Олег Меньшиков: за что ругали «покровского пленника. Олегу Меньшикову стукнуло полвека! Он сам-то девушками интересовался

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Это один из самых закрытых российских актеров, о нем ходит масса слухов

Сам он домыслы никак не комментирует, предпочитая хранить упорное молчание и заниматься делом - радовать поклонников новыми ролями в кино и театре. А в Голливуде Меньшикова прозвали «русский, который не приезжает» - за отказы от неоднократно поступающих предложений сняться на «фабрике грёз» .

Олег Меньшиков родился в подмосковном городе Серпухове 8 ноября 1960 года. Вскоре семья переехала в Москву, получила квартиру в одной из «хрущевок». Его отец был военным инженером, мать - врачом-невропатологом. Текла обычная жизнь, необычной была только удивительная любовь Олега к музыке. Ему купили маленькую скрипку, начались занятия. Благо музыкальная школа находилась в том же дворе, где жили Меньшиковы.

В обычной школе будущий кумир тоже хорошо учился, легко справлялся с точными науками, хотя явно тяготел к гуманитарным. Самолюбие не позволяло ему быть хуже других, и «троек» для себя он просто не допускал. Актёрский дар тоже был его чертой с детских лет. Олег обожал разыгрывать как знакомых, так и абсолютно чужих ему людей.

Ещё подростком он пришел к Ролану Быкову на пробы в фильм «Внимание, черепаха!». Ролан Антонович хохотал до слёз над выходками Олега, но потом сказал: «Ты очень смешной, но, поверь мне, ты никогда не станешь артистом». Возможно, так всё и случилось бы, не скажи он этих обидных для юного дарования слов. А может, сказал их неслучайно? Потому что надо было знать характер Меньшикова, его желание быть первым. Он умел полностью сосредотачиваться на своей цели.

Начало большого пути

Заканчивая школу, Олег Меньшиков знал, что станет актером. Родители приняли его решение без восторга, но и не возражали, давно зная, чего хочет сам Олег.

А что же любимая музыка? Он окончил музыкальную школу, играл в ансамбле юных скрипачей Москвы. Мог бы поступить в Консерваторию, все данные для этого у него были. Но он знал, что ему нужна только сцена. И подал документы в Щепкинское училище.

Дебют в кино состоялся в 1980 году в фильме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Затем последовали фильмы «Родня» Михалкова и «Полёты во сне и наяву» Балаяна, где Меньшиков проявил себя даже в эпизодических ролях. Наконец он был приглашён Михаилом Козаковым на роль Костика в картине «Покровские ворота». На экран этот фильм вышел в 1982 году, и роль принесла актёру зрительскую любовь.

Это сегодня Меньшиков один из самых высокооплачиваемых российских актеров, а на заре карьеры роль со словами «Кушать подано!» была для него заветной мечтой. В Театре Советской Армии, где будущая знаменитость оказалась в 1981 году в результате призыва в ряды Вооруженных сил, ему приходилось драить мраморные лестницы, бегать за пивом для старших по званию и играть в массовке. Олегу было вдвойне обидно, что его не воспринимают всерьез, ведь он уже сыграл Костика в фильме Михаила Козакова «Покровские ворота». Но в театре его серьезным актером не считали. Прозвище «субтильный Олежка» прилепилось к нему с подачи Федора Чеханкова. Ситуация не изменилась даже когда Меньшиков получил первую большую роль: срочно потребовалось сыграть Алексея Буланова в постановке «Лес». Отменить спектакль было невозможно, и в приказном порядке ввели Олега…

Суровые критики не щадили будущего любимца публики. Словом, нелегкие были времена. «Я живу не в безвоздушном пространстве и хожу по тем же улицам, что и остальные…» - признался однажды актер, подразумевая, что никто человеческое ему не чуждо. У него бывают, как и всех нас, трудности и проблемы. Да и вообще, его судьба «удачливого актера», у которого всё в карьере якобы шло как по маслу, на самом деле является скорее судьбой человека, который сделал себя сам.

Спектакль с его участием «Спортивные сцены 1981 года», поставленный в Театре имени Ермоловой, имел оглушительный успех. Новые коллеги, Татьяна Доронина и Виктор Павлов, были настроены доброжелательно. Ну а дальше были блестящие роли, режиссура, признание, призы и очень много работы.

Ни слова о личном

Несмотря на несмолкающие слухи о его нетрадиционной ориентации, Олег Меньшиков всегда ухаживал за очаровательными дамами. Например, в студенческие годы крутил роман с однокурсницей Викой Сорокиной, позже у него появилась новая возлюбленная - Маргарита Шубина. Об этом романе Меньшикова в актерских кругах вспоминают как об одном из самых ярких. Их отношения длились несколько лет, дело шло к свадьбе, но потом они неожиданно расстались. Причина осталась для широкой публике неизвестной.

Летом 2001 года Олег пришел на закрытие Московского кинофестиваля с Людмилой Колесникова, которая обнимала актера за талию и гладила по плечу. Стало ясно, что с этой красоткой у мэтра не просто дружеские отношения. Однако снова не сложилось.

В одном из интервью Колесникова призналась: «Жить, постоянно чувствуя присутствие третьего лица, невозможно». Говорят, причиной ее разрыва с актером и было то самое третье лицо. Причем - мужского пола… После их совместного появления на Московском кинофестивале в прессе появились статьи о том, что Колесникова - всего лишь прикрытие дружбы Олега и актера Никиты Татаренкова. Расстроенная красавица спросила, правда ли это. Меньшиков всё отрицал. «Я ему поверила, - скажет однажды Людмила. - В конце концов, со мной он был мужчиной».

Учитывая такое количество слухов и домыслов, неудивительно, что вопросы о личной жизни для актера - табу.

Олег Меньшиков и Никита Татаренков. Фото с сайта life-star.ru

Семейная жизнь кумира

Близкие друзья знают, что Олег всегда рьяно оберегал границы своего «я», с самого раннего детства. В первом классе его посадили с девочкой за одну парту. А он достал циркуль и процарапал жирную линию. «Это твоя половина, - заявил он оробевшей соседке - а это моя. Вот граница, и не вздумай её нарушить».

Его считают таинственным и закрытым - некоторые называют это сознательной стратегией поведения, предназначенной для окружения себя неким ореолом - либо, наоборот, чтобы соблюсти хоть какую-то приватность, о которой мечтают многие публичные люди. На вопросы о своей закрытости актер только отшучивается: «С тех пор как я узнал о том, что я такой таинственный, уже лет пятнадцать, наверное, не прекращаю отвечать на этот вопрос. Я ничего специально не делаю. Возможно, в моей личной жизни нет достойных поводов, чтобы о ней говорить?»

Сегодня, разумеется, звезде такого масштаба просто невозможно спрятаться от всеобщего внимания. Вот уже восемь лет любимец миллионов живет в законном браке со скромной красавицей Настей Черновой, но слухи о том, что его привлекают и мужчины, не стихают по сей день.

Молоденькую студентку ГИТИСа Анастасию Меньшикову в качестве жены подобрала Галина Дубовская. Сама она познакомилась с актером в период работы вторым режиссером в Театре Советской Армии. Когда возникла идея создания «Театрального товарищества 814», Олег вспомнил о верном друге и позвал к себе на работу. А она, чтобы отблагодарить, нашла ему подходящую невесту. Говорят, выбранной ею девушке Олег Евгеньевич сделал предложение... по телефону, не имея даже понятия, как будущая жена выглядит. Как бы там ни было, Чернова тут же согласилась. В итоге с 2005 года она стала заботливой женой актера. Как утверждают самые злые языки в театральной тусовке - не просто так, а за круглую сумму.

Некоторые люди из окружения Меньшикова обожают обсуждать необычный уклад семейной жизни артиста. Дескать, супруги едва ли не с первого дня совместной жизни ночуют в разных спальнях, а значит, стоит задуматься, не фиктивный ли у них брак?!

Олег Меньшиков. Фото с сайта kino-teatr.ru

Писали, помимо прочего, и о пристрастии актера к шампанскому, которое помогает ему забыть о проблемах и поднимает настроение. По слухам, Настя тоже стала злоупотреблять спиртным. Тоже актриса по профессии, сейчас она постоянно сидит дома и превратилась в тень собственного мужа. В одном из интервью актер признался, что Анастасию не берут на многие роли именно потому, что она жена Меньшикова. Ну а звездный муж все чаще исчезает из дома, чтобы снять стресс и отдохнуть от работы.

Как бы там ни было, покорности и смирению Анастасии можно поставить памятник. Говорят, что она всегда мирилась и со срочными «гастролями» мужа и его «вечерними мероприятиями», которые плавно перетекали в утренние. Дескать, никакие выходки супруга не позволяют Черновой высказать недовольство. Якобы она души не чает в Олеге, буквально боготворит его и мечтает о детях.

Бренд «Меньшиков»

Олега называют самым элегантным русским актером. Неудивительно, что он является лицом одной известной швейцарской часовой компании. По контракту, Меньшиков получает все новые модели часов этой фирмы и участвует в фотосессиях.

На торжественных мероприятиях он всегда выглядит подчеркнуто стильно. Но для встреч с друзьями может предпочесть и более чем неформальный наряд - например, рубашку, вышитую жилетку, джинсы и кроссовки. Актер не скрывает, что любит и умеет красиво одеваться, покупать что-нибудь новое, следить за модными тенденциями. Он вполне мог бы выпускать собственную марку одежды. Однажды признался в интервью, что хотел бы создать линию ювелирных украшений собственного дизайна. Впрочем, бренд «Меньшиков» и так приносит неплохие дивиденды.

Два года назад артист открыл на Гоголевском бульваре ресторан с названием «Гастрономический театр Олега Меньшикова «Чемодан». Рассказывают, что артист посетил ресторан под названием «Чемодан» в Красноярске, где у него были гастроли, и тот ему так понравился, что он решил открыть точно такой же в Москве. По задумке звезды, место должно было стать площадкой для концертов и моноспектаклей. В ресторане гостей балуют изысканными блюдами сибирской кухни, например, салатом из краба и таёжным чаем с кедровыми орешками. Актер сам частенько приходит туда с женой.
Цитата: «Одна из самых фатальных ошибок - это когда лжешь самому себе, оправдывая себя в собственных глазах».

Олег родился в подмосковном Серпухове в семье военного инженера и невролога. Почти сразу после рождения мальчика Меньшиковы переехали в столицу, где и прошло все детство, школьные годы и юность будущего актера.

Неординарные способности к музыке проявились у ребенка в совсем раннем возрасте. Сначала родители с удивлением обнаружили, что маленький мальчик заворожен и по-настоящему увлечен опереттой — он просил водить его туда дважды в неделю.

Потом, на уроке музыки, выяснилось, что Олег одарен уникальным слухом и способностями к музицированию. Родители отдали его в музыкальную школу по классу скрипки. Впрочем, играть на фортепьяно он тоже умел, что и делал с удовольствием на переменах.

В школе его любили. Хоть быть отличником не давала природная неусидчивость, скатываться на тройки он тоже не собирался — было стыдно перед учителями и другими учениками. Тем более, что его незаурядные таланты вызывали интерес у всех одноклассников. И хулиганы, и отличники, и спортсмены — все собирались послушать игру Меньшикова, весело подпевали и поддерживали его идеи.

В средней школе, напитавшись опереточной атмосферой, Олег Евгеньевич стал ставить спектакли в роли режиссера. Базировались они на его любимых композициях из оперетты, которые соединялись текстами, написанными самим Меньшиковым.

Талант

Родня (1981)

Когда Олег заканчивал школу, вместе с родителями попал на свадьбу представителей театральных кругов. На веселом и нестандартном торжестве так вошел в кураж, что и сам вышел на сцену и выступил в роли «человека-оркестра» — подыгрывал и подпевал, аккомпанировал, танцевал и исполнял незатейливые творческие номера.

И не знал, что на него в это время с изумлением смотрел преподаватель «Щепки», приглашенный на торжество — Владимир Монахов.

В конце вечера талантливый мальчишка, разумеется, был приглашен в театральный вуз — поступать. Немного подумав, он принял решение в пользу предложения, а вот родители некоторое время были против такого выбора. Они надеялись, что сын получит более «серьезное» образование. Однако, поворчав немного, препятствовать не стали.

Перед приемной комиссией он читал Пушкина так, что сам становился поэтом. Педагоги вспоминали: это не было идеальным выступлением, но безупречности и не требовалось. Всему, что уберет шероховатости и отшлифует талант, в училище научат. Главное, что уже на вступительных экзаменах было понятно, что этот человек одарен и одарен незаурядно.

Студент


Полёты во сне и наяву (1982)

Он считался самым сильным учеником курса и одним из самых ярких во всем вузе. Потому и сплетни о его личной жизни стали ходить так рано. Злые языки приписывали Меньшикову роман с одним из педагогов-мужчин. Но однокурсники над этой сплетней недоумевают до сих пор. Ведь Олег был страстно влюблен в студенческие годы — в однокурсницу Викторию Сорокину.

Два года молодые люди находились внутри этого жаркого оглушительного романа, после чего красивая и амбициозная девушка уехала покорять Англию, да так и не вернулась.

Спустя годы Меньшиков попал в Лондон на гастроли. Разумеется, первая любовь юноши не могла не прийти. Тогда, по слухам, состоялся серьезный разговор между бывшими влюбленными.

Девушка призналась, что до сих пор жалеет об их разлуке и готова немедленно все бросить и отправиться с любимым куда скажет. Но Меньшиков не позвал, предпочтя оставить пылкие чувства в прошлом.

Актер


Жизнь по лимиту (1989)

Но роковая встреча произошла, когда артист уже стал состоявшимся. А пока он блестяще оканчивает вуз и становится сначала артистом Малого театра, а через год призывается в армию.

Службу Меньшиков проходил в театре Советской армии, а окончив ее, был приглашен на работу в театр имени Ермоловой, в котором проработал значительное количество времени, пока не создал в 90-х свою антрепризную компанию.

Узнав о старте его бизнеса, помочь финансово вызвался сам Борис Березовский. Того всегда поражал глубокий талант актера и, поняв, что на новые постановки потребуются деньги, олигарх по своей инициативе встретился с Меньшиковым и предложил спонсорство.

Компания называлась «Театральное товарищество 814». Там Олег Евгеньевич выступал как в качестве актера, так и в качестве режиссера. Увидев в афишах его фамилию, народ валом валил на спектакли, образуя перед кассами длинные очереди, несмотря на то, что дешевыми билеты не были.

Бизнес оказался прибыльным, но скоро стал расстраиваться. Дело в том, что один из соучредителей Олега Меньшикова был страстным игроком. Он стал просаживать за карточным столом не только свои деньги, но и деньги товарищества. В результате задолжал компании серьезную сумму и скрылся в неизвестном направлении.

Впрочем, к тому времени гонорары Меньшикова в кино достигли такого уровня, что финансовый интерес в собственном проекте он просто потерял, предоставив делу разваливаться самостоятельно.

Кино


Покровские ворота (1982)

На весь СССР он прославился в начале 80-х, еще будучи студентом. Дебютировал в телевизионной драме «Жду и надеюсь», где его заметила супруга Михаила Козакова, который тогда искал своего студента Костика на главную роль в «Покровских воротах».

Костик, как это часто бывает, все не находился. Режиссер переживал, на пробах уже побывали почти два десятка актеров. По совету жены Козаков разыскал этого «Шурку» из «Жду и надеюсь» и пригласил на пробы. Еще до команды «мотор!», когда Меньшиков со своей улыбкой, с гибкой пластикой и морем обаяния вошел в павильон, съемочной группе стало ясно: это Костик.

После выхода этого кинофильма Меншиков проснулся знаменитостью, а Никита Михалков отметил его, как одного из своих самых талантливых актеров. Еще две виртуозные совместные работы — «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» — стали любимыми и почитаемыми картинами во всем мире.

Любовь


Жду и надеюсь (1980)

Тем временем сплетни вокруг знаменитости не утихали. Снова всплыли разговоры вокруг его бисескуальности и обвинения в романах с актерами. На фоне этого близкие видели как раз другие романы.

Сначала некоторое время рядом с Меньшиковым была актриса театра имени Моссовета Маргарита Шубина. Этот союз был долгим и ярким. По свидетельству друзей, никто никогда не держал внимание знаменитости так цепко, как Маргарита. Дело уверенно шло к свадьбе, когда между влюбленными случилась размолвка. До сих пор никто не знает, что произошло, только актеры стали отдаляться друг от друга семимильными шагами.

Отвлекся от болезненного разрыва Олег Евгеньевич в объятьях циркачки Людмилы Колесниковой, но тот роман долго не продержался.

В 43 года актер неожиданно для всех тайно женился на молодой студентке ГИТИСа Анастасии Черновой. И снова сплетни: завистники говорят, что этот брак — условие одной влиятельной женщины, имеющей компромат на артиста. Сами же супруги рассказывают другую историю.

Настя


Пара познакомилась на концерте Жванецкого — там они попали в общую компанию. У Насти в руках были белые розы. Девушка так понравилась маэстро, что он стал привлекать ее внимание невероятными способами. Не только в лицах рассказывал истории и без конца хохмил, но и в какой-то момент наклонился над ее букетом и стал с аппетитом жевать лепестки.

Девушка с одной стороны была очарована знаменитым актером, но с другой — недоумевала. Последним штрихом в ее шоковом состоянии был последний маневр знаменитости — актер, уже почти проводивший ее до выхода, неожиданно попросил телефон.

Они сначала общались, потом сходили на свидание… Предложение любимой актер сделал через два года после знакомства — по телефону. Был ее день рождения, на котором мужчина не смог присутствовать из-за плотного графика работы. Настя согласилась.

Сейчас она называет мужа человеком непростым и говорит, что не всегда его до конца понимает. Но бесконечно любит Олега. В их маленькой семье существует красивая традиция — в день их знакомства, 14 февраля, Настя неизменно приходит домой с букетом белых роз. Правда, теперь Олег Евгеньевич не пытается их жевать.

Ему 50, и, как в известном анекдоте, с этим уже ничего не поделаешь. Список его наград внушителен: народный артист России, трижды лауреат Госпремии РФ, премии английского актёра-классика Лоренса Оливье (единственный в России), премии «Триумф» (причём «за выдающийся вклад в отечественную культуру», в 36 лет!), множество прочих призов. Не зря Меньшикова называют везунчиком, любимцем Фортуны. Или это везение - всего лишь одна из легенд, которых ходит про актёра множество?

Не Гамлет, а…

Парадоксально, но список его ролей в сравнении со списком наград смотрится явно скромнее. Говоря попросту, к своим 50 Олег Евгеньевич сыграл мало. Больше - не сыграл. В том смысле, что ему не повезло, как нарочно, именно с ролями мирового репертуара, казалось бы, для него созданными: Гамлет, Ромео, Онегин или Печорин, Хлестаков, князь Мышкин, Рогожин, Раскольников и т. д., и т. д. Режиссёр Сергей Бодров видел его Чайковским и Мандельштамом, Валерий Фокин - Хлестаковым. Правда, Гамлет в начале 90-х чуть не стал реальностью. Меньшиков хотел, чтобы спектакль ставил литовский гений Эймунтас Някрошюс. Но репетиции так и не начались. Не был снят Михалковым и фильм о Грибоедове с Меньшиковым в главной роли.

…вечный Костик

Думаю, спорить никто не станет: мы говорим «Меньшиков» - подразумеваем «Костик». Роль в т/ф «Покровские ворота» Михаила Козакова не только открыла 22-летнего артиста, но и очень полюбилась публике. Хотя в этот же 1982 год вместе с фильмом Козакова вышли «Родня» Михалкова и «Полёты во сне и наяву» Балаяна. В обоих у начинающего артиста были яркие эпизоды и талантливейшие партнёры, но запомнился именно Костик. И хотя выражение «актёр одной роли» всё-таки к Меньшикову не относится, особо желчные критики называют его «покровским пленником». Его Костик брал победительным, сокрушительным обаянием молодости. Фактически он сыграл самого себя - весёлого, полного надежд и оптимизма московского мальчика с гитарой.

Вопреки легенде о безоблачной карьере его немало ругали, и ругали жёстко, отмечая однообразие, эксплуатацию внешности, игру на штампах, ставку на эффектную театральность. Особенно доставалось его режиссёрским работам. В 1995-м Меньшиков создал «Театральное товарищество 814», уйдя в 1989 г. навсегда со штатной актёрской службы в театре. Дебют «Товарищества» и Меньшикова-режиссёра - «Горе от ума», где он сам сыграл Чацкого (единственную, увы, в его биографии столь крупную классическую роль). Он словно рождён был для этого, надо сказать, не самого выигрышного образа. Меньшиков по своей актёрской природе - редкое сочетание данных романтического героя и героя-«неврастеника»: лёгкий, умный, внутренне свободный, пластичный, с быстрыми импульсивными реакциями (любопытно, что кумир Меньшикова - Андрей Миронов).

Спектакль, в постановку которого Олег Евгеньевич вложил свой гонорар за «Сибирского цирюльника», вызвал неприятие в столичной прессе, восторженный приём на гастролях и благодарный отклик Сергея Юрского: «Главное, что вызвало мою радость, - отсутствие цинизма». Спектакль шёл недолго, как и другие постановки «Товарищества». Как и легендарный «Нижинский», сыгранный блестяще в паре с Александром Феклистовым, - он просуществовал всего 3 месяца. Как и не менее легендарный «Калигула» Петра Фоменко - ещё одна звёздная роль Меньшикова, от которой тоже остались одни воспоминания. Канул в небытие и спектакль-сенсация Валерия Фокина в Ермоловском - «Спортивные сцены 1981 года» по пьесе Радзинского, где партнёршами Меньшикова были Доронина и Догилева. Это к вопросу о небывалой «везучести» Меньшикова. А уж такие его роли, как Буланов в «Лесе» и Ганя Иволгин в «Идиоте», сыгранные им так обнадёживающе-талантливо ещё на заре актёрского пути в Театре Советской армии, вообще видели единицы. А недавний его моноспектакль «1900-й» идёт очень редко, и билеты дороги.

Не лучше и с кино. Не увидишь первый отечественный триллер «Дюба-дюба», где у него центральная роль. Почти не показывают «Кавказского пленника» Сергея Бодрова, после которого артист собрал немало призов за роль контрактника Сашки-Слая. Чего стоит хотя бы кадр, где он, не пряча злых, отчаянных и таких непрошеных слёз, поёт «Прощание славянки»!

...или «отказник»?

Второй его культовой ролью стал Митя в «Утомлённых солнцем». А ведь её могло и не быть - по поводу роли Меньшиков сомневался. Он много от чего и отказывался. Даже от съёмок в Голливуде с Шоном Пенном - сценарий не понравился. Как не впечатлил его и сценарий михалковских «12» - прочёл и не дал согласия сниматься. И в «Сибирском цирюльнике», к которому Михалков вернулся аж через 10 лет, актёр согласился работать не сразу. А на предложение сыграть Митю в «Утомлённых солнцем-2» ответил остроумно: «Никита Сергеевич, а вы, что, не в курсе, что вы меня убили?» Он сразу почувствовал главную «натяжку» - реанимацию героев. Однако же сыграл.

Но есть и «зато»! Зато Меньшиков играл Живаго и Бендера, Есенина с Ванессой Редгрейв (Айседорой Дункан) в Лондоне в спектакле «Когда она танцевала» (за что и имеет премию Л. Оливье). Снялся с Хелен Миррен и Ингеборгой Дапкунайте в английском же телесериале «Prime Suspect 6», с Катрин Денёв в к/ф «Восток - Запад».

Олег Меньшиков действительно и в свои 50, как когда-то в 25, продолжает подавать надежды. От него по-прежнему ждут роли-события, роли «виража, кульбита», по выражению Валерия Фокина. Но уже не называют, как лет 10 назад, великим и гениальным, лидером поколения, «актёром, в котором нация созерцает самоё себя». И слава богу, что не называют. Потому что нам всем и вправду очень не хватает сегодня в кино и на сцене очень хорошего артиста Олега Меньшикова. И всё ещё верится: несмотря на то что сделано немало, он способен на большее.

Режиссёр считает, что Никита Михалков развалил российский кинематограф

Режиссёр считает, что Никита Михалков развалил российский кинематограф

Юрий МАМИН снял любимые всей страной фильмы и сериалы «Праздник Нептуна», «Фонтан», «Окно в Париж», «Не думай про белых обезьян»... Сам писал музыку к своим лентам. На фестивале в швейцарском городе Веве вдова ЧАПЛИНА Уна вручила режиссеру «Золотую трость Чарльза Чаплина».

Сегодня мастер переживает не лучшие времена - нет денег на съемки сатирического фильма «Окно в Париж, 20 лет спустя». По словам Мамина, препоны ставят министр культуры Владимир МЕДИНСКИЙ и Никита МИХАЛКОВ. Об этом и о нынешней ситуации в отечественном кинематографе маститый режиссер впервые говорит без купюр.

- Юрий Борисович, почему решили снимать сиквел «Окно в Париж, 20 лет спустя»?

Мы вдохновились успехом первой картины - «Окно в Париж», которая стала зеркалом нашего общества начала 90-х. Это кино оценили люди с самоиронией. Уметь смеяться над своими недостатками - это дар и, если хотите, первый шаг к излечению общества от болезней. Пять лет назад нас с талантливейшим сценаристом Владимиром Вардунасом снова посетила идея «Окна...». Но Володя умер, и идею снять продолжение я решил воплотить только в прошлом году.

- Какая сумма нужна, чтобы запустить съемки?

300 миллионов.

- Почему не выделит деньги Министерство культуры?

Во главе Министерства культуры стоит Владимир Мединский - временщик, который считает, что я критически настроен к нынешней ситуации в России. Думаете, он читал сценарий? Это его абсолютно не интересует. Все мои картины министр счел вредными для общества. Я сатирик, а, по его мнению, сатира вредна. Мединский бы сейчас запретил Гоголя и Щедрина , дай ему волю. У нас вся Госдума - сплошь герои Николая Васильевича Гоголя. Вы посмотрите на Зюганова - это Собакевич, Жириновский - Ноздрев, а Чичиковых там - пруд пруди! Острая сатира никому сегодня не нужна, а без помощи государства кино снимать невозможно. С первым фильмом таких проблем не было. Большое подспорье получил от депутата Елены Драпеко , но она была заинтересована в этом, так как собиралась у меня сниматься. Сейчас помощи нет, поэтому я отложил съемки до лучших времен.

Тусовка бездарей

- Картина «28 панфиловцев», которую снимает Андрей Шальопа, тоже не получила государственных дотаций.

Режиссеру этого фильма помог министр культуры, потому что картина снимается на один из сюжетов его произведения «Война». Но ведь он не профессионал. Чтобы принять какое-то решение по кинематографу, постоянно заглядывает в рот Никите Михалкову , а тот - главный тормоз российского кино. Никита Сергеевич человек мстительный. После 70-х, когда Михалков был занят съемками и сделал свои лучшие картины, он пошел в политику и начал вредить кино. Еще Черномырдин ему несколько раз выделял крупные суммы. Он вытащил все деньги из кинематографии, чтобы снимать свое барахло. В 1988 году я его обошел на фестивале «Золотой Дюк», получив «Гран-при» за «Фонтан», а его «Очи черные» - нет. С тех пор у нас конфликт. Прошло время, американцы обратились с просьбой к России послать на «Оскара» мою картину «Окно в Париж». Но отправилась Никитина лента «Утомленные солнцем». Узнав, что я собираюсь в Штаты, он быстренько организовал у нас Оскаровский комитет, которого отродясь не было. Председателем посадил своего брата Кончаловского , который решал, какую картину можно отправить за океан.

Михалков сводит со мной счеты постепенно. Иногда по мелочам. Он был советником правления нескольких банков, которые давали деньги на кино. Банкиры мне потом звонили, дескать, собирались дать деньги, а Никита сказал, не надо. Я подошел к нему на съезде кинематографистов, говорю: «Никита, что вы мне мешаете, собственно говоря?»

- А кто вам сказал? - спрашивает он.

Вы в это верите, Юра?!

Почему я должен не верить, когда не получил денег?

Это все игры, Юра! Что вы? Я вашу картину «Праздник Нептуна» смотрел 16 раз!

На что я ему ответил, что одно другому не мешает. Тогда смотрел, а сегодня закопать хочет.

Как вы относитесь к тому, что кино перекочевало из кинотеатров в квартиры? Зрители все больше отдают предпочтение семейному просмотру сериалов.

За последнее время на телевидении показали одну картину, которая имеет художественное значение и профессиональна. Это «Оттепель» Валерия Тодоровского . Есть еще пара исключений среди тусовки бездарей - Урсуляк и Прошкин . Политика сегодняшнего телевидения такова, что режиссеров там практически нет, а есть бездари, которые даже в монтаже не участвуют, но они послушны клану. Это сейчас самое главное.

Наши сериалы - отхожий промысел. Тодоровскому еще можно дать премию, а Владимиру Хотиненко не за что давать. Его картина «Бесы» беспомощная. И разве можно показывать молодому поколению «Сталинград» Бондарчука или «Солнечный удар» Михалкова, за которого он «Золотого орла» получил?! Это не фильмы, а несчастный случай. При этом Александр Гордон обещал показать в своем «Закрытом показе» мой фильм «Не думай про белых обезьян». Год промурыжил, но так и не показал.

В гримерке - с милым другом

В картине «Не думай про белых обезьян» у вас снимался актер Алексей Девотченко, погибший несколько месяцев назад при странных обстоятельствах. Вы общались с ним после съемок?

Алексей был не только моим актером, но и товарищем. Мы с ним переписывались, друг друга поддерживали. Он был гражданином, выдающимся артистом. Для меня его уход загадочен. Cогласен, он мог испытывать неприятности, склонявшие его к необходимости выпить. Проблем было много: плохие режиссеры, плохие роли. Если бы вы знали, как он стеснялся, когда играл подпольного миллионера Корейко в «Золотом теленке»! Он мне жаловался, негодовал на эту картину, на безобразия, царившие на съемочной площадке. Ситуация там была развратная, бесстыжая. Олег Меньшиков , игравший Остапа Бендера, забирался в грим-вагончик вместе со своим любовником Никитой Татаренковым , сыгравшим Шуру Балаганова, а съемочная группа стояла и ждала, пока они оттуда выйдут. Девотченко говорил мне, как не запить, когда такое происходит! Все вынуждены участвовать в этой похабени, делая вид, что ничего не происходит. Режиссер фильма, некая Ульяна Шилкина , получила возможность снимать эту картину после Михаила Швейцера ! И сняла нечто постыднейшее. Шилкиной ничего за это не было, потому что она принадлежит к столичному истеблишменту.

Дочь режиссёра Катерина КСЕНЬЕВА сейчас работает в США. Фото: yurimamin.com

«Ленфильм» дышит на ладан

В последние годы на киностудии «Ленфильм» возникла плачевная ситуация. Вы, как истинный ленинградец, не раз об этом говорили. Нынешний председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук вывел киностудию из кризиса?

Ни-че-го он не делает. Двор киноcтудии давно напоминает свалку. Бондарчук - подельник директора «Ленфильма» Эдуарда Пичугина . Они вместе строят кинотеатры в Петербурге, в которых станут показывать американское кино. Думаю, киностудия уже не оправится.

Юрий Борисович, несмотря на все, вы испытали успех, у вас прекрасная семья. Супруга Людмила Самохвалова - замечательная актриса, дочь Катерина Ксеньева - талантливая артистка, музыкант. Занимаетесь любимым делом: преподаете в петербургском Институте телевидения и дизайна...

Преподавательская деятельность дает мне какие-то надежды, хотя удовлетворения большого нет. Не вижу отклика в современном поколении. Разговаривая со студентами, все время сдерживаешь себя, боишься назвать фамилию писателя, зная, что не читали, боишься назвать фильм, зная, что не смотрели. В былые времена такой проблемы не возникало. Но я стараюсь смотреть новые фильмы, обсуждаю их с учениками, объясняю разницу между плохим и хорошим. Тешу себя надеждой, что цинизм во мне не победил и я остался с нормальными представлениями о добре и зле.

Исходное сообщение Велигжанины_А_энд_А
Про "голубизну" Олега Меньшикова пишется давно. И в этом есть доля горькой правды.
В прошлом году Меньшиков тайно женился на выпускнице театрального вуза Насте Черновой, приехавшей с далекого Севера. Но своей тайной страсти, говорят, не изменяет.
Когда я спросила жену Меньшикова Настю, мол, как же ей живется с таким мужем, она заявила, что прекрасно.
Когда я сказала ей, дескать, раз Меньшиков женился, значит, выходит слухи о его нетрадиционной ориентации напрасны, Настя замолчала и не проронила ни слова... Я поспешила перевести разговор на другую тему, удивившись, почему жена не встанет на защиту репутации мужа?

В душе осталось чувство, что не все гладко и обычно в их семье...
А голубые слухи прицепились к актеру ведь совсем не сегодня.
Еще в юности после расставания с возлюбленной Шубиной Меньшиков перестал появляться на светских тусовках в сопровождении женщин. Более того, он словно стал чураться прелестниц, отдавшись в руки своего талантливого учителя Никиты Михалкова. Рассказывают, что при своей внешней мужественности, Олег Евгеньевич на самом деле очень мягок, раним, инфантилен и нерешителен, и ему вроде как и нужен был такой человек в карьере и по жизни, который бы ему помогал, стал защитой. Михалков всегда нежно относился к актерам (при этом не терпел неповиновения и капризов своих артистов), а Меньшиков для него как младший брат, позволяющий с собой "нянчиться".
Меньшиков по сей день является полноправным членом тусовки Никиты Михалкова. Злые языки даже одно время поговаривали о непростой дружбе Олега и Михалкова (последний не только оставляет главные роли в своих фильмах для Олега, но и, было дело, помог ему крупной суммой, когда тот строил дачу в подмосковье).
Ходили в тусовке и сплетни о своеобразной связи актера с Андреем Руденским. Позже на съемках "Сибирского цирюльника" Олег познакомился с молодым актером Никитой Татаренковым, к которому проникся такой нескрываемой нежностью, что пресса заговорила об их романе.
Этим летом нам пришлось наблюдать непростое общение Меньшикова и актера Татаренкова на съемках "Золотого теленка" в городке Плес.
В актерской тусовке давно ходят сплетни, будто с
актером из "Театрального товарищества 814" Никитой Татаренковым Олега связывает не просто дружба.
"Желтая" пресса открыто называла их любовниками. Олег Евгеньевич якобы всячески продвигает своего "фаворита", и вроде бы именно он договорился, чтобы Никите досталась роль Балаганова, на которую изначально прочили актера Павла Деревянко.
Мы слухам не верим. Но на съемках действительно было заметно, с какой теплотой и нежностью Меньшиков
относится к своему партнеру. Мало кто удостаивается такого его внимания.
Олег Евгеньевич то и дело игриво подтрунивал над воспитанником и нежно ему улыбался. А напарник из
кожи лез, чтобы развлечь учителя. Шутил, балагурил, кривлялся, кокетничал, заглядывал в глаза.
Только Татаренкова Меньшиков пускал в свой личный вагончик, в котором они вдвоем проводили обеденное время. В этот вагончик даже режиссеру Ульяне Шилкиной было запрещено заглядывать - наверное, что чего лишнего не узрела.
Вдвоем же актеры уезжали со съемок в гостиницу...
Потом нам рассказывали, что Олег Евгеньевич взял напрокат лодку и катался на ней с Никитой по речке. Полагаем, им было вместе очень хорошо...
Как рассказал нам один режиссер, Меньшиков, хоть и
получил статус звезды, превратившись в одного из востребованных и высокооплачиваемых актеров, но многие кинематографисты не жаждут приглашать его на роли страстных донжуанов, мужиков.
"Меньшиков при всей своей внешней красоте, актерской стати, таланте, имеет внутренний комплекс, - рассказал нам режиссер. - Он может изображать любовь, но в кульминационных точках, когда требуется показать высшую степень страсти, он не срабатывает.
Надо чувствовать, а если пережитого чувства нет - не сыграешь!
Играя на экране мужиков, он словно бы входит в конфликт с самим собой... Простите, можно напиться до такой стадии, что женщину за мужика примешь. Можно быть с женщиной, но не чувствовать должного наслаждения... И хотя в настоящее время нетрадиционная ориентация, как говорят, в бомонде даже в моде, но в реальности для мужчин это очень большая трагедия. Чувствовать, что ты из другого теста... Как сказал Достоевский, Бог кого очень любит и на кого много надеется, посылает тому много несчастий"...

Вот в этом вагончике уединялись два актера.


Меньшиков и Татаренков, нацепив кепочки, выходят из гостиницы.


В перерывах между съемками, актеры гуляли по берегу Волги.