Исаакий (преподобный далматский). Преподобный исаакий далматский Исаакий Далматский и Исаакиевский собор

ИСААКИЙ ДАЛМАТСКИЙ
игумен, исповедник (ск. 383), один из пустынных подвижников, совершавших монашеский подвиг в глубоком уединении. Услышав о гонении, которое воздвиг на православных имп. Валент, придерживавшийся арианской ереси, св. Исаакий явился в Константинополь, чтобы утешить и ободрить гонимых и обличить ариан, не признававших Господа Иисуса Христа предвечным Сыном Бога Отца. В это время имп. Валент предпринял поход против готов, угрожавших столице - Константинополю. Во время похода Исаакий трижды представал перед императором, предсказывая поражение, если тот не повелит открыть храм для православных. Когда Исаакий пришел в третий раз, император повелел ввергнуть его в зыбучее болото, из которого еще никто никогда не выбирался. Но милость Божия оградила исповедника от смерти. Увидев Исаакия живым, Валент по жестокосердию своему не внял знамению Божиему и повелел двум своим сановникам заключить подвижника в темницу, обещая ему муки и казнь по возвращении из похода. Но бесславный конец ждал императора. Войско было разбито, а Валент погиб в огне, спрятавшись в сарае, который был подожжен готами. Феодосии Великий, унаследовавший императорский престол, был православным. По его повелению исповедник был освобожден из темницы. Исаакий основал иноческую обитель вблизи столицы. Сановники же, стерегшие Исаакия, за это время прониклись к старцу такой любовью, что состязались в благодеяниях для нового монастыря. В Петербурге прп. Исаакию посвящен величественный Исаакиевский собор, созданный в память дня рождения имп. Петра I.
Память прп. Исаакию отмечается 22 марта/4 апреля и 30 мая/12 июня.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ИСААКИЙ ДАЛМАТСКИЙ" в других словарях:

    Исаакий Далматский преподобный, раннехристианский монах, был игуменом обители Далматской … Википедия

    Исаакий Далматский - – преподобн. монах, обличивший имп. Валента за арианство, за что был посажен в тюрьму, из которой его освободил после падения Валента имп. Феодосий. И. основал тогда монаст., где и прожил игуменом до смерти († 383 г.). Память 22 марта, 30… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Исаакий мужское имя. Исаакий Далматский Св. Исаакий Далматский. Исаакий (в миру Белобаев) старец, еретик XVI века, сторонник Матвея Башкина. Исаакий (в миру Борискович Чернчицкий) православный епископ луцкий и острожский. Исаакий иконописец XIV… … Википедия

    Исаакий Далматский преподобный, был игуменом обители Далматской. Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364 378), ревностного сторонника арианства, начались преследования… … Википедия

    ИСААКИЙ, ДАЛМАТ И ФАВСТ - Преподобные Исаакий, Далмат, Фавст. Икона. Нач. ХХ в. Мастерская Я. А. Богатенко. Оклад (1912–1917) Ф. Я. Мишукова (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище в Москве) Преподобные Исаакий, Далмат, Фавст. Икона. Нач. ХХ в. Мастерская … Православная энциклопедия

    Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его … Википедия

    Преподобный далматский, был игуменом обители Далматской; по известию Феодорита и Созомена, был весьма дерзновенен за веру перед императором Валентом и предсказал ему гибель; скончался, по житию, в 383 г. Мощи его сперва положены были в церкви св … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Преподобный Исаакий Далматский жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364–378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.

Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379–395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константипополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он оформлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом (сведения о нем помещены 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 30 мая († 30 мая 383 года).

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

День святого Исаакия почитается среди православных. Он отличился произведением некоторых чудес и не раз помогал нуждающимся своими молитвами и наставлениями. Не удивительно, что даже после его смерти люди не перестают обращаться к нему за помощью.

Житие святого

Есть мнение, что он был сирийским отшельником. Во времена гонений он скрывался в пустыне. Там он услышал голос с небес, который повелел ему отправляться в Константинополь.

С того момента житие Исаакия Далматского очень изменилось. Царь как раз собирался в поход. Святой приходил несколько раз и молил о прекращении гонения христиан. В таком случае Господь будет всегда и во всем помогать ему. Только тот отмахнулся и велел схватить старца и кинуть в плохо пахнущее болото. Из него никому не удавалось выбраться, но 2 ангела спасли его. После этого он вернулся к императору и предрек разгром его войск в битве, а также погибель в огне.

Разъяренный властелин отдал приказ поместить его в темницу до того момента, когда он вернется. Но не судилось им снова встретится. Сбылось все, о чем он говорил.
Вести о нем дошли до Константинополя. Новый властелин велел выпустить заключенного и принял, как подобает самому дорогому гостю в своем дворце. Он выявил желание отправится назад в пустыню, но благочестивые богачи начали упрашивать его не покидать их. Взамен на это он попросил построить ему келью. Она была в пригороде.

К нему постоянно шли целые толпы паломников со своими молитвами. Через некоторое время вокруг нее образовали монастырь. Там святой прожил до конца своих дней. перед кончиной он созвал своих учеников и назначил приемника. После кончины его останки были погребены в алтаре храма св. Стефана. Есть упоминания в некоторых летописях о том, что частица мощей хранится на Афоне в скиту Новая Фиваида.

Дни памяти Исаакия Далматского выпадают на:

  • 4 апреля;
  • 12 июня;
  • 16 августа.

Икона святого Исаакия

Мы все в сложных жизненных ситуациях обращаемся к высшим силам. Мы проливаем горькие слезы и стараемся обратить на наши проблемы их внимание. Чаще всего к нему обращаются для:

  • наставления на путь истинный;
  • принятия правильного решения;
  • исцеления от многих недугов и прочего.

Считается, что особую силу имеют те прошения, которые произносятся перед иконой Исаакия Далматского. Но в данном случае не столь важны слова, сколько вера в Господа и направление на положительный результат.

«Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Исаакий, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.»

Собор святого

Одним из наибольший по значимости есть собор святого Преподобного Исаакия Далматского в Санкт Петербурге. Он поражает своей красотой и многогранностью. Не раз вокруг него были споры по поводу того, отнести его стоит к религиозным сооружениям или музеям. Большинство искусствоведов считают его уникальным по своему строению.

Это практически единственный собор на территории России в его честь. Изначально он был деревянным, но после его отстроили из камня. В нем соединилось внутреннее убранство и прекрасный архитектурный ансамбль. При украшении его были использованы различные отделочные камни. А взгляд не возможно отвести от витражей и мозаик.

Те, кто увидели его хоть раз, больше никогда не забудут его красоты.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о свято Исааке:

Преподобный Исаакий Далматский жил в IV в. н. э., приняв постриг, подвизался в пустыне.
В царствование императора Валента (364 – 378), сторонника ереси Ария, начались гонения на православных, стали разрушать их храмы. Узнав об этом, преподобный Исаакий пришел в Константинополь, чтобы утешить и укрепить православных в вере.
В то время на императора войной пошли варвары-готы. Они захватили Фракию и приблизились к византийской столице. Когда Валент в сопровождении армии отправился на войну, Исаакий обратился к нему со словами: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!». Но император, не обращая внимания на слова монаха, продолжил свой путь. Трижды повторил преподобный свое пророчество. Рассерженный Валент приказал бросить Исаакия в глубокий овраг, на дне которого находилось топкое болото.
Но святые Ангелы вывели его из пропасти. Монах остался жив, снова догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным, и победишь врагов своих. Если не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне».
Император удивился смелости старца, и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору схватить преподобного и держать в заточении до его возвращения с войны.
Вскоре пророчество святого сбылось. Готы победили Валента и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены.
После известия о гибели Валента преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия.
Когда на престол был избран царь Феодосий Великий (379 – 395), то он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан и возвратил православным храмы.
Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не покидать город и оградить его молитвами. В предместье Константинополя для святого построили жилище, куда к нему собирались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий.
Он помогал также бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого и стал называться монастырь.
Скончался преподобный Исаакий в 383 г. Дни памяти: 22 марта, 30 мая, 3 августа (по старому стилю).
…В России самый известный из храмов в честь прп.Исаакия Далматского – Исаакиевский собор в г.Санкт-Петербурге. Исаакиевский собор связан с небесными покровителями Петра I. Воздвигли во имя святого Исаакия Далматского, день памяти которого совпадает с днем рождения первого российского императора - 30 мая. Современный собор возведен по проекту О.-Р. Монферрана, "императорского архитектора" Александра I. Внушительный вид пятиглавого храма, возвышаюшегося на 101, 5 м, свидетельствовал о силе и неколебимости русского самодержавия и православия. Этот величественный, героико - романтический храм, строившийся 40 лет, достойно завершил эпоху русского классицизма. Наряду с колокольней Петропавловского собора и Адмиралтейства, он стал символом Петербурга, в полной мере отобразив его непостижимую душу. Сейчас Исаакиевский кафедральный собор является одновременно и храмом, и музеем.

Тропарь, глас 8:

В тебе отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Исаакие, дух твой.

Кондак, глас 2:

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Исаакие, моли непрестанно о всех нас.

Кондак, глас 8:

Яко угодник Божий верный, по Христове Церкви ревностию разжегся, бразды Уалентовы удержав, пророчески тому о затворении церкви, пагубную смерть предрекл еси, преподобне. Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче Исаакие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

(cathedral.ru; www.liveinternet.ru; иллюстрации - days.pravoslavie; www.museum.ru; www.cathedral.ru; foto.mail.ru; www.mitropolia-spb.ru).

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.
Главный придел - в честь прп.Исаакия Далматского.

Пре-по-доб-ный Иса-а-кий про-ис-хо-дил «с во-сто-ка», по всей ве-ро-ят-но-сти из Си-рии. Он под-ви-зал-ся в пу-стыне, по-ка не услы-шал го-лос с небес, по-велев-ший ему от-пра-вить-ся в Кон-стан-ти-но-поль. При-быв ту-да, свя-той за-стал сто-ли-цу охва-чен-ной ере-сью ари-ан-ства, при-вер-жен-цем ко-то-рой был им-пе-ра-тор Ва-лент (364-378). Ко-гда им-пе-ра-тор со-би-рал-ся на вой-ну с вар-ва-ра-ми , прп. Иса-а-кий несколь-ко раз под-хо-дил к нему с уве-ще-ва-ни-я-ми, про-ся от-крыть церк-ви и пре-кра-тить го-не-ния на пра-во-слав-ных. За это при-бли-жен-ные им-пе-ра-то-ра из-би-ли свя-то-го, а Ва-лент при-ка-зал бро-сить его в зло-вон-ное бо-ло-то, из ко-то-ро-го жи-вым не вы-би-ра-лось ни од-но су-ще-ство. Но 2 ан-ге-ла чу-дес-ным об-ра-зом из-ба-ви-ли прп. Иса-а-кия от ги-бе-ли. При-дя к им-пе-ра-то-ру в по-след-ний раз, он пред-ска-зал ему по-ра-же-ние в войне и ги-бель в огне. Раз-гне-ван-ный им-пе-ра-тор по-ве-лел бро-сить по-движ-ни-ка в тем-ни-цу до сво-е-го воз-вра-ще-ния. По про-ро-че-ству свя-то-го ар-мия Ва-лен-та бы-ла раз-би-та вар-ва-ра-ми, а им-пе-ра-тор, спа-са-ясь бег-ством, сго-рел в де-ре-вян-ном ам-ба-ре, по-до-жжен-ном пре-сле-до-ва-те-ля-ми.

О встре-че прп. Иса-а-кия с Ва-лен-том и пред-ска-за-нии по-ра-же-ния и ги-бе-ли им-пе-ра-то-ра со-об-ща-ют так-же цер-ков-ные ис-то-ри-ки блж. , и неко-то-рые дру-гие. В си-нак-сар-ном Жи-тии прп. Исаакия в свя-зи с эти-ми со-бы-ти-я-ми при-ве-де-на ис-то-рия, не встре-ча-ю-ща-я-ся в дру-гих ре-дак-ци-ях: святой узнал о ги-бе-ли им-пе-ра-то-ра еще до то-го, как ве-сти до-шли до Кон-стан-ти-но-по-ля, ибо он чу-дес-ным об-ра-зом чув-ство-вал за-пах со-жжен-но-го те-ла, до-но-сив-ший-ся с ме-ста сра-же-ния . Эта ис-то-рия бы-ла впо-след-ствии пе-ре-ска-за-на ис-то-ри-ком Иоан-ном Зо-на-рой .

По-сле смер-ти им-пе-ра-то-ра Ва-лен-та на пре-стол взо-шел им-пе-ра-тор Фе-о-до-сий I Ве-ли-кий (379-395). Услы-шав о про-ро-че-стве свя-то-го, им-пе-ра-тор при-ка-зал от-пу-стить его из тем-ни-цы и с по-че-стя-ми при-нял во двор-це. По-сле это-го прп. Иса-а-кий, со-глас-но Жи-тию, участ-во-вал во II Все-лен-ском Со-бо-ре (381) (од-на-ко в спис-ках участ-ни-ков Со-бо-ра он не от-ме-чен). За-тем свя-той хо-тел вер-нуть-ся в пу-сты-ню, но бла-го-че-сти-вые вель-мо-жи Са-тур-нин и Вик-тор про-си-ли его не по-ки-дать Кон-стан-ти-но-поль и не остав-лять сво-их ду-хов-ных чад. Вняв их уго-во-рам, прп. Иса-а-кий по-про-сил по-стро-ить ему ке-лью. Каж-дый из вель-мож воз-вел в сво-ем име-нии жи-ли-ще для него, и свя-той вы-брал скром-ную ке-лью, со-ору-жен-ную Са-тур-ни-ном. Она на-хо-ди-лась в при-го-ро-де Кон-стан-ти-но-по-ля, за го-род-ски-ми сте-на-ми. К свя-то-му при-хо-ди-ло мно-го лю-дей из го-ро-да, он по-се-щал жи-те-лей по их прось-бам, чтобы по-мо-лить-ся с ни-ми и бла-го-сло-вить их до-ма. Им-пе-ра-тор Фе-о-до-сий так-же неод-но-крат-но при-гла-шал его во дво-рец. Прп. Иса-а-кий все-гда стре-мил-ся по-мо-гать бед-ным, и ес-ли кто-то, встре-тив его на до-ро-ге, про-сил ми-ло-сты-ни, то он сни-мал с се-бя плащ и от-да-вал ни-ще-му. Ес-ли он воз-вра-щал-ся из го-ро-да и во-ро-та уже бы-ли за-кры-ты, то по-сле мо-лит-вы и крест-но-го зна-ме-ния свя-то-го они все-гда чу-дес-ным об-ра-зом от-кры-ва-лись. Через неко-то-рое вре-мя во-круг ке-льи Иса-а-кия был ос-но-ван мо-на-стырь, впо-след-ствии на-зван-ный Дал-ма-та мо-на-стырь, ко-то-рый счи-тал-ся древ-ней-шим в Кон-стан-ти-но-по-ле ; там свя-той про-жил до кон-ца сво-их дней.

По-чув-ство-вав при-бли-же-ние смер-ти, прп. Иса-а-кий со-звал уче-ни-ков, на-став-лял их в пра-вой ве-ре и вы-брал сре-ди них од-но-го, по име-ни Дал-мат, ко-то-ро-го на-зна-чил сво-им пре-ем-ни-ком.

По-сле кон-чи-ны свя-то-го им-пе-ра-тор при-ка-зал со-вер-шить тор-же-ствен-ное по-гре-бе-ние с про-цес-си-ей к церк-ви св. Ири-ны (ко-то-рая то-гда бы-ла ка-фед-раль-ным со-бо-ром Кон-стан-ти-но-по-ля). Бра-тия мо-на-сты-ря и уче-ни-ки свя-то-го ис-про-си-ли раз-ре-ше-ние по-ло-жить остан-ки Иса-а-кия в церк-ви св. Сте-фа-на, по-стро-ен-ной непо-да-ле-ку от Дал-мат-ско-го мо-на-сты-ря. Св. Иса-а-кий был по-гре-бен в ал-та-ре это-го хра-ма, спра-ва от свя-то-го пре-сто-ла.

Ис-хо-дя из тек-ста Жи-тия Иса-а-кия, го-дом его смер-ти сле-ду-ет счи-тать 383-й . Од-на-ко дру-гие ис-точ-ни-ки та-кую да-ту не под-твер-жда-ют. Со-глас-но Жи-тию Дал-ма-та, Иса-а-кий жил еще при ар-хи-епи-ско-пе Ат-ти-ке (406-425). Кал-ли-ник, ав-тор Жи-тия прп. Ипа-тия Ру-фи-ни-ан-ско-го, так-же со-об-ща-ет, что св. Иса-а-кий был жив еще в 406 г., ко-гда по-се-щал прп. Ипа-тия в его мо-на-сты-ре. При этом дру-гая вер-сия Жи-тия Дал-ма-та, из-дан-ная М. Ге-део-ном, под-твер-жда-ет 383 г. как да-ту кон-чи-ны свя-то-го, од-на-ко сам из-да-тель кри-ти-че-ски от-но-сит-ся к да-ти-ров-кам это-го со-чи-не-ния, ука-зы-вая на раз-но-об-раз-ные несо-от-вет-ствия, встре-ча-ю-щи-е-ся в тек-сте .

Ис-сле-до-ва-те-ли неод-но-крат-но за-тра-ги-ва-ли этот во-прос, и, по об-ще-му мне-нию, 383 г. нель-зя счи-тать го-дом смер-ти пре-по-доб-но-го. В на-сто-я-щее вре-мя об-ще-при-знан-ной яв-ля-ет-ся да-ти-ров-ка его кон-чи-ны пе-ри-о-дом по-сле 406 г. Неко-то-рые ис-сле-до-ва-те-ли бо-лее кон-крет-но опре-де-ля-ют год смер-ти св. Иса-а-кия. Так, А. Ка-ме-рон от-но-сит его кон-чи-ну к 416 г. на ос-но-ва-нии дан-ных о церк-ви пер-во-мч. Сте-фа-на, в ко-то-рой бы-ли по-ло-же-ны мо-щи Иса-а-кия . Су-ще-ству-ет мне-ние, что свя-той скон-чал-ся в 424 или 425 г.

Со-глас-но О. Мей-нар-ду-су, ча-сти-цы мо-щей прпп. Иса-а-кия и Дал-ма-та хра-нят-ся в ски-ту Но-вая Фива-и-да на Афоне .

По-чи-та-ние прп. Иса-а-кия в Рос-сии свя-за-но с лич-но-стью им-пе-ра-то-ра Пет-ра I, день рож-де-ния ко-то-ро-го (30 мая) сов-пал с днем па-мя-ти свя-то-го. Им-пе-ра-тор счи-тал его сво-им небес-ным по-кро-ви-те-лем, и в честь свя-то-го был воз-двиг-нут Иса-а-ки-ев-ский со-бор в С.-Пе-тер-бур-ге.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

При-ме-ча-ния

Речь идет о по-хо-де про-тив ве-ст-го-тов 378 г.

Theodoret. Hist. eccl. IV 34

Sozom. Hist. eccl. V 40

Су-ще-ству-ет две вер-сии Жи-тия прп. Иса-а-кия. Бо-лее пол-ная (BHG, N 956) со-хра-ни-лась в ру-ко-пи-си Vat. gr. 1671 (X в.) и из-да-на бол-лан-ди-ста-ми (ActaSS. Mai. T. 7. P. 247-258). Ее пе-ре-вод на сла-вян-ский язык со-дер-жит-ся в Су-п-расль-ском сбор-ни-ке (XI в.), а так-же вклю-чен под 21 мар-та в ВМЧ митр. Ма-ка-рия (Иосиф, ар-хим. Оглав-ле-ние ВМЧ. С. 37; Ива-но-ва К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. Со-фия, 2008. С. 493). Ав-тор, по всей ве-ро-ят-но-сти, был ино-ком Дал-ма-та мо-на-сты-ря. Ис-сле-до-ва-те-ли обыч-но да-ти-ру-ют это Жи-тие VI-VIII вв. (Dagron. 1970. P. 231; Lenski. 2004. P. 108). Крат-кая вер-сия (BHG, N 955) оста-ет-ся неиз-дан-ной, лат. пе-ре-вод был осу-ществ-лен А. Лип-по-ма-ном и из-дан вме-сте с пол-ной вер-си-ей Жи-тия (ActaSS. Mai. T. 7. P. 258-260). Крат-кое си-нак-сар-ное Жи-тие прп. Исаакия (BHG, N 956b), со-дер-жа-щее неко-то-рые све-де-ния, не встре-ча-ю-щи-е-ся в др. вер-си-ях, бы-ло из-да-но Ф. Аль-ке-ном в 1948 г. Н. Лен-ски вы-ска-зал пред-по-ло-же-ние, что обе ре-дак-ции Жи-тия, а так-же крат-кое си-нак-сар-ное Жи-тие вос-хо-дят к од-но-му ар-хе-ти-пу (Lenski. 2004. P. 108). Ис-сле-до-ва-тель Ф. Но упо-ми-на-ет о су-ще-ство-ва-нии еще од-ной вер-сии Жи-тия Иса-а-кия - в ру-ко-пи-си Paris. gr. 1453 (XII в.). Fol. 225v - 226 и при-во-дит из нее неболь-шой от-ры-вок, од-на-ко пол-ный текст до сих пор оста-ет-ся неиз-дан-ным (Nau F. Sur les mots ΠΟΛΙΤΙΚΟΣ et ΠΟΛΙΤΕΥΟΜΕΝΟΣ et sur plusieurs texts grecs relatifs à Saint Étienne // ROC. 1906. Vol. 11. P. 198-216).
До-пол-ни-тель-ные све-де-ния об Иса-а-кии и о Дал-ма-те мож-но по-черп-нуть из Жи-тия прп. Ипа-тия Ру-фи-ни-ан-ско-го (Callinicos. Vie d"Hypatios / Introd., texte crit., trad. et not. G. J. M. Bartelink. P., 1971. (SC; 177)), ко-то-рое, по мне-нию ис-сле-до-ва-те-лей, яв-ля-ет-ся бо-лее до-сто-вер-ным с ис-то-ри-че-ской точ-ки зре-ния со-чи-не-ни-ем, т. к. оно бы-ло со-зда-но вско-ре по-сле опи-сы-ва-е-мых со-бы-тий; имен-но к это-му Жи-тию сле-ду-ет об-ра-щать-ся в слу-чае со-мни-тель-ных да-ти-ро-вок.