127 мм орудие. Русская пушка прошлого века эффективна против дронов. Система Гатлинга на новый лад

XBT2B-D1 (кликабельно )


Желание вооружить самолет максимально тяжелыми пушками или ракетами совершенно понятно и разумно, но на пути конструкторов встала физика. Точнее, третий Закон Ньютона играл против пушек, а против ракет ополчилась аэродинамика. Но кто такой Ньютон, если война?! "В военное время синус может достигать четырёх ", как известно...


Впрочем, пушки, даже безоткатные, военных устраивали слабо, - даже если и без отдачи, - ствол более-менее мощной безоткатки старательно весил, чем немало мешал стремительным самолетам. Ракетные батареи на малогабаритных направляющих мертвой массы практически не имели, - но то, что они делали с аэродинамикой, - УК РСФСР квалифицировал, в свое время, как "..с особым цинизмом и жестокостью ". По военному времени было терпимо, но Вторая Мировая закончилась, а до третьей было некоторое время, которое хотелось использовать с толком. Нужно было найти решение, которое сочетало бы минимальную мертвую массу ракет и обтекаемость пушек. Но, как говорится, правльно заданный вопрос, - уже половина ответа . Извольте видеть решение:

На полях сражений Второй Мировой весьма недурственно зарекомендовали себя высокоскоростные 5" ракеты HVAR. Эти компактные ракеты развивали в полете вполне пушечную скорость в 1360 футов в секунду и летели почти на пять миль. Одно плохо - болтающиеся под крылом ракеты сильно мешали самолету летать, да и боекомплект оставлял желать лучшего - 8-16 ракет на самолет и все.


"Пушка" и БК крупно. Справа - 20мм пушка, для сравнения. (кликабельно )


Поэтому американские конструкторы решили совместить в одном флаконе безоткатку и головную часть ракеты HVAR. Итог их НИОКР перед вами. У самого мощного винтового штурмовика "Скайрейдер " пара 20мм пушек заменена на полуоткрытые (выхлоп вниз) трубы-"стволы", из которых стартуют активно-реактивные 127мм снаряды AERO X10A.

С аэродинамикой сразу полегчало, а боекомплект, - о, боекомплект нового решения мог удовлетворить самый взыскательный вкус маньяка и фаната бабахинга! 38(!) 127мм снарядов весом по 10 килограммов могли наворотить на земле таких дел, что мало не покажется никому. Тем более, что полный боекомплект мог покинуть самолет за, примерно, шесть секунд, - по три выстрела в секунду на каждый "ствол". Кстати, сама "пушка" вышла на удивление легкой, - всего 73 килограмма штучка. Вполне.

Экспериментальный самолет (заводской номер 09094) проходил наземные испытания в Naval Ordnance Test Center (NOTC) на авиабазе China Lake (Inyokern, California). Несмотря на то, что испытания прошли более-менее успешно, - систему на вооружение не приняли. Возникли проблемы с быстрой подачей таких совсем не самолетного калибра снарядов в ствол, разрешить которые так и не удалось, да и эффективная дальность ракет с урезанными двигателями оказалась слишком мала, чтобы рассчитывать на их безнаказанное применение.

Если настоящие полноразмерные HVAR летели на пять километров, что позволяло стрелять из-за пределов досягаемости всяких МЗА и ККП, - то с этими "пушками" пришлось бы соваться чуть ли не дистанцию пистолетного выстрела, что военных летчиков ну никак не устраивало. Машина осталась в истории с индексом на букву "X", т.е., eX perimental , а программа была свернута к 1950 году как бесперспективная.

Артустановка АК-130


Мировой рекордсмен по мощности залпа


Эскадренный миноносец «Современный», вооруженный двумя установками АК-130


Эсминец «Халл». Единственный экземпляр: в 1971 году на носу эсминца DD 945 Hull взамен 127-миллиметровой Mk 42 была установлена 203-миллиметровая пушка Mk 71


Универсальная 130-мм пушка АК-130 предназначена для защиты от низколетящих противокорабельных крылатых ракет морского базирования, позволяет обстреливать морские и береговые цели, поддерживать огнем десантные операции


В пушке применяются унитарные патроны нескольких типов…

…осколочно-фугасные с ударным взрывателем, осколочно-фугасные с радиовзрывателем и осколочно-фугасные с дистанционным взрывателем

Начальная скорость снаряда 850 метров в секунду. Масса патрона 53 кг, снаряда — 32 кг. Боезапас 180 патронов. Горизонтальная дальность стрельбы — свыше 20 километров


«Монстр» и «Неваляшка»: слева — универсальная «пушка-неваляшка» 406 калибра. Справа — двуствольная корабельная пушка с дульным тормозом — перспективная разработка нижегородского ФГУП ЦНИИ «Буревестник»


С XVII века по 1941 год главной ударной силой на море считались линейные корабли, а основным оружием — пушки большого калибра. Однако самая грандиозная морская война в истории человечества — кампания на Тихом океане 1941−1945 годов — прошла без поединков линкоров. Ее исход решила авианосная и базовая авиация, а линейные корабли использовались исключительно для поддержки десантов. С 1945 года началась эра принципиально новых систем вооружения — управляемых ракет, реактивной авиации и атомных бомб.

Зачем кораблю пушка

Главной ударной силой ведущих морских держав стали авианосцы, а крупным надводным кораблям других классов осталась противовоздушная и противолодочная оборона. Однако полностью вытеснить из флота артиллерию ракетам не удалось. Артиллерийские установки крупного калибра хороши тем, что могут стрелять как обычными, так и управляемыми снарядами, которые по своим возможностям приближаются к управляемым ракетам. Обычные артиллерийские снаряды не подвержены пассивным и активным помехам, менее зависимы от метеорологических условий. У морских пушек существенно выше скорострельность, больший боекомплект на борту, гораздо меньшая стоимость. Перехватить артиллерийский снаряд средствами ПВО намного труднее, чем крылатую ракету. Хорошо спроектированная перспективная артустановка крупного калибра значительно более универсальна, чем любой тип ракет. Наверное, поэтому работы над тяжелыми корабельными установками идут в обстановке глубокой секретности, даже большей, чем при создании противокорабельных ракет.

На носу корабля

Тем не менее артиллерийское орудие на современном корабле — оружие вспомогательное, и ему оставлено всего одно место на носу корабля. Многоорудийные башни главного калибра канули в прошлое вместе с последними линкорами. Сегодня самая мощная западная корабельная установка — универсальная 127-мм одноорудийная башенная Mk 45, разработанная американской фирмой FMC и предназначенная для поражения надводных, наземных и воздушных целей.

Мировой действующий рекорд по мощности залпа принадлежит советской артустановке АК-130: 3000 кг/мин. Вес залпа эскадренного миноносца «Современный «, вооруженного двумя такими установками, составляет 6012 кг/мин. Это больше, чем, например, у линейного крейсера Первой мировой войны «Фон дер Танн» (5920 кг/мин) или современного перуанского крейсера «Альмиранте Грау» (5520 кг/мин).

Калибром побольше

Казалось бы, столь мощная и в то же время легкая установка полностью удовлетворяет потребность моряков в универсальной пушке для стрельбы по надводным, наземным и воздушным целям. Однако калибр 127 мм оказался мал для стрельбы по береговым целям и для атомных боеприпасов. Для потопления даже небольшого торгового корабля водоизмещением около 10 000 т требуется как минимум два десятка попаданий 127-мм фугасных снарядов. Возникали определенные сложности при создании кассетных боеприпасов, активно-реактивных и управляемых снарядов. Наконец, рассеивание снарядов малого калибра при большой дальности стрельбы существенно выше, чем более тяжелых снарядов большого калибра.

Поэтому в самом конце 1960-х в США в обстановке строжайшей секретности начали работать над 203-мм одноорудийной башенной установкой Mk 71. Она была создана американской фирмой FMC Corporation Northern Ordnance Division. Это была первая в мире полностью автоматизированная установка такого калибра. Управлялась она одним человеком. Установка могла обеспечить темп 12 выстр./мин и вести огонь в таком темпе 6 минут. Всего были готовы к стрельбе 75 выстрелов шести разных типов. Стрельба велась выстрелами раздельно-гильзового заряжания.

Испытания Mk 71 прошли успешно, и 203-мм пушка до конца 1970-х находилась на вооружении DD 945. Однако в серийное производство установка Mk 71 не поступила — из-за «нецелесообразности введения новых орудий 203-мм калибра». Настоящая причина хранится в тайне.

Морская гаубица

В 2002 году немцы разместили на фрегате типа «Гамбург» башенную установку от лучшей в мире 155-мм самоходной гаубицы PzH 2000. Естественно, эта установка не могла быть штатным оружием ВМФ и использовалась для исследовательских целей при создании корабельных установок большого калибра. Для превращения PzH 2000 в корабельное оружие требовалось разработать принципиально новую систему подачи боеприпасов и систему управления огнем, изменить приводы наведения и т. д. Работы до сих пор не вышли из исследовательской стадии.

Наш ответ Чемберлену

В конце 1957 года в СССР начались заводские испытания спаренной 100-мм башенной артустановки СМ-52, созданной в ЦКБ-34. Темп стрельбы одного автомата составлял 40 выстрелов в минуту при начальной скорости 1000 м/с и дальности стрельбы в 24 км, оснащенной радиолокационной системой управления стрельбой. Согласно корабельной программе на 1956−1965 годы, СМ-52 предполагалось устанавливать на крейсеры проекта 67, 70 и 71, корабли ПВО проекта 81 и сторожевые корабли проектов 47 и 49.

Увы, жертвой Хрущева пали как перечисленные корабли, так и все морские орудия калибра свыше 76 мм. Работы по ним были прекращены почти на 10 лет и возобновились только после отставки генсека.

29 июня 1967 года вышло Постановление Совмина СССР о начале работ над одноорудийной автоматической 130-мм башенной установкой А-217. В КБ ПО «Арсенал» она получила заводской индекс ЗИФ-92 (завод им. Фрунзе).

Опытный образец прошел полигонные испытания на Ржевке под Ленинградом, но получить заданную скорострельность 60 выстрелов в минуту не удалось. К тому же вес установки превысил расчетный почти на 10 т, что не позволило установить ее на кораблях проекта 1135, и в результате работы над ЗИФ-92 были прекращены. Баллистика ствола, боеприпасы и бóльшая часть конструкции ЗИФ-92 были использованы при создании двухорудийной установки А-218 (ЗИФ-94).

Управление артустановкой осуществлялось системой «Лев-218» (МР-184), в которую входила двухдиапазонная РЛС сопровождения цели, тепловизор, лазерный дальномер, аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты.

Стрельба велась унитарными патронами. Боекомплект размещался в трех барабанах, что позволяло иметь готовыми к стрельбе три различных вида боезапаса. В 1985 году установка ЗИФ-94 была принята на вооружение под индексом АК-130 (А-218). Кроме эсминцев проекта 956 А-218 была установлена на крейсерах проекта 1144 (кроме «Адмирала Ушакова»), а также проекта 1164 и БПК «Адмирал Чабаненко».

Сравнение характеристик орудия показывает, но наши конструкторы ориентировались все на ту же 127-мм американскую артустановку Mk 45. При той же дальности стрельбы обычным снарядом темп у АК-130 в 2,5 раза выше. Правда, и вес в 4,5 раза больше.

Во второй половине 1980-х годов в КБ «Арсенал» началась разработка 130-мм одноорудийной башенной установки А-192М «Армата». Баллистические данные и темп стрельбы новой установки по сравнению с АК-130 остались без изменений, но вес уменьшился до 24 т. Управление огнем установки должна была вести новая радиолокационная система «Пума». В боекомплект должны были войти, по крайней мере, два управляемых снаряда. Установками А-192М планировалось вооружить новые эсминцы проекта «Анчар» и другие корабли. Однако с распадом СССР все работы были приостановлены.

В настоящее время работы по А-192 М продолжены, так как именно ей будут вооружены новые фрегаты пр. 22350 для Российского флота, головной из которых — «Адмирал Горшков» — заложен в 2006 году на ПО «Северная верфь».

Пушка-неваляшка

В конце 1983 года в СССР был разработан проект поистине фантастического орудия. Представим себе корабль, в носовой части которого вертикально торчит труба высотой 4,9 м и толщиной около полуметра, почти как дымовая труба на пароходах XIX-ХХ веков. Но вдруг труба наклоняется и из нее с грохотом вылетает… что угодно! Нет, я не шучу. Атакует, например, наш корабль самолет или крылатая ракета, и установка выпускает зенитный управляемый снаряд. Где-то за горизонтом обнаружен вражеский корабль, и из трубы летит крылатая ракета на дальность до 250 км. Появилась подводная лодка, и из трубы вылетает снаряд, который после приводнения становится глубинной бомбой с ядерной БЧ. Требуется поддержать огнем десант — и уже летят 110-кг снаряды на дальность 42 км. Но вот враг засел у самого берега в бетонных фортах или крепких каменных строениях. По нему немедленно применяются 406-мм сверхмощные фугасные снаряды весом 1,2 т на дальность до 10 км.

Установка имела скорострельность 10 выстрелов в минуту управляемыми ракетами и 15−20 выстрелов в минуту — снарядами. Смена типа боеприпасов занимала не более 4 секунд. Вес установки при одноярусном снарядном погребе составлял 32 т, а при двухъярусном — 60 т. Расчет установки 4−5 человек. Подобные 406-мм пушки могли легко устанавливаться даже на малых кораблях водоизмещением 2−3 тысячи тонн. Но первым кораблем с такой установкой должен был стать эсминец проекта 956.

В чем же «изюминка» этой пушки? Главная ее особенность — ограничение угла снижения +300, что дало возможность заглубить ось цапф ниже палубы на 500 мм и исключить из конструкции башню. Качающаяся часть помещена под боевым столом и проходит через амбразуру купола.

Благодаря невысокой (гаубичной) баллистике уменьшена толщина стенок ствола. Ствол лейнированный с дульным тормозом. Заряжание производится при угле возвышения +900 непосредственно из погреба «элеватором-досылателем», расположенным соосно вращающейся части.

Выстрел состоит из боеприпаса (снаряда или ракеты) и поддона, в котором размещается метательный заряд. Поддон для всех типов боеприпасов одинаков. Он движется вместе с боеприпасом по каналу ствола и отделяется после вылета из канала. Все операции по подаче и досылке производятся автоматически.

Проект суперуниверсальной пушки был очень интересен и оригинален, однако командование ВМФ придерживалось другого мнения: калибр 406 мм не был предусмотрен стандартами отечественного флота.

Пушки-цветы

В середине 1970-х годов началось проектирование 203-мм корабельной установки «Пион-М» на базе качающейся части 203-мм пушки 2А44 САУ «Пион». Это был советский ответ на Mk 71. Количество готового к стрельбе боекомплекта у обеих систем было одинаково — 75 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Однако по скорострельности «Пион» превосходил Mk 71. Система управления стрельбой «Пиона-М» представляла собой модификацию системы «Лев» для АК-130. Сравнительно с калибром 130 мм 203-мм активно-реактивные, кассетные и управляемые снаряды обладали несравненно большими возможностями. Например, размер воронки фугасного снаряда от АК-130 составлял 1,6 м, а у «Пиона-М» — 3,2 м. Активно-реактивный снаряд «Пиона-М» имел дальность 50 км. Наконец, и СССР и США, сколько ни бились, не сумели создать 130-мм и 127-мм ядерные боеприпасы. Предельным калибром с 1960-х по сей день остается 152 мм. В 1976—1979 годах руководству ВМФ было отправлено несколько аргументированных «обоснований» преимуществ 203-мм пушки. Тем не менее «Пион-М» на вооружение не поступил.

Русский морской монстр

Но вот в интернете появился рисунок 152-мм двухствольной корабельной пушки с дульным тормозом под названием 152 mm Russian Naval Monster. Двухствольная схема позволила существенно уменьшить весогабаритные характеристики установки и увеличить темп стрельбы.

Данная артустановка спроектирована на базе разрабатываемой в настоящее время нижегородским ФГУП ЦНИИ «Буревестник» новой САУ «Коалиция СВ». Двухствольная система имеет единую для обоих стволов автоматику. Заряжаются стволы одновременно, а стреляют последовательно. Это сделано для повышения скорострельности при снижении массы.

Замечу, что еще в 1960-х конструкторы В.П. Грязев и А.Г. Шипунов спроектировали корабельную установку с двумя двухствольными 57-мм автоматами с темпом стрельбы по 1000 выстр./мин. А 152-мм двухстволка могла бы стать эффективным корабельным оружием первой половины XXI века.

История эксплуатации

Характеристики орудия

Характеристики снарядов

127-мм орудие Mark 12 - универсальное орудие ВМС США времен Второй Мировой войны , устанавливавшееся на корабли и вспомогательные суда всех классов. По совокупности характеристик - одно из самых удачных универсальных орудий эпохи. На вооружении флотов отдельных государств состояло до 1990х годов.

История создания

К началу 1930х годов на вооружении ВМС США состояли, в нескольких модификациях, два принципиально разных орудия одного калибра - длинноствольное противоминное 127-мм орудие 5"/51 и короткоствольное зенитное орудие 127-мм орудие 5"/25 . Последнее зачастую рассматривалось артиллерийскими офицерами как универсальное. В этой роли его планировали использовать для вооружения эскадренных миноносцев типа Farragut . Однако короткоствольные 5"/25 орудия, при всех своих достоинствах (весьма эффективная стрельба по воздушным целям, легкость наводки, существенная экономия массы), по своим баллистическим характеристикам слишком сильно уступали 5"/51 орудиям. В итоге был найден компромисс в виде универсального 5"/38 орудия, превосходившего 5"/25 по эффективности зенитного огня и не слишком сильно уступавшего 5"/25 в эффективности огня по надводным и наземным целям.

Описание конструкции

Заряжание было ручное и раздельное. Возле каждого орудия было по двое человек.Функции этих людей заключаются в извлечении выстрела, состоящего из снаряда которое подается заряжающим и гильзы с зарядом которые подается вторым заряжающим с подъёмника и перемещения его на зарядный лоток. После этого начинается заряжания.

Электрогидравлический досылатель- это устройство,которое крепится болтами к верхней части затвора.Досылатель снабжен электродвигателем и предназначен для досылания килограммового выстрела в зарядную камеру при любом угле возвышения орудия.

Средняя стоимость одного орудия в 1945 году составляла 100 000 долларов США.

Боеприпасы

Будучи универсальным среднекалиберным орудием, Mark 12 могло использовать широкую номенклатуру боеприпасов.

Обозначение Тип Описание
AAC Зенитная Высокая производительность фрагментацию оболочки с носовой механической времени взрывателя.
AAC Зенитная простая Среднего проникая оболочку с механическим времени взрывателя и базовой детонирующего взрывателя. Предназначен для использования на любом самолете или легкобронированных кораблей. Для воздушных судов, время взрыватель установлен взорваться снаряд просто прежде чем он достигнет цели. Детонация ударная волна и расширения конуса шрапнели увеличивает шанс поражения целей. Для судов, время взрыватель остается на сейф, а база детонирующий взрыватель взорвется снаряд 25 миллисекунд после удара.
AAVT Зенитная VT Высокая производительность фрагментацию оболочки с VT (близость) взрывателя.
AP Бронебойная Толстостенной проникновения снаряда с базовой детонирующего взрывателя.Взрывной заряд, как правило, Взрывчатое вещество D, потому что он менее чувствителен к ударам.
SS Осветительный снаряд Тонкостенный снаряд с таймером взрывателя. Внутри осветительная вспышка прикреплена к парашюту. При срабатывании взрывателя, пороховой заряд выбрасывает из снаряда осветительный заряд и парашют. Перед поиском, данные снаряды использовались для подсвечивания целей в ночное время суток. В настоящее время они до сих пор используются для поддержки пехоты ночью и в спасательных операциях.
WP Белый фосфор Тонкостенные оболочки с точки детонирующего взрывателя используется для дымовых завес. Это также имеет некоторые зажигательный эффект.
AA non-frag Зенитный без фрагментации
AAVT non-frag Зенитная VT без фрагментации Тонкостенные оболочки с механическим времени взрывателя и упакованы с дымовой производства химического вещества, которое выбрасывается из тыла на маленькой черной порохового заряда. Он используется на практике зенитных побегов.
Оболочка без взрывателя, и заполнены песком. Он используется на практике поверхностных побегов.
W Окно Тонкостенные оболочки с механическим времени взрывателя и упакованы с полосками металлической фольги, что выбрасывается из тыла на маленькой черной порохового заряда. Он используется, чтобы запутать противника РЛС.

Метательный заряд состоял из латунной гильзы четырех типов (Mark 5, Mark 5 Modified, Mark 8 или Mark 10 ), снаряженной 6,9 - 7,8 кг взрывчатого вещества - бездымного пороха марок SPD , SPDN D272 , SPDN D282 или безвспышечного SPDF D274 . Также применялись заряды пониженной мощности, с 1,6 кг взрывчатого вещества.

Ствол

Ствол орудия имеет диаметр 127 мм и длину 4800 мм. В канале находятся 45 хромированных нарезов правого вращения. Шаг нарезки 3800 мм. На орудиях модификации Mark 12 (mod 0-1) ствол закреплен на кожухе. Это было сделано для замены стволов.На модификации Mark 12 mod 2 ствол выполнен со ствольной коробкой и сделан из стали повышенной прочности.

Типы артустановки

Есть четыре основных типа установки:

Модификации

Модификация Кол-во стволов Масса АУ, кг Угол подъема стволов Конструкция
Mk21 1 13272-14200 −15 / +85
Mk21 mod 16 1 - −15 / +85 Открытая на центральном штыре
Mk22 2 34 133 −10 / +35
Mk24 Mod1 1 13270-14152 −15 / +85 Открытая на центральном штыре
Mk24 Mod2 1 - −15 / +85 Открытая на центральном штыре
Mk24 Mod11 1 - −10 / +85 Открытая на центральном штыре
Mk25 1 19 051-20 367 −15 / +85 Закрытая на кольцевом погоне
Mk28 Mod0 2 70 894 −15 / +85 Закрытая на кольцевом погоне
Mk28 Mod2 2 77 399 −15 / +85 Закрытая на кольцевом погоне
Mk29 Mod0 2 49 000 −15 / +85 Закрытая на кольцевом погоне
Mk30 Mod0,2,4,5 1 18 552 −15 / +85 Закрытая на кольцевом погоне
Mk30 Mod1 1 15195 −15 / +85 Открытая на центральном штыре

«Симс»,«Бенсон» и «Гливс»

Появившаяся к концу Второй Мировой войны авиационная техника не оставляла никаких сомнений в одном простом факте: существующие зенитные средства уже устарели. В самое ближайшее время все имеющиеся зенитные орудия не только потеряют свою эффективность, но и станут практически бесполезными. Требовалось что-то совершенно новое. Однако до создания полноценных зенитных ракет оставалось немало времени, а защищать воздушное пространство нужно было уже сейчас. Увеличение высот полета самолетов привело военных нескольких стран к своеобразному «увлечению» зенитными орудиями особо большого калибра. К примеру, в конце сороковых и начале пятидесятых в СССР конструкторы работали над проектом орудия КМ-52 калибра 152 миллиметра.

В это же время в Великобритании развитие зенитных систем также шло по направлению увеличения калибра. До 1950 года было проведено две опытно-конструкторские работы под названиями Longhand и Ratefixer. Целью обеих программ было увеличение калибра зенитных пушек и одновременное повышение темпа стрельбы. В идеале орудия этих проектов должны были представлять собой некие гибриды крупнокалиберных зенитных пушек и скорострельных автоматов малого калибра. Задача была непростой, но английские инженеры с ней справились. В результате программы Longhand было создано 94-мм орудие Mk6, также известное под именем Gun X4. Программа Ratefire привела к созданию сразу четырех 94-мм пушек, обозначенных литерами C, K,CK и CN. До 1949 года, когда Ratefire закрыли, скорострельность пушек удалось довести до 75 выстрелов в минуту. Gun X4 была принята на вооружение и использовалась до конца 50-х. Продукты программы Ratefire, в свою очередь, в войска не пошли. Результатом проекта стал только большой объем материалов, касавшихся исследовательской стороны проектирования таких артиллерийских систем.

Все эти наработки планировалось использовать в новом, более монструозном проекте. В 1950 году RARDE (Royal Armament Research & Development Establishment – Королевское управление по исследованию и разработке вооружений) выбрало в качестве разработчика новой системы известную фирму Vickers. В первоначальном техническом задании говорилось о создании скорострельного зенитного орудия калибра 127 мм (5 дюймов) с водяным охлаждением ствола при стрельбе и с двумя барабанными магазинами на 14 выстрелов каждый. Автоматика пушки должна была работать за счет внешнего источника электроэнергии, а в качестве метаемого снаряда предлагался стреловидный оперенный боеприпас. Управление огнем нового орудия, согласно заданию, должен был осуществлять один человек. Информация о расположении цели и необходимом упреждении выдавалась ему отдельной РЛС и вычислителем. Для облегчения разработки компания «Виккерс» получила всю необходимую документацию проекта Ratefire.

Проект назвали QF 127/58 SBT X1 Green Mace («Зеленая булава»).

Фото 2.

Поставленная перед Vickers задача была весьма непростой, поэтому RARDE разрешили сначала сделать орудие меньшего калибра и на нем отработать все нюансы полноценной пушки. Меньший калибр пробной пушки по факту оказался больше, чем у программ Longhand и Ratefire – 4,2 дюйма (102 миллиметра). Постройка опытной «малокалиберной» пушки под обозначением 102mm QF 127/58 SBT X1 закончилась в 54-м году. Восьмиметровый ствол этого орудия вместе с противооткатными устройствами, двумя бочкообразными магазинами, системами наведения, кабиной оператора и прочими системами в итоге потянул почти на 25 тонн. Само собой, такому монстру требовалось некое специальное шасси. В качестве оного избрали специальный шестиколесный буксируемый прицеп. На нем и установили все агрегаты опытной пушки. Надо заметить, прицеп смог уместить на себе только орудие с системой крепления, магазины и кабину оператора. Последняя представляла собой будку наподобие кабины современных автокранов. Поскольку наведение орудия, перезарядка и перекачивание воды для охлаждения ствола производились при помощи электромоторов, в состав комплекса пришлось ввести отдельные машины с электрогенератором и запасом снарядов. И это не считая радиолокационной станции, необходимой для обнаружения целей и наведения на них пушки.

Фото 3.

Фото 4.

102-мм зенитное чудо отправилось на полигон в том же 1954 году. После недолгих пробных стрельб для испытания противооткатных устройств и системы охлаждения начались полноценные проверки автоматики. Пользуясь возможностями электрического привода системы заряжания, испытатели постепенно поднимали темп стрельбы. К концу года его удалось довести до рекордного значения в 96 выстрелов в минуту. Надо заметить, это «чистый» темп стрельбы, а не практический. Дело в том, что механика перезаряжания могла выдать эти самые 96 выстрелов, но две «бочки» с 14 снарядами в каждой по определению не могли обеспечить залп длиной хотя бы в полминуты с максимальной скорострельностью. Что касается замены магазинов, то на опытной 102-мм пушке проекта Green Mace это производилось при помощи подъемного крана и занимало порядка 10-15 минут. Планировалось, что после отработки систем самой пушки будут разработаны средства быстрой перезарядки. Помимо рекордной скорострельности орудие имело следующие характеристики: 10,43-килограммовый подкалиберный оперенный снаряд покидал ствол со скоростью более 1200 м/с и летел на высоту до 7620 метров. Вернее, на этой высоте обеспечивались приемлемая точность и надежность поражения. На больших высотах из-за аэродинамической стабилизации снаряда эффективность поражения ощутимо падала.

Фото 5.

К весне 55-го испытания опытной 102-мм пушки закончились и фирма «Виккерс» приступила к созданию полноценного 127-миллиметрового орудия. И тут начинается самое интересное. Проект Green Mace и так является не особо известным, а что касается его поздних стадий, то тут больше слухов и предположений, нежели конкретных фактов. Известно только то, что в планы конструкторов входило два варианта «Зеленой булавы» – гладкоствольный и нарезной. Согласно одним источникам, орудие QF 127/58 SBT X1 было построено и даже успело начать испытания. Другие источники, в свою очередь, утверждают о некоторых проблемах в ходе разработки, из-за которых опытный образец 127-мм пушки построить не удалось. Приводятся примерные характеристики «полноразмерного» орудия, но точных данных до сих пор нет. Так или иначе, все источники сходятся в одном. В 1957 году, приняв во внимание неудовлетворительные характеристики проекта Green Mace по высоте досягаемости и точности, британское военное ведомство прекратило работы по скорострельной крупнокалиберной зенитной артиллерии. В то время общемировой тенденцией развития противовоздушной обороны стал переход к зенитным ракетам и «Зеленая булава», даже не закончив испытания, рисковала стать полнейшим анахронизмом.

Словно пытаясь уберечь интересный проект от такого «позора», RARDE в 1957 году закрыло его. До принятия на вооружение первой версии зенитного ракетного комплекса Bloodhound оставалось менее года.

Фото 6.

Фото 7.

Вот блогер strangernn задает такой вопрос: что хотели добиться французы со своей 127-мм скорострелкой Green Mace и куда спешили отставшие по своему пацифизму шведы со 120-мм автоматической зенитной пушкой? И сам отвечает: «Разве могли французы пройти мимо возможности роскошно встать на те же грабли, что и законодатели мод в зенитной артиллерии, съевшие во Вторую Мировую на них всех собак в округе (немцы тоже были знатоки, но им в этот момент было нельзя)? Ну, они на них и встали, построив в и испытав в 1948-1953 годах орудие «Canon SFAC antiaerien de 105″.

Зачем все европейцы последовательно делали это? Да все за тем же, — реактивные самолеты сбивать. С их высотами и скоростями снарядов надо было еще больше, объем подлежащего засеивания снарядами пространства вырос во много раз. А с учетом появления ЯО — даже одиночный самолет надо было сбивать с гарантией. Вот, пробовали…. Правда, калибр орудия французы выбрали менее бескомпромиссный, всего 105-мм, а в остальном… В остальном никуда особенно не денешься: два барабанных магазина на 10 выстрелов (и 11-я позиция в тракте подачи), — 22 выстрела (Наверное, 23 все-таки. В стволе первый-то снаряд должен же быть), которые могли быть выпущены чуть менее, чем за одну минуту (технический темп огня — 30 выстрелов в минуту). Это, все-таки, в 3-4 раза больше, чем самый тренированный расчет сумеет сделать. А в пересчете на батарею — уже близко к требуемому.

Фото 8.

Но, произошло то же самое, что и с другими проектами скорострельных крупнокалиберных зениток: подсчитав стоимость таких орудий, и приплюсовав к этому стоимость сотен и тысяч снарядов с радиовзрывателями — военные сообразили, что очень дорогие управляемые ракеты, — на самом деле, не такие уж и дорогие, и даже больше того, с учетом их дальнобойности (пушка стреляла всего на 17 километров по горизонту и до 9500 по высоте) — просто таки даже очень дешево. А про скорострельную зенитную крупнокалиберную артиллерию постарались забыть, как про страшный сон

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Американские военные эксперты встревоэенно обсуждают чудовищное орудие, поставленное на вооружение ВМФ России - АК-130.

Советская пушка калибра 130 миллиметров АК-130 является одной из лучших корабельных артиллерийских установок для защиты от роя беспилотников и огневой поддержки сухопутных войск, полагает американское издание The National Interest. Монструозная система, по мнению авторов портала, представляет смертельную угрозу для корабля противника, оказавшегося в зоне поражения.

Возможности АК-130 объясняются такими ее характеристиками, как скорострельность, масса снаряда и большой боекомплект. АК-130 позволяет делать 80 выстрелов в минуту, снаряд массой около 33 килограммов поражает цель на расстоянии до 23 километров. Система оснащена РЛС сопровождения цели, баллистическим вычислителем и лазерным дальномером.

Масса системы - более 100 тонн, еще около 40 тонн - масса погреба. Для сравнения, американская 127-миллиметровая одноствольная установка Mark 45 весит 45 тонн, а в ее погребе 20 готовых к выстрелу зарядов, тогда как АК-130 может нести в девять раз больше боеприпасов, отмечает The National Interest.

Разработка АК-130 началась в 1976 года в КБ «Арсенал». Двуствольная система принята на вооружение СССР в 1985 году. АК-130 размещены на кораблях ВМФ России, в частности проектов 956, 1144 и 1164.

Информация дана из lenta.ru

Более подробно эту публикацию освящает другой источник - профессиональный военный портал topwar.ru. Благодаря таким ТТХ, как скорострельность, масса снаряда и большой боекомплект, «АК-130 может считаться одной из лучших корабельных артиллерийских установок для защиты от роя беспилотников», отмечает издание.

Данные характеристики также означают, что «пушка превосходно подходит для огневой поддержки сухопутных войск и представляет смертельную угрозу для любого корабля противника, оказавшегося в зоне поражения».

По данным автора, история происхождения этой «монструозной» артиллерийской системы восходит к временам Второй мировой, «когда советские моряки были недовольны низкой скорострельностью орудий калибра 100-130 миллиметров, мешавшей эффективно использовать их против вражеской авиации».

Разработка установки велась в пятидесятые годы, «однако в 1957 году Никита Хрущев запретил создание морских пушек калибром более 76 миллиметров», напоминает издание.

Из-за этого решения крупнокалиберная артиллерия советских кораблей долгое время оставалась малоэффективной, пока, наконец, в 1967 году не началась работа над современной автоматической пушкой. «Уже первые одноствольные 130-мм установки, выпущенные в 1969 году, имели много общего с АК-130. Двуствольная система, получившая это название, была принята на вооружение в 1985 году», заключает автор.

А вот телеканал "Царьград" отмечает некоторые неподмеченные другими источниками характеристики данного орудия. Хоть АК-130 и весит несколько больше, чем ее ближайший американский "аналог" Мk 45, пишет издание, она все же способна нести в своем "багажнике" в 9 раз больше снарядов.

На правах справочной информации портал voenteh.com рассказывает об американском аналоге. Облегченная радиолокационно управляемая одноствольная 127-мм артиллерийская установка Мк 45 использует пушечный ствол Мк 19 и представляет по существу качественный скачок для американской технологии средней корабельной артиллерии.

Она была разработана для установки на вновь строящиеся корабли и полностью автоматизирована. Для ее обслуживания требуется только шесть человек в перегрузочном отделении погреба боеприпасов унитарного заряжания для перезарядки единственного барабана, рассчитанного на 20 унитарных выстрелов. Установка реализует все усовершенствования в 127-мм артиллерийской установке, которые были разработаны за последние 50 лет, начиная с 127-мм пушки с длиной ствола в 38 калибров.

В версии Мк 45 Mod. 1, выпущенной в 80-х гг., под палубные заряжающие механизмы были изменены, чтобы обеспечить быстрый выбор выстрела из нескольких типов боеприпасов, загруженных в барабан. Артиллерийская установка использовалась при обстреле берега в период участия военно-морских сил США в Ливане и показала себя исключительно надежной и легко обслуживаемой. До настоящего времени никакая другая страна пока не купила это оружие для своих кораблей, хотя она все еще находится в массовом производстве для военно-морских сил США, в том числе как главное артиллерийское вооружение для оборудованного «Иджисом» ракетного крейсера класса «Тикондерога» и ракетных эсминцев класса «Орли Берк».