Социальная среда образовалась. Социальная среда и ее основные характеристики. Понятие «социальная среда»

Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.

Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта:

1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру;

2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора .

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий , через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания .

Самосознание

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание .

Образ "Я", или самосознание, не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

    сознание отличия себя от остального мира;

    сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности;

    сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

    социально-нравственная самооценка, самоуважение.

Критерии самосознания:

    выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды;

    осознание своей активности – "Я управляю собой";

    осознание себя "через другого";

    моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

    осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я";

    осознание своих реальных и желаемых качеств ;

    познавательные, когнитивные представления о себе;

    эмоциональное, чувственное представление о себе.

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

    отношение к себе;

    отношение к другим людям;

    ожидание отношения других людей к себе.

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

    эгоцентрический уровень отношений;

    группоцентрический уровень отношений;

    просоциальный уровень;

    эстохолический уровень – уровень исходов.

Структура личности по Фрейду

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названо это направление по имени Зигмунда Фрейда (1856-1939).

"ОНО", "Я", "СВЕРХ-Я".

"ОНО" – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. "ОНО" насыщено сексуальной энергией – "либидо". Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека – постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, "ОНО" подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Уровень "Я" сознания находится в состоянии постоянного конфликта с "ОНО", подавляет сексуальные влечения.

На "Я" воздействуют три силы: "ОНО", "СВЕРХ-Я" и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. "Я" старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу "реальности".

"СВЕРХ-Я" служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "ОНО", но в противовес "СВЕРХ-Я", то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. "СВЕРХ-Я" не пускает инстинкты в "Я", и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека. Для спасения от конфликта между "Я" и "ОНО" применяются средства психологической защиты: вытеснение , подавление – непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное "ОНО"; проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; рационализация – бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает Эдипов комплекс (к 5-6 годам) и у него возникает "СВЕРХ-Я", совесть.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

  • Введение
  • Заключение

Введение

Термин "социальная среда" является междисциплинарным. Его широко используют представители таких научных дисциплин как детская и возрастная психология, к нему прибегают специалисты по педагогической и социальной психологии, педагогике, а также философы, социологи, представители общественных и естественных наук, например, социальной географии, этнологии и другие. За счет этого происходит обогащение данного понятия, оно приобретает структурный и системный характер. В социальной среде выделяют микросоциальный и макросоциальный уровни. К числу компонентов, входящих в состав макросоциального уровня, причисляются и природные компоненты экосистем. Наконец, можно говорить и о планетарном уровне или ноосфере. Последнее есть ни что иное, как включенность человека в жизнь всей планеты, подразумевающая возможность оказания отдельным индивидом таких воздействий, которые будут иметь планетарный резонанс.

Усиление внимания в современных условиях вопросам воспитания в семейно-бытовой микросреде - явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастание социально-экономического и свободного времени, управление им в интересах гармоничного развития личности.

С самого раннего возраста человек начинает приобретать опыт взаимодействия с различными социальными структурами, проводимыми ими программами, со стилем жизни и системой взаимоотношений.

И если у ребенка есть возможность реализации своего потенциала в многообразии образовательных и досуговых форм, если среда вокруг него насыщенна и безопасна, если он является со-проектировщиком среды в своем регионе - формируется один тип личности. Если он вынужден стихийным и "теневым" образом создавать социальную микросреду вокруг себя, опираясь не на лучшие образцы социального поведения, - возникает совершенно другой тип личности. Бороться с асоциальностью можно только одним путем - создавая содержательную альтернативу, возможности для полной и имеющей перспективы жизни.

1. Общая характеристика понятия "социальная среда"

Воспитание и развитие человека происходят под влиянием социальной среды, социальное воспитание помогает человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях. Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда "улица". Будякина М.П. Социальная психология. - СПб, 2003, с.28

Итак, личность формируется в социальной среде. Что же представляет собой эта среда и из каких компонентов слагается?

В Энциклопедическом словаре мы находим следующее определение понятия "социальная среда ": это все то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от бытовых и профессиональных отличий (городская среда, деревенская среда, производственная среда, артистическая и т.д.) Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. Т.34. - СПб, 1896

Методологический принцип, сформулированный К. Марксом, подчеркивает, что среда человека - это особый социальный мир, "вторая природа", являющаяся "продуктом промышленности и общественного состояния", результатом деятельности целого ряда поколений людей. Человек - не пассивный объект в руках мистических обстоятельств, он сам активный субъект изменения условий своей жизни; связь человека со средой осуществляется посредством деятельности. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, обстоятельства, в которых действуют люди, сотворены самими людьми и, в свою очередь, выступают по отношению к ним как объективные условия их существования и развития. Маркс К. и Энгельс Ф.: Соч. Т.3. - с.38, 41-44

Различают макросреду - общественные институты, общественное сознание, культура, и микросреду - семья, учебная или трудовая группы и т.п. (т.е. непосредственное окружение человека).

Шептулин А.П. отмечает, что микросреда есть звено общих социальных условий, преломляющее их воздействие на личность. Поэтому неправильно было бы рассматривать ее в отрыве от общих законов функционирования общества или представлять отношения в микроокружении человека моделью всех общественных отношений. Исторический материализм/ Под ред. А.П.Шептулина, В.И.Разина. - М., 1974, с.91

Социальная среда личности представляет собой сложное единство общего, особенного и единичного. Не только черты общества в целом, но и особенности групп, коллективов, к которым принадлежит человек, семья, группы общения и т.д., - все это оказывает влияние на развитие личности, формирует индивидуальное своеобразие ее духовного мира. Особенности этих групп, разный уровень их социального развития и зрелости предполагают разнообразие в обычаях, традициях, нормах, которыми регулируется поведение человека. Эта разница микроусловий преломляет усвоение личностью общественной информации. Существенным компонентом социального окружения человека является "идейная среда", "нравственно-психологическая атмосфера", которые складываются из взаимодействия разных моментов, характеризующих общественную идеологию и психологию, средства и методы воспитания, объем, содержание и методы распространения той информации, которую общество предоставляет личности, настроения, мнения, а также особенности психологии разных групп и духовный облик окружающих личностей.

Немаловажны здесь и условия места (территориальное окружение человека) - город, рабочий поселок, деревня, национально-этническое окружение, формы и размер дохода семьи, объем свободного времени, формы проведения досуга, обычаи и традиции ближайшего окружения. Все это формирует определенный уклад жизни, сказывается на обычных, привычных формах отношений человека с миром, его окружающим.

Изучение социальной среды, окружающей личность, должно охватывать все компоненты, которые неравноценны в общем значении, но в индивидуальном воздействии каждый из них может стать фактором, стимулирующим развитие личности в том или ином направлении. Немаловажное значение имеет "вещное окружение" человека. Вещи также обладают социальным значением и играют разную роль в жизни человека. С вещами связан уклад жизни, с ними передаются из поколения в поколение разные системы действий. Вещи, окружающие человека, являются посредником в передаче определенных нравов, эстетических вкусов. Они несут в себе и разное социальное содержание.

В сфере социальных отношений и общения личности огромную роль играют традиции и обычаи. Привычные формы отношений могут обладать разным социальным содержанием. Они могут быть сознательно организованными формами жизни и отношений людей, а могут нести и некий отрицательный опыт. Например, ребенок, воспитывающийся в семье, где бытуют пьянство и грубость, приходя в школу, приносит с собой и определенные навыки поведения, которые могут восприниматься и другими детьми. Для устранения подобных привычек недостаточно одних бесед о морали, важно так перестроить систему отношений ребенка с окружающими, чтобы он смог приобрести новые привычки, нравственно-позитивный опыт.

Социальные функции личности реализуются внутри тех коллективов, где протекает ее жизнедеятельность. Это, прежде всего, семья, в которой начинается вхождение человека в общественный мир, школа и другие воспитательные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы и разнообразные группы общения на работе, в быту и т.д. Все эти коллективы разнообразны по своему содержанию, по значению. Личность в своем формировании осознает и соотносит общественные, коллективные интересы и требования с личными, может переживать и конфликтные ситуации, когда эти нормы, интересы и требования по тем или иным причинам расходятся.

По мнению Шептулина А.П., индивидуальный облик личности создается тем, что человек в процессе своего формирования и развития последовательно и одновременно живет и действует в разнообразных связях и отношениях: их "пересечение" не только обогащает личность, но и при определенных условиях может иметь отрицательные последствия - "раздвоение личности", разрыв между знаниями, убеждением и поведением и т.п. Человек является той точкой, где скрещиваются и отбираются различные социальные влияния. Это разнообразие ставит его перед ситуацией выбора решения, требующего активной позиции. Воздействие среды, поскольку оно разнообразно, не предполагает однозначного решения; выбор линии поведения осуществляется самим человеком. Исторический материализм/ Под ред. А.П.Шептулина, В.И.Разина. - М., 1974, с.99

Из всех элементов микросреды коллектив оказывает наибольшее влияние на формирование личности как во взрослом, так и в детском возрасте. Структура коллективных отношений сложна, она включает деловые (функциональные), управленческие и нравственно-психологические отношения. Каждый коллектив - это такой социальный организм, в котором личности объединены не только системой объективных взаимоотношений, но и возникающими на их основе психологическими связями. В коллективе есть своя психологическая структура, проявляющаяся в особенности коллективного мнения, в общности оценок, норм отношений и поведения, в характере требований коллектива к своим членам, в целях, планах и т.д.

Межличностные связи, возникающие в общении членов коллектива, оказывают значительное влияние на формирование индивида. Они обладают известной самостоятельностью по отношению к функционально-деловой или управленческой структуре, поскольку складываются в общении разнообразных индивидуальностей. В этих отношениях существует не только деловая заинтересованность личностей, но и чувства их по отношению друг к другу, взаимные симпатии или антипатии, которые создают определенную эмоциональную атмосферу коллектива, влияющую на поведение личности. Существование этой атмосферы может сделать совместную работу или учебу приятной или тягостной для личности, сказываясь и на ее самочувствии, и на общем стиле и тоне отношений в коллективе. Эта эмоциональная атмосфера связывает личность с коллективом или отталкивает от него и делает коллективы значимыми или безразличными для личности. В первом случае они выступают как сильнодействующий инструмент воспитания; мнения и оценки коллектива оказываются чрезвычайно важными для личности.

Весьма важным является и место, которое занимает личность в коллективе, в деловых и в личных отношениях. Это место не всегда одинаково, о чем говорят многочисленные социометрические исследования. Человек дорожит не только своей деловой репутацией, но и личной, он может испытывать страдания, идти на самопожертвование, чтобы не потерять личного достоинства. Это очень важный социально-психологический механизм, который необходимо учитывать в воспитательной работе. К сожалению, он не всегда несет в себе позитивное содержание; все зависит от социальной характеристики того коллектива, который оказывается максимально значимым в глазах личности. Если личность ориентируется на мнимый коллектив с антисоциальными ценностями, то этот механизм работает против личности, но во всех случаях необходимо учитывать его действие. Через перестройку отношений в коллективе или отношений личности с коллективом можно достигать значительного воспитательного эффекта.

Личность стремится к самоутверждению в коллективе посредством приобретения авторитета в каком-либо виде деятельности, чаще всего в наиболее значимом для коллектива, или в нравственных отношениях. Если ей это удается, она занимает прочные позиции, и ее поведение регулируется коллективными нормами. Если же это ей не удается, то стремление приобрести авторитет любой ценой может вылиться в уродливые и смешные формы, и во всех случаях это отрицательно сказывается на позиции личности и на направлении ее развития. В социально-психологических исследованиях отмечаются разновидности мнимого авторитета, с помощью которых личность стремится поразить воображение сверстников, - нарушение дисциплины, небрежное отношение к общепринятым нормам поведения и т.п.

Среда не действует фатально, с роковой предопределенностью, она не обусловливает с железной необходимостью судьбу и внутренний мир человека, его характер, мотивы, установки. Человек активен, он сам создает среду своего существования, сам же ее изменяет, если она не отвечает его потребностям. Конечно, он делает это не в одиночку. Человек отнюдь не бессилен перед лицом обстоятельств, - это зависит не только от социальных условий, но и от его собственной позиции. Ведь если не вся среда, в которой человек живет, то микроокружение является предметом его выбора. Личность может влиять на свое непосредственное окружение, она вовсе не должна приспосабливаться к нему, во многих ситуациях нужно бороться с дурным окружением, преобразовывать характер отношений, форм общения и норм жизнедеятельности в коллективе. Среда может стимулировать активность человека и может, напротив, подавлять ее или одновременно стимулировать в одном направлении и тормозить в другом. Человека не только воспитывают обстоятельства, но и в определенной мере он сам себя воспитывает в этих обстоятельствах, избирательно относится к окружающим влияниям. Процесс самовоспитания может быть более или менее стихийным, цель педагогического управления этим процессом заключается в том, чтобы стимулировать, пробудить потребность в самовоспитании, в самоусовершенствовании личности.

Итак, социальная среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности.

Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы.

2. Социальная среда и социализация

Как мы уже говорили выше, огромную роль в развитии личности имеет социальная среда. Школа, семья, неформальные объединения, клубы по интересам, спортивные секции, общение во дворе - все это влияет на формирование личности, на ее дальнейшую судьбу.

Социализация - процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Воспитание и обучение - это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.

Социальная среда влияет на ребенка, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка.

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения в окружающую его социальную среду, и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Развитие психики включает в себя спонтанные процессы, обусловленные созреванием, и социальное развитие. Однако личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы которых могут противоречить друг другу. Так, например, ценности, "прививаемые" в школе ребенку, могут существенно отличаться от тех, которые приняты в его компании во дворе и пр. У человека может быть несколько референтных групп, и если ценности, принятые в этих группах, сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. В том случае, когда в системе референтных групп, т.е. в жизненном пространстве человека, нет глубоких и серьезных противоречий, то могут, тем не менее, быть отдельные, противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения. Это не приводит к внутриличностному конфликту, но может стать причиной того, что человек задумается, будет "переживать", рефлексировать по поводу какой-то своей личностной проблеме. Такое переживание также способно привести и к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией.

Социализация - очень сложный процесс, он не ограничивается каким-то периодом или возрастом. Этот процесс происходит постоянно, на протяжении всей жизни человека, и оказывает влияние на все участвующие стороны. Конечно, каждое общество и каждая культура данного общества ценит определенные качества личности выше других, и эти качества дети усваивают в процессе социализации. Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости.

В процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявляться различные чувства каким образом познавать окружающий мир природный и социальный, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентаций придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

Социальная среда способствует усвоению общественных социальных норм и культурных ценностей, причем базисной основой является семья, где закладывается фундамент личности, дальнейшее строительство которой затем осуществляет школа.

В настоящее время, в связи со стремительными процессами распада государства и изменениями методологических подходов к формированию личности, ведется интенсивный поиск путей повышения роли семьи в социальном воспитании детей и школьников. Это предполагает резкое повышение внимания к семье со стороны всех социальных институтов воспитания, и в первую очередь школы, за счет изменения взаимоотношений между ними, содержания и форм работы. Являясь ячейкой общества, необходимой для сохранения и воспроизводства существующих в обществе структур и отношений, способностей человека, семья в то же время - главное условие реализации задатков и способностей человека, приобщения его к культуре. Значит, необходимы новые подходы в организации работы с ней со стороны всех социальных институтов, и в первую очередь школы.

Передовая школа всегда искала эффективные пути усиления влияния на семью с целью реализации всех задатков и способностей индивида. В ней царило понимание того, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям всегда превосходит любой социальный институт, т.к. он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Во взаимоотношениях школы и семьи наблюдается тенденция со стороны школы к взаимосвязи со средой, ее "развернутость" через социум, микрорайон на семью. Школа, таким образом, становится открытой социально-педагогической системой. Березкина Н.П. Педагогика общественно-политической деятельности// Педагогика. - 1990. -

№ 7, с.39

Итак, социализация - многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М., 1989, с.194

3. Воспитательная функция социальной среды

Понятие "воспитание" очень близко к понятию "социализация", но воспитание - это прежде всего направленное действие, посредством которого индивиду стараются привить желательные качества и свойства. Воспитателями выступают не только отдельные люди, но и весь семейный, весь школьный уклад. Воспитывает социальная среда: улица, общественные организации, вся окружающая обстановка, весь общественный строй. Социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, при которых индивид приобщается к культуре.

Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа. Учеными-педагогами школа относится к числу микрофакторов социализации, к одному из значимых институтов воспитания. Школа, как известно, охватывает три возрастных этапа социализации человека: младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (11-14 лет), раннее юношество (15-17 лет). В это время происходит становление развитие личности человека, что налагает на школу большую ответственность.

В процессе социализации детей школа должна, прежде всего, для гармоничного, целостного развития личности, системно объединить все три группы задач, выделяемые Мудриком А. В.: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи. Причем, следует учитывать на каждом возрастном этапе специфическое их содержание и способы решения задач. Если для детей младшего школьного возраста большую значимость имеют естественно-культурные и социально-культурные задачи, то уже в подростковом возрасте для ребенка во многом определяющими в процессе жизнедеятельности и жизнеутверждения становятся социально-психологические задачи. Отсюда вытекает одна из целей школ: помочь в определении задач социализации ребенка, помочь на пути к решению их, привлекая всевозможные методы и приемы педагогик, социальной психологии. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М, 1997, с.101

Помимо школы, к микрофакторам, непосредственно влияющим на конкретных людей, относят семью, группы сверстников, микросоциум, другие воспитательные и учебные организации. Школа обязана в процессе социализации детей активно взаимодействовать с вышеперечисленными микрофакторами, учитывать их влияние на развитие личности ребенка. При этом школа, как и другие воспитательные институты, по мнению Боачаровой В.Г., проводит в жизнь заказ общества - формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994, с.94

Школа получает ребенка из среды как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей, микросредой и жизнь школы часто является продолжением общественной жизни. Поэтому закономерность и деятельность школы, как основного института воспитательно-образовательной системы, эффективность учебно-воспитательного процесса на каждом конкретном историческом отрезке времени, в каждой определенный период развития системы, не могут быть точно оценены без соответствующей оценки и анализа самой системы и ее составляющих со средой. Многие истоки успехов и издержек современного воспитательного процесса лежат в окружающей школу социальной среде, требуют постоянного систематического учета и соответствующей корректировки тех социальных факторов, которые воздействуют прямо либо непосредственно на процесс формирования личности. Этими вопросами призвана заниматься социальная педагогика. По мнению Семенова В.Д., социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986, с.16

Таким образом, воспитание можно рассматривать как одну из важнейших форм взаимосвязи между обществом и конкретной личностью. В социологии под социальной средой понимают отдельные сферы: политическая, экономическая, социальная и духовная, которые в разной степени воздействуют на сознание и поведение человека. В совокупности и взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида.

Влияние каждой из сфер на воспитание определяется несколькими направлениями. Каждая сфера - это совокупность соответствующих условий воспитания - политических, экономических, социальных и духовных. Они очерчивают возможности влияния на поведение людей. Каждая из сфер формирует определенные ожидания к поведению людей. Эти ожидания преобразуются социальными институтами каждой из сфер в задачи, цели воспитания по формированию ожидаемых черт и характеристик. С помощью этих институтов осуществляется обратная связь - оценивается эффективность воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению людей. Воспитание также оказывает влияние на окружающую социальную среду. Воспитание формирует черты и характеристики личности, которые дают ей возможность выполнять определенные социальные роли, благодаря воспитанию социальная среда наполняется субъектами социальной жизни, своими совместными усилиями изменяющими окружающую среду. Воспитание и социальная среда неразрывно связаны между собой в процессе социализации индивида - подготовки его к жизни в непрерывно меняющемся мире. Воспитание нуждается в изменениях, коррективах с учетом общественных перемен в каждой сфере. Эти коррективы относятся, прежде всего, к тем направлениям воспитания, которые наиболее связаны с соответствующими сферами социальной среды. Политическая сфера непосредственно связана с идейно-политическим воспитанием, трудовое воспитание - с экономической сферой общества, с социальной сферой связано воспитание общей культуры людей, формирование общих социальных установок, с духовной сферой общественной жизни связано образование, наука и культура, имеющие исключительное значение для воспитания. Итак, радикальные перемены в социальной жизни общества требуют изменений в содержании и формах воспитания. Кризисные явления в обществе осложняют условия воспитания, проведение реформ в этой сфере.

социальная среда социализация личность

Заключение

Итак, социальная среда - это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности.

Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественные институты, общественное сознание и культуру; в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы.

Социальная среда способствует усвоению общественных социальных норм и культурных ценностей, причем базисной основой является семья, где закладывается фундамент личности, дальнейшее строительство которой затем осуществляет школа, затем следующее учебное заведение, затем рабочий коллектив и т.д.

Ребенок начинает свою социализацию в семье, однако семья сталкивается с необходимостью общения с больницами, школами, детскими учреждениями, школами, трудовым коллективом, спортивными секциями, учреждениями культуры, с государственными ведомствами, с неформальными объединениями, церковью, друзьями и множеством других организаций. Именно во взаимодействии всех этих организаций и учреждений и проходит становление юной личности, и чем лучше налажены взаимоотношения у семьи с этими организациями, тем больше шансов, что ребенок станет социализированной, успешной личностью.

Список использованной литературы

1. Березкина Н.П. Педагогика общественно-политической деятельности // Педагогика. - 1990. - № 7

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994

3. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. Т.34. - СПб, 1896

4. Будякина М.П. Социальная психология. - СПб, 2003

5. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М., 1989

6. Исторический материализм/ Под ред.А.П. Шептулина, В.И. Разина. - М., 1974

7. Маркс К. и Энгельс Ф.: Соч. Т.3

8. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М, 1997

9. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Школа как воспитательная организация. Функции школы как социальной организации. Отношение современных исследователей к роли школы в социализации личности. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида. Социализация личности в процессе образования.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2016

    Понятие "социальная среда" в педагогических исследованиях. Основные факторы и механизмы, влияющие на социализацию и формирование личности. Рассмотрение роли современной школы и ученического коллектива в социализации обучающихся начальных классов.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2014

    Факторы и средства социализации личности: философия семейного воспитания и функции семьи. Влияние семейных традиций на становление и воспитание личности. Процесс воспитания детей как формирование и социализация личности: выявление потребностей и целей.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2011

    Личность. Развитие личности ребенка под влиянием факторов окружающей среды. В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы.

    реферат , добавлен 11.06.2006

    Личность и общество, их взаимодействие в процессе социализации. Основные задачи социализации личности, ее формы и виды. Понятие индивидуальности, структура личности и ее важнейшие компоненты. Социальные типы личности. Усвоение нового социального опыта.

    реферат , добавлен 27.01.2011

    Личность как социальная единица, существующая в том или ином обществе; социальная среда. Процесс социализации личности: сущность, динамика, стадии, способы и средства. Роль личности в развитии общества, ее формирование и целенаправленное воспитание.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2010

    Понятие, механизмы, институты, особенности современной социализации. Стадии развития личности в процессе социализации. Проблемы социализации в современном российском обществе. Социально-психологические воздействия на уровне ближайшего окружения индивида.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Развитие младенца, признаки подражания человеческой речи. Факторы формирования личности. Роль садика и школы в социализации личности. Социальные и поведенческие нормы, воспитание, образ поведения и знания, которые приобретает ребенок в обществе.

    эссе , добавлен 20.11.2014

    Анализ положения молодежи в социуме. Характер и содержание деятельности молодежи в обществе как субъекта социального развития. Роль объективных условий социальной среды (влияние ряда факторов, СМИ), предлагающих ей определенные модели социализации.

    статья , добавлен 18.01.2012

    Изучение особенностей церковных организаций как агентов социализации личности. Масштабы и эффекты социализации личности под влиянием Русской Православной Церкви в современном российском обществе. Проблемы участия Церкви в процессе социализации россиян.

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья - Учебное пособие (Акатов Л.И.)

Понятие «социальная среда»

Важнейшим фактором и условием развития ребенка вы­ступает социальная среда. Социальная среда - все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических от­ношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, пред­ставляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказы­вают совместное воздействие на психическое развитие и по­ведение индивида. В их число входят:

1. Микросреда.

2. Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида.

3. Макросоциальные структуры - макросреда.

Микросреда - это ближайшее окружение, все то, что не­посредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность. Это семья, группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, раз­личные неформальные группы общения и многие другие объ­единения, с которыми человек постоянно сталкивается в по­вседневной жизни.

Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида. Это образования, не связанные напрямую с инди­видом. Например, производственный коллектив, где трудятся его родители, непосредственно связан с ними, но лишь кос­венно - через родителей - с ребенком.

Макросреда - это система социальных отношений в об­ществе. Ее структура и содержание включают совокупность многих факторов, в числе которых на первом месте эконо­мические, правовые, политические, идеологические и другие отношения. Названные компоненты макросреды воздейст­вуют на индивидов как непосредственно - через законы, со­циальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации, так и опосредованно, через влияние на малые группы, в которые включен индивид.

Отношения между людьми имеют широкий диапазон. Как в масштабах макросреды, так и в условиях микросреды они многократно опосредованы. Не всегда, например, дедушка или бабушка могут находиться рядом с ребенком. Но рассказ отца о дедушке, его качествах как человеке может оказать не меньшее воздействие на ребенка, чем прямой контакт с ним.

Кроме названной классификации выделяют виды социаль­ной среды, различающиеся по принципу местонахождения группы в структуре общественных отношений. Исходя из это­го выделяют рабочую, студенческую, школьную социальную среду и др. Для каждого из перечисленных видов социальной среды характерны определенные психологические особенно­сти, накладывающие отпечаток на личность человека, а так­же группы людей.

Существует также ряд других признаков, с помощью ко­торых можно выделить тип социальной среды. Например, по разделению труда различают городскую и деревенскую среду, среду, для которой характерен физический или умственный труд. По различным видам деятельности - производст­венная, политическая, научная, художественная, педагоги­ческая и др.

Конкретная социальная среда представляет собой в соци­ально-психологическом плане совокупность отношений лич­ности с группой.

Социальная среда, в которую попадает ребенок, выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия его со­циальной сущности как человека. Однако социально-психо­логические качества ребенок приобретает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт со сверстни­ками и взрослыми в семье, в детском саду, школе, на улице благодаря собственной активности.

Социальная среда по отношению к личности имеет сравни­тельно случайный характер. Например, родители, выбирая для своего ребенка учебное заведение, могут остановиться не на том, которое находится недалеко от дома, а на том, что находится рядом с домом бабушки, так как в силу своей занятости они не могут встречать ребенка из школы. Но эта случайность в социально-психологическом плане играет исклю­чительно большую роль, поскольку характер и особенности определенных личностей и особенности групп накладывают отпечаток на их взаимоотношения, так как ребенок попадает в социально-психологическую атмосферу, присущую данно­му коллективу.

Социальная среда обладает активностью, она воздействует на человека, увлекает, заражает его соответствующими моде­лями поведения. Она может побуждать, а порой принуждать к определенным действиям. Однако такое воздействие соци­альной среды на личность не всегда направлено в нужное рус­ло и, зачастую, не отвечает задачам воспитания и развития ребенка. Чтобы уменьшить ее непредсказуемость и негативное воздействие на личность ребенка, предпринимаются попыт­ки сделать ее управляемой. В последнее время в психологиче­ской и педагогической литературе появилось понятие «раз­вивающая социальная среда» или сокращенно «развивающая среда».

Что подразумевается под этим понятием?

В широком плане под развивающей социальной средой по­нимается определенная общность людей или организация, созданная с целью реализации конкретных воспитательных и развивающих задач и дающая возможность детям, подро­сткам и юношам раскрыть свой личностный потенциал. Ис­ходя из такого понимания, к развивающей социальной среде можно отнести любое учебно-воспитательное учреждение или организацию. Данную социальную среду можно назвать учеб­но-воспитательной, школьной, детсадовской и т. п. Развиваю­щая социальная среда сложно организована. Она может иметь различные организационные формы, отличаться по своему со­держанию и направленности.

По форме организации - это могут быть группы детского сада, класс общеобразовательной или специальной школы, группы детей во внешкольных учреждениях: музыкальных, художественных, спортивных и других школах, секции, сту­дии, различные центры и т. п.

Содержание развивающей социальной среды определяется системой различных отношений ребенка со сверстниками, бо­лее старшими детьми и подростками, педагогами, воспитате­лями, родителями других детей, взрослыми, вступающими с ними в общение и многими другими факторами. Содержание этих отношений может носить различный характер: мораль­но-нравственный (этический), интеллектуальный (познава­тельный), эстетический, бытовой.

Направленность общения и устанавливающихся отно­шений между взаимодействующими индивидами также представляет значительную вариативность, в основе которой лежит их потребностно-мотивационная сфера. В одном случае это может быть ярко выраженное стремление удовлетворить свою познавательную потребность, в других - компенсиро­вать имеющийся дефект, в третьих - ребенка может привле­кать не то, что стремятся дать взрослые, а различные шало­сти, бесцельное времяпрепровождение и др.

Названные характеристики развивающей социальной сре­ды задаются извне и определяются целями и задачами обучения, воспитания и развития. Ребенку или подростку, по­павшему в такую развивающую социальную среду, представ­ляется широкий выбор путей интеллектуального, физическо­го, эстетического, морально-нравственного развития. Однако сам ребенок не в состоянии решить, что ему делать и что пред­почесть. Ему для возникновения у него устойчивой мотивации к тому или иному виду деятельности нужна умная помощь взрослого человека и счастье выпадает тому ребенку, у кото­рого оказывается рядом человек, способный заинтересовать и увлечь его в нужном направлении.

Наряду с широким пониманием развивающей социальной среды существует более узкое определение, которое можно обозначить термином «специальная развивающая социальная среда».

Специальная развивающая социальная среда представ­ляет собой такую организацию жизнедеятельности детей, в которой посредством определенного системообразующего компонента создается особая социально-психологическая ат­мосфера, способствующая проявлению гармоничного сочета­ния взаимоотношений ребенка и социальной среды, и которая побуждает детей быть активными и целеустремленными.

Примером такой специальной развивающей социальной среды можно назвать опыт развития личности ребенка, нако­пленный А.С. Макаренко в организации обучения и воспита­ния беспризорных детей в условиях детской колонии. Одним из важнейших системообразующих компонентов специальной социальной среды, созданной им, является, на наш взгляд, феномен «ответственной зависимости».

Для осмысления некоторых особенностей процесса соци­альной реабилитации детей с ограниченными возможностями представляет интерес предложенная в 60-х годах Л.И. Уман-ским такая форма организации жизнедеятельности школьни­ков во внеучебное время, как «разновозрастные отряды». Идея и создание этих отрядов исходила из предположения о том, что при общении и взаимодействии детей разных воз­растов создаются благоприятные условия для ускоренного развития младших школьников и формирование положитель­ных морально-нравственных качеств у подростков.

Примерно в это же время Л.И. Уманский предложил еще одну форму специальной развивающей социальной среды для подготовки школьных лидеров, которая была реализована в организации лагеря старшеклассников «Комсорг». Идеи о создании специальной развивающей среды были развиты и продолжены его учениками А.С. Чернышевым, Л.И. Ака­товым, Е.А. Шаниным и другими. В настоящее время в Кур­ске, где впервые появилась данная форма специальной раз­вивающей социальной среды, созданы и функционируют такие объединения молодежи и школьников, как «Верти­каль», «Монолит», лагерь для детей с задержкой психическо­го развития и др.

В основе их функционирования лежит оптимальное сочета­ние содержательного и увлекательного отдыха детей с одно­временным решением по разработанной для каждого лагеря программе специальных обучающих, развивающих и воспи­тательных задач.

К формам специальной развивающей социальной среды можно отнести также учреждения и центры, призванные осуществлять социальную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями. Этой же цели служат раз­личные тренинговые занятия, где решаются как развиваю­щие, так и коррекционные задачи; специальным образом организованная игровая деятельность, в ходе которой на первое место выступают полезные для вхождения ребенка в реальную жизнь действия и поступки; встречи, служащие для развития у детей необходимых коммуникативных ка­честв.

Другая форма организации специальной развивающей со­циальной среды, получившая в последнее время признание в работе с подростками и старшими школьниками, - это обучающая психодиагностика. В основу этой формы работы заложен принцип самопознания и саморазвития на основе анализа и использования данных, полученных с помощью психодиагностических процедур.

Итак, социальная среда - это сложное многоуровневое об­разование, конкретное проявление общественных отношений, сложившихся в обществе, в которых живет и развивается конкретная личность. Но для того чтобы социальная среда влияла на ребенка целенаправленно, способствовала форми­рованию свойств личности, необходимых для эффективного вхождения и успешного взаимодействия с ней, требуется создание особых, специальным образом ориентированных условий. Такими условиями при организации социальной реа­билитации детей с отклонениями в развитии и является спе­циальная развивающая социальная среда.

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Личность - существо биологического вида Homo sapiens.

Человек - представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами.

Талант - специфические черты, выделяющие человека из совокупности себе подобных.

Индивид - совокупность социальных свойств человека, включенного в систему социальных отношений посредством ак­тивной предметной деятельности и общения.

Индивидуальность - осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.

Воспитание - человек, способный к активной социальной деятельности.

Модальная личность - принятый культурой соответствую­щего общества тип личности, в наибольшей степени отражаю­щий особенности данной культуры.

Социальный субъект - человек, приверженный тем же куль­турным образцам, что и большинство членов данного общества; тип личности, наиболее распространенный на данной террито­рии в данный момент времени.

Самосознание - процесс целенаправленного воздействия на человека по формированию определенных качеств.

Нормативная (базисная ) личность - устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

Социальные отношения - индивидуально-психические ка­чества человека* позволяющие успешно приобретать знания, умения и навыки.

Социализация - ярко выраженные способности.

Самовоспитание - талантливый человек, постоянно разви­вающий свои способности и достигший высоких результатов в своей деятельности.

Способности - процесс освоения социальных ролей, приоб­ретения социальных статусов и накопления социального опыта.

Гений - процесс, при котором человек сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки.

Задание 2. Допишите недостающие понятия.

1. В социологии выделяются такие виды личности, как:

· модальная личность;

· ………………………..;

2. На оформление личности оказывают влияние такие факторы, как:

· ………………………..;

· воспитание;

· ………………………..;

· ………………………. .

3. Выделяют две составляющие социальной среды:

· ………………………..;

· макросреда;

4. Социальные отношения включают в себя два уровня:

· ………………………...;

· психологический;

5. В зависимости от возраста различают этапы социализации:

· начальная социализация;

· …………………………;

6. Существуют две стороны воспитания:

· …………………………;

· стихийное усвоение правил поведения.

Задание 3. Прочитайте высказывания, характеризующие спо­собности, талант, гениальность. Как взаимосвязаны эти свойства личности? Каждый ли человек может стать гением? Что для этого необходимо?

В.А.Обручев: «Способности, как и мускулы» растут при тренировке».

Д. И, Менделеев: « Нот без явно усиленного трудолюбия ни та­лантов, ни гениев».

Шопенгауэр: «Каждый ребенок в известной степени гений; каждый гений некоторым образом ребенок».

Дж.Милль: «Выдающиеся способности и глубокое изучение бессмысленны, если время от времени они не приводят к заклю­чениям, отличным от тех, какие можно было бы сделать с обык­новенными способностями и без изучения».

В. Вейтлинг: «Средства, служащие к удовлетворению стра­стей, называют способностями, а применение способностей - это механическая и духовная работа человека.

Таким образом, способности являются естественными грани­цами страстей, потому что они доставляют средства для удовлет­ворения страстей. Чтобы побудить организм к деятельности, природа вложила все свои чары во вкушение наслаждений и ими воздействует на чувства человека. Чувства возбуждают страсти, страсти - способности, а способности вызывают деятельность человека, плоды этой деятельности снова претворяются в на­слаждения, к которым быстро примешивается раздражение чувств, а чувства возбуждают страсти.

Таким образом, страсти являются пружинами, приводящими в действие весь организм, а для того чтобы они не ослабевали, при­рода устроила так, что чем больше развиваются и совершенству­ются способности человека, тем сильнее становятся его страсти».

JI.Фейербах: «Где нет простора для проявления способности, там нет и способности».

И.В.Гёте: «Человек, обладающий врожденным талантом, ис­пытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот та­лант».

М. Арнольд: «Гениальность зависит главным образом от энер­гии».

Т.Карлейлъ: «Гениальность - это прежде всего выдающаяся способность быть за все в ответе».

Г.Гегель: «Талант без гения не намного возвышается над уров­нем голой виртуозности».

К.Гуцков: «Гений прокладывает след, а талант идет по нему, но идет по-своему».

Новалис: «Гений есть как бы душа души; это есть соотноше­ние между душой и духом. Субстрат или схему гения уместно будет назвать идолом; идол есть подобие человека».

А.Шопенгауэр: «Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди».

Задание 4. Прочитайте высказывания о воспитании. Какие качества отличают воспитанного человека? Почему вос­питание необходимо для социализации и формирования личности?

Платон : «Воспитание есть усвоение хороших привычек».

«Домострой»: «Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покои и благословение; не улыбайся ему, играя: в малом посла­бишь - в большом пострадаешь, скорбя в будущем, будто зано­зы вгонишь в душу свою».

Д.Карнеги. «Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой».

Дж.Локк. «В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость педантизмом, остроумие - шутовством, простота - неотесанностью, добродушие - лестью».

К.Виланд. «Дети, правда, должны, пока они дети, быть ру­ководимы авторитетом; но надо их, однако, воспитывать так, чтобы они не всегда оставались детьми».

А. Л. Чехов: «Хорошее воспитание не в том, что ты не проль­ешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сде­лает кто-нибудь другой».

С.Н.Паркинсон: «Наши попытки поучать малышей и под­ростков приводят к одному: в конце концов, мы сами скатыва­емся на доступный им уровень понимания. Они набираются ума-разума, а мы его теряем».

Р.Оуэн: «Благодаря воспитанию в отдаленном будущем несо­вершенное человечество превратится в новую расу людей - таково могущество воспитания»; «Человеческая природа, - за исключе­нием мелких различий, встречающихся во всех сложных явлениях природы, - везде одна и та же. Она без исключений всюду пла­стична, и с помощью разумного воспитания можно образовать из детей какого угодно класса людей совершенно другого класса».

Г.Гегель: «В первое время важнее всего материнское воспита­ние, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство»; «Воспитание имеет целью сделать человека самостоя­тельным существом, т.е. существом со свободной волей».

Ф.А.Дистервег: «Конечная цель всякого воспитания - вос­питание самостоятельности посредством самодеятельности».

И.Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершен­ствования человеческой природы»; «Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими по­колениями»; «Человек может стать человеком только путем вос­питания. Он - то, что делает из него воспитание».

К.Маркс: «Воспитатель сам должен быть воспитан».

А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувству­ет, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми пу­тями, вы их не замечаете».

Задание 5. Прочитайте отрывок. На какие проблемы взаимоот­ношений родителей и детей указывает автор? Как они связаны с процессом воспитания?

«...Что жизнь - театр, замечено давно. Семейная жизнь очень часто -театр кукольный: дети - Куклы, родители - ку­ кловоды. Иногда они меняются ролями... Не только кукловоды, но и куклы в этом театре - всегда живые люди. В искусных руках кукла послушно смеется и плачет, по ее щекам текут не гли­цериновые слезы...

Послушный и покладистый ребенок - мечта родителей. Од­нако есть разница между послушностью и эмоциональным раб­ством, психологической зависимостью, возникающей, когда основой взаимоотношений в семье служат не защита, поддерж­ка, сочувствие и любовь, но использование чувств другого для безраздельного подчинения себе близких, манипулирования ими» (Е.Вроно. Несчастливые дети - трудные родители).

конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития. (1) *Классификация проявления социальной среды: по виду общности 1. общественная формация, класс, группа; по виду группы 2. семейная, учебная, общественная, трудовая, спортивная, военная и т. д.; по формирующему воздействию 3. детерминирующая, тренирующая, упражняющая, обучающая, воспитывающая, перевоспитывающая; по способу воздействия на форму сознания 4. правовая, нравственная, эстетическая, научная; по возрасту 5. сверстники, старшие, младшие, смешанная; по отношению к среде 6. позитивная (вызывающая подражание), безразличная, негативная (вызывающая протест); по социальной направленности 7. социальная, асоциальная; по степени контактов 8. непосредственная, опосредованная. (1)

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

соц. зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека. В понятие С. с. включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее соц. бытия, межличностные отношения и контакты с др. людьми; реальная действительность, в условиях к-рой происходит развитие человека.