Примеры анализа письменных источников по истории. Обучение постановке вопросов к ИД. Этапы работы с историческими документами

    Филиал

    федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    в г. Железнодорожном Московской области

    (Филиал РГГУ в г. Железнодорожном)

Масалков Никита Игоревич

АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА

    Контрольная работа по источниковедению студента

    специальности Документоведение и ДОУ

    группы ДОУ-3

    Железнодорожный 2012

Введение…………………………………………… ………………3

Тип, происхождение источника………………… ……………….4

Структура, содержание документа.

Его подлинность и достоверность……… ……………………….5

Характеристика ценности источника……………………………7

Заключение……………………………………… …………………9

Список использованной литературы…………………………....10

Приложение 1……………………………………………………...11

Приложение 2……………………………………………………...12

Введение

Рост и развитие общества на современном этапе предполагает использование, передачу, хранение огромного количества информации. Документ, будучи ее носителем, занимает одну из основных позиций в этом процессе. Однако, степень полезности и информативности документов бывает разной, и необходимо постоянно осуществлять отбор и анализ различных информационных источников для определения их возможного использования в научно-исследовательских и практических целях.

Кроме того, важно не только верно распознать информативный и полезный документ, но и доказать его подлинность, в противном случае, информация, почерпнутая из него не будет иметь никакой реальной ценности.

В связи с этим, весьма актуальной остается проблема корректного анализа исторических источников, дошедших до наших дней.

Тема данной работы – анализ исторических источников.

Цель данной работы – рассмотрение этапов и порядка анализа исторических источников на примере практического анализа одного источника.

В соответствии с темой и целью работы, были практически осуществлены такие этапы анализа источников, как определение типа источника, автора, условий, цели его создания, определение подлинности и достоверности источника, а также его практической и научной ценности.

В процессе подготовки работы были использованы вспомогательные материалы и литература.

Тип, происхождение источника

Рассматриваемый в данном анализе исторический источник является дипломом о присвоении степени по окончании института.

Этот источник относится к типу письменные источники. Принимая во внимание определение подвидов письменных источников, можно сделать вывод о принадлежности данного источника к виду официальные документы. Это становится очевидно, поскольку данный документ являлся в своем времени официальным, был подкреплен официальной печатью, и создавался должностным лицом в рамках выполнения своих должностных функций.

Автор документа – директор С.-Петербургского Практического Технологического Института, что можно определить по подписи в конце документа. В тексте источника также есть пометка о том, что автор документа являлся Действующим Статским Советником.

Цель его создания определяется, исходя из содержания документа, и заключается в официальном подтверждении присвоения выпускнику учебного заведения учебного или профессионального звания (степени).

Структура, содержание документа. Его подлинность и достоверность

Структура документа соответствует документам этого характера и времени создания.

В шапке документа можно различить черно-белое изображение Малого государственного герба Российской Империи.

Под ним располагается заглавие (название официального документа), а именно «Диплом».

Ниже находится основной смысловой текст документа.

Завершается документ указанием должностей авторов документа, а также различимы личные подписи директора и декана института. Текст заверен печатью Института.

Учебный комитет С.-Петербургского Практического Технологического Института объявляет,что Андрей Осипович Зеленцов, окончивший курс Механического отделения в 1879, удостоен степени Инженер-Технолога, и утвержден в ней Г.Управляющим Министерства Финансов 10 сентября 1879 года. Зеленцов, при вступлении в государственную службу, на штатную должность техника, получает чин коллежского секретаря и имеет право возводить фабричные и заводские здания и другие помещения, а также производить строительные работы, состоящие в ведении и под надзором Министерства путей Сообщения, и занимать в Министерстве должности, с которыми связано производство строительных работ. Также Зеленцову предоставлялись права и преимущества, согласно законам Российской Империи связанные со степенью Инженер-Технолога. В подтверждение чего Зеленцову был выдан диплом с приложением Институтской печати.

Вышеупомянутые особенности документа (в частности, печать Института, наличие личных подписей), а также принадлежность документа к официальным источникам позволяет сделать положительное заключение о вероятной подлинности источника, а также о его достоверности.

Характеристика ценности источника

Анализируя информативность документа и его научно-исследовательскую и практическую ценность, следует обратить внимание на некоторые детали, указанные в тексте документа.

Автор документа ссылается на точные даты утвержденных мнений Государственного Совета, на основании которых окончившему институт в степени Инженер-Технолог полагалось получить чин Коллежского Секретаря. Данные сведения могут быть чрезвычайно полезны при исторических исследованиях как сами по себе, так и в непосредственной связи с иными документами, поскольку являются весьма точным хронологическим сопоставлением даты и события.

Также можно сделать вывод, что степень Инженера-Технолога предполагала наличие права производить строительство фабричных и заводских зданий.

Вместе с тем, в тексте источника упоминается связь данной статуса с деятельностью, подконтрольной Министерству путей Сообщения, что, во-первых, указывает на наличие подобного министерства в вышеупомянутый период, и, во-вторых, позволяет более корректно распознать, какие именно преимущества и права давало наличие степени Инженера-Технолога.

Анализируя данный источник, можно также составить заключение о форме и порядке оформления официальных документов, а именно, дипломов, во время его создания. Эти данные являются достаточно высоко информативными и полезными в использовании в области документоведения.

Этот исторический источник может быть также полезен при проведении исследований в лингвистической области, так как позволяет анализировать грамматику и речевые обороты официальных документов того времени.

Заключение

Проведенный анализ вышеупомянутого исторического источника позволил сделать необходимые выводы о подлинности и достоверности источника. Кроме того, на основании содержания документа, было составлено заключение об авторстве документа, о цели и месте его создания. Эти данные в дальнейшем будут являться вспомогательными при определении ценности документа с точки зрения его научно-исследовательского и практического использования.

Таким образом, подводя итоги проделанной работы, следует сделать вывод о том, что проведение анализа исторического источника является основополагающим и необходимым этапом в определении его исторической ценности и полезности обществу и науке. Благодаря корректно проведенному анализу можно будет определить необходимость и сроки хранения документа, а также составить его характеристику, которая будет способствовать удобству обращения к нему в дальнейших исследованиях при возникновении такой необходимости.

Список использованной литературы

  1. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования – М.: Литература, 2003 – 440 с.
  2. Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 464 с.
  3. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева; Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т "Открытое о-во". - М., 1998. - 701 с.

Приложение 1

Оригинальный текст документа

Диплом.

Учебный комитет С.-Петербургского Практического Технологического Института сим объявляет, что Андрей Осипович Зеленцов, 25 лет от роду, православного вероисповедания, окончив полный курс науки по Механическому отделению в 1879, удостоен Учебным Комитетом Института степени Инженер-Технолога, в каковой и утвержден Г.Управляющим Министерства Финансов 10 сентября 1879 года. По сему, на основании Высочайше утвержденных во 2-й день Ноября 1976 г. и 16 день Мая 1878 г. мнений государственного совета, при вступлении в государственную службу, на штатную должность техника, Зеленцов получает чин коллежского секретаря и имеет право возводить фабричные и заводские здания с их принадлежностями, и другие помещения, в непосредственной связи с ними находящиеся, а также производить строительные работы, состоящие в ведении и под надзором Министерства путей Сообщения, и занимать по сему Министерству должности, с коими соединено производство строительных работ. _ вообще предоставляются Зеленцову все права и преимущества, законами Российской Империи со степенью Инженер-Технолога соединяемые. В засвидетельствование чего, дан сей диплом от Учебного Комитета С.-Петербургского Практического Технологического Института с приложением Институтской печати. С.-Петербург, октября 6 дня 1879 года.

Приложение 2

Изображение рассматриваемого исторического источника

АЛГОРИТМЫ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ РАЗНЫХ ВИДОВ

Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий

  1. Когда, где и почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания).
  2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?
  3. Объясните основные (новые) понятия, употребляющиеся в тексте документа.
  4. Интересы каких слоёв, групп, классов общества отражают статьи этого документа или он весь в целом?
  5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?
  6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?
  7. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т. д.

Документы международного характера:

договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т. д.

1.Покажите на карте государства, составившие этот документ.

2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.

3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из стран, международной ситуации в целом.

4.Объясните, в чём и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).

5.Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?

6.Какой характер носил этот документ: открытый или секретный – и почему?

7.Дайте обобщающую характеристику этому документу.

8.Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил?

Документы, связанные с политической борьбой:

программы, воззвания, речи политиков, прокламация, декларации и др.

2.Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?

4.Интересы какого слоя населения он выражает?

6.Каковы последствия: реальные или прогнозируемые – осуществление идей этого документа?

7.Дайте историческую оценку документа.

Документы, исторического характера:

хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.

1.Какие исторические факты излагаются в документе?

2.Покажите на карте место, где происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной форме (нехристианской) системе летоисчисления.

4.По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?

Документы личностного характера:

мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.

3.Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?

4.В чём совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?

6.Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?

Документы литературного жанра как исторические памятники эпохи:

Проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и пр.

1.Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.

2.По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т. п. определите примерное время действия или написания произведения. (Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху…)

3.Какие образы исторических героев, событий создаёт автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искажённым, предвзятым это сделал?

5.К какому общественному слою, группе населения принадлежит автор? На сколько он оказался объективным и бесстрастным в передаче событий или автор к этому совершенно не стремился?

6. В каких других литературных произведениях вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространённость?

Памятка для комментирования газетных сообщений

1.Какова тема сообщения?

2.Что тебе известно об упоминаемых в сообщении политических партиях, организациях, деятеля. Охарактеризуй их.

3.В какой обстановке (экономической, политической) происходит данное событие? 4.Какова связь события (явления) с конкретной обстановкой? Каковы общие и непосредственные причины события? Как развивалось событие (явление) до настоящего времени?

5.Какие закономерности или существенные черты современного развития появились в событии? Охарактеризовать его сущность.

6.Известны ли тебе другие подобные события, происходившие в данной стране за послевоенное время? Является ли событие, О котором сообщает газета, обычным для данной страны или его следует рассматривать как исключительное? Попытайся определить общие черты такого рода событий (явлений).

6.Каковы тенденции развития события или явления? Если это событие ещё только развивается, то каковы могут быть его результаты (исход), каковы его последствия (или возможные последствия) и влияние на обстановку?

Сделай выводы о значении события. Каковы его уроки?


СХЕМА АНАЛИЗА ИСТОЧНИКА

    Происхождение текста

    Кто написал этот текст?

    Когда был написан текст?

    Какого типа этот текст? (письмо, дневник, официальный документ и т.д.)

    Это полный текст или отрывок? Если это отрывок, кто его приготовил? Чем руководствовался человек, выбиравший отрывок?

    Каково содержание текста? Посмотри, на какие части делится текст? Предложи свои названия для основных частей текста. Выдели самые важные слова, самые важные имена, самые важные события, упоминаемые в тексте. Если ты встретишь слова, имена и события, которые тебе неизвестны, спроси учителя. Помни, что во многих книгах есть оглавление, именные указатели, таблицы, которые могут помочь тебе разобраться в смысле текста.

    Насколько достоверна информация, содержащаяся в тексте?

    Является ли текст первичным или вторичным источником? (первичным источником считается первый известный нам тест, вторичный источник почерпнул свою информацию из первичного или другого вторичного текста. Первичный источник может быть «опосредованным» свидетельством и часто бывает создан намного позже описываемых событий).

    Субъективность текста

    Все тексты в той или мере субъективны. Автор видит со своей собственной точки зрения. К тому же разные люди часто по-разному объясняют факты. Субъективность может быть неосознанной, но часто источники пишутся с определенной целью. Автор хочет добиться чего-то от кого-то или защитить себя, свою семью, своих близких и т.д..от обвинений, он может пропагандировать какие-то идеи и.т.д. Субъективность часто может быть выявлена через анализ используемых прилагательных, или же отобранных для описания событий.

Для этого важно найти ответ на следующие вопросы:

    Является ли данный источник единственным, описывающим это событие? Если существуют другие, то описывают ли они его также или по-другому? Если по-другому, то в чем заключается разница и как ее можно объяснить?

    Использование источников, для изучения мышления людей

Важно понять, что, если источник субъективен и даже лжив, он может быть использован для решения другой задачи: тот факт, что этот текст был написан, уже важен сам по себе. Если, например, автор субъективно описывает других людей, это может свидетельствовать об отношении к этим людям его самого и ему подобных. Если автор дает осознанно искаженное описание событий, это является доказательством его желания сформировать определенное впечатление у читателя.

    Вопросы к позднейшим интерпретациям

Историки по-своему интерпретируют источники. Они не могут делать это объективно – на них оказывает влияние время, в которое они живут и их надежды на будущее. Они могут также писать исторические книги с определенными намерениями.

Поэтому, при чтении книг, надо задавать следующие вопросы:

    Кто написал эту книгу? Когда и где?

    Это оригинальный текст или перевод?

    Какой это тип книги? Школьный учебник? Книга, написанная для широкой публики? Книга, рассчитанная прежде всего на ее чтение другими историками?

    С какой целью была написана книга? Насколько она субъективна?

СХЕМА РАБОТЫ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ

    Описание иллюстрации

    Люди. Кто они? Их количество, возраст, одежда и т.д. Их взаимоотношения.

    Пейзажи, вещи, растения, животные. Как показаны отношения между человеком и природой? Гармоничны они или нет?

    Пространство изображения. Где мы? На открытом воздухе / в помещении. Можно ли выделить в изображении первый, средний и задний планы?

    Формы и линии. Какие линии преобладают? Вертикальные / горизонтальные / диагональные? Геометрические фигуры: треугольники, четырехугольники, круги.

    Цветовые и световые эффекты. Какие части изображения выделены при помощи резкого освещения или контрастности?

    Движение. Обратите особое внимание на контрасты: застывшее положение / движение, вверх / вниз.

    Положение зрителя. Взгляд червя / нормальная точка зрения / обзор с птичьего полета.

    Композиция. Сбалансировано ли изображение? Если да, то, каким образом это было сделано? На чем, прежде всего, сосредотачивается наше внимание? Как этот эффект достигается?

    Интерпретация / послание

    Кто люди, изображенные на иллюстрации? Иногда это легко определить, в других случаях надо внимательно их рассмотреть и идентифицировать их при помощи различных символов.

    Изображенный сюжет. Что происходит?

    Символы и знаки. Точное описание того, что происходит, часто предполагает объяснение различных символов и знаков. Речь идет не только непосредственно о символах, но так же и о том, что можно узнать по выражению лиц персонажей, движениям, жестам, их положению на изображении, их размерам, соотношению света и тени, и использованию цветов.

    Кто выполнил это изображение, и на кого оно рассчитано? Было ли это изображение заказано художнику? Если да, то кем? Или же идея полностью принадлежит автору? Каковы были его намерения – спровоцировать зрителей, вызвать жалость, убедить в чем-либо, произвести впечатление?

СХЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ УЧЕНИКАМ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИЛИ ОЦЕНИВАТЬ ИСТОЧНИКИ, ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫ КАК ДЛЯ КЛАССНОЙ РАБОТЫ, ТАК И ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО

Попытайтесь ответить на следующие вопросы:

    Для всех типов исторических источников

    Дорогие ученики! Вам предстоит изучив фрагмент исторического источника, используя полученные знания на уроке выполнить ряд заданий. Для тех, кто хотел бы исправить свою оценку за контрольную работу по теме «Культура Руси XIV — XV вв.» — есть шанс ее исправить. Работы можете выслать мне на почту, либо отдать лично в школе. Удачи!

    Икона «Церковь воинствующая» сер. XVI в.

    Фрагмент исторического документа — «Слово об осуждении еретиков Иосифа Волоцкого «(перевод)

    Поскольку теперь новоявленные новгородские еретики - протопоп Алексей, поп Денис, Федор Курицын и многие другие, рассуждающие подобным образом, сотворили много зла, которого ни высказать устами, ни описать словом, ни объять умом, такую хулу изрекли они на Святую Животворящую Троицу, на Пречистую Богородицу, на великого Иоанна Предтечу и на все святыни, и столько осквернений нанесли они святым Божьим церквам, Честному и Животворящему Кресту, всечестным иконам, - и, сотворив столько такого зла, устрашились они ревности православных о благочестии, чтобы увидев такое зло, не осудили те их на соборе в согласии с Божественными установлениями на окончательную гибель в этой жизни и в будущей, - потому-то и приложили они все силы к тому, чтобы ввести в заблуждение православных, и в намерении запугать истинно верующих изрекали такие речи, что, дескать, не нужно осуждать ни вероотступника, ни еретика, ссылаясь в качестве свидетельства на слово Господа, который сказал: «Не осуждайте, чтобы и нас не осуждали», и святого Иоанна Златоуста, который говорит, что никого не нужно ни ненавидеть, ни осуждать - ни неверного, ни еретика, и не нужно также еретика убивать, но если необходимо судить еретика или вероотступника, то пусть его судят по царским и гражданским законам, и не монахи, да и не миряне, если не имеют они отношения к суду…

    О царях же, князьях и судьях говорят святые апостолы, чтобы приняли они власть от Господа Бога для наказания преступников и поощрения добродетельных. Так, верховный апостол Петр говорит: «Ради Господа будьте покорны всякому человеческому учреждению, то есть человеческой власти: царю ли, как верховной власти, князьям ли, как назначенным от него, чтобы наказывать преступников и поощрять добродетельных. Ибо такова есть Божья Воля, чтобы добродетельные обуздывали невежество неразумных людей». Согласно с ним говорит и Павел: «Князья ведь страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и заслужишь похвалу от нее: ибо слуга Бога и тебе во благо. Но бойся, если творишь зло, - не напрасно носит он меч, ибо служитель Бога - гневный отмститель творящему зло».

    Если же кто-нибудь скажет, что святые апостолы и преподобные отцы велели, чтобы цари, князья и владыки отмщали злодеям, - то есть убийцам, прелюбодеям, - воровство, разбой и другие преступления совершающим, но не еретикам и вероотступникам, - то ведь если велено это в отношении убийц, прелюбодеев и совершающих другие преступления, гораздо нужней, чтоб было так с еретиками и вероотступниками, как свидетельствуют об этом Божественные тексты… следует не только осуждать, но предавать жестоким казням, и не только еретиков и вероотступников: знающие про еретиков и вероотступников и не донесшие судьям, хоть и сами правоверны окажутся, смертную казнь примут…

    Теперь скажем и о том, что говорят еретики, - что если и следует, дескать, судить и осуждать еретиков и вероотступников, то лишь царям, князьям, иерархам и правителям областей, а не монахам, которые отреклись от мира и всего, что в мире, а им следует только собой заниматься и не судить никого - ни еретика, ни вероотступника. Но вот что сказано будет такому: если не должны монахи осуждать ни еретика, ни вероотступника, то как Антоний Великий осуждал их?…Да и на все вселенские и поместные соборы приходили монахи, забывая свои монастыри и пустыни и поспешая в города.

    Таким образом, князья и военачальники, частные лица - мужчины и женщины - и каждый православный, осуждая вместе с архиереями и священниками еретиков, составили Божественные Правила, наставляемые Живым и Животворящим Духом. К тому же и гражданские законы прибавили они к Божественным Правилам, по которым еретиков не только осуждают, но подвергают проклятиям и жестоким казням.

    Задания.

    1. Охарактеризуйте историческую эпоху и исторический момент, которому посвящен данный источник?

    2.Сформулируйте проблему исследования на основании данного источника.

    3. Охарактеризуйте источник (условия, цель его создания, информативные возможности,2 достоверность и т.д.) и возможности для анализа выбранной вами проблемы, которые он вам предоставляет.

    Источники —

    1. https://ru.wikipedia.org/wiki
    2. Библиотека Гумер (http://www.gumer.info)

    Классификация исторических источников и их характеристика.

    Проблема классификации. В реальной исторической действительности источники, которые являются документами определœенного исторического времени, теснейшим образом взаимосвязаны. Οʜᴎ образуют единое информационно-коммуникативное поле. В реальной действительности возникает и функционирует не хаотическая масса источников, а их система, целостная совокупность. Каждый отдельный документ, источник – часть этой совокупности, ее элемент, что и определяет некоторые моменты его содержания, новизны или повторяемости информации. Каждая историческая эпоха порождала и продолжает порождать разные типы источников. Отдельные типы существуют на протяжении ряда исторических периодов, другие встречаются лишь в определœенные из них. Для каждого периода истории можно выделить свои типы источников, наиболее характерные для той или иной эпохи.

    Практически для всœех периодов характерны пять типов источников:

    1. Природно-географические

    2. Этнографические

    3. Вещественные

    4. Художественно-изобразительные

    5. Письменные

    Для периода новейшей истории можно выделить и 6-й тип Кино-фото-фонодокументы.

    Природно-географические – данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и др. компонентах окружающей среды. Эти сведения тесно связаны с проблемой влияния окружающей среды на историческое развитие той или иной территории и, с другой стороны, с вопросом о влиянии человека на природу. Окружающая среда накладывает определœенный отпечаток на процесс исторического развития – ускоряя или замедляя его, формируя его специфические местные особенности. К примеру, климат влиял на быт людей - выбор людьми открытого, полуоткрытого или закрытого типа жилища, на хозяйственные занятия и пр. В свою очередь природно-географическая среда зависит от уровня развития общества. Одни и те же реки могут служить в одном случае только средством передвижения, в другом – источником энергии. Одна и та же территория в разное время может использоваться как охотничьи угодья, как объект земледелия или как место разработки полезных ископаемых. Под воздействием человека меняется флора и фауна, речная система сообщений дополняется искусственными каналами, отвоевывается земля у моря, вообще ландшафт континœента приобретает иной вид. Люди распахивают поля, вырубают леса, сжигают растительный покров, осушают болота͵ добывают камень, строят дома, спускают воду из озер, возводят плотины, мельницы, мосты, роют каналы и шахты. Чем интенсивнее внедряются прогрессивные системы хозяйствования, тем сильнее нарушается гармония различных компонентов окружающей среды. При этом определœение степени этого взаимного воздействия в каждом отдельном случае требует конкретного анализа, исследования всœей совокупности причин, влиявших на особенности развития данного региона.

    Этнографические – старинные технологии, обычаи, стереотипы мышления, виды жилищ, костюмы, кухня, фольклор, древние пласты современных языков. В современную эпоху научно-техническая революция и социальный прогресс сопровождаются быстрым исчезновением архаичных традиций. Изучение архаики у отставших в своем развитии народов дает дополнительный материал для изучения истории развитых обществ на ранней стадии их развития. В то же время, нужно учитывать возникновение новых традиций, в том числе в сфере повсœедневной культуры. Изучение их позволяет представить современные народы (в том числе индустриально развитых стран) как живые, развивающиеся общности.

    Вещественные – памятники археологии, постройки, орудия труда, средства транспорта͵ домашняя утварь, оружие и т.д. Вещественные памятники раскрывают перед историком уровень развития техники той или иной эпохи, дают представление об особенностях материальной культуры и научно-технических достижениях и пр.

    Художественно-изобразительные – памятники архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства, отразившие свою эпоху в художественных образах. Памятники изобразительного искусства являются важными источниками по истории быта и нравов. Портреты и скульптура сохранили облик исторических деятелœей. Особенно ценны портреты, созданные до изобретения фотографии. Пейзажи и жанровая живопись, изображения на предметах прикладного искусства помогают восстановить историческую географию, виды жилищ (особенно построенных из недолговечных материалов), одежду, домашний быт и т.д. Очень интересный пример вышесказанного дает фаянсовый «Сервиз с зелœеной лягушкой», заказанный Екатериной II на английской мануфактуре в 1774 году. В этом столовом и десертном сервизе 952 предмета͵ на которых изображены 1244 подлинных вида Англии того периода: пейзажи, архитектурные памятники, замки, аббатства, руины монастырей, иногда даже каменноугольные шахты, глинобитные хижины, плотины, сельские дороги. Многие из этих видов нигде больше не изображались, а начавшийся промышленный переворот резко изменил общий облик страны. Некоторые произведения искусства являются источниками по истории общественной мысли. К примеру, карикатуры О. Домье, насчитывающие 5 тыс. экземпляров, отразили историю Франции за 50 лет, от Июльской монархии до III республики, для установления которой много сделал великий карикатурист.

    Письменные – любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и др. знаками письма. Письменные источники, в свою очередь, можно разделить на 3 класса:

    Документальные (грамоты, формулы, завещания, долговые расписки и пр.)

    Законодательные (правительственные постановления, парламентские акты, эдикты королей, постановления органов самоуправления и пр.)

    Нарративные (повествовательные) – хроники, анналы, письма, биографии, генеалогии, мемуары и пр.

    Фото-фоно- и кинодокументы – дагерротипы, фотографии, звуковые записи, документальные киноленты и пр.

    Исследователь, обычно, пользуется всœеми доступными видами исторических источников. Хотя, чем ближе к нам изучаемое время, тем большее значение приобретают письменные источники. Для периода новой и новейшей истории они наиболее информативны. Разумеется, любая классификация условна, поскольку многие исторические источники могут одновременно рассматриваться как вещественные, художественно-изобразительные и письменные (пергаментные свитки, средневековые рукописи, памятники архитектуры и пр.). Отнесение источника к тому или иному типу определяется той информацией, которая нужна в процессе конкретного исследования. Для какого периода истории легче найти источники? Не нужно думать, что чем ближе к нам изучаемое время, тем легче добыть источники. И в наше время много источников остаются недоступными исследователям. К примеру, трудно ожидать, что даже в наше время орден иезуитов откроет непосвященным доступ к своим документам, без которых столько проблем новой истории остаются абсолютно темными, или что французский банк пригласит специалистов по истории Первой империи исследовать свои реестры, даже самые старые, настолько дух секретности присущ всякой корпорации. И мирное время вовсœе не облегчает доступ к источникам. Тогда как революции иногда открывают сейфы, где хранились секретные документы. Благодаря революциям в государственные архивы попадали документы частных лиц, церковных и прочих учреждений, которые в обычное время не допустили бы к своим архивам исследователœей. Так что историк нового времени или современности иногда оказывается в худшем положении, чем исследователь античности или средневековья. И сейчас документы теряются по небрежности, скрываются по дипломатическим, деловым, семейным соображениям. К примеру, нотариусы не имеют права разглашать деловые операции своего клиента. Причем, они окружают такой же таинственностью и контракты, заключавшиеся клиентами его прадедушки, хотя не несут никакой ответственности, если документы у них истлеют. Крупные предприятия отказываются от публикации статистических данных, которые необходимы для изучения национальной экономики. То есть при изучении современной истории исследователи испытывают тоже немало трудностей. Историк должен учитывать, что много свидетельств, имеющих для науки огромное значение, вообще не сохранилось. В то же время, до нас дошли и такие материалы, которые отражают лишь случайные явления. Но даже источники, зафиксировавшие исторически значимые факты, дают сведения в большинстве случаев о каком-то отдельном фрагменте исторического процесса, а часто и об одном конкретном явлении. По этой причине так важно использовать всœе доступные типы источников. Следует учитывать и то обстоятельство, что авторы и создатели источников в большинстве случаев мало задумывались над тем, какие сведения могут понужнобиться потомкам. Возникновение тех или иных документов вызывалось требованиями жизни, и их содержание отражало жизнь с той стороны, с которой это было важно его создателю. Но даже в тех случаях, когда источники дают, на первый взгляд, ценные сведения об исторических событиях, историки не могут пользоваться ими без проведения предварительной проверки. Перед исследователями возникает ряд вопросов. Нужно прежде всœего доказать подлинность источника и восстановить его в том виде, какой он имел в прошлом. Следует выяснить, играл ли документ или вещественный памятник в прошлой жизни ту роль, которую должен был играть по нашим представлениям. Так, если это орудие труда, то насколько широко оно использовалось; если это текст международного договора – был ли он заключен или остался в проекте. В случае если источник рассказывает о событиях, крайне важно установить, в какой мере автор был о них осведомлен, ᴛ.ᴇ. являлся ли он участником, свидетелœем или только современником событий. Наконец, нельзя забывать, что исторические деятели всœегда выражали интересы определœенных политических и социальных групп, и это отражалось на создаваемых ими документах. Только учитывая всœе это можно выявить реальную основу в сообщениях источников.

    Из этого вытекает, что каждый в отдельности источник нуждается в глубоком, индивидуальном изучении, на основе которого и можно решить вопрос о степени его достоверности, о точности сообщаемых им сведений и о возможности использования его в историческом исследовании. По этой причине овладеть навыками научной критики источников можно только на основе самостоятельной работы над различными документами прошлого, сохранившимися от разных эпох, то есть в процессе практической работы с ними.

    В источниковедении различают три ступени анализа источников.

    Внешняя критика источника - эвристика и герменевтика, ᴛ.ᴇ. сбор источников для изучения той или иной проблемы, точное прочтение текста͵ очищение его от вставок и фальсификаций, выявление лакун, первоначального и вторичного текста и редакторских дополнений (эвристика), определœение происхождения источника (время составления, авторство, место написания), цели и обстоятельства составления источника (герменевтика). Во внешней критике вещественного памятника существуют свои приемы анализа: формальное описание, выявление связей в рамках комплекса, функциональное назначение и др.

    Вторая ступень источниковедческого анализа - внутренняя критика источника. Для письменного источника это воссоздание эпохи, когда жил автор, выявление своеобразия его мировоззрения, политической направленности деятельности, социальной принадлежности, профессиональной подготовки; определœение полноты сообщаемых сведений, их достоверности и точности, подлинности текста или его подделки.

    Третьей ступенью в источниковедческом анализе является объединœение результатов внешней и внутренней критики источника. Определœение связи источников разных типов, сопоставление их по степени достоверности и точности, полнота освещения событий в разных источниках, установление всœей суммы фактов, необходимых для исследования конкретной проблемы, выявление недостающих звеньев в цепи установленных фактов.