Микулин аа биография. Активное долголетие по микулину. Молодой, хотя и старый

Микулин Александр Александрович - главный конструктор Московского авиамоторного завода имени М.В.Фрунзе Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.

Родился 2 (14) февраля 1895 года в городе Владимир в семье инженера-механика. Окончил реальное училище в Киеве. Увидев показательные полеты одного из первых русских авиаторов С.И.Уточкина, Микулин заинтересовался авиацией. Учился в Киевском политехническом институте, где тогда курс лекций читал выдающийся ученый, «отец русской авиации» Н.Е.Жуковский, которому Микулин приходился племянником по материнской линии. Из-за недостатка средств Микулин не смог завершить обучение.

Тогда он переехал в Ригу и поступил там на Русско-Балтийский завод, где в то время осваивали производство первых авиационных моторов. Там Микулин работал слесарем, формировщиком, помощником начальника сборочного отделения. В 1914 году Микулин переехал в Москву, где поступил в Московское высшее техническое училище, которое окончил в 1922 году. Во время учебы Микулин участвовал в создании первой в стране аэродинамической лаборатории, его коллегами по работе и по учебы были А.Н.Туполев, В.П.Ветчинкин, Б.С.Стечкин, Б.Н.Юрьев, А.А.Архангельский. Во время учебы Микулин и Стечкин создали мотор двухтактного действия мощностью 300 лошадиных сил, в котором топливо должно было подаваться непосредственно в цилиндры. Этот принцип подачи топлива впоследствии применялся во всех поршневых двигателях.

С 1923 года - чертежник-конструктор в Научном автомоторном институте, с 1925 года - главный конструктор этого института. Первой конструкторской работой стал автомобильный двигатель НАМИ-100. А затем Микулин приступил к созданию первых отечественных авиадвигателей, один из которых - 12-цилиндровый V-образный двигатель, созданный в 1928 году, в 1933 получил наименование АМ-34 и запущен в серийное производство.

Создание АМ-34 стало прорывом для советского авиационного двигателестроения. Этот двигатель был выполнен на мировом уровне. АМ-34 были установлены на самолете АНТ-25 А.Н.Туполева, совершившим перелет через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки, на самолете-гиганте «Максим Горький», а также на бомбардировщиках ТБ-3 и ТБ-7. Удачная конструкция АМ-34 позводила сделать его базовым двигателем для модификаций, устанавливаемых в различных типах самолетов.

В 1930-1936 годах А.А.Микулин работал в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И.Баранова, в то время единственной организации, где были сосредоточены научные и конструкторские силы авиационного моторостроения. C 1936 года - главный конструктор Московского авиамоторного завода имени М.В.Фрунзе.

В 1939 году А.А.Микулин создал двигатель АМ-35А, который на высоте 6000 м развивал мощность около 880 кВт (1200 лошадиных сил). Его устанавливали на истребителях конструкции А.И.Микояна и бомбардировщиках Пе-8.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Микулину Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Во время Великой Отечественной войны А.А.Микулин руководил созданием мощных двигателей АМ-38, АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10, двигателей ГАМ-35Ф для торпедных катеров и речных бронекатеров.

С 1943 года А.А.Микулин назначается генеральным конструктором авиационных двигателей и главным конструктором опытного авиамоторостроительного завода №300 в Москве. Ему принадлежит ряд новых идей в двигателестроении: он ввёл регулирование нагнетателей поворотными лопатками, двухскоростные нагнетатели, высокий наддув и охлаждение воздуха перед карбюраторами; разработал первый советский турбокомпрессор и винт переменного шага.

В 1943 году А.А.Микулин избран академиком Академии наук СССР, минуя ступень члена-корреспондента. Парадокс - при этом Микулин имел только среднее техническое образование. Диплом об окончании Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского был ему вручен только в 1950 году в знак признания научных достижений.

В послевоенный период под руководством А.А.Микулина создан двигатель ТКРД-1 (турбокомпрессорный реактивный двигатель первый) с тягой 3780 кгс (1947), затем по его схеме разрабатывались двигатели, которые долгое время оставались самыми мощными в тяжелой бомбардировочной и пассажирской реактивной авиации СССР. Вслед за ним созданы мощные турбореактивные двигатели АМ-1, АМ-2, АМ-3 (последний много лет успешно работал на самолёте Ту-104), а также турбореактивные двигатели для истребителей Микояна и разведчиков А.С.Яковлева. Всего в 1943-1955 годах под руководством А.А.Микулина созданы десятки типов авиадвигателей, из которых 8 были запущены в массовое серийное производство. В 1935-1955 годах одновременно с огромной занятостью на конструкторской и производственной работе преподавал в Московском высшем техническом училище имени Н.Э.Баумана и в Военно-воздушной инженерной академии РККА.

Выдающаяся деятельность крупнейшего советского конструктора авиадвигателей завершилась внезапно в 1955 году. После снятия с должности Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкова, который высоко ценил деятельность А.А.Микулина, министр авиационной промышленности П.В.Дементьев решил избавиться от него. Микулин был не только снят с должности главного конструктора, он был вообще отстранен от работы в авиационной промышленности.

Старый товарищ и соратник Микулина академик Б.С.Стечкин принял Микулина на работу научным сотрудником в лабораторию двигателей АН СССР, где он работал до 1959 года.

На пенсии Микулин остался таким же неугомонным и творческим человеком, которым был всегда. Он занялся проблемами сохранения здоровья, предложил ряд новых идей, часть которых применялась в санаторном лечении больных. Когда Министерство здравоохранения отказалось издавать книгу Микулина, посвященную медицинской тематике, академик в 76 лет поступил в медицинский институт и в 1975 году сдал "на отлично" государственные экзамены. В следующем году он защитил кандидатскую диссертацию по медицине по подготовленной им книге. Тогда она была опубликована под названием "Активное долголетие". Все свои медицинские идеи испытывал на себе, и имея в середине жизни большие проблемы со здоровьем, сумел укрепить свой организм и достигнуть 90-летнего рубежа.

Лауреат Сталинских премий СССР (1941, 1942, 1943, 1946).

Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944). Награждён тремя орденами Ленина (28.10.1940, 2.07.1945, 24.01.1947), орденами Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й (19.08.1944) степеней, тремя орденами Трудового Красного Знамени (10.07.1943, 10.06.1945, 14.02.1975), орденами Дружбы народов (14.02.1985), Красной Звезды (21.02.1933), «Знак Почёта» (13.08.1936), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (05.11.1954).

Микулин Александр Александрович

Микулин Александр Александрович (1895 - 1985) - русский и советский учёный, конструктор, специалист в области авиационных двигателей. Академик АН СССР. Главный конструктор ОКБ ЦИАМ, ОКБ завода № 24, ОКБ завода № 300. Герой Социалистического Труда. Лауреат четырёх Сталинских премий.
Создал первый советский самолётный поршневой двигатель с водяным охлаждением Микулин АМ-34 и Микулин АМ-3 - турбореактивный двигатель для первого советского реактивного авиалайнера Ту-104.

В самом конце улицы Володарского гор. Владимира стоял ничем особенно не примечательный одноэтажный деревянный дом с семью окнами по фасаду. В 90-е годы XIX века здесь жил инженер-механик, фабричный инспектор Микулин. 2 февраля 1895 г. у него родился сын Александр. Окончил реальное училище в Киеве. Увидев показательные полеты одного из первых русских авиаторов С.И. Уточкина, Микулин заинтересовался авиацией. В 1912 г. он поступил в Киевский политехнический институт, где слушает лекции выдающегося ученого "отца русской авиации" , которому Микулин приходился племянником по материнской линии. Там же он самостоятельно строит свой первый одноцилиндровый поршневой двигатель. Из-за недостатка средств Микулин не смог завершить обучение. Тогда он переехал в Ригу и поступает на Русско-Балтийский завод в Риге, где в то время пытались делать первые отечественные авиационные моторы, и работает сначала слесарем, формировщиком, а затем помощником начальника сборочного отделения.
В 1914 году Микулин переехал в Москву, где поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), которое окончил в 1921 году, но при этом в целом ряде публикаций указывается, что первый и единственный диплом об окончании Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского был вручен на его 55-летие только в 1950 году в знак признания научных достижений.
В 1915 году вместе с Жуковским принимал участие в разработке Царь-танка.
Во время учебы Микулин участвовал в создании первой в стране аэродинамической лаборатории, его коллегами по работе и по учебы были А.Н. Туполев, В.П. Ветчинкин, Б.С. Стечкин, Б.Н. Юрьев, А.А. Архангельский. Во время учебы Микулин и Стечкин создали мотор двухтактного действия мощностью 300 лошадиных сил, в котором топливо должно было подаваться непосредственно в цилиндры. Этот принцип подачи топлива впоследствии применялся во всех поршневых двигателях.
С 1923 года - чертежник-конструктор в Научном автомоторном институте, с 1925 года - главный конструктор этого института. Первой конструкторской работой стал автомобильный двигатель НАМИ-100. А затем Микулин приступил к созданию первых отечественных авиадвигателей, один из которых - 12-цилиндровый Ѵ-образный двигатель, созданный в 1928 году, в 1933 получил наименование АМ-34 и запущен в серийное производство.
Создание АМ-34 стало прорывом для советского авиационного двигателестроения. Этот двигатель был выполнен на мировом уровне. АМ-34 были установлены на самолете АНТ-25 А.Н. Туполева, совершившим перелет через Северный полюс 8 Соединенные Штаты Америки, на самолете-гиганте «Максим Горький», а также на бомбардировщиках ТБ-3 и ТБ-7. Удачная конструкция АМ-34 позволила сделать его базовым двигателем для модификаций, устанавливаемых в различных типах самолетов.
В 1930-1936 годах А.А. Микулин работал в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, в то время единственной организации, где были сосредоточены научные и конструкторские силы авиационного моторостроения. С 1936 года - главный конструктор Московского авиамоторного завода имени М.В. Фрунзе.
В 1935-1955 годах одновременно с огромной занятостью на конструкторской и производственной работе преподавал в Московском высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана и в Военно-воздушной инженерной академии РККА.
В 1939 году А.А. Микулин создал двигатель АМ-35А, который на высоте 6000 м развивал мощность около 880 кВт (1200 лошадиных сил). Его устанавливали на истребителях конструкции А.И. Микояна и бомбардировщиках Пе-8.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Микулину Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

Микулин Александр Александрович

Во время Великой Отечественной войны А.А. Микулин руководил созданием мощных двигателей АМ-38, АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10, двигателей ГАМ-35Ф для торпедных катеров и речных бронекатеров.
С 1943 года А.А. Микулин назначается генеральным конструктором авиационных двигателей и главным конструктором опытного авиамоторостроительного завода № 300 в Москве. Ему принадлежит ряд новых идей в двигателестроении: он ввёл регулирование нагнетателей поворотными лопатками, двухскоростные нагнетатели, высокий наддув и охлаждение воздуха перед карбюраторами; разработал первый советский турбокомпрессор и винт переменного шага.

Газета «Призыв» 28 сентября 1945 г. опубликовала фотографию дома № 12 по ул. Володарского и под ней подпись: «На снимке: дом на ул. Володарского (г. Владимир), в котором жил Герой Социалистического Труда А. Микулин. В этот дом часто приезжал отец русской авиации Н. Жуковский».

В 1943 году А.А. Микулин избран академиком Академии наук СССР, минуя ступень члена-корреспондента. Парадокс - при этом Микулин имел только среднее техническое образование. Диплом об окончании Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского был ему вручен только в 1950 году в знак признания научных достижений.

В послевоенный период под руководством А.А. Микулина создан двигатель ТКРД-1 (турбокомпрессорный реактивный двигатель первый) с тягой 3780 кгс (1947), затем по его схеме разрабатывались двигатели, которые долгое время оставались самыми мощными в тяжелой бомбардировочной и пассажирской реактивной авиации СССР.
Вслед за ним созданы мощные турбореактивные двигатели АМ-1, АМ-2, АМ-3 (последний много лет успешно работал на самолёте Ту-104), а также турбореактивные двигатели для истребителей Микояна и разведчиков А.С. Яковлева. Всего в 1943-1955 годах под руководством А.А. Микулина созданы десятки типов авиадвигателей, из которых 8 были запущены в массовое серийное производство.
Выдающаяся деятельность крупнейшего советского конструктора авиадвигателей завершилась внезапно в 1955 году. После снятия с должности Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова, который высоко ценил деятельность А.А. Микулина, министр авиационной промышленности П.В. Дементьев решил избавиться от него. Микулин был не только снят с должности главного конструктора, он был вообще отстранен от работы в авиационной промышленности. Старый товарищ и соратник Микулина академик Б.С. Стечкин принял Микулина на работу научным сотрудником в лабораторию двигателей АН СССР, где он работал до 1959 года.
На пенсии Микулин остался таким же неугомонным и творческим человеком, которым был всегда. Он занялся проблемами сохранения здоровья, предложил ряд новых идей, часть которых применялась в санаторном лечении больных. Когда Министерство здравоохранения отказалось издавать книгу Микулина, посвященную медицинской тематике, академик в 76 лет поступил в медицинский институт и в 1975 году сдал "на отлично" государственные экзамены. В следующем году он защитил кандидатскую диссертацию по медицине по подготовленной им книге. Тогда она была опубликована под названием "Активное долголетие". Все свои медицинские идеи испытывал на себе, и имея в середине жизни большие проблемы со здоровьем, сумел укрепить свой организм и достигнуть 90-летнего рубежа.
Скончался 13 мая 1985 года, на 91-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Награды и премии :
- Герой Социалистического Труда (28.10.1940)
- Сталинская премия первой степени (1941) - за разработку новой конструкции авиационного мотора
- Сталинская премия первой степени (1942)- за разработку новой конструкции авиационного двигателя
- Сталинская премия второй степени (1943) - за усовершенствование авиационного мотора
- Сталинская премия второй степени (1946) - за создание нового образца авиационного мотора и за коренное усовершенствование существующего авиамотора.
- три орденами Ленина (28.10.1940; 02.07.1945; 24.01.1947)
- орден Суворова I степени (16.09.1945)
- орден Суворова II степени (19.08.1944)
- три ордена Трудового Красного Знамени (10.07.1943; 10.06.1945; 14.02.1975)
- орден Дружбы народов (14.02.1985)
- орден Красной Звезды (21.02.1933)
- орден «Знак Почёта» (13.08.1936)
- медаль «За боевые заслуги» (05.11.1954)
- другие медали.

Память :
На территории Открытого акционерного общества Авиамоторный научно-технический комплекс «Союз», на фасаде бывшего заводоуправления установлена мемориальная доска.

В литературе :
Микулин (под именем «Алексей Николаевич Бережков») стал главным героем романа Александра Бека «Талант (Жизнь Бережкова)» (1956), по мотивам которого в 1977 году вышел четырехсерийный художественный фильм «Талант».
Его жизни посвящена художественно-документальная повесть Л. Л. Лазарева «Взлёт» (М.: Профиздат, 1978).

Деятельность в альтернативной медицине : После перенесённого инфаркта А. А. Микулин разработал оригинальную систему оздоровления, которую описал в книге Активное долголетие (моя система борьбы со старостью). В этой системе проводятся инженерные аналогии между строением человеческого тела и технических устройств. Предложены остроумные способы ионизации воздуха, заземления человека и виброгимнастики. Система Микулина подвергалась критике представителями классической медицины.
- 9 января 1959 года он сделал доклад «О роли ионов в жизни и долголетии людей» в Доме учёных АН СССР.

Труды :
- Микулин А. А. Активное долголетие (моя система борьбы со старостью) - М.:Физкультура и спорт. 1977, (переиздана в 2006).

Книга А. А. Микулина «Активное долголетие» крупным планом предстаёт перед зрителями советской комедии 1982 года «Чародеи» на 121-й минуте фильма. В этой сцене отрицательный персонаж, научный сотрудник Научного универсального института необыкновенных услуг (НУИНУ) Сатанеев всерьёз озабочен проблемой омоложения, используя для этого все имеющиеся подручные средства, включая эту книгу.

Малоактивный образ жизни большинства людей заставляет искать простые методики оздоровления организма. Одной из зарекомендовавших себя является виброгимнастика Микулина. Если у человека сидячая работа, нет возможности заниматься спортом, есть ограничения по двигательной активности или длительные физические нагрузки, то этот комплекс поможет снять напряжение и привести в тонус весь организм.

Немного об авторе

Александр Александрович Микулин - известный советский учёный, специалист по проектированию авиационных двигателей, племянник и ученик "отца русской авиации" Н. Е. Жуковского. Трудовую деятельность начинал с работы слесарем, формовщиком на авиационном заводе, впоследствии занимал должность главного конструктора Московского авиационного завода имени Фрунзе. Герой Социалистического Труда, лауреат четырёх Сталинских премий.

После перенесённого в возрасте 55 лет инфаркта миокарда разработал собственную уникальную систему оздоровления, основанную на отмеченном автором сходстве строения человеческого организма и технических устройств. Результаты своих исследований представлены академиком Микулиным в книге о виброгимнастике "Активное долголетие (моя система борьбы со старостью)", не допущенной Министерством здравоохранения к публикации, так как автор не имел официального отношения к медицине. Тогда Микулин поступил в медицинский институт и в возрасте восьмидесяти лет с отличием окончил его, после чего защитил диссертацию на медицинскую тему и таким образом добился публикации своей книги.

Суть виброгимнастики

По мнению автора методики, большинство болезней человека и процессы старения запускаются вследствие недостатка двигательной активности. Гиподинамия, по его теории, приводит к замедлению выведения из организма шлаков и токсинов, к застою крови, образованию тромбов.

Поэтому Микулин стремился продумать комплекс определенных упражнений, который бы имитировал ходьбу или бег, но при этом не имел бы противопоказаний и недостатков, свойственных традиционным видам физической нагрузки. Автор разработал методику упражнений, создающих вибрацию тела, сходную с той, что происходит при беге и ходьбе. Она получила название «Виброгимнастика Микулина».

При выполнении комплекса венозные сосуды приходят в тонус, тренируются их клапаны, кровь при сотрясении получает дополнительный импульс, энергично устремляется к сердцу. В свою очередь, это предупреждает застаивание и оседание шлаков, а также является профилактикой образования тромбов. Далее этот импульсивный толчок венозной крови к сердцу вызывает усиление притока свежей, насыщенной кислородом крови от сердца ко всем внутренним органам. Таким образом улучшаются процессы циркуляции крови и лимфы, а следовательно, и обмена веществ во всех органах и системах человека.

Показания

Виброгимнастику академик Микулин относил к виду лечебной физкультуры, которая будет полезна всем без исключения. В первую очередь она необходима людям, вынужденным в силу профессии подолгу сидеть или стоять. Также особенно рекомендовано упражнение и тем, кто испытывает высокие умственные нагрузки, так как, по мнению автора, методика отлично снимает чувство тяжести в голове и усталости после длительной напряженной умственной работы.

Также изобретатель рекомендовал данный комплекс упражнений пациентам, которым по состоянию здоровья противопоказаны бег и быстрая ходьба. В книге Микулина также отмечается, что прямым показанием к занятию данной гимнастикой является наличие у человека заболеваний венозной системы (варикозное расширение, склонность к флебитам) и повышенный риск тромбообразования. Отзывы о виброгимнастике по Микулину подтверждают, что методика улучшает настроение, прибавляет сил и устраняет чувство усталости.

Противопоказания

Противопоказания к виброгимнастике Микулина:

  • сердечно-сосудистые заболевания, например, стенокардия;
  • подтверждённое наличие тромбов в венах (выполнение упражнений может спровоцировать отрыв тромба с известными грозными осложнениями);
  • наличие камней в почках или желчном пузыре (может спровоцировать выход камней с клинической картиной колики);
  • выраженный остеохондроз и остеопороз;
  • пяточная шпора.

При наличии заболеваний или подозрении на них следует получить консультацию специалиста.

Эффективность гимнастики

Эффективность виброгимнастики Микулина подтверждали известные люди, именитые ученые, лично опробовавшие данный метод. Например, академик Орбели, перенёсший инфаркт миокарда, утверждал, что почувствовал значительное улучшение самочувствия после курса виброгимнастики. Ещё одно свидетельство эффективности - мнение академика В. А. Амбарцумяна, страдавшего рецидивирующим тромбофлебитом. Он отмечал, что после долечивания очередного обострения болезни решил испытать метод Микулина и весьма успешно: в течение нескольких лет рецидивов болезни не отмечалось.

Сам А. А. Микулин, неукоснительно следовавший разработанной им системе оздоровления, утверждал, что в 80 лет чувствует себя моложе и здоровее, чем в 50. Академик дожил до 90 лет, и до последних дней ему удавалось сохранить подвижность и полную трудоспособность.

Что нужно делать

Упражнение очень простое - в положении стоя повторять следующие действия: слегка подниматься на носочки и резко опускаться на пятки. Но чтобы виброгимнастика была эффективной и безвредной, необходимо обязательно учитывать следующие нюансы:

  • Отрывать пятки от пола нужно на высоту не более пяти сантиметров. Большее расстояние не усилит положительный эффект, но приведёт к утомлению мышц ступни и чрезмерно сильному сотрясению позвоночного столба.
  • "Приземляться" на пятки следует достаточно резко, но не до такой степени, чтобы это вызывало какие-либо неприятные ощущения в голове или позвоночнике.
  • Выполнять "встряхивания" нужно в достаточно медленном темпе: не чаще чем один раз в секунду. Быстрее не имеет смысла, так как, по мнению автора, в пространстве между клапанами вен просто не успеет накопиться достаточное количество новой крови, и "волна" при встряхивании будет неэффективной.
  • Упражнение состоит из двух серий по 30 встряхиваний, с перерывом между сериями 5-10 секунд. В сутки необходимо повторять 3-5 раз.

Микулин Александр Александрович (2(14).02.1895 - 13.05.1985), советский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал-майор инженерно-технической службы (1943), Герой Социалистического Труда (1940). Член КПСС с 1954.

В 1923 начал работать конструктором в Научном автомоторном институте (с 1925 главный конструктор). В 1929 разработал проект двигателя АМ-34, в 1931 успешно прошедшего испытания. Двигатель был установлен на самолётах АНТ-25, на которых в 1937 В. П. Чкалов и М. М. Громов совершили дальние беспосадочные перелёты через Северный полюс в США. Построенный под руководством М. в 1939 двигатель АМ-35А был установлен на истребителях МиГ.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 руководил созданием мощных двигателей АМ-38 и АМ-38ф для штурмовиков Ил-2 и ГАМ-35ф для катеров береговой обороны.

С 1943 генеральный конструктор авиационных двигателей.

Награжден 3 орденами Ленина, 6 другими орденами, а также медалями.

Его в 50 лет врачи порадовали тем, что жить ему осталось от силы 2 года. Он создал за это время свою оздоровительную систему и прожил еще 40 лет.

Книги (1)

Активное долголетие

Как сохранить здоровье и продлить творческую активность? Этот вопрос волнует многих. В книге А. Микулина сделана попытка вскрыть физиологические закономерности старения организма и найти пути продления активной творческой жизни.

Комментарии читателей

Анатлоий / 16.01.2019 От себя хочу сказать я поностью разделяю сказаное Валентином 19,08,2012, лучше не скажешь, мне добавить не чего

Аркадий / 1.04.2017 Эту книгу не воспринимают только те люди которых ещё не коснулась болезнь. Благодаря этой книге я живу. Большое спасибо Александру Александровичу за его труд.

григорий / 10.04.2016 нал александра Александровично лично по работе в 1951-1955годах Он лично демонстрировал мне систему отвода Это было в его кабинете на заводе 300 очевидно в 1954году и одновременно демонстрировал мне подпригивание на ногах с отрывом пятки Я много десятков лет это выполнл И слава Богу Сейчас аналогично с предложениями Александра Александровича занимаюсь профилактикой аневризмы По моему помогает Это делаю методом разложения 3-х и 4-х значных чисел на множители Причем в уме с закрытыми глазами Помогает Попробуйте Советую всемположительного заряда из организма в заземление э

Павел / 16.03.2016 Очень хорошая книга! Рекомендую всем прочитать и заняться здоровым образом жизни! Активного Вам долголетия!

маргарита / 21.12.2015 вот ищу книгу но хочеться поменять жизнь с болячками на зоровую

исак / 25.11.2015 вы все такие умняшки откуда только в вашей стране дураки берутся и в таких колличествах

ирач / 31.10.2015 самое главное суть втом что автор все испытал насебе как истинный врачи в древности.

Владимир / 14.08.2015 Когда инженер берется за гуммунитарную или естественно-научную область как правило получается что-то очень интересное. Из того, что на памяти: Геодакян с его теорией пола, Фоменко с его математическим подходом к истории. И вот теперь еще и Микулин с его подходом к физиологии. Этим областям всегда не хватает здравого смысла, умеренности, въедливости и практичности, характерных для инженерного подхода. И подобные авторы их туда вносят. За то им огромное спасибо.

Арсентий / 4.08.2014 Анатолий вы атеист и скептик. Конечно жить вам будет совсем не весело. А Книга хорошая.

Анатолий / 25.03.2014 Превратив в этой книге человеческий организм в "кубики" из известных физических явлений и эффектов, современник гигантских строек, к сожалению, упустил из виду один "кубик" народной мудрости: "если Бог решает наказать человека, он лишает его разума". Вот разума клеткам уважаемого автора пока и не хватает. Однако, у меня предложение. Чтобы через пару тысяч лет книга не потеряла актуальности, её надо как-то обновлять и дополнять. Тем более игру в кубики любят все. Я поиграл немного и мне понравилось, что кислород в нужное место можно передавать "по проводам" от эритроцита к эритроциту. И, думаю, "маленькая тележка" "Вагону" талантливого контента бы здесь не помешала...

Анатолий / 31.01.2014 Ответ Людмиле, которая написала: "уже 30 лет Александр Александрович Микулин для меня – один из образцов человеческого совершенства" - Приятно читать такие строки. Помню пошел сдавать лабораторную с недомоганием. Оказался в очереди последним. Пока ждал прочитал очень сердечные воспоминания одной женщины о Л.Д.Ландау и через два часа уже был здоров.

Анатолий / 31.01.2014 Ответ Валентину, который написал: "Обратите внимание, самые толковые книги о здоровье замалчиваются: "Чудо голодания" Брэгга..." - Современный человек, обладающий мощной энергетикой, должен понимать, что от голодания чуда ждать не следует. Но, если без чудес прожить лень, то нужно научиться "отдыхать от еды", что нормальный человек, по крайней мере, хотеть должен всегда...

Тата / 11.11.2013 Очень счастлива, что нашла эту книгу. Для меня это большое подспорье в планировании здорового образа жизни.Рекомендую всем здравомыслящим людям.

Никита / 18.07.2013 Нашел упоминание в биографии Губанова (Lifexpert). Раньше, по его словам, эта книга была ДСП - для служебного пользования, т.е. совершенно секретно, как Карнеги в свое время.

Валентин / 19.08.2012 Согласен с предыдущими оценками. От себя хочу добавить, что сам факт игнорирования этой замечательной книги нашими горе-эскулапами говорит о том, что фармацевтическая мафия всесильна и непобедима сегодня... Им нужно зарабатывать деньги, а не лечить людей. Обратите внимание, самые толковые книги о здоровье замалчиваются: "Чудо голодания" Брэгга, "Бегом от инфаркта" Лидьярда, "Тайная мудрость человеческого организма" Залманова, "Попрощайтесь с болезнью" Гогулан... Неумывакин, Бутейко, Вилунас, Монтиньяк... Все эти авторы радеют о здоровьи человека, но это не входит в планы современных врачей, которым выгодно, чтобы люди болели как можно чаще...

Много лет назад советская медицинская общественность была немало смущена неожиданной популярностью оздоровительной системы академика Микулина. Смущение это вполне понятно, поскольку в те времена малейшее отклонение от принятой нормы выглядело абсолютно неприемлемым. И дело не столько в цензуре, которая могла что-то запретить или не запретить, сколько в идеологических холуях, верных псах системы, зорко следивших за чистотой идей. Сейчас самому с трудом верится в то, что даже такое невинное дело, как пропаганда оздоровительного бега, поначалу выглядело подобием диссидентства. Массовое увлечение бегом в Америке считалось не аргументом за бег, а контраргументом.

"Активное долголетие"

Тем не менее Микулин выпустил в 1977 году книгу "Активное долголетие", которая имела подзаголовок "Моя система борьбы со старостью". Пробивал он ее мощным напором, приходил в издательство в орденах, грозил, что пойдет жаловаться в Кремль, что всех здесь разнесет, козырял именами академиков, организовывал звонки. Короче говоря, действовал не очень-то красиво.

Но иначе он не добился бы ровным счетом ничего, потому что содержание его книги не соответствовало устоявшимся привычным нормам, сводившимся к рекомендациям делать по утрам зарядку ("пятиминутка здоровья"), мыть руки перед едой ("чистота - залог здоровья"), открывать форточку ("солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"), И вот сквозь эти пошлые, вызывающие раздражение лозунги прорываются человеческие слова, живые мысли, спорные идеи.

Инерция мышления такова, что даже многие серьезные специалисты довольно-таки скептически восприняли рассказ Микулина о своей системе борьбы со старостью. Действительно, виброгимнастика, раздельное питание, голодные дни, бег, ионизация, заземление, гантельная гимнастика, волевая гимнастика - все это было для специалистов делом непривычным и потому сомнительным. К сожалению, микулинские рекомендации так и не стали предметом научных исследований. Пока что эффективность этих рекомендаций подтверждается только многочисленными последователями Микулина, да его собственным опытом.

Действительно, разве его собственное активное долгожительство не доказывает действенность системы? Конечно, у современной науки иные критерии достоверности, но ведь мы с вами руководствуемся не только научно и статистически обоснованными выкладками, но и житейской логикой, очевидными реальностями. А девяностолетняя бурная жизнь Микулина разве не реальность? Разве не довод то, что уже заглянув в лицо смерти, он с помощью своих странных методов сумел едва ли не вдвое продлить свою жизнь?

Мотор века

Микулин привык к тому, что его предложения поначалу принимаются в штыки. Так было и в главном деле его жизни - создании авиационных моторов. Там тоже находились авторитеты, изначально отвергавшие идеи Микулина, которые выглядели вздорными только потому, что были асболютно новыми и не походили на стандартные образцы. Над идеей бронированного штурмовика Ил-2 тоже вначале посмеивались. "Никакой мотор, - говорили, - не сможет поднять этот летающий танк".

Потом знаменитый Г. Ф. Байдуков вспоминал: "На фронте мы были влюблены в этот замечательный самолет. Живучесть машины изумляла всех: нет половины стабилизатора, плоскости пробиты, одни лохмотья висят, а он все-таки летит и садится на своей территории. По исключительной прочности брони и надежности мотора, по простоте конструкции никакой другой самолет не мог с ним сравниться".

Относительно этого штурмовика военные историки разных стран придерживаются единой точки зрения: Ил-2 показал себя лучшим штурмовиком Второй мировой войны. Ни один другой самолет не был столь эффективен в борьбе с танками, мотопехотой и оборонительными сооружениями. Наша промышленность выпустила за годы войны свыше 40 тысяч Илов - больше, чем самолетов любой другой марки. Эти отличные машины сыграли огромную роль в нашей победе.

А. И. Шахурин, который во время войны был наркомом авиационной промышленности, писал: "Немецкие авиаконструкторы пытались построить самолет, похожий на наш штурмовик. Для этого они тщательно изучили попавшие к ним подбитые советские самолеты. Однако из этого замысла ничего не вышло. У гитлеровцев не оказалось ни подходящей конструкции, ни нужного двигателя".

Конструктором двигателя АМ-38, установленного на ильюшинском штурмовике, был Александр Александрович Микулин.

Имя этого человека навсегда слито с историей советской авиации. В предвоенные годы его мотор АМ-34 был установлен на легком поликарповском бомбардировщике Р-5 и тяжелых тупо-левских бомбардировщиках ТБ-3. Восемь модернизированных микулин-ских моторов М-34Р подняли в небо самый большой для того времени самолет "Максим Горький". В этом самолете был буфет, киноустановка, печаталась газета и размещалась громкоговорящая станция "Голос неба". Тот же мотор был поставлен на туполевский самолет АНТ-25. На этой одномоторной машине совершили свои беспримерные перелеты по маршруту Москва - Северный полюс - Америка экипажи В. П. Чкалова и М. М. Громова.

Да, самолет был одномоторным, но в успехе перелета не было сомнений, потому что надежность моторов Микулина всегда была стопроцентной. Во время войны бомбардировщики ПЕ-8 на микулинских моторах АМ-35А бомбили Берлин, высотные истребители МиГ-3 на тех же моторах прикрыли небо Москвы. А в послевоенные годы конструкторское бюро Микулина решительно перестроилось на создание реактивных двигателей. Микулин оснастил ими истребители МиГ-19 и МиГ-21, перехватчик Як-25 и наконец, знаменитый пассажирский лайнер Ту-104.

Звание Герой Социалистического Труда А. А. Микулин получил в числе первых 12 награжденных. Он четырежды удостаивался звания лауреат Государственной премии. Микулин умел не только создавать новое, но и совершенствовать уже действующее. Мощности мотора для Ил-2 за предвоенные и военные годы были увеличены в три раза. Надо ли говорить, сколь напряженной оказалась работа конструктора. Выдержать сплошную цепь перегрузок было невозможно.

В 1947 году у А. А. Микулина произошел первый сердечный приступ. Наступил тяжелый период консилиумов, больниц, санаториев. В 1955 году он был вынужден уйти из авиационной промышленности и сосредоточиться на работе в Академии наук СССР.

Система Микулина

Примерно в то же время и начал Александр Александрович активно изучать физиологические основы борьбы со старением организма. Конечно, он проштудировал всю основную литературу. Но на этом не остановился. В специальных лабораториях он изучал строение и функционирование наших органов и систем, ставил эксперименты на животных. Конечно же, на свои маленькие и большие открытия и находки он смотрел глазами человека, всю жизнь конструировавшего моторы.

Надо признать, что под этим углом зрения никто до Микулина не изучал возможности нашего организма. Такой подход естествен лишь для человека, который постоянно задумывается над повышением КПД различных механизмов, наиболее экономичным способом трансформации энергии, над надежностью и совершенствованием конструкций. Он анализировал работу мышц так, как, наверное, изучал двигатель, сконструированный талантливым коллегой. Оценки давал деловито и сдержанно: "Согласно изложенной здесь схеме, мышечный аппарат является своеобразным молекулярным биохимическим электродвигателем весьма высокого коэффициента полезного действия".

В "Активном долголетии" Микулин дает распорядок обычного своего дня:

"Будильник звонит в 7 утра. Просыпаюсь. Снимаю с ног заземление и включаю комнатный ионизатор.

Потягиваюсь и, лежа в постели на спине, начинаю дыхательную гимнастику. Глубокий вдох, стремление направить диафрагму к низу живота, задержка 3 секунды и прерывистый выдох через сжатые губы 8-10 порциями. Таких упражнений я проделываю 10, каждое по 6 секунд, общее время - 1 минута.

Затем, продолжая лежать на спине, делаю упражнение, называемое "велосипед". Руки под бедра. Ноги подняты кверху и делают движения как при езде на велосипеде. 20 оборотов каждой ногой. Затем ноги выпрямляются, описывают как можно более широкие круги 3 раза и снова "велосипед" - 20 раз. И так - 3 цикла. Каждый цикл - 25 секунд, все упражнение - 2 минуты.

Встав с постели, начинаю гимнастику с двухкилограммовыми гантелями. Сперва упражнения для рук, затем приседания, наклоны, повороты - всего 5 минут.

После гимнастики перехожу к занятиям на "машине здоровья", делаю три цикла по 15 полных движений туловищем вперед-назад. После каждого цикла - отдых с глубоким дыханием (вдох носом, выдох - ртом), каждый цикл - 2 минуты, а всего 6 минут.

Затем выключаю ионизатор

Надеваю тренировочный костюм и бегу по переулку и бульвару 3 километра, перемежая бег быстрым шагом каждые 5 минут, жестко ступая на всю ступню с преимуществом на пятку. После начала "второго дыхания" вдох - четыре шага, выдох - четыре шага. Для очистки легких после каждых 25-30 шагов делаю глубокий вдох. (Если на улице очень плохая погода, бегаю трусцой на месте или по коридору туда-сюда по 5 шагов - 10 минут).

Затем делаю виброгимнастику (шестьдесят сотрясений - подъемов на носках на один сантиметр и ударов пятками по полу в проеме двери). На это тратится 2 минуты.

Если во время зарядки не было потовыделения, то приступаю к "комнатной бане" в ванной - 5 минут, затем душ - 1 минута, сперва теплый, затем прохладный. Итого 6 минут. Если нет времени на душ, то обязательно обтираю тело мохнатой рукавицей. Вода комнатной температуры.

Завтракаю преимущественно овсяной кашей. Во время завтрака снова включаю свой ионизатор.

На работе или дома днем я занят в основном умственным трудом. Для отдыха клеток мозга стараюсь каждые 1,5-2 часа на 5 минут отвлекаться и делать виброгимнастику, два цикла по 30 сотрясений. Этот способ резко снижает усталость.

Стараюсь каждый день ходить пешком быстрым бодрым шагом не менее 2-3 километров. Для отдыха мозга вечером не работаю, а читаю беллетристику - 1 час. Перед сном 10-15-минутная прогулка бодрым шагом. Засыпаю в 23 часа.

Для приобретения трудовой активности считаю вполне достаточным тратить в день на свое здоровье примерно полтора часа, что составляет всего 8% от числа часов бодрствования в сутки. Каждый человек, в любом возрасте овладевший таким режимом (что не представляет никаких трудностей), может гордиться своей силой воли. Попробуйте".

Этот текст несколько отличается от привычных рекомендаций, что требует некоторых пояснений.

Пояснения к системе

  • Заземление. Земной шар, как известно, имеет большой отрицательный электрический заряд. Ионосфера, окружающая Землю на большом расстоянии, состоит из положительно заряженных ионов. Между Землей и ионосферой существует электрическое поле, к жизни в котором приспособлено все живое, в том числе и человек. Но из-за современых технических бытовых приспособлений (обувь, асфальт, линолеум и т. п.) мы изолировали себя от отрицательного заряда Земли, что ведет к накоплению в теле человека избыточных положительных зарядов. По мнению некоторых ученых, это способствует ослаблению организма, болезням. Выход А. Микулин видит в заземлении, то есть в подсоединении человека к проводящим системам. Практически он осуществляет это, прикрепляя металлический провод одним концом к батарее отопления, а другим - подсоединяя перед сном к ноге.
  • Ионизатор. Целебный воздух горных и морских курортов объясняется наличием в нем оптимального количества легких отрицательно заряженных ионов. Микулин сконструировал комнатный ионизатор, который одно время выпускался для массового использования. Прибор обеспечивал в квартире целебный микроклимат.
  • Волевая гимнастика. Это способ проработки мышц без спортивных снарядов и отягощений. Большое напряжение различных мышц следует благодаря волевым усилиям.
  • "Машина здоровья". Это тренажер, сконструированный Микулиным. Работа на нем включает все основные группы мышц. По конструкции он напоминает гребной тренажер. Долгое время "машина здоровья" Микулина выпускалась нашей промышленностью. Бывая дома у Александра Александровича, я поначалу не замечал этот тренажер, потому что он был сделан так, чтобы в обычное время удобно размещаться под кроватью.
  • Виброгимнастика. Одной из причин "засорения" организма недоокисленными продуктами распада и связанных с этим заболевания Микулин считает плохую "прокачку" кровеносных сосудов. Чтобы устранить этот изъян, он рекомендует виброгимнастику - ритмичное, раз в секунду, постукивание пяткой о пол. Это, по его мнению, способствует активизации кровотока и очищению организма от шлаков.

Надо сказать, что ни одно из этих изобретений не противоречит научным канонам физиологии человека, а эффект на примере Микулина и его последователей дает отличный.

Неудачные встречи

В 50-летнем возрасте Микулин погибал от сердечных приступов. Возродился он благодаря своей системе настолько, что в 90 лет выполнял свою программу физических упражнений и разрабатывал экологически чистый автомобильный двигатель.

На склоне лет он перенес тяжелую полостную операцию, прекрасно восстановился, но когда ему неожиданно потребовалась срочная медицинская помощь, ее не оказалось...

Я многократно встречался и беседовал с Александром Александровичем незадолго до его смерти. К тому времени он несколько сдал. Но связано это было не с дряхлостью, а с не очень удачной операцией по поводу аденомы простаты. Вполне возможно, что операция эта была вообще необязательна, могли бы, наверное, обойтись и без нее. Но резали, как говорится, наотмашь; вывели катетер и вот здоровый, активный мужчина неукротимого нрава ходит с торчащей из живота трубкой, исторгающей черт знает что. Конечно, ему тоскливо: не побегаешь, не поупражняешься.

Вот так Микулин стал жертвой контакта с несостоятельной медициной. Второе рандеву с ней оказалось роковым. Точнее сказать, роковым стало то, что рандеву не состоялось: "скорая помощь" не поспела вовремя...

Последние встречи

Помня об упреках в адрес Микулина, я спросил его, считает ли он свою систему универсальной, призванной помочь каждому человеку. "Нет, - возразил он. - Я разработал систему борьбы со старостью, исходя из своих собственных физических и психических особенностей. Она предназначена для меня. В книге "Активное долголетие" я лишь поделился своими мыслями и своим опытом. Навязывать свои рекомендации я никому не собирался. Но судя по тысячам писем, которые я получил после выхода книги, мои советы никому не повредили".

"Никому не повредили" - это сказано весьма скромно, о чем, в частности, свидетельствует письмо горьковчанки Л. Н. Кузнецовой: "Книга "Активное долголетие" у меня настольная. Благодаря изложенной в ней системе оздоровления я живу не болея. Опыт А. А. Микулина помог многим людям обрести здоровье".

И тем не менее на последней странице книги Микулина написано: "Полезно было бы подвергнуть предлагаемую мной схему анализу, научной критике и усовершенствованию". Увы, прошло 17 лет, а настоящего научного анализа до сих пор нет.

Я спрашивал Александра Александровича, в какой мере приспособил он описанную систему к теперешнему своему положению. До 85-летнего возраста он регулярно бегал, преодолевая за 20 минут примерно 3 километра. После операции о беге, также как и о тренировках на "машине здоровья", речь не шла. Пришлось оставить и горячо любимый им теннис.

Когда мы встретились, он каждое утро делал довольно нагрузочную зарядку лежа, сидя и стоя. Александр Александрович попросил пощупать его бицепсы. Впечатление такое: рука хорошо тренированного 45-летнего дядьки.

Без всяких изменений по сравнению с более молодыми годами осталась виброгимнастика. Как и прежде, он в течение дня проводил несколько 30-секундных серий этого простого упражнения.

Свои правила питания в книге "Активное долголетие" он сформулировал так:

"Первое: не садиться за стол, пока нет чувства сильного голода. В этом вопросе я не согласен с теми, кто рекомендует регулярный прием пищи по часам, независимо от того, набит живот еще не переваренной пищей или пуст.

Второе: всю трапезу надо мысленно разделить на три фазы. Первая фаза - утоление сильного голода, вторая фаза - насыщение. Я встаю из-за стола, когда могу с неменьшим аппетитом съесть еще столько же. Есть и третья фаза - "обжорка", когда после насыщения доедается то, что осталось вкусного на тарелке, или когда родственники упрашивают съесть еще кусочек. Эту фазу из обихода здоровый человек не физического труда должен совершенно исключить".

Валентина Степановна, жена Микулина, жаловалась мне: "По утрам съедает ровно три ложки каши. Если я положу не три, а пять ложек, ужасно сердится: оставлять нехорошо, а объедаться еще хуже. Съедал немного творога или одно яйцо, кусочек постного мяса, любит молочные продукты, мед. Хлеба почти не ест". Александр Александрович считал, что в день надо принимать не менее 1 грамма витамина С.

Молодой, хотя и старый

Давно замечено, что люди, живущие напряженной творческой жизнью, не придают еде слишком большого значения. Как раз про них говорят: "Забыл поесть". Но для очень многих еда - это своеобразная компенсация за трудные стрессовые ситуации. На работе нервотрепка, в транспорте - теснота и спешка, дома - свои проблемы. Зато сел за стол и получаешь одни положительные эмоции. Это так соблазнительно, что хочется пожевать и за чтением, и перед телевизором. Такой человек о еде не забудет. Зато и мстит ему этот противоестественный стиль питания жестоко и беспощадно. Мстит тяжелыми лишними килограммами, из-за которых даже дышать трудно, отталкивающим внешним видом, хроническими болезнями. Нигде еще не был замечен среди долгожителей ни один толстяк...

А у таких, как Микулин или Амосов, даже при очень хорошем аппетите - еда на периферии внимания. Голова занята иным, а удовольствие приносят не вкусовые ощущения, а решение творческих проблем, коллизии духовной сферы.

Микулину было над чем подумать. Незадолго до смерти он сконструировал гидроионизатор повышенной мощности. Свой первый ионизатор Микулин изобрел еще тогда, когда убедился в огромном значении, которое имеют для организма отрицательно заряженные ионы воздуха. Именно насыщенностью воздуха оптимальным количеством отрицательных ионов объясняются целебные свойства горных и морских курортов. Александр Александрович решил, что такой курорт вполне можно создать и в московской квартире. Подсчитано, что в Кисловодске содержится 1300 отрицательных ионов на один кубический сантиметр воздуха, в Сочи - 880, в Ялте - 700, а на улицах промышленных городов - всего 100-200. Еще меньше отрицательно заряженных частиц в воздухе наших квартир: 40-50 на кубический сантиметр. Микулинский прибор насыщал воздух комнаты тысячью ионов на кубический сантиметр. Такой воздух столь же целебен, как и воздух знаменитого горного швейцарского курорта Давос. Микулинский прибор некоторое время выпускался серпуховским заводом и был в широкой продаже. Он так и назывался - "Ионизатор Микулина". Я видел на столе Александра Александровича новый ионизатор, он работал на обычной водопроводной воде и генерировал в восемь раз больше ионов, чем прежний. Микулин включал его дважды в день на 10-15 минут.

Вам достаточно столь недолгого воздействия? - спросил я.

В ответ Александр Александрович снял очки и сказал: "Посмотрите внимательно, есть ли у меня морщины?" Знаете, я был поражен. Действительно даже у глаз ни единой морщинки. Кожа, как у ребенка, - нежная и гладкая. Конечно, видно, что Микулин - совсем немолодой мужчина. Но кожа у него изумительная. Как, впрочем, и у Валентины Степановны. Но думаю, что столь мощный поток отрицательно заряженных частиц омолаживающе действует не только на кожу.

У Микулина большой опыт внедрения своих изобретений. Однако с первым ионизатором у него было столько проблем, что он с некоторым содроганием говорил мне о предстоявшем ему преодолении бесчисленных бумажных барьеров. Прежде чем предложить свой первый ионизатор для промышленного производства, Александр Александрович с помощью умельцев изготовил 150 опытных образцов. Нетрудно представить, что стоило это ему немалых денег. Все 150 ионизаторов он бесплатно раздал страдающим различными заболеваниями. Потом он покупал свои ионизаторы в магазине и снова не мог устоять перед просьбами. В прежние времена он передавал государству свои премии... Я рассказываю об этом, чтобы читатель обратил внимание на бескорыстие этого человека. Оно из того же ряда, что и спокойное отношение к пище. Микулина занимают прежде всего творческие вопросы. А это, как мы видим, способствует сохранению здоровья.

Чего только Микулин ни изобретал, но я не заметил у него в квартире хитрых приспособлений, самозажигающихся лампочек, самозакрывающихся дверей. Все как у всех. Лишь свой ионизатор, своя система заземления, которой он постоянно пользовался, да знаменитая "машина здоровья". Только то, что нужно для укрепления здоровья. На предметы необязательные он свое время не тратил.

Кардиологи говорят, что человек стар настолько, насколько стары его артерии. Ревматологи полагают, что истинный возраст человека определяется подвижностью его суставов. Но есть еще одна точка зрения - мы начинаем стареть тогда, когда сворачиваем различные стороны своего функционирования: меньше, чем прежде стараемся работать, двигаться, меньше смеемся, любим, восхищаемся, удивляемся. Молодость уходит не с годами, а с потерей эмоционального тонуса. Наверное, с возрастом надо бы и двигаться побольше, чем прежде, и смеяться, и творить, и планировать. Те эмоции и те функции, которые не реализуются, - отмирают. Кстати, о планировании. Оценка человеком своего возраста - это своеобразные весы. На одной чаше - прошлое, на другой - будущее, то, что он собирается сделать. Если человек полон замыслов, планов и надежд, то он, независимо от возраста, в психическом плане гораздо моложе своих лет.