Животные проживающие в жарких странах. Животные жарких стран – львы и слоны

Фауна нашей планеты, несмотря на все старания человека, по-прежнему остается очень богатой. Множество видов животных обитает на всех широтах, начиная с Северного полюса и заканчивая Антарктидой. А в жарком климате их особенно много. Взять хотя бы Африку и ее «большую пятерку». Так назвали пятерых обитателей этого континента: буйвола, носорога, леопарда, слона и, конечно же, льва. В нашем умеренном климате эти животные жарких стран встречаются только в зоопарках. А Африка для них дом родной и встретить их там можно в условиях дикой природы.

Все знают «царя зверей» льва. Раньше эти хищники бродили по просторам Евразии, Северной Америки и по всей территории Африки. Но люди истребили множество представителей этого «царственного» вида. И в наше время эти животные жарких стран водятся только южнее пустыни Сахара и в Индии, где сохранилась лишь небольшая популяция этих хищников.

У льва, в отличие от других кошачьих, имеются ярко выраженные половые признаки. Самца от самки отличает наличие большой гривы. И поговорка, гласящая, что кошка гуляет сама по себе, к этим представителям кошачьего мира никак не относится. Эти животные жарких стран живут прайдами, то есть своеобразными социальными группами. Во главе прайда находится самый крупный самец. Как глава рода он занимается только охраной своей территории и, конечно же, продлением рода. Также в эту группу входит несколько самок и молодое потомство.

А на «плечи» самок ложатся нелегкие обязанности по добыче пропитания и воспитания подрастающего поколения. Период беременности львицы длится в пределах 100-108 дней. И каждая из них может принести 2-3 котенка. Бывает, но редко, что львица приводит четырех и даже пятерых детенышей. Сразу после окота, она кормит малышей в стороне от прайда, в каком-нибудь укромном месте. Но связи со своей группой львица не прекращает. Потом, когда котята окрепнут, она приводит их в прайд. И благодаря тому, что львята пахнут также как и мать, их беспрепятственно принимают в группу.

Подрастая, молодые самцы начинают «присматриваться» к вожаку прайда. Каждый из них хочет занять это место. И когда молодой самец достаточно окрепнет, он бросает вызов вожаку. Происходит борьба за «престол» и победитель получает все, а побежденный покидает прайд.

Питаются эти дикие животные жарких стран копытными обитателями африканских просторов. Это антилопы, зебры и газели. Если выпадает случай, то лев может утащить и домашнее животное. Также эти хищники могут справиться с молодыми бегемотами, носорогами и даже слонами. Аппетит у львов очень хороший. За присест он может одолеть до 30 кг мяса, а потом почти сутки отсыпаться. Но среднесуточный рацион этого хищника составляет около 5 кг мяса.

Есть, также и другие животные жарких стран, которые достаточно заметны на африканском континенте. Это самые крупные животные, обитающие на поверхности земли - слоны. Вес самок этих травоядных находится в пределах 2,8 тонны. Самцы же весят около пяти тонн. Но есть среди них и рекордсмены. Вес самого крупного составил 12,2 тонны.

Но не только по весу можно отличить самку слона от самца. Размеры бивней у них тоже значительно отличаются. У некоторых самцов они могут достигать четырехметровой длины. И это является проклятием всего «слоновьего рода». Некоторые браконьеры находят в охоте на «слоновью кость» прибыльное занятие. Животные жарких стран, такие как слоны, из-за этого оказались на грани вымирания. И сейчас они занимают не последнюю страницу в Международной Красной книге.

Есть еще много интересных особенностей, которыми обладают африканские слоны. Например, огромные уши этих животных. И во время африканской жары эти части тела заменяют слонам веер.

Рацион африканских слонов состоит только из растительной пищи. И три четверти своей жизни они занимаются тем, что постоянно жуют. Зато спят эти гиганты относительно мало. На отдых у них идет только 15% всего времени. А это в два раза меньше, чем у людей. А спят они только стоя, опираясь друг на друга. Также у африканских слонов есть одна особенность, которую никто не может объяснить. Они чувствуют приближение своей смерти и сами уходят на «кладбище», которое найти не очень просто. Есть также в Африке еще много видов животных, которые делают этот континент таким колоритным и неповторимым.

Здравствуйте!

При подготовке к школе познакомьте своего ребёнка с животными, которые живут в разных уголках земного шара. Сегодня я предлагаю Вам почитать своему ребёнку о некоторых животных, живущих в жарких странах.

Какие животные живут в жарких странах?

Обезьяна, лев, слон, кенгуру и верблюд и еще многие животные живут в жарких странах и относятся к диким животным, так как живут отдельно от людей и сами добывают себе пищу.

Из всех животных обезьяны больше всего похожи на людей. Наверное, поэтому дети и взрослые обожают наблюдать за ними. Обезьяны с удовольствием играют, весело гоняются друг за другом и строят забавные рожицы.

У обезьяны длинный хвост, которым она цепляется за ветки деревьев. Руками она ловко срывает с них бананы и другие фрукты. Обезьяна очень сообразительна. Например, если ей надо дотянуться до сочного и вкусного плода, который висит слишком высоко, то она возьмет палку и собьет его. Никакой другой зверь не сможет до такого додуматься.

Лев очень красивый и грозный зверь. Он невероятно силен и одним ударом лапы может свалить на землю даже быка. Львиный рев такой громкий, что от него можно оглохнуть. Неудивительно, что льва называют царем зверей.

У льва большая косматая грива и кисточка на хвосте. Большую часть времени он отдыхает или охраняет свою семью. Охотиться же обычно львица. Она чуть поменьше льва, и у нее нет гривы.

Питаются львы мясом пойманных на охоте животных. Хорошо пообедав, они могут несколько дней ничего не есть.

Обязательно посмотри замечательные мультики про львов: «Король-лев», «Львенок и черепаха», «Каникулы Бонифация».

Слон – это самое большое животное из тех, что живут на суше. Хорошо, что он еще не хищник, иначе другим зверям пришлось бы худо. Слон питается листьями и плодами деревьев, ветками и травой.

У слона огромные уши, толстые ноги и длинный хобот, которым он пользуется как рукой: срывает плоды с деревьев, обливается водой. Кожа у слона очень толстая. Ее не могут проткнуть даже самые острые колючки.

Слон никого не боится. Ведь если он рассердится, то может просто затоптать своего врага. Поэтому другие животные, и даже лев, относятся к нему с уважением и всегда уступают дорогу.

Кенгуру – одно из самых удивительных животных на Земле. На животе у кенгуру теплая мягкая сумка, в которую прячется его детеныш. Рождается он совсем крохотным, меньше твоего мизинца, и сразу заползает в мамину сумку. Только через полгода он понемногу начинает вылезать наружу. Когда детенышу исполняется год, он навсегда покидает мамину сумку.

Кенгуру чемпион мира по прыжкам в длину. Одним прыжком он запросто может перепрыгнуть на другую сторону улицы! И все это благодаря сильным длинным ногам. А вот с помощью коротких передних лап кенгуру иногда толкаются или дерутся друг с другом, как настоящие боксеры.

Питаются кенгуру обычно ночью. Едят они траву или листья деревьев.

Возможно, ты видел по телевизору, как медленно бредет по жаркой пустыне верблюд с человеком или тяжелым грузом на спине. Кажется, что он как будто плывет по песчаным волнам. Наверное, поэтому его и назвали «кораблем пустыни».

Верблюд очень выносливый. Он легко переносит страшную жару и сильный холод. Верблюд может не пить несколько дней, а обходиться без еды – еще больше. Не умереть с голоду ему помогает горб, в котором хранится пища. Ест верблюд самую разную пищу и даже колючки.

Когда ты увидишь верблюда в зоопарке, не подходи к нему близко. Верблюды умеют здорово плеваться!

Уважаемые читатели, я с большим интересом прочитаю все ваши комментарии к любой моей статье.

Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой комментарий. Ваше мнение для меня очень важно, а обратная связь просто необходима. Это позволит сделать блог более интересным и полезным.

Буду Вам очень признательна, если Вы скажете «Спасибо». Это сделать очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь этой информацией с Вашими друзьями.

Спасибо Вам за понимание.

С уважением - Лидия Витальевна.

«Детский сад № 1 п. Вохма»

Проект

«Животные жарких стран»

Участники проекта: воспитанница подготовительной к школе группы Шадрина Алеся 6 лет, воспитатель, мама.

Вид проекта: детский, информационно-познавательный, краткосрочный.

Обоснование выбора темы:

Животный мир жарких стран очень разнообразен и привлекателен для детей.

В нашей группе это не стало исключением. В процессе непосредственной образовательной деятельности по теме «Животные жарких стран» у Шадриной Алеси возникло много вопросов о животных, их внешнем виде, среде обитания. В ходе беседы с мамой я выяснила, что девочка много рисует по данной теме, просматривает детские журналы и энциклопедии в поисках новой информации. Я решила поддержать увлечения ребенка и организовала детский познавательный проект.

Цель проекта : Создать условия для формирования представлений детей о животных жарких стран.

Задачи:

Расширять знания детей о животных жарких стран.

Обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.

Формировать умение получать информацию из разных источников.

Воспитывать желание поделится знаниями друг с другом.

Развивать познавательные способности детей.

Вовлечь детей к в творческо-поисковую деятельность.

Организовывать совместную познавательно - продуктивную деятельность с родителями.

Основная проблема:

Кто они, эти диковинные животные? Чем они нас могут удивить?

Беседы с ребенком с целью уточнения представления по теме, выдвижение гипотез.

Что мы знаем о животных жарких стран?

Кто живет в жарких странах?

Что мы хотим узнать о животных?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Животные сами добывают себе еду. Животные бывают дикими, бывают дрессированными.

Лев – самый большой представитель кошачьих в Африке. Бегемот живет в воде.

черепаха, кенгуру,

крокодил,

Какие животные травоядные, а какие млекопитающие?

Почему зебра полосатая?

Зачем жирафу длинная шея?

Самое тяжёлое животное на Земле?

Самое высокое животное на Земле?

Почему животные жарких стран не могут жить в северных странах?

Самый лучший прыгун на земле?

Страус - птица или животное?

Чтение книг. Рассматривание иллюстраций. Посещение зоопарка, цирка. Спросить у взрослого.

Формы реализации проекта:

Организованная деятельность детей.

Непосредственная образовательная деятельность.

Совместная деятельность с родителями.

Новые слова, понятия: проблема, гипотеза, пустыня, саванна, джунгли, Африка, Австралия, хищники, панцирь, грива, пасть, сумчатый, маскировка.

Ожидаемые результаты:

Расширены знания детей о животных жарких стран.

Обогащен словарный запас детей, развита связная речь.

Сформировано умение получать информацию из разных источников.

Дети делятся знаниями друг с другом.

Развиты познавательные способности детей.

Реализация проекта

Цель

1 этап. Организационный.

1.Создание проблемной ситуации.

Обзор книги-энциклопедии «Животные нашей планеты»

3.Анализ проблемы.

Кто живет в жарких странах? Что мы хотим узнать о животных? Что нужно сделать, чтобы узнать?

4.Формулировка проблемных вопросов.

5.Выдвижение гипотез.

6.Состовление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы.

7.Беседа с родителями: «Роль проектной деятельности в развитии детей ».

8.Подбор энциклопедической, методической, справочной литературы по теме проекта.

9.Подбор подвижных и дидактических игр, стихов, загадок

Заинтересовать детей данной темой.

Выявить у детей знания о животных жарких стран.

Учить ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы.

Составить план работы, обсудить способы оформления конечных результатов.

Уточнить знания о роли проектной деятельности в развитии детей.

Развивать любознательность, кругозор.

2 Этап. Реализация проекта.

Познавательно-речевое развитие:

НОД Познание. ФЦКМ.

«Какие они, животные жарких стран»

«Жители джунглей и пустынь».

Решение проблемных вопросов:

Кто они эти диковинные животные?

Как спасаются животные от врагов?

Какие животные южных стран травоядные, а какие хищники?

Дидактические игры:

- «Узнай животное по описанию».

- «Травоядное или хищник?».

- «Кто как двигается».

- «В чем ошибся художник?».

- Конструирование из бумаги настольного театра «Зоопарк».

Оригами: «Слон», «Крокодил».

Чтение энциклопедической литературы о животных жарких стран.

Б. Житков «Как слон спас хозяина»,

М. Москвина «Что случилось с крокодилом», С. Маршак «Как зебра потеряла полоски».

Разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о животных.

Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин.

Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования. Закрепить знания детей о животных, о месте их обитания.

Пополнять объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность кругозор.

Закреплять умение детей решать проблемные вопросы самостоятельно и с помощью взрослых.

Развивать у детей внимание, память, воображение.

Развивать творческие способности детей, побуждая их придумывать различные варианты событий.

Продолжить обучать детей логичности, связности, последовательности высказывания, не изображенных на картине.

Социально- личностное развитие:

Сюжетно ролевые игры:

- «Зоопарк».

- «Путешественники».

- «Кругосветное путешествие

Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

Художественно-эстетическая деятельность:

Рисование по произведениям С. Маршака «Детки в клетке», «Африканский пейзаж».

Лепка «Экзотические животные».

Аппликация: «Хищные кошки Африки».

Совершенствовать художественные умения и навыки, развивать воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Физическое развитие:

Развлечение «Джунгли зовут».

Подвижные игры:

- «Травоядные против хищников».

- «Кто самый ловкий?».

Развивать в детях ловкость, выносливость, умение ориентироваться в пространстве.

Взаимодействие с родителями:

Изучение энциклопедий.

Беседа с детьми о континентах земли.

Сочинение сказок на тему «Приключение в джунглях».

Совместная работа детей и родителей :

Просмотр телепередач о животных пустынь и джунглей.

Викторина с участием детей и родителей «Знатоки природы».

Совместное создание альбома рассказы о животных.

Участие в выставке рисунков.

Способствовать организации совместной деятельности родителей и детей.

3 Этап. Подведение итогов.

1.Выставка рисунков «Животные нашей планеты».

2.Совместная викторина детей и родителей «Знатоки природы».

3.Создание макета «Животные жарких стран»

4 Этап. Анализ деятельности.

В процессе проектной деятельности Алеся:

Взаимодействовала со сверстниками;

Задавала познавательные вопросы, аргументировала, придумывала загадки, сказки;

Получала информацию из разных источников и делилась ею;

Подбирала материалы, инструменты для создания продукта;

Играла в подвижные игры по данной теме.

Данный проект предоставил ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности .

Родители:

Приняли активное и заинтересованное участие совместной деятельности с ребенком и педагогом группы по обогащению знаний детей о животных жарких стран.

Получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.

Смогли реализовать свои творческие способности.

Литература.

1. Э. Прати. Перевод И. Цибидова. «Животное. Энциклопедия для детей». Издательство Machaon. 2010 г.

2. Б. Федорович. «Лик пустыни». Издательство Москва «Молодая гвардия». 2009 г.

3. М. Борисенко. «Животные жарких стран». Издательство Паритет Серия. 2008 г.

4. Л. Шайтанов. «Первые уроки 5+, животные жарких стран». Издательство «Стрекоза Серия». 2010 г.

5. Л. Шайтанов. Серия Дружок. Дошкольная подготовка. Издательство «Стрекоза».2010

6. О. Александрова. «Моя первая энциклопедия» Издательство Айрис Пресс. 2008 г.

7. Е. Валк. «Дошколятам о животных». Издательство «Учитель». 2010 г.

8. Г. Банару. «Там где всегда жара». Издательство «Карапуз». 2010 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 п. Вохма»

Конспект непосредственной организованной деятельности

по образовательной области «Познание»

Тема: «Какие они, животные жарких стран»

Программные задачи:

Углубить и расширить знания детей о животных жарких стран, активизировать словарь по теме, уточнить название животных жарких стран.

Упражнять в решении математических задач, кроссворда.

Формировать навык укрепления и сохранения правильной осанки в различных видах деятельности , укреплять мышцы свода стопы

Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.

Воспитывать стремление изучать природу и живых обитателей Земли, бережное отношение к природе

Закреплять умение способствующих развитию психофизических качеств ловкость, быстрота.

Воспитывать умение действовать в команде.

Умение использовать для изображения животных разные материалы: бумагу, пластилин; проявлять самостоятельность в выборе материала для работы.

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре через слушание музыки.

Оборудование: картинки животных жарких стран, волшебный цветок с заданиями, кроссворд, силуэты животных для продуктивной деятельности, пластилин, цветная бумага, клей, стеки.

Ход НОД:

Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей). Давайте мы с вами отправимся в жаркие страны. А как вы думаете, что это за страны такие? (Там очень жарко, там много песка и он горячий, там мало воды и т. д.).

Правильно, молодцы! Да жаркие страны – это страны, где всегда жарко, никогда не выпадает снег, но это не только пустыня, в жарких странах есть еще и жаркие равнины - полупустыни, и плодородные тропические степи, и влажные тропические джунгли. Запомнили? У нас еще вся неделя впереди и мы с вами еще об этом поговорим.

А сейчас, посмотрите у меня в руках цветок, он не обычный, чем? (разноцветные лепестки).

Этот цветок волшебный, с его помощью мы отправимся в путешествие. Посмотрите, на лепестках, что-то написано, да это задание с которыми мы должны справиться. Попробуем? (Да). Если мы отгадаем, то узнаем, куда отправимся путешествовать.

Задание 1. «Напиши слово»

Детям раздаются буквы, и они составляют из них слово – АФРИКА.

После того, как дети справились с заданием, звуковой анализ этого слова.

Куда же мы с вами попали? (В Африку)

Молодцы, ребята! Правильно догадались. А знаете Африка - самый жаркий континент на Земле.

А каких животных жарких стран вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель называет животных, которых не назвали дети, обращает внимание детей на то, что не только звери здесь живут, но и птицы, подземные животные. Затем рассказывает, как животные жарких стран приспосабливаются к жизни в таких условиях с малым количеством воды и при высокой температуре.

Задание 2. «Разгадай загадки и найди картин» кроссворд.

Детям зачитывает воспитатель загадку, затем делят каждое слово на слоги.

1. Его увидишь – сразу ясно:

Царь зверей – шутить опасно.

Грозный вид и грозный рык,

Даже гривы не подстриг. (Лев)

Ребята, чем лев отличается от львицы?

(Внешне львы отличаются от львицы тем, что у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет)

2. В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука - во лбу

Так похожа на трубу! (Слон)

Что это за рука во лбу? А почему хобот назвали в загадке рукой?

(С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет, переносит очень толстые брёвна).

3. Он высокий и пятнистый,

С длинной - длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями деревьев (Жираф)

Почему жираф выглядит гордо и важно? (Потому, что он высокий, у него длинная шея и ноги и смотрит на всех свысока.)

Воспитатель: У него длинная шея и ноги. Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, т. е. он может достать до крыши нашего садика, половина высоты приходится на шею. Такая длинная шея позволяет жирафу легко доставать до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья. Передние ноги жирафа длиннее задних ног, а хвост длинной в метр.

4. На носу большущий рог,

Носит каждый (Носорог)

5. Очень вкусные бананы

На обед у (обезьяны)

6. Когда жара спадёт,

Он выйдет из болота,

И ужинать пойдёт,

Вот жизнь у (бегемота)

7. - В реках Африки живет

Злой зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит … (крокодил)

8. - Всю жизнь ношу я два горба,

Имею два желудка!

Но каждый горб - не горб, амбар!

Еды в них на семь суток! (верблюд)

Воспитатель: - Верблюда называют кораблем пустыни. Почему, как вы думаете? (Движения у верблюда плавные, как у корабля. Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные)

9. Я на двух ногах скачу,

Деток бросить не хочу,

Я их в сумочку беру.

Кто я? – Мама (Кенгуру.)

Физкультминутка

В Африке жирафы делают вот так! (вытягивают шею вверх)

Цветные попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк» (машут руками)

А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп» (буравчик).

А слонята топают «топ-топ-топ» (топают).

И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп» (хлопают).

Задание 3. «Реши задачки»

Задачки на сложение

1. Принесла слону обезьяна

Два банана.

Вот обрадовала подарком

Великана.

Был один банан у него –

Посмотрите.

Теперь сколько стало всего –

Подскажите! (три)

2. На качели, на качели

В зоопарке звери сели.

Пять пятнистых леопардов

Солнцу улыбаются.

И со старым добрым львом

Весело качаются.

(Сколько всего зверей?) (шесть)

3. Слон, слониха, три слонёнка

А навстречу два тигрёнка

С водопоя шли домой.

Сосчитайте поскорей,

Сколько встретилось зверей? (семь)

4. Крокодил достал ракушки.

Все ракушки как игрушки.

Всех ракушек было шесть.

Заигрался крокодил

И одну вдруг проглотил.

(Сколько стало ракушек?) (пять)

Задание 4 . «Отгадай-ка » (с мячом)

1. Про что можно сказать?

Слоновый …(хобот, хвост, клык)

Носорожий … (рог)

Львиная …(пасть, грива)

Жирафья …(шея, грива)

Страусиные …(перья, ноги)

2. Передвигаются животные по-разному.

Как передвигается крокодил? (плавает, ходит)

А носорог? (ходит)

А обезьянка? (лазает, перепрыгивает)

А черепаха? (ползает)

Задание 5. Игра "Угадай, кто!"

Воспитатель называет признаки животного, по которым ребенок должен угадать, о ком идет речь.

Топает, как … слон

Бегает, как … конь

Извивается, как … змея

Выносливый, как … верблюд

Толстый, как … бегемот

Медлительный, как …черепаха

Повторяет, как … попугай

Кривляется, как … обезьяна

Лохматый, как … лев

Задание 6. «Укрась животное»

Для детей приготовлены силуэты животных жарких стран.

Ребята сегодня мы с вами будем украшать животных Африки. Подумайте, какие материалы вам понадобятся? Какие способы вы знаете

(Звучит музыка.) Дети берут нужные им материалы и приступают к работе. Воспитатель помогает советом, оказывает поддержку и помощь по необходимости.

Рефлексия

Скажите, ребята, а где мы с вами сегодня побывали?

Что нового вы узнали о животных?

Что вам понравилось больше всего?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 п. Вохма»

Вохомского муниципального района Костромской области

https://pandia.ru/text/79/021/images/image003_127.gif" alt="Викторина для детей и родителей" width="468" height="37 src=">

На интерес детей к экзотическим животным указывают многие факторы: дети часто задают вопросы о жизни животных в жарких странах, рисуют их, нередко пародируют, рассказывают друг другу удивительные факты, о которых они узнали от родителей или из детских энциклопедий.

Животные жарких стран – счастливчики. У них всегда тепло и солнечно. Бегай, летай себе на просторах – не поскользнешься, не замёрзнешь в холодном лесу.

Викторина «Животные жарких стран» состоит из 12 вопросов. На каждый вопрос дан ответ. Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какие животные жарких стран вам известны?

Ответ: слон, кенгуру, пеликан, попугай, зебра, жираф, обезьяна, тигр, лев, черепаха, носорог, верблюд, крокодил

2. Отгадайте загадки:

«И петь не поет, и летать не летает…

За что же тогда его птицей считают?»

Ответ: Страус

«Кто на себе свой дом носит?»

Ответ: Черепаха

Он большой. Тяжёлый он.

Весит очень много тонн.

С каждым взвеситься готов.

Исключая лишь китов.

Ответ: слон

Упал молодой леопад!

Ах нет! Молодой леопард

Свалился в большой водопард.

Что делать – опять невпопад.

Держись, дорогой леопад.

Верней, дорогой леопард!

4. Кто находится в сумке у кенгуру?

Ответ: детеныши

5. Название у этой птицы, такое же, как у экзотического фрукта. Хоть это и представитель птичьей братии, но сама бескрылая. Кто это?

Ответ: птица киви

6. Какое животное китайцы называют «мохнатый бык»?

Ответ: это животное – як

7. Какое животное, обитающее в жарких странах, большую часть своей жизни проводит, вися вверх ногами под ветвями деревьев?

Ответ: трехпалый ленивец

8. Какие вы знаете литературные произведения, в которых действующие лица - животные жарких стран?

Ответ: «Маугли», «Доктор Айболит»

9. Какой жук самый крупный и редкий на Земле (обитает в жарких странах)?

Ответ: дровосек-титан

10. Как вы считаете, в жарких странах много видов змей или нет?

Ответ: Наибольшее число видов змей распространено в жарких странах

11. Какое животное, живущее в жарких странах, является самым быстроногим на планете?

Ответ: гепард (семейство кошачьих)

12. Кто из приматов (обезьян) самый умный?

Фауна нашей планеты очень богата и разнообразна на всех континентах, во всех странах, регионах и областях. Множество видов животных обитает на всех широтах, начиная с Северного полюса и заканчивая Антарктидой. А в жарком климате их особенно много. Самым жарким континентом является Африка, где температура воздуха порой достигает свыше 50˚С. Там обитают всем известные слоны, жирафы, бегемоты, львы, гепарды, зебры, носороги, разнообразные обезьяны, маленькие, большие, яркие и хищные птицы, и многие другие животные.

Но кроме Африки на нашей огромной планете находится большое количество жарких регионов. Это пустыни и полупустыни разных континентов. Пустыня ‒ засушливая природная зона, где годовая норма осадков составляет менее 25 см. Даже во время нечастых дождей пустынная почва почти не впитывает воду, поэтому быстро высыхает. Средняя температура в жарких пустынях выше 30˚С, а иногда достигает и 50˚С. Но, несмотря на неблагоприятные условия, в пустынях можно найти самые разнообразные формы жизни. Животные в пустынях, в основном, получают воду из пищи.

Пот, моча и другие телесные жидкости у них почти не выделяются ‒ это сохраняет драгоценную влагу. У большинства крупных млекопитающих тело покрыто густой шерстью, которая защищает их от жары. Мелкие животные обычно селятся под землёй, где и переживают дневную жару. Многие пустынные животные ведут ночной образ жизни.

Жираф распространён в Африке к югу от пустыни Сахара. В густых лесах отсутствует, его можно встретить в саваннах или редколесье. Высота ‒ до 6 м, масса ‒ до 750 кг. Жираф питается листьями, побегами и цветками деревьев, прежде всего акаций и мимоз. Листья ловко обрывает длинным языком. Даже самые колючие акациевые ветви ничуть ему не мешают. Держится небольшими стадами. Самка рождает одного детёныша ростом до 180 см. Новорождённый уже через считанные минуты поднимается на ноги и идёт за мамой. Благодаря своему росту и сильным ногам жираф почти не имеет естественных врагов. Даже лев решится напасть на него только во время водопоя. Это самый опасный момент для жирафа, ведь ему приходится не только наклонять низко голову, но и широко расставлять ноги.

Заслуженный спринтер ‒ гепард тоже населяет жаркие районы, Африку и некоторые пустынные области Азии (Иран). Он охотится в светлое время суток ‒ утром или вечером ‒ на газелей и других мелких, на весьма быстрых антилоп (спрингбок, импала). Реже может охотиться и на большую добычу ‒ гну, орикса или водяного козла. Чаще всего держится одиноко. Если несколько гепардов видят вместе ‒ это в основном группа братьев и сестёр, которая ещё не распалась, или мать с уже большими детьми. В выводке обычно бывает четверо слепых котят. Затем детёныши до полутора-двух лет остаются на попечении матери. У молодых гепардов полувтяжные когти, но с возрастом они становятся затупившимися и невтяжными, как у собаки.

Среди животного мира жарких районов часто можно встретить чепрачного шакала. Он может жить в различных ландшафтах, но густых лесов избегает. Один из самых всеядных представителей семьи. Чепрачный шакал ест различных мелких животных. Иногда подбирает остатки добычи крупных хищников, не брезгует и падалью. Образует постоянные пары. Нередко самостоятельно роет норы, но чаще всего использует старые норы лисиц или дикобразов. Самка рождает от трех до восьми детёнышей. Самец участвует в выращивании и воспитании потомства. Чепрачный шакал пользуется заслуженной репутацией тунеядца. Часто присоединяется к трапезе льва или тигра, не дожидаясь, пока те наедятся. Без малейшего страха ворует из-под носа гиены лакомые куски. У человека тырит все, что «плохо лежит», на свалках ничуть не смущается присутствием стаи бездомных собак.

Много насекомых, ящериц, грызунов и других мелких животных также являются важной частью животного мира жарких районов.

Очень интересное насекомое ‒ рогокрылая эмпуза, живущая в пустынях с редкой кустарниковой растительностью Ближнего Востока, Закавказья и Средней Азии. Это причудливое насекомое имеет длину тела до 65 мм. Питается насекомыми, которых ловит передней парой ножек. На голове эмпузы есть маленький участок хитинового покрова, который, подобно зеркалу, отражает солнечные лучи. Этим создаётся иллюзия блестящей капельки росы. Она ‒ своеобразная приманка для других насекомых жаркой поры. Чаще всего ею искушаются мухи, летящие, чтобы напиться, а взамен попадают прямо в смертельные объятия хищника.

Несколько видов тараканов-черепашек распространены в песчаных и глинистых пустынях Средней Азии. Они питаются разнообразной растительной пищей. Самка откладывает несколько десятков яиц, «упакованных» в плотную хитиновую оболочку, которая называется оотека. Взрослым таракан-черепашка становится на четвёртый год жизни. Эти насекомые ведут ночной образ жизни. От дневной жары прячутся в различных тайниках, чаще всего в норах грызунов. Нередко здесь заселяется целая группа разновозрастных насекомых.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

ИГРЫ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Рассмотреть картинки с изображением диких животных , живущих в жарких странах : жирафа, бегемота, зебры, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, верблюда, носорога;

Рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;

«Какие животные живут там , где жарко ? Чем они питаются? Кого из них ты видел в зоопарке?»;

Знать значение слов: «пятнистый» , «сумчатый» , «травоядный» , «хищник» , «земноводный» .

«Подбери признак» : жираф (какой) —. , зебра (какая) —. , слоны (какие) —. , тигр (какой) -, обезьяна (какая) -, носорог (какой) - ….

Подобрать синонимы : слон — большой (огромный, могучий, здоровенный, гигантский, громадный.) .

«Назови семью» : папа — лев, мама — львица, детеныш — львенок (детеныши — львята) . , папа - тигр, ….; папа - слон, …., папа - верблюд, ….

«Кто живет в Африке?» (закрепление правильного употребления окончаний имен существительных в косвенных падежах множественного числа). В Африке живут. (львы, тигры .) . Однажды животные заболели . Кто отправился их лечить? (Доктор Айболит) . Кого лечил Айболит? (Львов, тигров.) Кого вылечил добрый доктор? (Львов, тигров.) Звери лечились охотно. Кем был доволен доктор? (Львами, тиграми.) О ком вспоминал Айболит дома? (О львах,.)

«Четвертый лишний» .

Лев, тигр, морж, зебра.

Верблюд, зебра, лев, жираф.

Носорог, бегемот, тигр, волк.

Зебра, носорог, крокодил, лось.

Лазать, бегать, прыгать, рисовать.

Зебра, жираф, крокодил, обезьяна.

«Один - много» :

Лев - львы, обезьяна -, жираф -, носорог -, бегемот -, крокодил -, кенгуру -, слон -, зебра -, тигр - … .

Назвать детёнышей :

У львицы - львята; у тигрицы -, у зебры -, у слонихи -, у жирафа -, у кенгуру - …,

у черепахи -, у верблюдицы - … .

Тигр, жираф, бегемот, носорог, зебра, крокодил; одна ловкая обезьяна; один африканский слон; один грозный лев; одна старая черепаха.

Подобрать существительные к местоимениям:

Мой - слон, …

Моя - …

Мои - …

добрать действия к словам :

Лев (что делает) - охотится, …;

Кенгуру (что делает) - …;

Обезьяна (что делает) - …;

Слон (что делает) - … .

Сравнить (что общего и чем отличаются) : лев и тигр, зебра и жираф, попугай и курица, кенгуру и заяц, крокодил и акула.

«Добавь словечко»

В Африке живут ловкие, хвостатые. (Обезьяны.)

В Африке живут большие, толстокожие. (Бегемоты.)

В Африке живут сильные, гривастые. (Львы.)

В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые. (Зебры.)

В Африке живут пятнистые, длинношеие. (Жирафы.)

А также выносливые, двугорбые. (Верблюды.)

И еще огромные, сильные. (Слоны.)

Что не так?

Крокодил, жираф и слон - это домашние животные .

Обезьяны не едят бананы.

«Будь внимателен!»

Дети реализуют движение в соответствии с командой.

Команды, и соответствующие им движения:

«Кенгуру» - дети прыгают, имитируя движение кенгуру.

«Зебры» - дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.

«Страусы» - дети бегают, раскинув руки.

«Марабу» - дети стоят на одной ноге, поджав другую.

«Леопард» - крадущиеся движения большой кошки.

«Обезьяны» - дети имитируют движение обезьян, цепляющихся за ветки, перескакивающих с ветки на ветку.

«Слоны» - дети качают головами, имитируют с помошью рук движение хобота слона.

«Природные зоны, место обитания животных и птиц»

Цель: Закрепление умения детей систематизировать животных по приспособленности к природной зоне. Учить по внешнему виду животного определять его место обитания.

Его увидишь-сразу ясно:

«Составь слово»

Образование сложных слов.
У жирафа длинная шея — жираф какой?
У бегемота толстые ноги — ....
У льва густая грива — ....
У обезьяны длинный хвост — ....
У верблюда два горба — ....
У слона большие уши — ....

«Чье это?»

Грива чья? — львиная.
Шея чья? — жирафья.
Хвост чей?У обезьяны -обезьяний¸ у верблюда-верблюжий, у слона-., у льва-.
Хобот чей? — слоновый.
Горб чей? — верблюжий.

Пятый вариант игры

«Объясни для чего?»

Жирафу- длинная шея

Верблюду- горбы

Черепахе- панцирь

Кенгуру- сумка

Слону - бивни

«Какое слово не подходит»

Лев, львица, левый, львенок

Верблюд, верблюдица, верба, верблюжий

«Кто(что) лишний и почему?»

Лев, жираф, белый медведь, слон

Зебра, Африка, носорог, бегемот

Слон, бегемот, страус

Лев, обезьяна, джунгли (африканский лес)

«Кто что ест?»

Хищники и травоядные. Лев-мясо, Жираф-листья деревьев, обезьяна -банан, зебра-траву.

«Кто где?»

Цели : формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных конструкций) ;

«На столе стоит слон» . «На столе стоит белый медведь»

«Кто самый внимательный?»

развивать слуховое внимание, совершенствовать фонематический слух.

Воспитатель называет слова, а ребенок поднимает руку только тогда, когда услышит названия животных. Слова : жираф, граф, проходил, крокодил, зебра, швабра, папаха, черепаха, газель, газон, попугай, каравай.

«Театр»

Цель : закрепление в словаре детей прилагательных по теме.

Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: лисы, медведя, волка.

Педагог говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы : Какая обезьяна? (хитрая, проворная) . Какой тигр? (злой, голодный) . Какой белый медведь? (большой, лохматый, неуклюжий) .

Затем дети по очереди имитируют движения тех животных, которых они обсудили.

«Прятки»

Цель : упражнять в употреблении предлога за, из-за.

Ход : Взрослый предлагает спрятать животное за дерево, за домик, за пень. Затем задает вопрос : «Куда ты спрятал жирафа?» , «Откуда выглядывает жираф?» аналогично можно поиграть с другими игрушечными зверями.

«Назови ласково»

Цель : образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Взрослый просит ребенка назвать животное (например, слон, его детеныша (слоненок, показать на картинке части тела слона, активизируя его речь вопросами : «Что ты показал? (хвост) . А как назвать ласково хвост у маленького слоненка? (хвостик) ». Аналогично рассматриваются : голова - головушка, нога - ножка, рога рожки, копыто - копытце, ухо -ушко, глаз глазик.

«Кого везут в зоопарк?»

Цель (образование и правильное использование притяжательных прилагательных;.

Оборудование : большие картинки с изображением летающей тарелки, грузовика; маленькие картинки с изображением голов и хвостов животных и птиц (петух, курица, гусь, утка; тюлень, олень, белый медведь, морж, песец, полярный волк, пингвин, полярная сова; слон, тигр, лен, верблюд, крокодил, страус, жираф, носорог, черепаха, павлин; кабан, еж, лиса, волк, бобер, белка, заяц, медведь; воробей, ворона, сорока, голубь, синица, соловей).

Это львиная голова и львиный хвост, в зоопарк везут льва. В зоопарк везут льва, потому что это львиная голова и львиный хвост.

«Кто спрятался на картинке?»

Цели: развивать зрительное внимание, активизировать и уточнить словарь по теме «Животные севера».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и найти на ней животных севера.

«Кто лишний?»

Цель: развивать логическое мышление. Ход игры. Игра проводится с использованием картинок с изображением

животных севера и жарких стран.

лото «Животные жарких стран»

Рисовать разных животных жарких стран по трафарету, образцам, наклеивать готовые формы, раскрашивать животных в раскрасках.

«Раскрась картинку и ответь:

«Дорисуй животное и раскрась».

«Назови пять животных жарких стран»;

«Сосчитай животных»;

Классифицировать животных (травоядные-хищные). Определить у кого хвост длиннее, у кого уши больше, кто выше?

Соедини точки по порядку. Кто получился?;

Считай и называй животных.

Нарисуй столько кружков, сколько животных жарких стран ты нашел?

Распознавать части тела животных (грива, бивни, хобот, хвост); -

Рассмотреть в энциклопедии самых необычных животных.

Построить зоопарк из различного строительного материала. Обыграть постройку.

Предложить детям раскраску или обводку по точкам (по желанию) "Жираф

Составить описательный рассказ об одном из животных жарких стран по плану:

Как называется?

Где живет?

Какой внешний вид?

Какие повадки?

Чем питается? (Хищник или травоядное животное ) .

Как добывает пищу?

Как защищается? Чем отличается от других?

Как называется детеныш (детёныши?

«Кого я видел в зоопарке?»

Цель : учить составлять описательный рассказ

Ход игры : Ребёнок описывает по плану животное не называя его.

План рассказа :

  • Кто это?
  • Какие части тела у него есть?
  • Где живет? (север, юг, средняя полоса) .
  • Как называется его дом?
  • Чем питается? (травоядное или хищное) .
  • Как называют детенышей?
  • Как животное подает голос?
  • Какую пользу приносит?

Остальные дети должны отгадать, о ком он говорит.

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА «ЗООПАРК»

Цель игры: Продолжать знакомить детей с животными живущими в зоопарке. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, питании; кто и как их обслуживает. Расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных трудовых процессах. Знать, что в зоопарке работают: рабочие зоопарка, директор зоопарка, заведующий хозяйством, экскурсовод, врач - ветеринар, проводник. Воспитывать интерес к игре, желание играть.

Подвижная игра «Охотники и звери »

Охотники должны ловить зверей, а для этого вместо ружей у охотников будут мячи. Если охотник попадет в зверюшку - она поймана. Выиграет та команда, в которой будет меньше пойманных зверюшек.

Примечание: Перед началом игры надо объяснить детям, что целиться необходимо в ноги

Подвижная игра «Зоопарк»

Например, буйволы — мычат, утки — крякают, змеи — шипят, кабаны — хрюкают, собаки динго — лают, кукушки — кукуют, мыши — пищат, тигры — рычат.

«Тигр на охоте», «Лев и антилопы». Цель: развитие двигательных умений и навыков дошкольников посредством подвижных игр.

Тигры и львы ловят зверей. Можно салить рукой, можно мячом.

ЗАГАДКИ

Отгадать и выучить загадку или стихотворение по выбору.

Изрисована лошадка, будто школьная тетрадка. (Зебра)

Ежик вырос в десять раз, получился. (дикобраз) .

Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)

Уж очень вид у них чудной: у папы — локоны волной,

А мама ходит стриженной, за что она обижена?

Недаром часто злится на всех мамаша. (львица) .

Он ходит, голову задрав, не потому что важный граф,

Не потому, что гордый нрав, а потому, что он. (жираф) .

Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд)

Носорог бодает рогом — не шутите с. (носорогом) . Царь зверей-шутить опасно.

Грозный вид и грозный рык,

Даже гривы не подстриг. (Лев)

В зоопарке,верь, не верь,

Проживает Чудо-зверь.

У него рука-во лбу

Так похожа на трубу. (Слон)

На носу большущий рог,

Носит каждый (Носорог)

Очень вкусные бананы

На обед у (Обезьяны)

Я на двух ногах скачу,

Деток бросить не хочу,

Я их в сумочку беру.

Кто я?-Мама (Кенгуру)

Самое длинноносое животное-(слон)

Самое быстрое животное- (гепард)

Самое похожее на человека животное-(обезьяна)

Что за коняшки-на всех тельняшки. (Зебра)

Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам (Верблюд)

И петь-не поет, и летать -не летает. За что же тогда его птицей считают?(Страус)

Кто там лежа проходил? Злой, зеленый (Крокодил)

Апельсины и бананы очень любят (Обезьяны)

И петь — не поет,

И летать — не летает.

За что же тогда

Его птицей считают?

(Страус)

Что за коняшки —

На всех тельняшки.

(Зебра)

Зверь я горбатый, Но нравлюсь ребятам.

(Верблюд)

Тем, кто в речку угодил,Нос откусит.

(крокодил) .

Некрасивый он, пожалуй.

Вместо носа — шланг пожарный,

Уши вроде опахал,

Ростом с башню отмахал.

(Слон)

В. Жуковский

На носу он носит рог

И зовётся.

(носорог ) .

Спит зелёное бревно.

В ил запуталось оно.

У бревна большая пасть.

Зубы в пасти — просто страсть.

Раз в глубоком тёмном иле

Рыбку рыбаки ловили,

А к ним в сети угодил

Злой зелёный. (крокодил) .

Панцирь крепкий, как гранит,

От врагов он защитит,

И под ним не знает страха

Медлительная. (черепаха) .

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Это не волшебный сон!

Это африканский. (слон) .

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин,

В чёрный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах надеты ласты.

Вы узнали господина,

Птицу важную — ... (пингвина)?

Живет он там, где холода,

И ловит рыбу из-под льда.

Он в шубе белой щеголяет,

Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Трёхметровый великан,

Весит тыщу килограмм!

И в любую непогоду

Спрячет деток он в берлогу... (Белый медведь)

В океане тёмно - синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой

льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга (Олень)

Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами.

Мох жует он целый день.

Это северный … (Олень)

На полярном берегу

Все законы строгие

Но морозы и пургу

Терпят ластоногие

Хоть от края и до края

Ледяной суровый мир

Но от холода спасает

Их подкожный толстый жир. (Тюлень)

Живет в краю холода, снега и льда,

Ему не страшна ледяная вода,

Не ленится рыбку ловить каждый день,

Зовется животное это … (Тюлень)

Они на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

И хобот как у африканского слона.

Пусть ветер и вода свежи,

На пляж идут тяжелые … (Морские слоны)

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

У него большие бивни,

Ходит ластами во льдах,

Этот зверь довольно сильный,

В северных живёт морях. (Морж)

Выношу мороз любой.

Я по северу кочую

Похож внешне он на лисицу,

Охотник, проныра, хитрец,

Не спрятаться зайцу и птице

Поймает их ловкий… (Песец.)

Ночью ухает: «Ух - ух!»

Съем любого, кто лопух.

Догоню, когтями - цап!

Утащу и съем во льдах.

У меня желты глаза,

Перья тонки, белы,

Клюв короткий и кривой -

Я охотник смелый. (Полярная сова).

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тыщу килограмм!

И в любую непогоду

Спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь).

В океане тёмно - синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и китах. (Моржи)

Толстый в складку богатырь

В ластах и безухий.

Ковыряет с дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой

Угадайте -ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж)

Шерсти я имею мало,

Но среди полярных льдов

Жир меня, как одеяло,

Бережёт от холодов. (Морской котик)

Хвост поджав, во льдах ночую,

Выношу мороз любой.

Я по северу кочую

В тёплой шубе голубой. (Песец)

Что за хищник за такой,

С шерстью бело - голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (Песец)

Корешки морошки гложем,

Мох грызём в конце концов.

Но без тундры жить не можем,

Хоть пугаемся песцов. (Лемминги).

Олень от них убегает -

А они не отстают. (Нарты)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга (Олень)

Раскидистые ветки

Ношу на голове.

На Севере холодном

Приходится жить мне.

Лишайник, мох и травку

Весной и летом ем.

Зимой людей на санках

Вожу на радость всем. (Олень)

Утоляем голод мхами…

Пусть укрыла их пурга,

Как лопатами, рогами

Разгребаем мы снега. (Олень).

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

Радость пастуха оленевода

На четырёх палочках стоит,

Обсохнет - за мамой побежит. (Новорождённый оленёнок)

Она, как снег, от солнца прячется.

А мышки - от неё. (Сова)

Летом - меховые, зимой берестяные. (Рога оленя)

СТИХИ и СКАЗКИ

Эй, не стойте слишком близко — я тигренок, а не киска.

Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.

Лев, лев, лёвушка — желтая головушка.

Прослушать стихотворение. Ответить на вопросы.

Где обедал воробей

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва за решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы.

Ел морковку у слона, с журавлем поел пшена.

Погостил у носорога, отрубей поел немного.

Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.

А зубастый крокодил чуть меня не проглотил. (С. Маршак)

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС

Смотрите, смотрите,

Снега и снега.

Четвёртые сутки

Бушует пурга.

Она сорвала свой

Пока добиралась

На Северный полюс.

А вот и полярники,

Смелый народ, —

На льдине дрейфуют

Они круглый год.

И дорог им Север —

Большая страна,

Где белая даже

Сама тишина.

М. Садовский

Тюлень

Тюлень лежит на льдине,

Как будто на перине.

Вставать он не торопится:

Жирок под шкурой копится.

Морж

Гордится морж усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живёт,

Где снег вокруг и лёд.

Белый медведь

Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Чует старый рыболов,

Что богатый ждёт улов.

«Белый мишка»

А. Бродский

«Белый мишка говорит:

Пусть вовсю мороз трещит!

Я на полюсе родился,

Посреди холодных вьюг,

И впервые простудился,

Лишь когда попал на юг,

В зоопарке за два дня

Доктор вылечил меня.

Но не в этом вовсе дело-

Закаляться надо смело.

Коль водицей ледяной

Будешь мыться вслед за мной,

Перестанешь ты болеть,

Сильным станешь, как медведь»

Отчего у белого медведя нос чёрный»

(юкагирская сказка)

Белый медведь по зимней тундре идёт - его не заметишь.

Со льдины на льдину перескакивает - будто ветер снегом кидается.

На берегу станет - как кочка, снегом прикрытая.

Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно.

Потому что нос у него - чёрный.

Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет - медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем - все от него удрать успели!

В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него был белый.

Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить.

Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт.

Надоело это людям, решили они медведя проучить.

Охотники уехали из стойбища - медведь это видел.

А вот как они тихо назад вернулись - он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.

Пришёл.

Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра.

Медведь бросился в одну сторону, в другую - всюду охотники, собаки, огонь.

Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным.

Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала.

А нос так навсегда и остался чёрным.

Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают!

Потом сообразил: звери его чёрный нос видят!

Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает.

Вот какой хитрый!

А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!

«Почему олень быстро бегает» (эвенкийская сказка).

В давние времена это было, когда Хэвэки заселил, Землю и много разных птиц в небе летало, зверей в тундре и в тайге бегало. Одни только Олени бегать не умели — туда-сюда ходили по земле и мох-ягель из-под снега добывали. Зимы тогда были теплыми, и Олени не мерзли...

Но вот на Землю пришли сильные Морозы с быстрыми Ветрами, начались большие холода. Олени стали мерзнуть и погибать, а что им делать, как спастись — они не знали.

Однажды стадо Оленей паслось возле одной высокой горы и к ним подошли такие большие Мороз и Ветер, каких они еще никогда не видели. Мороз говорит им:— Я вас заморожу. Других зверей и птиц не могу заморозить. Они бегают и летают. Их на одном месте поймать не могу. А вы только ходите.

И начали Мороз с Ветром вокруг Оленей кружить и свистеть. Олени замерзли и очень испугались, что все погибнут.

И вот один самый большой и умный Олень решил их спасти от Мороза и увел на другое место. Но Мороз с Ветром и туда пришли. Олени ушли еще дальше — Мороз с Ветром опять по следу пришли. Долго так уходили Олени от Мороза и Ветра и научились быстро ходить. На новых местах было много ягеля. Олени зажили весело и сытно. А Мороз и Ветер очень рассердились, что они играют с ними уходят от них и уходят.

И тогда к Оленям пришел самый большой Мороз. Олени замерзли и начали от него быстро уходить. Он — за ними следом идет. Олени видят: не отстает Мороз. Они быстро шли-шли — и побежали. Бегут — тепло им. Остановятся — холодно. Бегут — нет Мороза, отстал Мороз. Остановятся — Мороз с Ветром догоняют. Олени еще быстрее побежали, и Мороз с Ветром надолго от них отстали. От бега Олени согрелись и решили от Мороза с Ветром каждый раз убегать очень быстро и далеко-далеко...

Так Олени научились быстрее всех в тундре бегать, так быстро и далеко, что ни Мороз, ни быстрый Ветер не могут их догнать.

Старые эвенки говорят: «Быстрее Оленя в тундре никто не бегает, никакая птица не летает. Птица летит, летит — на землю садится: отдых ей нужен. А Олень день бежит, два бежит, три бежит, потом еще бежит... Никому за Оленем не угнаться. С Ветром наперегонки бегает и обгоняет его. Олень бежит — тундра под копытами гудит, как бубен...»

Г. Снегирев « Пингвиний пляж».

Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок. Он скалистый, покрыт льдами. И вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.

Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей!

Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, постоял, подумал и громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, подумали, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр!.. Каррр!..»

Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось; задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз увидели людей, и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок.

Вдруг слышу, сзади кто-то танцует.

У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет!

Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать.

Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься.

Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал. «Пускай,— думаю,— повеселятся; они, наверное, радуются, что мы приехали».

Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.

« Отважный пингвинёнок». Г. Снегирёв

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Г. Снегирев «К морю».

Пингвины с утра идут к морю. Перебираются через ущелья. По ровному месту идут гуськом. С гор катятся на брюхе. Первый пингвин ляжет на живот — и вниз, за ним второй, третий — и покатились...

Внизу отряхнутся, выстроятся в цепочку и снова в путь. Молча идут они, все в ногу, серьёзные.

Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загалдят: высоко, страшно! Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!

«Белёк». Геннадий Снегирев.

Куда ни глянешь, вокруг одни льды. Белые, зеленоватые, блестящие на солнце. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль.

И вдруг я увидел два чёрных глаза. Они смотрели на меня со льдины, медленно проплывавшей мимо.

— Стой! Стой! Кто-то за бортом! — закричал я.

Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине.

Льдина была покрыта искрящимся снегом. И на снегу, как на одеяле, лежал белёк — детёныш тюленя.

Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать, покормит молоком и опять уплывает, а он весь день лежит на льдине, весь белый, мягкий, как плюшевый. И если бы не большие чёрные глаза, я его не заметил бы.

Положили белька на палубу и поплыли дальше.

Я принёс ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. Я оттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза, потом вторая, и так и посыпали градом. Белёк молча плакал. Матросы зашумели и сказали, что надо скорее положить его на ту льдину. Пошли к капитану. Капитан поворчал-поворчал, но всё же развернул корабль. Льды ещё не сомкнулись, и по водяной дорожке мы пришли на старое место. Там белька снова положили на снежное одеяло, только на другую льдину. Он почти перестал плакать. Наш корабль поплыл дальше.