Беспилотный летательный аппарат. Рейтинг самых смертоносных беспилотников Боевые дроны и их использование в войне

Робот не может причинить человеку вред или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
- А. Азимов, Три закона роботехники

Айзек Азимов ошибался. Совсем скоро электронный «глаз» возьмет человека на прицел, а микросхема бесстрастно прикажет: “Огонь на поражение!”

Робот сильнее пилота из плоти и крови. Десять, двадцать, тридцать часов непрерывного полета - он демонстрирует неизменную бодрость и готов к продолжению миссии. Даже когда перегрузки достигнут страшных 10 «же», наполняя тело свинцовой болью, цифровой дьявол сохранит ясность сознания, продолжая невозмутимо счислять курс и следить за противником.

Цифровому мозгу не требуется обучение и регулярные тренировки для поддержания квалификации. Математические модели и алгоритмы поведения в воздухе навечно загружены в память машины. Простояв десятилетие в ангаре, робот в любой момент вернется в небо, взяв штурвал в свои крепкие и умелые «руки».

Их час еще не пробил. В вооруженных силах США (лидера в данной области техники) беспилотники составляют треть парка всех находящихся в эксплуатации летательных аппаратов. При этом лишь 1% БПЛА способны применять .

Увы, даже этого хватает с избытком, чтобы посеять ужас на тех территориях, что отданы под охотугодья для этих безжалостных стальных птиц.

5 место - General Atomics MQ-9 Reaper (“Жатка”)

Разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой около 5 тонн.

Продолжительность полета: 24 часа.
Скорость: до 400 км/ч.
Потолок: 13 000 метров.
Двигатель: турбовинтовой, 900 л.с.
Полный запас топлива: 1300 кг.

Вооружение: до четырех ракет “Хэллфайр” и две 500-фунтовые управляемые бомбы JDAM.

Бортовое радиоэлектронное оборудование: радиолокатор AN/APY-8 с режимом картографирования (под носовым обтекателем), электронно-оптическая прицельная станция MTS-B (в сферическом модуле) для работы в видимом и ИК-диапазонах, со встроенным целеуказателем для подсветки целей для боеприпасов с полуактивным лазерным наведением.

Стоимость: 16,9 млн. долл.

К настоящему времени построено 163 БПЛА “Рипер”.

Наиболее громкий случай боевого применения: в апреле 2010 в Афганистане ударом БПЛА MQ-9 “Рипер” был убит третий человек в руководстве «Аль-Каиды» Мустафа Абу Язид, известный как Шейх аль-Масри.

4 место - Interstate TDR-1

Беспилотный бомбардировщик-торпедоносец.

Макс. взлетный вес: 2,7 тонны.
Двигатели: 2 х 220 л.с.
Крейсерская скорость: 225 км/ч,
Дальность полета: 680 км,
Боевая нагрузка: 2000 фн. (907 кг).
Построено: 162 ед.

«Помню охватившее меня возбуждение, когда экран зарябил и покрылся многочисленными точками - мне показалось, что система телеуправления дала сбой. Через мгновение я понял, это стреляют зенитки! Скорректировав полет дрона, я направил его прямо в середину корабля. В последнюю секунду перед моим взором мелькнула палуба - настолько близко, что я мог разглядеть детали. Внезапно экран превратился в серый статичный фон… Очевидно, взрыв убил всех находившихся на борту».


- Первый боевой вылет 27 сентября 1944 г.

“Проект Опцион” предусматривал создание беспилотных торпедоносцев для уничтожения японского флота. В апреле 1942 года состоялось первое испытание системы - «беспилотник», дистанционно управляемый с борта летящего в 50 км самолета, вышел в атаку на эсминец «Уорд». Сброшенная торпеда прошла точно под килем эсминца.


Взлет TDR-1 с палубы авианесущего корабля

Ободренные успехом, руководство флота рассчитывало к 1943 году сформировать 18 ударных эскадрилий в составе 1000 БПЛА и 162 командных “Эвенджеров”. Однако японский флот вскоре был разгромлен обычными самолетами, и программа потеряла приоритет.

Главным секретом TDR-1 была малогабаритная видеокамера конструкции Владимира Зворыкина. При весе 44 кг она обладала возможностью передачи изображения по радиоканалу с частотой 40 кадров в сек.

“Проект Опцион” потрясает своей смелостью и ранним появлением, но у нас впереди еще 3 удивительные машины:

3 место - RQ-4 “Глобал Хок”

Беспилотный самолет-разведчик с макс. взлетной массой 14,6 тонны.

Продолжительность полета: 32 часа.
Макс. скорость: 620 км/ч.
Потолок: 18 200 метров.
Двигатель: турбореактивной с тягой 3 тонны,
Дальность полета: 22 000 км.
Стоимость: 131 млн. долл (без учета затрат на его разработку).
Построено: 42 единицы.

Беспилотник оснащен комплектом разведывательного оборудования HISAR, подобным тому, что ставится на современные разведчики U-2. HISAR включает в себя РЛС с синтезированной апертурой, оптическую и тепловую камеры, а также спутниковый канал передачи данных со скоростью 50 Мбит/сек. Возможна установка дополнительного оборудования для ведения радиотехнической разведки.

Каждый БПЛА имеет комплекс защитных средств, включающий станции предупреждения о лазерном и радарном облучении, а также буксируемую ловушку ALE-50 для отвода выпущенных по нему ракет.


Лесные пожары в Калифорнии, снятые разведчиком "Глобал Хок"

Достойный преемник разведчика U-2, парящий в стратосфере, распластав свои огромные крылья. Среди рекордов RQ-4 полеты на большое расстояние (перелет из США в Австралию, 2001 г.), самое продолжительный полет среди всех БПЛА (33 часа в воздухе, 2008 г.), демонстрация дозаправки беспилотника беспилотником (2012 год). К 2013 году суммарный налет RQ-4 превысил 100 000 часов.

На базе “Глобал Хока” создан беспилотник MQ-4 “Тритон”. Морской разведчик с новым радаром, способный обследовать за сутки 7 млн. кв. километров океана.

“Глобал Хок” не несет ударного вооружения, но заслуженно попадает в список самых опасных дронов, за то что слишком много знает.

2 место - X-47B “Пегас”

Малозаметный разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой 20 тонн.

Крейсерская скорость: 0,9 Маха.
Потолок:12 000 метров.
Двигатель: от истребителя F-16, тяга 8 тонн.
Дальность полета: 3900 км.
Стоимость: 900 млн. долл. на научно-исследовательские работы по программе X-47.
Построено: 2 концепт-демонстратора.
Вооружение: два внутренних бомботсека, боевая нагрузка 2 тонны.

Харизматичный беспилотник, построенный по схеме “утка”, но без использования ПГО, роль которого выполняет сам несущий фюзеляж, выполненный по технологии “стелс” и имеющий отрицательный угол установки по отношению к воздушному потоку. Для закрепления эффекта нижняя часть фюзеляжа в носовой части имеет форму, подобную спускаемым аппаратам космических кораблей.

Год назад X-47B повеселил публику своими полетами с палуб авианосцев. Сейчас этот этап программы близится к завершению. В перспективе - появление еще более грозного дрона X-47C с боевой нагрузкой свыше четырех тонн.

1 место - “Таранис”

Концепт малозаметного ударного БПЛА от британской компании BAE Systems.

О самом дроне известно немного:
Дозвуковая скорость.
Технология “стелс”.
Турбореактивный двигатель с тягой 4 тонны.
Облик, напоминающий российский экспериментальный БПЛА “Скат”.
Два внутренних отсека вооружений.

Что же такого ужасного в этом “Таранисе”?

Целью программы является отработка технологий для создания автономного малозаметного ударного дрона, который позволит наносить высокоточные удары по наземным целям на большой дальности и автоматически уклоняться от средств поражения противника.

До этого споры о возможном “глушении связи” и “перехвате управления” вызывали лишь сарказм. Теперь они полностью утратили смысл: “Таранис”, в принципе, не готов к общению. Он глух ко всем просьбам и мольбам. Робот равнодушно ищет того, чей облик попадает под описание врага.


Цикл летных испытаний на австралийском полигоне Вумера, 2013 г.

“Таранис” - всего лишь начало пути. На его базе планируется создание беспилотного бомбардировщика-штурмовика с межконтинентальной дальностью полета. Кроме того, появление полностью автономных дронов откроет дорогу к созданию беспилотных истребителей (т.к. существующие дистанционно управляемые БПЛА не способны вести воздушный бой, ввиду задержек в их системе телеуправления).

Британские ученые готовят достойный финал всему человечеству.

Эпилог

У войны не женское лицо. Скорее, не человеческое.

Беспилотная техника - это полет в будущее. Она приближает нас к извечной человеческой мечте: перестать наконец рисковать жизнями солдат и отдать ратные подвиги на откуп бездушным машинам.

Следуя эмпирическому правилу Мура (удвоение производительности компьютеров каждые 24 месяца), будущее может наступить неожиданно скоро…

В гаражах и ангарах по всему Киеву целая армия изобретателей бросает вызов российской военной машине.

Звук летящего беспилотника прорезает ночную тишину леса и доносится до блок-поста повстанцев, представляющего собой нагромождение из бетонных блоков и рваных маскировочных сеток. Блок-пост находится на окраине Донецка, самого крупного города на контролируемом повстанцами востоке Украины. Дорога изрыта мелкими воронками от минометных мин. Со столбов линии электропередачи сиротливо свисают провода. Мы притормаживаем, чтобы не наехать на ствол сосны, положенный поперек дороги в качестве заграждения. В этот момент из бетонного бункера выходит сепаратист и наводит на нас свой автомат Калашникова. Затем он смотрит на зависший над ним октокоптер и показывает в его сторону неприличный жест. «Они всегда наблюдают за нами, — говорит он. — А мы всегда наблюдаем за ними».

Такова была обстановка в сентябре 2014 года, спустя шесть месяцев после того, как Россия присоединила Крым. Новости о войне на Украине распространялись по всему миру, и в этот период беспилотные летательные аппараты (БПЛА) получали все большее распространение, появляясь даже в районах ведения боевых действий. Сегодня, благодаря отчасти технологическим ноу-хау советской эпохи, небо над восточной Украиной буквально гудит от беспилотной авиации 21-го века, которая летает над траншеями, напоминающими о Первой мировой войне, и над позициями артиллерии советских времен.

Когда в 2014 году началась война, украинская армия была второй в Европе по численности, но у нее не было ни одного современного БПЛА. Против украинских правительственных войск выступила находившаяся в процессе модернизации российская армия, которая поддержала силы повстанцев на востоке Украины. Кремль применил асимметричную тактику, используя самые разные инструменты, начиная с тайных операций под ложным прикрытием и кончая кибервойной. Со стороны Украины действовала армия призывников, которая очень сильно ослабла от многолетней коррупции и недостаточного финансирования.

За прошедшие четыре года конфликт стал более смертоносным. На гражданской войне, которая началась с того, что некоторые жители промышленного Донбасса взбунтовались и поддержали Россию, погибло более 10 тысяч человек, причем около 30% из них — гражданские лица. Об этом в конце 2017 года писала «Гардиан» (Guardian). Заключенное в 2015 году между Киевом и Москвой Минское соглашение должно было привести к прекращению огня и к реализации плана по реинтеграции сепаратистских регионов в состав Украины. Вслед за этим на удерживаемых повстанцами территориях должны были пройти новые выборы. Но ничего этого не случилось.

В городе Авдеевке, находящемся неподалеку от линии фронта, отделяющей контролируемые правительственными войсками территории от так называемой Донецкой Народной Республики, мирная на первый взгляд обстановка по-прежнему часто и внезапно нарушается взрывами артиллерийских снарядов. По данным Организации Объединенных Наций, от противотранспортных мин на Украине в 2016 году погибло больше людей, чем в любой другой стране мира.

Шансов на восстановление мира по-прежнему мало, но Украине удалось перейти в более высокую весовую категорию в ходе этого конфликта, обратившись к своей известной во всем мире авиационной промышленности. Уникальной особенностью этой войны стала новая группа умелых добровольцев, которые своими руками мастерят беспилотные летательные аппараты.

Контекст

«Фурии» и «Валькирии» против Донбасса

Деловая столица 18.01.2018

Военные уроки Донбасса с точки зрения американцев

ИноСМИ 13.09.2017

«Красные роботы»: военные роботы России

ИноСМИ 11.10.2017
В ходе боевых действий на Украине люди продолжают погибать почти ежедневно, а боевое пространство стало намного сложнее, в силу чего доморощенные изобретатели из подвалов вынуждены придумывать все новые инновации. Они начали конструировать боевые дроны и разрабатывать тактику их применения, которая превосходит все то, что имеется в других странах.

Подполковник национальной гвардии сухопутных войск США Тай Шепард (Ty Shepard), работающий советником в украинском компьютерном центре управления войсками «Дельта», говорит, что украинцы сумели быстро приспособиться к новым условиям на поле боя. «За два года, прошедших с момента создания этой организации, они очень быстро отказались от применения дирижаблей и воздушных шаров при ведении разведки, и перешли к созданию собственных БПЛА, — отмечает он. — А начинали они с нуля».

В центре «Дельта» работает около 40 специально отобранных выпускников украинских военных училищ и академий. Их главная задача — сократить время прохождения информации, собранной дронами и камерами видеонаблюдения, до украинского Генерального штаба, а также обеспечить отслеживание обстановки на линии фронта в режиме реального времени. Часть собранных разведсведений передается американским военным атташе, которые анализируют их, чтобы лучше понять боевые возможности России.

Шепард работает в советнической группе по военному образованию, которая входит в состав отдела американского посольства по военному сотрудничеству. На него произвели большое впечатление знания и умения украинских специалистов, создающих беспилотники. «Они постоянно думают о совершенствовании различных методов работы БПЛА, — говорит подполковник. — Что касается маленьких беспилотников, то некоторые из них по своим возможностям превосходят наши дроны». Тех военнослужащих, которые работают в центре «Дельта», он называет «отрядом больших энтузиастов».

Мозги Украины

«Главная сила Украины — это наши мозги, — говорит Денис Гурак, работающий заместителем директора по иностранным инвестициям в государственной компании „Укроборонпром". — Математика, физика, машиностроение — это наш ключевой потенциал». Сам Гурак раньше работал в сфере международного менеджмента и маркетинга.

Сейчас он ратует за возрождение украинской оборонной промышленности, которая в прошлом была ключевым элементом российской экономики. До начала войны многие важные комплектующие для российской военной техники, начиная с танков и реактивных снарядов, и кончая вертолетами и ракетами, изготавливались на Украине. «Если сравнить наши возможности и возможности России, — говорит Гурак, — то мы на 100% являемся их конкурентами практически во всех технических областях, особенно в оборонной промышленности».

Жуя круассан во французском кафе в центре Киева, он заявляет, что оборонный сектор Украины огромен, напоминая государство в государстве. «Дроны — это довольно удачный пример, — говорит Гурак. — Я не знаю ни одной страны в мире, за исключением, пожалуй, США и Китая, которые смогли бы за два года начать производство собственных беспилотников».

Надо сказать, что традиционные отрасли украинской военной промышленности, такие как самолетостроение, танкостроение, производство боеприпасов, находятся в упадке, в то время как новая отрасль — изготовление БПЛА — процветает. Это объясняется такими важными сильными сторонами Украины как компьютерное программирование и инженерное дело, которые не нуждаются в тяжелом промышленном оборудовании и не требуют больших начальных затрат.

Человеческий капитал здесь в изобилии. Четыре специализированных авиакосмических вуза Украины ежегодно выпускают около 10 тысяч специалистов по информационным технологиям, однако половина из них со временем уезжает из страны в поисках работы. (В ноябре прошлого года один аналитик из украинского аналитического центра CEDOS рассказал киевскому информационному агентству УНИАН, что Министерство образования не желает следить за тем, как устраиваются на работу выпускники вузов, поскольку знает, что информация о количестве людей, уезжающих из страны, или идущих на работу, которая не требует высшего образования, поставит Украину в неловкое положение.)


Дар зрения

Весной 2014 года украинские выпускники и специалисты по информационным технологиям нашли новое занятие. В Донбассе, который является угледобывающим и промышленным центром Украины, начали возникать боевые отряды, а сердитые шахтеры стали возводить блок-посты и баррикады на дорогах. Когда в регион мощным потоком хлынули российские боеприпасы, боевая техника и войска, украинская армия начала терпеть одно поражение за другим.

Увидев, что армия по сути дела слепа, любители авиамоделизма, неопытные пилоты коммерческих дронов и доморощенные изобретатели направились в свои гаражи и стали создавать беспилотники, чтобы защитники родины обрели дар зрения.


© AP Photo, Efrem lukatsky Украинский беспилотник во время учений

Одна из таких компаний под названием «Мэтрикс Ю-Эй-Ви» (Matrix UAV) вскоре добилась успехов, переехав из гаража в обветшалую промзону советской эпохи. Стоянка перед входом в «Мэтрикс Ю-Эй-Ви» забита машинами для доставки грузов, а двери распахнуты настежь. Из них угрожающе торчат трубы беспилотника, получившего название «Командор».

Я вхожу в помещение, где находится главный элемент воздушной войны компании, но меня никто не замечает. Из дальнего угла я слышу какие-то голоса. Та комната, куда меня направили, это настоящий рай для доморощенных умельцев. Гигантский стол захламлен миниатюрными роторами, микросхемами, плоскогубцами, фюзеляжами, проводами. А еще там стоит маленький гоночный дрон. С фотографий на стене мастерской улыбается американский инженер-электрик Рудольф Калман, который изобрел алгоритм, широко используемый в самых разных системах наведения, начиная с американских космических челноков и кончая беспилотниками.

Проектировщики и конструкторы наконец отрывают взгляды от своих паяльников и компьютерных экранов. Ко мне подходит сухопарый учредитель компании «Мэтрикс Ю-Эй-Ви» Юрий Касьянов, которые крепко жмет мне руку и заявляет, что я шпион.

Я выдавливаю из себя неловкий смех, после чего он ведет меня обратно, чтобы показать «Командор».

Из кухни с кружкой чая возвращается Андрей Пуляев. «Командор» — его детище. Остальным членам команды чуть больше 20 лет, и все они сидят в мастерской, где царит хаос. Пуляеву же 50 лет, и у него есть собственный кабинет, где все убрано и тихо. Родом он из прифронтового городка, находящегося под контролем повстанцев. Его престарелые родители до сих пор живут там. В отличие от Касьянова, который учился в советском военном авиационном училище, Пуляев служил в Красной армии срочную службу. Он мог получить образование в сибирском авиационном вузе, но не воспользовался этой возможностью. Сибирь была слишком далеко от его дома и семьи.

С самого детства Пуляев страстно любит вертолеты. В молодости он был членом клуба авиамоделирования и объехал весь Советский Союз, побеждая на состязаниях в самых разных местах, в том числе, в Восточной Германии и Прибалтике. В 19 лет он спроектировал и построил полнофункциональный вертолет. Затем распался Советский Союз, и он лишился всех возможностей. До начала войны он работал недалеко от Донецка, взламывая и ремонтируя компьютеры в «Мерседесах» городской мафиозной элиты. Сейчас он после 25-летнего перерыва вернулся к своему любимому делу. «Здесь, — говорит он, привинчивая алюминиевый кронштейн, — я могу воплотить в жизнь любую фантазию».

Ну, на любую фантазию это мало похоже. На изящном алюминиевом каркасе «Командора» закреплены направляющие для ракет, есть система навигации GPS, а еще бензиновый двигатель, приводящий в движение 10 несущих винтов, которые вместе издают такой звук, как будто мотоцикл работает на пределе своих возможностей. Пуляев хочет создать дрон еще больших размеров, способный перевозить раненых солдат, доставлять кровь на поле боя и тушить пожары. «Но Америка не хочет продавать нам мощные двигатели», — говорит Касьянов. Он указывает на два мотора с китайскими иероглифами. Умельцам из его компании приходится покупать китайские комплектующие низкого качества или изготавливать их самостоятельно.

Статьи по теме

Рынок военных БПЛА превысит 10 миллиардов долларов

ИноСМИ 27.12.2017

Радужные перспективы военных беспилотников

ИноСМИ 13.11.2017

«Многие правительства западных стран — США, Германии, Франции и так далее — не хотят поставлять на Украину мощные двигатели, потому что мы ведем войну, а они не желают ссориться с Путиным», — заявляет Касьянов.

«Из-за того что Украина не может приобретать детали и комплектующие высокого качества, она не в состоянии продвигаться вперед», — говорит старший авиационный аналитик и эксперт по БПЛА из военно-аналитической фирмы «Ай-Эйч-Эс Джейн"с» (IHS Jane"s) Беатрис Бернарди (Beatrice Bernardi). «Украинцы неплохо обходятся тем, что у них есть, — добавляет она, — однако их беспилотники недостаточно современны в плане вооружений. В основном они используются для разведки и наблюдения».

Касьянов непоколебим. «Нам не нужен Минск [соглашение о прекращении огня], чтобы победить в этой войне, нам нужна сотня таких машин, — говорит он, показывая рукой в сторону „Командора". — С ракетами, которые будут уничтожать российские бронированные машины. Тогда мы легко освободим свою землю. Если война по-настоящему усилится, тогда мы будем воевать с „Командором". И не с одним».

«Катана»

Но реальным вкладом «Мэтрикс» в военные усилия на сегодня является не этот грозный боевой дрон. Нет, речь о другом летательном аппарате — о беспилотнике из пенистого материала с размахом крыла полтора метра. Назвали его «Катана», что в переводе с японского означает «меч». Но «Катана» со своим белым корпусом из пенопласта не соответствует этому названию, больше напоминая мультяшную версию бомбардировщика В-2, нежели грозное оружие самураев. «Мэтрикс» наладила массовое производство «Катаны» за счет средств, полученных от канадского донора. Этот летательный аппарат может нести на борту несколько типов камер, правда, лишь по одной камере одновременно, благодаря чему его стоимость составляет около пяти тысяч долларов. «Мэтрикс» учит национальных гвардейцев использованию этого аппарата, а затем передает изготовленные дроны подразделениям Национальной гвардии, находящимся на передовой.

Все согласны с тем, что в беспилотниках, которые сегодня производятся и используются, нет ничего экзотического. Большинство умельцев и производителей берут за основу своих дронов схемы авиамоделей типа RVJET, которые производит компания любительских самолетов «РэнджВидео» (RangeVideo), работающая в Майами. Ее слоган: «Получай удовольствие, а не воюй!» Сегодня БПЛА компании «Мэтрикс» летают над полем боя, делая снимки и видеозаписи, которые сохраняются в карте памяти. Поскольку они очень маленькие и тихие, и летают на высоте 300-400 метров, наибольшую тревогу вызывает не то, что их собьют, а то, что сядут их батареи, или что их радиосигнал будет подавлен российскими средствами, а сам аппарат вместе со своей картой памяти будет утрачен.

«Катана» и ей подобные беспилотники не самые совершенные, но они очень важны. Оператор обычно находится поблизости, но за линией фронта. Дроны сами собирают и передают разведывательную информацию об огневых позициях артиллерии, танков и реактивных систем залпового огня. Новости, которые они сообщают, мрачные и страшные. С начала войны с обеих сторон погибло более 10 тысяч человек, как военных, так и гражданских, а из-за боевых действий почти 1,6 миллиона человек были вынуждены покинуть места своего проживания.

Поля сражений, над которыми летают беспилотники, напоминают Первую мировую войну. Земля изрыта огромной сетью траншей, которые защищены огневыми точками, минными полями, противотанковыми ловушками и колючей проволокой. Позиции враждующих сторон порой находятся на расстоянии всего нескольких сотен метров друг от друга. Из мелких стрелковых ячеек строчат пулеметы советской эпохи. Беспорядочные обстрелы жилых кварталов по обе стороны фронта терроризируют население и ведут к гибели людей. Сотни тысяч людей слишком бедны, больны и стары, и поэтому не могут уехать из прифронтовых районов. Иногда они несколько дней подряд прячутся от артиллерийских обстрелов в сырых неотапливаемых подвалах, где нет электричества.

И только беспилотники указывают на то, что сегодня 21-й век.


Войны дронов

Потрепанный танк советской эпохи выезжает из лесополосы, переползает через бруствер в облаке пыли и выхлопных газов, а затем направляется в сторону украинских позиций. На стене из экранов в центре «Дельта» видно, как танк резко разворачивается и безмолвно уезжает.

«Если бы мы увидели этот танк с американских позиций в какой-то другой точке мира, это был бы уже мертвый танк, — говорит американский офицер Шепард. — Его точно уничтожили бы, подберись он так близко. Но у них на той позиции ничего нет. Никакой артиллерии. Может быть, 82-миллиметровый миномет, РПГ (ручной противотанковый гранатомет) или безоткатное орудие. Они могут также позднее вызвать огонь артиллерии, и она точно обстреляет этот район, чтобы защитить позиции своих войск».

За время работы в центре «Дельта» Шепард стал свидетелем того, как эта война быстро мутирует. «С земли это похоже на окопную войну, — рассказывает он. — Мы окопались, проводятся мощные артиллерийские дуэли, стороны захватывают и потом удерживают территорию. Но с другой стороны…в воздухе идет совсем другая игра. Это радиоэлектронная борьба, РЭБ. Это почти как „Звездные войны", где постоянно осуществляется перехват, создаются помехи, идет непрестанное наблюдение, разведка, выявление целей при помощи самых разных систем».

На экранах он видел все это неоднократно. «Перестрелки между солдатами, мощнейшие артиллерийские обстрелы, танки, ведущие бои между собой, воздушные атаки беспилотников. Применяемая там тактика, она весьма экзотическая. Не один беспилотник, а целые строи летательных аппаратов, которые используют различные тактические приемы. Получается, что ты как ведомый летчик. Там применяются очень разнообразные средства. И это довольно интересно».

Для осуществления полетов дронам нужна система GPS или радиосигналы. Поэтому пророссийские повстанцы и в меньшей степени украинские военнослужащие ставят друг другу помехи, проводя своего рода гонку вооружений в войне средств связи. Шепард называет эту войну инкубатором инноваций. «С российской стороны они используют эту войну в качестве испытательного полигона, отрабатывая различные тактические приемы. Я догадываюсь, что это весьма удобно для проверки и испытаний. Они получают опыт, извлекают уроки, а потом применяют новшества в таких местах как Сирия, еще больше совершенствуя их в иных условиях», — говорит он. В то же время, Соединенные Штаты, которые оказывают тыловую и организационную поддержку, тоже наблюдают и учатся.

Но украинцы на этой войне находятся в невыгодном положении, о чем говорит старший военный аналитик компании (Stratfor) Омар Ламрани (Omar Lamrani). «Я думаю, слабые места Украины, для ликвидации которых ей нужен иностранный партнер или зарубежное содействие, скажем, со стороны США, это линии передачи данных, средства связи, обеспечение безопасности полетов БПЛА, чтобы все это было защищено от средств РЭБ противника, от помех, от утраты связи. Украина стала большим откровением для рынка БПЛА, а также в других аспектах. Она очень многое показала в том плане, насколько сложным является современное поле боя. Соединенные Штаты были в некоторой степени удивлены, когда увидели, насколько преуспели русские в использовании этих маленьких боевых систем, а также в постановке им помех».

Шепард утверждает, что украинские и российские дроны способны не только вести наблюдение, иногда в глубине территории противника, но и наносить удары. «Есть такие аппараты, которые вылетают и просто ставят помехи, есть такие, которые ведут наблюдение. А есть и такие, которые сбрасывают бомбы», — говорит он.

Я переспрашиваю, действительно ли украинцы запускают ракеты и сбрасывают бомбы со своих дронов. Он улыбается и отвечает: «Я не могу давать комментарии на эту тему. Могу лишь сказать, что у них есть весьма современные тактические приемы, методы и способы ведения боевых действий, которые во многом помогают им защищать суверенитет своей страны».

Но некоторые авиаудары наносятся в глубине украинской территории, и целями для них становятся склады боеприпасов и военные базы. В сентябре взорвался военный склад в Винницкой области (причиной мог стать удар беспилотника), в результате чего было уничтожено 83 тысячи тонн боеприпасов, и пришлось эвакуировать 30 тысяч местных жителей. Украинская служба безопасности заявляет, что в марте российский дрон сбросил зажигательную мину-гранату ЗМГ-1 на военную базу в Балаклее на востоке Украины в 100 километрах от российской границы. В результате взрыва было уничтожено несколько тонн боеприпасов.

Летающая «Фурия»

Украинские производители беспилотных летательных аппаратов также создают дроны-камикадзе, которые могут находиться в районе боевого патрулирования несколько часов, после чего их направляют на цель и подрывают.

Один из учредителей фирмы «Атлон Авиа» Артем Вьюнник неодобрительно относится к этой идее. Он говорит: «Всякий раз, когда я приезжаю в Генеральный штаб, меня спрашивают: „Когда вы дадите нам камикадзе или что-то в этом роде?" Мы с самого начала не хотели этим заниматься. Мы не хотели убивать людей». Его компания создает беспилотник «Фурия», который применяется для разведки целей и корректировки огня тяжелой артиллерии.

«Атлон Авиа» размещается в двухэтажном здании, примыкающем к многоквартирному дому в одном из жилых кварталов Киева. На бежевых стенах повсюду можно увидеть рисунки граффити. Вывески никакой нет. Расположенная по соседству фирма продает южнокорейские массажные кровати.

Внутри мастерской с блестящими белыми и серыми стенами из колонок пульсирует электронная музыка. Компьютерный программист 21 года от роду возится с наземным пультом управления «Фурии», вводя код и настраивая фирменное программное обеспечение целеуказания.

Вьюнник не инженер и не техник. Он прирожденный бизнесмен, обладающий тонким деловым чутьем. Родился он в полунищем восточном городе Константиновка, который в советские времена делал стекло для красных кремлевских звезд. В 25 лет он руководил крупной компанией в Донецке, которая экспортировала костюмы в европейские магазины Zara и Marks & Spencer. В Киев он переехал, потому что ему надоела кланово-олигархическая система, господствовавшая на востоке. Между делом он получил диплом юриста. Беспилотниками Вьюнник занялся, потому что ему это интересно.

Теперь его увлечение трансформировалось в процветающую компанию. Армии, говорит он, «нужно все».

Однако Вьюннику и его партнерам было неинтересно создавать очередной ничем не выдающийся беспилотник. Вместо этого они решили, что «Атлон Авиа» станет первой компанией, специализирующейся на воздушной корректировке артиллерийского огня.

«Для артиллерийских расчетов нужно очень специфическое программное обеспечение, — объясняет Вьюнник. — Советский стандарт позволял использовать 300 снарядов для корректировки и наведения на цель. Используя свои дроны, мы делаем один выстрел, затем вносим поправки, после чего стреляют шесть пушек, и цель уничтожена. Мы просто совершенствуем старые методы ведения войны. Мы это понимаем. Но благодаря дронам мы стали эффективнее».

Но хотя программное обеспечение «Атлон Авиа» из 21-го века, фронтовые части и подразделения украинской армии как будто застряли в прошлом. Центр «Дельта» должен сопоставлять информацию, собранную «Фуриями», а затем передавать ее в боевые подразделения. Пока этого не происходит, говорит Вьюнник.

«Мы пытались сотрудничать с „Дельтой", но это невозможно, так как мы не понимаем друг друга, — говорит он. — Мы не можем понять, в чем заключаются их цели. Всякий раз, когда мы приезжаем в испытательный центр, люди из других подразделений спрашивают нас, можем ли мы передавать свои данные какой-нибудь системе типа „Дельты". Их легко можно передавать кому угодно, любой системе, но мне никто не говорит, куда их передавать, и как это делать. Дьявол скрывается в деталях».

Но если отложить детали в сторону, то можно сказать, что массовое превращение украинских самоделкиных 2014 года в профессиональных производителей БПЛА может стать предвестием революции в изготовлении боевых дронов и в тактике их применения, плодами которой смогут воспользоваться небольшие страны во всем мире.

«До 2014 года мы никогда не делали беспилотники, а теперь за два с половиной — три года на Украине появились компании, которые производят военные дроны, — говорит Гурак. — Потенциал нашей промышленности позволил Украине выстоять в этой войне. Это действительно очень большое достижение, потому что в нас никто не верил. Добровольцы давали то, что могли дать, но на одной только человеческой энергии невозможно победить в войне».

Украина показывает всему миру, что в конфликтах будущего маленькие страны, воюющие с более сильным противником, станут активно использовать армии роботов, укрепляя тем самым свои человеческие армии.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Еще лет 10-15 назад истории о беспилотных боевых аппаратах относились к разряду научной фантастики. Безусловно, работы в этом направлении уже велись, но до реализации проектов было еще далеко. В 2005 году Израиль сделал первый шаг, отправив несколько буквально игрушечных самолетиков с камерами на сторону Сирии. Самолетики вернулись с разведданными и через несколько часов от противовоздушной обороны противника остались только рожки да ножки. С тех пор боевые дроны стали гораздо круче. Взгляните на эту десятку самых опасных БПЛА современного мир: от небольшого вертолета до межконтинентального стратегического бомбардировщика.

Triton MQ-4C

Настоящий великан среди беспилотных аппаратов. Triton MQ-4C разрабатывался Northrop Grumman по заказу Пентагона. Размах крыльев этого гиганта сравним с размахом крыльев «Боинга-747», но пока точной информации о сфере применения беспилотника-гиганта не имеется.

WU-14

Китайский экспериментальный гиперзвуковой беспилотник, созданный для доставки ракет через континент. Вообще-то, Министерство обороны КНР в свое время декларировали WU-14 как «научный летательный аппарат», но впоследствии признали его военное предназначение. WU-14 - это самый мощный беспилотник в нашем списке, поскольку предназначен для доставки к цели ядерного оружия.

CH-5

Китайская разработка, которую вполне можно назвать модифицированным клоном американского «Жнеца смерти». БПЛА создан военной корпорацией China Aerospace Science and Technology и уже испытан в боевых условиях. Беспилотник оснащен двумя боеприпасами нового типа (какими именно пока не известно) и лазерной системой наведения.

Taranis

До настоящего момента почти вся информация о британском проекте межконтинентального БПЛА засекречена. Известны лишь основные параметры Taranis (масса - три тонны, длина - 11 метров, размах крыльев - 10 метров) и то, что беспилотник оснащается стелс-технологией.

Northrop Grumman X-47BС

Детище американских гениев из знаменитой Northrop Grumman. Боевой БПЛА второго поколения способен совершать взлет и посадку вообще без оператора, только при помощи бортового компьютера. Крылья оснащены ракетными установками, которыми управляет уже человек с земли.

IAI Harpy

Это дрон-камикадзе, предназначенный для обнаружения и уничтожения живой и бронированной силы противника. Беспилотник пикирует на цель с большой высоты, поражая ее осколочно-фугасным снарядом.

MQ-9 Reaper

Пожалуй, один из самых известных и самых смертоносных беспилотников мира. «Жнец» пришел на замену беспилотному разведкомплексу MQ-1 Predator. Reaper способен взлетать на высоту тринадцать километров, поднимать весь в 4,7 тонны и находиться в воздухе целые сутки. Ускользнуть от такого стального хищника будет очень и очень сложно.

Форпост

По сути, российский «Форпост» является чуть доработанной версией проверенного в боях израильского Searcher 2. На данный момент эти комплексы только начинают поступать в Армию России, но уже используются в боевых действиях в Сирии.

C-Worker 5

Беспилотными становятся не только самолеты, но и морские суда. Великобритания представила свой катер C-Worker 5, способный развивать небольшую скорость, зато держаться на одном топливном баке целую неделю. Судно планируется использовать для разведки и траления, в крайнем случае его можно взорвать дистанционно и устроить что-то вроде диверсии.

S-100 Camcopter

Австралийская компания Schiebel представила свой беспилотный вертолет еще в 2005 году, но до настоящего момента он вовсе не потерял актуальность. S-100 Camcopter умеет отслеживать большие группы противника на недоступном для обнаружения расстоянии и чаще всего используется как разведчик. Впрочем, «зубы» у этого винтового малыша тоже имеются.

Американские аналитики дали неоднозначную оценку новейшим российским военным наземным и летательным беспилотникам. Некоторые изделия, отмечают эксперты, практически зарубежных аналогов, а другие клонами иностранных разработок. Эксперты сходятся в одном: война будущего невозможна без роботов, и России придется соответствовать современным реалиям.

Друзья рядом

Беспилотник «Орион» (дальность полета - 250 километров, продолжительность - до суток) подозрительно похож на иранский Shahed. Оригинальное изделие использовалось Ираном в Сирии, видели его и в Ливане.

Основной российский беспилотник «Форпост» заимствован у Израиля, где под названием Searcher производится концерном IAI (Israel Aerospace Industries). Бендетт иронически отмечает, что Израилю удается получать многомиллиардную военную помощь от США и одновременно продавать оборонные технологии России.

Связи нет

Согласно Бендетту, разработка первого российского тяжелого беспилотника «Альтаир» отстает от графика и не укладывается в бюджет, в результате его создание отложено на неопределенный срок.

Российские разработчики заявляют, что аппарат массой три тонны с размахом крыла 28,5 метра способен нести нагрузку до двух тонн, преодолевать расстояние в десять тысяч километров, подниматься на высоту до 12 километров и находиться в автономном полете до двух суток. Прототип аппарата совершил первый полет в августе 2016 года, его серийное производство запланировано на 2018 год.

В своем докладе Бендетт отметил, что директора казанского ОКБ имени Симонова, создающего боевой беспилотник, на днях сняли с занимаемой должности (на самом деле в бюро произошла выемка документов, а с его руководителем беседовали следователи).

Бендетт заключает, что беспилотники, разрабатываемые непосредственно в России, как правило, меньше по размерам и ограничены в дальности полета по сравнению с иностранными, однако эксперт признает, что в последнее время российские власти уделяют большое внимание разработке беспилотных систем - в частности, инновациям и финансированию.

Российские военные получают большой практический опыт работы с беспилотниками, а одно из основных назначений аппарата «Орлан-10» заключается в содействии радиоподавлению. Три летательных изделия, способные нести по шесть килограммов нагрузки, управляются из одного «КамАЗ-5350»: один беспилотник выступает в качестве ретранслятора, а два других участвуют в создании радиопомех.

В разработке комплексов подавления GSM-связи (в конкретном случае РБ-341В «Леер-3») Россия является лидером и опережает США. Именно в создании радиопомех, а не для нанесения прямого удара, в США видят главную опасность создаваемых в России летательных беспилотников. В этом контексте эксперт, разумеется, не забыл упомянуть о возможной атаке российских военных на мобильные телефоны солдат .

Сильное место

Вне контекста радиоэлектронной борьбы США пока не воспринимают всерьез российские военные дроны, зато наземные беспилотники, разрабатывающиеся в России, вызывают у американских экспертов большую озабоченность.

«Россия создает целый зверинец вооруженных наземных роботов - вплоть до размеров бронетранспортеров», - сказал директор по технологиям и безопасности Центра новой американской безопасности Пол Шарр . Он отметил 11-тонный «Уран-9», 16-тонный «Вихрь» и 50-тонный Т-14 («Армата» с необитаемой башней).

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

«Многие из этих тяжелых машин сильно вооружены, и русские часто демонстрируют эти прототипы на выставках», - соглашается с экспертом Бендетт, посетивший недавно завершившуюся ежегодную конференцию-выставку Ассоциации армии США.

С другой стороны, по мнению аналитиков, многие российские роботы больше похожи на рекламные трюки, чем на реальные боевые машины. К таковым, в частности, эксперты отнесли антропоморфного робота Федора (FEDOR - Final Experimental Demonstration Object Research), способного стрелять из пистолета. Создатели Федора хвалились тем, что робот может садиться на шпагат и освоил работу кладовщика.

Большинство роботов, как справедливо отмечают эксперты, не создаются с нуля, а по сути являются обычными бронемашинами, переоборудованными для дистанционного управления. Их нельзя считать по-настоящему автономными изделиями, поскольку управление ими требует присутствия человека, пусть и вне машины.

У автоматической турели, созданной в России, по мнению Шарра, есть «проблемы с различением союзника и врага в автономном режиме работы». Однако он признает, что с развитием систем искусственного интеллекта агрегат справится с этой задачей.

Бендетт отметил, что большинство американских военных наземных беспилотников дистанционно управляемы (это упрощает противнику радиолокационное подавление), слишком легки и практически не оснащены вооружением, то есть фактически не являются полноценными боевыми роботами. В настоящее время американские наземные беспилотники столь же бесполезны в военном отношении, как и российские дроны.

В конечном итоге эксперты затруднились назвать лидера в разработке беспилотников. Шерр предположил, что США отстают от России в разработке крупных наземных боевых роботов из-за затруднений этического характера, предполагающих обоснование возможности уничтожения человека машиной, а также «отсутствия идей». Бендетт, напротив, считает, что Россия сейчас в роли догоняющего, но активно работает над преодолением отставания в сфере разработок летательных беспилотников.

Просто бизнес

Нельзя не признать, что в военных конфликтах будущего беспилотные системы будут играть одну из ключевых ролей. Данный компонент вооружений прописан в американской «третьей компенсационной стратегии», предусматривающей применение новейших технологий и методов управления для достижения преимущества над противником. В настоящее время практически все страны мира, располагающие сколь-нибудь заметным вооружением, ведут разработки перспективных беспилотников.

«Приоритеты в основном даны не столько на модернизацию прежних образцов вооружений, сколько на создание новых. Это перспективные авиационные комплексы, в том числе военно-транспортный и дальней авиации, это беспилотные комплексы, робототехника, то есть все, что связано с возможностью и необходимостью вывода человека из зоны поражения», - объяснил вице-премьер концепцию готовящегося проекта российской государственной программы вооружений на 2018-2025 годы.

С другой стороны, любые обсуждения проблемы отставания в вооружении сводятся к вопросу финансирования. В такой ситуации интересна конверсионная составляющая новых технологий. Целесообразность создания в России гиперзвуковых ракет и электромагнитного оружия в условиях экономической стагнации вызывает сомнения, тогда как в области разработки беспилотных систем их гораздо меньше.

В последнем варианте отечественного бюджета на 2018 год предусмотрено увеличение доли военных расходов на 179,6 миллиарда рублей, тогда как расходы на социальную политику, образование и здравоохранение предлагается сократить на 54 миллиарда рублей. Таким образом в 2018 году доля военных расходов может составить 3,3 процента ВВП страны.

В наше время многие развивающиеся страны выделяют из бюджета немаленькие деньги на совершенствование и разработку новых образцов БПЛА - беспилотных летательных аппаратов. На театре военных действий не редкостью стали случаи, когда при решении боевой или учебной задачи командование отдавало предпочтение цифровой машине, нежели летчику. И на это был ряд веских причин. Во-первых, это беспрерывность работы. Дроны способны выполнять задачу на протяжении до 24 часов без перерыва на отдых и сон - неотъемлемых элементов человеческих потребностей. Во-вторых, это выносливость.

Беспилотник практически бесперебойно работает, в условиях высоких перегрузок, и там, где человеческий организм попросту не в состоянии выдержать перегрузки в 9G, дрон можно продолжать работу. Ну а в-третьих, это отсутствие человеческого фактора и выполнение задания согласно заложенной в компьютерный комплекс программы. Ошибиться может разве что только оператор, который вводит информацию на выполнение миссии - роботы не ошибаются.

История развития БПЛА

Человека достаточно давно посетила мысль о создании такой машины, которой можно было бы, без вреда для себя, управлять на расстоянии. Спустя 30 лет после первого полета братьев Райт эта идея воплотилась в реальность, и в 1933 году в Великобритании был построен специальный самолет на дистанционном управлении.

Первым дроном, принявшим участие в боях был . Это была радиоуправляемая ракета с реактивным двигателем. Она была оснащена автопилотом, в который немецкие операторы вводили информацию о предстоящем полете. За годы Второй мировой войны эта ракета успешно выполнила около 20 тыс. боевых вылетов, нанося авиаудары по важным стратегическим и гражданским объектам Великобритании.

После окончания Второй мировой, США и Советский Союз по ходу растущих взаимных претензий друг к другу, ставшими плацдармом для начала холодной войны, начали выделять огромные деньги из бюджета на развитие беспилотных летательных аппаратов.

Так, во время ведения боевых действий во Вьетнаме, обе стороны активно применяли БПЛА, для решения различных боевых задач. Радиоуправляемые аппараты делали аэрофотоснимки, вели радиолокационную разведку и их применяли в роли ретрансляторов.

В 1978 году случился настоящий прорыв в истории развития беспилотников. ИАИ Скаут был представлен военпредами Израиля и стал первым в истории боевым БПЛА.


А в 1982 году, во время войны в Ливии этот дрон практически полностью уничтожили сирийскую систему ПВО. Во время ведения тех боевых действий армия Сирии потеряла 19 зенитных батарей и было уничтожено 85 самолетов.

После этих событий американцы стали уделять максимум внимания к разработке дронов, и в 90-х годах стали мировыми лидерами в области применения беспилотных летательных аппаратов.

Дроны активно использовались в 1991 году во время «Бури в пустыне», а также в ходе военных операции на территории Югославии в 1999 году. Сейчас на вооружении армии США стоит около 8,5 тыс. радиоуправляемых дронов и это в основном малогабаритные БПЛА для выполнения разведывательных задач в интересах сухопутных войск.

Конструктивные особенности

Со времен изобретения британцами дрона-мишени, наука сделала огромный шаг вперед в развитии летающих роботов на дистанционном управлении. Современные беспилотники имеют большую дальность и скорость полета.


Это происходит в основном за счет жесткой фиксации крыла, мощности встроенного в робот двигателя и применяемого топлива, конечно. Имеются беспилотники и на аккумуляторах, но они не в состоянии конкурировать по дальности полета с топливными, во всяком случае, пока.

Обширное применение при проведении разведывательных действий получили глайдеры и конвертопланы. Первые довольно просты в производстве и не требуют больших финансовых вложений, и в некоторых образцах по конструкции не предусмотрен двигатель.

Отличительной особенностью вторых, является то, что его взлет основан на вертолетной тяге, в то время как при маневрировании в воздухе, эти дроны используют самолетные крылья.

Тейлсиггеры - роботы, которых разработчики наделили способностью менять профили полета находясь непосредственно в воздухе. Происходит это за счет поворота либо всей, либо части конструкции в вертикальной плоскости. Также бывают проводные беспилотники и пилотирование дрона осуществляется посредством передачи на его борт команд управления через подсоединенный кабель.

Есть беспилотники, отличающиеся от остальных набором своих нестандартных функций или выполненные функций в необычном стиле. Это экзотические БПЛА, и некоторые из них могут без труда приземлиться на воду или закрепиться на вертикальной поверхности как рыба-прилипала.


БПЛА, в основе которых лежит вертолетная конструкция, также отличаются друг от друга своими функциями и задачами. Существуют аппараты как с одним винтом, так и несколькими - такие дроны именуют квадрокоптерами, и используют их преимущественно в «гражданских» целях.

У них бывают по 2, 4, 6 или 8 винтов, парно и симметрично расположенных от продольной оси робота, и чем их больше, тем лучше БПЛА устойчив в воздухе, и он намного лучше управляем.

Какие бывают беспилотники

В неуправляемых БПЛА человек принимает участие только при запуске и введении параметров полета перед взлетом дрона. Как правило, это бюджетные беспилотники, не требующие для их эксплуатации особой подготовки оператора и специальных площадок приземления.


В дистанционно управляемых дронах предусмотрена их корректировка траектории полета, а автоматические роботы выполняют задачу полностью автономно. Успех выполнения миссии здесь зависит от точности и правильности введения предполетных параметров оператором в стационарный компьютерный комплекс, находящийся на земле.

Вес аппаратов микро не более 10 кг., и они могут находиться в воздухе не более часа, дроны группы мини весят до 50 кг., и способны выполнять задачу 3…5 часов без перерыва, у средних вес некоторых образцов достигает 1 тонны и их время работы составляет 15 часов. Что касается тяжелых БПЛА, которые весят больше тонны - эти дроны могут беспрерывно летать больше 24 часов, а некоторым из них под силу межконтинентальные перелеты.

Зарубежные беспилотники

Одним из направлений в развитии БПЛА является уменьшение их габаритов без существенного ущерба для технических характеристик. Норвежская компания «Прокс Динамикс» разработала микро дрон ПД-100 Блэк Хорнет вертолетного типа.


Данный беспилотник может работать около четверти часа на расстоянии до 1 км. Этот робот применяется в качестве индивидуального разведывательного средства солдата и оснащен тремя видеокамерами. Используется некоторыми регулярными подразделениями США в Афганистане с 2012 года.

Самый распространенный беспилотник армии США - РКью-11 Рэйвен. Его запуск производится с руки солдата и для его приземления не требуется специальной площадки, он может летать как в автоматическом режиме, так и находясь под управлением оператора.


Этот легкий беспилотник солдаты США применяют при решении задач ближней разведки на уровне роты.

Более тяжелые БПЛА американской армии представляют РКью-7 Шэдоу и РКью-5 Хантер. Оба образца предназначены для производства разведки местности на уровне бригады.


Беспрерывное время работы в воздухе этих беспилотников существенно отличается от более легких образцов. Существуют множественные их модификации, некоторые из которых включают в себя функции подвешивания на них небольших управляемых бомб массой до 5.4 кг.

МКью-1 Предатор - это самый известный американский дрон. Изначально его основной задачей, как и у многих других образцов, была разведка местности. Но вскоре, в 2000 году, производители внесли в его конструкцию ряд модификаций, позволяющих ему выполнять боевые задачи, связанные с непосредственным уничтожением целей.


Помимо подвешиваемых ракет (Хеллфайр-С, созданные специально для этого беспилотника в 2001 году), на борту робота установлены три видеокамеры, инфракрасная система и своя бортовая радиолокационная станция. Сейчас существуют несколько модификаций МКью-1 Предатора для выполнения задач самого различного характера.

В 2007 году появился еще один ударный БПЛА-американский МКью-9 Рипер. По сравнению МКью-1 Предатор его показатель продолжительности полета был намного выше, а также помимо ракет мог нести на борту управляемые авиабомбы и имел более современную радиоэлектронику.

Вид БПЛА МКью-1 Предатор МКью-9 Рипер
Длина, м 8.5 11
Скорость, км/ч до 215 до 400
Вес, кг 1030 4800
Размах крыла, м 15 20
Дальность полета, км 750 5900
Силовая установка, двигатель поршневой турбовинтовой
Время работы, ч до 40 16-28
до 4-х ракет Хеллфайр-С бомбы до 1700 кг
Практический потолок, км 7.9 15

Самым большим БПЛА в мире по праву считается РКью-4 Глобал Хоук. В 1998 году он впервые поднялся в воздух и по сей день выполняет задачи разведывательного характера.

Этот дрон - первый в истории робот, который может использовать воздушное пространство и воздушные коридоры США без разрешения органа управления воздушным движением.

Отечественные БПЛА

Российские беспилотники условно подразделяют на следующие категории

БПЛА «Элеон-ЗСВ» относится к аппаратам ближнего радиуса действия, он довольно прост в эксплуатации и его легко переносить в заплечном ранце. Запускается дрон вручную со жгута или сжатым воздухом от насоса.


Способен вести разведку и передавать информацию по цифровому видеоканалу на расстоянии до 25 км. Элеон-10В схож по конструкции и правилам эксплуатации с предыдущим аппаратом. Главное их отличие - увеличение дальности полета до 50 км.

Процесс приземления этих БПЛА осуществляется при помощи специальных парашютов, выбрасываемых при выработке дроном своего заряда батареи.

Рейс-Д (Ту-243) - разведывательно-ударный дрон, способный нести на себе авиавооружение массой до 1 т. Аппарат, выпущенный конструкторским бюро имени Туполева, свой первый полет совершил в 1987 году.


С тех пор беспилотник претерпел множественные улучшения, были установлены: усовершенствованный пилотажно-навигационный комплекс, новые приборы ведения радиолокационной разведки, а также конкурентоспособная оптическая система.

Иркут-200 - больше ударный беспилотник. И в нем в первую очередь ценится высокая автономность аппарата и маленькая масса, благодаря которой могут осуществляться перелеты продолжительностью до 12 часов. Приземляется БПЛА на специально оборудованную площадку длиной около 250 м.

Вид БПЛА Рейс-Д (Ту-243) Иркут-200
Длина, м 8.3 4.5
Вес, кг 1400 200
Силовая установка турбореактивный двигатель ДВС мощностью 60 л. с.
Скорость, км/ч 940 210
Дальность полета, км 360 200
Время работы, ч 8 12
Практический потолок, км 5 5

Скат - тяжелый БПЛА большой дальности нового поколения разрабатываемый КБ МиГ. Этот дрон будет малозаметен для вражеских радаров, благодаря схеме сборки корпуса, исключающей хвостовое оперение.


Задачей этого дрона нанесение точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, таким как зенитные батареи войск ПВО или стационарные командные пункты. По задумке разработчиков БПЛА Скат сможет выполнять задачи как автономно, так и в составе звена самолетов.

Длина, м 10,25
Скорость, км/ч 900
Вес, т 10
Размах крыла, м 11,5
Дальность полета, км 4000
Силовая установка Двухконтурный турбореактивный двигатель
Время работы, ч 36
Корректируемые авиабомбы 250 и 500 кг.
Практический потолок, км 12

Недостатки беспилотных летательных аппаратов

Одним из недостатков БПЛА является сложность при его пилотировании. Так, к пульту управления не может подойти обычный рядовой не прошедший курс специальной подготовки и не знающий определенных тонкостей при использовании компьютерного комплекса оператора.


Еще одним существенным недостатком является сложность поисков беспилотников, после их приземления при помощи парашютов. Потому как некоторые модели, когда заряд батареи близок к критическому могут выдавать некорректные данные о своем местонахождении.

К этому можно еще прибавить чувствительность некоторых моделей к ветру, ввиду легкости конструкции.

Некоторые беспилотники могут подниматься на большую высоту и это в некоторых случаях занятие высоты того или иного дрона требует разрешения у органа управления воздушным движением, что может существенно осложнить выполнение задания к определенному сроку, потому как приоритет в воздушном пространстве отдается судам под управлением пилота, а не оператора.

Использование БПЛА в гражданских целях

Беспилотники нашли свое призвание не только на полях сражений или в ходе выполнений войсковых операций. Сейчас дроны активно используются для вполне мирных целей граждан в городских условиях и даже в некоторых отраслях сельского хозяйства им нашлось применение.


Так некоторые курьерские службы используют роботов на вертолетной тяге для доставки самых разнообразных товаров своим клиентам. При помощи дронов ведется аэрофотосъемка многими фотографами при организации торжественных мероприятий.

А также их приняли к себе на вооружение некоторые детективные агентства.

Заключение

Беспилотные летательные аппараты - существенно новое слово в век стремительно развивающихся технологий. Роботы идут в ногу со временем, охватывают не только одно направление, а развиваются сразу в нескольких.

Но все же, несмотря на еще далекие от идеала, по меркам человека, модели в области погрешностей или дальностей полета, БПЛА имеют один огромный и неоспоримый плюс. Дроны, за время их использования сохранили сотни человеческих жизней, а это дорогого стоит.

Видео