Что нужно знать по теме охрана труда. Организация охраны труда на малом предприятии. План мероприятий по организации охраны труда

— важная часть трудовых функций. Требования по охране труда призваны обеспечить безопасность самого работника и окружающих. Обязанности работника по охране труда , закрепленные ТК РФ, рассмотрены в нашей статье.

Обязанность соблюдать установленные требования по охране труда

Основные обязанности работников по соблюдению требований охраны труда закреплены в ст. 214 ТК РФ. Вместе с тем во взаимосвязи с данной статьей применяются многие подзаконные, внутриотраслевые и внутрифирменные нормативы.

Работник обычно знакомится с требованиями по охране труда уже в виде утвержденных правил и инструкций. Однако порядок разработки этих правил и инструкций — довольно сложный, многоступенчатый процесс.

I этап

Федеральные законы

Основные:

  • «Об основах охраны труда» от 17.07.1999 № 181-ФЗ;
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ

II этап

ГОСТы

ГОСТ «Система стандартов и безопасности труда». Коды 12.0.00-12.0.010

III этап

Нормативные документы министерств и ведомств

IV этап

Служба охраны труда на предприятии (в организации)

Комплекс внутренних положений и инструкций по охране и безопасности труда, обязательный для выполнения работниками

Таким образом, выполнение инструкций по охране труда следует рассматривать как соблюдение требований законов.

Необходимо понимать, что каждое положение в инструкции по охране и безопасности труда является результатом работы не 1 эксперта в этом вопросе и просто так появиться не могло.

Если работнику не ясен смысл какого-либо требования инструкции, он все равно должен четко выполнять его и обратиться за дополнительными разъяснениями к специалисту по охране и безопасности труда (он должен быть на любом предприятии!). Это прямо связано с 2-й обязанностью работника по охране труда по ст. 214 ТК РФ.

Обязанность обладать полными, подтвержденными знаниями по охране и безопасности труда в своей профессиональной области

Работник должен пополнять и проверять свои знания в области охраны труда. Не просто следовать инструкциям, а понимать смысл их требований.

Из законодательства вытекает, что на любом предприятии должен иметься специалист по охране труда, чтобы и знакомить работников с системой охраны труда, и контролировать знания и выполнение требований.

По смыслу законов в 1-й рабочий день в организации любой работник (руководитель в том числе) должен сначала отправиться в кабинет специалиста по охране труда, получить вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности и подтвердить, что он все понял и уяснил. Только затем можно идти на рабочее место и приступать к работе.

Если же работник приходит на производство с особыми условиями труда на должность, требующую профессиональной квалификации, то, прежде чем приступить к работе, он обязан пройти специальное обучение и сдать экзамен по охране труда и технике безопасности. В дальнейшем ему потребуется подтверждать свои знания в ходе периодической аттестации.

Могут потребоваться и дополнительные мероприятия. Например, если квалифицированный работник переводится на работу на новом оборудовании, он должен пройти дополнительный инструктаж и проверку знаний.

Для работников, участвующих в разовых и специфических работах (например, ликвидации последствий стихийного бедствия), также обязателен отдельный целевой инструктаж.

Обязанность знать и применять средства защиты

По данным статистики, каждый 8-й пострадавший на производстве в РФ не применял или неправильно применял средства индивидуальной защиты. Эти средства предназначены для устранения или существенного снижения воздействия негативных производственных факторов на работников. Они бывают:

  • индивидуальными — для 1 работника: спецодежда и обувь, защитные очки, лицевые щитки, каски, шлемы и т. п.;
  • коллективными — для создания и поддержания нормальной безопасной среды на рабочих местах: системы вентиляции и очистки воздуха, автоматического контроля и дезактивации, защиты от излучений, вибраций и шумов и т. п.

Работник обязан знать и применять все положенные для его вида профессиональной деятельности средства защиты. Порядок обращения с индивидуальными и коллективными средствами защиты входит в общий производственный инструктаж или обучение охране и безопасности труда. Кроме того, если этого требует практика, в рамках данного инструктажа могут изучаться и правила оказания 1-й помощи пострадавшему при неприменении средств защиты.

Обязанность сразу же извещать руководство о любой нештатной ситуации, если есть угроза жизни и здоровью людей

Работник законодательно обязан извещать руководителя о том, что:

  • произошел несчастный случай;
  • возникла любая аварийная ситуация;
  • возникли иные обстоятельства, которые могут повлечь опасность для здоровья и жизни людей;
  • сам почувствовал себя плохо (при этом требуется описать симптомы, т. к. они могут быть реакцией на изменение рабочей среды, например быть следствием отравления вредными веществами).

Обязанность проходить медицинские осмотры

Целью медицинских осмотров является определение, может ли работник выполнять свою работу в том физиологическом состоянии, в каком он находится на момент осмотра.

Осмотры подразделяются на:

  • предварительные при поступлении на работу. При этом определяют, подходит ли работник по здоровью для данной работы вообще.
  • периодические в процессе работы. При таких осмотрах выясняют, способен ли работник по-прежнему выполнять свои обязанности (например, работать пилотом), в состоянии ли он приступить к ним в текущий момент (отправиться в запланированный рейс).
  • целевые, обычно при нештатных ситуациях. Например, если работник или группа работников внезапно почувствовали себя плохо.

С целью выполнения обязанностей работника по охране труда каждый из них должен проходить все назначенные ему медицинские осмотры и освидетельствования.

Обеспечение выполнения работниками обязанностей по охране труда

1. Обязанности работодателя.

В соответствии со ст. 189 ТК РФ работодатель обязан создать условия для соблюдения работником дисциплины труда. Обязанности работника по охране труда также относятся к дисциплинарным.

Исходя из этого, работодатель должен:

  • оборудовать рабочие места и установить правила трудового распорядка так, чтобы работники могли выполнять все предъявляемые к ним требования и предписания по охране и безопасности труда;
  • обеспечить всех нуждающихся в этом работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечить организацию обучения, инструктирования, проверки знаний работников в области охраны труда;
  • обеспечить организацию медицинских осмотров во всех необходимых случаях;
  • отстранить работника (-ов) от работы, если выявлены факты несоблюдения требований по охране и безопасности труда (по нормам ст. 76 ТК РФ).

2. Права работодателя:

  • применять к работникам дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения (по ТК РФ) за несоблюдение правил по охране труда и технике безопасности;
  • применять поощрения за выполнение всех норм и правил.

3. Государственный контроль.

Уполномоченные государственные органы обязаны проводить мероприятия с целью обеспечить соблюдение норм охраны и безопасности труда:

  • разрабатывать отраслевые и общеприменимые инструкции и нормативы и доводить их до сведения участников трудового процесса;
  • осуществлять периодические и целевые проверки соблюдения правил охраны труда и обеспечения безопасности труда на предприятиях и в организациях;
  • проводить необходимое обучение и аттестацию работников в тех случаях, когда такое обучение или аттестация не проводятся на самом предприятии;
  • применять к работникам и работодателям административные (а иногда и уголовные) санкции за невыполнение требований по охране труда.

Важно! Любой несчастный случай на производстве подлежит расследованию. Положение об особенностях расследования несчастных случаев в отдельных отраслях утверждено постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73. Расследованию также подлежат случаи профессиональных заболеваний. Положение о расследовании и учете профзаболеваний утверждено постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967.

Итоги

Требования по охране труда должны соблюдаться работником, обеспечиваться работодателем и контролироваться государством.

Специалист по охране труда – это человек, который организует обучение по охране труда в организации, обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, контролирует выполнение требований законодательства в области охраны труда, следит за безопасностью условий труда для жизни и здоровья работников предприятия.

Должностные обязанности и требования к квалификации специалиста по охране определяются:

  1. (утв. Приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 524н).
  2. Разделом “квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда” единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих

Специалист по охране труда помогает работодателю выполнять его обязанности в области охраны труда. Поэтому часть обязанностей, определенных разделом X ТК РФ, в частности, указанных в статье 212, плавно перетекают в обязанности специалиста по охране труда и ложатся на его плечи.

В данной статье мы рассмотрим базовые функции, которые должен уметь выполнять каждый .

В соответствии с требованиями специалист по ОТ участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда (СУОТ).

На основании требований Постановления Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003

  • поводит вводный инструктаж по охране труда;
  • контролирует проведение ответственными лицами инструктажей на рабочем месте по охране труда (первичных, повторных, внеплановых, целевых);
  • выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда и организует обучение руководителей и специалистов в образовательном центре охраны труда;
  • участвует в комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников организации;
  • контролирует периодичность прохождения проверки знаний требований ОТ.

Как указано в п.2.3.2 Постановления Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 специалист по охране должен проходить в образовательном центре охраны труда.
Кроме того, каждому специалисту по охране труда необходимо один раз в пять лет проходить повышение квалификации. Об этом говорится в п.1.6 ГОСТ

В целях снижения уровня воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов, снижению уровня производственного травматизма, специалистом по охране труда, на основании требований Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № :

  1. проводится информирование работников о полагающихся им СИЗ и принятых мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  2. организуется работа:
    а) по поставке средств индивидуальной и коллективной защиты
    б) по оценке поступивших от поставщиков средств индивидуальной и коллективной защиты
  3. осуществляется контроль за:
    а) своевременностью и полнотой обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
    б) состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты;
    в) надлежащим учетом и контролем выдачи средств индивидуальной защиты;
    г) порядком организации, хранения СИЗ и ухода за ними.

Для выявления условий труда на рабочих местах специалист по охране труда принимает участие в проведении в организации специальной оценки условий труда (СОУТ) в соответствии с ФЗ-426. Специалист по охране труда принимает участие в работе комиссии по проведению СОУТ и организует взаимодействие членов комиссии по проведению СОУТ. Также по результатам спецоценки специалист по охране труда должен объяснить работникам, что означают полученные в ходе проведения СОУТ результаты, ознакомить работников с условиями труда на рабочих местах – картами спецоценки рабочего места, в которых содержится вся информация о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах.

Для того чтобы свести к минимуму риск получения работниками профессиональных заболеваний, оценить уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов на работников, сохранить их здоровье и определить пригодность порученной работы к состоянию здоровья, а также предупредить несчастные случаи на производстве специалист по охране труда на основании статьи 213 ТК РФ и требований Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, руководствуясь результатами специальной оценки условий труда составляет перечень контингента работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам.

В целях соблюдения прав работников, а также для выявления уровня организации работы по охране труда в подразделениях организации, специалистом по охране труда, в соответствии с рекомендациями осуществляется контроль за:

  • соблюдением в структурных подразделениях организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;
  • проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации;
  • предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда предусмотренных статьями 92, 117, 147 ТК РФ, выдачей лечебно-профилактическим питания, молока и других равноценных продуктов питания в соответствии со статьей 222 ТК РФ и Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н.

В случае выявления нарушений требований охраны труда, специалист по охране труда обязан предъявлять руководителям подразделений и другим должностным лицам обязательные для исполнения предписания. Рекомендуемая форма предписания приведена в приложении к Рекомендациям по организации работы службы охраны труда.

В соответствии со статьей 226 ТК РФ работодатель должен направлять на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Законодательно установлено, что работодатель должен тратить на мероприятия по охране труда не менее 0,2 процента от общей суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Для облегчения задачи работодателя куда потратить деньги на охрану труда Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № был утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. В соответствии с этим на плечи специалиста по охране труда ложатся функции по контролю за исполнением бюджета организации в сфере охраны труда и целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Также хочется отметить, что специалист по охране труда не только тратит деньги компании на мероприятия по охране труда, но также может организовать получение скидки к страховому тарифу от производственного травматизма и получение ежегодной компенсации из ФСС, за реализуемые мероприятия в области охраны труда.

Каждый несчастный случай на производстве подлежит учету и расследованию. Об этом говорят Статьи 227 – 231 Трудового кодекса. Расследование производится руководствуясь требованиями документов:

  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 № , которым утверждены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, а также и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”

Специалист по охране труда принимает непосредственное участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, проводит расследование, опрашивает пострадавшего, очевидцев, составляет все необходимые документы, анализирует причины производственного травматизма и выносит предложения по предотвращению подобных случаев в будущем. Также при расследовании и учете несчастных случае в функции специалиста по ОТ входит взаимодействие с органами Фонда социального страхования РФ, в которые передаются им все необходимые материалы проведенного расследования.

Специалистом по охране труда составляется и предоставляется отчетность в органы федерального статистического наблюдения:

  1. Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по . Основание – Приказа Росстата от 03.08.2015 N 357. Отчет предоставляется 20 января каждого года, следующего за отчетным.
  2. Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях по . Основание – Приказ Росстата от 19.06.2013 N 216. Отчет предоставляется 25 января каждого года, следующего за отчетным.
  3. Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев по . Основание – Приказ Росстата от 19.06.2013 N 216 Отчет предоставляться 1 раз в 3 года вместе с данными по форме N 7 «травматизм».

В соответствии с должностными обязанностями специалиста по охране труда, предусмотренными в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21.08.98 N 37, специалист по охране труда оказывает подразделениям предприятия методическую помощь в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда , а также в составлении программ инструктажа на рабочем месте, обучения работников безопасным приемам и методам работы.

Охрана труда в организации включает в себя систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В состав системы охраны труда входят следующие элементы: охрана труда, производственная санитария, гигиена труда, электробезопасность, пожарная и промышленная безопасность.

В соответствии со ст. 217 ТК РФ для соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя ведущего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

Если численность работников менее 50 человек, работодатель с учетом специфики его деятельности принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда (который должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в данной области).

Если работодатель считает, что с учетом специфики деятельности ему не понадобится ни то, ни другое, функции по охране труда в организации он будет осуществлять самостоятельно.

Работодатель (в том числе индивидуальный предприниматель) может заключить гражданско-правовой договор на оказание услуг в области охраны труда со специалистом или организацией, оказывающими такие услуги. Данное право работодателю предоставляет ч. 3 ст. 217 ТК РФ. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и ее правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатель решил утвердить должность специалиста по охране труда, ему необходимо:

Ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание;

Разработать должностную инструкцию;

Заключить трудовой договор.

Составляя должностную инструкцию специалиста (инженера) по охране труда, нужно обратиться к Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих , утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37. Данным Справочником установлены требования к квалификации такого работника и должностные обязанности.

На должность инженера (специалиста) по охране труда назначаются лица, имеющие:

Высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;

Среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет.

Если работодатель решил создать отдел охраны труда, ему необходимо руководствоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее - Рекомендации).

В п. 3.1.1 Нормативов говорится, что в организациях с численностью работников более 700 создается бюро охраны труда (три - пять человек) или отдел (от шести человек). До 700 человек эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда.

Нормативы охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда в организации (п. 1.3):

1) управление охраной труда;

2) организация работы по:

Предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

Проведению аттестации рабочих мест;

Приведению рабочих мест в соответствие требованиям к условиям и охране труда;

Проведению инструктажей, обучения, проверки знаний работников в области требований охраны труда;

Планированию мероприятий по охране труда, составлению статистической отчетности по установленным формам, ведению документации по охране труда;

3) оперативный контроль за состоянием охраны труда, соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда в организации и ее структурных подразделениях;

4) участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;

5) расследование и учет несчастных случаев.

Для расчета численности используются таблицы, приведенные в разд. 3 Нормативов. Общая численность работников службы охраны труда определяется суммированием численности по таблицам в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности (разд. 4 Нормативов).

Отдельное внимание заслуживают организации с обособленными структурными подразделениями, например цеха, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. В случаях, когда такие производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, численность работников отдела охраны труда, рассчитанной по нормативам, следует умножить на коэффициент 1,2. Если подразделения расположены на расстоянии 1,5 км и более, применяется коэффициент 1,4.

Основными задачами отдела охраны труда (как и инженера по охране труда) являются:

Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;

Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

В соответствии с Постановлением Минтруда России от 17.01.2001 № 7, отдел охраны труда должен вести учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний. Оказывать помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений, организовывать работу кабинета по охране труда или подготавливать информационные стенды, уголки охраны труда в подразделениях.

Отдел охраны труда или инженер по охране труда организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, а также обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты, санитарно-технических устройств, вентиляционных систем с точки зрения их соответствия требованиям охраны труда.

Кроме этого, отдел охраны труда согласовывает разрабатываемую в организации проектную, конструкторскую, технологическую и иную документацию в части соблюдения требований охраны труда, а также предлагает программы по улучшению условий и охраны труда.

Сотрудники отдела охраны труда должны оказывать помощь руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, по которым работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.

Отдел охраны труда организует расследование несчастных случаев на производстве в соответствии со ст. ст. 227 - 231 ТК РФ и Постановлением Минтруда России N 73, участвует в работе комиссий по расследованию несчастных случаев, оформляет и хранит необходимые документы (акты по форме Н-1, иные документы по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколы измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалы аттестации рабочих мест по условиям труда и др.).

К числу наиболее важных функций отдела относятся разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе руководителя, проведение вводного инструктажа со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, организация своевременного обучения по охране труда (Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

Вышеперечисленные требования необходимо соблюдать при работе с любой вычислительной техникой - вычислительными электронными цифровыми машинами как персональными, так и портативными; периферийными устройствами вычислительных комплексов (принтерами, сканерами, клавиатурами, модемами внешними, электрическими компьютерными сетевыми устройствами, устройствами хранения информации, блоками бесперебойного питания и пр.), устройствами отображения информации (видеодисплейные терминалы всех типов) и игровыми комплексами на базе ПЭВМ.

Санитарный паспорт это документ который должен быть в наличии на каждом предприятии, где хотя бы одно рабочее место оборудовано ПК., и который должен быть предъявлен по первому требованию должностных лиц Госсанэпиднадзора. Руководитель фирмы обязан составить паспорт в произвольной форме, но... с учетом всех требований, которые содержатся в СанПиНе. А содержится их там немало. Например, это сведения о расположении и оборудовании рабочих мест пользователей вычислительной техники, санитарно-эпидемиологическом заключении на компьютерное оборудование, режиме труда сотрудников предприятия (причем с наличием подписей работников о том, что они ознакомлены с этим режимом труда), о прохождении медосмотров и пр.

Согласно ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 .

Согласно п. 4.2.3 Перечня к вредным и (или) опасным производственным факторам отнесены работы с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) лиц, профессионально связанных с эксплуатацией ПЭВМ.

В соответствии с п. 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 03.06.2003 N 118 , лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

Статья 212 ТК РФ определяет обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации. Работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников, обязательных психиатрических освидетельствований по их просьбам в соответствии с медицинским рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.

Вышеперечисленные нормативные правовые акты указывают на обязанность работодателя организовывать предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) лиц, работа которых профессионально связана с эксплуатацией ПЭВМ.

На основании п. 3.3 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83, частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется работодателем совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации.

Следует отметить, что работодатель руководствуясь трудовым законодательством об охране труда, так же должен вести и бухгалтерский учет в соответствии с требованиями СанПинов.

Например, помещение, где работают персональные компьютеры, необходимо проветривать каждый час. Об этом говорится в п. 4.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 , которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 . Поэтому, сославшись на данные требования законодательства, фирма может обосновать приобретение вентилятора.

Для оправдания затрат на установку кондиционера или приобретение обогревателей руководителю следует руководствоваться СанПиН 2.2.4.548-96, которые утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г. N 21 . В этом документе приведена таблица оптимальных величин показателей микроклимата на рабочих местах в производственных помещениях.

Результаты измерений температуры оформляются специальным протоколом. Это важный документ, который подтвердит экономическую обоснованность затрат. Его должен подписать начальник АХО и специалист, ответственный за охрану труда.

Летом температура воздуха в помещении не должна превышать 25 градусов, а его относительная влажность не может быть ниже 40 процентов. Такие нормы обеспечивают ощущение теплового комфорта в течение рабочего дня, не влияют на здоровье, а также создают предпосылки для высокого уровня работоспособности.

Также для обоснования покупки кондиционера, вентилятора или обогревателя можно воспользоваться СанПиН 2.2.2.1332-03 , которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. N 107 . В п. 5.1 этих Правил сказано о том, что помещение, в котором стоит ксерокс, должно быть оборудовано системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

Таким образом, экономическую обоснованность расходов на обеспечение санитарно-бытовых условий труда на рабочем месте организация может подтвердить распорядительным документом и (или) положением коллективного (трудового) договора в соответствии с Санитарными правилами и нормативами (СанПиН).

Продолжительность плановой или внеплановой проверки не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения специалиста Службы, руководителем территориального органа Службы или его заместителем срок проведения плановой или внеплановой проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Должностные лица Госсанэпиднадзора могут планово проверять каждого предпринимателя не чаще одного раза в два года и не ранее, чем через три года с момента его государственной регистрации.

Плановые проверки проводятся на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Госсанэпиднадзора, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Госсанэпиднадзора. А для внеплановых проверок достаточно подписать распоряжение у начальника (заместителя начальника) территориального отдела территориального органа Госсанэпиднадзора.

Проверка считается начатой с момента предъявления должностным лицом Госсанэпиднадзора предпринимателю указанного выше распоряжения или его копии, заверенной печатью, одновременно со своим служебным удостоверением.

Если, несмотря на предъявленное распоряжение, предприниматель или его представители не позволят инспектору провести проверку или будут всячески ему мешать, за это они будут привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере до 2 000 рублей (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

При проведении проверки контролер не вправе:

Проверять выполнение предпринимателем обязательных требований, не относящихся к санитарно-эпидемиологическому законодательству;

Проводить плановые проверки в отсутствие предпринимателя либо его представителя;

Требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к проверяемым объектам, а также изымать оригиналы документов, необходимых для проверки;

Требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем установленные нормы;

Распространять секретную информацию, полученную в результате проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

Превышать сроки проведения проверки.

Во время проверки должностное лицо Госсанэпиднадзора проводит:

1. Визуальный осмотр проверяемых объектов.

Такой осмотр проводится в присутствии предпринимателя. Если проверка является внеплановой и связана с возникновением и распространением инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, то контролер может проводить ее без присутствия руководителя или под наблюдением работника предпринимателя. При этом контролер должен проинформировать предпринимателя о результатах в течение трех дней после окончания мероприятия.

В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, о чем контролер устно сообщает предпринимателю либо его сотруднику, работающему на проверяемом объекте. А затем контролер заносит сведения о нарушениях в акт по результатам надзорного мероприятия (т.е. проверки).

2. Анализ документов и представленной информации.

Должностное лицо Госсанэпиднадзора вправе потребовать от предпринимателя для ознакомления документацию (сертификаты, акты допуска оборудования в эксплуатацию, документы об аттестации рабочих мест и т.д.), необходимую для оценки санитарно-технического, санитарно-эпидемиологического состояния объекта и продукции, состояния здоровья лиц, находящихся и работающих на объекте, а также для оценки соблюдения законодательства. Если предприниматель отказывается предоставить бумаги, то контролер делает отметку об этом в акте по результатам надзорных мероприятий.

3. Анализ данных лабораторных, инструментальных исследований.

Данный анализ осуществляется, если проверка сопровождается проведением исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок. А они, в свою очередь, проводятся, когда объект надзора нельзя оценить без них.

По результатам проверки контролер составляет акт.

К указанному документу прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, взятых должностными лицами Госсанэпиднадзора, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), экспертиз, объяснения ответственных работников предпринимателя и другие документы (их копии), связанные с результатами проверки.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается предпринимателю или его представителю под подпись либо направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение суток.

Если проверяющие выяснят, что предприниматель создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), то руководитель (заместитель руководителя) Службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Госсанэпиднадзора выдаст предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений в течение 3 рабочих дней с момента обнаружения непорядка. Предписание направляется предпринимателю заказным письмом с уведомлением либо вручается ему под подпись не позднее трех рабочих дней с момента подписания. Предприниматель обязан выполнить предписание в указанный срок.

Предприниматель вправе обжаловать действия (бездействие) должностного лица Госсанэпиднадзора либо путем подачи жалобы в вышестоящий орган Госсанэпиднадзора (т.е. в административном порядке), либо через суд.

Законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения призвано защищать жизнь и здоровье людей, а также охранять благоприятную окружающую среду, поэтому уполномоченные органы всегда ответственно подходят к контролю за его соблюдением. Так что помимо обязательного общего знания этого законодательства каждый предприниматель должен усвоить и правила собственного поведения, а также права и обязанности во время проведения проверок, в том числе для того, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны должностных лиц.

За нарушение норм трудового законодательства предусматривается административная или уголовная ответственность в зависимости от вида, тяжести нарушения. Основная масса нарушений, совершаемых в сфере несоблюдения трудового законодательства, относится к административным правонарушениям.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции вправе рассматривать все дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, за исключением правонарушения, определенного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, которое предусматривает нарушение законодательства о труде и об охране труда, совершенное должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:

На должностных лиц - в размере от 1000 до 5000 руб.;

На юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.

А кроме того, такое нарушение может привести к административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение законодательства о труде должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Давность привлечения к ответственности установлена ст. 4.5 КоАП РФ. По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения этого правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Таким образом, если прошло более двух месяцев после нарушения работодателем нормы трудового законодательства, например о предоставлении отпуска, то его нельзя будет привлечь к ответственности. При длящемся административном правонарушении этот срок исчисляется со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

За нарушение трудового законодательства, приводящее к дисквалификации, виновный может быть привлечен к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения нарушения, а при длящемся правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность устанавливается за невыплату зарплаты свыше двух месяцев, если она совершена руководителем учреждения из корыстной или личной заинтересованности (ст. 145.1 УК РФ). Такая ответственность грозит только руководителю. Он будет наказан штрафом в размере до 120 тыс. руб., или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Если же задержка зарплаты вызвала тяжкие последствия, то руководителю учреждения придется выплатить штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб., или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или сесть в тюрьму на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Таким образом, несоблюдение требований трудового законодательства может повлечь за собой ответственность в виде штрафов, дисквалификации и даже лишения свободы, а также череду проверок со стороны различных контролирующих органов.

Специалист по технике безопасности и охране труда - это сотрудник, который отвечает за эффективную работу всей системы охраны труда в учреждении. Расскажем, какие требования к квалификации предусматривает специальность «охрана труда и техника безопасности» и какие обязанности предполагаются.

Наниматель имеет возможность контролировать безопасную работу в учреждении, дополнив штатное расписание должностью «специалист по охране труда (по безопасности движения)».

Как правило, руководитель службы охраны труда и промышленной безопасности, равно как и инженер по технике безопасности и охране труда находятся в непосредственном подчинении директора предприятия. Сотрудники, имеющие опыт выполнения подобного функционала, уверены, что обязанности инженера охраны труда и техники безопасности должен выполнять человек, развитый в различных областях, понимающий как работу организации в целом, так и процессы отдельных структур.

Обязательно ли иметь в штате

Разберемся для начала, необходим ли ответственный за охрану труда и промышленную безопасность в каждом учреждении?

Наниматель обязан выполнять требования охраны в организации. Он также обязан не только контролировать их выполнение, но и сформировать подразделение, именуемое служба специалистов безопасности труда. Как вариант, можно включить в штатное расписание предприятия должность «специалист по охране труда и промышленной безопасности». Такое положение, предусмотренное ч. 1 ст. 217 ТК РФ, используется, когда в организации больше 50 работников, и она осуществляет производственную деятельность. Данная деятельность реализуется в разных экономических отраслях, при этом она соотносится с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, действие законодательства в данной сфере распространяется на достаточно крупные учреждения, выполняющие широкий перечень производственного функционала.

Квалификационные требования

Постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14 утверждены разъяснения о том, как наладить деятельность по ОТ, как организовать обучение на инженера по безопасности труда, какими квалификационным навыками должен обладать инспектор по охране труда и технике безопасности.

Действующее законодательство содержит понятие «профессиональный стандарт». Так, ТК РФ в ст. 195.1 содержится определение понятия, которое устанавливает совокупность показателей уровня квалификации работника, необходимых для выполнения установленного вида работ (трудовой функции). Для специалиста ОТ — это профстандарт 192, который утвержден Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н.

С 01.07.2016 применение стандарта обязательно как при наименовании должности, так и при определении требований к уровню образования и трудовым навыкам.

Назначаемый на подобную вакансию человек должен соответствовать ряду требований:

  1. По образованию:
    • высшее в сфере «Техносферная безопасность» или аналогичные специальности;
    • высшее и наличие дополнительного профобразования (профпереподготовки) по ОТ;
    • среднее и дополнительное профобразование (профессиональная переподготовка) по ОТ.
  2. По наличию опыта работы:
    • без предъявления требований к стажу работы;
    • при наличии среднего профобразования — стаж в данной сфере свыше 3 лет.

Если у работодателя есть опасные объекты, требуется специальная подготовка в сфере промбезопасности и прохождение аттестации.

Основным направлением, по которому данные работники обязаны обучиться, является специальность «безопасность труда».

Заключать договор с организацией или взять по совместительству

Статья 212 ТК РФ предусматривает, что руководитель учреждения должен обеспечить условия деятельности, имеющие безопасный характер.

Статья 217 ТК РФ устанавливает условия, при которых в учреждении должен быть сотрудник, обеспечивающий надлежащие условия работы и процессов: численность работников больше 50. Таким образом, если в штате меньше 50 человек, наниматель самостоятельно решает вопрос создания службы охраны или введения штатной единицы. Это значит, что компанию при таких условиях не обязывают иметь работника-штатника.

Если служба (или инженер) в штате отсутствует, функции должен взять на себя директор предприятия. Однако руководитель вправе заключить договор, имеющий гражданско-правовой характер, с учреждением или специалистом, предоставляющим услуги в сфере ОТ.

Более того, при наличии в штате больше 50 единиц (т. е. работодатель обязан ввести должность специалиста) ТК РФ не заставляет определять отдельного сотрудника, для которого такая работа станет основной. Это значит, что должностные обязанности можно разделить между иными сотрудниками по совместительству в случае, когда их квалификационные характеристики соответствуют необходимым.

Обязанности

Инженер по охране труда и промышленной безопасности является ответственным за организацию работы по таким направлениям:

  • обеспечение исполнения сотрудниками действующих требований по ОТ;
  • контроль соблюдения работниками действующего законодательства по направлению деятельности;
  • осуществление профилактических мероприятий, направленных на предотвращение нарушения нормативов и травм на работе;
  • проведение консультаций с работниками по вопросам процессов ОТ;
  • претворение в жизнь инновационных методов обеспечения;
  • проведение инструктажей, обучение по этому направлению;
  • участие в проведении расследований несчастных случаев.

Должностные обязанности сотрудника подробно установлены Приказом Минздрава от 17.05.2012 № 559н.

Ответственность работника

Статья 419 ТК РФ определила, что те, кто виновен в несоблюдении норм законодательства, нормативных актов, в которые включены положения трудового права, привлекаются к разным видам ответственности:

  • дисциплинарной;
  • материальной;
  • гражданско-правовой;
  • административной;
  • уголовной.

Так, сотрудник, выполняющий функции по направлению ОТ предприятия, несет ответственность:

  1. В пределах должностной инструкции:
    • в случае некачественного выполнения или невыполнения в полном объеме возложенных обязанностей;
    • за нарушение норм действующего законодательства в сфере компетенции;
    • за нанесение материального ущерба.
  2. По КоаП РФ:
    • в соответствии с главой 5 предусмотрены санкции, варьирующиеся от штрафа в сумме до 200 000 рублей до приостановления деятельности предприятия сроком на три месяца.
  3. По УК РФ:
    • ст. 143 охраняет нормы, которые надо соблюдать в любых отраслях;
    • ст. 215, 216, 217 — специальные, направленные на охрану норм в отдельных отраслях.

Наказание в соответствии с Уголовным кодексом в зависимости от обстоятельств варьируется от штрафа в сумме 400 000 рублей до лишения свободы на 5 лет.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Основные обязанности работодателя по охране труда перечислены в . К ним, в частности, относятся обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение специальной оценки условий труда и т. д. Вместе с тем предприниматели все чаще обращаются к порталу за информацией по вопросам применения отдельных положений , в том числе связанных с охраной труда. В связи с этим мы решили напомнить, какие меры в области охраны труда должна обязательно предпринять организация.

Специалист или служба в области охраны труда?

Действующим законодательством не установлены случаи, когда работодатель обязан создавать службу в области охраны труда, а когда в организации достаточно предусмотреть должность соответствующего специалиста. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда (). Однако оптимальное количество работников на предприятии, осуществляющих функции в сфере охраны труда, по общему правилу, определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации в соответствии с (далее – Нормативы численности работников). Так, в организациях, в которых насчитывается менее 700 работников, функции в сфере охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников эти функции могут выполнять бюро охраны труда (штат: 3-5 единиц, включая должность начальника) или отдел охраны труда (от 6 единиц и более) ( , ).

При этом, если численность работников не превышает 50 человек, функции специалиста по охране труда может осуществлять сам руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, или организация либо специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору ().

Специалист по охране труда: особенности приема на работу

Рассмотрим частый случай, когда в организации учреждается должность специалиста по охране труда. В первую очередь, для этого работодателю необходимо ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ему следует разработать должностную инструкцию и заключить со специалистом трудовой договор. При этом следует учесть, что специалист в области охраны труда в структуре штатного расписания должен быть в прямом подчинении у руководителя организации, ведь обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя ().

Кроме того, при введении новой штатной единицы необходимо руководствоваться требованиями раздела " " Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в частности нужно обратить внимание на наименование должности – специалист по охране труда. Только такое наименование должно указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках, то есть в строгом соответствии со справочником. При этом, если ГИТ в ходе проверки выявит несоответствие наименования должности требованиям, указанным в квалификационном справочнике – то есть будут нарушены требования , к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования.

Напомним, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере до 5 тыс. руб., на юридических лиц – до 80 тыс. руб. ().

Что же касается должностной инструкции специалиста, то ее разработать несложно. Фактически все требования, которые содержатся в соответствующем профессиональном стандарте, необходимо включить в этот документ (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н " "). Так, например, трудовыми функциями для специалиста по охране труда являются нормативное обеспечение системы управления охраной труда, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения и т. д. При этом ответы на многие вопросы о применении профстандартов можно найти в и информации Минтруда России от 10 февраля 2016 г. " ".

Как предотвратить неправомерные действия надзорных органов в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право "

Служба охраны труда: пошаговая инструкция

На практике службы охраны труда в организациях с численностью менее 700 работников создаются в основном на вредных производствах, в условиях тяжелых или опасных условий труда. Для тех организаций, на кого распространяются положения о создание службы охраны труда (), предлагаем пошаговую инструкцию:

Ввести в структуру организации самостоятельное подразделение, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание.

Установить численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

Определить круг задач, которые будет решать служба, разработав на каждого сотрудника должностную инструкцию.

Подготовить нормативную и методическую базы для обеспечения работы службы.

Предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (для проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок).

Деятельность службы охраны труда строго регламентирована действующим законодательством (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, далее – Рекомендации). Например, в разделах 3-4 Рекомендаций закреплены основные функции службы охраны труда и права работников службы.

Напомним, что в качестве альтернативы руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на штатного работника, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Кроме того, руководитель вправе заключить договор со специалистами или с аккредитованными организациями, оказывающими услуги в области охраны труда ().

Какие локальные нормативные акты в сфере охраны труда должны быть обязательно разработаны в организации?

Трудовое законодательство требует от работодателя обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа, а также подготовить комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (). Таким образом, работодатель в порядке исполнения обязанностей в области охраны труда разрабатывает и утверждает ряд документов. Назовем их:

  • Приказ о создании службы охраны труда (или введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда);
  • Положение о службе охраны труда (). В нем прописываются основные задачи, функции службы, права и обязанности работников, порядок взаимодействия с другими подразделениями организации, ответственность за невыполнение должностных обязанностей;
  • Должностные инструкции сотрудников службы охраны труда. Этот документ утверждается руководителем организации, а работник должен лично ознакомиться с документом и оставить отметку об этом ();
  • Инструкции по охране труда работника и перечень инструкций по охране труда, действующих в данной организации. Процедура разработки и утверждения инструкций начинается с издания руководителем организации приказа, в котором определяются перечень инструкций, сотрудники, ответственные за разработку и сроки исполнения. утверждены (далее – Методические рекомендации), которые регламентируют порядок разработки инструкций по охране труда, порядок их утверждения и требования к их содержанию. Инструкции разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции или правил по охране труда (). Например, Минтрансом России 11 марта 1993 г. утверждена , постановлением Минтруда России от 24 мая 2002 г. № 36 – .
  • Положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н " ");
  • Приказ о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, журналы регистрации инструктажа (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого) ( , ). Напомним, что конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда ( , );
  • Личные карточки учета выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты (абз. );
  • Приказ о перечне профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр, график периодических медицинских осмотров в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными ().
  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве ().
  • Добавим, что перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики деятельности организации и ИП. Однако по каждому отдельному мероприятию в организации в сфере охраны труда руководитель своим приказом должен утвердить отдельный документ.

При этом работники должны быть ознакомлены с действующими у работодателя локальными актами по охране труда, непосредственно связанными с обусловленной трудовым договором трудовой функцией (). Факт ознакомления подтверждается подписью сотрудника.

Специальная оценка условий труда

Работодатель обязан обеспечить проведение в соответствии с действующим законодательством (). В то же время специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физлицами, не являющимися ИП ( (далее – Закон № 426-ФЗ). При этом отметим, что дистанционный работник – это не сотрудник филиала в регионе, а тот, с кем заключен договор о дистанционной работе (). Однако в отношении других категорий работников специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки труда возлагается непосредственно на работодателя. Проведение самой спецоценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению спецоценки, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. проведения спецоценки условий труда утверждена . По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах ( , ). Так, согласно спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Кроме того, работодатель обязан в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда организовать ознакомление работников с результатами отчета на их рабочих местах, в течение трех рабочих дней уведомить об утверждении отчета организацию, проводившую оценку, и в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней организовать размещение результатов проведения специальной оценки условий труда на своем сайте в Интернете ().

Какие условия труда должен обеспечить на предприятии работодатель?

Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и условий труда (). Рассмотрим, какие конкретные обязанности в сфере охраны труда возлагаются законом на работодателя.

Так, работодатель обязан приобретать за собственный счет и выдавать работникам сертифицированную спецодежду, индивидуальную защиту, смывающие и обеззараживающие средства в соответствии с установленными нормами. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Добавим, что в России действует ряд специальных правил, которые содержат основные требования, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН). Каждому предпринимателю при организации труда работников надлежит руководствоваться теми правилами, которые непосредственно касаются сферы его деятельности.

В частности, обязательными являются требования к условиям работы с оргтехникой. Чтобы избежать штрафов, работодатель должен соблюсти ряд условий при обустройстве рабочих мест. Например, площадь рабочего места сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 " "). Более подробно о том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по охране труда?

Несоблюдение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может повлечь за собой ответственность для работодателя в виде штрафов, дисквалификации, административного приостановления деятельности, а также череду проверок со стороны различных надзорных органов.

При этом предусмотрена ответственность за совершение ряда отдельных правонарушений. В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение на работодателя административного штрафа до 130 тыс. руб. Еще больше сумма штрафа за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – до 150 тыс. руб ().

РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие работодателем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа до 10 тыс. руб. Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы , согласно которой работодатель обязан немедленно сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве.

А за нарушение требований СанПиН и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе обязательной вакцинации работников, к организации могут быть применены меры ответственности в виде предупреждения, наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности (ст. 6.3 КоАП РФ "

  • Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н " "
  • Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 " "
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 г. № 290н " "
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда "