Огромное значение в жизни танкового экипажа играла такая прозаическая вещь, как кусок обыкновенного брезента. «Виккерс Медиум» – комфортабельный танк

Здравствуйте, дорогие друзья. В мире онлайн-игр всевозможные симуляторы уже давно занимают весомое место, но, пожалуй, никакой симулятор ведения автомобиля, поезда, самолета или корабля не сравнится с симулятором танка. Потому что одно дело – просто бороздить дороги, моря или облака, и совсем другое – при этом еще и солидные плюхи отвешивать. Сегодняшние наши размышления призваны установить самый лучший танк в World of Tanks, поскольку именно это детище белорусских разработчиков получило больше всего внимания и любви от любителей онлайн-игрушек: в одном только рунете подписчиков более миллиона.

Из этой статьи вы узнаете:

Куда бежать, на что смотреть?

«Мир Танков» на то и целый мир, что число моделей в игре немного недотягивает до пятисот. Иными словами, вопрос выбора может поставить в тупик опытного игрока, а новичок и вовсе может на несколько дней потерять сознание. Хорошо что существует такое изобретение человечества, как классификация, и техника в WoT сгруппирована, во-первых, по нациям (советские, немецкие, британские, американские, французские, китайские и японские), во-вторых, по типу вооружения и брони (лёгкие, средние, тяжёлые, ПТ-САУ и САУ). Можно еще разделить все имеющиеся в игре танки по способу их получения игроком на обычные (которые покупаются за игровую валюту), премиумные (тут, понятное дело, без вложения реальных денег не обойтись) и подарочные или акционные (бесплатные танки, даются за выполнение определенных заданий или участие в акциях).

Вопрос о «самолучшести» танка, пожалуй, некорректен – танки все-таки разных типов, и спорить о том, на чем лучше играть – на тяже или на ПТ, это то же самое что сравнивать стол со шкафом. Разные модели предназначены для разных задач, поэтому мы рассмотрим несколько машин, которые могут быть признаны лучшими в своей группе.

К чему стремиться?

Легко сказать, что развитие должно быть основано на предпочтениях игрока. Что, в общем, вполне логично – одни любят выступать в роли «светляка», другие – сидеть в засаде. Вот только светить и прятаться тоже можно по-разному, так что вопрос о том, какой купить танк, чтобы в дальнейшем не разочароваться, это вопрос очень личный. Конечно, можно почитать гайды (что вообще обязательно, если вы не хотите постоянно проигрывать), но чтобы выбрать нужную ветку развития, необходимо вначале определиться, что вы хотите получить в конце. Поэтому начнем мы с конца и сделаем небольшой обзор самых популярных и эффективных танков 10 уровня.

Тяжёлые танки

Главная задача тяжёлых танков – «выдавливать» фронт. А для этого они должны быть очень толстыми по броне и довольно серьезными по урону. Короче, тяжёлые танки именно «танкуют», то есть прутся напролом. Конечно, под удар лучше не подставляться, ведь даже на самую крепкую броньку найдётся такой снаряд, который пробьёт её очень хорошо. И все же именно тяжёлые танки лучше всего подходят для тех, кому по душе агрессивный стиль игры. Танковать можно по-разному – от башни, от борта, ромбом, обратным ромбом и т.д. Какую тактику выбрать, зависит от множества вещей. Например, немецкий «Тигр» больше хорош, скажем так, во второй линии, потому что броня у него для тяжей довольно средняя, зато лупит хорошо. С другой стороны, Тигром можно вполне себе успешно танковать и в первой линии, если в противниках главным образом его одноклассники.

Так какие качать все-таки? Мы остановились на двух моделях, и никак не можем выбрать, какая из них лучше, так что расскажем про обе.

ИС-7. Советский. Некогда был ну просто супертяжёлым танком, на данный момент разработчики его малость понерфили (примечание редакции, понизили показатели), но он все равно входит в топ лучших тяжей. очень здорово, бегает довольно быстро. Броня, правда, средненькая, но из-за углов наклона брони часто рикошетит, и даже если в вас целятся сбоку, могут попасть в фальшборт. Если катаетесь на ИС-7, старайтесь не поворачиваться к противнику тылами – от такого попадания танк горит ясным пламенем.

Е-100. Серьезный такой немецкий тяж, с очень крутой броней и соответственно слабоватым дамагом. Дается на выбор две пушки, которые различаются показателями скорострельности, бронебойности и урона. Большой и медленный, так что представляет собой хорошую цель для артиллерии, но благодаря размерам может, например, тот же ИС-7 в лоб пробить. Страшный танк, в общем. Его боятся. К тому же у него аж 2700 , а если поставить танк ромбом, то часто случаются рикошеты и непробития даже в НЛД (примечание редакции, нижняя лобовая деталь).

Средние танки

Удерживать урон они не предназначены. Их работа – заходить с тыла или с фланга, наносить постоянный (хоть и небольшой) урон и при возможности работать светильниками. У средних танков нет такой серьезной брони, как у тяжей, зато они намного подвижнее, и в силу постоянной возможности стрелять зачастую за бой в целом наносят больше урона, чем тяжеловесы.

Живое олицетворение всего сказанного о «середнячках» выше – танк Т-62А. Главное достоинство Т-62А – точность и скорострельность орудия, особенно если экипаж прокачан. В умелых руках этот танк позволяет держать машину противника на гусле весь бой, да что там одного противника – можно застопорить трех нубов за углом (особенно если они не сообразят, что можно атаковать одновременно, выползают по очереди, а вы им плюхи раздаете, ибо скорость перезарядки позволяет).

Плюс в его ветке развития находятся модели, которые легко освоить даже новичку (например, легендарный Т-34, Т-34-85 и А-44).

Лёгкие танки

Скажем сразу, если вы начинающий игрок, ваш первый танк (в рамках стремления и развития) ни в коем случае не должен быть лёгким. Сложно очень. Во-первых, броня у них натурально бумажная (за исключением песочных французских, которые сильно рикошетят, но зато ползают как черепахи). Во-вторых, единичный урон. Казалось бы, зачем они вообще нужны?

Нужны, еще как нужны! Плюшек у лёгких танков тоже достаточно. Во-первых, они самые маневренные в игре, отсюда вывод – «сначала догони, потом отлупи». Так что если крутить башкой на 360 градусов и вовремя сматываться, успех обеспечен. Во-вторых, у лёгких танков самая лучшая маскировка, их труднее всего заметить, зато они, собственно, и предназначены для того, чтобы светить машины противника. Есть и еще одна особенность – балансер боев заведомо определяет лёгкие танки в бои более высокого уровня. Для одних это не очень хорошо (ибо проигрыш), для других наоборот (опыт). Впрочем, все вполне логично – постоянно играть на лёгком танке под силу только игрокам с прямыми руками. А неумелых тормозов в WoT тоже хватает, поверьте.

Если говорить о лучшей легковесной модели, то на наш взгляд – это китайский WZ-132. Чем он хорош – даже в стоке он уже приносит полноценную помощь команде, а элитный WZ-132, да еще в умелых руках, создан не для того, чтобы подставляться под ваншот, а для того, чтобы тихо посветить, ну и при желании пострелять из укрытия.

Противотанковая самоходно-артиллерийская установка

Она же ПТ-САУ или просто «пэтэшка». Маскировка у ПТ очень хорошая, ее назначение – на большом расстоянии наносить серьезный урон, помогая удерживать фланги и линии прорыва противника. Спереди они хорошо бронированы, а с бортов и сзади картонные, к сожалению. Разовый урон у них намного больше урона тяжёлых танков, зато сведение прицела занимает в большинстве случаев ну просто непозволительно долгое время.

Новичкам можно начать с американских ПТ – в отличие от большинства других моделей у американцев есть башни, что позволяет быстрее адаптироваться. Если же говорить о самой крутой ПТ-шке в игре, то на наш взгляд – это французская AMX 50 Foch (155). Пробитие на пятерку, у орудия есть барабан на три снаряда. Довольно маневренная, а лобовая броня часто рикошетит. Может разнести любой танк буквально за секунды.

Самоходно-артиллерийская установка

Она же САУ или просто арта. Брони лишена начисто, но бьет мощно и издалека. Режим боя у арты особый – вы будете видеть карту боя сверху. Если вы начинающий игрок, лучше обратите внимание на британскую и французскую ветки. Конечно, одной из самых лучших САУ считается советская Объект 261, но докачаться до нее не так просто. Поэтому в этом обзоре в лучшие арты мы произведем Bat. -Chatillon 155 58. Французская машинка, урон поменьше, чем у одноклассников, зато барабан на 4 снаряда.

Кроме того, мелкая и маневренная, соответственно незаметная, а чуть что – ноги в руки и бежать, и фиг догонишь. В идеале менять позицию можно во время перезарядки – и для боя польза, и время правильно потрачено.

А теперь про уровни

Уровней развития в игре, как известно, десять. Причем практика показывает, что самые распоследние уровни не такой популярностью пользуются, как предпоследние (по статистике именно восьмой уровень самый играбельный и популярный среди игроков). Сейчас объясним, почему.

Первые четыре (или даже пять) уровней среди игроков имеют несколько насмешливое название «песочница». Ну в самом деле – если у вас танк 2 уровня, ничего особенного для игры не требуется. Это своего рода проба пера, люди просто изучают обстановку и решают, какой стиль игры им подходит больше всего.

Уровни с 5 по 7 – своеобразный «прибыльный» период. Фарм, фарм и еще раз фарм. Потому что чем дальше, тем дороже становятся бои.

8, 9 и 10 уровень – все, потолок. Жутко повышает самооценку и позволяет командовать неумелыми соратниками в голосовом чате. К тому же денег за участие в боях на этих уровнях нужно много, очень уж дорогие снаряды и ремонт.

И вот, сделав обзор по верхам, мы вернулись к началу – как быть новичку и какую ветку развития выбрать?

В песочнице разница между классами танков не так уж и заметна (разве что понятны особенности артиллерии). Выбор стиля игры тоже затруднителен, ведь до 4 уровня можно не особо напрягаясь прокачаться за пару-тройку часов. Следовательно, начинающему игроку в первую очередь нужно выбрать такую ветку, благодаря которой он сможет понять как можно больше игровых аспектов. Плюс ко всему новичку не следует замахиваться на слишком сложные вещи, а это значит, что:

  • У танка должна быть высокая точность орудия и хороший DPM;
  • Броня тоже должна быть достаточной для того, чтобы выдержать ошибки новичка;
  • Немаловажное значение имеет маневренность;
  • Ветка развития должна содержать машины, лёгкие для освоения и соответствующие названным выше требованиям.

На наш взгляд, первое, чем должен озаботиться новичок, это отдать дань патриотизму. Тем более что это полезно для игрового здоровья.

Имеется в виду ветка советских тяжеловесов, ведущая к ИС-7. Чем она хороша – уже с 5 уровня вам придется ездить на почти идеальных тяжёлых танках (ну, с некоторыми незначительными отступлениями). К тому же помимо ИС-7, в этой ветке есть еще два танка, которые в боях разных режимов становятся лидерами – это ИС-3 и КВ-1.

Но если у вас в ангаре всего один танк, это скучно. К тому же нередки случаи, когда вас лупят задолго до конца боя. Так что можно доукомплектовать ангар и попутно освоить другие виды техники.

Для начала будет достаточно трех веток. Одна у вас уже есть, предлагаем еще две:

  • ветка средних танков made in Soviet, которая ведет к Т-62А;
  • ветка ПТ-САУ made in France, ведущих к AMX 50 Foch (155).

А в завершение скажем

Прямые руки рулят. С прямыми руками любой танк – лучший.

Впрочем, это не мы сказали, а Капитан Очевидность. :)

С другой стороны, пряморукость приходит в процессе игры на отдельно взятом танке. Так что пробуйте. В конце концов вы найдете свой стиль и укатаете всех, а еще лучше, если найдёте свою команду, собранную из ваших друзей. Вместе с ними читайте наш блог и покажите противникам кто вы и на что вы способны! На сегодня всё, до новых встреч и хорошей игры.

02.02.2007, 17:09

В книгах постоянно говорится, что немцы имели большие трудности с запуском танков в холода. Как они это делали? Почему у нас не возникало таких трудностей?

02.02.2007, 20:06

Трудности возникали у всех, но пишут про немцев (это такая традиция). Отогревали двигвтель кострами и заводили. Или с толкача зводили, толкали другим танком есно. :) Для этого иногда 1-2 машины не глушили на ночь.

03.02.2007, 12:23

дизеля в мороз хуже бензиновых двигателей заводятся,
у советов должно было быть больше проблем с 34ками

03.02.2007, 15:12

Я могу себе представить костёр под дизелем, а как отогревали немецкие тяжёлые танки, если уних из-за течей мог быть бензин на дне моторного отделения?

05.02.2007, 17:24

В книгах постоянно говорится, что немцы имели большие трудности с запуском танков в холода. Как они это делали? Почему у нас не возникало таких трудностей? У нас видимо по разному. В танках М4А2 для облегчения зимнего пуска использовались две факельные форсунки с запальными свечами на каждый двигатель. В танках Мк II было тоже что-то похожее.
Интерес конечно представляет эксплуатация танка Т-34 в зимнее время поскольку там ничего подобного не имелось (зимние условия для двигателей семейства В-2 начинаются при температуре +5 и ниже).
Сначала некоторые общие положения. Вообще-то в руководстве рекомендуется в зимнее время в системе охлаждения заменять воду этиленгликолевым антифризом. Но поскольку это очень дорогой продукт, рекомендуется так же применять спирто-водо-глицериновые смеси и доливать их в процессе эксплуатации смесью из 50 % спирта и 50 % воды.
Основные трудности зимней эксплуатации танка сказываются при запуске холодного мотора. Мы имеем в виду прежде всего нередко наблюдаемое застывание масла на трущихся поверхностях двигателя и застывание дизельного топлива. Застывшее масло при заводке холодного двигателя не сразу поступает к подшипникам, и запуск мотора с холодным маслом приводит к сильному износу трущихся поверхностей, а иногда и к расплавлению подшипников. Кроме того, переохлаждённый мотор всегда вызывает повышенный (на 20...25%) расход горючего.
Под действием низкой температуры сильно застывает и густеет также смазка, находящаяся в агрегатах трансмиссии и ходовой части. Поэтому в сильные морозы, особенно после длительной стоянки, трогание танка с места сильно затруднено. Трогать же танк с места рывками ни в коем случае нельзя. Рывки приводят обычно к выходу из строя фрикционов, шестерён коробки перемены передач и к другим поломкам и авариям.

Температура воды в этой системе должна быть не ниже +55°С и не выше 105°С, температура выходящего масла должна быть не ниже +50°С и не выше 105°С.
Теперь собственно о запуске двигателя. При остановке танка на непродолжительное время подразумевается, что он отапливается. Для обогрева танка применяют танковые каталитические обогреватели «Промотор» и танковые печи. В моторном отделении танка Т-34 по.бокам мотора (между мотором и радиатором) устанавливаются два обогревателя «Промотор». Располагаются они на местах аккумуляторов, которые на это время вынимают.

При обогреве танка печью необходимо закрывать его брезентом и открывать подмоторный люк. Описание устройства печи дано в «Кратком руководстве по обогреву машин в зимних условиях».
При стоянке на длительное время- сливают масло, воду со спиртом (или антифриз), очищают все трубки насухо, вынимают аккумуляторы и ставят их в теплое помещение. Если нужно ехать- устанавливают аккумуляторы, заливают систему охлаждения разогретым до температуры 50...60°С антифризом, а при отсутствии его - горячей водой (нужно 13...15 ведер воды, подогретой до 90...100°С). Заправляют масляные баки разогретым до температуры 85...90°С маслом.
При транспортировке танков по железной дороге в зимнее время необходимо предварительно вынуть из танка аккумуляторы, слить в тару из системы охлаждения мотора низкозамерзаюшую жидкость или воду, а из масляной системы масло. Перевозить их нужно в отапливаемом вагоне.

06.02.2007, 01:09

Для обогрева танка применяют танковые каталитические обогреватели «Промотор» и танковые печи. В моторном отделении танка Т-34 по.бокам мотора (между мотором и радиатором) устанавливаются два обогревателя «Промотор». Располагаются они на местах аккумуляторов, которые на это время вынимают.
Я не совсем понял, аккумуляторы вынимают на ночь? Куда их девают? Как работают катлитические обогреватели?

У Т-34 трансмиссия обогревется вместе с двигателем, но у немцев она была впереди. Как быть?

Для обеспечения надёжной работы танка зимой необходимо применять соответствующие зимние горюче-смазочные материалы и сохранять нормальную для работы мотора температуру воды и масла.
То есть ночью под танк надо ставить печку и накрывать машину брезентом. В боевых условиях это выглядит не совсем реально... Остаётся не глушить двигатель?

Танковую печь устанавливают на земле под моторной.частью танка в специально вырытой траншее.

А если бензопроводы у Пантер дали течи, то...

Пока у меня вопросы плодятся быстрее ответов:) Но одно ясно наверняка, эксплуатация танка зимой это сплошная проблема. Зимой танк наверно сжигает ресурса в несколько раз больше, чем летом.

06.02.2007, 10:13

Я не совсем понял, аккумуляторы вынимают на ночь? Куда их девают? В зимнее время аккумуляторы из-за охлаждения имеют не более 50% своей нормальной емкости и дают большое падение напряжения при нагрузке. Поэтому требуется своевременно подзаряжать их. Начиная со степени заряженности в 3/4, нужно отдавать батарею на подзарядку (на зарядную станцию).
При длительной остановке необходимо снимать аккумуляторы и ставить их в утеплённое помещение (землянку).
Если же обстановка не позволяет снять аккумуляторы, то для предохранения электролита от замерзания их необходимо утеплить (укрыть) войлоком, мешком, брезентом или другими подручными средствами и строго следить в дальнейшем за их состоянием.
Как работают катлитические обогреватели? Не знаю. Что собой представляют утепленные вагоны для перевозки танков тоже.
У Т-34 трансмиссия обогревется вместе с двигателем, но у немцев она была впереди. Как быть? В принципе на Т-34 трансмиссия (кроме ГФ) в отдельном отсеке, отделенном от двигательного перегородкой. Кстати не указано, чтобы оттуда сливалось масло при длительной стоянке.
А если бензопроводы у Пантер дали течи, то... Возможно, что там вообще особых проблем не было. Для ускорения запуска двигателя в холодное время года предназначался термосифонный подогреватель, отапливаемый паяльной лампой, которая устанавливалась с наружной стороны кормового листа корпуса.
Пока у меня вопросы плодятся быстрее ответов:) Но одно ясно наверняка, эксплуатация танка зимой это сплошная проблема. Зимой танк наверно сжигает ресурса в несколько раз больше, чем летом Смотря насколько танк приспособлен для эксплуатации зимой.
Например, ИС-3 имел подогреватель типа паяльной лампы, которая работала на бензине, вставлялась снаружи и через соответствующее отверстие разогревала охлаждающую жидкость двигателя.
Некоторые общие положения, изложенные в руководстве по эксплуатации (1953 г.): Категорически запрещается заводить двигатель без подогрева при температуре +5 градусов и ниже. Также
запрещается проворачивать коленвал двигателя стартером при пониженной температуре без подогрева.
Запуск двигателя начинается с налаживания подогревателя, потом им разогревается жидкость в системе охлаждения и поддерживается заданная температура в течении 20-25 минут. Экипаж при этом не должен находится в танке во избежании угорания.
При стоянке более 12 часов сливается масло, охлаждающая жидкость. Про аккумуляторы ничего не сказано- остаются на месте. Впрочем длительная стоянка возможна и без слива- танк накрывается брезентом, в окопе устанавливается печь под специальным люком в днище. Дымоход выводится сбоку между катков. Категорически запрещается топить печь жидким топливом. Категорически запрещается разводить костер под днищем танка.

Танк Т-62 имел форсуночный подогреватель органически встроенный в систему охлаждения двигателя и подогревающий охлаждающую жидкость в системе охлаждения и масло в системе смазки двигателя. Подогреватель состоит из котла с форсункой и топливной системы, включающей в себя носос с электродвигателем и дублирующим ручным приводом и топливные патрубки в которых происходит разогрев топлива перед подачей в форсунку. Подогреватель запускается при помощи двух запальных свечей, в случае неработоспособности электроподжига от факела через специальное отверстие. Продукты горения выводятся наружу через соответствующий лючок. Запускать холодный двигатель при температуре +5 и ниже категорически запрещается. При температуре воздуха до -20 подогреватель прогревает охлаждающую жидкость до температуры 80-90 градусов, при температуре от -20 до -30 до 90-95 градусов. Про слив антифриза и масла, установки печки в окопе (во время стоянки более 12 часов) я в руководстве не нашел. Описаны действия для поддержания танк в готовности к движению. Танк накрывается брезентом и присыпается снегом, если температура жидкости падает до +40 градусов нужно включить подогреватель и нагреть ее до 80-90 градусов. Если вместо незамерзающей жидкости вдруг используется вода, при первом запуске двигателя через систему охлаждения проливается вода, нагретая до 90-95 градусов, радиатор заправляется горячей водой, на стояке вода каждые 30 минут нагревается подогревателем до 80-90 градусов.

06.02.2007, 18:52

Ещё немцы использовали Кюбельваген от которого шёл вал к двигателю танка. Никак не могу найти картинку. Буду ещё искать:)

08.02.2007, 00:19

Смотря насколько танк приспособлен для эксплуатации зимой.
Судя по тому, что вы запостили самые приспособленные были американцы и немцы. А если ещё сузить пьедестал, то кто лучше? ;) У меня нет инфы по теме, поэтому с интересом почитаю мнения более сведущих

08.02.2007, 13:28

Судя по тому, что вы запостили самые приспособленные были американцы и немцы. А если ещё сузить пьедестал, то кто лучше? ;) У меня нет инфы по теме, поэтому с интересом почитаю мнения более сведущих Лучше, видимо, бензиновый двигатель воздушного охлаждения со вспомогательным движком (ВСУ) для подзарядки аккумуляторов и облегчения запуска основного двигателя.

08.02.2007, 14:13

Тогда Шерман? Неожиданно как-то.

08.02.2007, 17:30

Тогда Шерман? Неожиданно как-то. А почему неожиданно? Там в принципе и с мотором жидкостного охлаждения особых проблем не видно. Порядок запуска двигателя "Форд" при температуре ниже 40 градусов (здесь и далее по Фаренгейту) практически тот же, что при температуре выше 40 градусов, нужно разьве что увеличить подачу топлива. Начиная с температуры 32 градуса в систему охлаждения конечно надо заливать антифриз- при 30 градусах- 1 пинту на галлон воды, при 20 градусах- 1,5 пинты, при 10- 2 пинты и т.д., при -50...-70- 5 пинт на галлон. Существует зимняя смазка. Зимнее масло для температур от +32 градусов до 0. При длительных стоянках при температуре ниже 0 масло из трансмиссии нужно сливать. При стоянках свыше 5 часов при указанной температуре в масло двигателя рекомандуют добавлять бензин или солярку. Аккумуляторы понятно требуют внимания (хотя двигатель можно запускать и рукояткой). Главное чтобы при минусовых температурах они были заряжены до нормы. Полностью разряженный аккумулятор при +5 градусах выходит из строя. С заряженным аккумулятором можно нормально запускать двигатель стартером, но их температура не будет ниже -30 градусов.

17.06.2007, 21:15

Блин, ребята! Не были вы на Колыме!
У нас любой пацан знает, что дизель на морозе завести горазд проще, чем бензиновый движок!

19.06.2007, 10:36

Блин, ребята! Не были вы на Колыме! "Нет, уж лучше вы к нам"...
Молодой человек, не знаю как ребятам, а мне интерес собственно представляет техническая документация (рук-ва по эксплуатации) на конкретные танки, с конкретными двигателями, результаты соответвующих испытаний (тоже закументированные). Можно еще конечно почитать мемуары танкистов, хотя у меня к ним доверия меньше. Не обижайтесь, но ссылки на мнение колымских пацанов (то же что и на самого себя)- это полный ноль информации. Может вам вообще кажется, что Земля плоская, а Австралии не существует.
Кстати, кому интересно, в принципе можно пообщатся в сети с людьми, которые в настоящее время восстанавливают танки и ездят на оригинальных Т-34, "Пантерах", "четверках". Я думаю, что можно и их спросить по вопросам эксплуатации и запуска двигателя в зимних условиях.

20.06.2007, 20:01

21.06.2007, 08:49

А зря. Всякие полигонные и стендовые тесты документально показывают, как длжно быть, а ветран расскажет как было. Объяснял я уже почему. По существу темы хотите? Ария Семен Львович, мех-водитель Т-34 в 1942 году, "тигров" бронепрожигающими снарядами не подбивал, "фердинанды" не таранил, самолетов из пушки не сбивал, в оторванной взрывом башне 20 метров не летал. Зато излагает как было на самом деле: "Надо сказать, что в зимних условиях завести двигатель танка было очень тяжело. Для этого нужно было часа за два до выезда его прогреть, то есть подсунуть под танк противень величиной чуть меньше танка, в этот противень налить дизельное топливо и поджечь. Часа через полтора танк, который, как и мы, был весь в копоти, начинали заводить."

21.06.2007, 10:59

Семен Львович, мех-водитель Т-34 в 1942 году излагает вполне правдоподобно.

Русский Атом

21.06.2007, 17:06

А зря. Всякие полигонные и стендовые тесты документально показывают, как длжно быть, а ветран расскажет как было.
Ветеранское слово надо проверять и проверять, а отчёт уже является задукоментированным результатом технических проверок.

30.06.2007, 13:42

На Пантере предусмотренно подогрев ОЖ посредством подключения к системе охлаждения другого работающего танка. На Т-64, при неисправном подогревателе, подгоняли заведенный тарк корма к корме и он вхлопными газми разогревал ОЖ в радиаторе. В Забайкалье мех.воды учебных машин часто заливали в систему охлаждения солярку.

РУСЛАН ПРОКОФЬЕВИЧ

17.08.2013, 05:27

17.08.2013, 16:22

у меня с 1987 года есть установка для разогрева танковых двигателей и охлаждающей жидкости. этой установкой обогревают ротные палатки зимой. она новая.но инструкции к ней нет и я пока её не запускал. .переносят два человека.выдвигаются ручки как у носилок. может кто сталкивался с такой установкой?
Если можете, приложите хотя бы фото. Мне такие установки не известны. Тем более, что двигателя бронеобъектов и автомобилей, созданных по заказам военных, разогреваются штатными предпусковыми подогревателями, установленными в самих машинах. А палатки, не входящие в крупные комплекты, обогреваются обычными печками. Впрочем, на каком топливе работает этот отопитель, какое у него энергопитание?

Для снабжения свежим воздухом членов экипажа и обеспечения двигателя кислородом, а также удаления пороховых газов из боевого отделения в танке «Тигр» была предусмотрена система вентиляции. Состояла она из воздухозаборников, воздуховодов и двух вентиляторов: центробежного и осевого.

Для вентиляции башни на ее крыше над казенником был установлен осевой электрический вентилятор. Он вытягивал воздух и дым, образующийся при стрельбе из пушки, со скоростью 12 м 3 /мин. Снаружи выпускной канал был защищен внешним бронированным диском.

Второй центробежный вентилятор располагался на перегородке отделяющей моторный отсек от боевого отделения и приводился в действие карданным валом. Этот вентилятор создавал небольшое разрежение в корпусе машины и тем самым обеспечивал приток свежего воздуха внутрь танка.

Вход воздуха в боевое отделение был организован в передней части подбашенной коробки. Воздухозаборник располагался на палубе корпуса под стволом пушки. Через него воздух по воздуховоду похожему на штаны распределялся по внутреннему объему машины. Часть воздуха засасывалась в кожух закрывающий коробку передач и далее по воздуховоду расположенному на днище поступала в центробежный вентилятор.

Еще два воздухозаборника располагались на крышке моторного отсека. Через них в моторный отсек поступал воздух необходимый для работы двигателя. Часть этого воздуха также через воздуховод расположенный на днище засасывалась в центробежный вентилятор.

При необходимости очистки воздуха от пыли и песка к двум задним воздухозаборникам подключали фильтры Фейфель, которые располагались на задней бронеплите подбашенной коробки.

Отработанный воздух на выходе из вентилятора подавался в герметичные кожухи, закрывающие выпускные коллекторы, тем самым охлаждая их. Далее горячий воздух поступал в соединительную магистраль, расположенную на задней стенке моторного отсека. Из магистрали воздух высасывался и выбрасывался в атмосферу вентиляторами системы охлаждения. Вентиляторы системы охлаждения помимо этого, вытягивали воздух через отверстия с дроссельными заслонками, которые располагались на боковых стенках моторного отсека.

В зимний период при низких температурах, объем воздуха, охлаждающий коробку передач и выпускные коллекторы, уменьшали установкой заглушек на выходных патрубках центробежного вентилятора.

В наземном походном режиме воздух циркулировал в танке как показано на схеме ниже.

Обеспокоенные весом «Тигра», немецкие власти предусмотрели в конструкции танка возможность переходить глубокие броды. Вместо того чтобы искать мосты с достаточной грузоподъемностью, способные выдержать вес машины, «Тигр» должен был пересекать реки и водные преграды глубиной до 4,5 м по дну с помощью установки шноркеля.

Это требование привело к ряду специальных условий для Тигра, которые стали причиной большого объема дополнительных работ при производстве танка. Стоит заметить, что нет никаких доказательств, что эта функция была когда-либо использована в походе. Осознание того, что это была ненужная функция, привело к прекращению производства элементов для погружения в августе 1943 года. Вместо этого власти потребовали, чтобы Тигр имел возможность преодолевать брод глубиной до 1,5 м.

Для пересечения глубокого брода, экипаж проводил ряд приготовлений – список из 14 действий.

Если любое из этих действий было упущено, это могло привести к затоплению машины. В качестве контрольного перечня, использовалась пластинка, прикрепленная к стене башни, со списком всех необходимых действий, и аналогичное количество надписей нарисованных краской на соответствующих частях танка. В процедурах указывалось, что во всех люках и отверстиях должны иметься резиновые уплотнения или пробки, на башенном погоне должна быть надувная резиновая трубка, чтобы остановить любое проникновение воды, а также возведена телескопическая труба на плите моторного отсека для подачи воздуха экипажу и в двигатель.

Шноркель был сделан из четырех частей, которые телескопически вставлялись друг в друга. Когда он не использовался, то был размещен внутри моторного отсека, в вертикальном положении у задней стенки. Ниже на фото представлены система очистки воздуха и частично возведенная телескопическая труба.

При преодолении водной преграды воздух поступал в боевое отделение через шноркель соединенный с воздуховодом под полом башни. Распределяясь по объему танка воздух, частично засасывался в кожух коробки передач и по воздуховоду поступал в вентилятор. Золотник (задвижка) под вентилятором был сдвинут в таком случае, назад к двигателю и перекрывал тем самым забор воздуха вентилятором из моторного отсека. После вентилятора воздух проходил через кожухи выхлопных коллекторов в соединительную магистраль и выводился из него через специальную трубу с открытой дроссельной заслонкой в моторный отсек.

Дроссельные заслонки в трубах между соединительной магистралью и вентиляторами охлаждения, также как и заслонки, межу моторным отсеком и вентиляторами охлаждения, перекрывались на время погружения. Управление заслонками осуществлялось рычагом, расположенным на перегородке отделяющей моторный отсек от боевого отделения.

В ходе погружения, приводы вентиляторов системы охлаждения были отключены и речная или озерная вода затопляла радиатор, обеспечивая его охлаждение. Трюмный насос, установленный под полом башни, откачивал любую просочившуюся через неплотности воду. Помпа могла удалить из машины 250 литров воды в минуту, через трубу с правой стороны от одного из топливных баков. Труба была снабжена пружинным клапаном, чтобы остановить любой поток воды обратно в танк. Помпа нуждалась в антифризе, чтобы исключить ее замерзание при отрицательных температурах.

В конце войны, на немецком полигоне Haustenbeck «Тигр был подвергнут испытаниям, британской командой заинтересованной в получении любой полезной информации о возможности погружения танка в воду.

Для глубоководного эксперимента в специальном резервуаре на полигоне, шноркель установили на командирскую башенку, а не в обычное положение в задней части крышки двигателя.

Тигр в воде – погружение и пересечение брода.

Почти в один голос ветераны заявляют: без брезента в танке жизни не было. Им накрывались, когда ложились спать, укрывали во время дождя танк, чтобы его не залило водой. В обеденное время брезент служил «столом», а зимой — крышей импровизированной землянки. Когда во время отправки на фронт с танка экипажа Ария сдуло брезент и унесло в Каспийское море, ему даже пришлось пойти на кражу паруса.

По рассказу Ю. М. Поляновского, особенно брезент нужен был зимой: «У нас были танковые печи. Печка обычная под дрова приворачивалась сзади. Экипажу зимой куда-то деваться надо, нас же в деревню не пускали. Внутри танка дикая холодища, а потом, больше двух человек там не ляжет. Вырывали хорошую траншею, загоняли на нее танк, брезентом весь накрывали, края брезента прибивали. А под танк вешали печку и ее топили. И таким образом мы себе грели траншею и спали».

Отдых танкистов не отличался особым разнообразием — удалось бы помыться и побриться. Кто-то писал письма домой. Кто-то, как Г. Н. Кривов, пользовался возможностью сфотографироваться. Изредка приезжали на фронт концертные бригады, была своя художественная самодеятельность, иногда привозили кино, но многие, по словам А. К. Родькина, стали обращать внимание на это уже после войны. Слишком сильной была усталость. Важным аспектом поддержания боевого духа экипажей была информация о событиях на фронте и в стране в целом. Главным источником новостей было радио, во второй половине войны входившее в состав оборудования почти каждой боевой машины. Ко всему прочему их снабжали прессой, как центральной, так и дивизионными и армейскими газетами, и постоянно проводили политинформации. Как и многие другие фронтовики, танкисты хорошо запомнили статьи Ильи Эренбурга, призывавшие к борьбе с немцами.

Многие опрошенные ветераны сказали, что ненавидели немцев. «Как к немцам относились? Нормально относились, били их, как надо. Ненавидели их люто», — вспоминает Н. Я. Железнов. В то же время в их высказываниях прослеживается и уважение. «Вояки они хорошие. На фронте смотришь на них, как на мишени. И стрельбу ведешь по этим мишеням», — говорит A. M. Фадин. У танкистов было много возможностей свести счеты с немцами в бою, поэтому к пленным они относились скорее с брезгливостью, а воевать с мирным населением считали ниже своего достоинства. Хотя случались эксцессы. Вот что рассказывает Г. Н. Кривов: «У некоторых ребят погибли родственники, они знали, письма получали. Один мальчик у нас был. Выпил изрядно. У него погибла семья. Взял автомат, пленные шли, он очередь по ним.

Мы ему по затылку дали, что ты делаешь. Это было, тоже не отнимешь». Были и случаи изнасилований: «Были отчаянные наши ребята, которые ходили искать спрятавшихся немок. Я к этому относился брезгливо». Насколько разные люди воевали против фашистов, настолько по-разному складывались у них отношения с мирным населением Германии. Первоначально, по-видимому, в отношениях доминировала всеобъемлющая ненависть к немцам и жажда мести. Особенно она проявлялась у солдат и , кто сам или чьи родственники пережили оккупацию, кто потерял родных в этой войне, но постепенно, помимо приказов командования, ужесточавших дисциплину в войсках, у людей появлялась жалость: «русский народ отходчив» — выразил мнение большинства ветеранов П. И. Кириченко.

А. Драбкин. Я дрался на Т-34