Ю.Коваль "Дик и черника." план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему. Читать книгу воробьиное озеро Белое и жёлтое

1-й класс

Тема. «Юрий Коваль. "Дик и черника"».

Цели. Познакомить детей с содержанием текста; закреплять умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения; развивать устную речь учащихся, технику чтения, творческое воображение, внимание, память; обогащать словарный запас; повторить орфографические знания о ь , об ударении, об опасных местах, о написании большой буквы, о слоговой и звуко-буквенной структуре слова, о речевых и неречевых звуках; воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу; воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование. Учебник "Капельки солнца" (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева); выставка детских рисунков "Домики для друзей"; карточки с загадками о животных; рисунки с изображениями ягод черники и морошки, человечков Карандаша, Незнайки, Звуков-человечков; индивидуальные карточки для всего класса для проведения дифференцированной самостоятельной работы в конце урока; светофорчики для каждого ребенка; грамзапись музыки П.И. Чайковского "Времена года".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Взаимопроверка готовности к уроку с соседом по парте.

II. Проверка итогов предыдущей работы

Учитель. Как называется раздел, по которому мы работаем?

Дети. "Ребятам о зверятах".

У. О ком мы говорили в этом разделе?

Д. О разных животных.

У. Дваайте посмотрим, какие чудесные домики для друзей вы нарисовали.

Один из домиков висит на доске (выставка детских рисунков).

– Давайте же поселим в наш домик животных, о которых мы уже прочитали!

Дети по очереди читают загадки, остальные отгадывают животное. Учитель помещает изображение животного в домик, ученики вспоминают автора рассказа об этом животном:

слон – С.Черный;
медведь – М.Пришвин;
собака – Е. Чарушин;
кошка – М.Коршунов.

Загадки про этих зверей дети готовили дома самостоятельно (четыре ученика).
Дети сами должны вспомнить имя и фамилию автора, название рассказа о каждом животном, учитель может только подсказать.

III. Сообщение темы и целей урока

У. Почему кошечка в рассказе М.Коршунова плачет?

Д. Ее обидели.

У. Сегодня на уроке мы прочитаем еще один рассказ о животном и попробуем определить, как ему живется. Об этом вы мне расскажете сами, но чуть-чуть попозже.

В конце урока учитель должен обязательно вернуться к этому вопросу.

– Мы с вами сегодня попробуем стать на один урок писателями. Трудно ли быть писателем? На этот вопрос мы ответим в конце урока, после того, как подробно разберем рассказ Юрия Ковалева.
Давайте посмотрим на доску и ответим на вопрос: чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

На доске – фигурки Незнайки, Карандаша и Звуков-человечков.

Д. Карандаш поможет нам нарисовать словесную картинку, с Незнайкой мы поиграем в Толковый словарик (объясним ему значение трудных для понимания слов), а Звуки-человечки помогут нам составить звуковые домики.

У. Вот видите, ребята, как много должен уметь писатель! А вот о ком мы будем читать, вы мне сами сейчас расскажете.

Дети открывают учебник на с. 142.

IV. Работа с текстом

У. Рассмотрите иллюстрацию на странице 142. Кто станет главными героями нашего рассказа?

Д. Человек и собака.

У. Можно ли предположить, что делает человек?

Д. Он собирает ягоды.

У. А собака?

Д. Бегает, играет, ест ягоды.

У. Трудно определить по одному рисунку, что делает собака. Поэтому мы сможем ответить на этот вопрос только тогда, когда прочитаем рассказ.
Как вы думаете, где происходит действие рассказа?

Д. В лесу, на полянке около домика.

Д. Юрий Коваль.

У. Прочитайте название рассказа.

Д. "Дик и черника".

У. Как звали собаку на картинке?

Д. Дик.

У. О чем еще будет идти речь?

Д. О чернике.

У. Что такое черника?

На доске дана иллюстрация черники и морошки. Дети выбирают нужный рисунок и описывают ягоду.

– Эта ягода лесная или садовая?

Д. Лесная, так как на картинке она растет в лесу на полянке.

У. Что можно сказать о собаке на иллюстрации? Опишите ее. Какая она?

Д. Добродушная, симпатичная.

У. Прочитайте первую главу.

Дети читают текст.

–Как звали собаку? Докажите это словами из текста.

Д. Собаку звали Дик. "С нами в избушке живет пес, которого звать Дик".

У. Как написано это слово?

Д. С большой буквы.

У. Почему?

Д. Клички животных пишутся с заглавной буквы.

У. Мы с вами уже описали Дика по картинке, а теперь найдите в тексте, как описывает его автор.

Д. "Дик – добрый пес, но обжора".

У. Что значит "обжора"? Замените это слово на другие, подходящие по смыслу слова.

Д. Ненасытный, прожорливый, жадный на еду...

У. Докажите словами из текста, что Дик был обжора.

Д. "Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под елку – вот чего ему надо было".

У. Перечитайте текст еще раз и найдите слова с мягким знаком. Определите, какой это мягкий знак: разделительный или смягчающий. Вспомните правило написания мягкого знака в словах звать , набить , закопать .

Д. В словах звать , набить , закопать – смягчающий мягкий знак, в слове рыбьей – разделительный.

Дети читают текст, карандашом подчеркивают выбранные ими слова.

– Какой второй главный герой произведения появился?

Д. Кто-то, кто называет себя "я".

У. Докажите это словами из текста.

Д. Раз на болоте я нашел черничную поляну.

У. Кто это "я"? От чьего имени пойдет рассказ?

Д. "...Ел пригоршню за пригоршней".

У. Что в это время делал Дик?

Д. "Дик забегал то с одного бока, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что я ем".

Д. Он набрал пригоршню ягод и протянул Дику.

У. Как Дик съел чернику?

Д. "Убрал с ладони".

У. Каким словом можно заменить слово убрал ?

Д. Слизал, смахнул, быстро съел.

У. Понял ли Дик, как надо есть чернику?

Д. Нет.

У. Какими действиями он выразил непонимание?

Д. "Он бегал вокруг, толкал в бок носом".

У. Зачитайте слова, выписанные вами для Толкового словарика.

Д. Болото, пригоршня, толкать в бок носом.

У. Найдите первое предложение. Прочитаем его хором по слогам.
Как называлась поляна? От какого слова произошло название поляны?

Д. Черничная поляна. Она называлась так потому, что на ней росла черника.

У. Строим звуковой домик для слова черника . В этом вам помогут Звуки-человечки, расположенные на доске.

Дети работают парами, выкладывая на парте звуковую дорожку из кружков-звуков синего, зеленого и красного цветов.
Далее идет самопроверка: дети по цепочке называют букву, затем звук. Четыре ученика работают на индивидуальных карточках, которые сдают на проверку учителю.

V. Физкультминутка

VI. Работа с текстом (продолжение )

У. Перед чтением текста вам дает задание Карандаш: приготовьтесь рисовать словесную картину!
Что значит "поучить уму-разуму"?

Д. Учить, как надо делать правильно.

У. А кто вас учит уму-разуму?

Д. Родители, учителя.

Д. Он встал на четвереньки и стал есть ягоды прямо с куста.

У. Кто здесь выступил в роли учителя, а кто – в роли ученика?

У. Почему затрещали кустики?

Д. Потому что Дик ел чернику вместе с ветками.

У. Какие неречевые звуки вы услышали? Попробуйте их воспроизвести.

Д. Прыжок, треск кустиков, чавканье и хруст.

Дети пытаются воспроизвести эти звуки.

У. Чем будем рисовать нашу картинку к тексту?

Д. Словами.

У. Подберите такие слова из текста.

Д. День. Поляна. Черника. Дик. Открытая пасть. Треск. Вкуснотища!!!

Дети описывают картинку, которую они нарисовали бы к третьей части.

У. Сколько дней понадобилось Дику, чтобы съесть всю чернику?

Д. Два дня.

У. Какое число обозначает это слово?

Д. Число 2.

У. Как называется слово, которое обозначает число?

Д. Числительное.

Д. Потому что Дик мог бы съесть не только чернику, но еще и всю смородину и всю морошку.

VII. Итог урока

У. Понравился ли вам рассказ Юрия Коваля?

Д. Да.

У. Что понравилось больше всего?

Дети описывают смешные моменты.

У. Вы анализировали текст. Трудно быть писателем?

Д. Очень трудно!

У. Писатель должен хорошо знать то, о чем он пишет. Докажите, что вы хорошие писатели. Предложите ваши вопросы по тексту.

Дети предлагают свои вопросы по содержанию текста, остальные отвечают.

– Как относятся друг к другу герои рассказа?

Д. Вежливо, с уважением, с любовью.

У. Какова главная мысль рассказа?

Д. Чуткое отношение к животным.
– Собака – друг человека.

У. Чему учит рассказ?

Д. Любви, заботе о ближнем, чуткости.

У. Это рассказ или сказка? Докажите.

Д. Это рассказ. Ситуация невымышленная, волшебных элементов нет.

Учитель раздает карточки для самостоятельной работы.

У. Вам дан текст последней главы с пропусками отдельных слов на разные орфографические правила. Пользуясь текстом учебника, вы должны вставить пропущенные слова, вспоминая правила орфографии.

Карточки имеют две степени сложности: вариант I – вставить слова; вариант II – вставить слова, поставить в них ударения и подчеркнуть опасные места.
Дети самостоятельно выбирают степень сложности, работают и сдают тексты на проверку.

Выслушиваются ответы детей.

VIII. Домашнее задание

У. Придумайте веселые заголовки к частям рассказа Ю.Коваля.

(Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность) — Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.

Заяц Пус, а ныне Петя Зайцев, который пришёл учиться в 1 класс, сегодня в очередной раз задаёт вопрос, ответ на который мы постараемся с вами дать на уроке, работая вместе. Петя хочет понять, что такое «обучение»? (Слайд 1.)

А вы, первоклассники, как понимаете значение этого слова?

— Давайте поработаем над значением этого слова вместе, чтобы подробнее узнать, что оно обозначает. Работать мы будем сегодня в группах.

(на доске таблички с вопросами)КОГО? ЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?

— Первая группа будет отвечать на вопрос – кого можно обучать?

вторая группа подумает – чему можно обучать?

третья группа вспомнит – как обучают? четвёртая группа будет размышлять – зачем обучают?

— Каждая группа будет записывать свои предположения на листах, которые находятся у вас на партах. Слова старайтесь записывать без ошибок, все вместе проверяйте написанное, а если слово трудно написать вам или возникнут вопросы какие-нибудь – обращайтесь за помощью ко мне.

— Прошу представителей каждой группы выйти к доске с результатами своих наработок и озвучить их.

— Мы с ребятами внимательно слушаем, какие ответы получились в группах.

После отчёта первой группы.

Правильно, люди учатся всю жизнь: и когда дети, и когда взрослеют. Животных, которые живут рядом с нами мы тоже чему-то учим.

После отчёта второй группы.

Молодцы, перечислили много умений, которые в жизни нам необходимы и, чтобы этими умениям овладеть, нам приходится учиться

После отчёта третьей группы.

Отлично, как много действий вы назвали.

После отчёта четвёртой группы

— Правильно, получение знаний необходимо нам на протяжении всей жизни

— Вы очень хорошо поработали в группах.

— Какие умения позволили вам так хорошо справиться с заданием?

На какой вопрос надо дать Пете сегодня ответ?

— Опираясь на ваши мысли, позвольте мне подвести итог работы. Обучение – это получение знаний и овладение какими-то навыками. (Слайд 2)

— Как мы справились и сформулировали ответ на вопрос Пети?

— А можете вы мне сказать, каким словом называют обучение животных каким-либо действиям? Какая разница в обучении людей и животных?

— Сегодня на уроке мы с вами будем читать рассказ о необычном обучении необычным навыкам животного. Более того, мы сегодня будем вести диалог (понятие «диалог» дети знакомы с периода обучения грамоте)

У вас на парте лежит текст, который разделён на части. Каждая часть напечатана на отдельном листочке. Части не пронумерованы. Каждый в группе возьмёт любую часть, медленно и вдумчиво её прочитает. После прочтения, каждый перескажит свою часть товарищам. После этого совместно попробуйте восстановить порядок частей.

Какая задача сейчас стоит перед вами?

— Чтобы выполнить это задание, вы должны следовать правилам работы в группе. Вспомним их.

Учащиеся читают текст на карточках, пересказывают содержание согруппникам, восстанавливают порядок частей.

— Значение каких слов вам было непонятно в тексте? (словесное объяснение значения слова учителем)

— Я прочитаю рассказ, а вы сверьте, совпал ли ваш порядок частей с авторским текстом.

— Если ваша группа допустила ошибку, расставьте части в правильном порядке.

— У какой группы расположение частей не совпало?

— Пронумеруйте части.

— Давайте обратимся к записям на доске (КОГО? ЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?) и ответим на записанные вопросы

— Кого обучали в рассказе? — Чему обучали Дика? — Как автор обучал собаку?

— Зачем пришлось обучать Дика есть чернику? Кого называют обжорой?

— Придумайте в группах название рассказу. Не забывайте, что по названию можно определить, о чём будет текст.

— Как вы озаглавили рассказ?

Учитель записывает предложенные группами заголовки на доске.


— Рассказ, который мы сегодня читаем на уроке, написал Юрий Иосифович Коваль.


— Давайте откроем учебник на стр.147 и прочитаем, какое название дал своему рассказу сам автор. (смена слайда)

— Читать текст мы будем цепочкой. Внимательно вчитываемся. Чтобы понять главную мысль автора. Мы учимся с вами вести диалог, но чтобы вести диалог, надо уметь задавать вопросы. Чтобы правильно задать вопрос, читать надо вдумчиво . После прочтения вам предстоит самостоятельная работа по составлению вопросов.

Во время чтения проводится работа над лексическим значением слов. Приемы объяснения значений слов : самостоятельное – значение слова требуха ещё раз выясняется детьми по сноске в книге; словесное объяснение : уму-разуму; слово пригоршня показом (сложить ладошку; использование синонима при объяснении слова мигом. С лайд №5 хорошо помогает объяснить значение словосочетания «встал на четвереньки

Отрабатывается навык выразительного чтения.

— Немного отдохнём. Пойдем в лес на то место, где Дик ел чернику, преодолевая воображаемые препятствия. Вот идём мы с вами по тропинке.(Шагают)

— Очень много комаров в лесу (Изображают, как отмахиваются от комаров. Раз хлопок, другой хлопок)

— Впереди ручей, перепрыгнем через него (перепрыгивают ручей)

А вот через речку надо пройти по мостику, держась за перила (изображают)

— Мимо спящего медведя — осторожно!(на цыпочках)

— Через болото, прыгая по кочкам (перепрыгивают, перешагивают)

Вот и поляна. Как много ягод черники! (Слайд № 6)

Сядем на корточки.(Присели) Собираем ягоды в пригоршню.(Изображают) Съели. Встали. Хорошо! (Потянулись) Вкусно!

Занимаем свои места и переходим к следующему заданию. Самый ответственный этап урока. Он, возможно, самый трудный, но и самый интересный. Мы задаём вопросы друг другу.

Ребята 1 и 2 группы будут составлять «вопросы с поверхности», а ребята 3 и 4 группы составят «вопросы подводные». При составлении вопросов пользуйтесь памяткой, она поможет вам вспомнить вопросительные слова.

Я тоже буду работать вместе с вами и составлять вопросы для вас .

— Работайте сообща. Составленные вопросы записывайте на обратной стороне листочка с текстом. Слова надо стараться записывать без ошибок, все вместе проверяйте написанное, а если слово трудно написать вам – обращайтесь за помощью ко мне или сверьте, как записаны слова в тексте.

— Выслушивайте все предложенные вопросы ребятами в группе. Решите в группе, кто из учащихся будет записывать вопросы, кто озвучивать.

— Вопросы свои читайте громко, слова произносите правильно. Ответы учащихся оценивайте: правильно или не правильно ответили на ваш вопрос.

— Прошу выйти к доске представителей 1 и 2 групп. Отвечать на ваши вопросы будут 3 и 4 группы.

— Теперь очередь задать вопросы учащихся 3 и 4 групп, отвечать на их вопросы будут 1 и 2 группы

— Я тоже составила вопросы, но для всех ребят:

— Почему именно об этом эпизоде рассказал нам автор?

— У кого из вас дома живёт собака?

— Я попросила Ваню рассказать нам сегодня о том, как они с дедушкой обучают свою лайку разным навыкам.

— Каким должен быть тот, кто обучает?

— В начале урока мы дали определение слову обучение. Озвучьте его.

— Попробуйте на доске восстановить последовательность действий автора при обучении Дика ЦОР https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore / В классе стационарно установлена интерактивная доска Star Board в комплекте с компьютером и проектором, имеется выход в Интернет)

— Молодцы.

— Что вы расскажите сегодня дома родителям о работе на уроке ? рефлексия

— У ваших знакомых есть собаки, в отпуск ездите, там тоже, наверное, есть собаки у родственников. Приятно видеть, когда за животным, которого приручили, люди заботятся и ухаживают. Но как больно смотреть на беспризорных животных, которые обделены нашим вниманием. О таком щенке вы прочитаете дома стихотворение «Без ужина» на стр. 149.

На вопрос Ягодный вопрос 2. Собирала сегодня чернику и ничего не смогла вспомнить о чернике из литературы. Может поможите? заданный автором Надежда Антонова лучший ответ это Р. Погодин
Черника
«…Дальний лес, сырой и лохматый. Сюда по весне плывет половодье,
заливает бочаги водой, остающейся в них на все лето, - это заморный лес,
страшный для рыбы, потому что рыба идет сюда вместе с водой и икру здесь
мечет и некоторая, не успев уплыть, остается помирать в бочагах. Весь июнь
здесь можно рыбу ловить прямо юбкой. Сейчас оставшаяся рыба плавает в
бочагах кверху брюхом. Только в одном бочаге, почти что озерке, проживает
саженная щука с плоским зеленым черепом. Щука подходит к берегу и стоит
бревном, глядя вверх, и в глазах у нее голод.
В заморном лесу черники тьма и гоноболи.
Они шли по чернике. Муж широко разводил ветки, стараясь отпустить их
так, чтобы они хлестанули жену по глазам.
- Ты чего хочешь? - говорил он. - Убить меня хочешь?
- Убить, - сказала она.
Он повернулся круто - бросился на нее. Она остановила его, выстрелив.
Он упал на колени и захрипел:
- По какому праву? Нет у тебя правов человека судить.
- Другого кого - нету! - крикнула она. - А тебя есть. - Она навела на
него наган.
- Стерва! - закричал он. - Дай хоть черники поесть!
Она ждала - он собирал чернику горстями и запихивал ее в рот. И лицо
и руки у него стали синими, губы черными, только в глазах не было цвета.
- Пусти, Клавдя. Я уйду. Скроюсь я. Клавдя, кровь течет, ослаб я... -
Он уже машинально и без разбора сгребал чернику с кустов и запихивал ее в
рот вместе с листьями.
Черника в сыром лесу была серой. И зелень черничная была серой. И сам
лес был серым.
- Как же быть, Клавдя? - спросил он ее. - Что же будет-то, Клавдя?
Наверно, от этого вопроса, который она должна была бы задать ему, а
не он ей, наверно, от крови, серым пятном расплывшейся по его гимнастерке,
обрушилась на нее вся осознанная вмиг тяжесть и вся ответственность
дальнейшей ее судьбы. Наган щелкнул сухо, будто подломился уже
надтреснутый и уже подгнивший сук.
- Слабая я... -сказала Клавдя пустым голосом. - Слабая...
Она подошла к бочагу, где мокрым бревном лежала саженная щука. Клавдя
смотрела в щучьи глаза, и ее клонило вперед - в воду. В покой. В забвение.
- Слабая я, - прошептала она еще раз вдруг окровавившимися губами.
Щука, шевельнув хвостом, подплыла ближе. Морда ее оказалась у самых
Клавдиных ног. Клавдя вскрикнула и попятилась в естественном страхе. Наган
вывалился из ее ослабевших пальцев и круто пошел тонуть, вильнув возле
щучьего носа.
Щука хвостом ударила, и больше не было звуков.
...Лес забагрянился, потом почернел - ночь упала, будто закрылись
перед Клавдией все двери. Она толкалась в стволы деревьев, оступалась и
падала, и не было лесу конца.
Когда утро наползло на нее, когда солнце осветило ее глаза, Клавдя
увидела себя стоящей на развилке дорог неподалеку от своей деревни. Четыре
красноармейца, усталые и небритые, маскировали ольховыми ветками небольшую
пушку. Клавдя глядела на них и не двигалась с места, пока один, молодой,
почти мальчик, не подошел к ней и не сказал:
- В деревню ступайте. Этой ночью мы немца из деревни выбили. Теперь
не опасно...
Клавдя почувствовала, что в руке она что-то держит. Посмотрела -
черника, набранная в косынку. Когда набрала и зачем?
- Черника, - сказала она солдату. - Поешь... Муж мой тоже на фронте
воюет.
Солдат улыбнулся ей, утвердительно кивнул: мол, конечно, а как же.
Эта его уверенность высветлила Клавдю изнутри, она представила мужа идущим
по дороге войны - удаляясь, он не уменьшался, а как бы вырастал до
размеров великого.
- Для сына, - сказала она. - Для моего Пашки.»
__________

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Ягодный вопрос 2. Собирала сегодня чернику и ничего не смогла вспомнить о чернике из литературы. Может поможите?

Ответ от АК-47 [гуру]
Вообще то это брусника если что.Про бруснику помню рассказ у Юрия Коваля


Ответ от Добросовестный [гуру]
У писателя Юрия Яковлева есть рассказ, который так и называется: "Черника". Читать здесь:
Рассказ помещен в сборнике, так что по ссылке открывается 22-я страница, на которой он начинается примерно на ее середине. А заканчивается на 23-й.


Ответ от Европейский [гуру]
Русский, современный художник Николай Фомин
картина - ЧЕРНИКА
из серии картин Ягоды наших лесов


Ответ от Малоросский [гуру]
Дик - добрый пёс, но обжора. Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под ёлку, чтоб не кусали комары, - вот чего ему надо!
Раз на болоте я нашёл черничную поляну. Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней.
Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что это я ем.
- Да черника это, Дик! - объяснял я. - Смотри, как её много.
Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони.
- Теперь сам валяй, - сказал я.
Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг, толкал в бок носом, чтоб я не забывал про него.
Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста. Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть - и только кустики затрещали.
Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки, и я радовался, что не научил его любить смородину и морошку. (Ю. Коваль "Дик и черника")
.
Кум Черника из сказки Джанни Родари "Приключения Чиполлино"
...Кум Черника проживал в прошлогодней каштановой скорлупе, толстой, с шипами. Это была очень тесная квартира, но кум Черника удобно устроился в ней со всем своим имуществом, которое состояло из одной половинки ножниц, заржавленной бритвы, иголки с ниткой и корочки сыра...


Ответ от Валентина Фролова [гуру]
А. Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»
А ещё черника наряду с другой ягодой костяникой упоминается в очень красивом фильме "Костяника. Время лета"


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Малоелгинская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района РТ

Разработка урока по литературному чтению в 3-м классе

Тема: Юрий Коваль. Рассказ «Дик и черника»

Хаматшина Зубарзят Искандаровна, учитель начальных классов I кв.категории

Тема урока: Юрий Коваль «Дик и черника».

Вид урока: урок внеклассного чтения.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

познакомить детей с содержанием рассказа «Дик и черника» и с автором замечательных рассказов - Ю. Ковалем.

Задачи урока:

пробудить интерес к чтению художественных произведений;

Учить учащихся наблюдать, думать, выразительно и осмысленно читать, передавать мысль словом;

Закреплять умение работать с текстом;

Развивать устную речь учащихся, технику чтения, творческое воображение, внимание, память;

Обогащать словарный запас;

Воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу.

Оборудование: книги о природе для выставки, портрет Ю. Коваля, иллюстрации детей по произведениям Ю. Коваля, толковые словари, слайды, запись с пением птиц

Ход урока:

I. Организационный момент . Проверка готовности к уроку. Взаимопроверка готовности к уроку с соседом по парте.

II .Проверка итогов предыдущей работы.

1. Беседа.

Как называется раздел, по которому мы работали?

- «Люби живое».

О ком мы говорили?

О разных животных, о природе.

2. Работа по книжной выставке.

Ребята, обратите внимание на книжную выставку. Что в ней необычного? (книги стоят оборотной стороной). Для того чтобы книгизаняли привычное место, вам надо вспомнить писателей, которые создали произведения о природе и о животных (дети называют произведения):

М.Пришвин, И.Соколов, В.Белов, В.Бианки, Б. Житков, В.Дуров, В.Астафьев, В.Драгунский.

Ребята, в каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных? («Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку»- В. Белов, «Копалуха» - В.Астафьев).

Я слышала про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он?(Это – Дениска из рассказа В.Драгунского «Он живой и светится».)

3. Проверка домашнего задания.

Ребята, вы внимательно прочитали произведения о природе и о животных, молодцы! А сейчас проверим ваши художественные способности. Покажите, пожалуйста, ваши иллюстрации, которые вы нарисовали после чтения рассказов Юрия Коваля (дети показывают рисунки и называют рассказы, по которым нарисованы иллюстрации).

III . Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы прочитаем ещё один рассказ о животном и попробуем определить, как ему живётся. Также мы попробуем стать на один урок писателями. Трудно ли быть писателем? На этот вопрос мы ответим в конце урока, после того, как подробно разберём рассказ Юрия Коваля.

IV .Постановка учебной задачи

Итак, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?(учитель показывает книгу Ю. Коваля «Дик и черника»).

Прочитаем рассказ « Дик и черника».

Ребята, до чтения рассказа нам необходимо познакомиться с жизненным и творческим путём писателя (подготовленный ученик знакомит с биографией Ю. Коваля. Вывешивается портрет писателя и организуется выставка книг).

С гордостью сообщу вам, ребята, о том, что такой замечательный писатель как Юрий Коваль жил и работал в нашем районе. После окончания института Коваля назначают учителем в Емельяновскую школу Лаишевского района(Слайд№3). Там он был преподавателем самых разных предметов – географии, истории, русского языка, литературы, пения… В этой школе было несколько учителей, но учителей пятого-шестого классов не хватало. Как говорил сам писатель, его первыми рассказами были тексты диктантов для учеников. Он придумывал забавные рассказы, которые помогали ученикам быстро запомнить правила русской грамматики. Например:

На полу сидела мышь.

Вдруг вбегает грозный муж.

И, схватив огромный нож,

К мыши он ползёт, как уж.

Это на правописание шипящих был диктант. Но это всё Коваль сам считал шуткой и чепухой и серьёзно не относился. В 1963году писатель вернулся в Москву. После возвращения из Емельянова, Юрий Коваль написал целый ряд рассказов, связанных с Татарией. Это был удивительно талантливый человек, который сочинял и стихи, и рассказы, и повести на самые различные темы. Он ещё и очень хорошо рисовал. Одна из книг - «Избушка на Вишере»- была проиллюстрирована самим автором.

Вот, ребята, над рассказом такого замечательного человека мы сегодня с вами и поработаем. (Вывешивается рисунок с изображением Незнайки).

Ребята, с Незнайкой мы поиграем в «Толковый словарик», объясним значения трудных для понимания слов.

Видите, дети, как много должен уметь писатель! О ком мы будем сегодня читать, вы мне сами сейчас расскажете.

V . Работа с текстом . «Открытие» нового знания»

1) - Рассмотрите иллюстрацию (Слайд №4).Кто станет главным героем нашего рассказа?

Человек и собака.

Можно предположить, что делает человек?

Он радуется, что встретил такую ягодную поляну.

А собака?

Тоже смотрит на ягоды.

Какую ягоду они будут собирать?

Чернику (Слайд №5).

Опишите собаку. Какая она?

Симпатичная, добродушная…

2) Чтение рассказа, беседа.

К нам обращается Незнайка. Объясним ему значения слов обжора и пригоршня (работа с толковым словарём).

Обжора - ненасытный, прожорливый, жадный.

Пригоршня – ладонь с пальцами, согнутыми так, что можно туда что-нибудь положить.(Слайд №6)

Физкультминутка

Ребята, мы с вами много поработали, пришло время отдыха. Представим себе, что мы тоже в лесу (запись с пением птиц). Шагаем на месте. Очень много комаров (Отмахиваемся, хлопаем в ладоши). Ой, медведь! Осторожно! (на цыпочках). Вот и поляна! Сядем на корточки. Собираем ягоды. Вкусно! Встали. Потянулись к солнцу. Хорошо!

VI . Первичное закрепление

Продолжим работу над рассказом. От чьего имени ведётся рассказ?

Как он ел чернику? Что в это время делал Дик? Что сделал автор, чтобы накормить собаку? Каким методом решил автор научить свою собаку есть чернику? (дети отвечают, используя предложения из рассказа).

Кто здесь выступал в роли учителя, а кто – в роли ученика?

Потому что Дик мог бы съесть не только чернику, но ещё и всю смородину и морошку.

VII . Итог урока. (рефлексия учебной деятельности)

Ребята,вот мы с вами анализировали текст. Трудно быть писателем?(ответы детей)

Да, очень трудно. Писатель должен хорошо знать то, о чём он пишет. Докажите, что вы хорошие писатели. Предложите ваши вопросы к тексту (дети предлагают свои вопросы по содержанию рассказа, а остальные отвечают).

Как относятся друг к другу герои рассказа?

Вежливо, с уважением, с любовью.

Какова главная мысль рассказа?

Чуткое отношение к животным. Собака – друг человека.

Чему учит рассказ?

Любви, заботе о ближнем.

VIII . Домашнее задание.

Прочитайте другие рассказы Юрия Коваля.

«Адаптация учащихся в школе» - Активные существа. Школа молодого учителя. Методическая копилка. Реальная помощь. Испытание для школьников. Авансировать детей. Положительные моменты. Первоклассник. Физические паузы. Вживание в позицию школьника. Заинтересовать своим предметом. Скрытая инструкция. Снятие страха. Соблюдение ЕОР. Личностная готовность.

«Адаптация первокурсников в вузе» - Принципы тренинга. Основные задачи и направления деятельности куратора. Адаптация. Структура тренинга. Адаптация первокурсников. Модель гиперрефлексии. Процесс активного приспособления. Стили общения куратора со студенческой группой. Психологические особенности юношеского возраста. Социально-психологический тренинг.

«Адаптация к школе» - Возрастные особенности: Педагогические условия: Отсутствие механизма включения родительской общественности в управление образованием. Фазы развития подросткового возраста. посещение уроков, наблюдение за детьми. Что такое адаптация? «Чувство взрослости» склонность к фантазированию стремление экспериментировать.

«Психологическое сопровождение процесса адаптации» - Количество адаптированных и дезадаптированных учащихся. «Классный руководитель глазами воспитанника». Анкета для родителей «Мой ребенок и школа». Для первоклассников. В работе с десятиклассниками. Цель. Картина адаптационного процесса с позиции учащихся и родителей. В работе с родителями. Подготовительный этап.

«Адаптация десятиклассников» - Родители. Основные задачи. Интеллектуальная лабильность. Мотивы учебной деятельности. Трудности адаптационного периода. Мотивация. Адаптация десятиклассников. Тревожность. Уровень интеллектуальной лабильности. Старшеклассник. Уровень личностной тревожности десятиклассников. Мотивация к достижению успеха.

«Школьная дезадаптация» - Условия для успеха ребенка. Узнайте на предлагаемых фотографиях своего ребенка. Нетерпимость и непримитимость в отношениях с детьми. Виды школьной дезадаптации. Ребёнок в школе. Признаки дезадаптации. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите. Эгоизм и себялюбие. Неподготовленность к семейной жизни.

Всего в теме 11 презентаций