Проблемы проведения стратегических преобразований в организациях. Курсовая работа: Проведение стратегических изменений в кампании. Выбор стратегии изменений


Вернуться назад на

Труд является основой жизнедеятельности общества и каждого его члена, предприятия, организации: Труд – это многоаспектное явление. Традиционно понятие «труд» определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.

Труд – это не только экономическая, но и социальная категория, поскольку в процессе труда работники и их группы вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. В процессе такого взаимодействия происходит изменение состояний этих социальных групп и отдельных работников.

Предметы и средства труда не функционируют как таковые, если они не включены в процесс живого труда, который есть единство отношений людей к природе и отношений между участниками процесса, то есть социальных отношений. Поэтому процесс труда это не просто механическое соединение трех его основных компонентов, а органическое единство, решающими факторами которого является сам человек и его трудовая деятельность.

Социальные отношения – это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в, конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности, и самых разных социальных общностей.

Социальные отношения обусловлены трудовыми отношениями, поскольку работники включаются в трудовую деятельность независимо от того, с кем будут работать рядом. Однако позже работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях с другими членами трудового коллектива. Таким образом, и формируются социальные отношения в трудовой среде.

Социальные и трудовые отношения существую в неразрывной связи и взаимодействии, взаимообогащают и взаимодополняют друг друга. Социально-трудовые отношения дают возможность определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не может функционировать вне социально-трудовых отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.

В процессе труда реализуются цели субъектов трудовых отношений. Наемный работник включается в процесс труда с целью получить доход в виде заработной платы за выполнение конкретных видов работ. Для многих работников труд является средством самовыражения и самореализации своего трудового и человеческого потенциала, средством достижения определенного социального статуса в трудовом коллективе и в обществе.

Собственники средств производства (работодатели) организуя и осуществляя трудовой процесс, реализуют свой предпринимательский потенциал с целью получения дохода в виде прибыли. Поэтому камнем преткновения является доход от трудовой деятельности, доля этого дохода, приходящаяся каждому субъекту социально-трудовых отношений. Этим определяется противоречивый характер общественного труда.

Социология труда – это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Социология труда представляет собой поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.

Поэтому предметом социологии труда является структура и механизм социально-трудовых отношений, социальных процессов и явлений в сфере труда. Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, руководства трудовым коллективом и демократизации трудовых отношений, трудовых перемещений, планирования и социального регулирования в сфере труда.

Предметом экономики труда является система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством по поводу организации труда.

Принципы рыночной экономики активно внедряются в область привлечения и использования рабочей силы, социально-трудовых отношений, организации и оплаты труда, а также формирования и использования доходов работников и повышения уровня жизни населения. Экономика труда изучает социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения эффективности и производительности труда на основе его научной организации. Важнейшим аспектом является также и изучение отношения человека к труду, формирование удовлетворенности трудом в системе социально-трудовых отношений, складывающихся на различных уровнях экономики.

Трудовая деятельность человека характеризуется множеством качественных параметров. Организуя процесс труда, необходимо учитывать не только экономические интересы субъектов трудовых отношений, но и психофизиологические, биологические, моральные и социальные факторы и особенности человека труда. В конечном счете, все это обусловливает необходимость разработки и формирования научных основ организации как индивидуального, так и общественного труда, выработку общих правил, норм и стандартов трудовой деятельности.

В настоящее время экономика труда изучает проблемы формирования и эффективного использования трудового потенциала общества на основе рационального применения экономических законов развития производства, распределения, обмена и потребления.

Основными проблемами изучения экономики труда являются:

1. исследование научных основ организации труда;
2. анализ формирования и использования человеческого капитала и трудовых ресурсов в организации и в обществе в целом, воспроизводства рабочей силы;
3. исследование сущности и содержания рынка труда, проблем занятости и безработицы;
4. раскрытие основных теорий мотивации труда, сущности потребностей, интересов мотивов и стимулов для обеспечения высокой трудовой активности работников;
5. рассмотрение организации оплаты труда, ее форм и систем, дифференциации заработной платы, обусловленной как качественными особенностями рабочей силы, так и различиями в условиях труда;
6. определение сущности понятий эффективность и производительность труда, факторов их динамики и резервов роста; рассмотрение показателей и методов измерения производительности труда;
7. раскрытие сущности и содержания организации труда на предприятии, анализ основных составляющих ее элементов: разделения и кооперации труда, организации и обслуживания рабочих мест, условий труда и режимов труда отдыха, дисциплины труда, нормирования труда;
8. определение основных групп трудовых показателей на предприятии;
9. исследование сущности, типов и содержания социально-трудовых отношений и их регулирования со стороны государства.

Экономика труда включает теоретико-практические вопросы трудовых отношений, рассматриваемые с точки зрения природы их возникновения, стоимостной оценки и влияния на результаты деятельности. Управление трудовыми отношениями в обществе направлено на регулирование цены труда посредством установления трудового законодательства, влияния на занятость, обеспечение отношений социального партнерства, нормализацию условий труда, повышение производительности труда.

Таким образом, экономка труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда и его охраны.

Учебник и практикум, состоящий из двух частей, содержит теоретические и практические материалы, позволяющие получить представление об экономических и социальных аспектах современного процесса труда. Особенность данного издания - попытка рассмотреть экономические и социальные проблемы трудовой сферы на макроуровне и предложить методики анализа и оценки ситуации на микроуровне (конкретного предприятия, фирмы). В первой части учебника изложены основы методологии современной экономики и социологии труда, формирование трудовых ресурсов и роль трудового потенциала в экономическом развитии общества, вопросы регулирования и планирования численности работников, организации, нормирования и оплаты труда. Практикум к каждой главе включает тесты, задачи, задания, материалы для форумов и самостоятельной работы, темы рефератов. Большое количество примеров и заданий ориентировано на использование количественных методов анализа социально-экономических данных в сфере труда. Учебник и практикум предназначен для бакалавров, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям, а также может быть интересен преподавателям вузов и специалистам, занимающимся экономическими и социальными проблемами труда.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Текстильный институт ИВГПУ

    Кафедра менеджмента

    ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

    краткий конспект лекций

    для студентов 4 курса

    направления подготовки 080500

    «Менеджмент»

    Иваново 2012

    2. Трудовые ресурсы, трудовой потенциал 5

    3. Качество трудовой жизни 7

    4. Экономическая сущность организации труда 8

    5. Разделение и кооперация труда 10

    6. Организация и аттестация рабочих мест 11

    7. Изучение затрат рабочего времени. Нормирование труда 13

    8. Условия, охрана и безопасность труда. Режимы труда и отдыха 14

    9. Оценка эффективности и производительности труда 17

    10. Оценка результативности труда руководителей и специалистов управления 17

    11. Социально-трудовые отношения 19

    Краткий терминологический словарь 21

        1. Предмет и содержание дисциплины "Экономика и социология труда"

    Объектом изучения относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой дисциплин "Экономика труда" и "Социология труда" служит труд -целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг. Различие между этими науками в предмете изучения, т.е. в том какую сторону труда они изучают.

    Экономика труда изучает экономические отношения, возникающие по по­воду использования труда, которые охватывают проблемы организации, норми­рования, оплаты труда, его планирования и анализа, оценки эффективности.

    Предметом изучения социологии труда служат социальные отношения и процессы в сфере труда, которые определяются прежде всего сходством и раз­личие социального положения, интересов и трудового поведения разнообразных социальных групп и отдельных работников.

    На практике проблемы экономики и социологии труда органически взаимо­связаны, поскольку практически все категории этих наук имеют как экономиче­ский, так и социальный аспекты.

        1. 1. Труд как социально-экономическая категория

    Труд - это объективно присущая человеку сфера деятельности по превраще­нию располагаемых им природных, материальных и интеллектуальных ресурсов

    в необходимый для личного и общественного потребления продукт. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности человека.

    Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необ­ходимых человеку свойств. Следует обратить внимание на то, что если процесс труда рабочего представляет собой соединение элементов производства: чело­век, предметы труда, средства труда, технология, продукт труда - изделие, услу­га, то процесс труда управленческого персонала - это соединение элементов процесса управления - человек, информация (предмет управленческого труда), технология управления, продукт труда - решение.

    Процесс труда следует рассматривать в различных аспектах: с психофизио­логической стороны - как затраты человеческой энергии: энергии мускулов, моз­га, нервов, органов чувств, которые определяются степенью тяжести труда, уровнем нервно-психологической напряженности;

    с позиций организационно-технологического аспекта трудовой деятельно­сти - как взаимодействие работника со средствами производства, которое опре­деляется уровнем технической оснащенности труда, степенью автоматизации и механизации, технологией, квалификацией работника и пр.;

    С организационно-экономической стороны - как производственное взаимо­действие работников друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали, ко­торое зависит от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труда, от численности работников, от организационно-правовой формы пред­приятия. При классификации видов труда следует выделять четыре группы от­личительных признаков: характер и содержание труда; предмет и продукт труда; средства и способы труда; условия труда.

    По характеру и содержанию труда можно выделить труд наемный и част­ный; индивидуальный и коллективный; по желанию, необходимости и принуж­дению; физический и умственный; репродуктивный и творческий; разной степе­ни сложности.

    Классификация видов труда по его предмету и продукту предполагает вы­деление по профессиональному признаку труда научного, инженерного, управ­ленческого, производственного и др.; предпринимательского и инновационного; по отраслевому признаку - промышленного, сельскохозяйственного, транспорт­ного и коммуникационного.

    Классификация видов труда по применяемым средствам и способам труда позволяет выделить труд ручной, механизированный, автоматизированный, низ­ко-, средне- и высокотехнологичный, с различной степенью участия человека.

    В зависимости от степени и уровня благоприятности и неблагоприятности условий труда можно выделить труд стационарный и передвижной, наземный и подземный, легкий, средней тяжести и тяжелый, привлекательный и непривлека­тельный, свободный и с различной степенью регламентации.

    Для общей характеристики того или иного вида конкретного труда исполь­зуются все четыре группы признаков в их сочетании.

    Рассматривая проблему труда как основы жизнедеятельности человека, слушатели должны уяснить, что в современных условиях происходят коренные изменения в социально-экономическом содержании труда. Сущность этих изме­нений заключается в том, что труд из средства обеспечения материальных по­требностей все более перерастает в труд, выражающий самореализацию лично­сти работника. В связи с этим актуальными направлениями развития сферы тру­да становятся обогащение содержания труда, развитие тех характеристик трудо­вого потенциала, которые позволяют более полно использовать интеллектуаль­ные, творческие и организаторские способности человека, использовать высшие человеческие свойства и потребности. Эти изменения должны найти отражение как в социально-трудовой политике организации, так и в государственной поли­тике.

    Вопросы для повторения и самоконтроля:

      Охарактеризуйте роль труда в жизни человека, какими факторами она обу­ словлена?

      Назовите элементы, которые участвуют в трудовом процессе. Какова роль ка­ждого из них в осуществлении трудового процесса?

      Назовите классификационные признаки видов труда. Охарактеризуйте основные виды трудовой деятельности.

      Раскройте главное изменение в социально-экономическом содержании труда на современном этапе. Как оно отражается на развитии сферы труда?

      Назовите и охарактеризуйте основные направления обогащения социально- экономического содержания труда.

      В чем заключается государственная политика в области труда, каковы ее основные направления?

    Министерство образования Российской Федерации

    Волгоградская государственная архитектурно-строительная академия

    Институт экономики и права

    Кафедра экономики и управления проектами в строительстве

    КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

    по дисциплине «ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА»

    Составитель: Борисова Наталья Ивановна,

    К.э.н., доцент кафедры ЭУПС

    Волгоград 2008

    Лекция 1: Предмет экономики и социологии труда. Труд как основа

    жизнедеятельности человека .

    ^

    Лекция 2: Трудовые ресурсы. Социально-трудовые отношения

    Лекция 3: Рынок труда. Проблемы занятости и безработицы.


    Лекция 4: Социальная организация. Трудовой коллектив (организация).

    Социальное регулирование в трудовых коллективах

    ^

    II. ЧАСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТОВЛЯЮЩИЕ

    ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА

    Лекция 5: Организация труда персонала и условия труда.

    Лекция 6: Производительность труда. Организация оплаты труда.

    ^

    Лекция 7: Трудовое поведение и отношение к труду работников.

    Трудовая адаптация.


    Лекция 8: Уровень жизни населения. Социальная защита в сфере труда.
    ^ I РАЗДЕЛ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

    ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
    Лекция №1.

    Тема: Предмет экономики и социологии труда. Труд как основа

    жизнедеятельности человека.

    План

    1. Предмет и задачи экономики и социологии труда

    2. Сущность труда и его роль в развитии человека и общества.

    3. Общественная форма труда. Характер и содержание труда.

    В системе наук о труде существует много дисциплин, которые относительно самостоятельны, но в то же время взаимосвязаны : Управление персоналом, Физиология труда, Психология труда, Теория менеджмента, Статистика труда, Археология, Этнография, Этика деловых отношений, Демография, Трудовое право, Экономика труда, Социология труда и др.

    Причем, последние две науки объединены одним названием "Экономика и социология труда", поскольку у этих дисциплин много общего: объект исследования, труд человека, коллектива, общества. Различия между ними заключаются в предмете изучения.

    Предмет изучения экономики труда - экономические отношения, возникающие в обществе, регионах и на конкретных предприятиях в процессе использования труда.

    Предмет изучения социологии труда - социальные отношения и социальные процессы в сфере труда. Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, планирования и регулирования социальных процессов в сфере труда.

    На практике проблемы экономики труда и социологии труда взаимосвязаны. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально.

    Объектом изучения дисциплины "Экономика и социология труда" является труд.

    Предмет экономики и социологии труда значительно шире – это изучение трудового потенциала общества, путей его формирования и рационального использования в интересах повышения эффективности национальной экономики.

    Исследуя и анализируя общественный труд, экономика и социология труда использует категориальный аппарат как общий для обеих наук, так и специфичный для каждой из них. К общим категориям и понятиям относятся разделение труда кооперация труда, квалификация кадров, миграция населения, стимулирование, социально-трудовые отношения и т.д. Экономические категории и понятия: рынок труда, организация труда, тарификация работ и рабочих, аттестация персонала, тарифная система, фонд оплаты труда, нормы времени, затраты на воспроизводство рабочей силы, заработная плата, производительность труда и др. Социологические категории и понятия - это социальные процессы, социальные отношения, социальная группа, социальный статус, нормы поведения, ценностные ориентации, мотивация, адаптация и др.

    Основные задачи экономики и социологии труда определены ее целью, а именно формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

    Экономика и социология труда решает три основных задачи.

    Первая задача - изучение сущности и механизмов экономических и социальных процессов в сфере труда.

    Вторая задача - изучение факторов и резервов эффективной занятости, формирования и рационального использования трудового потенциала, повышения эффективности и производительности труда.

    ^ Третья задача- выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, протекающими в экономике рыночного типа, ориентированной на социальное развитие.

    2 - ^ Сущность труда и его роль в развитии человека и общества.

    Труд - целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности и развития человека. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

    Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

    ^ Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей (земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия);

    ^ Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда (машины, приборы и оборудование, инструменты, приспособления), а также с окружающей средой.

    Технология - это способ воздействия на предметы труда , порядок использования орудий труда.

    В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

    Процесс труда - явление сложное. Основными формами проявления труда являются:

    ^ 1. Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

    ^ 2. Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д.

    ^ 3. Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

    На протяжении всей истории своего существования человечество познает способы взаимодействия с природой, находит более совершенные формы организации производства, пытается достичь большего эффекта от своей трудовой деятельности. При этом и сами люди постоянно совершенствуются, преумножая свои знания, опыт, производственные навыки. Происходит непрерывное обновление и совершенствование орудий труда и самих людей.

    В итоге, ^ Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

    Рис. 1.1. Функции труда

    Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Это экономическая роль труда. Социальная роль труда проявляется в следующем. Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Вообще, экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.

    3 - Общественная форма труда. Характер и содержание труда.

    В процессе производства материальных благ люди по необходимости вступают в определенные взаимосвязи не только со средствами производства и природной средой, но и друг с другом. Такие взаимосвязи называют производственными отношениями.

    Отношения между людьми, которые складываются в связи с их участием в общественном труде, представляют собой общественные отношения, которые выражаются в общественной форме труда.

    С момента появления человечества труд приобретает соответствующую ему общественную форму. Все, чем мы пользуемся (одежда, обувь, мебель, продукты питания, автомобили), создано совместным трудом людей.

    Причем, понятие "общественные отношения" намного шире, чем понятие "производственные отношения", поскольку включает отношения по поводу не только производства, но и других фаз воспроизводственного цикла: изучения спроса, исследования и разработки конкурентоспособной продукции, ее реализации и потреб-ления.

    Общественные отношения можно классифицировать по:


    • их характеру (классовые, национальные, региональные);

    • содержанию (экономические, социальные, трудовые);

    • форме (межличностные, межгрупповые)
    Отмеченные разновидности категорий общественных отноше-ний (в тех или иных сочетаниях) находят отражение в формировании отношений между людьми: заказчиком и исполнителем, начальником и подчиненным, предпринимателем и государственным чиновником.

    Сущность и форма общественного труда выражается через характер и содержание труда.

    ^ Содержание труда - совокупность его элементов, которые определяются профессиональной принадлежностью работ, их последовательностью, составом, сложностью, структурой, целью. Содержание труда выражает распределение конкретных трудовых функций (исполнительских, контрольно-регулирующих) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Эти функции предопределены развитием орудий труда, органи-зацией труда, уровнем общественного и профессионального разде-ления труда, мастерством самого работника.

    Под характером труда обычно понимают особенности его функционирования, независимо от содержания труда, его общественную форму. Характер труда выражает то особенное, что при-суще общественному труду в каждой общественно-экономической формации и предопределено типом производственных отношений, господствующих в обществе.

    Например, современная экономическая реформа выводит всех участников производства в обществе на рыночные отношения, коренным образом изменяя производственные отношения (смена форм собственности, переход на свободное предпринимательство, основанное на различных организационно-правовых формах собственности и на свободном найме рабочей силы).

    ^ Различают следующие виды труда в зависимости от характера и содержания труда : наемный и частный; личный и общественный; индивидуальный и коллективный; по желанию, необходимости, принуждению; физический и умственный; репродуктивный и творческий; разной степени сложности.

    ^ Различают виды труда в зависимости от характера предмета и процесса труда : научный, инженерный, управленческий, производственный: предпринимательский, инновационный; промышленный, сельскохозяйственный, транспортный и коммуникационный.

    ^ Различают виды труда в зависимости от средств и способов труда: ручной (технически невооруженный), механизированный и автоматизированный (компьютеризованный); низко-, средне- и высокотехнологичный; с различной степенью участия человека

    ^ Различают виды труда в зависимости от условий труда: труд стационарный и передвижной; наземный и подземный; легкий, средней тяжести и тяжелый; привлекательный и непривлекательный; свободный и с различной степенью регламентации.
    Лекция № 2

    Тема: Трудовые ресурсы. Социально-трудовые отношения

    1. Основные понятия о трудовых ресурсах.

    2. Воспроизводство трудовых ресурсов

    3. Формирование трудовых ресурсов в национальной экономике и влияние на него воспроизводства населения.

    4. Сущность социально-трудовых отношений. Факторы, влияющие на их формирование.

    В экономической и практике управления человеческими ресурсами фигурируют различные понятия и определения: "трудовые ресурсы" (ТР), "рабочая сила" (PC), "трудовой потенциал" (ТП), "эконо-мически активное население" (ЭАН), "экономически неактивное население" (ЭНН) и др. Рассмотрим основные понятия.

    Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и зна-ниями, необходимыми для осуществления полезной трудовой дея-тельности в народном хозяйстве. Это значит, что проблемы трудовых ресурсов (их воспроизводства, формирования и использования) рассматриваются на макроуровне, т.е. в масштабах страны и ее регионах. Иными словами, это работающая и неработающая, но трудоспособная часть населения.

    Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек и которые он использует каждый раз, когда производит какие-либо материальные блага. Именно рабочую силу покупают на рынке труда. Чем лучше усло-вия сделки для работника, тем более полно, качественно и плодотворно он будет использовать свои способности,

    Таким образом, трудовые ресурсы - это часть населения, обладающая рабочей силой.

    ^ Трудовой потенциал следует рассматривать с двух позиций: как статистический показатель и как экономическую категорию. Как статистический показатель трудовой потенциал - это значение численности трудовых ресурсов в рассматриваемом периоде, которое может быть достигнуто вовлечением при определенных условиях в экономическую деятельность пока не занятых в экономике трудовых ресурсов. Это трудовой потенциал территории, региона, страны.

    Как экономическая категория трудовой потенциал характеризует население как производителя материальных благ на основе совокупности всех качеств, определяющих его трудоспособность (способность и склонность работника к труду, состояние его здоровья, выносливость, тип нервной системы), т.е. всего, что отражает психологический и физиологический потенциал наряду с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений. В этом случае трудовой потенциал человека - это качественная оценка интеллектуальных и физических способностей, а также уровня развития нравственных качеств человека.

    К экономически активному населению относится рабочая сила, т.е. та часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Эта категория включает в себя как занятое население, так и часть незанятого в общественном производстве населения (безработные).

    ^ Экономически неактивное население не входит в состав рабочей силы. К этой категории относятся: 1) учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях; 2) лица, получающие пенсию по старости, по инвалидности и на льготных условиях; 3) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками; 4) лица, отчаявшиеся найти работу (т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности), но которые могут и готовы работать; 5) другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

    Рассмотренные понятия трудовых категорий имеют много общего, но и различаются по своей сущности. Разобраться в этих понятиях необходимо для того, чтобы правильно решать вопросы формирования и регулирования трудовых ресурсов и занятости населе-ния.

    ^

    Воспроизводство трудовых ресурсов - это процесс возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения, включающий фазы формирования, распределения (перераспределения) и использования.

    ^ Фаза формирования трудовых ресурсов включает естественное воспроизводство населения (носителей рабочей силы); приобретение самой способности к труду посредством системы общего, специального и высшего образования, профессиональной подготовки; восстановление и развитие способностей к труду. При этом образование имеет целью не только развитие человека как носителя рабочей силы, но и развитие его как личности, развитие его нравственных качеств.

    ^ Фаза распределения трудовых ресурсов включает распределение и перераспределение совокупной рабочей силы по сферам приложения труда, видам занятости, отраслям народного хозяйства и регионам в соответствии со спросом и предложением региональных и внутренних рынков труда.

    ^ Фаза использования трудовых ресурсов включает трудовую деятельность, в процессе которой непосредственно реализуется рабочая сила как совокупность интеллектуальных и физических способностей к труду; обеспечение занятости трудоспособного населения, желающего реализовывать свой трудовой потенциал в общественно полезной работе, приносящей достойный доход работнику и членам его семьи.

    В процессе воспроизводства трудовых ресурсов фаза их использования является главной . Это обусловлено тем, что она является, во-первых, фазой реализации накопленных в период формирования знаний и умений, во-вторых, фазой самосовершенствования ресурсов труда, накопления практического опыта, повышения образования и квалификации, а в-третьих, самой продолжительна фазой на протяжении всего периода жизнедеятельности человека.

    Процесс воспроизводства трудовых ресурсов в обществе является постоянным и непрерывным и обусловлен воспроизводством населения. Особенность воспроизводства трудовых ресурсов состоит в том, что оно охватывает процессы, не только протекающие в сфере экономики, но и политические, правовые, моральные, этические, социальные, национально-этнические и др.

    ^ 3. Формирование трудовых ресурсов в национальной экономике и влияние на него

    воспроизводства населения.

    Уровень развития общества в любой стране в значительной степени определяется состоянием человеческого ресурса, т.е. составом населения и трудовыми ресурсами. Основную часть трудовых ресурсов составляет население трудоспособного возраста. Границы трудоспособного возраста и социально-демографичекий состав трудовых ресурсов определяются национальным законодательством и в разных странах различны.

    В соответствии с российским законодательством трудоспособный возраст мужчин составляет 16-59 лет, женщин – 16-54 года. В состав трудовых ресурсов не включается часть населения трудоспособного возраста: инвалиды I и II групп, а также неработающие пенсионеры, получающие пенсию в более раннем возрасте (женщины, родившие пятерых детей и более и воспитавшие их до 8 лет, матери инвалидов с детства, воспитавшие их также до 8 лет, которые по достижении 50 лет получают пенсию вне зависимости от трудового стажа; лица, вышедшие на пенсию раньше установленного срока в связи с тяжелыми и вредными условиями труда: женщины в возрасте 45-50 лет, мужчины – 50-55 лет) и др. В то же время к трудовым ресурсам относятся работающие лица пенсионного возраста и работающие подростки.

    Следовательно, трудовые ресурсы можно разделить на реальные и потенциальные : реальные трудовые ресурсы состоят из работающей части населения, а потенциальные - из неработающего, но способного к труду населения. С 1993 г. в России принято разделение трудовых ресурсов по международной системе на "экономически активное и экономически неактивное население"

    ^ Влияние воспроизводства населения на формирование трудовых ресурсов

    Воспроизводство населения обусловлено демографической ситуацией, которая определяется структурой населения и характером его движения, видами, типами и режимом воспроизводства. Осно-ву всех этих процессов составляет социально-экономическое поло-жение в стране.

    Виды воспроизводства выражаются в естественном, миграцион-ном (механическом) и социальном движении состава и численности населения.

    ^ Естественное движение есть следствие рождаемости и смертнос-ти людей. В зависимости, оттого, что из них преобладает, образуется естественный прирост или естественная убыль населения.

    ^ Миграционное движение (механическое прибытие и выбытие населения) вызывается различными экономическими, политически-ми, религиозными и другими причинами и связано с серьезными изменениями в положении людей, их статусе, перспективах жизни. В России (обладающей огромной территорией) миграционное движение связано главным образом с перемещением населения из трудоизбыточных районов в трудодефицитные.

    ^ Социальное движение населения проявляется в изменении различных социальных структур: образовательной, профессиональной и национальной и др.

    Воспроизводство населения может осуществляться в трех режимах: расширенном, простом и суженном. Для расширенного воспроизводства характерно превышение числа рождений над числом смертей на 1000 человек населения. Такой режим обеспечивается в том случае, если на каждые 100 семей будет приходиться 260 рождений детей и более. Простое воспроизводство характеризуется отсутствием прироста численности населения, когда число рождений равно числу смертей на 1000 человек населения.. Режим суженного воспроизводства (депопуляция) образуется, когда не только отсутствует естественный прирост населения, но и происходит его абсолютное сокращение.

    Основным источником пополнения трудовых ресурсов является молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; ее численность зависит от режима воспроизводства населения, уровня брачности и рождаемости в стране, а также от величины детской смертности. При расширенном воспроизводстве населения и повышении уров-ня рождаемости будет расти число вступающих в трудоспособный возраст. Но при каждом скачке рождаемости пополнение трудовых ресурсов произойдет лишь через 15 лет.

    Воспроизводство населения и трудовых ресурсов можно разделить на экстенсивный и интенсивный типы. ^ Экстенсивный тип воспроизводства трудовых ресурсов означает увеличение их численности в отдельных регионах или в стране без изменения качественных характеристик экономически активного населения. Интенсивный тип воспроизводства трудовых ресурсов связан с изменением их качеств; ростом образовательного уровня, квалификации, физических и интеллектуальных способностей, повышением работоспособности и эффективности труда. Данные типы воспроизводства в чистом виде не существуют, но взаимно дополняют друг друга.

    ^ Сущность социально-трудовых отношений. Факторы, влияющие на их формирование.

    Социально-трудовые отношения (СТО) – это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов в социально-трудовой сфере, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. Термин "Социально-трудовые отношения " стал широко исполь-зоваться в экономике и социологии труда относительно недавно.

    Социально-экономическая реформа в России предполагает решение следующих задач в качестве важнейших: стабилизация социальной, экономической и политической обстановки в обществе; значительное снижение инфляции; повышение уровня жизни на селения и др. Решение этих задач требует объединения всех сил общества в проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и формировании эффективной системы социальной защиты интересов всех участников социально-трудовых отношений.

    В России теория формирования и развития СТО находится лишь на стадии становления, и этим объясняется неразвитость СТО. Например, медленно идет процесс формирования слоя работодателей; профсоюзы, которые должны представлять интересы работни-ков, нередко конфликтуют между собой; государство не имеет эффективных механизмов реализации своей политики в области СТО.

    На формирование СТО в обществе влияют три основных фактора: социальная политика и ее особенности в стране; глобализация экономики; уровень развития общественного труда.

    ^ Социальная политика - это действия органов государственной власти и государственного управления, направленные на повыше-ние качества жизни людей в обществе. Социальная политика определяет комплекс мер, способствующих развитию СТО: улучшение ситуации на рынке труда, повышение оплаты труда, охрана труда и социальная защита.

    ^ Глобализация экономики как процесс формирования системы международного разделения труда не только характеризуется бурным ростом мировой торговли, активными потоками иностранных инвестиций, но и способствует росту вторичных финансовых рынков, усилению несбалансированности в торговле. Все эти процессы в совокупности воздействуют на макроэкономическую политику на национальных уровнях и ограничивают ее формирование - особенно политику в сфере труда и СТО, вызывая серьезные проблемы во всем мире.

    ^ Развитие общественного труда характеризуется объективными закономерностями: разделение и кооперация труда, рост произво-дительности труда, замещение труда капиталом. Разделение и кооперация труда как структурообразующие факторы СТО выступают в их функциональной форме и определяют место каждого работника в процессе труда, его функции, обязанности, а также требования к качеству рабочей силы.

    Важное значение в формировании системы СТО имеют роль и место предприятий в этой системе, орга-низационная форма, размер предприятия, его тип, отраслевая принадлежность, финансовое положение и т.п. Система СТО на уровне предприятия определяется стратегией развития орга-низации; системой рабочих мест, кадровой политикой; трудовым поведением.

    В РФ законодательная база регулирует СТО по следующим направлениям: условия труда (оплата труда, отдых, охрана труда, социальные гарантии); социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное страхование, медицинское страхо-вание); занятость (регистрация безработных, профессиональное переобучение, поиск вакантных мест, помощь в организации новых рабочих мест); миграционная политика , регламентирующая перемещение рабочей силы и переселение населения из неблагоприятных регионов на основе "программ переселения"; демографическая политика , регулирующая естественные процессы воспроизводства населения на основе программ помощи беременным, пособий на детей, улучшения здо-ровья и снижения смертности и др.