Жизнь пигмеев в африке. Интересные факты о самом маленьком народе, которых вы не знали раньше. Крылатые ракеты России

Пигмеи бака населяют дождевые леса на юго-востоке Камеруна, на севере Республики Конго, в северном Габоне и на юго-западе Центрально-Африканской республики. В феврале 2016 года фотограф и журналист Сьюзан Шульман провела несколько дней среди пигмеев бака, сделав небольшой репортаж об их жизни.

Тропические дождевые леса — их природная среда обитания. Основные занятия — охота и собирательство, в этом гармоничном единении с природой они живут веками, и их мир определяется наличием леса. Племена пигмеев разбросаны по Африке на территории 178 млн гектаров.

Пигмеи отличаются от представителей других африканских племен своей миниатюрность — их рост редко превышает 140 см. На фотографии выше члены племени проводят традиционную охотничью церемонию.

Сьюзан Шульман заинтересовалась жизнью пигмеев бака после того как услышала о Луи Сарно — американском ученом, который вот уже 30 лет живет среди пигмеев бака в Центральной Африке, в дождевом лесу между Камеруном и Республикой Конго.

Луи Сарно женат на женщине из племени, все эти годы он изучает, помогает и лечит пигмеев бака. По его словам, половина детей не доживает и до пяти лет, и если бы он покинул племя хотя бы на год, то ему было бы страшно возвращаться, ведь многих друзей он не застал бы в живых. Луи Сарно сейчас чуть за шестьдесят, а средняя продолжительность жизни пигмеев бака — сорок лет.

Луи Сарно не только обеспечивает медикаменты, но занимается и другими вещами: выступает в роли учителя для детей, адвоката, переводчика, архивиста, писателя и летописца для сообщества из 600 пигмеев бака в селении Яндуби.

Луи Сарно приехал жить с пигмеями в середине 80-х, после того как однажды услышал их музыку по радио и решил поехать и записать еще этой музыки, как можно больше. И ни капли об этом не жалеет. Он имеет возможность регулярно навещать Америку и Европу, но всегда возвращается в Африку. Можно сказать, что в сердце Африки его привела песня.

Музыка пигмеев бака представляет собой похожее на йодлинг многозвуковое пение на фоне природных звуков тропического леса. Представьте многоголосие 40 женских голосов и барабанный ритм, отстукиваемый четырьмя мужчинами на пластиковых бочках.

Луи Сарно утверждает, что никогда раньше не слышал ничего подобного, и это божественно.

Их гипнотическая музыка обычно выступает прелюдией к охоте, так как племя поет, чтобы вызвать лесного духа по имени Боби и испросить у него дозволения поохотиться в его лесу.

Одетый в костюм из листье, «дух леса» дарует племени разрешение и благословляет тех, кто примет участие в завтрашней охоте. На снимке выше пигмей собирается идти на охоту с сетью.

Основу рациона племени составляет мясо обезьяны и голубого дукера — маленькой лесной антилопы, однако в последнее время этих животных в лесу становится все меньше и меньше. Виной тому браконьерство и лесозаготовки.

«Браконьеры охотятся по ночам, они пугают животных факелами и спокойно отстреливают их, пока те стоят парализованные страхом. Сети и стрелы пигмеев бака не могут конкурировать с огнестрельным оружием браконьеров.

Вырубка леса и браконьеры серьезно опустошают лес и очень вредят образу жизни пигмеев бака. Многие из этих браконьеров являются представителями соседней этнической группы банту, составляющей большинство населения в регионе», — рассказывает Сьюзан Шульман.

В результате постепенного истощения дождевых лесов, в которых живет племя бака, будущее их лесного дома находится под вопросом, так как непонятно, к чему все это приведет.

Исторически сложилось так, что племя банту считало пигмеев бака «недочеловеками» и подвергало дискриминации. В настоящее время отношения между ними улучшились, но некоторые отголоски прошлого все же дают о себе знать.

Поскольку традиционная жизнь пигмеев бака становится день ото дня сложнее и проблематичнее, молодому поколению приходится искать работу в городах, где главенствуют банту.

«Молодежь сейчас находится на острие перемен. Возможностей заработать для них крайне мало. Так как ресурсы леса в плане охоты истощаются, приходится искать другие возможности — а это обычно лишь временная работа на банту, которые предлагают, скажем, за пять дней охоты 1 доллар — да и то чаще всего забывают заплатить», — говорит Сьюзан.

Пигмеи (греч. Πυγμαῖοι — «люди величиной с кулак») — группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки.

Свидетельства и упоминания

Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время — в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера, у Геродота и Страбона).

В XVI—XVII вв. они под названием «матимба» упоминаются в описаниях, оставленных исследователями Западной Африки.

В XIX веке их существование подтверждено немецким исследователем Георгом Августом Швейнфуртом, русским исследователем В. В. Юнкером и др., обнаруживавших эти племена в тропических лесах бассейна рек Итури и Узле (различные племена под именами: акка, тикитики, обонго, бамбути, батва).

В 1929—1930 гг. экспедиции П. Шебеста описала пигмеев бамбути, в 1934—1935 исследователь М. Гузинде нашёл пигмеев эфе и басуа.

В конце XX века они проживают в лесах Габона, Камеруна, Центральноафриканской Республики, Конго, Руанды.

Наиболее древнее упоминание о пигмеях содержится в рассказе египтянина Хирхуфа, вельможи эпохи Древнего царства, который похвалялся, что ему удалось привезти из своего похода карлика для потехи молодого царя. Эта надпись относится к III тысячелетию до н. э. В египетской надписи карлик, привезенный Хирхуфом, назван днг. Название это сохранилось до наших дней в языках народностей Эфиопии: по-амхарски карлик называется денг, или дат. Древнегреческие писатели рассказывают всевозможные истории об африканских пигмеях, но все их сообщения носят фантастический характер.

Пигмеи ведут охотничий образ жизни. В хозяйстве пигмеев собирательство занимает, повидимому, первое место и определяет в основном питание всей группы. На долю женщин падает большая часть работы, так как добыча растительной пищи — дело женщин. Женщины всей совместно живущей группы ежедневно в сопровождении детей собирают вокруг своего лагеря дикорастущие корнеплоды, листья съедобных растений и плоды, ловят червей, улиток, лягушек, змей и рыб.

Пигмеи принуждены оставлять стоянку, как только в окрестностях лагеря съедены все пригодные растения и уничтожена дичь. Вся группа переходит в другую область леса, но странствует в пределах установленных границ. Эти границы известны всем и строго соблюдаются. Охота на чужих землях не допускается и может повести к враждебным столкновениям. Почти все группы пигмеев живут в тесном соприкосновении с высокорослым населением, чаще всего — с банту. Обычно пигмеи приносят в деревни дичь и лесные продукты в обмен на бананы, овощи и железные наконечники для копий. Все группы пигмеев говорят на языках своих высокорослых соседей.


Дом пигмеев из листьев и палок

Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окружающих народов негроидной расы. Что представляют собою пигмеи? Автохтонное ли это население Центральной Африки? Составляют ли они особый антропологический тип, или их происхождение есть результат деградации высокорослого типа? Таковы основные вопросы, составившие сущность пигмейской проблемы, одной из наиболее спорных в антропологии и этнографии. Советские антропологи считают, что пигмеи — это аборигены тропической Африки особого антропологического типа, самостоятельного происхождения.

Рост от 144 до 150 см для взрослых мужчин, кожа светло-коричневая, волосы курчавые, тёмные, губы сравнительно тонкие, крупное туловище, руки и ноги короткие, этот физический тип можно классифицировать как особую расу. Возможная численность пигмеев может составлять от 40 до 280 тысяч человек.

По внешнему типу к ним близки негритосы Азии, но генетически между ними имеются сильные различия.

И др.; ранее предположительно пигмейские языки

Религия

Традиционные верования

Расовый тип

Негрилльский тип большой негроидной расы


Пигме́и (греч. Πυγμαῖοι - «люди величиной с кулак») - группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки . Другое название африканских пигмеев - негрилли.

Свидетельства

Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время - в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера , у Геродота и Страбона).

Пигмеи в мифологии

Физический тип

У живущих восточнее бака народов эфе и суа , изначально рождаются маленькие дети - ограничитель роста включается во время внутриутробного развития. У бака дети рождаются нормальными, но в первые два года жизни дети бака растут заметно медленнее европейцев .

Род занятий

Пигмеи - жители лесов, лес для них - источник всего необходимого для жизни. Основные занятия - охота и собирательство . Пигмеи не изготавливают каменные орудия труда, ранее не умели добывать огонь (источник огня переносили с собой). Орудие охоты - лук со стрелами с металлическими наконечниками, причём эти наконечники часто отравлены. Железо выменивают у соседей.

Язык

Пигмеи обычно говорят на языках окружающих их народов - эфе , асуа , бамбути и др. В диалектах пигмеев есть некоторые фонетические отличия, но за исключением народа бака , пигмеи утратили родные языки .

Напишите отзыв о статье "Пигмеи"

Примечания

Литература

  • Патнем Э. Восемь лет среди пигмеев / Энн Патнем; С предисл. и под ред. Б. И. Шаревской ; Художник Б. А. Диодоров. - М .: Издательство восточной литературы , 1961. - 184 с. - (Путешествия по странам Востока). - 75 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • Культура, музыка и фотографии

Отрывок, характеризующий Пигмеи

– Др… или дура!… – проговорил он.
«И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой.
– А княгиня где? – спросил он. – Прячется?…
– Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении.
– Гм! гм! кх! кх! – проговорил князь и сел за стол.
Тарелка ему показалась не чиста; он указал на пятно и бросил ее. Тихон подхватил ее и передал буфетчику. Маленькая княгиня не была нездорова; но она до такой степени непреодолимо боялась князя, что, услыхав о том, как он не в духе, она решилась не выходить.
– Я боюсь за ребенка, – говорила она m lle Bourienne, – Бог знает, что может сделаться от испуга.
Вообще маленькая княгиня жила в Лысых Горах постоянно под чувством страха и антипатии к старому князю, которой она не сознавала, потому что страх так преобладал, что она не могла чувствовать ее. Со стороны князя была тоже антипатия, но она заглушалась презрением. Княгиня, обжившись в Лысых Горах, особенно полюбила m lle Bourienne, проводила с нею дни, просила ее ночевать с собой и с нею часто говорила о свекоре и судила его.
– Il nous arrive du monde, mon prince, [К нам едут гости, князь.] – сказала m lle Bourienne, своими розовенькими руками развертывая белую салфетку. – Son excellence le рrince Kouraguine avec son fils, a ce que j"ai entendu dire? [Его сиятельство князь Курагин с сыном, сколько я слышала?] – вопросительно сказала она.
– Гм… эта excellence мальчишка… я его определил в коллегию, – оскорбленно сказал князь. – А сын зачем, не могу понять. Княгиня Лизавета Карловна и княжна Марья, может, знают; я не знаю, к чему он везет этого сына сюда. Мне не нужно. – И он посмотрел на покрасневшую дочь.
– Нездорова, что ли? От страха министра, как нынче этот болван Алпатыч сказал.
– Нет, mon pere. [батюшка.]
Как ни неудачно попала m lle Bourienne на предмет разговора, она не остановилась и болтала об оранжереях, о красоте нового распустившегося цветка, и князь после супа смягчился.
После обеда он прошел к невестке. Маленькая княгиня сидела за маленьким столиком и болтала с Машей, горничной. Она побледнела, увидав свекора.
Маленькая княгиня очень переменилась. Она скорее была дурна, нежели хороша, теперь. Щеки опустились, губа поднялась кверху, глаза были обтянуты книзу.
– Да, тяжесть какая то, – отвечала она на вопрос князя, что она чувствует.
– Не нужно ли чего?
– Нет, merci, mon pere. [благодарю, батюшка.]
– Ну, хорошо, хорошо.
Он вышел и дошел до официантской. Алпатыч, нагнув голову, стоял в официантской.
– Закидана дорога?
– Закидана, ваше сиятельство; простите, ради Бога, по одной глупости.
Князь перебил его и засмеялся своим неестественным смехом.
– Ну, хорошо, хорошо.
Он протянул руку, которую поцеловал Алпатыч, и прошел в кабинет.
Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге.
Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты.
Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль.
Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.

13.4.1. Пигмеи

Общие сведения. Пигмеи действительно маленького роста: взрослые мужчины – 144–148 см., женщины – 130–135 см. Живут они небольшими общинами. Три тысячи лет назад пигмеи населяли всю Центральную Африку. Под натиском банту они отступали все дальше в джунгли и ныне разбросаны в виде островков на огромной территории влажного тропического леса. Общая их численность 150–200 тыс. человек. Пигмеи делятся на десять племенных групп, отличающихся обычаями, способами добычи пищи и языком. Своего языка у пигмеев нет; язык они заимствовали у соседей банту.

Хозяйство и быт. Пигмеи живут в лесах охотой и собирательством. Они не умеют выделывать каменные орудия и выменивают железо у соседей банту. Не умели они и добывать огонь и до недавнего времени носили с собой тлеющие головешки. Охотятся пигмеи с собаками, используя лук с отравленными стрелами. Рыбу ловят, отравляя воду растительными ядами. Живут в небольших деревнях, на полянах и просеках. Хижины, а скорее шалаши, высотой около 1 м, и диаметром 1,5–2,5 м. сплетают из гибких прутьев и покрывают корой. Очаг расположен перед хижиной. Одежда мужчин и женщин состоит передника. Материю получают из коры фигового дерева. Луб коры вымачивают и отбивают на манер полинезийской тапы. В настоящее время многие пигмеи носят дешевые платья и шорты, вымениваемые у банту. У каждой пигмейской семьи есть своя семья земледельцев банту, которым они обязаны по традиции помогать в работе на поле, носить мясо и мед. А те взамен дают им овощи, ткани, соль, ножи и наконечники копий.

В наибольшей чистоте сохранили оригинальную культуру пигмеи мбути, живущие на северо-востоке Демократической Республики Конго в лесах бассейна реки Итури. У мбути и у других пигмеев, нет племенной организации, а существуют лишь общины. По языку и способам охоты они делятся на три группы: эфе, суа, и ака. Эфе охотятся с луками; суа, и ака - с сетями. Эфе охотятся с луками группами в пять – шесть человек: охота в одиночку малопродуктивна. Раз в год устраивают охоту загоном – бегбе; в ней принимает участие вся община, в том числе женщины и дети. Каждый женатый мужчина выставляет сеть длиной от 9 до 30 м. Сети, соединенные одна с другой, расставляют на земле полукругом. Общая длина полукруга около 900 м. Женщины и дети криками гонят животных в сети.

Пища. Добыча охотников, как правило, небольшие животные – антилопы дукеры и обезьяны. Охота редко бывает неудачной, и кусок мяса, хотя и небольшой, каждому члену общины гарантирован. Но пигмеи не боятся нападать и на лесных слонов. Они охотятся на слонов с луком и копьями, как это делали люди палеолита. Добыть слона – редкая удача, ее не забывают годами. Хранить мясо пигмеи не умеют, но выменивают мясо и другие дары леса на полезные в хозяйстве вещи у соседей – земледельцев банту.

Женщины и дети пигмеев занимаются собирательством. Женщины работают по 10–16 часов в сутки. Они знают все съедобные растения, без труда распознают их. Собирают грибы, коренья, орехи, ягоды, фрукты, съедобные листья. Собирают дикий мед – главный продукт для обмена с банту. В сборе меда участвуют и мужчины. Мясо составляет менее 30 % рациона пигмеев, 70 % дают собирательство и овощи с огородов банту. Мед дает около 14 % калорий в пище. При распределении мяса учитывается вклад охотника, убившего дичь или владельца собаки, но какую-то долю мяса получает каждый член общины. Раньше пигмеи жарили мясо над костром или запекали в углях, теперь используют котелки и сковородки. Пигмеи также едят съедобные личинки насекомых, опалив в углях щетинки и пересыпав травами. Еду подают на больших листьях. Все пигмеи – мужчины и женщины, курят марихуану (коноплю).

Семья и брак. У пигмеев нет вождей и совета старейшин, хотя учитывается возраст и авторитет члена общины. Мнение мужчин значит больше, чем женщин, ведь они добытчики высоко ценимого пигмеями мяса. Но положение женщин нельзя назвать приниженным; они даже допускаются в секретное общество торе. Женщины участвуют также в обрядах злима – посвящению девушек, достигших половой зрелости. Пигмеи берут жен из других общин. Община невесты получает за нее выкуп от общины жениха, ведь она теряет рабочую силу. Замужняя женщина поддерживает контакт с родной общиной на протяжении всей жизни. Вдова вправе вернуться в общину родителей вместе с маленькими детьми. Семья состоит из мужа и одной, реже (в 5 % случаев) нескольких жен, и неженатых детей. Обычно каждая семья занимает в стойбище хижину. Если у пигмея несколько жен, они живут в отдельных хижинах. У пигмеев наблюдается нехватка женщин: их соседи и «покровители» банту охотно берут в жены пигмеек, при этом, не платя выкупа. К таким бракам мужчины пигмеи относятся отрицательно: сами банту своих девушек за пигмеев не выдают.

Пигмеи сегодня. Пигмеи безобидны и не замечены в каннибализме. Напротив, они сами являются дичью для людоедов. И не в прошлом, а в наши дни, после свержения колониального ига. Поедают пигмеев не соседи земледельцы, а скрывающиеся в лесах солдаты-мятежники и прочие партизаны. Революционеры обращают пигмеев в рабство, насилуют женщин, а мужчин заставляют ходить на охоту и приносить добычу. Если не хватает мяса, они съедают пигмеев (и мирных банту). В Конго были посланы представители ООН, но они мало что могут сделать. В 2003 г. пигмей Амузати Нзоли рассказал, что наблюдал, прячась в кустах, как повстанцы Движения Освобождения Конго убили и зажарили на костре его шестилетнего племянника. Перед этим они разгромили стоянку пигмеев и всех там перебили. Нзоли был тогда на охоте, и когда вернулся, ему осталось лишь бессильно наблюдать за событиями. «Они даже посыпали солью мясо, как будто людоедство было для них обычным делом», – с возмущением сказал Нзоли. Пигмей в ужасе убежал и не знает, что случилось с телами других погибших.

Пигмеи (греч. Πυγμαῖοι — «люди величиной с кулак») — группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки.

Свидетельства и упоминания

Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время — в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера, у Геродота и Страбона).

В XVI—XVII вв. они под названием «матимба» упоминаются в описаниях, оставленных исследователями Западной Африки.

В XIX веке их существование подтверждено немецким исследователем Георгом Августом Швейнфуртом, русским исследователем В. В. Юнкером и др., обнаруживавших эти племена в тропических лесах бассейна рек Итури и Узле (различные племена под именами: акка, тикитики, обонго, бамбути, батва).

В 1929—1930 гг. экспедиции П. Шебеста описала пигмеев бамбути, в 1934—1935 исследователь М. Гузинде нашёл пигмеев эфе и басуа.

В конце XX века они проживают в лесах Габона, Камеруна, Центральноафриканской Республики, Конго, Руанды.

Наиболее древнее упоминание о пигмеях содержится в рассказе египтянина Хирхуфа, вельможи эпохи Древнего царства, который похвалялся, что ему удалось привезти из своего похода карлика для потехи молодого царя. Эта надпись относится к III тысячелетию до н. э. В египетской надписи карлик, привезенный Хирхуфом, назван днг. Название это сохранилось до наших дней в языках народностей Эфиопии: по-амхарски карлик называется денг, или дат. Древнегреческие писатели рассказывают всевозможные истории об африканских пигмеях, но все их сообщения носят фантастический характер.

Пигмеи ведут охотничий образ жизни. В хозяйстве пигмеев собирательство занимает, повидимому, первое место и определяет в основном питание всей группы. На долю женщин падает большая часть работы, так как добыча растительной пищи — дело женщин. Женщины всей совместно живущей группы ежедневно в сопровождении детей собирают вокруг своего лагеря дикорастущие корнеплоды, листья съедобных растений и плоды, ловят червей, улиток, лягушек, змей и рыб.

Пигмеи принуждены оставлять стоянку, как только в окрестностях лагеря съедены все пригодные растения и уничтожена дичь. Вся группа переходит в другую область леса, но странствует в пределах установленных границ. Эти границы известны всем и строго соблюдаются. Охота на чужих землях не допускается и может повести к враждебным столкновениям. Почти все группы пигмеев живут в тесном соприкосновении с высокорослым населением, чаще всего — с банту. Обычно пигмеи приносят в деревни дичь и лесные продукты в обмен на бананы, овощи и железные наконечники для копий. Все группы пигмеев говорят на языках своих высокорослых соседей.


Дом пигмеев из листьев и палок

Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окружающих народов негроидной расы. Что представляют собою пигмеи? Автохтонное ли это население Центральной Африки? Составляют ли они особый антропологический тип, или их происхождение есть результат деградации высокорослого типа? Таковы основные вопросы, составившие сущность пигмейской проблемы, одной из наиболее спорных в антропологии и этнографии. Советские антропологи считают, что пигмеи — это аборигены тропической Африки особого антропологического типа, самостоятельного происхождения.

Рост от 144 до 150 см для взрослых мужчин, кожа светло-коричневая, волосы курчавые, тёмные, губы сравнительно тонкие, крупное туловище, руки и ноги короткие, этот физический тип можно классифицировать как особую расу. Возможная численность пигмеев может составлять от 40 до 280 тысяч человек.

По внешнему типу к ним близки негритосы Азии, но генетически между ними имеются сильные различия.