Международное право предмет и метод правового регулирования. Международное право: понятие и предмет регулирования. Предмет регулирования международного права

Международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.
Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.
Межгосударственные - отношения между государствами, между государствами и нациями, борющимися за независимость. Международно-правовые нормы направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами.
Международное право регулирует и отношения немежгосударственного характера - т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. Отношения между государствами и международными организациями, между международными организациями, между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, а также между физическими и юридическими лицами.

Международное право характеризуется универсальностью:

  • в субъектной сфере (все государства, независимо от количества населения, степени развития, размера территории обладают равными правами и обязанностями в международных правоотношениях, любая нация имеет право на самоопределение);
  • в пространственной (космическое пространство, дно Мирового океана является объектом регулирования международного права).

Международное право - антидискриминационное право, не признающее ни внутреннюю, ни внешнюю дискриминацию. Запрещается умаление прав человека по мотивам национальности, языка, пола, религии, принадлежности к социальной группе.
Геноцид (политика государства, направленная на уничтожение нации, народности, этнической группы), апартеид (узаконенное государством разделение и ограничение прав населения по расовому признаку) квалифицируются международным правом как преступление против человечества.
Демократическое содержание международного права проявляется в закреплении таких общечеловеческих ценностей, как справедливость, права человека, равенство больших и малых народов, невмешательство во внутренние дела государств, неприменение силы или угрозы силой.
Под функциями международного права понимают основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную.
Стабилизирующая функция состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок и стабилизировать его.
Важнейшей из функций международного права является регулятивная. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами иобязанностями.
Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе применить меры ответственности и санкции, предусмотренные международным правом.

  • 6. Роль актов международных конференций и международных организаций в мп регулировании.
  • 8. Субъекты мп: понятие и виды. Международная правосубъектность фл.
  • Классификация в зависимости от статуса
  • В зависимости от участия в создании норм международного права
  • Международная правосубъектность индивидов
  • 9. Государство – как субъект международного права
  • Аномальные субъекты - Ватикан и Мальтийский Орден.
  • 10. Участие субъекта рф в международных отношениях.
  • 11. Признание государств и правительств.
  • Акты регулирующие правопреемство:
  • Объекты правопреемства:
  • 13.Правопреемство в отношении международных договоров.
  • 14. Правопреемство в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов.
  • 15. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср.
  • 16) Ответственность в мп: основание, виды.
  • 17) Международные судебные органы: общая характеристика.
  • 18) Международное право в деятельности российских судов.
  • 20) Международный договор: понятие, структура, виды.
  • 21) Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.
  • 22) Согласие на обязательность мд. Ратификация мд. Депозитарий и его функции.
  • 23) Ратификация международных договоров рф: основания, процедура.
  • 24) Оговорки к мд.
  • 25) Вступление в силу мд.
  • 26) Регистрация и опубликование мд.
  • 27) Недействительность мд.
  • 28) Прекращение действия мд.
  • 29) Обсе (организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
  • 30) Оон: история, устав, цели, принципы, членство.
  • 31) Генеральная Ассамблея оон.
  • 32) Совет безопасности оон.
  • 33) Операции оон по поддержанию мира.
  • 34) Международный суд оон.
  • 35) Содружество независимых государств.
  • 36) Совет Европы.
  • 37) Европейский Союз.
  • 39) Система органов внешних сношений.
  • 40) Дипломатическое представительство: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 41) Консульское учреждение: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 42) Привилегии и иммунитеты диппредставительств и консульских учреждений.
  • 43) Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов и консульских дл.
  • 44) Понятие территории в мп. Классификация территорий по правовому режиму.
  • 45) Государственная территория: понятие, состав, правовой режим.
  • 46) Государственная граница: понятие, виды, прохождение, порядок установления.
  • 47) Режим границ. Пограничный режим.
  • 48) Внутренние морские воды: состав, правовой режим.
  • 49) Территориальное море: порядок отсчета, правовой режим.
  • 50) Исключительная экономическая зона: понятие, правовой режим.
  • 51) Континентальный шельф: понятие, правовой режим.
  • 52) Открытое море: понятие, правовой режим.
  • 53) Район дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции: понятие, правовой режим.
  • 54) Правовой режим космического пространства и небесных тел.
  • 55) Правовой статус космических объектов. Ответственность за ущерб, причинённый ко.
  • 56) Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией в международном воздушном пространстве.
  • 58) Международные стандарты прав и свобод человека. Правовое регулирование ограничений п. И с. Ч.
  • 59) Международные механизмы обеспечения и защиты п. И с. Ч: общая характеристика. Международные органы по защите п. И с. Ч.
  • 60) Европейский суд по правам человека: цель, компетенция, структура, характер принимаемых решений.
  • 61) Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб в еспч.
  • 62) Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус иг: мп регулирование.
  • 64) Преступления против мира и безопасности человечества (международные преступления).
  • 65) Преступления международного характера.
  • 66) Международный организационно-правовой механизм борьбы с преступностью. Интерпол.
  • 68) Правовая помощь по уголовным делам: общая характеристика.
  • 79-80) Выдача лиц для привлечения к ответственности или для приведения приговора в действие и передача осужденных для отбывания наказания.
  • 71) Система коллективной безопасности.
  • 82) Применение силы по современному международному праву: правовые основания и порядок.
  • 83) Разоружение и меры укрепления доверия.
  • 84) Вооруженные конфликты: понятие, виды.
  • 74) Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
  • 75) Защита жертв войны.
  • 76) Окончание войны и её правовые последствия.
  • 1.Международное прав: понятие и предмет регулирования. Система международного права.

    Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

    Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

    Между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

    Между государствами и международными межправительственными организациями;

    Между государствами и государствоподобными образованиями;

    Между международными межправительственными организациями.

    2. Применение международного права в сфере внутригосударственных

    отношений.

    3. Нормы международного права: понятие, особенности, порядок создания, виды.

    Нормы - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств и иных субъектов МП, рассчитанные на неоднократное применение.

    У международно-правовых норм есть свои особенности:

      В предмете регулирования. Регулирует межгосударственные отношения и иные.

      В порядке её создания. Норма создается не в результате повелевания, а в результате согласования интересов.

      По форме закрепления. Выделяют:

      1. Нормы, закрепленные в договоре

        Обычные нормы

    В МП нет специальных нормотворческих органов, нормы МП создаются самими субъектами МП, преимущественно государством.

    В процессе создания норм – 2 стадии:

    1.достижение соглашения относительно содержания правила поведения

    2.выражение согласия на обязательность данного правила поведения.

    Классификация норм международного права:

      По юридической силе

      • Императивные

        Диспозитивные

      По сфере действия

      • Универсальные нормы (не ограничены не территориально, ни числом участников)

        Локальные нормы (ограниченные; например, устав СНГ)

        • Региональные

          Нерегиональные

      По числу участников

      • Многосторонние нормы

        Двусторонние нормы

      По методу регулирования

      • Обязывающие нормы

        Запрещающие нормы

        Управомочивающие нормы

      По форме закрепления

      • Документально-закрепленные нормы

        Обычные нормы

    4. Принципы международного права: понятие и акты их закрепляющие и конкретизирующие.

    Принципы международного права - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

    Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года

    В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

      Принцип неприменения силы и угрозы силой

    Впервые этот принцип был закреплен в п. 4 ст. 2 Устава ОНН, впоследствии он был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 года, Определении агрессии 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН.

      Принцип разрешения международных споров мирными средствами

    Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН. Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года. Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров.

      Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств

    Современное понимание данного принципа в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в декларации о принципах международного права 1970 года. Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию.

      Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

    В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства.

      Принцип равноправия и самоопределения народов

    Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН - «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов

      Принцип суверенного равенства государств

    Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов». Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

      Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

    Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, Сог1ласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

      Принцип нерушимости государственных границ

    Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. А далее в декларациях ООН 1970 о принципах и СБСЕ 1975 года.

      Принцип тер11риториальной целостности государств

    Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.

      Принцип уважения прав человека и основных свобод

    Обозначен в преамбуле Устава ОНН и в различных декларациях. Являются внутренним делом государства.

    "

    При ознакомлении с международным правом и его особенностями существенное значение имеет уяснение предмета правового регулирования. У внутригосударственного права это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права - преимущественно межгосударственные и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств либо международного сообщества государств в целом.

    В современных условиях международное право имеет многослойный предмет регулирования , т. е. различные по характеру виды отношений.

    Традиционная сфера - это отношения между государствами как самостоятельными, суверенными политическими образованиями (межгосударственные отношения). Имеются в виду прежде всего двусторонние контакты (Российская Федерация - Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки - Французская Республика, Япония - Австралия и многие другие варианты), а также многосторонние связи (группа стран, участвующих в исследовании Антарктики на основе Договора 1959 г., так называемая Группа восьми, представляющая наиболее экономически развитые государства, и др.).

    Особо значимыми являются отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом.

    Широкое распространение получили отношения с участием ММ ПО как между государствами и организациями, прежде всего в связи с членством государств в организациях, так и между самими международными организациями. В рамках таких взаимосвязей функционируют всемирные универсальные организации (ООН, ВОЗ, МАГАТЭ и т. д.), региональные (СЕ, ШОС, АСЕАН, ЕС и т. п.), а также иные организации, выходящие за пределы отдельных регионов (например, ОИК). Статус организаций имеют и некоторые самостоятельные межгосударственные органы (например, Международный орган по морскому дну, созданный в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.). Автономную категорию органов составляют международные суды (МС ООН, ЕСПЧ, МУС и др.).

    В предшествующие десятилетия заметную роль играли контакты между государствами и национальными политическими организациями , возглавлявшими борьбу народов (наций) за освобождение от колониальной зависимости, а также взаимосвязи таких национальных политических организаций с международными организациями. В частности, активно развивала отношения с государствами и участие в межгосударственном общении Организация освобождения Палестины. Она была, например, одной из сторон среди государств, подписавших Заключительный акт Третьей конференции по морскому праву, завершившей 14-летнюю работу над созданием текста Конвенции ООН по морскому праву, открытой для подписания 10 декабря 1982 г.

    В сферу международных связей включены и так называемые государствоподобные образования, имевшие на основе международного акта (признания) относительно самостоятельный статус (города Ганзейского союза в эпоху Средневековья, Краков в первой половине XIX в., Данциг в период между Первой и Второй мировыми войнами в первой половине XX в., Западный Берлин после окончания Второй мировой войны до 1990 г.). В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом признаются государство-город Ватикан (Святейший престол) и Мальтийский орден.

    Все названные виды отношений можно в конечном счете квалифицировать как межгосударственные отношения, поскольку каждая ММПО - это форма объединения государств; политическая организация борющейся нации действует как формирующееся государство, а государствоподобное образование обладает рядом признаков государства.

    Наряду с межгосударственными международно-правовому регулированию могут подлежать и международные отношения негосударственного характера - с участием МНПО, применительно к которым государства признают в установленном объеме их юридически значимые функции и компоненты официального статуса (среди них особо значимым является МККК), а также международных хозяйственных объединений (ТНК). В эту же группу входят отношения с иностранным элементом или с международным элементом, находящиеся за пределами юрисдикции отдельных государств, участниками которых являются юридические лица и индивиды (физические лица). Это гражданские, семейные, торговые, иные отношения, регулируемые международными договорами (конвенциями).

    Следует отметить и такую специфическую форму общения, выходящего за рамки юрисдикции отдельных государств, как официальные связи с участием субъектов (частей) федеративных государств и даже административно-территориальных образований унитарных государств, если это предусмотрено соответствующими конституциями и допускается международно-правовыми нормами, признанными государствами. Такие связи не относятся к категории межгосударственных отношений, поскольку стороны (или одна из сторон) не обладают государственным статусом, но бесспорны их ограниченные международные признаки (к ним следует отнести и получившие широкое распространение международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ на основе Конституции РФ и Федерального закона от 4 января 1994 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»).

    Особую категорию составляют отношения государственно-негосударственного характера , сторонами которых являются государства, создаваемые ими международные организации и органы (например, международные суды и трибуналы), и обозначенные выше субъекты, не обладающие суверенным статусом и властными полномочиями (дела, рассматриваемые ЕСПЧ на основе индивидуальных обращений, международными уголовными трибуналами по обвинению лиц за преступления против человечности, геноцида и т. д.).

    Завершая обзор, отметим, что международное право применимо и к регулированию определенных сфер внутригосударственных отношений, прежде всего невластного характера, касающихся прав граждан, юридических лиц, общественных объединений. При рассмотрении таких дел, например, российские суды всех видов и уровней ссылаются на соответствующие общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

    Понимание предмета международного права связано с ответом на вопрос: к кому обращены нормы международного права? Ранее в доктрине проводилось четкое разграничение: нормы международного права обязывают государство в целом, а не отдельные его органы и должностных лиц, в то время как компетенция и поведение органов государства и должностных лиц, ответственных за обеспечение выполнения международных обязательств, регулируются внутригосударственным правом. Здесь необходимо уточнение: нормы международного права не только обязывают, но и предоставляют правомочия, т. е. управомочивают. В реальной же международно-правовой практике адресатом этих норм становится не только само государство. Многие международные договоры напрямую формулируют права и обязанности вполне определенных государственных органов и даже должностных лиц, указывают вполне конкретных исполнителей договорных норм, на которых непосредственно возлагается ответственность за реализацию обязательств. Более того, существуют международные договоры (и их перечень неуклонно возрастает), отдельные нормы которых прямо адресованы индивидам и различным учреждениям (юридическим лицам) как потенциальным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых договорными нормами.

    Сами наименования многих международных договоров наглядно свидетельствуют об их комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении. Такие договоры соотносятся по предмету регулирования с положениями Конституции РФ, с федеральными законами. Часть 1 ст. 17 Конституции РФ гласит: права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (в этой формулировке следует также иметь в виду международные договоры РФ). В соответствии со ст. 2 Закона о гражданстве РФ вопросы гражданства регулируются не только Конституцией РФ, названным Законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, но и международными договорами. Гражданский кодекс РФ предусматривает непосредственное применение международных договоров РФ к определенным гражданско-правовым отношениям (ч. 2 ст. 7).

    Следовательно, одним из существенных условий познания международного права является изучение во взаимосвязи международных и внутригосударственных правовых актов, предназначенных для согласованной регламентации однородных отношений и имеющих, таким образом, совмещенный предмет регулирования.

    Многие международные договоры имеют ярко выраженную адре- сованность физическим и юридическим лицам, тем или иным видам органов государств. Таковы международные пакты о правах человека и другие универсальные конвенции относительно определенных прав (имеются в виду и отраслевые аспекты в сфере гражданских, семейных, трудовых, процессуальных правоотношений), а также региональные конвенции, прежде всего ЕКГТЧ. Таковы Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. и двусторонние консульские конвенции, договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, универсальные и региональные конвенции по проблемам борьбы с преступностью и т. д.

    Совершенно определенно воспринимаются формулировки двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. В каждом таком соглашении ст. 1 имеет название: «Лица, к которым применяется Соглашение». Имеются в виду лица (физическое, юридическое, в том числе предприятие или любое объединение лиц), являющиеся резидентами одного или обоих договаривающихся государств. Можно сослаться и на российско-французское межправительственное соглашение по облегчению на взаимной основе условий въезда, поездок и выезда граждан РФ и граждан Французской Республики от 15 июня 2004 г., в ст. 1 которого сказано: «Настоящее Соглашение применяется к физическим лицам - гражданам государств сторон».

    Авторитетным аргументом служит заключение МС ООН в его постановлении по делу «Лагранд» (Германия против США) от 27 июня 2001 г. (аналогичный тезис содержится в постановлении по делу «Авена и другие мексиканские граждане» (Мексика против США) от 31 марта 2004 г.). В связи с нарушениями властями США норм ст. 36 Венской конвенции о консульских сношениях и их утверждением, что эти нормы применяются только к правам аккредитующего государства, но не к правам задержанного лица, Суд установил: ст. 36 Конвенции создает личные права лица в дополнение к соответствующим правам государства ".

    Как отметил В. С. Верещетин, в то время судья МС ООН, «Суд, проанализировав Венскую конвенцию о консульских сношениях, пришел к выводу, что она не только регулирует отношения между государствами, но и непосредственно устанавливает определенные права физических лиц (иностранных граждан на территории государства - участника Конвенции)»

    Тема 1. Понятие, предмет регулирования, система международного права.

    Введение.


    1. Понятие международного права.


    2. Понятие системы и структуры международного права.

    3. Предмет регулирования международного права.

    4. Функции международного права.

    5. Международное право и идеология.
    Заключение.

    Введение . Внутреннее развитие любого государства невозможно без международного сотрудничества. Международные отношения- это весьма разнообразная и широкая область, включающая в себя самые различные аспекты деятельности государств, правительств, различных государственных органов, а также общественных и других организаций всех типов (политических, экономических, культурных, научных, профессиональных и т. д.). Для регулирования этого комплекса взаимоотношений применяются различные формы и методы, разный арсенал средств, действующих как самостоятельно, так и во взаимодействии друг с другом. В число социальных форм и методов входят политические, правовые, моральные, организационные (в тех случаях, когда они имеют социальный характер) средства регулирования, а также так называемая международная вежливость.

    Таким образом, правовая регламентация международных отношений представляет собой одну из форм возможного регулирования этого вида организационной человеческой деятельности, основанного на правовых средствах обеспечения их проведения в жизнь и известного главным образом своей системной совокупностью как международное право.

    1 вопрос . .

    Международное право - это система права, отличная от систем права конкретных государств. Международное право функционирует в межгосударственной системе и является ее подсистемой. Основными ее компонентами являются государства, народы и нации, борющиеся за свою независимость, межгосударственные международные организации, международные конференции, объединения государств, не являющихся международными организациями, различные международные органы (международные суды, международные комиссии, международные арбитражи), международное право и другие социальные нормы, действующие в этой системе, отношения и взаимодействия между перечисленными компонентами.

    Главными компонентами межгосударственной системы являются государства- суверенные образования. Все остальные компоненты в межгосударственной системе (за исключением наций и народов, борющихся за независимость) представляют собой образования так или иначе созданные государствами.

    В межгосударственной системе нет верховной власти, нет законодательных, исполнительных и судебных органов, какие существуют в государствах. Поэтому, именно от государств, а также международных организаций и их деятельности прежде всего зависит стабильное функционирование данной системы в целом, состояние международных отношений и эффективность международного права, поскольку государства обладают реальной силой и возможностями, действуя в рамках международно-прававовых норм, обеспечить соблюдение и выполнение международных обязательств.

    Согласно традиционной точке зрения, государства свободны предпринимать любые действия за исключением тех, которые ограничены их собственным согласием. В соответствии с этим подходом, нормы международного права связывают государство только в том случае, если оно согласилось с ними.

    Таким образом, международное право - это совокупность юридических норм, договорных и обычных, выработанных в результате соглашения между государствами и регулирующих отношения между участниками международного сообщества . Это особая система права, отличающаяся от внутригосударственного по предмету регулирования, субъектам, объектам права, по его источникам, методам нормообразования и по способам обеспечения норм.

    2

    ^ Возникновение международного права.

    2.1. Проблема возникновения международного права должна рассматриваться в зависимости от того, как подходить к пониманию этой дисциплины. Если понимать международное право как «право между народами» в узком смысле, то следует признать, что оно возникло еще до появления государств. Если же подходить к нему как «праву между государствами», то возникновение его мы должны связывать с появлением первых государств. В то же время, в научной литературе также нет единства мнений по поводу последнего утверждения, поскольку одни ученые связывают возникновение международного права с появлением первых рабовладельческих государств (например, советские ученые), другие – с возникновением христианства (Шарль де Вишер) или формированием крупных централизованных государств (Л.Оппенгейм).

    Советская наука международного права связывала вопрос о периодизации его истории с учением об общественно-экономических формациях и исторических эпохах, на основе чего различала международное право рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического периода. В западной науке существуют попытки определить периодизацию истории международного права на основе развития идеологии или чисто юридических явлений. Например, предлагается такая периодизация: 1) от древности до 1-й мировой войны; 2) между двумя мировыми войнами; 3) период после 2-й мировой войны.

    На сегодняшний день в российской науке международного права также есть тенденция отхода от прежней (советской) периодизации истории международного права (например, Лукашук И.И.). Следует учитывать, что этот вопрос требует очень осторожного подхода и должен быть связан с периодизацией всемирно-исторического процесса, поскольку он является неотъемлемой частью последнего.

    Характер возникновения и этапы развития международного права отражают основные закономерности социальных процессов, закономерности возникновения и развития государства и права.

    Становление первых норм и институтов международного права относится ко времени разложения первобытнообщинного строя и формирования рабовладельческих отношений.

    До возникновения государства международного права не существовало, как и не существовало и права. Это, однако, не означало, что не было вообще социальных норм, которые регулировали отношения не только в рамках отдельного рода или племени, но и между ними. Такие нормы существовали повсеместно, они касались вопросов ведения переговоров между племенами и союзами племен, приема послов, заключения межплеменных соглашений, ведения войны.

    Основной признак международного права античности – регионализм (т.е. его развитие в пределах отдельных регионов – Месопотамия, Египет, Индия, Китай, Греция и Рим), который сохранялся до конца 1-го тысячелетия нашей эры. В каждом регионе развивались свои специфические институты, но в то же время им были присущи и общие черты (превалирование обычаев, развитие права войны, посольского, договорного права, института разрешения споров и т.д.).

    О систематических международных отношениях рабовладельческих государств можно говорить применительно к концу 3 - началу 2 тысячелетия до н.э. Особенностью этих отношений был их очаговый характер, т.е. первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь, долины Тигра и Евфрата. Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей. Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер.

    Древнейшие из дошедших до нас договоров международного характера связаны с взаимоотношениями государств Двуречья (23 век до н.э.), а затем с взаимоотношениями Древнего Египта с Хеттской державой. К 1278 г до н.э. относится мирный и союзный договор между египетским фараоном Рамзесом вторым и царем хеттов, предусматривающий не только прекращение военных действий, но и предоставление друг другу помощи против внешнего врага и в случае восстания рабов; оговаривались и выдача беглых рабов.

    Примерно к этому времени относятся и сведения о правовых нормах, складывавшихся между отдельными княжествами и государственными образованьями в Индии. Многие из них получили потом закрепление в «Законах Ману», в которых говорилось о способах ведения войны, дипломатических переговорах и некоторых видах союзных договоров; в частности, запрещалось убивать безоружных, пленных и раненых, употреблять отравленное оружие.

    В Китае на рубеже 2 и 1 тысячелетия до н.э. сложился институт «путешествующих послов», которые осуществляли сношения между отдельными князями и пользовались неприкосновенностью. В 546 г до н.э был заключен один из первых договоров о разрешении международных споров посредством третейского суда.

    Несколько позже начали формироваться международно-правовые нормы в древней Греции. Здесь в силу более быстрого развития межплеменных, а затем межгосударственных политических и экономических отношений они получили большую детализацию и многообразие.

    История сохранила до наших дней многие договоры, заключенные греческими государствами. Они предусматривали обмен военнопленными и захваченной территорией, оказание помощи в случае нападения третьих государств. Развитие обмена привело к заключению и специальных торговых договоров, в которые позднее стали включатся положения о режиме иностранцев (право поселения, личная свобода, право приобретения недвижимости). С целью покровительства иностранцам в Греции сложился специальный институт проксении. А в Римской империи появился специальный инструмент покровительства, которое осуществлялось уже не частными лицами, а государственными чиновниками – т.н. «преторами перегринус». Сложившееся на основе их деятельности обычное право в дальнейшем образовало самостоятельную и довольно обширную отрасль римского права.

    Уже в ранние периоды греческой истории между отдельными городами-государствами поддерживались довольно регулярные отношения через вестников и глашатаев. в дальнейшем из этого обычая выкристаллизовался институт посольств. Послы получали специальное удостоверение на ведение переговоров (сложенную вдвое дощечку – диплом).

    Дальнейшее развитие нормы рабовладельческого международного права получили в практике внешних сношений Рима, особенно в последние три-четыре столетия его существования.

    Первоначально сношения с иностранными государствами осуществляла специальная коллегия жрецов-фециалов. Позже в 3-2 веке до н.э. главенствующую роль начинают играть послы-легаты, которых избирал Сенат, а также вестники (нунции). В период империи дипломатические агенты назначались главой государства и отчитывались уже только перед ним, а не перед Сенатом. С усилением военного и политического могущества Римской империи стал разрабатываться весьма сложный и торжественный церемониал приема иностранных послов.

    Нормы, регулирующие ведение войны, которая рассматривалась как законное средство разрешения споров, формировались под влиянием ничем не ограниченного произвола сильного: считалось, что проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя. Последний обращал в рабство побежденных, захватывал их имущество, убивал тех, кого не хотел уводить в плен, накладывал на мирное население дань или контрибуцию. обычной нормой у хеттов и ассирийцев было насильственное переселение побежденных народов, массовое убийство мирного населения, разграбление покоренных населенных пунктов. Обычными были и нормы о нейтралитете во время войны, например, в Древней Греции. права войны носило в древнем мире религиозную окраску, например в Риме ведение войны считалось справедливым делом, т.к. служило на пользу Риму и поэтому было угодно богам. В связи с этим тщательно разработанная в Риме процедура объявления войны основывалась на обращении к богам в качестве свидетелей открытия военных действий.

    Религиозный характер имел зарождавшийся институт права международных договоров. Его важным элементом была религиозная клятва. она включала торжественное обещание, священный обет соблюдать договор и призыв к божеству вмешаться в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, и это должно было содействовать выполнению соглашения.

    Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные; о взаимной помощи; границах; арбитраже; торговле; о праве вступать в брак с иностранцами; о нейтралитете и др. Договорная практика древних государств способствовала формированию правила "pacta sunt servanda" – договоры должны соблюдаться.

    После того как Римское государство овладело всем Средиземноморьем и распространило свое политическое господство далеко за пределы Апеннинского полуострова сложилась система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также подвластными ей провинциями. Эта система получила название "jus gentium" – "право народов" и представляла сочетание норм гражданско-правового характера и международно-правовых норм.
    2.2. В эпоху средневековья главными регионами развития международного права становятся Западная Европа и Византия. Основным событием, оказавшим влияние на развитие международного права в этот период являются Вестфальский конгресс 1648г. Получают дальнейшее развитие договорное, посольское право и право войны.

    Формирование норм нового, феодального международного права ввиду различия исторических условий не было одинаковым в Западной и Восточной Европе, в Китае, Индии и в государственных образованьях Американского континента. Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. Наиболее активное развитие феодальных отношений протекало на Европейском континенте, а также среди расположенных в бассейне Средиземного моря странах Северной Африки, на Ближнем и Среднем Востоке.

    В период ранних феодальных государств (5-9 в.в. н.э.) нормы международного права представляли своеобразный конгломерат древнейших родоплеменных обычаев и норм, сложившихся до этого в практике рабовладельческих государств, главным образом императорского Рима. Вместе с тем эти нормы под влиянием государственности новой формации обогащались и получали дальнейшее развитие. Прежде всего это касалось характера норм международного права и их религиозной окраски.

    Существенным образом международное право начинает меняться в 10-11 вв. н.э., когда складываются самостоятельные феодальные государства. Отношения меду ними на протяжении 3-4 веков характеризуются тем, что каждый феодал, во-первых, обладал в пределах своей территории всей полнотой как политической власти, так и власти имущественной (земля и все на ней находящиеся и живущие считались его собственностью); во-вторых существовала сложная иерархия, т.е. подчинение одних феодалов другим (отношение вассалитета). Вследствие этого международно-правовые отношения не только фактически, но и формально не были отношениями равных субъектов, а само международное право оказывалось в значительной мере как бы растворенным среди норм права гражданского (частного).

    Эти отношения формально освящались силой и авторитетом церкви. В условиях феодальной раздробленности международный авторитет и влияние церкви (особенно католической в западной Европе, мусульманской среди арабских стран, православной в Византии и на Руси) были весьма высоки. Римский папа Григорий 7 в 11 в. первым сделал попытку создать «мировое государство» под своей властью. Римские папы в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и из папских указов.

    С образованием сословных монархий роль церкви начала падать, на развитие международного права все большее влияние оказывают внутригосударственное законодательство и обычное право, а также рецепция норм римского права. Наибольшее распространение в этот период получают нормы посольского и договорного права. Дипломатические представительства довольно быстро приобретают постоянный характер. Постепенно складываются положения о ранге дипломатических представителей, о международных языках, церемониале. порядке председательства и голосования на международных конференциях. Возникают специальные ведомства иностранных дел (первое появилось в Японии в 7в. в Европе они начинают создаваться в 15в.) Нормы о неприкосновенности послов распространяются на их имущество и занимаемые помещения.

    Вслед за развитием посольского права начинают и формироваться нормы консульского права. Консулы назначались из числа купцов, первоначально в государства Северной Африки и Ближнего Востока. Они имели право юрисдикции в отношении своих сограждан, а также осуществляли некоторые дипломатические функции.

    Начинают развиваться и нормы морского права. они были кодифицированы в ряде сводов, из которых наибольшей известностью пользовались т.н. Олеронские свитки 12в., «Консолато дель маре» (морской сборник) конец 13 века, Висбийский морской кодекс, регулировавший мореплавание в Северном и Балтийском морях между Ганзейским союзом, Скандинавией и Русью в начале 15в. В 16-18 вв. нормы морского права претерпевают сильные изменения, претензии феодальных государств (главным образом Испании и Португалии) на собственность в отношении открытого моря решительно отвергались, провозглашается принцип открытого моря, который с 17в. получает всеобщее признание. Нидерландская революция Х в., Английская революция ХVIIв. и Великая Французская революция ХVIIIв. означали переход к новой истории.

    2.3. Новые период в истории международного права связан с развитием идеи суверенного равенства государств, закрепленного в Вестфальском трактате 1648 г.. а также утверждение новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественной школы права. Большое значение для развития международного права в этот период имели решения конгрессов и конференций, прошедших в XIX в. – Венского 1815г., Парижского 1856г., Берлинского 1878г. конгрессов, а также Берлинской 1884-1885гг. и Гаагских 1899г. и 1907г. конференций. Некоторые нормы международного права, принятые на этих форумах, действуют до сегодняшнего дня.

    Побудительным мотивом для утверждения новых международно-правовых норм послужило закрепление естественно-правовых идей Декларации прав человека и гражданина 1789г. в конституциях Франции 1791 1793 гг., в Декларации международного права представленной в 1793 г. французскому Конвенту аббатом Грегуаром. Вместо суверенитета монарха выдвигается принцип суверенитета народов.

    Гуманизация правил ведения войны основывается на ряде новых положений. По инициативе России в 1868 году в Петербурге подписывается Декларация о запрещении разрывных пуль. В 1864 году принимается Женевская конвенция о больных и раненых. В Утрехтском трактате 1713 года регулируется вопрос о защите имущества мирного населения.

    Начиная с первой четверти ХХ в. формируются основы современного международного права. Начало этого периода ученые связывают с началом (1914г.) или окончанием (1919г.) 1-й мировой войны. Есть мнение, что этот период начинается с Октябрьской революции 1917г. Этот период длится до 1945г., когда был принят Устав ООН и характеризуется отменой некоторых старых и появлением ряда новых принципов международного права. Кроме того, некоторые из этих принципов претерпевают значительную трансформацию. Развитие международного права в это время мы можем связать и с деятельностью Лиги Наций.

    2.4 Ни рабовладельческое общество, ни раннее средневековье не выделяло науки международного права. Международно-правовые вопросы рассматривались в контексте философских и социально-политических проблем, нередко облекались в морально-религиозные нормы (Конфуций и Лао Цзы, Платон и Аристотель, Сенека и Марк Аврелий). Лишь с конца XII в. происходит отделение международного права от богословия. В Западной Европе в острой борьбе сложилось богословское и каноническое направления, которыми был подготовлен начавшийся в XVI в. расцвет испанской школы международного права. Представители этой школы Ф.Витториа и А.Джентили обосновали идею суверенного равенства субъектов международного права. И все же лишь Гуго Гроций может быть назван творцом науки международного права. В его книге «О праве войны и мира», являвшейся первым систематическим изложением международного права того периода, наука международного права приобрела вполне самостоятельный характер. Так, он делит право на божественное и человеческое, а человеческое, в свою очередь, на внутригосударственное и международное.

    В других регионах развитие международно-правового знания было примерно аналогичным.

    В XVIII-XIX вв. многие выдающиеся философы (Спиноза и Гоббс, Монтескье и Руссо, Кант и Гегель) обращались к выяснению сущности и природы международного права, его роли в обществе. Первоначально господствующими были идеи естественного права, сторонники которых выступали в защиту прогрессивных идеалов. Им противостояла позитивная школа (И.Я.Мозер), считавшая, что задачей этой науки является лишь собирание, изучение и комментирование действующих норм.

    Вместе с тем, продолжало развиваться и т.н. гроцианское направление (Э. де Ваттель, Г.Ф.Мартенс), сторонники которого считали, что международное право основывается и на законах природы, и на соглашении народов – молчаливом (обычае) или явно выраженном (договоре). К концу XVIII в. все большую роль начинает играть наука истории международного права. В начале XIX в. международное право считалось одной из главных отраслей юриспруденции. Важную роль в ее формировании сыграл Гегель, труды которого имели большое методологическое значение. Своим учением об историческом прогрессе как движении человечества к свободе, основанном на внутренних диалектических противоречиях общественного развития, он преодолел абстрактный характер школы естественного права. Наиболее авторитетным и широко распространенным направлением на протяжении XIX в. было позитивное (историко-позитивное). Среди других направлений заслуживает внимания «национальная» школа, основанная П.Манчи-ни. Она сосредоточила свои усилия на обосновании права наций как объединении свободных людей с единой общностью языка, территории и правления на самостоятельное государственное существование и международную правосубъектность. Кроме того, в XIX в. получило широкое развитие учение о равенстве участников международно-правового общения. Но оно ограничивалось лишь «цивилизованными» странами.

    3 вопрос . Система и структура международного права.

    Межгосударственная система представлена в юридической литературе как гораздо широкое, объемное понятие чем система межгосударственных отношений.

    Межгосударственная система – это глобальное сочетание и объединение таких основных международных общественно-политических категорий (элементов или компонентов) как государств (с любым политическим режимом и формой правления), народов и наций, межгосударственных международных организаций, международных конференций государств, не являющихся международными организациями (Движение неприсоединения, «Группа 77» и др.), различных международных органов (международные комиссии, международных судов, международных арбитражей и др.), международного права и иных социальных норм связей и отношений между субъектами регулируемых общепризнанными принципами, нормами международного права. Следовательно, это определение межгосударственной системы – весьма условно, оно не претендует на доминирующее или приоритетное (оно субъективное суждение и понятие). В юридической литературе более позднего советского периода понятие «межгосударственной системы» трактуется как «система межгосударственных отношений», или как «международное сообщество государств». Это понятие некоторыми учеными-юристами признается и сегодня, однако, мне оно кажется довольно узким и неполным. Многие современные авторы придерживаются аналогичного мнения.

    Международными отношениями в юридической литературе общепринято считать – отношения между государствами (например, экономические, культурные связи, торговые и т.д.); между государствами и межгосударственными организациями (например, вступление какого-либо государства в международную организацию «НАТО», «ООН»); между партиями различных государств; компаниями (например, совместные предприятия, авиакомпании, строительные компании); между частными лицами различных государств (например, о вступлении граждан из стран ближнего зарубежья в гражданство России, или граждан России в гражданство США и других стран).

    Таким образом, понятие межгосударственной системы представляется более широким, чем понятие международные отношения.

    В юридической литературе вопросу, касающегося понятия межгосударственной системы, большое внимание уделяется важному ее признаку или свойству – интеграции, характеризующийся тесным международным сотрудничеством субъектов международного права (государств, наций и народов, международных, межгосударственных организаций) в различных сферах международных отношений, включая права человека, а также взаимосвязью и взаимозависимостью всех иных элементов межгосударственной системы. Примером интегративных свойств может служить воздействие Организации Объединенных Наций в рамках межгосударственной системы на процесс деколонизации. Благодаря международному сотрудничеству и поддержке государств, в рамках ООН многие государства Африки, Латинской Америки и др. обрели в процессе национально-освободительных воин свою независимость. Отдельное какое-либо государство вряд ли смогло достичь определенных успехов в этом процессе, и колониальные державы никогда бы добровольно не дали своим колониям обрести независимость без вооруженного сопротивления освободительным силам. Роль ООН и состоит в решении подобных вопросов путем организации и проведения миротворческих операций, эффективного сотрудничества государств в различных сферах международных отношений, включая права человека, наций и народов в борьбе за свою национальную независимость. Следует заметить, что интегративные свойства межгосударственной системы являются результатом взаимодействия всех ее компонентов, а не только государств.

    Важное значение в этом процессе интеграции имеют межгосударственные международные организации (универсальные и региональные).

    Сама, межгосударственная система является сравнительно слабо интегрированной целостной системой. Ее субъекты - государства лишь частично интегрированы в межгосударственной системе, существуя как самостоятельные суверенные образования, как часть общества.

    В современный период степень интеграции государств в межгосударственной системе возрастает.

    Средой по масштабу гораздо большей, чем межгосударственная система, является общество в целом, как более широкая система. Между этой средой и межгосударственной системой происходит постоянное взаимодействие, в котором влияние среды доминирует (т.е. сильное влияние).

    Некоторые события, например, (событие в Чечне, в Таджикистане неправительственные организации, оппозиция) рассматриваются как часть среды. Эти события оказывают влияние на межгосударственную систему (часто вводят войска ООН в горячие точки).

    Огромные изменения продолжают происходить как в обществе в целом, так и в межгосударственной системе. В настоящее время наблюдается значительное влияние международного права и международных организаций в межгосударственной системе, тем самым, способствуя интеграционным процессам в межгосударственной системе.

    Происходят изменения и во взаимодействии самой среды и межгосударственной системы. Так, например, возрастает влияние отдельных общественных организаций, в том числе и неправительственных (партия «Зеленых»), сторонников борьбы за мир. Однако, существует и обратное влияние, например, усиливается влияние межгосударственной системы на внутренние события в государствах. Характеризуя межгосударственную систему юристы-международники основной акцент делают на государства, которые являются суверенными образованиями. Государства являются основными субъектами международного права (участниками международных правоотношений).

    Таки образом, следует сделать вывод: межгосударственная система – это глобальное сочетание и объединение таких основных международных общественно-политических категорий (элементов или компонентов) как государств (с любым политическим режимом и формой правления), народов и наций, межгосударственных международных организаций, международных конференций государств, не являющихся международными организациями (Движение неприсоединения, «Группа 77» и др.), различных международных органов (международные комиссии, международных судов, международных арбитражей и др.), международного права и иных социальных норм связей и отношений между субъектами регулируемых общепризнанными принципами, нормами международного права.

    Межгосударственная система состоит:


    1. из суверенных государств;

    2. народов и наций;

    3. межгосударственных международных организаций;

    4. международных конференций;

    5. объединений государств, не являющихся международными организациями (самостоятельные);

    6. международных органов;

    7. международного права;

    8. социальные нормы (мораль, религия).
    Другой особенностью межгосударственной системы является то, что взаимоотношение субъектов международного права в ее рамках характеризуется определенной степенью сложности. Это объясняется тем, что

    Во-первых, различием проводимой ими внутренней и внешней политики, которая не всегда увязывается с принципами и нормами международного права и соответствует им;

    Во-вторых, различием политических режимов существующих внутри конкретных государств, а также форм правления;

    В-третьих, различным уровнем социально-экономического развития государств, а также иными обстоятельствами или факторами (приверженность принципам и нормам международного права в решении международных конфликтов и споров).

    Не мало важной особенностью межгосударственной системы является отсутствие в ней верховной власти, способной регулировать правомерные и неправомерные действия (бездействия) субъектов международного права. Отсутствие верховной власти имеет принципиально важное значение для обеспечения суверенитета государств, их независимой внутренней и внешней политики. В мире не существует государства, которое выступало бы в качестве верховной власти регулирующее различные международные отношения, складывающиеся как между государствами так и между другими субъектами международного права. Однако, это не означает, что субъекты международного права должны нарушать принципы и нормы международного права как, на пример, это происходит в Югославии, когда государства- члены НАТО грубейшим образом нарушают общепризнанные принципы и нормы международного права путем применения вооруженной агрессии против этого государства. В этой связи следует заметить, что международное сообщество располагает определенными механизмами воздействия на государство-агрессора с целью оказания на него мер международного воздействия и прекращение агрессии (к числу вышеназванных средств и способов относятся: переговоры, различные международно-правовые метода, включая заключение международных соглашений, содержащих взаимные обязательства сторон, осуществление миротворческих операций и т.д.).

    В тоже время международной практике известны случаи когда конкретное государство, имеющее достаточно высокий уровень социально-экономического развития и обладающее сильным военным потенциалом пытается диктовать свои условия конкретному государству или даже нескольким государствам. Это сопровождается за частую серьезными нарушениями принципами и нормами международного права (акты вооруженной агрессии), что приводит к обострению международной обстановки в мире в целом. Такого рода конфликты должны разрешаться цивилизованными способами в рамках Устава ООН и при непосредственном участии Совета безопасности ООН, а также противоборствующих сторон.

    Таким образом, все вышеперечисленные особенности современной межгосударственной системы выражают ее специфику, применительно к нынешним международно-правовым реалиям.

    Система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права (института международного признания, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и др.).

    Все упомянутые элементы системы составляют отрасли международного права (морское, дипломатическое, право международных договоров и т. д.). Каждая отрасль представляет собой самостоятельную систему, которая может считаться подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права.

    Следует отметить, что перечень отраслей не во всем базируется на объективных критериях. Как за рубежом, так и в отечественной науке международного права продолжаются дискуссии по поводу общепризнанных отраслей международного права, затрагивая и основания конституирования отраслей и их конкретные характеристики, их наименования и внутренне построение отдельных отраслей.

    В настоящее время к общепризнанным отраслям международного права можно отнести (не затрагивая вопроса о наименовании) такие отрасли: право международных договоров, право внешних сношений (дипломатические и консульское право), право международных организаций, право международной безопасности, международное гуманитарное право (“право прав человека”), международное морское право и другие.

    4 вопрос

    Предметом международно-правового регулирования являются политические, экономические и другие отношения между государствами:

    А) между государствами- двусторонние и многосторонние;

    Б) между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях;

    В) между государствами и государствоподобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус;

    Г) между международными межправительственными организациями.

    В предшествующие периоды имели распространение отношения между государствами и национальными политическими организациями, возглавлявшими борьбу народов (наций) за независимость, а также отношения таких национальных политических организаций с международными организациями.

    Все названные виды отношений можно в конечном счете квалифицировать как межгосударственные отношения , поскольку каждая международная межправительственная организация – это форма объединения государств, политическая организация борющейся нации действует как формирующееся государство, а государствоподобное образование обладает рядом признаков государства.

    Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера – между юридическими и физическими лицами различных государств, а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.

    В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера можно выделить отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.

    При рассмотрении международных, межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характер они приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом.

    Вместе с тем заслуживает внимания и иной аспект: характеристика международного права как составной части формирующегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом правовые системы государств, т.е. внутригосударственные, национальные правовые системы. Имеется в виду согласование, взаимодействие, в рамках которого определенные нормы международного права участвуют в регулировании и внутригосударственных отношений , непосредственно применяются в сфере правовой системы государства.

    5 вопрос

    Функции международного права:

    координирующая - нормы международного права устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;

    регулирующая- проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможно их совместное существование и общение;

    обеспечительная- международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения;

    охранительная- заключается в механизмах, сложившихся в международном праве, которые защищают законные права и интересы государств.

    В международном праве и доктрине вместо термина “обязанности” используется термин “обязательства”, поскольку соответствующие обязанности становятся таковыми лишь при наличии согласия с ними потенциального участника урегулированного международно-правовыми нормами общественного отношения.

    Объекты международного права - материальные и нематериальные блага, действия субъектов или воздержание от действий, то есть все то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения между собой.

    6 вопрос

    Международное право и идеология суть явления взаимосвязанные. Они оба относятся к нормативным явлениям. Политика и право служат важнейшими средствами реализации идеологических концепций. В свою очередь, политика и право нуждаются в идеологии для обеспечения себе социальной поддержки, а также теоретического осмысливания стоящих перед ними задач. Идеология воз-действует на международное право как через политику, так и непосредственно. Она включает в себя политические, правовые, моральные философские идеи, принципы, установки. В состав идеологии входят и международно-правовое со-знание, которому принадлежит важная роль в функционировании международ-ного права. Так, например, в период “холодной войны” у определенной части западных юристов-международников существовала устойчивая точка зрения, согласно которой в силу коренных различий в идеологии соглашения между со-циалистическими и капиталистическими государствами невозможны. Достаточно вспомнить весьма показательный идеологический постулат президента США Р.Рейгана относительно того, что СССР - это “империя зла”. “Взаимностью”, впрочем, платили и советские правоведы. Крайней точкой зрения, пожалуй, яв-ляются утверждения А.Гитлера: “...Договоры могут заключаться лишь между контрагентами, стоящими на одной и той же мировоззренческой платформе”.

    В свою очередь МПП оказывает влияние на идеологию своими целями, принципами, нормами, а также практикой их реализации. Кроме того, МПП рег-ламентирует и содержание идеологической деятельности на международной арене. Запрещена пропаганда, способная создать или усилить угрозу миру или нарушение мира. Поставлена вне закона нацистская идеология, расизм и т.п. В настоящее время звучат слова о “деидеологизации” международных отношений и права. Под этим следует понимать устранение из международных споров о преимуществе той или иной социальной системы, а также приемов идеологи-ческой войны. Что касается борьбы идей, то она остается и служит фактором дальнейшего развития мирового развития.

    Постоянное взаимодействие существует также между международной об-щечеловеческой моралью и международным правом . Нередко моральные нормы превращаются в нормы МПП, или, точнее, в МПП возникают нормы, соответ-ствующие нормам общечеловеческой морали. Так, например, преступления про-тив мира и человечности длительное время осуждались лишь моральными нор-мами. Однако после первой мировой войны они постепенно превратились в принципы МПП, окончательно оформившись после второй мировой войны. “В сущности, весь Устав ООН, этот важнейший документ международного права, основан на некоторых простых законах нравственности и справедливости... Нельзя недооценивать того факта, что дух современного международного права выражает вековые чаяния народов”. 1 Показательным является также тот факт, что фундаментальный принцип международного права - принцип добросо-вестного соблюдения обязательств - является одновременно ключевым принци-пом международной морали, международного “кодекса джентльменского пове-дения” государства.

    В настоящее время роль международного права возрастает, так как миро-вое сообщество находится в состоянии очередной трансформации после ликви-дации послевоенной биполярной модели международного развития . С одной стороны, усиливаются процессы регионализации межгосударственных отноше-ний; с другой стороны, развивается общемировое информационное простран-ство, которое все больше объединяет мировое сообщество; с третьей стороны, нарастают новые противоречия в отношениях между крупнейшими державами, которые приводят к возникновению новых форм сотрудничества и переделу по-литического влияния; с четвертой стороны, постепенно ослабляется роль между-народных механизмов по поддержанию, которые в целом успешно работали в период “холодной войны” (ООН, КБСЕ и т.д.) и так далее. В этих условиях меж-дународное право может выступить инструментом поддержания порядка в миро-вом сообществе, обеспечить преемственность между позитивными достижениями в международном сотрудничестве XX века и грядущей моделью международных отношений века XXI. Именно поэтому Генеральная Ассамблея ООН на 60-м пле-нарном заседании 17 ноября 1989 г. приняла резолюцию 44/23 о провозглашении 90-х гг. XX в. Десятилетием международного права.

    Заключение. Международное право является системой, а не просто совокупностью норм. Система основана на общепризнанных принципах и нормах, обладающих высшей юридической силой. Главная юридическая функция международного права- регулировать межгосударственные отношения.

    Характерные черты этого права, его особенности порождаются именно объектом регулирования, особым видом общественных отношений с участием суверенных государств. Этим определяется как содержание норм, так и весь механизм действия права.

    1 Шишкин А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества.- М.,1968.- С.231-232.

    Отношения, которые регулируются международным правом, принято отождествлять с понятием "международные правоотношения". Такие отношения можно подразделить па несколько основных групп.

    • 1. Отношения между государствами (двусторонние, локальные, универсальные). Особое значение имеют отношения, затрагивающие интересы всего международного сообщества в целом.
    • 2. Отношения между государствами и ММПО. Эти отношения возникают преимущественно в связи с членством государств в таких организациях.
    • 3. Отношения между государствами и ГПО; отношения между государствами и нациями, борющимися за независимость.
    • 4. Отношения международных организаций друг с другом.

    Все эти виды отношений представляют собой межгосударственные отношения, поскольку они так или иначе опосредованы государствами. Межгосударственные отношения – это любые властные публичные отношения с участием государства. Правоотношения приобретают характер международных межгосударственных вследствие того, что они выходят за пределы компетенции и юрисдикции одного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции двух и более государств либо всего международного сообщества в целом. Такие отношения всегда имеют публично-правовой характер.

    Наряду с международными межгосударственными отношениями предметом регулирования международного права является определенная группа международных отношений негосударственного характера (отношения между МНПО, между индивидами и международными организациями).

    Самыми сложными с точки зрения правового регулирования являются смешанные международные отношения государственно-негосударственного характера (диагональные отношения). Это отношения между государствами и нетрадиционными субъектами международного права: между государством и физическими лицами, государствами и МНПО. Такие отношения возникают в основном в связи с реализацией нетрадиционными субъектами международного права качества их международной правосубъектности. Особая сложность этих отношений заключается в том, что их участниками выступают заведомо неравноправные партнеры – суверенные государства (основные субъекты международного права, обладающие международной правосубъектностью в максимальном объеме) и, например, индивиды, обладающие ограниченным объемом международной правосубъектности.

    Международные межгосударственные отношения, являющиеся главным предметом регулирования международного нрава, можно разделить на несколько групп в зависимости от затрагиваемых проблем.

    • 1. Проблемы, являющиеся межгосударственными по своей сути, объективно не входящие в компетенцию внутригосударственных органов, связанные с общечеловеческими ценностями и интересами. Они по определению не могут быть разрешены в национальном порядке – международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы, режим международных территорий.
    • 2. Проблемы, не связанные с общечеловеческими ценностями, но объективно являющиеся межгосударственными. Их решение возможно только при наличии сотрудничества двух и более государств, – установление государственных границ, оказание правовой помощи, двойное гражданство, визовый или безвизовый порядок въезда.
    • 3. Проблемы, объективно относящиеся к внутренней компетенции государства, но представляющие интерес для всего международного сообщества. Урегулирование этих проблем возможно в рамках самостоятельной деятельности отдельных государств, но неизмеримо более эффективно решение таких вопросов на уровне международного сотрудничества – защита прав человека, борьба с международными преступлениями, помощь в случае ядерной аварии или радиационной катастрофы.

    Таким образом, предметом международного права являются любые публично-правовые отношения, в той или иной форме непосредственно затрагивающие интересы государств.

    Функции международного права неразрывно связаны с предметом его регулирования. Функции международного права – это основные направления его воздействия на межгосударственную среду.

    • 1. Упрочнение стабильной системы международных отношений – важнейшая социальная функция международного права.
    • 2. Правовое регулирование международных отношений – основная юридическая функция международного права.
    • 3. Противодействие появлению в международных отношениях тенденций дестабилизации и применения силы – главная охранительная функция международного права.
    • 4. Интернационализация международных отношений – расширение и углубление связей между государствами, развитие международного разделения труда, международного рынка товаров, услуг и рабочей силы.
    • 5. Информационная функция международного права – передача накопленного опыта рационального поведения государств.