Что нужно чтобы стать спортивным журналистом. Как становятся спортивными комментаторами. Трудоустройство журналистов - как найти работу начинающему журналисту

Привет, это Денис Беневольский. Возможно, ты читал мои статьи на этом сайте или в других СМИ. Признайся, ты ведь тоже всегда хотел быть журналистом? Просто в какой-то момент почему-то решил не претворять свою мечту в жизнь. Наверное, подумал, что у тебя не получится/нет времени или ещё что-то. Дружище, журналистом может быть каждый и я докажу тебе это прямо сейчас. Ниже я пошагово расскажу, как писать статьи. Этот концентрат из практических журналистских знаний ты сможешь применить уже сегодня и написать свою первую статью (или не первую). По-моему, крутая идея, правда?

Прежде чем мы начнём, расскажу пару слов о себе. Итак, почему я могу учить спортивной журналистике?

- Выпускник школы спортивных журналистов Александра Шмурнова и Дмитрия Федорова

- Публиковался на, Бомбардир.ру, Eurofootball, FootballHD.

- Отвечал за медиа-освещение проекта «Спартака» и CityFootball Spartak City Football

- Больше года работал на спортивном радио в качестве ведущего и футбольного комментатора

Рад знакомству с тобой! А теперь погнали!

Первый этап: анализ новостного поля, поиск инфоповодов

На этом этапе хочу познакомить тебя с таким понятием, как инфоповод. Инфоповод - новость, на основе которой можно написать статью, либо сделать материал. Нужно понимать, что существуют разные по мощности инфоповоды. Внутренний трансфер в 3 филлипинской лиге - тоже инфоповод, но в Европе на него наплевать всем, кроме футбольных гиков. А вот недавняя новость о конфликте Моуринью с несколькими игроками «МЮ» - инфоповод весьма горячий. Тебе просто нужно быть постоянно в курсе того, что происходит в мире футбола и мгновенно считывать все самое сочное. Ну и быстро и качественно писать, чтобы выстреливать крутой статьёй и собирать максимум просмотров.

Второй этап: поиск темы

Найдя самый классный инфоповод, ты начинаешь думать, в какой материал его можно трансформировать. Самый огненный вариант темы - своеобразный дисс на статьи в других СМИ. Условно, если везде пишут, что Роналду - топ-приобретение для «Юве», напиши, что это крайне посредственный трансфер и объясни почему. Естественно, это не должен быть нон-конформизм ради нон-конформизма, ты должен веско аргументировать свои доводы. Это хорошо прокачает тебя как журналиста.

Т ретий этап: написание статьи

На этом этапе ты пишешь статью на выбранную тобой тему. Что обязательно должно быть в статье?

1 .Цитаты

Они хорошо дополняют и разбавляют текст, а также служат подтверждением твоих доводов. Чем больше цитат в твоём тексте, тем более он информативен и интересен.

2.Релевантные фото

Казалось бы, очевидный момент, но некоторые блогеры иногда выпускают тексты вообще без фото. Даже если текст совсем небольшой по размеру, в нем обязательно должна быть хотя бы одна фотка. Так он выглядит гораздо более живым. Также фотка является штукой, которая переключает внимание читателя, он просто отдыхает от текста. Если он видит сплошной поток букв, вряд ли дочитает до конца - просто устанет.

3.Подзаголовки

4.Твоя личная точка зрения

Понятно, что, если ты пишешь новость или дайджест, ни о каком личному мнении не может идти и речи, но в любой свой авторский материал ты должен интегрировать частичку себя в виде личных суждений и фраз. Перебарщивать с этим не нужно, если только статья в целом не является мнением по какому-либо вопросу, но в любой сторителлинг, подборку и другой материал точно стоит ввинтить свои мысли. Оживишь текст и сделаешь его более вкусным для прочтения.

Четвертый этап: вычитка статьи

На этом этапе ты должен просмотреть текст на предмет различного рода ошибок и речевой избыточности. Порой ты можешь допускать ошибки не из-за незнания, а из-за того, что торопишься написать статью побыстрее. Но передавать материал редактору, либо публиковать в его в свой блог ты должен, максимально внимательно вычитав его. И никак иначе. Что касается речевой избыточности, то пытайся сократить текст там, где это возможно, но не теряя сути своего послания.

Пятый этап: написание заголовка и лида

Это гораздо труднее, чем написать статью, хотя, казалось бы, объемы несопоставимы. Сочный и цепляющий заголовок и лаконичный и информативный лид - настоящее искусство. Несколько основных правил для написания классных заголовков таковы:

1.Используй вопросительные слова "как", "почему" и тд

Вспомни, что ты чаще всего вбиваешь в поисковик. Как сделать что-то или почему происходит то-то и то-то. Такие слова помогают увеличить количество просмотров статьи. Можешь проверить - все ведущие СМИ используют такие слова в заголовках.

2.Используй ключевые слова

3.Используй провокации

Здесь главное - не переборщить и не перейти на вранье, однако на провокативные заголовки кликают чаще всего. Яркий пример из недавнего - заголовок одного иностранного СМИ: "Майкл Фелпс обогнал большую белую акулу в заплыве на 100 метров". Оказалось, что он соревновался с проекцией акулы, которая чуть раньше проплыла эту стометровку чуть раньше. Многие возмутились, но тем не менее: не кликнуть на такой заголовок практически невозможно. А формально СМИ никого не обманывало.

4.Используй горячие цитаты

Если пишешь материал по инфоповоду и о нем есть мощная цитата от известного человека - помести ее в заголовок. Эффект будет мощнейшим, вот увидишь.Что касается написания лида, то это должны быть 3-4 предложения с подводкой к тому, о чем ты пишешь, и завершение в формате: "Объясняем", "Расказываем", "Доказываем" и тд. Главное правило написания лида - чем он короче, тем лучше! Сурово проверяй каждое слово на предмет необходимости и уверенно удаляй его, если понимаешь, что без него можно обойтись. Даже если оно тебе очень нравится и в моменте ты будешь сильно расстроен, что его убрал.

Что ж, друг, в этом тексте я постарался дать тебе много информации о написании статей, но это только верхушка айсберга. Об этой теме я могу рассказывать часами и с удовольствием сделаю это уже 24-26 сентября на своём онлайн-интенсиве.

Чему ты научишься, посетив его?

1.Узнаешь, какими ключевыми навыками должен обладать крутой журналист

2.Напишешь свой первый (или, может быть, первый после долгого перерыва) текст и получишь от меня по нему максимально развёрнутую обратную связь.

3.Научишься основам написания сочных текстов в разных форматах

4.Узнаешь, как брать интервью, которые будут читать с огромным удовольствием.

5.Подготовишь вопросы для своего первого импровизированного интервью и также получишь от меня по нему максимально информативную обратную связь. Бонус:Вписавшись в закрытую группу курса, ты сразу получишь мощнейший инструмент для написания бронебойных текстов - чек-лист «Как выбрать разрывную тему для статьи?»

Если тебе интересна спортивная журналистика и ты всегда хотел писать о футболе, но так и не попробовал, либо пробовал, но потом забросил, я буду рад тебя видеть! Давай вместе возродим твою мечту и осуществим ее. Если ты готов к этому, ставь "+" в комментариях к посту, и я в самое ближайшее время свяжусь с тобой!

Есть штучные представители редакций спортивных каналов и передач, которые стали заниматься комментированием после окончания гуманитарного факультета вуза, в основном, конечно, дипломированные журналисты. Также есть представители интересной профессии с актерским и филологическим образованием. Например, Виктор Гусев и Георгий Черданцев по образованию переводчики, Василий Кикнадзе и Василий Уткин учились на филологических факультетах, правда, Уткин отучился всего 4 курса. Но даже они не все пришли в редакции работать сразу комментаторами.

В последнее время появляются даже специализации «Спортивный комментатор» в университетах или на курсах повышения квалификации для журналистов. Однако успешные популярные спортивные комментаторы считают, что образование не является приоритетным в профессии. Большое количество спортивных комментаторов не нужно ни в одном виде спорта, а значит, устраивать набор на такие штучные специальности не имеет смысла, поскольку работать людям после обучения будет негде.

Из спорта – к микрофону

Еще один путь, который дарит миру новых звезд спортивного эфира, проложен из профессионального спорта. Бывшие спортсмены, желающие остаться в спорте, после завершения карьеры становятся тренерами (как вариант, специалистами в тренерском штабе) или комментаторами. Их преимуществами являются знание спорта изнутри и широкие связи с нужными людьми.

Представителями такой трансформации от спортсменов к журналистам являются Ольга Богословская (бывшая ), Владислав Батурин (бывший футболист), Владимир Гомельский (бывший баскетболист), Лидия Иванова (бывшая спортивная ) и другие довольно известные для любителей определенных видов спорта комментаторы. Один из самых известных и скандальных персонажей в российской спортивной журналистике Дмитрий Губерниев стал комментатором после окончания тренерского факультета.

Воля случая

Есть также такие представители профессии, которые оказались в ней случайно. Они учились на технических или экономических специальностях, но волею судеб и благодаря огромной любви к спорту оказались в нужном месте в нужное время.

Так, популярный сейчас футбольный комментатор Владимир Стогниенко стал им благодаря брату, вместе с которым они начинали болеть за футбольные клубы. Случайно попав в редакцию одного из спортивных каналов, он стал комментатором, любимым миллионами. Некоторые известные сейчас «повелители эфира» пришли в журналистику, победив на конкурсах спортивных комментаторов (Илья Казаков, Юрий Розанов). Алексей Попов вообще начал карьеру до 18-летнего возраста, поскольку настолько «болел» гонками, что, прочитав о них статью в журнале, решил пообщаться с журналистом, написавшим ее, и общение это позволило ему тут же получить работу.

Чтобы стать комментатором, нужно лишь искренне интересоваться спортом или конкретным его видом, обладать правильной речью, четкой дикцией и приятным тембром голоса, уметь подать себя и быть объективным. Важную роль в этом деле играет везение, поскольку, чтобы человека заметили, нужно постараться. Современное развитие интернет-технологий позволяет громко заявить о себе, так что в принципе цель стать спортивным комментатором достижима.

А теперь о втором празднике, который отмечают в этот же день – День спортивного журналиста. Журналистика является одной из древнейших профессий, а что касается спортивной журналистики — она стала популярна сравнительно недавно. Эта тенденция связанна с развитием спортивного движения в России и в мире, люди стали чаше придерживается здорового образа жизни, пропагандировать спорт и получать наслаждение от тренировок. Все перечисленное делает спортивную журналистику одним из перспективных направлений.

Сегодня мы пообщались с одним из спортивных журналистов Владивостока Светланой Задёра .

Почему ты решила стать спортивным журналистом?

Три года назад я заканчивала одиннадцатый класс с полной уверенностью, что поступлю на филологический факультет и стану преподавателем русского языка, как моя бабушка. Планы изменилось, когда я пошла на стажировку на ОТВ, пожалуй, к главному эксперту по культуре Ольге Сомкийной. Она прекрасна на экране, но следить за ее работой в жизни – это кайф. Я для себя тогда решила, что хочу быть таким же экспертом в своем направлении, но это будет точно не культура.

Потом меня взяли в газету «Дальневосточные ведомости» и дали возможность выбрать тему. Так как я играла в баскетбол и прошла курсы судьи-арбитра, то сразу выбрала спорт.

Как сказал кто-то из успешных людей: «В мире очень много скучных вещей, давайте хотя бы мы не будем увеличивать их количество!». Так вот, спорт – это не только очки, голы, секунды. Это истории людей, которые чертовски много работают и благодаря своему упорству добираются успеха и меняют мир вокруг себя.

Существует стереотип, что это мужская профессия, как ты относишься к этому?

Меня каждый раз умиляет, когда я слышу что-то подобное. Этот стереотип принадлежит в основном тем, кто не связан со спортивной журналистикой или с журналистикой в принципе. Сейчас, например, во Владивостоке самые крутые спортивные журналисты – это именно девушки.

Сейчас ты работаешь в мастерской спортивной журналистики, которая проходит в рамках свободного образовательного проекта Летняя Школа «Русского репортёра», как так получилось?

Да, в этом году я — координатор мастерской спортивной журналистики Летней школы «Русского репортера». В прошлом году я прошла отбор на участие и две прекрасные недели провела в палатке на берегу Волги. Где-то в декабре я написала руководителю мастерской, и она без проблем меня приняла.

Расскажи подробнее о мастерской спортивной журналистике?

На две недели в лагерь приезжают самые известные спортивные журналисты, комментаторы и спортсмены. Они читают лекции, обсуждают тексты, в общем, делают все, чтобы именно твои материалы ждали десятки парней и девчонок со всей России. Параллельно все участники мастерской делают конечный проект, в этом году мы решили ограничить только формат – мультимедиа. На Летней школе более 20 мастерских с разными направлениями – от фото до физмат моделирования.

Редакция TVR еще раз поздравляет Светлану и всех спортивных журналистов с праздником.

– Кто такой спортивный журналист? Чем он отличается от обычного журналиста или спортивного комментатора?
– Спортивный журналист - это человек, который пишет или говорит о спорте, погружен в эту тему, полностью сосредоточен на ней. Именно выбранным профилем работы он и отличается от своих коллег-журналистов, пишущих на другие темы. Порой мне даже кажется, что люди, специализирующиеся на политической или социальной журналистике, относятся к нам несколько несерьезно. Очевидно, привыкли, что о спорте всегда говорят в конце новостных выпусков.

Конечно, работу спортивного комментатора я бы тоже отнесла к спортивной журналистике. Просто комментатор доносит информацию до зрителя прямо во время трансляции, а журналист - чуть позже.

– Где может работать спортивный журналист?
– В печатных и электронных СМИ, а также на радио и телевидении. Из бумажных изданий я бы выделила - старейшую спортивную газету из выходящих сейчас, а также - тоже серьезное издание, отметившее в прошлом году 25-летний юбилей.

Из интернет-СМИ мне нравится сайт , а также .

Активно развивается радио- и телевизионная спортивная журналистика. Десятилетний юбилей в прошлом году отметила главная спортивная радиостанция страны «Спорт FM» , в петербургском представительстве которой я работаю. Уже второй год существует - главный спортивный телеканал России. Кстати, именно на телевидение я бы порекомендовала обратить внимание старшеклассникам, которые хотят пойти в спортивную журналистику. Телевидение предоставляет огромный простор для реализации своего журналистского потенциала. Если душа лежит к комментированию, человек может комментировать матчи. Можно стать ведущим новостей или делать авторские передачи. Конечно, последний вариант - это для людей, которые уже давно в профессии, успели заработать себе громкое имя, и их мнение будет интересно зрителям.

На телевидении можно устроиться корреспондентом. Однако стоит учитывать, что этот специалист всегда должен находиться в гуще событий, поэтому его работа сопряжена с множественными, часто длительными командировками. Человеку нужно учитывать, готов ли он к этому. Раньше я могла прилететь утром из одной командировки, а вечером улететь в другую, и мне очень нравился такой ритм жизни. Сейчас у меня есть семья, и хочется больше времени проводить с родными.

– Как вы стали спортивным журналистом?
– По образованию я специалист по государственной политике и управлению, закончила . Когда я еще училась в школе, мои друзья привели меня на футбол. Игра и атмосфера на стадионе мне очень понравилась, и вскоре мне выпал шанс попробовать себя в сфере спортивной журналистики. Мой хороший друг, тележурналист Владимир Обухович увидел, что мне это интересно. Именно он привел меня в мое первое издание, где я начала пробовать себя в этой нелегкой профессии.

Родители были категорически против такого поворота в моей карьере. Они говорили, что спортивный журналист - это несерьезная профессия, тем более для девочки. Сомневались, что я смогу этим заработать себе на жизнь. Было очень тяжело.

– Девушкам действительно сложнее работать в спортивной журналистике, потому что эта сфера считается «мужской»?
– Я действительно периодически сталкивалась с мужским шовинизмом. Бывало, что и плакала по ночам, потому что меня не понимали и не принимали.

К счастью, если лет десять назад на девушку в спортивной журналистике показывали пальцем, то сейчас в нашей стране спортивных журналистов-женщин начинают воспринимать нормально и болельщики, и зрители, и спортсмены. Респонденты охотно общаются со мной. А на Западе как раз в спортивной журналистике работает больше девушек. Красивых, разбирающихся в футболе или хоккее, говорящих со знанием дела, а не читающих текст, написанный редактором. Мужчины же чаще становятся комментаторами.

– Какое образование лучше получить, чтобы стать спортивным журналистом?
– В принципе, спортивным журналистом может стать любой человек, желающий и умеющий писать. Среди моих коллег много бывших спортсменов, людей с медицинским образованием и даже военных. Но журналистское или филологическое образование, конечно, лишним не будет. Во время обучения как минимум научат грамотно писать тексты, от которых редактор не будет плакать горючими слезами, и расскажут об азах профессии. А на некоторых факультетах журналистики даже есть отделения спортивной журналистики - например, в .

Есть школы спортивной журналистики в Москве и Санкт-Петербурге , куда может прийти человек с любым образованием. Там состоявшиеся специалисты рассказывают молодым ребятам о том, как быть спортивным журналистом. В Москве, например, уже несколько лет существует «Школа спортивной журналистики» А. Шмурнова и И. Рабинера , выпускники которой работают в том же «Спорт-экспрессе», а также школа Василия Уткина . Но, к сожалению, девочек в нее не принимают.

– Как начинающему журналисту стать востребованным?
– Мне кажется, самый быстрый путь к успеху - найти подход к спортсмену, который редко разговаривает с журналистами, добыть эксклюзивную информацию. Это умение позволит человеку быстро завоевать репутацию, и уже потом люди сами станут спрашивать мнение человека по тому или иному поводу. Это как в институте - первые два с половиной курса ты работаешь на зачетку, а дальше зачетка работает на тебя. Например, некоторые мои коллеги пришли на радио много лет назад юными корреспондентами, а сейчас стали большими звездами спортивной журналистики.

– Какие компетенции нужны спортивному журналисту?
– Ему нужно любить спорт. Или какой-то определенный вид спорта. Есть люди, которые пишут, например, исключительно о футболе, полностью погружены в этот спорт и прекрасно в нем разбираются.

А вот стоит ли при этом болеть за определенную команду - вопрос спорный. Я знаю журналистов-болельщиков, которые умеют абстрагироваться и писать объективные тексты, но так могут далеко не все. Порой мне пишут начинающие журналисты и просят оценить их статьи. Если они болеют за какую-то команду, часто это сразу видно. Из каждой строчки проглядывает, например, «Я люблю Спартак!», «Спартак - это лучшая команда». Ни о какой объективности и речи не идет.

Спортивному журналисту нужно быть стрессоустойчивым и уметь общаться с людьми. Конечно, порой от общения можно устать. Но, по моему опыту, пары дней в одиночестве должно быть достаточно, чтобы соскучиться по своим драгоценным респондентам и бежать снова с ними разговаривать, договариваться, делать интервью.

– Должен ли спортивный журналист быть спортсменом?
– Хорошо, если журналист занимается спортом. Например, на «Матч ТВ» работает замечательный комментатор Константин Генич , который в прошлом был профессиональным футболистом. Естественно, он понимает весь процесс изнутри: насколько тяжело бывает футболистам, как устроены тренировки, как проходят игры и т. д. Но все же спортивное настоящее или прошлое - это не обязательное условие.

– Как будет развиваться спортивная журналистика в ближайшем будущем?
– Я думаю, спортивная журналистика в России будет развиваться по западному пути. Должна отметить, что зарубежные коллеги прекрасно умеют делать из спортивной журналистики настоящее шоу. Например, не так давно я смотрела проморолики матчей в английской премьер-лиге. Эти ролики - просто настоящие маленькие киношедевры. Думаю, российским журналистам тоже нужно уходить от привычного академизма к интересным вещам, которые будут цеплять публику.

– От чего может устать спортивный журналист?
– Начинающему журналисту нужно быть готовым к тому, что ему придется идти на стадион в любую погоду. Холодно ли, идет ли дождь - он должен прийти на матч и отсидеть два с половиной часа. А потом еще примерно столько же отработать после матча. Например, нередко после поздних матчей нам с коллегами приходилось уходить со стадиона «Петровский» глубокой ночью.

Далеко не все спортсмены любят давать интервью. Бывают отказы, причем иногда довольно грубые. Поначалу меня это очень расстраивало, я начинала думать, что, возможно, сама сделала что-то не так. Но потом приняла, что некоторые люди попросту не любят общаться с прессой.

– Чем может заняться спортивный журналист, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Бывает, что спортивный журналист в своем издании отвечает за определенную команду. Такие люди нередко попадают по другую сторону баррикад и становятся пресс-атташе клубов (специалистами, представляющими интересы команды в контактах со СМИ - прим. сайта ). Это довольно удобно, ведь у бывшего журналиста остаются контакты с коллегами.

Также спортивный журналист, который глубоко погрузился в тему, может стать спортивным менеджером, менеджером по пиару или спортивным селекционером и искать молодых талантливых игроков.

– Существует ли какая-либо возможность еще в школе получить опыт, который в будущем поможет устроиться на работу спортивным журналистом?
– Старшеклассник может принять участие в ежегодном конкурсе комментаторов, который организует «Матч ТВ» . Для этого достаточно найти в интернете отрезок матча, прокомментировать его, написать небольшой рассказ о себе, приложить фотографию и отправить на конкурс. Несколько моих знакомых именно так и попали на телевидение.

Многие издания периодически ищут стажеров - людей, которые хотят попробовать себя в спортивной журналистике. Конечно, стажерам доверяют самые незначительные задания, но это хорошая возможность войти в индустрию.

Последнее время появляется много ребят, которые заводят блог на каком-нибудь портале вроде Sports.ru. Если они умеют добывать информацию, пишут интересные интервью и заметки, они достаточно быстро становятся популярны и востребованы в профессии. Плюс таких блогов - не важно, сколько лет автору. Пускай ему будет пятнадцать, но, если он хорошо пишет, его будут с удовольствием читать.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть школьникам, заинтересовавшимся спортивной журналистикой?
Книги о спортивной журналистике - это, прежде всего, смешные рассказы. Они не учат тому, как брать интервью, это просто школа жизни. Поэтому мне в голову приходит книга моего товарища Кирилла Легкова «Бойцы невидимого спорта», которая, к сожалению, выпущена ограниченным тиражом. Я бы описала ее как сборник баек про петербургских журналистов. Другой мой коллега, Владимир Гескин, выпустил книгу «Как молоды мы пили» . Интересная книга вышла у известного комментатора Ильи Казакова, называющаяся «Foot’больные люди». Автор рассказывает о том, как ему приходилось общаться со многими спортсменами. Он открывает их с неожиданной стороны. Мне кажется, человеку, который бы хотел заняться спортивной журналистикой, это было бы очень интересно почитать.

Опережая язвительные шутки про котов и аптеки за углом, сообщаю, что лучший в мире спортивный журналист – это Билл Симмонс, постоянный колумнист ESPN, автор самого популярного спортивного подкаста B. S. Report и главный редактор побочного проекта той же компании Grantland.com . Симмонс регулярно фигурирует в рейтингах самых влиятельных людей в американском спорте, его колонки читают миллионы. Еще он недавно взял полностью спортивное интервью у Обамы, написал пару бестселлеров, а его зарплата по данным на 2008 год (когда он еще не попал на телевидение в качестве исполнительного продюсера выдающегося документального сериала 30 for 30) была на уровне миллиона долларов в год.

Если вы уже пришли в себя после этой цифры (кстати, мне рассказывали недавно, что Роман Широков искренне считает, что спортивные корреспонденты зарабатывают «ну хотя бы двадцатку» в месяц, и имейте в виду, что «рубль» для Широкова – это разве что название местной музыкальной группы), то вам, наверное, стало интересно, как же стать настолько известным и популярным, всего лишь пописывая спортивные колонки. Поскольку сам Билл особенно советов не дает, я взял на себя смелость выделить из его биографии и интервью самое главное, раскрыть и объяснить с точки зрения собственных наблюдений за спортивными журналистами.

Пишите, пишите, пишите

Правило 10 тысяч часов действительно работает – чтобы научиться что-то делать в совершенстве, нужно делать это на протяжении очень долгого времени. В обратную сторону оно работает хуже – можно писать о спорте хоть 50 тысяч часов и все равно в итоге оказаться сомнительным пресс-атташе и председателем фонда по борьбе с антисемитизмом, но только не хоть кому-либо интересным колумнистом. Но факт остается фактом – никакого таланта без опыта работы не бывает. Подойдет отчасти смежный опыт – можно годами писать романы или там колонки о религии – но опыт сидения в фейсбуке или составления табличек в Excel на нелюбимой работе не подойдет точно.

Симмонс начал работать спортивным репортером в Boston Herald в 1992 году, непосредственно после окончания колледжа, но писать он начал значительно раньше. У Билла была регулярная колонка в школьной газете, он запустил собственный самодельный журнал в колледже. Уровень здесь не имеет особого значения (тем более что в Boston Herald ему чаще всего приходилось отвечать на звонки и передавать протоколы), учителей у него никогда не было, но очень важно просто нарабатывать эти самые часы опыта, стараясь сделать каждый текст интереснее предыдущего. После работы в Herald Симмонс не смог найти подходящего для себя места и в итоге открыл собственный сайт, получая лишь символические деньги от провайдера AOL, размещавшего его колонки во внутренней сети. По сути, Билл пишет по несколько текстов в неделю уже двадцать лет.

К слову, меня всегда поражали люди, присылающие на сайт резюме, в которых указывают, что могут писать «обзоры, аналитические статьи и т.д.», не приводя ни единого примера готового текста (а лучше бы – примера своего блога на «Трибуне» или где-то еще, действительно востребованного читателями, как это было с симмонсовским BostonSportsGuy.com). «Сначала возьмите, а там напишу» – так вообще никогда не работает. Текст – вещь очень честная, тут нельзя запутать кого-то громкими словами в резюме. Пишите больше и лучше, и вам не придется присылать никому резюме – работодатели с вами свяжутся сами.

Сохраняйте терпение

«Первые девять лет моей карьеры мои колонки практически никто не читал», – рассказывает Симмонс. Билл, конечно, несколько скромничает – в 2001 году его сайт посещало до 10 тысяч человек в день – но до этого ему нужно было много лет работать без очевидной отдачи.

Вообще-то это довольно тяжело, и на его месте сдался бы практически каждый не сумасшедший. Симмонс, собственно, сдался полтора раза. В 1996 году он бросил писать, поняв, что на гонорары прожить нельзя, и устроился барменом, придумывая параллельно свой личный сайт (не забывайте, в те времена интернет был чем-то странным для очень своеобразных людей). В 2000 году он снова почти бросил писать, когда у него появилась возможность работать риэлтором – но после долгих сомнений (ему хотелось кого-нибудь убить из-за недостаточной востребованности, когда все усилия, казалось, были впустую) все-таки продолжил. Ну а в 2001 году, когда Симмонсу было уже 32, ESPN предложила ему пробный контракт на три колонки. Сам он считает, что если бы начал писать на десять лет позже, то добился бы известности куда быстрее – но возникает вопрос, смог бы он писать так же интересно, если бы начал в другое время.

Пользуйтесь возможностями в полной мере

Первая из трех колонок, которые Симмонс написал в рамках пробного контракта, называлась «Is Clemens an Antichrist? » и была посвящена Роджеру Клеменсу, одному из лучших бейсбольных питчеров в истории, при этом не ставшим легендой ни одного клуба и практически не имевшего персональных фанатов. Эта колонка стала самым читаемым текстом на ESPN за неделю и фактически предопределила карьеру Билла.

Давайте еще раз обратим внимание на заголовок: «Действительно ли Клеменс – Антихрист?» Чувствуете масштаб заявления? Поверьте, колонка с основной мыслью «Поживем – увидим» или там «Такие простые и не хватающие звезд с неба парни тоже нужны в футболе» так бы не сработала. Если у вас есть только три попытки, не тратьте их на проходные мысли, не пишите ничего такого, что мог бы написать любой другой. Любой другой никому не нужен, скоро всех скучных людей заменят программы и роботы. Ищите действительно мощные ходы, делайте далеко идущие выводы, хватайте звезды с неба. Если вас пригласили в передачу, допустим, на никому не нужное радио, скажите что-то такое, что запомнит хоть кто-нибудь. Необязательно доводить эту мысль до абсурда – понятно, что самоубийство в прямом эфире станет событием, но вряд ли поможет вам в карьере – но всегда помните, что необычное запоминается лучше, чем просто хорошее.

И, кстати, первая книга Симмонса (о бейсболе) называлась «Теперь я могу умереть спокойно». Думайте над заголовками – поверьте, в медиа лучше показаться сверхвозбудимым истериком, чем пустым местом.

Изучайте матчасть

Вам совершенно не обязательно знать все на свете. Есть масса вещей, которые в наше время правильнее смотреть в гугле: точная цифра голов нападающего Зубко в 2001 году не интересует даже самого нападающего Зубко. Главное – знать достаточно много, чтобы у ваших текстов появилась глубина.

Симмонс вспоминает, что в юности был настоящим фанатиком спорта (кстати, у вас в детстве не было тетрадки с какими-нибудь спортивными табличками?) Он читал все, что мог найти, у него были полные подшивки Sports Illustrated и Inside Sports с 1974 года, толстые папки вырезок из GQ, The National и New Yorker, а также сотни книг. Помимо этого, он явно много смотрел телевизор и обладает внушительной памятью (я лично страшно завидую, потому что про свой первый матч Россия-Камерун в 1994 году помню лишь то, что я его смотрел).

Но самое главное – помнить интересное. Помнить не имена и цифры, а движения, ощущения, забавные факты и роль личностей в истории (это, к слову, прекрасно получается у одного из моих самых любимых блоггеров «Трибуны» Vitos1981 , срочно подписывайтесь на все его блоги). Симмонс иногда настолько легко оперирует сравнениями из разных видов спорта совершенно разных эпох, что эта эрудиция несколько подавляет – но она же и восхищает, поскольку позволяет ему заметить тенденции и найти забавные совпадения. Наш мозг устроен так, что очень любит находить сходства у удаленных вещей, это вызывает практически физическое чувство удовольствия. И да, если вы можете привести уместное глубокое сравнение из истории поп-музыки или какого-то известного романа, это тоже работает.

Создавайте дискуссии

Симмонс как-то говорил, что никогда не писал традиционных колонок. Идеальная традиционная колонка почти не имеет комментариев, кроме восхищенных, к ней нечего добавить и незачем, она закрывает тему (примерно так я читаю, скажем, Григория Ревзина в «Коммерсанте»). Симмонс же, три года писавший на собственный небольшой сайт, знал, что самое сложное – сделать так, чтобы люди возвращались снова и снова. Поэтому он любит задавать в своих текстах вопросы, формулировать какие-то противостояния, придумывать концепции , которые можно применить потом к разным явлениям. Он не гнушается текстов из серии «а если бы», он может всерьез обсуждать степени величия игроков – все то, о чем любят разговаривать болельщики и что до него казалось недостойным спортивного журналиста. Больше всего Симмонс гордится, похоже, теми своими текстами, которые дают людям новые поводы для пьяных споров в баре – например, какой месяц лучше для болельщика, апрель или октябрь .

Ну и, конечно же, не стоит думать, что если у вашего текста почти нет комментариев и никому не хочется продолжить дискуссию, то вы великий автор, к чьим словам нечего добавить. Скорее всего, ваши слова просто никого не интересуют.

Найдите свой способ рассказывать о спорте

У Симмонса существует собственная мифология – масса разнообразных терминов, которые он либо сам придумал, либо стал обращать на них повышенное внимание (например, «зона Тайсона», обозначающая ту степень неадекватности публичной персоны, после которой никто не может отличить выдуманные новости от настоящих – Марио Балотелли ее достиг уже довольно давно). Симмонс постоянно рассказывает какие-то истории из собственной жизни, иногда имеющие к спорту довольно отдаленное отношение. Сам его подход, ставящий в основу восприятие зрителя, который болеет за игроков и команды, а не некую «объективную спортивную реальность», тоже был в своем роде новшеством (не зря оплот традиций ESPN отправил его на свою Page Two, чтобы подчеркнуть, что все это веселье – все-таки нечто альтернативное).

Симмонс может написать большой текст о том, что в США не умеют снимать спортивные сериалы, и предложить собственные сюжеты, может выдать колонку о том, как женщинам вместе со их мужчинами, может начать переписку с автором бестселлеров Гладуэллом с того, что ненавидит его и подумывал его убить, пока не понял, что Малькольм – канадец. В принципе, от него можно ожидать чего угодно – он даже может не написать о каком-то большом событии (про текущие события он чаще рассказывает в подкастах), а вместо этого сочинить что-нибудь глобальное, обобщающее и с отсылками к десяти фильмам категории B, которые никто, кроме него, не смотрел.

Совершенно не обязательно копировать язык и методы Симмонса в точности. Более того, лучше этого не делать: разницу культур и языков никто не отменял. Но научиться придумывать какие-то собственные форматы и темы – жизненно важно. И не обращайте внимание на тех, кто спрашивает, какое отношение ваша писанина имеет к спорту – стереотипы нужны разве что для того, чтобы над ними шутить.

Продолжайте работать и за пределами текста

Чтобы стать лучшим, нельзя быть журналистом только внутри своих текстов – это не та работа, которая заканчивается с концом рабочего дня. Аудиторию необходимо развлекать всегда и везде, в разных форматах. У читателей миллион поводов отвлечься и всего одна голова – а ваша цель сделать так, чтобы они вспоминали о вас и ваших идеях почаще.

«Я начал писать в Твиттер сначала только для того, чтобы информировать о мероприятиях, связанных с выходом книги, и всем таком. Я не думал, что это окажется настолько весело. Твиттер для моих текстов – это сцены, вырезанные из окончательной версии фильма. Это отличное место, чтобы прокомментировать что-то, у чего очень небольшой срок жизни и что точно нельзя успеть превратить в колонку. А главное, он очень помог мне писать. Это настоящее испытание – придумывать шутки длиной в 140 символов, оно заставляет мозг работать все время. Я люблю подобные вызовы».

В итоге Симмонс находит время написать что-то в Facebook для 275 тысяч своих подписчиков и регулярно шутит в твиттере для 1,68 миллиона человек. Кстати, если вы все еще завидуете его зарплате, попробуйте понять, сколько бы вы заработали, если бы один подписчик приблизительно конвертировался в доллар в год.

Имейте чувство юмора

Тут я, пожалуй, даже не буду приводить примеры – отборные шутки, преисполненные сексизма и эгоцентризма, у Симмонса есть практически в каждом тексте. Если у вас нет чувства юмора, вы тоже можете сделать карьеру в журналистике: стать фотоблоггером, заняться криминальными расследованиями или уйти в финансовую аналитику. Но в спортивной журналистике вам делать, увы, нечего – здесь людей нужно в первую очередь развлекать. Юмор может быть очень сдержанным, почти невидимым – так часто пишут английские авторы; если вашему характеру больше подходит скоморошество и раблезианство (кто не понял, речь о шутках про жопу) – тоже можете рискнуть. Важно, чтобы текст благодаря этому был живым и человеческим: роботы не умеют шутить. К тому же удачная шутка может запомниться читателю и убедить его в осмысленности вашего существования, даже если вы перепутали всю матчасть и в его глазах оказались «мясным в плохом смысле».

Понятно, не обязательно шутить в каждом тексте и вообще это не должно быть никакой обязанностью. Чувство юмора требует и чувства меры, безусловно (хотя быть пошлым часто лучше для автора, чем быть никаким). Но не забывайте, главное, что чувство юмора мало чего стоит, если вы не можете относиться не вполне серьез к самому себе – в таких случаях оно обычно вырождается в неприятную ядовитость.

Сохраняйте ориентиры

«В юности я много писал, но не знал, как это делать. «Breaks of the Game » (книга о сезоне-79-80 «Портленда») стала первой книгой, которую я полюбил. С первых страниц я понял – эта книга для меня. Я прочитал ее за один уикенд. Через несколько месяцев прочитал снова. Я читал ее столько раз, что корешок развалился, и мне пришлось купить другое издание.

В колледже, пока я постепенно определялся со своим будущим, я читал ее каждый год, чтобы напомнить себе, как нужно писать – как емко использовать слова, как составлять предложения, как рассказывать истории человеческой жизни без чрезмерного использования прямой речи, как превращать исторические анекдоты в живые рассказы. Это стало моим личным курсом писательского мастерства. Когда вторая книга погибла на пляже из-за нежданной волны, я купил третью в букинистическом магазине за 5,95 долларов. Лучшая покупка в моей жизни. Я читаю ее заново каждые два года, чтобы убедиться, что мой стиль не слишком отклонился от идеального направления – как гольфист приезжает к первому инструктору, чтобы проверить технику удара».

Нельзя писать в вакууме, как будто вы только что изобрели алфавит и сидите перед влажной глиняной табличкой. Ваш язык – следствие ваших впечатлений, и если у вас нет четких ориентиров, значит, на него будут влиять нечеткие, бессознательные: все эти бессчетные километры косноязычия, написанные о спорте по-русски. Найдите себе образцы, попробуйте понять, что именно вам в них нравится и как вы можете добиться похожих эффектов самостоятельно. Это могут быть даже тексты не о спорте, в принципе, главное, чтобы были применимы заключенные в них механизмы воздействия на читателя.

Развивайте идеи

Толстенный том «The Book of Basketball», немедленно ставший бестселлером, родился у Симмонса из несколько сомнительной идеи составить рейтинг баскетболистов из Зала Славы по степени их величия. Достаточно быстро он осознал, что далеко не все статистические показатели что-то значат, что времена существенно отличаются, что очень многое можно сравнить, лишь глубоко изучив обстоятельства – в итоге попытка ответить на не самый важный вопрос привела к действительно важным проблемам: почему один игрок лучше другого, как отличаются разные баскетбольные эпохи и насколько важен вклад того или иного игрока в победу. В итоге Симмонс написал фундаментальный труд и отправился в тур по городам Америки, подписывая свои книги в таком количестве, что даже начал опасаться туннельного синдрома.

Любое явление, недостаточно упорядоченное в вашей голове, любое непонятное наблюдение, любая закономерность и любой вопрос, если он заставляет вас над ним думать, может стать идеей текста или серии текстов. Цените свои идеи, выписывайте их куда-нибудь – даже если сейчас вам сложно или некогда, может, через год-другой вы найдете ответ или правильный подход.

Болейте за неудачников

Симмонс начинал писать как «Парень из Бостона» и, разумеется, с детства переживал за местные команды, включая «Ред Сокс». Уже в расцвете карьеры ему довелось увидеть невероятное – в 2004 году «проклятие Бамбино» было снято, и клуб выиграл Мировую серию впервые с 1918 года. «Ред Сокс» всегда были интересной командой и умели проигрывать лучше всех на свете – и попытки объяснить и осознать эти роковые поражения представляют собой значительную часть наследия Симмонса.

Что-то похожее можно сказать и о когда-то великих «Селтикс», все 90-е проведших вдали от успехов и заново поднявшихся лишь в конце 2000-х. Переехав в Калифорнию, Симмонс немедленно начал ходить на матчи «Клипперз» и «Лос-Анжелес Кингс». А еще он, кстати, в футболе болеет за «Тоттенхэм».

Помните – победы не очень-то вдохновляют, если речь не о вашей любимой команде: рассказ о победе интересен всем, лишь если она оказалась невероятной, необычной или невероятно выстраданной. Оказавшись на стороне тех, кто выигрывает постоянно, вы становитесь скучнее и забываете о том, что проигравших в спорте всегда многократно больше, чем победителей. Ну и, конечно, ничто так не развивает чувство юмора, как поражения – а это, как я уже отмечал выше, одно из основных профессиональных качеств в наше время.

Ожидайте неудач

«Я не знаю, что будет дальше и не могу точно предсказать, какими будут следующие пять лет моей жизни. Часть меня хочет снова стать аутсайдером – скажем, запустить собственный спортивный сайт, позвать талантливых авторов и дизайнеров и попробовать соревноваться с большими игроками. Как Франк Дефорд (бывший автор SI и писатель), создавший в свое время газету National. Правда, National обанкротилась, потеряв 100 миллионов. Плохой пример.

Но мне хочется сделать что-то настолько же сумасшедшее. Мне нравится рисковать, я не боюсь неудач и, более того, не боюсь ужасных, непростительных, позорных провалов. Так что все возможно. Самым лучшим прогнозом будет, пожалуй, что Симмонс в ближайшие пять лет собирается позорно и непростительно провалиться с какой-то своей сверхамбициозной идеей. Так и запишите».

Кстати, со времени этого интервью Симмонс возглавил собственный сайт о спорте и поп-культуре, пусть и в рамках ESPN. Но важно тут другое: если вы пытаетесь развиваться по нескольким направлениям, хотя бы одно из них точно обернется неудачей. Главное – не впадать в депрессию и вовремя бросать затеи, ставшие для вас проблемой.

И да, имейте в виду, что как только вы станете по-настоящему популярны, в интернете появятся статьи вроде «Is Bill Simmons the Antichrist? » и «10 Reasons Bill Simmons Sucks ». Ваша основная задача состоит в том, чтобы эти тексты были менее талантливыми и интересными, чем ваши собственные.

При подготовке материала использовались интервью с Симмонсом из Huffington Post , NY Magazine и AV Club , а также википедия и выдержки и его текстов разных лет на Grantland и ESPN.