Понятие и предмет регулирования международного права. Понятие, предмет и функции международного права Предмет функции и система международного права

Международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.
Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.
Межгосударственные - отношения между государствами, между государствами и нациями, борющимися за независимость. Международно-правовые нормы направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами.
Международное право регулирует и отношения немежгосударственного характера - т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. Отношения между государствами и международными организациями, между международными организациями, между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, а также между физическими и юридическими лицами.

Международное право характеризуется универсальностью:

  • в субъектной сфере (все государства, независимо от количества населения, степени развития, размера территории обладают равными правами и обязанностями в международных правоотношениях, любая нация имеет право на самоопределение);
  • в пространственной (космическое пространство, дно Мирового океана является объектом регулирования международного права).

Международное право - антидискриминационное право, не признающее ни внутреннюю, ни внешнюю дискриминацию. Запрещается умаление прав человека по мотивам национальности, языка, пола, религии, принадлежности к социальной группе.
Геноцид (политика государства, направленная на уничтожение нации, народности, этнической группы), апартеид (узаконенное государством разделение и ограничение прав населения по расовому признаку) квалифицируются международным правом как преступление против человечества.
Демократическое содержание международного права проявляется в закреплении таких общечеловеческих ценностей, как справедливость, права человека, равенство больших и малых народов, невмешательство во внутренние дела государств, неприменение силы или угрозы силой.
Под функциями международного права понимают основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную.
Стабилизирующая функция состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок и стабилизировать его.
Важнейшей из функций международного права является регулятивная. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами иобязанностями.
Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе применить меры ответственности и санкции, предусмотренные международным правом.

Под предметом любой отрасли права следует понимать, в первую очередь, определенный вид общественных отношений - объект правового регулирования данной отрасли. Предметом международного права являются международные отношения, участниками которых выступают государства, международные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и некоторые другие субъекты. Иными словами, международное право регулирует отношения, складывающиеся между государствами как субъектами публичной власти, носителями государственного суверенитета.

Важно помнить, что не любые международные отношения являются предметом международного права. В принципе, международным можно назвать любое общественное отношение, в той или иной степени отягощенное иностранным элементом. Например, государство может выдавать лицензию на определенный вид деятельности иностранному юридическому лицу, привлекать к ответственности совершивших преступление иностранцев, регистрировать браки между гражданами разных стран, заключать соглашения с иностранными общественными объединениями и т. д. Однако все эти отношения нельзя считать предметом международного публичного права, так как в данных случаях государство действует исключительно на основе своего внутреннего законодательства и ему не противостоит аналогичный субъект. Международное публичное право, как видно из самого его названия, регулирует лишь те отношения, которые складываются в сфере публичной власти между государствами как таковыми, то есть между государствами как официальными структурами, уполномоченными осуществлять властные функции. На практике от имени государства все действия на международной арене выполняют глава государства, высшие законодательный и исполнительный органы, специально уполномоченные органы и лица.

По указанному признаку - наличию публичного интереса в правоотношении - следует различать предмет правового регулирования международного публичного и международного частного права. Для международного частного права характерна ситуация, когда хотя бы одна сторона правоотношения (физическое или юридическое лицо) выступает в нём в своём личном качестве, а не от имени своего государства в целом. При этом не имеет значения, является ли данная сторона государственным органом или должностным лицом. Например, глава государства или глава дипломатического представительства могут выступать на международной арене как частные лица, а тот или иной государственный орган - только от своего имени (например, при заключении гражданско-правового договора).

Вместе с тем, в сферу интересов международного публичного права могут попадать не только политические или военные отношения между государствами, но и такие, которые более характерны для сферы частного интереса. Государства могут заключать друг с другом договоры купли-продажи, аренды, денежного займа и т. д. Несмотря на ярко выраженный гражданско-правовой характер таких соглашений, они регулируются международным публичным правом, так как во всех перечисленных случаях речь идет о государствах как таковых, а в основе правоотношения лежит межгосударственный договор.


Таким образом, предметом международного права являются международные отношения публично-властного характера, участниками которых являются государства как носители государственного суверенитета . Частью предмета международного публичного права являются отношения с участием международных межправительственных организаций, наций и народов, борющихся за свою независимость, а также отдельных самоуправляемых политико-территориальных образований.

Вместе с тем, в теории международного права существует точка зрения о так называемом совмещенном предмете правового регулирования, когда тот или иной комплекс отношений регулируется как международным, так и национальным правом. В качестве примеров называют институт правового статуса личности, институт правовой помощи, правовое регулирование инвестиций и др. С этой точки зрения, международное публичное право может напрямую регулировать и отношения между субъектами национальных правовых систем.

МП возникло с появлен. гос-в. Цель: сотрудничество м/у гос-ми.

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений существующих в опред. государствах. Элементы прав.сист. : система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология, правоотношения.

Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

· между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

· между государствами и международными межправительственными организациями;

· между государствами и государствоподобными образованиями;

· между международными межправительственными организациями.

Особенности:

1. МП как система права – это совокупность принципов и норм, создаваемых определенными субъектами МП и регулирующих международные отношения.

1) Нормы МП создаются в основном государствами и международными организациями на основе соглашения.

2) Международные отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции государства – предмет МП.

2. Правоотношения:

Субъекты МП: гос-во; межд. межправит. организации (ООН); нации, борящиеся за независ-ть (Орг-я освобожден. Палестины); гос-ва-подобные образования (Ватикан).

Объекты международных отношений:

1) Вопросы, которые по своей сути являются международными и не могут относиться к внутренней компетенции государства: вопросы, составляющие общечеловеческие интересы и ценности (вопросы мира и безопасности; правовой режим международной территории; глобальные экологические проблемы и др.)

2) Другие вопросы, которые могут быть разрешены только совместными усилиями государств на основе учета их взаимных интересов (установление государственных границ; оказание правовой помощи по уголовным, гражданским делам)

3) Вопросы, которые входят во внутреннюю компетенцию государства, но для более эффективного их разрешения необходимо сотрудничество с другими государствами (обеспечение и защита прав человека; осуществление международной уголовной юрисдикции в отношении определенных преступных деяний).

3. Правотворчество: в МП нет спец. законодат. органов; мп создается субъектами МП, преимущ. гос-вами. Нормы созд. по средствам межд. дог., либо формирован. межд. обычаев.

4. Правоприменение: В МП нет эффективного механизма принуждения. В МП действует принцип: добросовест выполнен. своих межд. обязанностей. В МП сущ. межд. суд. учреждения, кот привлекают субъектов МП (межд. Суд ООН, Европ. Суд по правам чел.)

Реторсии – ответственные действия (меры)

Репресари – то, что вытекает из заключ. межд. дог-ра (при нарушении дог-ра) Пр. – эконом. санкции.

Сегодня понятие международного права, предмет международного права и другие аспекты этого явления подробно изучаются юристами всего мира. Данная юридическая совокупность норм и регуляторов оказывает большое влияние на жизнь и взаимоотношения всех современных стран.

Основы международного права

Главным объектом международного права являются те отношения мирового сообщества которые не могут регулироваться Почему оно появилось? Потому что некоторые объекты законодательства просто неподвластны властям одной страны. Именно поэтому понятие международного права, предмет международного права и другие его особенности в первую очередь затрагивают международные отношения.

Другим его объектом являются организации, органы и институты, объединяющие разные государства. Общее международное право необходимо им, так как нет власти, которая бы руководила их деятельностью. При этом сами государства продолжают быть независимыми друг от друга. Понятие международного права, предмет международного права не затрагивают их внутреннего законодательства.

Международное частное право

В чем заключаются понятие и предмет международного частного права? Впервые термин появился в XIX веке. Это совокупность норм, необходимых для регламентации частно-правовых отношений в том случае, если они возникают в международном пространстве. Сокращенно это явление называют МЧП.

Принцип невмешательства

В Уставе ООН закреплена норма, согласно которой государства не должны вмешиваться во внутренние дела другого государства. Ни одна власть не имеет права применять или поощрять использование политических и экономических мер, направленных на подчинение другой страны или получение любых преимуществ над объектом такой политики.

Принцип невмешательства прямо вытекает из принципа суверенитета и неприменения силы. Понятие, предмет и функции международного права формулировались много лет, и только в 1970 году все вышеперечисленные нормы были зафиксированы в Уставе ООН как обязательные для всех членов мирового сообщества.

Самоопределение народов

Для дипломатии и политической карты мира весомым является принцип самоопределения народов. ООН признает каждую нацию в качестве коллективного лица, имеющего право самому определять свое будущее. В связи с этим международное сообщество относится к иностранному игу, интервенции и ущемлению прав этнических меньшинств как к преступлению против человечества.

Присоединение к государству новых территорий, разделение страны, передача территории от одного государства другому - все это может происходить только в соответствии со свободно выраженной волей населения данных регионов. Для этого есть специальные политические инструменты - выборы и референдумы.

Сотрудничество государств

ООН и вся мировая правовая система были созданы для того, чтобы власти всех стран могли найти общий язык. Об этом гласит принцип государственного сотрудничества, который заключается в том, что любые государства, вне зависимости от их политических, экономических и социальных отличий, должны сотрудничать друг с другом для поддержания безопасности во всем мире.

Есть и другие «узлы», в которых необходима международная солидарность. Все государства должны сотрудничать, чтобы установить всеобщее уважение к правам и основным свободам человека. С этими понятиями связана проблема построения гражданского общества во многих странах мира, обладающих несовершенной политической системой, авторитарными режимами и т. д.

Сегодня сотрудничество государств также необходимо в области культуры, науки и искусства. Укрепление взаимосвязей ведет к всеобщему прогрессу и процветанию. Часто для такого сотрудничества используют площадку ООН. Например, в Организации Объединенных Наций создано Международное агентство по атомной энергетике.

Уставом Организации Объединенных Наций (ст. 1) закреплены основные цели международного сотрудничества государств на современном этапе, а именно:

1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения угрозы миру и устранения ее, а также для подавления актов агрессии или других нарушений мира и реализовывать мирные средства в соответствии с принципами справедливости и международного права улаживания или разрешения международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.

2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира.

3. Осуществлять международное сотрудничество в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка, религии и т.

Само содержание указанных целей определяет то, что их можно достичь только путем общения государств между собой в соответствии с принципами международного права. Такие международные отношения по поводу решения экономических, социальных, гуманитарных и других проблем обусловливают появление их регулятора: юридически обязательных правил, норм поведения для участников этих отношений. Происходит процесс возникновения норм международного права, в свою очередь регулируют отношения государств и других субъектов международного права между собой.

В начале освоения предмета международного публичного права зачастую путают правовые нормы по общественными отношениями, которые ими регулируются. Следует подчеркнуть ошибочность такого восприятия правовых норм не как регулятора, а как предмета регулирования. Такое восприятие и такие взгляды могут привести к растворению права в фактических отношениях. Понимание этого имеет существенное значение для освоения науки права.

Целесообразно подчеркнуть и то, что сфера действия международного права всегда узкая от сферы распространения международных связей, значительно багатоманитниши за правовые нормы, которые регулируют. Вообще право может только приблизиться к реалиям, но никогда не в состоянии охватить их во всей полноте. Однако оно является эффективным регулятором международных отношений.

Сам термин "международные отношения" мы употребляем в широком смысле. Это и двусторонние или многосторонние отношения между государствами, и различные виды отношений между государствами, международными, межправительственными организациями и державоподибнимы образованиями и другими участниками международного общения.

Процесс взаимовлияния и взаимозависимости международных отношений и международного права является предметом исследования в теории международного права уже достаточно давно. Так, еще в конце XIX в. профессор Киевского университета (св. Владимира) А. Эйхельман при подготовке своей "Хрестоматии российского международного права" отмечал, что законами и договорами определяются международные отношения России. А Венские соглашения 1815 создали "систему европейских международных отношений" после разгрома наполеоновской армии.

Таким образом, становится очевидным определения, предметом международно-правового регулирования являются международные отношения:

Международные экономические отношения;

Международные культурные отношения;

Международные политические отношения;

Международные социальные отношения и тому подобное.

Международные отношения, урегулированные нормами международного права, представляют собой международные правоотношения, включают следующие виды:

Отношения между государствами - двусторонние и многосторонние, то есть охватывающие международное сообщество в целом;

Отношения между государствами и международными межправительственными организациями;

Отношения между государствами и державоподибнимы образованиями;

Отношения между международными межправительственными организациями;

Отношения между государствами и другими субъектами международного права и т.д.

Объект международного права

Для понимания сути международного публичного права очень важным является вопрос о его объект. Не следует путать это понятие а объектом права и правоотношений, входящие во внутреннюю компетенцию государства. Для международного права имеют значение только те явления, по поводу которых суверенными государствами и другими субъектами устанавливаются международные отношения.

Объектом международного права является все то, по поводу чего субъекты международного права вступают в правоотношения на основе принципов и норм международного права.

Таким объектом могут быть:

Материальные и нематериальные блага,

Действие или воздержание от действия.

При этом под материальными и нематериальными благами, неотделимыми от них интересами государств имеются в виду, например, общий мир и безопасность народов, взаимовыгодное экономическое и другое сотрудничество, культурное развитие народов. Этот перечень не является исчерпывающим.

Например главным событием государственного визита в Украину Президента Российской Федерации было подписание президентами двух государств Договора о дружбе, партнерстве и сотрудничестве (31 мая 1997). Договор содержит нормы о статусе Черноморского флота на территории Украины. В этом случае именно параметры раздела Черноморского флота, взаиморасчеты и условия его базирования в Севастополе и является объектом международных правоотношений между Украиной и Российской Федерацией.