Одноручная катана и двуручные мечи. Кто был более искусным воином – японский самурай или европейский рыцарь? Правила ухода за катаной

Меч с выгнутым наружу лезвием длиной более 60 см (дайто) с длинной и прямой рукояткой, которая дает возможность применять хват двумя руками. Несильный изгиб лезвия и заостренный конец допускают также использовать колющие удары. Сражение одной рукой сильно осложняется тем, что

у катаны нет навершия. Масса японской катаны традиционная для мечей данного типа (примерно 1 - 1,5 кг).

Самурайский меч катана фото

История и характеристика катаны

Эпоха самурайского меча катаны началась в 15 столетии в результате совершенствования тати. Катана применялась в качестве стандартного вооружения самурая, преимущественно в паре (так называемый комплект дайсё – длинный и короткий) с малым мечом вакидзаси, который использовался в ближнем бою или в харакири. Катану было разрешено носить только самураям. Катана – наиболее прочный в мире меч, который позволял разрубать почти все материалы - мясо, кости и даже железо. Профессионалы владения катаной в сражении с бойцом, применяющим европейский меч, могли перерубить этот меч (твердость лезвия катаны 60-65 HRC против 50-58 HRC твердости европейских мечей).

Приемы владения катаной

Длинная рукоять давала возможность эффективно маневрировать катаной. Как правильно держать катану? Преимущественно использовался хват, при котором конец рукоятки лежит в середине левой ладони, а правая рука сжимает рукоять около гарды. Синхронное движение обеих рук дает возможность создавать широкую амплитуду взмаха без больших силовых затрат. В основном удары наносятся вертикально. Распространенное в Европе деление на "блок-удар" практически не используется. Вместо этого наносятся удары по мечу или рукам соперника, убирающие его оружие с траектории атаки и позволяющие дальнейшим взмахом поразить противника.

Хват катаны

Настоящий японский самурайский меч катану можно отличить по характерной линии закалки хамон, которая образуется вследствие использования особых методов ковки и закалки, и по рукояти цука, которая обернута кожей ската и замотана полоской шелка. В качестве обтяжки могла использоваться простая кожа. Деревянные рукояти или рукояти из слоновой кости бывают только у сувенирных и парадных катан.

фото линия закалки хамон

Клинок сделан по крайней мере из двух различных типов стали: вязкого в сердцевине и прочного в режущей кромке. Эти составляющие перед ковкой проходили очищение приемом множественного сложения и сварки.

Ножны самурайского меча катаны носят название сая; они сделаны из дерева и на их поверхность нанесен лак.

Фото ножны катаны сая

Ношение катаны

Японские самурайские мечи катану и вакидзаси носят лезвием вверх на левом боку в ножнах, которые помещены за поясом. Когда самурай заходил в дом, он вытаскивал катану из-за пояса. При угрозе он держал меч в левой руке в состоянии готовности к бою или, если хотел показать доверие, в правой. Присаживаясь, он клал меч на пол в черте досягаемости, при этом вакидзаси оставался за поясом. Если нужда часто применять катану отсутствовала, ее оставляли дома в недекорированной оправе сирасая, сделанной из магнолии, которая сохраняла меч от коррозии.

Ношение катаны

Катана видео

Видео, в котором демонстрируются основные приемы владения катаной, техника выполнения ударов.

Другие интересные статьи

Ката́на — длинный японский меч (дайто:). Действующим российским стандартом ГОСТ Р 51215-98 катана характеризуется как «Японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см». В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары. Отсутствие навершия крайне затрудняет фехтование одной рукой, несмотря на стандартную (около полутора килограммов) для клинкового ручного оружия массу. Возможно, это объясняется антропометрическими данными японских воинов (существует и другое объяснение— японским кузнецам в пору становления холодного оружия не был известен способ получения высококачественной стали; клинки быстро тупились, и оружие было эффективным только при рубящих ударах, что изначально предопределило двуручный хват. В более позднее время, когда была открыта высококачественная сталь, длинная рукоять уже закрепилась как традиция). В отличие от тати катана — также гражданское оружие самурая, подобно шпаге у европейских дворян XIV—XIXвв.

История развития.
Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати и использовалась с конца XIV века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё, букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (сёто, букв. «малый меч»). Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао. Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон), объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука), обтянутой кожей ската и обвитой шелковой лентой. Для обтяжки также применялась обычная кожа. Резные рукояти из твердого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твердого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путем многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие.
В узком смысле катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку (2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000г. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трех видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком. Металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой…

Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто — деревянный меч. В XX веке появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси.

Конструкция.
Перед кузнецом, изготавливающим меч, издавна стояла задача создать оружие острое и одновременно долгое время сохраняющее боевые качества, не теряющее остроты, не ржавеющее и не ломающееся. В зависимости от содержания углерода в стали и закалки у него мог получиться меч с высоким показателем мартенсита, следовательно, очень твердый и долго сохраняющий остроту, однако хрупкий и ломкий. И наоборот, клинок из более мягкой стали затупляется быстрее.
Данное затруднение преодолевается путем применения многослойной конструкции. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твердой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твердой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию.
В других конструкциях встречаются иные сочетания: например, твердая сталь вкладывается в U-образную заготовку из мягкой стали, либо твердая сталь лезвия комбинируется с мягкой сталью задней стороны и сталью средней твердости, из которой изготовлены две дополнительные боковые вкладки. Встречаются многочисленные усложненные техники, впрочем, не гарантирующие более высокого качества. Они практикуются большей частью кузнецами невысокого класса, которые таким образом стремятся обойти трудный процесс закалки.Очень короткие клинки иногда делаются из одного вида стали (мономатериал)

Более крупные образцы требуют усложненной конструкции.


  • Мару — самая дешевая из всех конструкций, используемая также для танто или ко-вакидзаси; подобные одинарные клинки не подвергаются дифференцированной закалке и состоят из одного единственного сорта стали.
  • Кобусэ — упрощенная конструкция меча, которая из-за невысокой стоимости имела вплоть до Второй мировой войны широкое распространение в военных конфликтах, требовавших больших объёмов оружия
  • Хонсаммай — наиболее распространенная конструкция. Боковые части усилены дополнительными пластинами из стали средней твердости. Меч отличается высокой прочностью и имеет то преимущество, что обратная сторона лезвия (обух) не закалена и не дает ему сломаться. На некоторых старых мечах заметны подобные следы от ударов.
  • Сиходзумэ — конструкция, похожая на хонсанмаи, у которой задняя часть лезвия защищена жесткой железной полосой.
  • Макури — упрощенная конструкция, у которой сердцевина из мягкого железа целиком спрятана в оболочку из твердой стали.
  • Вариха тэцу — простая, но очень гибкая конструкция.
  • Орикаэси саммай — слегка усовершенствованная форма хонсанмаи
  • Гомай — немного необычный вариант с сердцевиной из твердого железа, которую окружает средний мягкий слой, в свою очередь покрытый слоем твердой стали
  • Сосю китаэ — одна из наиболее сложных конструкций, имеющая семь слоев стали. Практиковалась кузнецом Масамунэ, считается образцовой работой.

Катана использовалась преимущественно как режущее оружие, иногда как колющее, допускающее как двуручный, так и одноручный хваты. Старейшие школы искусства владения катаной берут свое начало в XV—XVI веках.
Основная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и базирующиеся на нём техник (таких как иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а в вдоль своей плоскости, нанося режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах — в том виде, в каком они свойственны западным техникам меча,а о разрезах. Именно поэтому клинки имеют изогнутую форму. Японский фехтовальщик Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой он раскрывает свою технику двух мечей (нитэн-рю) и в эзотерическом ракурсе обосновывает её. Работа с катаной и вакидзаси похожа на приемы эскримы (современное название — Arnis de mano). Кэндзюцу, практическое искусство фехтования мечом, переродилось в современный вид — гэндай будо. Искусство внезапной атаки и контратаки называется иайдо и является медитативной разновидностью боя, который ведется с воображаемым противником. Кэндо — искусство фехтования бамбуковым мечом (синай), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного фехтовальному европейскому и состоящего из шлема с решеткой, закрывающей лицо, и доспехов. Данный вид фехтования на мечах, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина. В Японии до сих пор существуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мэйдзи на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Основные части:

  • Ха - режущая кромка
  • Хабаки - крепежная муфта (чтобы клинок зафиксировался в одном положении и не двигался)
  • Касира - головка рукояти
  • Кои гучи - вход в ножны
  • Моноучи - бьющая поверхность
  • Мунэ - тупой конец клинка
  • Мэкуги - бамбуковый штырь, крепящий Накаго в рукоятке клинка
  • Накаго - основание лезвия
  • Сагэо - веревка
  • Сая - ножны
  • Цуба - гарда
  • Цука - рукоятка
  • Синоги - ребро клинка



Второстепенные части:

  • Ада схемы (концентрические, волнообразные и линейные рисунки, возникшие во время вальцовки)
  • Ха мати - край Ха
  • Хамон - линия закалки
  • Боти - линия закалки на острие
  • Екоте - разделяющая линия острия
  • Дзи-ада - лезвие
  • Ицу - канавка для Кодзука (нож)
  • Когай - (многопрофильная булавка), или Увари-Маси (полочки)
  • Киссаки - острие
  • Кодзири - оконечность ножен
  • Ко-синоги - ребро клинка на острие
  • Куриката - петля для Сагэо
  • Мунэ мати - край Мунэ
  • Мэи - надписи на Накаго (имя кузнеца, год, опробование на приговоренных к смерти или трупах, и т.д.)
  • Мэкуги-ана - отверстие для штыря
  • Мэнуки - орнамент рукоятки
  • Нагадза - длина клинка
  • Накаго-дзири - оконечность Накаго
  • Ниои или Ниэ - частицы мартенсита (большие называются Ниэ, маленькие - Ниои)
  • Самэ-хада - кожа огромного ската, покрывающая рукоятку
  • Ситотомэ - отверстие для Куриката
  • Сори - прогиб
  • Сэпа - шайбы
  • Фути - муфта рукоятки
  • Цука-ито - шнурок, обматывающий рукоятку
  • Синоги-дзи - плоская часть клинка
  • Яки-а (или Яки-ха) - закаленная часть клинка
  • Ясури-мэ - насечка напильника на Накаго


Катана

Катáна (刀) - длинный японский меч. В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Слово «катана» обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме катана напоминает саблю, однако рукоять у него не загнута в противоположную от лезвия сторону, как у классической сабли. Наиболее существенное отличие катаны от сабли заключается в технике его использования: это может быть как одноручный, так и двуручный захват (с преобладанием последнего), в то время как стандартная сабля держится одной рукой и потому требует использования иной техники боя.

Катана использовалась преимущественно как рубящее оружие, иногда как колющее, допускающее как двуручный, так и одноручный захваты. Старейшие школы искусства владения катаной берут свое начало в XV – XVI веках. Основная идея японского искусства владения мечом (кендзюцу) и базирующиеся на нем техник (таких как иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а в вдоль своей плоскости, нанося режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах – в том виде, в каком они свойственны западным техникам меча, - а о разрезах. Именно поэтому клинки имеют изогнутую форму.

Японский фехтовальщик Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой он раскрывает свою технику двух мечей (нитен-рю) и в эзотерическом ракурсе обосновывает ее. Работа с катаной и вакидзаси похожа на приемы эскримы (современное название – Arnis de mano). Кендзюцу, практическое искусство фехтования мечом, переродилось в современный вид – гендаи будо. Искусство внезапной атаки и контратаки называется иайдо и является медитативной разновидностью боя, который ведется с воображаемым противником. Кэндо – искусство фехтования бамбуковым мечом (синаи), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного фехтовальному европейскому и состоящего из шлема с решеткой, закрывающей лицо, и доспехов. Данный вид фехтования на мечах, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина. В Японии до сих пор существуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мейдзи на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.


Катану и вакидзаси всегда носят в ножнах, заложенными за пояс (оби) под таким углом, который скрывает от противника длину лезвия. Это – принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто – деревянный меч. В XX веке появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева.

Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати – длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с этого времени (конец XIV века) он все более вытесняется катаной. Она носилось в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили боевой нож танто, а в паре с катаной – вакидзаси.

Тати

Тáти (太刀) - длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати - как часть военных доспехов. В паре с тати были более обычны танто, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.

Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).

Кодати

Кодати (小太刀) - буквально переводится как «маленький тати», меч тати короче обычного.

Вакидзаси


Вакидзаси (脇差) - короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх. Длина клинка - от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50-80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.


В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).

Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории малый меч танто носился вместо вакидзаси. А также когда самурай надевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ. Вакидзаси всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану и вакидзаси одновременно.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану. Также использовался для обрядов сэппуку и харакири.

Танто

Танто (短刀 букв. «короткий меч») - кинжал самурая.

«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по-японски - хамоно (刃物)).

По современным правилам в Японии танто признается национальным культурным достоянием - одним из вариантов ниппон-то или японского меча. Изготовлять танто могут только лицензированные мастера, из которых в Японии в настоящее время активно работают около 300 человек (всего после Второй мировой войны было выдано около 600 лицензий).

По правилам танто как японский меч должен быть изготовлен из тамахаганэ и иметь характерный хамон, съёмную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковыми палочками и съёмной круглой гардой цуба; при этом танто должен быть менее 30,3 см длиной (иначе это будет уже не танто, а короткий меч вакидзаси). Каждый танто (как национальное достояние) должен быть лицензирован, в том числе и найденный исторический танто. При этом изготовленные в массовом порядке танто времен Второй мировой войны из серийной стали лицензированию не подлежат и уничтожаются, так как не имеют культурной ценности, поскольку не имеют ничего общего с национальной традицией, а являются наследием милитаристского прошлого.

Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к танто в одних ножнах.

Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку).

Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера». Первые танто появились в эпоху Хэйан и были лишены каких-либо признаков художественности. В раннюю эпоху Камакура начали появляться высококачественные, искусно выполненные образцы, созданные, например, знаменитым Ёсимицу (самым известным мастером, который делал танто). Производство танто, достигшее значительных величин в эпоху Муромати, резко упало в период Синто («новых мечей»), и танто этого периода довольно редки. В период Син-Синто («новых новых мечей») на них снова возник спрос, и производство выросло, однако качество их невысоко.

Танто куются обычно в стиле хира-дзукури, то есть плоскими, без ребра жёсткости, хотя встречаются экземпляры и с ребром жёсткости (мороха-дзукури, обоюдоострые). Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны - собственно, это кинжал. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того, танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день.

Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.

Муляж танто с деревянным, пластиковым, а иногда тупым металлическим клинком применяется для тренировок в боевых искусствах:

Айкидо

Дзюдо

Каратэ

Одати

Одати (大太刀, «большой меч») - один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (野太刀, «полевой меч») означает другой тип меча, часто ошибочно используется вместо одати.

Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати - это мечи с клинками 1,6 - 1,8 метров.

Назначение одати можно разбить на следующие виды:

Подношение храму. Некоторые одати увязывались молящимися с победой в войне, другие помещались в сокровищницы как легендарные мечи.

Оружие. Исследования старых текстов показывают, что одати использовались в битвах как оружие пехотинцев.

Символ армии. Некоторые одати были слишком длинными, чтобы их можно было использовать. Есть однако свидетельства, что их использовали в качестве символа войска, подобно знамени или копью. (Данное предположение нуждается в проведении дополнительных исследований)

Церемониальное назначение.

Демонстрация умения кузнеца.

Большая часть одати использовалась в двух первых случаях.

Одати, которые использовались как оружие, были слишком велики для самураев, чтобы носить их подобно обычным мечам. Существовало два способа ношения.

1) За спиной. Это было непрактично, потому что было невозможно достаточно быстро выхватить меч.

2) Другой метод был проще - ношение меча в руке. В эпоху Муромати было принято, чтобы за самураем следовал оруженосец, который в нужный момент помогал вытащить одати из ножен.

Стили фехтования с одати обращали большее внимание на нисходящие режущие удары и прочный хват оружия.

Одати полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин 1615 года (битва между Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёри - сыном Тоётоми Хидэёси).

Нагината

Нагина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀, «длинный меч») - японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов.

В мирное время нагината использовалась женщинами из класса самураев для защиты своего жилища.

Боккэн


Боккэ́н (в русском языке часто произносится как боке́н) (木剣) - деревянный макет меча, используемый в различных японских боевых искусствах, в том числе айкидо, для тренировок.

Боккэны делают из дуба, бука, граба и других плотных пород древесины. Часто их пропитывают лаком, морилкой или древесной смолой, для бо́льшей плотности и веса.

Боккэн должен быть достаточно крепким, чтобы выдерживать сильные удары по чему-либо, а также отражения атаки другим боккэном или дзё.

Грамотно нанесённый боккэном удар по человеку может привести к смерти. Великий японский фехтовальщик Миямото Мусаси (1584-1645) часто использовал боккэн в реальных поединках, в большинстве случаев убивая своих противников. Наиболее опасен кончик острия клинка при нанесении рубящих ударов.

В Японии к боккэнам относятся с большим уважением, практически как к настоящему оружию. Скажем, при провозе боккэна в самолёте пассажир обязан сдать его в багаж. А ношение его без специального чехла, самими японцами приравнивается к ношению холодного оружия.

Другое название - бокуто (木刀, «деревянный меч»).

Разновидности:

- «мужской» (男子木剣), отличается относительно толстой рукоятью и «лезвием», прямотой и толстой деревянной гардой (цубой).

- «женский» (女子木剣), наиболее часто используемый вариант. Отличается изогнутостью, легкостью. Часто используется с пластмассовой гардой и с ножнами (например, в иайдо).

- «тренировочный» (素振木剣) или субурито, отличается утолщением со стороны острия, таким образом имитируя балансировку настоящего меча.

Так же, разные школы используют для тренировок различные виды боккэнов:

В Катори Синто Рю, принято использование боккэна с меньшим изгибом, иногда и вовсе без него. Более толстый и тяжелый.

Боккэн, используемый в Ивама Рю (так же как и боккэны, используемые в других стилях айкидо), в отличие от предыдущего, имеет более изящную форму и более выраженный изгиб.

Боккэн в Касима Син Рю (так же как и в большинстве школ кэндо), в отличие от двух предыдущих, имеет самое близкое по форме, балансировке и ощущениям при работе сходство с настоящей катаной.

Иайто


Иайто (居合刀) - японский тренировочный меч для иайдо. Большинство иайто изготавливаются из сплава алюминия и цинка, который зачастую дешевле и легче стали и соответствует японским ограничениям на использование его как холодного оружия, также такие мечи не подпадают под ограничения на перевозку холодного оружия. Иайто изготавливаются как оружие для упражнений и не подходят для контактного использования. Подбор длины и веса иайто относительно роста и силы ученика крайне важен для безопасного и правильного выполнения упражнений.

При изготовлении иайто за модель часто берутся реальные мечи известных мастеров меча, как например меч Миямото Мусаси.

Другое название - могито (模擬刀, «имитационный меч»). Следует различать могито, изготовленные для иайдо, и могито - сувенирные поделки. Сувенирные мечи в основном не сбалансированы, и их детали плохо закреплены. Использование последнего вида могито для тренировок может привести к травмам.

Катана это длинное однолезвийное рубяще-режущее оружие. Имеет слабо изогнутое одностороннее лезвие, длинную или короткую рукоять, может быть слегка развита спереди, это позволяет охватывать ее двумя ладонями. Форма клинка разрешает наносить режущие и колющие удары. Длинна лезвия составляет 60 сантиметров, рукоять могла быть разной. Весит до одного килограмма.

История появления катаны

Такой меч появился в пятнадцатом веке и просуществовал до конца двадцатого в качестве оружия самураев. «Предком» его была длинная японская сабля тати. Их главной разницей был способ ношения. Тати привязывалась специальной повязкой на поясе, а катана засовывалась за него. Первая носилась в паре с танто, вторая - с вакидзаси.

Изготавливалась из двух видов металлов. Вязкого для центральной части и твердого для лезвия. Перед ковкой, компоненты тщательно чистились. Рукоятка обтягивалась кожей и обвивалась шелковой тканью. Такой способ изготовления не позволял рукам скользить по ней. Рукояти из дерева или слоновой кости, описанные различными узорами, можно увидеть на показных и декоративных саблях.

Футляр для ношения изготавливался из древесины и покрывался лаком. Металлические, так же, имели место быть, серийное изготовление их началось в ХХ веке, но, все же, и в них присутствовала подкладка из дерева.

Меч являлся частью одежды самурая и носился на левой стороне тела в ножнах, лезвием вверх. Но после семнадцатого века, не было особой необходимости каждый раз брать его с собой. К тому же, лезвие могло коррозировать. Поэтому придумали способ сохранения целостности меча. За поясом носили монтаж, который включал в себя ножны. Сам меч хранился дома в футляре из дерева, который не был покрыт лаком, что давало возможность ему дышать, нее накапливалась влага. Поэтому на лезвии не появлялась коррозия. В ХIХ такой способ изготовления футляров для меча широко распространился. В ХХ веке, после запрета ношения мечей, их стали замаскировывать. Ножны стали изготавливать в виде трости или посоха.

Искусство владения мечем

Использование заключалось в качестве режущего оружия, и реже колющего. Обхватывалась двумя или одной руками. Первые школы, обучающие юных самураев, были сформированы еще в пятнадцатом веке. Техники японских мечей отличаются от европейских, тем что ось меча во время нападения идет к врагу не под прямым углом, а вдоль, тем самым разрезая противника. Для такого построения боя очень подходит именно изогнутое лезвие.

Несмотря на, большие перемены в истории развития государства, касающиеся ношения меча, все же сохранились и до наших дней школы искусства самураев. Самыми известными считаются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Уход за саблей

Осуществление чистки меча происходит поэтапно и разными инструментами.

С помощью полировальных камней убирают зазубрины.

Рисовая бумага, что не содержит кислоты, отлично убирает остатки масла, которым мажут меч. Перед применением ее сильно трут, чтобы она стала мягкой, дабы не нанести царапинок на лезвие. Если под рукой нет рисовой бумаги, можно воспользоваться и обычной салфеткой. Чистящие и полирующие свойства имеет известь. При ее использовании так же не остается царапин.

Катана. Даже само слово разрезает воздух, слетая с уст, подобно своему острому лезвию, которое разрезает волос вдоль без всяких усилий.

Сколько раз в самых разнообразных фильмах мы видели суровых мужчин (а иногда и женщин), которые браво кромсают на мелкие тряпочки врагов всех мастей и видов. Этот тип двуручного меча фигурирует и в книгах, и в искусстве, и в скульптуре, а также в видеоиграх и кино. Любой мало-мальски пафосный герой, который к востоку может и не иметь отношения, стоит в развевающемся плаще и с неизменной ухмылкой шинкует супостатов. Кровь рекой, пафос соблюден, зритель доволен.

Чтобы иметь более полное представление о том, что же собой представляет этот вид клинка, нам стоит обратиться к понятию, чем является этот вид оружия:

Если вы коллекционер, и не хотите наткнуться на подделку, то стоит обратить внимание на хамон (он имеет определенную форму из-за техник ковки и закалки). Особое внимание следует уделить и рукояти, которая обязательно обтянута кожей ската и обвита шелковой лентой.

Если перед вами боевая катана, то она обтянута либо скатовой, либо простой кожей. А вот если ручка деревянная, а то и вовсе из слоновой кости, то перед вами парадная или декоративная катана.

Изготовление:

Чтобы понять насколько катана ценный вид клинка, и почему даже поныне стоит космических денег, стоит обратиться к процессу ее изготовления. Невероятно кропотливый, сложный и многоплановый, может затянуться аж до шести недель.

Для изготовления такого меча используют особый вид стали, который называют «тамахаганэ». Куски этого железа укладывают вместе, заливают глинистой массой, посыпают пеплом и ждут, пока сойдут все шлаки. При плавке все ненужные примеси выходят вместе с глиной, а полученный блок превращают в лепешку. Потом это металлическое полотно складывают еще раз и опять плющат. Спустя какое-то время, таких слоев становится почти в 12 раз больше; к слову, чем-то напоминает тесто для макарон, которое прокатывают много раз, тем самым распределяя его толщину равномерно по всей длине.

В итоге таких слоев становится около 4.000 (точнее - 2¹²), и все это - ручная работа.

Стоит помнить, что даже в классическом виде ковки не используют чистую сталь, и в нее обязательно добавляют более мягкий материал, тем самым уберегая меч от разлома в самый неподходящий момент.

Когда заготовка полностью готова к использованию, клинок вытягивают до привычных очертаний, а затем наносят слой специальной разжиженной глины, тем самым делая узнаваемый рисунок на лезвии – хамон.

Затем клинок закаляют в воде и огне, а так же в растворах, который будут характеры только для определенного кузнечного цеха.

На этой схеме катана представлена в разрезе:

Теперь давайте пройдемся по конструкции легендарного меча.

Но, прежде чем мы приступим к спецификации, следует взглянуть на общую схему структуры меча:

Существует около 12 вариаций острия (в зависимости от металла) и их стоимости:

  • Мару - самая бюджетная конструкция из всех. Ее используют в танто и в ко-вакидзаси. Вся дешевизна заключается в ординарности слоев, а также в том, что сорт стали один и тот же (без примесей).
  • Кобусэ - не менее бюджетная версия времен Второй мировой, которая из-за своей дешевизны пользовалась большим спросом у армии.
  • Хонсаммай - самая популярная конструкция. Тут уже обе боковые части укреплены пластинами из стали более усредненной твердости. Такой меч прочный, а также имеет незакаленный обух, который предупреждает разлом меча. Присмотритесь к старым мечам: именно в этом месте видны следы от ударов.
  • Сиходзумэ -вид, смахивающий на хонсанмаи, у которого сзади находится железная полоса повышенной жесткости.
  • Макури - конструкция проста до безобразия: внутри мягкое сердце, а снаружи- твердая сталь.
  • Вариха тэцу - легкая и простая конструкция с повышенной гибкостью.
  • Орикаэси саммай -более совершенная форма хонсанмаи.
  • Гомай - вариант абсолютно странный и необычный, так как напоминает сендвич: твердое железо в середине, мягкая средняя прослойка и твердая оболочка из стали.
  • Сосю китаэ - самая сложная конструкция, которая сочетает в себе 7 слоев стали. Придумана мастером кузнечных дел Масамунэ и является эталонной работой.

Следом идет полировка до зеркального блеска, а после делают рукоять (тут уже простор для фантазии безграничен), которую вырезают пару дней.

Для более детального представления об устройстве этого восхитительного меча, я предоставляю вашему вниманию вот эту фотографию, правда, на ней нет кисточек на рукояти:

Помимо своей эстетики, катана показала, что является и превосходным оружием. Но прежде, чем мы перейдем к ее более детальному разбору, стоит дать ответ на некоторые вопросы

    Как правильно носить катану?

    И правда, что катана это режущее, а не рубящее оружие?

Чтобы дать ответ на первый вопрос , нам стоит заглянуть в историю и отправиться во времена, когда Япония перестала быть раздробленной войнами государством и ношение катаны стало уже больше традицией, чем боевой необходимостью.

Давайте же перенесемся в эпоху Сэнгоку, во времена которой выработались основные правила ношения катаны.

Носят мечи (катана идет в паре с вакидзаси) всегда слева, при этом ножны заложены за верхний пояс кимоно (оби), лезвием к небу. Что касается традиций ношения в цивильное время, то самурай, прежде, чем войти в дом, вынимал меч и далее брал его в соответствии ситуации: если возможны проблемы - то в левую руку, если в знак доверия - то в правую. При необходимости сесть катану клали неподалеку, чтоб можно было дотянутся рукой, в то время как вакидзаси не снималось (его самурай хранил в ножнах, которые затыкались за пояс).

Интересный факт касательно высокой ценности самой катаны для японского воина нам иллюстрирует история времен Второй мировой. Во все времена считалось наивысшей доблестью умереть во время битвы, сжав в руке рукоять своего меча. В 1943 году подбили самолет Исироку Ямамото, адмирала, чье обугленное тело было найдено вместе с обломками самолета. В руках мертвеца была сжата его катана, которая до самого конца была с владельцем: на земле и в воздухе.

Еще одной жутковатой традицией, связаной с сопутствующим мечем, является ритуал «сэппуку», он же «харакири».

К слову, правила ношения и хранения называют монтажом (косираэ), в эту конструкцию входят и ножны.

Когда мечом не приходится часто пользоваться, то его хранят в специальных ножнах из неотесанного дерева, зачастую из магнолии. Такой вид дерева имеет свойства защиты стали от коррозии и прочих разрушений.

В некоторых современных вариантах меч выпускают с необработанными ножнами, без лака и декора; к слову, такой вид непривлекательной коробки получил популярность в 19 веке, после запрета императора на ношение меча на публике.

Именно в этот период появился новый . Чем не шпионские игры?

Монтаж (косираэ) в деталях:

Стоит заметить, что полноценный монтаж состоит из следующих деталей (будьте внимательны при покупке якобы оригинальных мечей, если каких-то деталей не хватает - это повод поторговаться):

  • хабаки (муфта, которую крепят на хвостовой части на под гардой, которая служит для надежной фиксации меча в ножнах) .
  • цуба (гарда)
  • сэппа (шайба под цубой и над ней)
  • фути (муфта между цубой и ручкой)
  • самэгава (покрытие рукояти из обычной кожи или ската)
  • цука-ито (шёлковая или кожаная лента для оплетки рукояти)
  • мэнуки (декор рукояти под оплёткой)
  • касира или цука-гасира (колпачок на конце рукояти)

Украшениями служат фути, мэнуки и касира, которые одинаковые по тематике и узорам.

Кстати, на этой фотографии изображена цуба периода Эдо:

Теперь же дадим ответ на второй вопрос : правда ли, что катана - это режущее оружие? Да, не смотря на распространенное заблуждение, а так же неверную подачу в фильмах и играх, катана это прежде всего режущее оружие, а уж затем колющее. Но ни в коем случае не рубящее (разве что, если вам захочется ей нарубить бамбука), так как стиль боя не способствует рубящим движениям. Более того, из-за такой манеры драки, катану создавали с расчетом на рассекающий удар (одностороннее лезвие и срезанное острие):

Мастера и школы:

И тут на горизонте появляются великие мастера и школы. Раз мы выяснили, что - это режущее оружие, то, пожалуй, стоит разобраться в том, кто же был самым умелым и смертоносным законодателем восточной школы мечевых дел:

Самые старые школы боя на катанах ведут свое исчисление с XV-XVI века.

Основной идеей японского фехтования (кэнддютсу) и его техник (например иайдо), является то, что из-за конструкции меча удары следует наносить не на западный манер (то есть рубяще), а вдоль плоскости лезвия, нанося режущие удары. Потому, когда говорят о японской школе фехтования, то тут выделяется специфика самого оружия: длина и изогнутость.

Существует несколько вариаций школ и тренировок, которые отлично описал в своей книге фехтовальщик Миямото Мусаси («Книга пяти колец»).

Сам он уделяет особое внимание своей собственной технике двух мечей (нитэн-рю), а также обосновывает ее с эзотерического ракурса. Мастер говорит, что работа с катаной и сопуствующим мечом имеет сходство с эскримой (в современном понятии: Arnis de mano)

Искусство японского фехтования претерпело множество изменений и эволюционных процессов, например:

Кэндзютсу превратилось в гэндай будо.

Иайдо (внезапная атака и контратака) заимело более медитативную форму и ведет бой с воображаемым врагом.

Кэндо (бой на ) вместо боевой дисциплины превратилась в спортивную. Как и в западной манере фехтования на рапире, тут тоже присутствует комплект защиты для лица и доспехи. Насколько это спортивная или военная подготовка вариируется в зависимости от стиля (рю).

И по сей день Япония изобилирует самыми разнообразными школами традиционного фехтования, которые пережили императорский запрет (эпоха Мэйдзи) на ношение катаны и прочего вида мечей. Самые известные школы: Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю

12 Дефектов, которые можно встретить при осмотре катаны:

Как уже упоминалось вначале, катана стоит заоблачных денег, а чем она старше - тем ценнее. При выборе подобного оружия стоит обратить внимание на возможные дефекты . Они бывают критические, бывают исправимые, бывают такие, которые делают меч абсолютно испорченным и непригодным для боя. Как их распознать, а также их названия (и картинка с наглядным примером), будет приведено ниже:

Карасунокути (1). Трещина внутри лезвия. Такая трещина при прохождении через параллельную плоскость делит пополам части с закалкой и без. Может отражаться на форме меча. Если имеет влияние на форму, то меч бракованный.

Синаэ (2). Небольшой дефект в месте изгиба, появляется в следствии усталости металла. Проходит по перпендикулярной части лезвия, чаще всего на участке со сталью без закалки. Не критичный дефект.

Фукурэ(3). Косяки от сварочного процесса. Чаще всего остатки. Проявляются после полировки, портят эстетику и понижают прочность меча.

Кирикоми (4). Дефект на обратной части лезвия из-за отбивающей защиты. Легко стирается при полировке. Показатель применения меча в бою. Не серьезный дефект.

Умэганэ (5). Кузнецкая заплатка, которая прикрывает какой-то косяк. Такую штуку делают для герметизации внутреннего слоя стали, которая проступает от частых полировок.

Хагирэ (6). Зазубрина на хамоне, либо сильный изгиб, который провоцирует очень маленькую трещину – хагирэ. Зазубрину зачастую видно, а вот трещинку – нет, и именно она является самым опасным косяком.

Хакоборэ (7). Просто очень заметная зазубрина цилиндрической формы, которая зачастую является причиной трещин.

Хадзими (8) Матовый участок, который зачастую возникает после множественной заточки. Меч может утратить свой блеск. Не опасно.

Ниой гирэ (9). Причина - плохая закалка.

Такой дефект можно хорошо замаскировать шлифовкой, но не во всех случаях.

Мидзукагэ (10). Темный участок на режущей части. Причина - несколько закалок или охлаждений.

Синтэцу (11) Дефект множественной полировки. Стертый участок верхнего слоя стали, под которым проступает сердцевина меча. Он же – усталость металла.

Цукарэ (12) (на картинке его нет). Сточенный меч от постоянной шлифовки и заточки. Уставший и старый меч.

Правила ухода за катаной:

Как и любая дорогостоящая вещь, катана нуждается в уходе. Существует несколько правил по ее уходу, чистке и полировке:

Зазубрины устраняют полировочным камнем.

От старого масла (камелий или гвоздик) и грязи чистят рисовой бумагой. Перед чисткой бумагу мнут, дабы не царапать меч мелкими частицами. Если рисовой бумаги под рукой нет, то почистить меч можно обычной салфеткой без примесей и запахов.

Запачканный меч можно очистить с помощью извести. Она имеет чистящие и полирующие свойства, и при этом не царапает поверхность. Используя лист рисовой бумаги и меловой порошок, можно оттереть остатки масла и загрязнения.

После очищения клинок снова вскрывают маслами. Нужно взять свежий лист бумаги или салфетки. Нельзя брать эфирные масла, (именно они самые распространенные на наших просторах). Наносить нужно в микроскопических дозах, чтоб появилась тонкая пленка. В теории хватит двух капелек. Прежде, чем возвращать клинок в ножны, убедитесь, что не осталось каких-либо излишков от масел, иначе грязь, пыль и микротрещины вам обеспечены.

Частота повторения процедур: раз в 3 месяца, взависимости от уровня влажности в воздухе.

Кстати, каждый меч можно спокойно разобрать на составляющие:

  1. Клинышко из бамбука или рога, которое фиксирует лезвие в рукояти. Вытаскивается с помощью мэкугинуки, который чем-то напоминает молоток.
  2. Само лезвие, на которое можно взглянуть на рисунке ниже.

Ко вниманию любителей сделать все самим: не нужно разбирать меч самостоятельно, точно так же стоит самому удалять ржавчину или полировать хвостовик старых мечей. Это должен делать специалист, который сможет не только определить возраст меча и его цену, но и сделать все правильно, без риска для клинка и вашего кошелька.

Вот как выглядит меч в разобранном состоянии:

Легенды и массовая культура:

Но куда ж мы без легенд. Все любят хорошую историю. В мифологии существует масса мифического оружия, но так, как у нас в гостях , то и легенды будут связаны с ней.

Одной из древних легенд является меч Кусанаги - святой меч, который был преподнесен великой Аматерасу богом Сусаноо, а также имеет свое место среди Трех Великих Сокровищ Императора. Согласно легенде, меч добыли из хвостовой части восьмиглавого дракона. Считается, что меч управлял стихией ветра и обладал разрушительной мощью.

Еще одним достопримечательным мечом был меч Мурамаса, меч, «пробуждающий жажду крови», который, согласно легенде, пережил испытание рекой лотоса, изрезав цветы в полоски.

Существует так же множество исторически ориентированных легенд, несколько из них я приведу ниже:

Считалось, что клинки кузнеца Мондзю из Тикудзэн (период Хэйан), имели отличитеьную черту: они были невероятно острые. Его руке принадлежал меч-легенда Хигэгири, который переводится как Резчик бороды. Назвали его так, потому что при отрезании головы врага, самурай срезал им и бороду (что только добавляло клинку крутости).

Еще один жутковатый клинок это Хидзамару («Повелитель коленей), который при отрубе головы осужденному, помимо самой головы, срезал и коленные чашечки.

Еще один сверхострый клинок имел название Адзуки («боб»), который на лету разрезал бобовое зерно. Меч принадлежал кузнице мастера Нагамицу периода Камакура.

Во времена Второй мировой войны солдатам японской армии был показан пафосный и патриотичный фильм, призванный на массовую пропаганду военной мощи страны. В картине было показано, как мастер владения меча разрубает ствол пулетемета пополам.

На самом деле до сих пор не известно, насколько правдив был этот фильм, так, как его легенду не опровергали.

Но стоит указать источник этой задумки. А появилась идея про разрубание клинком оружия еще в 17 веке, когда Оно Ханкэй разрубил пополам ружье.

Конечно, даже непосвященному человеку понятно, что ствол пулемета рассчитан на повышенные нагрузки, чем ружье из старой легенды. Но, тем не менее, это все еще красивая байка военных времен, которую не захочется разрушать.

Впрочем, если вам вдруг захочется посмотреть на то, как «Разрушители легенд» пытаются уничтожить этот миф, то это видео можно найти где-то в глубинах Ютуба.

В 1662 году тестер клинков Ямано разрубил своим детищем «синто» два трупа, которые укладывались один на другой. Но, как бы круто это ни звучало, достижение Ямано было совсем не уникальным, потому, что для полного успеха необходимо было разрубить четыре трупа. Связано это было с непрекращающимися военными конфликтами, которое породило массу слухов среди самураев именно о разрубке четырех трупов.

Еще одна легенда не только среди мечей, но и среди мастеров. Был маэстро боя на ножах и мечах Кадзивара Нагато, который был настолько искусен, что перерезал на лету в прыжке ласточку. Связано это было не только с колоссальными умениями великого, но и с его невероятно острым мечом.

Также на «легендарных» мечах любят спекулировать поп-культура и видеоигры.

Вот, например, в манге и аниме очень часто фигурируют разнообразные формы катаны, ножей и прочих псевдомифмических клинков.

В аниме One Piece фигурирует аж пять видов катан, от проклятых до зачарованных, с разнообразными громкими названиями. Например: Вадо Итимондзи, Юбасири, Чёрный меч и тому подобный лоснящийся пафос.

Также, не пропустили японскую тему и товарищи из Голливуда, сняв недавно, не самый плохой фильм «47 ронинов», который основывается на одноименной легенде. Количество легендарных, вымышленных и просто красивых катан на один кадр зашкаливает. Для любителей красиво поставленных баталий обязателен к просмотру.

Японцы, как и подобает людям, гордящимся своей страной, в своей масскультуре используют множество легенд и мифов, поэтому, если захотелось вдруг посмотреть геройскую картину - вам в японское отделение трэкера.

В видеоиграх тоже не брезгуют использовать мечи направо и налево. Вот например в легендарной серии игр и аниме Devil May Cry, существует не менее обширный арсенал холодного оружия, из которого нас интересует Ямато - демоническая катана, которая принадлежала брату Данте Вергилию. Она, как и Мятежник у Данте, является наследием Спарды, их отца-демона. По истории Вселенной Devil May Cry, способна открывать и закрывать врата между мирами демонов и людей.

В целом, как вы можете видеть, катана - это не только красивое оружие, но и очень распространенное масскультурное явление, которое своим блеском и холодной утонченностью не оставит равнодушным даже самого закоченелого пацифиста.

В этой статье приведены и история возникновения этого поистине потрясающего оружия, и его тонкости изготовления, а также советы возможным покупателям.

Но, прежде всего, как автор и советчик, хотелось бы обратить ваше внимание на то, что у каждого меча есть своя душа. Если вы покупаете столь аутентичный вид вооружения, то потрудитесь дать ему имя. К слову, это поверье возникло на почве самурайских суеверий, еще времен Ако и прочих округов. Считалось, что чем удачнее имя для клинка, тем вернее оружие будет своему хозяину. Потому вы никогда не увидите дурного имени. Помимо Японии, традиция давать имя оружию была распространена и в Европе, в частности в северных странах (Скандинавия, Германия, Финляндия, Норвегия). Тамошние жители, суровые и жестокие воины, давали имя своим мечам, молотам, топорам и алебардам устрашающие имена. Самым известным молотом родом из Скандинавии, был молот Тора,и он имел немного смешное имя – Мионьмил.

Что касается мест покупки, то, если у вас достаточно средств для истинно японской катаны, то Страна Восходящего Солнца всегда рада встретить почитателей своей культуры. Но, если вы просто почитатель востока, и не имеете в запасе баснословных средств, то наш интернет-магазин предоставляет широкий выбор самых разнообразных мечей, в том числе и катан.

И на этом все. Спасибо за ваше внимание и время. Пусть и ваш клинок будет вечно острым.