Гончарная слобода. Храмы Гончарной слободы и уникальный музей русской иконы (пешеходная). "Гончарная слобода" в книгах

Гонча́рная слобода́ Располагалась на левом берегу р. Яузы, близ её устья, на Таганском холме (в Заяузье). Возникла в XVI в. как поселение гончаров (отсюда название). Название сохранилось в наименовании Гончарной улицы, Гончарных переулков и Гончарной набережной. На Гончарной улице — церковь Успения в Гончарах и палаты XVII в. С XVIII в. с исчезновением слободского уклада территория Гончарной слободы застраивалась дворянскими усадьбами и домами купцов-старообрядцев.

Литература: Рабинович М.Г., Гончарная слобода в Москве в XVI—XVIII вв., в книге: Материалы и исследования по археологии СССР, в. 7, М., 1947.

  • - Пржевальское,...

    Географическая энциклопедия

  • - Гонча́рная на́бережная, на левом берегу Москвы-реки, между 1-м Гончарным переулком и Большим Краснохолмским мостом. Названа по Гончарной слободе. Одна из самых коротких набережных Москвы...

    Москва (энциклопедия)

  • - , между площадью Восстания и Полтавской улицей. Название от гончарных завода и слободы. Проложена в 1733; вместе с Тележной улицей вела к Александро-Невской лавре...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - сел. пос. в феод. России. Первые С. возникли на Зап. У. во второй пол. XVI в. в вотчине Строгановых. В 1579 их насчитывалось 5. С. Перми Великой были равнозначны погостам...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - 1) центр Перцевского с/с Грязовецкого р-на. В документах второй половины XVII в. селение именовалось Комельская ямская слобода, располагалось в Комельской волости на тракте, соединявшем Москву с Архангельском...

    Географические названия Вологодской области

  • - вид поселений в феод. России...

    Советская историческая энциклопедия

  • - 1. Вид поселений в феодальной России, жители которых освобождались от налогов и повинностей тяглового населения и выполняли определенные работы. 2. Примыкающий к городу промышленный поселок...

    Архитектурный словарь

  • - Курской губ., Суджанского у., в полуверсте от гор. Суджи, при реке Олешне; 1787 жителей. Два кирпичных, три кафельных и несколько кустарно-гончарных заводов...
  • - в старину так называлось село свободных людей, а также пригородное селение, подгородный поселок за стеною города...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - название различных поселений в Русском государстве 11-17 вв., население которых временно освобождалось от государственных повинностей...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Это слово, имеющее тот же корень, что и свобода, первоначально означало "свободные крестьяне", затем происходило переосмысление в "поселение свободных крестьян", а затем в "поселок вообще"...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - Искон. Возникло на базе общеслав. свобода в результате диссимиляции губных в и б. Первоначально - «свободные крестьяне» , затем - «поселок свободных крестьян» и далее - «поселок, пригород вообще»...

    Этимологический словарь русского языка

  • - F́ сущ см. _Приложение II слободы́ слободе́ слободу́ слободо́й́ о слободе́ мн. сло́боды слобо́д́ ́м́ сло́боды ́ми о ́х́ Июльской ночью сло́боды - Чудно белокуры. Небо в бездне поводов, Чтоб набедокурить...

    Словарь ударений русского языка

  • - напр.: Красная...
  • - ; мн. сло/боды, Р. слобо/д, Д....

    Орфографический словарь русского языка

  • - южн., сев. свобода; слободный, слободить, свободный, свободить. Слобода жен., ·стар. село свободных людей; | пригородное селение, подгородный поселок, за городом, ·т.е. за стеною, род посада...

    Толковый словарь Даля

"Гончарная слобода" в книгах

Амгинская слобода

Из книги Короленко автора Миронов Георгий Михайлович

Амгинская слобода В Амге была маленькая колония ссыльных. Короленко примкнул к ней.Сапожный труд заработка не давал: население предпочитало носить якутскую обувь, поэтому Короленко обслуживал лишь товарищей, живущих в Амге или в ее окрестностях. Через год после приезда

Глава 28 Слобода

Из книги Мужем битая… Что мне пришлось пережить с Германом Стерлиговым автора Стерлигова Алена

Глава 28 Слобода Слобода до сих пор осталась одним из любимых детьми мест. Они часто туда ездят летом за грибами и ягодами, зимой и осенью - на охоту. Причем зимой они ходят по лесу на специальных охотничьих лыжах, подбитых оленьим мехом, чтобы не скользили. Так что палки для

КАДАШЕВСКАЯ СЛОБОДА

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

КАДАШЕВСКАЯ СЛОБОДА

Солянка – Гончарная слобода – Таганская площадь

Из книги Москва в кино. 100 удивительных мест и фактов из любимых фильмов автора Рассохин Олег О.

Солянка – Гончарная слобода – Таганская площадь Место жительства обеих девушек; крыша дома, где Вика проводила съемку; места прогулок – почти половина фильма показана, как ни странно, в старом благополучном районе, недалеко от Китай-города.Территорию вокруг высотки на

6.7. Александровская Слобода

Из книги автора

6.7. Александровская Слобода 6.7.1. Александровская Слобода - царская ставка XVI века Выше мы говорили о том, что Московский Кремль и другие столичные постройки Москвы возникли не ранее второй половины XVI века. При этом возведение Московского Кремля мы предположительно

Александрова слобода

Из книги Тайны земли Московской автора Молева Нина Михайловна

Александрова слобода Белесоватый разлив воды чуть слышно сочится сквозь длинную вереницу свай. Деревянная кладка гнется под упругой струей. Мутные гребешки нехотя сплескиваются на исхоженные доски. В подернутом рябью тусклом зеркале предосенняя синева наливается

Кокуева слобода

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Кокуева слобода В Москве исстари славится вода на трех горах, и эта местность была не менее славна своим гулянием в Иванов день. Лет сто тому назад съезжались многие татарские семейства и, расположившись по берегам гагаринских прудов, разводили огни и пировали.Кокуева

Немецкая слобода

Из книги Петр I. Начало преобразований. 1682–1699 гг. автора Коллектив авторов

Немецкая слобода Немецкая слобода оказала на Петра огромное влияние. Этот своеобразный оазис европейской жизни отличался большей, по сравнению с остальной Московией, свободой нравов и отношений. Сюда приезжали выходцы из Голландии, Англии, Дании и Швейцарии, германских

Мещанская слобода

Из книги Московские легенды. По заветной дороге российской истории автора Муравьев Владимир Брониславович

Мещанская слобода 1-я Мещанская улица около Сухаревой башни. Фотография 1900-х гг.Фотографии - Сретенка у Сухаревой башни и 1-я Мещанская улица у Сухаревой башни - сделаны в начале XX века. Глядя на них, трудно поверить, что на них изображен один и тот же городской

Новая слобода

Из книги По землям московских сел и слобод автора Романюк Сергей Константинович

Новая слобода НОВАЯ СЛОБОДАУлица, идущая от Садового кольца на север к Савеловскому вокзалу и Дмитровскому шоссе, называлась Новослободской, по бывшей здесь когда-то Новой слободе, образовавшейся недалеко от старых Дмитровских слобод внутри Земляного города. Она была,

Басманная слобода

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Басманная слобода Гостиница «Китеж», если она и существовала, конечно, не сохранилась. А где все-таки ее следовало бы искать? Вызывая к себе Иглу, Грин конкретизирует адрес: «Начало Басманной». Но Басманных улиц в Москве, как известно, две - Старая и Новая. Какая имеется в

Александровская слобода

Из книги Скопин-Шуйский автора Петрова Наталья Георгиевна

Александровская слобода Уже миновал Покров, осень перевалила на вторую половину, начали забываться теплые дни бабьего лета. А когда окончательно облысели кусты и застыли до будущей весны в немой наготе деревья, повеяло вдруг от ранних сумерек и распутицы под ногами

Немецкая слобода

Из книги Петр Первый автора Бестужева-Лада Светлана Игоревна

Немецкая слобода Как это ни прискорбно, великий Петр довольно долго был несколько инфантилен. Как только строгий надзор за его образованием прекратился и они с матерью и сестрой перебрались из Кремля на жительство в Преображенский дворец, так учение его и завершилось.

Гончарная улица

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Гончарная улица Улица проходит от площади Восстания до Полтавской улицы. По плану Комиссии о Санкт-Петербургском строении она должна была стать частью Новой Першпективной улицы – новой прямой дороги к Александро-Невскому монастырю взамен делавшей в этом месте поворот

ГОНЧАРНАЯ УЛИЦА

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

ГОНЧАРНАЯ УЛИЦА Улица проходит от площади Восстания до Полтавской улицы. По плану Комиссии о санктпетербургском строении она должна была стать частью Новой Першпективной улицы – новой прямой дороги к Александ-ро-Невскому монастырю взамен делавшей в этом месте поворот

Во время длинных новогодних выходных довелось оказаться на экскурсии по Заяузью XVII века: по пути от Таганки мы прошли немалое расстояние до Андроникова монастыря, который считается самым старшим из сохранившихся на территории Москвы храмом - XIV века.
За 2 с лишним часа мы узнали не только об истории этого славного московского района и о жизни стрельцов, но также о том, почему говорят "ломать шапку", "распоясался", "не по сеньке шапка" и многое другое, какая зарплата и льготы были у стрельцов и многое другое.
Спасский собор Андроникова монастыря, рядом с которым находится захоронение Андрея Рублева.


Завернув за угол от метро Таганская, мы увидели Храм Святителя Николая Чудотворца с нижней зимней церковью и верхней летней. Стиль "московское барокко". В храме есть редкая икона "Прибавление ума", про которую впервые услышала в Тутаеве - там тоже есть такая икона. По преданию икона была написана в XVII веке после видения иконописцем, страдавшим беспамятством и приступами безумия, Божией Матери и по Её указанию, - и автор исцелился. Отличие этой иконы от других к том, что Богородица и младенец запеленуты оба фелонью.

Рядом находится ещё одна красивая церковь с редкой иконой "Троеручица", у которой молятся, чтобы руки были здоровыми.
Поскольку на этом месте селились гончары - Гончарная слобода, - то и храм украшен красивым изразцами.

Гончарная улица, на которой было два красивых храма, разрушенных в годы советской власти.

Стрелец Фома Удальцов, он же наш гид по Заяузью, запасся гравюрами и планами прошлых веков, чтобы передать нам атмосферу того времени. Одет он "по-настоящему", с кушаком на поясе, шапка с меховой оторочкой по званию, а не по сеньке, - всё по правилам. Так и шли по Москве, привлекая внимание. За нами наблюдал и охранял нас ещё один "ряженый" - Алексашка меньшой.

Подворье Афонского монастыря. Приход храма великомученика Никиты известен с первой трети XVI в. Современное здание храма было построено в 1595 г. Иконы с мощами великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского. Здесь принимаются сорокоусты о здравии, которые можно отправить на Афон. Кстати, цены - самые божеские в Москве.

Вид со Швивой горки (две версии происхождения названия предложил нам Фома на выбор) прежде

и сейчас:

Памятник Дмитрию Донскому, который недалеко от этого места разбил врага.

Памятник поставлен в 2014 году на деньги граждан России, перечень которых указан на торце основания памятника, весьма примечательный, кстати.

Усадьба Баташевых.

Храм Симеона Столпника. Стиль "классицизм".

Храм святителя Мартина Исповедника Папы Римского (Вознесения Господня) в Алексеевской Новой Слободе. XVIII век.

Крошечный Коммунистический переулок, оставшийся от советского времени. Обе Коммунистические - Большую и Малую - улицы переименовали.

Улица Станиславского в Алексеевской слободе: тут находился завод Алексеевых, на котором крутились золотые галуны для военных, а позже стали изготавливать медные провода для армии. Станиславский "открестился" от своей фамилии, но остался представителем этой семьи, поэтому и улица не Алексеевская, а Станиславского.

Приблизились к храму Сергия Радонежского.


Вот мы и у Андроникова монастыря, возле памятника Андрею Рублеву.

После долгого утомительного пути (шли мы 2 часа 15 минут) Фома Уадльцов пригласил нас в "трапезную" - "Хлебный дом" на территории монастыря, где нам принесли чай и блины со сметаной. Мы передохнули и подкрепились. Это входит в стоимость экскурсии. Затем экскурсия продолжилась.

Новое авторское путешествие по древнейшему поселению Москвы! Гончарная слобода - старейшая из слобод Земляного города, первые упоминания о которой датируются в летописях XII веком, а селились здесь, в основном, гончары. Давно исчезли и гончары, и сама слобода со временем застроилась дворянскими усадьбами и крепкими особняками купцов-старообрядцев, а название улицы, переулков и набережной - сохранилось. А еще сохранились здесь удивительные, ни с чем не сравнимые старинные храмы...

Каждый храм Гончарный слободы - особенный, со своей изюминкой. Мы увидим четыре храма и познакомимся с интереснейшей историей каждого. Начнется наша экскурсия с рассказа о церкви Николая Чудотворца на Болвановке . Мы узнаем, почему храм получил такое название, и как спорил с императором Петром I его архитектор Осип Старцев. Неподалеку от него находится изумительная церковь Успенья в Гончарах. Подобных храмов в Москве всего лишь несколько. Дело в том, что ее особенным украшением являются полихромные изразцы мастеров Государевой палаты под руководством Степана Полубеса. Декор изразцов очень пластичен. Это фигуры евангелистов, Птицы Феникс, цветочный орнамент. Современники мастера не могли поверить, что такое чудо сделал обыкновенный человек, поэтому Степану, по фамилии Иванов, дали прозвище Полубес. Мы увидим особо чтимую икону «Троеручица» - подарок от монахов Афона патриарху Никону в 17-м в. Затем мы полюбуемся церковью Николы в Котельниках, которую строил главный архитектор Москвы 19-го века Осип Бове по заказу князей Голицыных на землях их родственников - баронов и графов Строгановых. Этими землями они владели со времен Ивана Грозного. Храм Николы был родовой усыпальницей Строгановых. В настоящее время сохранилось несколько надгробий, которые мы увидим. Побываем и в самом храме. В 1999 г. храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II и Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Дорофеем. Он является подворьем Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Вы увидите иконы мц. Людмилы Чешской, свв. Петра и Февронии Муромских. А вот подворье Русского Афонского монастыря - это следующий храм нашей экскурсии. Церковь Никиты была построена в 1595 г. Эта белокаменная церковь - редкость даже для Москвы. Строил ее таганский купец Савва Емельянов. На экскурсии вы узнаете, какие родственные связи у этого храма с соборами Московского Кремля. В церковной лавке подворья можно купить не только традиционные религиозные предметы, но и заказать молебен на Афоне.

Особым украшением нашей экскурсии станет посещение Музея русской иконы. Самый крупный в России частный музей восточно-христианского искусства. В музее более 4500 экспонатов, 900 икон. Экспонаты коллекции охватывают период - от XIV до начала XX века. Она включает произведения важнейших художественных центров восточнохристианского искусства, некоторые из которых не имеют аналогов даже в богатейших собраниях государственных музеев.

Продолжительность экскурсии: ~3,5 часа (ориентировочно).

Место сбора - ст. м. "Таганская" (кольцевая линия, на улице у выхода к Театру на Таганке).

Сбор туристов в 10:45. Отправление в 11:00. Гид с табличкой "Название экскурсии".

Стоимость экскурсии на человека: 650 руб. взр./реб.

Полезная информация:
- Одевайтесь в удобную для прогулок одежду и обувь;
- В случае плохой погоды запаситесь плащами или зонтиками;
- Возьмите фотоаппарат.

Для дам обязательно быть одетыми в юбки и иметь при себе платки. Наличие для женщин таких предметов одежды, как брюки, не допускается.

Гончарная слобода - историческое поселение на территории современной Москвы , находилось на левом берегу реки Яузы , рядом с её устьем, на Таганском холме (в Заяузье). Была образована в XVI веке, основную массу жителей составляли гончары (отсюда и топоним).

История

Гончарная слобода является одной из старейших в Земляном городе . Если верить летописям, первые поселения в этих местах располагались рядом с нынешней Гончарной улицей , а уже к концу XII века передвинулись на территорию Кремля. В XVI веке, дабы предотвратить опасность пожара, гончары были изгнаны за Яузу, на Швивую (в те времена - Вшивую) горку. Впервые гончарные мастерские были вскрыты и исследованы в 1947-1948 годах, во время рытье котлована высотного здания на Котельнической набережной , закрывающего крутой подъём на Швивую горку. Кроме гончаров, здесь селились кузнецы-оружейники - их захоронения были найдены при реставрации храма Никиты Мученика . Существующий храм построен при Фёдоре Иоанновиче на месте деревянной церкви, построенной ещё Иваном III .

Название слободы дошло до нас в наименовании Гончарной улицы, Гончарных переулков и Гончарной набережной, а также церкви Успения в Гончарах и палаты XVII века. Начиная с XVIII века, когда исчезло слободское устройство, территория Гончарной слободы стала застраиваться дворянскими усадьбами и домами купцов, исповедовавших старообрядство .

В настоящее время на Гончарной набережной есть памятный знак с часами, напоминающий о существовавшей в этих местах Гончарной слободе. Считается, что цифры на знаке, означают, якобы последние остатки основанной в XVI веке слободы были утрачены в XX веке. Установлен знак рядом с

Мария Ватутина,
член Союза писателей Москвы,
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»

В своих виртуальных путешествиях по Москве мы часто выходим к Садовому кольцу. Вот и сегодня наш маршрут пролегает очень близко к этой знаменитой закольцованной трассе Москвы. Ведь Садовое проходит непосредственно через Таганскую площадь, а тут рядом есть исторические улицы, которые малоизвестны даже москвичам. Вместе с тем они настолько живописны и интересны по ландшафту, что здесь даже был дом московского главнокомандующего!

Земляной вал

В XVI веке Москва разрослась. Помните, что такое Белый город? Это территория Москвы от Китая-города до Бульварного кольца. Естественно, в XVI веке бульваров не было, и названия такого не было. Просто шла стена Белого города с заставами там, где сейчас полукольцо бульваров. Но и за стеной с внешней стороны все шире шло строительство новых слобод: ремесленных, черных, владельческих. Жили здесь торговые люди, лавочники, крестьяне. Когда-то совсем незадолго до этого тут был пригород Москвы. А в пригороде были загородные усадьбы бояр и другой знати.
В состав Москвы Земляной город вошел в 1593 году при царе Федоре Иоанновиче. Набеги врагов все еще продолжались, поэтому Земляной город окружили земляным валом, традиционным для древнерусских городов. Вал был насыпан в 1591-1592 гг. по повелению Бориса Годунова вскоре после опустошительного набега на Москву орд крымского хана Казы-Гирея. За валом находился широкий и глубокий ров. Земляной город стал называться Деревянным городом, а в просторечье - «Скородомом». По одной версии название возникло из-за скорой постройки этого самого вала и прочих укреплений, по другой - из-за скорой постройки домов: скорость строительства домов связана с частыми пожарами, когда на месте сгоревших домов на скорую руку строились новые хибарки. В XVIII веке стена Белого города и другие барьеры были разобраны, и Белый город объединился с Земляным.
Земляной вал (знакомое название, не так ли?) был обновлен при Алексее Михайловиче в середине XVII века, наиболее важные ворота были возведены в камне, а в некоторых местах поставлены и памятные арки, например на Красных воротах.
Новый вал, протяженность которого была около 16 км, шел от устья Яузы до пересечения улицы Пречистенки с нынешним Садовым кольцом. Поверх вала была выстроена дубовая стена высотой до 5 м. Впрочем, деревянные укрепления сгорели во время Смуты (1598-1613 гг.).
Впоследствии вал был укреплен заостренными бревнами «острогами» и башнями.
К концу XVIII века стены вала и отдельные башни были снесены, ведь время шло, и былые набеги вражеских войск были уже невозможны. Подобные укрепления потеряли свою актуальность. Эти участки были превращены, как бы сейчас сказали, в прогулочную зону. После войны 1812 года, когда весь Земляной город был практически уничтожен пожарами, Земляной вал окончательно срыли, ров засыпали, а владельцев ближних к валу домов обязали разводить сады на присоединенных за счет уничтожения вала участках. Так и возникла Садовая улица.
В конце 1800-х гг. по Садовому кольцу были проложены пути для трамваев на конной тяге (конка), а в 1912 году конку сменили трамваи на электрической тяге. Маршрут трамвая уже тогда назывался «Б». Москвичи называют его «Букашка». Революционные годы вплотную были связаны со многими опорными точками на Садовом кольце, т. к. именно здесь велись кровопролитные бои за контроль над центром города. Даже акт о капитуляции правительственных войск был подписан на Садовой-Триумфальной. Огромные монументальные доходные дома, которые в свое время сменили частные домики, были заселены рабочими, Кольцо стало застраиваться плотными фасадами советского строя, ликвидированы Смоленский и Сухаревский рынки.
Судьба садов была решена уже в советское время в соответствии с Генпланом Москвы 1935 года: их уничтожили и расширили дорожное полотно Кольца. В новых домах на Садовом, видимо, считалось, жить престижно.
Например, если пройти хотя бы один участок Садового кольца по внутренней стороне (т. е. стороне, относящейся к бывшему Земляному городу) можно увидеть сотни памятных досок на домах, говорящих о том, какие великие люди здесь жили - Сергей Прокофьев, Константин Юон, Давид Ойстрах, Кукрыниксы, Валерий Чкалов, Самуил Маршак.
Подумать только! Казалось бы, известное с малолетства, простое, как бублик, Садовое кольцо - а какая сложная поэтапная биография. Вал с острогами, ров с водой, яблоневые сады, и наконец, главная кольцевая дорога внутри Москвы. А сколько времен слилось в архитектуре Садового!

Болвановка

Москва стоит на семи холмах. И один их них - Таганский.
Если подниматься по Садовому кольцу от Москвы-реки к Таганской площади, то по левую руку мы обнаружим Гончарную улицу и Гончарные переулки. Когда-то здесь и были Гончарные слободы.
А на самом возвышенном месте Таганская слобода, она же -Болвановка. Вполне вероятно, что это название связано не с умственными способностями аборигенов, а с «болваном» в значении «идол».
Это значение могло происходить от татарского языческого идола, который якобы находился здесь с древних времен. Такое своеобразное изображение монгольского хана должно было олицетворять его незримое присутствие и напоминать
«кто в доме хозяин». Но вообще-то у татаро-монголов было не принято кого-либо изображать, тем более, в виде скульптур, кукол, чучел…
Может быть, «болванами» москвичи именовали ордынские басмы - печати с изображением ханов. Перед басмами московские князья давали присягу, подписывали договоры и приносили дань. Может быть, это был и вовсе славянский языческий идол Солнца, кто знает… Однако для изготовления шляп, глиняной посуды, да и в литейном деле также нужны были болванки, и это дополнительная версия происхождения названия. Топонимика - интересная наука, тесно связанная с историей. Но все же еще и с гаданием на кофейной гуще.
А вот исторически точный факт - от Таганки шла очень древняя дорога на юг, по ней действительно ездили в Орду, и называлась эта дорога Болвановкой. Бесспорен и тот факт, что зачем-то татаро-монголам нужно было ставить в важных пунктах «болванов», чтобы они замещали хана на время его отсутствия в Орде, и чтобы здесь князья и радостный народ встречали хлебом-солью, соболями да золотом или самого хана, или баскаков (сборщиков дани).
Именно по нашей (Таганской) Болвановке (а в Москве были еще слободы с подобным названием) шло войско Дмитрия Донского на Куликово поле. Да и герои битвы, положившей конец татаро-монгольскому игу, Осляба и Пересвет, похоронены невдалеке от этой трассы - рядом с Симоновым монастырем, мы об этом рассказывали.
Церковь Николы на Болвановке - слободскую церковь, построенную на средства князей Гагариных и дожившую до наших дней, - называют последней средневековой постройкой старой Москвы. Зодчий Осип Старцев намеренно строил ее в традиционном московском стиле «московского барокко» в пику петровским реформам. Тот же Осип Старцев, кстати, построил в Кремле ансамбль церквей Теремного дворца с одиннадцатью главками, Крутицкий теремок, трапезную в Симоновом монастыре. Храм был освящен в 1712 году. Но через два года после этого каменное строительство в Москве было запрещено. Тогда архитектор принял иночество и вскоре умер.
Никольский храм называют «лебединой песней» мастера. А церковь выжила.
Как ни странно, но наша Таганка на самом деле самая что ни на есть Немецкая слобода. Именно здесь располагалась еще до Кукуя иноземная слобода, именно здесь великий князь Василий III разрешил селиться приезжим иноземным наемникам.
Таганский холм был в некотором отдалении от шумного московского люда, по традиции недолюбливавшего «понаехавших».
Слишком много бед претерпела Русь от иноземцев. Однако, понимая ценность «иностранных кадров», и Василий III, и его сын Иоанн Грозный даже предоставляли льготы и широкие права иностранцам, которые могли принести пользу государству. Между прочим, в старину всех их называли немцами, очевидно, по слову «немые», т. е., не понимавшие русского и не говорившие по-русски. Отсюда и название Немецкая слобода. После перевода иноземцев отсюда на новое местожительство в Кукуй на Таганке образуются новые ремесленные слободы.
Одна из них изготовляла таганы - чугунные треножники-подставки для походных котлов и горшков, в которых варили пищу на костре, отсюда и произошло название местности. Рядом, в Котельнической слободе, делали сами котлы. Как не трудно догадаться, в Гончарной слободе делали горшки, т. е. производство местных слобод полностью обеспечивало армию и город предметами изготовления пищи. По другой версии, «таган» - это гора или холм в переводе с татарского языка.
Итак, Таганский холм был густо застроен слободами, а следовательно, и храмами. Так, в Гончарах был построен храм Успения. Помимо этого здесь были Воскресенский, два Никольских, два Космодамиановских, Никитский храмы.
Уцелели из них только Никольский на Болвановке и Успения в Гончарах, они расположены рядом друг с другом. Храм Воскресения словущего был выстроен здесь в 1657 году. Он стоял на нынешней Таганской площади - перед универмагом на слиянии Марксисткой (Пустой) и Таганской (Семеновской) улиц. В другую сторону от Гончарных слобод (к Нововспасскому монастырю) шли слободы каменщиков. Улицы здесь так и называются по сей день - «Большие и Малые Каменщики». Словом, каждая дорога любой из слобод - вела к храму.
Много сильных мира сего жило на Таганском холме. В 1911 году здесь поселились купцы Зимины. В 1912 году для купчихи Платовой построили тут двухэтажный угловой дом, где открылся редкий еще в те времена кинотеатр «Вулкан», а много лет спустя - театр на Таганке. В 1919 году Болвановские улицы переименовали в Радищевские, ведь по этой дороге возвращался из ссылки опальный некогда А. Н. Радищев.
В XVI-XVП веках, придя на площадь, мы попали бы на обширный рынок, с великолепными торговыми рядами, бесчисленным количеством различных мелких мастерских. Переселившись в эти края в конце 70-х гг. прошлого века, я, кажется, еще застала остатки этих мастерских. Их раньше действительно было много и на все случаи жизни.
Таганская площадь - самая высокая точка сегодняшнего путешествия. Отсюда - проходя Гончарные слободы - мы спустимся прямо к Яузе. Мимо знаменитой городской больницы № 23 «Медсантруд» к знаменитой Библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино. При этом мы пересечем на спуске старые слободы коломенских ямщиков государственной службы, которые жили в районе Николоямской улицы. А на Яузской улице, проще говоря, прямо на горке, глядящей от больницы «Медсантруд» на высотку и на Яузские ворота, установлен высокий памятный крест. Здесь будет памятник Дмитрию Донскому.