Как быстро научиться красиво разговаривать: лучшие ораторские советы всех времен. Основные этапы работы над речью

Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время. Ведь грамотность и образность речи – это характерная черта мировых лидеров, дипломатов и других личностей. Поэтому если вы сможете правильно и ясно донести до других мысли и идеи, то профессиональный карьерный рост вам обеспечен.

Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.

Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы.

Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно.

Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка.

Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы.

Критерии, определяющие грамотность речи

Речевая культура:

  • уместность;
  • грамотность озвучиваемой информации;
  • доступность высказывания;
  • использование эпитетов, метафор и фразеологизмов;
  • разнообразие речи без тавтологии;
  • эстетичность.

Скудность словарного запаса и безграмотность отталкивает собеседника и раздражает. Даже если вы дома разрешаете себе косноязычие, то маловероятно, что вы будете правильно вести деловую беседу и при разговоре с начальником сможете грамотно изъясняться. А со временем, когда у вас появятся дети, они переймут от вас неграмотные слова.

Как улучшить речь

Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.

Как правильно развить речь

Тем, для кого грамотность требуется для профессионального роста, без специализированной литературы не справится. В этом случае используйте работы Радислава Гандапаса и пособие И.Голуб и Д.Розенталя «Секреты стилистики».

Помощь профессионалов

Если вам требуется педагог, то высококвалифицированный учитель поставит вам грамотную речь. Но где же его найти? Обратитесь к своему школьному учителю или к знакомому филологу, а если возможности позволяют взять уроки у преподавателя специализирующегося на риторике, то стоит этим воспользоваться.

Сделать речь грамотной не сложнее, чем похудеть, но для достижения этой нужно только захотеть.

Всем людям приходится много говорить в жизни. И качество речи сильно влияет на многие параметры жизни – отношение окружающих, способность убедить в своей правоте, достижение целей, успех и другие. Красивая и правильная речь вызывает доверие у людей, а тренированная дикция гарантирует, что голос будет более мелодичным. Это оказывается важным во многих случаях – при желании произвести впечатление, получить работу, удачно сделать презентацию или представить проект.

Улучшение дикции можно осуществить с помощью различных методов. В частности, среди них выделяются упражнения, которые помогают улучшить произношение звуков, и техники развития дыхания. При этом важно работать над интонацией, которая подсознательно у каждого человека влияет на то, как воспринимаются произносимые слова. Наконец, необходимо расширять свой словарный запас, для того чтобы речь была разнообразной и характеризовала Вас как образованного и умного человека.

Улучшение дикции

Чтобы заставить людей слушать себя, необходимо развивать свое умение говорить. Самым простым, но затратным с точки зрения времени является этап увеличения четкости произносимых слов. Для того чтобы достичь результатов, необходимо регулярно выполнять следующие действия:

  1. Читать, учить и произносить скороговорки . Среди них выделяются те, которые тренируют конкретные проблемные звуки, а также те, которые позволяют отработать сложные сочетания в комплексе. Изначально необходимо начинать с медленного чтения с тщательным проговариванием каждого слова. Далее скороговорки учатся наизусть, а темп их произношения постепенно ускоряется. При этом необходимо определить наиболее проблемные звуки, чтобы в первую очередь уделять внимание им.
  2. Усложнять и разнообразить упражнения со скороговорками . Данный этап осуществляется после освоения первого и заключается в том, что теперь фразы необходимо произносить не только четко и с выражением, но и с чем-то во рту – это могут быть орехи или леденцы, количество которых постепенно должно расти.
  3. Контролировать дыхание . Данный аспект необходим для того, чтобы не прерывать фразу в ее середине, не доводя ее до логического конца. Чтобы научиться контролировать дыхание, необходимо увеличить продолжительность времени, которую организм может спокойно выдержать без очередного выдоха и вдоха. Для этого может подойти даже простая задержка дыхания на время с постепенным увеличением интервалов. Кроме того, легкие развиваются благодаря спорту и пению.

Работа над речью

Большинство людей понимают, что при решении проблемы, как улучшить дикцию и речь, недостаточно просто работать над произношением слов. Важной составляющей является стремление к красивой и правильной речи. Не менее важен хорошо поставленный голос. Поэтому, пытаясь улучшить свою речь, важно помнить о следующих рекомендациях:

  1. Работа со словарным запасом . Наверное, это самый важный шаг в достижении поставленной цели. Для увеличения количества узнаваемых слов необходимо читать не менее 20 страниц в день. Даже если Вы не являетесь поклонником книг, попробуйте найти тот жанр, который будет Вам интересен, и поначалу читать книги только этого направления. Постепенно мозг привыкнет к постоянному чтению, и Вы сможете перейти к другим произведениям. При этом, встречая незнакомое слово, необходимо посмотреть его значение и постараться его запомнить: для этого хорошо подходят ассоциации, возникающие со словом. В случае, если совсем нет времени на книги, можно отдать предпочтение их аудиоверсиям.
  2. Увеличение разнообразия используемой лексики . Этот шаг важен для внедрения новых понятий и выражений в раздел активно используемых слов. Самый эффективный для этого способ – работа с каждым словом по отдельности. Можно придумывать синонимы (располагая их в порядке увеличения или уменьшения интенсивности) или антонимы к выбранному слову, а также формировать из него однокоренные части речи. Например, к слову «восхитительный» можно подобрать похожие слова, расположив их следующим образом (согласно степени восхищения: отличный, удивительный, поразительный, изумительный, исключительный. При этом можно выделить следующие антонимы – отвратительный, ужасный, омерзительный.
  3. Интеллектуальное развитие . Хорошо развитый человек может с честью выйти из любой ситуации, и найти подходящие слова и поддержать беседу. Чтобы этот процесс не был скучным и не отнимал много времени, достаточно время от времени разгадывать кроссворды или сканворды, а также развивать память.
  4. Работа над голосом . Для того чтобы речь хорошо воспринималась окружающими, голос должен быть уверенным и спокойным. Данные параметры зависят от внутреннего состояния человека – от его проблем и того, как он их воспринимает, от удовлетворенности своей жизнью и непосредственно собой, а также от умения контролировать свои эмоции. Это сложная работа, которая в результате должна привести к изменению отношения к жизни и окружающим и, как следствие, к положительным изменениям в голосе. Кроме того, над голосом можно работать следующим образом: читать вслух, записывая себя на диктофон и затем прослушивая запись, тем самым понимая, что следует изменить: возможно, речь слишком быстрая и потому тяжело воспринимается, или тон голоса слишком высокий или низкий.

Таким образом, вопрос о том, как улучшить дикцию и речь, решаем и требует только небольшого количества свободного времени и упорства. При этом все приложенные усилия быстро вознаградятся и помогут в жизни любому человеку, вне зависимости от его профессии, социального статуса и увлечений

Как приятно слушать человека, речь которого грамотная и интересная одновременно. К сожалению, таких людей очень мало. Чаще всего подавляющее большинство косноязычны, не могут построить как грамматически, так и стилистически, используют бедный словарный запас. А если таким людям приходится еще и выступать перед публикой, то последняя достойна сожаления.

Составляющие красивой речи

Техника речи - это совокупность нескольких составляющих, зная которые можно постепенно научиться Она включает в себя несколько факторов. И основной среди них - дикция. Техника речи была бы невозможна без четкого произнесения звуков - гласных и в особенности согласных. Кажется, что говорить внятно и четко - легко. В действительности же дела обстоят с точностью до наоборот, и обучение дикции может занять немало времени.

Кроме того, очень важно уметь говорить убедительно и эмоционально. Именно таким образом можно управлять аудиторией и влиять на нее. Выразительная, живая речь способна настолько увлечь людей, что они согласятся со всеми доводами оратора, сами того не желая.

И еще. Важно знать, что говорить. Техника речи скрывает в себе множество нюансов, которые просто необходимо учитывать и держать постоянно в голове.

Может, к логопеду?

Очень может быть, что вам придется вспомнить такого специалиста, несмотря на то, что вы уже вышли из того возраста, когда он так необходим. У некоторых людей во рту настоящая каша, и некоторые звуки произносятся абсолютно не так, как надо.

Иногда достаточно одного понимания, что вы делаете неправильно, чтобы начать говорить верно. Но нередко бывает так, что поправить ситуацию очень сложно, поэтому не стоит даже начинать. История знает немало примеров известных ораторов, у которых имелись непоставленные звуки, однако это не помешало им завоевывать аудиторию.

Идем на урок русского языка?

И еще один нюанс. Почти каждый из нас говорит очень быстро, "съедая" многие слова и окончания. В быту это нормально, ибо здесь царит диалог - что не услышал, можно переспросить. Хотя, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы и была чистой и красивой. Ну а уж на трибуне и подавно! Ведь здесь уже одна сторона слушает, а домысливать, что хотел сказать оратор, порой очень тяжело. А что мы наблюдаем в действительности?

Правильное дыхание

Дыхание, как правило, вызывает большое недоумение у людей. Все мы дышим и без этого не можем существовать. Что же тут сложного? Однако трудности есть, и немалые. Оратор подобен певцу или музыканту, играющему на духовых инструментах, которым просто необходимо правильно поставленное дыхание. Именно оно поможет сохранить четкость повествования, правильную интонацию, не даст голосу сорваться в ненужном месте.

Существует несколько А именно: грудное, при котором плечи поднимаются вверх, брюшное и диафрагментальное. Как правило, женщины дышат грудью, в отличие от мужчин. Возможно, именно поэтому среди прекрасной половины человечества меньшее число хороших ораторов. Ведь в этом искусстве требуется диафрагментальное дыхание, то есть такое, при котором работает диафрагма.

Для его постановки необходимо выполнять нехитрые упражнения, но важно делать это регулярно. После небольшого периода постоянных и упорных занятий, которые по своей нагрузке ничем не отличаются от физических упражнений, вы заметите, что станете дышать совсем по-другому.

Как тренировать дыхание?

Правильная техника речи включает в себя ежедневные упражнения на развитие и оптимизацию дыхательного аппарата. Мы говорим всегда на выдохе, и особенно важно, чтобы он был длинным, но не доводил нас до изнеможения. В отличие от выдоха, вдох должен быть энергичным и коротким. В противном случае между словами возникали бы длинные неловкие паузы. Хотя сами по себе они тоже просто необходимы для красивой речи, тем не менее, эти промежутки не должны быть затянутыми. Вот почему необходимо выполнять упражнения на длительный вдох, при этом нужно следить, чтобы воздух заполнял собой область диафрагмы, а затем медленно, порционно расходовался. При этом не нужно доводить себя до состояния, когда человек уже израсходовал весь воздух, но продолжает говорить. Это выглядит не очень красиво. Лучше остановиться и вновь "взять дыхание".

Дикция тоже требует тренировки

Одновременно с выполнением упражнений на дыхание не стоит забывать и о дикции. Ей следует уделять небольшое количество времени, минут по 10-15 ежедневно. Очень скоро вы заметите, как ваша речь станет внятной и хорошо понятной для окружающих. Существует немало различных упражнений на дикцию. Но для начала нужно трезво оценить свою речь. Для этого достаточно будет просто записать свой голос на диктофон, а потом очень внимательно прослушать запись. Неплохо бы попросить кого-то другого оценить вашу дикцию, возможно, посторонние заметят то, что ускользает от вашего внимания и слуха.

Итак, обращайте внимание на следующие моменты:

  • Согласные звуки. Какие они: правильные или нет, не сглатываем ли их?
  • Как звучат мягкие согласные.
  • Как вы произносите согласные на стыке двух слов.
  • Как произносятся безударные гласные.
  • Как звучат согласные в разных частях слова.

Как правило, вы заметите какую-то общую тенденцию или ошибку. Возможно, другие, слушая запись, услышат что-то еще. Все это - фронт для предстоящей работы над голосом и речью в целом.

Понятие артикуляции

В общем-то, можно сказать, что дикция и артикуляция - это одно и то же. Существуют артикуляционные мышцы, которые участвуют в процессе становления звуков, и их необходимо тренировать. Эти мышцы формируют правильные звуки, вот почему важно, чтобы они были крепкими и сильными.

Для их укрепления можно и нужно выполнять специальную зарядку, которая включает в себя комплекс упражнений для языка, челюстей, губ и даже щек.

Можно просто покорчить рожицы, а потом слегка помассировать щеки и губы. Кроме этого, существует масса упражнений для детей с логопедическими проблемами. Самые распространенные из них - это "иголка", когда нужно сделать острый язык и тянуться как можно выше в носу, и "лопата", когда язык максимально расслаблен.

Поиски учителя

Если вас сильно заботит техника речи, курсы - это лучшее, что вам нужно. Можно долго учиться говорить красиво и правильно дома и не замечать грубых ошибок, которые сводят на нет все старания. Опытный педагог и наставник вовремя поправит и не даст закрепиться ошибке. Техника речи педагога будет выступать эталоном и путеводной звездой, которая не даст сбиться с пути. Именно специалист подскажет, когда вы уже будете вполне готовы для выступления перед людьми, и остановит, если еще слишком рано, и нужно еще потренироваться.

Что и как говорить?

Итак, даже если вы уже давно занимаетесь дикцией, постановкой дыхательного аппарата, но не знаете, что говорить, то вам ораторствовать еще рано. Нужно, чтобы в голове вовремя созревали красивые обороты и фразы, вовремя вспоминались нужные слова, и речь лилась ручьем. Для этой цели просто необходимо много читать и размышлять на разные темы. Нужно стараться подыскивать синонимы ко многим словам и увеличивать свой лексикон.

Также очень важно следить за темпом речи. Многие люди тараторят, сами того не замечая. Это очень мешает полноценно воспринимать речь. Нужно следить за тем, в каком темпе мы говорим, это не так уж трудно. Поначалу придется обращать на это внимание, а потом это войдет в привычку.

Жестикуляция

Жесты - наш второй язык. Он нам просто необходим, однако и тут есть свои правила. Жестов не должно быть слишком много. Также очень отвлекают размашистые движения. Вот почему нужно научиться управлять своим телом. Существует целая наука, изучающая мимику и жесты. Даже поверхностное знакомство с ней принесет большую пользу, ибо вы научитесь хоть немного читать язык тела. Следует продумать каждый жест. Для начала изучите и объективно проанализиуйте те движения, которыми вы часто пользуетесь, а потом уже вносить коррективы.

Желательно все жесты продумать заранее, порепетировать перед зеркалом, продемонстрировать лучшим друзьям.

Если вы всем говорите: "Хочу говорить красиво... Техники речи такие сложные!", то вы вряд ли чего-то достигнете. Красивая и правильная речь идет рука об руку с верой в свои силы и успех. Все они необходимы практически каждому из нас, ведь успех и вера в себя - одни из главных составляющих современного мира.

Практикуйтесь - и у вас, несомненно, все получится!


На сцене употребляется не обычная бытовая, упрощённая речь, свойственная большинству людей, а особая - сценическая речь [Приложение 1, 73].

Современная сценическая речь основана на традициях русского театра. Над программами сценической речи работали: Е.Ф. Сарычева, Э.М. Чарелли, Н.П. Вербова и др. .

Сценическая речь - одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Ее главная цель - овладение мастерством слова в процессе исполнения роли, поэтому сценическая речь тесным образом связана с пластикой, движением, ритмикой и актерским мастерством .

Работа над сценической речью включала в себя:

· отработку дикции;

· устранение вятского диалекта [Приложение 1, 25].

· интонационно гибко, подвижно (для точности выражения эмоций героев);

· с амплитудой динамики (от P до F);

· полётно (чтобы его было слышно из любой точки зала).

Дикция подразумевает четкое произнесение согласных звуков и правильную артикуляцию гласных звуков речевым аппаратом. Артикуляция - это работа речевого аппарата. При вялой артикуляции, несоблюдении темпа речи и «съедании» окончаний снижается качество дикции .

Развитие дикции, умение красиво говорить необходимо учителю при общении с детьми, а актеру - со зрителями.

Упражнения на усовершенствование дикции предполагают активизацию работы речевого аппарата и улучшение артикуляции. Артикуляция готовит наш аппарат к разговорной речи, а дикция работает над применением этого аппарата в конкретных буквах и словах [Приложение 9].

Отработка дикции начиналась с индивидуальной работы над ролью, с помощью различных упражнений:

Работа над дыханием (взятие дыхания дозировано, активно, объемно, бесшумно);

Работа над артикуляцией (движение мимических мышц лица, челюсти, губ, языка, мягкого нёба);

Произношение скороговорок [Приложение 1, 68] и чистоговорок [Приложение 1, 89].

В спектакле были задействованы виды речи:

«Рисунок 2»

Диалогическая речь - относится к средствам актерского мастерства. Это поддерживаемая речь, в ходе которой, собеседники ставят уточняющие вопросы, вставляют реплики и помогают заканчивать мысль, или меняет её суть. В диалогической речи очень важно интонирование .

Наиболее яркие диалоги в нашем спектакле:

· Мальчика-с-пальчика с Людоедом;

· Дровосека с женой;

· двух Людоедок;

Монологическая речь – длительная непрерываемая система мыслей, высказанная одним лицом. Монолог должен соответствовать настроению персонажа, раскрывать его внутренний мир, соответствовать характеру содержания картины и ее темпо ритму .

Монологическая речь является вершиной актерского мастерства.

Монологическая речь может сопровождаться движением по сцене, мимикой и жестами, переходить в вокальную в контексте спектакля.

Нами проводилась работа над выразительностью речи и её эмоциональной насыщенностью, тембральной окраской [Приложение 1,83]. С помощью этих свойств речи, актерам удалось передать разнообразные чувства героев:

· радость (первый монолог Мальчика-с-пальчика);

· растерянность (мальчики потерялись в лесу);

· ярость (кража сапог у Людоеда);

· безысходность (монолог Дровосека);

· страх (приход Людоеда) и т. д.

Так как мы проживаем в г. Кирове, на Вятке, нам так же приходилось корректировать в речи студентов особенности вятского диалекта.

Некоторые отличительные черты вятского диалекта:

· оканье - произношение [о];

· мягкость согласных [ш"], [ж"] перед гласными [и]- [муж’ик];

· долгие шипящие, обозначаемые буквами Щ [сч] и ЖЖ [зж], [овошшы]

· утрата конечного Т/СТ в сочетании СТ/СТЬ (горсь «горсть», влась «власть»);

· выпадение гласного звука в окончание (быват - бывает; знат - знает);

· перенос ударений (ре шим- реши м; зво нит- звони т).

В речи младших школьников часто встречаются ошибки в произнесении отдельных согласных звуков (с, р, л). Правильное произнесение играет важную роль в формировании детской речи. Работа над развитием речи в театральной студии помогает ребенку преодолеть речевой барьер, формируя при этом правильную речь, четкую дикцию, насыщенную интонацию. Занятия театральной деятельностью способствуют совершенствованию детской речи, используя для этого игровые, познавательные формы.

Таким образом, работа над речью являлась неотъемлемой частью технологии проведения и постановки спектакля. Благодаря правильной, четкой, эмоционально окрашенной речи актеров были созданы характерные и правдоподобные образы героев.

2.2. Вокальная работа

Музыка в детском театре расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку слова, мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

Музыкальная сказка [Приложение 1, 47], мюзикл [Приложение 1, 48], музыкальная сюита для детей [Приложение 1, 75], детская опера [Приложение 1,49] - это те жанры музыкального искусства, в которых одну из главных ролей, непосредственно, играет сама музыка.

Музыка с первых аккордов вводит детей в волшебный мир сказки, заставляет с интересом следить за сюжетом, побуждает к сопереживанию, помогает различить эмоции: радость, грусть, удивление, подчеркивает кульминационные моменты, определяет настроение отдельных героев и целых картин.

Благодаря музыкальным образам, точным вокальным характеристикам, композитор делает сказочных персонажей более выразительными, интонационно богатыми и даёт ребёнку, впервые соприкоснувшемуся с «музыкальным языком» , ощущение новизны чувств и полёта фантазии.

В нашем спектакле участвовало 30 студентов - актёров и все они исполняли вокальные партии: соло, в ансамбле, в хоре.

В музыкальной сказке « Мальчик-с-пальчик» 15 сольных партий:

· Мальчик-с-пальчик;

· Дровосек;

· Людоед;

· Береза;

· Берёза;

дочери Людоеда:

· Мечтательная;

· Скромная;

· Кокетливая;

· Добрая;

· 1ая Людоедка;

· 2ая Людоеда.

Три дуэта:

· Дровосек с женой;

· Разговор Людоеда с Мальчиком-с-пальчиком;

· Сёстры Людоедки.

Три ансамбля:

· Братья Мальчика-с-пальчика;

· Дочери Людоеда;

· Птички.

Два хоровых номера:

· Вечный шум листвы;

· Финальная песня.

Каждый вокальный номер являлся фрагментом сквозного развития дальнейших событий в спектакле.

Вокальная работа в музыкальном спектакле занимала одно из ведущих мест. Для того чтобы создать образ героя в музыкальном спектакле, необходимо владеть навыками вокального исполнительства: певческим дыханием на опоре, чистотой интонирования, ровностью звучания голоса по всему диапазону партии, высотой певческой позиции, четкостью дикции, выразительностью исполнения .

Пение - сложный психофизиологический процесс. Во время пения у человека работают органы, участвующие в голосообразовании:

Ротовая и носовая полости,

Трахея, бронхи, лёгкие,

Грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой,

Мышцы грудной полости.

Грамотное, осмысленное пение возможно лишь при условии развития музыкального слуха и овладения элементарными певческими навыками.

Вокальная работа в спектакле строилась по следующим направлениям:

· знакомство с вокальной партией (прослушивание);

· работа с нотным текстом (разучивание);

· создание образа героя средствами музыкальной выразительности.

На репетициях пение упражнений (распевание) занимало 10-15 минут [Приложение 10].

Функции распевки:

Расширение певческого диапазона,

Отработка различных вокальных техник.

Фрагменты вокальных номеров спектакля также были включены в комплекс упражнений.

В вокальных партиях музыкальной сказки «Мальчик с пальчик» сложный ритмический рисунок, поэтому над ритмом велась особая работа. Мы преодолевали эти трудности с помощью:

· прохлопывания ритмического рисунка,

· проговаривания текста в заданном ритме,

· пения на определенный слог,

· пения в разных темпах.

В основе звукообразования лежит певческое дыхание. Певческое дыхание отличается от обычного: выдох значительно удлиняется, вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического (неконтролируемого нашем сознанием) переходит в волевой. При пении используется нижнереберное - диафрагматическое дыхание .

Чтобы улучшить качество певческого дыхания мы выполняли следующие упражнения:

· взятие дыхание с последующей задержкой и напряжением мышц брюшной полости,

· взятие дыхания, его задержка с последующим продолжительным выдохом на звук [с],

· быстрое взятие дыхание с резким активным выдохом на слог «ха».

Таким образом, музыка - важнейшее средство характеристики образов и сценических положений, неотъемлемый компонент драматургии спектакля, в конечном счёте - ведущий проводник художественной идеи. Обладая определенными вокальными навыками, участники музыкального спектакля смогли более ярко передать свои чувства и эмоции, что во многом помогло раскрыть образы героев на сцене в сольных и хоровых номерах спектакля.

В пении человек проявляет своё отношение к музыке. Благодаря пению у ребенка укрепляется дыхание и формируется певческое дыхание, осанка, улучшается дикция, развивается диапазон и сила голоса, происходит укрепление голосовых связок. Пение гласных звуков помогает устранить речевые дефекты. В процессе пения ребенок эмоционально раскрепощается, улучшается его психическое и физическое состояние.

2.3. Постановка танцевальных номеров

Танец – это вид искусства, основанный на выразительности ритмичного движения и пластики человеческого тела. Танец организован в пространстве и времени в единую композицию. Танцевальный образ обусловливает характер движения и манеру исполнения, тесно связан с музыкой и дополняется костюмом.

Танцевальные движения ведут происхождение от основных форм движений человека - ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Использование перечисленных движений в сочетании друг с другом позволяют создать танцевальные композиции.

К главным характеристикам танца относятся:

Характеристики танца
ритм рисунок динамика техника

«Рисунок 3»

· ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений;

· рисунок - сочетание движений в композиции;

· динамика - варьирование размаха и напряженности движений;

· техника - степень владения телом и мастерство в выполнении основных движений и позиций.

Танец в спектакле – это своеобразный язык действующих лиц пьесы, средство выражения их чувств, рассказ об их поведении, поступках, чертах характера.

Постановка танцевальных номеров состояла из следующих этапов:

· прослушивание музыки, определение темпа и ритма;

· подбор движений, соответствующих образам героев и характеру музыки;

· составление рисунка - схемы танца;

· разучивание движений, работа над качеством исполнения;

· включение танцевальных эпизодов в целостную картину спектакля.

В нашем спектакле были созданы следующие танцевальные постановки [Приложение 11]:

· танец Мальчика-с-пальчика и братьев – бытовой танец, в котором движения имитировали трудовую деятельность братьев. Танец ритмичный, подвижный, синхронный;

· танец бабочек, в основе которого лежал вальс - воздушный, кружащийся, легкий;

· танец деревьев передавал величественность леса; исполнялся неторопливо, с достоинством; движение рук изображали шелест кроны деревьев;

· танец птичек - шуточный, с помощью движений головы, рук и небольших шагов имитировал характер поведения птиц;

· танец дочерей Людоеда - легкая полька с подскоками; исполнялась в парах; передавала беззаботный характер сестер.

Танец в спектакле раскрывает духовный мир персонажа и служит средством эмоционального воздействия на зрителей. Он передает чувства, переживания, состояние персонажей, их характеры и поступки, особенности труда, быта, национального характера. Танцевальная сцена в спектакле должна подчиняться законам построения музыкального произведения.

Танец благоприятствует физическому, психическому, эмоциональному и личностному развитию ребенка. С помощью танца ребенок учится взаимодействовать с другими, самовыражается, чувствуя себя активной и творческой личностью. Работа с танцем позволяет в полной мере удовлетворить одну из наиболее важных потребностей детей – потребность в движении. Танцуя, дети ощущают радость, потому что танцевать – это всегда весело.

Процесс общения людей между собой посредством языка называется речью.Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание.

При постановке музыкального спектакля огромное значение уделялось работе с голосом.

СВОЙСТВА ГОЛОСА

интонация тембр полетность сила

высота благозвучность подвижность

· Интонация - это выразительность голоса. Она складывается из соотношений звуковысотных тонов, в которых слышится то или иное отношение к предмету или человеку. Шаляпин говорил, что интонация - главное в пении и речи. Он называл интонацию окраской звука, которая служит выражению смысла слова или фразы, в соответствии с характером персонажа, сущностью его психологических оценок и поступков. В интонации, её характере очень важны темп, ритм, метр, мелодия речи, чередование повышения и понижения голоса..

· Сила - это громкость голоса, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Актер должен уметь варьировать силу голоса. Для развития активной работы органов речи, мы выполняли артикуляционную гимнастику (зарядка для губ, для челюсти и шеи, для языка).

· Высота - это способность голоса к тональным изменениям, то есть его диапазон. В бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 звука. Перед нами стояла задача расширить музыкальный диапазон исполнителей до полутора октав. С этой целью мы использовали упражнения направленные на расширение музыкального слуха.

· Подвижность голоса - это способность голоса без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель. Поэтому наши актеры должны были точно проанализировать свои художественные образы и точно подобрать интонации передающие образы героев.

Техника речи - это качество, которое помогает воплотить и донести переживания героя до зрителя в совершенной художественной форме. Отработанная техника речи должна обеспечивать «музыкальность, выдержанный, верный и разнообразный ритм, хороший, спокойно передаваемый темп, мысли и чувства» [К. С.Станиславский].



Техника речи связана с искусством слова, с актёрским мастерством. Процесс работы над техникой речи очень сложный и многогранный. Нам пришлось преодолеть немало трудностей: дикционные, постановка ударения в словах, интонационное произношение отдельных фраз, работа по корректировке местного диалекта, ритмика слова.

В ходе репетиций мы использовали различные упражнения на развитие диафрагматического, нижнереберного дыхания, тренировку лицевых мимических мышц. Тренировка речевых навыков проводилась на материале стихотворных художественных произведений самых различных жанров. (Приложение 8)

Таким образом, все перечисленные речевые особенности играют огромную роль в создании полноценного сценического произведения. С помощью голоса можно передать те или иные ощущения и переживания. Работая над развитием главных качеств голоса, дыхания и артикуляционного аппарата, мы смогли достичь точной и яркой передачи художественных образов музыкального спектакля, что сделало его понятным для детей с ОВЗ.