться за богослужением, подготовиться и причаститься, а затем набрать святой воды.



Противопоказания к купанию в проруби

Помните, что лучше беречь свое здоровье, «береженого Бог бережет». Конечно, окунуться в прорубь - подвиг во имя Господа, и его духовное значение трудно преувеличить. Но есть болезни, патологии, которые являются противопоказанием к окунанию:


  • Гипертония, стенокардия – из-за резкого сужения сосудов при перепаде температур вы можете получить инфаркт или инсульт;

  • Гипотония (постоянно низкое давление) – опять же сосуды реагируют так, что человек может упасть в обморок;

  • Воспалительные заболевания дыхательных путей, ОРВИ - вы можете получить серьезные осложнения;

  • Сердечно-сосудистые заболевания;

  • Эпилепсия и черепно-мозговые травмы, а также атеросклероз;

  • Патологии нервной системы;

  • Патологии эндокринной системы - диабет, тиреотоксикоз;

  • Глазные заболевания - опять сужение сосудов может привести к ухудшению зрения и пр.;

  • Заболевания дыхания, включая туберкулез и астму;

  • Любые воспалительные процессы в организме - в мочеполовой, пищеварительной, половой системе;

  • Узнайте, нет ли у вас аллергической реакции на холод.

Учтите, что на приходах, при церквях проруби курируют администрацией населенного пункта, здесь всегда дежурят спасатели и медики, вот в «самодеятельной» проруби купаться может быть действительно опасно. И уж во всяком случае не купайтесь в одиночестве! Мало ли как реагирует ваш организм, даже если до того вы практиковали купание в проруби.
По сути, это мало того, что опасно - не полезно духовно, если вы при этом не помолились не причащались.



Купание семьей на Крещение

Женское здоровье особенно хрупко, но многие женщины смело решаются искупаться на Крещение, чтобы совершить подвиг ради Бога, прося Его об особой милости.


Особенно рекомендуют купаться на Крещение при бесплодии. Увы, многие семьи сегодня бесплодны. Женщины годами стараются забеременеть, лечатся оба супруга. Со временем из-за разочарования могут разрушаться отношения, появляется обида на жизнь и на Бога - Творца и Вседержителя. Это совершенно неверное направление мировоззрения. Господь - наша надежда. Он творит чудеса. Не оставляя медицинского лечения, нужно обязательно прибегать и к Небесному Врачу.


Засвидетельствовано множество случаев исцеления от бесплодия и обретения радости материнства отчаявшимися женщинами после молитвы перед иконой «Помощница в родах». Церковь благословляет укреплять свою веру и поддерживать медикаментозное лечение в случае бесплодия регулярными молитвами. Никогда не стоит отчаиваться: помните о воле Божией и о судьбе родителей Самой Богородицы, которые только в преклонном возрасте смогли обрести долгожданную Дочь, ставшую Царицей Небесной.


Ни в коем случае не следуйте никаким ритуалам и не обращайтесь к экстрасенсам. Одна из благочестивых православных традиций - молебен о даровании детей и о благополучном разрешении от бремени (легких родах). Его можно заказать в любом храме. Есть ряд святых, которые имеют особую благодать в помощи беременным и желающим рождения ребенка, а на Крещение, да и в любой день вы можете заказать молебен ко Господу Иисусу Христу или Богородице. Господь - главный Помощник и Покровитель каждому, а Божия Матерь - Заступница пред Богом рода человеческого. Можно заказать молебен о даровании детей перед любой иконой Богородицы, особо молятся об этом перед иконой Богородицы «Неувядаемый Цвет», «Помощница в родах».


Если вы хотите искупать ребенка, отцу стоит держать его на руках, окунуть один раз и сразу закутать в полотенце.



Обычаи на Крещение

Правильными традициями можно назвать следующие:


    Пост перед праздником. В Крещенский Сочельник по Уставу Церкви нельзя есть до первой звезды (если нет сил - поешьте), а потом кушали кутью, как и на Рождество - это сладкая каша с медом и сухофруктами.


    Накануне праздника, 18 января, также шли на Всенощное бдение. Сегодня в некоторых храмах оно совершается ночью, вместе с Литургией - опять же, как на Рождество Христово. В большинстве храмов вечером, накануне Крещения, вода освящается в храмах и водоемах. Иногда, чтобы не подвергаться опасности на ночном водоеме, его освящают только 19 января.


    Стоит посетить храм и 19 января утром - прийти на Литургию, подготовившись к Исповеди и Причастию.


    После Литургии, если будет совершаться освящен водоема и он находится недалеко, к нему торжественно идут крестным ходом священники и прихожане. Обряд освящения воды, которая будет называться Великой Агиасмой (великой святыней), совершает только священник. Они трижды опустит в прорубь крест, а затем благословит им народ.


    Освящают, но не столь торжественно, воду и в храме. В этот день и часто в течение трех дней или недели в храмах устанавливают большие баки, к ним выстраиваются целые очереди людей. Не берите большой объем воды - ее всегда можно добавить в обычную воду с благоговением. Положите пожертвование за святую воду: это купленная храмом питьевая вода, ведь, хоть Господь и благословляет воду, а нужно остеречься: ни в каком храме не берут воду на Крещение просто из грязных водоемов. Ее приобретают на средства благотворителей.


Важное крещенское чудо в том, что, по свидетельствам многих людей, святая вода не портится в течение целого года: ученые даже нашли, что святая вода имеет измененный молекулярный состав. Это чудо Божие, а не действие серебра, из которого делают храмовые кресты (ведь часто погружают в воду и деревянные кресты).


Да хранит вас Господь и просвещает!


Ставшее на протяжении веков традицией, купание в сделанной на водоеме проруби во время древнейшего христианского праздника Крещения, вызывает много вопросов у людей разного исповедания и не верующих. Это действительно способ физического и духовного очищения человека, или красивая дань моде. Что происходит в момент погружения в ледяную купель и кому такая процедура принесет пользу.

Традиции праздника Крещения

Крещение 19 января и сама традиция окунаться в ледяную купель у нас берет свое начало в 988 году еще со времени введения в Киевской Руси христианства. Согласно библейской истории, Иисус по его личной просьбе был крещен именно в этот день. Во время проведения Иоанном Крестителем обряда, Иисус находился в водах реки Иордан, на него сошел Дух святой в образе голубя и голоса свыше, провозглашающего его сыном Божьим. Это событие и стало основой праздника. Само слово крещу в переводе с древнегреческого означает непосредственно погружение в воду. Считается, что своим крещение Бог сделал воду святой, то есть имеющей особенные целительные свойства. Учитывая, что вода в Ветхом Завете считается основой всего живого, становиться понятной важность этой традиции.

После Божественной Литургии во всех храмах освящается вода. В это время Водосвятия все водные стихии также наделяются чудодейственными качествами. Для проведения Крещенских купаний в крестообразной проруби совершаются многолюдные шествия, в христианстве именуемые Крестным ходом на Иордан. Считается, что омытое святой водой тело, подобно очищенной душе, уверовавшей в Спасителя, получит здоровье и благословение, приобщится к таинству Святой Троицы. Кроме христианского подтекста, традиция такого купания известна еще со времен древних скифов и более ранних языческих обрядов. Таким способом посвящали в воины, оздоравливали, закаляли новорожденных для адаптации к суровому климату.

Особенности купания в проруби

В день праздника Крещения для доступности всем желающим на водоемах специально устраиваются оборудованные по всем правилам безопасности, проруби обязательно в виде креста. После освящения проруби люди могут набрать воды, умыться, а самые решительные искупаться. Если тело относительно приспособлено к холоду, то большое значение имеет настрой перед купанием. Живая структура воды способна меняться под воздействием определенной информации, поэтому погружаясь в прорубь, надо настроиться только на положительное влияние. Непосредственно во время погружения в организме человека молниеносно происходит много процессов:

  • под кратковременным воздействием холода мобилизуется кора головного мозга, центральная нервная система, что положительно для организма;
  • стрессовая ситуация ведет к скачку иммунитета, обезболиванию, снятию воспаления, спазмов, отеков;
  • под влиянием холодной воды высвобождаются внутренние силы, температура тела может на несколько секунд достичь 40°, вызывая гибель болезнетворных микробов, вирусов, клеток;
  • теплопроводность воды больше воздуха в 28 раз, что дает огромный закаливающий эффект.

Учитывая перечисленные плюсы процедуры окунания в холодную воду можно уверенно говорить о его пользе. Несмотря на то, что специальной физической подготовки к такому купанию в принципе не требуется, в некоторых случаях может быть ряд трудных моментов. Без опаски провести окунание официальная медицина рекомендует мужчинам и женщинам среднего возраста без сложных патологий. В любом случае таинство купания на Крещение глубоко индивидуальное решение каждого человека.

Как правильно провести купание в Крещение

Кроме соответствующего настроя такое купание требует соблюдения определенных правил, помогающих правильно и безопасно провести обряд. Главным моментом, особенно при массовом проведении, является наличие специально оборудованной проруби. Прорубь должна быть устроена на глубине воды не более 1,8 м, хорошо ограждена для избегания случайных падений, оборудована ступеньками и поручнями для спуска. Все желающие окунуться в прорубь должны иметь при себе купальник или плавки, теплый халат, полотенце, комплект сухой одежды, белья, тапочки или шерстяные носки.

Перед началом рекомендуется слегка разогреться, например, сделать пробежку, выполнить приседания или несложные упражнения. При этом тело не должно быть потным, а только горячим. Для предупреждения резкого сужения сосудов мозга мочить голову не надо, а лучше окунаться только по шею. Прыгать в прорубь нельзя, начинать погружение надо с ног. Плавать не рекомендуется, после троекратного окунания лучше сразу выйти и не находиться в воде более 1 минуты. Непосредственно после купания надо растереться полотенцем, без промедления надеть сухое белье и одежду. Часто полотенце может даже не пригодиться, так как кожа моментально высыхает. Но следуя церковным правилам при купании в крещенской проруби необходимо окунуться с головой три раза. При этом должна присутствовать короткая искренняя молитва, обращенная к Богу, по убеждению православных это заряжает воду огромной силой.

Противопоказания к купанию

Категорически запрещается непосредственно перед купанием и после него употреблять алкогольные напитки. Алкоголь в крови плохо влияет на состояние терморегуляции организма, иногда с непредвиденными последствиями. Под его влиянием сосуды расширяются, увеличивая расход тепла. Некоторое время после употребления человек может почувствовать прилив тепла, но затем, резко наступает обратный эффект и можно серьезно простудиться. Также нельзя курить, так как нарушается кровообращение. Сразу после окунания лучше выпить травяной отвар или горячий чай. Купаться в холодной проруби на забитый или голодный желудок вредно.

При очевидности пользы Крещенского купания к разряду противопоказаний относится наличие хронических или острых заболеваний. К таковым относятся нарушения сердечнососудистой, эндокринной и нервной систем, а также всевозможные воспаления мочеполовой системы, носоглотки, отит. Не рекомендуется окунаться в ледяную прорубь при перенесенных травмах энцефалите, эпилепсии и других сложных патологиях. Чтобы избежать вреда и получить только пользу, рекомендуется проконсультироваться с врачом.

Одним из самых любимы праздников для верующих людей является Крещение. По древней традиции несмотря на то что за окном зимние морозы люди окунаются в ледяную воду водоемов, ведь такой ритуал должен смыть все грехи. Традиция идет еще с древних времен. Однако разные народы рассматривают ее по-своему.

Русские христиане выстраиваются в огромную очередь еще накануне великого праздника. Набрать ночью 18 января воды из проруби, а потом умыться ей, считалось очень полезно. Полезность заключалась в том, что при ночном купании в проруби, люди совершали священное таинство. В ночь перед праздником и в день Крещения, народ набирает освященную воду, и она не портится в любой таре в течение года. Говорят, что если пить ее ежедневно три раза в день, то можно полностью избавиться от всех болезней и очистить свою душу от грехов.

Если прочитать Евангелие, то там описано, как к Иоанну Крестителю пришел Иисус Христос. Его просьба к нему заключалась в принятии крещения в реке Иордан. Во время таинства Крещения происходили разные чудеса. В Евангелие написано: «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22). В этот момент, Христос входит в Иордан, и берет на себя все наши грехи. Вот почему народ говорит, что при крещении уходят грехи. Иисус берет их на себя.

Конечно, традиция есть традиция и ее никто не вправе отменять. Так почему же многие считают, что в этот день можно купаться всем без исключения? По законам Православной Церкви, купаться в проруби можно только верующим и крещеным людям. Купание в святой воде 19 января никогда не заменяло настоящий обряд Таинства Крещения. Даже у самих служителей церкви раздваиваются мнения по этому поводу. Одна часть священнослужителей считает, что в ночь перед праздником, церковь как бы выходит из храма, и вода во всех водоемах становится святой. Вторая половина, думает иначе. То, что люди купаются в водоемах, это всего лишь их личное желание и некая забава. Они утверждают, что в этот день вода святой становится только в реке Иордан. Если учесть, что на Востоке зимы не такие как у нас, то окунуться в воду в этот день просто необходимо. А то, что в России, обычно мы окунаемся в воду, при температуре окружающей среды намного меньше нуля, восточные люди считают большим грехом. Все потому, что мы рискуем своей жизнью и здоровьем, а Бог этого не любит.

А вот третья часть священнослужителей, говорит, что праздник Крещения, это ничто иное как многовековая традиция для тех, кто привык всегда купаться в холодной воде, т. е «моржей». Причем эти люди должны быть физически подготовлены к такой процедуре, закалены с раннего детства. Конечно же в мире очень много людей и мнений столько же много и те, кто действительно верят в этот ритуал обычно скрывают свою веру и не выносят ее на всеобщее обозрение.

Купание в проруби другими глазами

Любопытно то, что еще классики описывали в своих произведениях традицию массового купания в проруби в День Крещения. Например, Даль, описывал это мероприятие по-своему. По его словам в проруби необходимо было купаться тем, кто на святки вел себя, скажем так, не очень прилично. Т.е. в далекие времена на святки, было большим грехом переодеваться в разные «бесовские» одежды, участвовать в шумных играх, надевать на лицо разные маски и ходить колядовать по селу. Именно таким, людям необходимо было купаться в это день в святой воде Иордана, дабы очистить себя от совершенных грехов. Все остальные люди, которые в эти дни вели себя спокойно, купаться не ходили. Купание в другие дни, церковь просто запрещала, объясняя эти действия как кощунство и язычество.

Историки утверждают, что корни традиции окунаться в ледяную воду в январские морозы уходят еще в период жизни древних скифов. Хотя очищением от греха их действия не назовешь. Они легко окунали новорожденных младенцев в воду, для того чтобы с первых дней приучить их тело к суровой погоде.

А вот на Руси, люди очень любили прыгать в прорубь или большой сугроб, после настоящей баньки. Этой забавной традиции придерживаются до сих пор русские и славянские народы в любой день зимы.

Что означает слово «крещение» на разных языках

Если глубоко коснуться значения слова «крещение», то можно понять, что мы его понимаем совсем в другом смысле. Обряд крещения, в греческом языке, звучит совсем иначе, а именно – погружение. В современном языке, это слово означает в переводе с греческого, как «баптисты» или «баптистерий». Но в принципе означает одно и то же, это место, где проходит крещение.

Древнерусское слово «кресс», переводиться на современный язык как «огонь». А полное слово «крещение», переводиться как «возжигание». Древнерусский народ видел в этом обряде возжигание в человеке искры Божьей. Хотя сами обряды были разными, в зависимости от того, в какую отрасль отправляли человека, основные действия были схожими, менялись только некоторые слова. Было поверье что такая процедура укрепляла здоровье и после нее человек мог заниматься военным искусством и ремеслом. Сейчас это называют боевым крещением.

У христиан из русских переводов Священного писания, было словосочетание – водное крещение. Смысл действий воспринимался как отрешение от своих корней, рода и земной жизни, получая взамен одобрение Святого Духа, на праведную жизнь.

В современном мире, слово «крест» понимается в нескольких смыслах. Прямым синонимом к этому слову является слово «крыж». Например, в бухгалтерском понятии оно применяется как глагол «крыжить», т.е. проверять, или сверять. Город Крыжополь, имеет непосредственную связь с этим словом. Его название переводиться как город Креста. А вот белорусский народ, произносит слово «крыжаносец», тогда, когда говорят о «крестоносцах».

Заключение

У разных народов слово «крест» имеет разный смысл. Тем не менее, христиане соединили два основных понятия этого слова. Крест, на котором распяли Христа и само крещение, переплелись между собой. Два этих понятия обозначают один и тот же обряд купания в проруби и умывание святой водой. На разных языках эта традиция звучит по-разному, но ее суть всегда одна. Люди верят в чудесную силу Крещения. Верьте и все получится.

Ф. И. Буслаев в своей известной в дореволюционной России речи «О народной
поэзии в древнерусской литературе», произнесенной в 1858 году,
подчеркивал, что «ясное и полное уразумение основных начал нашей
народности есть едва ли не самый существенный вопрос и науки и русской
жизни» (1). Пытаясь сегодня решить хотя бы малую часть этой задачи, мы
обязаны обратиться к еще живой народной традиции и попробовать рассмотреть
ее сквозь призму многотысячелетнего прошлого, в котором скрываются
«основные начала нашей народности». Отметим при этом, что в
восточнославянской народной традиции вообще, а в северно — русской в
особенности, сохранились такие элементы культуры, которые архаичнее не
только древнегреческих, но даже и тех, что зафиксированы в текстах
древнейших памятников индоевропейской мифологии — Ригведы, Махабхараты и
Авесты.

В связи с тем, что именно в ведических текстах сохранились в большом
количестве описания и объяснения архаичных индоевропейских календарных
обрядов, именно эти тексты представляется необходимым использовать как
дешифрующие при анализе восточнославянской и, в частности, северно —
русской календарной обрядности. Возможность обращения к ведическим текстам
при рассмотрении русского материала обусловлена «как большей степенью
соответствия между ведическим и русским в силу лучшей сохранности в нём
(русском языке — С. Ж.) архаизмов, чем в западных языках, так и большей
близостью русской (славянской) мифо — поэтической традиции к индоиранской»
(2).

В сохранившихся до рубежа XIX — ХХ вв. верованиях северно — русских, особенно в устойчивых календарно — обрядовых циклах, четко прослеживаются реликты архаического индоевропейского календаря, уходящего корнями в глубины тысячелетий. Так восточнославянская дохристианская
картина мира четко дифференцирует два временных цикла года: период от
зимнего солнцестояния (22 декабря) до летнего солнцестояния (22 июня) и
период от летнего солнцестояния до зимнего. Начало каждого из этих циклов
было четко обозначено календарными обрядовыми действиями: зимними Святками
и Купалой. Судя по некоторым реликтам обрядов, а также по скандинавским
материалам, в глубокой древности зимние Святки длились полный лунный месяц
или 28 дней. Так у шведов святки «были известны под именем Иольского или
Юльского праздника (iuul, ioel), как важнейшего и продолжительнейшего из
всех. Этот праздник отправлялся в честь ТОРА В НОРВЕГИИ ЗИМОЙ, А В ДАНИИ В
ЧЕСТЬ ОДИНА для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало
праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января и продолжался целых три
недели», — писал М. Забылин в 1880 г. (3).

скандинавские святки, длящиеся три недели, были посвящены
божествам, связанным с миром мертвых (предков), «тем светом» и мировым
древом.

Но восточнославянские Святки тоже связаны с культом мертвых, с миром
ушедших на «тот свет». Именно в эти дни в мир живых возвращалось «Святье»
- умершие, души которых на время Святок вселялись в тела их потомков —
ряженых. Судя по севернорусскому материалу, рядились (во всяком случае в
древности) самые родовитые и знатные, те, чьи роды были самыми старыми в
данной общине, деревне, селе. Об этом свидетельствует одно из вологодских
диалектных названий ряженых — «кулеса». Но в тех же диалектах «кулыня»,
«кулина» — знатная, богатая, родовитая. Стоит отметить, что санскритское
kula — семья, род, знатная семья, kula — ja — принадлежащий к знатному
роду, kulina — родовитый, знатный (5).

ОБЩЕИЗВЕСТНО, ЧТО В НАРОДНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ У МЕРТВЫХ НЕТ ОБЫЧНОГО ЗЕМНОГО ТЕЛА («У НАВЕЙ НЕТ ОБЛИКА»), ПОЭТОМУ ОНИ МОГУТ ПРИЙТИ В ЭТОТ МИР ТОЛЬКО ПОЗАИМСТВОВАВ У КОГО — ТО ИЗ ЖИВЫХ ЕГО ПЛОТЬ. Л. Н. Виноградова

подчеркивает, что ряженые и нищие являются теми ритуально значимыми
людьми, при посредничестве которых можно связаться с миром умерших. Здесь
стоит отметить, что русское слово нищий соотносится с древнеиндийским
nistyas, что значит «чужой», «нездешний», и в целом аналогично понятию
«ряженый». Л. Н. Виноградова считает, что: «По — видимому, можно разделить
мнение ряда специалистов о том, что есть основания (в том числе и языковые
свидетельства) предполагать, что нищие (и ряженые — С. Ж.) воспринимались
как заместители умерших, а щедрое их одаривание — как отголосок
поминальных жертвоприношений» (6).

Такое восприятие ряженых дошло практически до наших дней. Согласно данным,
полученным фольклорно — этнографическими экспедициями под руководством А.
М. Мехнецова в 80 — е — 90 — е годы XX века, информаторы помнят о таких
обязательных персонажах святочного ряженья, как «предки» (старцы,
покойник), «нелюди», «чужаки» (нищие, побирушки), «высокие старухи». Для
того, чтобы душа живого человека, отдавшего на время святок свое тело
«предку», не осталась навсегда на «том свете», ряженые категорически
запрещали называть себя по имени, узнавать себя. За нарушение этого
запрета провинившегося «били смертным боем», так как считалось, что душа
поименованного может не вернуться в его тело, занятое на время святок кем
- то из его предков. Такое положение могло принести общине неисчислимые
бедствия, так как в дни Святок все жили по законам «перевернутого мира» —
мира предков. Именно об этом свидетельствуют воспоминания стариков и
старух из разных районов Псковской области (80 — е — 90 — е годы XX века),
отмечавших, что ряженых называли «дедами», что они ходили молча или «выли
по собачьи», кланялись до земли, что их лица были вымазаны сажей, что они
были не смешны, а вызывали уважение и страх, что их ждали в каждом доме и
готовились к этой встрече. В русской народной традиции РЯЖЕНЫЕ В КРЕЩЕНЬЕ
(КОГДА, КАК ПРАВИЛО, ТРЕЩАЛИ САМЫЕ ЛЮТЫЕ МОРОЗЫ), ПОСЛЕ ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ,
ОБЯЗАТЕЛЬНО КУПАЛИСЬ В ПРОРУБИ, ВОЗВРАЩАЯ «ТОМУ СВЕТУ» ДУШУ ПРЕДКА,
КОТОРОМУ «ОДАЛЖИВАЛИ» НА ВРЕМЯ СВЯТОК СВОЕ ТЕЛО (7). СДЕЛАТЬ ЭТО БЫЛО
НЕОБХОДИМО, ТАК КАК С ДРЕВНЕЙШИХ ВЕДИЧЕСКИХ ВРЕМЕН СЧИТАЛОСЬ, ЧТО
КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ ДУШИ НА НЕБО, В ОБИТЕЛЬ БОГОВ И ПРЕДКОВ, ЭТО ПОГРУЖЕНИЕ В
РЕЧНЫЕ ИЛИ МОРСКИЕ ВОДЫ, ВПАДАЮЩИЕ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ В РЕКУ ВЕЧНОСТИ —
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ. М. Забылин отмечал, что в Тихвине, например, на святки
«снаряжалась большая лодка, которая ставилась на несколько саней и
возилась несколькими лошадьми по городу». Верхом на лошадях, везущих
лодку, и в самой лодке сидели ряженые (8). Даже в 1996 году в деревне
Журавлев Конец Гдовского района Псковской области фольклористам сообщили,
что те, кто рядился на Святки, в Рождество обязательно должны были
обливаться тремя ведрами колодезной воды (9), то есть воды, рождающейся и
протекающей под землей.

Жители «того света», проведав своих потомков и наградив или наказав их,
обязательно возвращались в свой мир. А живые делали все для того, чтобы ни
в коем случае ни одна мертвая душа не оставалась в нашем мире.

Вероятно, объяснение всему этому комплексу верований и соответствующих им
обрядовых действий надо искать где — то в глубинах тысячелетий, когда они
только зарождались. И в таком поиске невозможно обойти вниманием самые
архаичные индоевропейские мифо — поэтические тексты, сосредоточенные в
Ригведе, Махабхарате и Авесте. Так, в 304 главе «Мокша — дхармы» (одной из
книг Махабхараты) царь Юдхиштхира спрашивает своего наставника Бхишму:

«Что называется непреходящим, откуда нет возврата,
И что называется преходящим, откуда возвращаются снова?»
Он же говорит смертельно раненному Бхишме:
«Тебе осталось жить немного дней, пока направляется к югу, творец света.
А когда к северу повернет владыка, ты пойдешь путем высочайшим,
И когда ты пойдешь навстречу блаженству, от кого нам принять поученье?»
(10)

РПЦ активно пропагандирует миф о том, что русский народ «испокон веков» шел на Крещение Господне купаться в проруби: якобы вода в этот праздник становится святой, и человек, окунувшийся в ледяную воду, не заболеет. И сегодня каждый православный считает своим долгом поплескаться в крещенской проруби.

Любопытно, что свидетельств о том, что это явление носило массовый характер, нет. Конечно, о самой традиции можно найти упоминания в классической литературе (например, у Куприна и Шмелёва). Это позволяет говорить о том, что на Крещение в проруби купались, но тут есть один нюанс.

У Даля мы находим: В иордани купаются, кто о святках рядился. «Кто о святках рядился» - то есть, те, кто на святки участвовал в массовых игрищах, надевал маски, ходил колядовать, словом, грешил, как мог. И купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой - это такой способ очиститься от грехов. Другим купаться было необязательно.




Мало кто задумывается над тем, откуда пошла столь экстремальная традиция. А меж тем она имеет глубокие корни, уходящие во времена, когда христианством на Руси даже и не пахло.


Славянские традиции купания в проруби восходят к временам древних скифов, которые окунали своих младенцев в ледяную воду, приучая их к суровой природе. На Руси после бани любили окунуться в ледяную воду или прыгнуть в сугроб.

Вообще, купание в проруби - это часть древних языческих инициатических воинских обрядов.

Вековые, а то и тысячелетние народные обычаи и традиции истребить церкви никогда не удавалось. В качестве примера можно привести языческий праздник Масленицу, которую пришлось привязать к началу великого поста.

Церковь, будучи не в силах побороть языческие обряды, вынуждена была дать им свое каноническое объяснение - дескать, следуя евангельским мифам, православные люди повторяют процедуру «крещения Христа в Иордане». Поэтому купание в проруби в любые другие дни, кроме Крещения, жестоко преследовалось церковью - как прямое кощунство и язычество. Вот почему Даль делает оговорку, что «купание» совершалось строго в определенное время и не всеми.

Историкам известен факт, что Иван Грозный любил демонстрировать изумленным иностранным послам доблесть и удальство своих бояр: заставлял их сбрасывать шубы и весело нырять в прорубь, делая вид, что им это легко и просто. Причем, делал он это не в рамках православия, а именно в традициях воинских доблестей.

Есть ещё один любопытный момент: само мероприятие по окунанию в воду, которое называют крещением, к русскому слову «крест» отношения не имеет.




Согласно библейскому мифу, Иоанн Креститель при помощи обряда окунания в Иордан «сосватал» Христу Святого Духа, как до этого сватал его раньше другим своим последователям. На греческом этот обряд называется Βάπτισμα (буквально: «погружение»), от этого слова происходит современные слова «баптисты» и «баптистерий» (место, где крестят).

Русское слово « крещение » восходит к древнерусскому слову « крес » , означающему « огонь » (корень как в слове « кресало » - огниво, кремень для высекания огня). То есть, слово « крещение » означает « возжигание » . Первоначально оно относилось к языческим инициатическим обрядам, призванным в определенном возрасте « возжечь » в человеке « искру божию » , которая в нем есть от Рода. Таким образом, языческий обряд крещения означал (или закреплял) готовность человека к поприщу (военное искусство, ремесло).

В современном русском языке остались отголоски этого обряда: «боевое крещение», «рабочее крещение». Сюда же можно отнести выражение «работать с огоньком».
Разумеется, что сами обряды инициации отличались в зависимости от характера крещения: обряды посвящения в бойцы, знахари или кузнецы были разными. Поэтому слово «крещение» всегда уточняли, прибавляли слово, поясняющее, на какой статус оно, на какое поприще.

Христиане же позаимствовали это слово «крещение», добавив к нему своё пояснение - крещение водой - такое словосочетание часто можно найти в русских переводах Священного писания. Нашим предкам был очевиден абсурдный смысл этого выражения - «крещение (возжигание) водой, но мы это словосочетание воспринимаем уже как само собой разумеющееся.

Сакральный смысл «крещения» водой в детстве как магического обряда заключается в заливании водой той самой родовой искры (т.е. в христианской трактовке - от ветхого Адама, а по сути - от Диавола, от Природы) и замена ее Святым Духом, который спускается на него непосредственно сверху. Т.е. « крещаемый водой» этим обрядом как бы отрекается от своих корней, от своей земной природы - отрекается от Рода.

Слово « крест » в значении нескольких (не обязательно двух) взаимно перекрещенных перекладин - происходит от слова « крест » , означавшего тип кострища (полений, сложенных определённым образом). Такое название костровой укладки потом распространилось и на любые пересечения поленьев, бревен, досок или линий. Оно изначально было (и сейчас является) синонимом к слову « крыж » (корень, как в слове « кряж » - вывороченный из земли пень с переплетенными кореньями). Следы этого слова в современном языке осталось название города Крыжополь (город Креста) и в бухгалтерских профессиональных терминах « крыжик » - крестик (галочка) в ведомости, глагол « крыжить » - проверять, сверять ведомости. В других восточнославянских языках оно так и бытует (в белорусском, например, « крестоносец » - это « крыжаносец, крыжак » ).

Христиане, слили эти два разнородных, хотя и однокоренных, понятия - крест (на котором распяли) и крещение (обряд христианской баптизмы), сведя их к слову «крест» как пересечение линий.