Объяснение фильма интерстеллар. «Заставляет задуматься»: Чем опасен «Интерстеллар. Черная дыра, которая выглядит вот так

Фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» относится к особой категории фильмов, способных разделить зрителей на два противоположных лагеря, подобных тем, на которые делится человечество в самом Интерстелларе.

Для начала рассмотрим мотивы, которые могут иметь особое эмоциональное воздействие на зрителя, а затем сведем их в единую систему.

Всё происходящее имеет смысл

Конечно, любой фильм подспудно содержит этот мотив, так как всё, показанное на экране служит раскрытию смысла фильма. Но в Интерстелларе эта идея подана в глобальном масштабе: всё во вселенной имеет смысл.

Истерики дочери, обиженной на отца; отец, бросающий дочь, ради самореализации; ложь профессора, жертвующего миллионами людей ради спасения человеческого рода - всё это в итоге оказывается значимым, получает свое осмысление. Ближе к концу фильма мы вдруг понимаем: без всех этих раздражающих и чудовищных поступков не случилось бы главного – человечество не было бы спасено.

Связь с умершими

В Интерстелларе драматически обыграна связь с близкими людьми, ушедшими из нашей жизни. Режиссер показывает нам, что эта связь односторонняя: со стороны ушедших сообщения не доходят. Но он даёт нам понять, что даже если мы не получаем ответа, ушедшим очень важно знать, что мы о них помним.

Потусторонний мир

В особых случаях обратная связь с ушедшими все-таки возможна: именно так в Интерстелларе объясняется явление полтергейста.

Тема призрака, духа, проходит через весь фильм, ассоциируясь с главным героем. Купер живет на земле, не верит в духов, но стремится в небо. Еще на земле он начинает понимать, что должен стать «призраком будущего» для своей дочери.

В космосе, т.е. на небе, он действительно становится духом. Но мало того: попав в тессеракт, построенный высшей цивилизацией, он становится посредником, вестником, передающим сообщения с неба на землю (по-гречески вестник будет ангел).

Земное и небесное, время и вечность

Красной нитью в фильме проходит мотив земного и небесного, времени и вечности. Земля и время – это песок; их в фильме символизирует желто-коричневый цвет. Вечность – это небо; они символизированы синим цветом. Понаблюдайте за сменой цветов одежды главных персонажей.

В начале фильма Купер «земной», а Мерф – «небесная».

Взрослая Мерф, потерявшая надежду на решение проблемы, становится «земной». Но когда решение находится, она снимает коричневую куртку.

На станции «Купер» главный герой уже носит синюю рубашку.

Любовь как физическая величина

Идея любви как внешней силы, действующей помимо человеческой воли интуитивно понятна каждому человеку, поэтому всегда вызывает сочувствие. Влюбляясь, человек как бы приобщается к чему-то высшему и могущественному, каковым он отнюдь не является в обыденной жизни.

Создатели фильма распространяют действие этого чувства сквозь пространство и время, делая его силой, сравнимой с гравитацией.

Другие мотивы

В фильме присутствуют и другие мотивы, которые способны эмоционально затронуть самые глубокие пласты нашего существа:

Становится ясно, что с фильмом Интерстеллар мы с вами переходим к рассмотрению особой категории фильмов, которую можно обозначить как фильмы-мифы.

«Вертикальная» структура мифа

Структура любого полноценного мифа предполагает наличие двух основных пластов бытия – идеального, вневременного и реального, исторического.

Идеальный слой содержит

  • Богов, управляющих видимым миром
  • Загробный мир, где пребывают души умерших

Реальный слой состоит из

  • Общество
  • Природу

Мир, показанный в Интерстеллар, имеет точно такую же структуру – структуру классического мифа. Здесь у нас есть

  1. Вневременное пятое измерение, в котором пребывают
    • Высокоразвитые люди
    • Тессеракт, посредник между вневременным и временным
  2. Временное, историческое бытие выглядит вполне стандартно и содержит
    • Общество
    • Природа

«Горизонтальная» структура мифа. Путь героя

Если мы развернем эту вертикальную структуру во времени, то получим миф как чудесную историю.

Историческая структура мифа включает в себя следующие этапы:

  1. Первоначальное блаженное состояние, «Рай», золотой век
  2. Историческое существование, борьба с хаосом
  3. Преодоление страданий и возвращение, спасение

В фильме Интерстеллар человечество проходит все эти этапы.

Райское состояние - это жизнь на земле до катастрофы; она осталась за кадром.

Борьба с хаосом – это борьба людей за выживание на взбунтовавшейся Земле.

Преодоление страданий – это спасение с земли на космических станциях.

Героем-спасителем в нашем мифе является Купер. Он тоже проходит все необходимые этапы мифического пути героя. В Интерстелларе это:

  1. Жизнь в обычном, земном мире
  2. Призвание свыше
  3. Встреча с наставником
  4. Преодоление порога
  5. Путь испытаний
  6. Сошествие в черную дыру (параллель с миром умерших)
  7. Благовестие
  8. Чудесное воскресение
  9. Возвращение в земной мир
  10. Встреча с дочерью (напоминает явление христа марии магдалине после воскресения)
  11. Вознесение

Мы видим много общего с христианским мифом, и это естественно. Вся мифология постхристианской культуры неизбежно будет представлять собой частичное воспроизведение средневековой христианской мифологии.

Зарождение культа

Если бы логика мифа продолжила в фильме свое развитие, то мы бы увидели даже зарождение культа Сверхлюдей и Купера как их посланника.

Первые признаки уже начали появляться. Дом Купера восстановлен и оберегается: это место начала священной истории.

Но в остальном что-то пошло не так.

Хотя Мерф получила свое знание из потустороннего мира от Купера и принесла людям благую весть, ей почему-то никто не поверил. По крайней мере, так она утверждает.

Поэтому ей пришлось взять на себя роль спасительницы человечества, а подлинный спаситель так и остался людям неизвестным. По непонятной причине Мерф сделала Купера «земным» в глазах других людей, сообщив им о том, что он обожал ферму. О мотивах ее поступка мы можем только догадываться.

Выводы

Таким образом, фильм Интерстеллар по самому своему смыслу – это миф. Думаю, что это главная причина того, что он может производить такое мощное воздействие на зрителя. Самой структурой повествования он заставляет резонировать самые глубинные слои человеческой души, относящиеся к коллективному бессознательному нашей цивилизации.

Особенность мифа Нолана в том, что личностью в нем является исключительно человек. Причем, это человек «естественный», т.е. миф Нолана не является мифом трансгуманизма. Такая деталь как подчеркнуто неантропоморфный робот призвана усилить эту идею.

В противоположность другим современным мифам, где на месте богов в иерархии мифа мы видим представителей иной цивилизации или искусственный интеллект, у Нолана это место занимает сверхразвитое человеческое общество.

Человеку, уже не верящему ничему, кроме науки, чувствующему себя никчемной песчинкой, затерянной в космическом пространстве, Нолан предлагает новый миф, делающий жизнь осмысленной, избавляющий от экзистенциального одиночества и дающий надежду на лучшее будущее для человечества.

  • Такое же объяснение червоточины, используя бумагу и ручку, встречается в киноленте «Сквозь горизонт» (1997).
  • Несколько кадров, которые в трейлере выдают за архивные, в действительности снимали во время создания этой картины, а после обработали с помощью визуальных эффектов, чтобы они казались более старыми.
  • Для сцены в кукурузном поле было специально выращено 500 акров кукурузы, которая затем была продана и даже принесла прибыль.
  • В 2006 году к проекту был приписан Стивен Спилберг, который нанял Джонатана Нолана для написания сценария. В 2012 году Спилберг покинул проект, и Джонатан предложил, чтобы проект возглавил его брать Кристофер Нолан.
  • Пленочная версия картины демонстрировалась лишь на 50 экранах IMAX по всему миру.
  • Большинство кадров с участием робота ТАРСа были сделаны не на компьютере. ТАРС как марионетка управлялся и был озвучен Биллом Ирвином, который затем был удален из кадров цифровым путем.
  • Гигантские облака пыли создавались с помощью огромных вентиляторов, которые раздували в воздухе искусственную пыль на основе целлюлозы.
  • Энн Хэтэуэй пострадала от переохлаждения во время съемок в Исландии, так как ее космический костюм был открыт во время съемок в ледяной воде.
  • Имя Купера так и остается неназванным.
  • Мэттью МакКонахи во время съемок жил не в отеле, а в трейлере рядом с домом, где жил его персонаж.
  • Переоборудованная IMAX-камера и многие линзы для нее были прототипами, созданными специально для съемок фильма. Некоторые из линз были созданы всего за несколько дней до начала съемок.
  • Физик-теоретик Кип Торн, чьи работы стали вдохновением для создания фильма, играет сам себя в качестве камео.
  • До окончания съемок Мэттью МакКонахи даже не сообщал своей жене детали сюжета.
  • Форма космической станции напоминает циферблат, который играет важную роль в фильме.
  • Кристофер Нолан пригласил на съемочную площадку настоящего астронавта Маршу Ивинс, чтобы подарить себе и актерам вдохновение.
  • В ранних версиях сценария Мерф была мальчиком.
  • Это пятый совместный проект режиссера Кристофера Нолана и композитора Ханса Циммера.
  • На момент своего выхода это был самый длинный IMAX фильм в истории.
  • Мэттью МакКонахи был выбран на роль Купера после того, как Кристофер Нолан увидел его игру в фильме «Мад» (2012).
  • Это первый раз со времен «Боссонницы» (2002), когда слово «fuck» было произнесено в фильме Кристофера Нолана.
  • Одна из ролей в фильме была предложена Ирфану Кхану, но актер не смог принять участие в съемках из-за несогласованности графиков.
  • Фильм был выпущен в 2014 году, но стал самым наиболее скачиваемым (пиратским путем) фильмом 2015 года.
  • Это первый фильм Кристофера Нолана, в котором погибает герой Майкла Кейна.
  • Слово «Интерстеллар» произносится в фильме лишь один раз.
  • На прошлой неделе в прокат вышел новый фильм режиссёра Кристофера Нолана «Интерстеллар». Масштабное научно-фантастическое кино про погибающую Землю, полёт в космос и кротовую нору. В России фильм вызвал бурную реакцию: его либо ненавидят, либо восхищаются им. Доходит до того, что некоторые люди называют «Интерстеллар» лучшим фильмом десятилетия. Редактор Look At Me Гриша Пророков считает, что последняя работа Нолана - отличный повод задуматься о феномене мнимо глубокого кино и о том, как опасно, когда фильмы заставляют зрителей думать, что они понимают больше, чем есть на самом деле.

    Третий трейлер к фильму «Интерстеллар»

    Человеческий мозг настроен на то, чтобы никогда не меняться - мы неизбежно тянемся ко всему близкому и понятному. Существует целый ряд ловушек , в которые попадается наше сознание, чтобы сохранить статус-кво. Например, то, что по-английски называется confirmation bias - cклонность к подтверждению своей точки зрения , благодаря которой мы окружаем себя людьми, разделяющими наши взгляды на мир, и меньше замечаем вещи, которые этим взглядам противоречат. Или, например, феномен Баадера - Майнхоф : если верить ему, то мы чаще обращаем внимание на объекты, которые имеют к нам какое-нибудь отношение. Например, если вы покупаете красную машину, то вы с большей вероятностью начнёте чаще видеть красные машины на улице. Мозг устроен так, что человек навсегда стремится остаться в своей зоне комфорта, и, думаю, никого не нужно убеждать, почему это вредно.

    Это одна из причин, почему нам нужно искусство: с его помощью мы напоминаем друг другу о том, что не всё знаем и понимаем о мире, выталкиваем себя из этой зоны комфорта. Оно даёт возможность говорить на неприятные темы, задавать неожиданные вопросы и вызывать у человечества новые эмоции. Говоря словами Чехова, художник должен задавать вопросы, а не отвечать на них.

    Художник должен задавать вопросы, а не отвечать на них

    Последние сто лет - в кино, литературе, да и вообще в массовом искусстве - с этой задачей особенно хорошо справлялась научная фантастика. Она раздвигает границы реального мира и при этом продолжает говорить о людях, поэтому может смотреть на вещи с неожиданного ракурса. Можно вспомнить, например, «Бегущего по лезвию» (фильм, который критик Роджер Эберт называл в своём списке лучших фильмов в истории) , одно из гениальных современных произведений о смерти. В нём в мире с людьми сосуществуют андроиды, и с их помощью очень точно показывается, что в конце концов мы все умрём. Или, например, относительно современный фильм «Дитя человеческое», в котором показан тусклый мир, где больше не рождаются дети, что заставляет зрителей чувствовать тоску и ужас.

    «Интерстеллар» - новый фильм Кристофера Нолана - на первый взгляд кажется похожим произведением. Это амбициозное, визуально впечатляющее кино о будущем человечества и о полётах в космос. Главный герой, которого играет Мэттью Макконахи, отправляется в путешествие через кротовую нору, чтобы найти погибающему человечеству новый дом. В какой-то степени это гуманистический фильм о любви, хотя многие справедливо называют Кристофера Нолана холодным и механическим режиссёром. В «Интерстелларе» тем не менее, как и во многих современных фильмах, таится опасность: это кино не задаёт никаких вопросов, а лишь подтверждает зрителю, что он и так знает всё самое важное про мир, заставляя его чувствовать себя особенным и умным. И вот как это работает.


    Бюджет фильма составил $165 миллионов

    Кристофер Нолан не сразу стал считаться главным интеллектуальным поп-режиссёром современности , хотя сейчас его многие так называют. В начале 2000-х он поднялся на волне так называемых mindfuck movies (к сожалению, жанр именно так называется, и это никак не перевести) - запутанного кино, нередко с каким-нибудь твистом, которое заставляло зрителей поломать голову. Такие фильмы снимал Дэвид Финчер и придумывал сценарист Чарли Кауфман, например. Классические примеры - «Игра», «Быть Джоном Малковичем», даже «Шестое чувство» М. Найт Шьямалана. Нолан со своими «Помни» и «Престижем» отлично встроился в эту волну. В то время, в начале 2000-х, после «Матрицы», боевика, поднявшего простой, но хитрый вопрос об обманчивости реальности, Голливуду остро не хватало умных экшен-фильмов. Тогда Нолан взялся снимать кино про Бэтмена и занял важную нишу - неглупого, почти интеллектуального, но одновременно снятого с размахом экшен-кино. Тогда его подняли на щит гики и объявили спасителем Голливуда, делая вид, что выбирать приходится исключительно между Ноланом и Майклом Бэем.

    Кристофер Нолан - точно не плохой режиссёр, но важно отметить, что многие его не только хвалят, другие его разумно критикуют, замечая, что он всё снимает головой. Вот, например, хороший текст про фильм «Начало» (запутанный фильм-ограбление, действие которого происходит в мире снов) критика А. Д. Джеймсона, в котором подробно разбирается творческая манера режиссёра - и объясняется, что с ней не так. Если вкратце: Нолан снимает предельно механическое, безэмоциональное кино, в котором почти нет никаких идей, зато есть внушительные и громоздкие интеллектуальные конструкции - в случае с «Началом» это несколько слоёв реальности сна, между которыми путешествуют герои. При этом режиссёр вообще не разбирается в людях и очень неумело показывает человеческие эмоции.

    Человеку кажется, что если ему показали что-то сложное, то в этом сложном обязательно спрятан какой-то важный смысл

    Возможно, главная проблема его кино состоит в том, что Нолан держит зрителей за идиотов. В недавнем интервью сайту The Daily Beast он заявил: «Да, я знаю о сюжетных дырах в своих фильмах, и знаю, когда люди их замечают, но обычно их никто не видит». При этом все идеи в своём кино Нолан разжёвывает и доносит зрителям напрямую, через экспозицию: все мысли произносятся вслух героями, которые друг другу их разъясняют. Гораздо ценнее сделать так, чтобы идея появилась в голове у зрителя благодаря тому, что ты ему показал, а не благодаря тому, что ты её рассказал. Как пишет Тодд Вандервёрф на сайте Vox, «Нолан любит большие, интересные идеи, но кажется, что он мечтает снять фильм, в котором герои два часа рассказывают друг другу эти идеи с помощью графиков и диаграмм».

    Графики и диаграммы - главные друзья фильмов Нолана. И к «Интерстеллару», в котором есть несколько параллельных временных линий, и к «Началу», где герои опускаются на несколько слоёв сна, энтузиасты рисовали красивые схемы , в которых объясняется сложная структура этих фильмов. Но многие эту сложную структуру принимают за мнимую глубину. Человеку кажется, что если ему показали что-то сложное, то в этом сложном обязательно спрятан какой-то важный смысл. На деле же фильмы Нолана мало чем отличаются от фильмов вроде «21 грамм» или «Амели» - таких, которые гладят зрителя по голове и говорят ему, что он и так знает все тайны бытия.


    «Интерстеллар» нельзя назвать плохим фильмом. Это средняя научная фантастика с несколькими блестящими сценами - в некоторых из них даже прорываются человеческие эмоции. Проблемы начинаются, когда люди, выйдя из зала, начинают кричать: «Я прозрел!» и кидаются на всех, кто с ними не согласен. Герой Мэттью Макконахи, отправляясь в космос, оставляет на Земле свою дочь, и из-за капризов теории относительности они стареют с разной скоростью. Пока на Земле привычным ходом идут годы, Макконахи остаётся молодым. Нолан мог бы сделать фильм про человечество, отношения между людьми, даже любовь, - но «Интерстеллар» остаётся холодным фильмом без смысла. Любая глубина тут исключительно обозначается. На поверхности кажется, что это фильм про любовь, но только потому, что герои неустанно об этом говорят. На самом деле это не фильм про любовь. Здесь не поднимается никаких вопросов. Не создаётся никаких неожиданных эмоций. Тут есть только холодные умственные схемы.

    Беда в том, что Нолан действует методами писателя Пауло Коэльо: убеждает зрителя, что он вместе с режиссёром только что понял, как устроен мир. Он бесконечно разжёвывает свою философию, искусственно нагнетает пафос и в сухом остатке даёт зрителю чувство комфортного всезнания. Неудивительно, что это такое популярное кино. Мы хотим чувствовать себя умными, но не хотим выбираться за пределы близких нам идей.

    Конечно, нельзя ограничивать смысл искусства одними только неожиданными вопросами и нарушением статус-кво. Оно способно на другие вещи: например, показывать нам красоту или давать чувство причастности к чему-то большему. Проблема в том, что Нолан замещает все эти возможные чувства одним единственным: чувством многозначительности. «Интерстеллар» заставляет людей чувствовать себя умнее. Более глубоким, более разносторонним человеком. Это уже близко к снобизму.

    О нём важно дискутировать - и оно от этого не только не страдает, а только становится лучше

    Реальная наука в «Интерстеллар» тоже служит только этой цели - создать иллюзию глубины. Об этом было много разговоров: Нолан вроде как сделал максимально точный с научной точки зрения фильм (об этом недавно, например, Нил Деграсс Тайсон) . Но на самом деле совершенно неважно, насколько он достоверный: для обычного зрителя она создаёт одну-единственную вещь - иллюзию глубины и причастности к чему-то очень осмысленному. Примерно как сложные схемы в «Начале».

    В XXI веке из-за интернета и всеобщей соединённости искусство не может существовать вне контекста. Поэтому «Интерстеллар» невозможно рассматривать без реакции на него. Мне захотелось написать про фильм (и вообще про подобные фильмы) во многом из-за неё, - потому что она была предельно агрессивной и иллюстрировала этот снобизм. За последнюю неделю я видел и слышал бесчисленное множество высказываний в духе «кто не любит “Интерстеллар”, тот ничего не понимает в кино». Более того, я уверен, что и на то, что я написал, посыпятся негативные комментарии.

    Но искусство важно критиковать. О нём важно дискутировать - и оно от этого не только не страдает, а только становится лучше. Запрещая любой разговор о нём, поклонники фильма только подчёркивают опасность фильма. Например, Станислав Зельвенский на сайте «Афиша-Воздух» отлично написал о той самой способности Нолана нагнать многозначительности: «...главная причина, по которой Нолан достиг такого успеха своими гигантскими серыми конструкциями, - ему удалось польстить самолюбию миллионов, заставив их поверить, что они смотрят кино интеллектуальнее среднего блокбастера, а значит, вместе с ним возвышаются над стадом с попкорном из соседнего зала». И что он получил в ответ? 130 оскорбительных комментариев о том, что Нолан - великий режиссёр, которого нельзя трогать. И это, пожалуй, лучшая иллюстрация того, как его фильмы льстят зрителю.

    Главный англоязычный портал о космосе Space.com подготовил к выходу фильма инфографику, объясняющую работу ключевых физических явлений фильма, например червоточины: «Если соединить две сингулярности в разных частях Вселенной, то можно создать туннель сквозь гиперпространство. Однако подобные червоточины не формируются сами по себе в естественной среде. Существа, способные контролировать гравитацию и путешествовать сквозь гиперпространство, могут создавать червоточины и передвигаться по Вселенной быстрее скорости света».

    Межзвездные путешествия


    Популяризатор науки, физик и футуролог Митио Каку назвал фильм золотым стандартом в научной фантастике, при этом рекомендовал к прочтению свою критическую статью о межзвездных путешествиях: «Большинство ученых сомневается, что путешествия между звездами возможны, потому что световой барьер практически непреодолим. Но чтобы двигаться быстрее скорости света, мы должны перейти от специальной теории относительности к общей теории относительности и квантовой физике. Таким образом, мы не можем исключать межзвездных путешествий, если предположить, что продвинутая цивилизация сможет аккумулировать достаточное для дестабилизации пространства и времени количество энергии».

    Метафизика и научный метод


    Журнал Wired посвятил декабрьский номер детищу Кристофера Нолана, отдав режиссеру место главного редактора. Среди многочисленных статей затесалась беседа о метафизике фильма со знаменитым Кипом Торном, который был главным консультантом «Интерстеллара» и теперь с удовольствием рассказывает, что дело не только в научном методе: «Я называю это интуицией. Яков Борисович Зельдович, величайший астрофизик XX века и создатель русской водородной бомбы, был моим близким другом. Он не мог понять, как черная дыра может испускать излучение Хокинга, хотя сам и подсказал Стивену главную идею, которая лежит в основе этого явления. В течение двух лет он был не в состоянии связать это знание со своими представлениями. Позже, когда я был у него в гостях в Москве, он наконец-то сдался и, вскинув руки, признал, что понял все интуитивно».

    Роботы


    Ближайший конкурент Wired журнал Popular Science выразил сомнения в том, что роботы «Интерстеллара» имеют практический смысл. В статье с эпитетами «роскошные и глупые» о пользе «монолитов» рассуждает робототехник престижного Вустерского политехнического института Дмитрий Беренсон: «Люди в скафандрах не могут находиться среди предметов с острыми углами. Это может привести к большим проблемам. Современный подход к созданию роботов включает в себя использование гибких материалов - нет серьезных причин, чтобы не сгладить углы».

    Пять измерений


    Уважаемое экономическое издание Business Insider пригласило главного астрофизика планеты Нила де Грасса Тайсона, чтобы тот объяснил концовку «Интерстеллара». Неутомимый популяризатор науки высказал весьма убедительную версию в 3-минутном видео и рассказал о 5 измерениях: «Мы живем в трехмерном пространстве, но, чтобы назначить кому-то рабочую встречу, вы уже используете четыре координаты - где: высота, ширина, длина + когда: время. Чтобы жить осмысленно, мы интуитивно используем все четыре измерения. И это не должно нас удивлять. Мы относимся к этому как к должному. Но проблема в том, что в пространстве я могу вести себя свободно: пойти направо, налево, вниз, подпрыгнуть - и достичь всех его точек. Во времени я пленник настоящего».

    Биологическая катастрофа


    Планета Миллера


    Британская газета The Telegraph разбирает научные аспекты фильма, в том числе эволюцию организмов на замерзшей планете, и приходит к неутешительному выводу: «Доктор Брэнд объясняет, что жизнь не развилась на планете Миллера, потому что черная дыра Гаргантюа ограждала ее от столкновения с кометами и астероидами, засасывая их огромным гравитационным притяжением. И правда, многие верят, что аминокислоты и вода появились на Земле благодаря кометам. Однако практически все космические тела, будь то планеты, астероиды или кометы, обладают собственным моментом импульса движения и создают свою центробежную силу. Поэтому планета Миллера, как и все остальные планеты, не могла избежать бомбардировок кометами и астероидами».

    Русские на борту


    Серьезное российское издание о науке «Троицкий вариант» попросило рассказать о фильме физика Елену Мурчикову, участвовавшую в консультациях съемочной группы: «Кип Торн прикладывал огромные усилия, чтобы все в фильме было максимально по-настоящему. Поддельный геологический отчет, из которого зрители увидели лишь несколько строчек, был составлен в полном объеме и по всем правилам аспиранткой геологического факультета. Бумаги и (закрытые!) тетради были исписаны физическими вычислениями, относящимися к проблеме, решаемой героями. Кривым и подчеркнуто неаккуратным почерком профессора Брэнда писал аспирант-астрофизик, а почерком взрослой Мерф писала я».

    Любовь как псевдонаука


    Портал о поп-культуре в контексте фантастики и фэнтези io9.com нашел в фильме псевдонаучный подход и мистику нью-эйджа: «Есть большая разница между путешествием в гиперпространстве, отлично показанном в «Интерстелларе», и идеей, что любовь - это пятое измерение, которое позволяет человеку прыгнуть внутрь черной дыры и оказаться в прошлом, чтобы вступить в контакт с 10-летней дочерью. «Интерстеллар» хочет, чтобы мы поверили именно в это… Другими словами, фильм стирает грань между наукой и мистикой, не пытаясь объяснить, что же происходит на самом деле».

    Блог образовательной конференции Ted-Ed собрал 5 лекций, которые помогут лучше понять «Интерстеллар». Например, о третьем законе Ньютона: «Нечасто главный герой цитирует фундаментальные законы физики, когда героически жертвует собой ради человечества. Но когда он или она совершают подобный подвиг, мы чувствуем себя приятно и глупо одновременно. Это видео поможет вам освежить в памяти третий закон Ньютона, чтобы в следующий раз вы сами смогли с его помощью оправдать принятие жизненно важного решения».

    Твердая наука


    Для самых отчаянных фанатов или скептиков фильма все тот же Кип Торн выпустил прекрасную книгу «The Science of Interstellar», в которой объясняет основы мироздания и спекулирует по поводу картины и последних открытий в теоретической физике: «Наша Вселенная - огромная. До боли красивая. С одной стороны, удивительно простая, с другой - невероятно сложная. Чтобы все понять, мы должны взять из великого богатства нашей Вселенной всего несколько элементарных фактов, которые я сейчас попробую объяснить».

    После просмотра фильма Нолана «Интерсталлар» у многих зрителей возникли вопросы по сюжету. В отзывах часто звучали фразы: «Слишком все запутано… Хотелось бы объяснений…».

    Давайте рассмотрим два основных момента: приглушенные диалоги (почему был «плох» звук?) и детали сюжета.

    1. Звук и диалоги.

    С момента выхода в широкий прокат «Интерстеллара » многие зрители в США и других странах стали жаловаться на плохой звук в картине. Однако работники кинотеатров утверждали, что все аудиооборудование работает исправно, и предложили кинолюбителям направить свои претензии самому режиссеру. Американский режиссер Кристофер Нолан объяснил наличие звуковых эффектов в своей новой картине «Интерстеллар », из-за которых речь в некоторых диалогах было сложно разобрать…

    Постановщик блокбастера отметил, что это было сделано с определенной целью - подчеркнуть громкость шума, сообщает The Hollywood Reporter . «Существуют моменты в фильме, где я решил использовать диалог в качестве аудиоэффекта, поэтому иногда он немного смешивался с другими звуками - это подчеркивало, насколько громкий окружающий шум», - пояснил режиссер. Он также добавил, что не согласен с традицией кинематографистов использовать ясные диалоги, чтобы в полной мере донести рассказываемую историю. «Я применяю все, что можно: и картинку, и звук», - прокомментировал Кристофер Нолан.

    2. Сюжет (внимание СПОЙЛЕР!!! — раскрытие всех деталей сюжета).

    Недалёкое будущее. Концентрация азота в атмосфере необратимо растёт, что приводит к ухудшению климата и неминуемой гибели человечества. Фермер Купер, в прошлом пилот НАСА, ведёт хозяйство со своей семьёй в американской глубинке, страдая от неурожая и пыльных бурь. Его дочь Мёрф рассказывает о том, что её комнату посещает призрак и сбрасывает книги с полки. Купер, разобравшись, понимает, что аномальные явления не выдумка и даже обнаруживает вместе с дочерью в действиях призрака закономерности. Проанализировав их, он вычисляет координаты некоего объекта, оказавшегося секретным подразделением НАСА .

    Руководитель лаборатории профессор Бренд и его сотрудники несколько лет назад обнаружили в районе орбиты Сатурна червоточину в пространстве, позволяющую быстро переместиться в другую галактику. Профессор полагает, что проход открыла безымянная сверхцивилизация в целях спасения человечества. Население Земли между тем вынуждено выживать и поэтому космические полёты считаются нецелесообразной тратой ограниченных ресурсов. Поэтому первые экспедиции в рамках программы «Лазарь» (отсылка к библейскому Лазарю) были осуществлены в обстановке полной секретности. По ту сторону червоточины исследователи обнаружили звёздную систему. Особенности коммуникаций через «кротовую нору» таковы, что экспедиции могут посылать через неё сигналы на Землю только односторонне и раз в год.

    Вокруг чёрной дыры с аккреционным диском, названной Гаргантюа , вращаются несколько планет. Три из них наиболее перспективны и получили названия в честь своих первооткрывателей: Миллер, Эдмундс и Манн. Куперу предлагают возглавить следующую экспедицию. Профессор Бренд рассматривает основной и запасной план. Из-за замедления времени экспедиция может оказаться очень продолжительной по времени Земли и профессор сможет закончить свои исследования по разработке способа массовой отправки людей через кротовую нору. Если не получится, то есть «план Б»: на новое место отправляется ограниченная группа людей, и запас генетического материала (замороженные яйцеклетки) с целью основать колонию. Поэтому миссия «Лазарь» сразу забирает с собой контейнеры с яйцеклетками.

    Мёрф не соглашается отпускать отца в экспедицию, откуда он может и не вернуться, но Купер покидает семью. Дочь профессора Бренда Амелия, физик Ромилли, географ Дойл, командир корабля Купер, а также многоцелевые роботы ТАРС и КЕЙС - составляют команду. Миссия «Лазарь » отправляется на орбитальную станцию «Эндюранс» и через два года полёта в криосне достигает орбиты Сатурна и червоточины. Успешно пройдя через прокол в пространстве-времени, земляне оказываются перед нелёгким выбором - с какой планеты начать. На исследование всех трёх планет-кандидатов может не хватить топлива.

    Экспедиция начинает с планеты Миллер , но ввиду её близости к чёрной дыре, один час на поверхности равен семи годам на Земле. Посадочный модуль приводняется там, откуда поступали сигналы экспедиции Миллер и находит бакены которые даже не успело разбросать волнами. Появляется колоссальная волна, Купер и Амелия едва успевают заскочить в модуль, Дойл погибает. Когда Купер и Амелия возвращаются назад, задержавшись на несколько часов, они обнаруживают на борту «Эндюранс» постаревшего на 23 года Ромилли .

    На Земле Мёрф выросла, стала учёным и присоединилась к команде профессора Бренда. Они безуспешно бьются над проблемой массовой отправки людей через прокол пространства-времени. На смертном одре профессор признаётся, что весь его основной план спасения человечества был не более чем блефом - исследования зашли в тупик. Если бы он сразу признался, экспедиция вообще бы никуда не полетела. Теперь основной план - это «план Б». Мёрф не оставляет надежд о том, что секрет пространственно-временных складок будет раскрыт. Проблема в связи времени и гравитации, но разгадка скрыта в недрах чёрных дыр и добраться туда невозможно. Астронавты в отчаянии выслушивают эту новость. Тем не менее, им необходимо довести до конца начатое.

    Топлива хватит только на одну планету. Амелия признаётся, что была влюблена в Эдмундса и поэтому настаивает на полёте к его планете. Однако Купер выбирает планету Манн. Уже при посадке оказывается, что это холодный и недружелюбный мир. В атмосфере присутствует кислород и аммиак. На ледяной поверхности на станции астронавты обнаруживают спящего в анабиозе доктора Манна. После пробуждения и радости по поводу спасения, тот рассказывает, что планета хороший кандидат на колонизацию, так как на поверхности подо льдом есть места, где можно свободно дышать, есть органика. Впрочем, при попытке исследования сразу выясняется, что доктор Манн подделал результаты исследования, для того, чтобы за ним прилетели и забрали его. Доктор Манн убивает Ромилли , пытается убить Купера, обвиняя его в неспособности ставить интересы всего человечества выше интересов его семьи. Купер в свою очередь называет Манна трусом, с чем тот соглашается. Манн угоняет посадочный модуль, однако при попытке аварийной стыковки к орбитальной станции, взрывает шлюз «Эндюранс » и гибнет.

    Только чудом Куперу и Амелии удаётся пристыковаться к быстро вращающемуся после взрыва вокруг своей оси «Эндюранс» и стабилизировать его движение. Корабль несёт к Гаргантюа и Купер решается на отчаянный шаг. Он собирается использовать гравитационный манёвр, пройти поблизости от горизонта событий Гаргантюа и отправить «Эндюранс» к третьей планете на остатках топлива. Опасный трюк на ручном управлении корабля почти проходит, но в конце робот ТАРС и капитан, управляющие двигателями посадочного модуля и челнока, вынуждены отстыковаться, сообщая Эндюранс достаточную инерцию, дабы оторваться от чёрной дыры.

    Купер пересекает горизонт событий и падает в чёрную дыру. Он катапультируется из разрушающегося корабля и через некоторое время его падение замедляется. По радиосвязи с Купером связывается ТАРС , который сообщает, что они попали в пятимерное пространство. Купер рассматривает нечто напоминающее развертку многомерного куба на трёхмерное пространство и видит юную Мёрф и события прошлого до отлёта. Купер предполагает, что таинственная сверхцивилизация - это человечество из будущего, преодолевшее границы бытия и пытающееся теперь помочь своим предкам преодолеть трудный этап развития.

    Купер не может общаться визуально или голосом, но может подавать сигналы, воздействуя на книги на полке и пыль на полу комнаты, тем самым предопределяя основные события, предшествовавшие старту экспедиции «Лазарь ». Робот собрал данные о структуре чёрной дыры и квантовой сингулярности и Купер передаёт эти данные посредством азбуки Морзе на секундную стрелку часов, оставленных дочери много лет назад.

    Мёрф принимает полученный сигнал, и пятимерный куб схлопывается. Вскоре в лаборатории НАСА она торжественно заявляет о раскрытии проблемы, над которой бился профессор Бренд. Купер теряет сознание и приходит в себя на больничной койке. Оказывается, что его в скафандре и робота ТАРС выловили в космическом пространстве около Сатурна спустя много лет после того, как он покинул Землю, в возрасте 124 лет (с точки зрения земного наблюдателя).

    Около Сатурна человечество основало станцию и большую колонию, названную в честь Мёрф Купер , куда переселилось значительное количество землян. Купер встречается со своей постаревшей дочерью, которая ещё жива. Он рассказывает ей, что он и был тем «призраком» из её детства (действовавшим из чёрной дыры), и Мёрф отвечает, что она догадалась об этом. Она просит Купера не оставаться здесь и лететь назад на помощь Амелии. Купер садится в корабль и готовится к полёту. В последних кадрах показана Амелия на планете Эдмундс . На планете пригодная для дыхания атмосфера и небольшая земная колония.