Остров пасхи и каменные статуи моаи. Остров пасхи раскопали, но ничего не поняли

Остров Пасхи, принадлежащий Республике Чили, расположился в юго-восточной части Тихого океана. Площадь его составляет 165 кв. км, расстояние до ближайшего материка – более 3500 км.

Свое название остров получил из-за того, что европейцами он был открыт в Пасхальное воскресенье в 1722 году. Но туземцы называют место своего обитания Рапануи, что в переводе с полинезийского означает «Большой Рапа».

Главным достоянием Рапануи, привлекающим сюда туристов со всего света, являются огромные разбросанные по всей береговой линии исполины с большими головами и бесформенным телом – моаи.

Жители Рапануи верят, что в скульптурах моаи заключена духовная сила острова – мана, помогающая добиться успеха в любви, победы на войне и выздоровления после болезни; концентрация маны способствует установлению хорошей погоды и сбору богатого урожая.

Кроме того, эта сверхъестественная сила в древние времена оживляла статуи моаи, поэтому они приходили к месту установки сами – об этом рапануйцы с уверенностью заявляют и в наши дни.

Якоб Роггевен

Якоб Роггевен – голландский мореплаватель, считающийся первооткрывателем острова, пробыв там всего один день, рассказывал о рапануйцах следующее: живут они в небольших хижинах из камыша, вечерами молятся огромным статуям, вместо матраца используют циновки, а роль подушек отводят камням. Роггевен никак не мог поверить в то, что туземцы с их первобытным образом жизни построили огромные скульптуры из камня, поэтому решил, что фигуры слеплены из глины и обсыпаны сверху камнями.

В 1774 году на острове побывал Джеймс Кук. Исследователь был поражен: как древние рапануйцы, лишенные всякого рода современных технологий, установили гигантские статуи на каменные постаменты? Он также отметил, что некоторые скульптуры во время его пребывания на Рапануи были повалены.

Из чего сделаны истуканы?

Подавляющее большинство моаи (95%) выполнено в крупноблочном хорошо поддающимся обработке вулканическом туфе. Материалом для изготовления остальных 5% исполинов служат трахит, красная базальтовая вулканическая пемза или базальт. Одна из статуй – особо почитаемая рапануйцами Хоа-Хака-Нана-Иа – вырублена из муджиерита вулкана Рано Као.

Многие моаи были изготовлены в каменоломне, находящейся на территории вулкана Рано Рараку. Исследователи допускают, что некоторые статуи вырубались из месторождений других вулканов, расположенных ближе к месту их последующей установки.

Размер и вес исполинов

Средний вес большинства истуканов – около 5 тонн при росте 3-5 метров и ширине основания чуть больше полутора метров. Статуи повыше (около 10-12 метров) и весом более 10 тонн встречаются на острове реже. В основном они размещены на внешнем склоне вулкана Рано Рараку.

Самая крупная статуя размером более 20 метров и весом около 145 тонн не отделена от основания и до сих пор находится в каменоломне.

Расположение на острове

Самые древние моаи устанавливались на аху – длинных (от 10 до 160 метров) каменных церемониальных платформах прямоугольной формы. На таких постаментах размещали от одной небольшой статуи до целого ряда гигантских исполинов. Часть идолов на таких площадках снабжена красными цилиндрами пукао.

Самая большая из платформ – аху Тонгарики – вмещает 15 моаи различного размера.
Половина скульптур по непонятным причинам так и осталась в Рано Рараку. Некоторые из них не вырублены полностью, по крайней мере, выглядят незавершенными, словно ваятели вынуждены были внезапно покинуть свои рабочие места. Но быть может, такова была задумка авторов.

Тайна моаи

Европейцы долго не могли понять, кто являлся автором моаи, какие для изготовления использовались инструменты, как гигантские исполины перемещались по острову от каменоломни до места назначения, находящееся в 18 километрах, с помощью каких приспособлений огромные скульптуры были установлены на каменные платформы? Последние десятилетия исследователи спорят друг с другом, пытаясь найти ответы на эти вопросы.

«Длинноухие» ваятели

В 50-х годах прошлого столетия на остров высадился Тур Хейердал – норвежский путешественник, организовавший археологическую экспедицию на Рапануи с целью проведения эксперимента по высеканию, перемещению и последующей установке моаи.

В ходе подготовки к эксперименту выяснилось, что создателем огромных голов было племя, внешне отличающееся от основного населения острова удлиненными под тяжестью украшений мочками ушей – отсюда они и получили свое название: «длинноухие».

Это вымирающее племя долгие века хранило секрет от всех остальных «короткоухих» жителей острова, окруживших моаи различными суевериями и длительное время вводивших в заблуждение европейских исследователей.

Тур Хейердал попросил предводителя «длинноухих» воспроизвести весь процесс высекания, перемещения по острову и установления одной статуи. Лидер клана Педро Атан ответил, что последние поколения вымирающего племени изготовлением статуй уже не занимались, но в теории знают, как это сделать, поскольку эти знания передавались им по наследству.

Во время эксперимента племя высекало моаи каменными молоточками частыми ударами по вулканической породе; молотки при этом постоянно разрушались, поэтому «длинноухим» приходилось часто менять их на новые.

Вытесанную 12-тонную статую большая группа людей перемещала к месту установки в положении лежа, волоком. Устанавливали статую на «ноги» путем подкладывания под ее основание камней и используя брёвна в качестве рычагов.

Оставался лишь один вопрос: почему по легенде моаи приходили к месту установки сами в вертикальном положении? Спустя тридцать лет чешский экспериментальный археолог Павел Павел совместно с Хейердалом провел еще один тест, в ходе которого 17 туземцев, вооружившись веревками, в короткие сроки переместили 10-тонную статую моаи в стоячем положении.

Моаи привели остров к коллапсу?

Популярный американский биолог-эволюционист и биогеограф Джаред Даймонд, основываясь на данных, полученных британским исследователем Джоном Фленли, в своей книге «Коллапс» выразил уверенность в том, что каменные исполины привели остров к обезлесению, что спровоцировало продовольственный кризис, голод и сокращение численности населения.

Ученый предположил: каменные гиганты изготавливались двумя враждующими друг с другом племенами, которые словно соревновались в том, кому под силу установить великана большего размера. Для вождей этих племен статуи моаи были единственным способом продемонстрировать соседу свою мощь, возможность удовлетворить жажду первенства.

По мнению Даймонда, перемещение статуй по острову до места назначения осуществлялось с помощью деревянных саней, передвигающихся по бревенчатым рельсам (такой способ перемещения моаи тоже был успешно протестирован).

Для этого требовалось много древесины, что со временем привело к истощению ее запасов. Разозлившись на моаи, жители острова стали сбрасывать их с платформ, поэтому к началу 19 века почти все статуи были повалены.

К слову, растительность на острове и впрямь довольно скудная: трава, осока, папоротники. Местность выглядит опустошенной: не видно ни деревьев, ни кустов. Но ученые расходятся во мнениях, что привело территорию острова к обезлесению.

Ошибочно обвиненные моаи?

Археологи Терри Хант и Карл Липо с Даймондом категорически не согласны. Они считают, что древние рапануйцы были миролюбивыми скульпторами и умелыми земледельцами, а не амбициозными враждующими друг с другом истребителями леса.

После раскопок на пляже Анакена они заявили: первые жители на острове появились не раньше 1200 года, полностью извести леса за 500 лет они просто не могли. По мнению Канта и Липо, причиной гибели леса стали полинезийские крысы, поедающие семена деревьев – это подтверждается найденными археологами плодами вымершей гигантской пальмы, на которой заметны небольшие вмятины от зубов.

Эти же исследователи выдвинули гипотезу о том, что статуи моаи передвигались по острову вертикально при помощи небольшой группы человек, которым не нужны были приспособления из древесины. С данной теорией согласилось большинство ученых, она также подкрепляется устным народным творчеством и большим количеством древних рисунков.

Бывший губернатор острова Рапануи однажды поведал археологам о том, что сама форма статуй делала их «прямоходящими»: выпуклые животы статуй клонили фигуру вперед, а форма основания давала возможность раскачивать их из стороны в сторону.

Хант и Липо решили протестировать данный способ перемещения. Эксперимент доказал: при наличии трех прочных веревок 18 человек, приноровившись, могут с легкостью передвинуть 5-тонную статую на сотни метров.

Конечно, некоторые скульптуры, перемещаемые древними рапануйцами, были гораздо больше участвующей в эксперименте, да и путь им предстоял более сложный: десятки километров по холмистой местности. Видимо, в связи со всеми этими трудностями десятки истуканов так и не добравшись до места назначения, остались лежать вдоль дороги, ведущей от каменоломни.

Статуи моаи в наши дни

Как было сказано выше, Джеймс Кук во время своего визита на остров заметил, что некоторые моаи опрокинуты лицом вниз – до него никто из путешественников не замечал подобного.

Многие ученые связывают падение статуй в начале 70-х годов 18 века (т. е. незадолго до приезда Кука) с началом гражданской войны между «длинноухими» и «короткоухими» жителями острова. Другие исследователи заявляют, что виной всему землетрясения и цунами.

В последний раз стоящие статуи застала французская эскадра, зашедшая на остров Пасхи в 1830 году. С тех самых пор никто из европейцев не видел статуй моаи, установленных непосредственно древними рапануйцами. Все существующие сегодня на острове скульптуры были восстановлены в 20 веке. Не так давно – в 90-е годы прошлого столетия – прошла последняя их реставрация.

Кстати, чтобы увидеть моаи, вовсе необязательно отправляться за тридевять земель (а расстояние от Москвы до острова Пасхи почти 16 тыс. км): со скульптурой Хоа-Хака-Нана-Иа, например, можно ознакомиться в Британском музее, куда ее доставили еще в 1868 году.

Но лучше все же побывать на острове, тем более что для проживания и развлечения туристов на Рапануи сегодня есть все условия: организованы экскурсии, дают представления театры, работают музеи, магазины, рестораны, клубы.

Но главное, там есть возможность окунуться в историю, испытать целую гамму эмоций при виде мощных исполинов, проникнуться духом древних рапануйцев, а может быть, даже зарядиться священной силой острова – маной – на долгие годы вперед. Остров Пасхи всегда ждет своих путешественников!

Находящегося в южной части Тихого океана, на расстоянии почти 4000 километров к западу от побережья Чили. Этот остров, называемый также Рапа-Нуи, был обнаружен в пасхальное воскресенье в 1722 году голландским капитаном. В то время он был почти необитаем, однако на его территории находились сотни гигантских статуй, весом в несколько тонн каждая. Традиционным термином для названия этих истуканов стало

слово «моаи». Статуи имеют безглазое лицо. Самая большая из них - Паро, весит около 82 тонн и имеет высоту около 9,9 метров.

Так кто же построил их и как они туда попали? Никто до сих пор не знает точного ответа на эти вопросы, но многие пытаются найти разгадку. Для жителей острова было практически невозможным вырезать и поставить моаи в вертикальное положение без транспорта, лишь своими примитивными орудиями.

Одна из теорий предполагает, что остров Пасхи был заселен полинезийскими моряками, которые путешествовали на своих каноэ, руководствуясь звездами, ритмами океана, цветом неба и формой облаков. Впервые они прибыли на остров в 400 году Возможно, на острове существовало два класса жителей - с короткими и длинными ушами. Длинноухие люди были правителями и заставляли короткоухих вырезать моаи. Именно поэтому статуи на острове Пасхи в большинстве своем имеют длинные уши. Затем короткоухие люди восстали и убили всех длинноухих.

По всей видимости, статуи острова Пасхи были вырезаны из верхнего края стены вулкана, находящегося на острове. Перемещали их с помощью веревок, сделанных из древней жесткой травы. Веревку оборачивали вокруг моаи, а затем большая группа

мужчин тянула за один ее конец вперед.

Другая группа, меньшая по численности, выступала в качестве противовеса и тянула другой конец веревки назад.

Таким образом статуи острова Пасхи двигали к океану. Перемещение одного истукана могло длиться месяц, так как этот процесс был очень трудным.

Население достигло, как полагают, 11 тысяч человек. Из-за малых размеров острова его ресурсы стремительно истощались.

Когда все они были исчерпаны, люди прибегли к каннибализму - начали есть друг друга. Работа над статуями прекратилась. Когда

первые европейцы прибыли на остров, большинство жителей уже вымерло.

Другой вопрос заключается в том, какие функции несли моаи и для чего они были возведены. Археологический и иконографический анализ показывает, что статуи острова Пасхи были символами власти, как религиозной, так и политической.

Помимо этого, для людей, их создавших, они фактически являлись хранилищами священного духа.

Независимо от того, для чего были предназначены моаи и почему они были построены, сегодня их популярность выше, чем когда-либо.

В настоящее время на острове процветает современная индустрия туризма, сотни путешественников и любителей неизведанного приезжают туда, чтобы своими глазами увидеть величественных истуканов, устремляющих взгляд на море.

Моаи острова Пасхи

Моаи (статуя, истукан, рапануйский идол) - каменные монолитные статуи.

Эти каменные истуканы самых разных размеров - от 3 до 21 метра. В среднем, вес одной статуи составляет от 10 до 20 тонн, но есть среди них и настоящие колоссы весом от 40 до 90 тонн. С этих каменных статуй началась слава острова Пасха (Пасхи).

Было совершенно непонятно, как они могли появиться на затерянном в океане островке со скудной растительностью и «диким» населением. Кто вытесал их, приволок на берег, водрузил на специально сделанные постаменты и увенчал увесистыми головными уборами? По версии участников экспедиции под руководством профессора Э. Мулдашева на остров Пасхи, его в своё время населяли 1 200 000 каменных истуканов, которые умели ходить. Эрнст Мулдашев считает, что у них была особая миссия на этой земле.

Гипотеза о том, что истуканы острова Пасхи являются своеобразными каменными Чипами Смерти, возникла у нас на основании изучения тибетской медицины. Дело в том, что у истуканов как бы нивелированы многие части тела (нет ног, почти нет черепа, отсутствуют контуры спины, лишь намёком показаны руки и т. д.), зато выпячены и подчёркнуты глаза, нос, уши и рот, которые в тибетской медицине считаются органами смерти, поскольку именно через них последняя и входит в организм человека.

Следует отметить, что в клетках организма недавно обнаружен так называемый ген апоптоза, или «ген смерти». Смерть как бы заложена в генетической программе клетки. Однако методы воздействия на «ген смерти» пока ещё не разработаны.

Если предположить, что истуканы острова Пасхи и в самом деле являются «чипами смерти», то как эти каменные статуи могли воздействовать на живые организмы?

Я уже говорил, что во многих преданиях и мифах мира камень считается живым существом, способным, видимо, не только обладать памятью (как чипы в электронике), но и излучать энергию информационного порядка. А если принять во внимание легенды о том, что истуканы ходили, удерживались в вертикальном положении и т. п. за счёт «каменной энергии» Мана , исходящей из подземного мира, то почему бы не выдвинуть гипотезу, что подземная Шамбала через истуканов острова Пасхи воздействовала на течение жизни в наземном мире, регулируя её через Смерть. Вполне понятно, что регуляция течения жизни должна осуществляться через «ген смерти» путём изменения его характеристик в программе жизни клетки. Такое воздействие может быть оказано волновым путём, так как 90–98% генома клетки, по последним научным данным (П. П. Гаряев и др.), составляет волновой компонент.

Вы хотите сказать, что истуканы острова Пасхи навели смертную жизнь на Земле? - Именно так. Если проанализировать древние религии, то можно понять, что телесная жизнь первоначально была заложена как бессмертная. Люди умели менять своё постаревшее тело на новое и молодое, о чём, кстати, свидетельствуют некоторые древние статуи в Латинской Америке. Это было во времена Лемурии, когда на Земле жили 10-метровые гиганты. Но даже эти прекрасные люди не избежали, как описывается, греха посчитать себя всемогущими и стали использовать технологии заклинаний со злыми целями. Наказание пришло в виде апокалипсиса, во время которого утонула основная часть Лемурии. После этого, около 4 000 000 лет тому назад, боги решили сделать земную жизнь смертной, чтобы люди не могли менять свои тела. Для этого, наверное, и были созданы истуканы острова Пасхи, которые постепенно вводили «ген смерти» в тела людей и всего живого.

Тур Хейердал пытался путём раскопок достичь основания одного из истуканов, но это ему не удалось. Основание уходило невесть куда под землю. Что вы думаете об этом?

Насчитывается несколько десятков таких истуканов в районе вулкана Рано-Рараку. Когда мы определяли направление их «взгляда», то оказалось, что все они смотрят только на запад, охватывая угол в 180 градусов, с разницей направления «взгляда» каждого истукана в 15 градусов. Это показалось нам любопытным. Дело в том, что в тибетской медицине считается, что запад - это закат, или смерть, а восток - это восход, или жизнь. Тибетская медицина исходит из принципа «микрокосм макрокосма», по которому считается, что Земля является клеточкой разумного Космоса, а человек - клеточкой Земли. Поэтому понятия «запад» и «восток» проецируются и на человека. И вполне можно допустить, что стационарные истуканы, торчащие из-под земли, являлись как бы «антеннами Шамбалы», которые управляли работой «мобильных истуканов», направляя их смертельное излучение в тот или иной сектор именно Западного полушария, как положено по принципу «микрокосм макрокосма» для регуляции жизни.

Статуи имеют чрезвычайно странный вид - у них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах «шапки» из красного камня. К какому человеческому племени принадлежали те, чьи портреты остались на острове в виде моаи? Заостренный приподнятый нос, тонкие губы, слегка выпяченные как бы в гримасе насмешки и презрения. Глубокие выемки под надбровными дугами, большой лоб - кто они?

Все 300 лет, которые прошли с того момента, ученые и исследователи пытаются узнать все тайны рапануйской цивилизации, которая когда-то проживала на территории этого острова и ответить на вопрос: кто построил эти монументы?

Многие исследователи, которые занимались изучением этих статуй, пришли к заключению, что местные жители не могли в такой изоляции (остров находится посреди океана) получить знания, которые были бы достаточны, что создать подобные монументы. Более того, похожие статуи (их называют моаи) были найдены во время раскопок в Тиахуанако (Боливия) и на территории Маркизских островов (Полинезия).

Итак, остров Пасхи - один из самых удаленных от суши островов в мире…

  • Территории острова расположены почти в 4000 км от берегов Южной Америки, в юго-восточной части Тихого океана
  • Площадь острова - 163,6 кв.км, на которой сегодня проживает порядка 5000 человек
  • Основная часть населения живет в столице острова - городе Ханга-Роа. Он является единственным городом на острове, где также есть еще 2 небольших поселения: Матавери и Моероа

Остров Пасхи - наивысшая точка над уровнем океана в огромной возвышенности, которое называют Восточно-Тихоокеанское поднятие.

Местные легенды утверждают, что остров Пасхи когда-то был лишь частью одной большой страны (многие считают его оставшейся частью ). Примечательно, что легенда выглядит правдоподобно, так как сегодня на острове можно найти много доказательств этой легенды: дороги, которые ведут прямо в океан, множество подземных тоннелей, которые начинаются в местных пещерах и ведут в неизвестном направлении и другие факты.

Кто построил истуканов острова Пасхи?

Со времени открытия острова, ученые со всего мира выдвигают гипотезы о том, как могли местные жители без современных технологий построить статуи и как они транспортировали такие массивные каменные блоки от каменоломни (она находится в 7 км от места расположения статуй). Ведь население острова даже во времена своего расцвета не превышало 4000 человек.

Всего на острове 887 монолитные статуи. Высота моаи колеблется от 4-х до 20-и метров, некоторые из них размещены на постаментах из камня, самые огромные - погружены в почву возле вулкана Рано Рараку. На некоторых статуях присутствует «головной убор» - каменные шапки. Самый огромный из истуканов острова Пасхи высотой 21,6 м, его вес, по оценкам специалистов, около 160 тонн.

Чуть меньше половины статуй (394 шт.) так и остались в каменоломне. Некоторые из них лежат там не завершенные до конца, часть установлена на площадке на склонах кратера. Все эти статуи не вырубили до конца, как будто что-то помешало это сделать. Они так и находятся там, в ожидании своей транспортировки.

Недавно археологи ошеломили мировую общественность, раскопав одну из статуй. Оказалось, что каждая статуя имеет «тело», которое спрятано под землей. На «туловищах» истуканов острова Пасхи обнаружили неизвестные петроглифы, значение которых до сих пор неизвестно.

Многие исследователи, узнав об открытии, предположили, что статуи были засыпаны до уровня шеи в следствие мощного цунами, которое ударило по острову еще во времена Великого потопа. Вода принесла с собой разрушения и грязь, которые в последствии и спрятали тела моаи вглубь почвы.

Но кто же построил эти статуи? Несомненным доказательством того, что это сделала высокоразвитая цивилизация, являются платформы, на которых стоят статуи. А точнее - непонятный метод их изготовления. Они построены по принципу полигональной кладки, когда огромные массивные блоки каменных пород идеально подгоняются друг под друга и укладываются без применения какого-либо связующего вещества (раствор, цемент и т.п.). Такую кладку можно наблюдать в комплексе пирамид в Гизе (Египет), и других мегалитических сооружениях, которые с каждым годом все чаще открывают в самых разных точках планеты.

Местные легенды рассказывают о том, что статуи передвигались силой «маны» — мыслями людей, которые их строили. Древнейшие архитекторы, согласно сказаниям, использовали какой-то камень Те Пито Кура, который позволял им концентрировать свою энергию и передвигать огромные предметы по воздуху.

Во время раскопок на острове Пасхи, известный норвежский антрополог Т. Хейердал в 1987 году откопал на глубине нескольких метров массивную стену из камней-мегалитов. Он удивился, так как технология изготовления этих блоков была идентична с той, которую он видел в комплексе Мачу-Пикчу и .

Исследователь из США, Дж. Чечрвард, высказал предположение о том, что строители этих монументов использовали настолько продвинутые технологии, что они в десятки и сотни раз превосходили современные. Он предположил, что истуканы острова Пасхи перемещались в готовом виде благодаря использованию антигравитации. Это позволяло цивилизации, которая по оценкам современных историков, исчезла больше 20 000 лет назад, создавать такие массивные сооружения и с легкостью перемещать огромные объекты.

Остров Пасхи, занимающий 117 кв. км. - одно из наиболее уединенных мест обитания (на ряду с архипелагом Тристан-да-Кунья): он расположен в Тихом океане на расстоянии более 3700 км. от ближайшего континента (Южная Америка) и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова (Питкейрн).

Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель - капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.

Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.

Интересно, что адмирал Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса - английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.

Однако современное изучение прилегающих вод показало, что это маловероятно.

Остров Пасхи расположен в 500 км от гряды подводных гор, известных как Восточно-Тихоокеанское поднятие, на литосферной плите Наска. Остров находится на вершине огромной горы, сформировавшейся из вулканической лавы. Последнее извержение вулканов на острове произошло 3 миллиона лет назад. Хотя некоторые учёные предполагают, что оно произошло 4,5-5 миллионов лет назад.

Согласно местным легендам, в далёком прошлом остров был больших размеров. Вполне возможно, что так было в ледниковый период плейстоцена, когда уровень Мирового океана был ниже на 100 метров. Согласно геологическим исследованиям остров Пасхи никогда не был частью затонувшего континента

Мягкий климат острова Пасхи и вулканическое происхождение должны были бы сделать его райским уголком, вдали от проблем, одолевающих остальной мир, однако первым впечатлением Роггевена от вида острова было как от опустошенной местности, покрытой высохшей травой и выжженной растительностью. Не видно было ни деревца, ни кустиков.

Современные ботаники обнаружили на острове только 47 видов высших растений, характерных для этой местности; в основном это трава, осока и папоротники. В список входят также два вида карликовых деревьев и два вида кустарников. При такой растительности обитатели острова не имели никакого топлива для согревания в холодную, влажную и ветреную зиму. Из домашних животных были только куры; не было летучих мышей, птиц, змей или ящериц. Нашлись только насекомые. Всего на острове жило около 2000 человек.

Жители острова Пасхи. Гравюра 1860 года

Сейчас на острове живет около трех тысяч человек. Из них только 150 человек - чистокровные рапануйцы, остальные же - чилийцы и метисы. Хотя опять-таки не совсем понятно, кого именно можно считать чистокровными. Ведь еще первые высадившиеся на острове европейцы с удивлением обнаружили, что жители Рапануи - полинезийское название острова - этнически неоднородны. Знакомый же нам адмирал Роггевен писал, что на открытой им земле жили белые, смуглые, коричневые и даже красноватого оттенка люди. Их язык был полинезийским, относящимся к диалекту, изолированному примерно с 400 г. н. э., и характерному для Маркизских и Гавайских островов.

Совершенно необъяснимыми казались около 200 гигантских каменных изваяний - «Моаи», расположенные на массивных постаментах вдоль побережья острова с жалкой растительностью, вдали от каменоломен. Большинство статуй располагались на массивных постаментах. Еще не менее 700 скульптур, в разной степени готовности, были оставлены в карьерах или на древних дорогах, связывающих карьеры с побережьем. Складывалось впечатление, что скульпторы внезапно оставили свои инструменты и прекратили работу..

Далекие мастера вырубали «моаи» на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км. Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн. Каменные аху - платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.

В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы.

Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов. Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось. Существует множество гипотез передвижения «моаи», некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно - это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.

Удивительно и то, что в 1770 г. статуи еще стояли, Джеймс Кук, побывавший на острове в 1774 год, упоминал лежащие статуи, до него никто ничего подобного не замечал. В последний раз стоящие истуканы видели в 1830 г. Тогда на остров заходила французская эскадра. С тех пор оригинальных, то есть установленных самими жителями острова, статуй никто больше не видел. Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке. Последняя реставрация пятнадцати «моаи», расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно - с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.

Во второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке - верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год. При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр - скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману. Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.

Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке - черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии. Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.

Зачем аборигены острова Пасхи высекали статуи «моаи» в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?

Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях. Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках - знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает - рукопись для декламации. Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний.

Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.

По одной из версий остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э. (хотя по данные радиоуглеродного анализа, полученные учёными Терри Хантом и Карлом Липо из Калифорнийского университета (США) в ходе исследования восьми образцовдревесного угля из Анакены, свидетельствуют о том, что остров Рапа-Нуи был заселён примерно в 1200 г. н. э.,) Островитяне выращивали бананы, таро, сладкий картофель, сахарный тростник, тутовник. Кроме кур, на острове были также крысы, прибывшие с первыми переселенцами.

Период изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.

Кропотливая работа археологов и палеонтологов показала, что примерно за 30 000 лет до прибытия людей и в первые годы их пребывания остров вовсе не был таким пустынным, как сейчас. Субтропический лес из деревьев и мелколесья возвышался над кустарниками, травами, папоротником и дерном. В лесу росли древесные маргаритки, деревца хаухау, из которых можно делать канаты, и торомиро, которое пригодно в качестве топлива. Имелись также разновидности пальм, которых сейчас нет на острове, но раньше их было так много, что подножие деревьев было плотно укрыто их пыльцой. Они родственны чилийской пальме, которая вырастает до 32 м и диаметром до 2 м. Высокие, без ветвей, стволы были идеальным материалом для катков и сооружения каноэ. Они также давали съедобные орехи и сок, из которого чилийцы делают сахар, сироп, мед и вино.

Относительно холодные прибрежные воды обеспечивали рыбную ловлю только в нескольких местах. Основной морской добычей были дельфины и тюлени. Для охоты на них выходили в открытое море и применяли гарпуны. До прихода людей остров был идеальным местом для птиц, т. к. у них не было здесь никаких врагов. Здесь устраивали гнездовья альбатросы, олуши, фрегаты, глупыши, попугаи и другие птицы - всего 25 видов. Это было, вероятно, богатейшее гнездовье во всем Тихом океане.

Примерно в 800-х годах началось разрушение лесов. Все чаще стали встречаться слои древесного угля от лесных пожаров, все меньше становилось древесной пыльцы и все больше появлялась пыльца от трав, приходивших на смену лесу. Не позже 1400 г. пальмы исчезли окончательно, причем не только в результате вырубки, но и из-за вездесущих крыс, которые не давали им возможности восстановиться: дюжина сохранившихся остатков орехов, сохранившихся в пещерах, имела следы изгрызенности крысами. Такие орехи не могли прорасти. Деревья хаухау не исчезли полностью, но их уже не хватало на изготовление канатов.

В 15-м веке исчезли не только пальмы, но и весь лес целиком. Он был уничтожен людьми, которые очищали участки для садов, вырубали деревья для постройки каноэ, для изготовления катков под изваяния, для отопления. Крысы поедали семена. Вполне вероятно, что птицы вымирали из-за загрязнения цветов и уменьшения урожая фруктов. Произошло то же, что происходит везде во всем мире, где уничтожают лес: исчезает большинство обитателей леса. На острове исчезли все виды местных птиц и зверей. Была выловлена и вся прибрежная рыба. В пищу пошли мелкие улитки. Из рациона людей к 15 в. исчезли дельфины: не на чем было выходить в море, да и гарпуны не из чего было делать. Дело дошло до каннибализма.

Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.

А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны; раскручивалась спираль соревнования; соперничающие кланы пытались превзойти друг друга, демонстрируя здоровье и мощь подобно египтянам, строившим свои гигантские пирамиды. На острове, как в современной Америке, существовала сложная политическая система распределения имеющихся ресурсов и интегрирования экономики в различных областях.

Гравюра 1873 года из английской газеты «Harper Weekly». Гравюра подписана: «Easter Island Stone Idols Festival Dancing Tatoos» (Фестиваль татуированных танцовщиц у каменных идолов острова Пасхи).

Постоянно растущее население изводило леса быстрее, чем они могли восстанавливаться; все больше места занимали огороды; почва, лишенная леса, родники и ручьи высыхали; деревьев, которые тратились на транспортировку и подъем статуй, а также на строительство каноэ и жилищ, оказалось недостаточно даже на приготовление пищи. По мере уничтожения птиц и животных наступал голод. Уменьшалось плодородие пашен из-за ветровой и дождевой эрозии. Начались засухи. Интенсивное разведение курей и каннибализм не решили проблемы с продовольствием. Подготовленные к перемещению статуи с запавшими щеками и видимыми ребрами - свидетельство начавшегося голода.

При нехватке еды островитяне больше не могли содержать вождей, бюрократию и шаманов, которые осуществляли управление обществом. Выжившие островитяне рассказали первым посетившим их европейцам, как на смену централизованной системе пришел хаос, и воинственный класс победил наследственных вождей. На камнях появились изображения копий и кинжалов, изготовленных воюющими сторонами в 1600-е и 1700-е гг.; они и сейчас разбросаны по всему острову Пасхи. К 1700 г. население составляло от четверти до одной десятой своего прежнего количества. Люди переселились в пещеры, чтобы прятаться от своих врагов. Около 1770 г. противоборствующие кланы начали опрокидывать статуи друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была опрокинута и осквернена в 1864 г.

По мере того, как перед исследователями проявлялась картина упадка цивилизации острова Пасхи, они спрашивали себя: - Почему они не оглянулись, не осознали происходящего, не остановились, пока не было слишком поздно? О чем они думали, срубая последнюю пальму?

Вероятнее всего, катастрофа произошла не внезапно, а растянулась на несколько десятилетий. Изменения, происходящие в природе, для одного поколения были не заметны. Только старики, вспоминая годы своего детства, могли осознать происходящее и понять угрозу, которую несет уничтожение лесов, однако правящий класс и каменотесы, боясь потерять свои привилегии и работу, относились к предупреждениям точно так же, как и сегодняшние лесозаготовители на северо-западе США: «Работа важнее леса!».

Деревья постепенно становились меньше, тоньше и менее значимыми. Когда-то была срезана последняя плодоносящая пальма, а молодые побеги уничтожали вместе с остатками кустарников и подлеска. Никто не заметил гибели последней молодой пальмы.

Флора острова очень бедная: специалисты насчитывают не более 30 видов растений, произрастающих на Рапа-Нуи. Большинство из них было завезено с других островов Океании, Америки, Европы. Многие растения, ранее широко распространённые на Рапа-Нуи, истреблены. Между IX и XVII веками происходила активная вырубка деревьев, которая и привела к исчезновению лесов на острове (вероятно до этого на нём произрастали пальмы вида Paschalococos disperta). Другой причиной было поедание семян деревьев крысами. В связи с нерациональной хозяйственной деятельностью человека и другими факторами возникшая ускоренная эрозия почвы нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству, в результате чего население Рапа-Нуи значительно сократилось.

Одно из вымерших растений - Sophora toromiro, местное название которого торомиро (рап. toromiro). Это растение на острове в прошлом играло важную роль в культуре рапануйцев: из него делались «говорящие таблички» с местными пиктограммами.

Ствол торомиро, диаметром в человеческое бедро и тоньше, часто использовался при строительстве домов; также из него делались копья. В XIX-XX веках это дерево было истреблено (одной из причин стало то, что молодую поросль уничтожали завезённые на остров овцы).

Другое растение острова - тутовое дерево, местное название которого махуте (рап. mahute). В прошлом это растение играло также значительную роль в быту островитян: из луба тутового дерева изготавливалась белая одежда, называемая тапа. После появления первых европейцев на острове - китобоев и миссионеров - значение махуте в быту рапануйцев уменьшилось.

Корни растения ти (рап. ti), или Dracaena terminalis, использовались для изготовления сахара. Также это растение применялось для изготовления порошка тёмно-голубого и зелёного цвета, который затем наносили на тело в качестве татуировок.

Макои (рап. makoi) (Thespesia populnea) использовалось для резьбы.

Одно из уцелевших растений острова, которое произрастает на склонах кратера Рано-Као и Рано-Рараку - Scirpus californicus, используемое при строительстве домов.

В последние десятилетия на острове стала появляться небольшая поросль эвкалипта. В XVIII-XIX веках на остров были завезены виноград, банан, дыня, сахарный тростник.

До прибытия на остров европейцев фауна острова Пасхи в основном была представлена морскими животными: тюленями, черепахами, крабами. До XIX века на острове разводили кур. Виды местной фауны, ранее населявшие Рапа-Нуи, вымерли. Например, вид крысы Rattus exulans, которую в прошлом местные жители использовали в пищу. Вместо неё на остров были завезены европейскими судами крысы вида Rattus norvegicus и Rattus rattus, ставшие переносчиками различных болезней, ранее не известных рапануйцам.

Сейчас на острове гнездятся 25 видов морских птиц и обитают 6 видов наземных птиц.

Статистика по моаи такова. Общее количество моаи - 887. Количество моаи, которые установлены на постаменты аху (Ahu) - 288 (32 процента от общего количества). Количество моаи, которые стоят на склонах вулкана Рано Рараку (Rano Raraku), где находился карьер по высечению моаи - 397 (45 процентов от общего количества). Количество моаи, которые лежат разбросанными по всему острову - 92 (10 процентов от общего количества). моаи имеют разную высоту - от 4 до 20 метров. Самые большие из них стоят одиноко на склоне вулкана Рано Рараку.

Они по шею погружены в осадочные породы, накопившиеся на острове за долгую историю этого кусочка земли. Некоторые моаи стояли на каменных постаментах, называемых туземцами аху . Количество аху превышает три сотни. Размер аху также различен - от нескольких десятков метров до двух сотен метров. Самый большой моаи по прозвищу «El Gigante» имеет высоту 21,6 метра. Он находится в карьере Рано Рараку и весит приблизительно 145-165 тонн. Самый большой моаи, стоящий на постаменте, расположен на аху Те Пито Кура (Ahu Te Pito Kura). Он имеет прозвище Паро (Paro), его рост около 10 метров, а вес - около 80 тонн.

Загадки острова Пасхи

Остров Пасхи полон загадок. Повсюду на острове можно увидеть входы в пещеры, каменные площадки, желобчатые аллеи, ведущие прямо в океан, огромные статуи, знаки на камнях.

Одной из главных загадок острова, не дающей покоя уже нескольким поколениям путешественников и исследователей, остаются совершенно уникальные каменные статуи - моаи. Это каменные истуканы самых разных размеров - от 3 до 21 метра. В среднем, вес одной статуи составляет от 10 до 20 тонн, но есть среди них и настоящие колоссы весом от 40 до 90 тонн.

С этих каменных статуй началась слава острова. Было совершенно непонятно, как они могли появиться на затерянном в океане островке со скудной растительностью и «диким» населением. Кто вытесал их, приволок на берег, водрузил на специально сделанные постаменты и увенчал увесистыми головными уборами?

Статуи имеют чрезвычайно странный вид - у них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах «шапки» из красного камня. К какому человеческому племени принадлежали те, чьи портреты остались на острове в виде моаи? Заостренный приподнятый нос, тонкие губы, слегка выпяченные как бы в гримасе насмешки и презрения. Глубокие выемки под надбровными дугами, большой лоб - кто они?

На некоторых статуях - высеченные в камне ожерелья, или татуировка, нанесенная резцом. Лицо одного из каменных гигантов испещрено дырочками. Быть может в древние времена жившие на острове мудрецы, изучавшие движение небесных светил, татуировали лица картой звездного неба?

Глаза статуй смотрят в небо. В небо - такое же, как и тогда, когда столетия назад, для приплывших из-за горизонта открылась новая родина?

В прежние времена островитяне были убеждены, что моаи охраняют их землю и их самих от злых духов. Все стоящие моаи повернуты лицом к острову. Непостижимые, как время, они погружены в молчание. Это таинственные символы ушедшей цивилизации.

Известно, что скульптуры выкались из вулканической лавы на одной из оконечностей острова, а затем готовые фигуры переносились по трем главным дорогам к местам церемониальных постаментов - аху - разбросанных вдоль береговой линии. Длина самого большого ныне разрушенного аху составляла 160 м, а на его центральной платформе длиной около 45 м располагалось 15 статуй.

Подавляющее большинство статуй лежат незаконченные в каменоломнях или вдоль древних дорог. Некоторые из них застыли в глубине кратера вулкана Рано-Рараку, некоторые выходят за гребень вулкана и словно направляются к океану. Все как будто остановилось в один момент, охваченное вихрем неизвестного катаклизма. Почему скульпторы внезапно прекратили свою работу? Все оставлено на месте - и каменные топоры, и незаконченные статуи, и каменные гиганты, словно застывшие на пути в своем движении, как будто люди просто на минуту оставили свою работу да так и не смогли вернуться к ней.

Некоторые статуи, прежде установленные на каменных площадках, повалены и расколоты. То же относится и к каменным платформам - аху.

Конструирование аху требовало не меньше усилий и искусства, чем создание самих статуй. Требовалось сделать блоки и из них сложить ровный пьедестал. Плотность, с которой кирпичи прилегают друг к другу поражает. Для чего сооружались первые axу (их возраст порядка 700-800 лет), до сих пор неясно. В последующем их нередко использовали как места погребений и увековечивания памяти вождей.

Раскопки, проведенные на нескольких участках древних дорог, по которым, предположительно, островитяне переносили многотонные статуи (иногда на расстояние более 20 километров), показали, что все дороги явно обходят плоские участки. Сами дороги представляют собой ложбины V или U-образной формы шириной около 3,5 метров. На некоторых участках присутствуют длинные соединительные фрагменты, по форме напоминающие бордюрный камень. В некоторых местах отчетливо видны столбы, вкопанные за пределами бордюров, - возможно, они служили опорой некому приспособлению вроде рычага. Точной даты строительства этих дорог ученые пока не установили, однако по предположениям исследователей процесс перемещения статуй был закончен на острове Пасхи примерно к 1500 году до н.э.

Еще одна загадка: простые расчеты показывают, что за сотни лет небольшое население не смогло бы вытесать, перевезти и установить даже половину имеющихся статуй. На острове были найдены древние деревянные таблички с вырезанными письменами. Большая часть их была утрачена во время покорения острова европейцами. Но некоторые таблички сохранились. Письмена шли слева направо, а потом в обратном порядке - справа налево. Расшифровать начертанные на них знаки долго не удавалось. И только в начале 1996 года в Москве было объявлено о том, что все 4 сохранившиеся текстовые дощечки расшифрованы Любопытно, что в языке островитян есть слово, обозначающее медленное передвижение без помощи ног. Левитация? Не использовался ли этот фантастический способ при транспортировке и установке моаи?

И еще одна загадка. На старых картах около острова Пасхи изображены другие территории. Устные предания повествуют о медленном опускании земли под воду. Другие легенды рассказывают о катастрофах: об огненном посохе бога Увоке, расколовшем землю. А не могли ли здесь существовать в древние времена более крупные острова или даже целый материк с высокоразвитой культурой и техникой? Для него даже придумали красивое название Пасифида.

Некоторые ученые предполагают, что до сих пор существует некий клан (орден) пасхальцев, который сохраняет секреты предков и скрывает их от непосвященных в древние знания.

У острова Пасхи существует множество названий:

  • Хититеаираги (рап. Hititeairagi), или Хити-аи-ранги (рап. Hiti-ai-rangi);
  • Текаоухангоару (рап. Tekaouhangoaru);
  • Мата-Китераге (рап. Mata-Kiterage - в переводе с рапануйского «глаза, смотрящие в небо»);
  • Те-Пито-те-хенуа (рап. Te-Pito-te-henua - «пуп земли»);
  • Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui - «Великий Рапа»), название в основном использовавшееся китобоями;
  • остров Сан-Карлос (англ. San Carlos Island), названный так Гонсалесом Дон Фелипе в честь короля Испании;
  • Теапи (рап. Teapi) - так называл остров Джеймс Кук;
  • Ваиху (рап. Vaihu), или Ваихоу (рап. Vaihou), - этим названием также пользовался Джеймс Кук, а позже Форстер Иоганн Георг Адам и Лаперуз Жан Франсуа де Гало (в его честь названа бухта на северо-востоке острова);
  • остров Пасхи (англ. Easter Island), названный так голландским мореплавателем Якобом Роггевеном, потому что он открыл его в день Пасхи 1722 года.
  • Очень часто остров Пасхи называют Рапа-Нуи (в переводе «Большой Рапа»), хотя оно не рапануйского, а полинезийского происхождения. Такое название остров получил благодаря таитянским мореплавателям, использовавшим его, чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа, лежащий в 650 км к югу от Таити. Само название «Рапа-Нуи» вызвало множество споров среди лингвистов по поводу правильного написания этого слова. Среди англоговорящих специалистов слово «Rapa Nui» (2 слова) используется для наименования острова, слово «Rapanui» (1 слово) - когда идёт речь о народе или местной культуре.