Уста Истины в Риме – древнейший детектор лжи. Что такое Уста истины? История и легенды

Адрес: Италия, Рим, базелика Санта-Мария-ин-Космедин
Датируется: I веком н. э
Диаметр: 1,75 м
Координаты: 41°53"17.7"N 12°28"53.5"E

Если рассматривать самые популярные среди туристов достопримечательности Рима, то из них просто-таки необходимо выделить Уста истины, которые можно без особого труда найти на площади, носящей название Piazza della Bocca della Verita , что в переводе на русский язык означает «Площадь Уст истины».

Это, несомненно, одно из самых мистических мест столицы Италии . Дело все в том, что и в настоящий момент не каждый гость «вечного города» решится на прохождение теста на самом древнем «детекторе лжи». Да-да, Уста истины считаются самым первым в истории человечества детектором, который каким-то особым и «непонятным» образом проверял, правду ли говорит человек, или же, он попросту лжет. Уста сообщали о том, что перед ними лжец довольно оригинальным и жестоким способом: они откусывали человеку, говорившему неправду, руку.

Уста истины - это мраморная, довольно страшная маска с широко открытым ртом, диаметр которой составляет 1 метр и 75 сантиметров. Ученые до сих пор не могут определить, в какое время и каким скульптором был создан этот лик. К слову, до сих пор неясно, кому именно принадлежит лицо, которое наводило ужас на римлян, живших в средневековые времена. С 17-го века маску поместили в портике «римского» храма, возведенного греками, носящего название церковь Святой Марии ин Космедин. Не лишним будет отметить, что название церкви произошло от названия одного из кварталов великого Константинополя. Правда, согласно исследованиям археологов удалось выяснить, что маска была высечена еще в IV веке до нашей эры.

По мнению большинства историков, Уста истины - это изображение языческого божества, которое в I веке уже нашей эры предприимчивые римляне приспособили под фонтан или канализационный (!) люк. Это вполне мог быть бог, всем хорошо известной реки Тибр или Меркурий. В те далекие времена никаких упоминаний об ужасающих Устах истины не было. Уже после того, как маска стала постоянно исполнять «возложенную на нее миссию», было решено, что Уста истины - есть не что иное, как изображение лика Эрколя Победителя . Именно этот герой из романских мифов прославился своей ненавистью к плутам: он, не колеблясь, откусывал руки у лжецов.

Как уже говорилось выше, в XVII веке лик, который наводил ужас на всех без исключения жителей Рима, из безобидного фонтана или канализационного люка превратился в портике церкви Святой Марии ин Космедин в беспощадного судью. Стоит только представить, что творилось в умах жителей «вечного города», когда они вспоминали об Устах истины. Церковь находилась совсем рядом с городским рынком, поэтому к Устам истины зачастую приводили местных торговцев или воров. Не так уж и редко у жестокого лика с широко раскрытым ртом бывали и женщины, которые подозревались своими мужьями в измене. После того, как «подозреваемый» во лжи говорил свою версию происходящего или уже произошедшего, он засовывал в Уста истины руку. Современному туристу сложно в это поверить, но довольно часто лжец (а может, и нет) начинал истошно кричать, и вытаскивал из пасти окровавленный обрубок руки: кисть человека, сказавшего неправду, «навечно» оставалась в пасти бывшего фонтана или канализационного люка - кому как нравится…

По сохранившимся до наших дней документам, которые, естественно, в Средневековье хранились за «семью печатями», удалось выяснить, что за Устами истины находился палач, он то и рубил топором руку лжецу . Только не совсем понятно, кто именно принимал решение о том, лжет человек или, все же, говорит правду. Детям в те времена их родители рассказывали страшные истории об Устах истины и приучали таким образом говорить только правду. Но страх навечно поселялся в душе, и большинство воришек, лжецов или жен, изменивших своему законному супругу, еще по дороге к злобной маске исповедовались во всех смертных грехах: настолько сильно укрепилась вера у римлян в то, что Уста правды не прощают людей, уклоняющихся от истины.

Уста истины - хит среди современных туристов

Гости Рима стараются обязательно посетить эту мистическую достопримечательность. Особенно, в первую очередь к ней стремятся многочисленные путешественники из Японии , так как именно в туристических проспектах этой страны наибольшее внимание уделяется Устам истины. Наверное, если бы не специальная табличка, разрешающая сделать только один снимок, установленная рядом с маской, добраться до нее и запечатлеть себя на фоне Средневекового «детектора лжи», было бы практически невозможно. Как известно, Рим считается одним из самых посещаемых городов Старого Света , и очереди из туристов к различным достопримечательностям «вечного города» поистине огромны. Не являются исключением и Уста истины в Риме: практически каждый, кто приехал в Рим, считает своим долгом сфотографироваться у маски, да еще и с засунутой в ее пасть рукой. Наверное, тем самым наши современники пытаются доказать, что скрывать им абсолютно нечего.

Уста истины в Риме стали известны во всем мире еще давно, но особую популярность они получили благодаря кинематографу . Сцена из фильма «Римские каникулы» до сих пор считается одной из самых запоминающихся. Тогда в съемках были задействованы актеры Грегори Пек и Одри Хепберн. По сценарию Пек засовывает руку в пасть Уст истины. Актер тогда решил подшутить над своей партнершей и, истошно закричав, высунул руку, кисть которой спрятал в рукаве пиджака. Видимо, Одри Хепберн была особой впечатлительной, и она настолько испугалась, что чуть было не лишилась чувств прямо на съемочной площадке. Режиссер бурно аплодировал Грегори Пеку, а Хепберн еще долго приходила в себя после пережитого. Эта сцена не была вырезана из фильма и признана самой впечатляющей, ведь так сыграть ужас, наверное, не смог бы никто.

Если турист приехал в Рим и обязательно решил посетить Уста истины, ему следует посетить вышеуказанную церковь Святой Марии ин Космедин. В любом путеводителе подробно описывается, как добраться до этой достопримечательности. Да и самому найти ее не составит особого труда: она расположена между Тибром и Цирком под названием Максимус . Любой итальянец укажет правильный путь. Однако перед посещением Уст истины следует учесть, что простоять в очереди к ним придется довольно долго, поэтому посещение других достопримечательностей придется отложить на другой день. Зайти в церковь Святой Марии ин Космедин можно в любой день. Ее двери открыты для гостей с 9-00 до 18-00. Правда, нельзя забывать и о сиесте, которая продолжается с 13-00 до 15-00.

Если нет желания или времени выстаивать огромную очередь, увидеть Уста истины можно на многочисленных игровых автоматах. Считается, что они открывают клиенту казино правду и помогают ему получить баснословный выигрыш. Но это, конечно же, вымысел, лучше увидеть настоящий старинный и страшный лик собственными глазами.

Базилика Санта-Мария-ин-Космедин в которой находятся Уста истины

Уста истины - достопримечательность необычная: с виду обычная плита с изображением неизвестного античного божества, однако, благодаря средневековой легенде и голливудскому фильму, каменная маска стала весьма популярным туристическим аттракционом Рима.

Сделаны «Уста истины» из светлого мрамора, который доставляли в Рим из Фригии (территория нынешней Турции). Этот материал был распространен у древнеримских скульпторов. Рельеф, изображающий мужское лицо, имеет диаметр почти два метра и весит больше тонны. Установить имя мастера и точную дату изготовления диска ученые не смогли. Предположительно, ему 2200-2400 лет.

Доподлинно неизвестно кто именно изображен на маске - то ли бог реки Тибр, то ли Тритон. Предназначение ее тоже до конца непонятно: очевидно, что плита была как-то связана с водоснабжением или канализацией, но чем конкретно она была - канализационным люком, водостоком или еще чем-то - неясно. К слову, похожий диск можно встретить у входа в Апельсиновый сад на Авентине, где он служит декоративным элементом фонтана.

Если в Древнем Риме Уста истины выполняли сугубо утилитарные функции(будучи канализационным люком), то во времена раннего Средневековья, когда диск поставили вертикально, он вдруг приобрел мистические свойства. Об устрашающем мраморном «лице» стали рассказывать невероятное: если человек, замешанный в обмане, просунет руку в рот маски, он тут же ее лишится. В качестве детектора лжи рельеф неизвестного бога в Риме был известен уже в XII веке - он упомянут в одном из путеводителей тех лет. К XV веку за ним окончательно закрепилось звание «Уста истины».

Римляне эпохи Средних веков искренне верили в способность маски определять ложь. Подобные легенды в то время были чрезвычайно распространены и не вызывали сомнений - в разных уголках Европы встречались похожие инструменты выявления обмана, правда, в их роли чаще всего выступала фигура льва с раскрытой пастью. Такой сюжет, например, можно увидеть на картине Лукаса Кранаха (XVI век), которая так и называется - «Уста истины».

На полотне Лукаса Кранаха изображена сцена с дамой, которую супруг заподозрил в измене. Для выяснения обстоятельств женщину привели к «Устам истины», но она схитрила - договорилась с любовником, чтобы он под видом безумца пришел на площадь и прилюдно обнял ее. С сумасшедшего не стали строго взыскивать за дерзкий поступок, зато после этого подозреваемая могла с чистой совестью заявить, что ее тела не касался ни один мужчина, кроме мужа и этого безумца из толпы.

Вторая причина, почему люди верили в легенду - убедительные факты. Историки считают, что, скорее всего, за маской прятался палач, который действительно рубил кисти рук. Рядом с площадью, где установлен мраморный диск, когда-то был рынок, откуда к маске часто приводили на проверку уличных воришек и торговцев, подозреваемых в обмане. Возможно, для устрашения лжецов и жуликов всех мастей власти города на самом деле прибегали к показательным казням.

Церковь, во дворе которой находятся Уста Истины

В XX веке никто, разумеется, уже не воспринимал всерьез миф о распознании лжи каменным истуканом. «Уста истины», наверное, так и остались бы одним из античных артефактов, которых слишком много в Риме, чтобы уделять внимание каждому. Но вышедший в 1953 году фильм «Римские каникулы», не позволил изваянию оставаться в забвении: маленький эпизод, где маска якобы откусила руку Грегори Пеку, моментально прославил «Уста истины». Посмотрев фильм, туристы из Европы и США непременно желали сфотографироваться с известной скульптурой. К диску по сей день выстраиваются очереди.

Кстати, знаменитая сцена в «Римских каникулах» - розыгрыш Грегори Пека: он решил подшутить над впечатлительной Одри Хепберн и сделал вид, будто скульптура откусила ему кисть. Актриса на секунду поверила и испугалась. Так что эмоции Одри в кадре - настоящие.


Как найти «Уста истины» в Риме

Сделать это нетрудно: маска установлена у стены церкви Санта-Мария-ин-Космедин (Santa Maria in Cosmedin) на площади, которая называется соответственно - Площадь Уст истины (Piazza della Bocca della Verita). Посещение этой достопримечательности стоит совместить с прогулкой по Апельсиновому саду и Большому цирку, которые находятся поблизости.

Самому первому детектору лжи уже больше 2000 лет. Не верите? И абсолютно напрасно! Ещё средневековые супруги заставляли своих благоверных засовывать руки в Уста Истины, чтобы узнать, хранят ли они верность мужьям.

Удивительный Рим… Вряд ли найдётся на планете другой такой город, где вам захочется сфотографироваться с крышкой канализационного люка. А в городе на семи холмах вы не только сделаете это с удовольствием, но и отстоите ради сего действа огромную очередь. И это – не шутка! Представляем вашему вниманию Уста Истины в Риме– самый древний детектор лжи и настоящий «ночной кошмар» для неверных средневековых дам.

Римские Уста Истины в фас и в профиль

Хотя la Bocca della Verita и имеют тысячелетнюю историю «за плечами», настоящая популярность пришла к «правдолюбивому рту» только во второй половине XX века после выхода на экраны картины «Римские каникулы» с Одри Хепберн в главной роли. Это сегодня каменный рот является одной из самых растиражированных и фотографируемых достопримечательностей столицы, а ещё несколько столетий назад близкое знакомство с Устами Истины грозило потерей руки.

Сказать, что, отправившись осматривать Уста, вы не увидите ничего особенного, значит, не сказать ничего. Ни поражающими воображение размерами, ни изобретательностью архитектуры, ни изощрённостью скульптуры, которыми славились итальянские строители всех времён, Уста Истины похвастаться не могут. Пожалуй, их главное достоинство – возраст. А в остальном – это лишь круглая плита из мрамора, весящая более тонны, диаметром 1,75 метра, изображающая маску. Причём, чью именно маску, сейчас доподлинно неизвестно. Одна версия указывает на героя романской мифологии Эрколя Победителя, вторая – на главного бога-олимпийца Зевса, третья – на бога Океана Тритона. К тому же, историки не отрицают и возможности того, что мраморная маска – это собирательный образ оракула или фавна.

О местоположении

Найти римские Уста Истины достаточно просто: они разместились на площади с одноименным названием Piazza della Bocca della Verita слева под портиком у
церкви Санта-Мария-ин-Космедин . Данный храм был построен греками ещё в VI веке и назван в честь одного из кварталов Константинополя. Обычно туристы осматривают здесь фрагмент мозаики 706 года, привезенный из , полотна живописцев VIII – XII веков, алтарь из красного гранита в готическом стиле , канделябр, изготовленный в XIII веке, и 7-этажную колокольню, украшенную цветной майоликой. Но больше всего приезжих интересуют именно Уста Истины, появившиеся здесь в XVII веке и грозящие откусить руку всякому лжецу.

История и легенды

Первые упоминания об Устах Истины историки нашли уже в первом путеводителе по Риму для пилигримов Mirabilia Urbis Romae, датированном XI веком. В нём приезжим сообщали о магических способностях Уст и предостерегали о том, что всякий лжец и прелюбодей рискует лишиться здесь руки.

Возраст этого, можно сказать, первого детектора лжи более чем почтенный – почти 24 столетия. Но изготовлена маска древними римлянами была вовсе не для того, чтобы наказывать преступников и устанавливать истину. Несмотря на то, что древние жители Рима поклонялись богам, отношение между ними оставались весьма демократичными. Римляне не считали кощунственным попросить у богов помощи в отправлении естественных потребностей или украсить ликами верховных божеств стоки канализационных каналов. Такой вот декоративной крышкой сточной шахты Большой Клоаки, предшественницы , а, попросту говоря, канализационным люком и служил в первые века своего существования мраморный диск с пророческими устами. То есть, был он вещью, несомненно, нужной и полезной, но интереса для приезжих не представляющей.

Гораздо большую популярность приобрели Уста Истины уже после того, как были установлены вертикально. Сначала диск располагался рядом с храмом на торговой площади, где «кормилось» немало воришек. Считается, что за мраморной плитой в средние века прятался палач, выполнявший роль «божественного правосудия» и отсекавший руки преступникам.

Со временем, сюда стали приходить мужья, подозревающие супруг в неверности. Легенды о справедливых устах распространились на всю Европу. Одну из них запечатлел на своём полотне 1534 года «Уста истины» Лукас Кранах Старший. Хотя женщина на картине вкладывает руку в разинутую пасть чудовища, напоминающего льва, в остальном детали указывают на то, что художник изобразил именно римские Уста Истины.

Предание гласит: одному важному сановнику донесли, что его супруга изменяет ему с молодым любовником. Приведённая на площадь женщина уже собиралась вложить руку впасть, как из толпы выскочил молодой человек и начал обнимать даму. Его вид был настолько безумный, что никто из зрителей не сомневался в его сумасшествии. Когда же к женщине обратились с вопросом: «Изменяла ли она своему мужу?», она ответила: «Моё тело знает руки только двоих мужчин: мужа и этого безумца». А ведь безумец-то и был её любовником!

Заметьте, увидеть Уста Истины можно не только в столице Италии. Мраморная плита с открытым ртом нынче настолько растиражирована, что столкнуться с ней можно почти в каждом крупном городе мира. Ничего необычного в ней давно нет. И, тем не менее, редкий семейный альбом побывавших в Риме путешественников не содержит фото с правдивыми устами.

Вот и вы, будучи на Авентине неподалёку церквушки Санта-Мария-ин-Космедин, не поленитесь сунуть руку слева под портик и, конечно же, улыбнуться на камеру, ведь «ужасные» Уста Истины в Риме больше не кусаются.

В 1485 году за этой мраморной римской плитой с изображением то ли Тритона, то ли оракула, а может быть, Фавна прочно закрепилось название Bocca della verita. Эта крышка канализационного люка возрастом более 2000 лет находится в портике античной церкви Санта-Мария-ин-Космедин в Риме. Она стала символом города, "детектором лжи" и самым популярным кадром в фотоколлекциях иностранных туристов. Что говорят легенды о ней?

Уже в первых редакциях самого старого римского путеводителя для пилигримов Mirabilia Urbis Romae (XI в.) Уста истины упомянуты как обладающие магическим свойством предсказания и способностью предугадывать ложь. Что касается практического предназначения этого мраморного диска с ликом бородатого существа, ученые не сомневаются, что в древности это была крышка сточной шахты для отвода дождевой воды в Клоаку (Cloaca Maxima). В богатых кварталах Рима эти люки из камня или мрамора часто украшали барельефами див. Поскольку улицы в древнем Риме имели наклон типа ослиного горба (выше в центре и ниже в краях для естественной очистки во время дождя), люки подобных размеров использовались повсеместно. Диаметр этого люка 175 см, а вес - 1300 кг.

Римляне поклонялись богам, но их отношение к божествам было более демократичным. Римляне не считали кощунством просить у богов помощи в лучшем переваривании пищи или при отправлении естественных нужд. Барельефы и скульптуры богов встречались везде, даже в уборных. Однако Уста истины приобрели магическую привлекательность лишь после того как их установили в вертикальном положении. Сначала диск находился рядом с церковью, затем его перенесли в портик. Мы не знаем, кто первый отважился засунуть руку в отверстие и что при этом произошло, но молва прокатилась по городу, набирала силу (не без участия представителей церкви) и за несколько лет камень с личиной древнего божества превратился в своеобразный детектор лжи и более всего - супружеской измены. Средневековый трибунал, судя по слухам, располагал за маской инквизитора с мечом, который иногда вершил правосудие перед многолюдной публикой, отрубая лжецу кисть руки.

Подобные легенды распространялись во всей Европе. Одну из них воспроизвел немецкий живописец Кранах Старший в картине Уста истины (1534 г.). Правда, на картине женщина, подозреваемая в супружеской измене, вынуждена вложить руку в каменную пасть чудовища, похожего на льва. Есть мнение, что статуя была настоящим механизмом, изобретенным римском магом. Так или иначе, легенды сходятся в некоторых деталях.

Известному городскому сановнику донесли, что его супруга тайно встречается с молодым любовником. Дабы пресечь слухи и добиться справедливого возмездия было решено, что подозреваемая в измене супруга должна пройти проверку Устами истины. В момент, когда женщина вкладывала руку в пасть (уста), вдруг из толпы подбежал молодой человек с видом сумасшедшего, заключил ее в объятия и...поцеловал. На картине (слева, кликните!) молодой человек очень похож на старого супруга и позволяет себе щупать замужнюю женщину. Поскольку бытовало мнение, что с сумасшедшего все взятки гладки, к женщине обратились с гневным вопросом: позволяла ли она кому-либо другому обнимать и целовать себя? Овладев волнением, женщина нашла верный двусмысленный, но правильный ответ: "Клянусь, что никто не касался меня, кроме моего мужа да этого сумасшедшего, которого вы видите." Мнимый сумасшедший и вправду был ее любовником...

Уста истины сегодня являются аттракцией . Игровой ритуал проверки интересно наблюдать прохожим и туристам в длинной очереди у портика.

Дежурно-шуточный совет Редакции: Проверьте, но не очень верьте!

Бокка делла верита на карте Рима

Как добраться до церкви Санта-Мария-ин-Космедин в Риме

Адрес : Via della Greca, 1, 00186 Roma, Италия

Автобусы : от вокзала Рома Термини авт. 101, 64 или 40 - до площади Венеции. Оттуда авт. 160 в направлении Rufino. Остановка напротив церкви. Можно также спуститься пешком по улице Via del teatro di Marcello (8 мин. ходьбы).

Bocca della Verità

Одним из интересных мест для посещений в Риме является церковь Санта-Мария-ин-Космедин (Santa Maria in Cosmedin) со знаменитыми «Устами истины».

Уста истины (Bocca della Verità) - это древнее изображение, вырезанное в круглой мраморной плите. Ученые считают, что хмурому лику повелителя морей и океанов, Тритону, около 2200 лет.

Из Википедии:

«Уста истины» (итал. Bocca della Verità ) - античная круглая мраморная плита с изображени­ем маски Тритона (или Океана), датируемая IV веком до н. э. и расположенная с XVII века в портике церкви Санта-Мария-ин-Космедин в Риме. Маска достигает 1,75 м в диаметре, возможно, служила люком Большой Клоаки или частью фонтана. В Средние века уста считались своего рода детектором лжи: если лжец положит руку в приоткрытый рот, божество откусит её.

«Уста истины» стали широко известны и популярны после фильма «Римские каникулы» с Грегори Пеком и Одри Хепбёрн.

Конечно, начитавшись различных легенд по этому поводу, и посмотрев неоднократно фильм, нам тоже захотелось увидеть это чудо (или чудище) своими глазами.

Церковь расположена на левом берегу реки Тибр, на месте античных римских построек на площади с одноименным названием.

Как добраться – практическая информация для ленивых

Адрес: Piazza della Bocca della Verità, 18

Автобус: №51,81,85,87,118,160,628,715,С3 (остановка Greca),

№44,83,160,170,716,781,С3 (остановка Bocca della Verità),

№23,280 (Lungotevere Aventino).

На метро: линия В, станция Большой Цирк (Circo Massimo).

Лучше всего по центру Рима гулять пешком, поэтому я предлагаю короткий и простой пешеходный маршрут от Колизея

Проходим под триумфальной аркой Константина до цирка, поворачиваем направо, и вскоре перед нами мы увидим колокольню церкви Санта Мария ин Космедин. Храм был основан греческой общиной и воздвигнут в VI веке. Греческая церковь получила название "ин Космедин" по имени одного из кварталов Костантинополя.

Колокольня церкви одна из самых высоких в столице Италии и достигает высоты 7 этажей. Колокол появился в здании только в 12 столетии.

Позже к постройке пристроили портик, где ныне находится одна из самых интересных достопримечательностей Санта Мария ин Космедин – это античный артефакт “Уста истины”. Происхождение этого объекта покрыто толстым слоем таинственности и до сих пор волнует многих историков.

По мнению специалистов, прародитель детектора лжи был изобретен еще в эпоху Средневековья, во время разгула инквизиции, и имел весьма красноречивое название «Уста истины». По форме это был большой мраморный диск, воплощавший лик языческого божества (некоторые ученые склоняются к тому, что на нем изображен Эрколь Победитель).

Этот скульптурный диск появился еще в четвертом веке до н.э. как украшение, но только в XVII столетии стал использоваться как «Уста истины». Никто из историков так и не сумел разгадать, каким образом эта скульптура оказалась в церкви Санта-Мария-ин-Космедин в Риме, но зато хорошо известен тот факт, что люди, жившие в средние века, нисколько не сомневались в том, что «Уста истины» покарают виновного и оправдают невинного. Процедура была простой, хотя и поражала своей жестокостью: солгавший лишался руки, которую надо было засунуть внутрь мистического лика. Темные, суеверные люди даже не догадывались, что все было намного проще, чем они себе представляли: за страшным ликом «Истины» стоял палач, готовый по сигналу отсечь руку подозреваемому… Такова история прибора, которому специалисты и по сей день не могут дать однозначную оценку…

Подобные легенды распространялись во всей Европе. Одну из них воспроизвел немецкий живописец Кранах Старший в картине Уста истины (1534 г.). Правда, на картине женщина, подозреваемая в супружеской измене, вынуждена вложить руку в каменную пасть чудовища, похожего на льва. Есть мнение, что статуя была настоящим механизмом, изобретенным римском магом. Так или иначе, легенды сходятся во многих деталях.

В наши дни перед изображением выстраивается целая очередь из туристов, которые желают положить руку в рот Эрколя.

Мы с Таней такую проверку прошли чуть ранее в Токио. Там тоже есть «Уста истины», изготовленные по образцу и подобию римского оригинала.

Как видите, я спокоен, говорю правду, и с моей рукой ничего не случилось!

Тане повезло меньше. Покусал ее Эрколь за левую руку…..

В Риме с нами было все в порядке. До этого утром в Ватикане Папа Римский отпустил нам все грехи, поэтому нам нечего было бояться.

Я с удовольствием наблюдал и фотографировал смельчаков, которые решались на такую проверку. Наконец, попался лгунишка.

Возможно, кто-то изнутри потянул китайца за руку, но он не на шутку испугался

Выводы: кто хочет проверить себя на детекторе лжи, настоятельно рекомендую посетить в Риме Bocca della Verità

Апрель, 2016

"Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию"

Джузеппе Верди

Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: "ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ"


ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ

Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:

Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.

Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.

Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.

В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.

Цена книги 100 рублей