Мартинович В.А. Профилактика сектантства в школах Австрии. Проблема вовлечения молодежи в тоталитарные секты Профилактика сектантства среди молодежи

За свою многотысячелетнюю историю человечество прошло в сфере социально-правового регулирования общественных отношений, а именно регулирования отношений между государством и различными религиозными и общественными организациями (объединениями, группами) путь от тотального контроля за ними, до утверждения принципа разумного (до определённых пределов) невмешательства в процесс их появления и развития, тем самым гарантируя каждому человеку соблюдение права на свободу совести и свободу вероисповедания. Основными этапами развития государственно - конфессиональных отношений можно считать четыре периода:

До I века нашей эры - идеологическое многообразие, при практически полном слиянии светской власти с религиозными институтами, или их активном и значительном совместном воздействии на все процессы, происходящие в обществе;

Начиная с I в.н.э. до второй половины XIX века - пресечение любого инакомыслия, которое могло бы составить конкуренцию господствующей религиозной или светской идеологии (чаще всего государственной, чей статус был закреплён законодательно);

В течении XX века - произошёл переход от моно-идеологизированной к поли-идеологизированной системе;

В настоящее время - в большинстве стран мира отмечается законодательное утверждение идеологического многообразия. Первые два периода характеризуются жестокими репрессиями, которым подвергались представители религиозных и светских организаций, не разделяющих господствующие в обществе идеи, или открыто противопоставлявших себя обществу и государству, в том числе представители науки и искусства. В 1951 году британский парламент последним из цивилизованных государств отменил принятые в минувшие века законы против колдовства. Таким образом, 500-летняя история гонений на ведьм закончилась, чем умело, и безнаказанно воспользовались сектанты всех мастей для активной антисоциальной, а зачастую и преступной деятельности.

В результате Европейский парламент в своих резолюциях и решениях вынужден был признать, что секты и «сектоподобные союзы» превратились в постоянно расширяющийся феномен, «который в различных формах можно наблюдать по всему миру» (п. С. Решение Европейского парламента от 12 февраля 1996 года). Постановление Европарламента «О сектах в Европе» указывает, что в сектах «нарушают права человека и совершают преступные деяния, как то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, подстрекательство к насилию... торговля оружием и наркотиками, незаконная врачебная деятельность» и другие. В целях усиления контроля за соблюдением прав человека в сектах Постановление Европарламента «О сектах в Европе» содержит рекомендации государствам-членам, в числе которых:

1. судам и правоохранительным органам действенно использовать существующие «на национальном уровне правовые акты и инструменты», «для того, чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут секты»;

2. «усилить взаимный обмен информацией… о феномене сектантства»;

3. государства-члены должны проверить, «являются ли действующие их налоговые, уголовные и судебно-процессуальные законы достаточными, чтобы предотвратить возможность совершения такими группами противоправных действий»;

4. предотвращать «возможность получения сектами государственной регистрации»;

5. выявлять и использовать «лучшие методы по ограничению нежелательной деятельности сект».

Реализуя данные рекомендации, во Франции, где с начала 80-х годов исследовали проблемы распространения сектантства, была создана Межминистерская миссия по борьбе с сектами при премьер-министре Франции. Гибель во Франции «16 человек, среди которых были 3 ребёнка, 23 декабря 1995 года…в Веркоре» в результате деятельности одной из сект, заставили французских законодателей принять меры к ограничению свободы «исповедовать религию или убеждения…для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц» - как это и рекомендуется в Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 18), и принять в 2001 году антисектантский закон. В МВД Франции существует специальное полицейское подразделение по выявлению и пресечению преступлений, совершаемых в связи с деятельностью сект. Даже в США, славящейся своей терпимостью по отношению к любым сектам (в том числе сатанистам), в Национальном управлении юстиции создан отдел по культово-ритуальным преступлениям, а разработанное этим отделом пособие «Контроль преступлений на культово-ритуальной почве: Законодательная основа для расследования, анализа и предотвращения» используется в качестве учебника Национальной ассоциацией инспекторов полиции США. В России с конца 80-х годов провозглашённое идеологическое многообразие привело к сектантской вакханалии, при которой секты, запрещённые во многих странах мира, получили государственную регистрацию и беспрепятственно осуществляют свою деятельность. Некоторые исследователи взялись утверждать, что использование понятий «секта» и «сектанты» некорректно, хотя в законодательстве России не существует этих понятий, отражающих их негативный смысл. При этом публицистов, осмеливающихся писать на тему сектантской экспансии в России, стали прямо и недвусмысленно предупреждать о негативных последствиях отрицательного отзыва о деятельности сект. Причём подобные угрозы звучат на фоне продолжающегося роста преступлений, совершаемых адептами сект (в особенности ритуальных преступлений), желания сект влиять на социально-политическую жизнь и экономику России, вербуя новых членов в государственных органах и общественных организациях, что может повлечь за собой дестабилизацию общественной жизни, обострение обстановки в стране. Данная ситуация требует скорейшего чёткого правового регулирования отношений государства с религиозными, псевдорелигиозными и светскими сектами. Начало этому процессу положено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 года), а также постановлением Правительства России, утвердившим целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Однако, проблема правовой регламентации деятельности асоциальных сект остаётся в должной мере нерешённой. Ретроспективный анализ истории противодействия российского государства сектантству показывает, что в России издревле преступления в религиозной сфере (в частности, против церкви) считались самыми тяжкими, виновных почти во всех случаях предавали смертной казни (сожжению): так было уже при Иване III , при Иване Грозном, и в эпоху Петра Великого. В последующем власть также жёстко боролась с преступлениями против веры, которые посягали не только на государственную религию и выражались в виде богохульства, ереси и святотатства, но и посягали на права и здоровье граждан. При совершении ряда преступлений против веры и религии в сектах прямо причиняли вред здоровью и самих адептов, как, например, при «оскоплении» в секте скопцов (за это преступление с 1822 по 1833 годы было осуждено и сослано в Сибирь - 375 человек).

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 года - 6 глава так и называлась «О тайных обществах и запрещённых сходбищах». В соответствии со статьёй 351 в самостоятельную норму выделялась ответственность лиц за предоставление места для собрания «зловредных обществ»; имущество тайных обществ согласно статьи 352 подлежало конфискации или уничтожению. В конце XIX века в России в сфере правоохранительной теории и практики сложилось понятие «ритуальное преступление»: в 1844 году чиновником по особым поручениям МВД В.И. Далем (автором «Толкового словаря русского языка») было подготовлено и издано «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении их крови» (было зарегистрировано 13224 таких факта), в котором он отмечал, что «изуверский обряд этот не только не принадлежит всем вообще евреям, но даже, без всякого сомнения, весьма немногим известен. Он существует только в секте хасидов или хасидым». Необходимо отметить, что судебные процессы, в ходе которых рассматривали дела о ритуальных преступлениях, в большинстве случаев носили политический характер и заканчивались оправдательными приговорами. Например, в 1892-1896 годах расследовалось дело о ритуальном убийстве гражданина Матюнина одиннадцатью «вотяками» - удмуртами Вятской губернии, в результате обвиняемых оправдали после вмешательства «видных либерально-демократических деятелей и правозащитников». В 1903 году по делу об убийстве подростка Михаила Рыбальченко, после осмотра места происшествия и медицинского исследования трупа, был сделан вывод «об инсценировке ритуального преступления» ; в последующем было выяснено, что убийца (родственник потерпевшего) инсценировал ритуальное преступление «в целях обвинения местной еврейской общины». В советский период также проходили судебные процессы, в ходе которых, рассматривали дела о ритуальных преступлениях: в 1935 году расследовалось дело о ритуальных убийствах около 60 адептов (путём утопления в реке, болоте и сожжения на костре) в секте зыряновцев под руководством их лидера - Христофорова (Зырянова). Исторический опыт России по правовому противодействию сектантскому экстремизму и проявлениям преступности с участием членов сект необходимо учитывать при разработке системы превентивных мер, направленных на предупреждение и пресечение подобных негативных явлений в современной общественной жизни. В настоящее время многие представители общественности, осознающие всю опасность, которая исходит от деятельности различных деструктивных организаций, прямо заявляют о необходимости усиления правового противодействия развитию сектантского экстремизма в любых его проявлениях. В частности, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, выступая на научно-практической конференции «Государство и религиозные объединения» 25 января 2002 года, высказал следующее мнение: «Деятельность ряда новых религиозных движений … нельзя квалифицировать иначе, чем экстремистскую … необходимо ограничить распространение деструктивных псевдорелигиозных организаций …. Для противодействия религиозному экстремизму, необходимо развивать законодательную базу…». Поддержал представителя исполнительной власти депутат Государственной Думы, председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Зоркальцев: «Страну заполонили всевозможные псевдорелигиозные организации, оккультно-мистические группы … пришло время создать ряд дополнительных нормативных актов, которые бы позволили обогатить законодательство в этой сфере». Нам представляется, что эта система нормативных актов, противодействующая распространению сект, должна устанавливать чёткий порядок их регистрации на основе предварительного изучения их идеологии и типа направленности, систематического общественного и государственного контроля за деятельностью сект, представления соответствующей документации об источниках финансирования и численности адептов. Правовой регламентации требует также деятельность сект, использующих различные прикрытия, в том числе в виде псевдонаучных учреждений. Подобные учреждения созданы и функционируют в ряде зарубежных стран. Например, «в США возник университет Махариши, деятельность которого весьма мало похожа на научную».

Подобные тенденции наблюдаются и в России, что, несомненно, беспокоит научную общественность: в 2002 году «…академики Е. Александров, В. Гинзбург, Э. Кругляков направили письмо Президенту России В.В. Путину. В этом письме обращается внимание президента на опасный рост влияния лженауки в стране». Псевдонаучные идеи составляют основу или являются частью учений большинства современных сект, что вызывает озабоченность не только у отдельных представителей Российской науки, но и у Президиума Российской академии наук, который постановлением № 58-А принял обращение «Не проходите мимо!». В нём, в частности говорится: «В настоящее время в нашей стране широко … пропагандируется псевдонаука: астрология, шаманство, оккультизм и т.д … Псевдонаука стремится проникнуть во все слои общества … Эти иррациональные и в основе своей аморальные тенденции бесспорно представляют собой серьёзную угрозу для нормального духовного развития нации...». Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации в своих информационных материалах прямо указывает на опасность деятельности сект в обществе: «Многие секты используют методы воздействия на психику человека», применение больших доз «психотропных средств в отношении своих членов позволяет … руководителям добиться необратимого зомбирования личности адептов, превратить их в слепых фанатичных исполнителей» чужой воли. Сама жизнь заставляет решать вопрос усиления правовой профилактики антисоциальной деятельности сект. В этой связи необходимо вспомнить исторический опыт России, когда ещё в 1876 году был издан специальный нормативный акт - «Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений», в котором, в частности, были главы, направленные на борьбу с непотребными, соблазнительными сборищами. В 320 статьях данного свода содержалась система мер и норм материального, процессуального, исполнительного права, взаимодействия правоохранительных служб с местными светскими властями, религиозными иерархами, культурно-воспитательными центрами, земскими объединениями граждан. Исключительную важность с этой точки зрения имеет Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 года № 16-П «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвёртого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества «Свидетелей Иеговы» в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления». Данное постановление поставило точку в спорах о целесообразности и возможности использования термина «секта», прямо указав, что необходимо «не допускать легализации сект». Также в постановлении подчёркивается, что «Законодатель вправе устанавливать … определённые ограничения, затрагивающие конституционные права, но оправданные и соразмерные конституционно значимым целям…». Исходя из указанного Постановления Конституционного суда, необходимо разработать системный комплекс правовых установлений, регламентирующих деятельность сект - этого опасного феномена современной социальной жизни. Прежде всего, в современном Российском законодательстве необходимо сформулировать и дать оценку таким понятиям, как «секта», «антисоциальная идеология», «антисоциальная религия», «ритуальное преступление», «методы подавления личности и манипулирования личностью», «контроль и деформация сознания», несмотря на то, что в законодательстве большинства стран мира эти понятия отсутствуют. Но как справедливо призывал А.Ф. Кони: «Не будем во всём подражать Западу и, где можно, пойдём своим, лучшим путём».

Заключение

Развитие феномена сектантства в мировом социуме во многих случаях представляет собой реальную угрозу как национальной безопасности отдельных стран (в том числе и России), так и стабильности во всём мире. Для своевременной профилактики социально опасных форм сектантства требуется разработка эффективных средств и методов социального и правового характера по нейтрализации религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, необходимо изучение основных причин появления и активного развития сектантства в условиях процесса глобализации в экономике и политике. Сектантство как социальный феномен не является чем-то принципиально новым, присущим только современной цивилизации, также его нельзя рассматривать исключительно в виде религиозного сектантства (как это делают некоторые исследователи), а, исследуя лишь религиозное сектантство, обращают внимание на один предмет исследования - христианские и псевдохристианские секты. Сектантство до сих пор остаётся малоизученным явлением, несмотря на возрастающее влияние этого феномена на все сферы общественной жизни.

Сектантство - это один из негативных типов духовно-нравственного развития общества, одно из проявлений деструктивной девиации и делинквентности, результат деструктивного духовного развития отдельной личности, социальных групп и общества в целом.

Распространение сект в современной России связано с кризисом в духовной жизни общества, вакуумом в идеологии и отсутствием общегосударственной национальной политики. Люди пытаются найти в сектах защиту от всего негативного, что их окружает в повседневной жизни, сохранить ту соборность, которая исторически присуща менталитету народов России, и которая утрачивается в период реформ. Развитие сект в России вступило в новый период своего развития: они не стремятся расширить круг своих членов, а занимаются укреплением своей социальной ниши: скупают недвижимость, обзаводятся политическим лобби, своими журналистами, экспертами, юристами. Делают всё, чтобы заявить о себе как непреходящем факторе в Российской действительности, и, закрепившись на данном плацдарме, сделать новый рывок по наращиванию количества адептов. Всё больше сект используют для легализации в социуме беспроигрышный фактор - активно выступают за борьбу против наркотиков, предлагая свои оригинальные методы лечения и антинаркотические программы, как, например, саентологи и мунисты. К сожалению, многие государственные деятели не видят опасности в распространении сектантства даже в его наиболее опасных формах - в деструктивно-девиантной и делинквентной деятельности. Противостоят сектантству сегодня либо представители традиционных для России конфессий, либо разрозненные активисты и родители детей (дети родителей), попавших в секты. Консультациями по выводу из сект занимаются буквально единицы, а реабилитацией людей, сумевших избавиться от сектантской зависимости, практически не занимается никто. Отсутствие чётких критериев преступлений сектантского типа не позволяет создать эффективную систему профилактики по предупреждению преступной деятельности сект, в частности, в среде осуждённых к лишению свободы, которые могут использовать традиции сектантства, методы и средства, применяемые сектами, в целях дестабилизации обстановки в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Предотвратить активную социально опасную деятельность сект в современном Российском обществе возможно только сообща, используя весь ресурс правоохранительных органов, различных государственных и общественных структур. Необходимо выработать единую систему мер по профилактике социально опасных форм сектантства, выявления, предупреждения, пресечения преступлений, совершаемых адептами сект, в том числе, в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В рамках отдельных дисциплин, в частности, социологии, социологии религии, религиоведения, психологии исследование практических и теоретических проблем сектантства не может избежать узкопредметности и необъективности. Необходимо целостное, многостороннее исследование данного сложного феномена в рамках светской научной дисциплины «Секталогии» («Пенитенциарной секталогии). Эта научная дисциплина продолжит разработку социально-философской концепции сектантства, в том числе в его наиболее опасных формах проявления как криминологического и дестабилизирующего фактора в развитии Российского социума.

Религиозный терроризм, криминальность с религиозной мотивацией должны пресекаться законом так же, как и любое преступление. Именно государство должно защищать людей, особенно детей, от экономической, идеологической, сексуальной эксплуатации, от подавления их прав со стороны подобных организаций. Искоренение социально опасных форм сектантства на данном этапе развития мирового социума практически невозможно, однако принятие срочных мер по профилактике криминального проявления сектантства, как в России, так и во всём мире жизненно необходимо. Противостояние сектантству призвано обеспечить соблюдение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод личности, укрепление государственной безопасности. Необходимо выработать комплекс теоретических и практических проблем совершенствования законодательства Российской Федерации, формы взаимодействия субъектов правоохранительной деятельности между собой и другими государственными организациями в вопросах предупреждения и пресечения криминальной деятельности сект. Сектантству можно и нужно противостоять, и это требование должно быть учтено при формировании системы национальной безопасности России.

В статье рассматривается опыт австрийской системы образования в области профилактики вовлечения учащихся в секты и культы. Детально анализируется курс профилактических лекций для учащихся средних учебных заведений, темы и принципы построения занятий. Материал будет полезен отечественным педагогам - теоретикам и практикам.

Активное вовлечение населения всех стран мира в деятельность сект и культов поставило перед учёными множество вопросов о феномене сектантства, его истоках, динамике развития, степени влияния на человека и общество. В 80-х годах XX века в Европе и Америке начали проводиться исследования в области профилактики сектантства. В средних учебных заведениях были введены лекции, призванные предупредить попадание учащихся в секты и культы. Появились первые учебно-методические разработки в этой области. В современном мире курсы, посвящённые сектам и культам, читаются в тысячах учебных заведений всех уровней образования. Далее рассмотрим самый известный в Австрии курс лекций, посвящённый профилактике сектантства в средних учебных заведениях страны.

Курс разработан межминистерской рабочей группой «Защита и информация», созданной при Министерстве образования и культуры Австрии. Методическое пособие к курсу , автором-составителем которого является Гаральд Айгнер, предваряется предисловием министра образования и культуры Австрии Элизабет Герер. Госпожа министр в предисловии отмечает, что важнейшей задачей учебных заведений является проведение лекций, направленных на профилактику попадания учащихся в деструктивные общества вне зависимости от религиозной либо светской направленности последних. В соответствии с этим в курсе не ставится цель перечислить названия конкретных сект и культов, которые могут встретиться детям. Предполагается, что эффективная профилактика сектантства возможна и без упоминания конкретных организаций. Гораздо важнее научить школьников распознавать основные признаки, характерные для сект и культов. Показать, что секта будет говорить и обещать молодому человеку при встрече с ним, как она будет представлять ему саму себя и окружающее общество. Такой подход позволяет, с одной стороны, предупредить вовлечение учащихся в значительно большее количество сект и культов, чем можно упомянуть в границах любого, самого развёрнутого курса. С другой стороны, устраняются лишние проблемы с религиозными организациями, оскорблёнными применением к ним терминов «секта» и «культ». Данный курс является одним из множества факультативных курсов, которые читаются по желанию учащихся и преподавателей в школах Австрии. При этом он может также предлагаться как отдельная серия лекций в рамках какого-либо иного курса, посвящённого религии, например обязательного в австрийских школах предмета «Религия». Соответственно, учитель может читать весь курс полностью либо сокращать его по своему желанию до нескольких профилактических уроков.

Пособие Айгнера рассчитано на преподавателей и пользуется огромной популярностью. Только в 2003-2004 годах Государственный центр по вопросам сектантства, действующий при Министерстве социального обеспечения, поколений и защиты прав потребителей Австрии, разослал по целевым запросам австрийских учителей около 5000 экземпляров пособия . При необходимости указанный Центр осуществляет и иную информационную поддержку преподавателям, читающим данный курс (предлагаются наглядные пособия, книги, аудио- и видеопродукция и т.д.).

Остановимся более подробно на анализе самого пособия. Книга разделена на три части. В первой части предлагаются учебно-методические рекомендации по проведению уроков. Весь курс разделён на 17 тем. Соответственно, анализ и обсуждение каждой темы рассчитаны на один урок. Тема раскрывается в чётко заданной последовательности. Вначале ученикам одним предложением-тезисом даётся информация - описание конкретных характеристик группы, а точнее её обещаний и призывов к действию, с которыми, как правило, сталкиваются дети и молодые люди, вербуемые в секту. Затем тезис наглядно раскрывается в виде небольшого рассказа, не превышающего 15-20 предложений. В простой и понятной для учащихся форме описывается конкретная ситуация, с которой они могут столкнуться. Тезис и рассказ излагаются учителем в устной форме. После этого в соответствии с рекомендациями, изложенными в пособии, педагог работает с классом над данной темой. Среди предлагаемых методов работы можно упомянуть следующие: индивидуальные задания, самостоятельная работа над общим для всех заданием; групповое обсуждение темы; организация встреч учеников с бывшими членами сект и культов; просмотр фильмов о религиозных организациях, причём не только разоблачающих, но и агитационной продукции самих сект, с последующим обсуждением; изучение существующих концепций, рассматривающих феномен сектантства; представление результатов социологических исследований и психологических экспериментов в области сектантства. При этом используются ролевые игры с активным участием учеников, в которых им предлагается по очереди играть роли сектанта, лидера секты, потенциальной жертвы, пострадавшего от секты и т.д. На заключительном этапе учитель совместно с учениками должен прийти к главному выводу, который формулируется в виде рекомендации либо информации к размышлению.

Вкратце, в несколько адаптированном варианте, перескажем тезисы, цели работы с классом и выводы всех 17 тем.

Тезис 1. «В группе ты найдёшь то, что ты до сих пор безрезультатно искал и к чему стремился. Группа знает, чего тебе на самом деле не хватает».

Цель. Научить опознавать стратегии вербовки в секту.

Вывод. Стопроцентно верных и окончательных решений и ответов на вопросы о смысле жизни не бывает. Жизнь ставит перед нами новые и новые вопросы, на которые мы должны искать ответы.

Тезис 2. «Уже первый контакт с группой откроет для тебя совершенно новые горизонты».

Цель. Помочь школьникам понять: заверения о том, что если они войдут в группу, то смогут решить все мировые проблемы, являются не более чем способом вербовки в секту.

Вывод. Стремление каждого человека сделать мир лучше весьма ценно. Однако здесь не существует универсальных рецептов, и человек не способен изменить весь мир путём вступления в какую-либо организацию.

Тезис 3. Представления о мире у группы очень просты и отвечают на все вопросы без исключения.

Цель. Объяснить школьникам, какие мотивы приводят людей к принятию «простых» решений.

Вывод. Приятно, когда другие предлагают простые решения наших проблем. Однако не существует единого решения для всех вопросов и проблем, и весьма опасно давать возможность другим думать и решать за тебя.

Тезис 4. Тяжело составить чёткое представление о группе. Группа не даёт возможности проверить предлагаемую информацию: «Это невозможно объяснить, ты должен это испытать на своем опыте: идем с нами, и сам всё увидишь».

Цель. Научить критически воспринимать тех людей, которые с первого знакомства производят завораживающее, невероятно хорошее впечатление. Молодые люди должны помнить, что под маской приветливости может скрываться стремление использовать их, манипулировать ими.

Вывод. Нужно всегда отдавать себе отчёт, к чему конкретно мы стремимся в этой жизни и к чему приведёт принятие того или иного предложения.

Тезис 5. В группе есть учитель, лидер или гуру, и только он владеет всей полнотой истины.

Цель. Научить критически воспринимать всех, кто претендует на абсолютность своих знаний.

Вывод. По-настоящему великие люди отличаются скромностью, уважением к окружающим, вежливостью и не допускают создания культа вокруг своей личности.

Тезис 6. Учение группы представляется единственно верным и истинным. Академическая наука, рациональное мышление, разум выставляются в крайне негативном свете.

Цель. Молодые люди должны понять, что псевдонаучные теории и мистика, а также необоснованные претензии на абсолютность решений не помогут им разрешить сложные жизненные проблемы.

Вывод. Мир является не чёрно-белым, но разноцветным. Внушает сомнения и недоверие тот, кто осуждает и ругает других для того, чтобы укрепить свою собственную позицию.

Тезис 7. Критика извне воспринимается группой в качестве доказательства собственной правоты.

Цель. Помочь ученикам усвоить: секты не терпят никакой критики как извне, так и изнутри.

Вывод. Тот, кто боится критики и не способен критиковать сам себя, неизбежно впадает в зависимость. Самостоятельность обязывает нас к постоянному критическому пересмотру как своих собственных позиций, так и взглядов окружающих людей.

Тезис 8. Группа утверждает, что мир скоро постигнет катастрофа, и только члены группы знают, как её избежать.

Цель. Объяснить, что к каждому человеку секта подбирает индивидуальный подход, и достаточно часто этот подход сводится к запугиванию.

Вывод. Нагнетание страха и принуждение «сделать что-то вместе с группой пока ещё не поздно» не являются нормальным путём разрешения каких-либо проблем.

Тезис 9. Члены группы спасены, а всё остальное человечество обречено на погибель.

Цель. Ученики должны усвоить, что в жизни каждого человека бывают ситуации, когда он хочет бросить всё и сбежать от окружающего мира. Эту ситуацию мастерски используют секты.

Вывод. Берегитесь тех людей, которые с гордостью говорят о своём элитном положении и спасении, в то время как все несогласные обрекаются ими на погибель.

Тезис 10. Группа настаивает на том, чтобы человек немедленно к ней присоединился.

Цель. Выявить стратегии инициирования быстрого решения по вступлению в секту.

Вывод. Опасайтесь людей, требующих от вас быстрых решений. Все серьёзные решения требуют времени на размышление, взвешивание аргументов «за» и «против».

Тезис 11. Группа отграничивает себя от всего окружающего мира с помощью особого языка, строгой внутригрупповой дисциплины, запретов на общение с людьми, не состоящими в группе.

Цель. Научить понимать, что все проблемные сообщества дистанцируются от окружающего мира.

Вывод. Необходимо больше говорить друг с другом для преодоления различных барьеров и избегать любых искусственных ограничений в общении.

Тезис 12. Группа предлагает человеку разорвать все свои старые связи, прекратить знакомства, так как они якобы мешают его развитию.

Цель. Показать, что тоталитарные образования стремятся овладеть всем временем человека, контролировать все его связи и контакты.

Вывод. Берегитесь тех, кто призывает вас отказаться от всей предшествующей жизни во имя нового, светлого дела - т. е. членства в группе.

Тезис 13. Группа полностью регламентирует все связи её участников с противоположным полом.

Цель. Объяснить, что секс может выступать в качестве рычага давления на личность и что для секты индивидуальные предпочтения человека не играют никакой роли.

Вывод. Опасайтесь людей, которые претендуют на то, чтобы контролировать вашу личную жизнь. Не позволяйте им делать этого.

Тезис 14. «Группа заполняет всё твоё свободное время различной работой: продажей книг и газет, вербовкой новых членов, посещением лекций, долгими медитациями».

Цель. Школьники должны понять, что реальная цель такого всестороннего использования идеализма людей - обеспечение экономического успеха группы, обогащение её лидеров.

Вывод. Будьте осторожны с теми, кто растрачивает ваше время в своих корыстных целях.

Тезис 15. «Тяжело быть одному, а в группе всегда кто-то есть рядом».

Цель. Пояснить, что для эффективной вербовки секта часто предлагает ознакомиться с её учением вдали от любых внешних влияний, в обстановке, полностью ею контролируемой, наедине с её адептами.

Вывод. Будьте крайне осторожны с группами, которые стремятся отгородиться от окружающего мира с помощью специальной охраны и системы безопасности.

Тезис 16. В случае неудач на новом пути тебе говорят, что виноват ты сам, так как слабо веришь в учение группы либо недостаточно трудишься для неё.

Цель. Объяснить, что чувство собственной вины и страх поддерживают зависимость человека от группы, играют на руку её лидерам.

Вывод. Если сомнения запрещаются и преследуются, это сразу должно настораживать. Сомнение является основным средством самоконтроля. Важны не количество людей, придерживающихся нашей точки зрения, но её истинность и глубина наших убеждений. Сомнение является хорошим инструментом проверки любой позиции.

Тезис 17. Группа требует строгого исполнения её правил и заявляет, что это единственный путь к спасению.

Цель. Школьники должны понять, что беспрекословное послушание группе неизбежно ведёт к потере важнейших прав человека, превращает его в раба.

Вывод. Сопротивляйтесь принуждению, не позволяйте таким образом превратить вас в духовных рабов. Утверждение, что человек может «заработать» спасение, если он, как робот, беспрекословно подчиняется и работает по команде, - верный признак опасности.

При внимательном ознакомлении с темами уроков становится ясно, что они рассчитаны не только на профилактику вовлечения учащихся в секту, но и в некоторой степени на работу с уже втянутой туда молодёжью. Сам курс предназначен преимущественно для учеников старших классов.

Во второй части пособия размещена подборка дополнительных материалов о сектах и культах, позволяющая преподавателям более глубоко ознакомиться с темой. Используются обширные цитаты из различных научных работ по данной тематике, даётся определение самого понятия «секта», перечисляются основные характеристики сект, приводится их классификация. Рассматривается весь спектр возможного негативного воздействия подобных организаций на человека и общество. Приводятся данные социологических опросов, показывающие степень распространённости сектантских идей в обществе в целом и учебных заведениях Австрии в частности, детально рассматриваются основные этапы вербовки человека в секту. Излагаются современные психологические теории, интерпретирующие вход в секту и членство в ней. Приводится также богословский анализ нетрадиционной религиозности общества. Перечисляется весь комплекс мер, которые могут предпринять родители для укрепления «иммунитета» своих детей к вербовке в секты.

В третьей части дана краткая выдержка из австрийского законодательства, приведён список светских и церковных антисектантских центров и государственных учреждений, в которые могут обращаться пострадавшие, а также все, кто интересуется вопросами сектантства. Всего в списке перечисляются 6 светских и 16 церковных центров. Кроме того, приводится краткий список литературы для дальнейшего углубления знаний в данной области.

В заключение нужно отметить, что в Австрии существуют и другие методические пособия и справочные материалы по сектам, предназначенные для средних учебных заведений . Более того, с учителями регулярно проводятся специальные семинары, посвящённые проблеме сектантства. Аналогичные школьные курсы читаются и в других странах Европейского союза. Ознакомление с опытом западных стран по профилактике сектантства в системе образования может помочь отечественным специалистам в совершенствовании уже имеющихся отечественных подходов к решению данной проблемы, .

1. Aigner, H. Gemeinschaft kann Gefahrlich werden / H. Aigner. - Wien: Bmbwk, 2001. -80s.

2. Bericht der Bundesstelle fur Sektenfragen an den Bundesminister fur soziale Sicherheit, Generationen und Konsumentenschutz. Berichtszeitraum: 2003. — Wien: Bundesstelle fur Sektenfragen, 2004. - 116s.

3. Bericht der Bundesstelle fiir Sektenfragen an den Bundesminister fur soziale Sicherheit, Generationen und Konsumentenschutz. Berichtszeitraum: 2004. - Wien: Bundesstelle fur Sektenfragen, 2005. - 116s.

4. Sekten. Wissen schutzt! - Wien: Bundesministerium fur Umwelt, Jugend und Familie, 1999.-74s.

5. Традиционные вероисповедания и новые религиозные движения в Беларуси: пособие для рук. учреждений образования, педагогов, воспитателей / сост. А.И. Осипов; под ред.А.И. Осипова. - Минск: Беларусь, 2000. - 255 с.

6. Человек. Общество. Государство: учеб, пособие для XI кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения: в 4 кн. / Т.М. Алпеева, Е.В. Беляева, Г.А. Василевич [и др.]; под ред.Ю.А. Харина. - Минск: Народная асвета, 2002. - Кн. 4: Человек в мире культуры. - 191 с.

Основные вопросы

    Религиозная секта как виктимогенный фактор социализации современной молодежи.

    Социальная природа и особенности современных нетрадиционных религиозных культов.

    Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты.

    Педагогическая модель предупреждения вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты.

    Взаимодействие семьи и образовательного учреждения по предупреждению вовлечения молодежи в религиозные секты.

Ключевые понятия

Традиционная религия, секта, тоталитарная секта, деструктивная секта, адепт, неофит, неокульт, новые религиозные организации, консультация о выходе, педагогическая профилактика.

    Кутузова, Н. А. Новые религиозные организации в Беларуси: классификация и причины распространения в молодежной среде / Н. А. Кутузова // Адукацыя i выхаванне. - 2008. - № 5. - С. 34-40.

    Маскалевич, Ю. А. Студенческая молодежь: взгляд на проблему деструктивных сект / Ю. А. Маскалевич // Сацыяльна-педагапчная работа. -2007. - № 6. - С. 25-27.

    Осипов, А. И. Традиционные вероисповедания и новые религиозные движения в Беларуси: пособие для рук. учреждений образования, педагогов, воспитателей / А. И. Осипов; под ред. А. И. Осипова. - Минск: Беларусь, 2000. - 255 с.

    Прокошина, Е. С. Неокульты: идеология и практика / Е. С. Прокошина [и др.]; под общ. ред. А. С. Майхровича, Е. С. Прокошиной. -Минск: Четыре четверти, 2005. - 195 с.

Религиозная секта как виктимогенный фак­тор социализации современной молодежи

Религия и религиозные организации традиционно выступали и выступают в качестве важнейшего фактора социализации человека после семьи.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес молодых людей к вопросам религии, обращенность к религиозным традициям и верованиям. Вера для молодых людей приобретает многозначный смысл: это и групповая принадлежность, и эстетическое занятие, и высшая духовная потребность. В то же время молодежь - это

наиболее уязвимая часть общества. Факторами риска для молодежи являются напряженная эмоциональность, романтизм, максимализм, непродуманность решений, потребность во внешнем одобрении. Подверженность этим факторам способствует переориентации молодых людей с традиционных религий на новые религиозные объединения (НРО), многие из которых имеют явно деструктивный характер.

Определяя сущность традиционных религий, следует сказать, что они составляют часть исторического, духовного, социального и культурного наследия определенной страны и этим определяют духовные и культурные традиции народов, населяющих государство.

В отличие от традиционных, тоталитарные религиозные объединения будут чужеродными в любой стране, ибо они разрушают систему ценностей, выработанных народом. Тоталитарные религиозные объединения, по сути, являются деструктивными, так как они разрушают личность. Термин «тоталитарность» в данном случае делает акцент на методах деятельности объединения (см. приложение Е).

В современной науке используется ряд синонимичных понятий для обозначения нового типа религиозных организаций: религиозная секта, религиозный культ, тоталитарная секта, нетрадиционная религия, новые религиозные движения. По нашему мнению, наиболее содержательным и целесообразным термином является «деструктивная религиозная секта».

Секта (лат. secta - учение, направление, школа) - это: 1) организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах, не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им; 2) тип религиозной организации, характеризующийся закрытостью, строгим членством, харизматическим лидерством, критическим отношением к действительности.

Тоталитарная секта (от лат. totalis - весь, полный) - организация, устанавливающая полный, всеобъемлющий контроль над образом жизни и образом мысли своих членов.

Деструктивная секта (культ) - разновидность организации, чья культовая практика признается авторитетными социальными институтами общества разрушающей в отношении личности, ее духовного и физического здоровья, системы ценностей и образа жизни; нарушающей гарантированные права и свободы человека, нормы общественного порядка и нравственности.

Основными параметрами при оценке деструктивности религиозной секты, предложенными И. А. Галицкой и И. В. Метлик, являются отсутствие стабильного вероучения, нетерпимое отношение к другим религиям, обожествление лидеров, наличие абсурдных или опасных требований, апокалипсические запугивания, примитивность мировоззренческих доктрин, закрытость организации, навязчивое миссионерство, применение психического и физического насилия.

Главными критериями деструктивности религиозной организации являются : требование разрыва социальных связей с ближайшим окружением, прежде всего родственниками, друзьями и близкими, не разделяющими учение секты; отвержение рационального, критического мышления у адептов религиозной организации; провозглашение исключительной мудрости, божественности лидера и непререкаемой абсолютной истинности учения; культивирование зависимости у последователей секты и создание препятствий для свободного выхода из числа адептов; искаженная интерпретация идей гуманизма, информационная блокада, обман или сокрытие части важной информации при вербовке, наличие тайных уровней посвящения и т. д.

Анализ причин ухода молодежи в деструктивные религиозные секты позволил выделить три блока причин данного явления. Первый блок составляют социальные причины, к которым относятся социально-экономическая и политическая нестабильность, социальное неравенство, девальвация нравственных ценностей и норм поведения. Второй блок - это причины социально-психологического и педагогического характера (кризис государственных институтов воспитания, дисгармония внутрисемейных отношений, отрицательное влияние социума). Третий блок включает в себя личностные причины (патохарактерологические особенности личности, деформация ценностных и смысложизненных ориентиров, некритичность мышления).

Эти причины выступают не изолированно, у каждого индивида они образуют свой причинный комплекс, который является неделимым целым, состоящим из детерминант первого, второго и третьего блока, которые в конкретных социально-педагогических и психологических условиях способствуют вовлечению молодежи в деструктивные религиозные секты.

Как показывает социально-педагогическая практика, основными причинами участия молодежи в деструктивных религиозных сектах являются мировоззренческий, деятельностный, экзистенциальный вакуум, социализационный и образовательный дефицит, в условиях которого у молодых людей возникают чувства ненужности и изоляции. Разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни толкают молодежь на поиск новой системы ценностей. Молодые люди, уходя от реальности в деструктивные религиозные секты, стремятся к самоутверждению и пытаются компенсировать свою отчужденность.

Белорусский исследователь Н. А. Кутузова называет следующие причины вступления молодых людей в НРО: 1) потребность в собственном игровом пространстве («Аркаим»); 2) рост популярных квазирелигиозных и паранаучных идей (астрология, парапсихология, уфология, психотроника, темпоралистика и др.); 3) пропаганда культа асоциального человека - борца с социумом, основанного на идеях вседозволенности,

биологического, расового, мировоззрения; 4) наличие социально-психологических и коммуникационных проблем.

Появление и широкое распространение различных религиозных сект является следствием аномии и отчуждения личности, которые характеризуются наличием состояния бессилия перед натиском внешних сил, ощущением бессмысленности своего существования, разрушением традиционных представлений о ценностях и нормах. В этих условиях некоторые люди могут легко оказаться жертвой иррациональных доктрин религиозного толка. Аномия побуждает к девиантным формам поведения и способствует виктимизации личности.

Социальную опасность деструктивных религиозных сект обусловливают следующие факторы: апокалиптическая направленность подавляющего большинства деструктивных религиозных сект, психические отклонения основателей и духовных лидеров большинства религиозных сект, наличие среди адептов и руководителей сект лиц, ранее привлекавшихся к уголовной или административной ответственности, высокая степень эзотеричности и конспиративности, приобщение молодежи к различным психоактивным веществам и наркотикам, проникновение сектантской идеологии в образовательные учреждения, а также религиозный фанатизм и экстремизм.

Культовые требования деструктивных сект направлены на превращение человека в асоциального или антисоциального индивида, ибо порицаются и отвергаются обычное поведение, нормы жизни и человеческие отношения (дружба, родство), требуется отказ от имущества (квартира, дача, вещи и др.) и передача их в общину, внушается пренебрежение к общественному мнению и национально-культурным традициям.

Многочисленные свидетельства показывают, что контроль сознания прихожан деструктивных культов осуществляется незаметно для рядовых членов объединения. Вновь приглашенного окружают заботой и вниманием, чтобы он ощутил мнимую заинтересованность в решении его проблем. В результате человек начинает проникаться сектантской идеологией и верить всем речам лидеров культа. Тонкая психологическая обработка, постоянные молитвы и песнопения, непрерывное общение с фанатичными членами секты приводят к тому, что у неофита быстро разрушается способность к критическому восприятию чуждого учения, а постоянная занятость делами организации, плохое и нерегулярное питание, короткий сон постепенно погружают адепта в состояние, когда им легко управлять. Так завершается разрыв прежних социальных связей личности, так происходит ее «выпадение» из общества. Результаты страшны: для реабилитации члена секты требуется от 1,5 до 2 лет, да и то при помощи специально подготовленного психолога. Причем происходит такой возврат к реальной жизни далеко не в каждом случае; общее число

реабилитированных никогда не превосходит 20-22% от общего числа обратившихся за помощью.

Таким образом, среди негативных последствий приобщения к сектантской среде выделяются психические, психосоматические, соматические и социальные проблемы, а также нанесение эмоционального, финансового, физического и социального ущерба не только последователям секты, но и их семьям. Адепт деструктивной секты приобретает негативный опыт, вырабатывая на его основе индивидуальный стиль жизни, не совпадающий с приемлемым в обществе стилем и превращающий его в жертву социализации.

Социальная природа и Новые религиозные ортшнтащш

особенности современ- (НРО) активизировались в нашей стране в ных нетрадиционных 1990-х гг. Они настолько разнообразны, что религиозных культов в настоящее время в религиоведческой

практике используются различные основания для их классификации. НРО различают по источникам вероучения, степени вовлеченности в группу, способам организации групп, политическим и социальным ориентациям. Согласно классификации по источникам вероучения выделяются следующие группы НРО:

1. Псевдохристианские, основанные на идеях и культовых элементах христианского вероучения, но критикующие христианство, претендующие на роль «подлинных носителей откровения». К ним относятся «Богородичный центр» или «Вселенская церковь Божьей Матери Преображающейся» И. Береславского, «Дети Бога» или «Семья любви» Д. Берга, «Церковь Последнего Завета» Виссариона, «Церковь Христа», CARP и новая «Пророческая школа» С. М. Муна, «Адвентисты седьмого Дня», «Свидетели Иеговы» и др.

Идеи этих НРО далеко не безобидны. Например, в основе культа «Свидетелей Иеговы» лежат идеи, несовместимые с Православием. Так, иеговисты утверждают, что весь мир делится на «истинных христиан» (то есть членов секты) и «сатанистов» - всех остальных жителей планеты. Более того: они утверждают, что скоро начнется последняя битва Иеговы с окружающей действительностью, в результате которой все государства погибнут, а на их месте образуется единая империя во главе с Мировым правительством, после чего наступит «тысячелетнее царство добра». Таким образом, под видом агитации разжигается заурядная религиозная рознь и культивируется ненависть к своей стране, что противоречит не только всему Православному учению, но и Конституции страны.

В организации такого рода вступают молодые люди, имеющие примитивное представление о сущности христианства, психологически

    Неоориенталистские - организации провосточной ориентации, привлекающие экзотикой и «сохранением тайных знаний». Среди них -«Международное Общество Сознания Кришны», «Лига Духовного Возрождения Санатана Дхарма», медитационные центры Ошо, «Белорусский центр Всемирного духовного университета Брахма Кумарис», кружки изучения «трансцедентальной медитации». Членами данных организаций обычно становятся студенты «творческих» и гуманитарных специальностей в возрасте от 20 лет и старше, стремящиеся, по их словам, «познать истину».

Идеи ряда НРО этой группы весьма опасны. Так, например, кришнаиты считают благом убийство во имя своих религиозных принципов. Сама жизнь рассматривается ими как индивидуальная душа, постоянно меняющая свое тело, поэтому смерть - простая смена одежды.

    Оккультно-мистические, строящие свои доктрины на вере в сверхъестественные скрытые силы природы и человека. Эта группа представлена наибольшим количеством организаций. Наиболее известные из них: «Учение Живой этики» («Агни-Йога») Рерихов; теософские кружки, изучающие «Тайную доктрину» Е. П. Блаватской, «Великое Белое Братство» («Юсмалос»), «АУМ Синрике» Секо Асахары, «Сайентологическая церковь» или Центр Дианетики Р. Хаббарда, учение «РЕЙКИ», организация «Универсальная Энергия и человек» и др. В числе адептов этих организаций также преобладают студенты-гуманитарии. Особой популярностью пользуется «Сайентологическая церковь». Эта религиозная секта существует более трёх десятилетий, объединяет до 5 миллионов последователей и пропагандирует «постижение Истины» путем изнурительных упражнений в сочетании с аппаратными методами, которые воздействуют и на физическое, и на душевное состояние человека. Благодаря модернистским методам, деятельность Центра Дианетики вызывает большой интерес у студентов вузов, а также у творческой интеллигенции.

    Неоязыческие организации и магические культы, не имеющие постоянной организационной структуры, например «Растафари». Они строят свои доктрины на совмещении элементов языческой культуры и верований разных народов. Особое значение в доктринах придается экологической тематике. Организации этой группы достаточно популярны в различных возрастных группах. Их популярность основывается на магических практиках и вполне объяснима широким интересом людей к кино-, видео- и литературной продукции в жанре «фэнтези».

Некоторые организации этой группы основываются на идеях национальной и расовой исключительности. Примером таких организаций служат «Схорон Еж Славен» и «Коловрат».

5. Криминальные псевдорелигиозные структуры, использующие из религии только ритуальное оформление своей деятельности и не являющиеся религиозными по своей сути. Например, группы сатанистов, членами которых становятся чаще всего представители малообеспеченных и социально уязвимых кругов (учащиеся школ, ПТУ - дети в основном из неблагополучных семей). Настольной книгой каждого последователя этого культа является так называемая «Черная Библия», написанная американцем Ла Веем и требующая регулярных жертвоприношений на алтарь Дьявола.

Одними из основных проблем, характерных для НРО, являются проблемы сексуальных отношений, наркотиков и суицида.

Взаимоотношения полов в рамках НРО могут принимать совершенно разные формы: от безбрачия, соблюдаемого обществом Брахма Кумарис, до промискуитета, поощряемого движением Бхагвана Раджниша, и «революционного секса», практиковавшегося Детьми Бога, у которых половым актам велся счет, поскольку они использовались для привлечения в движение денег и новых приверженцев. Некоторые самые чудовищные сообщения о НРО касаются вовлечения в сексуальные ритуалы детей, что имело место в группах поклонников сатаны. Любое рода сексуальное насилие над детьми, безусловно, является серьезным преступлением, об известных случаях которого следует незамедлительно оповещать правоохранительные органы.

Многие движения, как, например, Церковь Сайентологии или буддийская Нитирэн Шошу, ничем не выделяются в своей позиции по этому вопросу. Их адепты практикуют такие же половые отношения, как и общество в целом.

Говоря о проблеме наркотиков , следует отметить, что в рамках НРО она выглядит неоднозначно. Существуют НРО, в которых поощряется употребление запрещенных законом наркотиков. Так, Растафари часто курят ганджу (вид марихуаны, выращиваемой на Ямайке), превращая это в своего рода таинство - ритуал, который может быть соотнесен с «приятием чаши». Некоторые неоязыческие и оккультно-мистические группы отстаивают право на употребление «священного вещества» как «могущественного орудия», используемого в сакральных целях («Великое Белое Братство»). Ряд НРО не мешают своим членам употреблять наркотики, хотя сами и не являются сторонниками подобной практики. Многие НРО (например, Общество Сознания Кришны или Брахма Кумарис) категорически запрещают использование наркотиков. Некоторые НРО продвигают широкомасштабные программы по борьбе с наркоманией. Например, у Сайентологической миссии есть программа «Нарконон», рекомендованная Минздравом РФ для ведения в школьную программу и впоследствии отмененная, однако не запрещенная и свободно действующая на территории России. В США программа

«Нарконон» является легальной и сертифицированной медицинской комиссией, хотя ее полезность оспаривается до сих пор многими противниками Сайентологических практик и методов.

Не менее актуальна для НРО и проблема суицида . Известен и получил широкий общественный резонанс случай с НРО «Великое Белое Братство», где только с помощью вмешательства властей было приостановлено предполагаемое массовое самоубийство членов секты. Следует отметить также, что в случае с НРО «Белое Братство», помимо подстрекательств к самоубийству, были еще и подстрекательства к массовым беспорядкам, а НРО «Аум Синрике» совершила акт массового отравления пассажиров токийского метро, что привело к закономерному и необходимому вмешательству юридических, законодательных и даже силовых структуры.

В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается около 600 неокультов, из них десятки функционируют под видом общественных, просветительских, лечебно-оздоровительных, спортивных объединений или различных школ, центров, курсов. Наряду с НРО, имеющими официальную регистрацию (бахаи, кришнаиты и др.), появились деструктивные НРО, не прошедшие процедуру обязательной регистрации в государственных органах (экспертный совет при Государственном комитете по делам религий и национальностей Республики Беларусь).

В настоящее время в РБ принят пакет документов, позволяющих в соответствии с международными нормами права более эффективно регулировать деятельность религиозных конфессий, защищать религиозные традиции народа от деструктивного воздействия НРО, гарантируя при этом каждому человеку свободу как религиозных, так и атеистических убеждений. В числе таких документов - Закон РБ «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» 1992 г. (в новой редакции от 31.10.2002 г. «О свободе совести и религиозных организациях»), в котором закреплен порядок взаимоотношений школы и религиозных организаций (ст. 9) (см. приложение Ж).

Профилактика вовле­чения молодежи в деструктивные религиозные секты

Исходя из степени вовлеченности в религиозное сектантство, педагогическая работа с учащимися подразделяется: 1) на общую воспитательную работу с детьми; 2) на воспитательно-коррекционную работу с учащимися группы риска; 3) на реабилитационную работу с учащимися, находящимися под воздействием религиозных сект.

По отношению к молодым людям, уже ставшим адептами какого-либо НРО, социальному педагогу совместно с психологом следует организовать реабилитационную работу с культистом, одной из основных

форм которой является консультация по выходу их из секты с привлечением членов семьи.

Консультация о выходе - это предоставление человеку информации о принципах и практических приемах восстановления его социальной идентичности. Консультация предполагает почтительный диалог в открытой обстановке, дополненный образовательными материалами в виде подходящих литературных, подлинных исходных материалов (первоисточников), сообщений средств массовой информации и личных свидетельств.

Главная помощь может быть оказана при хорошо спланированной работе близких и родственников адепта и специалиста, который помогает как семье, так и самому культисту. В качестве группы используются семья, знакомые, бывшие члены культа. Групповые механизмы воздействия на личность в культе вполне уместно нейтрализовать аналогичными групповыми механизмами «не деструктивного действия». Необходимо учитывать, что во время знакомства с культом завербованный получает только одностороннюю информацию со стороны культа, а вовсе не исследует обе точки зрения. Группа - это своеобразная «барокамера» при переходе человека из культа в реальность.

Особенностями консультирования о выходе являются :

    значительная роль предварительного сбора информации;

    активное участие семьи и близких (но не семейная терапия!);

    «командная» работа консультантов;

    длительность и интенсивность;

акцент на предоставление информации как на единственную цель консультирования, т. е. на информирование вместо психотехники; участие бывших культистов.

Правильное понимание мышления культиста и расстановка приоритетов в его сознании - основа успеха по выводу человека из культа.

Чтобы обеспечить духовную безопасность общества и, прежде всего, молодежи, необходимы серьезные меры по ликвидации религиозной безграмотности как административных работников, педагогов, психологов, так и населения (и, в первую очередь, молодежи). Особая роль в решении данной проблемы отводится педагогической профилактике.

Педагогическая профилактика - это способ организации социальной среды ребенка, препятствующий приобщению к ее негативным явлениям (наркомании, алкоголизму, табакокурению, проституции, религиозным сектам и др.), предотвращающий формирование зависимого поведения и отрицательное влияние на гармоничное развитие личности.

Педагогическая профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты - комплекс социальных, образовательных и психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и факторов вовлечения молодежи

в религиозные секты, на предупреждение развития и нейтрализация негативных личностных, педагогических и социальных последствий вовлечения в религиозные секты деструктивного характера.

Система предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты включает следующие виды профилактической работы:

первичную профилактику, целью которой является предупреждение вовлечения молодежи в секты;

вторичную профилактику, предотвращающую развитие негативных последствий психологических методов воздействия на личность молодых людей, имеющих опыт общения с сектантами;

третичную профилактику, являющуюся социально-педагогической реабилитацией адептов со сформированной зависимостью от сектантской среды.

Педагогическая профилактика представляет собой целенаправленную деятельность учителя, психолога и социального педагога в образовательном учреждении, включающую устойчивый комплекс взаимодополняющих видов деятельности: медико-санитарное и правовое просвещение; воспитательно-разъяснительную деятельность; психолого-диагностическую деятельность и психокоррекцию; организационно-методические мероприятия, содействующие формированию здорового образа жизни учащихся; оформление карты развития личности. Она направлена на формирование смысложизненных ценностных ориентаций, позитивной самооценки и культуры поведения, способствующего повышению автономности личности, развитию критического мышления и обеспечению психологической защиты в ситуациях риска, а также на развитие навыков противостояния групповому давлению, конструктивного решения конфликтных ситуаций и навыков здорового образа жизни у молодых людей.

Задачами педагогической профилактики вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты являются: формирование культуры поведения, способствующего обеспечению психологической защиты в ситуациях риска; формирование смысложизненных ориентиров и позитивной самооценки; активизация критического мышления; развитие умений противостоять групповому давлению, конструктивно разрешать конфликтные ситуации; формирование навыков здорового образа жизни; недопущение в стены общеобразовательных учреждений миссионеров, проповедующих любые религиозные идеи; выявление молодежи группы риска, наиболее подверженной вовлечению в религиозные секты.

Педагогическими условиями , обеспечивающими эффективность процесса предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты, являются:

Выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты;

    проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодежью и их родителями;

    повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности;

    повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание;

    реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих института гражданского общества: социального института государства, средств массовой информации, семьи.

Педагогическая модель Педагогическая модель предупреж-

предупреждения вовле- дения вовлечения молодежи в религиозные

чения молодежи в секты синтезирует три профилактических

деструктивные рели- компонента: психологический (системное тозпьм секты формирование знаний личности о себе, своих

чувствах и способностях; формирование адекватной самооценки, позитивной «Я-концепции»), образовательный (формирование знаний о здоровом образе жизни, умений делать выбор, ставить жизненные цели гуманного характера и стремиться к их достижению), социальный (формирование навыков общения, самореализации, самоутверждения).

Целью педагогической модели является создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей саморазвития и самореализации личности ребенка. Задачи модели :

повышение самосознания учащихся, формирование критического мышления и умения делать правильный выбор;

    воспитание культуры здорового образа жизни; формирование активной жизненной позиции подростков

и юношей, включение в позитивные социальные отношения; в самостоятельную творческую деятельность;

    выявление причин деформации личности;

активизация разъяснительной и просветительской работы среди учащихся и родителей;

координация деятельности всех заинтересованных ведомств и специалистов.

Педагогическая модель предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты в образовательных учреждениях включает теоретико-методологический, психолого-педагогический и технологический блоки.

Теоретико-методологический блок отражает создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей личности учащегося в саморазвитии, самоопределении, самовоспитании и самореализации, основанных на системном, деятельностном, комплексном и гуманистическом подходах.

Психолого-педагогический блок определяет содержание работы, учет личностных и возрастных особенностей учащихся. Необходимыми условиями предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты в образовательных учреждениях являются: выявление молодых людей группы социального риска; личностно ориентированное взаимодействие с культистами при проведении систематических антисектантских мероприятий; повышение профессиональной компетентности педагогов и психолого-педагогической культуры родителей.

В технологическом блоке представлена диагностика, последовательно раскрываются этапы реализации модели, каждый из которых ориентирован на достижение конкретных целей и представлен в следующей таблице:

Педагогическая модель предупреждения вовлечения молодежи в

Среди опасностей, подстерегающих молодежь, следует рассмотреть религиозные тоталитарные секты. Они вовлекают молодых, используюя технологии сетевых организаций и опираясь на мощную материальную базу (обычно зарубежную). Их служители проявляют настойчивость и терпение. Молодой человек может только посмеяться над попутчиком, заводящим разговоры на религиозную тему, спрятать подальше пропагандистскую брошюрку, забыть о случайном визите на семинар. Однако подсознание продолжает работу. И при некотором стечении обстоятельств человек может вернуться к этим мыслям, поверить сектантам и попасть под их полное влияние.

Как же быть?

Вначале определимся с терминами.

Слово секта вызывает негативные ассоциации и обычно используется полемически или уничижительно. Политкорректность требует других выражений: конфессия, церковь, деноминация, религиозная или общественная организация, духовное учение, братство, движение, школа.

Границы обозначения здесь зыбки.

Выделяются такие уровни организаций:
- Церкви (Churches, Ecclesia) – основные религиозные организации.
- Направления (деноминации, Denominations) – крупные ответвления основной конфессии.
- Секты (Sects) – отгораживаются от основной конфессии, устанавливают приоритет внутригрупповых отношений и ценностей перед государственными и общественными. Перерастают в деноминации.
- Культы (Cults, New Religious Movements) - молодые, локальные, возникают вокруг лидера.

Секты имеют дополнительную классификацию.

По источникам:
- Оккультные
- Псевдо индуистские
- Псевдо библейские
- Псевдо православные

По времени возникновения:
- Классические
- Послевоенные
- Новейшие (постсоветские)

По направлению деятельности:
- Коммерческие
- Целительские
- Педагогические
- Психологические
- Экологические

По опасности для общества:
- Тоталитарные
- Деструктивные
- Секты-убийцы

Среди признаков секты:
- непререкаемость авторитета первоисточников,
- строгая пирамидальная иерархия и гуруизм,
- наличие открытого (для масс) и закрытого (для посвященных) вероучения,
- психологическое воздействие посредством ритуалов,
- стремление изменить мышление и поступки своих последователей,
- эксплуатация и получение материальных ценностей в обмен на психологическое поощрение.

В сущности, эти признаки подходят и к «нетоталитарным сектам», и к ортодоксальной религии, и даже к нерелигиозным организациям. Которые пользуются не меньшим авторитетом, активно вовлекают влиятельных людей и собирают огромные деньги с паствы.

Полагаю, для признания секты «тоталитарной» есть два главных критерия:
1. Несвобода. Стремление вовлечь как можно больше последователей и контролировать все стороны их жизни и деятельности, включая самые потаенные мысли.
2. Враждебность. С одной стороны пропаганда секты строится на отрицании чего-то, каких-то традиций или уложений. С другой стороны, общественное мнение настроено негативно.
3. Позиция официальных властей. Секта признается тоталитарной, если этого требует исполнительная, судебная, законодательная власть, а также СМИ и церковь.

Деструктивные культы призывают к разрушению, убийству, суициду.

Следует заметить, что признанные религии в ходе истории мотивировали куда большее количество разрушений и смертей (инквизиция, борьба с неверными, травля, доведение до суицида и др.), чем самые агрессивные секты.

Осуждение, разоблачение и анализ деятельности различных сект нередко ведут представители других, конкурирующих религиозных организаций.

Обычно тоталитарные секты возникают как род бизнеса, для обогащения и удовлетворения амбиций небольшой группы людей: лидеров, пропагандистов и вербовщиков. Они вводят принцип сетевого маркетинга: чем больше ты вовлекаешь людей, тем более высокое положение в иерархии занимаешь. Даже если результативной окажется лишь одна беседа из сотни, лишь одна брошюра из тысячи, дело будет продолжено. Обработанный должным образом последователь станет работать на благо секты, пожертвует деньги или завещает недвижимость. И все затраты окупятся.

Какие предпосылки могут сделать молодого человека жертвой тоталитарных сект? Это чаще:
- острый интерес и тяга ко всему необычному, мистическому;
- слабая, неустойчивая психика, повышенная внушаемость;
- трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения здоровья и психического состояния, неблагоприятный социальный фон, превратности судьбы и др.);
- наличие родственников, друзей и кумиров, увлеченных религией, мистицизмом;
- опыт наркотизации.

При ВОВЛЕЧЕНИИ в секты применяются такие методы:
- Психологическое давление. Угроза сверхъестественным наказанием. Провоцирование чувства вины, стыда, сострадания (манипулируя образами греха, гордыни, жалости). Инерция согласия (пять раз сказав «да», на шестой трудно сказать «нет»).
- Активное подкрепление. Яркое одобрение нужных суждений, поступков – и осуждение нежелательных. «Бомбардировка любовью». Предугадывание реакций, «чтение мыслей», необыкновенная убедительность могут достигаться методами нейролингвистического программирования.
- Фокусы. Демонстрация необычной проницательности, способности исцелять, предсказывать будущее, управлять событиями. Обычно за счет сфабрикованных «чудес» или технических средств.
- Использование обтекаемых, универсальных формул («есть у вас один грех…», «будет одна встреча, она повернет всю судьбу…»), которые слушатель сам додумывает, наделяет значительностью, особым смыслом.
- Введение в трансоподобные состояния сознания (ощущается оцепенение, расслабление, изменения эмоций, поток образов). Приемы внушения, приводящие к некритическому восприятию информации. Возможно, с применением психоактивных препаратов (алкоголь, галлюциногены и др.).
- Стимуляция индивидуальной тяги к мистицизму. Многие люди испытывают особое чутьё к процессам «тонкого мира», благоговение перед потусторонним миром.

Для ЗАКРЕПЛЕНИЯ пребывания в секте применяются другие методы:
- Психологическое порабощение. Подавление воли.
- Выработка зависимости: психологической, наркотической. Создание эффекта «семьи», «родственных душ» - искусственного родства, от которого нельзя отказаться.
- Отягощение материальными долгами, требованием «отработки» и т.д.
- Втягивание в криминальные действия – «повязанность».
- Применение силы (задержание, лишение свободы, телесные наказания и т.д.).
- «Назад дороги нет». Доказательство необратимости перехода за некую грань. Таким «переходом» может являться обряд инициации, лишение собственности, сексуальное насилие.
- Иллюзия причастности к великим тайнам, обещание раскрытия еще более значительных знаний.
- Завышение самооценки, подчеркивание собственной значимости. В своем роде выработка «мании величия».
- Создание эффекта карьеры, затратного восхождения по лестнице совершенствования, бросить которое жалко.

Воздействуя на психику, сектанты используют архетипы коллективного бессознательного. Это универсальные стимулы, запускающие неосознанный отклик, ассоциации, побуждения к действию и определяющие ценностный выбор.

Врожденные архетипы коллективного бессознательного.

Основаны на инстинктах, присущих всему человеческому виду.

Страх смерти и наказания, интерес к смерти («танатос») заставляет бояться божественных сил (а точнее, людей, которые выступают от их имени) – и подчиняться.
- Сексуальный инстинкт («эрос») вызывает влечение к отдельным людям, образам или ситуациям, символизирующим данную секту. Интерес к секте могут спровоцировать, например, внешнее обаяние ее представителей либо слухи об оргиях.
- Стремление к познанию («гнозис») – мощный инстинкт. Вызывает влечение к таинственному, непознаваемому, запредельному, стремление искать закономерности, порядок в хаосе. Этот инстинкт питает миф о «сокровенном знании», которое позволяет управлять миром. Соответственно, культы удовлетворяют эти стремления, объясняя «устройство» мира через некую «истину», внося в жизнь порядок, дисциплину,
- Инстинкт поиска пропитания («трофос»). Иногда вовлечение в секту – это элементарное прикармливание голодных и бездомных.
- Социальный инстинкт. Человек стремится быть среди людей, общаться, любить и получать любовь, заботиться и принимать заботу, подчинять и подчиняться, подразделять людей на друзей и врагов, «своих» и «чужих».

Культурные архетипы коллективного бессознательного.

Культура сект пользуется образами не только древней мифологии, упоминая различных божеств и героев, но и мифами современной массовой культуры и науки. Они ловко манипулируют научными терминами и такими понятиями, как внеземные цивилизации, волны, поля, лучи, гены и т.п.

Широко используется образ Запредельного (непостижимого, недостижимого, неисчерпаемого) и традиционные сюжетные линии:
- Великое путешествие,
- Победа добра над злом,
- Освобождение от оков,
- Воскрешение, бессмертие
- Исправление недостатков, грехов,
- Спасение мира,
- Приобщение к тайнам прошлого и будущего,
- Достижение всеобщего счастья.

Подобные архетипы можно найти в любом диалоге, сопровождающем вовлечение в секту.

Ключевая задача сектантов – присвоить имущество человека, лучше всего наличные деньги. Основные способы:

Вовлечь в систему ложного обучения и карьеры. Предлагается развивать личность. Последующие уровни обучения стоят всё дороже. Необходимость повысить статус всё острее. Заманчивые перспективы (стать «сверхчеловеком», много зарабатывать на преподавании или руководстве). Прервать карьеру невыгодно. Возникает замкнутый круг. Из человека могут выжать всё, а затем устранить (изгнать под предлогом греха или несовершенства, довести до тюрьмы, клиники или суицида). При этом человек сохраняет верность секте, пропагандирует ее.
- Склонить к пожертвованиям, дарениям, завещаниям.
- Навязывать покупку книг и других атрибутов.
- Непосредственно собирать деньги с участников мероприятий. Навязывать посещение дальнейших мероприятий.

Что делать?

1. Знать о существующей проблеме. Быть образованным. Не попадаться «на крючок».
2. Понимать, что вербовка в секты чаще осуществляется в транспорте, на территории вузов, на выставках, а также там, где надо ждать, а уйти нельзя. Также вербовка часто производится в форме официальных «курсов развития личности», предложений «перспективной работы».
3. Если разговор неизбежен, быть немногословным, не задавать вопросов, не спорить. Поблагодарить и быстро расстаться. Пропагандистскую литературу читать не желательно.
4. Не погружаться глубоко в коллективные духовные практики. Уметь вовремя прервать обучение, взяв нечто полезное для личности.
5. Если вовлечение в секту состоялось, можно обратиться за поддержкой в правоохранительные органы, систему здравоохранения (психиатрия, психотерапия) и к ортодоксальной религии (церковь), либо в специальные центры психологической реабилитации жертв духовного и психологического насилия и деструктивных культов.

Приложения:

Литература:
1. Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия / Под ред. Майкла Д. Лангоуни: Пер. с англ. Е. Н. Волкова и И. Н. Волковой. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996.
2. Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ. - Белгород, 1996.
3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - Новосибирск - 1999
4. Лири Т. Технология изменения сознания в деструктивных культах. 2002
5. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Белгород, 1997.
6. Олейник И., Соснин В. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию. М., Генезис, 2005, 79 c.
7. Орел Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, М.: ООО "Издательство ACT", 2001. 624 с.
8. Почепцов Г. Психологические войны. М.:Рефл-бук. М., 1999 - Стр. 53-55.
9. Хвыли-Олинтера А.И., С.А.Лукьянова «Опасные тоталитарные формы религиозных сект»
10. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер Ком, 1999.
11. Черепанин О. Тоталитарные секты в Ярославской области // Миссионерское обозрение (Белгород). - 1996.
12. Шапарь В.Б. Психология религиозных сект. Харвест, 2004

Источники Интернета:
1. Деструктивные культы . Беседа специалистов на страницах газеты "1 сентября".
2. Материалы по контролю сознания и деструктивным культам . Страница эксперта по данной теме психолога Евгения Волкова. Экспертизы, статьи, сайты. Куда обратиться за помощью (адреса центров и специалистов).
3. Психологические механизмы вовлечения в религиозные тоталитарные секты
4. Секреты тоталитарных культов и деструктивных сект . Сборник статей он-лайн на «Псифакторе».
5. Центр священномученика Иринея Лионского . Сайт отражает разнообразие сект.