Какое учение стало официальной религией древнего китая. Какая религия в Китае в настоящее время. Три философские школы Древнего Китая

Религия в Китае

Почти половина (47%*) жителейсовременного Китая считают себя атеистами. Еще 30% считают себя нерелигиозным. Во многом это следствие государственной политики в начальный период становления КНР и затем в ходе «Культурной революции». Однако, к реальным атеистам – тем, кто не верит ни в какие религии, не отмечает религиозные праздники и не соблюдает обычаи, относится 15% населения. Для значительной части жителей Китая религия по-прежнему занимает важное место в жизни.

*Опрос международного социологического агентства WIN / Gallup International (2012). Во время всекитайской переписи населения (2010) вопрос о религиозных воззрениях на задавался.

Согласно опросам, проведенным в начале XXI века, около 80% китайцев исполняли некоторые обряды и ритуалы, связанные с народными и, частично, с даосистскими верованиями; 10-16% называют себя буддистами; 2-4% - христиане; и 1-2% - мусульмане. Многие исследователи ставят под сомнение правильность применения термина «религия» к даосизму, буддизму и конфуцианству. Часто используются термины «духовные практики », «философские школы ».

Народная религия в Китае

За многовековую историю Китая здесь возникло множество религиозных традиций и обычаев, в объединении их называют н ародной религией Китая . Как правило, они заключаются в поклонении различным природным, клановым и национальным божествам: предкам, духам, героям. Наиболее почитаемые божества - Мацзу и Хуанди .
Почитание предков уходит в глубину китайской истории, является неотъемлемой частью культуры и народной религии, а также играет важную роль в конфуцианстве. Ритуалы проводятся во время фестиваля Цинмин , праздника Двойной Девятки , их элементы присутствуют в других церемониях: свадьбах, посвящениях, похоронах. Местом поклонения предкам являются могилы, гробницы, храмы предков или домашние кумирни. Ритуалы проходят в форме молитв и принесения в жертву пищи, благовоний, сжигания свечей и жертвенной бумаги, специальных церемониальных денег.

Даосизм

Даосизм - это сочетание различных философских и религиозных школ, появившихся начиная с VI века до н. э. Источником является трактат «Дао дэ цзин », приписываемый Лао-цзы. Даосизм сосредоточен на вопросах здоровья, естественности поведения, долголетия, обретения бессмертия.
Даосизм зародился из народной религии, которая считается низшей ступенью даосизма. Главное понятие религии - «Дао » (Путь, Всеобщий Закон). Даосские практики включают в себя дыхательную гимнастику цигун , траволечение, фэншуй , алхимию, астрологию, несколько видов боевых искусств. В Китае действует множество школ, сект и ответвлений даосизма. Основных школ две: Северная (Цюаньчжэнь, Школа Совершенной Истины ) и Южная (Чжэнъидао, Школа Истинного Единства ).

Буддизм

Буддизм появился в Китае во времена династии Хань, в I веке н. э. К IX веку это учение, восприняв многие идеи из китайской философии, укоренилось в стране, получив большое распространение среди простого народа. Cложилось три главных направления: китайский буддизм, тибетский буддизм (ламаизм) и палийский буддизм.

Конфуцианство

Под конфуцианством понимают этико-философское учение, основы которого заложил Конфуций . Базовым принципом учения была гармония, единство. Каждый человек должен знать свои обязанности и права, выполнять долг перед страной и проявлять уважение к предкам. Интересно, что жители Китая называют это понятие «школа ученых книжников» либо просто «школа ученых».

Религии в КНР в новейшее время

В 1950 году компартия издала директиву для представителей власти во всех регионах и провинциях, требуя от них наложения запрета на религиозные организации и общественные формирования. Власти участвовали в расформировании организаций христиан, даосов, буддистов и т.д., требуя от их членов зарегистрироваться и раскаяться, с тем чтобы стать новыми людьми. Если организации не регистрировались в срок, то после выявления нарушения их подвергали суровому наказанию. В 1951 году были приняты суровые установления в отношении тех, кто продолжал вести религиозную деятельность.

В 1978 в КНР была принята конституция, которая актуальна до сих пор. В 36-й статье указано, что каждый гражданин имеет право на свободу вероисповедания религии. После реформ, начавшихся в 80-х годах, традиционные религии - буддизм и даосизм, официально поддерживаются в качестве неотъемлемых элементов китайской культуры.

История, культура, религия и традиции жителей Поднебесной империи на протяжении веков вызывали неподдельный интерес в граждан европейских стран, ведь самобытная и богатая культура этого восточного государства так сильно отличалась от традиций и правил, принятых в западном обществе. Самобытность и отличие цивилизации и мировоззрения китайцев от мировоззрения европейцев особенно ярко просматривается в сравнении верований древних китайцев и религий племен, чьи потомки сейчас населяют европейскую часть Евразии - , скандинавов, рымлян, кимерийцев, скифов и др. Религия древнего Китая - это в первую очередь, философия, поиск жизненного пути, отсутствие сложных культов и жестких правил и ориентированность на .

Китайская цивилизация имеет многотысячелетнюю историю, в которой упадок не единоразово сменялся расцветом. Прекрасная природа, которая как будто создана для того, чтобы созерцать ее красоту, классовое деление общества, традиция уважения к старшим, кровопролитные войны, борьба династий, великие открытия, развитие торговли, необходимость в тяжком ежедневном труде - все эти, на первый взгляд, никак не связанные между собой факторы повлияли на формирование и становление философии и религии древнего Китая.

Религия древних китайцев в период ранее второго тысячелетия до нашей эры

Древние китайцы, жившие более 4 тысяч лет назад, имели верования, несколько похожие на верования других античных племен. Первые верования китайцев, из которых позже и , основывались на тотемизме, и практически все племена китайцев имели свой тотем. Обожествление драконов в китайской мифологии и верования в силу и покровительство этих мифических животных, которые китайцы сохранили до сих пор, берут корни именно из тех древних времен, когда многие китайские племена считали своим тотемом змею. Со временем змей-покровитель в сознании народа трансформировался в летающего змея - дракона. Схожее происхождение имеет и популярная китайская легенда о волшебной птице фэнхуан - трансформированном тотеме ласточки. Дракон и фэнхуан в религии древних китайцев были чем-то вроде верховных божеств: дракон отождествлял землю и мужское начало, а фэнхуан - небо и женское начало.

Согласно верованию китайцев, все вокруг - хаос, в котором есть частицы живой энергии ЦЫ. ЦЫ бывает двух видов - ИНЬ и ЯН, ИНЬ - темные, вязкие и тяжелые частицы, они также являются женским началом и воплощением земли и воды, а ЯН - светлые и легкие частицы, отождествляющие свет, небо и мужское начало. Небо древние китайцы считали прародителем всего живого на Земле, однако молиться Небу, по их мнению, было бессмысленно - оно безразлично к человеческим делам. Также китайцы верили, что для жизнедеятельности человека необходима гармония ИНЬ и ЯН, а все несчастья, катаклизмы и - следствия дисгармонии этих основополагающих энергий.

Пантеон богов древних китайцев

Религии древних китайцев присуще такое явление, как эвгемеризация (очеловечивание) божеств. Сейчас уже никто не может наверняка сказать, были ли у китайских божеств реальные прототипы - императоры, воины, сановники и правители, или вера в то, что боги когда-то жили на земле, появилась у китайцев уже после того, как они уверовали в божества. Наиболее известными и почитаемыми в религии древних китайцев были такие божества:

- Гуаньди - бог войны и богатства, покровитель чиновников;

Жу Шоу - божество осени и металлов;

Лэйгун - бог грома;

Паньгу - первый человек, рожденный вследствие взаимодействия верховных сил вселенной инь и ян;

Фуси - правитель неба;

Нюйва - правительница земли;

Шэньнун - бог земледелия;

Юйди - бог-император Вселенной.

Этим богам древние китайцы возводили храмы и молились о покровительстве, однако в отличии от предков европейцев, древним китайцам не был присущ фанатизм в вере - в истории не сохранилось свидетельств о том, что китайцы приносили жертвы своим божествам или имели какие-либо сложные культы поклонения. Так как в основе религии древних китайцев лежит философия, боги в их представлении были кем-то вроде помощников, покровителей, которые, как и люди, подчиняются законам мироздания.

Три религии древнего Китая

Во втором тысячелетии до нашей эры началось формирование религиозно-философских течений, и до начала нашей эры в древних китайцев было : буддизм, конфуцианство и даосизм. В трех этих религиях очень много общего - отсутствие божества, которое требует поклонения, философская оценка мира, и главное - ориентирование на саморазвитие и самосовершенствование человека.

Второй религией древнего Китая, которая сформировалась примерно в третьем веке до нашей эры и широко распространена по сей день, является даосизм - религиозно-философское учение о духовном пути человека. Основоположником даосизма считается Лао-дзы, который и сформировал учение о Дао - начале всего живого и великом пути, который должен пройти каждый человек, чтобы слиться со Вселенной и самому стать частью Дао. Согласно учению, этой цели можно достигнуть, не делая зла, придерживаясь строгих моральных норм и умеренности в собственных желаниях и регулярно занимаясь медитацией.

Последним верованием, входящим в триаду религий древнего Китая, является учение Кун Фу-цзы - конфуцианство . Приверженцы этой религии, зародившейся в пятом веке до нашей эры, уверены, что целью жизни каждого человека является творение добра для других людей; гуманизм, человеколюбие, справедливость, уважение к старшим - это черты, которыми должен обладать каждый, называющий себя последователем Конфуция. Вероятно, Конфуций при составлении догм своего учения опирался на древние традиции и веру предков, ведь основанному им религиозно-философскому течению присущи некоторые черты культа предков, культа земли и почитание Неба как создателя всего живого на земле.

Китай – страна, которая подарила миру различные философские учения, богатую и своеобразную культуру, уникальные религии. Это величие одного из центров Восточной цивилизации. Особняком цивилизации стоит религия Китая. Конечно, говоря о Китае, в единственном числе слово «религия» употреблять нельзя. Китай – страна, в которой с религией сплетены философия, культура и государственная политика. На протяжении своей истории, та или иная религия вкупе с философией, определяли направление социально-экономических и политических линий власти.

Какая религия оказала больше всего влияние на государство, культуру, общество и политику Китая, пока ещё не совсем разрешённый вопрос. Каждая из религий или философско-нравственных учений, сыграли в истории свою роль. Всё-таки, знакомство с ними весьма интересно. Все древние религии способствовали формированию особой китайской цивилизации, которая в свою очередь имела влияние на соседние государства: Корею, Вьетнам, Японию, Россию.

Когда речь идет о Поднебесной, важно учитывать, что некоторые верующие могут исповедовать сразу несколько религий .

Выделяют три основных религиозных учения для Китая:

  • буддизм
  • конфуцианство
  • даосизм

По разным данным около 40% считает себя атеистами.

Буддизм: формирование китайской традиции

Буддизм, зародившийся в Индии в 5 веке до н. э., на основе учений принца Сиддхартха Гаутамы, проникает в Китай во 2 веке н. э., в эпоху царствования императора Мин-ди. К этому времени относятся строительства первых буддистских храмов. Ничего удивительного в том, что буддизм нашёл на китайской земле благодатную почву, нет. Китайцы узнавали в буддизме даосизм. Тот же принцип не деяния, отрешённость от реального мира и самосозерцание. Как религия древнего Китая, буддизм выполнял крайне важную роль в воспитании и смирении людей.

Формирование китайской традиции буддизма считается монах Ань Шигао, который впервые перевёл на китайский язык буддийские сочинения. Благодаря усилиям китайских и индийских монахов, трудившимися над буддийскими трактатами и строившими дацаны, буддизм становится весьма популярным и актуальным. Как правило, такие религии или философские учения, а также призывы к нравственности появляются в эпоху смут и кризисов. Так и в этом случае, когда в 4 веке Китайское государство переживало кризис.

В 6 веке буддизм стал господствующей религией Китая при императоре У-ди. Развитие учения претерпевало изменения, но всё-таки оставалось религией для всех. Упадок буддизма происходит уже с начала 20 века, когда Китай испытал на себе революции и строительство нового государства. В 60 — 70-е годы буддизм был запрещён, а монахи были отправлены на «перевоспитание».

Буддизм является одной из основных религий для современного Китая, сегодня порядка 18% населения следует за этим учением.

Конфуцианство: или как стать «благородным мужем»

Из всех религиозно-философских учений, конфуцианство (или Лунь юй) пережило взлёт и падение, вознесение в ранг религии и неистовые гонения со стороны власти. Зародившись в 5 — 6 веках до н. э. это учение, считавшееся изначально социально-этическим направлением, ставило своей целью формирование «благородного мужа», преданного служителя государства. Обратившись к природе человека, конфуцианство призывало последнего к познанию небесного предопределения, гуманности. На основе познания «небесного» в человеке, конфуцианство приобретает уже религиозные черты, становясь основной религией Китайского государства. Учения о духе, сокровенном и тайном, о небе или сверхъестественном, определило религиозную составляющую конфуцианства.

Наибольшую известность и признание конфуцианство получает через 300 лет, после смерти основателя. Это на 2 тысячи лет определило всю историю Китая. Ни одна сфера, будь это культура, политика, экономика или социальные отношения, не обошлась без сильного влияния учения Конфуция.

История диктовала свои условия и, естественно, учение подвергалось изменениям. Появлялись различные школы, целые направления, которые по разному интерпретировали Конфуция сообразно времени. Возникает неоконфуцианство и самое последнее – постконфуцианство. При образовании Китайской Народной республики, в 1949 году, конфуцианство было всецело раскритиковано и заменено коммунистической идеологией.

Сегодня коммунистический Китай рассматривает возможность возвращения идей Конфуция. Наверняка, это будет правильным решением, так как моральный кодекс строителя коммунизма по многим позициям совпадает с идеей «благородного мужа».

Конфуцианства придерживается по разным данным примерно 12% китайцев.

Даосизм: альтернатива конфуцианству или основа жизни

В Даосизм верует около 20% жителей Китая.

Согласно историческим источникам, основателем даосизма в Китае был Лао-цзы. Есть предположения, что основателем учения Дао (или Дао дэ цзин), зародившееся параллельно с конфуцианством, является император Хуанди. Учитывая тот факт, что китайским императорам хорошо были знакомы различные философские учения, можно допустить, что Хуанди внёс некоторые дополнения или уточнения в учение Дао. Эта религия в Китае нашла своих сторонников и одно время успешно развивалась. Опять же, необходимо уточнить, что даосизм больше философское и нравственное учение, нежели религия.

Даосизм или «Путь вещей» представлял человека, как часть природы или микрокосм, субстанцию. Дао – это всеобщий закон или абсолют, начало всего и конечная точка. Счастье человека заключается в познании Дао. Целью жизни человека является понимание самого себя, через созерцание и медитацию. Именно погружение в свое «Я» – смысл силы человеческого сознания.

Даосизм стал смыслом деятельности народных масс или отшельников. Время от времени в Даосизме зарождались различные идеи, вдохновлявшие учёных и политиков, религиозных деятелей и философов.

Даосизм должен был стать альтернативой конфуцианству. Ведь в первом случае речь идёт о внутреннем созерцании, а во втором – служение государству. Исходя из исторической оценки, даосизм не смог противостоять конфуцианству своим учением, так как отрывал личность от мира, от общества. Но всё-таки, заслугой учения Дао является попытка глубокого восхождения в мир сознания. В этом отношении даосизм схож с учением буддизма.

Христианство и ислам в Китае

Христианство проникло в Китай во время правления династии Тан, в 7-8 веке н. э. Но наибольшее распространение получило во время деятельности католиков (13 век). Тогда появляются первые христианские общины и строятся первые храмы. Православное течение появляется при появлении первых русских пленных.

В целом, христианство не получило широкого распространения в Китае и на сегодняшний день христиан в Поднебесной всего 5%.

Ислам появляется в Китае в средние века. В процентном соотношении мусульман в Китае не более 2%.

Необходимо отметить тот факт, что 20 век стал во многом переломным для многих религий, существующих в Китае. Некоторые были запрещены, потом восстановлены. Христианство и ислам часто подвергались преследованию или как минимум находятся под строгим контролем.

Современный Китай, несмотря на объявленную свободу совести, всё-таки старается поддерживать свои традиции в религии, культуре и философии.

В Древнем Китае было распространено поклонение явлениям природы и духам умерших предков. Ранней формой религии у китайцев был культ Шан-ди, который почитался как верховное божество, легендарный тотемный родоначальник. Круговорот в природе и порядок движения небесных светил, китайцы объясняли существованием бога неба. Небо в китайской мифологии понималось как создатель всего сущего, как сознательное существо, управляющее миром. Верующие китайцы полагали, что Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Поэтому смысл жизни древнего китайца заключался в установлении правильных отношений человека с Небом.

Культ Неба, это не только мифологические представления и верования, но и развитая религиозно-культовая система. Небо выступало в качестве прародителя китайских императоров. Правитель считался сыном Неба, а его страна начала именоваться Поднебесной. Главной прерогативой китайских правителей считалось осуществление жертвоприношений и воздание почестей Отцу – хранителю мирового порядка.

Жреческое сословие в Китае не получило сильного развития, религиозные функции выполняли чиновники. Деятельность чиновников была направлена, прежде всего, на выполнение административных обязанностей для сохранения социальной устойчивости китайского общества. Поэтому культ Неба носил бюрократический оттенок. Мистический компонент был слабо выражен и в мифологии Древнего Китая. Главные действующие персонажи мифов – культурные герои, которые создают ремёсла, язык, сельскохозяйственные культуры и многое другое, чем пользуются люди. Культурные герои отмечены необыкновенным рождением, их нередко охраняют животные-защитники, и они становятся мудрыми правителями или совершают великие деяния.

Особенностями китайского мировоззрения является не только обращённость к социальным проблемам, но и установка о конечности существования. Китайцы считают, что рождение человека это его начало, а смерть – его конец. Жизнь – это хорошо, а смерть – это плохо. Для китайской культуры характерно почитание предков с целью умилостивить их и тем самым обезопасить живущих от их возможного вредного воздействия. Древние китайцы считали, что самым важным в жизни должно быть гармоничное соотношение вещей, это привело к тому, что целью своей религии китайцы считают сохранение естественного ритма жизни и стремление к гармонии во всех взаимоотношениях.

Культ Неба сохранялся в Китае вплоть до XX века. В Пекине сохранился храм Неба, где совершались жертвоприношения и императорами и простыми людьми.

Термин даосизм происходит от китайского слова «дао», которое можно перевести как путь и объяснить как плавное движение всего естественного в мире Главное понятие даосской религиозной системы – Дао, очень неоднозначно. Это корень, первооснова мира, закон бытия, некий Божественный абсолют. Великого Дао никто не создал, но всё происходит из него, чтобы, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао это и путь, по которому следует всё в мире, в том числе и великое Небо. Каждый человек, чтобы стать счастливым должен стать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. «Дао пусто, но в применении неисчерпаемо». Дао можно трактовать и как единство с природой через подчинение одинаковым законам. Нарушение гармонии между людьми и природой является причиной бедствий: голода, войны, болезней и т.д.


Сила Дао выражается в двух противоположных источниках энергии инь и ян. Инь олицитворяет женское начало – тёмный и пассивный аспект бытия, ян – мужское, светлое, активное начало. Например, инь – это бездействие, зима, смерть, лишения, ян – деятельность, лето, жизнь, изобилие. Взаимодействие этих двух начал – источник круговорота жизни. Все предметы и живые существа содержат эти два начала, но в разных пропорциях, которые не всегда одинаковы в разное время.

Даосизм начинает оформляться в религиозно-культовую систему в IV-III вв. до н.э. В дальнейшем происходила эволюция его институтов, развитие теоретических и практических основ. Основоположником даосизма считают легендарного мыслителя Лао-цзы («старый учитель»). По одной из легенд он оставил таможеннику во время последнего путешествия трактат «Дао дэ дзин» («Книга о Дао»), в котором изложил идеи даосизма. По другой версии автором этого философского труда является даосский мудрец Чжуан-цзы («Учитель Чжуан»).

Что касается политики, Лао-цзы учил, что чем меньше государство вмешивается в жизнь людей, тем лучше. Согласно этой теории трудности у власти появляются из- за того, что она прибегает к диктаторским методам, заставляя людей поступать так, как для них противоестественно. Если все люди будут следовать Дао, в мире наступит гармония человеческих отношений. Дао ничего не желает и ни к чему не стремится, также должны поступать и люди.

Всё естественное происходит само собой, без особых усилий личности. Естественному ходу противостоит корыстная эгоистическая деятельность человека. Такая деятельность предосудительна, поэтому главным принципом даосизма выступает недеяние («увэй»). Увэй не пассивность, а непротивление естественному ходу событий.

Для мировоззрения Чжуан-цзы большое значение имела концепция «уравнивания сущего» (ци-у), согласно которой мир представляет собой некое абсолютное единство. В нём нет места чётким границам между вещами, всё слито друг с другом, всё присутствует во всём. Для традиционной китайской философии реальной признавалась психофизическая целостность живого существа. Сам дух понимался как утончённая материально-энергетическая субстанция – ци. После смерти тела «ци» рассеивалось в природе. Кроме того, даосизм унаследовал от шаманизма учение о множественности душ – животных (по) и мыслящих (хунь). Тело выступало единственной нитью, связывающих их воедино. Смерть тела приводила к разъединению и гибели душ. В понятии субстанции ци, которая течёт сквозь все живые организмы, кроется ключ к пониманию основ китайской медицины и такими методами лечения как акупунктура (иглоукалывание) и акупрессура (надавливание на определённые места тела).

Уже в глубокой древности огромное значение придавалось средствам продления физической жизни, а долголетие стало одной из важнейших ценностей китайской культуры.

Путь к бессмертию предполагал два аспекта: совершенствование духа и совершенствование тела. Первый заключался в занятиях медитацией, созерцанием Дао и единение с ним. Второй включал в себя гимнастические и дыхательные упражнения, занятия алхимией. Алхимия разделялась даосами на внешнюю и внутреннюю. Первая предполагала поиски эликсира бессмертия. Даосские алхимики накопили ценный эмпирический материал в области химии и медицины, значительно обогативший традиционную китайскую фармакологию. Последователи внутренней алхимии исходили из положения о полном подобии человеческого тела и вселенной. А раз в теле человека есть всё, что есть в космосе, то можно создать новое бессмертное тело из веществ, соков и энергий собственного тела. Особое внимание уделялось управлению энергиями, протекающим по особым каналам тела (цзин) и накапливающихся в особых резервуарах (дань тянь). Управление энергиями достигалось при помощи концентрации сознания и визуализации (ци гун).

Нравственный идеал даосизма – отшельник, который с помощью медитации, дыхательных и гимнастических упражнений, алхимии добивается высокого духовного состояния слияния с природой, Дао и достигает бессмертия. Достижение бессмертия, или как минимум, долголетия предусматривало: «питание духа» путём соблюдения заповедей, «питание тела» – соблюдение строжайшей диеты.

История даосизма в Китае противоречива, иногда императоры делали её официальной религией своего государства, а иногда запрещали, закрывали даосские монастыри. Некоторые аспекты учения даосизма подвергались влиянию традиционных народных верований. Синтез этих двух факторов привёл к возникновению религиозного культа с использованием колдовства и суеверий. Появились ритуальные физические упражнения,особые диеты,магические заклинания. Попытки достичь бессмертия привели интересным последствиям в народной трактовке даосизма. Так, сохранилось предание, что по совету даосских мудрецов император Хань Ци в III в. до н.э. посылал несколько экспедиций на поиски острова блаженства, чтобы добыть гриб бессмертия.

Таким образом, можно проследить некоторую эволюцию даосизма: сначала утверждение, что в земном мире царит полный порядок и нет надобности что- либо менять, а поздний вариант даосизма свидетельствует о неудовлетворённости его приверженцами существующим в мире порядком вещей. И в этом случае его последователи отказались от пассивного подхода к жизни путём поиска эликсира бессмертия.

Конфуцианство разработано великим китайским мыслителем Кун-цзы, учителем Куном (551-479 до н.э.). По его принципам живёт не только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Свои взгляды он изложил в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Особенность конфуцианства состоит в том, что изначально оно было этико-политической и философской концепцией и позже стало выполнять функции религии. Конфуций жил в эпоху смуты и междоусобиц в так называемый, период Борющихся Царств, завершающий собой историю древнекитайского государства Чжоу. Этот период отличался с одной стороны раздробленностью страны, с другой – бурными новаторскими процессами, переходом к новому типу мышления.

Главным образом, учение Конфуция обращается к вопросам семьи, общества, государства и человека, как отдельной личности. Для внесения гармонии в жизнь людей философ предлагал им следовать пяти главным добродетелям. Для пояснения роли каждой добродетели Конфуций использовал плодовое дерево как пример. «Жэнь» (человечность) – это его корни, «йи» (справедливость) – ствол, «ли» (идеальное поведение) – ветви, «жи» (мудрость) – цветы, «хсинь» (верность) – плоды дерева добродетели. С помощью «ли» можно достичь общественной и политической гармонии, что в свою очередь приведёт к высшей гармонии между небом и землёй.

Лучше всех добродетель «ли» соблюдали предки. Поэтому надо чтить предков, соблюдать ритуалы. Однажды его спросили, следует ли людям исполнять обязанности по отношению к предкам. Он ответил вопросом: «Не научившись служить людям, можно ли служить духам?» В другом случае он высказался так:» Стремиться к тому, чтобы народ выполнял свой долг в почитании духов и душ умерших,но держаться от них подальше. Это и есть мудрость».

Конфуций считал народные верования суеверием, мало уделял внимание учению о духах и потустороннем мире. Но он выступал за сохранение существующих обычаев и настаивал на выполнении обрядов, из которых особо выделял обряд жертвоприношения предкам. Культ в конфуцианстве был предельно формализован и исполнялся чиновниками.

Исходным положением конфуцианства является концепция Неба и небесного веления, т.е., судьбы. Небо – это часть природы, но вместе с тем высшая духовная сила, которая определяет саму природу и человека. Человек, наделённый Небом определёнными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними и с высшим моральным законом (Дао), а также совершенствовать эти качества с помощью образования. Конфуцианство, в отличии от даосизма утверждало, что человек обязательно должен действовать. Только работа над собой поможет достичь нравственного совершенства. Целью самосовершенствования является достижение уровня благородного мужа и этот уровень не зависит от социального положения, а достигается благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Благородный муж должен обладать жэнь, гуманностью, человеколюбием. В основе жэнь лежит принцип – « не делай другому того, чего себе не пожелаешь».

Конфуций учил, что человек должен придерживаться золотой середины – это единственный путь избежать крайностей в поведении.

Особое место в учении Конфуция занимает концепция сяо – сыновняя почтительность, уважение к старшим вообще. Страна рассматривается тоже как большая семья. Основой учения о чётком иерархическом разделении обязанностей в обществе, а также о правильном понимании вещей и их применении стала концепция чжэн мин – исправления имён, т.е. приведение вещей в соответствие с их названием.

На базе этих философских положений Конфуций развивал свои политические концепции, выступая за чёткое разделение обязанностей между членами общества. Эта идея была выражена Конфуцием в его изречении: «правитель должен быть правителем, а подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном». При этом правитель должен управлять народом не сколько на основе законов и наказаний, а примером личной добродетели. Если правители будут поступать честно и благородно, граждане последуют их примеру. Для пояснения своей мысли Конфуций использовал метафору:»Добродетель князя подобна ветру, а добродетель народа подобна траве. Когда ветер подует, трава «естественно» согнётся».

В империи Хань (II в. до н.э. – III в.н.э.) конфуцианство получило статус государственной идеологии, который сохранялся вплоть до начала XX –го века. Постепенно происходило обожествление самого Конфуция. Указом императора 555 г. в каждом городе возводился храм в честь мудреца и проводились регулярные жертвоприношения. Его канон стал основой образования, его знание стало обязательным для получения чиновничьих должностей. Культ Конфуция был запрещён после прихода к власти коммунистического правительства в 1949 г.

3.Синтоизм .

Синтоизм – традиционная религия японцев и не получил распространение за пределами этой страны. Термин «синто» появился в средневековье и означает «путь богов». Синтоизм, основанный на патриархальных племенных культах, длительное время господствовал в Японии, в период 1868-1945 – государственная религия.

Эта религия не имеет в своей основе системы догм или разработанного богословского учения. Её изначальное кредо: «Бойся богов и повинуйся императору!». Характерными чертами этой религии являются любовь к родной стране и эстетическое восприятие природных явлений. Синтоизм также связан с анимистическим почитанием предков и шаманизмом.

В синтоизме развит культ богов и духов – ками или син, в образах животных, растений, явлений природы. По представлениям древнего японца духи населяли весь окружающий человека, мир – небо, землю, горы, реки, леса и даже предметы. Человек также произошёл от ками и после смерти опять становиться духом. Наиболее распространённым воплощением таинственной божественной силы является камень.

Синтоизм остановился на первой стадии развития религии из культа природы. Поскольку главным природным объектом в Японии считалось солнце (японцы называют свою страну «страной восходящего Солнца»), высшим божеством в пантеоне синтоизма стала богиня солнца Аматэрасу. Она же прародительница всех японских императоров и покровительница земледелия. Согласно легенде Аматэрасу послала своего внука Ниниги (в переводе «юноша-бог изобилия рисовых колосьев») править японскими островами. Он стал родоначальником японских императоров, символизируя их божественное происхождение. Он прередал следующему императору от богини Амантерасу три священных предмета: зеркало, меч и нити с нанизанными на них бусинами – магатама,которые стали символами священной власти имераторов. Императорский рескрипт, изданный в 1898 г. требовал, чтобы в школах говорили детям о божественности императоров. Не случайно Японию называют страной восходящего солнца и на её флаге изображена эмблема главного светила.

К другим богам, первоначально заселившим землю, относятся боги земли, моря, гор, деревьев, огня и др. Троицу великих богов, наряду с Аматэрасу, составляют бог луны и бог ветра и водных просторов, под их влиянием находятся все объекты. Мир делится на верхний, небесный, где живут божественные предки людей, срединный – земля – место обитания людей и земных духов, и «нижний мир тьмы», куда птицы уносят души умерших людей.

Боги в синтоизме одновременно являются божественными предками людей и культурными героями. В синтоизме отсутствуют священные тексты, как таковые. Синтоистское предание было зафиксировано в письменном виде в трудах историографического характера – «Кодзики» и «Нихонги». В них содержится история Японии от сотворения мира, изложенная в форме мифов и сказаний. Согласно синтоистской космологии, земля и небо породили трёх богов, позднее ещё двух, затем пять пар божеств. Боги создали Японские острова и Аматэрасу.

Целью жизни в синтоизме считается воплощение идеалов предков, а спасение достигается в этом, а не потустороннем мире путём духовного слияния с божеством с помощью молитв и обрядов. Спасение – в вознесении благодарности ками и своим предкам, в жизни в гармонии с природой, в постоянной духовной связи с богами. Всё что требует от людей синтоизм – жить мирно и не подвергаться осквернениям, избегая действия злых духов.

На ранних этапах развития синтоизма были распространены шаманские обряды, культ носил сезонный характер. Строились временные храмы из тонких свежесрубленных деревьев, связки которых поддерживали крышу, покрытую листвой. Полы в таких храмах устилали травой, что являлось символом единения человека с природой, причастностью человеческой жизни к земле, плодородию.

Позднее строятся просторные деревянные храмы, архитектура которых связана с ландшафтом. Кроме того в каждом доме имеется небольшой алтарь. Присутствие алтаря в храме или доме символизируется его эмблемой или скульптурным изображением. В синтоизме отсутствует антропоморфное изображение богов.

Система культовых действий разработана скрупулёзно: обряд индивидуальной молитвы прихожанина, коллективные храмовые действия – очищения, жертвоприношения, сложные процедуры храмовых праздников. Молитвенный обряд отличается простотой – в стоящий перед жертвенником деревянный ящик бросают монету, затем «привлекают внимание» божества несколькими хлопками в ладоши и произносят молитву. Обряд очищения состоит в омовении водой рук и полоскании рта, а процедура массового очищения состоит в обрызгивании верующих солёной водой и обсыпании солью. Жертвоприношение включает в себя подношение риса, лепёшек, подарков храму. Обряд возлияния представляет собой совместную трапезу прихожан, когда выпивается сокэ и съедается часть жертвоприношений, что символизирует участие в трапезе богов.

Большое значение в развитии синтоистского ритуала имели календарные обычаи и обряды, возникшие в глубокой древности и связанные с молением об урожае. Божество не только просили, но и развлекали, в итоге возникли серии праздников в честь различных богов, покровительствующих урожаю. Частью синтоистского культа являются праздники, связанные с историей святилища. Для большинства местных праздников характерны своеобразие и неповторимая индивидуальность. Праздник, который отмечет вся Япония с 13 по 15 августа – Бон мацури – Праздник усопших душ. По поверью, в эти дни души умерших возвращаются снова к семьям. Для того чтобы душа не заблудилась родственники зажигают фонари, а в воду опускаются игрушечные кораблики с едой.

Борьба за власть между родами способствовала проникновению на японские острова конфуцианства и буддизма. После победы рода Сога в 6 веке начинается широкое распространение буддизма, сопровождаемое строительством монастырей и храмов. Будды и бохисатвы вошли в пантеон синтоизма как новые боги. Синтоистские боги признаются аватарами различных божеств буддизма. Буддизм дополнил религиозное мировоззрение японцев своим вниманием к внутреннему миру отдельного человека. Местные культы и буддизм поделили между собой функции, связанные с особыми моментами в жизни японца: светлые, радостные события - рождение, брак, - остались в введении родовых богов. Смерть, трактуемая синто как скверна, взял под защиту буддизм, предоставив концепцию нирваны. Так постепенно происходит процесс соединения двух религий – в японской терминологии «рёбусито» - «путь буддизма и синто».

Важным этапом в развитии синтоизма стало формирование в средние века культа императора – тэнноизм. В эпоху Мэйдзи с 1868 г., когда началась модернизация всех сфер японской жизни, синтоизм был провозглашён государственной религией. Его реформа привела к разделению синтоизма на четыре течения: императорский синто, храмовый синто, сектантский синто и народный синто.

После поражения Японии во Второй мировой войне началась демократизация страны и искоренение милитаризма и тэнноизма. В настоящее время в Японии насчитывается более 100 млн. синтоистов и почти столько же буддистов. Мировосприятие японца опирается на соединении синто и буддизма. Многие японцы рассматривают синтоизм как духовное наследие, связанное с национальной идеей, сохранением традиций. Приоритеты синто – культ природы и предков – в современном мире оказываются востребованными гуманитарными ценностями. Синтоистское святилище всегда было и остаётся сейчас организующим и объединяющим началом жизни, символом социального равновесия в обществе.

Литература

1. Баранов И. Верования и обычаи китайцев / И.Баранов. – М., 1999.

2. Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С.Васильев. – М.; Ростов н/Д, 1999.

3. Вонг Е. Даосизм: пер. с англ. / Е.Вонг. – М., 2001.

4. Гусева Н.Р. Индуизм / Н.Р.Гусева. – М., 1977.

5. История и культура Древней Индии: тексты. – М., 1989.

6. Конфуций. Беседы и суждения Конфуция / под ред. Р.В.Грищенкова. – СПб., 2001.

7. Мещеряков А.И. Древняя Япония: буддизм и синтоизм / А.И.Мещеряков. – М., 1987.

8. Религия Китая: хрестоматия. – СПб, 2001.

9. Светлов Г.Е. Путь богов (синто в Японии) / Г.Е.Светлов. – М., 1985.

10. Кислюк, К.В. Религиоведение: учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений /К.В.Кислюк, О.И.Кучер. – Ростов н/Д., 2003.

11. Из наставлений Аюрведы. // Наука и религия.2009. №3.

12.Дараган В. Любимец всей Индии. // Наука и религия. 2009. №3.

13. Берзин, Э. Конфуцианство / Э. Берзин // Наука и жизнь. – 1994. - № 5.

14. Гусева, Н.Р. Индуизм / Н.Р. Гусева // Наука и жизнь. – 1994. - № 7.

15. http://www.au.ru /japan/ htm/dao 1.htm (Даосизм)

16. http:/www.hinduismtodau.kauai.hi us/ htodau.html (Индуизм)

С началом Средневековья в Китае получает распространение буддизм. В VI в. он становится государственной религией. Именно раннее Средневековье стало периодом утверждения буддизма, который оказан огромное влияние на развитие китайской философии, литературы и искусства Буддизм впитал местные обряды и культ предков: к святым были причислены местные мудрецы и герои.

Буддизм имел больше всего сторонников среди знати, тогда как у простонародья был распространен даосизм. Это учение хранило идеи равенства и осуждало богат-ство. С VII в. начала создаваться даосская церковная организация. Впоследствии правящая верхушка существенно видоизменила даосизм в свою пользу.

Пагода Шицзята храма Фогунси в Инсяне. 1056 г.

Между даосизмом и буддизмом продолжалась борьба за влияние в китайском обществе. Однако обе религии не могли соревноваться с конфуцианством — основой морали, образования, государственного строя, зако-нодательства. Конфуцианство учило поклоняться императору, бить справедливым и честным, любить родителей, с уважением относиться к людям, особенно уважать старших и заботиться о младших. Именно в духе конфуцианства была разработана система обяза-тельных государственных экзаменов, которые сдавали чиновники для получения должности.

Сосуществование нескольких религий было характер-ной чертой китайского общества в раннем Средневековье. 13 XI-XTI вв. в конфуцианство начали вводить элементы даосизма и буддизма. Именно это видоизмененное конфуцианство стало новой мощной политической и культурной силой в Китае. И хотя новое, конфуцианство не вытеснило ни даосизма, ни буддизма, в конце XIV в. оно заняло господствующее положение в стране.

Китайская культура эпохи Средневековья достигла небывалых высот. С глубокой древности китайцы вла-дели иероглифическим письмом. Это пробудило к жизни особый вид искусства — каллиграфию. Людей, наделённых талантом красиво писать, искали специ-ально, особенно среди чиновников. Образованные люди отдавали искусству каллиграфии много вре-мени и сил, потому что видели в нем способ духовного совершенствования.

Государство содействовало развитию образования. Благодаря увеличению количества начальных и высших школ в Китае появились много грамотных и знающих людей. Правда, при династии Сун образованные люди стали редкостью. В период господства монголов обра-зованию собственно китайцев не уделялось внимания. Поэтому и не удивительно, что основатель династии Мин император Чжу Юаньчжан был малограмотным.

Большие сдвиги произошли в науке. В VIII в. в Китае открылась Генеральная Академия наук (Палата учёных). Особенно развивались математика, астрономия, приро-доведение. Появились также труды по разным разделам медицины. Китайская медицина славилась исследова-нием лекарственных свойств растений. Инженерные и математические знания использовали для строитель-ства городов, крепостных стен, сложных оросительных систем. Именно китайцы изобрели бумагу, фарфор, ком-пас и порох. Эти открытия имели колоссальное значение для всего человечества.

В XV в. китайские ученые создали многотомные энциклопедии по истории, географии, медицине, искус-ству и т. п. Распространение научных знаний ускорилось с изобретением книгопечатания. Именно китайцы в VII в. изобрели его самую про-стую форму ксилографию. На деревянных досках вырезали иероглифы, на них наносили краску, а затем текст перепечатывали на бумагу. Китай славился своими большими библиотеками. В начале VIII в. в стране стала выходить официальная правительственная газета «Столичный вестник», которая просуществовала до XX в. При династии Сун были впервые выпущены бумажные деньги ассигнации.

Высокого развития достигла китайская поэзия. Её «золотая эпоха» приходится на VIII -ХIII вв. В этот период творили такие выдающиеся мастера поэтического слова, как Ли Бо, Ду Фу, Юань Чжень, Су Ши, талантливая поэтесса Цин-чжао и др. Их произведения были глубоко лирическими, воспевали красоту природы. Авторы проникались судьбой своей родины и страданием простого народа. В XIV в. родился жанр исторического романа («Три царствования», «Речные заводи»). Его основу, как правило, составляли трагические события жизни китайского парода. Материал с сайта

Развивается китайская архитектура и изобразительное искусство под влиянием буддизма. Об этом, в частности, свидетельствуют многоэтажные каменные соору-жения пагоды, скульптурные произведения и росписи буддийских пещерных храмов. Свой привычный силуэт пагода приобретает в период правления дина-стии Тан, когда карнизы на каждом этаже становятся изысканно выгнутыми. Уникальным является храм «Пещеры тысячи Будд». В нём насчитывалось почти 500 пещер, он был украшен художественной росписью длиной почти 25 км.

В целом китайские здания дворцы, храмы, жилища зажиточных горожан или знати, городские ворота, башни, мосты имели легкие, утончённые формы. Они сооружались как из камня или мрамора, так и из дерева или даже металла. Крыши зданий имели загнутые кверху углы. Сверху императорские дворцы или дома знати часто укрывались специальными золотыми листами. В Пекине в XIV-XV вв. был построен огромный комплекс императорских дворцов, окруженный рвом и обне-сенный стеной, Пурпурный город.

В X в. была основана Академия искусств, где художники учились и выстав-ляли свои картины. Китайские художники рисовали тушью на шелковой ткани или на тонкой бумаге. Любимая тема — пейзаж, который называли «горы и воды». Картины сохранялись веками благодаря тому, что их не вывешивали на стены. Полотно скручивали, аккуратно заворачивали в шелк и складывали в специальные шкатулки. Картины вынимали и разворачивали только для того, чтобы гости могли оценить их красоту, или тогда, когда сами хозяева хотели полюбоваться ими.

Следовательно, китайские изобретения, богатая и уникальная культура стали достоянием мировой цивилизации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • религиозная жизнь китая в конце 18 столетия
  • религия средневекового китая