Монастырь святой екатерины на синае где остановиться. Монастырь святой екатерины, святыня горы моисея. Что смотреть – базилика Преображения

Первое упоминание IV век Дата основания VI век Основные даты 330 год - постройка первой церкви
557 год - постройка монастырских стен
Здания Базилика Преображения Часовня Неопалимой Купины Известные насельники Иоанн Лествичник , Нил Постник Реликвии и святыни мощи святой Екатерины , Неопалимая Купина Настоятель с 1973 года - Дамиан , архиепископ Синайский Статус включён в список объектов Всемирного наследия Состояние действующий Сайт sinaimonastery.com Медиафайлы на Викискладе

Один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив) на высоте 1570 м . Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке . Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины . С XI века , в связи с распространением почитания святой Екатерины Александрийской , мощи которой были обретены синайскими монахами в VIII веке , монастырь получил новое название - монастырь Святой Екатерины .

История монастыря

Основание

В рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века знатной паломницей Сильвией (или Этерией) , сообщается и о монашеской общине, образовавшейся вокруг Неопалимой купины:

Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и даёт отпрыски. И так, спустившись с горы Божией, мы пришли к купине, приблизительно в десятом часу. А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина .

Постройки Юстиниана Великого

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке , когда император Юстиниан I приказал построить мощные крепостные стены, окружившие предшествующие постройки святой Елены, и церковь, сохранившуюся до настоящего времени, а также направил на Синай солдат для защиты монахов. О строительстве Юстиниана сообщает его современник Прокопий Кесарийский :

На этой горе Синае живут монахи, жизнь которых заключается в непрерывных размышлениях о смерти; ничего не боясь, они наслаждаются дорогой для них пустыней. Так как они ничего не желают, и выше всяких человеческих страстей ни о каком стяжании не заботятся и не ухаживают за своим телом и во всех остальных отношениях не хотят себе никакой пользы, то император Юстиниан выстроил для этих монахов церковь во имя Богородицы, чтобы они могли проводить свою жизнь, молясь в этой церкви и совершая священнослужение. Эту церковь он выстроил не на самой вершине горы, но много ниже: человеку невозможно проводить ночь на вершине этой горы, так как там в течение ночи слышатся постоянные шумы и всякие другие вызывающие религиозный страх явления, поражающие ужасом ум и волю человека. Говорят, что отсюда некогда и Моисей принёс полученные им от Бога законы. У подошвы этой горы император построил очень сильное укрепление и поместил здесь значительный военный гарнизон, чтобы варвары-сарацины не могли отсюда совершенно незаметно ворваться в области Палестины, так как страна эта, как я сказал, была пустынна .

Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5:VIII)

Над главными монастырскими воротами сохранилась надпись: «С основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царём ромеев Юстинианом на вечное помяновение его и супруги его Феодоры. Окончен после тридцатого года царствования его. И поставлен в нём игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527 » . Исходя из этой надписи, русский учёный епископ Порфирий (Успенский) датировал окончание постройки монастыря 557 годом .

Мощные монастырские укрепления, построенные Юстинианом, поддерживались монахами в хорошем состоянии и вызывали восторг у паломников:

Пора войти в монастырь… Видишь, как построена стена крепости - длинная, искусно сложенная, весьма почитаемая? Царь, по прозвищу Иустиниан, выдал на издержки, и она построена очень старательно. Она имеет в окружности двести сажен, высота же её девятнадцать с половиной…

Паисий Агиапостолит.

Среди игуменов монастыря был Иоанн Лествичник . До конца VII века монастырь принадлежал Фаранской епархии и возглавлялся игуменом в сане архиепископа (о древности Синайской архиепископии свидетельствуют материалы Халкидонского собора , где в «Чине митрополий и архиепископий апостольского престола Святого Града » на 24 месте упоминается архиепископия «горы Синая » ). В 681 году , когда епископ Фаранский был лишён кафедры за монофелитство , епископская кафедра была перенесена в монастырь, и его игумен стал епископом Фарана. Чуть позже в его подчинение перешла епархия Райто . В начале VIII века все христиане Синайского полуострова находились под юрисдикцией синайского архиепископа.

Арабское и турецкое завоевания

Монастырь в период арабского завоевания Синая в 625 году направил делегацию в Медину , чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда . Копия полученной монахами охранной грамоты - фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле , куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), выставленный в монастыре, - провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов . Фирман был написан на коже газели куфическим почерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда .

…да не сменится епископ или священник от своих мест и не изженется монах из своего монастыря.
…да не разрушится ни единая из церквей или часовен их и да не употребится ничего из принадлежащего церквам их на постройку мечетей или домов мусульманских
.

Охранная грамота Мухаммеда

Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться, и к началу IX века их осталось всего 30. С распространением в Египте ислама в монастыре появляется мечеть , сохранившаяся до настоящего времени: «За церковью недалеко каменная хата, где турки, арабы поклоняются Магомету » .

Отношения с Россией

Монастырь поддерживал давние связи с Россией . В 1375 году в Москву приехал митрополит Макарий за милостыней для монастыря, а в 1390 году из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля (сначала в иконостас , а затем в алтарь к другим ценным иконам, полученным от восточного духовенства) .

Многочисленные русские учёные внесли свой вклад в изучение Синайского монастыря. Русский иеромонах Самуил в 1837 году впервые расчистил и укрепил мозаику VI века «Преображение Господне », украшающую кафоликон монастыря. В 1887 году исследователь Алексей Дмитриевский составил каталог икон монастырского собрания и рассмотрел вопросы о Критской школе иконописи и роли Синая в сохранении культурных традиций в XVI-XVIII веках . В изучении монастыря Святой Екатерины большую роль сыграло Православное Палестинское общество , осуществившее публикации русских и греческих материалов об этих местах.

Современное состояние

Монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной церкви , которая, кроме данной обители, владеет только рядом монастырских подворий : 3 в Египте и 14 вне Египта - 9 в Греции , 3 на Кипре , 1 в Ливане и 1 в Турции (Стамбул) .

Делами монастыря в настоящее время управляет общее собрание монахов , которое решает экономические, политические и иные вопросы. Решения Собрания исполняются Советом отцов , в который входит четыре человека: заместитель и помощник архиепископа , монастырский ризничий, эконом и библиотекарь .

Монастырь, как и прежде, является традиционным местом христианского паломничества . Ежедневно после часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

Монастырские строения

Базилика Преображения

Мозаика Преображение Господне обрамлена медальонами с шестнадцатью полуфигурами апостолов и пророков . В центре композиции монументальная фигура Иисуса Христа , заключённая в лазуревую мандорлу , которая соединяется лучами божественного света с фигурами пророков и трёх учеников, выполненных на золотом мерцающем фоне. По сторонам мозаики на арке апсиды имеются два изображения пророка Моисея: стоящего перед Неопалимой купиной (слева) и получающего на Синае Скрижали Завета (справа). Апсиду украшают также медальоны с изображениями агнца между двух летящих ангелов , Богородицы и Иоанна Крестителя .

Мозаики базилики вызывали восторг паломников и упоминаются в различных описаниях монастыря:

Посмотри прежде всего на всю обширность конхи и на сонм пророков кругом стоящих на высоте. Там в куполе явственно изображён сияющий золотом сонм пророков купно с апостолами, посредством мозаики и золота смешанного с лазуриком, алого, красного и пурпурного цветов. В середине находится всечтимое Преображение, расписанное с утончённым искусством, вместе с облаком .

Паисий Агиапостолит. Описание Святой горы Синайской и её окрестностей

Мозаика Преображение Господне была очищена от загрязнений и копоти американскими реставраторами в -1965 годах . Для обозрения из центрального нефа мозаику закрывает деревянный резной иконостас XVII века , но из боковых нефов на уровне алтаря мозаика доступна для обозрения.

Библиотека

Библиотека в монастыре была создана только в 1734 году при архиепископе Никифоре , до этого времени работ по изучению книг и рукописей не проводилось. Русский паломник А. Уманец, посетивший монастырь в 1843 году , пишет о состоянии библиотеки:

«…находится в особой небольшой комнате с полками вокруг по стенам. Книги на полках расположены в полном беспорядке, местами навалены кучами и очень заметно, что люди, иногда их перебиравшие, не были здешними хозяевами, а торопились как можно скорее окончить эту переборку, и поэтому бросали их куда попало: дело без сомнения путешественников, из которых каждый, вовсе не заботясь о сохранении здесь порядка, и будучи сотым посетителем библиотеки, перебирал книги в свою очередь с желанием и надеждой отыскать какую-нибудь неизвестную дотоле рукопись, и правдой или неправдой, увезти её с собой » .

Такая обстановка способствовала разграблению собрания, в частности, из монастыря был вывезен Синайский кодекс , один из древнейших текстов Библии .

Часть монастырской коллекции относится к раннему византийскому периоду до X века (в том числе сиро-палестинские иконы VIII -IX веков). Эти иконы выполнены греческими, грузинскими, сирийскими и коптскими мастерами. Иконы сохранились, так как монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи , не пострадал от иконоборчества. Работ западноевропейского письма в собрании мало, но присутствуют уникальные иконы периода Крестовых походов , сочетающие в едином стиле черты «западного латинства » и «греческого византинизма » .

Единственной иконой, почитаемой в монастыре чудотворной , является триптих XIII века с изображением Богородицы Бематариссы со сценами богородичного цикла . Икона не имеет отдельного дня празднования и специальной службы, располагается в алтаре кафоликона слева от горнего места .

Христос Пантократор , одна из древнейших икон Христа, VI век Апостол Пётр , энкаустическая икона, VI век Богородица на троне , VII век Авгарь получает Нерукотворный Образ от апостола Фаддея , конец X века

Влияние

См. также

Примечания

  1. Монастырь Святой Екатерины в Египте (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 6 июля 2013. Архивировано 7 июля 2013 года.
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  3. Евангелос Папаиоанну. Монастырь святой Екатерины . (Издание Синайского монастыря) б. г., с. 7.
  4. Пятницкий Ю. Синай, Византия, Русь .
  5. , с. 8-9.
  6. , с. 8.
  7. Паломничество по Святым местам конца IV века
  8. Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5)
  9. Православные святыни Востока. Паломничество на Синай (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 24 марта 2008.

В 7-м веке прошли Арабские завоевания, но монастырь не был разрушен. Сам пророк Мохаммед даровал свою защиту этому месту, о чем была выдана соответствующая грамота. Ее копия до сих пор хранится в местном музее, а оригинал находится в Стамбуле в Турции. Однако период правления арабских правителей наложил отпечаток на монастырь – в 10-м веке одна из часовен была перестроена в мечеть.

Монастырь сохранился до наших дней нетронутым. Тут ничего не изменилось, кроме ворот, которые выдолбили в крепостной стене. Раньше попасть внутрь можно было только на специальном подъемнике, остатки которого можно посмотреть на северо-восточной стене.

Сейчас монастырь Святой Екатерины является не только древним памятником, но и хранилищем древних книг, свитков и икон. Также здесь находятся святыни, связанные с жизнью пророка Моисея. Это место священно как для христиан, так и для иудеев.

Как проходит экскурсия и что смотреть

Первое, что поражает туристов, - это могучие стены монастыря Святой Екатерины. К счастью, монастырь никогда не осаждали большие вражеские армии. Стены были созданы для защиты от местных кочевников. Во времена Византийской империи тут дежурил постоянный гарнизон солдат, но в последующие эпохи защитой обители занимались сами монахи.

Что смотреть - Неопалимая Купина

Главная достопримечательность внутри – Неопалимая Купина. Это куст терновника, который сыграл большую роль в Ветхом Завете Библии.

Напомним эту историю. Израильтяне находились в рабстве в Египте, где их принуждали к тяжелым работам и всячески притесняли. В один из моментов египтяне начали убивать младенцев израильтян мужского пола. Одна из женщин родила сына и прятала его три месяца. Когда прятать уже было невозможно, она положила его в корзину и пустила по реке.

Корзину поймала одна из дочерей фараона и взяла ребенка к себе, назвав именем Моисей. Когда Моисей вырос, он увидел, как надсмотрщик бьет одного иудея. Моисей убил надсмотрщика, но был вынужден бежать и отправиться в изгнание.

По дороге Моисей остановился у колодца. К колодцу подошли девушки напоить своих овец, но их начали отгонять другие пастухи. Моисей заступился за девушек, за что их отец приютил его. Моисей остался жить у этих людей и вскоре женился на одной из этих девушек.

В один из дней Моисей пас стадо и увидел очень странное явление – куст терновника горел, но не сгорал. Он подошел посмотреть на это чудо и услышал из куста голос Бога. Бог приказал Моисею снять обувь, а потом велел идти в Египет освобождать свой народ из рабства.

Этот куст, который горел, но не сгорел, называется “Неопалимая Купина”. Именно около этого куста была построена первая часовня, а потом вокруг отстроили монастырь. Часовню перестроили в большой храм.

Что смотреть – колодец Моисея

Мы упоминали о колодце, рядом с которым Моисей встретил семь девушек. Этот колодец сейчас находится на территории монастыря, и его также смотрят туристы во время экскурсии.

С момента постройки и до наших дней это основной источник воды для жителей обители. Конечно, выглядит он уже совсем по-другому, чем при жизни Моисея.

Странно, но нет никаких легенд по поводу чудодейственных свойств воды из этого колодца. Мы говорим об официальных источниках. Гид вам может рассказать любую “небылицу”.

Если мы заговорили о египетских гидах, то стоит упомянуть об особенностях их работы. Они рассказывают так, чтобы туристам было интересно, а проблему достоверности считают несущественной. Мы советуем быть внимательными и не принимать все их слова “на веру”.

Что смотреть – базилика Преображения

Этот храм был построен на месте часовни еще в 6-м веке. Тут для туристов очень много примечательного, но самое главное – это мозаика Преображения и мощи Святой Екатерины.

Свод над алтарем украшен потрясающей мозаикой, которая сохранилась еще с основания храма с 6-го века. В 20-м веке ее очистили и отреставрировали американские специалисты.

Многие туристы эту мозаику не замечают, так как она закрыта частью иконостаса. Нужно пройти по храму вперед, чтобы ее посмотреть.

Также в базилике Преображения хранятся несколько уникальных икон, но о них мы подробно рассказывать не будем. Это тема для статей на религиозных сайтах, а наш сайт туристической направленности. Просто ходите, смотрите, тут все очень красиво.

— один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Вот уже 1400 лет стоит он в сердце синайской пустыни, сохраняя свой особый характер с тех пор, как был построен в период правления византийского императора Юстиниана (527-565). Основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто повреждён. Сквозь века пронес он свой образ священного библейского места, где символическое значение описываемых в Ветхом завете событий интерпретируется благодаря молитвам Иисусу Христосу и деве Марии.

Основан монастырь в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (известной также как гора Моисея и библейская Хорив). Расположен на высоте 1500 м над уровнем моря.

Гора Моисея

Согласно Ветхому Завету, это та самая гора Хорив, на вершине которой Господь явил пророку Моисею свое откровение в виде десяти заповедей. В часовне св. Троицы, расположенной на вершине горы хранится камень, из которого Господь сделал Скрижали. Здесь находятся множество других святынь и почитаемых мест, привлекающих на гору Моисея многочисленных паломников.


Высота горы Моисея 2285 м над уровнем моря, подъем на нее от монастыря Святой Екатерины занимает около 2-3 часов. На вершину ведут две дороги: вырубленные в скале ступени (3750 ступеней) Лестницы Покаяния - более короткий, но и более трудный путь, и Верблюжья Тропа , проложенная в XIX веке для тех, кому древний путь был не под силу - здесь часть подъема можно преодолеть верхом на верблюдах.

Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Служителями монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Синай

На Синае поклонялись разным богам. Одним из них был Аль-Элион (высший бог), а его священником - Иофор (Исход, 1:16).

В возрасте сорока лет Моисей покинул Египет и пришёл к синайской горе Хориву. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших своё стадо из источника. Этот источник до сих пор существует, он расположен с северной стороны монастырской церкви.

Моисей женился на одной из дочерей Иофора и сорок лет прожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной и уединением синайской пустыни. Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой купины и приказал ему вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе Хориву, чтобы они уверовали в Него.

Дети Израилевы пересекли Синай в XIII веке до н.э. по пути из плена египетского в Ханаан, землю обетованную. Хотя учёные до сих пор не пришли к единому мнению в отношении их маршрута, традиционно считается, что после перехода Красного моря (Исход, 14:21-22) они пришли в Елим (полагают, что это нынешний город Тур с 12 источниками и 70 финиковыми пальмами - Исход, 15:27). Затем дети Израилевы пришли в долину Хебран, получившую своё название от перехода евреев через пустыню Синай, далее в Рефидим (Исход, 17:1).

В конце концов, спустя 50 дней после исхода из Египта, они подошли к священной горе Хориву, где получили заповеди Бога - основу их религии и социальной организации.

Шесть сотен лет спустя ещё один великий пророк Израиля, Илия пророк, пришёл в эти края в поисках убежища от гнева царицы Иезавель. Пещера в часовне на горе Моисея, посвященная этому пророку, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с богом (Третья книга царств, 19:9-15).


Основание монастыря

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.

— в Ветхом Завете: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Неопалимая Купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.


В период правления императора Константина, в 330 году, по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня - убежище для монахов на случай набегов кочевников.

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I (527-565 г.г.) приказал построить мощные крепостные стены. Эти стены толщиной от двух до трёх метров построены из местного гранита. Высота их различна в зависимости от конфигурации местности - от 10 и местами до 20 метров. Для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай 200 семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия . Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Арабское завоевание


Монастырь святой Екатерины
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского)

В 625 году, в период арабского завоевания Синая, монахи монастыря Св. Екатерины направили делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. И оно было даровано.

Копия охранной грамоты, выставленная в галерее икон, провозглашает, что мусульмане будут защищать монахов.

Монастырь был также освобождён от уплаты налогов.

Легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца Мухаммед посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Так что когда полуостров был завоёван арабами в 641 году, монастырь и его обитатели продолжали вести привычную им жизнь.

С распространением в Египте ислама в XI веке в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени.

В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году во главе с султаном Селимом I монастырь также не тронули. Турецкие власти уважали права монахов и даже предоставили особый статус архиепископу.

Жизнь монастыря

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом

Большую часть времени монахи проводят в молитве и труде. Молитвы совершаются совместно, религиозные службы продолжительны.

День монаха начинается в 4 часа утра молитвой и божественной литургией, продолжающейся до 7.30. С 3 до 5 пополудни - вечерняя молитва. Ежедневно после Часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

В монастыре есть своё трудовое подразделение, и даже ведущие духовные лица работают вместе с другими монахами. Среди обитателей монастыря есть люди с высшим образованием, хорошо владеющие иностранными языками.

Пища у монахов простая, в основном вегетарианская. Раз в день, после вечерней молитвы, они совершают трапезу вместе. Во время еды один из монахов обычно читает вслух книгу, полезную для монашеской жизни.

В целом монастырь живёт по классическим законам восточной православной церкви.

Строения


Главный храм монастыря (католикон), базилика Преображения Иисуса Христа, относится к периоду правления императора Юстиниана.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и в всегда открыта верующим для поклонения.


За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины , построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх.2:2-5). Исполняя библейское указание, все входящие должны снимать здесь свою обувь, помня заповедь Бога, данную им Моисею: "сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исход, 3:5). Часовня является одним из древнейших монастырских строений.


Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. Литургия в часовне совершается каждую субботу.

Вообще в монастыре имеется много часовен: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения.

К северу от базилики Преображения расположен колодец Моисея — колодец, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх.2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.


На северо-западе от монастырских стен расположен Сад, который соединяется с монастырем древним подземным ходом. В саду растут яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.


Рядом с садом, за монастырскими стенами, расп оложены оссуарий и кладбище. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

Библиотека монастыря

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана. В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

Материал подготовил Сергей Шуляк


Один из древнейших, непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV в. в центре Синайского полуострова, у подножья горы Синай (библейская Хорив).
Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI в.
Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения (или монастырём Неопалимой Купины).
С XI в., в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI в., монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

В 2002 г. монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.


Синайский полуостров - полуостров в Красном море, на границе между Азией и Африкой, часть территории Египта.

Земля полуострова была освоена древними египтянами еще в эпоху Первой династии.
Во 2-м тысячелетии до н. э. Синай стал местом, где разворачивались многие события, описанные в Библии.
С 1260 по 1518 год территорию контролировали египетские мамлюки, затем она на несколько веков вошла в состав турецкой Оттоманской империи.
В 1906 году полуостров стал частью подконтрольного Великобритании Египта. Тогда же была проведена восточная граница территории, остающаяся до сих пор границей между Египтом и Израилем.

В основном территория Синайского полуострова занята пустыней, ближе к югу имеются горы (высота до 2637 м) и плоскогорья.

Долина, где находится Монастырь Св. Екатерины.

Начиная с III в. монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.

Монашескую жизнь этого периода описал в V в. ученик Иоанна Златоуста, бывший префект Константинополя — святой Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие: «Одни вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — спустя двое сутки… В каждое воскресенье все они из разных мест собирались в одну церковь, лобызались, причащались Святых Таин, и беседами о спасении души назидали, утешали и поощряли друг друга к высоким подвигам».

В период правления императора Константина, в 330 году, монахи Синая обратились к его матери святой Елене с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви, посвящённой Богоматери, а также башни для убежища монахов на случай набегов кочевников.

Прошение монахов было удовлетворено, и паломники конца IV в. сообщали, что на Синае уже была процветающая община монахов, которая привлекала верующих из разных мест Византийской империи.

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI в., когда император Юстиниан I приказал построить мощные крепостные стены, окружившие предшествующие постройки святой Елены, и церковь, сохранившуюся до настоящего времени, а также направил на Синай солдат для защиты монахов. (О строительстве Юстиниана сообщал его современник Прокопий Кесарийский.)

Мощные монастырские укрепления, построенные Юстинианом, поддерживались монахами в хорошем состоянии и вызывали восторг у паломников.

Согласно «Хронике» Евтихия Александрийского, для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай двести семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия. Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII в., они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Монастырь в период арабского завоевания Синая в 625 г. направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия полученной монахами охранной грамоты — Фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле, куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), выставленная в монастыре, провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов.

Фирман был написан на коже газели куфическим подчерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда. Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться, и к началу IX в. их осталось всего 30 человек.
С распространением в Египте ислама в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени.

В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году турецкие власти не сократили права монахов, сохранили особый статус архиепископа и не вмешивались во внутренние дела монастыря. Монастырь вёл обширную культурную и просветительскую деятельность, в XVIII в. он открыл духовную школу на острове Крит, где получали образование греческие богословы того времени.
Подворья монастыря были открыты в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в Индии.

Монастырь поддерживал давние связи с Россией. В 1375 г. в Москву приехал митрополит Макарий за милостыней для монастыря, а в 1390 г. из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля (сначала в иконостас, а затем в алтарь к другим ценным иконам, полученным от восточного духовенства).
В 1558 г. царь Иван Грозный направил к восточным патриархам посольство с златотканым покровом на мощи святой Екатерины в дар для Синайского монастыря.

В 1619 г. синайский архимандрит посетил Россию и участвовал вместе с иерусалимским патриархом Феофаном в молебне перед ракой Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре.
После этого на Синай идут многочисленные пожертвования от русских царей.

В 1860 г. монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 г. монастырской колокольни император прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни и перед литургией.

Главный храм монастыря (католикон), трёхнефная базилика, посвящён Преображению Иисуса Христа. Его постройка относится к периоду правления императора Юстиниана.

Вход в нартекс украшают резные двери из ливанского кедра, изготовленные в период Крестовых походов, а двери в главный неф базилики относятся к VI веку и являются её ровесниками.

В каждой из двенадцати колонн, увенчанных коринфскими капителями и разделяющих нефы базилики, в специальных углублениях хранятся мощи святых, закрытые бронзовыми пластинами, а на самих колоннах помещены минейные иконы XII века по числу месяцев года.

Вдоль колонн установлены два ряда деревянных резных стасидий. Колонны соединены арками, выше которых расположены окна.

В 1714 г. в базилике был положен новый мраморный пол.

Потолок базилики выполнен из ливанского кедра и росписан в XVIII веке звездами на синем фоне.

Главным украшением базилики является расположенная в конхе апсиды мозаика Преображение Господне, находящаяся в очень хорошей сохранности.
Мозаика выполнена в первой половине VI в. придворными мастерами, присланными Юстинианом для украшения монастыря.

Мозаика Преображение Господне обрамлена медальонами с шестнадцатью полуфигурами апостолов и пророков. В центре композиции монументальная фигура Иисуса Христа, заключённая в лазуревую мандорлу, которая соединяется лучами божественного света с фигурами пророков и трёх учеников, выполненных на золотом мерцающем фоне.

Для обозрения из центрального нефа мозаику закрывает деревянный резной иконостас XVII века, но из боковых нефов на уровне алтаря мозаика доступна для обозрения.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и в всегда открыта верующим для поклонения.

За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины, построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх.2:2-5).
Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. (Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше.)

В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина: оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом.

Исполняя библейское указание, все входящие сюда должны снимать свою обувь. Часовня является одним из древнейших монастырских строений.

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана.
В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках.

Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания.
Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

В монастыре имеется уникальное собрание икон, имеющих исключительную духовную, художественную и историческую ценность. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны в VI веке восковыми красками — это древнейшие иконы в мире.

Часть монастырской коллекции относится к раннему византийскому периоду до X века (в том числе сиро-палестинские иконы VIII—IX веков). Эти иконы выполнены греческими, грузинскими, сирийскими и коптскими мастерами. Иконы сохранились так как монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества.

Многочисленные русские учёные внесли свой вклад в изучение Синайского монастыря. Русский иеромонах Самуил в 1837 году впервые расчистил и укрепил мозаику VI века «Преображение Господне», украшающую кафоликон монастыря.
В 1887 году исследователь Алексей Дмитриевский составил каталог икон монастырского собрания и рассмотрел вопросы о Критской школе иконописи и роли Синая в сохранении культурных традиций в XVI—XVIII веках.
В изучении монастыря Святой Екатерины большую роль сыграло Православное Палестинское общество, осуществившее публикации русских и греческих материалов об этих местах.

Монастырь, как и прежде, является традиционным местом христианского паломничества. Ежедневно после часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины.

Монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной церкви, которая, кроме данной обители, владеет только рядом монастырских подворий: 3 в Египте и 14 вне Египта — 9 в Греции, 3 на Кипре, 1 в Ливане и 1 в Турции (Стамбул).

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII в. совершает Иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешел в 640 г. из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с Константинопольским патриархатом.

Делами монастыря в настоящее время управляет общее собрание монахов, которое решает экономические, политические и иные вопросы. Решения Собрания исполняются Советом отцов, в который входит четыре человека: заместитель и помощник архиепископа, монастырский ризничий, эконом и библиотекарь.