Животные осенью в лесу как. Животные в разное время года. Как зимуют животные

Непосредственно-образовательная

деятельность.

Познавательное развитие.

Формирование представлений

о мире и природе

в подготовительной к школе группе.

Тема: «Жизнь зверей осенью»

Дата проведения:

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической.

Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о диких животных, развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи, обогащение словарного запаса детей.

Задачи:

Образовательные: научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных диких животных. Сформировать представление о животном, его внешнем виде и условиях жизни.

Развивающие: развивать понимание речи, мышление, память, внимание, наблюдательность.

Речевые: способствовать освоению диалоговой речи, обогатить словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к диким животным, их значимости в жизни человека, любознательности.

Демонстрационный материал: использование СМАРТ-доски, презентация в виде наглядного пособия «Дикие животные», использование наглядно – электронного пособия «Цепочка жизни животных в лесу».

Методические приемы: игровая и проблемная ситуации, «живые картинки», беседа-диалог, индивидуальная работа, дидактическая игра «Дикие животные», физкультминутка, подведение итогов.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстрации из серии детских книг и энциклопедий с изображением диких животных и их детенышей.
  2. Чтение русских народных сказок о животных.

Источники:

С.А. Васильева, В.И. Мирясова «Тематический словарь в картинках» Москва, «Школьная пресса», 2005г.

Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». Дошкольники. Учим. Развиваем. Воспитываем.

Ход НОД.

Занятие проходит в форме цепочки (живых картинок) из фрагментов выступления детей, которые представляют то или иное животное леса и рассказывают обо всех изменениях в жизни этого животного осенью.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами. А, как вы думаете, что происходит осенью в лесу? Дети рассказывают, а на экране появляются картинки (золотая березка, красный клен, коричневый дуб, зеленая ёлочка.

Почему изменился лес? (ответы детей) на экране солнышко невысоко над лесом, облака, тучки)

Представьте, что мы в лесу.

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» – «Ноябрь».)

А кого не хватает в нашем лесу? (Животных) Давайте подумаем и пофантазируем, каких животных мы можем встретить в осеннем лесу?

Слайды презентации появляются после того, как «живые картинки» (ребята в костюмах и масках животных) расскажут от имени животных, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме. (Выход детей в костюмах и масках животных, сопровождается музыкальным фоном, дети по звучанию должны угадать, какое животное выходит на лесную полянку.)

«Медведь»

Воспитатель:

Громадный, одетый в тёплую шубу, неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовётся косолапым, а ступает так тихо, что не один сучок под его лапами не хрустнет.

Ребёнок в маске медведя:

Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес угощает нас грибами и ягодами. В дупле можно найти мёд диких пчёл, собрать корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето, и его нам хватает на всю зиму. Осенью мы ищем себе берлогу. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. А зимой прикроет снежное одеяло сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

«Лисица»

На музыкальном фоне звучит стихотворение-загадка:

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало…

Нет ли дыма? Нет пожара?

Что вы?! Это же плутовка Рыжая головка,

Хвост пушистый – вот краса!

А зовут её…(лиса).

Девочка в костюме лисы:

А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.

«Ёж»

Воспитатель:

Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев: «Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ёжик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно: копна копной!»

Мальчик-ёж:

На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до тех пор, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил жучков и червей…

Воспитатель:

И ежик побежал в свой уютный домик, где в спячке проведёт зиму.

Игра «Кто лишний?» (медведь, лиса, ёж)

Воспитатель:

И я предлагаю отгадать загадку:

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

«Заяц»

Мальчик-заяц:

Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом – серая, а зимой – белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.

Воспитатель:

Послушайте следующую загадку

Кто? Ягоды, грибочки, орехи запасает?

Чтоб зимой их кушать, сказки мамы слушать.

«Белки»

Девочки-белочки:

  1. Целый день я всё скакала,

Осенью ведь дел не мало:

Выбрать на зиму дупло,

Застелить его ковром –

Теплым пухом, мягким мхом.

День-деньской скачу по лесу

Собираю мягкий мох,

А орешек если встречу,

В кладовую с ним я скок!

Ну а если на полянке

Я грибочек разыщу,

То зимою приходите –

Непременно угощу,

  1. Лист осенний облетает

Льется с веток листопад

Посмотрите, посмотрите,

Я меняю свой наряд.

Была я рыжая, теперь

Шубка гуще и светлей,

Хвостик серебристый –

Серенький, пушистый.

«Волк»

Воспитатель:

Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укрывает нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится гуще и пышнее.

Мальчик в костюме волка:

Запасов на зиму мы, волки не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

Игра « Кто лишний?» (заяц, белка, волк)

Воспитатель:

И так наша прогулка подходит к концу и пора нам возвращаться в детский сад. Но прежде скажите, с какой целью мы совершили прогулку в осенний лес? (Чтобы узнать о жизни зверей осенью. Как звери готовятся к зиме.)

Физкультурная пауза «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Ещё эдак, ещё так.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вот так и вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так и вот так

Медвежата воду пили.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали,

Вот так и вот так

Дружно лапы поднимали.

Вопросы:

Что помогает зайцу спасаться от врагов? (Нос, чуткие уши, быстрые ноги и шубка.)

А что говорят в народе о ногах волка? (Волка ноги кормят)

Д/игра «Найди домик».

Рефлексия.


Евгения Солод
Конспект занятия в подготовительной группе «Жизнь зверей осенью»

Цели : развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью , развитие речи, обогащение словарного запаса детей.

Ход занятия:

Занятие проходит в форме цепочки из фрагментов выступлений детей, которые представляют то или иное животное леса и рассказывают обо всех изменениях в жизни этого животного осенью .

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Так встречает осень город . Листопад. Шелест листьев под ногами. А что происходит осенью с лесом ? (Дети рассказывают, а воспитатель по ходу рассказа на магнитную доску прикрепляет золотистую березку, красный клен, коричневый дуб, зеленую елочку.)

Почему изменился лес? (Ответы детей. На доске появляется солнышко невысоко над лесом, облака и тучки.)

Представьте, что мы в лесу. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» -«Ноябрь» .)

А кого не хватает в нашем лесу? («Животных» .) Давайте поместим на нашу картинку животных, которые могут быть в осеннем лесу .

Картинки выставляются после того, как ребята в костюмах и масках животных расскажут от имени животных, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме. (Выход детей в костюмах и масках животных сопровождается музыкальным фоном, дети по звучанию должны угадать, какое животное выходит на лесную полянку.)

«Медведь»

Воспитатель : Громадный, одетый в теплую шубу, неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовется косолапым, а ступает так тихо, что не один сучек под его лапами не хрустнет.

Ребенок в маске медведя : Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи . В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето. А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму.

Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоей и сухим мхом, чтобы тепло было. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

«Лисица»

На музыкальном фоне звучит стихотворение-загадка :

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя;

Промелькнуло, пробежало….

Нет ни дыма? ни пожара?

Что вы! Это же плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - вот краса!

А зовут ее (лиса)

Девочка в костюме лисы : А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! В самые сильные морозы могу улечься прями на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!

Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.

«Еж»

Воспитатель : Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев : «Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ежик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно : копна-копной!»

Мальчик – еж : На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до той поры, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил, юрких ящериц, жучков и червей…

«Заяц»

Мальчик – заяц : Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом-серая, а зимой-белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю : вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам-так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.

«Белка»

Девочка-белочка :

Целый день я все скакала,

Осенью ведь дел немало :

Выбрать на зиму дупло,

Чтобы было в нем тепло,

Застелить его ковром –

Теплым пухом, мягким мхом.

День-деньской скачу по лесу

Собираю мягкий мох,

А орешек если встречу,

В кладовую с ним я скок!

Ну а если на полянке

Я грибочек разыщу,

То зимою приходите –

Непременно угощу.

Лист осенний облетает ,

Льется с веток листопад.

Посмотрите, посмотрите,

Я меняю свой наряд.

Была рыжая, теперь

Шубка гуще и светлей,

Хвостик серебристый –

Серенький, пушистый.

«Волк»

Воспитатель : Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укроет нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится еще гуще и пышнее.

Мальчик в костюме волка : Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдем добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

Игра «Хорошо-плохо»

Предлагается ситуация : «Ясный солнечный день осенью - хорошо или плохо ? Дождь пошел - хорошо или плохо? Вырос грибок на поляне – хорошо или плохо? Ранние морозы – хорошо или плохо? Елочка пушистая стоит на опушке – хорошо или плохо? И т. д.» Дети должны объяснить, для какого животного хорошо, для какого плохо, и почему.

Публикации по теме:

«Жизнь животных осенью». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Жизнь животных осенью» Образовательная область: «Познание» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Здоровье»,.

Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Деревья осенью» Цель: закрепить словарь по теме «Деревья», развивать мышление, зрительно-моторную координацию, счет от заданного числа, умение сравнивать.

Цель: воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь к родной природе, отмечать характерные признаки зверей, систематизировать знания.

Конспект НОД по физической культуре в подготовительной группе «Царь зверей» Цель: укрепление здоровья детей, воспитание у детей потребности в занятиях физкультурой. Задачи: совершенствовать физические.

Конспект совместного логопедического занятия в старшей и подготовительной группах «Жизнь животных в зимнее время» Занятие-путешествие: «Жизнь животных средней полосы в зимнее время» Цели: 1. Коррекционно-образовательные: Формировать у детей лексический.

Светлана Недилько
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Жизнь диких зверей осенью»

Конспект НОД в области познавательное развитие (экология ) в подготовительной группе

Тема : «Жизнь диких зверей осенью »

Цели : Уточнить представления детей о лесе, его растениях и обитателях; развивать интерес к объектам природы; расширять кругозор и представления детей об изменениях жизни зверей осенью , развивать речь, обогащать словарный запас детей, приобщать к музыке.

Материал : иллюстрация «Осенний лес » , маски диких зверей (медведь,лиса,волк, заяц, белка,ёж, музыка П. И. Чайковского «Времена года» - ноябрь, ноутбук,картинки зверей на магнитах , корзина с лесными орехами.

Ход НОД.

Воспитатель : Ребята,мы много с вами уже беседовали об осени ,это очень красивое время года. Сегодня мы продолжим говорить на эту тему, о жизни зверей осенью в лесу . Какие изменения в природе происходят с приходом осени .

Дети : Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце реже балует нас своим теплом. Часто идут дожди,пасмурно,тучи,туман,грязь,лужи,которые долго не сохнут. Бывают солнечные, погожие дни. Краски осени-желтая ,красная,оранжевая,золотая, рыжая. Воспитатель : молодцы! Послушайте красивое стихотворение об осеннем лесе .

Лес осенний красок не жалеет -

Ярки грозди ягод и листы.

То сверкают бронзой, то алеют

Пышные осенние кусты .

Ветер по листве идёт прохладный

Он сорвёт узорчатый наряд,

И в лесу начнется вальс прощальный-

Золотой осенний листопад .

А сейчас я предлагаю послушать музыку П. И. Чайковского «Времена года-ноябрь» (дети слушают музыку) . Что вы представили себе,слушая музыку? Дети : Осенний ,погожий день в лесу; солнечно, красивые разноцветные листья на деревьях, листопад,заяц скачет и тд. Воспитатель : А теперь посмотрите на иллюстрацию осеннего леса . Кого не хватает в нашем лесу (зверей ,диких животных .) Загадка :

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень ,

Лезет в яму до весны

Где он спит и видит сны.

(медведь)

(Воспитатель ставит картинку медведя на магните и продолжает рассказ)

Грамадный,одетый в тёплую шубу,неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь,потому и зовётся косолапым,а ступает так тихо,что не один сучёк под его лапами не хрустнет.

Ребёнок в маске медведя : Хорошо живётся нам,медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи . В дупле можно найти мед диких пчёл ,собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето. А как же иначе, ведь зима впереди,а жировой запас на всю зиму.

Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями усыпать,душистой хвоей и сухим мхом,чтобы тепло было. Вот-вот начнуться снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу,и будет мне в ней тепло и тихо.

За деревьями,кустами

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло,пробежало.

Нет ли дыма? Нет пожара?

Что вы? Это же плутовка

Рыжая головка,

Хвост пушыстый – вот краса!

А зовут её

(лиса)

(Воспитатель ставит картинку лисы)

Девочка в маске лисы : А мы,лисы,к зиме шубку меняем на тёплую и пушистую. На лапах моих вырастает густая шерсть,точно валенки тёплые. Акаким пушистым хвост становиться!В самые сильные морозы могу улечься прямо на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!

Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки- полёвки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.

Недотрога,весь в иголках

Я живу в норе под ёлкой

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери

(Воспитатель ставит картинку ежа и рассказывает)

Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев : «Ёжик по -своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ёжик и понесёт на себе листовой матрац в гнездо. Идёт неправдоподобное чудище,узнать невозможно : копна копной!»

Мальчик в маске ежа : На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой тёплый уютный домик и сплю до той поры, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом,мышей и лягушек ловил,юрких ящериц,жучков и червей.

Физ-минутка.

Волк-серьёзный,грозный зверь .

С недовольной,злою миной,

Зайцу ушы натрепал :

И ещё пообещал :

То ли будет впереди

Ну, заяц, погоди!

(деты выполняют движения по тексту)

У него нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

(заяц)

(Воспитатель ставит картинку зайца)

Мальчик в маске зайца :Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах,другие в норах. Ая ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие ушы,быстрые ноги и неприметная шубка. Летом- серая, а зимой –белая. Глаза косые у меня не случайно,вижу ими не только,что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю :вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам- так безопаснее. Люблю полакомиться веточками,корой молодых деревьев и кустарников.

Хвост пушист, а глазки зорки

Прыгает по веткам ёлки.

На земле сорвёт грибок.

И в дупло с грибочком скок.

(белка)

(Воспитатель ставит картинку белку)

Девочка в маске белочки :

Целый день я всё скакала,

Осенью ведь дел немало ;

Выбрать на зиму дупло,

Чтобы было в нем тепло,

Застелить его ковром-

Тёплым пухом,мягким мхом.

День-деньской скачу по лесу

Собираю мягкий мох,

А орешек если встречу,

В кладовую с ним я скок!

Ну а если на полянке

Я грибочек разыщу,

То зимою приходите-

Непременно угощу.

Лист осенний облетает ,

Льётся с веток листопад.

Посмотрите,посмотрите,

Я меняю свой наряд.

Была рыжая, теперь

Шубка гуще и светлей,

Хвостик серебристый-

Серенький,пушистый.

Серый страшный и зубастый

Произвёл переполох.

Все зверята разбежались

Напугал зверей тех

(волк)

(Воспитатель ставит картинку волка и рассказывает)

Воспитатель : Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укроет нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится ещё гуще и пышнее.

Мальчик в маске волка :Запасов на зиму мы,волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе,что волка ноги кормят.

Воспитатель : А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Небо, земля,вода»

(Называет живые объекты природы, дети имитируют движения,говорят,небо,или земля, или вода)

Воспитатель : Молодцы ребята! Вы все очень хорошо отвечали. А теперь давайте вспомним,что мы с вами сегодня делали, о чём говорили,что слушали. Как готовятся осенью звери к зиме ?Ой,а куда наша белочка пошла? (девочка в маске белки выносит корзину с лесными орехами и угощает всех детей, дети благодарят её)

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «В гости к Старичку Лесовичку» Цель: систематизация и обобщение знаний детей о лесе, его обитателях и правилах поведения в лесу. Задачи: Образовательные: Систематизировать.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Ольга Самусевич
Тема недели «Птицы и животные осенью»

ТЕМА : Животные и птицы осенью понедельник

Цели :

Расширение и углубление представлений о животных и птицах , особенностях их питания, внешнего вида осенью .

Установления связей между изменениями погодных условий и внешним видом, поведением, условиями обитания животных и птиц .

Воспитание бережного отношения к природе, любви к птицам и животным .

УТРО :

Включить детей в общий режим жизни, создать бодрое настроение. Беседа «Как животные осень встречают » с показом иллюстраций.

Утренняя гимнастика : по плану физ. инструктора.

Подготовка к завтраку, завтрак : Продолжать совершенствовать культуру еды : правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) ; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Игры, самост. деятельность : Д/и «Отгадай и забери» , выбрать из всех выложенных птиц перелетную .

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОГУЛКА Интегрированная тематическая деятельность : Наблюдение за вороной. Расширять знания о вороне. Игра дидактическая/опыты : «Назови одним словом» , закрепить обобщающие слова к предложенным группам слов.

Труд : Покормить птиц .

Подвижные игры : «Птички летают» , научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать по сигналу. «Перелёт птиц » , закреплять бег врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Сам. деят.: Игры по интересам на участке д/сада – способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми, воспитывать организованность.

Подготовка ко сну. Чтение Е. Чарушин «Кошка Маруська»

Чтение худ. литературы : М. Пляцковский «Ёжик, которого можно было погладить»

Сюж/рол игра : «Зоопарк» , «Деревенский двор»

Подготовка к ужину, ужин. Обращать внимание детей на особенности их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины - у меня аллергия» , «Мне нужно носить очки» ). П/игра «Мышка Маша»

Сам. деят., игры : С/рол. игра «Ферма» , развивающие игры «Чей этот дом» , «Кто чем питается»

Вечерняя прогулка.

Уход детей домой Тема : Продолжить наблюдение за вороной. Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц .

Подвижная игра : «Утята» , «Птицы и дождь » , упражнять в беге, лазании, прыжках. Воспитывать ловкость, быстроту.

Труд. деят.: Сбор мусора. Сбор сухих листьев для гербария.

Самост. деят.: Игры детей с выносным материалом

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ : Посоветовать родителям, уточнить у детей знания о перелётных птицах и зимующих .

УТРО :

Организация утреннего приёма : беседа по теме : «Как животные осень встречают » (белка, барсук, бобры, лиса, волк, мышка) . Речевые упражнения и пальчиковый театр о том, как животные осень встречают .

Утренняя гимнастика : по плану инструктора по физкультуре

Подготовка к завтраку, завтрак : Закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить. Пал/игра «Бабушка кисель варила» .

Игры, сам. деят.: Игра «Где чей дом?» , картинки зверей и их домов (В берлоге живет…; В норе может жить…; В хатке живет)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОГУЛКА Интегрированная тематическая деятельность : Тема : «Наблюдение за воробьём» , продолжать и систематизировать знания о воробье , обогащать словарный запас худ. словом о воробье; активизировать внимание и память.

Игра дидактическая/опыты : «Назови животных ласково » .

Труд : Собирание листьев с дорожек, скамеек. Цель : воспитывать желание помочь взрослым в уборке территории.

Подвижные игры :. «У медведя во бору» , «Птичка в гнёздышке» , учить по сигналу прыгать на двух ногах, развивать ловкость, внимательность.

Сам. деят.: Предложить детям игры со спортивным оборудованием (мячи, скакалки, обручи, кольцеброс) . Цель : развитие двигательной активности с помощью спортивных пособий.

Организация питания, сна.

Самообслуживание. Подготовка к обеду, обед. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно расправлять постель

Подготовка ко сну. Пал/игра «Этот пальчик хочет спать» .

ДНЯ Постепенный подъём, воздушные и водные процедуры. Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.

Чтение худ. литературы : Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»

Сюж/рол игра : «Построим домик барсуку» , «Угощение для белок»

Подготовка к ужину, ужин. Продолжать совершенствовать культуру еды : правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Сам. деят., игры : Инсценировка сказки "Заюшкина избушка".

Цель : помочь детям обыграть сказку «Заюшкина избушка» движениями, мимикой; развивать фантазию, способность сопереживать происходящему, раскрепощать детей, повышать уверенность в себе.

Вечерняя прогулка.

Уход детей домой. Тема : «Наблюдение за воробьём» .

Подвижная игра : «Кошка и мышки» . Цель : имитировать звуки, издаваемые мышками, бегать легко, как мышки.

Трудовая деятельность : Полить осенние цветы на участке

Сам. деят.: Предложить атрибуты, необходимые для игр (машины, куклы) .

Цель : объединять детей для совместных игр, воспитывать чувство симпатии, вызвать интерес, радость от действий.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ : Посоветовать родителям сходить с детьми в зоосад, поговорить с детьми о изменении жизни животных с приходом осени .

УТРО :

ма : беседа по теме «Перелетные птицы и осенние заклички » , учимся отличать клин, вереницу и стаю. (Птицы летят всегда группами - стаями. Во главе стаи – самая сильная птица – вожак . Порядок в стае очень строгий, каждая птица летит на своем месте. Весной птицы снова собираются в свои стаи. Эти стаи называются по-разному : Вереница – гуси, лебеди, клин – журавли, стая – ласточки, грачи, скворцы)

Утренняя гимнастика : по плану инструктора по физкультуре.

Подготовка к завтраку, завтрак : Пал/игра «Птенчики в гнезде» . Продолжать совершенствовать культуру еды : есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Игры, сам. деят.: Д/игра «Четвертый лишний» .(Ворона, воробей, стриж, голубь. Скворец, грач, голубь, стриж) .

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОГУЛКА Интегрированная тематическая деятельность : «Наблюдение за перелётными птицами » птицах , об изменении жизни птиц осенью птицах .

Игра дидактическая/опыты : «Закончи предложение» . (На дереве гнездо, а на деревьях. (гнезда) .)

Труд

Подвижные игры : «Собачка и воробей» , закреплять знания о характерных движениях птиц , имитировать их по голосу.

Сам. деят.: Игры детей с выносным материалом : машинки, коляски, куклы, песочные наборы.

Организация питания, сна. Самообслуживание. Подготовка к обеду, обед. Ситуативная беседа о пользе мыла

д/и «Научим зайку делать пену»

Подготовка ко сну. Прослушивание мелодий для сна

ДНЯ Постепенный подъём, воздушные и водные процедуры.

Чтение худ. литературы : Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Сюж/ролевая игра : «Уютное гнёздышко для цапли» , «Собираемся в полёт» .

Подготовка к ужину, ужин. Воспитание культурно - гигиенических навыков - «Учимся правильно сидеть за столом» . Пал/игра «Мы делили апельсин» .

Сам. деят., игры : Дидактическая игра «Улетает - не улетает» . (Взрослый называет птицу , а ребенок говорит, какая она - перелетная или зимующая.) Игры по желанию детей.

Вечерняя прогулка.

Уход детей домой. Тема : «Наблюдение за перелётными птицами » . Расширять представления о перелётных птицах , об изменении жизни птиц осенью , когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах .

Подвижная игра : «Солнышко и дождь» , ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«С кочки на кочку» , подпрыгивать на двух ногах; спрыгивать с высоких предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания.

Трудовая деятельность : кормление птиц

Самост. деятельность : игры по выбору детей.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ : помочь детям нарисовать перелётную птицу , уточнить «почему она называется перелётной» .

УТРО :

Включить детей в общий режим жизни, создать бодрое настроение Организация утреннего приёма : обобщающая беседа на тему : Как изменяется жизнь зверей осенью ? (Цель : закрепить представление об особенностях приспособления зверей к жизни в разных природных условиях)

Утренняя гимнастика : по плану инструктора физкультуры

Подготовка к завтраку, завтрак : коммуникативная игра «Пирожки» , развивать коммуникативные навыки.

Игры, сам. деят.: «Добрые слова» . Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОГУЛКА Интегрированная тематическая деятельность : «Наблюдение за погодой» , закрепить знания о сезонных изменениях в природе.

Игра дидактическая/опыты : «Что лишнее?» Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Труд : Сбор семян с деревьев. Привлекать детей к сбору семян и закреплять названия деревьев.

Подвижные игры : «Мыши водят хоровод» , научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять движения, ориентироваться в пространстве, бегать легко, на носках, стараясь не попадаться ловящему.

Сам. деят.: Игры по выбору детей

Организация питания, сна. Самообслуживание. Подготовка к обеду, обед. Формировать умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

Подготовка ко сну. Пал/игра «Этот пальчик хочет спать»

ДНЯ Постепенный подъём, воздушные и водные процедуры. Пал/игра «Утро настало, солнышко встало»

Чтение худ. литературы : Г. Скребицкий «Исчезли на зиму»

Сюжетно-ролевая игра : «Вылечим кукол и зверушек»

Подготовка к ужину, ужин. Расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим).

Самостоятельная деятельность детей, игры : Игры с лото, мозаикой, кубиками.

Вечерняя прогулка.

Уход детей домой Тема : Наблюдаем за кошкой (собакой) . Закреплять представление о характерных особенностях животных .

Подвижная игра : «Кот Васька» , в процессе игры дети обучаются характерным движениям животных .

Труд. деят.: Подметание группового участка.

Самост. деят.: Игры по интересам на участке д/сада – способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми, воспитывать организованность.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ : Предложить родителям изготовить вместе макет, коллаж о птицах или животных . Объединить детей и взрослых общей деятельностью и интересами.

Конспект занятия в подготовительной группе

«Жизнь животных осенью»

Цели : развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни растений и животных осенью , развитие речи, обогащение словарного запаса детей.

Оборудование: музыкальное оформление (П. И. Чайковский «Времена года» - «Ноябрь» , музыка для выхода животных), загадки, картинки (деревья, животные), маски животных.

Предварительная работа: коллективная работа «Царство природы»

Ход занятия:

Пришла унылая колдунья –

Она плаксива и шалунья.

Покрасила везде листочки,

От слёз её растут грибочки. (Осень)

Незаметно пролетел первый месяц осени. И вот уже октябрь. Как вы думаете, ребята, изменилось ли что-то сейчас в лесу? Вспомните, каким мы изображали лес в сентябре. (Дети рассказывают.)

А что происходит с лесом в октябре?

Почему изменился лес? (Ответы детей.)

А все ли деревья окрашиваются одинаково? (Ответы детей)

Каждое дерево наряжается в свой неповторимый наряд. Я предлагаю вам вспомнить, какие же деревья мы можем увидеть в лесу. Мы отгадаем загадки о деревьях и рассмотрим их наряд.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет.

В етки длинные раскинул,

Узкие листочки вынул,

Осень разукрасил,

Златовласый …


Хоть неплохо я одета,

Бьет озноб меня всегда.

И весной, и жарким летам

Вся дрожу, как в холода.

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

Представьте, что мы в лесу. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Ноябрь» .)

А кому же нужны деревья нашего леса? (Ответы.)

Давайте поместим на нашу картину животных, которые живут в осеннем лесу .

Картинки выставляются после того, как ребята в костюмах и масках животных расскажут от имени животных, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме. (Выход детей в костюмах и масках животных сопровождается музыкальным фоном, дети по звучанию должны угадать, какое животное выходит на лесную полянку.)

«Медведь» - Кирилл

Воспитатель : Громадный, одетый в теплую шубу, неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовется косолапым, а ступает так тихо, что не один сучек под его лапами не хрустнет.

Ребенок в маске медведя : Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи . В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето. А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму.

Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоей и сухим мхом, чтобы тепло было. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

«Лисица» - Вика

На музыкальном фоне звучит стихотворение- загадка :

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя;

Промелькнуло, пробежало….

Нет ни дыма? ни пожара?

Что вы! Это же плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - вот краса!

А зовут ее (лиса)

Девочка в костюме лисы : А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! В самые сильные морозы могу улечься прями на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!

Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.

«Еж» - Артем

Воспитатель : Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев : «Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ежик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно : копна-копной!»

Мальчик – еж : На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до той поры, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил, юрких ящериц, жучков и червей…

«Заяц» - Даша Т.

Мальчик – заяц : Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом - серая, а зимой - белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю : вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам -так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.

«Белка» - Даша Ж.

Девочка-белочка :

Целый день я все скакала,

Осенью ведь дел немало :

Выбрать на зиму дупло,

Чтобы было в нем тепло,

Застелить его ковром –

Теплым пухом, мягким мхом.

День-деньской скачу по лесу

Собираю мягкий мох,

А орешек если встречу,

В кладовую с ним я скок!

Ну а если на полянке

Я грибочек разыщу,

То зимою приходите –

Непременно угощу.

Лист осенний облетает ,

Льется с веток листопад.

Посмотрите, посмотрите,

Я меняю свой наряд.

Была рыжая, теперь

Шубка гуще и светлей,

Хвостик серебристый –

Серенький, пушистый.

«Волк» - Арсений

Мальчик в костюме волка : Большой пушистый хвост мне, волку, нужен. Когда зимой улягусь спать прямо на снегу, я укрою нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы не меняю. Я останусь серым, но шерсть станет еще гуще и пышнее.

Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдем добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

Итог занятия.

Игра «Кто где живет?» (дети заканчивают предложение)

Шмыгнул в логово (волк,

забрался под листья (ёж,

укрылся под кустом (заяц)

Юркнула в дупло (белка,

залез в берлогу (медведь,

спряталась в нору (лиса) .

Дидактическое упражнение "Подбери определения" :

Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …

Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …

Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …

Ёж (какой?) – колючий, маленький, …

Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,

После занятия дети вырезают деревья, животных и дополняют ими плакат «Царство растений»