Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам

Ищите и обрящете

Ищите и обрящете
Из Библии (церковно-славянский текст). В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 7-8) сказано (рус. пер.): «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
То же самое говорится и в Евангелии от Луки (гл. 11, ст. 9): «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».
Часто эти слова Иисуса цитируются на церковно-славянском языке: «Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется» (ищите, и найдете; стучите, и вам откроют).
Шутливо: добивайтесь своего, ваше упорство будет вознаграждено.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Ищите и обрящете" в других словарях:

    Ищите и обрящете. Ср. Wer sagt: ich suchte, doch ich fand nicht, glaub’, er lügt. Wer sagt: ich suchte nicht und fand; glaub’, er betrügt. Wer sagt: ich sucht’ und fand; dem glaub’, er redet wahr; Anstrengung und Erfolg sind ungetrennt ein Paar.… …

    См … Словарь синонимов

    Ищите и обрящете - Устар. Ирон. Старайтесь приложить волю, усилия, и только в этом случае можно надеяться на результат. Не волнуйтесь, с «перекидными» (календарями) у нас полный порядок: мы выпускаем их вполне достаточно. Ищите и обрящете! (В. Жегис. Всё врут… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Ср. Wer sagt: ich suchte, doch ich fand nicht, glaub , er lügt. Wer sagt: ich suchte nicht und fand; glaub , er betrügt. Wer sagt: ich sucht und fand; dem glaub , er redet wahr; Anstrengung und Erfolg sind ungetrennt ein Paar. Rückert. Weisheit… …

    Книжн. архаичн. Для того, чтобы что то найти, необходимо искать; для того, чтобы чего то достичь, необходимо действовать. /i> Выражение цитата из церковнославянского текста Библии. БМС 1998, 234 … Большой словарь русских поговорок

    Ищай обрящет, а толкущему отверзется. Ищите и обрящете, толцыте и отверзется. См. ПОИСК НАХОДКА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Просите и дастся вамъ, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вамъ. Ср. In bocca chiusa non entró mai mosca. Пер. Въ закрытый ротъ никогда муха не попадала. Ср. Матѳ. 7, 7. См. Дитя не плачет, мать не разумеет … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. In bocca chiusa non entrò mai mosca. В закрытый рот никогда муха не попадала. Ср. Матф. 7, 7. См. дитя не плачет, мать не разумеет … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    seek, and ye shall find - ищите и обрящете … Idioms and examples

    ОБРЕСТИ, рету, ретёшь; рёл, рела; ретший; ретённый (ён, ена); ретя; совер., кого (что) (книжн.). Найти, получить. О. верных друзей. О. покой. Ищите да обрящете (о необходимости пытливого поиска, целеустремленной деятельности; обрящете старая… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Звездная Формула Иисуса Христа , Гайсина Дина Галеевна. Сложившееся убеждение, что даты Рождества Иисуса Христа и дата Его ухода из мира, никогда не станут известными, разумеется, вдохновить на это исследование не могло. И однажды, "случайно"…

На этот афоризм недавно наткнулся в интернете. Шла дискуссия типа «Ведь если за дверью никого нет, то хоть стучи, хоть звони, хоть под окнами кричи, никто тебе не откроет»... Непонятно кто откроет, что откроет и вообще откроет ли? И т.д...
На самом деле это обрывок из высказывания евангелиста Матфея (гл. 7, ст. 7-8) «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
Интересно, что из всей фразы, в афоризм вошла только его к о н е ч н а я часть.
А вот моё внимание, в своё время, привлекло именно н а ч а л о выражения Матфея - «Просите, и дано будет вам....».
Причин для пробуждения моего интереса было несколько.

Во-первых, (обратимся к элементарной логике). если я попрошу и мне будет д а н о, значит оно у меня у ж е и м е е тс я! В таком случае зачем ещё нужно что-то и с к а т ь, и куда-то ещё с т у ч а т ь с я?
Ведь оно у меня уже и м е е т с я!!

Во-вторых, за какие заслуги мне это будет дано? Только за то, что я п о п р о с и л, и всё? На халяву? Ведь сам я ничего для этого не сделал, ничего не создал! В таком случае Бог, прежде чем мне «это» дать, должен будет от кого-то (кто «это» создал) о т о б р а т ь! Получается - от труженика-созидателя отберёт, и мне лодырю-халявщику отдаст!? Справедливо ли это?
Тем более, получать не заработанное - это же к о р ы с т ь (алчность, жадность) ! Это же смертный грех!

И в-третьи, - сама жизнь заставила задуматься!..

Дело в том, что в годы моей юности, на ХХ1 съезде КПСС, был провозглашён семилетний план построения коммунизма! (1958-1965гг.) Основной принцип его, как известно - «От каждого по способностям, каждому по п о т р е б н о с т я м »! Тут опять просвечивает тот же самый принцип «На халяву». Человек ничего не создал, но получает! И только за то, что ему это «требуется» (хочется) получить!
Тем более, что в стране, в это же самое время, повсеместно наблюдалась дефицит-нехватка товаров потребления, и, на их базе, процветали взяточничество и воровство. О каком «по потребности» тут можно вообще говорить? В таких условиях, даже ёжику понятно, удовлетворить по потребности можно только некоторое ограниченное меньшинство, за счет ограбления большинства. Справедливо ли это?

Вот с социализмом всё вроде было понятно. «От каждого по способностям, каждому по его труду»! Всё честно и по справедливости!
Но оказалось и тут не всё так гладко...

Фокусы Социализма

После визита генерального секретаря КПСС Н.С.Хрущёва в Швецию, выяснилось, что там, в монархической стране к а п и т а л и з м а (!), социализма оказывается б о л ь ш е, чем в стране победившего социализма (СССР)!
А ведь такая победа далась нам необычайно дорогой ценой. Для этого пришлось организовать Октябрьскую революцию, уничтожить царскую династию с дворянством, пережить гражданскую войну, преодолеть послевоенную разруху, коллективизацию и т. д. , т.п.
Но на самом деле оказывается ни монархия ни капитализм, против которых столько боролись и положили сил, для социализма (и коммунизма) совсем не помеха, и никакой опасности не представляют! Значит все наши старания-мучения были впустую?!
Вопросы, вопросы, вопросы...

Короче говоря, в силу перечисленных выше обстоятельств, очень хотелось «дернуть за верёвочку»...

А если копнуть ещё глубже

В 30-ые годы прошлого столетия страны капитализма поразил величайший экономический кризис. Газеты писали о кончине капитализма. И чем дело закончилось?
Американцы шустро перестроили свою экономику. Они взяли на вооружение принципы советского экономиста А. В. Чаянова, разработанные для развитого социализма, и экономика ведущей страны капитала вновь пошла в гору!
Получился какой-то странный капитализм на социалистической основе.
Но это ещё не всё...
После запуска первого спутника Земли, а затем и полётов первого человека в космос, США перестроила свою систему образования, и тоже на советско-социалистический манер...
Невероятно, но капитализм, впитывая в себя социалистические и коммунистические принципы организации жизни, продолжает при этом оставаться капитализмом!

С другой стороны, коммунистический Китай, перенимая и адаптируя капиталистические принципы в свой быт, тоже поправляет свою экономику, и при этом тоже остаётся «без изменений» - коммунистическим!

А вот страна победившего и развитого социализма, объявившая непримиримую войну капитализму, и не пожелавшая добровольно принять, хотя бы частично, капиталистические принципы управления, вообще развалилась, и провалилась в самый что ни на есть первобытный капитализм!
То, что не хотела принять д о б р о в о л ь н о, да в приличной форме получила н а с и л ь н о, да в самом худшем варианте!

Интересное кино получается, С одной стороны. коммунизм и капитализм - злейшие враги, борются между собой насмерть. Сторонники капитализма обвиняют коммунизм, в том что это тот же «опиум для народа» что и религия, уводит народ от реалий жизни, заблуждает его!... А сторонники коммунизма обвиняют капитализм, что это общество эксплуатации человека человеком или - р а б с т в о!...
Но, с другой стороны, если они не перенимают друг у друга принципы жизни, они п о г и б а ю т!
Получается - это враги, предусмотренные природой жить в Единстве и сотрудничестве?..

Руны о коммунизме, социализме и капитализме

Чтобы разобраться в этой заварушке, как всегда, обратимся к рунам. Постараемся выяснить их рунический- сакральный смысл, т. е. тот самый смысл, который люди вкладывают в эти слова на уровне подсознания (на генетическом уровне).

Слово «Коммунизм», для удобства разобьём на три части - Ком-Мун - Изм = к «Ом» - «М» у «Н» - «Изм».
Первая часть (к ОМ) означает путь или устремление к священному «Ом». Это участок уже знакомой нам божественной лестницы Иоакова от высшей (нулевой) ступени «О» до тринадцатой «М» (рис.1).
(Его начало и конец (ступени «О» и «М») неявные, а ступени 1-12 (А-Л) описывают явь...)
Вторая составляющая «М» у «Н» или просто «МН» обычно означает мыслящее существо (Мен, Ман) или, в зависимости от конкретной ситуации, сообщество мыслящих существ.
А третья составляющая «ИЗМ». Читается, как «Иже Земное Мыслете.(что в земном понимании подразумеваете)
В итоге, «коммунизм» означает - земные представления мыслящего сообщества о системе божественного развития «Ом». Как виим, это понятие сугубо д у х о в н о - религиозное. Коммунизм - это действительно одна из форм Религии. И совсем не случайно кодекс строителя коммунизма почти полностью совпадает с десятью христианскими заповедями, а коммунисты России так легко переметнулись в Православие...
А мы идём дальше...

Социализм = Со-Ци-Ал-Изм.
Здесь первая составляющая «Со» - означает, в первую очередь, некое со-участие в процессе.
Ци - это энергия «Ци», несущая, переносящая, передающая информацию. Она же основа жизни...
Ал - это я в н а я составляющая лестницы Иоакова от первой ступени «А» до 12-ой «Л». Здесь, посредством энергии Ци, информация с Небес по ступеням Лестницы, передаётся-спускается на Землю. Энергия Ци «соучаствует» в процессе передачи. (Это информационно-знергетический участок)
ИЗМ - как и в предыдущем случае, это наши земные представления,... о том, как справедливость небес должна р е а л и з о в а т ь с я в нашем мире. В первую очередь, конечно, в вопросах распределения материальных благ и социальных поддержек и гарантий...

Капитализм = к Ап-Ит(а)-Ал-Изм
Первая часть (к «Ап») - означает заключительную часть цикла созидания, путь к завершению цикла, к получению р е з у л ь т а т ов труда, к азам нового Покоя (начала следующего цикла),
«Ита». Смысл «Ита» лучше всего описывает руна «Ита» харийской каруницы (рис.2)
« Ита Звуковое значение: "Ита". Образное значение: "Вечное Движение". К познанию Муд-Ра-Сти, все-Го Нового(или Навьего), неведомого до сей поры, Тайной Мудрости. Канон Вселенска-Го Движения (Всемир-Наво Тяготения), как Основа Мироздания Вселенной. Постоянное стремление к совершенству».
Ал и Изм - то же самое, что и в предыдущем примере
В результате, как видим, «Капитализм» - это действительно «закат», «старость», но она совсем не однозначно - предсмертную фазу и не смерть человеческого общества. Это закат-вечер, время п о л у ч е н и я результатов своего труда за прошедший трудовой «день». Это может быть и «материально» обеспеченная старость, и приходящая с возрастом м у д р о с т ь, и способность предвидения, и грамотный переход к началу следующего «дня»...
Поэтому совсем не случайно в большинство капиталистических стран и живут материально лучше, и образование и медицина на должной высоте. Да и перестраиваются под изменяющиеся условия, для перехода в новое качество, там умеют гораздо быстрее. (Хотя проблем там тоже не мало)

Некоторые выводы - Теория и практика

Образно говоря. Коммунизм, Социализм и Капитализм - это Дух, Душа и Тело человечества, (или его голова, сердце и живот).
Коммунизм и Капитализм действительно являются двумя противоположностям, как Дух и Тело, как духовное и материальное. Поэтому их задача не воевать друг с другом насмерть, а искать гармонию их отношений.
Социализм же, как Душа человечества должна при них играть с в я з у ю щ у ю роль. А степень социальной справедливости и свободы является мерой или отражением гармонии общества (и коммунистического и капиталистического)

Отсюда можно легко сделать ряд дополнительных очевидных выводов.
1. Победивший Коммунизм в чистом виде - это приверженность к духовным ценностям, монашество, отшельничество, граничащее с нищетой. Представитель коммунистического общества в принципе подобен монаху. Он высокодуховен, но материальное его благополучие не на высоте. В более продвинутом же виде - это о т ш е л ь н и к и возможно даже нищенствующий. Коммунизм в в принципе (в чистом виде) - это высокая нравственность, приверженность в высоким духовным ценностям, но слабая материально-техническая база, что как раз мы и имели в Советском Союзе... или имеем сейчас на Кубе.
2. По этой же причине (духовной религиозности) коммунисты так легко от атеистических убеждений переходят на рельсы Православия. Это наиболее близкая «среда их обитания» ...
3. Победивший Капитализм - это материальная обеспеченность, но полная бездуховность (безбожие) : безнравственность, безсовестность, грабительское отношение к боле слабым, и подчинённым и т. д. В капиталистическом обществе всё наоборот. Здесь, в принципе, на первом месте стоит материально-техническое развитие общества ради обеспечения т е л е с н ы х удовольствий людей, на втором прочно обосновалась «демократия» (особый, современный, усовершенствованный вид рабовладельчества), а вопросы нравственности христианских ценностей если и присутствуют, то в столь искарёженном виде, что лучше бы и не появлялись вовсе. Так, например, под видом (Божественной) Любви пропагандируются однополая любовь и однополые браки. Сколько сил затратили апостолы в борьбе против мужеложества, а тут служители западных церквей б л а г о с л а в л я ю т (венчают) однополые браки. Не каждый н е х р и с т ь способен на это...

Призыв евангелиста Матфей?

А теперь можно вернуться к призыву евангелиста матфея: - Просите...ищите...стучите...
Здесь в последнем слове (стучите) содержится руническая подсказка что именно будет дано и ради чего следует просить, искать и стучать.
Руническое «стучите» = С-Т-Учите = Слово Тверди Учите означает изучайте «Слово Тверди» (законы Небес-Природы), совершенствуйте свои знания, и сами совершенствуйтесь....
А что в таких ситуациях позволительно, и следует, « п р о с и т ь» ?
Для этого, как известно, нужно иметь в о з м о ж н о с т и!
Вот именно эти возможности (для обучения и усовершенствования) как раз и подразумеваются в первой части фразы «Просите и дано будет вам...»!

«Просите и дано будет вам...» является аналогом коммунистического принципа «каждому по потребности». И как он реализуется на практике в коммунистическом обществе мы знаем не по наслышке.
После революции 1917 года, одним из первых решений нового правительства было - Д А Т Ь народу возможность учиться...
Была организована система бесплатного народного образования на родном языке, причём «для детей обоего пола»! Были сняты ограничения по национальному, конфессиональному и прочим признакам. Были организованы вечерние школы для рабочей молодёжи, школы фабричного обучения (ФЗО), различные ремесленные училища и т. д.
В принципе люди действительно могли получить возможности для своего развития и совершенствования «по потребности» или «что попросят». Оставалось только «п о и с к а т ь» , что тебе требуется и «п о с т у ч а т ь с я»....
Бесплатными были и спортивные школы, и секции для физического совершенствования, различные кружки творчества, лагеря для отдыха и т. д. Давались только возможности, а работать-трудится и чего-то добиваться должен был уже каждый с а м, и только сам! Никакой халявой тут даже и не пахло!
Так что коммунисты, при всех их недостатках, были самыми последователями евангелиста Матфея. И никаого воспитания тунеядцев за чей-то счёт ни у Матфея, ни у коммунистов не предусматривалось!

Четвёртая сторона медали

В принципе организм общества устроен также, как и организм отдельного человека. Значит в его работе (функционировании), кроме Духа, Души и Тела должна принимать участие и некая ч е т в ё р т а я сущность, которая, как известно, появляется в момент (в фазе) полового созревания человека (общества). В Кириллице она обозначается рунической буквой «Ф-ерт» (рис.3). (от слова ферт-ильность = способность к воспроизведению потомства).
Дело в том, вместе с половым созреванием, начинается у человека и этап с о в е р ш е н н о л е т и я, а с ним и у г о л о в н а я ответственность за совершенные преступления. В его жизнь входит, эта самая «четвёртая сущность» - уголовно-исполнительная система судебных наказаний, с её ограничением свобод и репрессиями: тюрьмами, лагерями и прочими насильственно-исправительными учреждениями. Если не желаешь исполнять законы добровольно, п р е с т у п а е ш ь их, грешишь, то тебя заставят это делать; постараются н а с и л ь н о «разрушить» твои греховно- преступные убеждения.
Такая сила, разрушающая греховные структуры сознания на этапе «Фа» носит название - «Фаш» или точнее - очистительный пламень Фаш, в котором сгорают все грехи, и обозначается руной Фаш (рис.4). Это аналого очистительного огня Ада...
Если государство после обретения «совершеннолетия» (самостоятельности, независимости) добровольно законы Небес не исполняет, то ему Свыше, прописывают Фашизм!
Фашизм - это принудительно-исправительно-очистительное «мероприятие» для общества или государства, с его лишением свобод, с цензурой и прочими насильственными мерами в отношении членов общества...
Он в обществе выполняет ту же функцию, что и волки в лесу - санитарят лес...

Заключение.
Коммунизм, Социализм, Капитализм и Фашизм - это четыре составляющие природы любого общества и в любые времена. Ни одну из них невозможно полностью уничтожить. В той или иной мере, в любом обществе они всегда были, всегда есть и всегда будут! Борьба насмерть с любой их них ведёт у смерти-уничтожению...
Ради процветания общества их можно только оптимально гармонично сочетать!
В качестве эффективных средств восстановления гармонизации людей и общества Церковь предлагает молитвы, пост (воздержания) и покаяния, а в светском обществе предусмотрены суды и тюремно-воспитательно-исправительные учреждения...

Что означает выражение «Стучите - и вам откроется»?

В чём его смысл? О чём речь?

Ведь если за дверью никого нет, то хоть стучи, хоть звони, хоть под окнами кричи, никто тебе не откроет. Ибо некому! 🙂 Ясно только одно: эти слова не следует понимать буквально. Если всё в этой жизни воспринимать буквально, то мало что в ней поймёшь.

Смысл выражения зачастую невозможно понять в отрыве от контекста, от исходной ситуации в которой он возник, от некоторой первичной, исходной информации, которой мы не располагаем. В данном случае контекст содержится в библейских текстах. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». И т.д. Якобы, эти слова принадлежат самому Иисусу.

Мысль отшлифована «песками времени» до предельного лаконизма. Даже тире указывает на то, что вторая часть выражения является следствием из первой. Как и многие сентенции библейского происхождения, это выражение стало пословицей. Отличительной особенностью сентенций является их нравоучительный, назидательный характер. Они — как указание к действию. И указание в данном случае такое:
Как бы не было трудно достичь цели (может, изначально она кажется и вовсе недостижимой) - не опускай руки, не останавливайся, думай над проблемой, трудись над ней и двигайся вперёд, каждый день и без перерывов. А неудачи - это всего лишь вехи на пути к заветной цели.

Такое поведение называется настойчивостью и упорством. Думай, учись, работай, старайся и будь терпелив. Придёт время - и ты достигнешь результата.

Юноша, ставящий перед собой великие цели, 🙂 бери пример с Тома Эдисона, который поставил цель создать электрическую лампу накаливания. И создал! А другие не смогли! И быть может, только потому, что ни у кого не было столько терпения, чтобы провести для этого более 11 тысяч опытов!
И как в любом деле, главное - начать.

Начало - половина дела. (Аристотель)

Тяжело сдвинуть шкаф с места. Этому препятствует сила инерции. Но если он уже приведен в движение, то бывает, и остановить его уже нелегко. 🙂

Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное бездействие. (Аристотель)

Именно приступить к решению задачи для многих и является главной трудностью. По большей части из-за «интуитивного понимания», что задача непосильна или на неё не хватит жизни. Тем не менее,

Вода камень точит.
Под лежачий (т. е., ничего не предпринимающий) камень вода не течёт.
(Только точит его сверху и по бокам! 🙂)

Однако, ничего не вечно под луной! То, что невозможно сегодня, может стать обыденным завтра. И таких примеров в мировой истории не счесть.

Если достаточно долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как по ней проплывает труп твоего врага. (Китайская посл.)

Не жди, когда он соберётся проплывать. Принимай меры по ускорению процесса! 🙂 Не у всех, правда, в достатке желания, сил и ресурсов для решения своих проблем или для осуществления своей мечты. Но это уже другая тема.

Домашнее задание

Изучить подборку афоризмов

А также прочесть и другие статьи Теткоракса на библейскую тематику:

Говоря о невозможности служения двум господам, сказал: . Своими словами отрицает одновременное поклонение силам Добра и зла, Богу и злому духу, Свету и тьме, праведности и греху. Почему отрицая поклонение греху, Иисус Христос из всех видов греха, особенно порицает служение маммоне? Рассмотрим, какую роль играл культ маммоны в языческом обществе.

Как уже говорилось, маммона представляет собой языческое божество, символизирующее в странах древнего Ближнего Востока неправедное богатство. Но маммона не просто языческое божество неправедного богатства. За этим идолом стоит противостоящий Богу злой дух. Эта мысль доказывается тем фактом, что противопоставляет маммону, как языческое божество, Богу, и тем самым дает понять, что это лжебожество, противостоит Богу, и что за ним стоят духи зла (ложные боги), цель которых отвернуть идолами (лжебогами) внимание людей от истинного Бога.

«Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь , Которым все, и мы Им» ().

«Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги» ().

«Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» ().

А отвернув внимание людей от Истины, погубить их через греховные поступки. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (). А поклонение этому языческому божеству направляет человека на определенные поступки. Поклоняясь маммоне, человек вместо соблюдения заповедей Божиих и собирания небесных сокровищ, собирал богатства земные и добивался земных сокровищ неправедными путями, проявляя такие греховные качества как алчность, стяжательство и накопительство.

Как же языческое божество могло влиять на человека? Дело в том, что в восточных странах в честь этого, и других языческих божеств, строились храмы. В этих храмах люди возжигали курения и приносили жертвы тому или иному языческому божеству. Такое религиозное служение проводилось и маммоне. После воскурений фимиама и обильных жертв человек всячески восхвалял маммону и просил о том, чтобы это божество ниспослало ему богатство. Воскурения и жертвы производились в определенные дни. А восхваления читались по строгим словесным формулам, без которых языческое божество не реагировало на просьбы просящих людей. После совершения языческого ритуала маммона, как сверхъестественное существо, оказывало влияние на просящего человека. Но поскольку языческое божество является злым духом, то и влияние, которое оно оказывало на человека, было злым и губительным. Это дурное влияние проявлялось в том, что под воздействием злой сверхъестественной силы, исходящей от маммоны, у человека усиливалось желание приобретать богатство любым, в том числе греховным путем, увеличивалась страсть к накопительству и стяжательству, развивалась жадность и сребролюбие. И такой человек любой ценой, не останавливаясь даже перед преступлением, собирал сокровища земные, ложно видя в них счастье жизни.

Иными словами к достижению богатства человек шел путем зла, то есть приобретал богатство неправедное, которое, как собранное в грехе, не могло принести счастья человеку.

Языческий храм маммоны посещали люди, чья душа была не равнодушна к приобретению богатства любым путем. И после совершения обряда поклонения маммоне усиливался контакт между душой человека, жаждущего приобретения богатств, и языческим божеством (злым духом), покровительствовавшим накоплению богатства неправедного.

В наше время, несмотря на то, что таких храмов нет, души людей продолжают стремиться к богатству. Используя эти стремления человеческой души, злой дух-маммона, присутствующий в нашем мире, разжигает эти желания и пагубно влияет на человека. Таким образом, и без поклонения в языческом храме, человек начинает служить маммоне. Сперва тем, что своими помыслами лелеет мысли о богатстве, а потом своими поступками продолжает это служение, приобретая неправедное богатство.

Божественное учение Иисуса Христа, отрицая служение языческим божествам, и доказывая то, что они являются не истинными богами, распространяло идею Единого Бога и принесло новую философию и мораль, согласно которой «доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» () . Поясняя Свое учение, говорит людям: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляеют и где воры не подкапывают и не крадут» () .

Учение Иисуса Христа говорит о том, что есть два вида сокровищ. Сокровища земные, удовлетворяющие низменные страсти. И сокровища небесные, дающие человеку спасение его души. А поэтому сокровища небесные ценятся выше, чем все земные богатства бренного мира, потому что человеку «не поможет богатство в день гнева» () . И только добрые поступки и богоугодная жизнь помогают человеку собрать сокровища небесные и открывают перед ним дорогу в Царство Небесное. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (). Поэтому, излагая учение Христово, Евангелист Лука пишет: «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» () . А Евангелист Марк, дополняя сказанное, говорит о том, что «как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» () .

В противоположность христианской морали, в языческом мире ложно ценились земные богатства. А люди ложно боготворили и поклонялись маммоне, не зная Истинного Бога и не ведая, что для спасения их душ нужны сокровища небесные. Однако с приходом в мир Спасителя, Иисуса Христа, и распространением Его Божественного учения, которое показало истинные ценности мира, многие люди продолжали выше всего на свете почитать земное богатство и поклоняться ему.

В наше время таких людей можно разделить на четыре категории.

К первой категории относятся люди, не имеющие надлежащих религиозно-нравственных знаний о сокровищах земных и небесных, и ошибочно считающие, что за богатство можно приобрести любые блага, земные и небесные.

Ко второй категории относятся люди, духовно искалеченные неправильным воспитанием и тлетворным влиянием неполноценной семьи и жестокого общества. Для таких людей нормой поведения, в результате неправильного воспитания, стала неправедная жизнь в грехе и пороке.

К третьей категории относятся люди, имеющие хорошее воспитание и обладающие истинными знаниями, но лишенные веры в Бога. В результате чего они всю свою жизнь превратили в служение не Богу, а богатству.

И четвертая, малочисленная категория объединяет тех людей, которым, несмотря на знания и просвещение, совершение зла доставляет удовольствие. Это происходит потому, что душа таких людей оккупирована силами зла, воздействию которых они не сопротивляются.

Теперь мы можем ответить на вопрос о том, почему , осуждая поклонение всякому греху, из всех видов греха, в первую очередь порицает служение маммоне (неправедному богатству). Потому, что стремление к богатству (сребролюбие) во все времена являлось самым распространенным грехом человечества.

«Золото – идол, в капище которого топилась и топится наибольшая часть рода человеческого. Мы искуплены Христом, а служим золоту. Проповедуем владычество Одного, а покоряемся другому» (Святой Иоанн Златоуст ).

Сребролюбие является главным грехом человечества по следующим причинам.

Во-первых, богатство создает человеку возможность для удовлетворения любой низменной прихоти, для исполнения любого греха. Потому что при помощи денег (богатства) человек может создать себе условия для осуществления любого греховного действия. Например при помощи богатства человек может купить себе почести, власть, славу, удовольствия блуда и реализовать иные свои греховные наклонности и стремления.

Во-вторых, богатство духовно развращает человека, ложно вселяя ему мысль о безнаказанности за его греховные поступки и о вседозволенности его любых действий. Богатый человек ложно полагает, что он может за свои деньги купить весь мир, приобрести любые удовольствия. Однако такой человек забывает о справедливом и неотвратимом воздаянии Божьем за поступки людей. Господь «воздаст человеку по делам его» (). «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ().

Часто богач забывает о том, что без Бога, сам по себе человек слаб, а любое неправедное богатство временно и преходяще. «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ().

Богач также забывает о том, что главным богатством для человека являются не сокровища земные, а сокровища небесные. Таким образом, неправедное богатство развращает ум человека, вызывая иллюзию вседозволенности и безнаказанности, толкает на греховные поступки, создает условия для проявления гордыни, властолюбия, тщеславия, похоти и других греховных страстей. В таком образе жизни многие люди ошибочно видят счастье, думая об удовлетворении земных потребностей и забывая о духовных, и поэтому стремятся к приобретению большого богатства. А большое богатство, за редким исключением, приобретается путем преступления и греха. То есть является богатством неправедным. Поэтому, определяя разлагающее влияние богатства на нестойкого в служении Богу человека, в Библии мудро говорится: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» () .

Иными словами человек, одурманенный неудержимым стремлением к богатству, забывает позаботиться о душе. А человек, владеющий большим богатством, имеет возможность удовлетворить любой свой греховный помысел и желание, и развращается ложной мыслью о вседозволенности и безнаказанности. И неправедное богатство приводит к появлению у человека не только такого тяжкого порока, как сребролюбие, но и других смертных грехов.

Поэтому человек и должен заниматься Богопознанием, изучением Божественных истин и служить Богу, а не маммоне (неправедному богатству), и тем самым защитить себя от греха и порока, и достичь истинного счастья.

О служении двум господам

В Своих известных словах, ставших крылатыми, об отношении человека к двум господам, сказал: «Не можете служить Богу и маммоне» () . Для ясности рассмотрим смысловое значение слова "служить" .

Словарь русского языка (С.И. Ожегов, издание 22-е, стр. 730) пишет о том, что слово «служить» обозначает: «1 нести, исполнять службу; 2 делать что-нибудь для кого, чего-нибудь, выполняя чью-нибудь волю и приказания, направлять свою деятельность на пользу чего-нибудь». Иными словами слово «служить» обозначает исполнять чью-либо волю, приказания, совершать поступки, направленные для пользы кого-либо.

Вопрос о том, какому господину будет служить человек в своей жизни, является крайне важным. Поэтому именно слово «служить» употребил в своих словах, поясняя эту мысль тем, что при помощи служения каким-либо идеалам, человек направляет всю свою деятельность (а в данном случае подчиняет свою жизнь) совершению определенных поступков, являющихся главными и определяющими бытие этого человека.

Вопрос о том, кому служить (какому господину поклоняться и как жить) был первостепенным и для древних евреев до прихода Иисуса Христа. Древние евреи многократно меняли свою приверженность и служили то Истинному Богу, то поклонялись идолам, таким как Ваал и другие. Против служения ваалам, и за служение Богу, выступали пророки еврейского народа. Например пророк Илия говорил еврейскому народу. «И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (). «Народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог! Господь есть Бог!» ().

В книге Иисуса Навина также категорично сказано об этом. «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу, [ибо Он свят]» ().

В истории еврейского народа имели место случаи, когда евреи в результате своего заблуждения «стали служить другим богам» () . «Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам» (). О служении евреев Ваалу в Библии говорится много раз. «Ибо нечестивая Гофолия и сыновья её разорили дом Божий и все посвященное для дома Господня употребили для Ваалов» (). Израильский царь Ахав «стал служить Ваалу и поклоняться ему» () . Самарийский царь Охозия «послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Веельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни?» () . На протяжении долгого времени еврейский народ служил Ваалу, затем каялся и служил Истинному Богу.

Колебания в вопросе кому служить, Богу или Ваалу (ложному божеству), проявлялись у евреев неоднократно. «И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам» (). «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему» ().

Слово «ваал» обозначало господин. Этим словом называлось главное языческое божество мужского рода, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы природы, которому активно поклонялись хананеяне, финикийцы, филистимляне и сирийцы. В Сирии Ваала называли Веель, в Ассирии Вил. «Пал Вил, низвергся Нево; истуканы их – на скоте и вьючных животных; ваша ноша сделалась бременем для усталых животных» (). «Вавилон взят, Вил посрамлен, Меродах сокрушен, истуканы его посрамлены, идолы его сокрушены» (). Ваал, Вал или Бел боготворился вавилонянами, карфагенянами и сирийцами. Ваал-Фегору поклонялись моавитяне. Название Ваала вошло во многие финикийские имена. Например имя Ганнибал обозначает «милость Ваала». Имя Аструбал означает «помощь Ваала». Имя Ефваал означает «с Ваалом». «Дочь Ефваала, царя сидонского» (). В поздние времена именем этого идола евреи называли сатану. Причем имя это было Веельзевуф, и означало бога мух. Чтобы сделать это имя более оскорбительным, евреи слово Веельзевуф поменяли на слово Веельзевул, обозначавшее бог навоза.

Поскольку поклонение Ваалу имело несколько вариантов и осуществлялось в разных городах и странах, то для того, чтобы указать какой способ поклонения Ваалу имеется ввиду, называли имя Ваала с добавлением названия места, где находилось его капище (языческий храм, место поклонения). Например, Ваал-Гад, Ваал-Фегор. «И прилепился Израиль к Ваал-Фегору» (). Так как различия в поклонении ваалам были незначительны и представляли собой лишь варианты одного и того же служения, то говорили о ваалах во множественном числе.

Изображался Ваал в виде мужчины, похожего на быка, с грубыми чертами лица, с коровьими ушами и рогами на голове. Поклонение Ваалу представляло собой дикие оргии с проявлением животных инстинктов и низких желаний, а также жертвоприношений. «И устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу» (). Возникли жрецы этого идола и жертвы всесожжения. «И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня» ().

Такими царями как, Ахавом в Израильском царстве, Ахазом и Манасией в Иудейском царстве, культ Ваала был возведен на уровень официальной религии. «Ахав... стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии.» (). Иезавель, жена Ахава, кормила 450 пророков Ваала и 400 жрецов Астарты. «Четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся со стола Иезавели» (). Жрецы Ваала наводнили страну.

Пророк еврейского народа, Илия, выступил с замечательной обвинительной речью, посрамив жрецов идола и призвал евреев к Истинному Богу. «Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог» (). В дальнейшем еврейский народ отказался от служения этому идолу, став служить Истинному Богу. «И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу» ().

Как видим ещё в древние времена, до прихода Иисуса Христа, у древних евреев остро ставился вопрос о том, какому господину служить, Богу или противостоящему Ему языческому идолу зла и обмана. Такая категоричность в отношении того, кому должен служить человек, сохраняется и в словах Спасителя «не можете служить Богу и маммоне» , потому что служение человека определяет его главную жизненную позицию и указывает на то, кому он посвятит всю свою жизнь. Или идеалам Добра, служа Богу, или стяжательству и алчности, поклоняясь маммоне. Иными словами в этих кратких словах говорит о том, кем станет человек, служа Богу – праведником, или, служа маммоне – грешником. В разбираемых словах Иисус Христос имеет ввиду и мысль о том, что под маммоной понимается и любой другой «господин» (языческое божество или человек), противостоящий Богу, и являющийся Его противоположностью.

Истинные христиане всегда служили только одному Богу. Так, например, первые христиане не допускали служения иным господам и даже расплачивались, за служение Богу, своей жизнью. В период раннего христианства при правлении цезарей (так называли римских императоров) в Римской империи существовал жестокий закон о служении императору. При его помощи проверяли всех граждан империи на лояльность в отношении служения богу-императору и государству. Согласно этому закону цезарь считался не только императором, но и богом. Этот закон проявлялся в том, что каждый гражданин Римской империи был обязан не меньше одного раза в год прийти в Рим, предстать в языческом храме перед жертвенником, посвященном цезарю, воскурить фимиам в честь императора, и сказать громогласно фразу: «цезарь – господь». Этот обряд возник из ложного философско-религиозного обоснования о том, что цезарь является воплощением бога. Культ почитания цезаря, как бога, являлся одним из государственных догматов Римской империи. Цезаря называли Августом, то есть божественным. И многие римские императоры свою родословную вели от языческих римских богов. После того, когда человек произносил фразу «цезарь – господь», ему давали соответствующий документ о благонадежности, который назывался «либелус». Если человек добровольно не хотел идти в Рим, то для исполнения этой процедуры его вели силой. Если человек отказывался признать императора богом, то, по существовавшим правилам его предупреждали, что если он не произнесет эту фразу, его казнят.

Первые христиане выбирали служение Богу, и не желали предавать веру в Единого Бога. Поэтому много христиан было казнено в те времена. Этот обряд на лояльность, одобрялся всеми римскими императорами. И только император Клавдий выступил против него. Первые христиане не на словах, а на деле продемонстрировали свою крепкую веру в учение Иисуса Христа и предпочитали погибнуть телесно, нежели поклоняться другому господину и погибнуть духовно.

Поэтому слова из Библии «будем служить благоугодно Богу» () призывают проявить свою стойкость в вере, и подтверждены кровью многих христиан, избравших служение одному господину, Истинному Господу, Богу, и отказавшихся поклоняться другим лжебогам и культу обожествленных римских императоров.

“Просите, и дано будет вам”

Согласно богословским представлениям православия эта заповедь Спасителя завершает собой пояснение того, как людям можно достигнуть Царства Небесного. Многие люди, выслушав поучения Спасителя о том, к что соблюдение всех заповедей Христовых является тяжелым для исполнения делом. Даже уч еники Спасителя, недоумевая, спрашивали: “Так кто же может спастись?” (Матф. 19:25). Иисус Христос дал ответ на этот вопрос, сказав, что спасется тот человек, который будет соблюдать Его заповеди. И считать исполнение Его заповедей тяжким бременем не надо. Так как “иго Мое благо, и бремя Мое легко”.

» Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко » (Матф. 11:28-30).

И если человек будет жить с Богом, то сумеет достичь спасения, потому что в этом деле Ему поможет Сам Бог. “Бог Помощник мой” (Пс. 53:6). Если же человек будет жить без Бога, то место Господа в жизни человека займет злой дух, который будет мешать человеку в деле спасения.

Изложив заповеди для достижения спасения, Иисус Христос посоветовал Своим ученикам и последователям проявлять стойкость и настойчивость в достижении Царства Небесного, сказав: “ищите, и найдете; стучите, и отворят вам”. При этом Спаситель указал на то, что без помощи Божьей, люди, одними своими усилиями не достигнут Царства Небесного. Поэтому людям нужно обращаться к Богу в молитвах и просить помощи в спасении души. “Просите, и дано будет вам”. Но одними молитвами и благими намерениями Царства Небесного не достичь. Для этого нужно ещё совершать и добрые поступки, исполняя заповеди Христовы в своей жизни.

На пути к спасению человека ожидают искушения и трудности. Но если человек делает добро, то обязательно найдет путь в Царство Небесное. О чём и сказано “ищите, и найдете”.

На пути достижения спасения темные силы зла человеку будут постоянно закрывать двери, ведущие в Царство Небесное, соблазнять человека разными искушениями, чтобы свернуть его с пути истинного. Но человек не должен отчаиваться, встречаясь с трудностями, а настойчиво стучать в закрытую дверь. В данном случае человек должен преодолевать преграды в виде закрытых дверей в Царство Небесное. И перед стучащим человеком (то есть перед человеком не пассивным, а добивающимся спасения) откроются двери, то есть исчезнут препятствия, о чем и сказано “стучите, и отворят вам”.

Таким образом для достижения спасения (что приобретается исполнением заповедей Спасителя) нужно проявлять настойчивость и решительность действий, нужно просить Господа в молитвах о помощи, и Господь исполнит эти просьбы.

Наряду с этим нужно искать в жизни, полной искушений и соблазнов, трудностей и препятствий, возможность делать добро. И каким бы трудным не показался поиск путей добра, ведущих к спасению, человек, ищущий спасения, найдет этот путь.

Таким образом, нужно упорно стучать в закрытые двери, символизирующие собой преграды и препятствия, проявлять настойчивость в преодолении трудностей. И тогда стучащему человеку непременно отворят двери в Царство Небесное. Иными словами, окончив изложение заповедей о достижении Царства Небесного, Спаситель в 7-м стихе призвал Своих учеников и последователей перейти от бездействия к активным действиям в достижении спасения, от слова к делу, и на пути достижения спасения проявлять настойчивость и энергичность, стойкость, упорство и терпение.

Интересен тот факт, что перевод 7-го стиха с греческого на русский, никаких разночтений не имеет и дословно точен. Причем слова Спасителя, в виде советов, в деле преодоления трудностей и совершения любых добрых дел, идут от действия, требующего при его осуществлении меньших усилий, к тому действию, которое нужно осуществить с приложением больших усилий.

Первоначально любое добродетельное дело (в том числе и дело спасения души) Спаситель рекомендует начинать с просьбы, то есть молитвы, обращенной к Богу “просите, и дано будет вам”. Затем Спаситель рекомендует предпринимать большие усилия чем просьба, и советует искать. Под словом “ищите” подразумевается поиск путей, ведущих к спасению, среди трудностей и препятствий жизни. И поиск того, как можно помочь ближнему в достижении Царства Небесного, и этим обеспечить не только свое, личное спасение, но и спасение других людей. И поиск путей, позволяющих избежать греха и противостоять искушениям. И если такой поиск будет сопровождаться настойчивостью и терпением, он увенчается непременным успехом, о чем и сказано: “ищите, и найдете”.

Поиски истинных путей для достижения спасения и счастья в жизни первоначально могут быть умственными, протекающими в сознании человека. Такие поиски связаны с философскими рассуждениями, с мысленным построением и анализом конкретной ситуации, и вырабатыванием плана действий для достижения поставленной цели. Затем человек осуществляет поиск путей для исполнения этого плана действий в жизни. После того, когда человек нашел цель в жизни и путь к её осуществлению, он должен её достигнуть.

Однако на пути к цели перед человеком возникают закрытые двери из неудач и преград. Для того чтобы стучать в эти двери нужно применить больше усилий, чем заниматься умственными поисками к достижению цели. Поэтому Спаситель рекомендует “стучите, и отворят вам”. Иными словами Спаситель советует проявлять настойчивость и терпение во время стука, то есть во время достижения целей. Действия, связанные с преодолением препятствий на пути достижения благочестивой цели, требуют от человека больших усилий, чем построение мысленных планов, что и показано в 7-м стихе.

С предыдущим (6-м) стихом разбираемые слова 7-го стиха имеют взаимосвязь. 6-й стих гласит “не давайте святыни псам”. По одному из преданий, после произнесения этих слов Спасителем, к Нему обратился юноша, который заявил, что он себя святым человеком не считает и святыни у себя не имеет, и не может дать её псам. Как же, в таком случае, к нему могут быть применимы слова Спасителя о святынях (6-й стих). И тогда Спаситель ответил этому юноше словами следующего 7-го стиха: “просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам”. Иными словами Спаситель сказал о том, чтобы люди, подобные этому юноше, просили Бога о ниспослании им святыни знаний. И тогда Господь даст эту святыню просящим людям, которую не нужно давать псам и свиньям. Господь также сказал о том, чтобы люди искали пути к познанию Божественных истин, а Он поможет в этом деле. А также чтобы люди в поисках спасения совершением добрых дел стучали в двери Царства Небесного и Господь поможет чтобы эти двери отворились перед такими людьми.

Евангелист Лука дополняет разбираемые слова 7-го стиха, изложенные у Матфея. Говоря о хлебе насущном в молитве Господней, Евангелист Лука затем приводит рассказ о человеке, который дает взаймы своему другу хлеба, если и не по дружбе, то по настойчивости его просьбы. “Не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его” (Лук. 11:8). Далее Лука в 9-м стихе 11-й главы дословно повторяет слова 7-го стиха из Матфея (Матф. 7:7). Но эпизод с другом, который дает хлеб взаймы не по дружбе “то по неотступности” дополняет эти слова в том смысле, что человек может достигнуть в жизни исполнения своих благочестивых целей, применяя неотступность, то есть настойчивость и терпение.

Но неотступность, то есть целеустремленность, настойчивость в достижении поставленных благочестивых целей, должна иметь поддержку Бога. Услышав наши молитвы, Господь ответит на них. Об этом и говорит Лука: “Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него” (Лук. 11:13).

О том, что настойчивость человека в достижении благочестивых жизненных целей должна сопровождаться просьбами к Богу, а Господь будет помогать человеку и даст просимое, говорится и у Матфея. “Тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Матф. 7:11).

Итак, выяснив то, что человек помимо своего терпения и трудолюбия, настойчивости, упорства и усердия, должен иметь поддержку Бога (что достигается через просьбы в молитве к Богу), мы должны выяснить и то, что же может человек просить у Господа Бога. Матфей отвечает на этот вопрос так: “Тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Матф. 7:11). Но какие блага может просить у Бога человек? На этот вопрос Евангелист Лука отвечает так: “Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него” (Лук. 11:13). Лука советует просить Дар Святого Духа для того, чтобы удовлетворить духовные потребности человека. Эту же мысль высказывает и Святой Иоанн Златоуст: “не проси ничего мирского, но всего духовного” (Беседы на Матфея, гл. 23).

Человек, получивший Дары Святого Духа, приобретает целый ряд новых возможностей и способностей, благодаря которым может лучше служить Богу и более активно влиять на свое спасение и спасение ближних. Например, многие Святые, такие как Сергий Радонежский, Нил Сорский в качестве Даров Святого Духа имели способность ясновидения и исцеления. Благодаря способности ясновидения они наставляли на путь истинный ближних, удерживая их от грехов, которые те могли совершить в будущем, и исцеляли тех, кому не могли помочь врачи. Исцеление совершалось Божьей благодатью, проходившей через Святых. Таким образом Дары Святого Духа они ставили на службу Богу и деланья добра там, где обычный человек, стремящийся к совершению добра, ничего не мог поделать, так как не имел таких чудесных способностей.

Апостол Павел указывает на Дары Духа Святого. “Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков” (1Кор. 12:7-10). Например, Дар мудрости от Бога получил царь Соломон. “И сказал Бог Соломону: за то, что это было на сердце твоем, и ты не просил богатства, имения и славы и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания, чтобы управлять народом Моим, над которым Я воцарил тебя, премудрость и знание дается тебе” (2Пар. 1:11-12).

Даром пророчества обладали многие ветхозаветные еврейские пророки от Моисея и до Иоанна Крестителя. Пророки Исаия, Захария и Даниил предсказывали приход Мессии, Иисуса Христа, задолго до Его появления и рассказывали о предстоящих Его крестных страданиях. “И показал Он мне Иисуса, великого иерея” (Зах. 3:1). “Вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой” (Ис. 42:1). Пророк Даниил точно указал время прихода обещанного Богом Мессии, Иисуса Христа. “Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины … И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос” (Дан. 9:25-26).

Святые Апостолы имели на себе все Дары Святого Духа. Например, Апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого от рождения человека. “Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить” (Деян. 3:6-8). У всех Апостолов был Дар красноречия, и они произносили проповеди Святым Духом и при помощи Дара убеждения обращали людей в веру Христову. “И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак, охотно принявшие слово его, крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч” (Деян. 2:40-41).

Все присутствовавшие на Пятидесятнице, получили Дар говорить на иных языках. “Ибо каждый слышал их говорящих его наречием” (Деян. 2:6). “Слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих” (Деян. 2:11). Несмотря на то, что Апостолы были люди не книжные, они обладали Даром знания и цитировали на память отрывки из Ветхого Завета, приводя в удивление раввинов и книжников. “Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись” (Деян. 4:13).

Апостолы при помощи Дара Святого Духа могли совершать чудеса. “Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса” (Деян. 5:12). Апостолы могли не только лечить, но и видеть, различать и изгонять злых духов из людей. “Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь” (Матф. 10:1). И если некоторые люди имели отдельные Дары Святого Духа, то Апостолы обладали всеми Дарами Духа Святого во всей полноте их. Поэтому Апостолы, в отличие от других людей, могли совершать такие дела добротворения, которые не посильны обычным людям.

Поэтому, памятуя о великих делах и подвигах добротворения Апостолов, Евангелист Лука и советует людям просить в первую очередь Дары Духа Святого, чтобы с их помощью люди могли сделать больше добрых, и по истине великих дел для спасения своих ближних во славу Божью.

Вопрос о том, какие блага нужно просить помимо Даров Святого Духа, является одним из важнейших вопросов экзегетики (науки о толковании Библии). Поэтому для того чтобы дать на него правильный ответ, обратимся к примерам из Евангелия и к высказываниям Спасителя. Сам Спаситель в молитве Господней не запрещает людям прошения о хлебе насущном. “Хлеб наш насущный дай нам на сей день” (Матф. 6:11). Под хлебом насущным подразумевается не только пища, но и всё, необходимое для поддержания жизни человека, то есть одежда, жильё и духовные потребности. Примеры из жизни Спасителя нам говорят о том, что Его просили о даровании здоровья и излечении от болезней. И Спаситель, не отвергая эти просьбы, исцелял больных. Избавление от недугов и здоровье, которое даровал людям Спаситель, а также хлеб насущный, который разрешено просить в молитве Господней, представляют собой мирские земные блага, без которых невозможна счастливая жизнь человека.

Но наряду со здоровьем и хлебом насущным, у человека есть вещественные потребности, которые находятся в теснейшей связи с духовными. Так, например, верующему нужны духовные книги, иконы и свечи для удовлетворения своих религиозных потребностей. Сказав “просите”, Иисус Христос разрешил людям обращаться к Богу с богоугодными просьбами затем, чтобы Господь их удовлетворял, давал людям просимое.

Тем, что мы обращаемся с просьбами к Господу, мы демонстрируем, что верим в Него, стремимся привлечь Бога в нашу жизнь. Надеемся на то, что от Бога получим удовлетворение наших молитв и просьб. Просить Бога нужно в первую очередь о духовном. О том, что поможет нам соблюдать заповеди Божии и делать добрые дела. То есть просить надо о том, чтобы Господь помог улучшить нашу духовную природу, помог исправить наш характер, помогал нам идти по пути добродетели, помог нам очиститься от своих грехов, ранее совершенных, и помогал в дальнейшем избегать совершения грехов и преодоления соблазнов и искушений.

Просить Господа нужно об исполнении только добрых дел, потому что Господь есть воплощение Добра, Света и Разума, и исполнять злых просьб не будет. “Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений” (Иак. 4:3). К Господу нужно обращаться с просьбами о том, чтобы Он также благословлял наши добрые дела и любое наше доброе начинание для успешного их выполнения. Сказав “ищите”, Господь благословляет на творение добра и дает благословение на поиск путей исполнения заповедей Божьих. Искать в окружающей нас жизни нужно, прежде всего, Бога. “Если будешь искать Его, то найдешь Его” (1Пар. 28:9). Иными словами человек должен видеть в окружающем мире не только зло, преграды, неприятности и препятствия. Но должен увидеть свет Божественного учения и присутствующее в мире добро, говорящее о бытии Божьем и о Его законах. Человек должен в жизни в первую очередь искать пути, позволяющие улучшить свою духовную природу, что приведет человека к духовному совершенству. А потом уже думать о поисках путей удовлетворения необходимых насущных мирских потребностей. “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам” (Матф. 6:33). Сказав “стучите”, Господь образно указал нам на то, что мы должны преодолевать возникающие на пути наших прошений и поисков преграды и трудности. Такое преодоление преград надлежит совершить искуплением наших грехов, деланьем добра, благотворением, добродетелью. А затем уже после того, как человек искуплением грехов и совершением добрых поступков (на основе закона воздаяния Божьего) подготовит благоприятную обстановку, он должен приложить собственные усилия, которые приведут к успеху, что образно и представлено в виде открывания двери. Также как человек, на пути которого возникла закрытая дверь, стучит в неё для того чтобы ему открыли эту дверь и он мог продолжать свой путь, точно также и мы, люди, должны не мириться с преградами и стуча в запертую дверь преодолевать препятствия и достигать исполнения добродетельной цели.

Иными словами дверь в словах Спасителя символизирует собой преграду на пути просящих и идущих людей к осуществлению своей благочестивой цели. Стук в дверь символически обозначает настойчивые действия людей, направленные на преодоление преград. И в первую очередь мы должны преодолевать именно те преграды, которые нам мешают постичь Бога и Его учение, мешают исполнять Божьи заповеди. К таким преградам можно отнести грехи, таящиеся внутри нас. Например, такие грехи как высокомерие, гордыня, зависть, стяжательство и т.д. Преграды могут возникнуть и во внешнем мире, в виде противодействующих обстоятельств, а также в виде порой не понимающих нас ближних, которых мы должны любить и добрым словом и делом наставлять на путь истинный.

Но любую преграду человек может одолеть только при помощи Божьей. Первые ученики, ища помощь Божью, стремились к общению со Спасителем. Они спросили Спасителя: “Равви, - что значит: учитель, - где живешь? Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот” (Иоан. 1:38-39). Так и мы, люди, жаждущие Благословений Господних и общения с Богом, должны совершением добрых поступков постучать в двери Божьего дома. И Господь, всегда Ждущий нас и всегда Готовый к встрече с нами, обязательно подарит нам чудо Божественного общения и поможет в наших делах, сделав так, что “всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят”. Потому что “живущий под кровом Всевышнего, под сенью Всемогущего покоится” (Пс. 90:1). И Господь сумеет удовлетворить не только духовные, но и необходимые бытовые просьбы такого человека.