Атаман Маруся и «Черная гвардия». Анархист Мария Никифорова: правда и вымыслы. Городские легенды: разбойничья Марьина Роща Атаманша марья из марьиной рощи

По поверью на месте современной Москвы - Марина роща -1000 лет назад находился глухой лес, в центре которого существовало языческое капище, посвященное Богине Маре (Морене) .
Марья Атаманша была простой крестьянской девушкой, жившей в деревне, расположенной по соседству недалеко от леса (Марьина роща). У нее был возлюбленный жених боярский слуга Илья, летом на праздник Николы Вешнего они должны были обвенчаться. Однако на Марью положил глаз хозяин здешних мест боярин Федор Голтяй, он нарямую сказал Илье, что силой заберет Марью себе. «Не бывать этому»- ответил ему Илья. Голтяй был в не себя. Как холоп посмел поднять голос на своего хозяина! Но наказывать не стал, у боярина появилась другая мысль. Через несколько дней Марья по совету местных старух решилась совершить отворот. Подойдя к хозяйскому дому Марья произнесла заклинание и бросила под деревянный сруб соломенную куклу.

Считалось, что это надежный способ отделаться от навязчивого кавалера, особенно если при этом трижды произнести тайный ноговор призывающий Богиню Марену с просьбой покарать обидчика. Считалось, что, если Мара явилась во сне человеку, его ждет верная смерть. Однажды девушка с бледным лицом в растрепанных одеждах привиделась боярскому слуге Илье. Сон оказался вещим. Боярин Федор Голтяй не мог терпеть, когда что-то происходило поперек его воли, особенно ему показалось невыносимым, что между ним и красавицей Марьей встает соперником какой-то слуга. И в ночь перед венчанием барин прокрался к Илье в дом и зарезал жениха. На следующий день Марья, узнав о случившемся, сбежала из родительского дома, она решила отомстить за смерть возлюбленного. Она понимала, что единственное, что ей поможет в ее задаче – это искусство колдовства. Марья обратилась к отшельнику, жившем в здешнем лесу. Поговаривали про него, что он сохранил древние знания кудесников и волхвов, которые посвятили себя Марене. Старик выслушал без удивления просьбу Марьи и взял ее в ученицы. Под его руководством девушка не только научилась зелейничеству, ворожбе, целительству с наложением рук на больного, но и боевой основе колдовства, она научилась передвигать уничтожать предметы на расстоянии. Она узнала, как можно остановить сердце человека, не прикасаясь к человеку. Вскоре собрав банду лихих людей, Марья стала применять свои колдовские навыки в деле. Она могла на скаку остановить коня и взглядом убить поваленную разбойниками жертву. Разбойники во всем слушались свою атаманшу, она придумывала планы нападений и грабежей. О Марье и ее жестокости множились легенды. Рощу, в которой она злодействовала, назвали ее именем. Но была странная особенность, как только она выходила за пределы рощи, ее сила ослабевала. Будучи уже стариком, боярин Федор Голтяй решил поправить здоровье, и обратиться к сильной колдунье, слухе о могуществе которой дошли до боярских палат. Он попросил колдунью, в которой так и не узнал Марью, помочь в его недуге. Марья предложила ему испить особого зелья, сказав, что оно обязательно поможет. Он выпил из кубка и тотчас его тело ослабело и онемело. Марья колдовала и не давала боярину умереть быстро. Основательно помучив обидчика Марья убила его с помощью колдовства. После чего бесследно исчезла.

В истории революционного движения в Украине личность Марии Никифоровой до сих пор вызывает ожесточенные споры.

Одни историки утверждают, что она была неуравновешенной особой, которая прославилась своей жестокостью. Другие склонны считать, что большевики сознательно облили ее грязью с целью исказить реальную историю.

Прошли времена, когда в кинофильмах, литературных произведениях и в воспоминаниях современников Нестор Махно изображался истеричным и мстительным человеком, наводившим ужас на округу. Исторические исследования позволили установить, что это не соответствует действительности.

Однако многие соратники Нестора Ивановича по-прежнему выглядят разбойниками с большой дороги. Например, в известном телефильме «Адъютант его превосходительства» некий батька Ангел, которого сыграл Анатолий Папанов, предстал полуграмотным бандитом, который руководствовался девизом: «Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют». С прославленным атаманом Евгением Петровичем Ангелом этот кинематографический образ, конечно, не имеет ничего общего.

Но больше всего откровенной лжи и самых отвратительных слухов намешано вокруг Марии Григорьевны Никифоровой, имя которой когда-то гремело по всей Украине.

Ученица Огюста Родена

Она родилась в 1885 году в городе Александровске (нынешнее Запорожье) в семье героя Русско-турецкой войны штабс-капитана Григория Никифорова. О ее детстве и юности достоверно известно лишь то, что в возрасте 18 лет Мария примкнула к боевой организации партии эсеров и приняла участие в многочисленных террористических актах. В 1908 году она была арестована и приговорена к двадцати годам каторги.

Фото: Бюст Марии Никифоровой работы Огюста Родена

Там она попала под влияние анархистов — эмигрантов из России, работала в редакциях анархистских газет «Вперед» и «Голос труда», издававшихся на русском языке. Под разными псевдонимами она публиковала статьи на злобу дня и острые фельетоны, в которых ярко проявился ее публицистический талант. Также Мария участвовала в организации «Союз русских рабочих США и Канады».

Через три года Марии Никифоровой надоела эта рутина. Будучи деятельной и решительной натурой, она отправилась в Испанию, где возглавила отряд испанских анархистов. Во время неудачного ограбления банка была ранена и по поддельным документам переправлена на лечение во Францию. В Париже Мария Никифорова, насколько известно, банки для нужд революции не экспроприировала. Зато она брала уроки у великого Огюста Родена, причем престарелый скульптор считал ее одной из наиболее талантливых своих учениц.

Анархист Артемий Гладких утверждал, что видел Марию Никифорову в Париже, одетую в мужской костюм. По тем временам женщинам, надевшим брюки без специального разрешения полиции (за весь XIX век во Франции было выдано девять таких разрешений, причем одно из них писательнице Жорж Санд), грозил крупный штраф за нарушение общественной нравственности. Женщинам дозволялось надевать мужской костюм лишь в двух случаях — если они ездят на велосипеде и занимаются конным спортом. Мария Никифорова имела право носить галифе, так как под чужим именем училась в офицерской кавалерийской школе. По некоторым сведениям, в Париже она вышла замуж за профессионального революционера-анархиста чеха Витольда Бжостека.

В конце 1916 года Мария Никифорова получила офицерское звание и в качестве военного инструктора была направлена на Балканы, где тогда разворачивались военные действия. Но узнав о том, что в России произошла революция, Мария поспешила вернуться на родину.

В апреле 1917 года она приехала в Петроград и вместе со своей подругой Александрой Коллонтай, с которой познакомилась еще в Париже, активно выступала на митингах, обличая Временное правительство, которое, по ее мнению, узурпировало власть в стране.

В начале июля она отправилась в Кронштадт, где призвала матросов пойти под черным знаменем анархии на штурм Зимнего дворца. Однако попытка большевиков и анархокоммунистов осуществить переворот закончилась провалом, Ленин скрылся в Разливе, Коллонтай попала в тюрьму, а Мария Никифорова вернулась в Александровск.

Суд революционной чести

Считанные месяцы потребовались Марии Никифоровой для того, чтобы создать боеспособные «черные дружины» в Александровске, Екатеринославе (ныне Днепропетровск), Одессе, Николаеве, Херсоне, Мелитополе, Юзовке (ныне Донецк), Никополе и других городах. Осенью 1917 года она, по существу, контролировала весь юг Украины, который фактически стал независим от Петрограда и Киева. Сама Никифорова называла это «второй революцией», призванной демонтировать государство как аппарат насилия. Действовала она не только словом, демонстрируя незаурядный ораторский талант, но и делом.

Например, для того чтобы обеспечить оружием отряд Нестора Махно, она осуществила блестящую операцию по разоружению целого батальона Преображенского полка. Будучи обучена как французский офицер, Мария Никифорова понимала, что необходимо обеспечить бесперебойное снабжение отрядов «Черной гвардии» не только оружием, но также продовольствием и фуражом, иначе они примутся грабить мирное население. Пришлось наложить на банкиров, коммерсантов и землевладельцев большую контрибуцию. Известно, например, что у александровского заводчика Бадовского она экспроприировала миллион рублей.

В ответ пострадавшие обыватели засыпали Петроград и Киев жалобами, в которых живописали мнимые зверства распоясавшейся анархистки. В сентябре 1917 года по приказу комиссара Временного правительства в Александровске Мария Никифорова была арестована и заключена под стражу. На следующий же день все предприятия города остановили работу. Власти были вынуждены освободить Марию, и рабочие на руках донесли ее от тюрьмы до здания, где размещался городской совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Мария Никифорова на глазах превращалась в народную героиню, в символ борьбы за свободу и независимость. Даже ее враги признавали, что она легко находила общий язык не только с рабочими и представителями интеллигенции, но даже с белогвардейскими офицерами.

Особенно надо отметить, что, будучи идейной анархисткой, она избегала насилия. Сейчас в некоторых популярных изданиях можно прочесть о том, что во время похода в Крым отряд Марии Никифоровой отличился зверскими убийствами офицеров и даже разграбил Ливадийский дворец, но это всего лишь слухи, которые не подтверждены документально. Зато известно, что стоило Марии выступить на митинге в Феодосии, как она тут же была избрана в исполком уездного крестьянского совета. Кроме того, она создала в городе отряд «Черной гвардии». Столь же радушно Марию Никифорову встречали в других городах и селах Крыма, где она пропагандировала анархистские идеи.

В феврале 1918 года Мария Никифорова оставила руководство отрядами «Черной гвардии» и целиком посвятила себя пропагандистской работе, разъяснению населению принципов анархизма. Однако во второй половине февраля на Украину двинулись войска Германии и Австро-Венгрии. Мария вновь была вынуждена возглавить отряд, который насчитывал 580 человек, имел две пушки, семь пулеметов и броневик. Она и ее бойцы участвовали в тяжелых боях с немцами, но силы были неравными.

В апреле Мария Никифорова со своим отрядом оказалась в Ростове, где была арестована большевиками, обвинившими ее в грабежах мирного населения. Нестор Махно обратился за поддержкой к командующему советскими войсками юга России Владимиру Антонову-Овсеенко, и тот прислал телеграмму: «Отряд анархистки Марии Никифоровой, как и сама товарищ Никифорова, мне хорошо известны. Вместо того чтобы заниматься разоружением таких революционных боевых единиц, я советовал бы заняться созданием их».

Суд, состоявшийся в конце апреля, проходил при открытых дверях и назывался «судом революционной чести». Нестор Махно вспоминал: «Нужно сказать правду: большевики — хорошие мастера на измышление лжи и на всякие подлости против других. Они насобирали больше, чем нужно было, данных против Марии Никифоровой». Однако пять судей, среди которых не было ни одного анархиста, единодушно оправдали революционерку, все обвинения против нее были сняты.

«Чертовка была красива!»

Мария вновь возглавила свой отряд, успешно воевала против белоказаков у Брянска и Саратова, однако вела себя крайне независимо и вызывающе. Видный большевик C. Ракша вспоминал, как выглядела в ту пору Мария Никифорова: «Она сидела у стола и мяла в зубах папироску. Чертовка была красива: лет тридцати, цыганского типа, черноволосая, с пышной грудью, высоко поднимавшей гимнастерку». Другой современник описал в дневнике ее появление в Воронеже: «По улице с бешеной скоростью мчится экипаж. Небрежно сидит в нем молодая брюнетка в залихватски надетой набекрень кубанке».

К советской власти Мария Никифорова относилась критически, причем не скрывала этого. Неудивительно, что вскоре она вновь оказалась в тюрьме. Узнав об этом, группа бывших политических эмигрантов обратилась к большевикам с посланием: «Мы, бывшие политические эмигранты, возвратившиеся из Франции, возмущаемся злыми, гнусными слухами, распространявшимися буржуазной печатью, о товарище Марии Григорьевне Никифоровой. Зная ее по эмиграции, уверены в ее безусловной политической честности и личной бескорыстности: содержание ее в тюрьме в тяжелый момент считаем вредным и бесчеловечным».

Заседание Ревтрибунала по делу Никифоровой состоялось в январе 1919 года. За «дезорганизацию и дискредитацию советской власти» она была приговорена к лишению на шесть месяцев «права занимать ответственные командные посты в РСФСР».

Вскоре после суда Мария покинула Москву. «Теперь опять вынырнула на Украине, — написал белогвардейский журналист Амфитеатров-Кадашев, — опять совершает нечеловеческие жестокости: под Мелитополем, после нападения на поезд, ею собственноручно застрелены 34 офицера!» Это была очередная ложь: в Гуляйполе Мария Никифорова занималась воспитательной работой, организовывала школы, ясли и больницы. В конце апреля Антонов-Овсеенко посетил Гуляйполе и отослал в Москву телеграмму: «Никифорова к военным делам не допускается, находя, что ее место — дела милосердия».

Однако большевики, зная деятельный характер Никифоровой, ожидали от нее какой-нибудь очередной каверзы. Сейчас выдвигается версия, что она была причастна к взрыву здания Московского комитета РКП, в результате которого погибли 12 человек. Но это произошло 25 сентября, а Мария Никифорова еще в конце августа покинула Гуляйполе и вместе с мужем уехала в Крым. Причиной отъезда было ее несогласие с действиями Нестора Махно, который принялся заигрывать с украинскими националистами.

В Крыму она намеревалась организовать «третью революцию», создав на полуострове форпост анархизма, но в сентябре 1919 года Никифорова и ее муж были арестованы. Военно-полевой суд белой армии, который состоялся в Симферополе, обвинил ее в подготовке покушения на генерала Слащева и приговорил к смертной казни. Амфитеатров-Кадашев рассказывал: «На суде Никифорова держалась великолепно: совершенно спокойно приняла смертный приговор, заявив: «Да что вы можете еще со мной сделать — только вздернуть!» Прощаясь с мужем, она, правда, заплакала».

Смерть Марии Никифоровой вызвала новую волну самых разнообразных слухов и сплетен. По всей Украине появились лже-Маруси, выдававшие себя за Никифорову (Марусей ее называли ближайшие товарищи), а проделки этих Марусь позже стали приписывать великой анархистке. Ходили даже слухи о том, что ее видели в Париже, где она занималась подрывной работой по заданию ОГПУ.

А в 1926 году в журнале «Каторга и ссылка» был опубликован мерзкий пасквиль, повествующий о пребывании Никифоровой в Новинской тюрьме. Некая полусумасшедшая каторжанка неожиданно вспомнила, что Никифорова была вовсе не женщиной, так как никогда не снимала при других женщинах верхнюю рубашку и не ходила вместе со всеми в баню. Этот слух, несмотря не очевидную нелепость, широко распространился и до сих пор в ходу.

Как известно, Жанна д`Арк перед казнью была подвергнута медицинскому освидетельствованию, что позволило опровергнуть аналогичные слухи. Марию Никифорову перед казнью врач также осматривал, и, если бы были обнаружены какие-то патологии, об этом немедленно стало бы известно, тем более что власти опасались бунта.

Вероятнее всего, появление пасквиля было продиктовано желанием большевиков скомпрометировать анархистку, о которой на юге Украины еще долго ходили легенды. Были даже уничтожены все ее фотографии, за исключением тюремной. Однако до конца вытравить память об этой незаурядной женщине большевикам так и не удалось.

Дом для каждого человека – особое понятие. Недаром бытуют в народе поговорки: «Мой дом – моя крепость», «Дома и стены помогают» и другие. Дом – это не просто географическая точка, адрес, по которому человек проживает. Для того, чтобы адрес стал домом, нужна атмосфера уюта, тепла, радости. Для того, чтобы адрес стал домом, нужно ощущение сопричастности малой Родине. И хочется верить, что примерно у 58 тыс. человек, проживающих на территории, раскинувшейся по обе стороны Сущёвского вала, именуемой районом «Марьина роща», есть это ощущение малой Родины. Родина начинается с истории, с преданий, легенд. Но как же мало мы знаем об истории дома, в котором родились, живём и работаем. Мы даже не подозреваем, не задумываемся, что по одним улицам с нами ходили, ездили верхом, прогуливались замечательные люди, чьи имена давно уже стали достоянием Истории с большой буквы.

По поводу самого происхождения названия «Марьина роща» существует несколько версий. Согласно одной, местность, прилегавшая к слободе Марьино в начале XV в., была названа в честь боярыни Марьи, женщины необычайной красоты, жены сына боярина Фёдора Кошки (предка боярских родов Романовых и Шереметьевых) Фёдора Голтяя, который и владел этими землями. А вот совсем другая легенда. Известно, что вплоть до XVIII в. Марьина роща была частью большого лесного массива, где шалили лихие люди. Так вот, разбойниками этими когда-то верховодила атаманша Марья, и название «Марьина роща» повелось от неё.

Рыночная площадь Камер-Коллежского вала XIX век.

Много сложено легенд о наших марьинорощинских местах. Здесь и предание о сокольничем Ивана Грозного Трифоне Патрикееве, которому жестокий царь наказал разыскать улетевшего кречета и который взмолился о помощи своему покровителю – святому мученику Трифону, и тот помог ему найти пропавшую птицу. А самую романтическую историю рассказал поэт Василий Андреевич Жуковский, друг Александра Сергеевича Пушкина, в поэме «Марьина роща». Это история о страстной любви поэта-певца Услада и красавицы Марьи. История о разлуке, измене и смерти.

Марьинские леса много раз меняли своих хозяев. Владели ими и князь Черкасский, канцлер во времена правления императрицы Анны Иоанновны, и граф Шереметьев, которым был построен знаменитый Останкинский дворец, и многие другие вельможи, чьи имена до сих пор у нас на слуху. Но имена крепостных крестьян, простых жителей Марьина, внесших, может быть, куда больший вклад в развитие культуры, чем их сановные хозяева, несправедливо забыты. Вспомним же сегодня великолепных мастеров позолотного ремесла, живших в деревне Марьино: семью иконостасчиков Мочалиных, семью Мандрыгиных, одному из которых, Ивану Сергеевичу, доверили позолоту мебели Останкинского дворца. Марьинские крестьяне жили небогато, тяжело, но, говорят, отличались весёлым нравом, любили праздники, как семейные, так и престольные. Особенно шумно справляли Троицын день – три дня пели и водили хороводы.

В 1742 году от деревни Марьино был проведён Камер-Коллежский вал, таможенная граница Москвы. Лес вокруг вала в значительной степени был вырублен, а оставшиеся нетронутыми рощи стали на долгие годы излюбленным местом народных гуляний. Вот цитата из московского «Альманаха», вышедшего в свет более 80 лет спустя, в 1829 году: «Густота рощи, совершенно одетой зеленью, предлагает приятную прогулку, здесь несколько вёрст в окружности со всеми прелестями неподкрашенной природы».«Прелести неподкрашенной природы» соседствовали с тогдашней «индустрией развлечений»: ярмарочными балаганами с фокусниками и акробатами, каруселями и чайными палатками. Известно, что на гуляниях в Марьиной роще 19 мая 1828 года, прямо перед отъездом в Санкт-Петербург, побывал Александр Сергеевич Пушкин. Приезжал сюда и Николай Васильевич Гоголь, удостаивал своим посещением народные гуляния и генерал-губернатор князь Долгоруков, правивший столицей четверть века и бывший очень популярным в народе. К приезду в Останкино в 1856 году будущего освободителя крестьян царя Александра II, где он провёл две недели, жители Марьина проложили шоссе от Троицкой дороги до Останкино, получившее название Царского.

Крестьянская реформа 1861 г. трагически повлияла на судьбу Марьиной рощи. Так называемое «Поземельное общество», получившее марьинорощинские земли от Шереметьевых в долго срочную аренду, саму рощу вырубило, а землю стало сдавать мелким собственникам. Марьина роща была застроена одно- и двухэтажными домами, где ютилась беднота. Пришли в упадок традиционные народные гуляния.

После строительства железной дороги Москва – Петербург Марьина роща оказалась отрезанной от Останкино. По старой дороге (ныне улица Шереметьевская) рано утром и на закате проходило большое московское стадо, уничтожавшее последние островки зелени. Виндавская линия, строительство которой началось в 90-е годы XIX в., окончательно перерезала марьинорощинские земли, и Марьина роща превратилась в городской тупик. И снова, как в далёкие времена лихой атаманши Марьи, Марьина роща приобрела дурную славу.

Дорога из Марьиной рощи в Останкино XIX в.

Положение несколько изменилось после строительства проезжего моста через железную дорогу, соединившего обе части Марьиной рощи. Это событие дало толчок к началу промышленной застройки. Фабриканты Кротов и Метельцов построили на Сущёвском валу чулочную фабрику. Недалеко от неё промышленник Гусаров поставил свой дроболитейный заводик «Патронка», заводчик Мещерский – литографию. Немец Густав Лист решил развить производство насосов и построил новые корпуса своих заводов на изгибе Виндавской дороги (ныне завод «Борец»). Развитие промышленности инициировало активное социальное расслоение среди марьинорощинских обывателей. На нижней ступеньке иерархии стоял пришлый люд – вчерашние крестьяне, переселенцы из Мордовии, цыгане, на высшей – удачливые промышленники. На их деньги велось строительство, постепенно менявшее облик Марьиной рощи. Были замощены улицы, проложены водопровод и канализация, в 1903 году появился Кирпичный храм иконы Божией матери «Нечаянная радость», примерно в то же время Марьина роща украсилась зданием синематографа «Ампир».

Первая мировая война и последовавшая затем революция были причиной нового упадка. В 1914 году большинство мужчин из Марьина было призвано в армию, принадлежащие жителям лошади конфискованы для нужд фронта. Новые революционные городские власти (а официально в черту города Марьина роща попала только в 1917 году) провели экспроприацию «нетрудовых доходов». К 1918 году в деревне Марьино осталось 9 коров и 4 лошади. Начался голод, конец которому положила провозглашённая Лениным политика НЭПа. Предприимчивые марьинцы распахали под огороды 50 десятин земли и занялись цветоводством, принесшим в те годы неплохой доход.

В 30-е и 40-е годы ХХ-го столетия район Марьина роща развивался в основном как промышленный придаток столицы. Здесь были сосредоточены такие крупные предприятия как завод «Борец», комбинат твёрдых сплавов, завод «Станколит» и другие. С первых дней Великой Отечественной войны эти предприятия перешли на выпуск военной продукции, боеприпасов, вооружения. Рабочие военных заводов во время войны иногда по несколько суток не отходили от станка, внося свой вклад в дело победы над врагом.

Уже в первых числах июля 1941 года началось формирование дивизии народного ополчения Дзержинского района, в который тогда входила Марьина роща. В эту дивизию записалось более 2000 человек, работавших на марьинорощинских предприятиях. В здании нынешней школы № 237 был сформирован артиллерийский полк дивизии, который за воинскую доблесть, проявленную в боях с немецко-фашистскими захватчиками, получил почётное наименование «Артиллерийский Штеттинский Краснознамённый полк». Среди участников войны, проживающих ныне на территории района «Марьина роща», есть Герои Советского Союза. Улица, на которой расположен завод «Калибр», носит имя Сергея Константиновича Годовикова, одного из потомков крепостных крестьян графов Шереметьевых, Героя Советского Союза, павшего смертью храбрых на полях Великой Отечественной.

Отгремела война, повсюду в стране стала налаживаться жизнь, но приметы нового времени не затрагивали Марьину рощу довольно долго. Деревянные хибарки обитателей Марьиной рощи дожили до 60-х годов, когда началась типовая застройка района. А до того времени с окончания войны над Марьиной рощей снова витал дух легендарной атаманши Марьи. Среди простого люда, ремесленников, населявших марьинорощинские трущобы, портных, слесарей, скорняков, лудильщиков частенько скрывались воры в законе, бандиты, бежавшие из мест заключения, мелкая шпана. Имён этих жителей, наводивших в былые времена ужас на всю округу, естественно, никто не помнит. Но в те годы жили в Марьиной роще и люди светлые, чьи имена мы бережно храним в своём сердце: знаменитый «клоун с осенью в душе» Леонид Енгибаров, замечательные киноартисты Алла Ларионова и Николай Рыбников, иллюзионист Игорь Кио и многие другие.

Облик Марьиной рощи сильно изменился в период подготовки к проведению Олимпиады-80 в Москве. Её улицы привели в порядок, заасфальтировали, снесли последние ветхие деревянные домишки, «прорубили» Олимпийский проспект. С той поры район начал принимать урбанистический вид. И дело здесь не только в появлении новых жилых кварталов, выстроенных по современным проектам. Начала меняться культурная атмосфера. Появился кинотеатр «Гавана», был построен театр «Сатирикон». Согласно преданиям, именно на этом месте проходили некогда знаменитые народные гуляния.

Такова краткая история малой Родины под названием «Марьина роща», что раскинулась по обе стороны от Сущёвского вала. А что же сегодня? Чем сегодня дышит наш район, что делается для создания достойных условий жизни марьинорощинцев?

В результате выборов 2004 года депутатов муниципальных Собраний в городе Москве были сформированы органы местного самоуправления, в том числе и в Марьиной роще. Представительным органом является муниципальное Собрание, исполнительно-распорядительным – муниципалитет. Тем самым были заложены основы для развития местного самоуправления в Марьиной роще, при которых жители включаются в решение вопросов, прямо затрагивающих их интересы: в обсуждение градостроительных проектов на территории муниципального образования, вопросов по реализации жилищно-коммунальной реформы, по участию в городских про граммах «Мой двор – мой подъезд», «Улучшаем своё жильё» и других, по формированию кондоминиумов и созданию условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья и домовых комитетов, по решению вопросов энергосбережения, по борьбе с преступностью.

Без всякого преувеличения можно сказать, что район Марьина роща в последние годы очень преобразился и не только внешне. Самое главное, что было сделано – налажено чёткое управление и взаимодействие территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления во всех сферах жизнедеятельности района.

Переезд Николаевской ж/д конец XIX в.

В районе проводится широкомасштабная реконструкция и снос старых и ветхих домов. Большая работа ведётся по освещению улиц, ремонту дорог, благоустройству и озеленению района. Выстроено много современных красивых зданий, торговых центров, школ. Дворы некогда одного из самых отсталых уголков Москвы изменились до неузнаваемости. В то же время сохранены и отреставрированы многие исторические памятники района.

В 2010 году была открыта станция метрополитена Марьина роща. Архитектурно-художественное решение станции напоминает нам о былых видах нашей местности.

Наиболее важные события в жизни района, её сегодняшние реалии находят отражение на страницах газеты «Марьина роща».

Дом играет в жизни человека особую роль. Но дом становится домом только тогда, когда человек принимает участие в его строительстве, в его обустройстве. Тогда возникает привязанность к дому, любовь. Если мы все проникнемся любовью к нашей малой Родине, к нашей Марьиной роще, если мы все, хотя бы понемногу, по мелочам, примем участие в обустройстве нашего дома, жить в нём станет намного комфортнее всем вместе и каждому в отдельности.

Моя бабушка родилась в Марьиной роще, там она росла, училась, там ее родина, ее воспоминания о первых годах жизни, о школе и друзьях.
Мы часто гуляли с ней по улочкам Марьиной роще, и слушая ее рассказы о детстве, юности, прониклась теплотой и любовью к этому небольшому району Москвы со своей уникальной историей и судьбой.

Происхождение названия

По поводу самого происхождения названия «Марьина роща» существует несколько версий. Согласно одной, местность, прилегавшая к слободе Марьино в начале 15 века была названа в честь боярыни Марьи, женщины необычайной красоты, жены сына боярина Фёдора Кошки (предка боярских родов Романовых и Шереметьевых) Фёдора Голтяя, который и владел этими землями. А вот совсем другая легенда. Известно, что вплоть до 18 века Марьина роща была частью большого лесного массива, где шалили лихие люди. Так вот, разбойниками этими когда-то верховодила атаманша Марья, и название «Марьина роща» повелось от неё.

История района

Издревле на территории этой местности жили славяне-вятичи. Марьинские леса много раз меняли своих хозяев. Во времена правления императрицы Анны Иоанновны ими владел князь Черкасский, а с 1743 г. на протяжении полутора столетий эти земли числились за родом Шереметьевых.
В их огромной останкинской вотчине Марьино имело подчинённое значение: здесь жили различные ремесленники, обслуживавшие хозяйство Останкинского дворца: резчики, позолотчики, иконники, котельщики, слесари, столяры, оловянишники, точильщики шпаг, сапожники, чеканщики, среди женщин - ткачихи и вязальщицы. Судя по материалам 18 века., число дворов в деревне колебалось от 27 до 12, а население деревни от 148 до 62 душ.
В начале 19 века деревня на некоторое время становится довольно модным дачным местом. Помимо издавна распространенного здесь перчаточного промысла (им были заняты в основном женщины) крестьяне начали сдавать свои избы московским дачникам. Среди них были и довольно известные люди. Так, здесь бывал композитор А.Е. Варламов, автор популярных в то время романсов и песен.
Московский «Альманах» в 1829 году писал: «Густота рощи, совершенно одетой зеленью, предлагает приятную прогулку, здесь несколько вёрст в окружности со всеми прелестями неподкрашенной природы» . Известно, что на гуляниях в Марьиной роще 19 мая 1828 года, прямо перед отъездом в Санкт-Петербург, побывал Александр Сергеевич Пушкин. Приезжал сюда и Николай Васильевич Гоголь, удостаивал своим посещением народные гуляния и генерал-губернатор князь Долгоруков, правивший столицей четверть века и бывший очень популярным в народе. К приезду в Останкино в 1856 году будущего освободителя крестьян царя Александра II, где он провёл две недели, жители Марьина проложили шоссе от Троицкой дороги до Останкино, получившее название Царского. После Крестьянской реформы 1861 года в Марьиной роще земли стали раздавать в аренду. Это плохо повлияло на судьбу Марьиной рощи. «Поземельное общество», получившее марьинорощинские земли от Шереметьевых в долгосрочную аренду, деревья вырубило, а землю стало сдавать мелким собственникам.
В 1880-х гг. Марьина роща была вырублена, а её территория застроена одно- и двухэтажными деревянными домами для бедноты. Прекратились традиционные народные гуляния. После строительства железной дороги Москва - Петербург Марьина роща оказалась отрезанной от Останкино. По старой дороге (ныне Шереметьевская улица) рано утром и на закате проходило большое московское стадо, уничтожавшее последние островки зелени. Виндавская линия, строительство которой началось в 1890-е годы окончательно перерезала марьинорощинские земли, и Марьина роща превратилась в городской тупик.
Вскоре здесь появляются первые промышленные предприятия: кондитерская фабрика Марии Струккен (позднее Соловьёва) , столярно-мебельная фабрика B.C. Савельева, бахромная фабрика А.Л. Николаевой и льнопрядильная фабрика М.С. Дымшица. Типолитографическая фабрика товарищества В.В. Чичерина, созданная в 1898 г., изготавливала конторские книги и прочие писчебумажные изделия. В 1891 г. возникли бумажнокрутильная и шерсторазмоточная фабрика Торгового дома Зотова и Помельцова, фабрика резиновых изделий К. Вейербуша и К°, в 1900 г. - кожевенная фабрика В.Б. Антипенкова. Всего в Марьиной Роще находилось 29 промышленных предприятий. Крупнейшим из них были чугунолитейный завод Густава Листа и предприятие Анонимного общества русско-бельгийских патронных заводов.
Всё это привело к тому, что на рубеже 19-20 веков население Марьиной Рощи росло чрезвычайно быстрыми темпами. Если в 1897 г. в ней проживало 7,9 тыс. человек, то к 1912 г. насчитывалось уже 39 тыс. С этого времени Марьина Роща становится одной из фабричных окраин Москвы. Среди остальных пригородов она отличалась своей худой славой. Подавляющее большинство рабочих здешних предприятий не имело своего угла, и сдача жилья стала очень распространенным промыслом. Зачастую тут находили убежище воры, грабители, скупщики краденого и прочие подобные элементы. Недаром здесь в это время бытовала поговорка: «В Марьиной Роще - люди проще».
Район Марьиной Рощи мог служить эталоном неблагоустроенности московских рабочих окраин. «Канализации нет. Очистка нечистот производится примитивным способом - тянутся обозы „золотарей“, вывозящие нечистоты, распространяя невозможный смрад», - писал в 1912 г. посетивший Марьину Рощу корреспондент газеты „Московский листок“».
Но определяющим фактором в развитии здешних мест стала индустриализация. В начале 1931 г. около южной окраины деревни развернулось строительство завода «Калибр» - первого крупного специализированного предприятия по производству точных измерительных приборов, который был сдан в эксплуатацию в 1932 г. В этот период деревня уже официально вошла в состав Москвы.
В 30-е и 40-е годы 20-го столетия район Марьина роща развивался в основном как промышленный придаток столицы. Здесь были сосредоточены такие крупные предприятия как завод «Борец», комбинат твёрдых сплавов, завод «Станколит» и другие. С первых дней Великой Отечественной войны эти предприятия перешли на выпуск военной продукции, боеприпасов, вооружения.
Отгремела война, повсюду в стране стала налаживаться жизнь, но приметы нового времени не затрагивали Марьину рощу довольно долго. Деревянные хибарки обитателей Марьиной рощи дожили до 60-х годов, когда началась типовая застройка района. А до того времени с окончания войны над Марьиной рощей снова витал дух легендарной атаманши Марьи. Среди простого люда, ремесленников, населявших марьинорощинские трущобы, портных, слесарей, скорняков, лудильщиков частенько скрывались воры в законе, бандиты, бежавшие из мест заключения, мелкая шпана. Имён этих жителей, наводивших в былые времена ужас на всю округу, естественно, никто не помнит. Но в те годы жили в Марьиной роще и замечательные люди: в южной части района родился и проживал первые 16 лет писатель Ф. М. Достоевский (его именем названы улица и станция метро), знаменитый «клоун с осенью в душе» Леонид Енгибаров, актеры Алла Ларионова и Николай Рыбников, иллюзионист Игорь Кио, писатель Аркадий Вайнер, мультипликатор Юрий Норштейн.
Облик Марьиной рощи сильно изменился в период подготовки к проведению Олимпиады-80 в Москве. Её улицы привели в порядок, заасфальтировали, снесли последние ветхие деревянные домишки, «прорубили» Олимпийский проспект. С той поры район начал принимать урбанистический вид. В 1995 году был образован район «Марьина роща». Современный район «Марьина роща» – это один из 17 районов Северо-Восточного административного округа Москвы, площадь которого 872 га.

Герб района

Официальное описание гербовой эмблемы:
В золотом щите московской формы на зеленом холме танцующая девушка в красном платье, с красным платочком в правой руке и с цветочным венком на голове. В главе щита две обращенные друг к другу ветви дерева натурального цвета с зелеными листьями, выходящие из верхнего края щита.

Объяснение гербовой символики:
Танцующая девушка под ветвями дерева символизирует название муниципального образования. В Москве с первой половины XIX века (после Отечественной войны 1812 года) и до начала XX века были очень популярны Марьинорощинские гуляния в Семик. Семик (седьмой четверг после Пасхи) отмечался в дореволюционной России как большой народный праздник, который включал в себя несколько обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю.

Достопримечательности Марьиной рощи

Храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость»

Храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще - православная церковь в стиле древнерусских храмов 17I века. При церкви открыты воскресная школа для детей и взрослых, приходская библиотека, редакция газеты «Православная Москва». Храм действует без перерывов с момента постройки.

Синагога

Синагога расположена на втором этаже Московского еврейского общинного центра, являющегося средоточием религиозной, культурной и общинной жизни тысяч евреев Москвы. Центр возведен на развалинах старой синагоги “Марьина Роща”.

Музей-квартира Ф.М. Достоевского

Музей разместился в казенной квартире на первом этаже северного флигеля бывшей Мариинской больницы для бедных, где служил с 1821 г. лекарь М.А.Достоевский, отец Ф.М.Достоевского (в этом же году 11 ноября в южном флигеле будущий писатель родился). Здесь Ф.М.Достоевский провел детские и отроческие годы.

Мариинская больница

Известная благотворительная Мариинская больница для бедных, здание которой находится на улице Достоевского (раннее Новая Божедомка), открылась в 1806 г. После Октябрьской революции была преобразована в Институт социальных болезней им.Ф.М. Достоевского. В настоящее время здесь расположена клиника НИИ фтизиопульмонологии ММА им. И.М. Сеченова.

Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина

Теа́тр «Сатирико́н» и́мени Арка́дия Ра́йкина - московский театр под руководством Константина Райкина. Основан в 1939 году в Ленинграде Аркадием Райкиным как Ленинградский театр миниатюр, переехал в Москву в 1982 году. С 1987 года - театр «Сатирикон».

Универмаг Марьинский

Здание Марьинского Мосторга, 1929 года постройки. Архитектор К. Н. Яковлев.

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) - один из старейших технических вузов России, основан в 1896 году, готовит специалистов для железнодорожного транспорта и других отраслей народного хозяйства по 60 специальностям.

Интересные факты

На Александровском переулке в 1930-е, 1940-е годы жил литературовед, коллекционер и писатель Николай Харджиев. Он занимал восьмиметровую комнату в старом, покосившемся деревянном доме. Хардживев был одной из ключевых фигур в литературном обществе тех лет, и у него нередко бывали крупнейшие писатели, художники и поэты: Пастернак, Хармс, Малевич, Мандельштам и многие другие. Здесь же состоялась вторая и последняя встреча Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.

В «Сказке сказок» Юрия Норштейна, признанной лучшим мультфильмом всех времен и народов, одним из «персонажей» выступает Марьина Роща. Одноэтажная, деревянная. Здесь Юрий Норштейн родился и прожил первые 25 лет своей жизни.
Как говорил сам Юрий Борисович: фильм "Сказка сказок" «дорог мне, потому что он связан с Марьиной рощей. Потому что я прожил в Марьиной роще почти 25 лет. Потому что оттуда уехал. Потому что нашего дома нет. А есть огромный шестнадцатиэтажный дом. И мост - тот, который в финале фильма, - теперь уже не тот мост. А я помню тот - замощенный булыжником....»

Съемки фильма по книге братьев Вайнеров «Место встречи изменить нельзя» проходили и в Марьиной роще. Дом Верки-модистки, где соратники Глеба Жеглова и Володи Шарапова пытались "взять" Фокса, был в 7-м проезде Марьиной рощи.

В фильме «Гостья из будущего» космические пираты живут в деревянном двухэтажном доме, который находился в Марьиной роще и являлся типичной постройкой этого района советских времен.