Евгений чертовских - шаолиньское ушу

Дахун цюань

Цзиньган цюань

КанЦзя

Лохань цюань

Мэйхуацюань цюань

Пао цюань

Саньшалигунь

Тайцзун Волундао

Полное название этой самой знаменитой в мире школы боевых искусств таково: Ша-олинь-сы цюань-шу, что означает "Искусство кулачного боя монастыря Молодого Леса".

Известная всем легенда гласит, что в 520 году в Китай пришел 28-й патриарх буддизма, индийский миссионер Бодхидхарма, которого китайцы стали называть Путидамо или просто Дамо. Он считал, что буддизм в Поднебесной извращается и пора принести сюда истинный свет учения. Однако миссионер не был понят императором и отправился бродить по Китаю в поисках приверженцев. Так он попал в провинцию Хэнань, где на горе Суншань стоял Шаолиньсы - Монастырь молодого леса. Но и монахи не восприняли проповедь - в ней говорилось, что истина постигается вне слов и письменных знаков, она изначально существует в душе человека.

Дамо решил не отступаться и примером доказать правильность своего учения. В течение 9 лет он предавался сидячей медитации, обратившись лицом к стене. И тогда монахи, пораженные силой его духа, приняли учение как единственно верное. Дамо же из-за длительной неподвижности утратил способность ходить. Но, как гласит легенда, он без труда восстановил ее, используя необычную гимнастику. Миссионер проповедовал единство тела и духа и предписал монастырской братии в равной степени заниматься пассивной медитацией и физическими упражнениями, основанными на приемах боевых искусств. Таким образом возникла шаолиньская школа ушу.

История эта сотни раз повторялась любителями боевых искусств. Она расцвечивалась все новыми необычными подробностями, десяткам стилей приписывалось происхождение от Бодхидхармы.

Однако на самом деле все было не так. Действительно, по рассказам современника, монаха Ян Сюаня, некий индийский миссионер посетил в 516 году монастырь Юннин-сы («Вечное спокойствие»), расположенный в той же провинции, что и Шаолиньсы. Он оценил красоты здешних мест, восхитился пагодами и отправился «бродить неизвестно куда». На том все и закончилось. Да и черед два века после этих событий известный буддист Пэй Цуй лишь констатировал, что Дамо и его ученик Хуэйкэ останавливались в каком-то горном монастыре. Впервые же о связи Бодхидхар-мы с Шаолиньсы упоминается в трактатах XI века, в период расцвета чань-буддизма в Китае. Однако в них масса путаницы в датах и именах. Они скорее были «книгами размышлений», нежели историческими хрониками. Лишь к концу XVII века стали писать, что Дамо создал какой-то стиль ушу. Таким образом, нить легенд накручивалась на общий стержень - смутный рассказ о приходе в VI веке в Китай одного из индийских миссионеров. Что он проповедовал, чем занимался, куда направлял свои стопы, мы уже вряд ли узнаем.

Но красочный миф интересней, чем реальная история возникновения и развития шаолиньской школы. Он пробуждает интерес к духовному наследию древних мудрецов, в чем и заключается его основной смысл.

Одна из сутей ушу - освоение некоего пространства, которое кроется за видимой оболочкой вещей. Это Дао, либо Великая Пустота. Оно не осязаемо, не постижимо логическим мышлением, запредельно. Это некий загадочный двойник реальности, более значимый, чем она сама. Неважно, через какую философскую систему или школу ушу ученик постигает его, - главное, чтобы существовал «истинный учитель», способный передать Учение. И нетрудно понять, почему так заманчиво было связывать свой стиль ушу с Бод-хидхармой, которого миф рисовал великим мудрецом, «целостным человеком», - ведь продолжатели его дела как бы осенялись духом Дамо, находились на «истинном» пути.

С кого же в действительности начинается шаолиньское ушу? Конкретного человека назвать невозможно. В VI веке боевые искусства уже широко практиковались по всему Китаю - ими занимались как профессиональные воины, так и простолюдины, демонстрируя свое мастерство на народных праздниках. Занимались ушу и монахи Шаолиньсы еще до легендарного появления Дамо.

Монастырь был основан в 495 году неким Чжоу Цзином. Считается, что двух первых Подобранных им монахов звали Хуэйгуан и Сэнтяо. Но только спустя почти тысячу лет началась реальная история шаолиньского ушу.

В первое половине то ли XIII века, то ли XIV, в период одного из упадков монастыря, туда пришел молодой человек по имени Цзюэ Юань - Прозревающий далекое. Несколько лет он изучал у мастера Хэнвэня знаменитый комплекс «18 рук архатов», создание которого позже приписали тому же Дамо. Комплекс был прост и эффективен - быстрые прямолинейные передвижения, разнообразные захваты и заломы, подсечки, удары ногами в нижний и средний уровень, бой на близкой дистанции. Ханвэнь в то время был ведущим инструктором Шаолиньсы по ушу. Он отличался великолепным «внутренним искусством» - нэйгун. Хэнвэнь клал себе на голову тяжелую каменную плиту почти в сто кг, на каждую ногу ставил по человеку и принимал стойку «всадника», причем мог находиться в таком положении в течение получаса.

И все же Цзюэ Юань, наслышавшись сказок о былой славе монастыря, решил отправиться на поиски «истинного искусства». Он обошел немало мест, тренировался у многих мастеров, но никто не показал ему систему, хотя бы равную искусству Хэнвэня.

Однажды на улице города Ланьчжоу он помог некому Ли Соу отразить нападение бандитов, и, двум бойцам пришлось несколько месяцев скрываться от мести в шалаше. Там Ли Соу и рассказал, что он обучался у «настоящего» носителя шаолиньского стиля. Ли показал другу базовые упражнения, а затем, убедившись в чистоте его помыслов, отвел в Лоян к учителю Бай Юйфэну. Взял с собой еще сына Ли Соу, четыре бойца возвратились в Шаолиньсы.

Начались изнурительные тренировки под руководством Бай Юйфэна и Ли Соу. Нередко вместе с потом по телу струилась кровь из ссадин и ран - так нелегко давалось Цзюэ Юаню «жесткое искусство» - иньгун, то есть метод приема ударов на корпус. Но через несколько лет он мог увернуться от летящего копья, кулаком разбивал каменные плиты, проделывал ударом пальца углубления в камне, дробил в порошок гальку, великолепно владел 18 видами оружия, а его технику боя с мечом называли волшебной.

Долгие годы создавал Цзюэ Юань новую технику Шаолиня. На основе комплекса "18 рук архатов" он разработал таолу в 72 приема. Затем, дополнив их с помощью своих учителей, он создал систему, в которую вошли 170 приемов, ставшие классикой шаолиньцюань. Система Цзюэ Юаня выглядела следующим образом: 18 классических приемов были разделены на 18 коротких связок или «дорожек», имеющих характер завершенных комплексов. Каждая дорожка в свою очередь включала 18 приемов, и, таким образом, получалось 324 приема - практическое удвоение 170 канонических приемов, включая повторы. Каждая из 18 «дорожек» имела ключевой прием или принцип, например подсечку, залом, удар кулаком в пах, которые повторялись в различных комбинациях.

Современный любитель ушу, знакомый с техникой Шаолиня в основном по фильмам, наверное бы удивился тому, что в традиционном шаолиньцюань не было ничего красочного. Движения были скупыми, малоамплитудными, что позволяло быстро и эффективно защищать тело. Встречалось много коротких малозаметных ударов пальцами по болевым точкам.

Наставник Бай Юйфэн ввел в обучение монахов стили пяти священных животных - тигра, леопарда, змеи, журавля и дракона, описав их в трактате «Утонченные требования к пяти стилям». Рукопись не дошла до нас. Многие современные китайские мастера считают, что те стили животных, которые преподаются сейчас, имеют весьма косвенное отношение к Бай Юйфэну - в его технику были посвящены лишь избранные.

Так в XIII или XIV веке шаолиньское боевое искусство (шаолиньцюань) действительно выделилось среди других, и монахи решили хранить его тайны, передавая их лишь самым надежным последователям.

Введение экзаменов объяснялось просто. - по дорогам бродило немало "фальшивых монахов", многие из которых выдавали себя за носителей шаолиньской традиции. Выходили из Шаолиня и недоучки - этого не избежала даже столь духовная страна, как Китай! И тогда в середине XIV века знаменитый своими знаниями буддизма настоятель Шаолиньсы Фуюй ввел обязательный экзамен. От кельи настоятеля до главных ворот были устроены 12 «застав» - узких проходов, которые охранялись двумя монахами-инструкторами. Надо было преодолеть эту дорогу, победив всех 24 соперников, чтобы открыть ворота монастыря. Неудачник либо возвращался опять в тренировочные залы, либо просто изгонялся из монастыря. Этот путь народная фантазия и превратила в «коридор смерти».

Фуюй открыл более десятка "филиалов" Шаолиня, куда ездил с проповедями, а также проверял качество подготовки монахов. Он регулярно устраивал показательные бой между монахами различных шаолиньских монастырей.

При Фуюе в обитель стали широко принимать детей с 6-7-летнего возраста. Для них также устраивались экзамены, даже разработали специальную систему обучения, называемую «искусство ребенка» (дунцзы гун). В нее вошли многие сложные упражнения, например, стойка на одной руке на двух пальцах, стойка на голове с ладонями, прижатыми к бедрам, разбивание кулаком небольших камней и т.д.

К концу XVII-началу XVIII вв. шаолиньцю-ань приобретает свой окончательный вид. Помимо кулачного искусства, в него вошли знания о строении человеческого тела и основы управления энергией ци, работа с несколькими десятками видов оружия, диетология, основы врачевания и многое другое. Монахи изучали в стенах своей обители четыре базовых дисциплины - буддизм, боевые искусства, методы лечения и «гражданские навыки» - каллиграфию, ритуалы, традиционную литературу, живопись.

Одним из самых известных учителей на рубеже XIX-XX вв. был Чжэньцзюань. Он обладал удивительным искусством уменьшения веса собственного тела, мог, например, стоять на натянутом над землей листе бумаги, не прорывая его. Как-то за месяц до своей кончины 80-летний Чжэньцзюань показывал упражнения с оружием шэньбянь - веревка с утяжелителем на конце. Он вращал ее с такой скоростью, что обычно невозмутимые монахи начали аплодировать. Внезапно, без всякого разбега, старый мастер сделал гигантский прыжок вверх и очутился у трона настоятеля монастыря, возвышавшегося над площадкой почти на 2 метра!

Конечно, такие мастера порождали своим примером самые невероятные легенды. Якобы были среди монахов и такие, которые могли убивать взглядом, а уж останавливать - тем более...

В 1928 году случился последний пожар Шаолиньсы. Солдаты местного милитариста Ши Юса-ня подожгли древнюю обитель. Пожар бушевал несколько дней, все усилия монахов потушить его оказались тщетны. В огне погибли многие знаменитые трактаты по ушу и искусству врачевания.

Хотя монастырь был уничтожен, монашеское братство не рассеялось без следа. Многие послушники перекочевали в другие монастыри, кто-то стал странствовать, подбирая учеников. Одним из последних настоятелей Шаолиня был Дэчань (1907-1982), много сделавший для восстановления Шаолиньсы. Этот человек являлся одним из самых больших мастеров цигуна и знатоком лечебных рецептур. Когда в начале 80-х годов монастырь был отстроен заново, Дэчань первым вступил в него. После него обитель возглавлял удивительный человек Хайдэн - «Светильник в море». Он владел методами искусства «алмазного пальца», мог и в старости стоять на одном пальце руки, поражая даже опытных монахов. Тщедушный субтильный Хайдэн какой-то неведомой силой сбивал с ног мощных соперников. (Однако многие не признали в Хайдэне носителя «истинной традиции», так как он до этого никогда не был послушником Шаолиня, к тому же одно время являлся даосским монахом)...

Шаолиньский монастырь сейчас открыт для посетителей. Та же его часть, где проживают и тренируются монахи, отгорожена от экскурсион-ных залов. Желающих понаблюдать за тренировками ждет вежливый, но решительный отказ. Парадокс заключается в том, что Шаолиньсы, всегда избегавший показной славы, ныне находится в центре внимания любителей ушу всего мира и служит источником доходов для монахов и для государства. Визиты туристов со всего мира, продажа открыток с изображениями монастыря, значков, платные разрешения на видеосъемку - все это деньги, причем немалые. При монастыре открыли даже «Дворец ушу», где за 40-50 долларов в день можно обучаться «чему угодно».

Так что в самом монастыре от старого "кулачного искусства" мало что сохранилось, если сохранилось вообще. Шаолиньская школа живет в десятках и сотнях стилей и школ боевых искусств, прямо либо опосредованно происходящих от нее.

Обучение шаолинь-цюань складывается из освоения четырех больших разделов. Первый из них - это одиночная работа голыми руками и ногами (цюаньшу, или цюаньфа). В этот раздел входят многочисленные базовые и подготовительные упражнения, основные удары и защиты, передвижения и стойки, акробатические элементы, а также более 40 различных таолу. Второй раздел шаолинь-цюань, это парная работа, подразумевающая отработку базовых ударов, блоков, связок в паре с партнером, парные таолу, а также свободный бой (саньда).

Третий раздел - искусство владения восемнадцатью видами традиционного китайского оружия: монашеским посохом, копьем, длинным шестом, прямым мечом, изогнутой саблей, цепью, костылем, мотыгой и т.д. Четвертый раздел включает дыхательно-медитативные упражнения, направленные на развитие умения управлять ци (так называемый цигун). Цигун имеет оздоровительный мягкий аспект, в период занятий которым бойца учатся правильно дышать и проводить ци по каналам цзиньло, правильно расслабляться, управлять своим психоэмоциональным состоянием. Другой раздел - жесткий - нацелен на закалку тела и ударных поверхностей, в результате чего боец становится нечувствительным к боли. Благодаря практике цигуна, бойцы шаолиньского стиля умеют защищаться и нападать с использованием не только силы мышц, но и внутренней силы цзинь - энергии ци, соединенной с импульсом, идущим от костей, и с волей. Это высший этап постижения шаолинь-цюань.

Техника шаолинь-цюань одна из самых богатых и сложных среди всех стилей ушу. Она включает много вращении корпусом, подсечек, захватов, бросков, ударов различными частями руки - кулаком, ладонью, «лапой тигра», «орлиным когтем», «глазом феникса», «лапой барса», «глазом дракона», «лапой медведя» и т.д. Даже для поверхностного описания всей шаолиньской техники потребовался бы многотомный учебник.

Обучение шаолинь-цюань всегда начинается с базовой техники (цзибэньгун) - способов разминки, подготовительных и подводящих упражнений. На их основе объясняется потом само понятие «прием» - чжао. Прием - это не просто отдельный блок или удар, это движение, состоящее из ряда отдельных частей. Например: прием «два дракона выходят из воды» - удар локтями в разные стороны, производимый в стойке мабу (всадника); «свирепый тигр вырывает сердце» - стремительный прыжок вперед с прямым ударом кулаком в живот. Шаолиньская техника включает несколько сот таких приемов, объединенных в десятки таолу. Но все они подчинены одним и тем же требованиям. Поэтому, если понять базовые принципы хотя бы на одном таолу, то все остальные приемы станут гармоничной частью единого целого.

Шаолинь-цюань подразделяет технику на пять способов или методов (фа). Это методы движений глазами, телом, руками, ногами, а также управление психическим состоянием. Одно из шаолинь-ских пособий говорит об этом так: «Сердце должно быть чистым, взгляд должен быть ясным, руки должны быть стремительными, позиции должны быть низкими, стойки должны быть непоколебимыми». Казалось бы, нет ничего сложного в такой рекомендации, но она может стать путеводной, ибо на практике зачастую ни одно из этих требований не соблюдается. А это значит, что здание техники стоит на шатком фундаменте и может рухнуть в любой момент. Иными словами, вместо нее есть только видимость, декорация.

В шаолиньской школе насчитывают не менее сотни основополагающих принципов. Часть из них относится к уменению управлять своим телом, другие помогают регулировать работу сознания. Например, десять принципов жесткости описывают методы боя с противником, который слабее вас, тогда как десять принципов мягкости учат, как победить противника, который сильнее вас. Десять принципов узнавания подсказывают, как можно оценить силу и умение противника. Существуют и десять принципов доброты - определенные предписания, в соответствии с которыми следует проводить поединки с товарищами по школе, дабы не причинить им вреда.

На монахов Шаолиня, изучающих боевое искусство, накладывались серьезные моральные обязательства, несоблюдение которых грозило ^ изгнанием из монастыря. Там считалось, что наивысшим достоинством бойца (точнее, монаха-воина) является «жэнь» - человеколюбие, культура, прежде всего культура духа и его сила, духовная щедрость. Именно «жэнь» отличает истинного знатока ушу от обычного драчуна и любителя, кичиться своей силой.

В Шаолине был составлен своеобразный кодекс из десяти заповедей Цзюэ Юаня, сочетавший в себе буддийскую идею непричинения вреда другим существам с боевым духом ушу. Заповеди эти таковы:

  1. Изучающий Цюань-Шу должен заниматься ревностно и упорно, не отвлекаясь от занятий.
  2. Применять искусство Цюань-Шу можно лишь в целях самообороны (Обыкновенно эту заповедь трактовали следующим образом: если тебя ударили по одной щеке, подставь другую; лишь потом используй свое искусство).
  3. Будь скромен и почтителен.
  4. Будь вежлив, честен и доброжелателен.
  5. Не обнаруживай свои знания на людях, всячески уклоняйся от вызовов на поединки.
  6. Никогда первым не затевай драку.
  7. Будь умеренным в еде (не пей вино и не ешь мясо).
  8. Сдерживай свое половое влечение.
  9. Не обучай Цюань-Шу посторонних. (Этот пункт трактовался так: обучая другого, ты берешь на себя ответственность перед высшим Разумом за его дела, поступки, судьбу. Но если ты сам не достиг совершенства и не можешь отвечать за свои действия, то как можешь отвечать за другого?).
  10. Избегай быть злобным, жадным, хвастливым.

Е.В. Чертовских, Е.И. Глебов

ШАОЛИНЬСКОЕ УШУ


Несмотря на то, что шаолиньское искусство чрезвычайно популярно в мире, во многом благодаря художественным фильмам и показательным выступлениям, учебных пособий по шаолиньскому ушу на иностранных языках издается пока не много. Поэтому я очень рад появлению этого учебника об основах нашего искусства на русском языке. Ведь целью тренировки в шаолиньском ушу является физическое и духовное развитие, что способствует всестороннему развитию личности.

Многие аспекты духовной и нравственной подготовки, использующиеся в шаолиньском ушу, завоевывают сердца молодежи, начинающей практиковать это искусство. Шаолиньское ушу ведет последователей по пути философского и психологического развития, способствует формированию доброжелательности, мудрости, храбрости, силы и здоровья, помогает усовершенствовать свою личность и принести пользу миру.

Ши Дэцянь, вице-президент Международной федерации шаолиньского ушу, ректор Международной Китайской академии ушу Шаолиньского монастыря

Настоящая книга представляет официальное учебное пособие Федерации шаолиньских боевых искусств (Россия). Она разработана на основе материалов, программ и рекомендаций Международной федерации шаолиньского ушу, Международной Китайской академии ушу Шаолиньского монастыря и архивных публикаций, подготовленных под непосредственным наблюдением шаолиньских наставников Дэцяня и Суси.

Международная федерация шаолиньского ушу является крупнейшей организацией, призванной как можно точнее и полнее передать шаолиньское наследие, при этом адаптируя его для современной жизни и для представителей западной цивилизации.

Следует учитывать, что даже идеальное пособие не способно заменить живого наставника, поэтому основная цель настоящих изданий – предоставить сравнительно полный справочный материал, касающийся основ шаолиньской традиции. Современное шаолиньское искусство, пришедшее из глубокой древности, включает в себя несколько десятков различных компонентов. Помимо широко известного боевого искусства (ушу), сюда входит много оздоровительных и реабилитационных упражнений, способы медитации, самоконцентрации, управления внутренней энергией ци, правила поведения, диетология, медицина и традиционная фармакопея. Традиционно в Шаолиньском монастыре преподавалось четыре дисциплины: духовная практика (фо), боевое искусство (у), традиционная медицина (и) и гражданские науки (вэнь), включающие, в том числе, и морально-этические уложения. Когда-то рождение шаолиньского искусства было связано с буддизмом, однако сегодня непосредственной связи с буддийской практикой и, тем более, верованиями уже не существует. Тем не менее, шаолиньское искусство сохранило в себе многие положительные моральные и этические черты древней традиции, например, непричинение вреда живому, соблюдение заветов честности, трудолюбие, помощь другим, нестяжательство, отсутствие гордыни, агрессивности и многое другое, столь необходимое и для современного общества. Таким образом, шаолиньская традиция далеко выходит за рамки собственно боевого искусства, как это ошибочно понимается. А поэтому сегодня мы говорим не просто о шаолиньском ушу, но о канонах шаолиньского ушу – шаолинь гунфу.

Древние каноны утверждают, что существует две цели, ради которых следует практиковать шаолиньское искусство: совершенствовать себя и помогать другим. Именно этому должна быть посвящена вся практика традиционного ушу.

Алексей Маслов, Президент Федерации шаолиньских боевых искусств (Россия), доктор исторических наук, академик РАЕН

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ КИТАЙСКОГО УШУ

Боевые искусства Китая являются социально-культурным феноменом, созданным китайской цивилизацией и не имеющим аналогов ни в какой другой культуре. Для Китая боевые искусства были всегда многофункциональны, в них философия не отделена от методов самообороны. Они являлись одновременно и духовной дисциплиной, и искусством самозащиты, способом социально-культурного воспитания и ритуальным видом спорта, системой психофизического тренинга и символической самореализацией человека в пространстве священных сил космоса.

Китайская культура, основываясь на глубоком почитании древности, где история воспринимается как передача духовных ценностей от первомудрецов к их потомкам, а затем к современникам, относит появление ушу за два тысячелетия до нашей эры, когда в первобытном обществе люди вели ожесточенную борьбу за выживание и охотились. Путем естественного отбора начали складываться способы оборонительной и наступательной техники с использованием рук, ног и простейших видов оружия. Это и стало прообразом того, что с течением времени, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, превратилось в уникальную культуру боевых искусств, со своими законами и правилами, литературой и театром, учебными заведениями и школами, поэзией и ритуалами.

Однако ушу как духовно-культурный феномен, представляющий собой широкий многофункциональный комплекс методов психофизического воздействия, сложившийся в Китае на основе техники ведения поединка, концепций ряда традиционных философских школ, включавший ритуальный, мистико-оккультный, боевой, оздоровительный, психорегулирующий и другие аспекты, тесно взаимосвязанные между собой, оформился значительно позднее.

Первые рисунки методов боя с оружием встречаются на изображениях, относящихся к эпохе Шан-Инь (XIV-XI века до н.э.), это период, когда появляются первые протогосударства в районе реки Хуанхэ. К этому времени и относят появление основных видов традиционного китайского оружия: алебарды, клевца, трезубца, кинжала, дротика, копья, различных видов мечей.

Самым распространенным оружием того времени считается клевец (гэ), упражнения с которым можно встретить до сих пор в некоторых школах ушу на севере Китая. Предназначался он для боя на средней дистанции, был легок и удобен в поединке. Ударная металлическая часть, состоявшая из острого навершия-копья и крюка, крепилась на древке, длина которого зависела от индивидуальных особенностей воина. Каноническим считалось оружие, размеры которого приведены в трактате «Чжоу ли» («Чжоуские ритуалы»), с длиной крюка около 15 см, шириной около 6 см, при этом весил клевец немногим более 1 кг, что обеспечивало его мобильное использование в сильных руках воина. Производным от клевца оружием являлся трезубец.

Благодаря небольшому весу этого оружия, стали появляться новые приемы боя с клевцом и трезубцем. Стало возможным вращать его, наносить удары тупой частью древка, бить в падении и в прыжках. Оружие стало столь эффективным, что его вид практически не менялся на протяжении столетий, а летописец Шаолиньского монастыря Сюй Сюэмо в хронике «Смешанные стихи о Шаолине» («Шаолинь цзаши») утверждал, что клевец входил в программу боевой подготовки монахов-бойцов.

Это оружие стало символом боевых искусств вообще. Не случайно иероглиф «у» в слове ушу состоит из двух частей-графем: «чжи» – остановить и «гэ» – клевец. Таким образом, смысл иероглифа «у» в его ранней трактовке обозначал «умение остановить клевец» или «предотвратить атаку клевцом».

Методы работы с оружием долгое время доминировали при подготовке воинов. Кулачное искусство не пользовалось особой популярностью, так как сколь мастерски бы не владел воин ударами руками и ногами, все равно он заметно уступал человеку, вооруженному копьем или мечом. Кулачным боем в древности в основном занимались простолюдины, те, кто не имел средств приобрести себе оружие или не имел права его носить по социальному статусу. Как отдельный вид боевых упражнений кулачное искусство впервые начинает упоминаться со II-III веков до н.э. под названиями «бянь» (современное значение – «бить в ладоши») и «шоубо» (современное значение – «борьба»).

Период рождения различных видов борьбы начинается с эпохи Цинь и последовавшей за ней эпохи Хань. Раньше всех оформились два вида борьбы – цзюэли и цзюэди. Первоначально два эти термина были полными синонимами, но уже к III веку до н.э. стали обозначать два различных вида борьбы. Цзюэли первоначально не представляла собой конкретную систему с канонизированным набором приемов. Да и само название этой борьбы – «Помериться силами» – свидетельствовало о том, что под этим термином фигурировало все многообразие методов рукопашного боя, боя с оружием, а иногда и просто силовых состязаний, например в поднятии тяжестей. В одних случаях цзюэли представляла собой свободный поединок без четких правил, в других – турниры, проводимые в праздники во дворце или среди народа. Китайский император Цинь Шихуан* ввел цзюэли в качестве обязательной тренировки воинов. Каждый боец должен был пройти обучение фехтованию, бою на коне, в пешем строю, на воде, а также изучить несколько приемов борьбы без оружия. Одним из видов цзюэли стала борьба шоубо, которая включала броски, захваты, заломы и удары.

У кулака есть форма, у удара нет формы

один из принципов шаолиньского ушу

Совершенно случайно, попался недоделанный и заброшенный сайт про комплексы Шаолиньского ушу — есть только одна заглавная страница и две статьи про комплексы этого самого Шаолиньского ушу. (Насколько я понимаю — это лишь один из разделов этого вида ушу — в котором рассматривается техника безоружного боя.) По всей видимости, эта страница должна была быть главной — от которой бы уже были бы ссылки на каждый отдельный комплекс Шаолиньского ушу. (Причем авторам, к сожалению, удалось найти всего лишь два комплекса: Ло-ван шиба чжан (18 ладоней Цзиньнало-вана) и Еча теша чжан (железная ладонь якши). Хотя идея сама по себе любопытная — собрать все комплексы Шаолиньского в одном месте и хоть как-то их классифицировать. (как например в . (На мой взгляд Шаолиньцюань значительно любопытнее нежели — но к сожалению он не подвергся, по каким-то причинам, такой активной популяризации как каратэ. И на самом деле про этот стиль мало что можно найти сколько нибудь систематизированного в сети Интернет. А было бы любопытно, все таки познакомиться поближе с ) Хотя я думал что такой классификации таолу в Шаолиньцюань, например все же нет — вот одна из них. (Не знаю насколько оригинальная. Но и между тем...)

Комплексы шаолиньского ушу

За века существования в шаолиньском ушу развилось множество подстилей. В монастыре преподавало множество мастеров из разных мест, и в разное время шаолиньцюань выглядел абсолютно по-разному. Более того, даже в одно и то же время в разных частях монастыря одни и те же комплексы могли преподаваться по-разному (в годы расцвета, когда в монастыре тренировались сотни и тысячи монахов-бойцов, они не могли поместиться на одной площадке, и тренировались в разных частях монастыря под руководством разных учителей — отсюда и различия). Часто бывало, что стиль «уходил» из монастыря и оставался жить лишь «в миру». После разрушения Шаолиня в XX веке монахи вообще разбежались по всей стране, а те, кто вернулся в 70-е годы, знали далеко не все. И потому сегодня осколки шаолиньской традиции можно найти в разных уголках Китая — осколки, про которые в самом монастыре уже никто и не помнит.

«Стандартные» шаолиньские комплексы

  • Паоцюань (пушечный кулак) — создателем считается Цзиньнало
  • Чаоянцюань (кулак обращенный к солнцу) — создателем считается Цзиньнало
  • Чжаоянцюань — создателем считается Цзиньнало
  • Ло-ван шиба чжан (18 ладоней Цзиньнало-вана)
  • Еча теша чжан (железная ладонь якши)
  • Синьицюань (кулак сердца и мысли) — создателем считается Сэнчоу
  • Синьи чанцюань (длинный кулак сердца и мысли) — создателем считается Чжэньсюй
  • Чанху синьи мэнь цюань (кулак длинной защиты врат сердца и мысли) — создателем считается Чжэньсюй
  • Хэйхуцюань (кулак черного тигра) — создателем считается Цзиньнало
  • Чаншоуцюань (кулак долголетия), он же усинцюань (кулак пяти первостихий) — создателем считается Таньцзун

Хунцюань
(кулак Хуна)

Два комплекса стиля были восстановлены в 1980-х годах на основе комплексов, практикующихся в деревнях уезда Дэнфэн.

  • Сяо хунцюань (малый кулак Хуна)
  • Да хунцюань (большой кулак Хуна)
  • Лао хунцюань (старый кулак Хуна) — предназначался для практики на столбах мэйхуа

Тунбицюань
(кулак рук Туна)

Считается, что этот стиль происходит от Хань Туна — одного из 18-ти мастеров, приглашенных настоятелем Фуцзюем.

  • Сяо тунби цюань (малый кулак рук Туна)
  • Да тунби цюань (большой кулак рук Туна)

Мэйхуацюань
(кулак сливы мэйхуа)

Самый старый комплекс стиля приписывают Цзиньнало, второй — Хэнлиню.

  • Сяо мэйхуа цюань (малый кулак сливы мэйхуа)
  • Да мэйхуа цюань (большой кулак сливы мэйхуа)

Стандартные парные комплексы

  • Люхэцюань (кулак шести схваток)
  • Цзюэюань цишисы саньшоу (74 приема Цзюэюаня для поединка)
  • Саньшоу циньшуайчжуа фа (методы хватаний, бросков и захватов в схватке)
  • Саньшоу гунфанфа (методы атаки и защиты в поединке)
  • Наба дуйчжайфа (методы захватов и удержаний для взаимного ломания)
  • Фэйху шуайдафа (методы бросков и ударов летящего тигра)
  • Фэйлун шуайнафа (методы бросков и захватов летящего дракона)
  • Лунху цзяочжаньфа (методы боя тигра с драконом)
  • Шуайда сышифа (40 методов бросания и ударяния)
  • Тидашуайнафа (методы ударов ногами, руками, бросков и захватов)
  • Цинькэ сышиу шоу (45 приемов захвата противника)
  • Цайда дуйшоуфа (методы растаптывания и ударяния противника)
  • Дуйчай ибайшоу (100 приемов для взаимного ломания)

Лоханьцюань
(кулак архатов)

  • Илу лохань шиба шоу (1-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Зрлу лохань шиба шоу (2-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Саньлу лохань шиба шоу (3-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Сылу лохань шиба шоу (4-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Улу лохань шиба шоу (5-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Люлу лохань шиба шоу (6-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Цилу лохань шиба шоу (7-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Балу лохань шиба шоу (8-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Цзюлу лохань шиба шоу (9-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шилу лохань шиба шоу (10-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шиилу лохань шиба шоу (11-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шиэрлу лохань шиба шоу (12-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шисаньлу лохань шиба шоу (13-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шисылу лохань шиба шоу (14-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шиулу лохань шиба шоу (15-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шилюлу лохань шиба шоу (16-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шицилу лохань шиба шоу (17-й комплекс 18-ти рук архатов)
  • Шибалу лохань шиба шоу (18-й комплекс 18-ти рук архатов)

Каньцзяцюань
(кулак присматривающего по дому)

Говорят, что этот комплекс был составлен для облегчения монахам запоминания техники, необходимой для сдачи экзамена «13 врат». Каждая из частей комплекса расшифровывается как бой против двух противников.

  • Илу каньцзяцюань (1-й комплекс присматривающего по дому)
  • Эрлу каньцзяцюань (2-й комплекс присматривающего по дому)
  • Саньлу каньцзяцюань (3-й комплекс присматривающего по дому)
  • Сылу каньцзяцюань (4-й комплекс присматривающего по дому)
  • Улу каньцзяцюань (5-й комплекс присматривающего по дому)
  • Люлу каньцзяцюань (6-й комплекс присматривающего по дому)
  • Цилу каньцзяцюань (7-й комплекс присматривающего по дому)
  • Балу каньцзяцюань (8-й комплекс присматривающего по дому)
  • Цзюлу каньцзяцюань (9-й комплекс присматривающего по дому)
  • Шилу каньцзяцюань (10-й комплекс присматривающего по дому)
  • Шиилу каньцзяцюань (11-й комплекс присматривающего по дому)
  • Шиэрлу каньцзяцюань (12-й комплекс присматривающего по дому)
  • Шисаньлу каньцзяцюань (13-й комплекс присматривающего по дому)

Шаолиньское искусство действий копьем

  • Шаолинь цян (шаолиньское копье)
  • Мэйхуа цян (копье сливы мэйхуа)
  • Люхэ цян (копья шести координаций)
  • Шисань мин цян (13 знаменитых копий)
  • Эршии мин цян (21 знаменитое копье)
  • Саньшии мин цян (31 знаменитое копье)
  • Шиба мин цян (18 знаменитых копий)
  • Эршици мин цян (27 знамеитых копий)
  • Саньшилю мин цян (36 знаменитых копий)
  • Башисы мин цян (24 знаменитых копья)
  • Ши цян цзя (каркас десяти копий)
  • Люмэнь цян (копье шести врат)

  • Эржень дуйцы цян (два человека колют друг друга копьями)
  • Дуй хуацян (Парный комплекс с цветочными копьями)

Искусство действий мечом-цзянь

Индивидуально тренируемые комплексы

  • Шаолинь дань цзянь (шаолиньский одиночный меч-цзянь)
  • Эртан цзянь (меч-цзянь зала 2-го патриарха)
  • Утан цзянь (меч-цзянь зала 5-го патриарха)
  • Дамо цзянь (меч-цзянь Бодхидхармы)
  • Цисин цзянь (меч-цзянь семи звезд)
  • Лунсин цзянь (драконий меч-цзянь)
  • Лунъюань цзянь (меч-цзянь драконового источника)
  • Фэйлун цзянь (меч-цзянь летящего дракона)
  • Байюань цзянь (меч-цзянь белой обезьяны)
  • Сюаньдэ шуанцзянь (парные мечи-цзянь сокровенной добродетели)
  • Синюй цзянь (меч-цзянь крошечной девушки)
  • Чанъэ цзянь (меч-цзянь феи луны)

Искусство действий мечом-дао

Индивидуально тренируемые комплексы

  • Шаолинь даньдао (шаолиньский одиночный меч-дао)
  • Шаолинь шуандао (шаолиньские парные мечи-дао)
  • Илу дадао (1-й комплекс с алебардой-дадао)
  • Эрлу дадао (2-й комплекс с алебардой-дадао)
  • Гуань-гун цинлуняньюэдао (комплекс Гуань Юя с алебардой темного дракона прячущего луну)
  • Мэйхуа даньдао (одиночный меч-дао сливы мэйхуа)
  • Шаолинь чжуйфэндао (шаолиньский меч-дао преследующий ветер)
  • Шуандао гуньтан (с двумя мечами-дао кататься по залу)
  • Тай-цзу волундао (комплекс императора Тай-цзу с мечом-дао лежащего дракона)
  • Люлу шуандао (шесть дорожек с парными мечами-дао)

Комплексы для двух и более человек

  • Дуйлянь дао (парный комплекс с мечами-дао)
  • Дао дуй дао (меч-дао против меча-дао)
  • Даньдао цзинь шуандао (одиночный меч-дао против парных мечей-дао)
  • Цзошань дао (с мечом-дао сидеть на горе)
  • Даньдао чансиндао (одиночный меч-дао и меч-дао длинного движения)
  • Ляньхуань дао (непрерывный меч-дао)

Искусство действий шестом

Индивидуально тренируемые комплексы

  • Шаолинь гунь (шаоиньский шест)
  • Мэйци гунь (шест высотой до бровей)
  • Фэнхо гунь (шест ветра и огня)
  • Цитянь дасяньгунь (шест большого святого равного Небу)
  • Люхэ иньшоугунь (шест иньского хвата шести координаций)
  • Сяо мэйхуагунь (малый шест сливы мэйхуа)
  • Юньянгунь (шест облаков и солнца)
  • Шибадянь мэйцигунь (18 уколов шестом высотой до бровей)
  • Иньшоу гунь (шест иньского хвата)
  • Юаньхоу бан (дубина обезьяны)
  • Пай гунь (расставляющий шест)
  • Чуаньсо гунь (шест снующего челнока)
  • Сяо еча (малая ночная рогатина)
  • Шаолинь юйцзягунь (шаолиньский шест Юй Даю)
  • Дань паньлун (одинокий свернувшийся дракон)
  • Шуан паньлун (пара свернувшихся драонов)
  • Шанша люхэ пайгунь (расставляющий шест шести координаций на песке)
  • Пишань гунь (шест разрубающий гору)
  • Цзиньнало гуньфа шибачжао (18 приемов Цзиньнало с шестом)
  • Ухуцюньян гунь (шест пяти тигров и стада баранов)
  • Саньша пайгунь (расставляющий шест трех песков)
  • Синюй чуанься гунь (шест крошечной девушки продевающей нить)

Комплексы для двух и более человек с различными видами оружия

  • Шаоцзыгунь бо цян (цеп разбивает копье)
  • Цян дуй дао (копье против меча-дао)
  • Байшоу до дао (с голыми руками драться против меча-дао)
  • Даньдао до шуанцян (с одним мечом-дао драться против двух копий)

Усин бафацюань
(кулак пяти форм и восьми методов)

Замечание: насколько этот стиль действительно является шаолиньским — неизвестно

  • Усин бафацюань (72 ши) (кулак пяти форм и восьми методов — 72 формы)
  • Усин бафацюань (108 ши) (кулак пяти форм и восьми методов — 108 форм)
  • Лохань чжан (ладони архатов)
  • Да цзиньганцюань (кулак большого буддийского стража)
  • Ши да гун фа (10 больших методов наработки)
  • Чжунго мичуан шоугун (китайская тайно передаваемая наработка доголетия)
  • Чжишань гунь (шест покоряющий гору)
  • Бучжань дао (меч-дао пешего боя)
  • Тияо цян (копье разведения огня)
  • Цзывэй бан (дубина созвездия Цзы-вэй)
  • Цзиньган дадао (алебарда буддийского стража)
  • Пушэнь дуаньцзянь (короткий меч-цзянь для самозащиты)
  • Цзиньчуйцы (иглы золотого удара)
  • Цзинган цзянь (меч-цзянь буддийского стража)
  • Шоу шао бянь (ручной кончиковый хлыст)