Собор на набережной. Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках Надвратный храм иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» в Средних Садовниках. Лаборатория термомеханической обработки

Напротив Кремля, на Софийской набережной, расположен храм иконы Софии. Отсюда открывается прекрасный вид на центр столицы. Достопримечательность находится на южном берегу Москвы-реки. Именно эта церковь Софии на Софийской набережной дала ей название. Белая колокольня храма отлично гармонирует с красными стенами Кремля. Вокруг собрано много интересных исторических и архитектурных ценностей столицы.

История возникновения

Первая деревянная церковь была построена немного дальше от места, где возведен храм. Она была сооружена после победы москвичей над войском Новгорода. О ее строительстве было упомянуто в древних летописях в XV веке. Ее строили насильно перемещенные новгородцы. Они почитали Софию Премудрость и храм назвали в ее честь. В 1493 году в писаниях было указано, что великий пожар у восточной стены Кремля распространился до Заречья и полностью уничтожил деревянную церковь.

В 1496 году вышел указ Ивана III о снесении всех построек возле Кремля. Здесь было запрещено строить жилые помещения и церкви. После пустую территорию отдали под разбивку Великого сада для государя. Эту местность начали называть Царицынский луг. Возле этой территории впоследствии было построено поселение, в котором жили садовники, ухаживающие за садом. Именно благодаря им эту местность в будущем назвали Садовники.

Название храма

Олицетворение мудрости и знания в христианстве - София Премудрость. Этот термин является еще одним именем Христа. Софийская набережная в Москве названа в честь этого понятия и храма с таким же названием. Женским началом в Боге является София Премудрость. Софийская набережная окутана этим духовным символом.

С таким названием построено большое количество церквей по всему миру. В Москве храм Софии Премудрости Божией на Софийской набережной изначально строили жители Новгорода. Они особо уважали образ Софии, поэтому церковь получила такое название.

У новгородцев в древние времена даже боевой клич был связан с этим образом: "Умрем за Святую Софию!" Даже на монетах у них были отчеканены не портреты князей, а образ Софии (ангел с крыльями - воплощение мудрости). Жители Новгорода отождествляли этот образ с женщиной и преклонялись перед иконой Богородицы во время произношения молитвы о Софии во время богослужений и перед захватническими походами на другие государства.

Исторические факты

В 1682 году работники сада выстроили на территории каменную церковь. Она постепенно развивалась и стала большим храмом на Софийской набережной. После большого пожара в 1812 году в результате нападения французов церковь пострадала незначительно. Была сожжена крыша и украдены некоторые священные книги.

Уже в декабре месяца того же года в храме прошел молебен в связи с победой над захватчиками. В 1830 году была выложена набережная из камня и названа в честь храма. В 1862 году было начато строительство новой колокольни и длилось 6 лет. Такая необходимость возникла из-за ветхости старой, и необходимо было место, в котором весной проходили бы службы. Потому что, когда река разливалась, затапливала старое помещение храма.

В 1908 году храм на Софийской набережной получил серьезные разрушения вследствие затопления. Тогда вода в реке поднялась на 10 метров. Восстановление после потопа длилось несколько лет.

Но в церкви не смогли долго проводить богослужения. После революции она была разорена, и был нанесен огромный ущерб как самому зданию, так и священным вещам. Храм долгое время был в забытье и не использовался по назначению. В советские времена он был прикреплен к заводу "Красный факел".

И только в 1992 году строение передано во владение Русской Православной церкви. Удручающее состояние зданий еще 2 года не давало возможности проводить литургии. Только в 1994 году прошло первое богослужение в колокольне.

На Пасху в 2004 году была проведена первая праздничная литургия непосредственно в храме Софии Премудрости Божией на Софийской набережной. В 2013 году проделаны огромные работы по реставрации фасада колокольни. Сейчас ведутся не менее грандиозные восстановительные мероприятия внутри здания.

Храм в наши дни

В 2013 году были установлены новые колокола. Они отливались под заказ и создают целую гармоничную композицию. Самый главный из них весит больше 7 тонн. Здесь постоянно проводятся ремонтные работы для поддержания работоспособности храма.

Все прихожане могут приходить и помогать убирать здания на территории после ремонтных работ. Также принимаются пожертвования на его восстановление и ведения хозяйства. Храм на Софийской набережной активно ведет социальную деятельность. Оказывается постоянная помощь нуждающимся продуктами и вещами.

Также специальная группа волонтеров помогает малоимущим прихожанам сделать небольшой ремонт в жилье или проведывает одиноких людей в больницах. Людям, которые не могут самостоятельно передвигаться, оказывается посильная помощь:

  • поход в магазин и аптеку;
  • уборка в доме;
  • мелкий ремонт.

Богослужения проходят ежедневно в 8.00 по будням. В воскресенье службы начинаются в 7.00 и 9.30. Всенощное бдение начинается в 18.00. Расписание праздничных литургий можно посмотреть на сайте храма.

Воскресная школа

Храм Софии на Софийской набережной ведет воскресную школу. Здесь могут заниматься дети с 3 лет и взрослые. Занятия для детей до 6 лет проходят в игровой форме. Здесь детей учат уважению к родителям и церкви. Ведутся 25-минутные уроки по изучению Библии и традиций.

Ребята старшего возраста изучают Закон Божий в доступной форме. Также проводятся занятия по изобразительному искусству. Подростки на уроках изучают Ветхий Завет. Взрослые проходят более углубленный курс в нескольких направлениях:

  • "Закон Божий";
  • "Литургика";
  • "Ветхий Завет";
  • английский язык.

Занятия проводят опытные педагоги и духовные наставники. Также при школе часто проходят мастер-классы в разном направлении развития:

  • рисование;
  • рукоделие;
  • иконопись.

В праздничные дни детям устраивают всевозможные мероприятия и чаепития. Все учащиеся могут посещать разнообразные экскурсии и выставки. Уроки для детей начинаются после воскресного причастия и длятся 2-3 часа.

Певческая школа

Храм на Софийской набережной проводит занятия в певческой школе. Здесь занимаются вокалом и пением в хоре люди разного возраста. После прослушивания ученики распределяются в разные группы в зависимости от уровня подготовки.

В школе предусмотрены персональные уроки вокала с опытными педагогами. Ученики, которые проходят определенный курс занятий, допускаются к песнопениям во время богослужений в церкви.

Прием ведется по результатам прослушивания. Наличие музыкального образования приветствуется, но не является обязательным требованием. Дети учатся пению в хоре. Занятия проходят в будние по вечерам и в выходные после богослужений.

Педагогами работают профессиональные музыканты и служители храма. На базе воскресной школы имеется весь необходимый перечень музыкальных инструментов и другого пособия.

Социальная деятельность

Храм предоставляет помощь вещами курскому фонду "Милосердие". Эту организацию возглавляет отец Михаил. Фонд помогает кризисным многодетным семьям из сельской местности. За время существования организации ни одного ребенка не изъяли из подопечных семей.

В церкви часто проходят курсы среди учеников воскресной школы и просто прихожан по оказанию первой медицинской помощи. Например, прорабатывается схема действий по оказанию помощи замерзшему человеку на улице.

Также служащие храма могут посодействовать людям, оказавшимся в непростой ситуации, получить бесплатную юридическую консультацию. Также на сайте храма часто появляется интересная информация по поводу предоставления льготных услуг многодетным семьям в городе.

На территории храма проводятся благотворительные собрания и детские праздники. Во время таких мероприятий малоимущим семьям и детям из кризисных семей дарятся подарки и сладости. Ребята из воскресной школы ставят спектакли по мотивам известных сказок. Таким образом "трудные" дети учатся быть добрее и милосерднее.

Отдельно стоящая трехъярусная шатровая колокольня была построена в 1860-х годах по проекту архитектора Н.И. Козловского. Нижний этаж монументального первого яруса в центре имеет сквозной проезд на церковный двор, на втором – храм в честь иконы Божией Матери "взыскание погибших". Второй ярус – четверик. На третьем ярусе – восьмерике – размещаются колокола. он увенчан шатром с главкой и крестом. Колокольня, построенная в русско-византийском стиле, соперничала по высоте с завершенным в 1859 году храмом Христа спасителя.

Никак не перекликаясь со зданием самой церкви Софии Премудрости Божией, она гармонирует с вертикалями кремлевских башен и колокольней Ивана великого, расположенными на другом берегу Москвы-реки. И это не случайно – колокольня должна была стать частью "софийского ансамбля", в который входило бы и соответствующее по масштабам и архитектурному облику новое здание храма. Идея возвести в центре Москвы, напротив кремля, соразмерный храму Христа Спасителя и кремлевским соборам храмовый комплекс, соименный главной святыне византийской империи – Святой Софии Константинопольской, отсылала к известной концепции "Москва – Третий Рим" и подчеркивала значение Первопрестольной как мирового оплота православия. Грандиозным планам не суждено было сбыться: архитектурная комиссия установила, что здание храма не впишется в узкий участок земли, вытянутый между рекой и обводным каналом.

Строительство колокольни продолжалось с 1862 по 1868 годы, и приходилось на период, последовавший за поражением в крымской войне и резким ослаблением позиций России. Вряд ли можно считать простым совпадением посвящение надвратного храма именно иконе Божией Матери "Взыскание погибших". в 1908 году, когда во время наводнения вода в Москве-реке поднялась почти на 10 метров, колокольня сильно пострадала.

Храм был закрыт в 1930 году. с 1960 года здание колокольни находится под государственной охраной, с 1973 года – это объект культурного наследия республиканского (в настоящее время – федерального) значения. Тем не менее почти 20 лет (с 1973 по 1992 годы) в ней размещался трест подводно-технических и строительных работ "союзподводгазстрой". В 1992 году храм, а в 1994 году и колокольня были переданы русской православной церкви. Престол надвратной церкви иконы Божией Матери "Взыскание погибших" освятили в 1995 году.

Колокольня реставрировалась в 1960-м, затем реставрационные работы проводились в конце 70-х – начале 80-х годов. В 1998 году, по инициативе церковной общины, заслуженный художник российской Федерации, художник-реставратор первой категории Д.В. Витошнов провел первичные научно исследовательские работы по настенной живописи в интерьерах колокольни. Делая пробную расчистку фрагментов росписей в надвратной церкви, реставраторы сняли пять слоев краски. Тогда же, в конце 1990-х, начались работы по восстановлению колоколов звонницы. Но средств прихода на проведение комплексных реставрационных работ не хватало.

В 2010 году Правительство Москвы приняло решение о проведении полномасштабной реставрации колокольни. К этому моменту сохранность объекта была удовлетворительной, но реконструкции и реставрации требовали фундамент, цоколь, перекрытия, кровля, столярные заполнения, а также инженерные системы здания. Помимо укреплений фундаментов и несущих конструкций, реставрации фасадов, монтажа инженерных систем, установки нового позолоченного креста, точно соответствующего сохранившимся историческим чертежам, и колоколов проводились работы и во внутренних помещениях. Была отреставрирована чугунная лестница. во внутренних помещениях воссозданы полы, отреставрированы поверхности сводов. В рамках этапа по восстановлению внутреннего убранства колокольни проведены консервация и реставрация лепного позолоченного декора сводов и стен.

В 2013 году колокольня стала лауреатом конкурса правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация 2013" в номинации: "За высокое качество ремонтно-реставрационных работ".

Город Санкт-Петербург трижды менял название. Во время революции и советской власти он был Петроградом и Ленинградом, а с 1991 года снова стал Санкт-Петербургом. Горожане любовно зовут его просто — Питер. И хотя есть исторические данные, что город хотели назвать в честь апостола Петра, все связывают его название с именем царя Петра І, который принимал непосредственное участие в строительстве города.

Питер сравнительно молод. В нем не найдешь доисторических и средневековых древностей, но все самое лучшее петровских и последующих времен представлено во всей красе. Особенно это касается архитектуры, ведь здесь трудились по-настоящему гениальные архитекторы.

Невозможно не посетить улицу Росси, Невский проспект, Зимний дворец и Петергоф. Петербург - это город музей. Вся его историческая часть занесена в список ЮНЕСКО . Главная артерия - Нева, оживляет город, превращая его в северную Венецию. Здесь не меньше каналов, чем в прославленном городе, но точно больше мостов. Например, с Троицкого моста видно еще семь, а с Кашиного - девять. Их проектировали умнейшие инженеры.

Петербург - город с особой энергетикой и особым духовным устремлением. Многие соборы Петербурга - это памятники боевой славы России. Они хранят воспоминания о живых и мертвых героях, призывают помнить свою историю, уважать свои корни. А главное — не забывать и любить Бога.


Соборы Санкт-Петербурга — ФОТО

Казанский собор - это собор-памятник воинской славы России. Здесь похоронен М. И. Кутузов, хранятся знамена разгромленной французской армии. Главная святыня храма - казанская икона Божьей Матери. Перед ней молились русские солдаты и сам Кутузов во время Отечественной войны 1812г. На площади перед собором стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толи. Благодаря архитектурному решению Воронихина, собор словно раскрывает объятья. Полукруглая колоннада насчитывает 96 мраморных колон.

Один из символов Петербурга — Исаакиевский собор, одновременно удивляет и восхищает. Монолитные колонны, огромный купол, статуи 12 апостолов и скульптуры на фронтоне, множество барельефов говорят о том, что в строительство вложило душу множество людей. Скромную церквушку, в которой венчался Петр І, перестраивали и украшали все российские монархи. Последняя версия архитектора Монферанна в стиле классицизма радует горожан по сей день. Внутри собор отделан малахитом, золоченой бронзой, лазуритом, искусно выложенной мозаикой. Здесь трудились такие живописцы как Брюллов, Бруни, Рисс. В одном из окон почти 30м витраж, изображающий Воскресшего Христа. В 1922г богатство храма было изъято на нужды бедных. Большевики нагрузили 2т серебра и почти 50кг золота. Сегодня можно забраться на купол собора и наслаждаться великолепными видами Петербурга.

Владимирский собор - памятник архитектуры барочного стиля. Сама церковь была задумана архитектором Трезини, но строительство затянулось, и в разные годы над ее возведением трудились Кварнеги, Мельников, Руска, Гольмом. Церковь имеет пять куполов, отдельно стоит колокольня. Главная святыня храма - икона 18 века Владимирской Божьей Матери. Эту церковь любил посещать Достоевский, здесь отпевали няню Пушкина. В советское время храм был закрыт, и заработал только в 90г. В 2000г. он получил статус собора.

Петропавловская церковь строилась 19 лет. Ее пестовал Петр І, Екатерина ІІ, Петр ІІ, императрица Анна. Петропавловский собор входит в архитектурный ансамбль Петропавловской крепости, и является самым высоким зданием Петербурга. Отчасти это из-за 40м шпиля, который украшает многоярусную колокольню. На самой его верхушке прикреплен золоченый трехметровый ангел-флюгер. Говорят, что на него ушло 8 кг золота. А кровельщику, который однажды спас ангела после бури, водрузив его на место, царь разрешил пить бесплатно в любом заведении до конца жизни. Петропавловская церковь - храм-мавзолей. Здесь захоронена вся династия Романовых за малым исключением. Кроме отпеваний и поминальных служб в храме не проводилось других обрядов. В Петропавловской церкви интересно посмотреть на уникальный музыкальный инструмент - карильон. Его клавиатура связана с 51 колоколом. Посещение открыто для туристов.

Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) было решено построить после покушения на царя Александра ІІ. Камни, на которые упал смертельно раненый царь, считаются одной из реликвий собора. На реализацию проекта ушло 24 года. Девятиглавый храм является памятником мозаичного искусства. Во внешнем убранстве собора прослеживаются мотивы московских церквей, формы древнерусского зодчества. Впервые мозаичная техника была применена для внешних работ, а несколько куполов были покрыты декоративной эмалью. Внутреннее оформление храма богато и необычно тем, что почти все пространство покрывают мозаичные картины из Евангелие, искусные узоры. Мозаичные композиции создавались мастерами гранильных фабрик по эскизам Васнецова, Беляева, Харламова и др. В храме стоят колонны из фиолетовой яшмы и крест из топаза, а при декорировании иконостаса, потолка, пола были использованы полудрагоценные камни.

Никольская церковь - памятник барочного стиля. Полностью она называется Николо-Богоявленской и состоит из двух церквей - нижней — во имя Николая Чудотворца, и верхней - во имя Богоявления. Храм был задуман как главный памятник и святыня военно-морского флота России. Екатерина ІІ подарила церкви 10 икон в честь победы родного флота над турками и шведами. Рядом с храмом установлен памятник погибшим при Цусиме, мемориальные доски в честь погибших моряков во время японской войны, и доски, относящиеся к современным событиям: морякам «Комсомольца» и «Курска». Вокруг разбит великолепный парк. Храм двухэтажный, имеет пять золотых куполов. Чуть в стороне - колокольня, которую украшает высокий шпиль. Храм великолепно сочетает золотые и небесные (или морские) цвета в отделке. Издавна здесь проводились поминальные и победные службы, посвященные русскому флоту.

Монументальный белоснежный храм был построен в честь измайловского полка российской армии. Пять синих куполов с золотыми звездами и крестами заметны на 20 км расстоянии. С западной стороны можно увидеть скульптуры ангелов, отлитых из бронзы. По преданию цвет куполов соответствовал цвету мундиров измайловского полка. Внутреннее убранство храма отличается искусными росписями, украшено коринфскими колоннами. На стенах висели турецкие знамена в знак того, что победу в войне даровал Бог. В 2005г. перед храмом восстановлена колона Славы, сложенная из трофейных турецких пушек.

Бело-голубой пятикупольный собор стал пятиглавым по настоянию Елизаветы ІІ. Изначально Растрелли задумывал его с одним куполом. В принципе, к собору и относится только один купол - остальные четыре принадлежат колокольне. Собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. В конце 18 в. Екатериной ІІ был построен первый в России женский институт благородных девиц. А в революцию тут располагался штаб большевиков. В наши дни здесь часто звучит классическая музыка. Храм имеет статус концертного зала.

Спасо-Преображенский собор никогда не прекращал своей религиозной службы, и оставался действующим даже в советские времена. В наши дни здесь можно послушать выступление солистов Академической капеллы. Главная святыня храма - это икона «Всех Скорбящих Радосте» и образ Спаса Нерукотворного. До революции в храме хранились трофеи российско-турецкой войны, которые в настоящее время хранятся в Эрмитаже. На своем веку храм пережил сильный пожар, и архитектор, который отстраивал его заново, получил от царя бриллиантовый перстень за работу. Во время войны в подвале церкви действовало бомбоубежище.

Действующий православный собор расположен на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Эта церковь стала местом проведения радостных и торжественных служб, которые посещали члены царской семьи и знаменитости того времени. Эту церковь считали своей кавалеры ордена Андрея Первозванного. Позднее даже был установлен барельеф с изображением ордена. Не смотря на такую любовь богатых людей, церковь всегда ставила своей главной задачей заботу о бедных. Из достопримечательностей храма выделяются 17 метровый резной трехъярусный иконостас, серебряное облачение в алтаре.

Москвичи и гости российской столицы очень любят прогуливаться по Софийской набережной. Ведь здесь можно не только увидеть множество архитектурных достопримечательностей, но и полюбоваться прекрасными панорамами Москва-реки.

Софийская история и современность

Набережная находится в самом центре города. С нее открывается шикарный вид на Московский Кремль с его башенками. Свое название она получила в честь храма Софии, расположенного здесь же. Предлагаем вам совершить заочную прогулку по Софийской набережной с посещением самых известных её достопримечательностей.

Любопытно, что в советское время (в период с 1964 по 1992 год) улица носила имя Мориса Тореза - главы коммунистической партии Франции. В начале 90-х она получила свое современное название - Софийская набережная. Метро - самый удобный способ добраться сюда. Ближайшие станции - Кропоткинская и Боровицкая, на которых и нужно выйти.

Набережная была одета в камень в первой половине XIX столетия. Над этим проектом работал известный инженер Андрей Иванович Дельвиг. В 1930-х годах советские архитекторы задумали снести набережную, однако, к счастью, эти планы не были реализованы.

По нечетной стороне Софийской набережной протекает Москва-река, по четной - расположены различные здания и О некоторых из них пойдет речь далее.

Храм Софии - памятник культовой архитектуры

Храм Софии Премудрости Божьей в Средних Садовниках - так полностью именуется эта церковь. Именно она дала название всей набережной.

Первый храм на Софийской набережной возвели еще в конце XV века. Он был деревянный. Вокруг него разбили фруктовый сад, именно поэтому и вся местность стала называться Садовниками. В 1682 году деревянный храм заменили каменным. Позже его еще несколько раз перестраивали. В частности, в конце позапрошлого века была капитально реконструирована трапезная.

Экстерьер церкви типичен для русской храмовой архитектуры. Главы храма Софии традиционно украшают кокошники, а окна - килевидные наличники.

Колокольня храма Софии

Колокольня церкви Софии является главной архитектурной доминантой Софийской набережной. Визуально она прекрасно гармонирует с краснокирпичными башнями Кремля, расположенными на противоположной стороне реки.

Колокольня была сооружена намного позже, чем храм - в 1862 году (обратите внимание на занимательную игру цифр-дат). Спроектировал строение зодчий Николай Козловский. Трехъярусная колокольня выполнена в и выходит прямо на набережную (в отличие от церкви, которая "спряталась" во дворах).

В 1930-х годах храм Софии, разумеется, закрыли. В середине ХХ века он выглядел весьма плачевно: штукатурка со стен облезла, в зданиях поселились жильцы, а кресты сменили телевизионные антенны. В 1970-х колокольню занял трест "Союзподводгазстрой". Лишь в 1992 году объект вернули православной церкви, а в 2012 году колокольня храма была капитально реконструирована.

Доходной дом Перцова

С Софийской набережной трудно не заметить удивительное здание, которое расположено на противоположном берегу, в начале Соймоновского проезда. Это доходной - настоящий шедевр, выстроенный в стиле модерн. Здание привлекает внимание своими необычными формами и красочной майоликой. Не поленитесь перейти по мосту через реку, чтобы рассмотреть его во всех деталях.

Дом был построен в начале ХХ века для Петра Перцова - инженера путей сообщения Российской империи. Поражает контраст внешнего и внутреннего фасада здания. Со двора оно выглядит совсем просто и незатейливо, но снаружи - просто потрясающе! Интерьеры многих комнат оформлены в восточном стиле: здесь можно увидеть резные лестницы, красивые майоликовые печи и яркие витражи.

Петр Николаевич Перцов прожил в своем шикарном особняке до 1922 года. За активную защиту православной церкви большевики посадили его в тюрьму, а затем - выселили из дома.

Усадьба Кириллова

В районе набережной находится еще один уникальный памятник архитектуры - усадьба Аверкия Кириллова. Этот необычный дом был построен еще во второй половине XVII столетия.

Декор здания очень красивый и сложный. Каждый из двух ярусов увенчан высокохудожественным карнизом. Стены дома пышно украшены пилястрами и псевдоколоннами, а окна - пышными наличниками. На южной стене еще можно разглядеть старинные росписи.

В 1941 году в усадьбе Кириллова разместился институт культурологии, который находится там по сей день.

Усадьба Харитоненко

Еще одна шикарная усадьба сохранилась на Софийской набережной (дом № 14/12). Это здание принадлежало "сахарному королю" - украинскому промышленнику Петру Харитоненко. Стоит отметить, что он не только владел заводами, но и был крупным меценатом Российской империи. Большую Часть своего времени Харитоненко проводил именно в этой усадьбе, на берегу Москва-реки.

Пожалуй, нет больше на этой набережной здания, которое сможет сравниться по пышности и величию с усадьбой "сахарного короля" Харитоненко. Комплекс строений был возведен в конце XIX века в классическом стиле. А вот интерьеры усадьбы были оформлены в редком для России стиле готического модерна.

Храм Софии Премудрости Божией находится на правом южном берегу Москвы-реки напротив исторического центра Москвы - Кремля, в местности, заключенной между основным руслом Москвы-реки и ее прежним руслом, или старицей, превратившейся со временем в цепь небольших водоемов и болотец, получивших общее название "Болота". Этот уникальный храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Первая деревянная церковь, основанная в конце XV века, по мнению ученых, находилась чуть дальше от того места, где сейчас стоит каменный Софийский храм, - ближе к Дому на Набережной.

Bпервые деревянная церковь упоминается в летописи в 1493 году. Тогда древнее Замоскворечье еще именовалось Заречьем, где проходила дорога в Орду. Тем не менее, страшный пожар 1493 года, выкосивший посад (территорию у восточной стены Кремля), достиг и Заречья. Пожар уничтожил и Софийский храм.

Указ Ивана III о сносе церквей напротив Кремля

B связи с указом Ивана III 1496 г. о сносе всех церквей и дворов напротив Кремля: «Того же лета рекою Москвою против города и повеле на техместех чинити сад», в Заречье запрещено было селиться напротив Кремля и строить на набережной жилые дома. А на освободившемся от жилья пространстве требовалось устроить что-то особенное. И зареченскую территорию отдали под новый Государев Сад, именованный Царицыным Лугом, будущие Садовники, который был разбит уже в 1495 году.

Oколо Государева Сада возникло слободское поселение государевых садовников, ухаживавших за Садом. Они-то и дали позднейшее название местности. Только в XVII веке садовники обосновались на непосредственно территории самого сада и в 1682 году выстроили новую каменную Софийскую церковь.

Пожар 1812 года

Hезадолго до того в старом храме проповедовал сам протопоп Аввакум, и "прихожан учением своим отлучил многих". Вследствие этого "запустошения церквей" его сослали из Москвы.
B пожар 1812 г. Софийская церковь пострадала незначительно. В ведомости о состоянии московских храмов после нашествия неприятеля было сказано, что на Софийской церкви «крыша от пожара в некоторых местах обвалилась, иконостасы и в них святые иконы целы, в настоящей (в главной церкви) престол и одежда целы, антиминс же похищен. В приделе престол и антиминс цел, а срачицы и одежды нет. … Книги для священнослужения находятся в целости, но некоторые из них частью изорваны».

Уже 11 декабря 1812 года, меньше, чем через 2 месяца после изгнания французов, был освящен Андреевский придел храма. В этом приделе, как и во всех действующих храмах Москвы, 15 декабря 1812 г. прошел благодарственный молебен за победы, одержанные над войском «двунадесяти язык».

После устройства в 1830-х гг. каменной набережной, именно по имени находившейся здесь храма Софии, она была названа Софийской.

Строительство новой колокольни

В марте 1862 г. протоиерей А. Нечаев и церковный староста С. Г. Котов обратились к Московскому митрополиту Филарету с просьбой о строительстве новой колокольни, так как прежняя была уже довольно ветха.

Новую колокольню просили выстроить по линии Софийской набережной с проездными воротами с двухэтажными флигелями, в одном из которых должна была разместиться церковь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Потребность в строительстве также мотивировалась необходимостью продолжения богослужения в случае затопления основного храма в весеннее время водой.

Строительство колокольни продолжалось шесть лет, и было окончено в 1868 г. колокольня Софийской церкви стала первым высотным сооружением, построенным в центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 г.

Строительство колокольни было лишь частью плана, автором которого были протоиерей Александр Нечаев и архитектор Николай Козловский. Также было задумано грандиозное строительство основного здания храма, соответствующего по масштабам и архитектурному облику зданию колокольни. В случае осуществления этого проекта Софийский ансамбль, несомненно, стал бы важнейшим архитектурным ансамблем Замоскворечья.

В основе замысла ансамбля Софийской колокольни и Софийского храма лежал определенный круг идей, связанный с храмом Христа Спасителя. Как и храм Христа, Софийский храм предполагалось выстроить в византийском стиле. Само выражение «византийский» подчеркивало исторические православные корни Российского государства. «Возведение в центре Москвы соразмерного с храмом Христа Спасителя и Кремлевскими соборами, храма Софии Премудрости Божией, соименного главному храму Византийской империи, получало весьма актуальное звучание. Оно отсылало к известной концепции «Москва - третий Рим», напоминая о вековечности православия и извечных целях русского государства, об освобождении Греции и порабощенных Турцией славянских народов, а также главной Православной святыни - храма Софии Константинопольской».

Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия - Небесного Иерусалима. Замоскворечье по своему вторило Кремлю и представляло другую часть градостроительной модели Москвы. Государев Сад был устроен во образ Гефсиманского Сада на Святой Земле. А сравнительно скромная церковь Святой Софии стала и важнейшим Богородичным символом, и образом главной христианской святыни Гефсиманского сада - Погребального вертепа Божией Матери. Место погребения Богородицы символически связано с праздником Ее Успения, который осмысляется прославлением Богоматери как Царицы Небесной, и Софийская церковь воплощает именно эту идею, именно этот образ Богоматери, перекликаясь с кремлевским Успенским собором.

Сооружение колокольни приходится на период, последовавший за поражением в Крымской войне, которое привело к резкому ослаблению позиций России. В этих условиях сооружение Софийского ансамбля представляется как материальное выражение моления о будущих победах и уверенности в обретении былого могущества. Дополнительное звучание этой теме придавало географическое расположение Софийского храма. Если храм Христа Спасителя, находившийся к западу от Кремля, являлся памятником в борьбе с западным нашествием, то положение Софийского храма к югу от Кремля географически совпадало с направлением на Черное море.

К сожалению, грандиозные планы не соответствовали небольшим размерам участка, сильно вытянутого в длину между Москвой-рекой и обводным каналом. Комиссия установила, что здание не впишется в узкий участок, возможности же расширения участка были исчерпаны. В результате от строительства нового храма было решено отказаться. В результате размеры колокольни пришли в противоречие с размерами самого храма.

Наводнение 1908 года

14 апреля 1908 г. храм пережил тяжелое наводнение, во время которого церковному имуществу и зданию был нанесен огромный ущерб, оцениваемый в сумму более 10000 рублей. В этот день вода в Москве-реке поднялась почти на 10 метров.

В храме Софии вода затопила внутреннее помещение на высоту около 1 метра. Были испорчены иконостасы в главном храме и приделах, в ризнице были опрокинуты шкафы и подмочены облачения. На главном престоле был снесен на пол серебряный ковчег со святыми дарами.

На следующий год после наводнения в храме был проведен обширный комплекс ремонтно-восстановительных работ.

Послереволюционные годы

О судьбе храма впервые послереволюционные годы известно мало. В 1918 г. новой властью был конфискован общий капитал храма, который составил 27000 рублей.
В 1922 г. была объявлена кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих.

По поводу возникших при изъятии эксцессов Святейший Патриарх Тихон писал: «И посему горестью исполни-лось сердце наше, когда до слуха нашегодостигли вести о побоищах и кровопролитии, бывших в иных местах при отобрании церковных вещей. Верующие имеют законное право заявлять о требованиях от властей, чтобы при этом не было никакого оскорбления, тем более поругания религиозного их чувства, чтобы сосуды, как священные предметы при Святом Причащении, не могущие по канонам иметь употребления не священного, подлежали выкупу и замене их равноценными материалами, чтобы к наблюдению за правильностью расходования церковных ценностей именно на помощь голодающим привлекались представители от самих верующих. И тогда, при соблюдении всего этого не будет места какому-нибудь от верующих гневу, вражде и злобе».
Изъятое имущество в основном было описано на вес. Одних серебряных риз взято двадцать штук. Особую ценность представляла золотая риза, украшенная двумя бриллиантами.

  1. Из церкви Взыскания Погибших ценностей весом 12 фунтов 74 золотника
  2. Святой Софии - 9 пудов 38 фунтов 56 золотников.

Наиболее известной иконой, находящейся в храме и описанной в нескольких дореволюционных научных работах, была икона Владимирской Божьей Матери, написанная в 1697 г. священником Иоанном Михайловым. Во время ликвидации храма в 1932 г. все имущество церкви было конфисковано. Икона Владимирской Богоматери была передана в Третьяковскую галерею, где и хранится до сих пор.

Митрополит Уральский Тихон (Оболенский)

Революция надолго остановила в храме церковную жизнь, но ее последние годы перед закрытием были озарены словно ярким сиянием в наступавшей ночи, расцветом духовной жизни, сопротивлявшейся безбожию.

Одним из выдающихся людей, имевших отношение к храму Софии Премудрости Божией, был митрополит Уральский Тихон (Оболенский).

В клировой ведомости за 1915 год содержится первое упоминание о сближении с Софийским храмом архиепископа Тихона Уральского: «за последние время Высокопреосвященный Тихон Уральский посещает храм очень часто, почти каждые воскресные и праздничные дни».

Будучи епископом Уральским и Николаевским владыка Тихон принимал участие в Соборе 1917-1918 гг. А с 1922 года, ввиду невозможности управления своей епархией (был лишен права выезда), владыка Тихон жил в Москве, был близок к патриарху Тихону. В 1923 г. он вошел с состав Священного Синода при Святейшем патриархе Тихоне.

В феврале 1925 года не задолго до своей кончины Святейший Патриарх Тихон служил литургию в Софийском храме.

12 апреля 1925 г. митрополит Тихон был одним из подписавших акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому), а 14 апреля 1925 года митрополит Тихон вместе с митрополитом Петром Полянским нанес визит в газету «Известия» для передачи завещания патриарха Тихона для публикации.

Скончался митрополит Тихон в мае 1926 года и был похоронен в храме Софии Премудрости Божией.

Отец Александр Андреев

В 1923 г. по представлению Тихона Уральского настоятелем Софийского храма был назначен его келейник молодой священник отец Александр Андреев. Благодаря его выдающимся личным качествам Софийский храм стал одним из центров духовной жизни в Москве.

14 сентября 1923 г. управляющий Московской епархией архиепископ Илларион (Троицкий) поручил о. Александру Андрееву «временное исполнение пасторских обязанностей при Московском храме Святой Софии, что в Средних Набережных Садовниках - впредь до избрания приходом». Такое избрание состоялось чуть позже, и с этих пор дальнейшее служение о. Александра неразрывно связанно с Софийским приходом.

Сестричество

На новом месте проповеднический и организаторский талант о. Александра развернулся во всю ширь.

Здесь возникло сестричество. В сестричество входило около тридцати женщин, не посвященных в монашество, но глубоко верующих, в храме было налажено народное пение. Целью создания сестричества была помощь бедным и нищим, а также работы по храму для поддержания его убранства и церковного благолепия. Официального написанного устава в сестричестве не было. Жизнь сестер по предписанию о. Александра строилась на трех основаниях: молитве, бедности и делах милосердия. Одним из первых послушаний сестер стало устройство горячих обедов для многочисленных нищих. По воскресным и праздничным дням в столовой храма на средства прихожан и сестричества устраивались обеды, на которые собиралось от сорока до восьмидесяти нуждающихся. Перед обедами о. Александр обязательно служил молебен, а по окончании, как правило, говорил проповедь, призывая к истинно христианскому образу жизни. Сестры никогда не собирали денежных пожертвований на обеды, так как прихожане, видя высокую благородную цель их деятельности, сами приносили пожертвования.

Отцом Александром были устроены жилые помещения для сестер.

Обновление и переустройство храма

В 1924-1925гг. отец Александр предпринял обширный комплекс работ по обновлению и переустройству храма.

Из церкви Рождества Богородицы на Старом Симонове были перенесены главный иконостас и иконостас Никольского придела, которые были установлены в Софийском храме.

Одновременно в конце 1928 г. отец Александр пригласил для росписи храма известного церковного художника графа Владимира Алексеевича Комаровского. В. А. Комаровский был не только художником-иконописцем, но и выдающимся теоретиком иконописания, одним из основателей общества "Русская икона" и членом редакционного совета одноименного сборника. Его заботило воспитание хорошего вкуса и понимания в деле иконописного убранства храмов.

Комаровский работал над росписями целыми днями, а иногда и ночами. Отдыхал тут же, в небольшой ризнице храма, размещавшейся под колокольней.

В храме Софии Комаровский изобразил над средней аркой сюжет «О Тебе радуется всякая тварь», а на столбах под аркою, ангелов в стиле Андрея Рублева. В трапезной штукатурка была вся сбита и заменена новой. Сам батюшка работал целыми днями, часто даже спал на лесах.

Наконец ремонт был закончен - хотя, к сожалению, и не все удалось осуществить, что предполагалось. Богослужение во время ремонта, тем не менее, в храме не прерывалось. И, самое удивительное, постоянно чувствовалась прочная непрерывная связь между алтарем и молящимися.

Арест о.Александра

25 марта 1929 года о. Александр был арестован и привлечен к ответственности по ст. 58 п. 10 за то, что, «являясь служителем религиозного культа, вел среди верующей массы антисоветскую агитацию, организовав и поддерживая существование нелегального сестричества». Кроме того, он обвинялся в том, что «молился за убиенных и находящихся в темницах открыто при всех с амвона и говорил проповеди религиозного содержания». Ему вменялось в вину и то, что сестричество собирало деньги и иные пожертвования «для помощи находящимся в ссылке и тюрьмах духовенству и членам церковных советов».

10 мая 1929 года священник Александр Андреев был приговорен к трем годам высылки в Казахстан. С 1929 по 1932 годы он находился как высыльный поселенец в г. Каркаралинске Семипалатинской области.

Так как по окончании ссылки о. Александр был лишен права проживания в Москве и некоторых других крупных городах, то он прибыл в Рязань. Отец Александр Андреев был арестован 14 января 1936 года и содержался под стражей в Таганской тюрьме г. Москвы.

Особым Совещанием при НКВД СССР от 4 апреля 1936 года протоиерей Александр Александрович Андреев «за участие в контрреволюционной группе» был приговорен к пяти годам заключения в концлагерь.

Союз безбожников и клуб

Следующее постановление о закрытии храма для занятия под клуб расположенного неподалеку завода «Красный Факел» Президиум Мособлисполкома вынес в декабре 1931 г.
Вокруг судьбы храма развернулась настоящая драма, подоплека которой, к сожалению, не известна. На своем заседании 19 февраля 1932 г. Комиссия по вопросам культов при ВЦИКе вновь отменила это решение, постановив оставить церковь в пользовании верующих.

Однако 16 июня 1932 г. Комиссия вновь вернулась к этому вопросу и утвердила решение Президиума о ликвидации церкви «При условии предоставлении заводом «Красный Факел» в Облисполком плана переоборудования, сведений о наличии средств и строительных материалов». Через месяц это решение Комиссии было утверждено ВЦИКом, и Софийский храм разделил печальную судьбу многих московских храмов. С церкви были сняты кресты, вывезено убранства интерьера и колокола, икона Владимирской Божией Матери была передана Третьяковской галерее. Никаких сведений о дальнейшей судьбе убранства храма неизвестно.

Лаборатория термомеханической обработки


После клуба завода «Красный Факел» помещение храма в середине 1940 г. было переоборудовано под жилье и разделено междуэтажными перекрытиями и перегородками.
Внутри храма работала лаборатория термомеханической обработки Института стали и сплавов. В 1960-1980-е года в колокольне размещался трест подводно-технических и строительных работ «Союзподводгазстрой».

60-е годы

В 1960 г. здания храма и колокольни постановлением Совета Министров РСФСР были поставлены на охрану как памятники архитектуры.

В 1965 году М.Л. Богоявленский записывал: «Церковь имеет облезлый, грязный вид. Штукатурка местами обвалилась, некоторые кирпичи выскочили, в алтаре пробита дверь. Кресты сломаны, вместо них приделаны телеантенны. Внутри жилые квартиры. Колокольня в 1960-е годы реставрировалась».

Реставрационные работы

В 1972 г. было проведено исследования живописи храма. В 1974 г. начались реставрационные работы.

Сами росписи, покрытые слоями побелки, долгие годы считались утраченными. Но в начале 2000 г. реставраторам удалось расчистить росписи свода и несколько фрагментов на стенах, и им открылась поистине прекрасная картина.

В заключении эксперта, сделанном по просьбе нынешнего настоятеля храма протоиерея Владимира Волгина и прихожан храма, говорится: "Сохранившиеся фрагменты росписи храма должны рассматриваться как уникальный памятник русского церковного искусства XX века и как реликвия Церкви, достойная особого поклонения".

Возобновление богослужений

В 1992 г. здание храма и колокольня по распоряжению Правительства Москвы были переданы Русской Православной Церкви. Крайне тяжелое состояние полученных зданий не позволило сразу же возобновить богослужение. Лишь в декабре 1994 года начались службы в подколокольном храме «Взыскания погибших».

11 апреля 2004 года, На Пасху, в стенах храма Софии Премудрости Божией прошла Литургия - первая с тех мрачных времен запустения.

В 2013 году произведена реставрация внешнего вида здания колокольни "Взыскание погибших" организацией ООО РСК "Возрождение".

В настоящее время проводятся реставрационные работы внутри колокольни. Богослужения в ней приостановлены до окончания реставрационных работ.