Непосредственно-образовательная
деятельность.
Познавательное развитие.
Формирование представлений
о мире и природе
в подготовительной к школе группе.
Тема: «Жизнь зверей осенью»
Дата проведения:
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической.
Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о диких животных, развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи, обогащение словарного запаса детей.
Задачи:
Образовательные: научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных диких животных. Сформировать представление о животном, его внешнем виде и условиях жизни.
Развивающие: развивать понимание речи, мышление, память, внимание, наблюдательность.
Речевые: способствовать освоению диалоговой речи, обогатить словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к диким животным, их значимости в жизни человека, любознательности.
Демонстрационный материал: использование СМАРТ-доски, презентация в виде наглядного пособия «Дикие животные», использование наглядно – электронного пособия «Цепочка жизни животных в лесу».
Методические приемы: игровая и проблемная ситуации, «живые картинки», беседа-диалог, индивидуальная работа, дидактическая игра «Дикие животные», физкультминутка, подведение итогов.
- Рассматривание иллюстрации из серии детских книг и энциклопедий с изображением диких животных и их детенышей.
- Чтение русских народных сказок о животных.
Источники:
С.А. Васильева, В.И. Мирясова «Тематический словарь в картинках» Москва, «Школьная пресса», 2005г.
Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». Дошкольники. Учим. Развиваем. Воспитываем.
Ход НОД.
Занятие проходит в форме цепочки (живых картинок) из фрагментов выступления детей, которые представляют то или иное животное леса и рассказывают обо всех изменениях в жизни этого животного осенью.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами. А, как вы думаете, что происходит осенью в лесу? Дети рассказывают, а на экране появляются картинки (золотая березка, красный клен, коричневый дуб, зеленая ёлочка.
Почему изменился лес? (ответы детей) на экране солнышко невысоко над лесом, облака, тучки)
Представьте, что мы в лесу.
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» – «Ноябрь».)
А кого не хватает в нашем лесу? (Животных) Давайте подумаем и пофантазируем, каких животных мы можем встретить в осеннем лесу?
Слайды презентации появляются после того, как «живые картинки» (ребята в костюмах и масках животных) расскажут от имени животных, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме. (Выход детей в костюмах и масках животных, сопровождается музыкальным фоном, дети по звучанию должны угадать, какое животное выходит на лесную полянку.)
«Медведь»
Воспитатель:
Громадный, одетый в тёплую шубу, неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовётся косолапым, а ступает так тихо, что не один сучок под его лапами не хрустнет.
Ребёнок в маске медведя:
Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес угощает нас грибами и ягодами. В дупле можно найти мёд диких пчёл, собрать корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето, и его нам хватает на всю зиму. Осенью мы ищем себе берлогу. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. А зимой прикроет снежное одеяло сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
«Лисица»
На музыкальном фоне звучит стихотворение-загадка:
За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…
Нет ли дыма? Нет пожара?
Что вы?! Это же плутовка Рыжая головка,
Хвост пушистый – вот краса!
А зовут её…(лиса).
Девочка в костюме лисы:
А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.
«Ёж»
Воспитатель:
Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев: «Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ёжик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно: копна копной!»
Мальчик-ёж:
На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до тех пор, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил жучков и червей…
Воспитатель:
И ежик побежал в свой уютный домик, где в спячке проведёт зиму.
Игра «Кто лишний?» (медведь, лиса, ёж)
Воспитатель:
И я предлагаю отгадать загадку:
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
«Заяц»
Мальчик-заяц:
Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом – серая, а зимой – белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.
Воспитатель:
Послушайте следующую загадку
Кто? Ягоды, грибочки, орехи запасает?
Чтоб зимой их кушать, сказки мамы слушать.
«Белки»
Девочки-белочки:
- Целый день я всё скакала,
Осенью ведь дел не мало:
Выбрать на зиму дупло,
Застелить его ковром –
Теплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите –
Непременно угощу,
- Лист осенний облетает
Льется с веток листопад
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была я рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый –
Серенький, пушистый.
«Волк»
Воспитатель:
Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укрывает нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится гуще и пышнее.
Мальчик в костюме волка:
Запасов на зиму мы, волки не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.
Игра « Кто лишний?» (заяц, белка, волк)
Воспитатель:
И так наша прогулка подходит к концу и пора нам возвращаться в детский сад. Но прежде скажите, с какой целью мы совершили прогулку в осенний лес? (Чтобы узнать о жизни зверей осенью. Как звери готовятся к зиме.)
Физкультурная пауза «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так и вот так,
Ещё эдак, ещё так.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так и вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так и вот так
Медвежата воду пили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали,
Вот так и вот так
Дружно лапы поднимали.
Вопросы:
Что помогает зайцу спасаться от врагов? (Нос, чуткие уши, быстрые ноги и шубка.)
А что говорят в народе о ногах волка? (Волка ноги кормят)
Д/игра «Найди домик».
Рефлексия.
Евгения Солод
Конспект занятия в подготовительной группе «Жизнь зверей осенью»
Цели : развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью , развитие речи, обогащение словарного запаса детей.
Ход занятия:
Занятие проходит в форме цепочки из фрагментов выступлений детей, которые представляют то или иное животное леса и рассказывают обо всех изменениях в жизни этого животного осенью .
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Так встречает осень город . Листопад. Шелест листьев под ногами. А что происходит осенью с лесом ? (Дети рассказывают, а воспитатель по ходу рассказа на магнитную доску прикрепляет золотистую березку, красный клен, коричневый дуб, зеленую елочку.)
Почему изменился лес? (Ответы детей. На доске появляется солнышко невысоко над лесом, облака и тучки.)
Представьте, что мы в лесу. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» -«Ноябрь» .)
А кого не хватает в нашем лесу? («Животных» .) Давайте поместим на нашу картинку животных, которые могут быть в осеннем лесу .
Картинки выставляются после того, как ребята в костюмах и масках животных расскажут от имени животных, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме. (Выход детей в костюмах и масках животных сопровождается музыкальным фоном, дети по звучанию должны угадать, какое животное выходит на лесную полянку.)
«Медведь»
Воспитатель : Громадный, одетый в теплую шубу, неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовется косолапым, а ступает так тихо, что не один сучек под его лапами не хрустнет.
Ребенок в маске медведя : Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи . В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето. А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму.
Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоей и сухим мхом, чтобы тепло было. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
«Лисица»
На музыкальном фоне звучит стихотворение-загадка :
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя;
Промелькнуло, пробежало….
Нет ни дыма? ни пожара?
Что вы! Это же плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - вот краса!
А зовут ее (лиса)
Девочка в костюме лисы : А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! В самые сильные морозы могу улечься прями на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!
Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.
«Еж»
Воспитатель : Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев : «Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ежик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно : копна-копной!»
Мальчик – еж : На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до той поры, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил, юрких ящериц, жучков и червей…
«Заяц»
Мальчик – заяц : Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом-серая, а зимой-белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю : вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам-так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.
«Белка»
Девочка-белочка :
Целый день я все скакала,
Осенью ведь дел немало :
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нем тепло,
Застелить его ковром –
Теплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите –
Непременно угощу.
Лист осенний облетает ,
Льется с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый –
Серенький, пушистый.
«Волк»
Воспитатель : Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укроет нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится еще гуще и пышнее.
Мальчик в костюме волка : Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдем добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.
Игра «Хорошо-плохо»
Предлагается ситуация : «Ясный солнечный день осенью - хорошо или плохо ? Дождь пошел - хорошо или плохо? Вырос грибок на поляне – хорошо или плохо? Ранние морозы – хорошо или плохо? Елочка пушистая стоит на опушке – хорошо или плохо? И т. д.» Дети должны объяснить, для какого животного хорошо, для какого плохо, и почему.
Публикации по теме:
«Жизнь животных осенью». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Жизнь животных осенью» Образовательная область: «Познание» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Здоровье»,.
Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Деревья осенью» Цель: закрепить словарь по теме «Деревья», развивать мышление, зрительно-моторную координацию, счет от заданного числа, умение сравнивать.
Цель: воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь к родной природе, отмечать характерные признаки зверей, систематизировать знания.
Конспект НОД по физической культуре в подготовительной группе «Царь зверей» Цель: укрепление здоровья детей, воспитание у детей потребности в занятиях физкультурой. Задачи: совершенствовать физические.
Конспект совместного логопедического занятия в старшей и подготовительной группах «Жизнь животных в зимнее время» Занятие-путешествие: «Жизнь животных средней полосы в зимнее время» Цели: 1. Коррекционно-образовательные: Формировать у детей лексический.
Светлана Недилько
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Жизнь диких зверей осенью»
Конспект НОД в области познавательное развитие (экология ) в подготовительной группе
Тема : «Жизнь диких зверей осенью »
Цели : Уточнить представления детей о лесе, его растениях и обитателях; развивать интерес к объектам природы; расширять кругозор и представления детей об изменениях жизни зверей осенью , развивать речь, обогащать словарный запас детей, приобщать к музыке.
Материал : иллюстрация «Осенний лес » , маски диких зверей (медведь,лиса,волк, заяц, белка,ёж, музыка П. И. Чайковского «Времена года» - ноябрь, ноутбук,картинки зверей на магнитах , корзина с лесными орехами.
Ход НОД.
Воспитатель : Ребята,мы много с вами уже беседовали об осени ,это очень красивое время года. Сегодня мы продолжим говорить на эту тему, о жизни зверей осенью в лесу . Какие изменения в природе происходят с приходом осени .
Дети : Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце реже балует нас своим теплом. Часто идут дожди,пасмурно,тучи,туман,грязь,лужи,которые долго не сохнут. Бывают солнечные, погожие дни. Краски осени-желтая ,красная,оранжевая,золотая, рыжая. Воспитатель : молодцы! Послушайте красивое стихотворение об осеннем лесе .
Лес осенний красок не жалеет -
Ярки грозди ягод и листы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты .
Ветер по листве идёт прохладный
Он сорвёт узорчатый наряд,
И в лесу начнется вальс прощальный-
Золотой осенний листопад .
А сейчас я предлагаю послушать музыку П. И. Чайковского «Времена года-ноябрь» (дети слушают музыку) . Что вы представили себе,слушая музыку? Дети : Осенний ,погожий день в лесу; солнечно, красивые разноцветные листья на деревьях, листопад,заяц скачет и тд. Воспитатель : А теперь посмотрите на иллюстрацию осеннего леса . Кого не хватает в нашем лесу (зверей ,диких животных .) Загадка :
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень ,
Лезет в яму до весны
Где он спит и видит сны.
(медведь)
(Воспитатель ставит картинку медведя на магните и продолжает рассказ)
Грамадный,одетый в тёплую шубу,неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь,потому и зовётся косолапым,а ступает так тихо,что не один сучёк под его лапами не хрустнет.
Ребёнок в маске медведя : Хорошо живётся нам,медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи . В дупле можно найти мед диких пчёл ,собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето. А как же иначе, ведь зима впереди,а жировой запас на всю зиму.
Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями усыпать,душистой хвоей и сухим мхом,чтобы тепло было. Вот-вот начнуться снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу,и будет мне в ней тепло и тихо.
За деревьями,кустами
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло,пробежало.
Нет ли дыма? Нет пожара?
Что вы? Это же плутовка
Рыжая головка,
Хвост пушыстый – вот краса!
А зовут её
(лиса)
(Воспитатель ставит картинку лисы)
Девочка в маске лисы : А мы,лисы,к зиме шубку меняем на тёплую и пушистую. На лапах моих вырастает густая шерсть,точно валенки тёплые. Акаким пушистым хвост становиться!В самые сильные морозы могу улечься прямо на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!
Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки- полёвки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.
Недотрога,весь в иголках
Я живу в норе под ёлкой
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери
(Воспитатель ставит картинку ежа и рассказывает)
Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев : «Ёжик по -своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ёжик и понесёт на себе листовой матрац в гнездо. Идёт неправдоподобное чудище,узнать невозможно : копна копной!»
Мальчик в маске ежа : На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой тёплый уютный домик и сплю до той поры, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом,мышей и лягушек ловил,юрких ящериц,жучков и червей.
Физ-минутка.
Волк-серьёзный,грозный зверь .
С недовольной,злою миной,
Зайцу ушы натрепал :
И ещё пообещал :
То ли будет впереди
Ну, заяц, погоди!
(деты выполняют движения по тексту)
У него нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
(заяц)
(Воспитатель ставит картинку зайца)
Мальчик в маске зайца :Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах,другие в норах. Ая ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие ушы,быстрые ноги и неприметная шубка. Летом- серая, а зимой –белая. Глаза косые у меня не случайно,вижу ими не только,что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю :вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам- так безопаснее. Люблю полакомиться веточками,корой молодых деревьев и кустарников.
Хвост пушист, а глазки зорки
Прыгает по веткам ёлки.
На земле сорвёт грибок.
И в дупло с грибочком скок.
(белка)
(Воспитатель ставит картинку белку)
Девочка в маске белочки :
Целый день я всё скакала,
Осенью ведь дел немало ;
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нем тепло,
Застелить его ковром-
Тёплым пухом,мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите-
Непременно угощу.
Лист осенний облетает ,
Льётся с веток листопад.
Посмотрите,посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый-
Серенький,пушистый.
Серый страшный и зубастый
Произвёл переполох.
Все зверята разбежались
Напугал зверей тех
(волк)
(Воспитатель ставит картинку волка и рассказывает)
Воспитатель : Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укроет нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится ещё гуще и пышнее.
Мальчик в маске волка :Запасов на зиму мы,волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе,что волка ноги кормят.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Небо, земля,вода»
(Называет живые объекты природы, дети имитируют движения,говорят,небо,или земля, или вода)
Воспитатель : Молодцы ребята! Вы все очень хорошо отвечали. А теперь давайте вспомним,что мы с вами сегодня делали, о чём говорили,что слушали. Как готовятся осенью звери к зиме ?Ой,а куда наша белочка пошла? (девочка в маске белки выносит корзину с лесными орехами и угощает всех детей, дети благодарят её)
Публикации по теме:
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «В гости к Старичку Лесовичку» Цель: систематизация и обобщение знаний детей о лесе, его обитателях и правилах поведения в лесу. Задачи: Образовательные: Систематизировать.
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Ольга Самусевич
Тема недели «Птицы и животные осенью»
ТЕМА : Животные и птицы осенью понедельник
Цели :
Расширение и углубление представлений о животных и птицах , особенностях их питания, внешнего вида осенью .
Установления связей между изменениями погодных условий и внешним видом, поведением, условиями обитания животных и птиц .
Воспитание бережного отношения к природе, любви к птицам и животным .
УТРО :
Включить детей в общий режим жизни, создать бодрое настроение. Беседа «Как животные осень встречают » с показом иллюстраций.
Утренняя гимнастика : по плану физ. инструктора.
Подготовка к завтраку, завтрак : Продолжать совершенствовать культуру еды : правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) ; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Игры, самост. деятельность : Д/и «Отгадай и забери» , выбрать из всех выложенных птиц перелетную .
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОГУЛКА Интегрированная тематическая деятельность : Наблюдение за вороной. Расширять знания о вороне. Игра дидактическая/опыты : «Назови одним словом» , закрепить обобщающие слова к предложенным группам слов.
Труд : Покормить птиц .
Подвижные игры : «Птички летают» , научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать по сигналу. «Перелёт птиц » , закреплять бег врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Сам. деят.: Игры по интересам на участке д/сада – способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми, воспитывать организованность.
Подготовка ко сну. Чтение Е. Чарушин «Кошка Маруська»
Чтение худ. литературы : М. Пляцковский «Ёжик, которого можно было погладить»
Сюж/рол игра : «Зоопарк» , «Деревенский двор»
Подготовка к ужину, ужин. Обращать внимание детей на особенности их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины - у меня аллергия» , «Мне нужно носить очки» ). П/игра «Мышка Маша»
Сам. деят., игры : С/рол. игра «Ферма» , развивающие игры «Чей этот дом» , «Кто чем питается»
Вечерняя прогулка.
Уход детей домой Тема : Продолжить наблюдение за вороной. Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц .
Подвижная игра : «Утята» , «Птицы и дождь » , упражнять в беге, лазании, прыжках. Воспитывать ловкость, быстроту.
Труд. деят.: Сбор мусора. Сбор сухих листьев для гербария.
Самост. деят.: Игры детей с выносным материалом
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ : Посоветовать родителям, уточнить у детей знания о перелётных птицах и зимующих .
УТРО :
Организация утреннего приёма : беседа по теме : «Как животные осень встречают » (белка, барсук, бобры, лиса, волк, мышка) . Речевые упражнения и пальчиковый театр о том, как животные осень встречают .
Утренняя гимнастика : по плану инструктора по физкультуре
Подготовка к завтраку, завтрак : Закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить. Пал/игра «Бабушка кисель варила» .
Игры, сам. деят.: Игра «Где чей дом?» , картинки зверей и их домов (В берлоге живет…; В норе может жить…; В хатке живет)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОГУЛКА Интегрированная тематическая деятельность : Тема : «Наблюдение за воробьём» , продолжать и систематизировать знания о воробье , обогащать словарный запас худ. словом о воробье; активизировать внимание и память.
Игра дидактическая/опыты : «Назови животных ласково » .
Труд : Собирание листьев с дорожек, скамеек. Цель : воспитывать желание помочь взрослым в уборке территории.
Подвижные игры :. «У медведя во бору» , «Птичка в гнёздышке» , учить по сигналу прыгать на двух ногах, развивать ловкость, внимательность.
Сам. деят.: Предложить детям игры со спортивным оборудованием (мячи, скакалки, обручи, кольцеброс) . Цель : развитие двигательной активности с помощью спортивных пособий.
Организация питания, сна.
Самообслуживание. Подготовка к обеду, обед. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно расправлять постель
Подготовка ко сну. Пал/игра «Этот пальчик хочет спать» .
ДНЯ Постепенный подъём, воздушные и водные процедуры. Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.
Чтение худ. литературы : Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»
Сюж/рол игра : «Построим домик барсуку» , «Угощение для белок»
Подготовка к ужину, ужин. Продолжать совершенствовать культуру еды : правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Сам. деят., игры : Инсценировка сказки "Заюшкина избушка".
Цель : помочь детям обыграть сказку «Заюшкина избушка» движениями, мимикой; развивать фантазию, способность сопереживать происходящему, раскрепощать детей, повышать уверенность в себе.
Вечерняя прогулка.
Уход детей домой. Тема : «Наблюдение за воробьём» .
Подвижная игра : «Кошка и мышки» . Цель : имитировать звуки, издаваемые мышками, бегать легко, как мышки.
Трудовая деятельность : Полить осенние цветы на участке
Сам. деят.: Предложить атрибуты, необходимые для игр (машины, куклы) .
Цель : объединять детей для совместных игр, воспитывать чувство симпатии, вызвать интерес, радость от действий.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ : Посоветовать родителям сходить с детьми в зоосад, поговорить с детьми о изменении жизни животных с приходом осени .
УТРО :
ма : беседа по теме «Перелетные птицы и осенние заклички » , учимся отличать клин, вереницу и стаю. (Птицы летят всегда группами - стаями. Во главе стаи – самая сильная птица – вожак . Порядок в стае очень строгий, каждая птица летит на своем месте. Весной птицы снова собираются в свои стаи. Эти стаи называются по-разному : Вереница – гуси, лебеди, клин – журавли, стая – ласточки, грачи, скворцы)
Утренняя гимнастика : по плану инструктора по физкультуре.
Подготовка к завтраку, завтрак : Пал/игра «Птенчики в гнезде» . Продолжать совершенствовать культуру еды : есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Игры, сам. деят.: Д/игра «Четвертый лишний» .(Ворона, воробей, стриж, голубь. Скворец, грач, голубь, стриж) .
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОГУЛКА Интегрированная тематическая деятельность : «Наблюдение за перелётными птицами » птицах , об изменении жизни птиц осенью птицах .
Игра дидактическая/опыты : «Закончи предложение» . (На дереве гнездо, а на деревьях. (гнезда) .)
Труд
Подвижные игры : «Собачка и воробей» , закреплять знания о характерных движениях птиц , имитировать их по голосу.
Сам. деят.: Игры детей с выносным материалом : машинки, коляски, куклы, песочные наборы.
Организация питания, сна. Самообслуживание. Подготовка к обеду, обед. Ситуативная беседа о пользе мыла
д/и «Научим зайку делать пену»
Подготовка ко сну. Прослушивание мелодий для сна
ДНЯ Постепенный подъём, воздушные и водные процедуры.
Чтение худ. литературы : Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Сюж/ролевая игра : «Уютное гнёздышко для цапли» , «Собираемся в полёт» .
Подготовка к ужину, ужин. Воспитание культурно - гигиенических навыков - «Учимся правильно сидеть за столом» . Пал/игра «Мы делили апельсин» .
Сам. деят., игры : Дидактическая игра «Улетает - не улетает» . (Взрослый называет птицу , а ребенок говорит, какая она - перелетная или зимующая.) Игры по желанию детей.
Вечерняя прогулка.
Уход детей домой. Тема : «Наблюдение за перелётными птицами » . Расширять представления о перелётных птицах , об изменении жизни птиц осенью , когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах .
Подвижная игра : «Солнышко и дождь» , ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
«С кочки на кочку» , подпрыгивать на двух ногах; спрыгивать с высоких предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания.
Трудовая деятельность : кормление птиц
Самост. деятельность : игры по выбору детей.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ : помочь детям нарисовать перелётную птицу , уточнить «почему она называется перелётной» .
УТРО :
Включить детей в общий режим жизни, создать бодрое настроение Организация утреннего приёма : обобщающая беседа на тему : Как изменяется жизнь зверей осенью ? (Цель : закрепить представление об особенностях приспособления зверей к жизни в разных природных условиях)
Утренняя гимнастика : по плану инструктора физкультуры
Подготовка к завтраку, завтрак : коммуникативная игра «Пирожки» , развивать коммуникативные навыки.
Игры, сам. деят.: «Добрые слова» . Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОГУЛКА Интегрированная тематическая деятельность : «Наблюдение за погодой» , закрепить знания о сезонных изменениях в природе.
Игра дидактическая/опыты : «Что лишнее?» Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Труд : Сбор семян с деревьев. Привлекать детей к сбору семян и закреплять названия деревьев.
Подвижные игры : «Мыши водят хоровод» , научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять движения, ориентироваться в пространстве, бегать легко, на носках, стараясь не попадаться ловящему.
Сам. деят.: Игры по выбору детей
Организация питания, сна. Самообслуживание. Подготовка к обеду, обед. Формировать умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
Подготовка ко сну. Пал/игра «Этот пальчик хочет спать»
ДНЯ Постепенный подъём, воздушные и водные процедуры. Пал/игра «Утро настало, солнышко встало»
Чтение худ. литературы : Г. Скребицкий «Исчезли на зиму»
Сюжетно-ролевая игра : «Вылечим кукол и зверушек»
Подготовка к ужину, ужин. Расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим).
Самостоятельная деятельность детей, игры : Игры с лото, мозаикой, кубиками.
Вечерняя прогулка.
Уход детей домой Тема : Наблюдаем за кошкой (собакой) . Закреплять представление о характерных особенностях животных .
Подвижная игра : «Кот Васька» , в процессе игры дети обучаются характерным движениям животных .
Труд. деят.: Подметание группового участка.
Самост. деят.: Игры по интересам на участке д/сада – способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми, воспитывать организованность.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ : Предложить родителям изготовить вместе макет, коллаж о птицах или животных . Объединить детей и взрослых общей деятельностью и интересами.
Конспект занятия в подготовительной группе
«Жизнь животных осенью»
Цели : развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни растений и животных осенью , развитие речи, обогащение словарного запаса детей.
Оборудование: музыкальное оформление (П. И. Чайковский «Времена года» - «Ноябрь» , музыка для выхода животных), загадки, картинки (деревья, животные), маски животных.
Предварительная работа: коллективная работа «Царство природы»
Ход занятия:
Пришла унылая колдунья –
Она плаксива и шалунья.
Покрасила везде листочки,
От слёз её растут грибочки. (Осень)
Незаметно пролетел первый месяц осени. И вот уже октябрь. Как вы думаете, ребята, изменилось ли что-то сейчас в лесу? Вспомните, каким мы изображали лес в сентябре. (Дети рассказывают.)
А что происходит с лесом в октябре?
Почему изменился лес? (Ответы детей.)
А все ли деревья окрашиваются одинаково? (Ответы детей)
Каждое дерево наряжается в свой неповторимый наряд. Я предлагаю вам вспомнить, какие же деревья мы можем увидеть в лесу. Мы отгадаем загадки о деревьях и рассмотрим их наряд.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
В етки длинные раскинул,
Узкие листочки вынул,
Осень разукрасил,
Златовласый …
Хоть неплохо я одета,
Бьет озноб меня всегда.
И весной, и жарким летам
Вся дрожу, как в холода.
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
Представьте, что мы в лесу. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Ноябрь» .)
А кому же нужны деревья нашего леса? (Ответы.)
Давайте поместим на нашу картину животных, которые живут в осеннем лесу .
Картинки выставляются после того, как ребята в костюмах и масках животных расскажут от имени животных, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме. (Выход детей в костюмах и масках животных сопровождается музыкальным фоном, дети по звучанию должны угадать, какое животное выходит на лесную полянку.)
«Медведь» - Кирилл
Воспитатель : Громадный, одетый в теплую шубу, неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовется косолапым, а ступает так тихо, что не один сучек под его лапами не хрустнет.
Ребенок в маске медведя : Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи . В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето. А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму.
Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоей и сухим мхом, чтобы тепло было. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
«Лисица» - Вика
На музыкальном фоне звучит стихотворение- загадка :
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя;
Промелькнуло, пробежало….
Нет ни дыма? ни пожара?
Что вы! Это же плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - вот краса!
А зовут ее (лиса)
Девочка в костюме лисы : А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! В самые сильные морозы могу улечься прями на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!
Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.
«Еж» - Артем
Воспитатель : Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев : «Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ежик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно : копна-копной!»
Мальчик – еж : На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до той поры, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил, юрких ящериц, жучков и червей…
«Заяц» - Даша Т.
Мальчик – заяц : Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом - серая, а зимой - белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю : вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам -так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.
«Белка» - Даша Ж.
Девочка-белочка :
Целый день я все скакала,
Осенью ведь дел немало :
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нем тепло,
Застелить его ковром –
Теплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите –
Непременно угощу.
Лист осенний облетает ,
Льется с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый –
Серенький, пушистый.
«Волк» - Арсений
Мальчик в костюме волка : Большой пушистый хвост мне, волку, нужен. Когда зимой улягусь спать прямо на снегу, я укрою нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы не меняю. Я останусь серым, но шерсть станет еще гуще и пышнее.
Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдем добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.
Итог занятия.
Игра «Кто где живет?» (дети заканчивают предложение)
Шмыгнул в логово (волк,
забрался под листья (ёж,
укрылся под кустом (заяц)
Юркнула в дупло (белка,
залез в берлогу (медведь,
спряталась в нору (лиса) .
Дидактическое упражнение "Подбери определения" :
Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,
После занятия дети вырезают деревья, животных и дополняют ими плакат «Царство растений»